§ 1. Понятие и виды субъектов международного права

Определение понятия субъекта международного права связано прежде всего с оценкой предмета международно-правового регулирования. В настоящее время существует две концепции понятия субъекта международного права, которые принято именовать традиционной и современной.

Традиционная. Это особая концепция по сравнению с общей теорией права и государства, где субъект - участвующий в отношениях, регулируемых правовыми нормами, носитель прав и обязанностей.

Концепция международно-правового статуса субъекта предполагает в качестве основного свойства субъекта юридическую способность к самостоятельным международным действиям, включая создание международных норм. Отличительные черты таких субъектов - независимость друг от друга.

Данный статус признавался прежде всего за государствами, некоторыми международными организациями, нациями и народами, борющимися за независимость, и государственно-подобными образованиями.

Современная. Распространяет на международное право понимание субъекта в общей теории права. Иначе говоря, субъектом принимается участник отношений, регулируемых международно-правовыми нормами; носитель прав и обязанностей, установленных этими нормами.

В круг субъектов в этом случае включаются юридические и физические лица, хозяйственные объединения и неправительственные организации, а также части (единицы) федеративных государств. Данная теория разделяет субъектов международного права на правосоздающих (к ним относятся «традиционные субъекты») и правоприменяющих, круг последних, разумеется, значительно шире первого.

Определений понятия субъекта международного права в отечественной литературе существует достаточно много.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международную ответственность (Г. И. Тункин).

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии в общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Это также лицо (в собирательном смысле), поведение которого прямо регулируется международным правом и которое может вступать или вступает в международные публичные правоотношения (С. В. Черниченко).

Одно из наиболее оптимальных определений было дано Международным Судом ООН при рассмотрении дела о возмещении вреда:

Субъект международного права - это образование, способное иметь права и обязанности и защищать свои права путем заявления международных претензий.



Последнее определение является традиционным, однако все упомянутые в нем показатели зависят от наличия субъекта права. Иными словами - образование, которое обычное право признает способным иметь права и обязанности и которому такая право- и дееспособность предоставлена - является субъектом права. Если же первое условие не реализовано, образование все же может обладать провосубъектностью весьма ограниченного характера, которая зависит от выраженного или молчаливого согласия уже существующих субъектов права и будет иметь значение лишь для тех, кто дал это согласие.

Обычными видами субъекта права в международных отношениях являются государства и организации. Однако реальность международных отношений не может быть сведена к такой простой формуле. «Обычным видам» сопутствуют родственные единицы и различные образования, в том числе несамоуправляющиеся народы, кроме того, физические лица обладают некоторой правосубъектностью.

Таким образом, абсолютная строгость в вопросе о видах допустимых субъектов права не отвечает действительности, ибо признание и молчаливое согласие могут санкционировать существование явно аномального образования, которое все же имеет разветвленные правоотношения в международном сообществе.

Основными характеристиками, присущими международной правосубъектности, являются:

Ø способность заявлять претензии по поводу нарушений международного права;

Ø способность заключать юридически действительные в международном плане договоры и соглашения;

Ø пользование привилегиями и иммунитетами в отношении национальных юрисдикций.

По существу, международная правосубъектность - это одновременное:

a) обладание международными правами и обязанностями;

b) подчиняемость международному праву;

c) способность участвовать в международных правоотношениях.

От объема прав и обязанностей субъекта, в количественном плане, международная правосубъектность не зависит.

Классификация субъектов международного права проводится по различным основаниям.

Первичные субъекты создаются в историческом процессе; возникнув, неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.

Производные субъекты создаются первичными, объем их международной правоспособности зависит от желания создателей и, как правило, определяется международным договором.

Следующая классификация основана на практике в большей степени, а потому позволяет выделить интересные особенности среди субъектов международного права вне зависимости от того, обладают ли они самостоятельной правосубъектностью либо нет.

Устоявшиеся субъекты международного права:

1. Государство - наиболее важная категория субъектов международного права, главная политическая организация общества. В международных отношениях, где нет верховной власти, диктующей правила поведения для государств - они сами и главные создатели, и гаранты соблюдения норм международного права.

Государственный суверенитет - это верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного государственного суверенитета не было никогда, так как все государства взаимосвязаны и взаимозависимы, но к концу ХХ в. он все более ограничивается нормами международного права (экономический суверенитет не означает изолированности от других государств, а только дает возможность определять экономическую политику в стране).

Как носители суверенитета все государства юридически равны, независимо от политической, экономической и военной мощи, а потому каждое государство обладает в международном отношении одинаковой степенью самостоятельности и независимости.

Ст. 1 Конвенции о правах и обязанностях государств, подписанной в Монтевидео 26 декабря 1933 г. предусматривала, что государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками:

1) постоянное население - применяется в связи с критерием территории и подразумевает наличие стабильного сообщества;

2) определенная территория - важен контроль над определенной пространственной сферой и наличие политического сообщества, а не точнейшее установление границ (например, Израиль был принят в ООН несмотря на разногласия в вопросах о границах);

3) правительство - самое краткое определение государства в целях данного признака, это стабильное политическое сообщество, поддерживающее правовой порядок и расположенное на определенной территории. Лучшее доказательство стабильного политического сообщества - это эффективное правительство с централизованной администрацией и законодательными органами (хотя в некоторых случаях правительство необязательно для статуса государства, как, например, в Польше в 1919 г.).

В чьих интересах и для какой правовой цели правительство должно быть «эффективно»? - если государство уже основано, то значительные гражданские беспорядки или нарушение правопорядка в результате иностранного вторжения или стихийных бедствий не рассматриваются как факторы, затрагивающие правосубъектность;

4) способность вступать в отношения с другими государствами, так называемый критерий независимости.

В связи с последним критерием возникает проблема «зависимого» государства, с несколько ограниченной или делегированной правосубъектностью. Иностранный контроль над делами государства может осуществляться с санкции международного права, например, договора о протекторате (то есть территории, обладающей некоторой степенью автономии в силу внутригосударственного права, причем эта автономия защищена международной гарантией); в силу какого-либо соглашения на представительство во внешних сношениях; вследствие правомерной войны в порядке коллективной обороны и санкций, ведущих к оккупации территории агрессора (например, оккупация Германии союзниками в соответствии с Берлинской декларацией от 05.06.1945 г.).

Термин «зависимое»используется для обозначения одной или нескольких следующих ситуаций:

Ø отсутствует статус государства, поскольку данное образование в столь полной мере подчинено другому государству, что находится у него под контролем;

Ø государство пошло на такие уступки другому государству в вопросах юрисдикции и управления, что в известном смысле перестало быть суверенным;

Ø государство в законном порядке передало другому государству широкие права представительства во внешних сношениях (это возможно и без подчинения - так, например, с 1919 г. Швейцария осуществляет дипломатические сношения княжества Лихтенштейн по соглашению);

Ø в дела государства фактически вмешиваются и хотя количественно оно не находится под постоянным контролем «патрона», в качественном отношении - это государство-«клиент»;

Ø субъект особого рода, фигурирующий в международном праве лишь для некоторых целей (протектораты или подопечные территории и проч.);

Ø государство не рассматривается как «независимое» для целей определенного правового документа.

1. Некоторая степень перманентности (постоянства). Время является одним из элементов государственного статуса, однако перманентность не представляет собой необходимый элемент государства как правового порядка, и страна с непродолжительным сроком жизни может оставить после себя ряд вопросов, которые были связаны с его существованием.

2. Готовность соблюдать международное право. Сам тезис подвергается резкой критике, поскольку деликтная и иная ответственность государств - следствие статуса государства и логически неоправданно выдвигать в качестве критерия условие, которое данное образование может удовлетворить лишь в том случае, если оно является государством.

3. Некоторая степень цивилизации (Хайд). «Необходимо, чтобы жители данной территории достигли такой ступени цивилизации, которая делает их способными соблюдать... те правовые принципы, которыми должны руководствоваться члены международного сообщества в своих взаимоотношениях друг с другом». В современном международном праве невозможно рассматривать как res nullius племенное общество, которое отказывается иметь дипломатические отношения с другими государствами (Западное Самоа и др.).

Виды государств как субъектов международного права.

Простые (унитарные): единая система высших органов государственной власти; одна конституция; единое гражданство; единая система права; территория подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью (иногда, административная автономия). Такое государство выступает в международных отношениях как единый субъект.

Сложные: конфедерация - союз суверенных государств, создающих общие законосовещательные органы для решения ряда совместных проблем. Члены конфедерации сохраняют свой статус субъектов международного права; им может обладать и сама конфедерация, если государства-члены закрепили соответствующие положения в конфедеративном договоре.

Федерация - члены федеральных союзов могут осуществлять по конституциям некоторых государств определенные правомочия, в том числе заключать международные договоры. Обычно эти полномочия осуществляются от имени всего союза в целом, хотя возможно и от имени члена союза. Однако, если союз первоначально образовался как союз независимых государств, отношения внутри него сохраняют международный элемент и союз может действовать как представитель входящих в него государств. Конституция США разрешает штатам заключать с согласия конгресса соглашения с другими иностранными государствами - на практике не было прецедента. Аналогичная ситуация в РФ, противоположная - в Канаде.

2. Политические образования, с правовой точки зрения, приближающиеся к государствам. Такие образования создавались в порядке политического урегулирования вопросов определенных территорий международными многосторонними и двусторонними договорами. Территории обладают известной автономией, населением, некоторой правосубъектностью в международном плане - в общем, похожи на государства.

Вольный город Данциг (Гданьск) признавался Постоянной Палатой международного правосудия как обладающий международной правосубъектностью, за исключением тех ограничений, которые вытекали из договорных обязательств, предусматривавших особые отношения с Лигой Наций и Польшей. Подобным же статусом обладала Свободная территория Триест, существовавшая по договору между Италией и Югославией до 1954 года.

3. Международные организации. Возможность межгосударственных организаций быть субъектами международного права была признана в Консультативном заключении Международного Суда ООН от 11.04.1949 г. «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН».

Поскольку международные организации не обладают суверенитетом и территорией, они являются субъектами, значительно отличающимися от государств. Основные характеристики определяют, что международные межправительственные организации:

1) вступают только в те правоотношения, которые определяются их функциями и соответствуют учредительному акту;

2) создаются и действуют на основе международных договоров;

3) заключают международные соглашения по определенному кругу вопросов, оговоренному в соответствии с целями и функциями организации;

4) ограничены в выборе средств принуждения и разрешения споров.

Вопросы прекращения и правопреемства для международных организаций решаются волеизъявлением государств-членов международной организации (в частности, в отличие от государств, вопросы правопреемства возникают лишь если организация-предшественник прекращает свое существование).

Международные организации могут быть и субъектами международного частного права: заключать контракты и договоры займа; приобретать движимое и недвижимое имущество; заключать договоры об аренде и проч.

4. Органы международных организаций. Вспомогательные органы международных организаций создаются на основе учредительного международного договора или на основе осуществления прав, предоставленных таким договором.

Такие органы способны обладать большой степенью независимости и значительными административными, нормоустановительными и судебными правами, не приобретая при этом самостоятельной правосубъектности (например, Европейское агентство по атомной энергии, специализированные учреждения ООН и т. д.).

5. Нации и народы, борющиеся за независимость. Право на самоопределение признается за всеми нациями и народами. Особенностью современного международного права является то, что субъектный состав пополнился такими представителями, как нации и народы, ведущие борьбу за собственную независимость.

Хотя в доктрине термины «народ» и «нация» считаются равнозначными, понятие «народа» в Уставе ООН (ст. 1 - самоопределение народов) более точно, поскольку возможны ситуации с многонациональными территориями.

Говоря о возможности ведения борьбы за независимость, следует иметь ввиду, что для правомерности такой борьбы должны существовать необходимые предпосылки. В частности, к ним можно отнести следующие нарушения норм международного права: прямое колониальное владение; оккупация; незаконный протекторат и т. п., а кроме того, неравноправные договоры; иностранный контроль в какой-либо форме; «кабальные» займы и кредиты и проч.

В ходе борьбы нация или народ могут создавать определенные руководящие органы с единым центром, через которые они осуществляют сношения с остальным миром через свои права и обязанности (практически это вооруженные отряды, не разрозненные, имеющие единое командование, которое чаще всего и выступает как политическое руководство).

Особые виды правосубъектности:

1. Несамоуправляющиеся народы - в соответствии со смыслом гл. XI Устава ООН, народы «несамоуправляющихся территорий» обладают правосубъектностью, хотя и особого вида. Вопрос этот тесно связан с самоопределением.

2. Воюющие и восставшие стороны. На практике воюющие и восставшие стороны в каком-либо государстве могут вступать в правовые отношения и заключать действительные в международном плане соглашения с другими государствами и другими воюющими и восставшими сторонами.

На статус конкретной воюющей стороны могут влиять факторы, связанные с принципом самоопределения и правосубъектностью несамоуправляющихся народов. Воюющая сторона часто представляет собой политическое движение, стремящееся к достижению независимости и к отчуждению.

3. Образования особого рода: Ватикан и религиозный орден

В договоре и конкордате 1929 г. Италия признала «суверенитет Святейшего престола в международной области» и его исключительный суверенитет и юрисдикцию над городом Ватиканом (конкордат - договор между правительством какого-либо государства и Ватиканом, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране).

Ряд государств признает Святейший престол и поддерживает с ним дипломатические отношения; он является участником многих многосторонних конвенций, в том числе Конвенций о морском праве 1958 г.

С точки зрения функций, территории, административной организации Ватикан приближается к государству. Особенности выражаются в следующем:

Ø не имеет населения, кроме церковных должностных лиц;

Ø единственная цель существования - поддержка Святого престола как религиозного центра.

Правосубъектность Ватикана основывается, во-первых, на схожести с государственной в отношении функций, несмотря на наличие определенных особенностей, включая патримониальный характер суверенитета Святого престола и, во-вторых, на молчаливом согласии и признании со стороны существующих субъектов международного права.

Правосубъектность религиозного ордена , независимо от его территориальной базы в Ватикане, может существовать лишь для тех государств, которые готовы вступать в отношения с такими институтами в международном плане.

Даже в сфере признания и двусторонних отношений правосубъектность таких институтов, как Суверенный орден Иерусалима и Мальты , должна быть ограниченной по причине отсутствия территориальных и демографических признаков государства. В области права войны статус упомянутого ордена – «общество помощи» (ст. 125 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г.).

4. Территория с неопределенным статусом. Имеет население и самостоятельную администрацию - образования, существующие на территории с таким статусом, могут считаться обладающими модифицированной правосубъектностью, приближающейся к правосубъектности государства.

Тайвань (Формоза) до марта 1972 г. рассматривалась в международных отношениях как остров с неопределенным статусом. Другие государства поддерживали отношения с властями, признавали паспорта, имели консульство на острове.

Нежелательно, чтобы население подобных территорий рассматривалось с точки зрения права, как не имеющее гражданства.

5. Физические лица. Общей нормы, в соответствии с которой физическое лицо не может быть субъектом международного права и выступать в определенных контекстах как субъект права - не существует.

В то же время относить физические лица к полноправным субъектам международного права - бесполезно, так как это предполагало бы наличие у него таких прав, которых в действительности нет, а кроме того, все равно пришлось бы проводить границу между физическим лицом и иными субъектами международного права. В настоящее время физические лица считаются обладающими определенными полномочиями в международных отношениях.

Достаточно долгое время в международных отношениях велась дискуссия о том, что транснациональные корпорации обладают статусом субъектов международного права. Их экономические ресурсы могут превышать ресурсы небольших государств; они пользуются мощной дипломатической поддержкой; заключают соглашения, в том числе и концессионные с иностранными государствами и правительствами - предполагалось, что эти отношения должны рассматриваться в международно-правовом аспекте.

На практике в 1969 году в споре между США и Перу в отношении американской компании «Интернешнл петролеум компани» Перу национализировало эту компанию, а также аннулировало договор с ней от 13.08.1968 г., по которому Перу отказывалось от всех требований к США о выплате долга и предоставляло ряд льгот компании.

Правительство США заявило, что договор между Перу и компанией является международным и подлежит обязательному исполнению, то есть делало попытки приравнять концессионный договор к международному (первые заключаются государством с иностранными компаниями и регулируются внутренним законодательством). Международный суд ООН отказал США в иске и устранил, таким образом, повод для споров.

§ 2. Признание государств

В международных отношениях наиболее важным аспектом института признания в целом является признание государств, правительств, статуса воюющей и статуса восставшей стороны.

Как это ни странно, но сложность правовых вопросов находит наиболее точное выражение в доктринальном споре между декларативной и конститутивной точками зрения на признание государств и правительств.

Согласно декларативной теории (Фишер Уильямс, Брайерли, Кожевников и др.) правовые последствия признания имеют ограниченный характер, так как признание - это лишь декларация или подтверждение существующего правового и фактического положения, поскольку правосубъектность возникла уже раньше, в силу самого права.

Поэтому на таком, достаточно объективном форуме, как Международный суд ООН, совершенно обоснованно было бы исходить из предпосылки существования государства и в том случае, когда другая сторона в споре или третьи государства его не признавали. Например, решением по делу Tinoco Concessions (1923г.) удовлетворен иск Великобритании, предъявленный на основе концессионных прав, предоставленных правительством Коста-Рики, не получившим признания со стороны некоторых государств. «Когда непризнание правительства другими государствами обусловливается не отсутствием у него фактического суверенитета и полного правительственного контроля, а ссылками на его незаконность или неправомерный характер его появления, такое непризнание, в какой-то степени теряет свою доказательственную силу» (концессия - договор, по которому государство предоставляет иностранному предпринимателю или фирме промышленное предприятие или участок земли с правом добычи полезных ископаемых, строительства и проч.).

Конститутивная теория (Анцилотти, Оппенгейм, Лаутерпахт и др.) определяет, что политический акт признания - это предварительное условие существования юридических прав; в самой крайней форме это означает, что сама правосубъектность государства зависит от политического решения других государств.

С этим принципиально невозможно согласиться, так как есть ясное положение, согласно которому государства не могут по своему собственному решению устанавливать компетенцию других государств, которая определена международным правом и не зависит от согласия или признания.

Кроме того, сами сторонники конститутивной теории, чувствуя, возможно, необходимость дать разумное объяснение положению непризнанного государства, становятся подчас на точку зрения, приближающуюся к декларативной теории.

Вопрос о признании государства возникает с его появлением на свет как суверена. Признание имеет как политическое, так и юридическое значение - оно облегчает существование нового государства, нормализует международные отношения.

Для государств существует обязанность признавать и применять основные принципы международного права: существует обязанность «признания», хотя бы для определенных целей, но не обязанность прямого, публичного и политического разрешения вопроса или декларации о готовности вступить в дипломатические отношения путем признания. Эта форма признания остается политической и дискреционной (по своему усмотрению).

Признание не обязательно влечет за собой установление дипломатических отношений, а отсутствие дипломатических отношений не означает само по себе непризнание государства. Признание осуществляется в форме письменного послания от признающего государства, передаваемого дипломатическим путем или на торжественной церемонии провозглашения независимости.

Признание правительства. Современное международное право при решении этого вопроса учитывает прежде всего:

Ø фактический контроль новым правительством территории и власти в стране;

Ø степень поддержки правительства населением;

Ø готовность и способность нового правительства выполнять свои международные обязательства и следовать нормам международного права.

Признание государства и признание правительства могут находиться в тесной связи, но они не обязательно идентичны (хотя признание государств может иметь форму признания правительств).

Непризнание не означает, что государство не обладает признаками государственности; непризнание правительства имеет более «политический» характер, чем непризнание государств, так как нежелание вступать в нормальные отношения более часто выражается в непризнании правительственных органов.

С точки зрения установления добровольных двусторонних отношений непризнанное правительство находится не в лучшем положении, чем непризнанное государство.

Переходным видом в признании самостоятельного государства или вариантом признания правительства является признание органов национально-освободительного движения или признание воюющей или восставшей стороны. Это признание повстанцев на различных ступенях гражданской и освободительной войны. Точных критериев для разграничения воюющих или восставших сторон нет. Юридическое последствие такого признания - распространение на восставших и воюющих законов и обычаев войны (Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.).

На практике очень сложно говорить о единых формах признания или непризнания. Дело в том, что терминология официальных сообщений и деклараций не отличается последовательностью - встречаются и «признание де-юре»; «признание де-факто»; «полное дипломатическое признание»; «формальное признание» и проч.

Наиболее распространены:

признание де-факто (de-facto) - как правило, это выражение неуверенности в том, что данное государство или правительство достаточно долговечно или жизнеспособно и предполагает лишь торговые или консульские контакты;

признание де-юре (de-jure) - полное, окончательное, влекущее установление дипломатических отношений. Оно не может быть взято назад, в отличие от де-факто;

признание ад-хок (ad-hoc) - в буквальном смысле это означает «в данной ситуации», «по конкретному делу». Разовые контакты, в которые государства вступают друг с другом вынужденно, для решения конкретных вопросов.

§ 3. Правопреемство государств

Вопросы правопреемства кодифицированы двумя универсальными конвенциями - Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. и Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 г. Россия не является участницей последней.

Термин «правопреемство государств» в науке международного права используется как для обозначения той фактической ситуации, которая влечет за собой постановку проблемы перехода прав и обязанностей, так и для названия самого перехода прав и обязанностей от одного государства к другому, происходящему при этом.

В науке международного права были попытки дать единое решение проблемы правопреемства - истории известны два противоположных решения этого вопроса.

В течение XVII-XIX вв. господствовала теория универсального правопреемства , сторонники которой утверждали, что государство-преемник наследует и международную личность предшественника. Ее основы были заимствованы из римского наследственного права, которое считало, что «в наследстве воплощена имущественно-правовая личность умершего», и в соответствии с этим устанавливало полный переход к наследнику прав и обязанностей наследодателя. Теория универсального правопреемства была введена в науку Гуго Гроцием и нашла отражение в Конвенции 1978 г.

Не нашла сколько-нибудь широкой поддержки в науке международного права негативная теория, или, как называет ее Г. Вилкинсон - теория дисконтинуитета. Ее автором считается английский юрист А. Кейтс: «Правопреемство является в действительности только субституцией без континуитета. У прав появляется новый хозяин, но их связь с обязанностями, которые раньше существовали, прекращается».

Разновидностью негативной теории считается принцип tabula rasa, в соответствии с которым новое государство начинает свое существование «с чистого листа».

Крупными примерами правопреемств являются: вхождение в 1990 г. ГДР в состав ФРГ и образование единого государства; отделение в 1991 г. Латвии, Литвы, Эстонии от СССР; прекращение существования СССР и образование на его основе 12 независимых государств; образование на территории СФРЮ в качестве самостоятельных государств Боснии, Герцеговины, Македонии, Словении, Хорватии, Сербии, Черногории, объединившихся в Союзную Республику Югославию; возникновение Чехии и Словакии. По произведенным в 1993 г. на западе подсчетам за предшествующие полтора года на политическую карту мира было нанесено 21 новое государство.

Межгосударственное правопреемство - это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории.

Момент правопреемства - дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении ответственности за международные отношения применительно к территории, являющейся объектом правопреемства государств.

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств не участвовало, всегда различаются две стороны: государство-предшественник и государство-преемник.

К наиболее распространенным основаниям возникновения правопреемства, относятся:

1) возникновение нового государства в результате социальной революции;

2) возникновение нового государства в результате национально-освободительной борьбы (деколонизации);

3) разделение или отделение частей государства;

4) объединение государств;

5) частичные территориальные изменения в государстве.

В отношении международно-правового регулирования различаются сферы, в которых осуществляется правопреемство. Речь идет о международных договорах, государственной собственности, государственных архивах, государственных долгах, государственной территории, границах государства, членстве в международных организациях и органах.

Действующие нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят характер норм обычного права или определяются соглашением заинтересованных сторон. Конвенции имеют определенное значение, так как формулируют общепринятую практику.

Объекты правопреемства:

1. Государственная собственность. В контексте правопреемства под государственной собственностью понимаются имущество, права и интересы, которые на момент их передачи государству-правопреемнику принадлежали государству-предшественнику согласно его внутреннему праву.

В Венской конвенции 1983 г. предусматривается, что переход собственности осуществляется в принципе без компенсации, если иное не предусмотрено соглашением заинтересованных государств или решением компетентного международного органа. Государство-предшественник обязано принять все меры для предотвращения ущерба или разрушения собственности, переходящей к государству-преемнику. Правопреемство не затрагивает собственность, права и интересы, находящиеся на территории государства-предшественника, но принадлежащие третьим государствам, согласно внутреннему праву государства.

Нормы правопреемства различают режим движимого и недвижимого имущества.

При объединении к государству-преемнику переходят все имущество (движимое и недвижимое).

При разделении государства:

Ø недвижимая собственность переходит к государству-преемнику, на территории которого она находится;

Ø недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории государства-предшественника переходит к преемникам в справедливых долях;

Ø движимая собственность государства-предшественника, связанная с его деятельностью в отношении территории, являющейся объектом правопреемства, переходит к соответствующему преемнику, оставшаяся - в справедливых долях.

Эти положения не применяются, если иное соглашение не достигнуто между государствами-преемниками.

При отделении части территории государства или ее объединения с другим государством:

Ø недвижимая собственность, находящаяся на отчуждаемой территории переходит к государству- преемнику;

Ø движимая собственность, связанная с деятельностью этой территории переходит к государству-преемнику, иная движимая собственность переходит в справедливых долях.

2. Государственные архивы. Это совокупность документов любой давности и рода, произведенных или приобретенных этим государством в ходе его деятельности, которые на момент правопреемства принадлежали ему согласно внутреннему праву и хранились под его контролем в качестве архивов для конкретных целей.

По договоренности между государствами может устанавливаться компенсация за переход архивов. По Венской конвенции 1983 г. от государства-предшественника требуется, чтобы оно приняло все меры для предотвращения утраты или повреждения архивов.

При объединении государств, к государству-преемнику переходят все архивы государства-предшественника.

При разделении государства, часть архивов, которая должна находится на территории государства-преемника, в целях нормального управления территорией передается новому государству. К нему переходят также архивы, непосредственно касающиеся этой территории.

При отделении государства, части его территории, на которой образуется самостоятельное государство, передается часть архивов государства-предшественника, которая необходима для нормального управления территорией. Передается часть архивов, непосредственно связанная с территорией.

Судьба государственных архивов СССР была урегулирована в связи с его распадом соглашением о правопреемстве от 6 июля 1992 г. Соглашение исходит из принципа целостности и неделимости фондов, образовавшихся в результате деятельности высших государственных структур СССР, и хранящихся за пределами государств-участников соглашения. Они не претендуют на право владения архивами.

3. Государственные долги. Для целей правопреемства это - любое финансовое обязательство государства-предшественника в отношении другого государства, международной организации или иного субъекта международного права, возникшее в соответствии с международным обязательством. Правопреемство государственных долгов не затрагивает прав и обязанностей кредиторов.

Датой перехода долга является дата правопреемства.

При объединении государств к государству-преемнику переходят все долги государства предшественника.

При разделении государства и отсутствии специального соглашения долги переходят в справедливой доле, с учетом имущества, прав и интересов, которые переходят к ним в связи с государственным долгом.

В январе 1992 г. Россия взяла на себя общую ответственность за внешний долг бывшего СССР.

4. Международные договоры. С точки зрения складывающихся в международном праве норм и международной практики, вопросы правопреемства в отношении договоров разрешаются в зависимости от того, что является основанием для правопреемства: объединение государств, разделение или отделение от него части его территории.

При объединении государств и создании, таким образом, одного государства-преемника любой договор, находящийся в силе в момент правопреемства в отношении каждого из объединяющихся государств, продолжает действовать в отношении государства-преемника, если оно и другое государство-участник договора не условятся об ином. Этот договор применяется лишь к части территории государства-преемника, в отношении к которой он находился в силе в момент правопреемства. Однако в случае двустороннего договора государство-преемник и другой участник договора могут договориться об ином. Таким же образом могут договориться участники многостороннего договора с ограниченным числом участников, объект и цели которого предполагают согласие всех его участников на применение договора в отношении части территории.

Если многосторонний договор не относится к вышеупомянутым категориям, государство-преемник может уведомить всех участников договора, что он применяется в отношении всей его территории, при условии, однако, что такое применение не является несовместимым с целью и объектом этого договора и не изменит коренным образом условий его действия.

При разделении государства-предшественника и образовании на его месте нескольких государств-преемников любой его договор, находившийся в силе в отношении всей его территории, продолжает действовать в отношении каждого государства-преемника. Соответствующие государства могут, однако, договориться об ином: если в момент правопреемства договор действует в отношении лишь части территории, он продолжает действовать в отношении того государства, кому принадлежит эта территория.

Если отделившаяся часть одного государства-предшественника становится частью другого государства, то договоры государства-предшественника утрачивают силу в отношении государства-преемника, в силу вступают договоры государства-преемника, если применение не является несовместимым с предметом и целями таких договоров.

Когда после отделения части его территории государство-предшественник продолжает существовать, находившийся в силе и не относившийся к отдельной территории договор продолжает действовать в отношении его сохранившейся территории, однако заинтересованные государства могут договориться об ином.

Для преемника действительны оговорки предшественника, он может сделать собственные оговорки (ст. 15 п. 1а, 2).

В соответствии со ст.19 двусторонний договор считается оставшимся в силе в отношении государства-преемника, если стороны явственно договорились об этом, в силу поведения они должны рассматриваться выразившими такое согласие.

Современное международное право - это нашло отражение и в Конвенции 1978 г. - исходит из того, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, а также обязательств и прав, предусмотренных в договоре и относящихся к режиму границы. Эти положения ограждают незыблемость государственных границ и стабильность установленного для них режима от тех или иных превратностей, которые могли бы возникать в процессе осуществления правопреемства государств в отношении договоров о границах (ст. 11).

Применительно к правопреемству в отношении договоров Венская конвенция 1978 г. исходит из того, что новое независимое государство не обязано сохранять в силе какой-либо договор или становиться его участником исключительно по причине того факта, что в момент правопреемства договор был в силе в отношении территории, явившейся объектом правопреемства. Для оставления в силе в отношении нового независимого государства двустороннего договора необходима явно выраженная договоренность с другим государством - участником договора, или такое его поведение, которое равносильно подобной договоренности.

Венская конвенция предусматривает неприменимость зафиксированных в ней правил правопреемства нового независимого государства, если применение в отношении этого государства какого-либо договора «было бы несовместимо с объектами и целями этого договора или коренным образом изменило бы условие его действия».

Процесс правопреемства после распада СССР.

Российская Федерация получила официальное либо молчаливое признание в качестве государства, которое для международного сообщества восприняло от Союза ССР основные направления и компоненты его международно-правового статуса. В договорах, заключенных Россией после распада Советского Союза, использовался термин «государство-продолжатель». Данный термин был применен для того, чтобы подчеркнуть в договоре, что Российская Федерация является государством - продолжателем СССР (в качестве примера можно привести Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Королевством Испания от 12 апреля 1994 года). Однако далеко не все соглашения содержат эту формулу и нельзя сделать вывод о том, что концепция «государства-продолжателя» является нововведением в положения о правопреемстве. Кроме отдельных соглашений, основное значение этой концепции заключалось в применении к членству СССР в Организации Объединенных Наций (этот вопрос был решен 21 декабря 1991 года соглашением государств СНГ о продолжении Российской Федерацией членства СССР в Совете Безопасности ООН и других международных организациях) и в решении судьбы дипломатических и консульских представительств СССР - МИД Российской Федерации 3 января 1992 года обратился к правительствам государств с просьбой считать представительства Советского Союза представительствами России, которая была удовлетворена.

Проблемы государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов Советского Союза решались, в принципе, в соответствии с правилами Конвенций 1978 г. и 1983 г. Самым сложным стал вопрос о правопреемстве собственности Союза ССР вне его территории. Заключенное Соглашение государств СНГ о собственности бывшего Союза ССР за рубежом устанавливает, что «каждое из них (государств СНГ) имеет право на соответствующую фиксированную справедливую долю в собственности бывшего Союза ССР за рубежом».

Меморандум о взаимопонимании по вопросу правопреемства в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес определил, что вопрос об участии в международных договорах должен решаться в соответствии с международным правом каждым государством самостоятельно, в зависимости от конкретных деталей. Двусторонние договоры решаются сторонами данных соглашений на взаимной основе.

Определенная специфика была установлена в правопреемстве договоров, ограничивающих вооружение. В частности, можно коснуться Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года - Российская Федерация на сегодняшний день является участником этого договора как государство, обладающее ядерным оружием; остальные бывшие республики присоединились к нему как неядерные государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правопреемство бывших республик Советского Союза проходило в традиционных рамках правопреемства в международном праве, за исключением положения Российской Федерации, которая, с одной стороны, выступает в качестве государства-продолжателя СССР в отношении определенных категорий прав и обязанностей, а с другой стороны, является традиционным государством-преемником.

Контрольные вопросы

1. Определите понятие «субъект международного права»?

2. Что такое международная правосубъектность?

3. Каков круг субъектов международного права?

4. Выделите значимые с точки зрения международного права признаки государства.

5. В чем особенности правосубъектности федеративного государства?

6. Каковы формы и виды международно-правового признания?

7. Охарактеризуйте основные теории признания.

8. В чем сущность межгосударственного правопреемства?

9. Каковы особенности правопреемства основных объектов: договоров, собственности, архивов и долгов?

10. В чем особенности правопреемства в связи с распадом СССР?


См., например: Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко, Д. Д. Остапенко. - М., 1978; Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. - М., 1994 и др.

См., например: Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко, О. И. Тиунова. - М., 1999.

См.: Международное право / Под ред. Г. И. Тункина. - М., 1994.

См.: Международное право / Под ред. Ю. М. Колосова, В. И. Кузнецова. - М., 1994.

Дело Reparation for Injuries // International Court of Justice Reports, 1949. - P.179.

Классификация основана на: Броунли Я. Международное право. - Т.1. - М., 1973.; I.C.J. Reports – материалы дел, рассмотренных Международным Судом ООН и др.

Конвенция в юридическую силу не вступила, но с теоретической точки зрения интересна в плане определения критериев государственности в международном праве.

Броунли Я. Международное право. - Т.1. - М., 1973.

Kelsen Н. Principles of International Law. - L., 1958.

См., например: Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977; Chen. The International Law of Recognition. - P., 1968.

См. подробнее тему «Международно-правовое регулирование прав человека».

Броунли Я. Международное право. - Т. 1. - М., 1977. - С. 149.

3.1.1 Основные понятия

Субъект международного права – это носитель международных прав и обязанностей; это лицо, поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление – это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (НБН), – это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Нации, борющиеся за независимость, также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Государствоподобные образования создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами. Объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом, как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (ММПО) – традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

Международные межправительственные организации не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. Международные межправительственные организации – постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММВО – типичные субъекты международного права.

Определяющим качеством субъекта международного права служит наличие у него международной правосубъектности. Элементами международной правосубъектности являются:

· участие в процессе создания и применения норм международного права;

· участие в работе международных конференций и членство в международных организациях;

· право на коллективную и индивидуальную самооборону;

· право защищать свои права в международных органах.

3.1.2 Государства – основные субъекты международного публичного права

Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют аппарат власти и управления, обладают территорией, населением и, самое главное, суверенитетом.

Суверенитет – это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты. Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства. Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.

Основу международно-правового статуса государства составляют права (право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях) и международно-правовые обязанности государств (уважение суверенитета других государств, соблюдение принципов международного права). В декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права (невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, разрешения международных споров мирными средствами и др.). Из суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его на то согласия.

3.1.3 Международная правосубъектность народов (наций)

Правосубъектность борющихся наций, как и правосубъектность государств, носит объективный характер, т.е. существует независимо от чьей-либо воли. Современное международное право подтверждает и гарантирует право народов на самоопределение, включая право на свободный выбор и развитие своего социально-политического статуса.


Принцип самоопределения народов является одним из основных принципов международного права, его становление приходится на конец ХIХ – начало ХХ вв. Особенно динамичное развитие он приобрел после Октябрьской революции 1917 г. в России.

С принятием Устава ООН право нации на самоопределение окончательно завершило свое юридическое оформление в качестве основного принципа международного права. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. конкретизировала и развила содержание этого принципа. Наиболее полно его содержание было сформулировано в декларации о принципах международного права 1970 г., где говорится, что все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава ООН.

В современном международном праве имеются нормы, подтверждающие правосубъектность борющихся наций. Нации, борющиеся за создание независимого государства, находятся под защитой международного права; они объективно могут применять меры принуждения в отношении тех сил, которые препятствуют обретению нацией полной международной правосубъектности, оформлению в государство. Но применение принуждения – не единственное и, в принципе, не главное проявление международной правосубъектности наций. Субъектом международного права может быть признана только та нация, которая имеет свою политическую организацию, самостоятельно осуществляющую квазигосударственные функции. Иначе говоря, нация должна иметь догосударственную форму организации: народный фронт, зачатки органов власти и управления, население на контролируемой территории и т.д.

Необходимо учитывать, что международной правосубъектностью могут обладать (и обладают) не все, а лишь ограниченное число наций – нации, не оформленные в государства, но стремящиеся к их созданию в соответствии с международным правом. Таким образом, практически любая нация потенциально может стать субъектом правоотношений самоопределения. Однако право народов на самоопределение фиксировалось в целях борьбы с колониализмом и его последствиями, и как норма антиколониальной направленности оно свою задачу выполнило.

В настоящее время особое значение приобретает другой аспект права наций на самоопределение. Сегодня речь идет о развитии нации, уже свободно определившей свой политический статус. Правосубъектность борющейся нации включает в себя комплекс следующих основных прав:

· право на самостоятельное волеизъявление;

· право на международно-правовую защиту и помощь со стороны других субъектов международного права;

· право на участие в международных организациях и конференциях;

· право участвовать в создании норм международного права и самостоятельно выполнять принятые на себя международные обязательства.

Таким образом, суверенитет борющейся нации характеризуется тем, что он не зависит от признания ее субъектом международного права со стороны других государств. Права борющейся нации охраняются международным правом. Нация от своего имени вправе применять принудительные меры против нарушителей ее суверенитета.

3.1.4 Правосубъектность международных организаций

Отдельную группу субъектов международного права образуют международные организации. Речь идет о международных межправительственных организациях, т.е. организациях, созданных первичными субъектами международного права. Неправительственные международные организации, такие как Всемирная федерация профсоюзов, и др., учреждаются, как правило, юридическими и физическими лицами (группами

лиц) и являются общественными объединениями «с иностранным элементом». Уставы этих организаций, в отличие от уставов межгосударственных организаций, не являются международными договорами. Однако неправительственные организации не вправе создавать нормы международного права и, следовательно, не могут, в отличие от межправительственных организаций, обладать всеми элементами международной правосубъектности.

Международные межправительственные организации не обладают суверенитетом, не имеют собственного населения, своей территории, иных атрибутов государства. Они создаются суверенными субъектами на договорной основе в соответствии с международным правом и наделяются определенной компетенцией, зафиксированной в учредительных документах (прежде всего в уставе).

В отношении учредительных документов международных организаций действует Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. В уставе организации определяются цели ее образования, предусматривается создание определенной организационной структуры (действующих органов), устанавливается их компетенция. Наличие постоянных органов организации обеспечивает автономность ее воли; международные организации участвуют в международном общении от своего собственного имени, а не от имени государств-членов. Правосубъектность организации носит функциональный характер, т.е. она ограничена уставными целями и задачами. Кроме того, все международные организации обязаны выполнять основные принципы международного права, а деятельность региональных международных организаций должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Основными правами международных организаций являются:

· право участвовать в создании международно-правовых норм;

· право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями, в том числе право на принятие решений, обязательных для исполнения;

· право пользоваться привилегиями и иммунитетами, предоставленными как организации, так и ее сотрудникам;

· право рассматривать споры между участниками, а в некоторых случаях и с не участвующими в данной организации государствами.

В теории международного права сложились два неоднозначных подхода к определению понятия субъекта международного права.

Согласно первому подходу основное свойство субъекта международного права - способность к самостоятельным международным действиям, к независимому осуществлению прав и обязанностей. Имманентно присущими субъекту признаками являются участие в создании международно-правовых норм, главным образом в форме межгосударственных договоров, и неподчинение чьей бы то ни было юрисдикции.

Таким статусом обладают прежде всего суверенные государства и межгосударственные организации. Именно они способны выступать в качестве основных субъектов международного права. В историческом плане известны также государствоподобные образования и нации (колониальные народы), создававшие в процессе освободительной борьбы свои политические организации.

Второй подход ориентирован на совмещение общетеоретического понимания правосубъектности и ее специфически международных качеств.

Современная ситуация характеризуется существенными переменами в структуре международных отношений и, соответственно, в предмете международно-правового регулирования (подробнее об этом см. § 2 гл. 2 настоящего учебника), побуждает к совершенствованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов международного права.

При таком подходе понятие субъекта идентифицируется с юридической возможностью участия в правоотношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Это неизбежно ведет к признанию новых участников таких отношений - юридических и физических лиц, международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, допускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - частей отдельных, прежде всего федеративных, государств.

В Венской конвенции о праве международных договоров сказано, что она применяется к договорам между государствами (ст. 1) и не применяется к международным соглашениям, заключенным между государствами и другими субъектами международного права или между такими субъектами (ст. 3). Конвенция имеет в виду участников правоотношений, которые обладают договорной правоспособностью. Однако важно отметить констатацию множественности субъектов международного права без их точного обозначения и отсутствие преград применительно к нетрадиционным субъектам.

В последние годы в литературе получили распространение концептуальные положения в пользу современной трактовки категорий (видов) и понятия субъектов международного права. Они отражают реальные тенденции международного и внутригосударственного нормотворчества, правосознания, правоприменительной, в том числе судебной, деятельности.

Достаточно сложным было внедрение - именно как проявление меняющейся действительности - суждений в пользу международной правосубъектности индивидов. Нельзя не отметить, что и сегодня бытуют возражения против признания физических лиц субъектами международного права, поскольку они не могут участвовать в межгосударственных отношениях и в создании международно-правовых норм.

В юридической литературе принято деление субъектов международного права на две категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют прежде всего и главным образом государства, обладающие государственным суверенитетом и приобретающие в силу своего возникновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую всеобъемлющий характер. Специальное положение в ряду основных субъектов международного права занимали нации и народы, которые боролись против колониализма, иностранного господства, за создание собственного государства на базе национального суверенитета.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преимущественно ММПО. Специфика их юридической природы выражается в том, что, во-первых, они порождены волеизъявлением государств, зафиксированным в учредительном акте (следовательно, их правосубъектность является производной, обусловленной), во-вторых, содержание и объем их правового статуса определены в соответствии с предназначением и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализированной). С некоторыми оговорками к этой же категории принято относить так называемые государствоподобные образования, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиозные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Имеется достаточно оснований для разграничения субъектов на две группы: 1) субъекты правосоздающие и правоприменяющие (поскольку тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм); 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. К первой группе относятся государства, ММ ПО, в меньшей мере - государствоподобные образования; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг субъектов, реализующих нормы международного права, значительно шире круга субъектов, создающих их: в него входят и те, кому адресованы нормы. После разработки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и обеспечению его выполнения (наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора) подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом договорной регламентации.

С понятием субъекта международного права связана характеристика международной правосубъектности - обобщающего термина для обозначения соединения в юридическом статусе правоспособности и дееспособности. Сам термин «международная правосубъектность» свойствен не только научной терминологии, но и многим международно-правовым актам. В качестве примеров можно привести положение Декларации о принципах международного права: «каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств», норму ст. 176 Конвенции ООН по морскому праву, согласно которой Орган по морскому дну «обладает международной правосубъектностью, которая может оказаться необходимой для осуществления его функций и достижения его целей», положение п. 1 ст. 4 Римского статута МУС «Суд обладает международной правосубъектностью».

Нередко при регламентации международного статуса субъекта применяется термин правоспособность, в содержание которого вкладывается комплексный смысл, подразумевающий способность к самостоятельному осуществлению прав. Таковы, например, ст. 6 Венской конвенции о праве международных договоров («Каждое государство обладает правоспособностью заключать договоры»), ст. 104 Устава ООН (Организация пользуется на территории каждого из своих членов необходимой для выполнения ее функций правоспособностью), а также нормы учредительных актов ряда других международных организаций.

Международная правосубъектность как особое юридическое свойство есть качественная мера характеристики субъекта. Количественная мера - совокупность его прав и обязанностей. Иначе говоря, правосубъектность воплощается в совокупности прав и обязанностей.

Права и обязанности субъектов неоднородны.

Изначальными являются основные права и обязанности , непосредственно порождаемые международной правосубъектностью и служащие предпосылкой международных правоотношений.

Основные права и обязанности можно разделить на две группы: общесубъектные, присущие всем категориям субъектов, и видовые, свойственные определенной категории.

К первой группе относятся: право (юридическая способность) участия в отношениях, регулируемых международно-правовыми нормами, т. е. взаимодействия с другими субъектами; право реализации своих правомочий и несения обязанностей; право защиты своих прав; обязанность уважения статуса других субъектов; обязанность добросовестного соблюдения международных принципов и норм.

Относящиеся ко второй группе видовые права и обязанности, например права и обязанности международных организаций, определяются их уставами или иного рода учредительными актами соответственно функциям каждой из них.

Неосновные права и обязанности субъектов международного права представляют собой конкретные результаты их волеизъявления и деятельности. Реализуя свое право заключения международных договоров, государства, международные организации устанавливают для себя индивидуальные права и обязанности, содержание и объем которых могут изменяться при заключении новых договоров.

Перенося проблему международной правосубъектности в сферу отраслей международного права, можно констатировать зависимость трактовки статуса и функций субъекта от отраслевых особенностей. Так, в праве международных организаций и в рамках учредительных актов самих ММ ПО бесспорная правосубъектность государств совмещается с самостоятельным статусом международных должностных лиц вплоть до Генерального секретаря ООН и высших руководителей иных организаций.

В МГП специальными полномочиями, имеющими юридически значимое содержание, обладает МККК (неправительственная организация) согласно Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительным протоколам к ним 1977 г. По Соглашению между Правительством РФ и МККК 1992 г. его статус на территории РФ аналогичен статусу межправительственных организаций.

  • Редким исключением является резолюция ГА ООН от 29 ноября 1947 г. об образовании государств Израиль и Палестина.

Понятие субъекта международного права непосредственно связано с оценкой предмета международно-правового регули­рования.

Общетеоретическое определение субъекта права сопряжено с констатацией субъективного права участия в отношениях, ре­гулируемых правовыми нормами. Соответственно носители прав и обязанностей, установленных правовыми нормами, ха­рактеризуются как субъекты права.

В теории международного права получила распространение концепция особого статуса его субъектов. При таком подходе способность участвовать в отношениях, регулируемых междуна­родно-правовыми нормами, рассматривается как предпосылка, но не главная черта субъекта. Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязан­ностей, установленных этими нормами. Отличительные черты субъектов международного права, согласно этой концепции, выражаются в том, что они не находятся под чьей-либо властью и юрисдикцией, занимают независимое друг от друга положе­ние.

Такой особый статус признавался прежде всего за государст­вами, поскольку речь шла об участниках межгосударственных отношений, а также за определенными международными (меж­государственными) организациями, государствоподобными об­разованиями, нациями и народами, борющимися против коло­ниализма, за создание собственных государств.

Поскольку физические лица (индивиды) и юридические ли-Ца (хозяйствующие субъекты), находясь под властью и юрис­дикцией соответствующих государств, не обладают независи­мым положением в международных отношениях, их самостоя­тельный международно-правовой статус отрицался.

Современная ситуация, ознаменовавшаяся существенными переменами в самой структуре международных отношений и соответственно в предмете международно-правового регулиро­вания, побудила теорию международного права к совершенст­вованию взглядов при оценке понятия и видов субъектов меж­дународного права.



Нет ничего неожиданного или противоестественного в эво­люции самих международных отношений и перемене подхода к субъектам. Дело в том, что в течение длительного времени ста­тус субъекта признавался только за государствами, а необходи­мым свойством субъекта считался государственный суверенитет (отметим, что еще в начале XX в. на статус субъекта могли пре­тендовать даже не все государства, а только так называемые ци­вилизованные государства или цивилизованные народы).

Не без усилий международным межправительственным ор­ганизациям и особенно борющимся за независимость нациям удалось завоевать «место под солнцем», получить признание в качестве субъектов международного права. Соответственно со­вершенствовалась трактовка понятия субъекта, к которому уже не предъявлялось требование обладания государственным суве­ренитетом. Однако общие условия еще сохранялись.

В настоящее время действующие международно-правовые акты и реальное состояние международных правоотношений обусловливают потребности нового подхода к оценке понятия и категорий (видов) субъектов международного права.

На наш взгляд, есть все основания для того, чтобы распро­странить на международное право понимание субъекта права, принятое в общей теории права, т. е. идентифицировать поня­тие субъекта международного права с юридической возможно­стью участия в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и обладания необходимыми для этого правами и обязанностями. Иначе говоря, освободить понима­ние субъекта международного права от чрезмерных условий, выраженных в требовании особого, полностью самостоятельно­го международно-правового статуса и способности к равно­правному участию в создании норм и к независимому, свобод­ному от чьей-либо юрисдикции их осуществлению.

Если же мы в соответствии с современной трактовкой пред­мета международно-правового регулирования примем характе­ристику субъекта международного права как действующего или возможного участника отношений, регулируемых международ-

§ 1 Понятие и виды субъектов международного права 49

но-правовыми нормами, как носителя установленных этими нормами прав и обязанностей 1 , то признаем и связанную с этим подходом реальность вхождения в сферу такого рода от­ношений новых участников - юридических и физических лиц (индивидов), международных хозяйственных объединений и неправительственных организаций, а также - в пределах, до­пускаемых внутригосударственным конституционным и иным законодательством, - составных частей отдельных, прежде все­го федеративных, государств.

Интересное мнение было высказано еще в 1949 г. в одном из консультативных заключений Международного Суда ООН: «...субъекты права, в той или иной юридической системе, не являются обязательно идентичными, поскольку идет речь об их природе или объеме их прав» 2 . И хотя это суждение в конкрет­ной ситуации относилось к правосубъектности ООН, оно, по существу, имеет общее значение.

0 дифференциации объема и характера прав будет сказано ниже. Что же касается различий природы тех или иных субъек­тов, то в литературе принято деление традиционных субъектов международного права на две основные категории - основные (первичные) и производные (вторичные).

Категорию основных (первичных) субъектов составляют преж­де всего и главным образом государства, обладающие государ­ственным суверенитетом и приобретающие в силу своего воз­никновения (образования) международную правосубъектность, не обусловленную чьей-либо внешней волей и имеющую все­объемлющий характер.

Категория производных (вторичных) субъектов - это преиму­щественно международные межправительственные организа­ции. Специфика их юридической природы выражается, во-пер­вых, в том, что они порождены - именно как субъекты междуна­родного права - волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте (следовательно, их право­субъектность является производной, обусловленной), а во-вто­рых, в том, что содержание и объем их правового статуса опреде-

1 См.: Игнатенко Г. В. Теория права и международное право // Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. В. М. Ко-рельского, В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 524-529.

2 Крылов С. Б. Международный Суд Организации Объединенных Наций. М., 1958. С. 61.

Глава 3. Субъекты международного права

§ 2. Международная правосубъектность

лены в учредительном акте в точном соответствии с предназначе­нием и функциями каждой организации (таким образом, их правосубъектность является функциональной, индивидуализи­рованной). С некоторыми оговорками к этой же категории при­нято относить так называемые государствоподобные образова­ния, т. е. особые исторически сложившиеся политико-религиоз­ные или политико-территориальные единицы с относительно самостоятельным статусом.

Специальное положение в ряду субъектов международного права занимают нации и народы, борющиеся против колониа­лизма, иностранного господства, за создание собственного го­сударства на базе национального суверенитета.

Вопрос о статусе и видах нетрадиционных субъектов решает­ся, даже при признании их международной правосубъектности, неоднозначно. И все же можно назвать несколько таких субъек­тов. Их участие в правоотношениях, регулируемых международ­но-правовыми нормами, и, следовательно, статус как носителей определенных международных прав и обязанностей представля­ются вполне реальными. Это международные неправительствен­ные организации 1 , международные хозяйственные объединения, национальные юридические лица и индивиды (физические ли­ца). С учетом полномочий, предусмотренных конституциями от­дельных, прежде всего федеративных, государств, определенным международно-правовым статусом характеризуются составные части"этих государств (по терминологии, принятой в отечествен­ном законодательстве, - субъекты РФ).

Имеется достаточно оснований для разграничения в между­народно-правовой системе правосоздающих субъектов и,право-применяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничи­ваются: 1) субъекты правосоздающие и вместе с тем правопри-меняющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обла-

1 Среди международных неправительственных организаций особое место занимает Международный комитет Красного Креста, на кото­рый международно-правовыми актами - Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним 1977 г. - возложены определенные функции, имеющие юридически значимое содержание и признаваемые государствами официальные последствия их реализации.

дающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное по­ложение существует и во внутригосударственном праве. К пер­вой категории относятся государства, международные органи­зации, в меньшей мере - государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйст­венные объединения и неправительственные организации.

Иначе говоря, круг реализующих нормы международного права значительно шире круга создающих эти нормы. После разработ­ки, подписания и вступления в силу международного договора к его выполнению и к обеспечению его выполнения - наряду с органами и должностными лицами, участвовавшими в процессе заключения договора, - подключаются органы и должностные лица, функции которых так или иначе связаны с предметом до­говорной регламентации. Если учесть и других участников пра­воприменительного процесса, названных выше, то можно кон­статировать, что договор действует и вне системы государствен­ной власти.

По примеру внутригосударственного права возможно деле­ние субъектов по отраслевому признаку. Если субъекты кон­ституционного (государственного) права - это не то же самое, что субъекты гражданского права, а последние в свою очередь не тождественны субъектам административного или уголовного права (при этом имеются в виду не только и, может быть, не столько категории и наименования, сколько особенности пра­вового статуса), то почему не признать, что субъекты права внешних сношений (дипломатического и консульского пра­ва) - это не то же самое, что субъекты права международных организаций или тем более субъекты международного гумани­тарного права (и здесь решающее значение имеет оценка осо­бенностей правового статуса соответствующих субъектов).

Субъект международного права - носитель международных прав и обязанностей, возникающих в соответствии с общими нормами международного права либо предписаниями международно-правовых актов. Соответственно международная правосубъектность - юридическая способность лица быть субъектом международного права . Международная правосубъектность по своему происхождению делится на фактическую и юридическую. Существуют поэтому две категории : первичные (суверенные) и производные (несуверенные). Отличаются они тем, что первичные субъекты международного права никто не создает в качестве таковых. Производные субъекты международного права создаются первичными. Правоспособность производных субъектов международного права оговаривается в договорах об их создании.

Первичные субъекты международного права .

  • в результате социальных революций и национально-освободительных движений;
  • слияние двух или нескольких государств в одно государство;
  • распад одного государства на два или несколько государств;
  • отделение части территории и провозглашение на ней самостоятельного государства;
  • решением международной организации.

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть . Суверенитет - верховенство государства в пределах собственных границ и его самостоятельность в международных делах. Абсолютного суверенитета нет.

Признаки суверенитета.

1. Территориальное верховенство (на территории данного государства действуют законы только этого государства).

2. Территориальная целостность (территория государства не может быть изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения без согласия его высшего органа или народа).

3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов (в том числе от организаций, физических лиц и от любых международных организаций как внутри государства, так и за его пределами).

Как субъект международного права государство обладает следующими правами:

  • право на независимость и свободное осуществление всех своих законных прав, на осуществление юрисдикции над своей территорией и над всеми лицами и вещами, находящимися в ее пределах, с соблюдением признанных международным правом иммунитетов;
  • равноправие с другими государствами;
  • право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.

К основным международно-правовым обязанностям государства относятся:

  • воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
  • воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
  • уважать права человека ;
  • устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы международному миру;
  • решать все свои споры с другими субъектами международного права только мирными средствами;
  • воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости или иным образом, несовместимым с международным правом;
  • воздерживаться от оказания помощи другому государству, нарушающую предыдущую обязанность или против которого ООН принимает меры предупреждения или принуждения;
  • воздерживаться от признания территориальных приобретений другого государства, действующего в нарушение обязательства непримения силы;
  • добросовестно выполнять свои обязательства.

Признание, его виды и юридические последствия. Правопреемство в международном праве

Международно-правовое признание - это акт государства , которым констатируется возникновение нового субъекта международного права и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на международном праве отношения.

Существует две основных теории международно-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов международного права играет решающую роль в его международно-правовом статусе. Эта теория имеет два существенных недостатка. Во-первых, на практике новые образования могут вступать в межгосударственные отношения и без признания. Во-вторых, неясно, признания скольких уже существующих государств необходимо для того, чтобы новое образование приобрело международную правосубъектность. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контакта. Эта теория в силу демократичности и большего внимания к правовым вопросам статуса государства в настоящее время преобладает в международно-правовой доктрине.

Формы признания .

Признание де-факто (de facto) - фактическое признание государства путем установления с ним экономических отношений без установления дипломатических отношений.

Признание де-юре (de jure) - открытие дипломатических представительств , миссий в признаваемом государстве.

Признание «ad hoc» - призвание государства для данного конкретного случая.

Виды признания :

  • традиционные виды признания: признание государств, признание правительств ;
  • предварительные (промежуточные): признание наций, признание восставшей или воюющей стороны, признание сопротивления, признание правительства в эмиграции.

Предварительные виды признания применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства, либо к стабилизации положения в стране, где власть была захвачена революционным путем.

Под правопреемством понимается смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств . Из этого определения видно, что из трех наиболее важных характеристик государства (власть, население и территория) определяющее при переходе прав и обязанностей от одного государства к другому имеет именно территория. «Момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности за определенную территорию.

Правопреемство возникает:

  • при объединении существующих государств;
  • при разделе государств;
  • при отделении части государства;
  • при переходе части территории одного государства к другому государству.