Триодь постная: Страстной понедельник

Тема о суде Божием. Если вы прочтете евангельские отрывки, которые положены на сегодня, то увидите, что тема суда проходит через них красной нитью; и она ставит перед нами вопрос: каковы мы?.. Чем мы кажемся, чем мы на самом деле не являемся? В чем наша лжеправедность, в чем наше ложное бытие перед лицом подлинного?

По-гречески суд называется “кризис”: мы сейчас – и в течение всей истории – находимся в состоянии кризиса, то есть суда истории, то есть, в конечном итоге, суда Божиих путей над нами.

Каждая эпоха – время крушений и обновлений; и вот все кажущееся – погибнет, все ложное – погибнет. Устоит только целостное, устоит только истинное, устоит только то, что на самом деле есть, а не то, что будто бы существует.

Каждый из нас чем-то кажется: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. И мы должны, если мы хотим вступить в эти дни страстных переживаний, раньше всего подумать: чем мы являемся на самом деле? – и только настоящими встав перед судом своей совести и Бога, вступить в последующие дни: иначе мы осуждены…

Мы уже подходим к самим Страстям Господним, и из всего, что мы слышали, так ясно делается, что Господь может все простить, все очистить, все исцелить и что между нами и Ним могут стоять две только преграды. Одна преграда – это внутреннее отречение от Него, это поворот от Него прочь, это потеря веры в Его любовь, это потеря надежды на Него, это страх, что на нас у Бога может не хватить любви…

Петр отрекся от Христа; Иуда Его предал. Оба могли бы разделить ту же судьбу: либо оба спастись, либо оба погибнуть. Но Петр чудом сохранил уверенность, что Господь, ведающий наши сердца, знает, что, несмотря на его отречение, на малодушие, на страх, на клятвы, у него сохранилась к Нему любовь – любовь, которая теперь раздирала его душу болью и стыдом, но любовь.

Иуда предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…

Часто нам думается, что он ушел в вечную погибель; и от этого у нас – может быть, недостаточно – содрогается сердце и ужасается: неужели он мог погибнуть? К Петру пришли другие ученики, они его взяли с собой, несмотря на его измену; Иуда среди них был какой-то чужой, нелюбимый, непонятный; к нему, после его измены, никто не пошел. Если измена Иудина случилась бы после Воскресения Христова, после того, как ученики получили дар Святого Духа, думается, что они не оставили бы его погибнуть в этом страшном одиночестве, не только без Бога, но и без людей. Христос не оставляет никого… И как бы ни страшно было думать об Иуде, о том, что его слово погубило Бога, пришедшего на землю, однако где-то должна в нас теплиться надежда, что бездонная премудрость Божия и безграничная, крестная, кровная Его любовь и его не оставит…

Не будем произносить и над ним последнего, страшного суда – ни над кем. Как-то, много лет тому назад, светлый русский богослов , говоря о спасении и погибели, закончил свое слово надеждой; говоря уже не об Иуде, не о Петре, ни о ком из нас, он сказал о сатане и о споспешествующих ему аггелах, что мы должны помнить, что на земле, в борьбе за спасение или за погибель человека, Христос и сатана непримиримые противники; но что в каком-то другом плане и сатана, и темные, падшие духи являются тварью Божией, и Бог Свою тварь не забывает…

И мы сегодня видим и другой образ. Я только что говорил, что нас может отделить от Бога наше, и только наше отречение от Него и бегство от Него, неверие в Его любовь, в Его верность. Но есть другое, что нас может отделить от Бога; об этом мы слышали постоянно в эти дни: это ложь и лицемерие. Это ложь людей, которые не хотят на себя посмотреть, не хотят себя видеть, какие они есть, которые хотят обмануть себя, обмануть Бога, обмануть других и прожить в мире иллюзий, в мире нереальности, в котором им на время спокойно, безопасно; это нас тоже может отделить от Бога…

Одного подвижника раз спросили, как может он жить с такой радостью в душе, с такой надеждой, когда он себя знает грешником? И он ответил: Когда я предстану перед Богом, Он меня спросит: Умел ли ты Меня любить всей душой твоей, всем помышлением, всей крепостью твоей, всей жизнью?.. И я отвечу: Нет, Господи!.. И Он меня спросит: Но поучался ли ты тому, что тебя могло спасти, читал ли ты Мое слово, слушал ли ты наставления святых? И я Ему отвечу: Нет, Господи!.. И Он тогда меня спросит: Но старался ли ты хоть сколько-то прожить достойно своего хотя бы человеческого звания?.. И я отвечу: Нет, Господи!.. И тогда Господь с жалостью посмотрит на мое скорбное лицо, заглянет в сокрушенность моего сердца и скажет: В одном ты был хорош – ты остался правдив до конца; войди в покой Мой!..

Сегодня утром мы читали о том, как блудница приблизилась ко Христу: не покаявшаяся, не изменившая свою жизнь, а только пораженная дивной, Божественной красотой Спасителя; мы видели, как она прильнула к Его ногам, как она плакала над собой, изуродованной грехом, и над Ним, таким прекрасным в мире таком страшном. Она не каялась, она не просила прощения, она ничего не обещала, – но Христос, за то, что в ней оказалась такая чуткость к святыне, такая способность любить, любить до слез, любить до разрыва сердечного, объявил ей прощение грехов за то, что она возлюбила много… И когда Петр был Им прощен, он тоже сумел Его много любить, может быть, больше многих праведных, которые никогда не отходили от Спасителя, потому что ему было прощено так много…

Скажу снова: мы не успеем покаяться, мы не успеем изменить свою жизнь до того, как мы встретимся сегодня вечером и завтра, в эти наступающие дни, со Страстями Господними. Но приблизимся ко Христу как блудница, как Мария Магдалина: со всем нашим грехом, и вместе с тем отозвавшись всей душой, всей силой, всей немощью на святыню Господню, поверим в Его сострадание, в Его любовь, поверим в Его веру в нас, и станем надеяться такой надеждой, которая ничем не может быть сокрушена, потому что Бог верен и Его обетование нам ясно: Он пришел не судить мир, а спасти мир… Придем же к Нему, грешники, во спасение, и Он помилует и спасет нас. Аминь.

Установлено это Таинство было еще в апостольские времена, но на Страстной неделе оно стало совершаться со времени Крымской войны, в осажденном Севастополе. Болезнь, насильственная смерть грозили каждому, и архиерей города повелел всем – что я говорю: просил, чтобы каждый приготовился к смерти и к тому, чтобы предстать перед Богом очищенным от всякой скверны. Каждый каялся в своих грехах перед лицом угрожавшей или даже верной смерти; и затем каждый помазывался во исцеление души и, следовательно, тела от болезни, от хрупкости, от голодной слабости.

Сейчас мы будем совершать Таинство Елеопомазания больных.

Установлено это Таинство было еще в апостоль-ские времена, но на Страстной неделе оно стало совершаться со времени Крымской войны, в осажденном Севастополе. Болезнь, насильственная смерть грозили каждому, и архиерей города повелел всем – что я говорю: просил, чтобы каждый приготовился к смерти и к тому, чтобы предстать перед Богом очищенным от всякой скверны. Каждый каялся в своих грехах перед лицом угрожавшей или даже верной смерти; и затем каждый помазывался во исцеление души и, следовательно, тела от болезни, от хрупкости, от голодной слабости.

Нам не угрожает, поскольку мы знаем, насильственная смерть; но все мы стоим перед лицом собственной смертности. Смерть придет на каждого из нас, болезнь поражает каждого из нас в его время. И есть болезнь тела, но есть также в постепенном умирании человека нечто, что относится к его духу: злопамятность, ненависть, горечь, страх, зависть, ревность – все чувства, которые направлены против нашего ближнего. А также чувства – или бесчувствие, – которые отчуждают нас от Бога, разрушают нас в душе и в теле так же верно, как болезнь.

И вот сейчас, когда мы будем стоять перед Богом, слушая призыв Апостолов о том, чтобы нам покаяться, слушая Евангелие, провозглашающее о прощении и об исцеляющей силе Божией, будем, каждый из нас, помнить о нашей смертности, о нашей хрупкости, о том, что мы изо дня в день стоим перед судом нашей души и нашей совести и так мало слышим его; о том, что каждый из нас в какой-то день встанет перед Богом и увидит, что полжизни, а то и большую ее часть он потратил напрасно: потому что единственный плод жизни – это любовь, благодарность, поклонение Богу, стяжание Духа Святого.

Покаемся же, то есть обернемся от смерти к жизни, от самих себя к Богу, от потемок и мрака – к чистому свету Христову. И затем, со всей искренностью принеся Богу в течение этой службы сердце сокрушенное, дух кающийся, приняв решение не допустить, чтобы Христовы жизнь и смерть оказались для нас напрасными, примем помазание святым Елеем во исцеление души и тела, елеем радования, елеем, который восстанавливает силу, который приготавливает нас на борьбу со всяким злом, духовным и прочим, приготавливает нас стать воинами Христа. Встанем же сейчас перед Богом в обнаженности правды, в обнаженности души, которая не ищет скрыться и защититься от своей совести, и получим исцеление. Исцеление души и, в той мере, в какой это полезно для нас, исцеление тела: потому что мы призваны быть сильными силой Господней, но мы также призваны, таинственным и иногда пугающим нас образом, нести в нашем теле смерть Христову, нести в нашем теле раны Христовы, чтобы восполнить в наших телах недостающее страстям Христовым.

Станем же чистыми духом и душой, так, чтобы всякая душевная боль или страдание или всякое страдание тела были плодом не смерти в нас, но нашего единства со Христом, и блаженны мы, что будем в эти дни призваны разделить с ним Его страсти…

В сегодняшней службе мы с чувством ужаса, но также и трагического трепета вспоминаем предательство Иуды; и в этой же службе вспоминается событие, когда трое юношей были брошены в огненную печь царем вавилонским. Остановимся на мгновение на иудином предательстве.

Он был учеником; он был так же близок к Господу Иисусу Христу, как и каждый из других Его учеников. Каким-то образом, слишком таинственным, чтобы мы даже могли строить догадки, что-то с ним случилось: он избрал стяжательство, властолюбие, он избрал мир вместо нищеты, вместо предельного истощания Божия. Он был свободен: он сделал выбор. И одновременно само это его предательство раскрывает нам еще раз по-новому – что есть Божественная любовь: на фоне этой человеческой хрупкости и этой человеческой измены мы видим, как Христос говорит ему: Иди и делай, что собирался!.. Ни слова осуждения; только обращенные к ученикам слова, пронизанные болью: Лучше было бы тому человеку не родиться, который предает Сына Божия… И снова: когда Иуда приходит в Гефсиманский сад, принося смерть и предательство, Христос к нему обращается со словом такой силы любви, такой полноты любви: Друг! На какое дело ты пришел?.. В момент, когда Иуда предает Христа, чтобы Он был убит, Он зовет его: “Друг!”, потому что Он не изменяет никому; Он остается верным… И вечная судьба Иуды тоже покрыта для нас тайной; мы можем только представить себе, что, когда Христос сошел во ад и победил ад, Иуда и Христос снова встретились лицом к лицу. К чему привела эта встреча, мы гадать не можем. Но мы можем ставить перед собой вопросы о нашей собственной верности или наших изменах. Предательство Иуды было вызвано его привязанностью к вещам земли, его политическими планами, его желанием обогатиться; в конечном итоге – его непониманием Христа и путей Божиих. Тут предостережение: он – как человек из притчи, который отказался прийти на брачный пир, потому что купил поле и думал, что владеет им, а на самом деле он оказался во власти того, что приобрел; который отказался прийти, потому что купил волов и ему надо было испытать их, у него было дело на земле и не было времени на брачный пир; который отказался прийти, потому что сам нашел себе жену и сердце его было полно собственной радостью, не было в нем места для радости и счастья другого… Не похоже ли это на нас самих в стольких отношениях? Но, сказав все это, можем ли мы забыть слово Христа: “Друг!” – верность Того, Кого Книга Откровения называет “Верным”: Он верен навсегда.

Верность мы видим также во втором образе сегодняшнего богослужения; это образ Ветхого Завета: трое юношей, которые отказались поклониться ложным богам – жадности, властолюбию, ненависти, – которые все это отвергли и были за это приговорены царем вавилонским к сожжению в пылающей печи. И когда царь пришел посмотреть на зрелище их казни, он воскликнул: Не троих ли мужей мы бросили в огонь связанными? И вот я вижу четырех мужей, ходящих без цепей, и вид четвертого подобен Сыну Божию… – В самых страшных, самых жестоких испытаниях, в самых лютых искушениях, когда искушение пламенеет и горит страдание, Христос с нами. Не достаточно ли этого, чтобы напитать нашу надежду уверенностью и из нашей робкой, шаткой надежды сделать такую надежду, которая есть уверенность, что Бог с нами!

Но относится ли это только к тем, кто праведен? Трое юношей страдали ради Бога – как же грешники, преступники, злодеи? Вспомним небольшой холм вне стен града – Голгофу; три креста; на одном умирает Сын Божий, непорочный, но несущий на Себе грех, зло всего мира. И два человека, которые были действительно злы. И поскольку один из них признал, что он зол, что творил зло, он обернулся ко Христу с воплем раскаяния, сожалея о том, чем он был, что он сделал, принимая последствия того, чем был и что сделал как справедливое возмездие за свои грехи. Вспомним его слова, обращенные к другому злодею, чтобы унять его богохульство: Мы справедливо осуждены, потому что мы преступники а Он умирает обреченный, засуженный несправедливо, потому что Он не сделал ничего дурного… И вот первый принял все последствия, всю боль, все страдание, весь ужас, который выпал ему, потому что увидел в этом справедливость: Божию правду и карающую справедливость людскую. И Христос обещал ему, что в тот самый день он будет с Ним в раю.

О чем это снова говорит нам? Это говорит, что все мы стоим перед Богом осужденными. Не творили ли мы зло? Не преступники ли мы, то есть не преступили ли мы грани из Земли Обетованной, земли Божией в землю, которая еще под властью врага? Не предали ли мы правду, отвернувшись от закона жизни и избрав закон смерти? И опять: когда мы оглядываемся на себя, не можем ли мы увидеть себя как изуродованную икону, образ Христов? И изуродованный не обстоятельствами, не другими людьми, а прежде всего нами самими? И тогда мы можем повернуться к Богу и сказать: Да! Я признаю, что я обманул Твое доверие! Я оказался недостоин Твоей веры в меня – и я принимаю все последствия своей неверности. Господи! Я распинаюсь болью и стыдом; Господи, прими меня в Твое Царство… И ответ: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я дам вам мир! Придите ко Мне!..

И вот мы подходим сегодня к Таинству Елеопомазания с этим многогранным сознанием, которое предлагается нам сегодняшней службой. Мы идем в уверенности, что Бог с нами в нашем испытании и в нашем искушении, в опаляющем пожаре зла и в пламенеющем горниле очищения, если только мы примем последствия того, чем мы являемся. И если мы обратимся к Богу и скажем: Господи! Я согрешил против Неба и перед Тобой! Я больше недостоин называться Твоим сыном, Твоей дочерью – мы будем приняты Богом, как блудный сын был принят своим отцом: прощенные, принятые в объятия, получившие нашу первую одежду, одаренные Божиим доверием, названные нашим подлинным именем: сын Мой, дочь Моя…

Примем же это Таинство Помазания во исцеление души и тела просто потому, что мы пришли к Богу, просто потому, что говорим: Господи, спаси нас! – как Петр кричал, когда тонул. И мы будем очищены, исцелены, поставлены на путь спасения… Какое диво! Как дивно быть так любимыми и так уверенными, что мы любимы.

Будем поэтому идти с уверенностью, с надеждой, которая и есть надежда явленная, и принесем Богу столько любви, сколько можем: иногда благодарность может быть началом любви. Принесем Ему наше доверие, нашу благодарность и примем от Него прощение и обновление жизни. Аминь.

Служба “Двенадцати Евангелий” Страстного четверга. 1980г.

Вечером или поздней ночью в Страстной четверг читается рассказ о последней встрече Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола и о страшной ночи, одиноко проведенной Им в Гефсиманском саду в ожидании смерти, рассказ о Его распятии и о Его смерти…

Перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь!

Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.

Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…

Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят… Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей…

Совпадение в этом году Великой Пятницы и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы раскрывает перед нами часто от нас ускальзывающую трагическую истину и реальность Благовещения.

Мы часто думаем о Благовещении – и справедливо – как о дне, когда Спаситель Господь явил Пречистой Деве Богородице, что Она станет Матерью Воплощенного Слова Божия. И мы думаем только о той чудесной радости, которая вошла в мир с обещанием о Спасителе. Но мы редко думаем о том, что дары Божии всегда трагичны в нашем мире, что ничего не случается великого кроме как ценой сердечной муки и крови человеческой.

И вот в сегодняшний день мы видим, как обещанное Пречистой Деве воплощение Сына Божия во спасение мира завершается трагично. Христос родился в наш мир для того, чтобы душу Свою положить за други Своя. Любовь Божественная, крестная, спасительная любовь привела Сына Божия в мир смерти, и обещание Ангела Пречистой Богородице о том, что родится Спаситель мира, значило для Нее в то же время, что рожденный от Нее Божественный Сын кровью Своей и мукой смертной и самой смертью, непостижимой, невозможной смертью воплощенного Слова, спасет мир.

В эти дни, в эти часы, которые нас отделяют от Пасхи, от торжества Воскресения Христова, вдумаемся в образ Пречистой Девы, Которая совершенной верой и совершенной чистотой, подвигом истинной святости стяжала Себе этот страшный дар – стать Матерью Господней; и Которая, будучи едина с Сыном Своим Божественным, едина духом, едина волей, едина сердцем, предстояла у Креста Его, пока многочасно умирал Спаситель.

И если мы вчитаемся в евангельские слова, мы не увидим в них картин рыдающей Матери; мы увидим в Пречистой Деве Ту, Которая приносит в дар, в кровавую жертву Своего Сына для того, чтобы мир нашел спасение.

Проходя эти часы, вслушаемся, после выноса Плащаницы, в слова канона “Плач Богородицы”, постараемся вникнуть в тайну меча, пронзающего сердце Пречистой Девы. Она едина с Господом; Он умирает – Она соумирает с Ним… Поклонимся долготерпению Христову, поклонимся страстям Его и будем помнить, что в Страсти Его, в долготерпении Его, в Кресте и любви Его Пречистая Дева участвует до конца и что право молиться за нас перед Богом о нашем спасении Она купила смертью крестной Сына Своего. Аминь.

У плащаницы. Страстная Пятница. 1967г.

Мы, люди, всю нашу надежду после Бога возложили на заступление Богородицы. Мы эти слова повторяем часто, они нам стали привычны. А вместе с этим, перед лицом того, что совершалось вчера и сегодня, эти слова непостижимо страшны. Они должны являть или удивительную веру в Богородицу, или являют на самом деле, что мы не глубоко пережили в течение своей жизни этот призыв к помощи Божией Матери.

Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Каждый из нас несет на себе долю ответственности за то, что случилось, за то, что Бог, не терпя отпадения, сиротства, страдания человека, стал тоже Человеком, вошел в область смерти и страдания, за то, что Он не нашел той любви, той веры, того отклика, который спас бы мир и сделал невозможной и ненужной ту трагедию, которую мы называем Страстными днями, и смерть Христову на Голгофе. Скажете: Разве мы за это ответственны – мы же тогда не жили? Да! Не жили! А если бы теперь на нашей земле явился Господь – неужели кто-нибудь из нас может подумать, что он оказался бы лучше тех, которые тогда Его не узнали. Его не полюбили, Его отвергли и, чтобы спасти себя от осуждения совести, от ужаса Его учения, вывели Его из человеческого стана и погубили крестной смертью? Нам часто кажется, что те люди, которые тогда это совершили, были такими страшными; а если мы вглядимся в их образ – что мы видим?

Мы видим, что они были действительно страшны, но нашей же посредственностью, нашим измельчанием. Они такие же, как мы: их жизнь слишком узкая для того, чтобы в нее вселился Бог; жизнь их слишком мала и ничтожна для того, чтобы та любовь, о которой говорит Господь, могла найти в ней простор и творческую силу. Надо было или этой жизни разорваться по швам, вырасти в меру человеческого призвания, или Богу быть исключенным окончательно из этой жизни. И эти люди, подобно нам, это сделали.

Я говорю “подобно нам”, потому что сколько раз в течение нашей жизни мы поступаем, как тот или другой из тех, которые участвовали в распятии Христа. Посмотрите на Пилата: чем он отличается от тех служителей государства, Церкви, общественности, которые больше всего боятся человеческого суда, беспорядка и ответственности и которые для того, чтобы себя застраховать, готовы погубить человека – часто в малом, а порой и в очень большом? Как часто, из боязни стать во весь рост нашей ответственности, мы даем на человека лечь подозрению в том, что он преступник, что он – лжец, обманщик, безнравственный и т.д. Ничего большего Пилат не сделал; он старался сохранить свое место, он старался не подпасть под осуждение своих начальников, старался не быть ненавидимым своими подчиненными, избежать мятежа. И хотя и признал, что Иисус ни в чем не повинен, а отдал Его на погибель…

И вокруг него столько таких же людей; воины – им было все равно, кого распинать, они “не ответственны” были; это было их дело: исполнять приказание… А сколько раз с нами случается то же? Получаем мы распоряжение, которое имеет нравственное измерение, распоряжение, ответственность за которое будет перед Богом, и отвечаем: Ответственность не на нас… Пилат вымыл руки и сказал иудеям, что они будут отвечать. А воины просто исполнили приказание и погубили человека, даже не задавая себе вопроса о том, кто Он: просто осужденный…

Но не только погубили, не только исполнили свой кажущийся долг. Пилат отдал им Иисуса на поругание; сколько раз – сколько раз! – каждый из нас мог подметить в себе злорадство, готовность надругаться над человеком, посмеяться его горю, прибавить к его горю лишний удар, лишнюю пощечину, лишнее унижение! А когда это с нами случалось и вдруг наш взор встречал взор человека, которого мы унизили, когда он уже был бит и осужден, тогда и мы, и не раз, наверное, по-своему, конечно, делали то, что сделали воины, что сделали слуги Каиафы: они завязали глаза Страдальцу и били Его. А мы? Как часто, как часто нашей жизнью, нашими поступками мы будто закрываем глаза Богу, чтобы ударить спокойно и безнаказанно – человека или Самого Христа – в лицо!

А отдал Христа на распятие кто? Особенные ли злодеи? Нет – люди, которые боялись за политическую независимость своей страны, люди, которые не хотели рисковать ничем, для которых земное строительство оказалось важней совести, правды, всего – только бы не поколебалось шаткое равновесие их рабского благополучия. А кто из нас этого не знает по своей жизни?

Можно было бы всех так перебрать, но разве не видно из этого, что люди, которые убили Христа, – такие же, как и мы? Что они были движимы теми же страхами, вожделениями, той же малостью, которой мы порабощены? И вот мы стоим перед этим гробом, сознавая – я сознаю! и как бы хотел, чтобы каждый из нас сознавал, – блаженны мы, что не были подвергнуты этому страшному испытанию встречи тогда со Христом – тогда, когда можно было ошибиться и возненавидеть Его, и стать в толпу кричащих: Распни, распни Его!..

Мать стояла у Креста; Ее Сын, преданный, поруганный, изверженный, избитый, истерзанный, измученный, умирал на Кресте. И Она с Ним соумирала… Многие, верно, глядели на Христа, многие, верно, постыдились и испугались и не посмотрели в лицо Матери. И вот к Ней мы обращаемся, говоря: Мать, я повинен – пусть среди других – в смерти Твоего Сына; я повинен – Ты заступись. Ты спаси Твоей молитвой, Твоей защитой, потому что если Ты простишь – никто нас не осудит и не погубит… Но если Ты не простишь, то Твое слово будет сильнее всякого слова в нашу защиту…

Вот с какой верой мы теперь стоим, с каким ужасом в душе должны бы мы стоять перед лицом Матери, Которую мы убийством обездолили.,. Встаньте перед Ее лицом, встаньте и посмотрите в очи Девы Богородицы!.. Послушайте, когда будете подходить к Плащанице, Плач Богородицы, который будет читаться. Это не просто причитание, это горе – горе Матери, у Которой мы просим защиты, потому что мы убили Ее Сына, отвергли, изо дня в день отвергаем даже теперь, когда знаем, Кто Он: все знаем, и все равно отвергаем…

Вот, встанем перед судом нашей совести, пробужденной Ее горем, и принесем покаянное, сокрушенное сердце, принесем Христу молитву о том, чтобы Он дал нам силу очнуться, опомниться, ожить, стать людьми, сделать нашу жизнь глубокой, широкой, способной вместить любовь и присутствие Господне. И с этой любовью выйдем в жизнь, чтобы творить жизнь, творить и создавать мир, глубокий и просторный, который был бы, как одежда на присутствии Господнем, который сиял бы всем светом, всей радостью рая. Это наше призвание, это мы должны осуществить, преломив себя, отдав себя, умерев, если нужно – и нужно! – потому что любить – это значит умереть себе, это значит уже не ценить себя, а ценить другого, будь то Бога, будь то человека, жить для другого, отложив заботу о себе. Умрем, сколько можем, станем умирать изо всех сил для того, чтобы жить любовью и жить для Бога и для других. Аминь!

Служба погребения в Страстную Пятницу.

Пророчество, которое мы сейчас слышали (Иезекииль, 37, 1–14), – образ всего видимого. Вся земля лежит перед нами, и вся она покрыта костьми мертвыми; из поколения в поколение легли эти кости в землю, из поколения в поколение как будто торжествует смерть.

И вот еще одно погребальное шествие совершено, и в эту землю легло бессмертное, нетленное, пречистое Тело Иисусово. И земля дрогнула, и все изменилось, до самых недр ее. Как зерно пшеничное, легло Тело Иисусово в эту землю, и, как огонь Божественный, сошла Его пречистая душа в глубины ада, и сотрясся ад. И теперь, когда мы предстоим перед Гробом, в глубинах той тайны отвержения, которую мы называем адом, совершилось последнее чудо: ад опустел, ада нет, потому что в самые его глубины вошел Господь, соединяя с Собой все. Как зерно горчичное, было положено Тело Его в землю, и как зерно постепенно исчезает, как зерно постепенно перестает быть отличимо от той земли, в которую оно вложено, но собирает в себя всю силу жизни и восстает уже не едино, не одинокое зерно, а сначала росток, а затем малый куст и дерево, так теперь Иисус, погрузившись в тайну смерти, извлекает из нее все, что способно жить, всякую живую человеческую душу, и приготовляет воскресение всякой человеческой плоти.

Кости мертвые, кости сухие перед нами, и уже трепетна земля, уже мир полон дыханием бурным Воскресения, уже воскрес Господь, уже восстала Матерь Божия, уже победа над смертью одержана, уже мы можем петь Воскресение перед лицом гроба, где лежит многострадальное Тело Иисусово. Христос победил смерть, и мы эту победу сейчас будем воспевать ликующе, ожидая момента, когда и до нас дойдет эта весть, когда загремит в этом храме победная песнь о Воскресении Христовом. Аминь.

Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу. Сейчас смерть Христова говорит нам о Воскресении, сейчас мы стоим с возжженными пасхальными свечами, сейчас самый Крест сияет победой и озаряет нас надеждой – но тогда было не так. Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий, умер плотью Сын Девы, Кого Она любила, как никого на свете – Сына Благовещения, Сына, Который был пришедший Спаситель мира.

Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем – и это было как будто все.

Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе.

Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых.

Мы сейчас молитвенно будем слушать Плач Пресвятой Богородицы, плач Матери над телом жестокой смертью погибшего Сына. Станем слушать его. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач – и, я думаю, Ее плач страшнее всякого плача, потому что с Воскресения Христова мы знаем, что грядет победа всеобщего Воскресения, что ни един мертвый во гробе. А тогда Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Начиналось дление бесконечных дней, которые никогда уже больше, как тогда казалось, не могут ожить.

Вот перед чем мы стоим в образе Божией Матери, в образе учеников Христовых. Вот что значит смерть Христова. В остающееся короткое время вникнем душой в эту смерть, потому что весь этот ужас зиждется на одном: НА ГРЕХЕ, и каждый из нас, согрешающих, ответственен за эту страшную Великую Пятницу; каждый ответственен и ответит; она случилась только потому, что человек потерял любовь, оторвался от Бога. И каждый из нас, согрешающий против закона любви, ответственен за этот ужас смерти Богочеловека, сиротства Богородицы, за ужас учеников.

Поэтому, прикладываясь к священной Плащанице, будем это делать с трепетом. Он умер для тебя одного: пусть каждый это понимает! – и будем слушать этот Плач, плач всея земли, плач надежды надорванной, и благодарить Бога за спасение, которое нам дается так легко и мимо которого мы так безразлично проходим, тогда как оно далось такой страшной ценой и Богу, и Матери Божией, и ученикам. Аминь.

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает… И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, “Христос воскресе”, мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Страстной четверг — это особенное для нас событие. Мы вспоминаем что сделал Иисус, какие Его были последние слова, какие его были прореживания перед тем, как Он был предан в руки грешников и затем, в пятницу, взошел на Голгофский крест, претерпев за нас неимоверные страдания, позор, и затем умер и был погребен. Мы с Вами, для того, чтобы «ожили» слова сказанные Иисусом в этот вечер, откроем и прочитаем Евангелие от Иоанна 15 главу. Это Евангелие более всех остальных говорит о речах Иисуса Христа в тот страстной четверг. В 13 главе описывается с чего все началось. Там описывается омовение ног. Христос показал пример бескорыстного самоотверженного служения, пример самоуничижения, чтобы ученики никогда не забывали, что если они будут служить друг другу, как Он служил им, то у них никогда не будет разделений. И после того, как Господь Иисус совершил затем Вечерю, Новый Завет, Он дал ученикам наставление. В 15 главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о том, кем Он является для своих учеников, кем Отец небесный является для них. Он говорит о двух категориях христиан, об истинных и ложных, и об участи тех и других. Но главный акцент Господь делает на просьбе, чтобы его истинные ученики пребывали в Нем. Много раз это слово о пребывании повторяется в этом тексте. Я вижу, что именно на нем сосредотачивает свое внимание наш Господь. Что значит пребывать во Христе? Я думаю, что пребывать во Христе означает прежде всего…

Мы были свидетелями того, как дважды народ Киргизии сверг двух своих президентов. Народ Украины тоже сдвиг с президентского места Виктора Януковича, после чего последовала война на востоке Украины. Эти президенты были законно избранными и, тем не менее, их люди свергли.
Только Бог знает насколько правильными были действия народов Киргизии и Украины. Мы не можем судить об этом событии объективно.Но сегодня я вам предлагаю другую драму, драму свержения или отвержения Сына Божьего Иисуса Христа.

Сегодня страстная пятница и мы вспоминаем смерть Иисуса Христа на кресте. Евангелисты уделяют немало места описанию страданий Христовых. Давайте обратим внимание на Евангелие от Иоанна 19:32-37:

«Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили. Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится. Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили».


    Конец жестокой и кровожадной драмы


Христос был оклеветан и приговорен к самой жестокой и позорной смертной казни.Перед тем, как Его прибили к кресту, над ним издевались представители разных категорий общества:


    Священники и первосвященники, которые первые должны были встать на Его защиту, но они были в числе врагов Божиих.


    Солдаты римской армии.


    Царь Ирод.


    Одним из сильнейших эмоциональных и духовных ударов, который принял Христос на Себя в этот момент - это предательство и отречение учеников:



    Иуда предал Христа и потом удавился... Это страшное событие! Вспоминаю, как одна женщина - член деревенской церкви ЕХБ повесилась. Мы все были в шоке. Представьте в каком шоке были ученики Христа, узнав о предательстве Иуды и о его позорной кончине...



    Петр, который позиционировался в умах и сердцах учеников Иисуса, как самый ревностный, смелый и верный, трижды отрекся от Него.



    Враги Христа праздновали победу.


3. Смерть на кресте сопровождалась оскорблениями и глумлением.

Пророк и царь Давид, по вдохновению Духа Святого за тысячу лет до страдания Христа рисует эту картину так:

«Множество тельцов обступили меня; тучные Васанские окружили меня, раскрыли на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий. Я пролился, как вода; все кости мои рассыпались; сердце мое сделалось, как воск, растаяло посреди внутренности моей. Сила моя иссохла, как черепок; язык мой прилип к гортани моей, и Ты свел меня к персти смертной. Ибо псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище» (Пс.21:13-18).

Терновый венок, обнаженное тело, выставленное на показ всем людям, публичные оскорбления и уничижения - все это приносило невыносимую боль для тела, души и духа Господа Иисуса Христа.

Но Христос принял весь этот позор и муки добровольно из-за любви к тебе и ко мне, из-за любви к тем, кто пронзил Его.


    Враги Христа убедились в Его смерти


Наступал великий праздник Пасхи. Надо было убирать тела распятых людей, потому что на великий праздник негоже, чтобы висели на крестах тела казненных. И вообще по закону нельзя было оставлять казненных на ночь: «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве, то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел.» /Втор. 21:23/

Блюстители закона в лице инициаторов казни Иисуса Христа знали это место Писания и заботились, чтобы оно были исполненным, чтобы не осквернить землю. Однако пригвожденные к крестам могли быть еще живыми.

Римские воины отвечали за то чтобы преступник действительно был казнен, по этой причине они и перебивали голени у повешенных, так как в таком случае человек сразу же задыхался. И вот солдаты перебивают голени у одного и второго разбойника, но обнаруживают, что Иисус уже мертв и решили, что Его кости сокрушать не надо.

Однако, чтобы быть уверенным наверняка, что Иисус мертв, воин пронзает сердце Иисуса Христа копьем, и всякая надежда на жизнь совершенно исчезла. Все это произошло, утверждает евангелист Иоанн, согласно тому, что было предсказано через пророков о Христе:


    кость Его да не сокрушится;


    воззрят на Того, Которого пронзили.



    Люди воззрят на Того, Которого пронзили


Давайте же задумаемся на минуту кого же люди пронзили?


    Они пронзили ни в чем неповинного святого человека;


    Был убит Тот, Кто возлюбил людей жертвенной любовью , Кто благотворил людям, исцеляя их немощи и болезни;


    Сотник, который командовал распятием Иисуса сделал заключение, после распятия: «Истинно человек сей был Сын Божий»;


    Петр в своей проповеди в Иерусалиме говорит, что это Начальник жизни, Тот Кто дает жизнь и здоровье людям;


    Павел свидетельствует о Нем, что это Творец;


    Был казнен Тот, Кто является конструктором и создателем человека, Кто един может дать покой и мир душе человека;


    Иоанн говорит, что Он есть Бог, Судия живых и мертвых.


б) Кто пронзил Иисуса Христа?

Мы знаем из евангельских повествований, что пронзили Иисуса римские воины. Но Библия придает слову «пронзили» более широкое значение. Каждый человек, кто противится Богу, пронзает Иисуса своим непослушанием.

Представьте себе, что вы не разрешаете ребенку разливать молоко по столу или включать телевизор, а он упорно это делает, даже после того как претерпевает наказание. Он пронзает или ранит ваше сердце.

Люди своими грехами тоже ранят сердце Создателя. Бог говорит: «Не воруй!», а человек ворует, Бог говорит «Не произноси ложного свидетельства», а человек врет на каждом шагу, Бог говорит «Не прелюбодействуй», а человек изменяет своему мужу или жене… так что изобретает на свою голову все новые и новые болезни.

И даже врачи потворствуют разврату людей. Как-то одной верующей девушке врач говорит, что если она не живешь половой жизнью, то будет болеть... На что она ответила, что наоборот, от беспорядочной и развратной половой жизни человек болеет.

Грешный человек посредством лжесвидетельства думает обелить или скрыть свои грехи, похоронить Истину, замести следы, так чтобы никто не узнал. До Иисуса Христа враги Божии убивали праведников и, казалось, что нет никакой справедливости, Истина находится под каменным прессом человеческого беззакония.

Вспомните, как Каин вероломно убивает Авеля. Нечестивый царь Ахав убивает Навуфея, только за одно то, что тот не захотел уступить царю виноградник своего отца. Нечестивый царь Манассия дал указание перепилить пилой великого пророка Исаию - евангелиста Ветхого Завета.

Греховный человек царствует, насмехаясь над Истиной и убивая ее, думает, что нет на него никакой управы…

Но Истина имеет способность воскресать и опять и снова представать пред глазами людей.

Несмотря на внешнее спокойствие Каин в панике и наедине Богу говорит: «Наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт.4:13,14).

Нечестивые люди не имеют покоя и мира в своем сердце, и их жизнь превращается в бегство от самих себя. Они хотят отмежеваться от своего прошлого, сделать так, чтобы это преступное прошлое больше к ним не возвращалось, но это невозможно. Библия говорит: «Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них» (Прит.28:17,18).

Как-то в Гомеле была арестована банда, которая убивала и грабила людей с конца 80-х годов. В общей сложности было осуждено где-то 50 человек. Настал конец их нечестивым действиям, однако самый главный ответ они дадут перед Господом.

Истина встает из мертвых!

Христос на третий день воскрес, и Иоанн видит Его снова живым и говорит об этом так в книге Откр.1:4-8:

«Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» .


    Иоанн представляет нашему взору два вида людей


Те, которые омыты и очищены кровью Иисуса Христа от грехов своих.

Как и когда Он омывает людей Своей кровью? Согласно Библии: «Все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9:22). Кровь символизирует жизнь. Без крови не может жить ни человек, ни животное. «Возмездие за грех - смерть» - так гласит Божий закон. Христос для того и явился в мир, чтобы принять смерть вместо тебя и меня. Но для того, чтобы получить прощение грехов ради Христа, надо придти к Нему и признать свою вину, свой грех и только тогда мы сможем получить прощение и очищение от греха.

И вот первая категория людей, тоже виновна в том, что они пронзили своими грехами Христа, но они покаялись в этом и приняли Христа своим Спасителем, были рождены свыше и стали детьми Божьими. Будущее явление Иисуса Христа для них будет великой радостью и торжеством. Более того, они будут царями и священниками. Они будут царствовать с Иисусом Христом вовеки.

Они распинали Иисуса Христа своей жизнью. Они постоянно хотели избавиться от Него, похоронить Его… Он им постоянно мешал. Имя Иисуса Христа мешало людям во время правления коммунистического режима. Люди убрали имя Бога из конституции Евросоюза. Празднуя Рождество, люди теперь больше чтят деда мороза или Санта Клауса, но Имя Господа Иисуса Христа им мешает. Они хотят с Ним рассчитаться.

Наши люди на Рождество и Пасху больше празднуют куличи, бутылку со спиртным и многое другое. Христос же им мешает грешить .

Но настанет момент и Он Воскресший Иисус Христос во всем Своем славном обличье встанет перед ними и они будут рыдать.

Чарлз Сперджен говорит о причине рыдания людей:


    Они будут плакать от осознания своей глубокой вины пред Богом;


    Их будет терзать совесть за то, что многократно имели возможность обратиться к Богу, но не обратились;


    Они будут плакать о том, что уже нельзя ничего изменить;


    Их вопль будет с ужасом, потому что будут предчувствовать вечное наказание, смотреть в лицо преисподней и чувствовать пламень ада.

    Это будет запоздалый плач. Это полная катастрофа всех ложных чаяний и надежд на светлое будущее или на полное забвение всего.

    Президенты Киргизии бежали из своей резиденции и нашли убежище в России и Беларуси. Они могут укрыться от своего народа. Но когда сядет на белый престол Воскресший Иисус Христос, сказано, что от Его лица бежало небо и земля и не нашлось им места.


Господь всякое дело приведет на суд и все тайное, хорошо оно или худо.

Люди будут смотреть на свою наготу, их тайные грехи будут вывернуты наизнанку и они будут рыдать перед престолом Того, Которого пронзили своими грехами. Иисус скажет им: «Идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

В тот день никто уже и ничего изменить не сможет. Тогда за тебя уже никто не сможет заступиться, никто не сможет тебя вымолить и извлечь из ада.

Суд Иисуса Христа - это самая высшая и самая справедливая судебная инстанция и решение Его не подлежит обжалованию и изменению.


    Бог дал тебе сегодня шанс стать на сторону Христа


Ты можешь остаться в своем греховном положении и отказаться от предлагаемой тебе милости Христа.Бог дает тебе время для исправления. Ты можешь очиститься и омыться от своего греха. Для этого тебе необходимо исповедовать пред Богом грех и умолять Его о прощении. Не так как Каин, который не признал свой грех, когда Господь спросил у него: «Где брат твой?» Он сделал вид, что ничего не знает, вместо того, чтобы пасть перед Богом и рассказать всю правду. Библия говорит: «Признай только вину твою!»

Лучшее место, где ты можешь это сделать - это там, где собраны христиане и могут помочь тебе. Хотя Господь услышит тебя в любом месте. Бог сделал все для того, чтобы ты освободился от неправды и стал на сторону Истины, все остальное в твоих руках. Сделай сегодня шаг к Богу! Открой свои уста, исповедуй свои грехи и Господь простит тебя и даст тебе новую жизнь.

Ин. 13 1-15
1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

Дорогие братья и сестры. В Страстной четверг, еще носящий другое название - чистый есть в некоторых церквях необычная традиция - умывать ноги друг другу по примеру Христа.

Но это редко приводит к хорошему результату. Многие боятся или стесняются данной процедуры, вполне нормальной для рабов времен Христа, но не для современного общества, уважающего права человека и следящего за личной гигиеной. Да и неприлично это. Вот согнувшийся в три погибели молодой человек натирает мозолистые ноги старика, и при этом воротит нос от запаха грибковой инфекции.

А вот дама средних лет, нагнувшись над чьей-то дочкой, только и думает о том, как поскорее выполнить этот унизительный обряд, да так, чтобы не дай Бог юбка не подскочила несколько выше, да не обнажила то, чего молодому человеку стоящему рядом, и усиленно работающему над ногами старика и видеть не положено.

Тут еще и католическая церковь совсем чудное решение привнесла в этот обряд, вконец все усложнив. Как пишет пресса, согласно указу понтифика, теперь, для участия в таинстве, священники могут выбирать и женщин. По мнению папы римского подобная инициатива должна выразить "полноту смысла жеста, совершенного Иисусом в горнице", то есть "отдачи самого себя до конца ради спасения мира и его безграничной милосердной любви".

И вот, при этом все еще оглядываются по сторонам, строго следя за тем, чтобы лица были умильные, - еще бы ведь все исполняющие этот обряд ученики Господа, а им не положено быть недовольными при исполнении служения.

В общем, снаружи тишь, гладь, и красота. А изнутри…

Изнутри все, как и положено грешному человеку - зубы скрипят, и колотится в голове одна мысль - поскорее бы все это окончилось.

Но давайте подумаем - а действительно ли нужен этот обряд церкви?

Вы помните отказ Петра когда Иисус хотел ему омыть ноги? - Тебе ли умывать мои ноги?... не умоешь ног моих вовек.

Что же ответил Иисус? - Отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

Вот отсюда и идет эта традиция. Люди боятся потерять честь быть с Господом, если не унизят себя, приняв образ раба. Еще-бы разве не это мы вычитали только что?

То, да не то. Как всегда слышно звон, но не понятно - где он. Прочесть текст, стоит все же целиком, а не только этот разговор Иисуса с Петром. Ведь после того, как Иисус предостерег Петра: если не умою тебя, не имеешь части со Мною, Он тут же заметил, - «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».

Кто такие омытые? О ком это Иисус? И почему не все?

По первом прочтении, кажется, что речь идет об апостолах и Иуде. Но не только. Очень возможно, что Иисус говорит здесь с подтекстом, понимая под «омытыми» людей вод Таинства Святого Крещения. Именно они чисты, причем чисты «ВСЕ» - потому что чист весь; и вы чисты…

Омытие ног лишь обряд, вовсе не очищающий верующих от скверны греха. Это происходит совсем при другом событии - при нашем с вами крещении. И об этом никогда нельзя забывать.

Если омовение ног вызывает отторжение у современного человека, вводит его в ступор и в нем отсутствует элементарная любовь и уважение, грош цена такому обряду. Не для этого Иисус умывал ноги ученикам, но для того, чтобы они не боялись служить ближнему в любви и с пользой. А какая польза в омовении ног в нашем с вами климате, где все ходят обутыми?

Люди, занимающиеся этим, напоминают роту солдат, что красят осенью пожухлую траву зеленой краской к приезду генерала, не задавая вопросов - потому, что так сказал капрал, потому, что так надо.

Но ведь, в конце концов, главное должно быть главным, а второстепенное — второстепенным.

Иногда вопросы все же нужно задавать, чтобы расставить правильно акценты иначе всю жизнь придется заниматься вещами, чья стоимость определяется в странной единице - «выеденное яйцо».

Но как задать вопросы, если нет времени, если всю жизнь только тем и занимаешься, что красишь пожухлый газон?

Десять лет назад люди были довольны, если я отвечал на их письма в течение двух недель. Пять лет назад, чтобы не обидеть человека, было принято отвечать через пару дней. Сегодня отвечать на электронное письмо следует в тот же день. А иногда уже и в тот же миг - сколько людей проводят свои часы за интернет-чатами?

Места Богу нет, нет места и живым людям.

Встречаются два молодых человека в чате. Один другому говорит:

Знаешь, кого сегодня видел? Ваську Сидорова.

Ну, и кто это?

Как? Ваську Эльфа не помнишь?

А-а Эльфа? Почему не помню, помню. Мы же с ним до 4-го уровня вместе в школе учились.

Эх, а ведь Господь напоминает:

«Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то…

Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Что же Он сделал? Он не просто ноги умыл, нет, Он служил нам до Смерти Крестной, ну а мы? Мы готовы?

1 Коринфянам, гл. 11, ст. 23-32

23 Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Евангелие

От Матфея, гл.26, ст. 1-20
1
Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
3 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,
4 и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;
5 но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.
6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребренников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.
17 В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?
18 Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими.
19 Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
20 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками;

От Иоанна, гл. 13, ст. 3-17
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

От Матфея, гл. 26, ст. 21-39
21 и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
22 Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи?
23 Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня;
24 впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться.
25 При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал.
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего.
30 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
31 Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада;
32 по воскресении же Моем предварю вас в Галилее.
33 Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
34 Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
35 Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики.
36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.

От Луки, гл. 22, ст. 43-45
43 Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.
44 И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.
45 Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали

От Матфея, гл. 26, ст. 40 - гл. 27, ст. 2
40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных.
48 Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.
49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.
50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его.
51 И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо.
52 Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут;
53 или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?
54 как же сбудутся Писания, что так должно быть?
55 В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня.
56 Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
57 А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины.
58 Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец.
59 Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти,
60 и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля
61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его.
62 И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
63 Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?
64 Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
65 Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его!
66 как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти.
67 Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам
68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?
69 Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.
70 Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь.
71 Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.
72 И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.
73 Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя.
74 Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух.
75 И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
1 Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти;
2 и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю.

Великий Четверг.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В 115 псалме, который знаком каждому христианину, регулярно читающему правило ко Святому Причащению, ветхозаветный пророк, царь и поэт Давид говорит: “Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму, и имя Господне призову...” (Пс.115,3-4). Когда-то, в давние ветхозаветные времена, Бог повелел народу Своему в знак памяти и благодарности за избавление от египетского плена совершать праздник Пейсах – Пасху, то есть “переход”, избавление от рабства египетского, переход в свободную жизнь. И вот на пасхальной трапезе в каждой семье, в каждом доме выпивались три чаши вина: чаша горечи в память о горьких годах рабства, чаша веселия в воспоминание о чудесном избавлении от горестной работы фараону и чаша благодарения Господу за великие Его благодеяния.

Как поэт, Давид призывает свой народ благодарить Господа не только во время пасхальной трапезы, но и всегда, постоянно, за каждой трапезой призывая имя Господне и воздавая хвалу Ему. Как пророк, он непостижимым образом предсказывает установление Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии, или Причащения, на Тайной Вечери накануне Своих страданий и крестной смерти.

Таким образом, и самый переход народа Божия по дну Красного моря “немокренными стопами” и спасение людей от яростных преследователей “колесницегонителя фараона” есть, прежде всего, прообраз, предсказание о тех невероятных событиях, которые через две тысячи лет после избавления от египетского плена произойдут на земле Израиля. События эти каждому из нас известны, о них мы за каждой литургией поём в Символе веры: “…нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.”

Сын Божий вочеловечился, принял на Себя бренную человеческую плоть только для того, чтобы каждый сын человеческий получил возможность обожения, соединения с Богом, возвращения в рай. И Господь Иисус Христос перед крестными Своими страданиями рассказывает ученикам, а вместе с ними и нам всем, потому что мы тоже ученики Христовы, – каким образом можно достигнуть обожения, что нужно делать для того, чтобы соединиться со Христом не только мысленно, душевно, но сущностно, то есть всем существом своим. Как и предсказывал в своё время, сам того не подозревая, царь и пророк Давид в своём 115 псалме, Господь призывает нас приобщиться Чаши. Он произносит слова, которые вот уже две тысячи лет Церковь повторяет за каждой литургией: “Пейте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.”

Итак, чтобы соединиться с Господом, чтобы спастись, чтобы наследовать Жизнь Вечную, нужно причащаться от этой Чаши спасения. И, по слову пророка Давида, чтобы благодарить Господа за все его бесчисленные благодеяния, нужно причаститься всё той же Чаше спасения, а не терять времени в размышлениях, к какой иконе и сколько свечек нужно поставить или какой молебен и какому святому нужно заказать. То есть, конечно, и свечки к иконам ставить необходимо, и святым молебны петь “зело добро есть”, но только тогда всё это имеет смысл, когда совершает эти священнодействия христианин, то есть член Церкви Христовой. А таковым именем, в свою очередь, может именоваться только тот, кто действительно исполняет заповедь нашего Спасителя о причащении Его Тела и Крови.

Кто не выполняет этого Завета Христова, тот не христианин, что бы он ни бормотал о том, что он-де крещёный, и что крест на груди носит, и что Бог у него – кто бы мог подумать! – “внутри”. Где внутри? – вот вопрос...

И вместе с тем нужно, конечно, помнить о страшном предупреждении апостола Павла: “Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьёт осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает” (1 Кор.11.27,29,30). Я потому напоминаю вам об этом, что в святые дни Страстной седмицы и особенно сегодня, в Великий Четверг, множество людей, которые сами себя давно от Церкви отлучили, потому что по лени и нерадению не посещают храмы, не молятся за божественной литургией, годами не исповедываются, – такие вот псевдохристиане, уж не знаю почему, решают: “Надо! Давненько я в храме не был. Пойду, причащусь!” И идут, и очень удивляются и даже обижаются, когда священник им на исповеди говорит, что они отпали от Церкви и потому им, прежде чем причащаться, необходимо вернуться в Церковь, постараться вновь стать христианами. А для этого нужно следующее, – не такие уж сложные вещи. Прежде всего – приходить в храм Божий обязательно один раз в неделю, в воскресенье; чаще можно, реже – нельзя. Молиться дома, да не так, как это делает множество духовно умирающих людей, – перекрестят небрежно лоб перед сном, пробормочут: “Прости, Господи!” по привычке и на боковую; молиться дома нужно так, как Церковь велит и духовник советует. И главное – раз, а то и два раза в месяц причащаться Святых Христовых Тайн, предварительно прочитав дома всё немаленькое правило ко Святому Причащению, неделю попостившись, если нет общего поста, и, конечно, после исповеди у духовника.

Мне всегда казалось, что об этом как-то и говорить странно: каждый человек, особенно такой, который считает себя христианином, должен это знать. Куда там! Приносит мать младенца причащать, а он к Церкви не привык, ему страшно, он кричит, батюшку пуще смерти боится, а мать ему, для того чтобы успокоить, нежно так говорит: “Попей, сынок, компотику. Компотик сладенький!” Вот так, буквально. Кровь Христова, на Кресте за нас и грехи наши излитая, – сладкий компотик! Есть ли большее богохульство, совершаемое на глазах у всей Церкви, на глазах у священников? А потом мы спрашиваем, в кого наши дети такими злодеями уродились. И попробуй этой мамаше сказать, что ни она, ни её бедное чадо – уж оно-то ни в чём не виновато – не достойны, не могут причащаться! Что прежде нужно хотя бы попытаться стать христианами. Куда там! Обиды, ненависть, жалобы полетят митрополиту. И понять не хотят, что причащение – в суд и осуждение совершается. В смерть и болезнь, по слову апостола Павла. И священник не по жадности или по скверному характеру не подпускает человека к Чаше, а потому, что боится за него и жалеет его. Ведь Причастие – не орден, не знак отличия, не награда за хорошее поведение. И лишение Причастия – не наказание, не месть за поведение плохое. Иногда – и чаще всего – именно грешнику оно необходимее, нужнее. Никто ведь не пустит за штурвал самолёта пьяного лётчика – это смертельно опасно! Никто ведь не позволит хирургу грязными руками совершать полостную операцию – и это смертельно опасно! Так же опасно и причащаться человеку, который даже не попробовал приготовить свою душу к этому великому Таинству, даже не попробовал очистить, вымыть свою совесть слезами покаяния, которому даже в голову не приходит, что мыть душу раз в год – мало: душа грязью зарастёт.

Мы сегодня собрались в храме для того, чтобы исполнить завет Христов: “Сие творите в Мое воспоминание”. Давайте же вспомним, какой ценой куплена наша жизнь, Чья Кровь была излита “нас ради человек и нашего ради спасения” на Голгофе. Давайте сегодня, вот прямо сейчас ужаснёмся этой Жертве, ужаснёмся своему недостоинству и, причащаясь Святых Христовых Тайн, попросим у Спасителя нашего, чтобы Он оживил наши замёрзшие сердца, наши омертвевшие души. Соделай, Господи, да не в суд и не во осуждение будет нам причащение Святых Твоих Тайн, но во оставление грехов и в Жизнь Вечную. Аминь.

Священник Сергий Ганьковский