Законотворческий процесс является основной частью правотворческого процесса. Если результатом правотворчества в целом являются различные формы права – законы, подзаконные нормативно-правовые акты, нормативные договоры, юридические прецеденты, то результатом законотворчества являются законы.

В законотворческом процессе можно выделить два этапа: неофициальный (подготовка нормативно-правового акта) и официальный (его принятие). Принятие нормативно-правового акта процедурно жестко определено и включает в себя следующие стадии:

1. Законодательная инициатива – это процедура внесения проекта нормативно-правового акта обычно в нижнюю палату парламента (в некоторых государствах возможно внесение проекта закона в любую из палат парламента). Субъекты права законодательной инициативы определены Конституцией. Это право порождает у законодательных органов обязанность рассмотреть законопроект. Но предварительно происходит его экспертиза с точки зрения актуальности предмета регулирования, задач и целей законотворчества на данном этапе, просчитывается также экономическое обоснованность принятия акта. При положительном заключении как правило комитет по законодательству Государственной Думы РФ официально включает проект нормативно-правового акта в повестку дня заседания Государственной Думы.

2. Обсуждение законопроекта – это стадия законотворческого процесса, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада инициатора внесения законопроекта (субъекта права законодательной инициативы). Документ должен приобрести необходимое качество, должны быть устранены пробелы и неточности. Обычно обсуждение законопроекта предполагает два или более его чтений. В первом чтении обсуждается общая концепция закона, во втором чтении вносятся к нему поправки.

На стадии третьего чтения принимается законопроект как закон и невозможно внесение поправок.

3. Принятие закона достигается с помощью голосования в третьем чтении простым или квалифицированным большинством голосов. Федеральные конституционные законы принимаются абсолютным большинством обеих палат парламента, федеральные законы принимаются числом голосов – более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Дальнейший ход процесса принятия закона зависит от того, подлежит ли закон обязательному рассмотрению Советом Федерации или нет. Если не подлежит, то считается одобренным по истечении четырнадцати дней и направляется на подписание Президенту. Если подлежит, то необходимо, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты или не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации (для принятия федерального конституционного закона). В случае расхождения позиций Государственной Думы и Совета Федерации по принятию федерального закона возможно преодолеть вето верхней палаты, если за законопроект проголосует не менее двух третей депутатов нижней палаты парламента.

4. Подписание закона главой государства. В течение четырнадцати дней Президент РФ подписывает и обнародует одобренный закон (федеральный и федеральный конституционный). При использовании Президентом РФ права вето обе палаты парламента могут преодолеть его, приняв закон в прежней редакции абсолютным большинством голосов. В этом случае Президент РФ обязан подписать закон в течение семи дней.

Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат подписанию главой государства и вступают в действие (приобретают юридическую силу) по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок их вступления в юридическую силу. Официальными изданиями, в которых публикуются законы в Российской Федерации, являются «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Российская газета». Неопубликованные законы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ не применяются.

Итак, законотворческий процесс начинается с принятия решения о подготовке проекта. До начала подготовки проекта важны предварительные работы, связанные с выявлением потребности в принятии акта и целями правового регулирования. По каждому проекту закона перед началом его разработки подготавливают специальную справку о действующем нормативно-правом регулировании данного вопроса в России и за рубежом. На начальном этапе работы над законопроектом вырабатываются основные положения будущего акта, которые должны обеспечить решение поставленных задач. На стадии подготовки первоначального текста образуются обычно специальные комиссии парламента, ответственные за законопроект. Кроме того, на этой стадии обязательным является проведение юридической экспертизы. Предварительное обсуждение связано с привлечением широкого круга заинтересованных субъектов. Важнейшие законопроекты могут быть вынесены на референдум. После учета замечаний и предложений проект окончательно редактируется. На втором этапе уже законопроект проходит перечисленные стадии официального этапа принятия закона.

Следует отметить, что, во-первых, некоторые из этих стадий весьма емкие и включают ряд этапов: чтение в Государственной Думе, комитетская стадия и др.; во-вторых, перечисленные стадии являются лишь основными, в зависимости от действий различных субъектов законодательного процесса могут появляться и дополнительные стадии (в частности, связанные с подготовкой законопроекта, преодолением разногласий между палатами Федерального Собрания, между палатами и Президентом и др.); в-третьих, стадия рассмотрения закона в Совете Федерации является необязательной (хотя считается, что и в этом случае имеет место «молчаливое одобрение» принятого Государственной Думой закона).

Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ): Президент РФ; Совет Федерации; члены Федерации депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ; Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – но только по вопросам их ведения.

Для отдельных категорий законопроектов субъект права законодательной инициативы устанавливается императивно: например, законопроекты о федеральном бюджете вносятся в Государственную Думу Правительством РФ; о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта или об образовании в ее составе нового субъекта РФ – Президентом РФ; законопроекты о приведении федеральных законов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решениями Конституционного Суда РФ – Правительством РФ и т. п. Законопроекты, связанные с наполнением или расходованием средств федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (не обязательно положительного).



Все законопроекты вносятся в Государственную Думу. Основная работа над текстом законопроекта ведется в ответственном комитете (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). Именно комитет представляет законопроект для рассмотрения на пленарных заседаниях Государственной Думы. На пленарных заседаниях законопроект, по общему правилу, обсуждается в трех чтениях:

В первом чтении обсуждаются концепция законопроекта, его актуальность и практическая значимость;

Во втором чтении законопроект обсуждается детально, постатейно, с различными вариантами поправок;

В третьем чтении законопроект принимается в целом (не допускаются обсуждение статей и внесение содержательных поправок, допустимы лишь редакционные уточнения).

Общих правил о сроках рассмотрения законопроектов в Государственной Думе законодательно не установлено (соответствующие процедурные нормы содержатся в Регламенте палаты). Однако, некоторые законопроекты могут рассматриваться в качестве первоочередных или внеочередных (президентские по его просьбе, в целях реализации решений Конституционного Суда РФ и др.).

Принятие закона Государственной Думой оформляется постановлением палаты, при этом для принятия федеральных законов требуется абсолютное большинство от общего числа депутатов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках к Конституции РФ – квалифицированное большинство (не менее 2/3 от общего числа депутатов). Под «общим числом депутатов» понимается не фактический состав палаты (некоторые депутатские мандаты могут быть вакантными) и не количество присутствующих на заседании палаты депутатов, а конституционно установленный состав Государственной Думы, т. е. 450 депутатов. Таким образом, для принятия федеральных законов требуется как минимум 226 голосов, а для принятия федеральных конституционных законов и законов о поправках – 300 голосов.

Все принятые Государственной Думой законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Федерации, однако, верхняя палата не обязана рассматривать все поступившие из нижней палаты законы – обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат лишь:

а) федеральные конституционные законы;

б) законы о поправках к Конституции РФ;

в) финансовые законы (законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, таможенного регулирования, денежной эмиссии);

г) законы о ратификации и денонсации международных договоров РФ;

д) законы по вопросам войны и мира, статуса и защиты Государственной границы РФ.

Для рассмотрения поступивших из Государственной Думы законов Совету Федерации отведено 14 дней, в течение которых он может одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон. Процедура рассмотрения закона в Совете Федерации более проста. Здесь нет традиционных чтений, вопрос может не выноситься на рассмотрение палаты. Однако члены Совета Федерации организуют обсуждение принятого Государственной Думой закона в субъектах РФ, при этом поступившие из регионов замечания и предложения могут предопределить отклонение закона Советом Федерации. Постановления Совета Федерации об одобрении или отклонении закона принимается абсолютным большинством от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 90 голосов), федеральные конституционные законы и законы о поправках должны быть одобрены квалифицированным большинством – не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации (как минимум 134 голоса). Отклоненные Советом Федерации законы подлежат повторному рассмотрению Государственной Думой, при этом вето Совета Федерации может быть преодолено 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон (понятия «принятый Государственной Думой федеральный закон» и «принятый федеральный закон» не являются тождественными!) в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (если закон рассматривался Советом Федерации и одобрен им, а также в случае «молчаливого одобрения» – Председателем Совета Федерации, а если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации – Председателем Государственной Думы). В течение 14 дней Президент РФ должен подписать и обнародовать поступивший закон или отклонить его. Вето Президента РФ также является отлагательным: если отклоненный закон при повторном рассмотрении в палатах Федерального Собрания будет одобрен в ранее принятой редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов) от общего числа членов Совета Федерации (119 голосов) и депутатов Государственной Думы (300 голосов), то он подлежит подписанию и обнародованию Президентом РФ в семидневный срок. В отношении принятых федеральных конституционных законов и законов о поправках Президент РФ правом вето не обладает.

Обнародование законов осуществляется главным образом посредством их официального опубликования. В буквальном смысле понятия «обнародование» и «опубликование» не совпадают, что не исключает возможности обнародования закона и в иных формах: по телевидению и радио, по каналам связи, путем рассылки адресатам, распространения в машиночитаемой форме и т. п., однако практики такого обнародования нет. В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» с изм. и доп. официальным опубликованием закона является первая публикация его полного текста в одном из источников официального опубликования (каковыми являются «Собрание законодательства РФ», «Российская газета» и «Парламентская газета»). Опубликование закона должно быть осуществлено в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. По общему правилу законы вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования (часто иной порядок вступления в силу предусматривается в самих законах, что является допустимым).

Для принятия отдельных категорий законов (федеральных конституционных законов, законов о поправках к Конституции РФ, закона о бюджете, федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и др.) предусмотрены процедурные особенности.

Помимо законов палаты Федерального Собрания могут принимать постановления и по иным вопросам: об амнистии, о выдвижении обвинения и об отрешении Президента РФ от должности, о различного рода заявлениях, в том числе при реализации иных, кроме рассмотренных, полномочий, в частности при осуществлении межпарламентского сотрудничества.

Законодательный процесс - регламентированный Конституцией РФ, законами и иными нормативно-правовыми актами процесс внесения на рассмотрение законодательного органа, принятия, опубликования и вступления в действие законов.

Законодательный процесс выступает составной частью правотворческого процесса и включает в себя четыре основные стадии:

1) законодательную инициативу; 2) обсуждение законопроекта; 3) принятие закона; 4) обнародование закона. Все эти процедурные моменты нашли свое отражение в новой российской Конституции и в регламентах палат Федерального Собрания РФ.

1. Внесение законопроекта - законодательная инициатива.
Законодательная инициатива - это конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов, конституционных и просто законов, а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими, утратившими силу. Правом законодательной инициативы обладают Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, законодательные (представительные) органы субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Перечисленные государственные органы, должностные лица, члены представительных органов именуются субъектами права законодательной инициативы. Опреде­ленные виды законопроектов, касающиеся финансов государства, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; это - законопроекты о введении или отмене налогов, освобож­дении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об измене­нии финансовых обязательств государства и иные законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу Федерально­го Собрания РФ.

Подготовленный к внесению в палату законопроект направля­ется субъектом права законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обяза­тельную регистрацию законопроекта подразделениями ее аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения ап­парата палаты, где заводится электронная регистрационная карта, в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступле­ния в палату, об этапах его прохождения в палате и т. д. Поступив­ший законопроект Председатель Государственной Думы направля­ет в соответствующий комитет по предметам его ведения для опре­деления его соответствия требованиям ст. 104 Конституции РФ. В течение 14дней комитет обязан рассмотреть законопроект и напра­вить его в Совет Государственной Думы. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а так­же принимает решение о включении этого законопроекта в пример­ную программу законопроектных работ палаты на очередную сес­сию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

2. Обсуждение законопроекта в Государственной Думе. Оно про­ходит в трех чтениях.

Первое чтение законопроекта представляет собой первоначаль­ное рассмотрение законопроекта на планерном заседании нижней палаты (обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ). В период между первым и вторым чтениями в установленный срок (он не может быть менее 15 дней, а для законопроекта по пред­метам совместного ведения - не менее 30 дней) субъекты права законодательной инициативы могут направлять в Государственную Думу, ответственному за обсуждаемый законопроект комитету по­правки, т. е. предложения об изменении, дополнении или исключении той или иной статьи, ее части, формулировки, раздела законо­проекта, рассмотренного в первом чтении. Поправки обобщаются ответственным комитетом Государственной Думы в виде таблицы поправок и выносятся затем для обсуждения их палатой во время второго чтения.

Второе чтение законопроекта предполагает обсуждение на планерном заседании палаты поправок, поступивших от субъектов права законодательной инициативы на законопроект, и голосование о принятии его за основу и в целом. Законопроект, принятый во втором чтении, направляется в ответственный комитет для устране­ния с участием правового управления внутренних противоречий, становления правильной взаимосвязи статей и редакционной правки. По окончании такой работы ответственный комитет направляет законопроект в совет палаты для включения в проект по­рядка работы палаты.

Третье чтение законопроекта- это заключительное обсуждение в Государственной Думе законопроекта без права внесения в него поправок и рассмотрения в целом. В случае если законопроект принят в третьем чтении, то дальнейшему рассмотрению он не подлежит.

3. Принятие закона. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее двух третей голосов от общего числа Депутатов Государственной Думы.

4. Рассмотрение и одобрение Советом Федерации принятого Госу­дарственной Думой федерального закона. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение 5 дней передаются на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает и ставит на голосование поступившие из Государственной Думы законы. Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и зашиты государствен­ной границы РФ, войны и мира. Однако если в течение 14 дней федеральный закон, принятый Государст­венной Думой, не был рассмотрен Советом Федерации, то он также считается одобренным этой палатой. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Закон может быть и отклонен.

5. В этом случае может возникнуть дополнительный этап - пре­одоление разногласий между Советом Федерации РФ и Государствен­ной Думой в связи с отклонением принятого Государственной Думой закона.

6. Подписание и обнародование федерального закона Президентом РФ.Это заключительная стадия законодательного процесса. Участие главы государства неотъемлемая составная часть законода­тельного процесса. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется ему для подписания и обнародования. И в тече­ние 14 дней с момента поступления федерального закона Президент РФ должен принять решение и выбрать один из двух возможных ва­риантов своих действий в его отношении. Во-первых, в течение это­го срока глава государства может подписать федеральный закон и обнародовать его, после чего он в установленном порядке вступает в силу. Во-вторых, Президент РФ в этот же срок может применить свое конституционное право вето и отклонить федеральный закон, не подписав его.

Процедура прохождения федеральных конституционных зако­нов имеет особенности, в частности требуется квалифицированное большинство, причем разное в каждой из палат. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен боль­шинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый таким путем феде­ральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию главой государства и обнародованию.

Принятие закона состоит из нескольких следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком. Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Законотворческий процесс основывается на принципах демократизма, законности, гуманизма, справедливости, научности, гласности, профессионализма, использования правового опыта, связи с практикой, своевременности

Таким образом, исходным началом законодательного процесса выступает законотворческий процесс, представляющий собой особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене законов, основанную на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.

Законодательный процесс в России реализуется на двух уровнях осуществления государственной власти - федеральном и региональном.

Стадии законодательного процесса:

I. Законодательная инициатива – сводится к внесению на рассмотрение ГД законопроекта (право на совершение такого рода дейтсвий именуется правом законодательной инициативы). Согласно ст. 104 КРФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, членам СФ, депутатам ГД, Правительству РФ, законодательным органам субъектов федерации, а так же КС РФ и ВС РФ по вопросам их ведения. При внесении законопроекта в ГД субъектом права законодательной инициативы должны быть представлены:

Пояснительная записка, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции законопроекта;

Текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы;

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению или признанию утратившими силу в связи с принятием данного закона;

Финансово-экономическое обоснование (при необходимости материальных затрат для реализации законопроекта);

Заключение Правительства РФ (если вносится законопроект о введении или отмене налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске гос займов, об изменении финансовых обязательств государства, иные законопроекты, предусматривающие расходы за счет федерального бюджета).

Документы вносятся в ГД и подлежат обязательной регистрации. С момента их регистрации инициатива считается реализованной.



II. Предварительное рассмотрение законопроектов.

В случае отсутствия явных нарушений и соблюдения требований, предъявляемых к законопроектам, Совет ГД направляет законопроект в ответственный комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту. Если законопроект направлен в несколько комитетов для подготовки, то Совет ГД один из них назначает ответственным. С учетом предложений последнего Совет ГД устанавливает срок подготовки законопроекта к рассмотрению.

III. Рассмотрение законопроектов в ГД.

Осуществляется в 3х чтениях, если Дума не примет иного решения в отношении конкретного законопроекта в соответствии с действующим законодательством.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и соответствующие материалы к нему по представлению ответственного комитета ГД направляются ее депутатам не позднее чем за 3 дня до рассмотрения на заседании палаты. При рассмотрении ГД законопроекта в первом чтении обсуждается его общая концепция, актуальность, целесообразность и практическая значимость, дается оценка соответствия основных положений законопроекта КРФ.

Обсуждение начинается с доклада инициатора законопроекта и содоклада представителя ответственного комитета.  Затем заслушиваются предложения и замечания депутатов и депутатских групп, иных лиц, приглашенных на заседание для участия в обсуждении.  По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Дума может: принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний; принять закон или отклонить законопроект. При отклонении законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. В случае принятия законопроекта в первом чтении ГД может установить срок внесения его на второе чтение. Решение о принятии законопроекта в первом чтении требует простого большинства от общего числа членов палаты.



Совет ГД принимает решение о включении законопроекта во второе чтение и определяет докладчика ответственного комитета. Ответственный комитет принимает и анализирует поступившие поправки к законопроекту, составляет таблицу поправок (таблица представляет собой поправки выдвинутые фракциями) и производит подготовку законопроекта ко второму чтению. Таблицы с поправками рассылаются депутатам для ознакомления перед 2 чтением. Одна таблица поправок, рекомендованных к отклонению, вторая таблица одобренных поправок.

При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению. В исключительных случаях возможно возвращение к процедуре второго чтения. Принятый ГД федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который должен рассмотреть данный ФЗ в течение 14 дней, также СФ может одобрить ФЗ по умолчанию без рассмотрения в соответствии с КРФ (ст.106, 108) и если в течение 14 дней он не был рассмотрен, то в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. если Президент подписывает, то закон следует на обнародование и в течение 10 дней вступает в силу, если не установлен специальный срок.

IV. Рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст.105 Конституции РФ принятый Государственной Думой федеральный закон в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 105) устанавливает четырнадцатидневный срок, в течение которого Совет Федерации рассматривает поступивший из Государственной Думы федеральный закон.

По результатам обсуждения Совет Федерации одобряет или отклоняет принятый ГД федеральный закон. Федеральный закон принимается простым большинством, федеральный конституционный закон и закон о поправках к Конституции РФ - квалифицированным, не менее 3/4 голосов от общего числа членов палаты. Постановление Совета Федерации об отклонении принятого Государственной Думой федерального закона с указанием разногласий направляется в Государственную Думу. Постановление об одобрении закона в пятидневный срок направляется спикером верхней палаты главе государства для подписания и обнародования закона.

Преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой по отклоненному Советом Федерации закону. Совет Государственной Думы определяет ответственный комитет, который может рекомендовать Думе:

 - создать согласительную комиссию для преодоления разногласий;

 - принять федеральный закон в ранее принятой редакции;

 - снять федеральный закон с повторного рассмотрения

Для преодоления несогласия верхней палаты Государственная Дума должна принять закон квалифицированным большинством в 2/3 голосов, затем он в течение 5 дней направляется Председателем Думы Президенту РФ для промульгации. И это единственный случай, когда закон направляется главе государства, минуя Совет Федерации.

V. Подписание закона главой государства и официальное опубликование.

В соответствии со ст. 107 Конституции РФ Президент России в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Президент РФ вправе отклонить или возвратить закон. Президент отклоняет федеральный закон, если не согласен с его содержанием (право вето), а возвращает в случае, если нарушен порядок или процедура его рассмотрения и принятия.

В случае возвращения закона главой государства он рассматривается парламентом с того момента, где была нарушена процедура его принятия. Особенной является процедура принятия федеральных конституционных законов, как и законов о поправках в Конституцию РФ, которые принимаются квалифицированным большинством голосов каждой из палат парламента (2/3 Думы и 3/4 Совета Федерации) и подлежат обязательному подписанию Президентом России в течение 14 дней. Таким образом, в отношении их Президент РФ не имеет права отлагательного вето.

ГосДума в свою очередь может:

Принять возражения Президента, внести соответствующие изменения в закон и вновь направить его главе государства;

Снять закон с рассмотрения;

Отклонить возражения главы государства, одобрив закон в прежней редакции квалифицированным большинством голосов.

Статус депутата ГД ФС РФ.

Депутаты Думы избираются населением и представляют в палате весь народ в целом. Депутатом Государственной Думы признается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и ФЗ « О статусе члена СФ, статусе депутата ГД».

К социальным гарантиям деятельности депутата Государственной Думы относятся:

a) ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты

b) ежегодный оплачиваемый отпуск;

c) зачисление времени осуществления полномочий депутата ГД в стаж государственной гражданской службы;

d) медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата Государственной Думы и членов их семей;

e) пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей в случае смерти депутата Государственной Думы;

f) обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы на случай причинения вреда их здоровью и имуществу и на случай заболевания или потери трудоспособности в период исполнения своих полномочий;

g) жилищно-бытовое обеспечение депутата Государственной Думы, не имеющих жилой площади в городе Москве.

Срок полномочий депутата Думы начинается со дня избрания его депутатом и прекращается со дня начала работы Думы нового созыва.

Полномочия депутата могут прекращаться досрочно в случаях:

1) его письменного заявления о сложении полномочий;

2) его избрания депутатом парламента субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом иного органа публичной власти, а равно его назначения на иную государственную или муниципальную должность РФ;

3) его поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения в состав органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации, осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) утраты им гражданства РФ либо приобретения гражданства иностранного государства;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) вступления в законную силу решения суда об ограничении его в дееспособности либо о признании его недееспособным;

7) признания его безвестно отсутствующим либо объявления его умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

8) его смерти.

9) роспуска Государственной Думы в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются:

a) участие в заседаниях, Государственной Думы в порядке, установленном регламентом палаты Федерального Собрания Российской Федерации; в совместных заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации;

b) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации

c) участие в выполнении поручении Государственной Думы и ее органов;

d) участие в парламентских слушаниях;

e) внесение парламентского запроса депутата Государственной Думы (депутатского запроса);

f) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан

g) работа с избирателями (депутаты поддерживают связь с избирателями, рассматривают поступившие от избирателей предложения, заявления, жалобы, и вносят предложения в соответствующие органы власти, местного самоуправления и общественные объединения)

h) Участие в работе депутатских объединений – фракций и депутатских групп в ГД.

Права и обязанности депутата ГД:

1. Депутаты ГД обязаны соблюдать этические нормы;

2. Депутаты ГД представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности;

3. Депутаты ГД имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в ГД законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее 1/5 депутатов ГД может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ;

4. Депутаты ГД пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым ГД, комитетом, комиссией палаты, членами которых они являются;

5. Депутаты ГД вправе направлять парламентские запросы в Правительство РФ, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, Председателю ЦИК, руководителям федеральных органов государственной власти, иных органов государственной власти и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов и должностных лиц;

6. Депутаты ГД вправе самостоятельно, без оглашения на заседании палаты обращаться с запросом к любому члену Правительства РФ на заседании ГД;

7. Депутаты ГД обеспечиваются документами, принятыми палатами Федерального Собрания, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, КС РФ, ВС РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами и общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами;

8. Вмешательство депутатов ГД в деятельность органов дознания, следователей и судов не допускается.

Депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

Населению Пензенской области при наличии не менее 5 тысяч подписей избирателей;

Председателю и депутатам Законодательного Собрания;

Губернатору Пензенской области;

Правительству Пензенской области;

Членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителям от Законодательного Собрания Пензенской области и Правительства Пензенской области;

Пензенскому областному суду;

Арбитражному суду Пензенской области;

Прокуратуре Пензенской области;

Приволжской транспортной прокуратуре;

Главному федеральному инспектору по Пензенской области;

Представительным органам муниципальных образований.

Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Пензенской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Пензенской области, рассматриваются Законодательным Собранием Пензенской области по представлению Губернатора Пензенской области либо при наличии его заключения. Данное заключение представляется в Законодательное Собрание в течение двадцати календарных дней со дня поступления соответствующего законопроекта на рассмотрение Губернатора Пензенской области.

До принятия законопроекта в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право отозвать внесенный им законопроект.

Рассмотрение законопроектов в первом чтении
()

1. Рассмотрение Законодательным Собранием законопроекта в первом чтении начинается с доклада инициатора законопроекта либо его полномочного представителя и содоклада председателя (представителя) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

2. По результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание принимает одно из следующих решений:

принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом высказанных предложений и замечаний;

отклонить законопроект;

с учетом важности рассматриваемого вопроса Законодательное Собрание вправе принять решение об опубликовании законопроекта в средствах массовой информации для изучения общественного мнения по данному законопроекту с последующим его рассмотрением с учетом поступивших замечаний и предложений граждан либо о вынесении на референдум Пензенской области.

3. Решения, указанные в части 2 настоящего раздела, оформляются соответствующим постановлением Законодательного Собрания.

4. Если по итогам голосования предложение о принятии законопроекта в первом чтении не наберет необходимого количества голосов, то он считается отклоненным без дополнительного голосования. Это решение оформляется соответствующим постановлением Законодательного Собрания. Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит и возвращается субъекту права законодательной инициативы. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

5. В случае принятия законопроекта в первом чтении Законодательное Собрание устанавливает срок внесения поправок к законопроекту и ответственных за его подготовку ко второму чтению.

Рассмотрение законопроектов во втором чтении
()

1. Во втором чтении законопроект рассматривается Законодательным Собранием по представлению соответствующего комитета Законодательного Собрания.

Поправки к законопроекту без их предварительного обсуждения в соответствующем комитете Законодательного Собрания не рассматриваются.

Соответствующий комитет может внести на рассмотрение Законодательного Собрания редакцию законопроекта, подготовленную с учетом поступивших поправок.

2. После обсуждения с учетом поступивших поправок закон Пензенской области принимается Законодательным Собранием в целом. Решение о принятии закона Пензенской области оформляется постановлением Законодательного Собрания.

3. Законопроект, не принятый Законодательным Собранием во втором чтении, направляется на доработку для подготовки к рассмотрению в третьем и последующих чтениях в установленном порядке либо может быть отклонен.

Отклоненный законопроект дальнейшему рассмотрению Законодательным Собранием не подлежит. Он может быть доработан субъектом права законодательной инициативы и внесен в Законодательное Собрание вновь в установленном порядке.

Рассмотрение законопроектов в первом и во втором чтении
()

Всесторонне проработанный законопроект, не вызывающий у депутатов сомнений и разногласий, может быть принят Законодательным Собранием в окончательной редакции в первом и во втором чтении одновременно.

Обнародование законов Пензенской области
()

В соответствии с и Законом Пензенской области «О порядке подготовки, принятия и вступления в силу законов Пензенской области и постановлений Законодательного Собрания Пензенской области» принятый Законодательным Собранием закон Пензенской области в течение пяти рабочих дней направляется Губернатору Пензенской области для обнародования.

В случае отклонения Губернатором закона Пензенской области отклоненный закон до истечения десятидневного срока с момента поступления возвращается в Законодательное Собрание с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложением о внесении в него изменений.

Направление постановлений Законодательного Собрания в прокуратуру Пензенской области
( )

Принятые на сессии постановления Законодательного Собрания в течение пяти рабочих дней после дня принятия направляются в прокуратуру Пензенской области.

Повторное рассмотрение законов Пензенской области
()

1. Закон Пензенской области, отклоненный Губернатором, направляется Председателем Законодательного Собрания в соответствующий комитет для дополнительной проработки с участием заинтересованных сторон и подготовки к повторному рассмотрению.

1) одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области, или с учетом его замечаний;

2) одобрить закон Пензенской области в ранее принятой редакции.

3. Председатель Законодательного Собрания по получении решения комитета вносит вопрос о повторном рассмотрении возвращенного закона Пензенской области в первоочередном порядке на очередную сессию Законодательного Собрания. Данный вопрос включается в повестку дня сессии без обсуждения.

4. Повторное рассмотрение закона Пензенской области начинается с выступления Губернатора Пензенской области либо его полномочного представителя, затем слово предоставляется председателю (представителю) соответствующего комитета Законодательного Собрания.

5. Если Законодательное Собрание принимает решение о проведении обсуждения, в нем участвуют только депутаты Законодательного Собрания. Губернатор Пензенской области либо его полномочный представитель по итогам состоявшегося обсуждения вправе выступить с заключительным словом.

6. По окончании обсуждения первым ставится на голосование предложение одобрить закон Пензенской области в редакции, предложенной Губернатором Пензенской области. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа депутатов Законодательного Собрания.

7. Если первое предложение не принято, на голосование ставится вопрос об одобрении закона Пензенской области в ранее принятой Законодательным Собранием редакции. Решение в этом случае принимается не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания. В случае принятия данного решения закон в тот же день направляется Губернатору Пензенской области, который в течение трех дней обязан обнародовать его.

8. В случае если решения, предусмотренные частями 6 и 7 настоящего раздела, не приняты, соответствующий закон Пензенской области считается отклоненным.