Дорийское завоевание.

В XII в. до н.э. жившие на севере Балканского полуострова племена греков-дорийцев устремились на юг и разрушили архейские государства. Большая часть дорийцев вернулась назад, некоторые осели в Пелопоннесе. Греция после этого вновь вернулась к временам зарождения цивилизации. Этот зигзаг в развитии имел серьезные последствия.

В большинстве греческих государств царская власть со временем исчезла, а там. где сохранилась, была сильно ограничена. Страна состояла из самоуправляющихся общин. Правители изби­рались полноправными членами общины. Особый тип города-государства, сложившийся в Греции, называют полисам . К полисах сохранились многие черты общинного самоуправления.

Самыми крупными городами-государствами Греции стали Афины и Спарта (от 200 до 350 тыс. жителей).

Социальная структура полиса:

Граждане (члены общины)

Знать демос (крестьяне, ремесленники)

метеки (переселенцы)

должники чужеземцы

В полисе жили его граждане - члены общины и переселенцы из других мест (метеки). Небольшую группу граждан составляли аристократы (знать) - владельцы больших участков земли, крупных мастерских, кораблей. У них было много рабов. Основным вселением полиса являлся демос (народ) - мелкие земледель­цы, ремесленники и торговцы.

Народное собрание полноправных граждан принимало законы обладало верховной властью в полисе. Должностные лица избирались народным собранием на определенный срок.

Внутри полиса формировалось гражданское право, т.е складывались своды законов, разделяющие права и обязанности членов общества, их социальный статус.

Привилегированное положение занимали граждане. Только они принимали участие в политической жизни полиса.

Полисы достигли своего развития на рубеже 6-5 вв. до н.э.

Возглавляли греческие полисы Афины и Спарта. Централизованного государства в Греции не было. Все полисы были самостоятельными. Объединялись лишь во время войн с Персией.

Пункты сравнения Афины Спарта
Географическое положение Юг Балканского полуострова, область Аттика, много полезных ископаемых, мало плодородных земель, удобная гавань Юг Пелопоннесского полуострова, долина реки Эврот, область Лаконика, плодородные земли
Экономика Торговля и кораблестроение, гавань (порт Пирей, Длинные стены), активное градостроительство (Акрополь, Парфенон) Завоевание земель и сбор дани с населения, не было частной собственности на землю - принадлежала общине, земледелием, торговлей и ремеслом могли заниматься только периэки. «община равных»
Политическое устройство Демократия (власть народа) Реформы Солона (594 г. до н.э.): Народное собрание (все граждане, кроме женщин) решало все вопросы войны и мира, избирало

Ареопаг народный суд

(богатые афиняне)

Олигархия (власть немногих, аристократии) Два царя (военачальники) Герусия (совет старейшин – не моложе 60 лет) Народное собрание
Социальный строй Граждане (члены общины) Знать демос (крестьяне, ремесленники) метеки (переселенцы) рабы должники чужеземцы Спартиаты (полноправные) Периэки (свободные, жили в округе и платили дань) Илоты (рабы, возделывали земли спартиатов, принадлежали общине)
Культура и идеология Развитие наук, образования, искусства. Главное занятие война, ремесла, торговля, земледелие, искусства презирались, были недостойны спартиата.

Афины и Спарта противостояли друг другу. В войне с персами они объединились и отстояли независимость Греции. Афины возглавили Делосский морской союз и превратились в Афинскую морскую державу. Спарта в противовес создала Пелопоннесский союз. Началась Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Победила Спарта (с помощью персов). Афины создали второй морской союз, их поддержали Фивы. Спарта была побеждена. Т. О. объединить Грецию не удалось. Демократия в полисах была восстановлена.

Слайд 1

Спарта и Афины

Слайд 2

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия
Население
Занятия
Управление

Слайд 3

Линии сравнения Афины Спарта
Население
Занятия
Управление

Слайд 4

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Занятия
Управление

Слайд 5

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Население Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). Спартанцы и илоты.
Управление

Слайд 6

Линии сравнения Афины Спарта
Положение и природные условия В Средней Греции (область Аттика). Мало плодородных земель. Благоприятные условия для мореплавания (много удобных бухт). В Южной Греции (области Лаконика и Мессения). Много плодородных земель. Условия для мореплавания менее благоприятны (удобных бухт мало, берег заболоченный, мели).
Население Рабы (чужеземцы) и свободные (аристократы и демос). Спартанцы и илоты.
Занятия Основные занятия ремесло и торговля. Главные занятия земледелие (илоты) и война (спартанцы).
Управление Закладываются основы демократии. Власть немногих (спартанцев).


Общая характеристика

Исторически первым и сильнейшим в военном отношении древнегреческим полисом являлась Спарта. «…В истории античной Греции Спарта, несмотря на всю свою консервативность, сыграла очень существенную роль и потому по праву занимает одно из важнейших мест». Это государственное образование (а Спарта – это строго говоря, не совсем город, а группа поселков, объединенная в общину спартиатов) возникло вскоре после завоевания Пелопонеса варварами-дорийцами, которые ввиду невозможности дальнейшего продвижения на юг и осели на южном побережье материковой Греции (в Лаконии). Территория Лакедемона (это обычное наименование для всего спартанского государства в древности) простиралась от южных границ Арадского нагорья до мысов Тенар и Малея на южном побережье Пелопонеса. Спартиатам не сразу удалось взять эти земли под полный контроль, в течение IX – первой половины VII в. до н.э. им приходилось вести упорную борьбу с местными племенами. Кто-то добровольно шел под власть спартиатов, за что и получал некоторые привилегии (будущие периэки), те же, кого подчиняли силой, были порабощены и превращены в илотов. Естественно, что именно дорийское, а не ахейское влияние стало определяющим фактором развития Спарты.

В Афинах же полисный строй оформился позже, чем в различных областях Пелопонеса, возникновение здесь государственности относят к VIII – VII вв. до н.э. Существенным отличием формирования полисного строя в Аттике (так называлась центральная часть Греции, где и находились Афины) является минимальная роль военных завоеваний, связанных с порабощением соседних племен. Второе важное отличие Афин от государств Пелопонеса – это сравнительно большое количество документов, которые говорят о ее древней истории, что дает ученым хорошие возможности объективно судить об истории этого полиса. Дорийское нашествие ураганом прошлось по этим землям, но сами дорийцы вскоре ушли дальше на юг, совсем недолго задержавшись в Аттике. Поэтому тут в целом сохранились прежние этнические общности (ионийцы и пеласги), кроме того здесь нашли пристанище некоторые ахейские роды, вытесненные дорийцами из Пелопонеса. Влияние высоко развитой ахейской культуры сыграло важную роль в истории Афин, где принципы гуманизма и демократии впоследствии стали играть очень важную роль.

Социальная структура

Социальная структура Спарты отличалась высокой степенью замкнутости социальных групп и минимальной социальной мобильностью. Население здесь делилось на три больших группы: граждане (спартиаты), периэки и невольники-илоты.

Граждане составляли общину спартиатов. Это была очень замкнутая социальная группа, в которую не допускались посторонние и вероятно их число никогда не превышало 9 тыс. чел. Членами общины становились только мужчины, родившиеся в Спарте, все они служили в армии и могли голосовать в народном собрании. Кроме того, среди членов общины распределялись наделы-клеры с населявшими их илотами, количество этих участков было постоянным (9000), их нельзя было дробить между наследниками, дарить, продавать или завещать. Иначе дело обстояло а Афинах, где миграция населения в пределах полиса, была обычным явлением.

Известно, что внутри состава общины «абсолютно преобладали дорийцы», однако есть сведения, что один из царских родов Спарты считал свою династию ахейской по происхождению. Иначе говоря, можно предположить, что часть ахейцев добровольно влилась в общину спартиатов (тем не менее, как уже было отмечено, значительной роли в истории Спарты это все-таки не сыграло). Стоит сказать, что влияние различных греческих общностей – дорийцев или ахейцев – очень важный фактор, определявший дальнейшее развитие этих полисов.

Община спартиатов известна под названием «община равных», что говорит о том, что в Спарте имела место попытка реализации «протосоциалистических идей». Отчасти это верно, но стоит сказать, что спартанское общество никогда не пыталось распространить модель организации «общины равных» на все население. Это в корне отличает спартиатов от афинян, для которых забота о демосе всегда была одной из важнейших задач, стоит вспомнить таких выдающихся государственных деятелей, как Солон, Клисфен или Перикл, которые нередко ущемляли интересы знати ради защиты интересов демоса. Спартанская же элита никогда не считала, что должна заботиться о благоденствии периэков или илотов.

Вторую важную социальную группу составляли периэки (буквально – «живущие вокруг»), они не являлись полноправными гражданами, но тем не менее они обладали некоторыми правами. Сам статус периэкских общин был чем-то вроде знака признательности спартиатов к населению, добровольно принявшему их власть. Он был дарован некоторым общинам неплодородных земель Лаконии и нескольким приморским поселениям в Мессении. Разница между периэками и невольниками-илотами была огромной, ибо за периэками закреплялось право частной собственности, которого не было ни у илотов, ни у спартиатов, вся собственность которых считалась государственной. В этом смысле периэки наиболее близки к афинянам с их духом предпринимательства и уважением к частной собственности. Основными занятиями периэков были ремесло и торговля, подобно спартиатам, они также имели клеры (около 30000), на которых работали илоты. Несмотря на то, что положение периэков кажется привилегированным, «в самой Спарте на них смотрели как на людей ""второго сорта"" и не допускали к участию в делах государства».

Третий же социальный слой занимали невольники-илоты, являвшиеся абсолютным большинством населения Спарты. Они населяли наделы, отдававшиеся спартиатам и периэкам (на каждый надел приходилось по несколько семей илотов). Главной задачей илотов было обеспечить «общину равных» всем необходимым, ибо главной задачей граждан была военная служба. Стоит сказать, что хозяева илотов не являлись подобием русских помещиков времен крепостного права. «…Обычная норма … повинности … была определена законом, и спартиат не имел права превышать ее по своему произволу» , излишки илоты могли использовать по своему усмотрению. «… В отличие от рабов обычного или классического типа илоты пользовались довольно большой хозяйственной самостоятельностью». Конечно, несмотря на такое казалось бы щадящее положение илотов, они часто проявляли неповиновение по отношению к спартиатам, не будем забывать, что они были покорены Спартой, которая даже не считала их за людей – стоит упомянуть кровавые криптии. Это не могло сказаться на нравах спартиатов: «… Этот факт определял весь образ жизни Спарты, ее постоянную готовность к боевым действиям, к покорению непокорных» . Здесь видно следующее важное отличие Спарты от Афин – пелопонесскому полису свойственна особенно сильная внутренняя напряженность.

Необходимо также отметить и тот факт, что илоты, как и земля, которую они обрабатывали, являлись собственностью государства, что серьезно отличает Спарту от гуманистических Афин, провозглашавших свободу личности.

Что касается афинского полиса, то ему изначально соответствовало обыкновенное для античной Греции после разложения родового строя деление на аристократов-эвпатридов, ремесленников-демиургов и простолюдинов-гоморов (демос), не равноправных между собой. Здесь, однако, социальная мобильность была гораздо большей, нежели в Спарте. Естественно неверно считать, что демократические принципы, которыми так славились Афины, были свойственны этому полису с самого его основания. В VIII-VII вв. до н.э. в нарождающемся полисе и его окрестностях захватили власть эвпатриды. Они присваивали земли, ранее принадлежавшие всем соплеменникам, таким образом, основная масса населения попадала в зависимость от аристократов. Иначе говоря, Афинам грозила олигархия, которую мы в весьма специфическом виде наблюдали в Спарте.

Социальная дифференциация оставалась очень высокой и после реформ Драконта, при котором высшая мера наказания – смерть – вводилась за любое посягательство на право частной собственности (важно отметить колоссальное различие в системе ценностей у афинян и спартиатов – последние презирали частную собственность). Важную (но отнюдь не определяющую) роль в жизни Афин играли рабы и чужеземцы-метеки, эти достаточно низкие социальные слои в Афинах не эксплуатировались и не презирались, но напротив даже могли разбогатеть и повысить свой социальный статус, что опять же, отличает этот полис от Спарты.

Неизвестно, какой вид бы имела социальная структура Афин, если бы не реформы Солона. Он ликвидировал кабальное рабство афинян и установил новое социальное деление всех свободных граждан полиса на 4 разряда по имущественному признаку:

Как видно из схемы, реформы Солона заметно сгладили социальное неравенство, тем не менее, социальное напряжение сохранялось. После отставки Солона тиран Писистрат и его сыновья старались его сдерживать. В Спарте же недовольство неполноправной части населения подавлялось силой оружия.

Наконец Клисфен в начале VI в. до н.э. разделил народ Аттики на новые социальные группы, согласно территориальному принципу, что было очередным сокрушительным ударом по родовым принципам, т.е. ослабляло аристократию:

Подводя итог анализа этих социальных систем, нельзя говорить о превосходстве какой-либо из них, ибо каждая из них имеет не только положительные, но и значительные отрицательные стороны. Консервативная стабильность Спарты – это лишь фикция, такое общество, основанное на уравнительных принципах, не может существовать долгое время, что доказал исторический опыт (уже начиная с III-II вв. до н.э. здесь идет процесс разложения привычных традиционных норм). Очевидный недостаток афинской социальной системы – слишком большое количество социальных потрясений, через которые афинянам пришлось пройти на пути от родового строя к демократии.

Политическое устройство

Внешне политическое институты Афин и Спарты кажутся весьма непохожими друг на друга. Отчасти это верно, но стоит сказать, что и тут можно найти общие черты. Прежде всего – главенство демократических принципов, что естественно было более наглядно на примере Аттики, нежели в Спарте. Но это отнюдь не означает, что в спартанском государстве полностью отсутствовала демократия. «Для Спарты был характерен республиканский, правда в отличном от Афин, вариант государственного устройства».

В Спарте существовали два царских рода, два царя всегда правили вместе, главной их обязанностью было возглавлять армию во время войны, в мирное же время царская власть исполняла лишь религиозные обязанности. Стоит отметить, что сам факт того, что верховная власть вручалась двум политическим деятелям одновременно (как позднее в Республиканском Риме) говорит о нежелании спартиатов сосредотачивать власть в одних руках, об их стремлении к политическому равновесию. Свой статус цари передавали по наследству.

Руководила же «общиной равных» герусия, т.е. совет старейшин. Она состояла из тридцати человек: двух царей и двадцати восьми советников. Советниками были мужчины старше 60 лет, которые пожизненно избирались народным собранием, они решали, какую политику должна проводить Спарта, могли выступать в качестве судей.

Само народное собрание (апелла) включало в себя всех граждан старше 30 лет. В его власти было принимать или отклонять законопроекты, предложенные герусией. Но обсуждение законов и их принятие в Спарте значительно отличалось от аналогичного процесса в Афинах, где «каждый гражданин имел право выступать и голосовать в народном собрании». народное собрание Спарты «чаще всего без обсуждения одобряло криками … решения» совета старейшин. Однако это отнюдь не значит, что апелла не могла влиять на политические решения и слепо следовала решениям герусии, была предусмотрена и процедура голосования, когда члены народного собрания расходились в разные стороны, демонстрируя свое согласие или несогласие с обсуждающимся вопросом. В таком случае «на глаз определялось, на чьей стороне большинство». Такие порядки никак нельзя назвать недемократичными.

Большей реальной властью обладали пять эфоров или надзирателей, их ежегодно избирало народное собрание. Они были призваны «осуществлять верховное наблюдение и повседневный контроль над всей ""общиной равных""». Более того, эфоры имели право «привлекать к ответственности любого спартиата, включая геронтов и царей». Со временем именно эта пятерка стала выше царей и герусии, избиравшихся пожизненно. И это опять же, свидетельствует о нежелании спартиатов отказываться от своей весьма специфической демократии и переходить к какой-либо форме абсолютной власти.

Иначе дело обстояло в Афинах, где демос в процессе длительной борьбы за свои права завоевал господствующие позиции в политической системе полиса. Это был многоэтапный процесс.

В Аттике до Солона демократия была развита весьма слабо, власть еще достаточно прочно была в руках аристократии. Крайне слабым было народное представительство – главный демократический орган власти: «До Солона сходки соплеменников в форме народных собраний проводились редко, нерегулярно, по желанию знати, и были одним из инструментов господства и политического засилья знати». Однако при великом реформаторе «народное собрание (экклексия) становится полномочным и полновластным органом управления». Право участвовать в работе экклексии имели все слои граждан, включая небогатых фетов. Каждый член народного собрания активно участвовал в его работе, афиняне следили за тем, чтобы на собрании присутствовало не менее 6000 человек, причем для того, чтобы собирать такое количество народу, была создана специальная полиция. Из вышесказанного видно, что афинское народное собрание было более плюралистичным, чем спартанское, кроме того, очевидна большая заинтересованность афинян в делах государства.

Главной задачей народного собрания было обсуждать (одобрять, изменять или наклонять) предложения, выдвинутые Советом. При Солоне он состоял из 400 человек, позже демократ Клисфен увеличил его состав до 500 человек. В состав Совета 500 (буле) выбирали по 50 человек от каждой из 10 фил. «Выборы Совета по жребию, отсутствие всяких ограничений при выборах булеветов и запрет быть дважды в течение жизни членом Совета 500 – все это превращало его в подлинного выразителя интересов всех слоев гражданского коллектива».

Еще один важный факт, свидетельствующий о высоком развитии афинской демократии, – это учреждение все тем же Солоном суда присяжных (гелиэи), в коллегию судей избирались даже феты. «Гелиэя наряду с экклексией становятся наиболее демократическими органами формирующегося полиса».

Наконец, нельзя забывать о процедуре остракизма, согласно которой афиняне могли изгонять из своего города ненавистного политика. Естественно, в Спарте ничего подобного существовать не могло.

Из вышесказанного ясно, что в большей или меньшей степени демократия присутствовала как в Афинах, так и в Спарте. Но образцом античной демократии все же считается афинский полис. Так, в книге С. В. Новикова, А. С. Маныкина и О. В. Дмитриевой политических строй Афин назван «рабовладельческой демократией», Спарты – «рабовладельческой олигархией». Такая формулировка очень точно подчеркивает то, что в обоих полисах демократия распространялась на избранных, на граждан, разница же заключалась в том, что количество полноправных граждан в афинском полисе было намного большим, нежели в Спарте.

Экономика

Экономическое развитие обоих полисов находилось в зависимости от политики, проводимой иными правителями этих земель.

Так, в Спарте на большей части ее исторического пути наблюдалась в основном «античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан – спартиатов», правом частной собственности обладали лишь периэки (о чем уже говорилось выше). Элита (спартиаты) не занималась производительной деятельностью, ибо для граждан занятия земледелием, ремеслом или торговлей были постыдными. Некоторой хозяйственной самостоятельностью, несмотря на свой низкий социальный статус, обладали илоты, а основной предпринимательской силой полиса были периэки (например, только они контактировали с чужеземными торговцами).

Основное отличие спартанской социально-экономической системы состоит в том, что население было сковано узкими рамками так называемых «законов Ликурга», которые регламентировали всю жизнь спартанцев до мельчайших деталей, запрещали любую роскошь, жить предписывалось по-спартански, без излишеств. Для того, чтобы сделать невозможным имущественное расслоение, государство и запрещало спартиатам заниматься ремеслом и торговлей. Интересно, что спартиаты даже сознательно тормозили развитие товарно-денежных отношений – внутри полиса вместо удобных монет использовались тяжелые железные круги (оболы). Иными словами, в Спарте имело место быть невероятно большое вмешательство государства в экономику.

Иначе дело обстояло в Афинах – здесь главенствовали идеи частной собственности. Даже совсем не знатные люди (например, метеки) могли здесь стать богатыми, занимаясь ремеслом, торговлей или ростовщичеством. Тем не менее дело здесь не шло к непреодолимому расслоению между богатыми и бедными, деятельность многих политических деятелей – Солон, Клисфен – была направлена на обеспечение социальной справедливости, «уравниловки», но отнюдь не такой жесткой как в Спарте. Стоит вспомнить и литургии - особые повинности, налагавшиеся только на богатых людей, которые на свои средства должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т. п.

Граждане имели право на владение земельным участком, занятия любыми видами хозяйственной деятельности (в противоположность Спарте с ее государственными запретами). Несмотря на возрастание числа рабов по мере усложнения полисной структуры, их труд не имел определяющего значения для развития Афин. Рабы в основном трудились в крупных поместьях и ремесленных мастерских.

Отдельно стоит сказать о развитии афинской морской торговли. Крупнейшим в античном мире центром морской торговли была афинская гавань Пирей. В Пирей ввозилось зерно, шерсть, ковры, разного рода пряности, благовонные масла и другие предметы роскоши из стран Востока, льняные ткани, бронзовые изделия, корабельный лес, смола, пенька и ряд других товаров. Из различных областей в Пирей ввозились рабы. Сами афиняне потребляли лишь незначительную часть всех этих предметов. Главная масса товаров перепродавалась в другие города и страны, что приносило полису баснословные доходы.

Подводя итог, необходимо повторить, что основное отличие экономик двух государств – это отношение к частной инициативе. Ее подавление в Спарте обусловило экономическую отсталость данного полиса, а внимание к частному собственнику и его нуждам в Афинах – их хозяйственное процветание.

Культура

Говоря о классической греческой культуре, традиционно упоминают Афины и похожие на них полисы. О Спарте принято говорить как о культурном захолустье, хотя в конце архаического периода здесь находился один из крупнейших центров духовной культуры: «В интеллектуальном плане спартанцы сказали свое слово в развитии музыки, драматургии, поэзии. Приобрел известность лирик Алкман», кроме того здесь жили прекрасные ремесленники и художники. Однако постепенно все это сошло на нет. Спартанцы, руководимые «законами Ликурга», не ценили искусств или философии. Главным для них было не человеколюбие (как у афинян), а служение государству. Так, слабого ребенка, который не смог бы проходить военную службу, могли просто оставить умирать. Мальчиков с детства воспитывало государство, большую часть своей жизни спартиаты проводили в казармах (даже будучи женатыми). Причем культ здорового тела насаждался и среди женщин-спартиаток – чтобы дети рождались здоровыми. Для них даже существовали особые спортивные состязания.

Для афинян же главной ценностью был человек (что, однако, отнюдь не отменяло полисного патриотизма горожан), здесь также имел место культ здорового тела. Но значительное отличие Афин от Спарты состоит в том, что здесь почитались философия, история, театральное искусство, архитектура, скульптура и многие другие науки и искусства. Именно с именем этого полиса связаны люди, прославившие античную Грецию на многие века: Платон, Аристотель, Анаксагор, Геродот, Аристофан, Ксенофонт, Пиндар, Пракситель, Сократ, Фидий, Фукидид и многие других. Спарта же подобных гигантов, увы, не породила.



К началу V века до н. э. в Греции выделилось два наиболее значительных города-государства — Спарта и Афины.

Пути развития этих государств были различны.

Спартанская община носила аграрный, землевладельческий характер; торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на примерно равные участки (клеры) и находившаяся у отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения — илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а всей общине в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения – периэки (“живущие вокруг”, т.е. не на территории самого города Спарты.). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.

Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (евпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру. Свободное население Афин распадалось на класс крупных торговцев и класс свободных производителей. К первому из них следует отнести, помимо евпатридов, представителей новой торговой знати, ко второму — широкие слои демоса, т.е. крестьян и ремесленников. Существовало и другое деление свободной части афинского населения: на пользовавшихся политическими правами и неполноправных — на граждан и метеков (чужестранцы, живущие на территории Афин). Ниже всех на социальной лестнице стояли абсолютно лишённые гражданских прав и личной свободы рабы (но таковой ситуация было по всей Греции, а не только в Афинах).

Государственный строй Афин м Спарты так же имел существенные различия.

Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но власть их была сильно ограниченна советом старейшин (герусия) — органом спартанской знати — и коллегией эфоров. Народное собрание (апелла) хотя и считалось формально верховным органом власти, но фактически большого значения не имело. Мнения же никому кроме царей и геронтов на собраниях высказывать не разрешалось. Народ мог либо одобрить, либо отвергнуть предложение.

В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI веке Соломоном и Калисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Всё более росла роль афинского народного собрания (экклесия). Основные государственные должности были выборными. Выборный “совет пятисот” (буле) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати — ареопаг, хотя последний в начале V века ещё представлял собой определённую политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьевки из числа всех полноправных граждан. Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. В Спарте своеобразный быт и система военизированного воспитания, основанных на установлениях Ликурга, способствовали созданию сильного и опытного войска(спартанская пехота). Спарта подчинила себе Кинурию и Массению и возглавила Пелопонесский союз, в который входили аркадские города, Элида, а затем Коринф, Мегары и остров Эгина. Афины, как торговое и морское государство, развивали преимущественно кораблестроение. К началу V в. Афинский флот. В особенности военный, был ещё невелик. Однако всё экономическое развитие Афинского государства, а затем нависшая над ним военная угроза (персы) толкали афинян на путь усиленного строительства флота.

Cписок литературы:

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bestreferat.ru


Введение.

Древняя общинная организация сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перерастает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII-VI вв. до н.э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов – филы и фратрии – еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках.

История Древней Греции относится к I тысячелетию до н.э. Здесь происходят процессы разложения первобытно-общинного строя и формируется классовое общество. Основные знания о государстве и праве Древней Греции содержатся в трудах древнегреческих авторов. В частности, Плутарха, Геродота, Аристотеля и др.

В результате развития производительных сил формируются классы, и в VIII-VI вв. до н.э. здесь создаются так называемые города-государства (полисы ).

Наиболее интересным и вместе с тем наиболее изученным представляется процесс образования государства в двух известных греческих полисах – древних Афинах и Спарте. Первая являла собой образец рабовладельческой демократии, вторая – аристократии.

В своей работе я попытаюсь провести сравнительный анализ общественного и государственного строя в Афинах и Спарте, сделать вывод о сходствах и различиях между ними, сравнить какой строй приемлемей для развития общества и государства.

Афинская рабовладельческая демократия.

Образование государства и государственный строй в Афинах.

Во II тысячелетии до н.э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большим рвением стали оберегать свою собственность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта и другие.

В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. О событиях этой известнейшей из войн повествуют поэмы гомелевского эпоса – «Илиада» и «Одиссея».

В древнегреческом обществе, как его рисует Гомер, происходят сложные процессы. Классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней.

Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь-базилевс. Народное собрание – вместе с тем войско, а базилевс и старейшины – главным образом военные предводители. Американский историк прошлого века Л.Г. Морган назвал этот строй военной демократией .

По всем своим признакам период военной демократии есть последний период первобытнообщинного строя. Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. Древняя родовая организация еще существует, но уже подорвана. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это, вместе взятое, служит основой для перехода к государству как к новой, высшей ступени общественного развития.

Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, - Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли.

Сельская община, столь устойчивая на Востоке, не нашла здесь благоприятных условий и стала быстро разлагаться. Земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий.

В VIII столетии до н.э. в Аттике вырос (вокруг древней крепости) город, которому предстояло сделаться величайшим центром античной и мировой культуры. Его назвали в честь богини-покровительницы Афинами.

Город стал средоточием людей, принадлежавших к разным племенам, родам, фратриям: вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. На смену старому делению происходит новое. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов , ремесленники – демиургов .

Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов. В результате этого совет старейшин превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на холме бога войны Ареса, и потому его назвали ареопагом . Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц.

В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V в. до н.э. ареопаг выступал как судебная инстанция (по делам об убийствах, поджогах, телесных повреждениях, нарушений религиозных предписаний).

Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии – стратегов и архонтов.

Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. «Бедные, - пишет Аристотель, - находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая. – З.Ч.). Вся же вообще земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей».

Всюду на полях стояли закладные камни. На них было написано, кому и на какой срок заложен участок. Такая форма залога – ипотека – была ранним изобретением Греции. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа – столь обыкновенной – переходила к кредитору.

«...Развивающееся денежное хозяйство, - справедливо пишет Ф.Энгельс, - проникало в сельские общины, воздействуя, точно разъедающая кислота, на их исконный, основанный на натуральном хозяйстве образ жизни» 1 .

Начиная с VI века до н.э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включался новый социальный элемент. Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н.э., и особенно благоприятные природные условия самой Аттики (с ее небольшим земельным фондом и удобным для торговли местоположением) способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Боевую часть его составляли матросы многочисленного афинского флота. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» - «народом».

Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Когда это ему удалось, в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.

В 594 году до н.э. всеобщее недовольство вылилось, по словам Аристотеля, в «великую смуту». «Огромное большинство, и к тому же люди большой физической силы, - пишет греческий историк Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях», - собирались и уговаривали друг друга не оставаться равнодушными зрителями, а выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок оплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй».

Оказавшись в столь сложной ситуации, борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона. Было известно, что он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою». Избранный архонтом, солон был наделен чрезвычайными полномочиями, среди которых самым важным было право законодательства. Испытывая давление одних, стремившихся к установлению единовластия, и других, рвавшихся к самому широкому народоправству, Солон выбрал политику «золотой середины».

Первым делом он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей, граждане, ставшие рабами за долги, - отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, - выкуплены за счет государства.

Со времени Солона рабами в Афинах могли быть только иноплеменники, захваченные на войне или купленные на мировом рынке того времени.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках.

Одновременно с тем была санкционирована широкая завещательная свобода. Родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати – опора ее власти – включались в общий гражданский оборот.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые – ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда.

Таким образом, вместо принципа аристократического (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства. От этого выигрывали купцы и ростовщики, проигрывала родовая знать.

Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие – феты – были зачислены в один четвертый и последний разряд.

За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (приблизительно 50-60 л.). Для исчисления в первый класс требовался доход в 500 медимнов зерна ежегодно (или соответствующий эквивалент); для зачисления во второй – триста, для зачисления в третий – двести медимнов.

Первые два разряда служили в коннице. Служба эта требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти сделалось по конституции Солона, афинское народное собрание(экклесия). Народное собрание являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий.

Полномочия народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании срока полномочий, решало дела по производственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм (изгнание отдельных граждан по решению народного собрания (обычно на 10 лет). Каждый обладавший правом голоса гражданин писал на черепке имя того, кто опасен для народа). Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными организациями всех основных законов афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предположения, которые нарушают существующие законы (графэпараномон). Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа и путем законодательных актов.

Народное собрание работало по довольно демократическим правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он не должен был повторяться, оскорблять своего оппонента и говорить не по существу.

Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек:

б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета;

в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования.

В конце V в. до н.э. была введена плата за посещение Народного собрания: в начале в размере обола (единица веса (массы) и медная, серебряная, бронзовая монета), а затем шести оболов. Благодаря этому стало реальным участие народных масс.

Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным. На нем производилась проверка деятельности властей. Собрание после открытого обсуждения решало, было ли эта деятельность правильной.

Такая форма контроля снизу было, по-видимому, достаточно эффективной.

В противовес Народному собранию были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя 1 – суд присяжных заседателей. Но Народные собрания не один раз принимали бурный характер, выходили из под влияния стратегов и совета пятисот, навязывали им свою волю.

Плутарх рассказывает, что со времени Солона в Афинах действовал закон, по которому гражданин, не примкнувший во время междоусобиц, ни к той, ни к другой партии, лишался гражданских прав. Солон хотел, по-видимому, прибавляет Плутарх, «чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу... не дожидался без всякого риска, кто победит» 2 .

Совет четырехсот избирался старыми ионическими племенами, продолжавшими существовать, несмотря на все перемены. Каждое из них посылало в совет 100 человек. Играя важную роль в законодательной процедуре, заведуя всеми текущими делами, совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на народное собрание и прямо ограничивал власть ареопага.

Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Она наблюдала за законностью замещения должностей и имела право отвода; она утверждала международные договоры. Главным же ее делом было участие в законодательстве, а также суд по политическим, религиозным и многим другим делам.

___________________________

1 Кто есть кто в мировой политике/Редкол.: КравченкоЛ.П. и др. – М.: Политиздат, 1990. – С. 418

2 От «Гелиос» - солнце: заседания начинались с восходом солнца и закрывались с заходом (не позднее)

В состав гелиэи входило 6 тысяч человек. Все они избирались жребием по 600 человек от каждой филы. Из общего числа гелиастов составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая. Состав коллегии определялся жребием в самый день суда так, чтобы никто из гелиастов не мог знать заранее, когда его призовут к деятельности. Этим стремились избежать подкупа судей.

Реформы Солона казались верхом политической мудрости, триумфом политики компромисса. Вместе с тем именно реформы Солона убедительно доказывают недолговечность политики компромиссов.

Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась полюбовной сделкой. Афины переживают острый политический кризис, завершившийся установлением тирании. Наконец через 90 лет после Солона, в 509 году до н.э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена, наносят решающий удар по остаткам родового строя, мешавшим функционированию государства как такового.

Реформа 509 года окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение.

Аттика делилась на десять территориальных «племен» (фил). Каждая фила состояла из четырех частей – тритий. Одна из тритий должна была принадлежать к сельскохозяйственной равнине, где до того господствовала знать (здесь были ее имения), другая – к приморскому району, форпосту демократически настроенной матросской массы, третью составлял один из кварталов столицы.

В новых филах граждане были перемешаны таким образом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан – ремесленников, купцов, матросов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.

Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы – демы. Их было около ста.

Сущность введенного Клисфеном деления станет более понятной, если прибавить, что аристократический род Аминандритов, например, оказался разделенным на 26 демов, принадлежащих к разным тритиям и филам, род Керкиров – к 19 демам и т.д. Естественно, что выступать, как прежде, единым фронтом они уже не могли. Так, между прочим, впервые в истории была введена в практику «избирательная география».

Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот. Совет пятисот (булле ), будучи одним из важнейших государственных инструментов афинской демократии не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по пятьдесят человек от каждых десяти фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения.

В компетенцию совета входило много вопросов. Пританы (представители Народного собрания) созывали народное собрание, причем один из них председательствовал. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для вынесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу.

Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета пятисот заключалась в организации строительства флота.

Совет производил проверку (докимассию) девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными заданиями и распоряжался совместно с остальными должностными лицами (совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств). Приговоры совета могли быть обжалованы в гелиэю .

Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь финансовый и административный аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.

Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть совета, т.е. одна фила. Ее члены, пританы, ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал в Народном собрании.

По истечении срока полномочий (1 год) члены совета давали отчет народу. Повторное избрание решалось только через несколько лет и лишь один раз, т.е. каждый год Совет обновлялся. Члены совета получили жалование в размере 5-6 оболов.

Так в чем же значение реформы Клисфена? Почему ее называют так же, как и реформу Солона, «политической революцией»? Ответ на этот вопрос очевиден.

Общественное развитие привело к сосредоточению богатств руках значительного числа неродовитых граждан, составивших имущий класс Афин . Политическая власть должна была отныне служить их целям. Родоплеменное деление препятствовало этому: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Вместе с тем окончательно побеждает государство рабовладельцев – знатных и незнатных.

Теперь на пути афинской демократии находится один ареопаг. Неписана афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых Греко-персидских войн (492-479 гг. до н.э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. Между тем время не повлияло ни на его состав, ни на его политическую линию. В 462 году до н.э. афинская демократия, руководимая Эфильтом, провела наконец закон о лишении ареопага всех политических функций.

К середине V века до н.э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам независимо от их имущественного положения. Производилось оно по жребию (за некоторым исключением).

Оставалось последнее: ввести вознаграждение за службу, без чего граждане, живущие повседневным трудом, не могли занимать общественные должности.

По предложению стратега Перикла стали получать жалование члены совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших – стратегов.

Таковы причины и формы возникновения государства в Афинах. Энгельс справедливо замечает: «Афины представляют собой самую чистую, наиболее классическую форму: здесь государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоположностей, развивающихся внутри самого родового общества» 1 .

___________________________

1 К.Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 21. – С. 169.

Общественный строй в Афинах в V в. до н.э.

Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин.

Гражданство приобреталось с 18-летнего возраста. Затем в течении двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании.

Завершив двухлетнее обучение военному делу, гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста. В случае войны народное собрание устанавливало число военнообязанных, подлежавших призыву; в крайних случаях прибегали к всеобщему набору (панстратии). Члены каждого племени (филы) составляли отряд под командованием особого лица, избираемого самим народом.

Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина. «Позорящие» профессии были уделом метеков (чужеземцев), вольноотпущенников, рабов.

Метеки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Метэк, уклонившийся от уплаты налогов, продавался в рабство. Браки между метэками и гражданами запрещались.

Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, Метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство. Иное дело, раб.

Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Дети, прижитые им от связи с рабыней, были собственностью хозяина.

Единственное, что закон запрещал хозяину – убийство раба. Когда раб совершал преступление, заслуживающее казни, суд и наказание становились делом властей.

Государство, можно думать, опасалось, что собственник раба, заинтересованный в нем как в своем имуществе, пощадит его. Несмотря на формальный запрет, убийство раба хозяином влекло за собой наказания для последнего.

За этим исключением, все другие виды наказаний были правом господина. Допрос раба производился только под пыткой. Это считалось справедливым и «истинно демократическим».

Обычными способами наказания рабов были заковывание в кандалы, в железный ошейник, истязания, клеймение и пр. Пытали дыбой, заливанием уксуса в ноздри, прикладыванием к телу раскаленной черепицы, растягиванием членов («кобылой»).

Никакого имущества раб иметь не мог. Все, что он зарабатывал, было собственностью господина.

Отпущенный на свободу раб подпадал под двойной надзор государства, относившегося к нему как к «иностранцу», и бывшего хозяина, по отношению к которому вольноотпущенный был обязан некоторым повинностям.

Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника. Эта участь не раз постигала и самих афинян. Заклейменные знаком лошади, они были сотнями проданы в рабство после неудачной силийской экспедиции (во время Пелопоннесской войны). Множество рабов поставляли на рынок морские разбойники. При покупке с рабом или рабыней обращались, как со скотом: раздевали, заставляли бегать, смотрели на зубы и прочее.

Особого упоминания заслуживает положение женщины в Афинах. Ни политических, ни гражданских прав она не имела.

Афиняне, по обыкновению, похвалялись тем, что их жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (то есть направлялись в храм) или что их жены так хорошо воспитаны, что стыдятся видеть любого постороннего, в том числе родственников. Жила жена в особой половине дома.

Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становится муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей.

Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданное присвоить. В своей последующей жизни эта женщина не могла ни украшаться, ни входить в храмы. В противном случае любой встречный мог разорвать на ней платье, снять украшения, побить.

Дети находились во власти отца уже по одному тому, что завещание находилось в его воле. Достаточно было непочтительного отношения к отцу, чтобы лишение сына наследства стало законным.

Древняя Спарта.

Образование Спарты.

В противоположность демократическим Афинам Спарта была примером господства рабовладельческой аристократии. Причины этого уходят в глубокое прошлое.

По преданию, Спарта была столицей значительного государства еще до вторжения дорян в Пелопоннес, когда Лаконию населяли будто бы ахеяне. Здесь царствовал брат Агамемнона, Менелай, игравший тайную видную роль в троянской войне. Несколько десятков лет спустя после разрушения Трои, большая часть Пелопоннеса была завоевана потомками Геракла («возвращение Гераклидов»), пришедшими во главе дорийских дружин, причем Лакония досталась сыновьям Аристодема, близнецам Эврисфену и Проклу (праправнукам Гилла, сына Геркулеса), считавшимся родоначальниками царствовавших в Спарте одновременно династий Агиадов и Эврипонтидов. Часть ахейцев ушла при этом на север Пелопоннеса в область, которая по их имени была названа Axaией, оставшиеся были большей частью обращены в илотов. Восстановить, хотя бы в общих чертах, действительную историю древнейшего периода Спарты невозможно, за недостатком точных данных. Трудно сказать, к какому племени принадлежало древнейшее население Лаконии, когда и при каких условиях совершилось заселение ее дорянами, и какие отношения установились между ними и прежним населением. Несомненно только, что если Спартанское государство и образовалось благодаря завоеванию, то мы можем проследить последствия лишь сравнительно поздних завоеваний, путем которых Спарта расширялась на счет своих ближайших соседей. Значительная часть их принадлежала, вероятно, к тому же дорийскому племени, так как ко времени образования в Лаконии большого Спартанского государства племенная противоположность между первоначальным населением страны и пришедшими с северо-запада Греции дорянами уже успела сгладиться. Очень вероятно показание Эфора, что после так называемого вторжения дорян Лакония не составляла одного государства, а распадалась на несколько (по Эфору - 6) государств, которые находились в союзе друг с другом. Центром одного из них и была Спарта. Древнейшая Спарта представляла не город, а соединение нескольких открытых поселений. От нее зависела небольшая территория по среднему течению Эврота. В политическом и общественном строе этой маленькой общины не было еще в то время ничего такого, что выделяло бы ее заметно из ряда других греческих общин. Ряд войн привел затем к подчинению Спарте всей Лаконии.

Склад жизни в древней Спарте.

Вероятно, опасность жить среди враждебно настроенного и численно превосходного покоренного населения, заставила большинство свободных полноправных граждан поселиться в Спарте. Так установился взгляд, что полноправные граждане только те, кто живет в Спарте, откуда и название их «спартиаты». Завоевания дали государству возможность хорошо обеспечить землей большинство граждан. Спартиаты получили в наследственное пользование участки земли с явившими на них и обрабатывавшими их илотами (представители побежденных племен, превращенные в государственных рабов. Своей земли они не имели, работали на участке, предоставленном спартиату государством). Эти участки были равны и назывались «жребьями» или «долями». Нет никаких данных для признания в Спарте общинного землевладения; переделов не было, и раз выделенный известной семье участок находился в ее пользовании постоянно. Очень сомнительно, далее, показание, что каждому ребенку старшины фил выделяли особый участок 1 . Спартиатские участки были невелики. Величину их можно приблизительно определить на основании показания, что каждый участок должен был давать 70 эгинских медимнов ячменя владельцу, еще 12 медимнов на долю жены и сверх того известное количество вина и масла. Эд. Мейер (во II т. «Истории древности»), принимая двухпольную систему и считая, что морген приносит около 6 эгинских медимнов, высчитал, что участок должен был равняться приблизительно 30 моргенам или шести с небольшим русским десятинам.

Завоеванием объясняется выработка в Спарте того особого склада жизни, который так долго привлекал к ней внимание политических теоретиков. Чтобы удержать в повиновении численно превосходную массу илотства и периэков (были лично свободными, политическими правами не пользовались, но в других отношениях были правоспособны. Могли приобретать собственность и совершать сделки. Несли воинскую повинность. Со стороны государства над периэками был установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами), спартиатам необходимо было развить в себе постоянную боевую готовность. Чтобы не быть захваченными врасплох и перерезанными по одиночке, спартиаты сконцентрировались в городе, а это лишало их возможности заниматься хозяйством.

____________________

1 Плутархов «Ликург», глава XVI

Так утвердился взгляд, что спартиат не смеет заниматься трудом, дающим доход. Подготовка к бою, военная служба и участие в государственном управлении стали считаться тогда единственно достойными спартиата занятиями. Направляя все к одной цели - к выработай из граждан хороших воинов, государство мало-помалу совершенно стесняет личную свободу и подчиняет своему контролю всю жизнь граждан. С тех пор одной из специфических особенностей Спарты становится поглощение личности государством, стремящимся к сохранению гражданского равенства и простоты в образе жизни, как необходимых условий для развития воинских доблестей. Этими чертами объясняется та симпатия, которой пользовалась Спарта у некоторых представителей крайних направлений в новое время. Для достижения своей цели государство начинает отбирать у граждан детей и с 7 лет воспитывает их под надзором выбиравшихся из лучших семей пэдономов в особых «стадах», где все внимание сосредоточивается на физическом развитии детей, на закаливании их и развитии ловкости, находчивости и дисциплины. С 20 лет юноши начинали военную службу, но до 30 лет не вступали в пользование гражданскими правами. Теми же побуждениями объясняется подчинение суровой дисциплине взрослых граждан, которые и в мирное время были организованы по образцу военного лагеря. Граждане образуют группы (по 15 человек), которые обедают ежедневно вместе и вместе сражаются на поле битвы. Стремление сохранить суровую простоту быта привело к ряду искусственных мер, направленных к этой цели, как то, к запрещению чужеземцам пребывания в Спарте, спартиатам выезда заграницу, к попыткам по возможности отрезать Спарту от экономического общения с другими странами и от проникновения в нее богатства и роскоши, для чего искусственно удерживалась древняя малоценная железная монета и запрещалось частным лицам иметь у себя золото и серебро. Чтобы перевезти сравнительно небольшую сумму денег (10 мин), пишет Плутарх, требовалась упряжка волов, а для их хранения большой склад. По мере распространения новой монеты пропала охота воровать, брать взятки или грабить, «коль скоро нечисто нажитое и спрятать было немыслимо».

Законы Спарты предписывали простоту быта и умеренность в пище. Граждане имели одинаковую одежду и вооружение.

В отличие от Афин Спарта оставалась на протяжении всей своей истории земледельческой общиной. Ремесла и торговля были делом неполноправных периэков. Свободному спартиату обе эти профессии были строго запрещены. Его занятие - военная служба. Свободное же время посвящалось «хороводам, пирам, празднествам, охоте, гимнастике».

Политическое устройство Древней Спарты.

Устройство Спарты в древнейший период было таким же, как и в остальных греческих государствах и в существенных чертах, совпадало с изображенным в гомеровских поэмах. Спартиаты делились на родовые филы (числом 3), подобно другим грекам. Впоследствии рядом с ними появляются территориальные филы, подразделяющаяся на обы. Этих фил было 5 (Питана, Лимны, Мезоя, Киносура, Дима) и к ним, по-видимому, перешли политические функции. Управление находилось в руках царя, которому помогала герусия (совет старейшин), она сохранилась от родоплеменной организации. Состояла из 28 виднейших представителей спартиатов. Члены герусии (герунты) избирались народным собранием пожизненно и были безответственны. Герусия обсуждала предварительно дела, которые должны были рассматриваться в народном собрании. Это было судебное учреждение. Герусия рассматривала уголовные дела, в том числе о государственных преступлениях. Она являлась судебной инстанцией для процессов против царей.

Первым существенным нововведением было установление двойственной царской власти. Проследить обстоятельства, обусловившие и, сопровождавшие этот переворот, мы не можем, за недостатком данных.

Мы имеем основания предположить наличность в Спарте сильной политической борьбы уже в VIII веке, а может быть и ранее. Отголоском ее является так называемая Ликургова ретра 1 : «Воздвигнувши храм Зевсу Селланийскому и Афине Селланийской, установивши деление на филы и обы, поставивши герусию из тридцати с архагетами (царями), время от времени созывать народное собрание (апеллу) между Бабикой и Кнакионом (по Гильберту, реки Энус и Тиаза), так вносить (в апеллу предложения) и отклонять (апелле не нравящиеся ей проекты), у народа же быть власти и силе».

__________________

Ретра 1 - так назывались в Спарте некоторые основные законы.

Борьбу между общиной равных и царской властью, отражает на себе и история важнейшего спартанского учреждения, эфората . Эфор сначала был, вероятно, один и назначался царями для замещения их в судебной деятельности. Это было необходимо вследствие увеличения государства и количества дел, а также вследствие продолжительных отсутствий царей во время войны. Эфоры были судьями в гражданских дедах (уголовные разбирались геронтами) и имели право полицейского надзора. Постепенно эфорат освобождается от зависимости, от царей и даже сам начинает подчинять себе царскую власть.

С течением времени число эфоров увеличилось до 5 (они составляли коллегию), и выбирать их стала апелла 1 . В эфорах избираемых народом на короткий срок (на год) из всех граждан, можно видеть орган общины «равных». В качестве представителей спартиатской общины эфоры, выступают в известной клятве, которую они и цари приносили каждый месяц: «эфоры за город, а цари за себя»; цари обещались править согласно с законами города, город же (т.е. эфоры от имени его) - сохранять в неприкосновенности царскую власть, если царь будет соблюдать свою клятву.

­­­­­­­­­­Шаг за шагом расширяют эфоры свои полномочия. Они наблюдают за периэками и илотами и пользуются по отношению к ним правом жизни и смерти. К ним перешли очень важные функции по надзору за воспитанием молодежи, за соблюдением взрослыми требований того «порядка» жизни, который устанавливается в спартанской общине под влиянием усиливавшейся потребности в сильной военной организации. Они получили право налагать штрафы за проступки и привлекать в важных случаях к суду герусии, ведавшему уголовные деда. Они подчинили своему надзору все остальные власти, даже самих царей, которых они также стали привлекать к ответственности перед герусией и собой. Такое расширение полномочий эфоров можно объяснить, во-первых, тем, что за их спиной стояла община спартиатов, готовая поддержать их притязания против царской власти, так как все, что выигрывали эфоры, косвенно выигрывала выбиравшая их община.

___________________________

Апелла 1 - народное собрание в Спарте; высший орган власти, но его решения, признававшиеся герусией или царем вредными, отменялись. Собиралось ежемесячно на открытом месте; голосовали криком.

Таким образом эфорат является в эту эпоху учреждением, в известном смысле, демократическим.

Но настоящей демократией Спарта не могла сделаться: спартиаты по отношению к массе населения составляли аристократию и стремились сохранить раз установившиеся, выгодные для них, отношения между собой и этой массой. Уже, поэтому, они были консервативны. Они воспитывались в привычке к суровой дисциплине и прекрасно понимали значение ее для них самих, знали что только ею они и сильны. Для развития личного начала в земледельческой, экономически отсталой Спарте не было тех благоприятных условий, которые были, например, в Афинах.

Поэтому спартанская апелла не развивается, подобно афинской экклесии (народному собранию), а преобладающее значение в делах законодательства и управления сохраняется за состоящей из пожизненных членов герусией и за эфорами. Сама же апелла не имеет ни инициативы, ни права обсуждать вносимые в нее предложения, ни делать к ним поправки, она просто принимает или отвергает их.

Заключение.

Рассмотренные нами полисы, как уже отмечалось, имели много общего в истории их формирования и много особенного. Эти общие и особенные черты, разумеется, отразились и на их политическом устройстве, которое имело множество черт, типичных для целого ряда греческих полисов, ориентировавшихся в своей внешней политике либо на Спарту, либо на Афины. Оба полиса имели некоторые политические черты, очень часто встречавшиеся и повторявшиеся в последующей истории, что делает их изучение актуальным и важным.

Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государство и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства.

Афины представляют самую развитую, законченную и самую совершенную форму демократического строя античных рабовладельческих государств. В афинской демократии воплотилась высшая форма государственности сформировавшегося в древнем мире античного гражданского общества. Вместе с тем эта демократия была ограниченной - всей полнотой гражданских прав пользовалось лишь 10-20% населения. Женщины, хотя и считались гражданками, в политической жизни не участвовали, а метеки и тем более рабы, вообще не имели гражданских прав. Кроме того, несмотря на существовавшую в Афинах оплату даже за участие в работе народного собрания, не все жители Аттики, особенно из отдаленных районов, имели возможность посещать все мероприятия полисной политической жизни. Свобода слова, несмотря на всю ее полноту, не допускала инакомыслия в некоторых вопросах, особенно религиозных. Жертвой этой ограниченности прав стал, например, Сократ, приговоренный к смерти за то, что он не почитал отеческих богов 1 . Однако, несмотря на ограниченность, афинская демократия в чисто политическом отношении надолго осталась совершенной

___________________________________

1 Немировский А.И. “У истоков исторической мысли”, Воронеж 1979г.

моделью такого рода государственного устройства, прогрессивного типа государственности, служившего на протяжении многих веков образцом для подражания.

Спартанское государственное устройство греки называли привычным им термином олигархия, хотя ближе всех к истине был "отец истории" Геродот, писавший о царящей в Спарте "деспотии закона". И лишь совсем недавно было найдено, как кажется правильное определение. Его дал, пожалуй, самый выдающийся отечественный исследователь спартанского феномена Ю.В.Андреев, определивший спартанскую государственность как одну из самых ранних форм тоталитарного государства. "Краеугольными камнями спартанского тоталитаризма, - отмечает он, - стали именно те социальные и политические институты, которые по замыслу их устроителей должны были служить главной опорой демократического строя". Так, государственный контроль превратился в административный диктат, эфорат из демократической диктатуры - в диктатуру без демократии, равенство наделов и находившихся на них илотов привело к отчуждению спартиатов от своих хозяйств и превратило их в простое приложение к этим наделам. Жесточайшая регламентация всей жизни имела следствием обезличение и нивелировку личности, и государство ассимилировало в себе и общество и всех его индивидов. Ценой консолидации спартанского общества стало ограничение гражданских прав и подавление свобод личности.

Афинами и Спартой …………………………13 Глава II: Социально... обеспокоены растущим влиянием Афин . Противостояние Афин и Спарты не раз приводило... на фоне соперничества Афин и Спарты происходило становление социально- ...