Начиная с древнейших времен, наряду с деспотическими режимами возникали и существовали, пусть и относительно короткое историческое время, демократические республики, в которых власть не была сосредоточена в руках одного человека или группы людей, а в значительной части была делегирована свободным гражданам. Именно в таких государствах судебный процесс, в том числе по делам о преступлениях, был действительно открытым, гласным. Более того, сами граждане могли непосредственно участвовать в отправлении правосудия. Обычно в качестве таких наиболее известных древних государств называют Афинское государство и Древний Рим, суд в которых происходил при неизменном участии представителей народа, следивших за происходящим процессом, и нередко оказывающих существенное влияние на принятие того или иного решения суда. В связи с этим уголовный процесс Древних Афин и Рима носил ярко выраженный состязательный характер, когда представители обвинения и защиты, помимо простого изложения обстоятельств и своих доводов, должны были убедить в своей правоте и народных представителей, участвующих в уголовном процессе.

В более поздние столетия Средних веков в странах Европы все более распространенным становился розыскной (инквизиционный) уголовный процесс. Уже в XII в. допускалось применение пытки. Характерные черты розыскного процесса: обширная инициатива судебных органов в возбуждении уголовного преследования и расследовании дела, негласность судопроизводства, его письменность, ограничение процессуальных прав обвиняемого.

Относительным исключением из этой тенденции стала средневековая Англия, где был создан и действовал суд присяжных, где королевская власть в определенной степени была ограничена наличием независимых городов и достаточно сильных городских сословий. В Англии сохранялся состязательный характер уголовного процесса, участие присяжных обеспечивало определенный контроль общества над судебным процессом.

Начиная с XII в. в Англии действовала система центральных судов: «Суд королевской скамьи», «Верхний Суд канцлера», «Суд казначейства», «Суд общих тяжб», а также разъездные суды «Ассизов», которые не только развивали общее право Англии, но и обобщали важнейшие правила судопроизводства.

Особенности английского судопроизводства образовавшегося на основе слияния англосаксонских и норманнских элементов, обычно связывают с учреждением в том же самом XII в. суда присяжных, в котором участвовали профессиональные судьи, чтобы разрешать исключительно правовые вопросы (matter of law), и заседатели от народа, чтобы разрешать вопросы факта (matter of fact), а также с возникновением законодательного органа 1 . Со временем было выработано положение, в силу которого правовая норма, изложенная в судебном решении, обязательна для нижестоящего суда или суда равной инстанции. Это так называемая теория прецедента, которая создала систему прецедентного права (case law). Считается, что принцип прецедента сформировался, по меньшей мере, в XII в. или даже раньше 2 .

В королевских судах после нормандского завоевания применялось судебное преследование по обвинительному акту с участием присяжных. Король Генрих II (1154-1189) во второй половине XII в. законом 1166 г. установил, что 12 рыцарей или других свободных людей от каждой сотни - жюри присяжных должны представить королевским разъездным судьям, когда те пребывают в округу, всех лиц, подозреваемых в совершении фелонии (убийства, разбоя, грабежа, поджога, фальшивомонетничество, кража, изнасилование) на основании любой информации, в том числе получаемой от шерифа. Они давали материал для обвинения. Лица, на которых присяжные указывали, как на преступников, немедленно подвергались аресту и королевскому суду. Позднее из этого института выработался институт английского большого, или обвинительного жюри.

Примерно с начала XVI века в английском процессе происходило разграничение функций свидетелей и присяжных: первые сообщали известные им сведения, а вторые постановляли вердикт - решали вопрос о виновности. Только в 1670 г. утратили силу правила, по которым присяжный мог быть наказан за свой вердикт 3 .

Рассмотрение дела судом присяжных по английским обычаям рассматривалось как право обвиняемого, отрицающего свою вину, и обусловливалось его согласием.

Под давлением общественного мнения в XVIII - XIX вв. пытки в английских судах постепенно прекратились, и это уже противоположная крайность, в делах, рассматриваемых с участием присяжных заседателей, вообще не проводился допрос обвиняемого.

Согласно закону 1825 г. присяжными могут быть только английские граждане мужского пола не моложе 21 года и не старше 60 лет, владеющие землею или домом, приносящим чистый доход не менее 10 фунтов в год, при условии владения на праве собственности или приносящим доход не менее 20 фунтов, при условии владения на праве аренды. В списки присяжных могли также вноситься лица, занимающие квартиру, годовая плата за которую не ниже 20 фунтов.

В уголовном процессе сложилось два состава присяжных: большое жюри (Grand Jury) и малое жюри (Petty Jury) 4 . Согласно общему правилу о преступлениях, за которые угрожает наказание лишением свободы на срок свыше 6 месяцев, обвиняемый может быть предан суду только по постановлению Большого жюри. Этот институт считался в английской теории одной из гарантий личной свободы граждан. Обвиняемый мог быть превращен в подсудимого лишь после того, как выдвинутое против него обвинение будет подтверждено вердиктом коллегии присяжных из 12-23 сограждан (т.е. голосом отчизны).

Закон о судебной процедуре по делам общего права 1854 г. уже допускал, что по согласию сторон гражданское дело могло рассматриваться единолично судьей. Закон об управлении правосудием 1933 г. предусматривал, что с участием присяжных могли рассматриваться только дела определенных категорий, включая дела об обмане, диффамации.

В 1967 г. был отменён принцип единогласия присяжных относительно вынесения вердикта по уголовным делам, а с 1971 г. и по гражданским делам. Решение жюри присяжных принимается, если за него проголосовало не менее 10 из 12 присяжных заседателей.

С 1972 г. в Англии был отменён имущественный ценз для присяжных, так как вследствие роста материального и образовательного уровня народных масс имущественный ценз стал рассматриваться как несправедливая и отжившая привилегия богатых. Одновременно минимальный возраст для присяжных был уменьшен с 21 до 18 лет. Присяжным заседателем может быть любой гражданин страны в возрасте от 18 до 70 лет. Он должен прожить в Англии не менее 5 лет после того, как ему исполнилось 13 лет, и должен быть включен в списки избирателей. Не могут быть присяжными работники правоохранительных органов, члены парламента, адвокаты, врачи, священники, некоторые категории осужденных, страдающие душевными заболеваниями.

Тем не менее, состязательный процесс, исторически сформировавшийся в Англии, ознаменовал собой победу буржуазии над феодальным абсолютизмом и получил наибольшее распространение в государствах с так называемой англосаксонской системой права. В области организации и деятельности суда это означало замену чиновничьих судов абсолютистского государства судами присяжных, а инквизиционного, тайного и письменного уголовного процесса - процессом состязательным, который проводился гласно и устно и где обвиняемый имел процессуальные права стороны 5 .

Единое английское "общее право" (common Law) стало образовываться лишь начиная с XII в., когда королевские суды получили преобладание над судами графств, сотен и феодалов. Королевские суды в своей деятельности руководствовались обычаями, судебной практикой (предыдущими решениями судов) и указаниями, содержавшимися в королевских "указах", которые ничего общего не имели с законодательными актами. Такой "указ" выдавался за плату лицам, обращавшимся за судебной защитой. "Указ" (Wirt) был обращен к шерифу - представителю королевской власти в графстве и содержал распоряжение принудить правонарушителя или ответчика удовлетворить претензию или, в случае его отказа, принудить его явиться в королевский суд и дать объяснения по поводу своих действий. Впоследствии "указы" были направлены на обеспечение явки в суд. Хотя каждый "указ" выдавался по отдельному конкретному делу, но он составлялся по определенному образцу в зависимости от обстоятельств дела. Так, истец, желавший вернуть собственное имущество, получал "указ о праве" (wirt of right), а для взыскания долга получал "указ о долге" (wirt of debt).

Генрих II установил, что даже феодальные суды не могут рассматривать земельные споры без наличия такого "указа".

К началу XIII в. "указы" были настолько многочисленны, чтопоявился сборник "Реестр указов", явившийся как бы справочником по общему праву и дополнявшийся новыми "указами" канцлера.

Начиная с XV в. канцлеры уже больше не составляли "указа" по каждому делу; он писался самим истцом, который обращался к канцлеру только за приложением королевской печати.

Королевские "указы" сыграли большую роль в образовании английского общего права, на основании его источником были решения королевских судов. "Общее право" - это решения и приговоры королевский судов, закрепленные в судебных протоколах. Протоколы каждого суда назывались "свитки тяжеб". Основным принципом "общего права" было то, что решение вышестоящего суда, записанное в "свитке тяжеб", являлось обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же судом или нижестоящим судом. Этот принцип получил название судебного прецедента. Но при этом для высших судов допускалась и свобода судейского усмотрения, что давало возможность некоторого развития "общего права".

Но в XIV в. развитие "общего права" стало останавливаться, так как королевские судьи крайне неохотно шли на создание новых прецедентов. Но потребности торгового оборота, меняющейся обстановки, новых общественных отношений были причиной появления, начиная с XIV в., новой системы права - "права справедливости" (eguity), существовавшей одновременно с системой "общего права". Суд "справедливости" возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах. В связи с ростом этих жалоб король поручил рассмотрение их канцлеру. Так появился суд канцлера (суд "справедливости"), который, не будучи связан практикой общих судов, рассматривал дела единолично по "справедливости", руководствуясь своей совестью, используя отчасти естественное и римское право. Суд канцлера явился в целом защитником интересов нарождающейся буржуазии против феодальной аристократии.



1.Возникновение парламента в Англии

Соперничество между Англией и Францией длилось несколько веков. Но у них был и общий соперник - римские папы. Папы хотели, чтобы короли приносили им вассальную присягу. Они наказывали правителей, отлучая от церкви целые страны.

Так, в начале XIII века папа Иннокентий III назначил своего кандидата вместо королевского на роль главы английской церкви. Король Иоанн Безземельный возмутился этим, но был отлучен от церкви. Иоанн не смирялся перед папой, и тот объявил его лишенным королевского трона. Бароны подняли мятеж против своего короля. Иоанн вынужден был пойти на унижение. Он признал себя вассалом папы и в знак зависимости согласился ежегодно платить ему большую сумму. Но примирение с папой не вернуло Иоанну покорности подданных. На стороне мятежных баронов оказались рыцари и города, обычно державшие сторону королей, но теперь уставшие от денежных поборов. Иоанн вынужден был отступить перед собственными подданными и вассалами. В 1215 году он согласился с их требованиями, которые были записаны в особом документе, названном «великая хартия вольностей». Король давал торжественное обещание соблюдать права английской церкви, в частности свободу церковных выборов, не брать с баронов больших поборов, чем это следовало по обычаю, соблюдать права городов. «Надо мной поставили 24 короля», - в ярости кричал Иоанн. Король не собирался точно выполнять договор, и война против него возобновилась. Не привела к умиротворению страны и смерть Иоанна. В 1265 году было решено собрать представителей от всех групп общества - баронов, духовенства, горожан, жителей графств и добиваться выполнения «Великой хартии вольностей». Представители сословий обсуждали разные вопросы и потому собрание назвали парламентом.(от французского «парле» - говорить).



Англия стала сословно-представительной монархией. Это произошло почти на 40 лет раньше, чем во Франции. Со временем парламент разделился на две палаты, заседавшие отдельно - палату лордов, то есть представителей высшей знати и высшего духовенства, и палату общин, то есть представителей рядового рыцарства и горожан.

Усиление королевской власти и объединение страны шло в Англии быстрее, чем в других государствах. Появление парламента в середине XIII века означало превращение государства в сословно-представительную монархию - новую форму феодального государства.

2. Высшими судами “общего права” в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи(сформировался из Суда короля, заседал до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников.Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем был специализирован на рассмотрение апелляций по уголовным делам) , Суд общих тяжб (рассматривал частные гражданские иски, стал основным судом общего права, осуществлял надзор за местными и манориальным судами. По приказу из концелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда,мог исправлять судебные ошибки других судов) , Суд казначейства (первым стал записывать свои слушания, рассматривал финансовые споры и прежде всего споры, касающиеся догов казны и короны). К исходу XIV в. возросло количество неудовлетворенных судами людей -> они обращались за помощью непосредственно к королю. Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разные формальности. Изначальная особенность королевского суда – то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям. Король руководствовался только представлениями о справедливости данного требования равной для всех сословий. К XV в. кол-во обращений за справедливостью увеличилось и король передал обязанность рассматривать эти дела лорду-канцлеру. В 1474 г. появился первый приказ от имени самого канцлера о защите нарушенных прав, минуя традиции “общего права”.Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде, но к XVI в. дела слушали особые мастера – и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения письменно и под присягой. Суд ограничивался юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Была возможна апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства, хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы “по справедливости”. Процедура общих судебных разъездов была громоздкой и дорогостоящей -> в XIII в. была установлена периодичность общих объездов не чаще одного раза в 7 лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов(по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверки тюрем. Введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и кроме того четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди. дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они были или свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам.

3.Ряд положений Великой хартии обрели новую силу и значение благодаря возникновению парламента - представительного сословного собрания, созываемого и распускаемого по желанию короля. В период сеньориальной монархии король управлял в со-дружестве с относительно узким кругом советников в лице баронов и прелатов.

Первая попытка организовать самостоятельный совет по сословному принципу, намеченная в Великой хартии, - это Совет баронов, который в действительности собирался вплоть до 1258 г.

Следующей стадией организации сословной активности стал парламент, созванный Симоном де Монфором, сводным братом правившего тогда короля Генриха III, в период очередной сословной смуты, когда бароны частично перешли на сторону короля, а Симону де Монфору, эрлу Лейчестера, пришлось опираться помимо баронов также на рыцарей и горожан. Собрание знати Симон де Монфор назвал парламентом (от франц. "парлеман" - собрание для обсуждения). Английские короли пришли к заключению о выгодах подобного собрания знати, в частности, о новых возможностях в деле санкционирования конкретных мер или установлений.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса, политического соглашения с феодалами всех рангов и верхушкой горожан в целях установления политической и социальной стабильности. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства.

Созыв первого такого собрания с новыми функциями приходится на правление Эдуарда I. Созванный им в 1293 г. парламент получил название модельного (образцового). Помимо лично приглашенных королем крупных светских и духовных феодалов в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов. С его помощью король мог повысить доходы казны путем дополнительного налогообложения и по согласию тех, кто был в состоянии их платить.

Создание парламента повлекло за собой изменение формы феодального государства, возникновение монархии с сословным представительством. Соотношение социально-политических сил в самом парламенте и вне его определило особенности как структуры, так икомпетенции английского средневекового парламента. До середины XIV в. английские сословия заседали вместе, а затем разделились на две палаты: парламент был разделен на палату господ (лордов) и палату общин. Был образован устойчивый союз между сословиями рыцарей, горожан, других свободных людей, именуемых часто одним словом "джентри", с гражданским равенством всех ниже пэров (высшей знати, состоявшей из пяти рангов: герцогов, маркизов, эрлов, виконтов и баронов) и с заметным ростом полномочий нижней палаты.

Английское духовенство не являлось особым элементом сословного представительства. Высшее духовенство заседало вместе с баронами, а низшее - в палате общин.

Первое время возможности парламента влиять на политику королевской власти были незначительны. Его функции сводились к определению размеров налогов на движимость и к подаче коллективных петиций на имя короля. В 1297 году Эдуард I подтвердил в парламенте Хартию вольностей, в результате чего появился Статут "о неразрешенности налогов" в котором говорилось, что обложение налогами, пособиями ипоборами не будут иметь места без общего согласия духовенства и светских магнатов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства. Однако в Статуте содержались оговорки, допускавшие возможность взимания королем ранее существовавших сборов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия:

Право на участие в издании законов;

Право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны;

Право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

В Англии сложилась специфическая правовая система, получившая название общего права. Единое общее право начало формироваться с 12 в., когда королевские суды стали преобладать над судами графств. Королевские суды решали дела, руководствуясь «правом страны», т.е. обычным правом. Считалось, что оно хорошо знакомо судьям. В своей деятельности они руководствовались и предыдущими решениям судов, и указаниям, которые содержались в королевских указах. Хотя каждый уках выдавался по отдельному конкретному делу, он составлялся по определенному образцу в выражениях, однообразно формулировавших правоотношения того или иного типа

Так как на ранней стадии формирования "общего права" королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по "общему праву" -- реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме.

Королевские указы по судебным делам в 12-13 вв. сыграли очень большую роль в образовании общего права. Но основным его источником были решения королевских судов. Общее право- это практика королевских судов, закрепленная в судебных протоколах. С начала XIII в. судебные протоколы стали публиковаться в "Свитках тяжб". Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей судебной практике в качестве прецедента.

Высшими судами "общего права" в Англии стали Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Суд казначейства был в основном специализирован на рассмотрении финансовых споров, и прежде всего споров, касающихся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб, или "общая скамья", рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Все дебаты в суде записывались и размножались для ознакомления заинтересованных сторон и с XIV в. регулярно публиковались. Этот суд был также местом практики для всех студентов, изучающих право.

Суд общих тяжб осуществлял также надзор за местными и манориальными судами. По приказу из канцелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда, а благодаря специальным судебным приказам Суд общих тяжб мог исправлять судебные ошибки других судов.

Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая "общие тяжбы", но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

Наряду с общим прваом большую практику стали приобретать законы. Статуты имели обязательную силу для королевских судов, дополняли и изменяли обычное право по очень многим вопросам, но не могли приспособить его к новым общественным отношениям.

Результатом формализма, дороговизны, медлительности "общего права" решительно стало появление в Англии в XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливости" (equity).

Суд справедливости возник в результате подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не получившим защиты в общих судах по каким-либо формальным причинам. Король оказывал помощь просителю в порядке милости. Все увеличившееся количество подобных прошений привело к тому что король стал передавать их своему канцлеру, который разбирал эти вопросы не праву страны, а по «справедливости», т.е. не был связан с практикой общих судов. Канцлер для решения дела обращался к естественному и частично римскому праву. Так возникли «суды справедливости» или канцлерские суды.

Право справедливости" создавалось не для того, чтобы заменить "общее право", а чтобы придать ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил, создать средства защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами "общего права". Если сначала "право справедливости" дополняло "общее право", то со временем, в силу изменившихся исторических условий, оно стало приходить в прямое противоречие с ним.

Яков 1, предпоследний абсолютистский король в Англии, решил этот конфликт в пользу "суда справедливости", судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться "через своих слуг" в отправление правосудия. Королем был издан указ, что в случае, когда нормы "общего права" и "права справедливости" оказываются в противоречии, последние имеют преимущественное значение.

38. Эволюция судебной системы. Возникновение суда присяжных в Англии. Суд “справедливости”.

Ст. 24 Великой хартии вольностей 1215 г. запретила шерифам разбирать иски короны->должность шерифа стала утрачивать свое значение в области правосудия. С конца XIII в. из местных землевладельцев в графствах назначаются мировые судьи по 8 в каждое графство. В судебную компетенцию мс входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мс, созывавшихся 4 раза в год. Эти собрания получили название судов “четвертных сессий”. В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов. Высшими судами “общего права” в Англии в этот период стали Суд королевской скамьи(сформировался из Суда короля, заседал до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников.Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, но со временем был специализирован на рассмотрение апелляций по уголовным делам) , Суд общих тяжб (рассматривал частные гражданские иски, стал основным судом общего права, осуществлял надзор за местными и манориальным судами. По приказу из концелярии жалобы могли быть перенесены в этот суд из любого другого низшего суда,мог исправлять судебные ошибки других судов) , Суд казначейства (первым стал записывать свои слушания, рассматривал финансовые споры и прежде всего споры, касающиеся догов казны и короны). К исходу XIV в. возросло количество неудовлетворенных судами людей -> они обращались за помощью непосредственно к королю. Первоначально петиции по судебным делам разбирались самим королем в Совете, минуя разные формальности. Изначальная особенность королевского суда – то, что здесь не считали существенным для дела деление людей по сословным категориям. Король руководствовался только представлениями о справедливости данного требования равной для всех сословий. К XV в. кол-во обращений за справедливостью увеличилось и король передал обязанность рассматривать эти дела лорду-канцлеру. В 1474 г. появился первый приказ от имени самого канцлера о защите нарушенных прав, минуя традиции “общего права”.Суд канцлера был основным в системе новой юстиции. Первоначально канцлер был единственным судьей в своем суде, но к XVI в. дела слушали особые мастера – и самым главным из них был хранитель архивов. Решения утверждались исключительно самим канцлером. Процесс начинался с того, что в суд направлялась петиция. Признав ее основательной, канцлер издавал приказ о вызове ответчика, который должен был представить объяснения письменно и под присягой. Суд ограничивался юридическим спором, к показаниям свидетелей прибегали для получения фактов. Итоговое решение выносил канцлер. Была возможна апелляция в Палату лордов, которая была высшим судом королевства, хотя непосредственное рассмотрение ею дел к XVI в. вышло из практики. С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорда-канцлера, который решал вопросы “по справедливости”. Процедура общих судебных разъездов была громоздкой и дорогостоящей -> в XIII в. была установлена периодичность общих объездов не чаще одного раза в 7 лет. В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов(по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверки тюрем. Введение института присяжных обвинителей. Согласно ассизам в каждой сотне назначались 12 полноправных людей и кроме того четыре свободных человека из каждой деревни, которые под присягой должны были указать шерифу или королевскому судье всех разбойников, грабителей, убийц, фальшивомонетчиков и поджигателей, а также их пособников и укрывателей, находящихся в пределах данной сотни. Королевские судьи и шерифы на основании этих данных вели расследование, а затем выносили приговор. Присяжные времени Генриха II - это не судьи, это просто сведущие люди. дающие под присягой показания о правах своих тяжущихся соседей. Они были или свидетелями факта, или имели о нем достоверную информацию от лиц, бывших свидетелями. Постепенно присяжные становятся судьями, составляющими приговор, а их функция перешла к другим лицам.


ЧАСТНОЕ ОБРОЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Кафедра Теории и истории государства и права

Юридически факультет

По предмету: Уголовное право

На тему: "Судебная система средневековой Англии"

Выполнил студент группы №ЮЮБ-0-ЗВ-31

Заочного отделения:

Проверила: ст. препод. Загайнова Ю.В.

Казань 2014

Содержание

  • Введение
  • 1.3 Королевский суд
  • 1.4 Суды "справедливости"
  • Глава 2. Судебные приказы
  • Заключение

Введение

Судебная система - это совокупность всех судов данного государства, связанных между собой установленными законом отношениями по осуществлению правосудия и имеющих общие задачи. Судоустройство - это построение отдельных видов судов.

Английская судебная система включает в себя большое число судебных учреждений, различающихся друг от друга по уровню и юрисдикции. Существуют разные методы классификации судов. Суды в Англии делятся на:

1) суды "протокольные" (суды письменного производства) и суды "непротокольные";

2) суды высшие и низшие.

Существуют и другие подходы, хотя не имеют такого универсального применения.

Основное историческое различие между протокольными судами зависело от того, сохраняются или не сохраняются протоколы судебных заседаний. "Протокольными" могут быть как высшие, так и низшие суды. ”Протокольные" суды имеют право наказывать за неуважение к суду, что является их основным отличительным признаком. Схожую судебную систему имеет Северная Ирландия и Уэльс.

Деление английских судов на высшие и низшие - традиционное деление. Функции высших судов таковы, что их юрисдикция не зависит ни от территориальных критериев, ни от размера исковых требований. Юрисдикция низших судов ограничена территориально и размером исковых требований. Высшими судами являются: Суд Короны, Палата лордов, Судебный комитет Тайного совета, Апелляционный суд, Суд по рассмотрению жалоб на ограничение свободы промысла, Апелляционный трибунал по трудовым спорам. На низшие суды распространяется надзорная юрисдикция Высокого суда, что является одной из отличительных черт от других судов. Надзорную юрисдикцию он осуществляет путём издания приказов. Она распространяется и на Суд Короны только в тех случаях, когда тот выступает в качестве апелляционной инстанции. Наиболее важными из низших судов являются магистратские суды и суды графств.

Актуальность темы обусловлена необходимостью изучения признаков судебной системы средневековой Англии, выявление общих закономерностей ее развития.

Объектом исследования является историческое развитие судебной системы средневековой Англии.

Основной целью работы является системное сравнительное исследование судебной системы средневековой Англии.

Глава 1. История развития судебно-правовой системы Англии

1.1 Становление юстиции "общего права"

В Англии, после нормандского завоевания, оставались судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, для того чтобы подчинить себе юстицию разных областей страны.

В XII в. еще существовал "суд божий" - ордалии. В XII-XIII вв. процесс носил обвинительный характер. Это значило, что о движении дела заботились сами стороны. Одним из действенных доказательств была присяга, за нарушение которой лицо привлекалось к уголовному наказанию. В дальнейшем состязательно-обвинительный процесс стал главенствующим в судах "общего права" и по уголовным, и по гражданским делам.

Суд действовал в собраниях графств и сотен под председательством вице-графов и шерифов на основании местных обычаев. Сохранились и вотчинные суды в отношении зависимого населения и вассалов. Судьями были свободные землевладельцы. От англосаксонских времен остались основные судебные обычаи. Примерами таких обычаев может стать: личное обвинение, вызов на суд, испытание в виде ордалий, объявление преступника "вне закона"и изгоем.

Правовым нововведением норманов стал обычай решения дел судебным поединком. Судебный поединок представлял собой своеобразную схватку с использованием вооружения (палки и т.п.).

Семейные дела подлежали праву и юрисдикции церкви. Земельные дела регулировались впредь по нормандским обычаям. Правила англосаксонского права также были полностью сохранены в отношении движимых имуществ.

В судах "общего права" все доказательства собирались самими сторонами. В конце XV в. стали созываться специальные жюри, так называемых обвинительных присяжных. Они созывались с целью проверки достоверности материалов обвинения. В случае признания доводов в пользу обвинения достаточными, обвинительные присяжные составляли документ об обвинении и после чего передавали это дело в суд "малого жюри". Мировой судья так же мог проводить такую проверку. Однако, в английских судах дача ложных показаний не всегда считалась преступлением. Даже церковные суды упускали из своего поля зрения дачу ложных показаний, считая, что в их компетенцию входят дела о нарушении доверия.

"Общее право" исходило по делам об измене и утверждало то, что молчание - это признание вины. Молчавшего человека при обвинении в фелонии подвергали пытке. Его клали на железную плиту и морили голодом. Для многих умереть от пытки было выходом из ситуации, так как, человек спасал свое имущество от конфискации, умирая не осужденным. Собственно самого предварительного следствия не существовало. Церковные суды, которые рассматривали семейные дела вплоть до 1857 года, прибегали к услугам расследователей. Расследователи изучали доказательства и устанавливали факты. Их заключения и являлись основой решения.

На протяжении второй половины XI - первой половины XII в. сформировалась новая королевская юстиция. Изначально ее деятельность была ограничена узким кругом дел, напрямую относящихся к короне или спорам между крупными вассалами. Постепенно королевская юстиция усилила вмешательство и в другие категории дел, в особенности связанные со статусом держателей земельных прав. Сначала это осуществлялось в виде единичных приказов по защите права, а потом все более систематически. Параллельно с этим сокращались судебные полномочия шерифов и значение земских судов.

К концу XIII в. постепенно сложилось общегосударственное право, которое получило название "общее право". Отсутствие правовых привилегий и каких-либо различий внутри свободной части населения страны было главным преимуществом общего права Англии. Лишь вилланские суды придерживались местного обычного права. Общее право формировалось деятельностью королевских судей и юристов, осуществлявших правосудие, а не законотворчеством. Они пользовались лексикой и образцами римского права, которое служило императору для придания своей власти абсолютного характера.

Судебная власть в Англии была в основном сосредоточена в руках короля и контролировалась его аппаратом. Кроме этого, была создана унифицированная система права. Без нее было бы невозможно расширение королевской юрисдикции. Общие на всей территории Англии процессуальные нормы обеспечивали надзор за всеми королевскими судами.

1.2 Судебно-правовая реформа Генриха II

Росту значения королевской власти и централизованного государственного суда и управления, способствовали преобразования, которые были предприняты в годы правления короля Генриха II (1154 - 1189).

В начале своего царствования Генрих II подавил многочисленные восстания между магнатами, опираясь на поддержку мелких рыцарей, городов, и свободных держателей. В результате этих действий были распущены многие отряды крупных землевладельцев и срыты их замки. Король отстранил от власти большинство шерифов, которые принадлежали к местной знати и после этого назначил собственных представителей. Основным мотивом военной реформы стало обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало. Эта реформа завершилась изданием особого закона в 1181 году "О вооружении".

Ополчение всех свободных людей, обладавших соответствующими земельными владениями становилось основой военной организации. Призывать в ополчение несвободных категорически запрещалось. Все горожане и свободные держатели земель обязывались иметь специальное, хоть и простое вооружение. Рыцари, которые обладали земельным наделом или имели соответствующий доход и имущество должны были обзавестись либо тяжелым защитным вооружением, либо вооружением всадника.

Это военное снаряжение запрещалось продавать. Оно становилось как бы неотчуждаемым наследственным имуществом. На крупных феодалов возлагалась обязанность выставлять вооруженных воинов соответственно количеству "рыцарских феодов" в его владениях. Не желавшие лично служить могли откупаться особым налогом, который назывался - "щитовые деньги".

В следствие этого король получал существенные финансовые средства для формирования собственного постоянного наемного войска. Феодалы превращались в рядовых собственников земель без специфических ленных прав и обязанностей. Количественно, главную силу ополчения стали составлять горожане и мелкие держатели, которые уступали рыцарству в военной подготовке, но более связанные с королем.

В ходе церковной реформы, закрепленной в "Кларендонских конституциях", королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Замещение вакантных церковных должностей должно было проходить под контролем королевского двора в результате выборов из нескольких кандидатов. Окончательное утверждение принадлежало королю. Духовные лица, получившие ленные пожалования от короны, частично утрачивали свой иммунитет. Они отвечали перед королевским судом и администрацией по всем делам, связанным с этими владениями, обязывались нести все повинности с владений.

Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов. Без его согласия епископы не могли никого отлучать от церкви. Сами духовные особы должны были беспрекословно являться в суд короля. Конституции в значительной степени противоречили догматам церкви. Против них выступил глава английской церкви Томас Беккет. И хотя по указанию Генриха его убили, оппозиция церкви и поддержка папы римского существенно сократили государственные итоги реформы.

Судебная реформа, проведенная Генрихом II сформировала институт королевских судей, область особой королевской юрисдикции а также закрепила право обжалования решений местных общинных судов в королевский суд. Все это способствовало укреплению централизующей роли королевской власти.

1.3 Королевский суд

Королевский Суд Вестминстера - общее название высших судов в средневековой Англии. Включал Суд королевской скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Королевский суд имел явные преимущества, не смотря на то, что был платным. В отличие от обычных судов, в нем использовалось инквизиционное судопроизводство (предварительное расследование дела), где с помощью ордалий производилось установление истины. В королевском суде расследование производилось через свидетелей, дававших свои показания под присягой. В королевский суд обращалось большинство населения, и сеньориальная юрисдикция неуклонно свертывалась в отношении свободных людей. С 1176 г. королевские судьи начали ежегодно выезжать в судебные округа, для того, чтобы разбирать иски, которые были связаны с интересами короны. Кроме того, они осуществляли ревизию местного управления.

Структура Вестминстерских (королевских) судов

Королевский суд в Вестминстере превратился в постоянное судебное ведомство. Было назначено 5 постоянных судей, которые обсуждали запросы судебных комиссаров. Постепенно, при суде сложился свой персонал, установилась коллегиальная практика обсуждений. В конце XII века отделилось гражданское отделение суда.

Вестминстерский статут, принятый в период кризиса XIII века установил, что королевские судьи являлись для слушания дел непосредственно в графства. Там разбирались дела с участием местных присяжных. Суд присяжных получил официальное признание благодаря реформам Генриха II. Уголовные обвинения в незначительных преступлениях должны были выдвигаться особым собранием жителей графств, а именно Большим жюри в числе 24. Дальнейший разбор дела велся судьями. Они выносили приговор с привлечением Малого жюри (4-6 представителей сотен). Позднее участие присяжных было признано необходимым при решении земельных споров королевскими судьями. Особо важную роль присяжные играли в уголовных делах: они устанавливали событие правонарушения и человека, который подлежал к ответственности.

1.3.1 Суды королевской скамьи, общих тяжб и казначейства

На протяжении XIII-XIV веков королевская юстиция действовала в рамках общего совета и выделилось несколько особых учреждений со своей компетенцией.

Суд королевской скамьи - старейшее в Великобритании судебное учреждение. Выделен в 1178 из королевского совета в особую курию и первоначально сопровождал королей при разъездах по стране. Основной компетенцией суда королевской скамьи позднее стало рассмотрение важнейших уголовных дел. Он так же владел полицейской властью, осуществлял надзор за деятельностью низших судов, имел право рассматривать апелляции на земские решения. Он сыграл важную роль в формировании общего права. С 19 в. суд королевской скамьи превратился в отделение Высокого суда. В результате реформы 1971 года его полномочия ограничились рассмотрением гражданско-правовых споров. В нём заседали 4-5 советников-юристов и председатель.

С конца XIII века обособился Суд общих тяжб. Он состоял из профессиональных юристов и имел право на единоличное рассмотрение некоторых видов исков между подданными, если те не касались короны. Компетенция его была масштабной: иски о защите земельных владений, нарушении соглашения и т.п.

Особой инстанцией был Суд казначейства. В этом суде рассматривались дела о финансовых спорах между подданными и короной. Далее в нём стали разбирать дела, которые можно было назвать как "нарушение долга".

В разное время существовало не менее 4 особых судов королевской юстиции, имевших название Казначейской палаты. Самый древний был учрежден в 1357 году для разбора апелляций на Суд казначейства. Другие были образованы в XV-XVI веках. Все они были апелляционными. В этих судах анализировались жалобы на судебные ошибки, которые были допущены высшими судами при рассмотрении исков. Компетенция их была формализированной и строилась только на традиции.

Королевские суды в своей деятельности следовали обычаями, судебной практике и указаниям, которые содержались в королевских "указах".

Проводить большинство судебных слушаний только в Вестминстере а так же регулярное присутствие присяжных от земств в центре было невозможным. Поэтому система странствующих судов, совмещенная с апелляцией и централизованным контролем, постепенно вытеснила остатки старой юстиции. С конца XII - начала XIV в. суды (ассизы) стали проводить регулярные объезды судебных округов, каждый из которых включал несколько графств (в год 3 - 4 раза).

В 1285 г. такой порядок, поначалу только уголовного суда, был распространен и на большинство гражданских дел. (Одновременно компетенция старых судов и шерифов была ограничена небольшими исками на сумму, не превышающую 40 шиллингов.) В XIV-XV вв. уже все виды и гражданских дел разбирались в судах ассизов. Однако ассизы выясняли только вопросы факта.

судебная система средневековая англия

Окончательные решения выносились в Вестминстере, куда направлялись специальные состязательные документы и протокол о решении присяжных. Позднее, решение по делам могло быть вынесено полностью и на месте, когда только юристы могли стать судьями ассизов и когда их стали сопровождать адвокаты.

1.4 Суды "справедливости"

Результатом дороговизны, медлительности, формализма, общей неспособности "общего права" трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. "суда справедливости", в результате чего сформировалась еще одной правовая система - "права справедливости".

Возникновение "суда справедливости" было связано с деятельностью лорда-канцлера ("проводника королевской совести"), который изначально от имени короля а затем, с 1474 года, и от своего имени стал оказывать поддержку истцам, которые жаловались на "плохое правосудие" и на то, что их обидчики не преследовались, а сами они не защищались в судах "общего права".

Лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, на основе обращения потерпевших к королю с просьбой защитить их права, где без формальной процедуры разбирались жалобы и выносились решения. Невыполнение этих решений грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат окончательно превращается в суд, не связанный нормами "общего права", а руководствующийся лишь нормами "справедливости".

"Право справедливости" оставляло решение многих вопросов на откуп судей, что должно было привести к созданию ряда ограничений и принципов, соответствующего "инструментария" справедливости. Эти принципы и стали создаваться по степени того, как накапливались решения "судов справедливости". С 1557 года начали публиковаться судебные отчеты по рассматриваемым делам, когда количество дел в судах справедливости резко возросло.

Основные принципы "права справедливости", часть которых была взята из "общего права", сохранили свое значение до настоящего времени. Основным принципом является то, что "право справедливости" - это не коренное право потерпевшего, а "милость короля". На "право справедливости" нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, потому что оно зависит от усмотрения суда.

"Право справедливости" создавалось для того, чтобы придать ему большую значимость, создать средства защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами "общего права", а не для того, чтобы заменить "общее право". Со временем "право справедливости" стало приходить в прямое противоречие с "общим правом", не смотря на но, что изначально дополняло его. Противоречия между "судами справедливости" и судами "общего права" начались в 1616 году. Главный судья "Суда общих тяжб" в Вестминстере Э. Кок, поставил вопрос о том, способен ли "суд справедливости" выносить решение после соответствующего решения суда "общего права" или вместо него? Резкую конфликтную ситуацию, прежде всего, вызвали приказы канцлерского суда, которые запрещали исполнение некоторых решений судов "общего права".

Предпоследний абсолютистский король в Англии, Яков 1 решил этот конфликт в пользу "суда справедливости", судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха. Королем был издан указ, что нормы "права справедливости" имеют преимущественное значение в том случае, когда нормы "общего права" и "права справедливости" оказываются в противоречии.

Глава 2. Судебные приказы

2.1 История возникновения, роль, особенности судебных приказов

В системе средневекового английского права и судопроизводства судебные приказы играли очень важную роль еще начиная с XII и до конца XVII века. Еще при Генрихе I для возбуждения дела в королевской курии требовалось получить королевский приказ, который утверждал это разбирательство. Широкое распространение королевские судебные приказы приобрели после судебных реформ Генриха II во второй половине XII века, которые значительно расширили компетенцию королевских судов. С этого времени и постепенно с дальнейшим укреплением публичного общего права количество судебных приказов увеличивается.

Расширялась так же и территория действия королевских приказов. С 1284 года эти приказы стали действовать и на территории Уэльса. Из-под их действия были изъяты только владения на Севере Англии епископа Даремского, потому что этот епископ имел свою канцелярию с правом выдавать судебные приказы, которые заменяли на его территории приказы короля. Приказы постепенно приобретали все более стабильную форму, превращаясь в формулы, нарушение которых могло повлечь за собой прекращение или отсрочку судебного разбирательства, а иногда и проигрыш дела.

Судебные приказы выдавались канцлером королевства от имени короля и удостоверялись печатью. В XIII веке Канцелярия (канцлерский суд) стала обычным местом выдачи приказов. Приказы, которые были связаны с возбуждением иска или ведением процесса по имущественным делам, выдавались только за деньги и лично свободным людям, потому что крепостные-вилланы не могли судиться в королевском суде. Приказы о возбуждении и ведении уголовных дел после 1215 года выдавались всем (36 ст. Великой Хартии Вольностей). Уже во времена Гленвилля судебные приказы делились на две основные группы: "первоначальные", дававшие основание для возбуждения судебного дела, и "судебные", которые выдавались в целях организации нового расследования. Образцы приказов позволяют установить характер королевской юрисдикции в разные периоды. По ним можно увидеть, какие дела разбирались в королевских судах и в каких случаях король имел право вмешиваться в дела судов, какое воздействие королевские суды оказывали на формирование и применение общего права. Приказы содержат интересный материал о деталях процессуальных норм и важнейших исковых форм, которые применялись в королевских судах разного рода, а отчасти и в сеньориальных судах. Приказы позволяют также судить о роли королевской администрации. Они очень ярко показывают, что расследование через присяжных в деятельности королевских судов приобретает все большее значение.

На протяжении всех средних веков формулы приказов практически не изменялись, что дало основание использовать для перевода образцы приказов, содержавшиеся в трактатах Гленвилля и Брактона, и даже в первом печатном регистре Судебных приказов 1687 г.

Глава 3. Великая Хартия Вольностей: новый этап развития английской судебной системы

3.1 Принятие Великой хартии вольностей 1215 г.

Великая хартия вольностей очень противоречивый документ. Она отразила те противоречия, которые существовали в начале XIII века внутри господствующего класса Англии, и явилась результатом соглашения, который завершил политический конфликт между баронством и главой королем. Великую Хартию рассматривается как документ феодальной реакции и как документ с прогрессивными тенденциями.

Великая Хартия была подписана английским королем Иоанном Безземельным в июне 1215 года. В результате принятия завершился первый этап борьбы, который привел к образованию в конце XIII века в Англии сословной монархии. На этом этапе в борьбе за ограничение власти короля вместе с баронством приняло участие рыцарство, часть свободного крестьянства и горожан. В основу официального текста Великой хартии вольностей, изданного от имени короля, легли требования, которые бароны предъявили королю в ходе вооруженной борьбы.

Великая Хартия вольностей, как политический и правовой источник, в первую очередь интересна тем, что она отразила общее соотношение социально-политических сил в стране в период, когда политикой короля были недовольны различные социальные слои, их политические и экономические требования, а также общее состояние судебной системы английского государства в начале XIII века.

Бароны вместе с церковью и городами объединились против короля и предъявили ему список статей. После прочтения их, король воскликнул: "Отчего уже вместе с этими несправедливыми требованиями бароны не просят у меня также и моего королевства?" Однако Иоанн был в безвыходном положении и был вынужден подписать Великую хартию вольностей.

Основные положения хартии имели большое историческое значение и сводились к следующим положениям:

1. Король обещал устранить произвол при обложении баронов денежными повинностями (лишь в трех случаях бароны были обязаны давать королю денежную помощь: при выкупе короля из плена, на свадьбу старшей дочери от первого брака, при посвящении его старшего сына в рыцари).

2. Король обязуется соблюдать феодальные обычаи в своих отношениях с вассалами. Король не вмешивается в юрисдикцию феодальных курий (по королевскому приказу из курии барона в королевскую курию запрещалось переносить иски о собственности).

3. Ни один свободный человек не может быть изгнан из страны, заключен в тюрьму, лишен имения, поставлен вне закона и т.д.

4. Всякий арест должен быть основан на показаниях, которые "заслуживают доверия свидетелей”.

5. Совет из 25 баронов, наделенный правом принуждать короля всеми способами, какими только может должен гарантировать соблюдение Хартии. Главное место в Хартии занимают статьи, которые выражают интересы баронов, возглавлявших движение. Вместе с тем некоторые постановления Хартии защищали интересы других участников движения. Подтверждались привилегии и свободы рыцарей, церкви и духовенства, существовавшие ранее. Хартия подтверждала право купцов, в том числе иноземных, свободно выезжать из Англии и въезжать в нее, а так же вести торговлю. В Хартии было установлено единство мер и весов, необходимое для торговли. Свободным крестьянам было обещано не взимать с них непосильные налоги и не разорять штрафами. В Англии, скорее всего, воцарилось бы феодальное самоуправство и страна была бы раздроблена, если бы эта хартия была осуществлена на деле. Падения центральной власти не хотели ни города, ни мелкое рыцарство, и в результате этого раздробленности не произошло. После окончания восстаний Иоанн отказался от хартии, в чем его поддержал Римский папа. Вооруженная борьба началась снова, но смерть Иоанна в 1216 помешала довести ее до какого-либо определенного результата.

3.2 Значение Великой хартии вольностей 1215 г. в истории феодального государства и права

Великая хартия вольностей сыграла важную роль в английской истории. Несмотря на то, что в конце 1215 года Иоанн Безземельный аннулировал ее, она не раз переиздавалась Генрихом III сначала в 1216, затем в 1217, 1227 гг. Ее подтверждали Эдуард I и Эдуард II, исключив из нее конституционные статьи, которые ослабляли власть короля. Она помогала становлению английской сословной монархии. Начиная с 1297 г. все очередные подтверждения Великой хартии вольностей дополнялись новыми, более актуальными политическими статьями.

Хартия сыграла большую роль в становлении правосознания английского народа. Недаром такие крупные историки, как М.М. Ковалевский, Г. Галлам, Д.М. Петрушевский считали ее краеугольным камнем английских свобод и созданного ими правового государства в виде конституционной монархии. В начале XVII в. Великая хартия вольностей была "открыта" заново. Накануне и в годы Английской революции она широко использовалась для обоснования требований демократических свобод и права бороться против королевского произвола. Поскольку в XVII в. в в Англии уже не существовало лично зависимого крестьянства, права, которые предоставляла Великая хартия вольностей всем свободным гражданам, приобретали новый демократический смысл. Великая хартия вольностей стала знаменем борьбы против абсолютизма, наряду с теорией "нормандского ига". Ряд ее статей получили развитие в Хабеас Корпус Акте и Билле о правах.

Заключение

Судебная система средневековой Англии развивалась автономным путем, а именно по мере развития английского права. 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию, стал исторической датой в становлении судебно-правовой системы. После этого на королевские суды была возложена основная роль в осуществлении правосудия.

Первые английские судьи, те же клирики и чиновники, были открыты для восприятия высоких достижений римской правовой культуры. Но с конца XIII в. их стали назначать из профессионалов. Именно в этот период складываются замкнутые сообщества судей с принадлежащими им подворьями. Здесь готовились будущие судьи и правозаступники: барристеры и солиситоры. Они выступали, прежде всего, защищая свои профессиональные интересы и при этом утверждалось, что они не создают право, а лишь открывают его извечно существовавшие нормы. К тому же в XIV в. самобытная система "общего права" уже занимала прочные позиции в этой стране.

Право разделено на уголовное и гражданское. Различие между ними было отражено в судопроизводстве, в применении различных судов, в которых слушаются дела и выносятся наказания.

Судебно-правовая система средневековой Англии основана на прецедентном праве, которое было основано на общем праве и принципах равноправия и сформировалось в средневековье.

Список используемой литературы

1. Английская судебная система. / Уолкер Рональд. - М., 1980.

2. Великая хартия вольностей. / Петрушевский Д. М М., 1918.

3. Всеобщая история государства и права. / Под ред.К.И. Батыра. - М., 1997.

4. Всеобщая история государства и права. / Омельченко О.А. - М., 1998.

5. История Англии в средние века. / Штокмар В.В. - Л, 1973.

6. История европейского права. / Аннерс Э. - М., 1994.

7. Раннефеодальная Англия. / Савело К.Ф. - Л., 1977.

8. Судебные системы западных государств. / Под ред.В.А. Тумановой. - М., 1991.

9. Феодальная монархия во Франции и Англии в Х-XIII вв. / Пти-Дюта И. и Ш - М., 1938.

10. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. / Под ред.З.М. Черниловского - М., 1998.

Подобные документы

    Особенности государственного развития Англии после норманнского завоевания. Правовое положение групп населения Англии по Великой хартии вольностей 1215 года, отражение интересов рыцарей и горожан, ее значение в истории феодального государства и права.

    реферат , добавлен 08.01.2010

    Характеристика уголовного права. Основные виды преступлений. Наказания за преступления. Уголовный процесс XI-XVII вв. Распределение между церковными судами и судами феодалов. Судебная система средневековой Англии, становление судебно-правовой системы.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2016

    Великая Хартия Вольностей 1215 года как первый конституционный акт, имеющий значение для современного английского конституционализма. Формирование органа сословного представительства, полномочия и регулярная деятельность парламента средневековой Англии.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Формирование судебно-правовой системы Англии в период феодализма. Особенности феодального права. "Общее право" и "право справедливости" - черты англосаксонской системы права. Институт доверительной собственности (траст). Английское процессуальное право.

    контрольная работа , добавлен 02.04.2009

    Великая Хартия вольностей - один из основополагающих конституционных актов Англии, памятник средневекового права. Ознакомление с историческими условиями появления Хартии, ее содержанием и судьбой. Рассмотрение значения Великой Хартии вольностей.

    контрольная работа , добавлен 17.11.2014

    Развитие Англии и формирование средневекового права с принятием Великой хартии вольностей. Исторические предпосылки возникновения Хартии, ее положения. Принципы регулирования феодальных отношений. Порядок расследования гражданских и уголовных дел.

    реферат , добавлен 21.12.2016

    Мероприятия по укреплению организационно-материальной структуры и научно-технической базы системы судебно-экспертных учреждений. Судебно-медицинские исследования и система судебно-медицинской службы, история развития, предмет и система, методы и объекты.

    реферат , добавлен 15.10.2009

    Исторический процесс установления и эволюции принципов английского государственного устройства. Великая Хартия вольностей – начало английской конституции. Билль о правах 1689 г. и Акт о престолонаследии 1701 г. Конституционное право буржуазной Англии.

    реферат , добавлен 28.11.2012

    История развития уголовного законодательства Англии. Наказания за преступные деяния в Англии. Отмена наиболее жестоких законов, движение за реформу уголовного права в конце XVIII – начале XIX в. Основные элементы нынешней системы наказаний в Англии.

    презентация , добавлен 08.02.2012

    Обычаи и королевское законодательство как источники права в Англии в XI веке, ранние стадии формирования "общего права". Деление вещей на реальную и персональную собственность в гражданском праве. Патриархальный характер английской средневековой семьи.