Когда в стране наступает тяжелое финансовое положение, достаточно часто правительство принимает решение , и в первую очередь, это касается акций различных предприятий.

Приобрести в собственность различные компании может практически любой желающий, ведь нужно обеспечить выполнение всего нескольких основных условий, но при этом далеко не все потенциальные покупатели знают о том, как проводится приватизация предприятий и каким условиям нужно соответствовать, чтобы принять участие в торгах.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В связи с этим, если у человек появилось желание перекупить какие-то государственные акции, ему стоит разобраться в том, как проводится приватизация предприятий в 2019 году и когда можно принять в ней участие.

Законные основания

Порядок проведения приватизации на сегодняшний день регулируется двумя основными правовыми актами – это законы №178 и №1541.

При этом стоит отметить, что последний закон отличается ограниченным действием, а также не может распространяться на несколько видов государственной собственности, таких как:

  • природные ресурсы;
  • госрезерв.

Сама процедура передачи прав собственности в частные руки предусматривает руководство не только федеральным, но и региональным законодательством, но при этом, в первую очередь, именно регулирует правила проведения приватизации.

Помимо этого, данный закон также включает в себя информацию о том, что каждый житель России может принять участие в приватизации только один раз в своей жизни, но если речь идет о возмездной передаче прав собственности, участвовать в данной процедуре можно неограниченное количество раз.

Главные формальности оформления

Действующее законодательство предусматривает специальные нормы для проведения процедуры приватизации каких-либо предприятий. В случае нарушения данного порядка предусматривается признание договора недействительным.

Сам документ в обязательном порядке должен включать в себя информацию обо всех сторонах рассматриваемой сделки – о продавце, посреднике и приобретателе, а помимо этого в нем должно присутствовать полное наименование продаваемого предприятия с указанием его адреса, состава и стоимости активов.

Также стоит отметить, что в документе должна присутствовать информация касательно цены земельного участка в том случае, если он будет также продаваться или сдаваться в аренду физическим лицам.

Немаловажным моментом является добавление в составленный договор информации о том, в каком порядке должно передаваться предприятие, в какой форме и в какие сроки должны быть проведены платежи, а также какие присутствуют взаимные обязанности каждой из сторон. Обязательно нужно перечислить все условия, в соответствии с которым государственные активы были выставлены на продажу через аукцион.

Право собственности на указанную компанию переходит к покупателю только после того, как будет проведена регистрация купли-продажи, проведенная в полном соответствии с требованиями действующего законодательства.

Для того, чтобы впоследствии оспорить действительность составленного договора приватизации, нужно обращаться в учреждения арбитражного или районного суда, при этом подать данное заявление может только одно из лиц, принимающих участие в процессе приватизации

Порядок и правила приватизации предприятий

В зависимости от того, какое предприятие собираются оформить в частную собственность, изменяется и сам процесс проведения данной процедуры. В частности, здесь все зависит от категории рассматриваемой организации.

Государственных

Состав предприятия, которое будет приватизироваться частными лицами, должен определяться в предварительно составленном передаточном акте, формирование которого осуществляется на основании той информации, которая указана в акте инвентаризации, аудиторском заключении или документах о рассматриваемых земельных участках.

Передаточный акт обязательно должен включать в себя все виды имущества, которые будут приватизироваться частным лицом, включая также обязательства данного предприятия, связанные с выплатой всевозможных платежей для тех лиц, перед которыми несет ответственность за нанесение вреда здоровью или жизни.

Балансовая стоимость предприятия должна рассчитываться в соответствии с данными, полученными из промежуточного бухгалтерского баланса, который подготавливается с учетом результатов, полученных в процессе проведения инвентаризации всего представленного имущества.

Цена земельных участков должна равняться их кадастровой стоимости в том случае, если унитарное предприятие преобразуется в хозяйственное общество. Также стоит отметить, что в процессе приватизации имущественного комплекса любая собственность, которая не относится к приватизируемым активам, может быть изъята в дальнейшем ее собственником.

Правительство России имеет возможность определения исключительных прав, которые не предусматривают приватизацию того или иного имущества, включенного в состав собственности унитарного предприятия.

Требования, которые заявляют кредиторы к указанной организации, должны рассматриваться в заранее определенном порядке в процессе определения точного состава имущественного комплекса, передающегося в частные руки. При этом стоит отметить, что согласие кредиторов на перевод их требований в данном случае не требуется.

Отдельное внимание стоит уделить тому, что после определения точной первоначальной стоимости приватизируемого предприятия должно пройти не более шести месяцев до того момента, как компания или ее часть будет выставлена на публичные торги.

Муниципальных

Муниципальные предприятия приватизируются путем проведения трех основных этапов:

  • планирование;
  • принятие условий, на основании которых будет осуществляться процедура приватизации;
  • передача имущества в собственность частным лицам.

Стоит отметить, что в данном случае самым сложным этапом большинство экспертов называют именно планирование, так как в данном случае государственным органам нужно будет провести подробную оценку того, кто именно является собственником имущества и какие объекты они могут передать в распоряжение частным лицам.

Это достаточно сложная процедура, так как в России любые решения, связанные с приватизацией муниципальных предприятий, должно принимать непосредственно Правительство, которым в начале каждого года устанавливается перечень организаций, передаваемых в частные руки.

Унитарных

Приватизация унитарных предприятий проводится стандартно, но в данном случае есть определенный перечень объектов, которые не могут передаваться в распоряжение частным собственникам, и это жилищный фонд вместе с различными объектами инфраструктуры, а также объекты энергетики, которые используются для обеспечения нормальной жизнедеятельности жителей определенного населенного пункта.

Самым важным вопросом в данной процедуре является определение четкого состава имущества, которое не может быть приватизировано. В действующем законодательстве присутствуют довольно расплывчатые формулировки того, какие виды имущества относятся к данной категории, поэтому на практике заранее зачастую нельзя понять, что будет передано частникам, а что останется в распоряжении правительства.

При этом стоит отметить, что, если разобраться с жилищным фондом достаточно просто, то понять, какие именно объекты относятся к инфраструктуре этого фонда, не всегда так легко. В данном случае под такими объектами подразумеваются различные инженерные сети и оборудование, которое установлено внутри жилищного дома, в то время как «граница имущественной принадлежности» этих сетей устанавливается по наружным стенам этой постройки.

Ваучерных

Ваучерная приватизация предусматривает оформление предприятий в частную собственность всего в два этапа. Первый предусматривает так называемое акционирование завода, когда имеющееся государственное предприятие превращается в отрытое акционерное общество.

После этого происходят кардинальные изменения в организационной и правовой форме предприятия, а также осуществлялся выпуск акций, распределяющихся в дальнейшем между сотрудниками в соответствии с оформленными им ваучерами. Сама по себе пропорция данного распределения устанавливалась самими сотрудниками.

Каждый отдельный случай требует проведения специального собрания трудового коллектива, который должен решать, как именно должно использоваться приватизированное имущество – выделение из его состава оборудования для разных предприятий или же, наоборот, объединение разрозненных групп в полноценные организации.

Ваучерная приватизация основывается на принципе, при котором считается, что лучше всего определить судьбу компании смогут именно ее сотрудники, так как они представляют собой не просто равнодушных наблюдателей, а являются полноценно заинтересованными лицами.

На практике же такой формат показал крайне низкие результаты, так как народные массы просто не смогли приспособиться к современным рыночным условиям.

Казенных

Под «казенным предприятием» предусматривается специализированное унитарное предприятие, которое основывается на праве оперативного управления. Главным учредительным документом такой организации является ее устав, а фирменное наименование обязательно должно включать в себя определенную информацию, которая указывает на принадлежность этого органа государству.

В соответствии с законодательством казенные предприятия могли создаваться только на основе ликвидированных государственных компаний, и при этом:

  • занимались деятельностью, которая предусматривается исключительно для удовлетворения нужд государственных предприятий;
  • имели более 50% от государственных органов;
  • не могли приватизироваться на территории России в соответствии с ранее принятой государственной программой.

При этом стоит отметить, что новое казенное предприятие автоматически становится правопреемником старого учреждения, включая все имеющиеся у него задолженности. Таким образом, новый владелец берет на себя ответственность по долгам ликвидированной организации, но при этом может распоряжаться производимой ей продукцией, полученной прибылью, а также выполненными услугами или работами.

В преимущественном большинстве случаев казенные предприятия образуются на основе ликвидированных компаний. Несмотря на то, что создание подобных организаций предусматривается в принципе в любых отраслях экономики, наиболее часто их формирование происходит в области сельского хозяйства или промышленности.

Главные же условия, которым должно соответствовать казенное предприятие, являются следующими:

  • деятельность ведется только для удовлетворения нужд государственных компаний;
  • в компании более 50% от общего объема продукции закупается исключительно государством;
  • предприятие относится к числу таких объектов, которые не могут быть приватизированы в соответствии с законодательством.

В связи с этим оформление казенных предприятий в частные руки на данный момент не представляется возможным.

Доступные способы

В соответствии с действующим законодательством предусматривается всего четыре основных способа приватизации государственных предприятий:

  • продажа через специальный конкурс;
  • продажа путем проведения аукциона;
  • продажа определенной части акций, которую имеет государство в составе данного предприятия;
  • выкуп имущества.

Для выбора наиболее оптимального способа составляется специальный комитет по управлению государственным имуществом, который выносит решение на основании результатов, полученных в процессе работы комиссии по приватизации.

Выбирая наиболее оптимальный вариант оформления приватизации, в чет принимается мнение трудового коллектива, предложения потенциальных потребителей, общую сумму уставного капитала компании, а также отраслевые особенности объекта приватизации

Составление договора

При составлении договора нужно обязательно указать информацию о том, какой именно объект предоставляется в частную собственность гражданину, включая его:

  • габариты;
  • адрес;
  • количество помещений;
  • другие параметры, обеспечивающие возможность точной идентификации имущества.

Также обязательно прописываются стороны договора и ставятся подписи каждой из них. В данном случае обязательно должен оставить подпись представитель органа местного самоуправления или же компании, и затем он закрепляется печатью.

В договоре также нужно указать, на основании какого документа выполняет свои обязанности представитель органов местного самоуправления или же компании, являющейся владельцем передаваемого имущества. Если же имущество будет передаваться в собственность двух или большего количества лиц, в договоре обязательно должно быть указано, какой размер долей получает каждый из участников.

Нюансы процесса

Процедура приватизации осуществляется при участии двух сторон – покупателей и представителей органов государственной власти. При этом стоит отметить, что в данном случае в учет берется несколько нюансов. В частности, при приватизации государственных предприятий в торгах могут принимать участие только те лица, которые своевременно подали заявку.

Отказывается в оформлении имущества лицам, которые:

  • не предоставили нужный пакет документов в установленные сроки, которые были объявлены при запуске аукциона;
  • предоставили ложную информацию или фиктивные документы;
  • не соответствуют требованиям, установленным в действующем законодательстве;
  • не внесли задаток в нужном размере и в те сроки, которые были объявлены организатором торгов;
  • признаны банкротом или проходят процедуру ликвидации, если речь идет о юридическом лице;
  • прекращают свою деятельность в соответствии с решением суда или какого-либо другого уполномоченного на это органа.

12. Перечень подлежащих приватизации имущественных комплексов и иного государственного имущества определяется согласно приложению 2 к настоящей Программе.

13. Перечень объектов государственных предприятий, подлежащих преобразованию в хозяйственные общества с сохранением 100 процентов акций (доли) в государственной собственности, определяется согласно приложению 3 к настоящей Программе.

Наименование объекта

Уставный капитал (тыс. сом.)

Государственная доля (%)

1. Город Бишкек

ОАО "Фонд развития предпринимательства"

ОАО "Оргтехстрой"

ОАО "Транснациональная корпорация "Дастан"

ОАО "Авиакомпания Кыргызстан"

ОАО "Транс-Союз-Азия"

ЗАО "Альфа-Телеком"

ЗАО "БТА Банк"

2. Чуйская область

ОАО "Кыргызкабель"

ЗАО "ВАСО"

ОсОО "Китлап"

3. Иссык-Кульская область

ОАО "САП Мин-Булак"

4. Нарынская область

ОАО "Жумгалсуукурулуш"

ОАО "Нарынбасмаканасы"

5. Город Ош

ОАО "Азамат"

6. Джалал-Абадская область

ОсОО "Передвижная механизированная колонна "МинтекеТТ"

7. Баткенская область

ОАО "Кызыл-Кийский ТФЗ"

ОсОО "Шахта Беш-Бурханкомур"

Наименование государственного предприятия

Государственная доля (%)

Государственная доля, подлежащая приватизации (%)

Государственное предприятие"Центральная лаборатория" при Государственном комитете промышленности, энергетики и недропользования Кыргызской Республики

В соответствии с законом существуют следующие способы в России:
1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

На аукционе продается в случае если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества.

Аукцион является открытым.

Продолжительность приема заявок не менее 25 дней.

Задаток на участие 20% начальной цены. В течении 5 дней с даты подведения итогов заключают договор купли-продажи с победителем. Оформление права собственности и передача имущества не позднее чем через 30 дней после полной оплаты имущества.

2. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

Специализированный аукцион – способ продажи акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции ОАО по единой цене за одну акцию.

3. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе

На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации ОАО, которые составляют более чем 50% уставного капитала указанного общества, если в отношении указанного имущества его покупателю необходимо выполнить определенные условия.

Условия конкурса могут предусматривать:

Сохранение определенного числа рабочих мест

Переподготовку или повышение квалификации работников

ограничение изменения профиля деятельности унитарного предприятия или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращения их использования

Проведение реставрационных, ремонтных или иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

Условия должны иметь экономическое обоснование, сроки их исполнения, порядок подтверждения победителем конкурса исполнения таких условий.

Условия не подлежат изменению. Перечень условий исчерпывающий.

4. Продажа за пределами РФ находящихся в государственной собственности акций ОАО.

Такая продажа может быть осуществлена посредством использования этих акций в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранным эмитентом.

5. Продажа акций ОАО через организаторов торговли на рынке ценных бумаг

6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

Такая продажа осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся. Это публичная оферта. При этом указывается величина снижения первоначального предложения (оно не ниже начальной цены на аукционе), срок после которого снижается цена и цена отсечения (минимальная цена) (нормативная цена - 50%). Продают первому.


7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Осуществляется если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась. Нормативная цена не определяется. Продают тому кто больше предложит.

8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы ОАО.

Осуществляется в случаях:

При учреждении ОАО

В порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов ОАО.

9. Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

С победителем конкурса одновременно заключается договор доверительного управления и договор купли-продажи акций ОАО. Он приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления.

Особенности приватизации разных объектов собственности

Приватизация крупных, средних, малых, сельскохозяйственных предприятий, недвижимости и других объектов имеет свои особенности.

Способы приватизации применяются отдельно либо комбинировано.

Приватизация крупных предприятий, как правило, проходит поэтапно.

Этапы могут растягиваться на годы.

Например, одна часть акций предприятия может отойти работникам и администрации, а другая – выставлена на продажу внешнему инвестору. Пакет может быть выставлен одним лотом, а может несколькими, может в одно время, может поэтапно. Таким образом, у предприятия может появиться сразу несколько внешних владельцев.

В России комбинированная схема наиболее распространенная.

Малые и средние одним способом и в один этап. Это в основном предприятия инфраструктуры, бытового обслуживания, розничной торговли.

Обычно их приватизацию осуществляют органы местной власти. Оценить их проще. Политически тоже проще, так как сектор услуг обычно игнорировался, а приватизация приводит к насыщению ассортимента товаров и услуг. Поэтому население позитивно оценивает приватизацию.

В России много предприятий перешло в руки трудовых коллективов, и спустя некоторое время через вторичный рынок они оказались в руках внешних владельцев.

Приватизация сельскохозяйственных предприятий имеет существенные особенности. Важную роль играет эффект масштаба производства, который ограничен количеством работников. Колхозы слишком велики, слишком сильное дробление тоже плохо.

Проблемна продажа их акций на вторичном рынке.

Пока вопросы приватизации с/х предприятий решаются через закрепление частной собственности на землю и другие сельскохозяйственные активы, а также путем создания рынков.

В большинстве стран была принята схема паевого владения с/х угодьями.

Пайщикам необходим механизм, позволяющий обменивать принадлежащие им паи на материальные активы – землю, с\х технику, недвижимость. Один из механизмов – внутренний аукцион.

Этапы приватизации в России

Российская модель приватизации была воплощена в Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий 92г.).

Основным НПА является Закон о приватизации.

Первый закон – 1991г.

Новый закон - №178-ФЗ от 21.12.2001г.

Первый этап 1992г.

Этому сопутствовало несколько факторов:

1. низкая платежеспособность населения

2. незначительный интерес к российской государственной собственности со стороны иностранных инвесторов.

Поэтому применение в чистом виде таких способов как продажа внешним владельцам имущества или акций было практически невозможно.

3. Правительство искало компромисс с оппозицией – приватизация в интересах трудовых коллективов.

4. Началась спонтанная приватизация. Руководители, обладая правом хозяйственного ведения, распоряжались государственным имуществом передавая его на балансы других предприятий, принадлежащих частным лицам.

Правительство должно было ускорить процесс законной приватизации.

В результате в основу программы были положены три варианта, в каждом из которых рассматривались льготы работникам.

Одновременно готовилась всеобщая ваучерная приватизация (чек на 10 тыс.руб. каждому). На него можно было приобрести акции предприятий на чековых аукционах или разместить в инвестиционных фондах. (в отличии от Чехии ваучер не был именным).

Три варианта для крупных предприятий с числом занятых свыше 1 тыс. человек и основными фондами свыше 50 млн.руб.

Первый вариант:

Работникам предприятий безвозмездно передавалось 25% привилегированных акций. Трудовой коллектив также имел возможность приобрести 10% обыкновенных акций, но на льготных условиях. Отдельные условия приобретения определялись руководителям. Администрация имела возможность приобрести 5% акций, 29% обыкновенных акций продавалось на ваучерных аукционах, а оставшиеся 31% временно сохранялся в государственной собственности с последующей реализацией на денежных аукционах.

Второй вариант:

Самые большие льготы трудовому коллективу:

51% обыкновенных акций на льготных условиях продавался работникам,

29% продавалось на ваучерных аукционах

20% временно сохранялось в государственной собственности с последующей реализацией.

Третий вариант:

30% обыкновенных акций группе работников предприятия, которые взяли на себя ответственность за реорганизацию предприятия.

20% обыкновенных акций на льготных условиях работникам – всем членам трудового коллектива

29% обыкновенных акций продавалось на ваучерных аукционах

21% временно сохранялся в государственной собственности с последующей реализацией за деньги.

Выбор варианта производился работниками на собраниях трудового коллектива.

Практически во всех вариантах 29% акций реализовывалось на ваучерных аукционах, тем самым осуществлялась схема участия всего населения страны в разделе государственной собственности.

Одновременно для стратегических внешних инвесторов и будущих внешних владельцев резервировались пакеты от 20% до 31%

Для малых предприятий (до 200чел.,основные фонды - до 1 млн.руб) – единственный метод – продажа на ваучерных и денежных аукционах.

Средние предприятия (от200 до 1 тыс.человек) могли выбирать любой из трех вариантов либо продажу на аукционах.

Большинство предприятий пошло по второму варианту. Руководители также склонились к нему так как предприятиек не перейдет в скором времени к внешнему владельцу.

Темпы приватизации были высокие. К 1994г. было приватизировано около 100тыс. предприятий производивших 40% ВВП.

К 1997г. этот показатель достиг 70%.

75% предприятий было приватизировано по второму варианту. 1 вариант -24%, 3-1%.

Все варианты предусматривали значительную распыленность капитала. Законодательно не запрещалось концентрировать крупные пакеты в одних руках, чем воспользовались многие руководители, отдельные работники и внешние владельцы.

Внешним владельцам приходилось довольствоваться акциями предприячтий по первому и третьему варианту. Большая доля в совокупном акционерном капитале досталась внутреннему менеджменту чем внешним владельцам.

Структура со временем менялась:

1996гю работники – 35% акций, руководители – 16%, внешние инвесторы – 32%.

Таким образом большинство предприятий приобрело новых владельцев, которые разделились на две группы: руководители и внешние владельцы.

Условно можно выделить следующие этапы приватизации в России:%

1 этап – «малая» приватизация малых и средних, в основном муниципальных предприятий в сфере торговли, бытового обслуживания и инфраструктуры на денежных аукционах.

2 этап – массовое акционирование предприятий с подготовкой планов приватизации в трудовых коллетивах – проведение инвестиционных торгов.

3 этап – «чековая», выдача ваучеров, подготовка и проведение чековых аукционов.

4 этап – массовая «денежная» приватизация с продажей зарезервированных в государственной собственности пакетов акций на открытых аукционах с перечислением вырученных средств в бюджет, включая залоговые аукционы.

5 этап – приватизация по индивидуальным проектам с углубленной предпродажной подготовкой и рыночной оценкой имущественных комплексов.

1-3 этапы – начальные. 4-5 текущая практика приватизации.

Правовая значимость нового закона

1. Устраняет двойственность правовой основы(было закон и программа)

2. Сбалансированы полномочия разных ветвей власти. Закон устанавливает четкую последовательность действий.

Президент формирует перечень стратегических предприятий и определяет возможность их приватизации.

Приватизация естественных монополий только на основании законов.

Правительство осуществляет планирование и руководство и отчитывается перед Думой.

3. Закон позволяет уйти от субъективного подхода при выборе способа приватизации.

Федеральное имущество разделено на две группы:

1. имущественные комплексы УП и акции ОАО, стоимость основных фондов которых превышает 5 млн. МРОТ и которые отвечают иным критериям, устанавливаемым правительством.

2. иное имущество.

Приватизация 1 группы только на аукционе, на специализированном аукционе, путем продажи за пределами территории РФ производных ценных бумаг.

2 группа – на аукционе, специализированном аукционе, конкурсе, путем внесения акций в уставный капитал ОАО. Если 2 группа - продажа на аукционе не состоялась, то другими способами.

4. Снимается ограничение на продажу государственных пакетов акций пределами территории РФ.

Это расширяет базу покупателей, привлекает средства нерезидентов, повышает имидж предприятий на международных фондовых рынках.

5. Существенно расширен и обновлен инструментарий приватизации для второй группы, что позволяет участвовать среднему и малому бизнесу, гражданам.

Новые способы продажи вводит закон:

Через организатора торговли на рынке ценных бумаг

При наличии котировок это снижает затраты, позволяет продавать мелкие пакеты и осуществлять продажи без диконта к рыночной цене.

Путем публичного предложения.

Это обеспечивает реализацию низколиквидного имущества, снижает затраты, выявляет реальную стоимость имущества, дает большую гарантию успеха продажи.

Продажа в случае отсутствия конкурсности.

Для неликвидных объектов (незавершенки), на которые отсутствует спрос и реализация которых возможна только на основе предложений потенциальных покупателей о цене объекта приватизации.

Продажа акций ОАО по результатам доверительного управления.

Стимулирует управляющего к выполнению взятых на себя обязательств.

6. Устанавливает порядок приватизации земельных участков одновременно с имуществом унитарных предприятий и иных объектов недвижимости.

7. Установлены особенности приватизации объектов историко-культурного наследия – действовавший закон не распространялся на такие объекты.

Допускается приватизация таких объектов, если государство не обеспечивает надлежащее сохранение при условии принятия охранного обязательства.

8. Включен порядок и особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Эти объекты могут быть включены в состав имущественного комплекса предприятия если стоят на балансе (за исключением тех которые должны быть переданы МО)

9. Ряд переходных положений.

В свете нового закона меняются основные задачи Минимущества РФ:

Основными напрвлениями деятельности являются проведение работы по совершенствованию структуры федеральной собственности, в том числе, по сокращению количества унитарных предприятий путем реорганизации и приватизации, а также продаже пакетов акций, которые не обеспечивают необходимого влияния на управление в АО, а также пакетов акций обществ, необходимость участия государства в которых отсутствует;

Повышение эффективности управления государственным имуществом, в то числе совершенствование мониторинга государственной собственности и планирования доходов от ее использования.

Смещение акцента деятельности с количественных показателей на качественные.

Обращение имущества в государственную собственность

В рамках российского законодательства обращение в государственную собственность имущества граждан и юридических лиц полностью или частично, временно (например, для проведения санации, неподъемной для частного собственника) либо без установления временных ограничений может происходить как:

1. на добровольной (договорной) основе

2. так и в принудительном порядке – по решению суда либо в порядке и на условиях, определенных законом.

Добровольный переход

На добровольной основе обращение имущества в государственную собственность (либо собственность, контролируемую государством) может быть произведено многими способами:

1. на договорной основе

2. путем сознательного обанкрочивания (хотя оно тоже оформляется договором)

3. путем уступки контроля (допуская вложения государственного капитала или имущества в масштабах, обеспечивающих контроль государства).

1. Передача собственности по договору

Имущество может быть передано государству по договору:

Купли-продажи (выкуп государством приватизированного имущества и т.п.)

Дарения (передача ХТ, ХО, производственным кооперативом, артелью своего имущества государству – частично или полностью (в этом случае юридическое лицо подлежит ликвидации) на безвозмездной основе, как это имеет место, например, в сфере производства спирта) или в счет погашения задолженности перед федеральным или областным бюджетом (в случае принятии соответствующего пакета законодательных актов на федеральном или областном уровне).

2.Имущество приватизированных предприятий может быть возвращено в собственность государства через процедуру банкротства (при наличии соответствующего пункта в договоре между приватизированным предприятием как юридическим лицом и соответствующим государственным органом об оказании финансовой поддержки предприятию в добанкротном периоде). Основой для такой передачи может служить, в частности, новая российская схема реструктуризации долгов предприятий. С 1998г. в залог выполнения предприятиями условий договора о внесении текущих платежей в бюджеты всех уровней в обмен на рассрочку долга на четыре года, а штрафов и пеней – на десять лет государство стало брать уже не только пакеты акций, но и имущество. В случае банкротства предприятия значительная часть его имущества может перейти в собственность государства на федеральном или областном уровне.

3. Государство может получить контроль над предприятием, внеся государственное имущество, пакеты акций, принадлежащих государству, в качестве долей (вкладов) в уставные капиталы ХТ(ХО) как действующих, так и вновь образуемых.

(На практике, в соответствии с законодательством учредителем(участником) создаваемых в ходе приватизации товариществ (обществ) выступает областной фонд имущества с последующей передачей областному комитету по управлению имуществом функций по управлению государственными долями (пакетами акций) в них.)

Принудительное изъятие собственности по суду


Приватизация путем акционирования

(некоторые тонкости процесса реорганизации ФГУП )

Прежде всего следует правильно расставить акценты и определиться с понятийным аппаратом, ведь для многих термины «приватизация» и «акционирование» не очень совместимы. Встречается и другая крайность, когда между приватизацией и акционированием фактически ставят знак равенства. Как правильно оценить ситуацию применительно к государственным унитарным предприятиям? Как соотнести понятие «акционирование», предусматривающее изменение организационно-правовой формы юридического лица с приватизацией, которая, как известно, включает в себя преобразование государственной собственности? Ответы на эти вопросы мы постарались найти, анализируя законодательство о приватизации, а также некоторые результаты собственной практики оказания юридических услуг предприятиям, организационно-правовая форма которых – ФГУП. Вот что у нас получилось.

Отраслевые федеральные и муниципальные государственные унитарные предприятия (ФГУП), как известно, все еще занимают достаточно заметное место в экономике нашей страны, особенно в том случае, если они входят в состав так называемых системообразующих организаций, то есть имеют непосредственное отношение к выполнению важных государственных программ разного уровня и различной отраслевой направленности. Вероятно, именно по этой причине приватизация таких предприятий подробно регламентируется законодательством, согласно которому любое преобразование унитарных предприятий в компании иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации. Федеральный закон содержит в этой части конкретное требование (ст.34 закона №161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Статьей 13 ФЗ-178 от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрены следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торгов на рынке ценных бумаг; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления. Причем, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии со статьей 11 упомянутого выше Федерального закона, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации, может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. В иных случаях приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными указанным выше Федеральным законом способами. Из этого следует, что общие принципы приватизации по отношению к крупным унитарным предприятиям по большей части неприменимы. Как уже было отмечено, по отношению к государственным унитарным предприятиям, имеющим важно государственное, в том числе – оборонное, значение приватизация может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Оно и понятно: трудно представить продажу с торгов режимного оборонного института или завода. Следовательно, акционирование ФГУПов является в данном случае способом (механизмом) приватизации, причем исключительным, то есть, единственно возможным. Именно так следует расставлять акценты и приводить в порядок понятийный аппарат.

На практике упомянутый механизм чаще всего предусматривает, во-первых, преобразование ФГУП в открытое акционерное общество (100% акций которого находится в федеральной собственности) и, во-вторых, последующее внесение 100% акций минус одна акция в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал какого-либо акционерного общества в порядке оплаты размещенных этим акционерным обществом дополнительных акций в связи с увеличением его уставного капитала. Как правило, решения такого рода принимаются в формате указа Президента Российской Федерации. То есть, неизбежно возникает вопрос о том, кому именно государство передает полномочия по управлению активами реформируемых унитарных предприятий. Согласитесь, с учетом печальной практики всех предыдущих «волн» приватизации, такой вопрос возникает закономерно и обоснованно, и дело даже не в возможной коррумпированной составляющей процесса приватизации. По нашему мнению, актуальность данной проблемы обусловлена двумя главными причинами, а именно:

Многие отраслевые унитарные предприятия отнесены к категории стратегических, поскольку в том числе выполняют важные государственные задачи в области обороны и безопасности в целом;

Большинство из упомянутых унитарных предприятий располагает на праве хозяйственного ведения внушительными активами, в том числе объектами недвижимости, дорогостоящим оборудованием. Отраслевые научно-исследовательские институты, например, часто располагают также правами на интеллектуальную собственность, которая часто по своей стоимости сравнима с дорогостоящими объектами недвижимости. Но ведь создаваемое на месте ФГУП акционерное общество одновременно приобретает возможность не только использовать упомянутые активы по их прямому назначению, но и заниматься их продажей, которая на практике получила достаточно туманное наименование «реализации непрофильных активов». Так кому же «с барского плеча» государства передаются активы реформируемых унитарных предприятий? Вопрос, как говорится, интересный…

В нашей стране перечень таких предприятий утвержден Указом Президента РФ от 4 августа 2004г. №1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». Кроме того, перечень так называемых «системообразующих» объектов утверждается правительственной Комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Упомянутый перечень не является исчерпывающим и может корректироваться решениями упомянутой Комиссии. Это означает, что состав системообразующих предприятий формируется на уровне высших органов государственного управления России, постоянно меняется с учетом изменений, происходящих в базовых отраслях экономики, в том числе с учетом потребностей оборонно-промышленного комплекса страны.

Следует отметить, что в качестве первых шагов унитарного предприятия по пути акционирования необходимо рассматривать его включение в Прогнозный план (Программу) приватизации федерального имущества, который утверждается Правительством Российской Федерации, а также последующее издание соответствующего приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом или его территориального подразделения. На этом основании выпускается распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом об условиях приватизации конкретного федерального государственного унитарного предприятия. Поскольку с этого момента процесс приватизации регулируется преимущественно упомянутым выше распорядительным документом, остановимся более подробно на его содержании.

В преамбуле распоряжения об условиях приватизации обычно перечислены нормативно-правовые и распорядительные документы, на основании которых осуществляется приватизация данного предприятия, в том числе содержится ссылка на аудиторское заключение с предварительной оценкой стоимости активов ФГУП. Далее, в распоряжении обычно указывается, что приватизацию надлежит осуществить путем преобразования в открытое акционерное общество, причем указывается его полное наименование и размер уставного капитала акционерного общества. В этой части, обязательным является указание на то, сколько именно именных обыкновенных бездокументарных акций составляют уставный капитал и какова стоимость каждой акции. Распоряжением доложен быть утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП, что по общему правилу должно быть отражено в специальном приложении к распоряжению. Однако на практике унитарное предприятие, подлежащее приватизации, как правило, получает лишь текст основного документа, без перечня имущественного комплекса. По всей вероятности, представитель собственника в этом случае оставляет за собой право в последний момент внести коррективы в этот важный документ, поскольку в процессе подготовки имущественного комплекса к приватизации могут возникать разного рода неожиданности. Очень часто, например, правоустанавливающие документы на некоторые объекты недвижимости или не оформлены надлежащим образом, или вообще отсутствуют, особенно если речь идет об объектах незавершенного строительства, либо о так называемом «самострое». Это означает, что для того, чтобы на свет появилось приложение к распоряжению с указанием состава имущественного комплекса, подлежащего приватизации, администрация унитарного предприятия часто бывает вынуждена предварительно проводить большую работу, направленную на приведение в надлежащее состояние правоустанавливающих документов. Начало такой работы – организация комиссионной проверки имущественного комплекса предприятия, с участием представителей собственника, то есть территориального управления Росимущества, по итогам которой оформляется соответствующий акт. Названный документ сопоставляется с оформленным ранее актом передачи предприятию объектов на праве хозяйственного ведения и в результате появляется возможность вычленить «проблемные» объекты недвижимости, по которым необходимо проводить дополнительные специальные мероприятия (уточнение границ земельных участков; урегулирование территориальных разногласий; переоформление документов БТИ; согласование и получение недостающих правоустанавливающих документов и т.д.). Правда, в передаточный акт могут войти не все объекты недвижимости, которые входят в имущественный комплекс ФГУП, такое бывает достаточно часто. Чем руководствуется в этом случае собственник, нам не ведомо. Есть, видимо, какие-то свои резоны… В качестве приложения к распоряжению об условиях приватизации оформляется также перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса ФГУП. Чаще всего имеются в виду объекты, расположенные на территории предприятия, но принадлежащие ГО и МЧС (обычно, защитные сооружения). Расчет балансовой стоимости активов предприятия, а также перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, также оформляются, как приложения к упомянутому выше распоряжению об условиях приватизации. Важно учитывать, что названным распоряжением должен быть утвержден также устав создаваемого акционерного общества, состав органа управления (совета директоров), ревизионной комиссии. Но все кадровые решения в этом случае носят временный характер, то есть принимаются до первого общего собрания открытого акционерного общества. Есть и конкретные мероприятия, которые должны провести члены органа управления. Так, часто в распоряжении об условиях приватизации содержатся требования: в 2-3-х месячный срок осуществить необходимые меры с целью государственной регистрации открытого акционерного общества; подписать передаточный акт о приемке подлежащего приватизации имущественного комплекса и предоставить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом заверенный экземпляр Устава, а также копию документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц и экземпляр передаточного акта; в месячный срок предоставить в территориальное управление Росимущества документы, необходимые для внесения соответствующих изменений в реестр федерального имущества; осуществить юридические действия по государственной регистрации перехода к созданному открытому акционерному обществу права собственности на объекты, полученные им в соответствии с передаточным актом. Названным выше распоряжением об условиях приватизации органам управления акционерного общества обычно предписывается принять решение о выпуске акций открытого акционерного общества с размещением всех акций единственному учредителю – Российской Федерации (в лице Росимущества), а также утвердить отчет об итогах выпуска акций созданного ОАО и направить соответствующие материалы в уполномоченный государственный регистрирующий орган.

Практика показывает, что именно организация выпуска акций является наиболее сложной и трудоемкой задачей. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ устанавливает процедуру эмиссии ценных бумаг, которая включает следующие этапы: принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг; утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; размещение эмиссионных ценных бумаг; государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. Одновременно установленный перечень этапов не является исчерпывающим, а порядок осуществления этапов может меняться в зависимости от ситуации. В дальнейшем, Совету директоров также предписывается организовать ведение реестра акционеров и представить собственнику соответствующие документы, подтверждающие исполнение предписания.

Важно учитывать, что акционерное общество считается созданным с момента его государственной регистрации (п.5 ст.2 ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №208-ФЗ). То есть до момента государственной регистрации предприятие является ФГУПом, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Новое акционерное общество является правопреемником государственного унитарного предприятия. Трудовые договоры с работниками организации сохраняются (статья 75 ТК РФ), причем какого-либо письменного согласия работника на продолжение трудовых отношений не требуется. А вот если работник почему-либо не согласен продолжать работу в реорганизованной компании, он обязан выразить такое несогласие (отказ от продолжения работы) в письменной форме. Но в любом случае, стороной трудовых отношений становится новое юридическое лицо. В трудовые книжки работников вносится запись о новом названии организации-работодателя. В соответствии с частью четвертой статьи 43 Трудового Кодекса РФ, «коллективный договор сохраняет свое действие в случаях реорганизации организации в форме преобразования».

Завершая размышления об особенностях процесса приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, необходимо перечислить и некоторые трудности, с которыми чаще всего сталкиваются руководители ФГУПов в это сложное для них время, которое именуется, как «приватизация» или «акционирование» (читатель уже понял, что правильно и то, и другое). Разумеется, в каждом конкретном случае ситуация может выглядеть по-разному, но общие тенденции существуют. Прежде всего, предприятие после акционирования должно войти в состав другого акционерного общества, которое с момента выпуска распоряжения территориального управления Росимущества об условиях приватизации обычно уже начинает чувствовать себя, как фактический хозяин реформируемого предприятия. Полагаем, к этому явлению следует относиться с пониманием, ведь акционирование рано или поздно, но закончится. Так что контроль со стороны «головного» акционерного общества, некоторые его настойчивые рекомендации и предложения (от которых нельзя отказаться) относительно кадровой политики и перестановки в руководящем звене, это, так сказать, трудности роста. Но главным, скорее всего, следует считать такую особенность, как фактическое руководство процессом приватизации со стороны собственника – территориального управления Росимущества, точнее, весьма жесткий контроль всего происходящего, который осуществляется представителями этого ведомства. Сможет руководство ФГУПа и его юридическая служба правильно ориентироваться и найти свое место в этой «двухступенчатой» конструкции, следовательно, сможет сохранить себя в этот сложный период структурных потрясений. Справедливости ради отметим, что мало кому это удавалось до сих пор. Вот такая третья трудность, с которой неизбежно предстоит столкнуться.

Благодарим за просмотр статьи. Если потребуется наша помощь, рекомендуем: звоните по телефонам в Москве: +7(495)229-82-53 или 8-926-005-89-20 . У вас будет возможностьобсудить возникшие вопросы или записаться на консультацию. На рынке юридических услуг мы работаем уже пятнадцать лет. И работаем ДОБРОТНО.

Генеральный директор

ООО «Информационно-правовое агентство «ЭНПРА»

Евгений Постнов

Кандидат юридических наук

Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.

Акция – особое экономическое отношение между участниками рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.

Акция есть связующее отношение между ее эмитентом и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.

Для инвестора как владельца акций данное отношение означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.

Для эмитента выпуск акций означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над собой акционерам и выплатой им части своих доходов в виде дивидендов.


Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием

Управление государственным портфелем акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис.



Рис.2.6. Объекты управления государственным портфелям акций.


Законодательство о приватизации фактически обозначило два этапа приватизации государственного и муниципального имущества.

Первый этап «массовой» приватизации был направлен на развитие частной собственности на средства производства и расширение частного сектора в экономике. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», от 14 октября 1992 года № 1229 «О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации», которые предусматривали наряду с деньгами использование до 1 июля 1994 года приватизационных чеков в качестве средств оплаты при приобретении объектов приватизации.

Основной особенностью данного этапа является концентрация объектов государственной собственности в руках узкого круга лиц в виду малограмотности основной массы населения страны. Действительно, кратчайшие сроки проведения «массовой» приватизации, отсутствие надлежащей правовой базы и эффективной системы государственного управления, экономического образования граждан позволило осуществить процесс приватизации объектов государственной собственности в интересах определенного круга лиц, имеющего доступ к органам исполнительной власти федерации и субъектов федерации. В результате цель повышение благосостояния граждан страны выполнена не была. Тем не менее, основная цель данного этапа – формирование круга частных собственников – была достигнута.

Только за 1992 год было приватизировано с оплатой в денежной форме 46 815 предприятий. В федеральный бюджет поступило около 0,04 млрд рублей.

Предоставление рассрочки до трех лет и отсрочки платежа, широко используемое в тот период при значительных темпах инфляции, дает основание считать, что в формировании доходов бюджетов средства от приватизации составляли несущественную долю.

В целом на данном этапе государство приватизировало в основном предприятия отраслей народного хозяйства (состоянию на 1 мая 1994г. приватизация объектов и предприятий муниципальной собственности в общем объеме приватизируемых предприятий и объектов по Российской Федерации составила 63 %). К августу 1994 года первый этап приватизации был завершен. Его основные результаты: государственная собственность была приватизирована в объеме 37 процентных пунктов.

Второй этап связан с принятием Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденных Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г. в этот период времени в России активно развивается система приватизации крупных государственных предприятий в металлургическом и машиностроительном комплексе через залоговые аукционы.

В период середины 1990-х годов государство испытывает острую нехватку финансовых ресурсов в доходной части бюджета. В результате был предложен следующий механизм финансирования дефицита федерального бюджета через коммерческие банки: коммерческий банк предоставляет государству кредит сроком на один год под залог акций крупнейших предприятий; по истечению срока кредита государство выплачивает банку долг, а банк в свою очередь выводить и залога государственное имущество. На практике по факту финансового периода формировался еще больший дефицит бюджетных средств, государство не имело возможности рассчитаться по своим обязательствам в полном объеме. В этом случае предусматривалось проведение залогового аукциона и компенсация долга банку за счет продажи государственных пакетов акций. Таким образом, в Российской Федерации получили начало формирования крупнейшие финансово-промышленные группы: ОК «Русал», Евраз Груп, «Базовый элемент» и другие крупные компании страны.

В дальнейшем процесс приватизации осуществлялся преимущественно путем организации конкурсных торгов или выкупа арендованного государственного и муниципального имущества.

В начале третьего этапа приватизации на территории многих муниципалитетов существовал внеконкурсный подход к выкупу арендованного имущества, которым активно пользовались субъекты частного бизнеса. 25 октября 2001 года процесс приватизации государственной собственности в России получил новый веток развития: принятие Земельного Кодекса Российской Федерации определило возможность установления права частной собственности на земельные ресурсы. Данный этап во много повторил ошибки первого периода: наиболее активное участие смогли принять собственники крупных объектов недвижимости, выкупая расположенные под своим имуществом земельные ресурсы по льготной цене, что привело к еще более высокой концентрации объектов национального богатства в руках узкого круга лица.

Современный период развития Российской Федерации характеризуется реформированием крупнейших монополий страны в отраслях электроэнергетики, транспорта и связи и, соответственно, процессом приватизации имущественных комплексов. В недавнем прошлом состоялись продажи акций генерирующих компаний, созданных на базе РАО «ЕЭС России», Внешторгбанка, ОАО «АвтоВАЗ» и др. В отношении последнего предприятия государство (в лице ФГУП «Рособоронэкспорт») переняло опыт приватизации зарубежных стран: адресная продажа, реализовав часть своего пакета акций (25 % + 1 акция) компании Renault-Nissan, как стратегическому инвестору.

Ускорение данного процесса в последние годы связано с действием Федерального законно «Об основных принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ, который определяет необходимость существенно расширить перечень объектов муниципальной собственности подлежащих приватизации в виду их непрофильного использования.

В результате на сегодняшний день подавляющая часть средств производства сконцентрирована в руках частных собственников – 77 % на начало 2007 года Тенденция снижения государственного участия в рыночных отношений есть объективное условие перехода от планово-командной экономики к рыночной. При этом в современных финансовых условиях во многих странах мира наблюдается процесс «мягкой национализации» – приобретением акций частных компаний государством на рыночных условиях, что неизбежно приведет к изменению соотношения участия в производстве валового внутреннего продукта. Возможность развития аналогичных процессов нельзя исключать и в экономике России.