При получении услуг от государственных организаций чаще всего перед гражданами РФ стоит необходимость оплатить госпошлину - денежный налог, размер которой определяется действующим законодательством в зависимости от получаемой услуги. Какой способ оплаты является наиболее комфортным?

Инструкция по оплате госпошлины через Сбербанк Онлайн

Несомненно, можно оплатить госпошлину и в отделении любого банка, однако платежи онлайн позволяют сэкономить время и избавляют от необходимости стоять в очередях. Более того, система онлайн обслуживания Сбербанка автоматизирована настолько, что позволяет клиентам совершать операции даже в нерабочее для отделений банка время. Оплата госпошлин не облагается никакими дополнительными налогами, то есть Сбербанк Онлайн предоставляет данную услугу абсолютно бесплатно.

Однако оплатить государственную пошлину через Сбербанк Онлайн могут только клиенты банка, имеющие счет в нем и действующую платежную карту.

Нет необходимости устанавливать дополнительные приложения на свое электронное устройство - все операции могут быть произведены прямо на сайте банка. Вам нужно войти в свой аккаунт, введя логин и пароль, а затем в главном меню выбрать услугу «Переводы и платежи», затем «Бюджетные платежи».

Далее в меню вы увидите варианты платежей. Выберите тот, который нужен вам(за какую государственную услугу вы планируете заплатить). Укажите реквизиты получателя, в том числе и лицевой счет. В данном случае речь идет об организации-получателе. Введите сумму пошлины, которая установлена действующим законодательством Российской Федерации. О ее размере вам должно было прийти уведомления во время или после оказания нужной вам государственной услуги.

Важно внимательно проверить правильность всех указанных данных.

После оплаты на ваш мобильный телефон придет SMS-сообщение, в котором будет указан код подтверждения совершенной финансовой операции, и его вам нужно будет ввести в специальное поле на сайте.

При желании или необходимости можно распечатать чек об оплате.

Кроме этого, есть возможность совершить оплату через мобильный банк, для чего нужно заранее подключить его либо через терминал Сбербанка, либо с помощью технического специалиста.

Ознакомьтесь также: Удаление учетной записи

Остальная процедура пользования услугами Сбербанк Онлайн через мобильный банк идентична описанному выше.

Инструкция по оплате госпошлины через терминал или банкомат Сбербанка

Удобство данного способа заключается в том, что банкоматов и терминалов Сбербанка довольно много, и потому вероятность того, что какой-либо из них окажется недалеко от вас, довольно высока. Помимо этого, данный способ тоже экономит ваше время, так как на совершение финансовой операции уходит немного времени.

Для оплаты госпошлины через терминал или банкомат Сбербанка вам нужно знать платежные реквизиты организации-получателя, которые вам выдадут во время или после оказания услуги, ваши данные, вид пошлины и, конечно, сумму пошлины.

Для оплаты через терминал вам нужно:

  • В меню на экране выбрать пункт «Услуги банка», а затем выбрать услугу платежей штрафов, налогов и государственных пошлин в появившемся перечне.
  • Далее откроется перечень областей, из которых нужно выбрать свою. Укажите свой идентификационный номер, а затем выберите ваше отделение из списка отделений Министерства Внутренних Дел.
  • Введите свои паспортные данные.
  • Укажите вид государственные пошлины, которую вы собираетесь оплатить, и совершите платеж, внеся в купюроприемник деньги. Обычно терминалы сдачи не выдают, потому лучше вносить сумму под расчет. Если такой возможности нет, вы можете там же через терминал оформить возврат сдачи на ваш мобильный телефон.
  • Получите квитанции, подтверждающие совершение платежа. Их нужно сохранить.

Оплата пошлины через банкомат может быть произведена как наличным, так и безналичным способом. Данный способ занимаете немного меньше времени.

Если планируете оплатить с карточки - вставьте ее в специальное отделение и введите пин-код, как вы обычно делаете при совершении финансовых операций посредством банкоматов.

Выберите в меню пункт «Региональные платежи», а затем, как и в случае с терминалом - ваша область, отделение ГУ МВД, оплата госпошлины, вид.

Сумма платежа определяется в автоматическом режиме.

Ознакомьтесь также: Подача показаний счетчиков газа

В обоих случаях внимательно проверьте все введенные данные.

Инструкция по оплате госпошлины через сайт Госуслуг

Одним из самых простых и быстрых вариантов оплаты является оплата через портал Госуслуг. После подачи заявления на оказание какой-либо государственной услуги, вам придет сообщение от ведомства с выставленным счетом, что также будет указано в вашем личном кабинете: статус заявления изменится на «Принято от заявителя» или «Оплатите госпошлину».

Государственная пошлина – это определенный сбор денежных средств, который принимается от граждан в соответствии с установленными государством тарифами за юридически значимые действия. Давайте разберемся, как вернуть деньги за госпошлину в том или ином органе. Порядок действий отличается в зависимости от вашей ситуации и ведомства, в которое был уплачен сбор.

Можно ли вернуть деньги за госпошлину?

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Все действия, связанные со сбором средств с граждан в отношение государства за юридические операции, регулируются налоговым кодексом. В главе 25.3 настоящего кодекса можно узнать о юридическом значении термина пошлины, об особенностях сбора, о размере и о порядке уплаты самой пошлины. рассказывает о возможных основаниях, которые можно использовать для возврата пошлины по той или иной ситуации.

Существует несколько событий, из которых можно составить условный список причин для возврата уплаченных средств за госпошлину.

Человек оплатил пошлину, но передумал обращаться в орган Да, в такой ситуации законодательство оставляет возможность возврата суммы с помощью специального заявления на обратной перечисление средств
Пошлина оплачена в большем размере Необходимо обратиться в орган, реквизиты которого вы указали в назначении платежа, и потребовать возврата суммы на каком-либо основании. Например, из-за неверного информирования исполнительным органов власти с помощью информационного стенда в ведомства
Вам отказали в выполнении уже оплаченных действий Здесь нужно внимательно разобраться в причинах отказа. Если вы нарушили порядок обращения и не нуждаетесь в услуге, то пошлину могут и не вернуть. Если же это вина должностного лица – то пошлина обязательно возвращается
Прекращено производство по делу В такой ситуации пошлина удерживается в счет судебных издержек и расходов
Суд отказывает принять жалобу Необходимо разбираться в законности этих действий. Если обращение будет признано законным, то пошлина будет учтена при втором обращении в этот же орган

Также существуют ситуации, когда плательщик по ошибки перечислил средства на неверный счет или произошла ошибка в банковском терминале. Это ситуация лежит скорее в сфере не возвращения сбора, а в устранении ошибки при получении услуги по переводу денежных средств. Как вернуть деньги за неправильно оплаченную госпошлину? Рассмотрим эту ситуацию в отдельном разделе.

Срок для возврата денежных средств

На самом деле неважно, оплачена ли госпошлина по верным реквизитам, или перечислена в другую организацию. У вас в любом случае есть три года – такой срок исковой давности на любые действия или жалобы в гражданской сфере, за небольшим исключением. Куда интересующая нас ситуация не входит.

Если вы написали заявление на возврат, то у государственного органа есть 30 дней, чтобы вернуть вам деньги. Срок же на принятие решения о возврате или отказе в выполнении ваших требований – всего 10 дней. По истечении этого срока вас обязаны уведомить о принятом решении.

При этом согласно налоговому кодексу и гражданскому законодательству, если государственный орган нарушит эти сроки, то фактически будет незаконно пользоваться денежными средствами. Это повод получить возможную неустойку – хотя сумма пеней и будет минимальна, так как пошлины обычно не очень большие. Актуальна ситуация с возвратом неустойки обычно в случае пошлин в суд на возврат долга – там сбор высчитывается исходя из суммы договора.

Порядок возврата пошлины с точки зрения закона

С точки зрения закона вопрос как вернуть деньги за госпошлину можно рассматривать и через призму закона о защите прав потребителей. В этой ситуации важно понимать, что вернуть деньги можно только за неполученную услугу. Если услуга выполнена, то деньги легитимно переходят новому владельцу. В нашей ситуации – органу государственной власти или местного самоуправления.

Сам же порядок прост – обращение, рассмотрение, а затем либо отказ и возможное обжалование, либо согласие и перечисление средств на ваш банковский счет. Наличными вернуть деньги скорее всего не получится. Если же услуга была не оказана, то нужно разбираться в законе.

В каких случаях закон разрешает вернуть деньги за госпошлину

  • Вы заплатили больше, чем предусмотрено налоговым кодексом или примечаниями к нему
  • Вам отказали в оказании услуги – здесь нужно разбираться в причинах отказа. Но возврат возможен, даже если вы просто не можете получить эту услугу – например, известен случай, когда 17-летняя девушка оплатила госпошлину и думала, как вернуть деньги, ведь права она могла получить только с 18-летия. Дело разрешено удачно.
  • Если судебное производство прекращено без рассмотрения. Здесь ключевое слово – «без». Если же производство стартовало, но после первого заседания судья решил, что нужно отказывать в рассмотрении — то пошлина будет удержана.

Есть еще несколько тонкостей. Например, если в арбитражном суде рассматривается процесс спора между двумя лицами и они приходят к мировому соглашению, то истец может рассчитывать только на возмещении 50% от госпошлины. Поэтому в таких ситуациях отдельно указывается, готов ли ответчик возместить оставшиеся 50% в сторону истца.

Как подготовить заявление для возврата пошлины

Основной документ – это заявление, написанное вами для предоставления в нужный орган. В нем указывается ваши паспортные данные, общая тема заявления в свободной форме. Обычно пишется так:

«Я, ФИО, оплатил пошлину за выполнение таких-то действий. Так как (указывается причина, почему действие не выполнено), прошу вернуть мне средства, уплаченные в виде государственной пошлины, на счет №». Также указываются контактные данные обратившегося.

Причин на возврат может быть несколько. Тогда нужно перечислить их все. Таким образом вы позволите сотрудникам нужно вам учреждения не тратить время на поиск нужных документов и восстановления хронологии событий, а сосредоточиться на самом процессе возврата. Направить заявление можно или лично, или по почте.

  • Если лично, то нужно проконтролировать, что оно будет датировано, а вы получите квиток с уведомлением о том, что заявление принято к рассмотрению. На нем должна быть дата и подпись должностного лица с расшифровкой инициалов и указанием самой должности.
  • Если по почте, то нужно направлять заказным письмом с ценной описью, чтобы можно было доказать в случае суда дату, когда вы направили данное заявление

С образцом заявления на возврат денег за госпошлину можно ознакомиться здесь (). Есть ключевые особенности при составлении заявления о возврате сбора за юридические услуги государства при обращении в различные органы. Давайте рассмотрим подробности популярных случаев.

Загранпаспорт

Основания для возврата в это ситуации простые – это либо отказ должностного лица оформить вам загранпаспорт по какой-либо причине, либо ваше решение отказаться от оформления паспорта. Либо же просто излишне уплаченная сумма – ведь часто на стендах в ФМС указана старая информация с повышенной стоимостью уплаты. В такой ситуации можно не спрашивать сотрудника паспортного отдела, как вернуть деньги за госпошлину на загранпаспорт, а просто подготовить стандартное заявление, указав в шапке начальника отдела УФМС, в котором вы получаете услугу.

Причем нужно понимать, что в случае с загранпаспортом никаких препятствий для возврата нет, нужно лишь верно и без эмоций и ошибок написать заявление.

  • Если ФМС согласятся на ваши требования, то в течение тридцати дней деньги должны поступить на ваш счет
  • Если будет отказ, то придется обращаться в суд и пытаться оспорить это решение. Здесь выводы остаются на усмотрение судьи. Практика показывает, что чаще всего закон встает на сторону обратившегося за возмещением, а УФМС обычно предлагают мировое соглашение еще на первом этапе.

УФМС

В этом ведомстве кроме оформления загранпаспорта приходится платить деньги и за обычный паспорт гражданина страны. Как вернуть деньги уплаченные за госпошлину за паспорт нового образца, если хотели старый? По сути – никак. Можно написать заявление в УФМС, указать, что банк перевел сумму, но скорее всего ведомства вынесет отказ – так как информация о разнице в суммах и отличиях за услуги вам была озвучена при уплате.

Суд

Одна из самых неоднозначных ситуаций в нашем вопросе – это можно ли вернуть деньги за госпошлину в суде. Нужно смотреть на каждую конкретную ситуацию. Если суд отказывает в рассмотрение вашей жалобы или иска – да, можно. Также если заявление заполнено неправильно, и дается отказ на этом основании – также можно. Но в ситуации, когда дело началось, скорее всего пошлина останется в ведомства как оплата за работу судьи и канцелярии.

Если же сам бланк пошлины сформирован неправильно — можно обращаться с требованием возврата.

Росреестр

Основные виды госпошлин в Росреестр – это суммы за оформление договоров купли-продажи, дарения, и наследования недвижимости. В такой ситуации люди часто путают размеры госпошлин и уплачивают излишние средства. Поэтому нужно внимательно смотреть на сумму и изучать требования к сумма на уплату.

  • Если была излишне уплаченная сумма, то заявление направляется в свободной форме и деньги возвращаются через 30 дней. Обычно проволочек нет. Можно указать, что сумму вы взяли из стенда с информацией в здании самого ведомства – так сказать, озвучить причину вашей ошибки.
  • Бывает ситуация, когда сделка с недвижимостью не состоялась из-за отказа Росреестра. Тогда рассчитывать на возврат денег не придется
  • Если документы на сделку приостанавливаются, то можно рассчитывать на возврат только 50% от суммы госпошлины

Возврат средств, уплаченных через госуслуги

Многие граждане предпочитают оплачивать сбор в любые органы через сервис «Госуслуг». Это логично, ведь законодатель предусмотрел определенные скидки для зарегистрированных пользователей национального сервиса. В ситуации, когда госпошлина была оплачена в любой из органов через госуслуги, но вы решили вернуть деньги, то сделать это вы сможете только при явившись в соответствующую инстанцию лично. Дело в том, что сервис сейчас предоставляет возможность формировать квитанции на оплату, но не содержит формы обращения с просьбой вернуть госпошлину. Поэтому если вы ошиблись с суммой или случайно выбрали не ту услугу — нужно идти путем очного обращения. Алгоритм и особенности обращение в то или иное ведомство описаны выше.

Если оплачивали госпошлину через госуслуги с помощью онлайн-банкинга, то к заявлению приложите распечатанный чек или номер операции по счету, который сохранился в вашем личном кабинете. Также не забудьте указать полную сумму платежа без учета комиссии банка.

Как вернуть деньги за неправильно оплаченную госпошлину

Практика знает два варианта неправильности в оплате госпошлины:

  • Когда человек перепутал ведомства или названия пошлины/услуги или оплатил неверную сумму
  • Когда оплата госпошлины проводится через терминал, произошла ошибка и он задается вопросом как вернуть деньги.

В первой ситуации стоит писать заявление по предлагаемому нами образцу в нужное вам ведомства и ждать возврата денег.

В случае терминала – сразу же сделайте платеж в нужное ведомство и за нужную услуги и позвоните в техподдержку банка. Обычно платеж можно отменить в течение суток, поэтому у вас есть шанс вернуть все средства, если они ушли не физическому лицу, а юридическому, что обычно и бывает.

Если прошло больше суток, то вам нужно уточнить название ведомства – это можно сделать, изучив чек, информация обычно пишется в назначении платежа. А после заполнить заявление и отправить его в этом ведомство, заодно приложив и копию квитанции оплаченной нужной вам услуги – так вы подтвердите свою добропорядочность и косвенно продемонстрируете ошибку.

Исключения из правил возврата денег

Юридическая практика знает несколько видов ситуаций, когда деньги за уплаченную госпошлину не возвращаются. Например, это ошибки с заявителем.

Так, заявление на возврат должен подписывать человек, который и отправлял платеж, то есть получатель услуги. Возможно исключение – в случае, если есть нотариально заверенная доверенность на выполнение таких действий.

Закону не важно, кем является плательщик – юридическим или физическим лицом. Поэтому если вы вносили госпошлину от лица организации, где работаете, а заявление на возврат написали как юридическое лицо, то ведомства может отказать из-за путаницы с заявителем.

Вам обязательно нужно подтвердить факт оплаты государственной пошлины. Для этого нужно к заявлению приложить копию платежной квитанции, которую выдает банкомат или сотрудник банка при оплате. Если платеж осуществляется с помощью онлайн-сервисов, нужно распечатать чек или иной документ, подтверждающий факт платежа. Если вы не можете подтвердить платеж, заявление могут вернуть как неверно оформленное. И доказывать уплату будет довольно сложно.

Есть и более прозаичные ситуации, из-за которых не получается вернуть деньги за госпошлину.

  • Если речь идет об Арбитражном суде, то при добровольном удовлетворении ваших требований ответчиком даже до первого заседания суд не вернет деньги за пошлину.
  • В судах общей юрисдикции действует аналогичном правильно при заключении мирового соглашения
  • Также невозможно вернуть деньги за пошлину за заключение или расторжение брака. Поэтому если решили пожениться, а потом передумали – пошлина останется в пользу ЗАГС.
  • Если вы решили поменять имя или произвести иные действия в актах гражданского состояния, то пошлина не будет возвращена в любом случае, кроме прямого нарушения законности процедуры сотрудником ЗАГС
  • Не получится вернуть деньги за пошлину за регистрацию прав или обременений на недвижимость в случае отказа в регистрации Росреестром. А вот если об этом договорились стороны, то пошлина возвращается только в половинном размере

Вернуть деньги за госпошлину возможно, но процесс этот долгий и вряд ли будет совсем простым. Поэтому намного проще лишний раз уточнить у сотрудника нужного ведомства размер и реквизиты платежа, а также верное словосочетание, которое указывается в «назначении» квитанции. Так вы будете экономить и время, и деньги.

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Все платные государственные услуги облагаются госпошлиной, факт её оплаты подтверждается квитанцией, которая обязательно прилагается к пакету документов. Часто из-за путаниц возникают неприятные ситуации, когда гражданин оплачивает большую сумму, чем следовало по факту. Не спешите волноваться и искать виновника трат, ведь разницу можно вернуть, написав соответствующее заявление. Также, если вам отказали в услуге позднее, но вы уже оплатили пошлину – вы тоже имеете полное право на возврат средств. В данной статье вы найдете полный список оснований, а также узнаете что нужно предпринять для получения госпошлины обратно.

В каких ситуациях можно вернуть госпошлину

Данный вопрос полностью регулирует статья 333.40 Налогового Кодекса РФ. Полный текст вы можете увидеть, пройдя по ссылке . Основные ее положения гласят:

  • Вы можете вернуть разницу за любую государственную пошлину, оплаченную по ошибке сверх нормы;
  • Судебная пошлина возвращается гражданину, если его дело не было возбуждено вовсе, либо суд отклонил заявление;
  • Такая пошлина может быть заморожена и оплачена в счет следующего иска;
  • Если мир заключался ещё до начала суда, то истец получит только половину суммы;
  • Пошлина не возвращается, если ответчик сразу же удовлетворил запрос истца до начала суда;
  • Любая сумма вернется, если юридическое лицо отказалось предоставлять вам государственную услугу.

Однако, бывают случаи, когда пошлину вернуть нельзя:

  • Госпошлина не возвращается за услуги органов ЗАГС, кроме ошибочной оплаты сверх нормы;
  • Если вам отказали в выдаче паспорта гражданина РФ по установленной законодательно причине, то пошлина не вернется. Вы можете использовать квитанцию при повторной подаче документов;
  • Когда вы сами отказываетесь от услуги после оплаты пошлины, деньги не возвращаются.

Сначала сверьтесь со списком или статьей кодекса, если ваш случай подходит под возврат средств, то приступайте к следующим пунктам.

Куда обратиться за возвратом госпошлины

Чтобы вернуть деньги, вам нужно отнести заявление и соответствующие доказательства в орган, который отказал в государственной услуге или в который вы перечислили ошибочную сумму. Именно его специалисты примут решение о возврате и дадут вам справку.

Весь процесс выглядит так:

Если решение отрицательное, и вы не согласны с ним, то вам нужен письменный отказ от организации, который она обязана выдать. С заявлением, отказом и квитанцией обратитесь прямо в Налоговую Службу.


Сколько ждать возврата пошлины

Всего срок складывается из нескольких факторов:

  • На рассмотрение вашего заявления у организации есть пять дней;
  • Ещё пятнадцать выделяется на оформление справки для Налоговой Службы;
  • У ФНС есть месяц на возврат ваших средств.

Если организация переводит вам деньги в обход ФНС, то у нее на это тоже месяц. Выплата происходит из Федерального Казначейства.


Зачисление средств произойдет на тот же счет, с которого они были сняты. Если вы платили наличными, то в заявлении указываются реквизиты для возврата: номер сберегательной книжки, банковской карты или лицевого счета физического лица.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму госпошлины, в отношении которой предоставлены отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).
Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате госпошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. ст. 128 и 129 АПК РФ). В ходатайстве необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты госпошлины и приложить к нему соответствующие доказательства.
Возможность получения рассматриваемой преференции не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет госпошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем учитываться не должно (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 64 НК РФ, на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет.
При обращении в суд отсрочка или рассрочка испрашивается на срок до окончания судебного разбирательства дела по существу, но не более одного года. Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму госпошлины: самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).
После предоставления отсрочки уплаты госпошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако в силу п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 333.41 НК РФ общий срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).
Отсрочка или рассрочка в уплате госпошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимости ее чистых активов, рассчитываемых в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России от 28.08.2014 N 84н.
Перечень доказательств, подтверждающих обоснованность просьбы истца, законом не регламентирован, поэтому можно представлять любые доказательства. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941, Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2008 по делу N А55-18697/07).
В ходатайстве об отсрочке уплаты госпошлины должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить ее в установленном размере при подаче искового заявления (заявления), апелляционной или кассационной жалобы (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6).
При подготовке ходатайства можно руководствоваться также перечнем документов, закрепленным в п. 5 ст. 64 НК РФ.
Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений ФССП об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты госпошлины, поскольку они свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).
То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования; к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146, Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007 и др.).
Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить госпошлину (Постановления ФАС Поволжского округа от 20.04.2009 по делу N А72-198/2009, Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1).
Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить госпошлину не подтверждает, поэтому суд не примет ее как надлежащее доказательство (Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2012 N Ф09-12147/12). Решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).
Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе тоже не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению налоговой инспекции или самого банка (Определение Костромского областного суда от 12.08.2013 по делу N 33-1361, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04).
Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате госпошлины (например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимую гарантию, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др.).
Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить госпошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое или затруднительное финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее.
Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате госпошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку, притом что суд не вправе предоставлять их произвольно по своему усмотрению (Определение ВС РФ от 11.11.2014 N 305-ЭС14-5836).
Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, на основании п. 2 ст. 333.22 НК РФ суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату госпошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как ее плательщика, а не его конкурсного управляющего (Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г., N 146-ФЗ, ред. от 28.11.2015] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г., N 95-ФЗ, ред. от 28.11.2015] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".

Отсрочка и рассрочка уплаты государственной пошлины (Писарев Д.И.)

Дата размещения статьи: 05.09.2017

Компании в процессе осуществления хозяйственной деятельности заинтересованы в оптимизации затрат и сохранении денежных средств для инвестирования в бизнес-проекты. Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины позволяет им не только выиграть для себя дополнительное время, но и получить доступ к правосудию и защитить свои права.

В большинстве случаев за обращение в суд компании уплачивают государственную пошлину в размерах и порядке, предусмотренных ст. 333.19 - 333.20 НК РФ. Поскольку государственная пошлина устанавливается в виде фиксированной суммы и (или) процента от определенной величины, в случае, когда предметом иска является, например, взыскание компенсации за нарушение исключительных прав, ее не следует заявлять в максимальном размере. Истец несет риск наступления последствий совершения им процессуальных действий, который в данном случае заключается в отнесении на него пошлины пропорционально размеру необоснованно заявленной компенсации (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.02.2014 N 9189/13).

При неясности размера подлежащей уплате государственной пошлины истец вправе заплатить ее согласно своему расчету с указанием в иске или в отдельном ходатайстве просьбы определить при необходимости размер доплаты, и суд не вправе возвратить поданный иск (Апелляционное определение Московского областного суда от 23.09.2015 по делу N 33-23099/15). Часть государственной пошлины необходимо заплатить при подаче иска, чтобы суд указал, какой суммы не хватает, поскольку в противном случае он в своем определении оставит его без движения по мотиву неприложения документа об уплате пошлины без указания ее размера (Определение Приморского краевого суда от 25.08.2015 по делу N 33-7587/2015).

Нередко кредиторам при обращении в суды в связи с большим размером взыскиваемых денежных сумм с должников бывает нелегко единовременно уплатить государственную пошлину. Например, при подаче иска с требованиями имущественного характера при цене иска свыше 2 000 000 руб. в бюджет подлежит уплате государственная пошлина, рассчитываемая следующим образом: 33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Предоставление отсрочки уплаты государственной пошлины лицу, имущественное положение которого не позволяет исполнить обязанность по ее уплате на этапе обращения в арбитражный суд, направлено на обеспечение доступности правосудия и реализацию права на судебную защиту. Одной из ее целей является своевременность восстановления нарушенных прав и законных интересов заинтересованного лица.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который они предоставлены (ст. 333.41 НК РФ).

В силу п. 2 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляются отсрочка или рассрочка, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

Непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, а также неперечисление заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

Угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

Имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

Производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) заинтересованным лицом носят сезонный характер;

Наличие оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Ходатайство об отсрочке или рассрочке в уплате государственной пошлины может быть подано одновременно с подачей иска в суд, поскольку ее неуплата является основанием для оставления искового заявления без движения, а затем для его возвращения (ст. 128, 129 АПК РФ). В нем необходимо обосновать невозможность единовременной уплаты государственной пошлины и приложить к нему соответствующие доказательства. Возможность получения рассматриваемой преференции законом не поставлена в зависимость от размера подлежащей уплате в бюджет государственной пошлины, поэтому данное обстоятельство при подаче ходатайства заявителем не должно учитываться (Постановление ФАС Поволжского округа от 10.07.2008 по делу N А55-16833/07).

Принимая по итогам окончания разрешения спора решение, суд в резолютивной части указывает на обязанность заплатить в бюджет сумму государственной пошлины: на самого заявителя, если в удовлетворении его исковых требований будет отказано, либо на его процессуального оппонента, если заявитель выиграет спор (ст. 110 АПК РФ).

После предоставления отсрочки уплаты государственной пошлины арбитражный суд вправе повторно предоставить такую отсрочку, однако срок предоставления отсрочек не должен превышать одного года (п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46).

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет (п. 1 ст. 64 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Физическому лицу отсрочка или рассрочка в уплате государственной пошлины может быть предоставлена на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание (например, единственное жилье или предметы домашнего обихода).

Можно представлять любые доказательства, подтверждающие обоснованность просьбы истца, поскольку законом их перечень не регламентирован. В частности, это могут быть справки из кредитных организаций об открытых расчетных счетах и выписки по ним с указанием на отсутствие денежных средств (Определение ВС РФ от 18.09.2015 по делу N 301-КГ15-13941).

В ходатайстве об отсрочке уплаты государственной пошлины должны быть представлены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение подателя жалобы не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при ее подаче (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6). К таким документам относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты; подтвержденные банком данные об отсутствии на соответствующем счете денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины.

Перечень документов, необходимых при подготовке ходатайства, представлен в п. 5 ст. 64 НК РФ:

Справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам заинтересованного лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в ней;

Справки банков об остатках денежных средств на всех счетах заинтересованного лица в них;

Перечень контрагентов - дебиторов заинтересованного лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства) и др.

Такие документы, как решение банка об отказе в предоставлении кредита, постановления территориальных подразделений Федеральной службы судебных приставов об обращении взыскания на имущество заявителя или о взыскании с него суммы исполнительского сбора, сами по себе не являются достаточными доказательствами, достоверно подтверждающими невозможность уплаты государственной пошлины, поскольку свидетельствуют только о его временных финансовых трудностях (Определение Приморского краевого суда от 07.09.2015 по делу N 33-8102/2015).

То же самое относится и к справкам из Федерального казначейства об изъятии с лицевого счета заявителя денежных сумм, поскольку в данном случае имеет место удержание средств, а не задержка или отказ в предоставлении финансирования (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2008 по делу N Ф03-А51/08-2/2146). Сказанное относится и к ходатайству заявителя об увеличении ему лимита финансирования (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.01.2008 по делу N А56-14702/2007).

Суд должен видеть из представленных доказательств, что у заявителя по всем открытым в банках расчетным счетам денежные средства либо отсутствуют, либо имеются в незначительном количестве, которое в любом случае не позволяет заплатить государственную пошлину (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А52-5701/2005/1). Справка из банка о закрытых счетах сама по себе позицию заявителя о невозможности заплатить пошлину не подтверждает, поэтому суд ее не примет как надлежащее доказательство. Точно так же и решение налогового органа по поводу обращения взыскания в счет исполнения налоговых обязанностей заявителя на денежные средства, находящиеся на его счетах, не является доказательством, подтверждающим его имущественное положение (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2002 N А42-3114/02-6).

Следует иметь в виду, что и справка об отсутствии денежных средств на счетах сама по себе не всегда устраивает суд, если заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность и имеет возможность финансировать свои расходы. Суд может просто указать, что заявитель не представил доказательств блокировки его счета или наложения ареста, приостановления операций по счетам по решению инспекции или банка (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.01.2005 по делу N А56-7180/04). Между тем ему пригодится справка из банка, в которой будет приведена информация не просто об отсутствии денег на счете, но также и о наличии картотеки неоплаченных счетов, о наложенных арестах на денежные средства и др. (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 N Ф08-10102/2015).

Заявитель должен доказать суду, что у него существует объективная возможность в будущем получить на свои счета денежные средства, которые позволят ему исполнить свою обязанность по уплате государственной пошлины. Например, кредитный договор с банком об открытии кредитной линии, независимая гарантия, уведомление страховой компании о готовности в определенный срок произвести выплату суммы страхового возмещения и др. (Определение Владимирского областного суда от 11.06.2014 по делу N 33-2115/2014).

Заявитель может представить выписки, письма и справки из Росреестра и ГИБДД об отсутствии у него объектов недвижимости и транспортных средств, которые он смог бы реализовать и за счет их стоимости заплатить государственную пошлину, а также документы из иных государственных органов, подтверждающие его тяжелое финансовое положение, не позволяющее ему единовременно заплатить ее (Определение Московского городского суда от 09.01.2013 N 4г/8-11764/12).

Суд не предоставит отсрочку или рассрочку в уплате государственной пошлины в случае, если заявитель не смог ее заплатить в связи со сбоями или техническими неполадками в работе своего оборудования, поскольку данное обстоятельство не относится к числу тех, что позволяют получить отсрочку или рассрочку (Определение ВС РФ от 11.11.2014 по делу N 305-ЭС14-5836).

Если с ходатайством о предоставлении отсрочки в суд обращается конкурсный управляющий в интересах должника, то суд должен оценить имущественное положение именно должника, а не самого конкурсного управляющего, поскольку участником процесса в любом случае является должник. Конкурсный управляющий совершает названные действия и участвует в обособленном споре от имени общества-должника в силу того, что осуществляет полномочия его руководителя и иных органов его управления (п. 1 ст. 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

В связи с этим суд вправе отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины с учетом имущественного положения именно должника (общества) как плательщика государственной пошлины, а не его конкурсного управляющего (Определение ВС РФ от 05.10.2015 N 305-КГ15-8556).

При определенных обстоятельствах уплаченная государственная пошлина может быть взыскана в качестве убытков. Например, одним из самых распространенных оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя является наличие у заявителя задолженности перед бюджетом. Если у налогоплательщика на дату подачи заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкоголя имеется задолженность перед бюджетом по налогам, сборам, пеням или штрафам, подтвержденная справкой налогового органа в форме электронного документа, переданной в лицензирующий орган, то последний отказывает в ее выдаче (п. 9 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ).

Для принятия решения об отказе в выдаче лицензии не имеет значения конкретный размер задолженности заявителя перед бюджетом, даже если он является явно незначительным, равно как и конкретный вид такой задолженности. Сам факт ее наличия служит достаточным и безусловным основанием для отказа в ее выдаче. В случае отказа в выдаче лицензии уплаченная государственная пошлина не возвращается, поскольку п. 1 ст. 333.40 НК РФ не содержит такого основания для возврата пошлины. В данном случае юридически значимые действия в отношении заявителя были совершены при рассмотрении заявления о выдаче лицензии, поэтому уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит (Постановление КС РФ от 23.05.2013 N 11-П).

Свои права заявители могут защитить за счет казны, если отказ в выдаче лицензии и утрата уплаченной государственной пошлины стали следствием неправомерных действий налогового органа, который предоставил в лицензирующий орган некорректную информацию о наличии у заявителя задолженности по налоговым платежам, которой в действительности не было. Для этого заявитель может подать иск о взыскании убытков в виде реального ущерба - утраченной пошлины, которые взыскиваются за счет казны Российской Федерации в лице налогового органа, предоставившего недостоверные сведения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2014 по делу N А56-22099/2013).

Применение указанной меры возможно, если доказаны противоправность действий причинителя убытков, причинная связь между противоправными действиями и возникшими убытками, наличие и размер понесенных убытков. Для удовлетворения требования о возмещении убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных условий. Недоказанность одного из них исключает возможность удовлетворения требования о возмещении убытков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2011 по делу N А26-3919/2010).

Тот факт, что ненормативный правовой акт не был признан в судебном порядке недействительным, а решение или действия (бездействие) государственного органа - незаконными, сам по себе не является основанием для отказа в иске о возмещении вреда, причиненного таким актом, решением или действиями (бездействием). Суд оценивает законность соответствующего ненормативного акта, решения или действий (бездействия) государственного или муниципального органа (должностного лица) при рассмотрении иска о возмещении вреда (п. 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 N 145).

Обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам установлена подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ. От имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, в данном случае - ФНС России (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.09.2014 по делу N А46-13945/2013).

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая [принят Государственной Думой 16 июля 1998 г. N 146-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: часть вторая [принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. N 117-ФЗ, ред. от 03.07.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".
3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [принят Государственной Думой 14 июня 2002 г. N 95-ФЗ, ред. от 23.06.2016] // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс] / Компания "КонсультантПлюс".