Административное наказание (штраф или иной вид) зависит от нарушения:

Нарушение

Должностное лицо

Юридическое лицо

Не соблюдена электронная форма закупки >>>

Штраф 10 – 30 тыс. руб.;
штраф 40 – 50 тыс. руб. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года – если за это нарушение лицо уже штрафовали более 2 раз

Штраф 100 – 300 тыс. руб.

Закупка проведена не по Закону N , когда он должен применяться >>>

Штраф 20 – 30 тыс. руб.

Штраф 50 – 100 тыс. руб.

Просрочено размещение информации в ЕИС >>>

Штраф 2 – 5 тыс. руб.
Штраф 5 – 10 тыс. руб. – при размещении изменений, внесенных в положение о закупке

Штраф 10 – 30 тыс. руб.

Информация не размещена в ЕИС >>>

Штраф 30 – 50 тыс. руб.

Штраф 100 – 300 тыс. руб.

Не соблюдены требования к извещению и документации >>>

Штраф 2 – 3 тыс. руб.

Штраф 5 – 10 тыс. руб.

Нарушен порядок рассмотрения и оценки заявок >>>

Просрочено устранение нарушений >>>

Штраф 30 – 50 тыс. руб.

Штраф 300 – 500 тыс. руб.

Не предоставлена информация для РНП >>>

Штраф 10 – 15 тыс. руб.

Штраф 30 – 50 тыс. руб.


При назначении наказания учитываются конкретные обстоятельства нарушения и лицо, его совершившее >>>

Нарушение сроков размещения информации в ЕИС
Законом N 223-ФЗ установлены сроки совершения определенных действий в ходе проведения закупочных процедур.

Требования к срокам, за нарушение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности


Сведения и документы

Срок размещения

Положение о закупке и изменения, вносимые в положение о закупке

Не позднее 15 дней со дня утверждения

Часть 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

План закупки товаров, работ, услуг

Информация о внесении изменений в план закупки товаров, работ, услуг

Не позднее 10 дней с даты внесения изменений

Часть 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, п. 14 Положения о размещении в ЕИС информации о закупке

Извещение о проведении конкурса или аукциона

Не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок

Часть 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ

Информация о внесении изменений в извещение, документацию

Не позднее 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений (если проводится конкурс или аукцион, продлевается срок подачи заявок не менее чем на 15 дней)

Разъяснения положений документации

Не позднее 3 дней со дня разъяснения документации

Часть 11 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Протоколы закупки

Не позднее 3 дней со дня подписания

Часть 12 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Ежемесячный отчет о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком

Не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным

Часть 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Отчет о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у СМСП

Часть 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Информация об изменении
отдельных условий договора по сравнению с указанными в протоколе закупки

Не позднее 10 дней с момента внесения изменений

Часть 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ

Информация о заключении договора, направляемая в реестр договоров

Не позднее 3 рабочих дней со дня заключения договора

Информация об исполнении, изменении, расторжении договора, направляемая в реестр договоров

Не позднее 10 дней со дня исполнения, изменения, расторжения договора

Часть 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ


Ответственность за нарушение указанных сроков предусмотрена ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Если просрочка вызвана длительными (более одного рабочего дня) техническими неполадками в ЕИС, заказчик не привлекается к ответственности при соблюдении двух условий (ч. 13 ст. 4 Закона 223-ФЗ):
– информация размещена на сайте заказчика в срок, установленный для размещения ее в ЕИС;
– в ЕИС информация размещена в течение одного рабочего дня после устранения неполадок.

Неразмещение информации о закупке в ЕИС
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ. Заказчик может быть привлечен к ответственности за неразмещение:
– извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора;
– изменений, вносимых в такое извещение и такую документацию;
– разъяснений документации о закупке;
Продолжение списка
– протоколов, составляемых в ходе закупки;
– информации об изменении объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора при заключении и исполнении договора по сравнению с указанными в протоколе, который составлен по результатам закупки (ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– изменений, вносимых в положение о закупке (ч. 1 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– плана закупки (ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– плана закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (ч. 3 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– информации и документов, направляемых в реестр договоров (ч. 2 ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ);
ежемесячного отчета о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
См. Как разместить в ЕИС отчетность о закупках по Закону N 223-ФЗ.
– информации о годовом объеме закупки, которую заказчик обязан произвести у СМСП – если заказчик обязан осуществлять определенный объем закупок у таких субъектов (ч. 21 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Ответственность не наступает, если в ЕИС не размещена информация о закупках, которую согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещать необязательно.

Рекомендация. Если в отношении заказчика возбуждено административное производство в связи с неразмещением информации в ЕИС, целесообразно разместить ее до рассмотрения дела и представить соответствующие доказательства на разбирательство по делу. В таком случае может быть применен штраф в меньшем размере, поскольку действия заказчика будут квалифицированы как нарушение сроков размещения информации в ЕИС (см., например Постановление Хабаровского УФАС России от 15.02.2016 по делу N 8-04/19).

Несоблюдение требований к содержанию извещения и документации о закупке
К административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ могут привлечь в следующих случаях:
– сведения в извещении о проведении закупки не соответствуют сведениям в документации (ч. 8 ст. 4 Закона N 223-ФЗ);
– сведения отсутствуют в извещении о закупке (ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Примеры возможных нарушений требований к содержанию извещения о закупке


Сведения, которые должны быть указаны в извещении (ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

Возможные нарушения

Способ закупки

сведения не указаны

Информация о заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона)

сведения не указаны

Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг

Сведения не указаны;
– указаны неконкретные сведения (слишком общий предмет договора, приблизительное количество товара, открытый перечень выполняемых в ходе исполнения договора работ, оказываемых услуг и т.д.)

Место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг

Сведения не указаны;

Сведения не указаны;

См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Срок, место и порядок предоставления документации о закупке (в том числе размер, порядок и сроки внесения платы за ее предоставление, если плата установлена)

сведения не указаны

Сведения не указаны;

См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Сведения отсутствуют в документации о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).

Примеры возможных нарушений требований к содержанию документации о закупке

Сведения, которые должны быть указаны в документации (ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ)

Возможные нарушения

Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами согласно законодательству о техническом регулировании, документами, применяемыми в национальной системе стандартизации (или обоснование использования иных требований), и иные требования, связанные с определением соответствия товара, работ услуг потребностям заказчика

Сведения не указаны;
– указаны сведения, которых недостаточно для подготовки заявок на участие в закупке
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке

сведения не указаны
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара (работы, услуги), который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик

сведения не указаны

Место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги

Сведения не указаны;
– указано, что поставка осуществляется по адресам, которые приведены в заявках заказчика

Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота)

Сведения не указаны;
– указано, что начальная (максимальная) цена не установлена и (или) будет определена по результатам закупки
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги

Сведения не указаны;
– указаны неконкретный размер аванса и иные условия оплаты
См., например, Постановление ФАС России от 27.01.2016 по делу N АК001-16

Порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей)

сведения не указаны

Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке

сведения не указаны

Требования к участникам закупки и перечень документов, необходимых для подтверждения их соответствия этим требованиям

сведения не указаны (например, отсутствует требование представить лицензию, когда деятельность, являющаяся предметом закупки, подлежит обязательному лицензированию)

Форма, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке

сведения не указаны

Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки

Сведения не указаны;
– указаны неточные сведения (например, период или максимальный срок подведения итогов)
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

сведения не указаны

Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке

Сведения не указаны;
– установлен неопределенный порядок оценки (например, указано, что заявки оцениваются по степени предпочтительности, но нет алгоритма ее установления)
См. Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ)


Нарушение порядка рассмотрения, оценки и сопоставления заявок
Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ. К ней могут привлечь в следующих случаях (ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ):
– при рассмотрении заявок отклонена заявка в связи с ее несоответствием требованию к участникам закупки, предмету закупки или условиям исполнения договора, которое отсутствует в документации либо установлено неточно (см., например, Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ));
– к оценке и сопоставлению допущена заявка, которая не соответствует требованию, установленному в документации;
– при оценке заявок использованы критерии, которые не указаны в документации, и не использованы критерии, установленные в ней;
– ранжирование заявок или присвоение им оценочных баллов проведено в порядке, который отсутствует в документации.

Невыполнение в срок законного требования контрольного органа устранить нарушения
За невыполнение законного решения или предписания ФАС России и его территориальных органов об устранении нарушений законодательства о закупках в срок, установленный в этом решении или предписании, ч. 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрен административный штраф.
Вместе с тем лицо нельзя привлечь к ответственности за просрочку исполнения предписания, если до истечения срока его исполнения принято к производству арбитражного суда заявление об обжаловании этого предписания (ч. 2 ст. 52 Закона о защите конкуренции).

Непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации для включения в реестр недобросовестных поставщиков
Обязанность заказчика предоставлять ФАС России для включения в РНП информацию о поставщиках, уклонившихся от заключения договора, и о поставщиках, с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением условий, установлена в ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ.
Административная ответственность может наступить в следующих случаях:
1) не предоставлена информация, которая предусмотрена п. п. 2 – 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211), или предоставлена заведомо ложная информация о недобросовестном поставщике;
2) нарушены сроки предоставления информации о недобросовестном участнике закупки:
– при его уклонении от заключения договора – 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора либо со дня заключения договора с иным участником закупки (п. п. 2, 3 указанных Правил);
– при расторжении договора по решению суда – 10 рабочих дней со дня такого расторжения (п. 4 названных Правил).
Перечисленные нарушения влекут наложение административного штрафа по ст. 19.7.2-1 КоАП РФ.

Обстоятельства, которые учитываются при определении меры административной ответственности
Вид административного наказания и размер штрафа за совершение конкретного правонарушения зависят от следующих факторов:
1) лицо, которое привлекается к ответственности:
– должностное лицо – лицо (работник заказчика, член закупочной комиссии), на которое заказчиком возложены функции по организации и проведению закупки либо осуществлению отдельных действий, в ходе которых совершено нарушение (ст. 2.4 КоАП РФ);
– заказчик как юридическое лицо;

2) конкретные обстоятельства правонарушения (ч. 2 ст. 4.1

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Федеральный закон 223-ФЗ

ШТРАФЫ ПО 223-ФЗ

16.05.2014 вступил в силу Федеральный закон №122-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий административную ответственность за невыполнение норм 223-ФЗ при осуществлении закупочной деятельности заказчиков, попадающих под действие 223-ФЗ. Закон был разработан Федеральной антимонопольной службой.

В зависимости от нарушения штраф для должностных лиц составит от 2 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 5 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, в случае повторной закупки не в электронной форме товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляется в электронной форме, должностное лицо, ответственное за проведение закупки, может быть оштрафовано либо дисквалифицировано на срок до 1 года.

Под должностными лицами, подлежащими привлечению к ответственности, понимаются лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок, в т.ч. члены комиссии по осуществлению закупок.

Нарушение Пояснение Штраф для должностного лица Штраф для юридического лица Норма КоАП РФ
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме Нарушение Постановления Правительства №616 10 — 30 т.р. 100 — 300 т.р. Часть 1 ст. 7.32.3
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка должна осуществляться в электронной форме, в иной форме, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение более двух раз Многократное нарушение Постановления Правительства №616 40 — 50 т.р. или дисквалификация от 6 мес. до 1 года Часть 2 ст. 7.32.3
Осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке Непроведение закупки в порядке, предусмотренном Законом о КС, когда закупка должна проводиться в таком порядке согласно Закону № 223-ФЗ 20 — 30 т.р. 50 — 100 т.р. Часть 3 ст. 7.32.3
Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Нарушение сроков публикации информации в ЕИС (кроме изменений в положение о закупке) 2 — 5 т.р. 10 — 30 т.р. Часть 4 ст. 7.32.3
Неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Неразмещение информации в ЕИС 30 — 50 т.р. 100 — 300 т.р. Часть 5 ст. 7.32.3
Нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Нарушение сроков публикации информации в ЕИС об изменении положения о закупке 5 — 10 т.р. 10 — 30 т.р. Часть 6 ст. 7.32.3
Несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг Нарушение ч. 9-10 ст.4 223-ФЗ (требования к содержанию извещения и документации) 2 — 3 т.р. 5 — 10 т.р Часть 7 ст. 7.32.3
Предъявление требований к участникам закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, к закупаемым товарам, работам, услугам и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке товаров, работ, услуг Предъявление требований, не указанных в документации 2 — 3 т.р. 5 — 10 т.р Часть 8 ст. 7.32.3
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок Невыполнение предписания или требования 50 т.р. 500 т.р. Часть 7 ст. 19.5
Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Невыполнение решения или предписания об устранении нарушений 30 — 50 т.р. 300 — 500 т.р. Часть 7.2 ст. 19.5
Непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) либо представление заведомо недостоверной информации о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц Ненаправление сведений об участнике для включения в РНП 10 — 15 т.р. 30 — 50 т.р. Статья 19.7.2-1

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗАКАЗЧИКОВ

Кроме административной, существует также уголовная ответственность за преступления в сфере публичных закупок, в том числе для организаций, осуществляющих закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Такие преступления могут быть квалифицированы по следующим статьям УК РФ:

  • мошенничество (ст. 159);
  • присвоение или растрата (ст. 160);
  • вымогательство (ст. 163);
  • недопущение, ограничение или устранение конкуренции (ст. 178);
  • принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179);
  • злоупотребление полномочиями (ст. 201);
  • коммерческий подкуп (ст. 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285).

Закон устанавливает ответственность за нарушение положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ « О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц » (далее – 223-ФЗ). Административными правонарушениями будут признаваться, в частности следующие действия/бездействия:

1. нарушение требований к содержанию извещения и закупочной документации;

2. несоблюдение заказчиком сроков размещения информации о закупке. При этом в качестве самостоятельного состава административного правонарушения выделяется нарушение сроков размещения изменений в положение о закупках (за него на должностных лиц может быть наложен более высокий штраф);

3. неразмещение заказчиком информации о закупке;

4. предъявление требований к участникам закупки, закупаемым товарам или оценка и сопоставление заявок по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;

5. нарушение требования о проведении закупки в электронной форме, если обязательность проведения закупки в электронной форме установлена законодательством Российской Федерации .

6. невыполнение в установленный срок законного решения или предписания уполномоченного органа исполнительной власти об устранении нарушений законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц;

7. непредставление или несвоевременное представление информации о недобросовестных участниках закупки либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков (ФАС России).

Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлении закупок в соответствии с 223-ФЗ (включая членов комиссий по осуществлению закупок), несут административную ответственность за указанные выше правонарушения как должностные лица.

Основным видом административного наказания, применяемым за совершение правонарушений в сфере действия 223-ФЗ, является штраф. Максимально установленный размер штрафа для юридических лиц составит 500 000 рублей и может назначаться за невыполнение решения или предписания уполномоченного органа. Еще одним видом наказания, который может быть назначен за совершения административного правонарушения в сфере действия 223-ФЗ, является дисквалификация. Дисквалификация распространяется только на должностных лиц. Законом устанавливает один случай применения указанного наказания - при нарушении требований об осуществлении закупки в электронной форме (если такая форма обязательна), если ранее указанное должностное лицо было подвергнуто административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз . Срок дисквалификации может составить от шести месяцев до одного года. Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Федеральный закон 223-ФЗ регулирует проведение закупок определенными видами юридических лиц, подпадающих под пристальный государственный надзор в связи со спецификой своей деятельности или формой организационного устройства.

Изначально нарушение норм не предусматривало каких-либо мер ответственности, но ситуация поменялась в 2014 году, когда Указом Президента в законодательство были внесены изменения, предусматривающие за нарушение вышеуказанного нормативного акта.

Основным нормативным документом, определяющим за нарушение норм 223 Федерального закона, является Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Согласно ему предусмотрены следующие меры ответственности, при этом основанием привлечения к ответственности могут быть как виновные действия, так и бездействие.

Наименование правонарушения Статья КоАП РФ Меры ответственности для должностных лиц Меры ответственности для юридических лиц
Несоблюдение процедуры закупок в случаях, когда данная форма обязательна п. 1 ст. 7.32.3 10-30 тысяч рублей 100-300 тысяч рублей
Повторное нарушение при выборе закупки п. 2 ст. 7.32.3 40-50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года
Несоблюдение предусмотренной законом формы процедуры закупок п. 3 ст. 7.32.3 20-30 тысяч рублей 50-100 тысяч рублей
Нарушение сроков размещения обязательной информации в п. 4 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 10-30 тысяч рублей
Неразмещение обязательной информации в ЕИС п. 5 ст. 7.32.3 30-50 тысяч рублей 100-300 тысяч рублей
Нарушение сроков размещения в ЕИС изменений, которые вносятся в правовые акты заказчиком п. 6 ст. 7.32.3 5-10 тысяч рублей 10-30 тысяч рублей
Ненадлежащее составление извещений о закупке п. 7 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 5-10 тысяч рублей
Предъявление незаконных требований к закупок, которые не отражены в документации п. 8 ст. 7.32.3 2-3 тысячи рублей 5-10 тысяч рублей
Нарушение норм о порядке предоставления сведений о недобросовестных участниках закупки и либо предоставление заведомо ложной информации в реестр недобросовестных участников ст. 19.7.2-1 10-15 тысяч рублей 30-50 тысяч рублей
Невыполнение в срок законных предписаний и решений контролирующих органов в области закупок п. 7.2 ст. 19.5 30-50 тысяч рублей 300-500 тысяч рублей

Размер налагаемого штрафа в каждом конкретном случае зависит от следующих факторов:

В случае если правонарушение было незначительным и не имело серьезных последствий, может быть вынесено предупреждение. Также при наложении штрафа должностному лицу учитывается его характеристика и материальное положение.

Меры административной ответственности налагаются согласно Постановлению № 189 от 07 апреля 2004 года.

Порядок наложения штрафов

Порядок привлечения к административной ответственности состоит из следующих этапов:

  • проведение плановой и внеплановой органами ФАС;
  • вынесение решения о привлечении к административной ответственности при обнаружении состава правонарушения;
  • оспаривание решения контролирующего органа при необходимости.

Административная ответственность может применяться как к юридическим, так и к

" № 11/2016

По сравнению с административными правонарушениями, установленными в КоАП РФ касательно законодательства о контрактной системе, правонарушений по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ оговорено совсем немного, а размер штрафов неизмеримо меньше. Каковы эти нарушения и что грозит в случае их обнаружения?

Хотя сам Закон № 223-ФЗ начал работать еще с 2012 года, в КоАП РФ статьи об административной ответственности за правонарушения при его применении появились лишь спустя два с половиной года – Федеральным законом от 05.05.2014 № 122-ФЗ в КоАП РФ была включена новая ст. 7.32.3 «Нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бюджетные учреждения получили право осуществлять свои закупки в рамках Закона № 223-ФЗ с 01.01.2014, когда вступил в силу Закон о контрактной системе. Последний закон позволил бюджетным учреждениям наряду с автономными и другими организациями с государственным или муниципальным участием использовать Закон № 223-ФЗ для осуществления закупок, но только при расходовании определенных видов средств. К ним относятся средства получаемых учреждениями грантов, внебюджетные средства, получаемые от оказания платных услуг (выполнения платных работ), средства, расходуемые при привлечении учреждением иных лиц для поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ за счет средств, которые учреждение получает в качестве исполнителя контракта, в том числе государственного или муниципального контракта . И многие бюджетные учреждения в соответствии с Законом № 223-ФЗ утвердили свои локальные положения о закупке и реализуют на практике это право – чаще всего при расходовании внебюджетных средств.

Не применена обязательная электронная форма закупки.

Осуществление закупки товаров, работ, услуг (ТРУ) в случае, когда такая закупка должна осуществляться в электронной форме , в иной (не электронной) форме влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Если же данное нарушение выявлено уже в третий раз, то должностному лицу грозит более строгое наказание – штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Понятие «закупка в электронной форме» в действующем законодательстве пока не определено, но укажем, что согласно позиции ФАС это, как минимум, такая закупка, при которой обеспечивается возможность подачи участником закупки заявки в виде электронного документа и размещения заказчиком на сайте информации о проводимой закупке, а как максимум – закупка, осуществляемая через электронную торговую площадку .

Например, в конце 2014 года некий спортивный клуб армии осуществил закупку услуг по уборке зданий. В соответствии с утвержденными правилами торги по закупке таких услуг должны проводиться в электронной форме. Однако заказчик в закупочной документации фактически предусмотрел только подачу заявки на бумажном носителе – в документации фигурировало требование о «прошивке» листов заявки, местом подачи заявки был указан конкретный адрес вплоть до номера кабинета и т. д. Поэтому ФАС признала наличие административного правонарушения, а суд впоследствии встал на сторону контролирующей организации .

Применен неправильный порядок закупки.

Осуществление закупки ТРУ в случае, когда такая закупка должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ о контрактной системе, в ином порядке влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 72.32.3 КоАП РФ). Например, если бюджетное учреждение проведет закупку в рамках Закона № 223-ФЗ за счет средств субсидии, предоставленной ему на выполнение государственного или муниципального задания (данный вид средств не подлежит расходованию при закупках по Закону № 223-ФЗ), то здесь будет иметь место рассматриваемое нарушение.

Не соблюдены сроки обязательного размещения информации в ЕИС.

Нарушение предусмотренных законодательством РФ о закупках ТРУ отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе (ЕИС) обязательной информации о закупке влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 4 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

Обратим внимание, что здесь речь идет о сроках, установленных в самом Законе № 223-ФЗ, а не в положении о закупке. Например, такое нарушение будет иметь место, если заказчик нарушил определенный срок размещения в ЕИС протоколов, составляемых в ходе закупок, – три дня со дня подписания этих протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Особо выделено нарушение установленных законодательством РФ в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупки ТРУ заказчиком, утвержденные с учетом положений законодательства РФ в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц. Здесь идет речь конкретно об изменениях, вносимых в положение о закупке – эти изменения должны быть размещены в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Наказание здесь немного жестче, чем при нарушении сроков размещения в ЕИС другой информации: для должностных лиц – административный штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. и от 10 до 30 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 6 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

А вот если предусмотренное законодательством РФ размещение информации вообще не было осуществлено, то тут наказание еще более строгое: для должностных лиц – штраф в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ч. 5 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

Практический пример: акционерное общество разместило в ЕИС план закупки на 2015 год 03.12.2015, нарушив установленный срок почти на год . ФАС обнаружила в этом состав административного нарушения, но несмотря на такую большую просрочку наложил на заказчика как на штраф в минимальном размере – 10 тыс. руб. Другой пример – заказчик задержал на пять дней размещение в ЕИС ежемесячного отчета о заключенных договорах. ФАС в данном случае наложила штраф на конкретное должностное лицо заказчика, допустившее нарушение, но тоже в минимальном размере – 2 тыс. руб.

Нарушены требования к содержанию извещения о закупке и (или) документации.

Несоблюдение предусмотренных законодательством РФ требований к содержанию извещений о закупке ТРУ и (или) документации о закупке влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Например, при проведении открытого конкурса на строительство административно-делового центра заказчик в документации о закупке установил, что оценка заявок в числе прочего производится по критерию «качество работ и квалификация участника конкурса», но не определил конкретные показатели, на основании которых оценивается критерий, и алгоритм проставления баллов в диапазоне между минимальным и максимальным их количеством. ФАС сочла описанное действие нарушением требования закона, согласно которому в документации о закупке должен содержаться порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, и вынесла решение о наложении на должностное лицо заказчика штрафа в размере 2 тыс. руб. Отметим, что в данном случае указанным в постановлении ФАС основанием для применения минимального размера штрафа является то, что должностное лицо заказчика ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение подобного правонарушения.

Заказчик предъявил необоснованные требования.

Предъявление требований к участникам закупок, к закупаемым ТРУ и (или) к условиям договора либо оценка и (или) сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке, влекут наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 8 ст. 72.32.3 КоАП РФ).

Практический пример : заказчик провел аукцион по закупке комплекса работ, включающего поставку оборудования для реконструкции инженерных сетей материального склада. Одним из требований к участнику, согласно закупочной документации являлось наличие у него системы менеджмента качества деятельности по предмету аукциона, а подтверждением наличия должно было стать «предоставление действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями при их наличии, а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение контроля является обязательным), либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы».

Один из участников закупки представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на выполнение работ по предмету аукциона, но заказчик отказал ему в допуске к участию в аукционе на основании того, что в представленном сертификате отсутствовали сведения о поставке оборудования, которая является частью работ, закупавшихся через аукцион. Таким образом, по мнению заказчика, участник закупки представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на выполнение работ, но не представил действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на поставку (реализацию) оборудования. Однако ФАС сочла, что здесь имело место предъявление к участнику закупки требования, не прописанного в закупочной документации, ведь в ней не содержалось указания на необходимость предоставления действующего сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO на поставку (реализацию) оборудования, а говорилось просто о «работах по предмету аукциона». Решение ФАС – наложение на заказчика как на юридическое лицо административного штрафа в размере 5 тыс. руб.

Кто наказывает и кто несет ответственность.

Как уже было показано в приведенных примерах, выявлять правонарушения и составлять соответствующие протоколы уполномочены должностные лица ФАС . Кроме того, обратим внимание, что при данных правонарушениях несущими ответственность должностными лицами считаются не только руководители заказчиков, но и лица, осуществляющие функции по организации и проведению закупок, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок (ст. 2.4 КоАП РФ).

Заказчик не проинформировал контролирующие органы.

Отдельной статьей КоАП РФ предусматривается административная ответственность за непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок ТРУ отдельными видами юридических лиц (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ). Под этой информацией понимаются сведения о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) , а соответствующим уполномоченным органом является ФАС.

Напомним, что в целях ведения реестра недобросовестных поставщиков, заказчики должны направлять в ФАС сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договора, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров. Данное правонарушение влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 тыс. до 15 тыс. руб., на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Как и в предыдущем случае, должностным лицом здесь считается лицо, осуществляющее функции по организации и проведению закупок20. Выявлять нарушения и составлять административные протоколы уполномочена, опять же, сама ФАС.

Штрафные санкции за нарушение положений Закона № 223-ФЗ.

Нарушение

Объект

Санкции

Основание

Не применена обязательная электронная форма закупки

От 10 тыс. до 30 тыс. руб.

От 40 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года (нарушение в третий раз)

Часть 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ

От 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Часть 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление № 616

Применен неправильный порядок закупки

От 20 тыс. до 30 тыс. руб.

Часть 3 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Нарушение при размещении информации в ЕИС

Не соблюдены сроки размещения информации в ЕИС

От 2 тыс. до 5 тыс. руб.

Часть 4 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Не соблюдены сроки размещения изменений в положение о закупке в ЕИС

От 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Часть 6 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Информация в ЕИС не размещена

От 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Часть 5 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Нарушены требования к содержанию извещения о закупке и (или) документации

От 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Часть 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ

От 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Необоснованные требования заказчика

От 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Часть 8 ст. 72.32.3 КоАП РФ

От 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Заказчик не проинформировал контролирующие органы

От 10 тыс. до 15 тыс. руб.

Статья 19.7.2-1 КоАП РФ

От 30 тыс. до 50 тыс. руб.

В заключение укажем, что административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности (как должностным, так и юридическим), не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу (ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Неуплата административного штрафа в установленный срок тоже является административным правонарушением и влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы – до 50 часов (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Часть 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее – Постановление № 616).

Пункт 2 разд. VII Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, утв. ФАС РФ – fas.gov.ru/analytical-materials/analytical-materials_31212.html. Данный документ содержит предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

Часть 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ, Постановление № 616.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2016 № 09АП-25393/2016 по делу № А40-234288/15.

Часть 2 ст. 15 Закона о контрактной системе.

Пункт 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908.

Постановление ФАС РФ от 30.12.2015 по делу № АК1108-15.

Постановление ФАС РФ от 20.08.2015 по делу № АК340-15.

Части 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Пункт 13 ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

Постановление ФАС РФ от 19.05.2016 по делу № 223ФЗ-167/15/АК455-16.

Постановление ФАС РФ от 09.06.2016 по делу № 223ФЗ-226/15/АК515-16.

Статья 23.83 и п. 62.1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 № 189 «Вопросы Федеральной антимонопольной службы».

Статья 5 Закона № 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».