Возникновение правового регулирования международных отношений в период Древнего мира. Основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира. Проблема суверенитета в государствах Древнего мира. Новации греческой и римской цивилизаций в международно-правовом пространстве. «Право народов». Правовое регулирование международных отношений в Средние века.

Первые известные современной науке попытки регулирования правовыми средствами международных политических, социальных и экономических отношений предпринимались человечеством еще в период так называемого Древнего мира за несколько тысячелетий до нашей эры.

Осуществление правового регулирования международных отношений хотя бы в ограниченных небольшим количеством субъектов данных отношений пределах стало возможным только после появления в истории человеческой цивилизации института государства, что относится большинством исследователей к IV тысячелетию до н.э. В этот период на территории Месопотамии, Древних Египта, Индии и Палестины возникли первые в человеческой истории и еще очень несовершенные (во многом примитивные, в частности, в политтехнологическом, институциональном, правовом отношениях) ранние государственные (или точнее предгосударствен- ные) образования.

Данные субъекты мировой политики того времени вступали друг с другом в самые различные политические, военные, экономические и культурные отношения, требующие от этих субъектов юридического и политического определения «правил игры» для всех участников данных отношений.

Как итоги определенных договоренностей между конкретными ранними государственными (или еще только предгосударственными) образованиями, возникали первые в человеческой истории международно-правовые соглашения, самым древним из которых (дошедшим до нас) стал договор между правителями Месопотамских городов Ла- гаш и Умма (Древняя Месопотамия - территория современного Ирака), заключенный за три с небольшим тысячи лет до нашей эры.

Данный договор можно признать самым древним из известных в истории человечества международных договоров. В нем были закреплены образовавшиеся на момент заключения этого договора границы между конкурирующими между собой городами-государствами Древней Месопотамии, а также содержалось добровольно принятое на себя заключившими этот договор государствами обязательство по соблюдению всех достигнутых (и зафиксированных в этом международно-правовом акте) правителями Лагаша и Уммы договоренностей.

Не менее известным, но уже несколько более проработанным в правовом и, особенно, в политическом отношениях международно-правовым договором стал мирный договор, заключенный Египетским фараоном Рамсесом Вторым с Хеттским правителем Хатту- сили Третьим в XIII в. до н.э. В основном, данный договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности территорий обоих государств, а также на выполнение данными государствами целого комплекса союзнических обязательств, выражающихся в предоставлении своевременной военной помощи государству-партнеру по договору в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо иного государства или в случае внутреннего восстания в одном из данных государств.

Кроме того, в качестве жеста доброй воли и определенного политического «сигнала» обе стороны взяли на себя обязательство выдавать союзной державе всех перебежчиков. Через некоторое время после заключения данного договора его положения были в еще большей степени закреплены женитьбой Рамсеса Второго на старшей дочери царя Хаттусили.

Определенные правовые нормы, посвященные правовому регулированию вопросов, относящихся в настоящее время к пространству международного права, входили и в законодательство Древних Индии и Китая.

Так, индийские «Законы Ману» содержали в себе обычаи ведения войны, правовые аспекты положения пленных и раненых на войне и другие юридические положения международно-правового характера.

Рассмотрение вопросов о действенности международных договоров и применении международных санкций содержится в работах древнекитайских авторов Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция (VI-V вв. до н.э.) и Мо-цзы (V в. до н.э.).

Необходимо подчеркнуть, что международно-правовые акты периода Древнего мира отличались:

  • 1) минимальным числом субъектов (авторов) данных договоренностей;
  • 2) примитивным уровнем юридической техники заключавших данные договоренности субъектов международных отношений, что выражалось в стремлении к весьма часто не слишком логичному по смысловому назначению, детализированию некоторых моментов, а также в несвойственной для современных политико-юридических документов «напыщенности» выражений и формулировок;
  • 3) высоким значением религиозных и моральных составляющих (компонентов) данных договоренностей для заключавших их сторон, что проявлялось, например, в неизменном включении в тексты международно-правовых договоров различных обязательств (клятв) религиозного характера.

При этом основной особенностью международно-правовых отношений в древнейший период человеческой истории стало то обстоятельство, что основными субъектами этих отношений выступали заключавшие в своей персоне всю полноту политической, религиозной и правовой власти различные правители (вожди, цари, императоры, фараоны).

Таким образом, получившая впоследствии в человеческой истории название «суверенитет» определяющая политическая и правовая ценность в большинстве государств Древнего мира принадлежала именно правителям, а не народу или какому-либо государственному образованию.

Удивительными исключениями на общем фоне государственных и племенных образований Древнего мира стали Древнегреческие государства-полисы (Афины, Спарта, Коринф и др.), а также Римское государство (начиная с периода Римской Республики - 509 г. до н.э.).

В данных государствах уже за много столетий до нашей эры установилось политико-правовое понимание того, что субъектом мировой политики и международных отношений являются свободные граждане государства-полиса - греки-собственники, участвующие в его управлении (например, в Афинах), а также обладающий полнотой политической власти римский народ (Римская республика), а не некий один правитель как бы сверхъестественного происхождения (как, например, фараон в Египте).

Греческая и римская цивилизации очень многое дали миру политики и права. В пространстве международных отношений Древняя Греция стала первым регионом земного шара и, одновременно, первой цивилизацией, в которой получила распространение практика создания относительно устойчивых политико-военных и политико-экономических союзов между рядом государств (субъектов) международных отношений.

Данные союзы организовывались Древнегреческими государствами с целью противостояния военным, политическим и экономическим интересам конкурирующих государственных образований. Они являлись своеобразными прообразами таких современных субъектов международных отношений, как международные межправительственные организации. Таким союзом был, например, созданный в V в. до н.э. для геополитического противостояния персам Афинский морской союз.

Римская республика и, впоследствии, империя обогатили человечество совершенным юридическим аппаратом, правовыми институтами и целыми отраслями права; развитой правовой техникой; самим правовым образом мысли как таковым.

В пространстве международного права Рим стал автором концепции международно-правовой субъектности римского народа (естественно, созданное в Риме данное политико-правовое представление формально «концепцией международно-правовой субъектности» не называлось, это уже современная формулировка, но она вполне передает отношение римлян к вопросу о правах и предназначении римского народа).

Именно в Риме уже к III в. до н.э. были разработаны и тщательно выверены процедуры ведения международных переговоров и приема иностранных послов (т.е. были заложены основы права внешних сношений и основных составных частей последнего - дипломатического и консульского права, активно действующих до сих пор в системе современного международного права).

Рим первым в истории человечества ввел практику обязательного заключения международных договоров с побежденными в ходе военных действий государственными и племенными образованиями, что позволяло безболезненно и как бы с их добровольного согласия «включать» данных субъектов мировой политики (вместе с территориями данных образований и их населением) в политическое и правовое пространство Римского государства.

Также в Римском государстве (и вновь это стало абсолютной новацией для всего человечества) была создана составленная для разрешения конфликтов и противоречий между иностранцами и римлянами особая правовая система «права народов» (лат. jus gentium ), благодаря активности Рима как центра международной политики того времени ставшая необходимой частью единой системы римского права. Комплекс «права народов» стал первым примером законодательного регулирования положения иностранных граждан в каком- либо государстве, основательно и надолго вошедшим в законодательство этого государства.

В Средние века международное право не получило по-настоящему существенного развития в смысле улучшения юридической техники и универсализации действия международно-правовых отношений и договоренностей, что было обусловлено катастрофой политического гегемона Римского государства, а также регионально-феодальными тенденциями в жизни раннехристианских государств и политических объединений.

Единственным по-настоящему универсально ориентированным «игроком» в политико-правовом пространстве средневекового христианского мира стала Римская Католическая церковь, однако и она в данный период времени была настроена скорее на религиозно-идеологический диктат, чем на достижение неких договоренностей (при этом, в политику в международном масштабе в период Средневековья вмешивалась активно).

Действующими субъектами международного права в Средние века были сюзерены (монархи), а также наиболее значительные по своему положению и возможностям феодалы. Сюзерены могли самостоятельно определять цели и задачи проводимой ими политики, подтверждая определенные договоренности с другими сюзеренами заключением с последними различных договоров и соглашений.

Необходимым условием такого положения вещей был принцип суверенного качества (суверенности) крупного собственника благородного происхождения во всех политических и международно-правовых вопросах. Население государственных образований того времени не обладало суверенитетом и находилось в зависимом положении от сюзерена.

Вместе с тем необходимо отметить, что в средневековый период человеческой истории не стояло на месте развитие переговорных традиций, международных экономических отношений (в первую очередь международной торговли), а также дипломатического оформления процессов начала и окончания военных кампаний; создание военно-политических союзов (пусть и очень локального и кратковременного характера), что объективно подготавливало почву для последующей организации единой системы международного права.

В Средние века, в тогдашней христианской Европе, развивались:

  • 1) международное морское право;
  • 2) право внешних сношений;
  • 3) в некоторой степени - международное экономическое право.

Активную международно-политическую деятельность в годы Средневековья вела также Восточная Римская империя (Византия). Правовая сфера жизни данного (весьма развитого и состоятельного, для того времени, в политическом и правовом отношениях) государственного образования, в том числе и в пространстве международного права, функционировала с сохранением многих традиций права Римского государства (хотя фактическая правосубъектность римского народа в том смысле и виде, в каком она существовала в Древнем Риме, в Византии была, во многом, утрачена). Активные международные отношения связывали Византию и со славянскими государственными и племенными образованиями, особенно с Киевской Русью.

Достаточно активно в пространстве исламского мира развивали международно-правовые отношения средневековые арабские государства. Идеологической и правовой базой для выстраивания международно-правовых отношений служили для арабских государств исламские религиозные положения, в первую очередь, непосредственно установки и догмы Корана. Развитие исламского (в первые столетия после возникновения данной религии это относится (преимущественно) к арабским государствам Ближневосточного региона) международного права началось с VII в. н.э.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие ставшие известными современной науке международно-правовые договоренности возникли раньше всего?
  • 2. Каковы основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира?
  • 3. Кому в государственных образованиях Древнего мира принадлежала вся полнота политической, религиозной и правовой власти (суверенитет)?
  • 4. Что за новации принесли греческая и римская цивилизации в международно-правовое пространство?
  • 5. Что вам известно о «праве народов» {jus gentium)?
  • 6. Каким образом осуществлялось правовое регулирование международных отношений в Средние века?

Обязательная литература

  • 1. История международных отношений: Учеб, пособие / Под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова и Э.Г. Соловьева. - М., 2007.
  • 2. Международное право: Учебник для вузов/Отв. ред. Г.М. Мелков. - М., 2011.
  • 3. Шумилов В. М. Международное право: Учебник. - М., 2008.
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    История возникновения и развития международного права

    Реферат: История возникновения и развития международного права

    Введение

    Международное право в историческом развитии

    Современное международное право

    Система и источники современного международного права

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно - общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным "правом". Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

    В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и так далее.

    Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и так далее) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

    Цель работы рассмотреть основные вопросы возникновения и развитие международного права, а также определить роль, место и задачи международного права в развитии многофункциональных отношений СНГ.

    Международное право в историческом развитии

    Древние века

    Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры.

    Особенностью этих отношений был их очаговый характер, то есть первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.

    Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

    Практика выработала определенные типы договоров: о мире; союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; нейтралитете и другие.

    Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями.

    От падения Римской империи до Вестфальского мира

    Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы обогащались и получали дальнейшее развитие.

    Одной из особенностей феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы осуществляли такое влияние, опираясь на каноническое право, формировавшееся постановлениями церковных соборов и" папских указов.

    Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказывал ислам.

    В этот период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

    В сфере посольского права следует выделить появление с XV века постоянных посольств. Нарушение неприкосновенности послов подвергалось суровому наказанию. Стало складываться суждение, что основанием их прав и привилегий является суверенитет государя, от имени которого они действовали.

    Военные обычаи в средневековый период оставались весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы.

    В ходе военных действий применялось "право добычи" захватившей ее стороны.

    Мирные средства разрешения международных споров стали обогащаться в связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу.

    Лекция 1. История возникновения и развития международного права

    1.1. Периодизация истории международного права

    Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

    Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др.

    С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов» (jиs gentiиm). Оно представляло собой совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления межгосударственного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.

    В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т. д.

    Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т. д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

    История международного права - неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

    Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

    1) 4 тыс. до н. э. - 476 г. н. э. - международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;

    2) 476-1648 гг. - международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

    3) 1648-1919 гг. – Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;

    4) Современное международное право. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало ХХI в.

    Возникновение международного права

    Международное право возникло с распадом общества на классы и образованием государств. Возникновение государств не происходило одновременно, процесс их становлений был неодинаков, он порой занимал довольно длительный исторический отрезок времени. Государственность сформировалась к IV тысячелетию до н.э. Именно в это время появились первые государства Древнего Востока: Вавилон, Ассирия, Египет, Индия, Китай, Персия и др. Отсюда вывод: международное право как система юридических норм, регламентирующих поведение государств в их взаимных сношениях, начинает складываться в IV тысячелетии до н.э. В самом начале своего возникновения международное право носило характер обычного права. Обычай был не только основным, но и единственным источником международного права.

    Первые нормы международного права возникли не на пустом месте. В их основу были положены уже существовавшие междуплеменные правила поведения. При первобытнообщинном строе эти правила регулировали сношения племен по вопросам совместной охоты, разграничения районов проживания, войны и мира, товарообмена и т.д.

    С образованием государств отдельные из межплеменных обычаев и обрядов, которые в новых исторических условиях стали выражать интересы господствующих эксплуататорских классов и охраняться соответствующей принудительной силой государственной организации этих классов, явились первыми нормами международного права. Пока они еще несли на себе отпечатки отжившего родового строя, но уже носили классовый характер.

    Таким образом, международное право возникло тогда, когда общество, раздираемое внутренними противоречиями, раскололось на классы, возникли суверенные государства и отношения между ними.

    Периодизация истории международного права

    "В мире нравственном, как и в мире физическом, все совершается по известным законам: один из этих законов – потребность к общежитию – лежит глубоко в духе человеческом. Как отдельные лица соединяются в государстве, так и отдельные народы чувствуют стремление сблизиться между собою и составить одно целое", – писал русский ученый П. С. Бибиков .

    В реальной же действительности вследствие существования международного разделения труда наличествует объективная двуединая основа международного права, две тесно связанные предпосылки его существования как такового: государственная разделенность общества и прогрессирующая потребность обособленно существующих государств во взаимоотношениях .

    Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированно от других государств. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

    История – калейдоскоп дат, имен, названий. Она имеет свою периодизацию, которая в значительной мере условна. В качестве критериев, отделяющих один исторический период от другого, берутся конкретные даты, связанные с тем или иным событием или лицом. Периодизация условна и в том, что любая дата не является "китайской стеной", напрочь отделяющей один исторический этап от другого. В недрах одного исторического этапа зарождаются характеристики последующего этапа, а тот еще долго несет в себе некоторые черты ушедшего периода.

    В основу периодизации международного права должна быть положена периодизация всеобщей истории.

    Исходя из этого, в учебнике предлагается следующая периодизация истории международного права:

    • 1) IV тысячелетие до н.э. – 476 г. н.э. – международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;
    • 2) 476–1648 гг. – международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;
    • 3) 1648–1919 гг. – международное право Нового времени. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;
    • 4) 1919 г. и по настоящее время – международное право рубежа И-Ш тысячелетия (XX–XXI вв.). Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало XXI столетия. В рамках означенного периода можно выделить два этапа: а) 1919–1945 гг. – международное право Лиги Наций; б) 1945 г. и по настоящее время – международное право ООН.

    Заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

    Своеобразным памятником международного права можно считать и Законы Ману (I век н.э.)., достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права.

    Весьма интенсивную дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи. Получил развитие институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф , который, в случае неуплаты, взыскивался с помощью вооруженных сил.

    В этот же период уже начинает проводиться различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает принцип соблюдения договоров, при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.

    Международное право в средние века

    На развалинах Римской империи в Европе возникло несколько феодальных государств (франков, германцев, саксов и др.). Развитие международного права несколько замедлилось, так как характерной чертой эпохи феодализма являлось «кулачное право ». Война признавалась справедливой формой разрешения международных споров. В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан . Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация «законов и обычаев войны», начинает складываться консульское право.

    Активную роль в международных отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права . Так, на Карфагенском соборе (438 г.) был официально сформулирован один из важнейших международно-правовых принципов — принцип добросовестного выполнения международных обязательств (расta sunt servanda).

    Формирование буржуазных институтов международного права

    Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1654 гг.), основное произведение которого «О праве войны и мира» (1625 г.) не утратило ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе международного права лежат международные договоры ; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Греция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.

    Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека , неотъемлемости основных прав и свобод.

    В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

    На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.

    Возникновение и развитие современного международного права

    Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война . Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

    В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

    Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.

    На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН , который и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

    Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами — Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов .

    70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

    В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права . В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров , правопреемстве государств, правах человека , дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

    80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

    Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США , не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства . Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

    Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

    Российское государство и международное право

    Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.

    В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.

    С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).

    Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.

    В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами . В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

    При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенными Штатами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

    Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

    Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права .

    В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

    Являясь одним из основателей ООН , СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

    С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

    В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.