Сабиржанов Равиль Абдулхакович, преподаватель-организатор ОБЖ и БЖД Кыштымского радиомеханического техникума, г. Кыштым
Методика подготовки и проведения уроков по ОБЖ
Хороший урок - живой урок
Устойчивое развитие общества и государства зависит от разрешения основной проблемы - обеспечения безопасности граждан как от внешних, так и от внутренних угроз, когда гарантированы защита жизни и сохранение здоровья каждого гражданина и, безусловно, нормальное развитие подрастающего поколения. Поэтому появление курса «Основы безопасности жизнедеятельности» было вызвано объективной необходимостью. «Знать, чтобы выжить!» - такой девиз можно с полным основанием предпослать предмету ОБЖ, цель которого - внести свой вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни.
В процессе освоения курса ОБЖ в школе и БЖД в среднем учебном заведении у учащихся должны быть сформированы:
необходимые знания;
поведенческие навыки и умения;
психологическая готовность к действиям в ЧС.
А это, в свою очередь, предполагает хорошую осведомленность о всех опасностях, которые подстерегают человека буквально на каждом шагу, теоретические и практические занятия по защите от них, воспитание морально-психологической устойчивости и формирование установки конструктивно решать возникающие проблемы, разумно сочетая при этом личные интересы с интересами общества. Именно этого надо добиваться, проводя урок ОБЖ. Каждый из педагогов хочет, чтобы его уроки были хорошими. А всегда ли они получаются таковыми?
Кажется, как просто: преподаватель входит в класс, и вот все учащиеся, такие непохожие друг на друга, работают с наибольшим интересом и напряжением, не замечают, как пролетает время, и заканчивают урок обогащенные знаниями, мыслями, чувствами, умениями и навыками. Но для проведения таких уроков мало одного желания. Они - плод больших раздумий и исканий, педагогического искусства и мастерства.
Успех урока зависит прежде всего от преподавателя, от его подготовки к уроку. К началу учебного года подготовка должна идти в двух направлениях:
изучение условий, в которых придется преподавать (наличие кабинета, его оборудование) ;
личная подготовка учителя к преподаванию годичного курса (знакомство с передовым опытом, литературой).
Подготовка начинается с анализа учебной программы, на основании которой преподаватель составляет календарно-тематический план. Весь учебный материал курса должен пройти через творческое сознание преподавателя. В названном плане определяется тема каждого урока, оборудование, указываются методы и т.д.
Календарно-тематический план
Это обязательный документ преподавателя, он повышает эффективность учебных занятий, так как содержание уроков раскрывается в логическом порядке, предусматривается их взаимосвязь.
При подготовке к каждому уроку преподаватель составляет поурочный план. Здесь идет работа над маленьким кусочком материала, который будет изучаться на данном уроке. Идет продумывание, как по теме урока изложить материал, не повторяя учебника, довести его до сознания каждого учащего- , ся, сформировать у студентов ков навыки и умения действий в различных ситуациях. Вот в чем искусство!
Составляя поурочный план, преподаватель определяет прежде всего цель урока, так как проводимый бесцельно, он превращается в пустую трату времени, утомляет учащихся, приучает их к бездеятельности, прививает плохую нравственную черту - лень.
Преподаватель продумывает структуру урока. Однако надо помнить, что урок ОБЖ, по сравнению с классическим уроком, отличается уже тем, что в нем могут отсутствовать некоторые элементы - например, оценка и контроль, домашнее задание - и что в конце урока практически невозможно подвести итоги на том уровне, который соответствует требованиям педагогики.
Структура урока ОБЖ зависит от содержания учебного материала. Каждый урок по своей
структуре является гибким, неповторимым, нестандартным. Основными структурными компонентами являются: цель и действие, методы обучения и формирования навыков, время выполнения учебных заданий.
Цель и действие как структурные компоненты урока являются главными, ведущими, необходимыми в учебно-воспитательном процессе, осуществляющими функцию регуляции.
психофизиологического состояния учащихся в экспериментальных условиях.
Цель урока ОБЖ всегда должна быть связана со стремлением и желанием учащихся выполнять учебные (медицинские, психологические, пожарно-прикладные) действия быстро, качественно. Преподаватель должен побуждать учащихся к действию, направлять и регулировать их работу. Именно на уроках ОБЖ проявляется возможность обучения детей конкретным действиям при помощи дидактического времени (это определенное время, в течение которого осуществляется какое-либо действие). Например, вовремя оказать медицинскую помощь, вовремя позвонить в службу безопасности, вовремя убрать предметы от возгорания и т. д.
Обозначив цель, преподаватель продумывает содержание урока. Его учебный материал должен отражать то, что организация деятельности людей в ЧС очень сильно зависит от времени, имеющегося у них в экстремальных ситуациях. Обучение учащихся основам безопасности жизни связано с приобретением ими навыков и умений действовать в строгих временных рамках. Этому не учит ни один школьный предмет.
Урок ОБЖ, являясь нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, должен способствовать психологическому воспитанию личности. Этот предмет ставит практические цели и осуществляет практические действия для воспитания личностных качеств ребенка (чтобы он мог проявить решительность, целеустремленность, самоорганизацию, ответственность за свои поступки).
Педагогические условия урока должны быть таковыми, чтобы учащийся в них мог реально научиться чувствовать меру и норму своих поступков и желаний. Учебную ситуацию урока следует формировать так, чтобы она позволяла показать наглядно признаки развивающихся чрезвычайных ситуаций.
Учащиеся сталкиваются с новыми ощущениями, с которыми должны научиться жить, чувствами, которые надо научиться регулировать и использовать как основу для моральных действий, направленных на благо общества, семьи, коллектива.
На уроке ОБЖ студенты должны научиться выбирать наиболее целесообразные для каждой ситуации действия: физические, психологические, физиологические. Условия урока ОБЖ позволяют студенту принять и осуществить сознательные волевые решения, научиться организовывать деятельность группы и индивидуума в условиях ЧС в целях предотвращения паники, хаоса и непредсказуемых действий отдельных личностей.
Специфика предмета ОБЖ заключается в том, что здесь преподаватель имеет уникальную возможность решать одновременно две задачи: отрабатывать поставленную тему и формировать атмосферу здорового, кон-
структивного общения в кабинете Дефицит взаимопонимания, полноценного общения является серьезной проблемой любого коллектива, а особенно подросткового и юношеского. Включение в учебный процесс психо- лого-педагогических активных методов позволяет успешно решать задачи коммуникации решать между студентами, а также между аудиторией и преподавателем. Целями развития навыков полноценного общения у студентов являются:
формирование гуманистической направленности личности;
приобщение к общественной культуре;
развитие творческой индивидуальности учащихся.
Полезным в этой связи представляется следующий опыт: начинать учебный процесс с выработки общих правил взаимоотношения в коллективе на время проведения урока. Для этого преподаватель предлагает учащимся разбиться на группы по 5 человек и составить 3- 5 правил, которые могут касаться взаимной вежливости, искренности, краткости изложения, конфиденциальности, доброжелательности, активности и т.д. Затем следует обсуждение каждого правила, внесение поправок, принятие или непринятие их большинством голосов. Принятые правила приобретают статус «законов», записываются на доске (или ватмане) и торжественно вывешиваются на видном для всех месте. Соблюдение их на каждом уроке обязательно. Я применяю этот метод при проведении тренинга.
Иногда использую девиз урока, который вывешиваю на доске и с него начинаю урок.
К активным методам обучения в преподавании ОБЖ можно отнести и такой этап урока, как разминка. В ходе нее достигается оптимальное эмоциональное состояние, создается психологическая «настройка» на преодоление трудностей в общении, снижение конфликтности участников группы. Используются психо-гимнастические упражнения с конкретным содержанием темы урока. Практически все эти упражнения способствуют повышению работоспособности учащихся и включению их в групповую работу, т.е. применяю метод - коллективный способ обучения. Приведу примеры таких упражнений.
«Моментальное фото». Цель игры-упражнения: активизация внимательного слушания, настрой на коллективное сотрудничество. Организуется несколько команд. При этом необходимо соблюдать следующие требования. Первое - недопустимо формировать команды по принципу: «Я хочу играть в команде, участники которой мне симпатичны, и ни в какой другой». Напротив. Состав команды должен быть случайным и меняться с каждой новой игрой. Это способствует лучшему узнаванию и сближению учащихся аудитории. Для разбивки на группы можно попросить участников рассчитаться на «гвоздику, ромашку, василек» и т.д., в зависимости от количества групп.
Второе требование - количество участников команды не должно превышать 10 человек, кроме случаев, когда для игры необходимы только две или одна команда.
Члены команды рассаживаются как можно ближе друг к другу (можно по трое за парту). Преподаватель читает подготовленный текст, соответствующий теме занятия. Объем текста - от 15 предложений (для средних групп) и более (для старших). После прослушивания текста команда должна как можно точнее записать услышанное. Выбирается докладчик от каждой команды. Этот выбор должен быть случайным. Например, по принципу: у кого в команде дома есть самое мелкое домашнее животное, у кого скоро день рождения, кто любит пирожки с капустой и т.д. Докладчики по очереди зачитывают получившиеся тексты. Сравниваем, какая команда воспроизвела текст точнее. Выявляем победителя.
«Телеграф». Цель игры-упражнения: повышение раскованности поведения, снятие мышечных зажимов.
Участники делятся на две команды. Команды становятся лицом друг к другу. Для этого можно использовать пространство между рядами в аудитории.
Преподаватель (или ведущий) говорит на ушко каждому игроку одной из команд какое-нибудь существительное по теме урока (можно использовать написание слов на отдельных листочках). Игрок изображает мимикой и жестами это слово. Затем команды меняются ролями.
Коллективный рассказ. Цель игры-упражнения: активизация процесса запоминания, творчества, развитие умения согласованного взаимодействия.
Участники команд сидят плотно друг к другу. Каждая команда сочиняет групповой рассказ на тему урока. Представитель первой команды произносит первую фразу, например: «Дождь хлестал, дул сильньй ветер». Второй игрок, сидящий рядом с ним, продолжает: «Дождь хлестал, дул сильный ветер, линия электропередачи повреждена». Следующий игрок повторяет предыдущее и произносит свою фразу. Так получается интригующий рассказ. После первой команды рассказ ведет вторая.
Очень важно, что для разминки применяются упражнения, составленные для тренингов общения. Их запас можно пополнять из литературы по тренингам, однако для исключения попадания на урок «недоброкачественной продукции», которая, к сожалению, имеется на книжных прилавках, необходимо проконсультироваться со штатным психологом.
Основные требования к психологическим упражнениям и играм: недопустимо присутствие в них приемов и ситуаций, оскорбительных для участников, оказывающих негативное психологическое воздействие, подавляющих, вызывающих взаимную агрессию.
Я в своей практике использую психологические упражнения перед уроком-тренингом, например, или целиком игровой урок провожу по теме «Понятие о здоровье».
После разминки проводится основная часть урока. Она может быть построена как в традиционной урочной форме, так и в форме ответов на вопросы (беседа) или в режиме активных методов обучения. Преподаватель, готовясь к уроку, обязан продумать методы проведения основной его части.
Один из методов педагогической работы, которая получает все большее распространение в ходе преподавания курса ОБЖ - метод анализа типичных ситуаций, представляющих потенциальную или реальную опасность. Подбор их определяется реальными угрозами для здоровья, жизни и материального благополучия, с которыми сталкивается современный человек. Это угрозы криминального характера; риск получить травму при несоблюдении правил дорожного движения или при бытовом травматизме; опасности, связанные с использованием бытовой техники, электроприборов; ситуации, возникающие при стихийных бедствиях, техногенных авариях, катастрофах. Объектом психолого-педагогического анализа могут выступать также любые поступки и формы поведения, которые могут иметь нежелательные последствия для человека.
Общие принципы организации и проведения такой формы работы таковы:
Работу можно проводить с аудиторией, что чаще всего и бывает, но наибольшая ее эффективность достигается при численности группы 10-15 человек.
Набор разбираемых ситуаций может быть предложен преподавателем или составлен при обсуждении в кабинете, исходя из имеющегося у самих студентов опыта и актуальности для них той или иной ситуации. Задачи преподавателя в этом случае - отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес для большинства учащихся, и сформулировать данное студентам описание случая в виде типовой, обобщенной ситуации. Непременно в начале такой работы у преподавателя должен быть набор ситуаций: и в качестве примера, и в целях проработки ситуаций из разных сфер, представляющих потенциальную опасность.
Работа с выбранной ситуацией может проходить на нескольких уровнях психологического анализа и педагогической проработки.
Первый уровень - краткий словесный разбор типовой ситуации с предложением к учащим-
ся вспомнить аналогичные случаи из своей жизни, или те, свидетелями которых они были.
Задача преподавателя при разборке предложенных случаев - обратить внимание учащихся на те детали, особенности поведения и эмоций участников, которые значимы для снижения риска нежелательных последствий.
Второй уровень - разбор возможных вариантов типовой или предложенной реальной ситуации - по принципу: «А что, если бы...» Например, разбирается ситуация пожара, возникшего при коротком замыкании электропроводки в городской квартире. Продолжая разбор, преподаватель спрашивает: «А что надо было бы делать, если бы все это случилось на даче, в деревенском доме? » Или: «А что надо было бы делать, если бы в доме кроме вас находилась старая бабушка, которой трудно подняться с кровати?» Подборку таких вариантов ситуации преподаватель может подготовить заранее.
Третий уровень - предполагает проработку ситуаций в процессе ролевой игры. По согласованию с учащимися, преподаватель поручает им сыграть роли участников разбираемой ситуации. Здесь также возможно проигрывание нескольких вариантов ситуации, включая варианты «неправильного» и «правильного» поведения. Если есть возможность съемки учебных сценок на видеокамеру и есть тот, кто владеет видеотехникой, то такой игровой тренинг может быть проведен в форме видеотренинга. Для организации такой формы игры (анализ ситуации, 3-й уровень) преподаватель должен пройти специальную подготовку, психолого-педагогический тренинг. У нас в колледже такие тренинги проводит психолог.
Четвертый уровень - работа с конкретными ситуациями, которая проводится вне аудитории, в условиях, приближенных к реальным: на улице, в лесу, парке и т.д. Для таких практических занятий, как и для занятий на третьем уровне, аудиторию целесообразно разделить на две подгруппы.
В тетрадях учащихся по каждой типовой ситуации должно быть записано:
описание типовой ситуации;
алгоритм правильного поведения с фиксацией особо значимых моментов;
типичные ошибки и неправильные действия;
дополнительные условия, которые не повлияют на поведение в такой ситуации;
описание собственного опыта, аналогичного разбираемой ситуации (если он был). Последнее может быть дано в качестве домашнего задания.
Я назвал наиболее интересные методы проведения урока ОБЖ. Но со старшими студентами (а у нас таковые) я еще провожу и следующие формы учебных занятий:
интегрированный урок;
конференции (о курении);
семинары и рефераты;
тренинги(профилактика наркомании);
КВН («ЗОЖ и его составляющие»; «Движение - это жизнь»; «Пребывание в вынужденной обстановке»).
Готовясь к урокам, заранее продумываю форму их проведения (календарно-тематический план), чтобы заранее готовить к ним учащихся (задания даю не менее чем за две недели, а иногда и за месяц, назначаю дни консультаций, помогаю подобрать литературу и т.д.). Сам использую при подготовке к урокам различную литературу. Помогают мне в работе методические комплексы (УМК). В кабинете имеется паспорт.
Продумываю применение средств наглядности, так как очень важны для повышения эффективности обучения по курсу ОБЖ. С этой целью:
Оформлен весь кабинет ОБЖ (в нем есть стенды постоянные и сменные).
Использую плакаты по:
а) оказанию первой медицинской помощи;
б) чрезвычайным ситуациям и гражданской обороне;
в) изготовленные своими руками по разным темам.
Книжки-ширмы (они не только способствуют осуществлению принципа наглядности, но еще и формируют практические навыки оформления материала, развивают творческое мышление, что особенно важно для будущего педагога.
Дидактические игры.
И наконец, для осуществления принципа наглядности на уроках ОБЖ использую теле- и видеоаппаратуру. У нас имеется видеотека. Видеофильмы просматриваем как для изучения, так и для закрепления пройденного материала, повышения интереса к нему.
Преподавателю надо тщательно ознакомиться с содержанием фильма заранее, тщательно продумать и сформулировать все задания и вопросы, в нем содержащиеся, организовать соответствующую работу с учебником и другйми средствами обучения, подготовиться к беседе и определить характер дальнейшей самостоятельной работы учащихся.
В процессе работы преподавателя с материалом видеозаписи можно выделить три этапа.
Подготовительный (до просмотра видеозаписи учащимися). Он включает в себя введение в тему, может быть использован в качестве эпиграфа, предназначен для:
возбуждения познавательного интереса к теме;
определения путей самостоятельной отработки учебного материала, заложенного в передачу, т.е. педагог направляет внимание учащихся на то новое, что дает эта видеозапись и напоминает те факты, которые им уже известны.
Этап просмотра видеосюжета. Он определяется содержанием и структурой видеозаписи, системой заложенных в нее вопросов по «Основам безопасности жизнедеятельности». Используется для контрольных заданий, аналитической работы, как источник учебной информации или при проблемном изучении материала. Преподаватель должен находиться на позиции учащихся, сопереживая вместе с ними события, происходящие на телеэкране. Контроль за реакцией учащихся может позволить ему по ходу просмотра видеоматериала найти новое направление их будущей учебной деятельности.
Для лучшего усвоения материала преподавателю целесообразно составить план передачи, используя варианты:
Перед показом видеоматериала дать установку на восприятие. Например, после просмотра фрагмента ответить на вопросы:
основные этапы создания ГО РФ (предназначение, основные задачи);
мероприятия по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени (оповещение, защита от поражающих факторов);
характеристика основных обязанностей населения в области ГОЧС.
Или перед просмотром предложить заполнить схему. Например, по фильму «Болезни большого города».
Что загрязняет окружающую среду | Влияние на человека | Меры предосто- рожности |
Затем обсуждаем правильность ее заполнения.
Преподаватель демонстрирует видеоматериал, а затем дает объяснение (тема «Оказание первой помощи»).
Преподаватель чередует показ отдельных видеосюжетов и их фрагментов с объяснением их содержания применительно к изучаемой теме (например, «Наркозависимость»):
а) фрагмент «Реквием наркоману» (наркомания - болезнь);
б) фрагмент «Исповедь бывшего наркомана» (какие изменения происходят с человеком), затем беседа о причине возникновения наркомании;
в) фрагмент «Наркотические средства» (где применяют наркотики в жизни человека), затем беседа;
г) перед просмотром фрагмента нацеливаю внимание студентов на тему возникновения физиологической и психологической зависимости. Затем преподаватель или учащиеся обобщают узнанные факты.
Наибольшую сложность представляет третий этап работы - после просмотра видеоза-
писи (я уже немного его коснулась, говоря о втором этапе).
В некоторых случаях, когда материал очень" большой или мало знаком учащимся, имеет смысл повторно посмотреть всю передачу или отдельные ее фрагменты.
Это можно осуществить как непосредственно после первого просмотра, так и с некоторой задержкой, необходимой на обработку полученной в передаче информации. Педагогический эффект от просмотра видеосюжета телепередачи достигается лишь в том случае, если он соответствует особенности изучаемого учебного материала и позволяет донести его убедительнее и глубже, чем это могут сделать учебники или преподаватель (например, передача «Служу России», в которой подробно рассказывается о разных аспектах военной службы).
Преподаватель предлагает учащимся принять участие в беседе по содержанию телепередачи, высказать свои мнения по поводу увиденного, выделить главную линию, дополнить, углубить материал. Например, по передаче «Загадки человеческого тела» можно рассмотреть темы:
а) «Чудо новой жизни» (девушкам);
б) «Порарасцвета» (половое созревание);
в) «На пороге зрелости».
Возможны и письменные задания учащимся в виде вопросов и ответов на тесты, описания отдельных эпизодов, выполнения рисунков,сравнения увиденного в передаче с материалом учебника и т.д. Такие уроки учат наблюдать, анализировать, обобщать знания, связывать увиденное с жизненным опытом (например, видеозапись о Чеченской войне). Видеосюжеты, по сравнению с
другими средствами обучения, содержат больше возможностей для воспитания патриотизма, управления ходом учебно- воспитательного процесса.
Учебные фильмы мы приобретаем в различных организациях и сами записываем с телепередач. В настоящее время в фильмотеке нашего кабинета ОБЖ имеется более 35 видеокассет с различными записями.
Знания, умения и навыки, полученные на уроках, закрепляем во внеурочное время. Для этого используем:
игры-викторины;
День защитников Отечества;
КВН, например «Надо же - не могу без ОБЖ», «Здоровый образ жизни», «Движение - жизнь»;
смотр-конкурс стенгазет («Дети и война», «Наше здоровье»);
конференции «Курение или здоровье - выбирайте сами» (выступления,сценки,стихи, песни), «Памятные даты России», «Поле русской славы»;
конкурс эмблем, плакатов;
День защиты детей (как итог изучения материала);
акция-месячник «Курение или здоровье»;
диспут «Наркомания. Нет права на существование»;
месячник гражданской обороны (учеба всего коллектива, оформление стендов в кабинете, учебная эвакуация);
тематические вечера («Судьба стучится в дверь» - о наркомании и ее последствиях).
Итак, каждый урок ОБЖ, как вы заметили, состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной. Хотя структурно он не всегда похож на традиционный урок.
Основными методами обучения безопасности жизнедеятельности являются:
словесные (живое, образное, эмоциональное и яркое слово преподавателя просто необходимо и незаменимо для изучения ОБЖ) - беседа, рассказ, вопросы;
наглядностные (т.е. практическая реализация дидактического принципа наглядности в обучении, так как живое созерцание - зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения и восприятия - является исходным началом всякого познания);
практические (позволяющие включить в процесс усвоения знаний различные виды деятельности школьников - наблюдение, упражнения, тренировки, анализ конкретных ситуаций).
И главное, от чего зависит подготовка хорошего урока ОБЖ, - преподаватель, обладающий большими знаниями, педагогическим профессионализмом, психологическими способностями, прекрасными человеческими качествами; преподаватель самоотверженный, патриотичный, мужественный человек, стремящийся овладеть инновационными методами ведения занятий, воспитать у учащихся оптимистичное, активное отношение к жизни.
В процессе освоения програм- мы студентами приходится сталкиваться с описанием и примерами преимущественно негативных ситуаций: правонарушений, катастроф, аварий, ЧС природного характера. Для впечатлительного ребенка, особенно в младших классах, это может оказать нежелательное воздействие на психику. И задача преподавателя «уравновесить» все изучаемые негативы общей позитивной установкой, не позволить, чтобы у детей сформировалось «катастрофное восприятие мира».
Тренировка для ума
головоломка по тематике ОБЖ
Отыщите ответы на наши вопросы:
(Первое слово - образец-подсказка).
Болезненное состояние при отравлении газом.
Степень теплоты человеческого тела как показатель болезни или здоровья.
Статистический термин, обозначающий совокупность травм у населения за определенный отрезок времени.
Языки огня над горящим предметом.
Бинт или иной материал, которым обвязано больное место.
Отсутствие правильного представления о чем-либо, введение в заблуждение.
Прибор для тушения пожара в самом его начале.
Туго закрученный в виде веревки кусок ткани или резиновая трубка, используется для оказания первой помощи.
Приспособление для переноски больных или пострадавших.
Внезапная потеря сознания.
Опухоль вследствие скопления жидкости в тканях.
Удаление оперативным путем больной конечности.
Лечебная накладка на больное место.
Мелкая частица раскаленного или горящего вещества.
Опасное для жизни состояние организма, вызванное травмой.
Омертвение, отмирание части органа или ткани живого организма.
Устранение болевой чувствительности.
Тонкая деревянная палочка с головкой из воспламеняющегося вещества для получения огня.
Ритмическое колебание стенок кровеносных сосудов, вызываемое током крови.
Горение, уничтожение огнем чего-либо.
Ответы (в скобках - координаты первой буквы слова):
Температура (9-4).
Травматизм (5-9).
Пламя (4-4).
Повязка (4-1).
Дезориентация (3-6).
Огнетушитель (4-2).
Носилки (6-10).
Обморок (7-1).
Ампутация (6-7).
Компресс (9-11).
Искра (11-7).
Некроз (10-6).
Обезболивание (11-5).
Спичка (9-12).
Пульс (8-11).
Изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.
Для чего необходимо изучать ОБЖ?
Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе. Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности. Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.
Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение. В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний. Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.
Программа ОБЖ в школе
Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать оценивать их.
В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.
Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.
После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира. Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы. Эта тема актуальна, так как каждый мальчик - будущий мужчина, защитник отечества.
Преподавание ОБЖ в начальной школе
Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека. Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности. Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.
Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.
Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе
Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция. Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы. Однако такой материал может подаваться только в старших классах.
В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.
Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.
Практические методы изучения ОБЖ
Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета - научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы. Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации. Например, при землетрясении, наводнении.
Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.
Оборудование кабинета ОБЖ в школе
Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен. В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы. Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.
В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.
Оформление информационных стендов
В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды. На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности. Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.
Изучение ОБЖ - залог безопасности школьников
Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы способны уберечь детей от многих проблем в будущем. Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству. Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.
педагог дополнительного образования Салтхцишвили Майя Кимовна
Учебное заведение: МБУ ДО ДДТ № 3
Краткое описание работы: В формировании здорового образа жизни большое значение имеет борьба с курением. Воспитание ребенка в семье курящих, отрицательный пример родителей способствует раннему приобщению детей к курению и формированию у них устойчивой вредной привычки. Миллионы курящих женщин, девушек наносят огромный ущерб своему здоровью и демографической политике.
Учебное заведение:
Краткое описание работы: Современная политическая обстановка в мире к сожалению далека от идеальной. На сегодняшний день в мире существует более 130 горячих точек.Обостряется борьба за природные ресурсы, растет количество террористических актов. Все это накладывает особую ответственность на такие предметы как НВП и ОБЖ в необходимости повышения у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности.Мельницкий Владимир Сергеевич
Учебное заведение: КГКП "Электротехнический колледж"
Краткое описание работы: Одной из важнейших задач в работе преподавателя, который строит свою деятельность в соответствии с требованиями развивающего обучения является повышение эффективности методов преподавания и интенсификации процесса обучения. Решению этой задачи способствует широкое использование в обучении нетрадиционных уроков, а также совершенствование методики их применения в учебно-воспитательном процессе. Нетрадиционных форм проведения уроков создано уже много, но на мой взгляд наиболее подходящими для предметов НВП и ОБЖ являются следующие нетрадиционные уроки: видео-урок, урок-суд, урок-соревнование, урок-игра.Смоленцев Денис Владимирович
Учебное заведение: МАУ ДО ДЮЦ "Град" города Тюмени
Краткое описание работы: Соревнования, посвященные Дню защитника Отечества, проводятся в гимназии №49, среди групп обучающихся МАУ ДО ДЮЦ «Град» города Тюмени по направлению военно-патриотического воспитания. Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок проведения, содержание соревнований.Козырев Юрий Николаевич
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 4
Краткое описание работы: На основании письма ГБОУ ИРО Краснодарского края от 26.09.2017 года № 01-20/3109 «Рекомендации по профилактике травматизма», письма УО администрации муниципального образования Каневского района от 02.10.2017 года № 01-33/1209, внесены учебные вопросы по безопасности на ЖД и введены учебные вопросы Приказом Минобрнауки России от 19.10.2009 N 427, по ПДД.Дымчиков Баир Борисович
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №63 г.Улан-Удэ"
Краткое описание работы: Для проведения данной программы требуется подготовительная работа, так как дети работают в командах. В разработке предлагается 6 конкурсов. Дети учатся пользоваться противогазом, максимально информативно и кратко учатся сообщать о пожаре по телефону 01, находить выход из различных экстренных ситуаций, связанных с пожаром и др.По странам
Россия
Приказом Министерства образования РСФСР в 1991 году в государственных общеобразовательных учебных заведениях был введён курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). С 1 сентября 1991 года курс изучался во 2, 3, 6, 7, 10 и 11 классах, а с 1994 года Министерство образования РФ рекомендовало изучение курса ОБЖ в общеобразовательных учреждениях во всех классах (с 1 по 11 класс). Инициаторами введения курса ОБЖ стали Министерство образования РСФСР и Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Курс ОБЖ реализует требования ряда Федеральных законов: «О безопасности», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О воинской обязанности и военной службе», «О радиационной безопасности граждан», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения» и др., а также ряда Постановлений Правительства РФ и других нормативно-правовых документов в области обеспечения безопасности граждан.
Изучение курса ОБЖ направлено на формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них, оказывать само- и взаимопомощь.
Тематически содержание курса включает в себя три основных раздела:
- безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- основы военной службы.
Главная задача курса ОБЖ видится не в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, а в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. Фондом «НИМБ» был предложена концепция формирования личности гражданина, личности безопасного типа, активность которой была бы направлена на безопасные способы самореализации индивидуальных возможностей существования. Раздел курса ОБЖ «Современный комплекс проблем безопасности» (автор В. В. Сапронов, Институт безопасности жизнедеятельности Фонда «НИМБ») рассматривающий индивидуальную, национальную и глобальную системы безопасности как единую многоуровневую структуру, должен стать дополнительным, а по сути - ключевым, для данного курса.
Дальнейшее развитие курса ОБЖ связано с переносом главной цели курса с изучения опасностей и методов защиты от опасностей на воспитание культуры безопасности человека, раскрывающейся в особенностях познания и воспроизводства отношений безопасного бытия. Культура безопасности как компонент общей культуры представляет собой способы жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности, результаты этой жизнедеятельности и степень развитости личности и общества в этой сфере.
Республика Беларусь
Возвращение учебного курса по основам безопасности жизнедеятельности в обязательную школьную программу в августе 2011 года инициируется МЧС. Прежде курс входил в школьную программу в качестве обязательного для изучения предмета, на август 2011 год - в виде факультативных занятий .
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
См. также
- Навыки выживания
Примечания
Ссылки
- Презентации по ОБЖ И еще презентации
- Информационно-методическое издание для преподавателей. ОБЖ
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Основы безопасности жизнедеятельности" в других словарях:
Учебный курс, изучаемый в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования и предназначенный для подготовки обучаемых к безопасному поведению в повседневой жизни, в опасных, в том числе чрезвычайных ситуациях природного,… …
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) - учебный предмет в 1 11 х классах общеобразовательной школы; преподаётся с 1998. Изучение курса ОБЖ направлено на воспитание и формирование человека, не являющегося носителем или источником возникновения экстремальных и чрезвычайных ситуаций.… … Педагогический терминологический словарь
Ежемесячное информационно методическое издание для преподавателей курса ОБЖ образовательных учреждений. Журнал ориентирован на школы, средние и высшие учебные заведения. Издаётся с янв. 1999. на базе редакции журнала Гражданская защита.… … Словарь черезвычайных ситуаций
Основные сведения Предмет Основы безопасности жизнедеятельности Зона охвата Россия Участвуют школьники 9 11 классов (Заключительный этап) Первая олимпиада Год 2009 Место г. Кислов … Википедия
Учебное помещение для обучения учащихся и студентов учреждений общего, начального и среднего профессионального образования по курсу Основы безопасности жизнедеятельности. Предназначен для проведения плановых занятий, самостоятельной подготовки… … Словарь черезвычайных ситуаций
Меры безопасности в школах - В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности в образовательных учреждениях остается актуальной. Ее решение возможно только путем применения комплексного подхода, сочетающего в себе основные… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Безопасность жизнедеятельности воинского формирования - Свойство процесса повседневной деятельности воинского формирования сохранить состояние, при котором уровень риска для жизни и здоровья личного состава в течении заданного периода времени, в определенных правовыми актами условиях, равен или ниже… … Энциклопедия РВСН
У этого термина существуют и другие значения, см. Совет национальной безопасности. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Совет национальной безопас … Википедия
Служба безопасности Украины … Википедия
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы защиты от них. В задачи ОБЖ входит: предвидеть опасность, распознать опасность,… … Википедия
- 1.6. Результаты обучения, педагогическая диагностика и контроль освоения учащимися знаний, умений и навыков безопасности жизнедеятельности
- 1.7. Педагогические технологии. Использование педагогических технологий на уроках обж
- 1.8. Планирование в деятельности учителя обж
- 1.9. Основные элементы учебно-материальной базы по безопасности жизнедеятельности. Общие требования к кабинету обж. Средства оснащения кабинета обж
- Основные положения частной методики обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе
- 2.2. Методика планирования и проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях локального характера
- 2.3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися по организации защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения
- 2.4. Методика планирования и проведения занятий на ступени среднего (полного) общего образования. Организационные формы и методы работы в старших классах
- 2.5. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне
- 2.6. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по основам военной служб
- 2.7. Формирование у учащихся на уроках обж потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, умений оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных и бытовых ситуациях
- 2.8. Методика проведения мероприятия «День защиты детей»
- 2.9. Методика организации и проведения учебных сборов на базе воинских частей
- 3. Учитель обж – преподаватель, воспитатель, классный руководитель, методист, исследователь
- 3.1. Классное руководство в школе: функциональные обязанности классного руководителя, формы работы классного руководителя с учащимися, взаимодействие классного руководителя и семьи
- 3.2. Роль классного руководителя в формировании здорового образа жизни у учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.3. Система гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках обж и внеурочное время
- 3.4. Военно-профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений
- 3.5. Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности
- 3.6. Учитель обж – творчески саморазвива ющаяся личность: человек культуры, воспитатель, преподаватель, методист, исследователь
- 3.7. Мониторинг педагогической деятельности учителя. Диагностическая культура педагога. Комплексный анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя обж
- 4. Информационные технологии в образовательном процессе по школьному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
- 4.1. Информатизация образования как фактор развития общества
- 4.2. Информационная компетентность
- 4.3. Информационно-техническое обеспечение (ито) образовательного процесса
- 4.4. Виды программных педагогических средств
- 4.5. Интернет и возможности его использования в учебном процессе по обж
- II. Основы медицинских знаний и профилактика болезней
- 1. Здоровый образ жизни и его составляющие
- 1.1. Понятие о здоровье индивидуальном и общественном. Показатели индивидуального и общественного здоровья.
- 1.2. Здоровый образ жизни и его составляющие, основные группы факторов риска для здоровья человека. Мониторинг здоровья, группы здоровья.
- 1.3.Физиологичесчкие пробы определения здоровья.
- 1.4.Этапы формирования здоровья. Мотивация здоровья.
- 1.5. Рациональное питание и его виды. Энергетическая ценность продуктов. Значение белков, жиров, углеводов, витаминов для человека. Питание детей.
- 1.6. Значение физической культуры для здоровья человека. Закаливание, как профилактика простудных инфекций.
- 1.7. Экология и здоровье. Аллергия и здоровье.
- 1.8. Личная гигиена и её значение в профилактике заболеваний. Особенности личной гигиены у детей и подростков. Понятие о школьной гигиене и её значение в профилактике заболеваний школьников.
- 1.9. Стресс и дистресс, их влияние на здоровье человека.
- 1.11. Влияние табакокурения на здоровье человека. Профилактика табакокурения.
- 1.12. Влияние алкоголя на организм человека, острое и хроническое действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма у детей, подростков, женщин. Профилактика алкоголизма.
- 2. Основы медицинских знаний
- 2.1. Инфекционные заболевания, особенности, пути передачи, профилактика. Иммунитет и его виды. Понятие о прививках.
- 2.2. Основные кишечные, респираторные инфекции, инфекции наружных покровов, их возбудители, пути передачи, клинические признаки и профилактика.
- 2.4. Понятие о неотложных состояниях, их видах и причинах.
- 2.5. Понятие об инфаркте миокарда, причинах, клинических признаках, первой медицинской помощи при нём.
- 2.6. Понятие об острой сосудистой недостаточности. Виды, причины, признаки, первая медицинская помощь при острой сосудистой недостаточности.
- 2.7. Острая дыхательная недостаточность, причины, клинические признаки, первая медицинская помощь при ней.
- 2.8. Отравления, виды, причины, пути поступления ядов в организм. Отравление ядами растительного и животного происхождения, принципы оказания первой медицинской помощи и лечения отравлений.
- 2.9. Закрытые повреждения, виды, клинические признаки, первая медицинская помощь при закрытых повреждениях. Раны: виды, признаки, осложнения, первая медицинская помощь при ранах.
- 2.10. Кровотечения и их виды. Способы временной остановки кровотечений.
- 2.11. Ожоги, виды, степени, первая медицинская помощь при ожогах. Отморожения: периоды, степени, первая медицинская помощь при отморожениях.
- 2.12. Тепловой, солнечный удар, причины, механизм развития, признаки, первая медицинская помощь при них.
- 2.13. Переломы костей, классификация, признаки, опасности, осложнения, особенности переломов у детей. Первая медицинская помощь при переломах.
- 2.16. Шок, виды, стадии. Первая медицинская помощь при шоке.
- 2.17. Понятие о реанимации, Основные реанимационные мероприятия (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание). Особенности реанимации при утоплении.
- III. Основы обороны государства
- 1.2. Международная миротворческая деятельность вс рф
- 1.3. Вооруженные Силы рф. Назначение и состав вс рф
- Структура вооруженных сил Российской Федерации
- 1.4. Виды и рода вс рф, их функции и задачи, роль в системе национальной безопасности
- 1.5. Боевые традиции вс. Основные воинские ритуалы
- Основные воинские ритуалы
- 1.6. Общие положения концепции построения Вооруженных сил России в XXI веке
- 1.7. Назначение и структура Министерства обороны
- 1.9. Общие права и общие обязанности военнослужащих
- Обязанности военнослужащих
- Права военнослужащих
- 1.10. Законодательные и нормативные требования безопасности военной службы. Формы и причины неуставных отношений
- Формы и причины неуставных взаимоотношений
- Методика профилактики неуставных взаимоотношений
- Механизм функционирования неуставных взаимоотношений
- Формы негативного воздействия:
- Как организовать противодействие неуставным взаимоотношениям в подразделении
- Забота о быте, отдыхе и социальной защищенности военнослужащих
- 2. Основы национальной безопасности
- 2.1.Стратегия национальной безопасности рф (основные положения)
- 2.2. Современный комплекс проблем национальной безопасности.
- 2.3. Законы о безопасности.
- 2.4. Общая характеристика проблем безопасности постиндустриальной эпохи.
- 2.5. Понятие о геополитике и геополитических интересах.
- 2.6. Порядок осуществления бесструктурного управления
- 2.7. Пути решения глобальных проблем безопасности жизнедеятельности.
- 2.8. Общая теория управления. Законы теории управления.
- 2.9. Закон времени
- 2.10. Теория насилия.
- 3. Обеспечение безопасности оу
- 3.1.Анализ и планирование мероприятий по обеспечению безопасности образовательного учреждения.
- 3.2. Организация и технические средства охраны образовательных учреждений.
- 3.3. Виды опасных ситуаций и вредных факторов в образовательном учреждении.
- Социально-политические:
- Социально-криминальные:
- Техногенные и социально-техногенные:
- Природные и социально-природные:
- Угрозы экологического характера:
- Угрозы социально-биогенного и зоогенного характера:
- 3.4. Управление безопасностью в образовательном учреждении.
- 3.5. Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях по защите учащихся и персонала от чрезвычайных ситуаций природного характера
- 3.6. Защита учащихся и персонала от чс техногенного характера Мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях
- 3.7. Организация мероприятии в области го в образовательном учреждении Организация гражданской обороны в учебных заведениях
- Задачи учителя
- 3.8. Меры пожарной безопасности.
- Направления контроля в оу и номера пунктов нормативных документов по пожарной безопасности.
- Требования нормативных документов по пожарной безопасности
- Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения
1.3. Структура и содержание школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в целом направлен на формирование культуры учащихся в области безопасности жизнедеятельности, воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; гражданско-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.
Федеральный компонент государственного стандарта по предмету ОБЖ содержит три стандарта: для основной школы, для старшей школы на базовом уровне, для старшей школы на профильном уровне.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по ОБЖ распределяет учебный материал по ступеням основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивает их преемственность на всех ступенях общего образования, в том числе на первой ступени с предметом «Окружающий мир», со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием - с учебным предметом «Безопасность жизнедеятельности».
На второй ступени общего образования обязательный минимум содержания предмета ОБЖ представляет собой три раздела: обеспечение личной безопасности в повседневной жизни, оказание первой медицинской помощи, основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Раздел «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» включает в себя понятия об опасных ситуациях, наиболее часто встречающихся в повседневной жизни школьников этой возрастной группы, и имеет целью сформировать у них компетенции, необходимые для безопасного поведения в этих ситуациях. Основными темами этого раздела являются: опасные ситуации на дороге; опасные ситуации на транспорте; опасные ситуации при возникновении пожара; опасные ситуации на воде; опасные ситуации при пользовании бытовыми приборами и инструментами; опасные ситуации во время пребывания на природе; опасные ситуации во время нахождения (проживания) на территории с неблагоприятными экологическими факторами; опасные ситуации криминогенного характера; опасные ситуации в местах большого скопления людей; опасные ситуации при угрозе совершения террористического акта, при похищении или захвате в качестве заложника.
Второй раздел обязательного минимума содержания направлен на формирование навыков оказания первой медицинской помощи в случае необходимости во всех опасных ситуациях, приведенных в первом разделе (первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях).
Курс ОБЖ в старшей школе представлен на двух уровнях - базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач:
базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры в области безопасности жизнедеятельности и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации;
профильный уровень выбирается, исходя из личных склонностей, потребностей учащегося, и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
На ступени среднего полного (общего) образования для базового уровня обязательный минимум содержания состоит из трех разделов: сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность.
Содержание раздела «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности» направлено на формирование осознанной потребности ведения здорового образа жизни, усвоение основных положений российского законодательства о семье и необходимости сохранения репродуктивного здоровья. При изучении этого раздела обучающиеся X-XI классов смогут освоить навыки оказания первой медицинской помощи в наиболее сложных случаях: при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях, а также должны овладеть навыками проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Содержание этого раздела обязательно изучается обучающимися - юношами и обучающимися - девушками. Для обучающихся - девушек при наличии необходимых условий этот раздел может быть трансформирован в программу углубленного изучения основ медицинских знаний и здорового образа жизни.
Во втором разделе дается более широкое (по сравнению с содержанием основной школы) представление о чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Обучающиеся получают возможность ознакомиться с основными направлениями деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС), гражданской обороной и ее задачами по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Содержание третьего раздела разработано в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и имеет целью дать наиболее полное представление о военной службе. Раздел включает в себя основные положения российского законодательства в области обороны государства, о воинской обязанности и военной службе; основные этапы истории создания, предназначение и структуру Вооруженных сил; обязательную подготовку к военной службе; требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности; первоначальную постановку на воинский учет; общие обязанности и права военнослужащих; порядок и особенности прохождения военной службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы.
Третий раздел содержит также темы, которые являются основой для военно-патриотического воспитания и военно-профессиональной ориентации обучающихся.
Обязательный минимум содержания на профильном уровне в старшей школе призван обеспечить углубленное изучение предмета ОБЖ, основной целью которого является подготовить обучающихся к освоению программ в области безопасности жизнедеятельности в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, сформировать качества личности (эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, готовность к перегрузкам, умение действовать в условиях физического и психологического напряжения и др.), необходимые гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных силах Российской Федерации или других войсках.
Обязательный минимум содержания на профильном уровне включает в себя ядро содержания предмета ОБЖ для базового уровня. Вместе с тем содержание расширяется за счет введения новых тем по гражданской обороне: современные средства поражения и их поражающие факторы; приборы радиационной и химической разведки; дозиметрический контроль, средства и порядок проведения; организация гражданской обороны образовательного учреждения; нормы международного гуманитарного права.
В результате изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» выпускники основной общеобразовательной школы должны овладеть знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими им адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.