I.Виды юридической ответственности Ответственность за совершение преступлений. Все преступления прописаны в Уголовном кодексе РФ. Уголовная ответственность наступает с 16 лет, за наиболее опасные (убийство, грабеж и т. д.)с 14 лет. Виды наказания: штраф, лишение права занимать должность, исправительные работы, лишение свободы, смертная казнь.
Возникает за нарушение договорных обязательств имущественного характера. Регламентируется Гражданским Кодексом РФ. Наиболее распространенные виды штрафных санкций– возмещение убытков и уплата неустоки. Несут рабочие и служащие за материальный ущерб, нанесен ный предприятию, учреждению… Различают три вида матери альной ответственности: индивидуальная ограниченная, индивидуальная полная, коллективная ответственность.
Применяется за нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. Основными мерами взыскания являются замечание, выговор, увольнение. Различают три вида дисциплинарной ответственности: в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка; в порядке подчиненности; в соответствии с дисциплинарными уставами и положениями.
Выполняем задание: Задание группе 1 Прочитайте п.4 на стр и назовите основания для освобождения от юридической ответственности. Задание группе 2 Прочитайте п.5 на стр, назовите и объясните обстоятельства, исключающие преступность деяния. П
Наши выводы 1.Юридическая ответственность классифицируется по видам:уголовная,административная,гражданско- правовая,дисциплинарная,материальная. 1.Юридическая ответственность классифицируется по видам:уголовная,административная,гражданско- правовая,дисциплинарная,материальная. 2.В современном законодательстве закреплены правила, в соответствии с которыми в некоторых случаях люди могут быть освобождены от ответственности. 2.В современном законодательстве закреплены правила, в соответствии с которыми в некоторых случаях люди могут быть освобождены от ответственности. 3. Существуют обстоятельства, исключающие преступность деяния: необходимая оборона, обоснованный риск и так далее.
Домашнее задание Домашнее задание § 15, стр, заполните таблицу « Виды юридической ответственности» Виды юридическо й ответственн ости Какими нормативн ыми документам и регламенти руются Меры взыскания Примеры
ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Одной из относительно новых для демографии тенденций является рост числа детей, родившихся вне брака. За гг. их доля возросла с 19,6% от общего числа родившихся до 27,9%. Возраст матерей при внебрачных рождениях имеет два пиковых значения до 20 лет и 3035 лет. Первый пик отражает снижение возраста начала сексуальных отношений, рост добрачных беременностей, второй во многом осознанное материнство при отказе от регистрации брака со стороны как некоторых мужчин, так и женщин. Любопытно, что по данным переписи 2002 г. число женщин, указавших, что они состоят в браке, превысило число состоящих в браке мужчин на 65 тыс. (по переписи 1989 г. таких было 28 тыс.). Можно полагать, что многие женщины, воспитывающие детей вне зарегистрированного брака, считают себя тем не менее замужними, в то время как отцы этих детей неженатыми. Рост внебрачных рождений, с одной стороны, и незарегистрированных фактических супружеских союзов с другой, означают тенденцию разделения институтов брака и семьи. Эту тенденцию еще предстоит осознать ученым, занимающимся изучением семьи. Однако очевидно, что распад или ослабление семейных связей, рост числа неполных семей в стране 13 самым неблагоприятным образом сказываются на выполнении семьей основных функций. В неполной семье не только чаще возникают материальные проблемы, отражающиеся на хозяйственно-организаторской функции, но, что более опасно, возникает дефицит полноценных семейных отношений. При отсутствии одного из родителей ребенок не всегда может получить полноценное общение, удовлетворить в полной мере потребности в совместном проведении досуга, почувствовать психологическую защищенность. Кроме того, в неполной семье в урезанном виде реализуется функция социализации, поскольку ребенок лишен положительного образца для подражания в освоении роли семьянина. Чтобы не повторить в будущем неудачи в организации семейной жизни, детям из неполных семей приходится учиться на собственных ошибках и на ошибках своих родителей. Неполные семьи не могут полноценно выполнять и репродуктивную функцию, что неминуемо отражается на общей демографической ситуации.
Причины увеличения неполных семей Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: -изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, -изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: -изменение моральных норм в области взаимоотношений полов; - распространение добрачных связей, -изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины; - утрата семьей своей производственной функции; - неподготовленность молодежи к браку; - завышенные требования по отношению к брачному партнеру; - алкоголизм и наркомания.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это возложение на лицо, совершившее правонарушение, дополнительной обязанности претерпевать неблагоприятные для него последствия ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ (ПРЕВЕНТИВНЫЕ) МЕРЫ - это меры, применяемые для предупреждения возможных правонарушений, а также для обеспечения общественной безопасности МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ - это меры, применяемые для прекращения противоправных действий или для предотвращения их вредных последствий МЕРЫ ЗАЩИТЫ - это меры, применяемые для обеспечения правопорядка, путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей
ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Фактическим основанием является правонарушение. Юридическим основанием является: 1) норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за деяние; 2) правоприменительный акт, которым определяется вид и мера ответственности, с указанием лица, на которое накладывается указанная ответственность.
Признаки юридической ответственности 1.Обеспечивается государственным принуждением; 2.Устанавливается в правовых нормах; 3.Связана с возложением новой дополнительной обязанности; 4.Выражается в наступлении определенных отрицательных последствий личного, имущественного и организационного характера; 5.Наступает только за правонарушение; 6.Реализуется только в процессуальной форме; 7.Имеет ретроспективный характер, т.е. представляет собой реакцию государства за прошлое деяние.
Принципы юридической ответственности 1. Законность, т.е. ответственность наступает только за деяние, запрещенное нормами права; 2. Неотвратимость, т.е. ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным; 3. Справедливость, т.е. нельзя быть дважды наказанным за одно и то же; 4. Целесообразность, т.е. привлечение к ответственности с учетом личности нарушителя, тяжести правонарушения и иных обстоятельств.
Виды юридической ответственности По виду правонарушения Административная Материальная За ущерб, причиненный деликтом За ущерб, причиненный дисциплинарным проступком За ущерб, причиненный преступлением Гражданско-правовая Дисциплинарная Уголовная За совершение преступления За совершение проступка За совершение деликта За совершение правонарушения За ущерб, причиненный правонарушением
Слайд 2
Проверим себя
Слайд 3
Тестовые задания
- К признакам права не относится:
- выражается в специальных государственных актах
- обеспечивается силой общественного воздействия
- является общеобязательным для всех граждан
- определяет юридическую меру свободы граждан
- Семейное право, гражданское право, уголовное право – это:
- ценности права
- принципы права
- отрасли права
- теории права
- Особая социальная норма, принимаемая государством, выражающая государственную волю и охраняемая силой государства -это:
- обычай
- традиция
- мораль
- закон
- Право не выполняет следующие функции:
- пропагандирует программных целей государства
- служит регулятором общественных отношений, закрепляет основы существующего строя.
- играет воспитательную роль, развивая в людях чувство справедливости, добра, гуманности, законности.
- выступает в качестве критерия (оценки) правомерного и неправомерного поведения людей
- Система права – это совокупность:
- отраслей права
- сфер общественной жизни
- норм права
- институтов права
Слайд 4
Слайд 5
Что такое правонарушение?
Слайд 6
Учреждения, предприятия, организации
Слайд 7
Признаки правонарушения и условия юридической (правовой) ответственности
Человек может быть привлечён к юридической ответственности только при наличии всех признаков правонарушения.
Слайд 9
Ответственность и ее виды
Слайд 11
Виды юридической ответственности
Слайд 12
Административная ответственность
виды административной ответственности:
- предупреждение выносится в письменной форме, установленной законодательством
- административный штраф - денежное взыскание, назначаемое в определенной сумме, которая может быть установлена в рублях или в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда
- лишение специальных прав - это не конституционные права, а права которыми граждане обладают в силу закона
- конфискация - принудительное безвозмездное отчуждение в пользу государства вещи, являвшейся орудием совершения административного проступка
Слайд 13
- возмездное изъятие - изъятие предмета, являющегося орудием совершения административного правонарушения, с последующей реализацией и возмещением её стоимости владельцу.
- исправительные работы - вычет из заработка правонарушителя определенной сумму в течение предусмотренного законом времени
- административный арест - кратковременное (до 15 суток) лишение свободы. Решение об аресте выносится только народными судьями
- выдворение за пределы РФ - в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Выдворение может происходить в принудительном порядке или в контролируемом самостоятельном выезде
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Виды преступлений
В зависимости от объекта посягательств:
- против жизни и здоровья;
- против собственности;
- против свободы, чести и достоинства;
- против конституционных прав и свобод;
- против общественной безопасности;
- должностные;
- государственные;
- воинские и другие.
Слайд 17
Слайд 18
Уголовные наказания
Наказания не связанные с изоляцией от общества:
- Штраф;
- Лишение права занимать должность;
- Лишение звания, чина и наград;
- Обязательные работы;
- Исправительные работы;
- Ограничения по военной службе;
- Конфискация имущества
- Ограничение свободы;
- Содержание в дисциплинарной воинской части.
Наказания связанные с лишением свободы:
- Арест;
- Лишение свободы на определенный срок;
- Пожизненное лишение свободы;
- Смертная казнь.
Слайд 19
Практическая часть урока
Слайд 20
Соотнесите понятия и их определения
- правонарушение
- преступление
- право
- проступок
- закон
- Общественно опасное деяние.
- Противоправное деяние
Слайд 21
- правонарушение
- преступление
- право
- проступок
- закон
- Нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, регулирующий наиболее важные общественные отношения и принимаемый высшим представительным органом страны.
- Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
- Общественно опасное деяние.
- Нарушение норм права, установленных государством.
- Противоправное деяние
- «Если дал честное слово, так надо стоять, чтобы не случилось - хоть лопни. А игра это или не игра - всё равно.»
- « А когда он вырастет… Ещё не известно, кем он будет, когда вырастет, но кем бы он ни был, можно ручаться, что он будет НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК.»
- -что такое ответственность?
- -Что значит быть ответственным?
- -Почему важно, чтобы одноклассник
- был ответственным?
- СИТУАЦИЯ 1 Ученик пришёл из школы. Решил выполнить домашнее задание.
- Но, вдруг, за ним заходит товарищ и приглашает пойти на каток.
- Очень хочется пойти. Он идёт на каток и катается там до позднего вечера, забыв про уроки.
- СИТУАЦИЯ 2
- * Ученик пришёл в школу и забыл дома тетрадь с домашним заданием. Учитель спросил его: « почему так случилось?» Как ответит самостоятельный ученик? -Я не приготовил ее с вечера. -Мама не положила его мне в портфель.
- СИТУАЦИЯ 3
- * Вы приходите домой и видите, что мама купила очень вкусное пирожное, каждому по одному. Очень хочется немедленно съесть. Как вы поступите: а) Съедите всё сами б) съедите только свою долю в) дождётесь остальных членов семьи и будете все вместе пить чай.
- СИТУАЦИЯ 4
- Вы взяли в библиотеке книгу, которая имеется там только в одном экземпляре. Библиотекарь попросил вернуть её через два дня. Но вы не успели её прочитать. Как вы поступите: а) Просто не принесёте книгу. б) Принесёте книгу и попросите дать её ещё раз.
- в) Скажите, что забыли книгу дома.
- СИТУАЦИЯ 5
- * Мама попросила помыть посуду, но во дворе ребята играют в интересную игру. Очень хочется гулять. Как вы поступите: а) помою посуду, а потом пойду гулять б) не буду мыть посуду в) пойду гулять, а потом помою посуду.
- СИТУАЦИЯ 6
- * Вашего одноклассника вызвали к доске решать задачу, но он не может справится. Как вы поступите: а) подскажу б) подниму руку в) после уроков объясню товарищу решение.
- Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.
- Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.
- Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.
- А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.
- - Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?
- - Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.
- Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.
- А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.
- Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.
- Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.
- Когда вы поступали ответственно, какие чувства испытывали?
- Как вы себя чувствовали поступив безответственно?
- ответственно
- Не всегдаответственно
- безответсвенно
- -Что такое ответственность?
- -Какие поступки можно назвать ответственными,
- а какие безответственными?
- Почему важно, чтобы одноклассники
- были ответственными?
- -Я задумался…… -Я понял что….….
- Колокольчик: http://cs5482.userapi.com/g37750358/a_8624902d.jpg
- 2. Отрисовка «Дети за партой»: автор Галина (Gapusja), Ростовская область
- Сайт: http://pedsovet.su/
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это возложение на лицо, совершившее правонарушение, дополнительной обязанности претерпевать неблагоприятные для него последствия ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ (ПРЕВЕНТИВНЫЕ) МЕРЫ - это меры, применяемые для предупреждения возможных правонарушений, а также для обеспечения общественной безопасности МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ - это меры, применяемые для прекращения противоправных действий или для предотвращения их вредных последствий МЕРЫ ЗАЩИТЫ - это меры, применяемые для обеспечения правопорядка, путем побуждения субъектов права к исполнению возложенных на них обязанностей
ОСНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Фактическим основанием является правонарушение. Юридическим основанием является: 1) норма права, предусматривающая возможность применения мер ответственности за деяние; 2) правоприменительный акт, которым определяется вид и мера ответственности, с указанием лица, на которое накладывается указанная ответственность.
Признаки юридической ответственности 1.Обеспечивается государственным принуждением; 2.Устанавливается в правовых нормах; 3.Связана с возложением новой дополнительной обязанности; 4.Выражается в наступлении определенных отрицательных последствий личного, имущественного и организационного характера; 5.Наступает только за правонарушение; 6.Реализуется только в процессуальной форме; 7.Имеет ретроспективный характер, т.е. представляет собой реакцию государства за прошлое деяние.
Принципы юридической ответственности 1. Законность, т.е. ответственность наступает только за деяние, запрещенное нормами права; 2. Неотвратимость, т.е. ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным; 3. Справедливость, т.е. нельзя быть дважды наказанным за одно и то же; 4. Целесообразность, т.е. привлечение к ответственности с учетом личности нарушителя, тяжести правонарушения и иных обстоятельств.
Виды юридической ответственности По виду правонарушения Административная Материальная За ущерб, причиненный деликтом За ущерб, причиненный дисциплинарным проступком За ущерб, причиненный преступлением Гражданско-правовая Дисциплинарная Уголовная За совершение преступления За совершение проступка За совершение деликта За совершение правонарушения За ущерб, причиненный правонарушением