СОДЕРЖНИЕ


Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной дифференциации населения

1 Понятие и сущность социальной дифференциации

2 Причины социальной дифференциации населения

Глава 2.Уровень и качество жизни

1 Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии

2 Современное состояние и основные направления повышения уровня и качества жизни населения в России

Заключение

Библиографический список

Приложения


Введение


Социальная дифференциация тесно привязана к экономическому неравенству. Она характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества - денег, власти, образования и престижа - между различными стратами или слоями населения.

Основным показателями неравенства выступают количество ликвидных ценностей. Эту функцию как правило выполняют деньги. Именно их количество определяет место индивида или же семьи в социальной стратификации. Если неравенство представить в виде шкалы, то на одном ее полюсе окажутся те, кто владеет большим количеством благ(богатые), а на другом - те, у кого этих благ недостаточно (бедные) количеством благ. Таким образом, бедность - это экономическое и социокультурное состояние людей, имеющих минимальное количество ликвидных ценностей и ограниченный доступ к социальным благам. Богатство является изобилием у человека или общества материальных и нематериальных ценностей, таких, как деньги, средства производства, недвижимость или личное имущество.

В нашей стране самый высокий класс собственников, составляющий около 3% всего населения. Он начал формироваться в конце 80-х годов, когда Россия повернула к рыночным отношениям, демократии и классовому обществу по западному типу. В течение примерно пяти последующих лет сформировался как класс богатых «новых русских», так и социальные низы общества. Их уровень жизни которых находится за чертой бедности.

Тема богатства и бедности всегда была актуально. Продолжает она оставаться и сейчас, в условиях современного экономического кризиса

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современных экономических условиях социальная дифференциация населения принимает угрожающие масштабы. Средний слой населения практически исчезает, присоединяясь к низшему слою. Население раскалывается на богатых и бедных, причем число последних в значительной степени доминирует. Эта проблема требует срочного решения, потому что самым прямым образом влияет на экономическую ситуацию в стране.

Объектом исследования выступает уровень жизни населения России.

Предметом исследования являются процессы социальной дифференциации, происходящие в обществе.

Целью курсовой работы является изучение процессов социальной дифференциации общества.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

дать определение понятию социальной дифференциации;

определить основные причины социальной дифференциации населения;

определить основные критерии и показатели уровня жизни населения;

проанализировать современное состояние уровня и качества жизни в России.

Информационной базой данной работы выступают труды ученых и исследователей в области экономического анализа и социологии, периодические издания и интернет-ресурсы.


Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социальной дифференциации населения


.1 Понятие и сущность социальной дифференциации


Общество не является некой однородной, равно обладающей социально-экономическими благами массой. Практически со времени возникновения общества, в нем просматриваются дифференцирующие признаки. Внутри любого социального целого, как правило, выделяются отдельные элементы (индивиды) и их разномасштабные объединения (группы).

Благодаря разделению труда образуются различного рода общественные группы. Они различаются между собой профессиональными и социальными признаками. Консолидированные внутри себя, они обособлены от других групп. Зачастую они относятся к ним со скрытой или явной враждебностью.

Иначе говоря, объединениям людей неизменно сопутствовали расчленения, дифференциации в соответствии с различными принципами.

Внутри каждой социальной системы существуют две тенденции. Одна из них стремится к культивированию и закреплению различных форм неравенства. Другая, противоположная ей выглядит как стремление к равенству. Они уравновешивают друг друга. Социальная система, несущая их в себе, всегда находится в состоянии устойчиво-динамического равновесия.

Неравенство выступает как совокупность условий, заставляющих людей занимать разного рода ниши и ступени в иерархических структурах общества. Оно может быть нескольких видов.

Естественное неравенство всегда основано на физиологических, психофизических особенностях людей, их отличиями друг от друга по возрасту, полу, силе, красоте и т. д. Оно всегда существовало между людьми и никогда не исчезнет.

Социальное неравенство имеет самые разные формы и виды и проявляется во множестве сфер общественной жизни. Выделим самые очевидные из его проявлений:

а) при разделении труда на физический и умственный;

б) в укладах жизни - городском и сельском;

в) в различных профессиях, должностях, социальных ролях;

г) в уровнях благосостояния, размерах собственности и богатства;

д) в принадлежности к различным социально-политическим кругам, партиям, клубам (от демократических до элитных);

е) по характеру социальных привилегий и др.

Социальное неравенство не является чем-то базовым для человеческого рода. Оно появилось лишь вместе с развитием цивилизации.

Культурное неравенство само по себе предполагает различия в уровнях образованности, воспитанности, культуры, духовности. Оно также проявляется в степени одаренности людей определенными способностями и талантами. Люди различаются между собой характером потребностей, идеологическими убеждениями, типами мировоззрения, а также религиозными верованиями. Эти различия нередко превращаются в исходное основание для тех или иных форм социального противоборства.

Неравенство, взятое само по себе, обладает теми же свойствами всего сущего как иерархия.

Сам феномен иерархичности как соподчиненности различных уровней системы был известен уже в античности. Так, Платон в диалоге "Государство" формулирует идею иерархии социальных групп (философы-правители, стражи, труженики-ремесленники и земледельцы).

В социально-экономических теориях понятие иерархии служит для исследования сложных системных объектов. В том числе оно необходимо при анализе проблем, степеней власти и социального контроля, связанного с иерархией прав, иерархией мотивов законопослушного и противоправного поведения и др.

Неравенство является частью иерархии. Оно обеспечивает структурированность общества, а следовательно, и прочность той социальной конструкции, которая является его основой. Именно поэтому общество и государство во все времена стремились создать, упорядочить, поддержать и защитить неравенство. Особенно велика в выполнении этих функций была роль государства и его институтов, церкви, идеологии, армии.

При этом крайне важно было найти оптимальную меру допустимого и приемлемого для отражения в массовом сознании неравенства.

Самым распространенным способом социальной дифференциации является разделение людей на классы. Это предполагает большие группы, имеющие неравный доступ к средствам производства, богатству и власти.

В рыночной экономике доходы всех владельцев формируются на основе закона спроса и предложения. Они также основываются на предельной производительности факторов. Рыночный механизм никогда не гарантирует уровня благосостояния.

Проводимые дискуссии по поводу установления равенства дохода существуют на протяжении всего развития цивилизации и обнаружили широкий спектр мнений и позиций. В некоторых случаях речь идет о равном отношении ко всем слоям населения. В других, всегда существовала позиция распределения создаваемых в обществе благ в соответствии с трудовым вкладом каждого члена общества в общественный труд. Сторонники третей позиции считают, что «стремление к равенству» подорвет любую экономическую систему. Оно неизбежно приведет к ее гибели.

Ясно лишь одно: только в случае постоянного увеличения ежегодного дохода страны общество может надеяться на повышение общего уровня условий жизни. Но увеличение дохода не гарантирует улучшения джизни для всех слоев населения. Это зависит от того, как товары и услуги распределяются среди людей. Какая-то группа населения может постоянно повышать свой уровень жизни за счет других.

В странах Запада все доходы подразделяются на две большие группы:

а) доходы, получаемые от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль);

б) условно называемые «нетрудовые доходы», приобретенные на законном основании (дивиденды, проценты по вкладам, доходы от собственности, в том числе от сдаваемого в наем жилья, а также получаемые от государств пособия и выплаты, не зависящие непосредственно от трудовых затрат).

Яновым походом является объединение в одну группу заработной платы и прибыли. Доходы от предпринимательства ассоциируются с эксплуатацией наемного труда капиталом. Предприниматель любой формы узаконенного бизнеса постоянно работает и его доход является платой за его умение принимать рациональные и актуальные решения.

Практика группировки доходов, существующая на данный момент, здесь во многом построена по классовому принципу, а именно: а) трудовые доходы работников (в них включается заработная плата, премии и другие надбавки); б) доходы от предпринимательской деятельности; в) социализированные доходы, которые поступают к ним независимо от трудового вклада (к ним относят пособия по безработице общественные фонды потребления, выплаты по социальному страхованию и т.д.); доходы от собственности (проценты по вкладам, рента и т.д.).

Для измерения масштаба бедности выявляют удельный вес части населения страны, проживающей на самой границе бедности. Для обозначения масштаба бедности применяются также такие определения, как: «границы бедности», «уровень бедности» и «коэффициент бедности».

Порог бедности - это сумма денег установленная законодательством в качестве минимального дохода или потребительской корзины, которой индивиду или семье хватает лишь на приобретение продуктов питания. Также сюда включено приобретение одежды и жилья. Этот порог называют «уровнем бедности». В России он получил специфическое название прожиточного минимума. Под абсолютной бедностью сегодня воспринимается состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить самые минимальные потребности в жилище, пище, одежде. Или же он способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость индивида. Численным критерием здесь выступает прожиточный минимум.

Под относительной бедностью понимается невозможность поддерживать хотя бы средний уровень жизни, или некоторый стандарт, который принят в обществе. Как правило, относительная бедность составляет менее половины дохода на долю семьи в стране.

Относительная бедность показывает, разницу между индивидуумом или семьей в сравнении с другими людьми. Она обладает сравнительной характеристикой по двум параметрам. Во-первых, она показывает, что человек (семья) беден относительно того или много изобилия или достатка, которым обладают другие члены общества, которые не считаются бедными. В этом сравнении и заключается первое сравнительное качество относительной бедности. Во-вторых, она показывает, что человек (семья) беден относительно некоторого стандарта жизни. Под такими стандартами например понимается уровень жизни.

Нижней границей относительной бедности сегодня представляется прожиточный минимум и/или порог бедности. Верхней же границей представлен так называемый приличествующей уровень жизни. Качественный уровень жизни отражает количество материальных благ, позволяющих человеку удовлетворять все разумные потребности, которые ему необходимы. Для того, чтобы вести достаточно комфортный образ жизни, но в то же время не чувствовать себя ущемленным. Всего 11,6% россиян имеют доходы, которые находятся на уровне приличествующей жизни или превышают его. На конец 90-х годов по статистике 31 % россиян получали доходы ниже официального прожиточного минимума. Таким образом, уровень относительной бедности равен 11,6%, а абсолютной - 31%.

В 11,6% входят богатые (включая так называемых «новых русских») и часть среднего класса. Это зачастую те, кто, живет в соответствии с требованиями к уровню жизни. Из 100% населения вычитаем 31% нищих (поскольку проживание ниже официальной черты бедности, или официального прожиточного минимума, фактически означает нахождение в состоянии нищеты), а также 11,6 % живущих на приличествующем уровне (уровень относительной бедности), и получаем 59,6% расположенных между границами абсолютной бедности (снизу) и относительной (сверху).


Таблица 1. Распределение общего объема денежных доходов населения

I квартал 2013г. Справочно I квартал 2012г. Денежные доходы100100в том числе по 20-ти процентным группам населения:первая (с наименьшими доходами)5,55,6вторая10,310,4третья15,215,4четвертая22,722,8пятая (с наивысшими доходами)46,345,8Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)0,4030,398Коэффициент фондов, раз14,514,01) Предварительные данные.

В I квартале 2013 г., по предварительным данным, на долю 11% наиболее обеспеченного населения приходилось 28,7% общего объема денежных доходов (в I квартале 2012г. - 28,3%), а на долю 11% наименее обеспеченного населения - 2,1% (2,2%).

Данные экономистов свидетельствуют: чем более богатым становится человек, тем выше становятся его притязания. Более бедные люди обладают довольно скромными представлениями о том, сколько денег им необходимо для нормальной жизнедеятельности. Другая тенденция: чем моложе возраст, тем больше требуется денег для того, чтобы находиться хотя бы в среднем уровне жизни. У 18-26-летних уровень приличествующей жизни (во всяком случае, по их собственным представлениям) в 1,6 раза выше, нежели у 60-75-летних.


Таблица 2. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов

I квартал 2013 гСправочно I квартал 2012 г.Все население100100в том числе со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей до 3500,02,93,43500,1-5000,05,05,65000,1-7000,08,99,97000,1-10000,014,615,710000,1-15000,021,021,615000,1-25000,024,824,125000,1-35000,011,210,2свыше 35000,011,69,51) Предварительные данные.

Еще одна из существующих тенденций звучит так: чем выше образование, тем выше притязания. У тех, кто не получил хотя бы среднее образование, этот уровень практически в 2 раза ниже, чем у тех, кто получил диплом. Наконец, что еще следует отметить, у жителей Москвы и Санкт-Петербурга уровень притязаний в 3 раза выше, чем у жителей малых городов, деревень и сельских местностей. Сельские жители считают, что для нормального уровня жизни им необходимо меньше денег, чем горожанам.

Таким образом, видно, что универсального для всех слоев и социальных групп примерно равного уровня жизни просто не существует. Для каждой группы населения он свой, и дифференциация между ними весьма значительна.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что именно социальная дифференциация оказывает далеко не последнюю роль на формирование экономической политики страны, и именно она служит основным показателем нестабильности общественных слоев в различные моменты экономического развития в стране. На основании социальной дифференциации общества и складываются основные направления экономической и социальной политики в отношении увеличения числа бедных и разработки программ по их поддержке.


.2 Причины социальной дифференциации населения


Одной из наиболее важных причин социальной напряженности в любой стране выступает разница в уровнях благосостояния граждан. Эта разница также заметна и отражается на уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя ключевыми факторами:

) величиной имущества всех видов, которое находится в собственности отдельных людей;

) величиной текущих доходов индивидуумов.

Люди получают доходы, или же становятся предпринимателями. Или же они предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Ключевой группой факторов, влияющих на дифференциацию доходов, являются существенные различия: в величине денежных выплат из общественных фондов потребления; в размерах оплаты труда работников, занятых в общественном производстве; в возможности поступления доходов от неконтролируемого их перераспределения деятельности, новых форм кооперации; в объемах поступления от личного подсобного хозяйства, индивидуальной семей; в размерах и составе.

В экономической литературе все чаще поднимаются вопросы, связанные с наличием "теневой" экономики в системе общественного производств. Функционирование "теневой" экономики и определенного круга лиц, которые могут извлечь нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в общественной системе. В общественном сознании любые высокие доходы будут расцениваться, как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности. Они также могут быть связаны с кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий.

При рассмотрении этой проблемы следует четко разграничить нетрудовые доходы на законные и незаконные. Однако их классификация и оценка является предметом исследования юридической науки. Если применять оценку нетрудовых доходов, которые были получены на законном основании как доходов на собственность или же доходов на прошлый труд, мы можем исключить их из нашего исследования. Сам удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать влияние на дифференциацию слоев населения.

Рыночная система является бесстрастным механизмом. У неё не существует совести. У неё также отсутствуют моральные нормы. Личный характер рыночной экономики в некотором роде даже предполагает высокую степень неравенства доходов. У каждого человека существуют свои личные физические, интеллектуальные и эстетические способности. Кто-то унаследовал исключительные способности. Другим же придется тратить жизнь на подсобные низкооплачиваемые виды деятельности. Кто-то по личностным характеристикам становится высокооплачиваемым профессионалом спортсменом. Другие возможно станут великими художниками и музыкантами. Люди существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования их профессиональной подготовки.

Для нас сегодня более актуальными являются нетрудовые доходы, получаемые незаконным путем. Происходит систематический процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях. Следует отметить, что в широких масштабах используется служебное положение. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами. Они также складываются за счет незаконного изъятия у государства его ресурсов (расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, хищений собственности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм государственной власти.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что причины дифференциации населения в большинстве своем четко обозначены и структурированы в контексте экономических наук. Данные причины следует учитывать в соответствии с действующими на текущий момент времени в стране экономическими стандартами и проводимой экономической политикой для поиска наиболее эффективного пути развития.


Глава 2. Уровень и качество жизни


.1 Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии


Конечной целью при развитии любого общества является повышение уровня жизни населения.

Уровень жизни выражен экономической категорией и социальными стандартами. Он характеризует степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни всегда будут являться: питание и доходы населения, здоровье, домашнее имущество, жилищные условия, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения.

Социальные гарантии представляют собой существующую систему обязательств общества перед своими членами по удовлетворению наиболее важных потребностей. Государство, давая гарантии, предполагает, что общество берет на себя обязательство по созданию внутренних условий каждому члену общества. Это необходимо для реализации его экономической активности и получения дохода.

Социальная защита - система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

Эти компоненты напрямую связаны с количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателей уровня жизни.

В процессе воспроизводства необходимо учитывать взаимные экономические и социальные факторы, такие как питание, образование, жилище, здоровье, и другие. Решающую роль для общества всегда будет иметь уровень жизни, а для производства это будет определяться эффективностью труда.

ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда представляют собой показатели общеэкономического, а уровень жизни - показатель развития общественных структур.

Сложившееся понимание критериев уровня жизни населения акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не только сам по себе, но также в соотношении с потребностями общества в целом.

Общероссийский анализ уровня жизни, определяется содержанием потребительской корзины и прожиточным минимумом. Уровень жизни региона или страны дифференцируется по величине безработицы, средней продолжительности жизни населения. Дополнительно он разделен на основе структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания. Также принимается во внимание уровень квалификации работников. Сюда же относится численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, объектов культуры и спорта, наличие школ, жилья и т.д.)

Следует проводить оценку уровня жизни населения непосредственно взаимосвязи с общеэкономическими показателями. Сюда же следует отнести показатели, сопутствующие общеэкономическим: потребительский спрос, доходы населения, цены, торговля, кредиты и госбюджет. Например, доходы, получаемые населением, являются ключевыми факторами, определяющими основу уровня жизни.

Необходимо выявлять конкретные компоненты уровня жизни. Ими будут являться некоторые виды человеческих потребностей. Удовлетворение данных потребностей будет являться основной частью уровня жизни. Совокупность экономических элементов уровня жизни охватывает в полном объеме саму сферу человеческих потребностей.

На их основе происходит формирование системы показателей уровня жизни. Уровень жизни населения измеряется системой показателей, характеризующих уровень потребления, здоровье, занятость, жилище, образование, социальное обеспечение и другие.


Рисунок 1. Система показателей уровня жизни населения.

социальный дифференциация население

От уровня жизни зависит трудовой функционал работников. Он же выступает рычагом влияния на цену рабочей силы, и её непосредственную реализацию в труде. Понижение или же наоборот повышение производительности труда и как следствие качества уровня жизни населения неизбежно движет экономику вперед или вспять.

Во многих странах для эффективной оценки уровня жизни используют показатель носящий название благосостояния общества. Он отражает минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

Прожиточный минимум представляет собой оценку стоимости суммарного потребления семьи или человека. Она всегда будет определяться на основе минимальной потребительской корзины. Эта корзина в свою очередь дает структуру потребления. Она отражает расходы малоимущих общественных слоев и включает минимальный набор, являющийся необходимым для физиологического выживания. Этот набор в совокупности с прожиточным минимумом зависят от уровня социального и экономического развития страны. Изначально он был принят на основе принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла. На сегодня более 41 миллиона граждан России (30,5%) находится за чертой бедности.

При существующем уровне производства правительство не может повысить планку черты бедности. Оно также в состоянии компенсировать всю разницу между минимальным потребительским бюджетом и социальным дном.

Потребительский бюджет представляет собой сбалансированную систему доходов и расходов у среднестатистической семьи. Он характеризует уровень жизни различных социальных групп.

Самый небольшой потребительский бюджет всегда формируется на основании традиций потребления. На него влияет изменение рынка потребительских услуг и товаров. Он представляет собой прожиточный минимум. Исчисление происходит исходя из средних доходов на душу населения. Он представляет собой наивысший стандарт прожиточного уровня для населения.

Расчет минимального прожиточного минимума определяется на основании продовольственной корзины.

Продовольственная корзина представляет собой набор из продуктов питания одного человека в месяц. Данная корзина рассчитана на основе норм потребления продовольствия населением. Эти нормы соответствуют физиологическим потребностям населения.

Анализ норм потребления, состава и качества потребительской корзины, показывает, что уровень прожиточного минимума не имеет никакого социального и экономического содержания. Он является исключительно умозрительным документом, фиксирующий некую отправную точку для произведения расчетов.

Цена базовой потребительской корзины собственно и представляет собой минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально - демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

Уровень прожиточного минимума представляет собой, как и его бюджет, показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне. Он, как правило, рассчитывается исходя из минимальных норм потребления важнейших товаров и услуг, а также продуктов питания. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять - 41,2%, услуги - 14,2%, непродовольственные товары - 38%, налоги и сборы - 2,6%


Рисунок 2. Показатели бедности.


Таким образом, можно сделать вывод, что сущность понятия уровня жизни формируется согласно основным критериям жизнеобеспечения граждан государства. Данные критерии не являются свойственными только для отдельно взятой территории, они формируются на основе международных санкций о правах человека, но при этом адаптируются под требования и возможности определенного государства и его экономической политики.


.2 Современное состояние и основные направления повышения уровня и качества жизни населения в России


Сбалансированность рынка труда, а также его являются одними из ключевых факторов, обеспечивающих конкурентоспособность России на международной арене. За их достижение отвечают системы профессионального образования и социальной защиты, молодежной политики, а также занятости населения.

Основываясь на современной экономической ситуации в стране на основании санкций введенных в отношении Российской Федерации, уровень жизни населения РФ заметно снизился, однако в средствах массовой коммуникации эта информация отражения не получила.

В настоящее время все чаще затрагиваются вопросы уровня жизни населения, отличий в качестве жизни разных стран, выбора места жительства, и др. Россия, с ее пробелами в законодательстве и несовершенным бытом, значительно уступает иным государствам. Можно сравнить ряд определённых экономических показателей США и России, приведенных в сводной таблице (См. Приложение 1).

Из приведенных в приложении 1 данных можно дать экономическую характеристикам РФ и США, и как можно увидеть Россия занимает по многим из экономических показателей далеко не ведущие места. Тем не менее в России существуют и свои положительные черты. Отсутствие огромного количества преступлений как в США, объясняется ментальной особенностью российского населения решать правовые вопросы без вмешательства правоохранительных органов. В плане экономики же Россия сильно проигрывает США. В России очень высокий коррупционный показатель, однако, Россия всё ещё впереди по запасам нефти, ресурсов, экологии, а также она лидирует в плане вооруженных сил.

Несмотря на достаточно плачевное экономическое положение США, следует помнить, что мнение о том, что многие американцы имеют хороший уровень дохода, ошибочно. Основываясь на данных Бюро переписи населения США, 13,3 % американцев проживают уже за чертой бедности. Это составляет порядка 36,4 миллионов человек. В это же время в России в такой же ситуации находятся 24% населения. Например, штат Миссисипи и столица - город Вашингтон представлены самым низким уровнем дохода населения. Самыми богатыми и подходящими для жизни местами являются штаты Нью-Хэмпшир, Мэриленд и Коннектикут. По данным RINA, средняя продолжительность жизни американцев имеющих средний уровень жизни, составляет около 80 лет. В России, по данным Всемирной организации здравоохранения за 2012 год данная продолжительность жизни составляет около 65 лет. Основой этого являются наиболее благоприятные условия жизни. К ним будет относиться более качественное и разнообразное медобслуживание, питание, уверенность в будущем детей, то есть те самые факторы, позитивно отражаются на психологическом климате общества.

Последние десять лет зарплатоемкость ВВП России возрастала: с 24,6 % в 2000 году до 36,3 % в 2008 году. В 2014 году, несмотря на кризис, этот показатель существенно повысился до рекордных 41 %. В прошлом году, зарплатоемкость ВВП России резко упала на 0,6 %. Россия по внутренней зарплатоемкости существенно обгоняет многие развитые экономики. Так, на сегодня показатель зарплатоемкости ВВП России по-прежнему выше, чем показатели Бельгии (38,1 %), Норвегии (37,5 %), Италии (30,9 %), а также Мальты (38,1 %) и Испании (37,7 %). Он находится наравне с показателями Нидерландов и Кипра - в обеих странах зарплатоемкость ВВП составляет также 39,5 %.

В странах с развитой рыночной экономикой затраты на заработную плату повышаются в соответствии с увеличением производительности труда. В России же такой зависимости нет. Как поясняет Николаев, Россия тратит на зарплаты большую часть ВВП, чем тратят развитые страны, однако этот процесс в нашей стране не сопровождается повышением производительности труда. Суммарная заработная плата в России росла до 2009 года включительно быстрее, чем ВВП страны, это означает, что по росту производительности труда темпы были не те, которые хотелось бы иметь.

Основными группами современных мероприятий, для повышение устойчивости рынка труда в России, а так же для наиболее четкой координации и слаженности системы профессионального образования, предлагаются следующие аспекты:

Следует провести мониторинг рынка труда. К нему предлагается привлечь и работодателей. В данном мониторинге должны быть отражены требования к кадрам, социальные условия жизни работников и их психологическое состояние. Данные полученные в результате этого мониторинга должны послужить для сокращения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда. Это должно произойти на основании приведения планов переподготовки и обучения кадров в профессиональных образовательных учреждениях всех уровней в соответствие с потребностями современного рынка труда.

Система подготовки кадров должна поддердиваться по приоритетным направлениям рынка труда. Работодателей необходимо привлекать к управлению образовательными учреждениями.

Необходимо проводить модернизацию учебных заведений. Следует переходить к клиентоориентированным структурам. Этой же цели способствует внедрение БОР. Должно происходить обновление материально-технической базы учебных заведений. Это должно происходить на всех стадиях включая начальное образование.

Необходимо непрерывное развитие системы образования во всех регионах. Необходимо реализовать программы поддержки институционализированных и неформальных институтов, которые осуществляют свою деятельность в сфере непрерывного образования. На основании этого следует синхронизировать развитие образовательных учреждений всех уровней. Стимулирование этого развития должно происходить на предприятиях России с использованием совершенных инструментов управления человеческими ресурсами.

Необходимо создание и реализация комплекса определенных мер по профессиональной ориентации подростков обучающихся в общеобразовательных учреждений. На данной стадии также важно привлечение к данному процессу активных работодателей. Должно происходить финансирование данной системы и её поддержка, вплоть до кредитования образовательных услуг. Должно происходить системы трудоустройства для современной молодежи, например, создание биржей труда. Здесь также необходимо формирование инфраструктуры развития предпринимательской деятельности.

Необходимо создать условия для стимулирования занятости в России. Как региональный аспект, должно происходить также стимулирование альтернативной занятости, развивающейся в сельской местности. Необходима разработка современных кадровых программ и проектов по развитию образовательных учреждений в сельской местности.

Необходимо осуществлять контроль за миграционными программами. Это необходимо для привлечения в регионы трудоспособного населения. Также это поможет решить проблему развития институтов социокультурной переработки сырья. Важнейшим инструментом организации миграционных процессов и институтом социокультурной переработки должна будет выступить система профессионального образования. К ней также можно отнести систему начального профессионального образования. Однако эта система сможет лишь за счет расширения контингента обучающихся различных возрастов стабилизировать свое положение. Нестабильное положение данной системы ухудшится в связи с сокращением количества выпускников из образовательных учреждений среднего звена. Дополнительно, региональным аспектом необходимо будет разработать функциональную систему языковых курсов. Они выступят культурными институтами помощи мигрантам в освоении языка и преодолении коммуникативных барьеров.

На сегодняшний день одним из приоритетов развития для России становится повышение уровня качества жизни населения в государстве. Без этого невозможно достижение конкурентоспособности России на международной экономической арене, по причине того, что новые виды деятельности потребуют дополнительной разработки стандартов качества уровня жизни. В рамках данного направления необходимо реализовать следующие задачи:

·Увеличить прирост доходов для населения. Наряду с этим необходимо сокращение показателей бедности. Необходимо снизить долю населения, имеющую доходы ниже среднего. То станет основой для дальнейшего сокращения дифференциации населения по объемам доходов.

·Требуется полноценное развитие рынка труда. Это позволит повысить занятость населения и снизить социальное напряжение.

·Необходимо создать равные условия для доступа к социальным благам и услуга, особенно это касается образовательных услуг. Следует также обеспечить социальную защищенность населения. Необходимо подготовить систему социальной защиты к увеличению нагрузки от неработающих слоев населения, представителей старших возрастных групп на население, находящееся в стадии трудоспособного возраста. На основании этого потребуется корректировка стратегий развития социальных инфраструктур в регионах.

·Необходимо улучшить жилищные условия для населения.

·Следует повысить качество работы коммунальных служб и муниципальных подразделений в регионах.

·Следует также провести мероприятия организационно-досуговой деятельности для населения и предоставить членам общества равный доступ к досугово-развлекательным программам.

В качестве первичных мероприятий, которые будут направлены на улучшение уровня жизни населения и повышение инфраструктурной обеспеченности, следует обратить внимание на:

·Разработку программ социальной поддержки и защиты стареющего населения. Следует увеличить число домов-интернатов для престарелых и инвалидов. Дополнительно требуется создать большее количество центров временного пребывания пенсионеров и количества мест в них. Следует также модернизировать инфраструктуру работы с людьми пожилого возраста. В модернизацию войдут специализированные программы обучения соответствующей возрасту и здоровью, предоставления возможностей продолжения труда и пр. Необходимо также более полно проработать программы социальной помощи престарелым людям на дому.

·Необходимо реализовывать социальную помощь непосредственно по адресам. В этой программе должны быть включены социальная поддержка населения, увеличение их дохода и иные мероприятия.

·Должно происходить развитие инжинерно-технологических предприятий в стране и регионах (ЖСК, коммунальные компании и пр.)

·Также следует заниматься жилищным вопросом населения престарелого возраста и инвалидам. В этот аспект включено предоставление гражданам субсидий из бюджета для оплаты части процентных ставок по различного рода займам и кредитам, полученным для строительства или с целью приобретения жилья. Сюда же будет входить предоставление гражданам субсидий из бюджета, направленных на оплату части стоимости жилья, приобретаемого с помощью жилищного займа или кредита.

·Следует оказывать дополнительную государственную поддержку отдельным категориям граждан в плане улучшения жилищных условий. Это могут быть работники социальной сферы, или представители государственных структур.

·Стимулирование предприятий транспортной сферы к развитию и обновлению парка, повышению качества обслуживания пассажиров.

Одна из функций государства направлена на перераспределение национального дохода состоит в том, чтобы максимально снизить разницу в доходах различных слоев общества и обеспечить более благоприятные условия материальной жизни для всех членов общества.

Однако чрезмерное вмешательство государства в процессы перераспределения доходов населения несет риск снижения деловой активности общества и как следствие падение эффективности хозяйственной деятельности в некоторых слоях населения. Специализированные программы социальной поддержки могут увеличить процент социального иждивенчества. На выравнивание доходов между бедными и богатыми прослойками населения социальная перераспределительная политика государства практически не оказывает воздействия.

Для государства предоставляется специфический выбор между экономической эффективностью и экономическим равенством. Это вызывает логичную проблему: чрезмерное равенство неизбежно приведет к снижению среднего уровня жизни населения и качества его жизни. Инициативные и попадают в положение, при котором им не требуется использовать свои персональные таланты.

Неравенство в доходах населения в существенной мере возникло в связи с объективным действием рыночного механизма цен, наряду с природным фактором. Полное искоренение разницы в доходах означало бы полное разрушение рыночного механизма ценообразования.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что современное экономической положение населения в стране в достаточной мере нестабильно. Дифференциация достигает существенных пределов и для ее преодоления требуется разработка новых социально-экономических программ и проектов для стабилизации экономической ситуации.


Заключение


На сегодняшний момент на основании финансового кризиса социально-экономическая дифференциация слоев населения проявляется достаточно четко. Бедные слои населения становятся еще беднее. Более богатые группы людей пытаются за счет кризиса увеличить свой капитал.

Бедность является мировой социально-экономической проблемой. Она активно исследуется и имеет много схожих особенностей на глобальном уровне. Бедность, в теории, по мнению многих экономистов, является неспособностью поддерживать приемлемое качество уровня жизни. Следовательно, так называемые «классические» бедные семьи представляют собой закономерный феномен для большинства стран с развитой рыночной экономикой. Чем больше будут получать доход богатые слои населения, тем меньше финансового потока будет попадать в бедные сектора. Эта закономерность и тенденция, которая на сегодня требует пристального внимания со стороны правительства РФ.

Россия представляет собой далеко не самую бедную страну. В России на данном этапе просто отсутствует механизм грамотного перераспределения доходов среди слоев населения.

В нашей стране у государства на сегодня не имеется функциональных и реально действующих программ по борьбе с бедностью. Все более развитые страны активно совершенствуют свои системы поддержки малоимущих. Они стараются определить границу социальной помощи, за которую она не должна выходить, чтобы не создавать риска социального иждивенчества. Именно такой путь развития должен происходить и в России, однако на данный момент времени, все это является теоретическими рассуждениями.


Библиографический список


1.Антология экономической классики: В 2 т. М., 2012 г. Т. 1. 599 с.

Баженова В.С., Иохин В.Я. Экономическая теория. Микроэкономика - 1,2: Учебник/ под ред. Журавлевой Г. П.//М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011 г. 934 с.

3.Баянова Е. Главный показатель качества жизни // Парламентская газета № 057(2125) от 24 апреля 2012 г. 92 с.

Бобков В.Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России.//М.: ВЦУЖ. 2011 г. 400 с.

5.Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник.// 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2011 г. 544 с.

Гонтмахер Е. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения // Вопросы экономики. 2011 г. № 2. 101 с.

7.Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения.// М.: ЮНИТИ ДАНА, 2011 г. 314 с.

8.Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. // М: Центр экономики и маркетинга, 2011 г. 360 с.

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения // 2-е изд. М., 1987 г. переиздание 2011 г. М. « Эксмо» 303 с.

Николаев А. Н. Современный уровень жизни. // М. Полиграф. 2011 г. 429 с.

Овчарова Л.М. Бедность в России. Мир в России. // Тверь 2013 г. 402 с.

Римашевская Н. М. Проблема борьбы с бедностью в разработках зарубежных правительственных и международных организаций // Бедность: взгляд ученых на проблему // Под ред. М. А. Можиной. М., 2010 г. 414 с.

Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. // М. 2011 г. 427 с.

14.Социальное положение и уровень жизни населения России.// Стат. сб. М.: Росстат. 2014 г. 412 с.

15. Тихонова Н. Е. Социальная структура российского общества: итог восьми лет реформы // Общественные науки и современность. М. 2013 г. № 3. 119 с.

Экономические и социальные проблемы России. Теневая экономика: экономические и социальные аспекты. // Под ред. Жилина И.Ю. Тимофеев Л.М. - М: ФЕНИКС, 2011 г. 168 с.

17. Экономическая статистика: Учебник. // Под ред.проф. Иванова Ю.Н. 3-е изд. перераб. и доп. М.:ИНФРА-М, 2012 г. 736 с.

.#"justify">Приложение 1


Сводный анализ показателей уровня жизни населения в РФ и США.

Статистика преступности в РоссииСтатистика преступности в СШАВсего преступлений:2 952 37011 877 218 (в 3 раза больше чем в России)Примечание:Фактическое количество совершенных преступлений зачастую более информативный показатель чем иная официальная статистика.Уровень компьютерного пиратства:73 % (В 3 раза больше чем в США)20 %Примечание:Уровень пиратства - это число единиц пиратского программного обеспечения, установленного в 2007 году, поделенное на общее количество установленного программного обеспечения.Статистика экономики в РоссииСтатистика экономики в СШАВВП:1,746 трлн. долларов13,060 трлн. долларов (в 6 раз больше чем у России)Примечание:Валовый внутренний продукт (ВВП) это стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год.ВВП (на душу населения):12 264.03 долларов на душу населения43 680.67 долларов на душу населения (в 3 раза больше чем в России)Примечание:Это общий ВВП страны, поделенный на численность ее населения. Таким образом, рассчитывается, сколько продукта производит страна из расчета на одного человека.ВВП и ППС:1 408 603 млн. долларов11 628 083 млн. долларов (в 7 раз больше чем у России)Примечание:ППС - паритет покупательной способностиИндекс человеческого развития:0.7950.944 (на 19 % больше чем в России)Примечание:Индекс человеческого развития вычисляется ООН.Статистика образования в РоссииСтатистика образования в СШАРасходы на образование (% от ВВП):3.8 %5.7 (на 50 % больше чем в России)Примечание:Это расходы правительства на образованиеСтатистика энергетики в РоссииСтатистика энергетики в СШАЦены на бензин:0.540.77 (на 43 % больше чем в России)Примечание:Это отношение цены на премиум бензин в стране и среднего мирового показателя цены на бензинЗапасы нефти:69 000 млн. баррелей22 450 млн. баррелей (в 3 раза меньше, чем в России)Примечание:Это общее количество нефти в разведанных нефтяных месторождениях страны.Статистика экологии в РоссииСтатистика экологии в СШАВыбросы CO2:1 540 3605 762 050 (в 3 раза больше чем в России)Примечание:Это общие выбросы CO2 (без учета землепользования). Единица измерения: тысяча метрических тонн двуокиси углеродаСтатистика правительства в РоссииСтатистика правительства в СШАКоррупция:2,37,2Примечание:Индекс восприятия коррупции (ИВК) - это уровень коррупции, основанный на экспертных оценках и опросах общественного мнения. Чем меньше ИВК, тем больше коррупция. Статистика образа жизни в РоссииСтатистика образа жизни в СШАУровень счастья:6 %39 % (в 6 раз больше чем в России)Примечание:Доля людей, которые ответили на вопрос анкеты: «Принимая во внимание всё, что происходит в вашей жизни, вы...? Очень счастливы, достаточно счастливы, не очень счастливы или совсем не счастливы», В расчет принимается только ответ «очень счастлив».Статистика вооруженных сил в РоссииСтатистика вооруженных сил в СШАЛичный состав вооруженных сил:1,520,0001,366,000 (на 11 % меньше чем в России)Примечание:Всего вооруженных сил (2000)Статистика населения в РоссииСтатистика населения в СШАУровень разводов:3,36 на 1000 человек4,95 на 1000 человек (на 47 % больше чем в России)Примечание:Коэффициент разводов на 1000 человекНаселение в 2015 году:136 696325 723 (на 138 % больше чем в России)Примечание:Усредненный прогноз. В тыс. человек.Статистика транспорта в РоссииСтатистика транспорта в СШААвтомобили:124 автомобилей на 1000765 автомобилей на 1000 (в 5 раз больше чем в России)Примечание:Количество автомобилей на 1000 человек


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Дифференциация (социальная) Дифференциация социальная, расчленение социального целого или его части на взаимосвязанные элементы; Д. обозначает как процесс расчленения, так и его результаты. В немарксистской социологии разрабатывались преимущественно формальные аспекты Д. Теорию Д. в конце 19 в. выдвинул английский философ Г. Спенсер, который заимствовал этот термин из биологии и провозгласил Д. всеобщим законом эволюции материи от простого к сложному, проявляющуюся в обществе как разделение труда. Французский социолог Э. Дюркгейм рассматривал Д. в результате разделения труда как закон природы и связывал Д. функций в обществе с ростом плотности населения и интенсивности межличностных и межгрупповых контактов. Немецкий философ и социолог М. Вебер видел в Д. следствие процесса рационализации ценностей, норм и отношений между людьми. Современная структурно-функциональная школа в немарксистской социологии (американский социолог Т. Парсонс и др.) рассматривает Д. как наличное состояние социальной структуры и как процесс, ведущий к возникновению различных видов деятельности, ролей и групп, специализирующихся в выполнении отдельных функций, необходимых для самосохранения социальной системы. Однако в рамках этой школы вопрос о причинах и типах Д. остаётся не решённым (см. Структурно-функциональный анализ ). Наряду с функциональными, существуют таксономические определения Д., когда термин обозначает просто различия социальных ролей, статусов, групп и организаций. В. И. Ленин подверг критике абстрактную трактовку процесса Д. в буржуазной социологии, не учитывающую того главного, что связано с разделением общества на антагонистические классы (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 10). ═ Основоположники марксизма-ленинизма проанализировали процесс Д. в обществе, связывая его с развитием производительных сил, разделением труда и усложнением общественной структуры. Важнейшие стадии Д. ≈ разделение земледельческого и скотоводческого труда, ремесла и земледелия, сферы производства и семьи, возникновение государства. Марксизм требует конкретного изучения процессов Д. в обществе в целом ≈ возникновения и формирования классов, социальных слоёв и групп, выделения отдельных сфер общества (производства, науки и др.), а также Д. внутри классов, общественных сфер. Такой конкретный анализ показывает, например, что если Д. при капитализме связана с ростом социального неравенства, то в условиях социализма происходит движение общества к социальной однородности, преодоление классовых различий. ═ Л. А. Седов

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Дифференциация (социальная)" в других словарях:

    Энциклопедия социологии

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - (от лат. diferentia – различие) – формирование в обществе классов, др. социальных слоев и групп, их эволюция, рост многообразия, изменения положения в общественной системе. В основе Д. с. лежат экономические процессы и явления. В то же время на Д … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. differentiation, social; нем. Differenzierung, soziale. Расчленение соц. целого или его части на взаимосвязанные элементы, появляющиеся в результате эволюции, перехода от простого к сложному. Д. с. прежде всего включает разделение труда,… … Толковый словарь по социологии

    ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - различия между макро и микрогруппами, а также индивидами, выделяемые по многим основаниям. Отношение к Д.с. составляет специфику разных идеологий, политич. течений и культуп На одном полюсе отношение к Д.с. как к самостоятельной ценности,… … Российская социологическая энциклопедия

    Дифференциация социальная - расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способные привести к соперничеству и конфликтам … Социологический словарь Socium

    Дифференциация - (Differentiation) Содержание Содержание 1. общие ведомости 2. Дифференциация населения 3. Дифференциация функциональных стилей 4. Социальная дифференциация 5. Дифференциация Дифференциация (от лат. differentia — различие) — это… … Энциклопедия инвестора

    - (от лат. stratum слой и facio делаю), одно из осн. понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии. Теории С. с.… … Философская энциклопедия

    - (лат.). Выделение, разграничение, обособление. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ [фр. differentiation Словарь иностранных слов русского языка

    Изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

    - (франц. differentiation, от лат. differentia разность, различие), сторона процесса развития, связанная с разделением, расчленением развивающегося целого на части, ступени, уровни. Различают Д. функциональную, в ходе которой расширяется… … Философская энциклопедия

Книги

  • Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация , . Книга представляет собой исследование социальной структуры современного русского языка. На разнообразном языковом материале авторы показывают, что между языкоми обществом, коммуникативные…
  • Гражданская идентичность и сфера гражданской деятельности в Российской империи. Вторая половина XIX - начало XX века , . В книге, подготовленной международным коллективом историков, ставится вопрос о гражданской идентичности (civic identity) в эпоху общественных перемен, происходивших в Российской империи во…

Общества, согласно которым, главным критерием для определения социальной дифференциации было отношение к средствам производства. В частности, на такой точке зрения стоял марксизм. Однако его теоретики выделяли не только классы, но и прослойки внутри каждого класса (например, мелкая, средняя и крупная буржуазия), тем самым подчеркивая, что неравенство и отчуждение характерны для любых групп людей. Тем не менее, они считали, что их следует преодолеть, и такой класс, как пролетариат, играет в истории именно эту миссию.

В противовес классовой теории сложилась концепция, в основе которой тоже лежала социальная дифференциация. Автором этой теории стратификации был Питирим Сорокин. Он разработал целую систему признаков и критериев общественного расслоения, формирующих структуру социального организма. Сорокин различал одномерную и многомерную стратификацию, то есть, разделение общества на такие группы, как «страты» по одному признаку и по целой их совокупности. Он разделял эти страты по таким характерным чертам, как занятость, доходы, бытовые условия, образование, психологические черты, религиозные верования, стиль поведения, и многие другие. Многие современные социологи считают страты базовым и «конечным» элементом социальной структуры.

Ученых также интересовало, насколько судьба индивида и социальная дифференциация общества детерминированы разделением на страты. Они рассчитали возможность перехода из одной группы в другую (горизонтальная мобильность), а также внутри классов (вертикальная), на протяжении одного, двух или более поколений, выделив среди них закономерную и случайную мобильность. В изучении проблемы стратификации большую роль сыграла теория Макса Вебера. Он полагал, что различие между группами людей обусловлено не только доступом к общественному богатству, власти и праву, но также и социальными показателями - статусом и престижем. Согласно Веберу, каждой группе присущ определенный стиль жизни - привычки, стереотипы, ценности.

Изучением норм, определяющих поведение людей в общественной системе, а также того, как социальная дифференциация влияет на их статус, занимались такие философы и социологи, как Линдон и Мид. Такие составляющие как стереотип и престиж, заставляют человека соответствующим образом, разделяемым их группой, оценивать какого-либо человека или явление (например, какого бренда одежду покупать, отправлять ли детей учиться в Йелький университет, обязательно ли иметь роллс-ройс или мерседес). Если же человек хочет освободиться от навязанной ему роли, как правило, считается, что он утратил престиж, и к нему могут быть применены

Социальная дифференциация в таких случаях оборачивается реакцией группы, а то и целого общества, на поведение индивида, который «уклоняется» от выполнения ожиданий, соответствия общепринятым нормам и ценностям. Подобные санкции могут быть предусмотрены законодательством, а иногда они базируются на обычаях, морали или религии. Особенно это характерно для когда идут в ход даже физические действия - избиение, смертная казнь, самосуд или линчевание, лишение свободы. В других случаях применяются такие экономические санкции, как штрафы или Но в большинстве современных стран в основном ограничиваются выказыванием знаков неуважения.

Взаимодействие между социальными ролями, статусом, санкциями, престижем и другими подобными механизмами изучает особая дисциплина, интеракционизм. Каждая такая группа, утверждают ученые, создает свой собственный «мир», где расписан «сценарий жизни», те или иные поступки, определенная одежда. Существует даже социальная дифференциация языка, порожденная отличиями между крупными коллективами людей в профессиональной или корпоративной области. Но такие миры нестабильны. Те или иные общественные события, особенно крупного масштаба, заставляют людей переосмысливать свои роли и совершать иногда совершенно неожиданные действия. Так происходит изменение привычного мира, в котором роли распределяются вновь.

Социальная дифференциация - внутригрупповой процесс, определяющий положение, статус членов данной общности. Социальная дифференциация общества - атрибут, присущий всем типам обществ. Уже в первобытных культурах, где еще не было различий между людьми по уровню богатства, имелись различия, обусловленные личными качествами индивидов - физической силой, опытом, полом. Человек мог занимать более высокое положение благодаря успешной охоте, сбору плодов. Индивидуальные различия продолжают играть важную роль и в современных обществах.

Согласно теории функционализма, в любом обществе одни виды деятельности считаются более важными, чем другие. Это ведет к дифференциации как отдельных индивидов, так и профессиональных групп. Занятие разными по значимости для общества видами деятельности лежит в основе существующих неравенств и, следовательно, обусловливает неодинаковый доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж.

Системы социальной дифференциации различаются по степени их стабильности. В относительно устойчивых обществах социальная дифференциация более или менее ясно определена, прозрачна, отражает известный алгоритм ее функционирования. В изменяющемся обществе социальная дифференциация диффузна, трудно предсказуема, алгоритмы ее функционирования скрыты или не определены.

Поведение личности во многом определяется фактором социального неравенства, которое в обществе ранжируется, стратифицируется по разным системам, основаниям или показателям:

Социальному происхождению;

Этнической принадлежности;

Уровню образования;

Должности;

Профессиональной принадлежности;

Доходу и богатству;

Образу жизни.

Вопрос 15. Социальное неравенство и социальная справедливость.(интересно).

Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.

Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.

Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.

В закрытых обществах, где социальный контроль направлен на сохранение существующего социального порядка, где человек прикреплен к своему социальному слою и не имеет возможности продвижения в другие страты, социальное неравенство сохраняется и постоянно воспроизводится. Правящими социальными группами таких обществ социальное неравенство расценивалось как воплощение справедливого общественного устройства, а потому всякое отступление от установленного социального порядка должно решительно пресекаться.

Однако те, кто был не согласен с таким принципом мироустройства, связывали представление о социальной справедливости с уничтожением социальных барьеров и утверждением полного социального равенства. Полное равенство понималось как равенство уравнительное, воплощающееся в принципе "всем одно и то же". Чем сильнее социальное неравенство, тем больше у его противников проявляются уравнительные настроения, особенно в сфере распределения благ. Попытки реализовать полное равенство на практике всегда приводили к возникновению новой системы социального неравенства.

В открытых обществах социальное неравенство сохраняется, особенно на уровне доходов. Человек из обеспеченной семьи имеет возможность получить образование в престижных учебных заведениях и быстрее продвинуться по социальной лестнице, чем человек из низших классов. Тем не менее существующий в открытом обществе механизм социальной мобильности способствует смягчению социального неравенства, хотя и не устраняет его. Социальная справедливость понимается как возможность занять престижное место в социальной иерархии сообразно личным достоинствам, способностям, трудолюбию, талантам, знаниям, образованности.

Принцип социальной справедливости трактуется как принцип "справедливого неравенства", находящего свое выражение в требованиях "равная плата – за равный труд" или "свободу сильным – защиту слабым". Именно с точки зрения социальной справедливости решается вопрос, в чем люди равны, а в чем – нет. Выступая мерой распределения социальных благ, справедливость служит основанием для социальной защиты интересов детей, стариков, инвалидов и других социальных групп, которые испытывают трудности в повышении социального статуса.

В открытом обществе требование равенства, понимаемого как полное уравнивание каждого человека со всеми другими по любому из жизненных параметров, ставит под угрозу само существование личности, которая никогда не может быть тождественной всем другим. Девиз открытого общества не "всем поровну!", а "каждый имеет право на достижение более высокого статуса, на признание своих заслуг и достоинств со стороны окружающих!". В открытом обществе социальное равенство означает создание в обществе таких условий, которые способствовали бы реализации принципа равных возможностей для каждого человека, каждой социальной группы. Тогда данный принцип поддерживается требованием равенства юридического, т.е. равенства всех граждан перед законом, а также требованием морального равенства, т.е. равенства всех перед нравственными нормами.

Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.

Сторонники универсальности стратификации убеждены в том, что существующая система неравенства стимулирует усилия людей к достижению более высокого статуса. Кроме того, отдавая предпочтение тем или иным группам, общество обретает уверенность, что необходимая работа будет выполнена хорошо. При этом важно создать механизмы социального контроля (нормы, законы, правила), регулирующие социальное неравенство и не позволяющие возникнуть такому социальному напряжению, которое будет иметь разрушительные для общества последствия. В этом случае справедливость выступает средством смягчения социального неравенства, гармонизации интересов социальных групп, регуляции отношений между группами и членами внутри них. Таким образом, социальная справедливость, с одной стороны, является фактором стабилизации общественной системы, а с другой – силой, объединяющей людей в борьбе с неравенством.

Вопрос 16. Общая характеристика социальных институтов. И вопрос 17. Классификация социальных институтов. И вопрос 18. Экономические институты и экономические отношения. И вопрос 19. Семья как социальный институт, её функции.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

Можно выделить следующие комплексы институтов в обществе: 1. экономические институты, выполняющие функции производства и распределения товаров и услуг; 2. политические институты, регулирующие функции власти и доступ к ней; 3. институты родства, связанные с семьей, браком и воспитанием детей; 4. институты культуры, связанные с религией, образованием, наукой и др.

Институализацией называется процесс, в ходе которого социальные практики становятся достаточно регулярными и долговременными.

Деятельность института определяется:

· набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

· интеграцией его в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить формально-правовую основу социального института;

· наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение функций.

Явные функции социальных институтов

Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.

Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.

Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей.

Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт.

Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами.

Латентные функции. Наряду с прямыми результатами действий социальных институтов существуют другие результаты, которые находятся вне непосредственных целей человека, не запланированы заранее. Эти результаты могут иметь большое значение для общества. Так, церковь стремится в наибольшей степени закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры и часто достигает успеха в этом, Однако независимо от целей церкви появляются люди, которые ради религии оставляют производственную деятельность. Фанатики начинают гонения на иноверцев, и может появиться возможность крупных социальных конфликтов на религиозной почве. Семья стремится социализировать ребенка к принятым нормам семейной жизни, однако чаек бывает так, что семейное воспитание приводит к конфликту индивида культурной группой и служит защите интересов определенных социальных слоев.

Можно не читать(Наиболее выпукло существование латентных функций институте показано Т. Вебленом , который писал, что было б наивно утверждать, что люди едят черную икру потому, что хот утолить голод, и покупают роскошный "Кадиллак" потому, что хот приобрести хорошую машину. Очевидно, что эти вещи приобретают не ради удовлетворения явных насущных потребностей. Т. Веблен делает отсюда вывод о том, что производство предметов потребления выполняет скрытую, латентную функцию - оно удовлетворяет потребности людей в повышении собственного престижа. Такое понимание действий института как производства предметов потребления в корне меняет мнение о его деятельности, задачах и условиях функционирования.

Таким образом, очевидно, что только с помощью изучения латентных функций институтов мы можем определить истинную картину социальной жизни. Например, очень часто социологи сталкиваются с непонятным на первый взгляд явлением, когда институт продолжает успешно существовать, даже если он не только не выполняет своих функций, но и препятствует их выполнению. У такого института, очевидно, существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Подобное явление особенно часто можно наблюдать среди политических институтов, у которых латентные функции развиты в наибольшей степени.

Латентные функции, следовательно, являются тем предметом, который прежде всего должен интересовать исследователя социальных структур. Трудность в их распознании компенсируется созданием достоверной картины социальных связей и особенностей социальных объектов, а также возможностью для контроля за их развитием и для управления протекающими в них социальными процессами.)

Экономические институты . Экономика как подсистема общества сама является социальным институтом, но в этой важной сфере общественной жизни можно назвать также целый ряд социальных институтов, посредством которых организуется экономическая жизнь общества: рынок, собственность, деньги, предпринимательство, труд, биржа и т.д. Особенностью экономических институтов общества является их огромное влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Экономика как социальный институт не только ответственна за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей, она также воздействует на социальные отношения, активность социальных групп и социальную стратификацию общества. По сути дела положение различных социальных групп в обществе определяется системой экономических отношений, хотя другие социальные институты также играют роль в конфигурации социальной структуры общества.

семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления.

Основные функции семьи:

1.Репродуктивная
2. Хозяйственно-бытовая
3. Экономическая
4. Духовная
5. Коммуникативная
6. Досуговая (рекреационная)

(Еще Э. Дюркгеймом статистически было показано, что одинокие, вдовые или разведенные чаще подвержены самоубийству, чем женатые, а женатые, но не имеющие детей, - чаще, чем имеющие детей. Процент самоубийств тем меньше, чем сплоченнее семья. Около 30% умышленных убийств - это убийства одними членами семьи других ее членов.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Заочный факультет

КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»

Контрольная работа по «________________»

За _________курс

Студент: Ф.И.О. Адрес_____________

_________________________________

Группа___________ Шифр___________

(номер зачетной книжки)

Ростов-на-Дону

Тема 9. Социальная структура общества.

Введение

1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

2. К. Маркс и М. Вебер об основаниях социального неравенства.

3. Социальная структура современной России.

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах. Любое общественное явление – будь то семья, класс, революция, государство или технология избирательной кампании – предстает как элемент социальной системы, каковой выступает общество. В рамках этой системы анализируются все социальные явления и процессы, взятые в их взаимодействии.

Между тем, любое общество предстает не как нечто монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно обусловленных связей и отношений – социально-экономических, политических, духовных.

Проблема социальной структуры общества – одна из центральных в социологии. Не случайно в целом ряде изданных на западе научных трудов и учебных пособий социология определяется как наука о социальной структуре общества, социальных группах и их влиянии на поведение людей. Есть, разумеется, и другие толкования предмета социологии. Но во всех случаях проблеме социальной структуры общества отводится видное место. Это же можно сказать о месте данной проблемы в отечественной социологической литературе.

  1. Социальная дифференциация и социальное неравенство. Исторические типы социального неравенства.

Изначально в основании неравенства лежит естественная дифференциация - различия между людьми, обусловленные их физиологическими, психическими и интеллектуальными особенностями. Они могут иметь как врожденный (пол, раса, умственные способности, физическая сила, состояние здоровья и пр.), так и приобретенный характер (вследствие обучения, тренировки, болезни и т.д.). Здесь уместно вспомнить положение Библии о том, что Бог сотворил людей неравными; в христианской традиции естественные особенности людей понимаются как результат промысла Бога о конкретном человеке.

Естественные различия являются одной из основ развития неравных отношений людей - социального неравенства. Эти различия составляли важнейшую базу неравенства в первобытности, и имеют большое значение и сегодня. Различия заключаются в смещении акцентов с одних факторов на другие. Несмотря на примеры таких явлений, как расизм, нацизм, апартеид ХХ века, в большинстве современных демократических стран влияние на социальное неравенство таких естественных различий, как раса и цвет кожи, национальность, состояние здоровья минимизируется. Дальнейшее ослабление данных факторов является заботой многих политических сил (например, создание условий для труда и полноценного быта инвалидов, борьба против расовых предрассудков и др.). В то же время, больший вес приобретают такие естественные факторы, как одаренность в разных областях, психические, интеллектуальные и духовные качества.

Иной уровень дифференциации индивидов - социальный. Социальными называются различия, порожденные социальными факторами, главные из которых следующие:

    Разделение общественного труда, порождающее различные виды занятий и профессий индивидов;

Занятие человека определяется исключительно содержанием его деятельности (работа по дому, хобби, садоводство на даче и пр., а также профессиональные занятия). Профессия предполагает специальное обучение с получением определенной специальности (врач, слесарь, водитель и пр.). Как профессиональная, так и непрофессиональная деятельность может приносить доходы. Существуют многочисленные классификации занятий и профессий людей. Приведем некоторые дихотомические деления: занятия умственные и физические, квалифицированные и неквалифицированные, творческие и однообразные, исполнительские и управленческие, социальные и антисоциальные (в том числе и преступные).

    Различный уклад и образ жизни;

Уклад жизни связан с внешними по отношению к индивиду условиями - как физическими, так и культурными. Физические условия: природно-климатические, экологические, ландшафт, плотность населения, урбанизированность (насыщенность городскими условиями жизни). Культурные условия определяются той социокультурной средой, в которой живет человек (язык, нормы, традиции, религия, идеология и пр.). Принято выделять традиционный уклад, основанный на религиозных нормах и допромышленных отношениях и современный уклад, являющийся светским, индустриальным, урбанизированным. Это социально-детерминированная характеристика, поскольку она во многом определяется тем социальным окружением (нормы и традиции), в котором живет индивид. Образ жизни является личностной характеристикой человека - он зависит от возраста индивида, его образования, рода занятий, уровня духовной культуры, запросов и других подобных факторов. Становление образа жизни определяется как укладом жизни в данной местности, так и процессом социализации личности. Укажем некоторые дихотомические деления типов образа жизни: здоровый и нездоровый, дневной и ночной, нравственный и безнравственный, трудовой и нетрудовой.

    Выполняемые социальные роли (генеральные, профессиональные, семейные, общественные), т.е. ролевой набор личности.

Социальные различия часто служат продолжением естественных. Например, ребенок с музыкальным слухом становится композитором, а ребенок с задержкой в умственном развитии вынужден работать простым грузчиком. Однако бывают и счастливые исключения - к примеру, обойденный природными данными человек, тем не менее, реализует свои скудные возможности. Впрочем, и в этом случае можно увидеть наличие некоторой изначально присущей человеку воли. В то же время, при рассмотрении социальной траектории личности, нельзя исключить ни случай (или провидение), ни свободный выбор и концентрацию усилий воли самим человеком.

Таким образом, общество представляет собой многомерную картину показателей, характеризующих его членов. Социальная дифференциация есть предпосылка самого функционирования общества, поскольку без выполнения различных функций социум существовать не может. Другое дело - социальное неравенство. По точному определению Н. Смелзера, социальное неравенство - это условия, при которых люди имеют неравный доступ к социальным благам.

Исторические типы социального неравенства.

В зависимости от степени и вида неравенства выделяют четыре основных исторических типа стратификации.

Первый тип - рабство - экономическая, социальная и правовая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Исторически выделяют две формы рабства - патриархальную (примитивную) и классическую (античную). При примитивной форме рабства раб, будучи членом той же этнической группы, являлся фактически младшим членом патриархальной семьи. Он жил в одном доме с хозяевами, мог участвовать в социальной жизни, заключать брак со свободными, наследовать имущество хозяина. Его жизнь защищалась правовыми нормами. О.Паттерсон выделил три универсальные черты рабства. Во-первых, рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие или угрозу насилия над рабом. Во-вторых, раб испытывает «отчуждение по рождению», будучи генеалогически изолируемым и лишенных вех прав по рождению. В-третьих, к рабу нет чувства уважения.

Примитивная разновидность рабства существовала в прошлом во всех обществах. Классическое рабство развилось в Древней Греции и Риме, в 40-60-х годах XIX в. на юге США, в средневековом Китае и советском ГУЛАГе.

Второй исторический тип стратификации - кастовый. Классический пример кастового общества - Индия. Кроме нее касты отчасти наблюдаются лишь в некоторых африканских обществах.

Каста - это страта, членством в которой человек обязан только своим рождением. Кастовое положение закреплено индуизмом - национальной религией. Согласно её основным положениям, люди живут бесчисленное множество жизней: умирают и рождаются вновь каждый в касте, соответствующей их поведению в предшествующей жизни. Если человек вел себя плохо, нарушая кастовые обычаи, он рождался в низкой касте, и наоборот. Каста замкнута - выйти из нее нельзя, эндогамна - разрешены только внутрикастовые браки. Касты занимают места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», приписанной их членам и роду деятельности.

Классический образец сословного деления общества - средневековая Европа, Россия - со второй половины XVIII в.

Права и обязанности каждого сословия не только определялись законом, но и освящались религией. Членство в сословии наследовалось. Каждое сословие делилось на множество слоев, рангов, уровней, профессий. Дворянство поставляло офицеров, политиков, духовенство руководило духовной жизнью населения, легитимировало строй. Третье сословие включало крестьян, торговцев, ремесленников, ученых, врачей, юристов и т. п. Оно платило налоги и пополняло государственный бюрократический аппарат. В отличие от каст межсословные браки допускались. Иногда высокий статус можно было купить (в Англии, начиная с короля Ричарда Львиное Сердце) или получить в качестве награды, дарения от монарха (пример - судьба Александра Меньшикова, фаворита Петра I). В современной Великобритании очень часто известные политики, знаменитые актеры, спортсмены и т. п. получают как награду дворянский аристократический титул (пример - баронесса М. Тэтчер).

Рабство, кастовый и сословный строй формируют закрытое общество, где социальные перемещения из страты в страту запрещены либо значительно ограничены.

Открытое общество начинает формироваться с появлением классового (четвертого) типа стратификации.

Классы понимают в широком смысле слова и узком. В широком значении (марксистский подход) под классом понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.