Общее образование осужденных к лишению свободы в соответствии со ст. 112 УИК РФ отнесено к мерам воспитательного воздействия. Это абсолютно оправданно, так как под образованием в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Право на образование для многих осужденных является не только конституционным правом, но и обязанностью. Согласно ч. 1 ст. 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию.

Порядок получения общего образования определен в совместном приказе Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27.03.2006 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы". Согласно этому Положению право осужденных на получение образования гарантируется путем создания вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (школ, учебно-консультационных пунктов) при исправительных учреждениях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237).

Школы учреждаются (создаются), реорганизуются и ликвидируются органами управления образованием субъектов РФ по согласованию с Минюстом России.

Администрация исправительного учреждения и педагогический коллектив школы работают в тесном контакте. На администрацию учреждения возлагается ведение учета осужденных, подлежащих обязательному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный уровень, оказание помощи работникам школы в изучении документов, регламентирующих деятельность учреждения. Она обеспечивает условия для проведения образовательного процесса (безвозмездно предоставляет и содержит на должном санитарно-гигиеническом уровне помещения школы, производит их ремонт, оборудует их мебелью, обеспечивает письменными принадлежностями, организует их падежное храпение и правильное использование обучающимися); выделяет для школы обслуживающий персонал и содержит его за счет учреждения в пределах лимита штатной численности работников учреждения; организует в дни учебы внеочередное бытовое обслуживание обучающихся, приобретение ими продуктов питания и предметов первой необходимости.

Сотрудники исправительного учреждения осуществляют контроль за соблюдением режимных требований работниками школы, а также обеспечивают их безопасность во время нахождения их па территории учреждения.

Представители администрации учреждения могут по согласованию с администрацией школы присутствовать на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организуемых и проводимых школой.

Администрация школы и педагогический коллектив проводят совместно с администрацией учреждения необходимую работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных к лишению свободы, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, организует образовательный процесс и оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования. Педагогические работники оказывают помощь администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации. Для этого директор школы и педагогические работники входят в состав советов воспитателей отрядов, участвуют совместно с администрацией учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Прием в школу осужденных, не достигших возраста 30 лет и не имеющих основного общего образования, производится по представлению администрации учреждения, а остальных осужденных - по их личному заявлению.

Зачисление оформляется приказом директора школы по согласованию с начальником учреждения.

Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период сдачи выпускных и переводных экзаменов освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю.

В период учебного года не допускается перевод обучающихся из одного учреждения в другое, если это не вызвано требованиями оперативного и режимного характера или другими исключительными обстоятельствами.

Для выпускников IX, XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, могут быть организованы досрочные экзамены.

Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа, единое помещение камерного тина, одиночную камеру в исправительных колониях особого режима, на строгие условия отбывания наказания, обучаются по заочной форме.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

Получение осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Свои особенности имеет организация и деятельность общеобразовательных учреждений в воспитательных колониях. В соответствии с приказом Минюста России от 21.11.2005 Л" 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" учредителем школы воспитательной колонии является ФСИН России. Школа является юридическим лицом, содержится за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание УИС. Тем самым путем создания школ в каждой воспитательной колонии гарантируется право воспитанников на получение образования.

Обязательному обучению в школе подлежат все воспитанники, не имеющие основного общего образования.

Количество классов устанавливается исходя из численности осужденных, нуждающихся в получении общего образования. Наполняемость классов в школе устанавливается в количестве не более 25 человек; в специальных (коррекционных) классах - не более 16 человек.

Воспитанники обеспечиваются учебниками, тетрадями и школьно-письменными принадлежностями за счет средств воспитательной колонии.

Учебный процесс в школе организуется в соответствии с Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении. Отвлекать воспитанников от уроков категорически запрещается.

Выпускникам школы, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдаются документы о соответствующем уровне образования. Документы об образовании хранятся в личных делах воспитанников, а при их освобождении вручаются под расписку.

Педагоги школы принимают активное участие в воспитании воспитанников. Они организуют и проводят кружковую, внеклассную и внешкольную воспитательную работу.

В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования.

Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего, полного общего образования, администрацией исправительного учреждения создаются необходимые условия. Осужденные старше 30 лет, инвалиды II и III группы получают основное общее или среднее полное общее образование по их желанию.

Занятия в школах проводятся без отрыва от производства, посменно (в дневное и вечернее время).

Для сдачи экзаменов учащиеся освобождаются от работы, заработная плата им за этот период не начисляется, питание предоставляется бесплатно.

Получение осужденными основного общего и среднего полного образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Преподаватели школ активно участвуют в воспитательной работе с осужденными, являются членами советов воспитателей отрядов.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются, им создаются условия для самообразования.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения оказывает содействие осужденным в получении среднего (полного) общего образования и профессионального высшего образования.

Для предоставления отпуска на время экзаменов можно использовать право осужденного на трудовой отпуск.

27Вопр. Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы (ст 87 уик)

1. В пределах одной исправительной колонии осужденные к лишению свободы могут находиться в обычных, облегченных и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.

2. Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима.

3. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие по основаниям, предусмотренным статьями 120, 122, 124, 127, 130 и 132 настоящего Кодекса, производится по решению комиссии исправительного учреждения, в работе которой могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - представители общественных наблюдательных комиссий. Комиссия исправительного учреждения решает также вопрос о переводе осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима настрогий и со строгого на общий (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

4. В случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий вид режима в тюрьме он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке.

28 вопр. Приобретение осужденными к лишению свободы продуктов питания и предметов первой необходимости.

1. Осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 03.04.2006 N 46-ФЗ, от 30.12.2012 N 304-ФЗ)

2. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.(часть вторая в ред. Федерального закона от 03.04.2006 N 46-ФЗ)

2.1. Размер средств, разрешенных для расходования осужденными, помимо указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается статьями 121, 123, 125, 131 и 133 настоящего Кодекса.(часть вторая.1 введена Федеральным законом от 03.04.2006 N 46-ФЗ)

3. В случае, когда разрешенные средства не израсходованы в текущем месяце, осужденные могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости на неизрасходованную сумму в последующие месяцы.

4. Осужденные беременные женщины, осужденные женщины, имеющие при себе детей, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

5. Осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения.(в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)

6. Перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, запрещенных к продаже осужденным, и их количество устанавливаются Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

29. Свидание осужденных к лишению свободы

Статья 89. Свидания осужденных к лишению свободы [Глава 13] [Статья 89] 1. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.2. Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.3. Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание телефонным разговором, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии. Порядок замены одного вида свидания другим устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.4. Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания.

30. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей

Статья 90. Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей [Уголовно-исполнительный кодекс РФ] [Глава 13] [Статья 90] 1. Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей:а) женщинам и лицам, содержащимся в воспитательных колониях, - без ограничения количества;б) мужчинам - в количестве, установленном статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса.Максимальный вес одной посылки или бандероли определяется почтовыми правилами. Вес одной передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.2. Больные осужденные, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, могут получать дополнительные посылки и передачи в количестве и ассортименте, определяемых в соответствии с медицинским заключением.3. Посылки, передачи и бандероли с лекарственными средствами и предметами медицинского назначения, получаемыми осужденными в соответствии с медицинским заключением, не включаются в количество посылок, передач и бандеролей, установленное статьями 121, 123, 125 и 131 настоящего Кодекса. Они направляются в медицинскую часть исправительного учреждения для лечения соответствующих осужденных.4. Посылки, передачи и бандероли подвергаются досмотру.5. Порядок получения осужденными посылок, передач и бандеролей и порядок их досмотра определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.6. С разрешения администрации исправительного учреждения осужденные могут отправлять посылки и бандероли.

Общеизвестна роль образования в процессе формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, поведения и т.д. Особую значимость получение знаний приобретает для лиц, лишенных свободы. Многочисленные исследования и практика свидетельствуют о том, что повышение общеобразовательного уровня находится в тесной взаимосвязи с поведением осужденных в период отбывания наказания. При этом установлена четкая тенденция улучшения поведения осужденных в зависимости от общеобразовательного уровня. Кроме того, наличие достаточно высокого уровня образования в большей мере обусловливает возможность успешной социальной адаптации осужденных после освобождения из мест лишения свободы. Поэтому получение общего образования осужденными УИК (ст. 9) относит к числу основных средств их исправления. Детальное регулирование общеобразовательной подготовки осужденных к лишению свободы дается в ст. 112 Кодекса.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 19) общее образование включает себя 3 ступени: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Уголовно-исполнительное законодательство устанавливает обязательность получения осужденными только основного общего образования. Обязательное получение основного общего образования касается осужденных к лишению свободы, не достигших 30 лет. От обязательного обучения освобождаются осужденные либо в возрасте старше 30 лет, либо являющиеся инвалидами 1 или II групп. Эти категории осужденных могут получить основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию. Такой порядок преследует гуманные цели, с тем чтобы получение образования в местах лишения свободы не несло в себе элементов кары, дополнительного принуждения.

Возможность продолжить обучение по собственному желанию приобретает для осужденных характер законного интереса, удовлетворение которого зависит от усмотрения администрации и имеющихся условий. Вместе с тем законом поощряется получение осужденными общего и среднего (полного) общего образования, что учитывается при определении степени их исправления при представлении к условно-досрочному освобождению, к помилованию, при применении установленных мер поощрения.

Для лиц, на которых распространяется обязательность получения основного общего образования, обучение является специфической обязанностью, невыполнение которой, проявляющееся в отказе от учебы или в пропуске занятий без уважительных причин, влечет за собой наложение взысканий.

Процесс получения основного общего образования организуется в ИУ всех видов режима, за исключением учреждений, где отбывают наказание осужденные к пожизненному лишению свободы. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.


В большинстве ИУ созданы общеобразовательные средние (вечерние) школы или учебно-консультационные пункты. Они находятся в ведении департаментов образования органов местного самоуправления и финансируются ими.

В то же время законодатель возлагает на администрацию ИУ обязанности по созданию необходимых условий для обучения осужденных. Эти условия предусматривают предоставление осужденным возможности приобретать и пользоваться учебниками, учебно-письменными принадлежностями. Администрации учреждений следует воздерживаться от отвлечения осужденных в часы их учебы на выполнение сверхурочных и иных работ, содействовать самообразованию осужденных и т.п.

Для сдачи экзаменов учащиеся-осужденные освобождаются от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Необходимо отметить, что уголовно-исполнительное законодательство не регламентирует организацию среднего специального и высшего образования осужденных к лишению свободы. Однако практика дает немало примеров организации заочного обучения осужденных, например, на договорных основаниях. Проблемы, связанные с предоставлением отпусков на время экзаменов, в принципе решаемы путем рационального использования права осужденных на трудовые отпуска. Более того этот вопрос нашел частичное законодательное решение в отношении осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (ч. 4 ст. 129 УИК РФ).

Осужденным, получившим то или иное образование, выписывается подтверждающий документ, который храниться до освобождения в их личных делах.

Закон ч. 4 ст. 121 УИК РФ) закрепляет положение о том, что получение осужденными образования поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Стремление к получению образования и добросовестное отношение осужденных всех категорий, независимо от их возраста и состояния здоровья, должно поощряться. Это дает значительный воспитательный эффект влечет за собой изменение правового статуса осужденного.

Учитывая особые условия труда работников образовательных заведений уголовно-исполнительной системы, Закон от 21 июля 1993 г. предусматривает повышение их должностных окладов в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 16). В то же время этот Закон (п. 4 ст. 16) устанавливает специфические обязанности работников всех образовательных учреждений, осуществляющих свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, по соблюдению режимных требований, установленных в ИУ, по содействию их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 121 УИК РФ педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации ИУ в воспитательной работе с осужденными. Это требование вполне обоснованно. Учителя, как правило, обладают опытом психолого-педагогического воздействия на лиц нередко с крайне негативными психическими отклонениями, а потому способны благотворно влиять на организацию воспитательного процесса в ИУ.

Значение общеобразовательного и профессионального обучения лиц, лишенных свободы, определяется тем, что, в соответствии со ст. 9 УИК РФ, оно является одним из основных средств исправления осужденных. Общеобразовательное обучение развивает общий кругозор, повышает уровень интеллекта и образованности, препятствуя рецидиву. Правовое регулирование — ст. 43 К-ии закрепила право граждан РФ на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. УИК РФ устанавливает обязательное получение осужденными, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденные старше 30 лет, инвалиды 1 и 2 групп — по желанию. Осужденным к пожизненному лишению свободы — нет, но создаются не противоречащие порядку отбывания наказания условия для самообразования. Для сдачи экзаменов учащиеся осужденные освобождаются от работы. Получение осужденным среднего образования поощряется и учитывается при определении степени исправления. Общеобразовательное обучение организуется в функционирующих при исправительных учреждениях общеобразовательных школах и учебно-консультационных пунктах; контроль за посещение и успеваемостью осуществляет начальник отряда. Средние общеобразовательные школы открываются в ИУ при наличии не менее 80 обучающихся; если столько нет — учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся). Занятия в школах без отрыва от производства (посменно). Важное значение в деле исправления осужденных имеет профессиональное образование и профессиональная подготовка. Получение осужденным трудовой специальности или повышение трудовой квалификации рассматривается как эффективное средство предотвращения новых преступлений в период отбывания наказания и после освобождения. Правовая основа — конституционное право на труд, включающее свободу выбора профессии, и на образование + УИК РФ, Закон «Об образовании», НПА Правительства РФ, ведомственными актами. В соответствии со ст. 108 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии или специальности, по которой они могут работать в исправительном учреждении и после освобождения из него. Не является обязательным для осужденных инвалидов 1 и 2 групп, а также мужчин старше 60 и женщин старше 55 лет, но при наличии желания они могут получить необходимую им профессиональную подготовку. В исправительных учреждениях функционируют два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных: 1) обучение в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; 2) обучение на производстве. Профессионально-технические училища осуществляют подготовку специалистов соответствующего профиля, организуют повышение квалификации по своей специализации, выступают в качестве методического центра, оказывающего помощь осужденным, обучающимся непосредственно на производстве исправительных учреждений. Училища организуются, если имеется не менее 150 обучающихся. Обучение ведется без отрыва от производства в течение 6-15 месяцев. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы получают профессиональную подготовку только на производстве. Обучение проводится курсовым, бригадным или индивидуальным методом. Курсовой метод — когда необходима определенная теоретическая подготовка к освоению новой специальности. Бригадный метод используется, если получаемая профессия относительно проста и овладеть ею можно, работая в одной бригаде со специалистами соответствующего профиля. Индивидуальное обучение приходится использовать при освоении достаточно сложных профессий, требующих передачи обучаемому практических навыков от опытного профессионала. Отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени их исправления. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в колониях-поселениях в соответствии со ст. 129 УИК РФ разрешается заочное обучение в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, расположенных в пределах территории соответствующего административно-территориального образования.

  • Понятие, задачи и источники уголовно-исполнительного права Российской Федерации
    • Понятие и принципы уголовно-исполнительного права
    • Принципы исполнения уголовных наказаний
    • Задачи уголовно-исполнительного права и система курса
  • Соотношение норм международного права и уголовно-исполнительного права России
    • Общепризнанные (основные) принципы (стандарты) международного права в пенитенциарной сфере
      • Главные принципы в отношении осужденных - несовершеннолетних
      • Главные принципы в отношении осужденных женщин и матерей
      • Главные принципы в отношении осужденных душевнобольных и страдающих умственными недостатками
      • Главные принципы в отношении осужденных иностранцев и меньшинств
      • Главные принципы в отношении приговоренных к смертной казни
    • Международное пенитенциарное право: закономерности развития и общая характеристика
    • Имплементация норм международного пенитенциарного права
    • Международное пенитенциарное право и российское уголовно-исполнительное законодательство
  • Учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания
    • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции
      • Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции - страница 2
    • Виды исправительных учреждений и их задачи
      • Виды исправительных учреждений и их задачи - страница 2
    • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания
      • Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания - страница 2
  • Правовое положение лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Понятие правового положения осужденных
    • Содержание правового положения лиц, отбывающих уголовное наказание
    • Правовое положение лиц, отбывающих наказания, соединенные с изоляцией осужденного от общества
    • Правовое положение осужденных, отбывающих наказания в процессе прохождения военной службы
  • Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы, ограничению свободы и аресту
    • Понятие, содержание, функции и средства обеспечения режима
    • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 2
      • Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях. Изменение режима и условий отбывания наказания в период его исполнения - страница 3
    • Порядок отбывания наказания в тюрьмах
    • Отбывание наказания в воспитательных колониях
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • Труд, воспитательная работа, материально-бытовое обеспечение и обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы
    • Правовое регулирование труда осужденных
      • Основные положения привлечения осужденных к труду
    • Воспитательная работа в местах лишения свободы
    • Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях
    • Материально-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание осужденных в местах лишения свободы
    • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания
      • Участие общественности в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания - страница 2
  • Места содержания под стражей и их отличие от мест лишения свободы
    • Правовая природа и виды мест содержания под стражей
      • Основания применения заключения под стражу
    • Режим в местах содержания под стражей
      • Режим в местах содержания под стражей - страница 2
    • Гауптвахта как место содержания под стражей
  • Правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
    • Исполнение наказания в виде штрафа
      • Исполнение наказания в виде штрафа - страница 2
    • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
      • Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - страница 2
    • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
      • Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ - страница 2
    • Исполнение наказания в виде исправительных работ
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 2
      • Исполнение наказания в виде исправительных работ - страница 3
  • Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих
    • Общая характеристика наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим
    • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
      • Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе - страница 2
    • Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих
    • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 2
      • Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части - страница 3
    • Исполнение наказания в виде лишения воинского звания
  • Проблема смертной казни в России
    • Проблема сохранения или отмены смертной казни в России
    • История применения смертной казни в России
    • Практика назначения смертной казни
    • Процессуальные гарантии при назначении смертной казни
    • Помилование осужденных к смертной казни
  • Освобождение от отбывания наказания. Закрепление результатов исправительного воздействия
    • Виды освобождения от отбывания наказания
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 2
      • Виды освобождения от отбывания наказания - страница 3
    • Порядок подготовки и рассмотрения вопросов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания
    • Порядок освобождения осужденных
      • Помощь лицам, освобождаемым от отбывания наказания
  • Применение принудительных мер медицинского характера и принудительных мер воспитательного воздействия
    • Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера
    • Виды принудительных мер медицинского характера
    • Назначение, продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера
    • Принудительное лечение, соединенное с отбыванием наказания
    • Применение принудительной меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним в форме направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
  • Положения уголовно-исполнительного права зарубежных государств
    • История становления и развития пенитенциарных отношений в мире
    • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний
      • Международно-правовые аспекты исполнения уголовных наказаний - страница 2
  • Исторические аспекты развития системы исполнения уголовных наказаний в России и законодательства, регулирующего ее деятельность
    • Тюремная система самодержавной России
      • Тюремная система самодержавной России - страница 2
      • Тюремная система самодержавной России - страница 3
    • Места заключения Временного правительства
    • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 2
      • Советская исправительно-трудовая система 1917-1930 годов: становление советской исправительно-трудовой системы - страница 3
    • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 2
      • 30-50-е годы: система ИТЛ, колоний и тюрем - страница 3
    • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 2
      • 1960-1980-е годы. Советская исправительно-трудовая система - страница 3

Образование и профессиональная подготовка в исправительных учреждениях

Все заключенные имеют право участвовать в культурной и общеобразовательной деятельности, направленной на всестороннее развитие человеческой личности (Основные принципы обращения с заключенными).

В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование - это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10-11 классов является личным делом каждого.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования культуры личности в целом, адаптации личности в обществе, направлено на формирование целостности личности, его гармоничного воспитания и развития. Процесс профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных в большей мере подходит для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных.

Таким образом, общеобразовательные программы обучения направлены не только на получение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание и развитие, поэтому они в наибольшей мере подходят для выполнения основной задачи исправительных учреждений - исправление осужденных. Образовательные стандарты исправления осужденных разрабатываются педагогическими коллективами учебных заведений при исправительных учреждениях с учетом личностных особенностей различных категорий осужденных, их образовательного, профессионального и культурного уровня; при этом правовой основой разработки таких программ являются государственные образовательные стандарты.

Как отмечается в исправительной педагогике, образовательный стандарт применительно к осужденным должен включать в себя три норматива (компонента): минимальное количество учебных предметов, которые должен освоить обучающийся; обязательные знания и умения по каждому из них (стандарт обученности); уровень нравственности (степень исправления).

Акцент в таких программах необходимо делать на формирование личности, развитие ее сознания, повышение культурного уровня с учетом национальных традиций и обычаев, на воспитание культуры общения, что в конечном итоге стимулирует исправление осужденных.

Общее образование осужденных к лишению свободы организуется Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации (ныне - Министерство образования и науки Российской Федерации) в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Образование является одним из средств воспитательного воздействия на различные категории осужденных (а для лиц, не достигших 30 лет, в силу ст. 112 УИК РФ - обязательным средством).

Для несовершеннолетних правонарушителей, отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях, образовательные и воспитательные средства воздействия являются определяющими, имеют определенные особенности.

Получение основного общего образования для несовершеннолетних является обязательным. Их отношение к учебе учитывается при применении мер поощрения и определении степени их исправления, при решении вопроса об оставлении их в воспитательных колониях по достижении 18-летия либо переводе в исправительные колонии. В воспитательных колониях учебно-воспитательный процесс организуется комплексно: общее образование соединено с профессиональной подготовкой.

Это осуществляется в целях исправления несовершеннолетних, подготовки их к самостоятельной жизни и направлено на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и предприятия воспитательной колонии.

Общеобразовательные школы открываются в исправительных учреждениях при наличии не менее 80 обучающихся (четыре класса по двадцать человек). Если такого числа обучающихся нет, то при исправительных учреждениях создаются учебно-консультационные пункты (при наличии 30 обучающихся и отсутствии условий для очного обучения).

Для оказания помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных, трудового и бытового устройства освобождающихся лиц при воспитательной колонии создается попечительский совет из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность попечительского совета регламентируются Примерным положением, утвержденным постановлением Правительства.

В целях повышения эффективности воспитательного воздействия и оказания помощи администрации при отрядах колоний также могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Профессиональное образование и профессиональная подготовка совершеннолетних осужденных осуществляются по правилам ст. 108 УИК РФ.

Осужденные из числа инвалидов I или II группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет могут по их желанию также получить соответствующую профессиональную подготовку.

Отношение к получению начального профессионального образования и профессиональной подготовки учитывается при определении степени исправления всех категорий осужденных.

Правовое регулирование получения профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных основывается на конституционном праве граждан на труд, включающем свободу выбора профессии.

В исправительных учреждениях организуются обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.

Администрацией исправительного учреждения и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для желающих продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования.

Осужденные, осуществляющие трудовую деятельность и обучающиеся в местах лишения свободы, освобождаются от трудовой деятельности на период сдачи экзаменов (экзаменационная сессия) в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в воспитательной работе с осужденными.

Организация получения осужденными основного общего и среднего образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (школ и учебно-консультационных пунктов) осуществляются в порядке, установленном Министерством юстиции по согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

Для инвалидов I и II групп, а также для осужденных женщин старше 55 лет, а мужчин старше 60 лет профессиональное образование и профессиональная подготовка не являются обязательными, но при наличии у указанных лиц желания получить профессиональное образование и профессиональную подготовку они могут принимать участие в образовательном процессе.

На сегодняшний день уголовно-исполнительной системе известны следующие виды профессионального образования и профессиональной подготовки: обучение в ПТУ системы профессионально-технического образования, филиалы которых создаются в местах лишения свободы; обучение на производстве исправительных учреждений.

Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, профессиональную подготовку получают непосредственно на производстве.

Профессиональные образование и подготовка осужденных, как и их общее образование, осуществляются в порядке, устанавливаемом Министерством юстиции России по согласованию с Министерством образования. Данная категория осужденных к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.