Оплата труда государственных служащих производится строго по положениям ФЗ № 79. В данном нормативном акте вопросам денежного содержания посвящены три статьи – 50, 51 (глава 10) и 55 (глава 12).

Каждая из них описывает следующие положения:

Особенности зарплаты госслужащих

Зарплата госслужащих – это фундамент, который формируется «по кирпичикам».

Доходы напрямую зависят от регионального коэффициента, оклада по должности, на которую претендует гражданин, квалификации, установленной по результатам аттестации, и от продолжительности предыдущего срока государственной (муниципальной) службы.

Не на последнем месте – благосклонность начальства, так как руководство самостоятельно решает вопрос о назначении надбавок за особые условия.

Из чего состоит и как формируется?

Итак, для каждого работника устанавливаются индивидуальные размеры ежемесячных выплат.

Любой новичок может без труда из трудового договора узнать о размере оклада и надбавки за особые условия.

В свою очередь, опытный «воин» получает и доплаты за классный чин, и хорошую добавку за выслугу лет.

Минимальные доплаты

Различия в оплате для служащих федеральных органов и органов субъектов

Несмотря на единые стандарты при расчётах денежного содержания государственных служащих, принятых на уровне Президента РФ и др. федеральных органов власти, оплата труда государственных гражданских служащих различается по регионам присутствия и осуществления деятельности.

Различия обнаруживаются не только по региональному признаку, но и по профессиональным особенностям.

Не секрет, что зарплата специалиста Счетной платы, Министерства (департамента) финансов выше, чем денежное содержание работника, замещающего должность в Министерстве (департаменте, отделе) образования или социальной политики.

Если данное обстоятельство описано в нормативном акте муниципального образования, края, области, максимальные выплаты также получают те, которые имеют:

  • Звание профессора или кандидата наук.
  • Основной регион проживания и работы – Дальний Восток или регионы Крайнего Севера (максимальный районный коэффициент).
  • Почетное звание.
  • Доступ к работе с данными, которые являются государственной тайной.

Размеры окладов (на примере Пермского края)

Так, специалисту 2-го разряда, осуществляющему госфункции в небольшом округе с населением до 90 тысяч человек, фиксируется оклад 3346.95. В других ситуациях, например, министр может рассчитывать на оклад 23260 рублей, начальник инспекции (Комитета) – на 18500, а начальник управления, расположенного в Коми-Пермяцком округе, - на минимум 10000 рублей.

Разница между размерами окладов в зависимости от группы должностей

Порядок выплаты зарплаты и премии

Регулярная выплата денежного содержания выполняется согласно ТК РФ 2 раза в месяц.

Сроки для перечисления:

  • 15 день каждого месяца (аванс и премия за предыдущий месяц);
  • последний день месяца (окончательные выплаты за месяц).

Для квартальных и годовых премий устанавливаются иные периодичности выплат, что фиксируется в Положении о премировании отдельного функционального органа власти.

Порядок выплаты надбавок

Надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия устанавливаются в соответствии с действующим законодательством об оплате труда госслужащих.

Как правило, новичок получает фиксированный процент сразу же после года успешного труда. Он составляет на тот момент всего лишь 10 процентов.

Что же касается надбавки за особые условия, то ее размер зафиксирован с первого дня, когда служащий приступает к должностным обязанностям.

По мере получения новых инструкций, по приказу и распоряжению начальника, данный показатель может возрасти в геометрической прогрессии.

Надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, могут составлять от 5 до 70 процентов от оклада. Все зависит от характера данных и их грифа.

Порядок выплаты материальной помощи

Материальная помощь выплачивается по заявлению государственного служащего. Обычно она составляет один или два должностных оклада.

Поводом для ее назначения могут быть следующие события:

  • предстоящий ежегодный основной отпуск (два оклада);
  • юбилейные даты, совпавшие с днем выхода на пенсию по старости;
  • гибель близкого родственника;
  • вступление в брак.


Как рассчитывается?

Итак, денежное содержание государственного служащего устанавливается по формуле:

Должностной оклад+ районный коэффициент+ надбавка за особые условия + классный чин + надбавка за выслугу лет + надбавка за работу с секретными данными + надбавка за ученую степень.

Примеры

Пример 1:

На должность государственной службы назначен Иванов И.И. который подтвердил свой продолжительный 15-летний стаж справками с предыдущего места работы и записями в трудовой книжке, военном билете.

В документах указано, что его действующий классный чин определяется как «советник юстиции 1 класса». Данная категория соответствует «советнику государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса». Следовательно, Иванов И.И. может рассчитывать на максимальные добавки к окладу, в соответствии с чином и стажем государственной службы.

Пример 2:

На работу в орган государственной власти поступила Сергеева О.А, которая не имеет опыта и стажа в государственных (муниципальных) структурах.

Все, на что она может рассчитывать, - это оклад, добавка за особые условия и премия по результатам работы за месяц (по его истечению). Остальные виды денежного содержания устанавливаются после успешного прохождения испытательного срока и сдачи аттестации.

Очевидно, что законодатель составил прогрессивную шкалу для установления адекватной заработной платы госслужащих того или иного региона. Ведь работодатель вправе принимать самостоятельные решения о востребованности и нужности того или иного сотрудника.

"Вопросы трудового права", 2012, N 3

В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы правового регулирования оплаты труда государственных гражданских служащих.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные) работников государственных учреждений устанавливаются в соответствии со ст. 144 ТК РФ.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе" оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации <1>. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

<1> Указ Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" // БТ и СЗ. 2008. N 7.

К дополнительным выплатам относятся:

  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
  • от 1 года до 5 лет - 10 процентов;
  • от 5 до 10 лет - 15 процентов;
  • от 10 до 15 лет - 20 процентов;
  • свыше 15 лет - 30 процентов;
  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда гражданской службы в размере до 200% этого оклада;
  2. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
  3. премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
  4. ежемесячное денежное поощрение;
  5. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

При определении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, а также продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу применяются:

  • Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в выслугу;
  • Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532, которым, в частности, установлен Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы;
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2008 N 472 "О порядке исчисления (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2007 N 1532".

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 14 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями ст. 50 Закона. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный ч. 14 ст. 50 Закона, утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Оплата труда, предусмотренная ч. 14 ст. 50 Закона, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

Специфические показатели эффективности и результативности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):

  1. оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
  2. ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
  3. ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
  4. ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
  5. премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
  6. ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
  7. единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 ст. 51 Закона, а также за счет средств:

  1. на выплату районного коэффициента (коэффициента);
  2. на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
  3. на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с ч. 14 ст. 50 Закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004.

Оплата труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, производится в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.07.1997 N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов" (с изм. и допол.) и от 15.12.2000 N 966 "О должностных окладах работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов".

Этими нормативными правовыми актами установлены размеры окладов по соответствующим должностям, надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2007 N 808 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ и Указом Президента РФ от 25.07.2006 N 763 и в целях повышения эффективности деятельности принято Положение о дополнительных выплатах, поощрении и награждении федеральных государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов Российской Федерации (утв. Приказом МПР России от 27.08.2007 N 221).

Положение предусматривает порядок установления и выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Ежемесячная надбавка подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности федеральных государственных гражданских служащих в результатах своей деятельности, качестве выполнения основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего и своих должностных обязанностей.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность государственной гражданской службы, при перемещении на другую должность гражданской службы и в других случаях с обязательным учетом профессиональной подготовки, опыта работы по специальности и замещаемой должности в следующих размерах:

  • по высшей группе должностей гражданской службы - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
  • по главной группе должностей гражданской службы - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
  • по ведущей группе должностей гражданской службы - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
  • по старшей группе должностей гражданской службы - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
  • по младшей группе должностей гражданской службы - в размере до 60 процентов должностного оклада.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается одновременно с выплатой денежного содержания за истекший месяц.

В указанном Положении установлен и порядок премирования государственных гражданских служащих. Премирование производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на структурное подразделение Министерства природных ресурсов РФ, должностного регламента и за конкретный период работы (квартал, полугодие, год).

Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленных МПР России на соответствующий год, и максимальными размерами не ограничивается.

При определении размера премии учитываются:

а) своевременное и качественное исполнение федеральным государственным гражданским служащим должностного регламента, достижение значимых результатов служебной деятельности;

б) успешное выполнение особо важных и сложных заданий;

в) использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах служебной деятельности.

При определении размера премии основаниями для понижения ее размера (лишения премии) являются:

а) несоблюдение установленных сроков выполнения поручений руководства или положений должностного регламента, некачественное их выполнение без уважительных причин;

б) низкая результативность работы;

в) ненадлежащее качество работы с документами и поручениями руководителей;

г) недостаточный профессиональный уровень служебной деятельности.

В соответствии с Положением от 27.08.2007 N 221 при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании заявления о предоставлении отпуска.

Кроме того, государственному гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году сумма в размере одного оклада денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда, как правило, при уходе служащего в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на основании его личного заявления.

Общая сумма материальной помощи, выплачиваемой в календарном году государственному гражданскому служащему, максимальными размерами не ограничивается.

За безупречную и эффективную служебную деятельность федеральным государственным гражданским служащим выплачиваются единовременные поощрения в следующих размерах:

  • при объявлении благодарности - в размере 0,5 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью;
  • при награждении Почетной грамотой Министерства природных ресурсов РФ - в размере месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью.

При поощрении в связи с юбилейными датами и выходом на государственную пенсию за выслугу лет выплачивается единовременное поощрение в размере до трех окладов денежного содержания.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 N 79 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы" Приказом Федеральной антимонопольной службы от 01.04.2010 N 418 утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.

Примечательно, что согласно этому нормативному правовому акту материальное стимулирование осуществляется в зависимости от эффективности работы указанных органов и качества исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (п. 1).

Решение о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимается:

  • руководителем Федеральной антимонопольной службы в отношении руководителей ее территориальных органов;
  • руководителем территориального органа ФАС в отношении гражданских служащих данного территориального органа.

Руководители территориальных органов несут персональную ответственность за объективность оценки эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей их гражданским служащим, а также за эффективное расходование средств федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих (п. 2).

Для оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих в центральном аппарате ФАС и во всех ее территориальных органах создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности руководителей территориальных органов и государственных гражданских служащих территориальных органов (п. 3).

Основными задачами Комиссии центрального аппарата ФАС являются:

  • оценка эффективности деятельности территориальных органов;
  • подготовка предложений руководителю ФАС о размерах средств, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов, в пределах средств федерального бюджета на указанные цели.

Основными задачами Комиссии территориального органа являются:

  • оценка деятельности государственных гражданских служащих территориального органа;
  • представление руководителю территориального органа предложений о размерах премирования гражданских служащих данного территориального органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных на эти цели (п. 4).

Гражданские служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, материальному стимулированию не подлежат (п. 5).

Относительно данного нормативного правового акта необходимо отметить следующее:

  1. не совсем правильно сводить материальное стимулирование к премированию, ибо первая категория существенно шире второй;
  2. п. 4 не соответствует п. 1, в котором обоснованно определено, что материальное стимулирование осуществляется в зависимости не только от эффективности работы федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС, но и от качества исполнения ими обязанностей;
  3. недопустимо смешение понятий "оценка эффективности работы гражданских служащих (органов)" и "оценка деятельности государственных гражданских служащих" (такое разночтение - в п. 4 Порядка), а также терминов "исполнение" и "выполнение" (п. п. 1 и 2);
  4. вряд ли удачно название нормативного правового акта как "Порядок", вместо традиционного Положения (Типового положения), устанавливающего в том числе и порядок премирования. Исходя из его содержания полагаю возможным назвать этот нормативный правовой акт следующим образом: Положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы;
  5. представляется необоснованной норма п. 5 Порядка, которая представляет собой "антистимул" успешной трудовой деятельности работников вообще и гражданских служащих в частности.

Приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 27.04.2006 N 110 "Об оплате труда федеральных гражданских служащих ГФС России и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности ГФС России" утвержден целый ряд положений, представляющих не только теоретический, но и практический интерес.

Так, в соответствии с Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение 2 к Приказу ГФС России от 27.04.2006 N 110) надбавка выплачивается в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных гражданских служащих, исполняющих свои должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, особый режим и график работы, знание и применение средств оргтехники и т.д.).

Основными критериями для выплаты надбавки являются:

  • исполнение должностных обязанностей федеральными гражданскими служащими в условиях, отличающихся от нормальных;
  • привлечение федеральных гражданских служащих к выполнению непредвиденных, особо важных и ответственных работ;
  • компетентность федеральных гражданских служащих в принятии управленческих решений;
  • наличие у федеральных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за достижения в труде.

Надбавка в зависимости от занимаемой государственной должности устанавливается в следующих размерах:

  • по высшим государственным должностям - от 150 до 200 процентов должностного оклада;
  • по главным государственным должностям - от 120 до 150 процентов должностного оклада;
  • по ведущим государственным должностям - от 90 до 120 процентов должностного оклада;
  • по старшим государственным должностям - от 60 до 90 процентов должностного оклада;
  • по младшим государственным должностям - до 60 процентов должностного оклада.

Федеральному гражданскому служащему может быть снижен размер надбавки или прекращена ее выплата при несоответствии ее вышеуказанным критериям, нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.

Согласно Положению о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России премирование производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполнения задач, возложенных на федеральную фельдъегерскую связь, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.

Премирование федеральных гражданских служащих производится, как правило, по результатам работы за месяц (ежемесячная премия) в размере 25 процентов должностного оклада, установленного на день выплаты. Одновременно допускается выплата премии за выполнение определенной работы.

Основными показателями премирования являются:

  • результаты работы органов федеральной фельдъегерской связи;
  • исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей;
  • инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.

Ежемесячные премии и премии за выполнение определенной работы включаются в расчет среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Лишение ежемесячной премии для гражданских служащих производится за конкретные упущения в службе или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка. Лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение.

Нельзя не отметить, что некоторые положения Приказа ГФС России от 27.04.2006 N 110 нуждаются в совершенствовании.

Так, п. 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение N 2 к Приказу) предусматривает, что надбавка выплачивается тем служащим, которые выполняют должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, применение средств оргтехники и т.д.). Очевидно, в данном случае не учтены нормы ст. 149 ТК РФ, предусматривающие оплату труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.).

Выплата ежемесячной премии производится за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием за истекший период.

Особенно вызывает недоумение правило о "повышенном качестве работ" в качестве условия, отличающегося от нормального.

В п. 3 данного Положения закреплен такой основной критерий выплаты надбавки, как компетентность федеральных гражданских служащих в принятии управленческих решений. Полагаю, что это должно быть обычным требованием к федеральным гражданским служащим. Кроме того, эта норма не совсем согласуется с п. 2, где закреплено, что надбавка выплачивается в целях материального стимулирования наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных государственных служащих.

Вряд ли обоснованна норма п. 6 Положения о снижении размера надбавки или прекращении ее выплаты при нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.

Вызывает сомнения правильность и обоснованность некоторых норм Положения о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России (Приложение N 3 к Приказу ГФС России от 27.04.2006 N 110).

Так, согласно п. 1 Положения премирование федеральных гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы. В соответствии с п. 2 Положения допускается выплата премии за выполнение определенной работы?! Таким образом, за обычное, ординарное выполнение служебных обязанностей допускается премирование. В принципиальном смысле премирование должно быть предусмотрено в соответствующих нормативных правовых или локальных нормативных актах за высокие достижения в труде.

В п. 5 Положения предусмотрено лишение ежемесячной премии для гражданских служащих за конкретные упущения в службе (работе) или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка. Однако в п. 6 определено, что лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение, т.е. нет нормы о нарушении трудовой дисциплины.

Считаю, что было бы логичным и целесообразным исключить из Положения вообще нормы о лишении премии за нарушение трудовой дисциплины (например, опоздание на работу на 10 минут, преждевременный уход с работы и т.д.). В то же время предусмотреть норму о частичном лишении премии (на 10 - 20% и пр.) за грубые нарушения трудовой дисциплины: прогул без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и т.д. (это известная и традиционная практика).

Литература

  1. Абалдуев В.А. Оплата труда работников бюджетной сферы: единство и дифференциация правового регулирования // Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда и социального обеспечения: Материалы Пятой международной научно-практической конференции / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2009.
  2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: Проблемы правового регулирования: Автореф. дис. ... д-р юрид. наук. Екатеринбург, 2009.

1. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждаются соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

16. Оплата труда, предусмотренная частью 14 настоящей статьи, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

2. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

3. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

4. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:

при стаже гражданской службы

в процентах

от 1 года до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 10 до 15 лет

свыше 15 лет

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

6. Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.

7. Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

8. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

10. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

11. Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

12. Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.

13. Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

14. По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте . К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями настоящей статьи. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

15. Перечень должностей гражданской службы , по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 настоящей статьи, утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

17. Специфические показатели эффективности и результативности деятельности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 10

Гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст. 13 Федерального закона N 79-ФЗ <1>). Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ (далее - гражданская служба). В данной статье мы ответим на вопросы читателей, связанные с денежным содержанием гражданского служащего.

<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".

Прежде всего рассмотрим основные положения Федерального закона N 79-ФЗ в отношении оплаты труда гражданского служащего и предоставления отпуска.

Оплата труда гражданского служащего

Основные положения по оплате труда гражданского служащего содержит ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ. В соответствии с ней денежное содержание гражданского служащего состоит из:

  • оклада денежного содержания;
  • дополнительных выплат.

В свою очередь, оклад денежного содержания включает в себя месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин).

К дополнительным выплатам относятся:

  1. ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе (от одного года до пяти лет - 10%, от пяти до десяти лет - 15%, от десяти до 15 лет - 20%, свыше 15 лет - 30%);
  2. ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада (порядок выплаты определяется представителем нанимателя). Для федеральных гражданских служащих Указом Президента РФ N 763 <2> ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы установлена в следующих размерах:

а) по высшей группе должностей гражданской службы - от 150 до 200% должностного оклада;

б) по главной группе должностей гражданской службы - от 120 до 150% должностного оклада;

в) по ведущей группе должностей гражданской службы - от 90 до 120% должностного оклада;

г) по старшей группе должностей гражданской службы - от 60 до 90% должностного оклада;

д) по младшей группе должностей гражданской службы - до 60% должностного оклада;

  1. ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ. Размер указанной ежемесячной надбавки составляет в процентах к должностному окладу за работу со сведениями:
  • имеющими степень секретности "особой важности", - 50 - 70%;
  • имеющими степень секретности "совершенно секретно", - 30 - 50%;
  • имеющими степень секретности "секретно" при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий, - 10 - 15%;
  • то же без проведения проверочных мероприятий - 5 - 10%.

При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ, а также продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания этих сведений (п. 1 Постановления Правительства РФ N 573 <3>);

  1. ежемесячное денежное поощрение (для федеральных гражданских служащих его размер устанавливается по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента РФ);
  2. премии за выполнение особо важных и сложных заданий (максимальный размер не ограничивается);
  3. единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя;
  4. материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
<2> Указ Президента РФ от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
<3> Постановление Правительства РФ от 18.09.2006 N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны".

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 763. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих субъекта РФ устанавливаются в соответствии с нормативным правовым актом субъекта РФ.

По отдельным должностям гражданской службы указом Президента РФ может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения , в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, особые условия гражданской службы, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.

Обратите внимание! Для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанных выше (оклад денежного содержания, дополнительные выплаты, единое денежное вознаграждение), применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ (Постановление Правительства РФ N 562 <4>).

<4> Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих".

Гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно закону субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий год размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта РФ ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен). При этом увеличение (индексация) производится в соответствии с законодательством субъекта РФ.

По отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда , при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в особом порядке, не применяются условия оплаты труда, указанные выше. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения этих решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом РФ и Правительством РФ (п. 14 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ).

Отпуска гражданского служащего

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из двух частей (ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ):

  1. основного оплачиваемого отпуска для гражданских служащих, замещающих:
  • высшие и главные должности федеральной государственной гражданской службы, - 35 календарных дней;
  • должности федеральной государственной службы иных групп, - 30 календарных дней;
  1. ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, исчисляемого из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.

При этом продолжительность основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не может превышать:

  • для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданских служащих, - 45 календарных дней;
  • для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.

Обратите внимание! Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 6 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Ненормированный служебный день устанавливается для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, Федеральным законом N 79-ФЗ, для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее трех календарных дней. При установлении длительности дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день учитываются объем выполняемой работы, степень напряженности труда, возможность работника выполнять свои трудовые функции за пределами нормальной продолжительности рабочего времени и иные условия. В случае если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа.

Порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в учреждениях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, - органами власти субъекта РФ, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, - органами местного самоуправления (ст. 45 Федерального закона N 79-ФЗ, ст. 119 ТК РФ). В настоящее время на федеральном уровне действуют Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.12.2002 N 884.

Обратите внимание! При предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере:

  • двух месячных окладов денежного содержания федеральному гражданскому служащему;
  • в соответствии с законодательством субъекта РФ - гражданскому служащему субъекта РФ (п. п. 11, 12 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ).

Общие положения порядка исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ N 562. Они определяют порядок исчисления денежного содержания федерального гражданского служащего в следующих случаях:

а) на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;

б) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;

в) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;

г) на период нахождения в служебной командировке;

д) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы;

е) на период урегулирования конфликта интересов при недопущении к исполнению должностных обязанностей;

ж) на период проведения служебной проверки;

з) в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине;

и) на период безвестного отсутствия до признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу.

На период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки гражданского служащего, нахождения его в командировке, на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от занимаемой должности и на период проведения служебной проверки гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 перечня, указанного выше.

На период безвестного отсутствия гражданского служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим за ним сохраняется денежное содержание, установленное ему на день начала указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.

При увольнении гражданского служащего в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы и в случае прекращения служебного контракта в результате нарушения установленных Федеральным законом N 79-ФЗ обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы и допущено не по его вине, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за четыре месяца и месячного денежного содержания за один месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных на дату расторжения служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 перечня дополнительных выплат, указанных выше, а также 1/12 размера предусмотренных п. п. 5 - 7 этих выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта. В случае если гражданский служащий замещал должность менее 12 месяцев, применяется то же правило.

На период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Обратите внимание! В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Постановления Правительства РФ N 562).

Отметим, что Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 562, не распространяются на гражданских служащих, для которых определен особый порядок оплаты труда.

Денежное содержание на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске

Как указывалось выше, гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания на весь период отпуска. Напомним, денежное содержание состоит из оклада денежного содержания (должностной оклад плюс оклад за классный чин) и дополнительных выплат. При расчете отпускных гражданского служащего не учитывается единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, то есть она является элементом дополнительных выплат, которая не берется в расчет при исчислении денежного содержания гражданского служащего, причитающегося ему в месяце ухода в отпуск.

В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь учитываются в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.

Пример 1 . Гражданский служащий уходит в отпуск 17 октября 2011 г. Его ежегодный оплачиваемый отпуск с учетом ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляет 40 календарных дней.

Ежемесячное денежное содержание гражданского служащего состоит из:

  • должностного оклада - 6400 руб.;
  • оклада за классный чин - 1560 руб.;
  • надбавки за выслугу лет - 10%, или 640 руб.;
  • надбавки за особые условия гражданской службы - 150%, или 9200 руб.;
  • ежемесячного денежного поощрения - 5000 руб.

Кроме того, гражданскому служащему выплачены:

  • в апреле 2011 г. - материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания - 7960 руб. (6400 + 1560);
  • квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий (в октябре 2010 г. за III квартал 2010 г. - 4050 руб., в январе 2011 г. за IV квартал 2010 г. - 4800 руб., в апреле 2011 г. за I квартал 2011 г. - 4500 руб., в июле 2011 г. за II квартал 2011 г. - 3800 руб.).

В соответствии с законодательством субъекта РФ, где служит гражданский служащий, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год ему производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания, то есть 15 920 руб. (7960 x 2).

Рассчитаем сумму материальной помощи, которую необходимо учесть при расчете ежемесячного денежного содержания. Она равна 655 руб. (7960 / 12).

Теперь вычислим сумму квартальных премий, которую необходимо учесть при расчете денежного содержания за отпуск. Она составит 1429,16 руб. ((4050 + 4800 + 4500 + 3800) / 12).

Таким образом, денежное содержание гражданского служащего в месяце ухода его в отпуск составит 24 884,16 руб. (6400 + 1560 + 640 + 9200 + 5000 + 655 + 1429,16). Денежное содержание гражданского служащего за 40 дней - период нахождения его в отпуске - составит 33 856 руб. (24 884,16 / 29,4 x 40).

Всего гражданский служащий с учетом единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных окладов получит 49 776 руб. (33 856 + 15 920).

Денежное содержание гражданского служащего в период нахождения в командировке

Порядок и условия командирования федеральных гражданских служащих установлены Указом Президента РФ N 813 <5>.

<5> Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".

В случае нахождения гражданского служащего в командировке за ним сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п. п. 1 - 4 указанного выше перечня (п. 5 Постановления Правительства РФ N 562). То есть денежное содержание гражданского служащего, находящегося в командировке, состоит из оклада денежного содержания или единого денежного вознаграждения и таких дополнительных выплат, как:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

Пример 2 . Гражданский служащий Самойлов А.В. находился в командировке с 15 по 23 сентября 2011 г. Показатели его денежного содержания следующие:

  • должностной оклад - 5400 руб.;
  • оклад за классный чин - 1500 руб.;
  • надбавка за выслугу лет - 20% должностного оклада, или 1080 руб.;
  • надбавка за особые условия гражданской службы - 110%, или 5940 руб.;
  • надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - 10%, или 540 руб.;
  • ежемесячное денежное поощрение - 3900 руб.;
  • районный коэффициент - 1,25.

Денежная компенсация при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа

В соответствии с п. 9 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ и п. 8 Постановления Правительства РФ N 562 при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Расчет четырехмесячного денежного содержания гражданского служащего при его увольнении в результате реорганизации государственного органа аналогичен расчету денежного содержания гражданского служащего при уходе его в отпуск.

Дополнительная компенсация гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока

Представитель нанимателя за два месяца до сокращения должностей гражданской службы обязан сообщить об этом в письменной форме гражданским служащим (п. 5 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ). Федеральным законом N 79-ФЗ не предусмотрена выплата дополнительной компенсации гражданскому служащему в случае, если он подлежит увольнению с гражданской службы в связи с сокращением замещаемой им должности до истечения двухмесячного срока. Однако согласно ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ в случае увольнения работника в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации до истечения двухмесячного периода без предупреждения ему выплачивается дополнительная компенсация в размере среднего заработка пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока. Отсюда следует, что гарантия, установленная ст. 180 ТК РФ в части выплаты дополнительной денежной компенсации, распространяется на гражданского служащего, если по инициативе представителя нанимателя и с письменного согласия гражданского служащего он увольняется до истечения двухмесячного срока в связи с сокращением замещаемой им должности гражданской службы согласно пп. 6 п. 1 ст. 33 Федерального закона N 79-ФЗ.

Поскольку Федеральный закон N 79-ФЗ не содержит понятия "средний заработок" для гражданских служащих, размер дополнительной компенсации рассчитывается аналогично порядку расчета основной компенсации (п. 8 Постановления Правительства РФ N 562).

Пример 3 . Воспользуемся условиями примера 1, но предположим, что денежное содержание рассчитывалось в целях определения компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы. И добавим условие, что гражданский служащий увольняется за 15 календарных дней до окончания двухмесячного срока.

В этом случае ему, помимо четырехмесячного денежного содержания 99 536,64 руб. (24 884,16 x 4), положена компенсация в размере 12 696 руб. (24 884,16 / 29,4 x 15) <6>.

<6> Пример приведен в соответствии с рекомендациями Письма ФТС России от 29.03.2011 N 01-11/13779.

Эксперт журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"