Праздник для нашей страны молодой, и его появление продиктовано самим временем. День самоуправления способствует раскрытию всей важности функционирования данного государственного института и расширению сотрудничества органов самоуправления с обычными гражданами.

Осознавая важность данной задачи, общедоступные библиотеки муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан выступают как информационно-просветительные центры содействия местному самоуправлению. В библиотеках систематически ведется совершенствование справочно-информационного обслуживания населения по вопросам местного самоуправления; формирование фонда документов, принятых органами местного самоуправления, и оперативно доносится до широкого круга читателей. Постоянно пополняются фонды официальных материалов городского поселения и муниципального района: «Решения Совета депутатов Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан», «Решения Совета депутатов городского поселения город Благовещенск Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан», «Материалы публичных слушаний», постановления, распоряжения и т.п.

К празднованию Дня местного самоуправления массовые библиотеки подошли ответственно. В период с 11 по 21 апреля 2017 года проведены следующие мероприятия: презентация книжно-иллюстративной выставки «Доступно о местном самоуправлении» (Центральная районная библиотека МБУК МЦБ), кроссвордина «Азбука местного самоуправления» (Старонадеждинская сельская библиотека МБУК МЦБ), час информации «Местное самоуправление в России» и обзор тематической книжной выставки «Местное самоуправление - стержень государства» (Иликовская сельская библиотека МБУК МЦБ), информационный час с демонстрацией электронной презентации «Местное самоуправление - как это работает?» (Ильино-Полянская сельская библиотека МБУК МЦБ), урок - игра «Путешествие в страну Местного самоуправления» (Новонадеждинская сельская библиотека МБУК МЦБ), презентация информационной выставки «День самоуправления» (Общедоступная библиотека МБУ ГДК), час информации «Становление и развитие местного самоуправления в России!» (Удельно-Дуванейская сельская библиотека МБУК МЦБ), встреча-диалог «Местное самоуправление. Диалог с властью» (Волковская сельская библиотека МБУК МЦБ). Участниками мероприятий стали 146 чел.

В Центральной районной библиотеке МБУК МЦБ оформлена и постоянно пополняется тематическая картотека «Местное самоуправление». По материалам картотеки Центральная районная библиотека МБУК МЦБ оперативно оформляет тематические книжные выставки. 11 апреля для читателей Центральной районной библиотеки МБУК МЦБ проведена презентация книжно-иллюстративной выставки «Доступно о местном самоуправлении». На выставке представлен материал от юридического словаря до периодических изданий по этому вопросу. Особый интерес у читателей вызвала книга Азнагулова В.Г. «Справочник по местному самоуправлению». Исчерпывающие ответы на интересующие вопросы были найдены в книге Игнатова В.Г. «Местное самоуправление в современной России». Читатели библиотеки обращались и к местной газете «Панорама», в которой был представлена информация о работе местного самоуправления.

Библиотекарь Ильино-Полянской сельской библиотеки МБУК МЦБ Рамазанова Л.Х. ко Дню местного самоуправления провела информационный час «Основные признаки местного самоуправления». Она познакомила аудиторию с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина об учреждении Дня местного самоуправления, рассказала об исторической основе праздника, отметила важность функций местного самоуправления. Ведущая напомнила, что в Конституции Российской Федерации имеется особая глава о местном самоуправлении, в которой сформулированы его основные принципы, закреплены права и обязанности, возможности и формы ответственности органов местного самоуправления.

Проведенная библиотекарем для учащихся 8 класса презентация «Местное самоуправление - как это работает» способствовала информационной осведомленности школьников и убежденности в том, что местное самоуправление дает возможность всем гражданам участвовать в решении социально-экономических вопросов своих территорий, проявлять общественные инициативы, отстаивать свои интересы.

Библиотекарь Иликовской сельской библиотеки МБУК МЦБ Гайткулова З.Р. с целью патриотического воспитания населения и правового просвещения подрастающего поколения провела знакомство с книжно-иллюстративной выставкой «Местное самоуправление - стержень государства». На выставке представлены книги об истории становления суверенитета Башкортостана, самоуправления в России и в Башкортостане. Ведущая обратила внимание на то, что полномочия муниципальных сотрудников определяются Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К вопросам местного значения относится все, что касается насущных проблем, связанных с жизнью и деятельностью населения. В основном это вопросы, связанные с качеством жизни, и это не только материальная сторона

Закончилось мероприятие опросом «Я гражданин России».

17 апреля 2017 года в рамках Дня местного самоуправления Новонадеждинская сельская библиотека для учащихся 8 класса МОБУ СОШ с. Новонадеждино провела урок - игру «Путешествие в страну Местного самоуправления». В библиотеке был оформлен информационный стенд «Вместе - мы сила! Вместе - мы власть!».

Ребятам интересно было узнать, что такое местное самоуправление, для решения каких вопросов существует местное самоуправление, какие органы местного самоуправления действуют в нашей местности, какие нормативные документы определяют их работу?

Особо акцентировала внимание школьников на том, что только гражданская активность жителей сельского поселения, неравнодушие к его проблемам, готовность участвовать в их решении, позволят сделать нашу жизнь лучше.

Ребята высказали своё мнение о проблемах, существующих в сельском поселении сегодня; узнали о конституционных нормах, регулирующих вопросы местного самоуправления и пришли к выводу: руководство страны решает вопросы, которые касаются всех граждан, вопросы сельского поселения в компетенции сельских властей, они глубже знают проблемы на местах.

14 апреля в Удельно-Дуванейской сельской библиотеке МБУК МЦБ был проведён час информации «Становление и развитие местного самоуправления в России!». Мероприятие было направлено на ознакомление обучающихся с понятием «местное самоуправление», с историей развития и основными направлениями деятельности местного самоуправления; на формирование и развитие представлений обучающихся о роли местного самоуправления как эффективном методе решения социально-экономических проблем населения.

Библиотекарь рассказала об истории этого праздника: 21 апреля 1785 года императрицей Екатериной II был издан законодательный акт - Грамота на права и выгоды городам Российской империи (или Жалованная грамота). Именно этот закон положил начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении.

В преддверии этого государственного праздника в Удельно-Дуванейской сельской библиотеке был оформлен тематический уголок «21 апреля - День местного самоуправления». Представленные документы знакомят с историей развития местного самоуправления, законодательными документами, основными этапами и системами органов местного самоуправления.

Информация, озвученная в ходе мероприятия, сопровождалась просмотром слайдов мультимедийной презентации. Мероприятие дало возможность ребятам прикоснуться к истории создания местного самоуправления, вспомнить тех, кто стоял у его истоков, проявить уважение тем, кто отдает свои силы и способности служению людям ради улучшения их жизни.

В преддверии празднования Дня местного самоуправления в Волковской сельской библиотеке МБУК МЦБ прошла встреча-диалог «Местное самоуправление. Диалог с властью». На встрече присутствовали - Глава местного самоуправления и депутаты.

День местного самоуправления - Российский профессиональный праздник сотрудников муниципалитетов. Учрежден он Указом Президента РФ от 10.04. 2012 г. № 805. В этом же документе была указана и конкретная дата проведения торжества - 21 апреля. День выбран в соответствии с произошедшим в указанный временной промежуток событием: 21.04.1785 года императрицей Екатериной Второй была подписана Жалованная грамота городам России.

Что представляет собой Жалованная грамота? Ее историю поведала присутствующим ведущая библиотекарь Воробьева Галина Ивановна. Это историческая бумага, состоящая из 178 статей, 16 разделов и Манифеста. Местное самоуправление сегодня - это местная администрация, депутаты и население, которые решают свои местные вопросы, насущные проблемы.

Главе администрации и депутатам было задано много вопросов, на которые были даны исчерпывающие ответы. Вопросы были разные, они касались дорог; установления детской площадки; пенсионера Чернятьева Н.Н. интересовал вопрос «Почему перестал работать совет ветеранов?»; жителей села волновали вопросы экологии (в частности вывоза мусора), в дополнении этого вопроса библиотекарь вновь напомнила об объявленном конкурсе среди жителей села на лучший цветник «Клумба-цветочный калейдоскоп», посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий.

В процессе диалога активно принимала участие депутат Ястубаева Надежда Владимировна. Она не только отвечала на вопросы населения, но и сама задавала вопросы.

Так состоялся диалог между жителями села и местной администрацией. Он получился эффективным и насыщенным.

Внимание присутствующих привлек информационный стенд «Местное самоуправление — стержень государства», который рассказывал о работе депутатов, а в разделе «Местное самоуправление в современной России», можно было посмотреть литературу о местном самоуправлении.

Ведущий методист Т.А. Пермина

Селиванова Т.Ф., Библиотека и власть: грани взаимодействия: по материалам социологического исследования / Т.Ф. Селиванова / Муниципальная власть. – 2006. – № 3. – С. 108-113.

БИБЛИОТЕКА И ВЛАСТЬ: ГРАНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

(по материалам социологического исследования)

В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нашли отражение вопросы библиотечного обслуживания в муниципальных образованиях (гл. 3, ст. 14). И это представляется не случайным. Муниципальные библиотеки внесли существенный вклад в развитие системы местного самоуправления посредством своего взаимодействия с населением и органами местной власти.

В свою очередь, органы местного самоуправления не менее заинтересованы в развитии общедоступных библиотек, поскольку несут ответственность за качество жизни местного сообщества, правовое воспитание и просвещение граждан, обучение их основам организации жизни в новых условиях, приобщение к культуре и информации. Как правило, органы местного самоуправления содействуют успешной деятельности библиотек: принимают меры по их технической модернизации, участвуют в их работе, поддерживают в инновационных начинаниях. Во многих сельских модельных библиотеках проходят Дни депутатов, совещания глав администраций районов и другие мероприятия.

Библиотеки Чувашской Республики предоставляют органам местного самоуправления всю необходимую информацию для их финансовой, экономической и организационной деятельности, становятся деловыми партнерами в творческом взаимодействии, направленном на реализацию единых целей и задач.

Однако сведения о том, в каком объеме представители органов местного самоуправления получают необходимую им информацию, каковы их профессиональные установки и предпочтения, практически отсутствуют. Эта проблема вызвала необходимость изучения информационных потребностей муниципальных служащих, состояния информационной базы в помощь местному самоуправлению, ее соответствия требованиям муниципальной реформы, роли библиотек в информационном обслуживании органов местного самоуправления всех уровней.

Целью исследования «Библиотека и власть. Грани взаимодействия», проведенного Национальной библиотекой Чувашской Республики в 2005 году, являлось выявление информационных потребностей специалистов органов местного самоуправления, наиболее эффективных форм и методов оказания информационных услуг, выбора приоритетного направления во взаимодействии «библиотека-власть».

Объектом исследования стали взаимоотношения библиотеки и органов власти.

Предметом исследования были выбраны информационные потребности муниципальных служащих и соответствие им информационно-ресурсной базы библиотек.

Для достижения поставленной цели предстояло решить следующие задачи:

1) проанализировать состояние информационной базы;

2) определить степень удовлетворения информационных запросов;

3) выявить уровень внедрения информационных технологий в управление муниципалитетом..

Методологической основой исследования являлось социологическое обследование органов местного самоуправления и структур муниципального управления, которое предполагало:

Анкетирование представителей местного самоуправления и муниципальных служащих (глав администраций, их заместителей, руководителей ведущих отделов, специалистов и пр.);

Анализ состояния информационной базы и информационного обслуживания специалистов муниципального управления;

Изучение источников информации по теме исследования.

Помощь в проведении исследования социологической группе Национальной библиотеки Чувашской Республики оказали специалисты библиотек республики.

Исследование проводилось в 317 муниципальных образованиях Чувашии. В опросе участвовало 830 респондентов высшего, среднего и низшего уровня исполнительных и представительных органов местного самоуправления, непосредственно знающих положение дел в муниципальных образованиях, владеющих информацией о существующей системе управления, проблемах и перспективах ее развития.

Возрастные характеристики муниципальных служащих, принявших участие в опросе, следующие. Большая часть респондентов находится в самом активном и перспективном с профессиональной точки зрения возрасте – от 31 до 40 лет (40% от общего количества). Участники опроса в возрасте 41-50 лет составили 34%, каждый пятый из опрошенных старше 50 лет, молодежь до 30 лет представлена незначительно – всего 8%. Сложившийся возрастной портрет муниципального служащего репрезентативен и вполне объясним: помимо творческого потенциала идей для руководителя необходим набор личностных и профессиональных качеств, которые приобретаются с возрастом.

О профессиональном опыте и в известной степени о компетенции респондентов, свидетельствуют ответы на вопросы анкеты «Стаж работы в муниципальном образовании» и «Образование». Опыт работы свыше 10 лет имеют 45% участников опроса, до 10 лет – 20%. Третья часть опрошенных работает в муниципальном образовании от 1 года до 5 лет (35%).

Среди участников опроса 63% - специалисты с высшим образованием, 37% - со средним специальным и незаконченным высшим. В ходе исследования предстояло выяснить, пользуются ли муниципальные служащие библиотекой и как часто ее посещают. В качестве индикатора был выбран вопрос «Пользуетесь ли Вы библиотеками?», на который почти все респонденты (92%) ответили положительно. Столь высокий процент посещения библиотек муниципальными служащими свидетельствует о том, что библиотеки стали надежной опорой местных властей в организации жизнедеятельности муниципального образования. Информация, предоставляемая библиотеками, помогает развиваться управленческому звену, создает условия для их профессионального роста. Особое значение имеет и то, что в библиотеках работают квалифицированные кадры, способные находить и систематизировать информацию, создавать собственные базы данных, ориентироваться в Интернет-ресурсах.

Структура библиотечной аудитории складывается из постоянных читателей, посещающих библиотеки не реже одного раза в месяц. Отрадно, что больше половины муниципальных служащих бывают в библиотеке ежемесячно (78%), в том числе активные читатели, посещающие библиотеку еженедельно, составляют 30% опрошенных. Практически каждый день приходят за информацией 12% респондентов. Остальные не являются постоянными читателями и посещают библиотеку редко - всего несколько раз в год (22%).

На просьбу указать, какими конкретно библиотеками пользуются респонденты, 78% из них назвали сельские - по месту жительства, 15% - по месту работы.

Информационные ресурсы Национальной библиотеки Чувашской Республики востребованы 6% опрошенных, услуги электронных библиотек - 4%. Несколько респондентов в своих ответах назвали библиотеку Чувашского научно-исследовательского института сельского хозяйства и библиотеку опытного производственного хозяйства «Колос».

Необходимо было выяснить также, с какими целями обращаются руководители и служащие муниципальных образований в библиотеку. Как следует из анализа анкет, повысить уровень профессиональной компетентности и получить новые знания по имеющейся специальности приходят 39% участников опроса, самообразования - 31%. Хотят повысить свой кругозор - 22%, желают найти что-нибудь интересное, связанное с личными увлечениями, склонностями, - 21%. В помощь общественной деятельности, учебе библиотеку используют по 15% респондентов.

Таким образом, анализ ответов позволяет сделать вывод, что профессиональные интересы и самообразование - это основные мотивы посещения библиотек специалистами органов местного самоуправления. Главы муниципальных образований, работники управленческого звена повышают свой профессиональный уровень, обучаясь в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации, участвуя в стажировках и совещаниях. Библиотеки оказывают им информационную помощь, составляя библиографические списки, аналитические справки, пресс-клиппинги, осуществляя тематические подборки литературы.

Для рассмотрения вопросов, связанных с состоянием и проблемами информационного обслуживания специалистов органов местного самоуправления, прежде всего, были собраны сведения о том, насколько управленцы разных уровней и звеньев владеют информацией, где ее получают и как применяют. Муниципальный служащий должен владеть информационно-поисковыми методами деятельности технологией получения и переработки информации. Чтобы определить степень готовности муниципальных служащих к работе в новой информационной среде, им было предложено ответить на ряд вопросов. Прежде всего, социологическая группа попыталась выяснить, какой процент респондентов использует в своей профессиональной деятельности новые технологии. Результаты анкетирования показали, что половина опрошенных пользуются компьютером постоянно,18% - редко.

Во время опроса 24% респондентов указали, что на их рабочих местах компьютер отсутствует. Однако в связи с принятием Федерального закона № 131-ФЗ и реализацией Федеральной целевой программы «Электронная Россия» органы местного самоуправления Чувашской Республики в январе 2006 года полностью оснащены компьютерной техникой и подключены к единой информационной сети органов власти.

На следующий вопрос анкеты «Какие конкретно работы на компьютере Вы выполняете?» более половины респондентов отметили набор текстов и использование табличных редакторов, 15% - поиск в Интернете, 12% - базы данных на CD-ROM.. Переписываются по электронной почте 5% опрошенных, программируют и увлекаются web-дизайном 2%. Полученные ответы свидетельствуют о том, что компьютеры прочно вошли в практику работы управленческих структур, положили начало внедрению новых технологий, переработке и организации информации, созданию собственных баз данных.

На вопрос «Нуждаетесь ли Вы в информационных услугах по вопросам местного самоуправления?» положительно ответили 61% респондентов, изредка нуждаются в информации - 34%, не нуждаются в ней -3%. Что касается каналов получения информации, то большая часть опрошенных получает необходимую для работы информацию от вышестоящих организаций (44%), от начальства, коллег по работе, из прессы (35%), от библиотек (33%). Судя по ответам, такие источники информации, как Интернет и электронные базы данных, пока не стали лидирующими. По всей вероятности, это связано с проблемой доступа к ним и относительно высокой стоимостью Интернет-ресурсов.

Для организации работы муниципальных библиотек по информационному обслуживанию органов самоуправления и жителей муниципального образования большое значение имеет наличие в структуре библиотеки специализированного информационного центра. На сегодняшний день на основании письма Администрации Президента Российской Федерации «Об организации в муниципальных библиотеках сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления» от 23 сентября 1997 года в 115 муниципальных образованиях Чувашии созданы информационные центры, которые обеспечивают муниципальных служащих необходимой экономической, юридической, правовой информацией. Между местными администрациями и библиотеками заключаются договоры, на основе которых в библиотеках республики собираются: нормативные, правовые акты, аналитические прогнозы, отчеты и другие документы органов местного самоуправления. Многие из них представляют интерес для широкого распространения и активного использования. Библиотеки собирают их в виде папок-досье, создают полнотекстовые базы данных: «Банк правовых актов местной администрации», «Местное самоуправление» и др. Создаются и используются такие пособия, как дайджесты, бизнес - пакеты, информационные списки по экономике, промышленности, культурной жизни, социальному обеспечению и другим вопросам развития муниципалитета.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления в немалой степени зависит от оперативной и качественной информации по различным вопросам жизни муниципального образования. Поэтому в ходе исследования были выявлены информационные потребности муниципальных служащих, степень их удовлетворенности качеством предоставляемых информационных услуг. На вопрос «Как Вы считаете, есть ли в библиотеках полезная для Вас информация?» 78% респондентов ответили, что они неоднократно искали и находили в библиотеке нужную информацию, 20% считают, что ее можно найти в библиотеке, хотя сами за такой помощью не обращались, 2% - сомневаются в наличии необходимых сведений в библиотеке. Как выяснилось, все-таки большинство респондентов получают всю полезную информацию в библиотеках. И это не случайно: здесь аккумулируются значительные информационные ресурсы. Библиотеки расширяют сферу деятельности, внедряют инновационные формы обслуживания, осваивая новую для них функцию консультирования населения по различным вопросам, касающимся жизнедеятельности муниципалитета, а у органов местного самоуправления появился новый канал передачи и распространения информации о своей работе. Способы получения информации самые разные. Половина участников опроса предпочитают обращаться в библиотеку и искать ее самостоятельно, 23% респондентов хотят получать ответы на интересующие вопросы непосредственно от библиотекаря, а не искать их в книгах и каталогах, 13% желают заказывать материалы по телефону, электронной почте и получать их в библиотеке, 12% отметили удобность получения материалов по электронной почте. Эффективными средствами обеспечения оперативной информацией являются пресс - дайджесты по темам запросов пользователей, аналитические обзоры, рефераты.

Реальный интерес к информации, безусловно, складывается из интереса к конкретным правовым и законодательным вопросам. Для измерения уровня потребности в официальной и правовой информации муниципальным служащим было предложено назвать наиболее важные темы официальных и правовых изданий. Ответы респондентов распределились следующим образом:

Таблица 2.

Информация, используемая в профессиональной деятельности

Варианты ответа

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления 47
Законодательные акты, регламентирующие деятельность местной администрации 34
Местные финансы, налоги и сборы 22
Механизм и опыт работы органов местного самоуправления других регионов 21
Социальная сфера 19
Сохранение и развитие исторических и культурных традиций 10
Муниципальная собственность и приватизация 9
Рациональное природопользование и охрана окружающей среды 9
Строительство дорог и других сооружений коммунального хозяйства 5
Социологические исследования для муниципального управления 5
Развитие транспорта и связи 4

Как показало исследование, руководителям и служащим органов местного самоуправления нужна исчерпывающая информация по жизнеобеспечению местного сообщества с глубокой ретроспекцией и широкой тематической палитрой и, как правило, за подобной информацией они обращаются в библиотеку. Их интересуют, прежде всего, «нормативно-правовые акты органов местного самоуправления», «законодательные акты, регламентирующие деятельность местной администрации», «местные финансы, налоги и сборы», «механизм и опыт работы органов местного самоуправления других регионов», «социальная сфера».

Высокий процент (47%) потребности муниципальных служащих в документах местной администрации еще раз подтверждает важность сбора и хранения их в библиотеках. На вопрос «Какие материалы, полезные для Вашей работы, могла бы предоставлять Вам библиотека?» 42% опрошенный указали тексты законов, решений, постановлений, 32% предпочитают получать обзоры материалов по интересующим темам, 30% - комментарии к законам в печатном виде, 20% пользуются справочно-правовыми системами «КонсультантПлюс», «Гарант», «Законодательство России», «Кодекс». Нуждаются в сведениях о месте нахождения информации – 15%. Доля опрошенных, считающих, что все необходимые материалы можно получить из других источников, составила 5%. Кроме того, отвечая на предложенные вопросы, анкетируемые подчеркивали необходимость получения консультаций по интересующим их проблемам.

Вместе с тем проблема дефицита информационно-правового обеспечения специалистов местного самоуправления на сегодняшний день полностью не решена. Об этом свидетельствуют ответы участников опроса. В частности, сохраняется неудовлетворенный спрос на официальные и правовые документы по таким темам, как «Избирательное право», «Образование», «Экология», «Сельское хозяйство», «Избирательное право в зарубежных странах», «Семейное право». Наблюдается несвоевременное обновление справочно-поисковых систем.

Наряду с этим респонденты отметили, что они крайне нуждаются в информации об опыте работы своих коллег по организации выборов в органы местного самоуправления, развитию экономики муниципальных образований, внедрению и привлечению инвестиционных программ, про ведению реформ в различных сферах деятельности муниципального образования и др. Исходя из этого, библиотекам следует скорректировать политику комплектования документов по данным направлениям, активнее предоставлять ресурсы Интернета, базы данных, которые позволят наиболее полно выполнять профессиональные запросы муниципальных служащих.

Формирование информационных ресурсов библиотек связано, прежде всего, с резким возрастанием потребностей местной администрации в объективной, достоверной и своевременной информации о реальном положении дел в районе или городе. Местная администрация обеспечивает исполнение указов Президента России, постановлений Правительства Российской Федерации и Чувашской Республики, федерального и регионального. Исходя из этого, муниципальная библиотека формирует фонды официальных изданий местной администрации, органов государственной власти Российской Федерации, Чувашской Республики, других нормативных актов муниципальных образований: распоряжений, инструкций, уставов, постановлений, решений.

Муниципальные публичные библиотеки стали приобретать больше книг по экономике, финансам, юриспруденции, в том числе на машиночитаемых носителях, а также периодические издания правового характера: «Собрание законодательства Чувашской Республики», «Библиотека и закон», «Муниципальная власть», «Местное самоуправление» и другие издания. Как было отмечено выше, модельные сельские библиотеки имеют правовые базы данных. В то же время, вследствие недостаточности бюджетного финансирования во многих библиотеках сократилась подписка на периодические издания; библиотеки не имеют возможности выписывать достаточное количество газет, публикующих законодательные и директивные документы, отсутствует полноценное комплектование юридической, экономической, справочной литературой, CD-дисками.

Проблемы комплектования муниципальных библиотек во многом определили результаты ответов на вопрос «Насколько Вас устраивает фонд библиотеки?». Большая часть опрошенных (63%) частично удовлетворены состоянием библиотечных фондов, третья часть респондентов (32%) полностью остались довольны наполнением библиотечного фонда, 5% участников опроса библиотечный фонд совершенно не устраивал.

Такое распределение ответов свидетельствует о наличии проблемной ситуации. С одной стороны, существует высокая потребность в информации у муниципальных служащих, с другой - неспособность библиотеки полностью реализовать такие запросы, осуществлять качественное профессиональное обслуживание из-за недостаточного финансирования, отсутствия необходимой документной базы, современных технологий.

На вопрос «Какие нужные Вам издания (книги, газеты, журналы) отсутствуют в библиотеке?» респонденты назвали более 32 названий. Среди них газеты «Известия», «Парламентская газета», «Российская газета», «Труд», журнал «Муниципальная власть» и другие издания. В своих ответах респонденты также отметили отсутствие литературы по таким темам, как «Финансы, налоги и сборы», «Управление», «Законодательство России», «Право». Среди книг, отсутствующих в фондах библиотек, следующие; «Административный кодекс Российской Федерации», «Земельный кодекс Российской Федерации», комментарии к различным законам, иностранные словари, справочники. В анкетах участники опроса отметили, что в библиотеках должны быть, как уже неоднократно упоминалось, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, периодические издания российского и республиканского значения, научно-методическая литература, новые книги и журналы различной тематики.

В ходе исследования предстояло выяснить степень удовлетворенности руководителей и муниципальных служащих качеством информационного обслуживания. Поэтому в заключение опроса респондентам было предложено ответить на вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством информационного обслуживания?» Остались полностью удовлетворенными качеством информационного обслуживания 73% опрошенных, не совсем удовлетворены - 26%, полностью не удовлетворены - 1%.

Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что целенаправленная работа библиотек Чувашии по содействию, становлению и развитию местного самоуправления стала одним из приоритетных направлений их деятельности. Библиотеки постепенно становятся центрами, где сосредоточена информация по теории и практике местного самоуправления, осуществляется открытый, полноценный доступ к фонду официальных документов местной власти. Именно поэтому органы публичной власти теперь склонны рассматривать библиотеку как информационный центр для всего местного сообщества.

Современные сельские и городские библиотеки республики пополняют фонды официальными документами по местному самоуправлению, обеспечивают муниципальных служащих своевременной и качественной информацией, как на традиционных, так и нетрадиционных носителях, путем передачи документов по электронной почте, с использованием Интернета, оповещения по телефону. Неотъемлемой частью информационного обслуживания управленческого звена становятся базы данных, электронные каталоги и справочники. Сегодня сельские модельные и компьютерные библиотеки республики располагают, наряду с традиционными носителями, электронной информацией, аудио- видеоматериалами. В их фондах более 12 000 CD-дисков, 21 000 аудио- видео- документов. 86 библиотек получили доступ к ресурсам Интернета.

Результаты проведенного исследования показали, что:

В информационных услугах по вопросам местного самоуправления нуждаются 61% муниципальных служащих;

73% опрошенных удовлетворены качеством библиотечного обслуживания;

Основная масса муниципальных служащих обращается в библиотеку в целях повышения уровня профессиональной квалификации и получения новых знаний, для расширения кругозора и самообразования, в учебных целях, чтобы узнать о событиях, происходящих в мире, в республике, в городе, селе;

Наиболее важной тематикой для управления муниципалитетом и принятия решений является: законодательная, экономическая, сельскохозяйственная, муниципальная собственность и приватизация, социальная сфера, местные финансы, налоги и сборы; руководящий состав муниципалитета предпочитает получать информацию в библиотеке самостоятельно. Данную форму информирования указали 50% респондентов;

В библиотеках осуществляется сбор документов местной администрации, создаются базы данных по вопросам местного самоуправления. В целях информирования властей о новых изданиях выпускаются «Бюллетени новых поступлений», списки новой литературы муниципальной тема тики, проводятся «Дни информации», «Дни специалиста».

В то же время в функционировании эффективной информационной поддержки местного самоуправления имеются следующие проблемы, которые необходимо решить:

Отсутствие необходимого комплекса технических средств и программных продуктов, слабая материально-техническая база для поддержания информационно-правовых данных, отсутствие качественных каналов Интернет затрудняют доступ к информационным ресурсам, необходимым для принятия управленческих решений. В республике на сегодняшний день имеют компьютеры и телефоны чуть более 20% сельских библиотек;

Информационно-ресурсная база библиотек не полностью соответствует запросам муниципальных служащих:

Во многих сельских библиотеках Чувашии отсутствуют законодательные и нормативные акты местных администраций, не выработаны критерии отбора документов;

В связи с недостаточным комплектованием и подпиской на периодические издания фонды библиотек не в полной мере отвечают информационным потребностям муниципальных служащих. Сохраняется неудовлетворенный спрос на официальные и правовые документы по избирательному праву, образованию, экологии, сельскому хозяйству, семейному праву;

Справочно-правовые базы данных «КонсультантПлюс», «Законодательство России» в некоторых модельных, библиотеках обновляются нерегулярно из-за нерасторопности сотрудников информационных центров:

В библиотеках отсутствует информация об опыте работы других органов местного самоуправления.

Таким образом, библиотекам необходимо в рамках реализации Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Чувашской Республики «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» и информационного обеспечения муниципальных служащих:

1. Разработать эффективную систему информационного обслуживания органов местного самоуправления, муниципальных служащих с использованием традиционных и новых информационно-библиотечных услуг.

2. Участвовать в составлении совместных социальных программ и проектов, способствующих дальнейшему развитию библиотек, более качественному и эффективному обслуживанию муниципальных служащих.

3. Развивать библиотечные исследования как один из эффективных способов формирования взаимоотношений между библиотеками и органами местного самоуправления. Выработать механизм систематического изучения информационных потребностей муниципальных служащих (мониторинг потребностей, их систематизация).

4. Обеспечивать органы местного самоуправления информацией, необходимой для принятия решений при формировании стратегии и политики в области социальной, экономической, коммерческой и иной деятельности. С целью знакомства сотрудников администрации с информационными возможностями библиотек, новой литературой активнее использовать методы индивидуального и группового информирования, проводить Дни муниципальных работников, Дни информации, Дни специалиста.

5. Развивать информационные технологии для получения, хранения, предоставления нормативно-правовых документов органов местного самоуправления. Создавать библиографические и полнотекстовые базы данных по вопросам местного самоуправления и жизнедеятельности муниципальных образований.

6. Формировать актуальные информационные ресурсы в помощь развитию муниципалитетов. Обеспечить подписку на газеты «Известия», «Парламентская газета», «Российская газета», «Труд», журнал «Муниципальная власть» и другие. Приобретать документы на различных носителях информации, комплектовать фонды библиотек нормативными и законодательными документами федеральных и местных органов власти.

7. Выявлять и изучать информационные потоки по вопросам местного самоуправления. Проводить анализ формирования, сохранения и использования муниципальных информационных ресурсов.

8. Собирать информацию об опыте работы муниципальных образований Чувашской Республики и других субъектов Российской Федерации.

9. Регулярно осуществлять обновление правовых баз данных «КонсультантПлюс», «Законодательство России» и др.

10. Вести систематическое информирование населения о вновь принятых органами местного самоуправления нормативных документах через различные формы библиотечной работы и средства массовой информации.

XXI век называют веком информации. Она дает возможность принять правильное решение, что особенно важно для руководителя. Исследование показывает, что ценная информация, полученная представителями местной власти из библиотек, работает, прежде всего, на библиотеку, вызывая интерес к ней, повышая ее престиж. И только там, где местные власти понимают, что без информации, а значит - без библиотек, невозможно развитие местного сообщества, можно говорить о состоявшемся их взаимодействии.

Публикации по теме

Петрова Л.А.
Административная реформа и сельская библиотека. «За» и «против» децентрализации библиотечной сети

[ Справочник руководителя учреждения культуры. – 2004– № 10. – С.18-23 ]

В первом полугодии 2004 г. Новгородская областная научная библиотека организовала и провела три зональных семинара «Сельская библиотека и местное сообщество» по следующим вопросам:

  • анализ работы сельских библиотек области в современных социально-экономических условиях;
  • роль библиотек в обеспечении жизнедеятельности села;
  • взаимодействие с местной администрацией и др.вопросы.

Установление границ и статуса муниципальных образований
В Законе № 131 заложена идея формирования двухуровневой системы местного самоуправления с четко сформулированным перечнем полномочий для муниципальных образований.
В соответствии с установленными Законом № 131 критериями следует:

  • все территории субъектов РФ отнести к городским или сельским поселениям и формируемым на их основе муниципальным районам и городским округам;
  • установить границы и статус каждого муниципального образования;
  • разграничить их собственность;
  • привести их законодательные акты в соответствие с данным Федеральным законом.

Принципиальным отличием нового закона о местном самоуправлении от ныне действующего одноименного Федерального закона от 28.08.95 № 154-ФЗ является установление новых критериев для определения границ муниципальных образований.
Поселения. Первым уровнем в градации муниципальных образований будет считаться территория с численностью сельского населения не менее 1000 жителей.
Одним из главных критериев при определении границ поселения станет пешеходная доступность, означающая, что человек в течение рабочего дня должен иметь возможность дойти до здания администрации и вернуться обратно (ст. 11, гл. 2 Закона N° 131).
Каждое муниципальное образование будет иметь главу, исполнительный и представительный органы власти. Так, например, в Новгородской области согласно этому положению вместо ныне существующих 22 муниципальных образований будет 290.
Муниципальные районы. Второй уровень муниципальных образований – муниципальные районы, объединяющие несколько поселений. Основным признаком такого объединения будет общая территория, «…в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;…» (п. 1, ст. 2, гл. 1 Закона № 131).
Городской округ. Третьим уровнем в градации муниципальных объединений станут городские округа – город с прилегающими к нему ближайшими поселками. Это «…городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;#8230;» (п. 1, ст. 2, гл. 1 Закона № 131).
Согласно Закону № 131 к вопросам местного значения поселения и. городского округа в области культуры отнесены:

  • организация библиотечного обслуживания населения;
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения (городского округа) услугами учреждений культуры;
  • охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения (городского округа).

К вопросам местного значения муниципального района в области культуры отнесена лишь организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора).
Территориальные изменения повлекут за собой и смену нынешнего статуса библиотек. В соответствии с перечисленными новыми муниципальными образованиями они станут:

  • поселенческими (сельские, районные, городские);
  • межпоселенческими, организующими библиотечное обслуживание нескольких поселений.

Решать вопросы обеспечения жизнедеятельности библиотек на своей территории и нести ответственность за них будут непосредственно органы власти соответствующего муниципального образования.

Децентрализация библиотечной сети
В связи с введением Закона № 131 ожидаются изменения и в структуре библиотечной сети, а также в библиотечном обслуживании населения. На основании Закона № 131 должна произойти децентрализация библиотечной сети, в результате чего все они перейдут в собственность вновь создаваемых поселений.
Стоит отметить, что вопрос о децентрализации в силу неоднозначности ее положительного эффекта рассматривался на семинарах особенно пристально.
Статистический анализ деятельности сельских библиотек области за три десятилетия работы в условиях централизации и анкетирование, проведенное в Новгородской области в 2001-2003 гг., выявили не только положительные моменты централизации, такие как:

  • экономное и рациональное использование средств, отпускаемых на библиотечную работу;
  • улучшение материально-технической базы;
  • изменение качественного состава книжных фондов и возможности их взаимоиспользования;
  • сложившуюся систему повышения квалификации библиотечных кадров и др.,
но и негативные явления.

Среди последних – остаточный принцип финансирования, который сдерживает развитие библиотек и обновление их книжных фондов, ведет к снижению уровня обслуживания населения. Вызывает тревогу и недостаточная техническая оснащенность библиотек: 86% сельских филиалов, среди которых есть и крупные, до сих пор не телефонизированы. Остается нерешенным и вопрос компьютеризации библиотек.
Восьмилетний опыт работы, к примеру, ЦБС Демянского района Новгородской области при частичной децентрализации показал бессмысленность передачи управления сельскими филиалами библиотек на места без достаточного финансирования. В указанный период особо остро стояла проблема выживания библиотек, сохранения кадров, помещений, книжных фондов.
Попав в зависимость от глав сельских администраций – от их сомнительной компетентности, личных симпатий и антипатий, сельские библиотеки испытали огромные трудности. Однако выжить в этот сложный период удалось только потому, что центральная районная библиотека продолжала поддерживать сельские филиалы и оказывать им помощь.
Выправить положение удалось, лишь вернувшись вновь к централизованной библиотечной системе с новым штатным расписанием.
В результате обсуждений на семинарах возможных перспектив развития библиотечной сети были предложены возможные варианты организационных форм библиотек:

  • межмуниципальное библиотечное объединение;
  • самостоятельная библиотека.

Участие библиотек в местном самоуправлении
Несомненно, что местное самоуправление – это важнейший принцип демократизации общества. И библиотеки должны максимально использовать возможности, которые открывает сотрудничество с органами власти на местах.
Сегодня библиотека на селе – это информационный, досуговый и культурно-просветительный центр, востребованный жителями. Планы ее работы с населением утверждаются в сельской администрации. Совместно с местной властью организуются и крупные мероприятия, праздники для жителей села. Немаловажно активное участие библиотек в избирательных и других кампаниях. При этом в филиалах некоторых из них работают центры правовой информации, в сельских библиотеках проходят сходы жителей поселков. Нужно иметь в виду, что, в свою очередь, местная администрация может оказывать библиотекам помощь в проведении ремонта, приобретении литературы, поиске спонсоров различных ее мероприятий.
Повышение престижа и создание имиджа, улучшение материально-технической базы библиотеки – вот главные результаты сотрудничества библиотеки и местного сообщества.
Анкетирование 85 сельских библиотек по вопросам их взаимодействия с местной властью выявило следующие результаты:

  • активное взаимодействие и полная поддержка – 87, 5%;
  • отсутствие взаимодействия – 12, 5%.

Библиотека - информационный центр на селе
В наше время роль библиотек в организации доступности информации – оперативной и точной – возрастает многократно. Открытие информационных центров на базе центральной библиотеки позволит на более качественном уровне вести информирование муниципальных служащих и населения по всему спектру насущных вопросов.
Так, информационный центр при Новгородской областной универсальной научной библиотеке информирует население о различных аспектах жизни района посредством выпуска «информ-листка». Но одного такого центра в области недостаточно. В перспективе должны быть:

Взаимодействие между поставщиками и потребителями информации, создание и пополнение объема печатных документов, электронных баз данных будет осуществлять центральная библиотека.

Переменный фонд
Одним из вариантов решения финансовых проблем сельских библиотек может стать создание в центральной библиотеке переменного фонда, который будет обслуживать только сельские филиалы.
На семинарах была представлена рассчитанная на 3 года программа «От сохранения книжных фондов – к их развитию», которая должна способствовать решению одной из острых проблем – несоответствия книжных фондов сельских библиотек потребностям читателей.
Программа содержит ряд положений, открывающих возможность в сложившейся ситуации направлять денежные средства в несколько опорных библиотек для комплектования фонда, отвечающего потребностям пользователей.

Новые формы обслуживания населения
Большое внимание на занятиях уделялось и новым формам работы с читателями. Несмотря на недостаток литературы – прежде всего, справочной, детской, учебной, а также книг современных писателей, библиотека востребована сегодня различными категориями пользователей. В некоторых библиотеках сформировались целые читательские династии.
Единый фонд. Решением проблемы поддержания читательского интереса в таких сложных условиях может стать использование единого фонда ЦБС, МБА, которые во многом помогают обеспечить посетителей библиотек нужной литературой. В условиях дефицита финансов для комплектования книжных фондов, когда нередко литература приобретается в единственном экземпляре, этот фонд приобретает большое значение. Благодаря единому фонду периодические издания станут доступны читателям библиотек-филиалов.
Внестационарное обслуживание. Огромная роль отводится вне-стационарному обслуживанию населения. Особенностью севера и северо-запада России является большое количество мелких населенных пунктов.
В связи с новым административно-территориальным делением во вновь созданных поселениях вместо одной могут оказаться две-три сельские библиотеки. Сможет ли новая власть их содержать? В этих условиях будет возрастать роль внестационарного обслуживания.
Очень показателен исторический опыт библиотечного дела в дореволюционной России, когда земства из-за дороговизны книг создавали передвижные библиотеки кругового типа. Книги по определенной отрасли знаний из нескольких близко расположенных населенных пунктов объединялись в одном из них. Через полгода селения менялись между собой этими комплектами.

Сельский культурный комплекс (СКК)
Некоторые библиотеки в связи с реорганизацией должны стать самостоятельными. Одной из форм их существования может быть сельский культурный комплекс, куда войдут:

  • сельская библиотека;
  • Дом культуры;
  • другие учреждения культуры.

Так, например, Передский СКК Боровичского района Новгородской области, организованный еще в 1991 г., включает Дом культуры, 2 клуба, л 3 библиотеки, киноустановку и музей. СКК имеет свой устав, положение, коллективный договор. Заключены договоры с центральной районной библиотекой на оказание методической и практической помощи (в повышении квалификации кадров, использовании единого фонда и т. п.). Работа СКК строится на совместной основе с сельской администрацией, школой, детским садом. Все сотрудники активно занимаются привлечением внебюджетных средств, что позволило улучшить материальное положение работников комплекса.

Роль библиотеки в системе местного самоуправления

«Идите по лестнице, которая называется цивилизацией, прогрессом, культурой, – писал Антон Павлович Чехов и закончил свою мысль словами: – Ради одной лестницы этой стоит жить». Развивая мысль великого русского писателя, можно сказать, что эта лестница вымощена информацией, и задача библиотек в этом аспекте видится в собирании и продвижении информации к жителю.

Наступило время, когда уже не надо доказывать и обосновывать важность и актуальность дея­тельности публичных библиотек по информационному обеспечению местного самоуправления.

«Библиотека. Население. Местная власть» - одно из приоритетных направлений в работе отдела электронной информации и автоматизации библиотечных процессов ЦБ им. г. Мариуполя. Работа начата в 1999 году с целью информационной поддержки населения о развитии города, деятельности органов местного самоуправления и привлечения жителей города к принятию управленческих решений.

Важным спектром по вопросам местного самоуправления является информирование и просветительская работа среди широких слоев населения города. Мы активно участвуем в акциях, которые содействуют сплочению общественности города: в библиотеке можно ознакомиться с графиком приема граждан мэром города, депутатами городского совета, руководителями других учреждений и организаций. Пользователей библиотек информируем о рабочих встречах с представителями бизнеса, власти, общественных организаций, на которых обсуждаются вопросы перспектив развития города при условиях широкого внедрения инноваций во все сферы общественной жизни.

Комплектование фонда происходит на основе гарантий органов власти города, личных контактов администрации ЦБС, работников отдела электронной информации и руководителей муниципальных учреждений. На основании распоряжения секретаря городского совета, библиотека получает обязательный экземпляр всей печатной продукции .

Составной частью фонда по вопросам местного самоуправления являются:

- оригиналы решений Мариупольского городского совета;

Распоряжения городского головы;

Решения исполнительного комитета, райадминистраций, депутатского корпуса;

Национальные целевые комплексные программы;

Областные целевые комплексные программы;

Городские целевые комплексные программы;

- «Местное самоуправление» (деятельность горсовета и райадминистраций на страницах местной прессы).

Сотрудничество расширяется за счет контактов с центрами социальной защиты , занятости населении, отделами образования и другими организациями.

В справочно-информационной службе имеются следующие досье:

"Социальная защита населения ";

"Пенсионное обеспечение /официальные материалы, комментарии/";

"Биржа труда ";

"Студенчество: статус, льготы, права" и тд.

Для более удобного и быстрого поиска документов создана и постоянно дополняется БД «Библиотека и власть» в АБИС ИРБИС (внесено 170 документов). Населению города предоставляется информация о законодательных документах, решениях сессий горсовета и распоряжениях городского головы, о местных бюджетах , налогах, муниципальной собственности , статистические данные по экономике, развитию материально-технических ресурсов города и региона, по социально-культурным и другим вопросам, касающимся жизнедеятельности Мариуполя.

Информационное обеспечение населения по вопросам местного самоуправления осуществляется с использованием как традиционных, так и автоматизированных форм обслуживания. В библиотеке создана картотека "Кто есть кто", которая раскрывают структуру горсовета и райгосадминистраций с указанием должностей, часов приема граждан.

В прошедшем году произошли значительные сдвиги в обеспечение горожан д остоверной, оперативной и полной информацией путем использования информационных технологий , т. е. дистанционного информирования. В основном это ориентировано на обслуживание людей с ограниченными возможностями. Мы знакомим представителей общественных организаций инвалидов с новыми документами горсовета, после каждой сессии городского совета. Сотрудничаем с Гаевской Галиной Петровной - координатором Совета общественных организаций инвалидов г. Мариуполя, Гурьевой Галиной Степановной - зам. председателя Орджоникидзевского районного общества инвалидов г. Мариуполь. Основные их запросы - законодательная база Верховной Рады и ре ш ений городских сессий по установлению групп инвалидности, льгот людям с ограниченными возможностями. Ведется картотека абонентов индивидуального информирования, где представлены 7 пользователей данной категории.

В отделе электронной информации оформлена постоянно действующая выставка «Библиотека – информационный мост между населеним и городской властью»”, где размещены новые публикации о взаимодействии библиотек области и Украины с органами местного самоуправления. Представлены планы социально-экономического развития города и районов. Информация о ходе реализации городских комплексных программ, деятельности райадминистраций и тд.

Нами в полной мере используется информация, размещенная на сайте Мариупольского городского Совета http:// www. marsovet. org. ua/ , где размещены все самые последние новости города, работа подразделений горсовета и райадминистрации. Для людей пожилого возраста проводим консультации по обращениям граждан на сайт горсовета, блог городского головы.

Налажена работа по предоставлению информации жилищно-коммунального характера (тарифы на оплату коммунальных услуг , размеры субсидий). Мы черпаем необходимую информацию с Коммунального портала г. Мариуполя http:// mariupol. life. dn. ua и предоставляем ее населению. С размещением в сети данной ресурса, необходимую информацию мы получаем в кратчайшие сроки.

Необходимостью является сегодня ведение фактографических БД. Запрашиваемая информация касается уточнения дат, статистических данных, выявления адресов, номенклатуры и цен продукции и услуг фирм, расположенных на территории города. Организация и ведение БД упрощается с использованием сети Интернет, что позволяет оперативно и получать точную информацию напрямую из сайтов фирм, учреждений и т. д.

На сегодняшний день уже накоплены материалы по таким рубрикам:

Благотворительные организации и фонды;

Детские дома;

Общественные организации;

Предприятия города;

Телефоны доверия;

СМИ города.

Данная БД содержит около 500 документов.

На договорной основе ведется информационное сотрудничество с Научно-производственным центром технологий управления «Квантум». Сотрудники библиотеки проводят презентации сайтов Мариупольского городского Совета, Донецкого областного Совета. Оказываем помощь в составлении и оформлении адресно-фактографической БД «Предприятия Мариуполя».

Одним из главных приоритетов, сегодня стала пропаганда правовых знаний.

В 2006 году в библиотеке открыт центр правовой информации. При центре работает юридическая клиника. Студенты юридических специальностей МГУ оказывают бесплатные консультации населению города. Имея обширные массивы электронной информации по праву, мы стараемся использовать их, работая в тандеме с юристами. Создан диск «Законодательство Украины», где наряду с различными полнотекстовыми правовыми базами данных находятся сотни образцов различных юридических документов, которые пользователи юридической клиники могут взять в отделе электронной информации и при помощи консультантов здесь же заполнить их.

https://pandia.ru/text/79/482/images/image005_49.jpg" align="left" width="300" height="225 src=">

Клиника пользуется огромной популярностью у малообеспеченных жителей города и его окрестностей, инвалидов, людей пожилого возраста.

Для более удобного и быстрого поиска законодательной информации библиотека приобрела законодательную электронную БД «НАУ» и с января 2008 года работает с ней.

Особенно возрастает роль библиотеки как информационного центра по вопросам местного самоуправления в период проведения избирательных компаний. Для информирования населения подобраны материалы по политическим движениям, партиям, блокам, которые действуют в регионе. Составлен веблиографический список сайтов партий и блоков. Это позволило пользователям сориентироваться в большом количестве информационных ресурсов и своевременно сделать правильный выбор.
К неделе правовых знаний был подготовлен дайджест «История становления местного самоуправления в Мариуполе», рассказывающий о работе Городской Думы Мариуполя, о выборах в городе несколько десятков лет назад, о первых руководителях.

Для быстрого и эффективного поиска в сети Интернет, в помощь пользователям составлен веблиографический список «Городские и региональные органы власти», информационный листок «Державна влада Укра ї ни».

О сотрудничестве Мариупольской ЦБС с органами самоуправления говорит тот факт, что ежегодно вопросы деятельности ЦБС рассматриваются на коллегиях администрации и сессиях депутатов районного Совета.
В рамках Программы содействия Парламенту Украины, при содействии УБА, с 2011 года в Центральной городской библиотеке создан Пункт доступа граждан к официальной информации. Создание пункта доступа граждан позволило наиболее полно информировать местную громаду о деятельности Верховной Рады Украины, Секретариате Президента и др. Министерств и ведомств .

Сегодня библиотека решает задачу сбора, хранения и предоставления в пользование информации по вопросам местного самоуправления. Потребность населения в информации, связанной с понятием «город», постоянно возрастает, в сравнении с предыдущими годами. Увеличивается число запросов: социально-экономическое развитие города, экологические проблемы, состояние здравоохранения, реформа жилищно-коммунального хозяйства и др. Поэтому подтверждается важность партнерства между библиотекой и органами местной власти в поддержании и развитии системы информирования и просвещения населения по вопросам местного самоуправления.

Местное самоуправление - это движение снизу. Наличие на территории муниципального об­разования информационного центра, в котором сконцентрированы научные, теоретические и практические материалы по тематике местного самоуправления, правовая информация, документы органов местной власти может и должно способствовать участию в создании условий для того, чтобы местное самоуправление естественным образом развивалось в местах проживания людей, в самостоятельном обустройстве своей жизни.

гл. библиотекарь отдела электронной информации

План мероприятий

МУК «Центральная районная библиотека Белгородского района»

в День местного самоуправления - 21 апреля 2013 года

В период с 15.04 по 22.04 все библиотеки организовывают книжные выставки и мероприятия по теме местного самоуправления. Ответственные за проведения мероприятий заведующие библиотек.

Центральная библиотека

1. Книжная выставка «Жалованная грамота Екатерины II. Начало начал самоуправления» 15.0,

2. «Местное самоуправление» - глоссарий - словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием 18.04.

3. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 22.04,

Октябрьская модельная библиотека – филиал № 1

1. Книжная выставка «Создать богатую благополучную Россию»

2. Час информации «История становления местного самоуправления в России»

3. Буклет «Местное самоуправление. Как это работает»

Беломестненская библиотека – филиал № 3

1. Книжная выставка «Человек. Государство. Закон» - апрель,

2. Круглый стол «Основы государственности и народовластия - 12.04.,

3. Встреча с главой администрации Беломестненского поселения «Вопросы в конверте» - 21.04.

Веселолопанская библиотека – филиал № 4

1. Час информации, книжная выставка «Местное самоуправление в РФ» - 17.04

2. Заседание Земского собрания

3. Заседание клубов: организаторов выборов, молодого избирателя, клуба будущих избирателей.

Бессоновская модельная библиотека – филиал № 6

1. Провести презентацию на тему: «Местное самоуправление. Диалог с властью»16.04.

2. «Проекты местного самоуправления» выставка-призыв17.04

3. Цикл книжных выставок «Закон и право» в теч. периода

4. Диспут «Власть в зеркале прессы» 21.04.

Бочковская библиотека – филиал № 7

1. Выставка «Библиотека и местное самоуправление» с 01.04.,

2. Электронная презентация «Местное самоуправление и жители» - 20.04.

Ближнеигуменская библиотека – филиал № 8

1. Книжная выставка «Информационный лабиринт» - 18.04,

2. Встреча с депутатом Земского собрания,

3. Урок истории «Местное самоуправление в России».

Головинская библиотека – филиал № 9

1. Выставка «власть на селе» - с 15.04.

2. Листовка «Начальство надо знать в лицо» - с 15.04.

3. Круглый стол «Что может местная власть?» - 19.04.

Журавлевская библиотека – филиал № 11

1. Заседание Земского собрания Журавлевского С/п – торжественная власть.

2. Книжная выставка «Власть на селе»

3. Картотека «Реалии местного самоуправления»

Киселевская библиотека – филиал № 12

1. Тематическая полка «Местное самоуправление в Российской Федерации» 10.04 – 25.04.

3. Беседа «Гражданские права и обязанности школьников «День Прав».

Мясоедовская библиотека – филиал №19

1. Книжная выставка «Ваше право» - 16.04 – 22.04.

2. Информационный стенд «Местное самоуправление» 17.04 – 22.04,

3. Электронная презентация «Концепция и основные признаки местного самоуправления» 19.04.

Петровская библиотека – филиал № 23

1. Урок «Узнай больше о местном самоуправлении» - 21.04.

2. Выставка «Местное самоуправление нашего села» - 23.04.

3. Встреча депутата Земского собрания с населением.

1. Буклет «Вопросы местного значения поселения» - 18.04.

2. Книжная выставка «Местное самоуправление: становление и развитие» - 19.04.

3. «Территория села – территория ответственности» - диалог с депутатами Земского собрания Беломестненского с/пос.

Хохловская библиотека – филиал №28

1. Книжная выставка «Система местного самоуправления»

2. Памятка «Местное самоуправление» - Словарь основных понятий и терминов,

3. Встреча с депутатом Земского собрания, с админ. «О самом главном».

Черемошанская библиотека – филиал № 31

1. Книжная выставка «Законодатель – почетай законы свои»,

2. Беседа «Об общих принципах местного самоуправления»,

3. Круглый стол «Психология людей пожилого возраста» - вопросы и ответы.

Северная модельная библиотека – филиал № 35

1. Выставка – экскурс «Местное самоуправление - 22 года истории» - 15.04 – 22.04,

2. Информационный калейдоскоп «История выборов и основные принципы выборов депутатов поселкового собрания» - 21.04,

3. Субботний блиц опрос «Депутат: звание или призвание» - 23.04.

Разуменская библиотека – филиал № 36

1. Радиогазета «Из истории местного самоуправления» - 22.04.,

2. Круглый стол «Депутатам посвящается» (с админ. и ДК),

3. Стенд + Книжная выставка + буклет «История самоуправления городского поселения п. Разумное».

Политотдельская библиотека – филиал № 38

1. Книжная выставка «Выборы: закон и право» - 02.04.

2. Памятка «Вопросы местного самоуправления» - 16.04.

3. Диалог с властью заседание в КМИ «Глава муниципального образования ; вчера, сегодня, завтра.».

Дубовская модельная библиотека - филиал № 39

1. Выставка – совет «Местная власть и закон»,

2. Информационная закладка «День местного самоуправления»,

3. Час информации «Поговорим о местном самоуправлении».

Директор МУК

«Центральная библиотека

Белгородского района»

Исполнитель

зав. ИСПЦ