Первым среди видов административных взысканий названо предупреждение. Суть его заключается в официально выраженной отрицательной оценке поведения нарушителя со стороны государства. Одновременно оно служит предостережением о недопустимости совершения противоправных действий в будущем.

Обычно предупреждению как виду взыскания подвергаются лица, впервые совершившие малозначительные нарушения. Применение предупреждения влечет для нарушителя последствия не только морального, но и правового характера. Лица, подвергнутые предупреждению, при новом аналогичном нарушении считаются совершившими проступок повторно со всеми вытекающими отсюда последствиями. К ним, например, должны быть применены уже более строгие меры административной ответственности, а в ряде случаев, указанных законодательством, может наступить даже и ответственность уголовная.

Следует, однако, обратить внимание, что не всякое предупреждение рассматривается как административное взыскание.

Например, часто встречающиеся устные предупреждения, сделанные на месте нарушения работником милиции в адрес лиц, нарушивших правила

уличного движения (допустим, переход в неустановленном месте), не будут являться мерой административной ответственности. Предупреждение считается только тогда административным взысканием, когда оно каким-либо способом зафиксировано. В большинстве случаев это оформление происходит путем издания соответствующего постановления органом, рассматривающим дело об административном правонарушении.

Предупреждение в качестве административного взыскания может налагаться только тогда, когда оно прямо предусмотрено в качестве меры принуждения за соответствующий проступок, а не вместо штрафа, как это допускалось до введения в действие Основ.

Наиболее распространенным административным взысканием является штраф. Он предусмотрен в качестве меры ответственности почти за все виды административных правонарушений.

Действующее законодательство об административной ответственности разрешает налагать за административные проступки штраф, как правило, в размере до 10 рублей на граждан и до 50 рублей на должностных лиц. Но при необходимости усиления ответственности за отдельные виды административных проступков штраф может быть установлен в повышенном размере: на граждан - до 100, а на должностных лиц - до 200 рублей, за корыстные административные правонарушения и нарушения законодательства о борьбе с пьянством - до 300 рублей, а за нарушения, связанные с посягательством на общественный порядок,-до 1000 рублей (ст. 14 Основ).

Анализ законодательства последних лет свидетельствует о том, что штраф стал устанавливаться именно в повышенном размере. Тенденция развития законодательства об административной ответственности сейчас такова, что штраф в размере 10 рублей на граждан и 50 рублей на должностных лиц становится как раз не правилом, а, скорее, исключением. Приведем некоторые иллюстративные примеры. За период с 1986 по 1988 год"введены повышенные размеры штрафов за жестокое обращение с животными (до 50 рублей), незаконные операции с иностранной валютой (до 100 рублей), занятие проституцией (до 200 рублей), изготовление или хранение без цели

сбыта самогона и аппаратов для его выработки (до 300 рублей), приставание к иностранным гражданам с целью приобретения вещей (до 200 рублей), азартные игры (до 300 рублей), организацию азартных игр (до 500 рублей), нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (до 1000 рублей).

Размер штрафа за те или иные виды проступков определяется законодательством разными способами. Чаще всего указывается лишь верхний допустимый предел. В Кодексе РСФСР такой прием используется 120 раз. Есть и другой способ: указывается и высший, и низший пределы штрафа. Санкции с указанием пределов называются относительно определенными. Они дают возможность органу, рассматривающему дело о проступке, учесть характер нарушения, личность нарушителя и его материальное положение.

Есть и третий вариант, когда штраф определяется в твердой сумме. Так решается, например, вопрос об ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения (штраф 200 рублей), изготовление и использование радиопере-даюпгих устройств без разрешения (штраф 50 рублей).

Административное законодательство в отличие от уголовного не предусматривает возможности назначения наказания ниже низшего предела. Поэтому наложение штрафа в меньшем размере, чем это указано в санкции соответствующей нормы, расценивается как нарушение законности.

Нужно отметить, что в некоторых нормативных актах, формулирующих составы административных проступков, размер административного штрафа " устанавливается в зависимости от того, какое по рангу должностное лицо этот штраф налагает. Для примера можно сослаться на Воздушный кодекс СССР. Правила пожарной безопасности в лесах СССР, Положение о Государственном санитарном надзоре в СССР. Например, за нарушение санитарно-гигиенических правил и норм главный санитарный врач СССР и его заместители могут налагать штрафы в размере до 50 рублей на должностных лиц и до 10 рублей - на граждан. Главный санитарный врач РСФСР и его заместители - соответственно до 30 и 10 рублей, главные санитарные врачи автономных республик, областей, краев и городов республиканского подчинения - до 20 и 10, главные санитарные врачи городов

и районов - до 10 рублей (и на должностных лиц, и на граждан). В таких случаях, если орган или должностное лицо, правомочное наложить штраф в определенном размере, видит, что нарушение серьезно и потому штраф в таком размере будет явно несоразмерным тяжести содеянного, то он передаст материал о проступке вышестоящему органу для наложения штрафа в более крупном размере. За незначительные проступки (например, проезд без билета в автобусе, переход улицы в неустановленном месте) предусмотрены небольшие размеры штрафов, взыскиваемые на месте совершения уполномоченным на то лицом - постовым милиционером, инспектором ГАИ, контролером пассажирского городского транспорта. Об уплате штрафа на месте нарушителю должна быть выдана квитанция установленного образца.

Дмитрий-136

На дороге в темное время суток с нерабочей правой фарой предупреждение мне получить не удалось, поскольку четыре месяца назад я не пропустил пешехода. Но десятиминутная беседа с начальником ГИБДД после ходатайства о замене штрафа на предупреждение закончилась удовлетворением этого ходатайства.

Дмитрий , спасибо за информацию!

Значит предупреждение все же можно получить на практике.

Удачи на дорогах!

Андрей-127

Остановили на посту за сгоревшую лампу ближнего света, предложено было пред"явить знак, аптечку, о/тушитель в обмен на устное предупреждение - не оказалось их у меня. На посту выписали адм.предупреждение, т.к. не было штрафов у меня.

А вот за лампочку ближнего света наказать с первого раза нельзя.

ПЕРЕЧЕНЬ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Настоящий Перечень устанавливает неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.

3.3. Не работают в установленном режиме или загрязнены внешние световые приборы и световозвращатели.

Эксплуатация ТС запрещена, но доехать до автосервиса или стоянки для устранения неисправности, Вы имеете право. Как пример. На многих иномарках заменить лампочку невозможно без снятия фары, а фару можно снять только после демонтажа бампера.

Если Вас остановят, скажем, на следующий день с той же неисправностью, то это уже эксплуатация ТС.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

Как видите, только при нескольких неисправностях запрещено движение ТС. В остальных случаях можно двигаться к месту стоянки или ремонта.

На счет фар. Если не горят две фары, то движение запрещено. Если горит одна, то двигаемся с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Вчера получил административное предупреждение. Выполняя поворот на лево на перекрестке, заехал левой частью на разделительную прерывистую полосу встречного движения. Прямо у инспектора на глазах.

Николай-59

вот есть товарищ который отменил решение постановления в судебном порядке - от нарушения он не отказывался, а лишь не был согласен с размером штрафа, вернее просил вместо штрафа предупреждение... у него среди фото есть копия приговора

Всем привет.Подскажите есть штраф за отсутствие аптечки и огнетушителя в машине,я в перечне штрафов ненашол.

Предупреждение, это такое же административное наказание, как и наказание со штрафом. Оно вноситься в базу ГИБДД навсегда!

На два года + 10 суток с момента вынесения. Как и административные штрафы. Это уголовные дела запоминаются навсегда.

Интересная статья! С 1997 года езжу и не знал что предупреждение оформляется письменно) Мало того, у меня нет ни одного знакомого, кому-бы хоть раз выносили предупреждение)))

Возможен вариант, когда выносится устное предупреждение. У меня было письменное предупреждение о том, что остановился отдохнуть вне населённого пункта, но там были объективные причины. Письменно предупреждение выносится потому, что в случае повторного нарушения другой инспектор может со спокойной совестью наложить штраф.

Владимир-118

В постановлении указано предупреждение за нарушение ст.12.14ч1 сотрудник ГАИ сказал платить не нужно, но через 3 месяца по требованию судебных органов пришлось заплатить 580 р. Кто прав....

Владимир , Вам нужно было уточнить, на основании какого документа от Вас требуют уплаты данной суммы. В случае вынесения предупреждения ничего платить не нужно.

Удачи на дорогах!

Вот только сегодня остановили на посту и выписали такое предупреждение за невключенный ближний свет (ехала на габаритах)

Николай-82

"Наличие предупреждения будет являться отягчающим обстоятельством при совершении однородного нарушения правил в течение 1 года..."

Скажите пожалуйста каким нормативным актом предусмотрена "однородность" нарушения?..

Николай , рекомендую Вам изучить Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 г. Москва "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В пункте 16 этого документа рассматривается интересующий Вас вопрос.

Удачи на дорогах!

Николай-82

Спасибо Вам БОЛЬШОЕ!!! Очень помогли!!

Удачи и Вам на дорогах!! И с Наступающим Вас Новым Годом!!

Позавчера остановили и вынесли письменное предупреждение за негорящий габарит и отсутствие заднего бампера, габарит я при них вкрутил, а сегодня пришел штраф на яндекс, последнее нарушение правил было больше года назад, мне писать жалобу или заплатить, сумма со скидкой 250 р

Впервые слышу, что штрафы приходят на Яндекс!

Вам копию постановления выдали? Вы его подписывали? Если да, то что в нем написано? Можно скан этого постановления?

В яндексе есть яндекс штрафы, я проверял себя там пару раз, теперь он автоматически присылает уведомления о штрафе, протокол подписывал, сумма штрафа не указана, там какая то болшая закорючка стоит и всё

Удачи на дорогах!

Светлана-60

Ехали по трассе ребенок уснул на кресле...повис на ремнях голова мотается туда сюда..мне стало его жалко я уложила его перехлыстнув ремни..нас остановили гибдд и стали выписывать штраф за непристегнутого ребенка. На все уговорки дать хотя бы предупреждение и войти в человеческое понимание последовал отказ. Как надо было ответить и что сказать сотрудникам гибдд чтобы на первый раз сделали просто предупреждение?

Светлана , здравствуйте.

По статье 12.6 КоАП предусмотрено только наказание в виде штрафа, предупреждение по этой статье не накладывается. Т.е. в данном случае возможен только штраф.

Удачи на дорогах!

Сергей-333

Получил предупреждение за бездействие препятствующее проведению работ по уборке снега, наледи во внутридворовых проездах и тротуарах.

Екатерина-54

Здравствуйте.

Сотрудник утверждает что выписать предупреждение может только том случае, если ранее небыло штрафов по главе 12 КОАП. Так ли это?

Это субъективное мнение, как и отказ выписать предупреждение при отсутствии штрафов. В законодательстве это не прописано, просто очередная "отмазка". Если бы ИДПС хотел вам сделать предупреждение, то это было устно, и Вы поехали на все четыре стороны. А предупреждение, на которое выписывается постановление - это то же наказание, которое заноситься в базу ГИБДД, только без штрафа. Сами подумайте, смысл ИДПС заполнять "дорогостоящую" бумажку просто так? Если на ней можно написать статью КоАП и штраф за это.

Владимир-206

Здравствуйте. Я гражданин Украины,был один штраф и два письменных предупреждения, закрыли въезд в Россию на 3 года,но когда гаишники выписывали протокол, сказали что волноваться не о чем и платить ничего не нужно,так это получается что хотя платить и не нужно протокол является полноценным правонарушением,со всеми вытекающими?

со всеми вытекающими?

С какими вытекающими?

Владимир-206

Ну в моем случае запрет на въезд на 3 года (2 и более нарушений в течении 3-х лет), т.е не зависимо от того штраф это или предупреждение,просто гаишники сказали что предупреждение никуда не идёт как бы для внутреннего пользования, а на практике я злостный нарушитель, то же самое наверное и если человек освобожден по УДО, может ещё в каких то случаях... Просто у меня вопрос, предупреждение с протоколом это равноценно с нарушением когда выписан штраф? Например одно предупреждение у меня за грязный номер, хотя шел ледяной дождь и ехать с чистым было просто нереально.

Позже, когда я приехал домой и в спокойной обстановке внимательно перечитал ПДД и проанализировал своё нарушение, пришёл к выводу что инспектор выписал постановление неверно.

Прошу пересмотреть характер нарушения и назначенное мне административное наказание и привести всё согласно законодательству РФ." Далее перечисления...

В случае, если мы не достигнем согласия, то я буду вынужден подать заявление в прокуратуру и в суд для детальной проверки правомерности вынесенного мне административного наказания.

После чего начальник гибдд вызвал инспекторов, разобрали ситуацию. Я оказался действительно виноват но мой штраф не тянул на 1500 р, а всего на 500 рублей или предупреждение. Мне выписали предупреждение, что бы я дальше не шёл.

Поэтому предупреждение как административное наказание в 2019 году — максимально лёгкий тип ответственности. Оно представляет собой закреплённое документально порицание физического, юридического лица и письменно оформляется.

  1. Примеры
  2. Типы наказаний
  3. Важно
  4. Дополнительные характеристики
  5. Итоги

Точный ответ на вопрос «является ли предупреждение административным правонарушением?» отражён в статье 3.4 Кодекса об административных правонарушениях . Она гласит, что такой тип ответственности практикуется, если административные злодеяния содеяны единожды, а также при отсутствии нанесения урона здоровью или жизни людей и прочих обстоятельств. Предупреждение причислено к классу и не употребляется в качестве дополнительного типа ответственности.
В каких случаях устанавливается наказание?
При совокупности трёх обязательных условий возможно определение этого типа наказания:

1. Правонарушение содеяно в первый раз;
2. Не причинён имущественный урон;
3. Не причинён урон или нет угрозы его причинения предметам общества, окружающей среды, животной или растительной среды.

В отдельных ситуациях, согласно статье 4.1.1 КоАП, для определённых категорий правонарушителей вероятна замена на предупреждение. Для этого нужно соблюсти как вышеперечисленные условия, так и приведённые ниже:

  • содержание статьи (той, что наказывает виновного) не должно включать в себя методы наказания в виде предупреждения;
  • нарушение должно быть обнаружено при осуществлении проверочных действий государственными структурами;
  • наказываемое юридическое лицо должно являться представителем малого или среднего бизнеса.

Также эти условия актуальны для физических лиц – работников малого или среднего предпринимательства, совершивших небольшой проступок.

Примеры

Предупреждение может быть назначено юридическим, должностным, физическим лицам, а также к иностранным подданным.
Примером с фигурированием юридического лица является не передача им в госструктуры данных, нужных для проведения проверки, либо предоставление неполной информации.
Пример вынесения предупреждения гражданскому человеку: несоблюдение обязанностей пешехода.

Например, передвигаясь по обочине, он должен идти в противоположную сторону по отношению к движению автомобилей.

Типы наказания

Предупреждение новых проступков — это цель осуществления административных наказаний, оно направлено не столько на правонарушителя, сколько на других людей. Виды предупреждения за административное наказание условно разделяются.

1. Общее предупреждение, состоящее в публичном неприятии противоправных действий. В таком случае преследуется намерение прививания уважения к законодательным документам и государству. Подобное предупреждение помогает формированию порядка в социуме.

2. Особенное предупреждение, отражённое в законодательно оформленных мерах.

Итак, понятие «предупреждение» как административное наказание обозначает метод наказания, отражённый в формальном осуждении человека. Предупреждение выносится в форме только письменного постановления, но никак не устного. Данный вид ответственности практикуется, если степень проступка очень мала и не наносит урона общественному спокойствию.
Важно
Предупреждение как административное наказание не нужно смешивать с предупреждением как типом пресечения. Предупреждения, высказанные в словесной речи, кои уполномоченные люди выносят физическим лицам и компаниям, не представляют собой административное наказание. Таким же образом не являются таковым письменные извещения, которые отправляются физическим и юридическим лицам, ведь тогда не формируется документ о присуждении наказания.

Предупреждение как обязательно регламентируется способом подписания письменного постановления и передачи оригинала или копии документа человеку, привлекаемому к ответственности.

Также документ может быть передан законному представителю при наличии нотариально заверенной доверенности.
Предупреждение - это самое мягкое по своему действию средство административного наказания. Именно поэтому многие люди расценивают предупреждение как меру скорее нравственной, чем правовой направленности. Такое суждение является заблуждением, потому что:

  • предупреждение оставляет после себя такие же правовые результаты, как и прочие административные санкции;
  • использование этого вида ответственности, как и прочих административных наказаний, несёт за собой для правонарушителя отрицательные правовые последствия.

Человек, получивший предупреждение, в последующие 12 месяцев является гражданином, привлекавшимся к административному наказанию. Этот пункт обязательно окажет влияние на тип и степень наказания, положенного за неоднократное осуществление правонарушения административного характера, плюс ко всему станет обстоятельством, утяжеляющим ответственность.

Дополнительные характеристики


Опираясь на содержание части первой статьи 4.1 рассматриваемого кодекса, предупреждение выписывает судья, либо структура, либо специальное аккредитованное лицо. Наказание определяется рамками, предусмотренными КоАП или административным законодательством каждого отдельного российского региона.
Все положения данной статьи о правонарушении имеют безоговорочный статус. Лицо, либо структура, рассматривающие дело о совершении проступка, обязательно должны взять на вооружение следующие моменты: личность человека, совершившего проступок; финансовые возможности правонарушителя, имеющие место смягчающие или отягчающие последствия.

Прежде, чем вынести решение о необходимости установления административного наказания, лицо, направленное государством, обязано со всех сторон проанализировать содеянное правонарушение на предмет его значительности, а также на предмет нанесённого урона.

Необходимым считается оценивание личности нарушителя с точки зрения предрасположенности к совершению различных административных злодеяний. То есть, прежде чем оформить окончательное решение, нужно выяснить, являются ли такие действия для человека нормальными или же это разовый инцидент. Подлежит оцениванию и образ жизни человека.

Итоги

Предупреждение выносится обязательно в письменном виде, это помогает различать его с устным замечанием, которое выносится в ситуациях освобождения от административного взыскания человека, содеявшего административный проступок. Необходимо заметить, что раньше, в установленных законом ситуациях, предупреждение регистрировалось и иным положенным методом. Действительный КоАП другие способы оформления предупреждения, кроме письменной, не оговаривает.
По условиям статьи 28.6 рассматриваемого кодекса установление такого административного типа ответственности как предупреждение приводится к исполнению в режиме упрощённого производства – без ведения и оформления протокола.

1. Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.


2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.


3. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.




Комментарии к ст. 3.4 КОАП РФ


1. Предупреждение - один из видов административного наказания. Применяется преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений. Ныне законодатель определил критерии установления и применения предупреждения как вида административного наказания.

Во-первых, эта мера может устанавливаться в качестве альтернативного вида наказания за впервые совершенное административное правонарушение.

Во-вторых, применение предупреждения возможно, если при рассмотрении дела будет выяснено, что противоправное деяние, совершенное впервые, не причинило вреда или не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, объектам культурного наследия и другим перечисленным в ч. 2 комментируемой статьи объектам посягательства, а также если такое деяние не нанесло имущественного ущерба физическим и юридическим лицам, государству и его органам.

Указанные критерии были определены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 239-ФЗ. Этим же Законом в ряд статей Особенной части настоящего Кодекса были внесены дополнения, согласно которым в качестве альтернативной санкции наряду с административным штрафом предусматривается возможность применения предупреждения (ст. ст. 5.28 - 5.31, 6.7, 8.1, 8.23 - 8.24, 8.31 - 8.33, 10.11 - 10.13 КоАП РФ и др.).

Вместе с тем не допускается применение предупреждения вместо других административных наказаний, если Кодекс не предусматривает возможности замены одного административного наказания другим и если это не установлено в санкции соответствующей нормы. В случае малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее правонарушение, за которое предусмотрено предупреждение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (см. комментарий к ст. 2.9).

3. Применение предупреждения, равно как и другого административного наказания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, которому назначено это административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении предупреждения (см. комментарий к ст. 4.6). Если в течение года такое лицо совершит новое административное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное наказание (см. комментарий к ст. 4.3).

4. Предупреждение как вид административного наказания может применяться как к физическим, так и юридическим лицам.

5. Предупреждение как вид административного наказания следует отличать от предупреждений (предписаний) уполномоченных государственных органов с указанием об устранении допущенных нарушений или их последствий. Такого рода предписания могут выноситься наряду с применением административного наказания, если это предусмотрено действующим законодательством. Так, в соответствии со ст. 54 ЗК РФ одновременно с назначением административного наказания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с указанием срока их устранения. Аналогичные предписания выносятся органами регулирования естественной монополии и другими уполномоченными государственными органами.

6. Данная статья предусматривает письменную форму вынесения административного наказания в виде предупреждения.

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 38. Меры административного предупреждения

    Административно-предупредительные меры - это меры принудительного характера, которые применяются, как это следует из их названия, в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством.

    Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно- транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.

    Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, подобные меры осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются административно-предупредительные меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов, что, в свою очередь, также характеризует их принудительную природу. Административно-предупредительные меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, эти меры предшествуют применению других мер административного принуждения, реализуемых в случаях совершения административных правонарушений.

    Административно-предупредительные меры достаточно многообразны, они применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

      с осуществлением надзорных проверок;

      дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий;

      досмотром вещей и личным досмотром граждан;

      проверкой документов, удостоверяющих личность;

      введением карантина;

      прекращением движения транспорта и пешеходов (при возникновении угрозы общественной безопасности);

      освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

    Так, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставляется право применять следующие административно-предупредительные меры:

      проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность;

      осуществлять надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными к лишению свободы, в отношении которых исполнение приговора отсрочено;

      производить досмотр ручной клади и багажа пассажиров гражданских воздушных судов, а при необходимости - личный досмотр пассажиров;

      при возникновении угрозы общественной безопасности временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах;

      останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз и др.

    39. Меры административного пресечения

    Использование мер административного пресечения позволяет предотвратить новые нарушения, новые вредные последствия, а также привлечь виновных к ответственности. Административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества и государства.

    Как разновидность административного принуждения, пресечение обладает всеми его признаками, но в то же время имеет ряд особенностей.

    Цель пресечения – прекратить противоправные деяния и не допустить новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в условиях дефицита информации об обстановке, характере противоправного деяния.

    Фактическим основанием пресечения является правонарушение, виновное противоправное действие. Но меры пресечения используются и для прекращения объективно противоправных, невиновных действий, совершаемых лицами невменяемыми, неделиктоспособными. Круг оснований пресечения более широк, чем у административной ответственности.

    С этой особенностью теснейшим образом связана другая: более широкий круг субъектов, в отношении которых могут быть использованы меры административного пресечения. Их могут применять и к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, и к невменяемым, и к лицам, обладающим иммунитетом (депутатским, дипломатическим), и к военнослужащим, работникам МВД при совершении ими нарушений, за которые они могут нести дисциплинарную ответственность.

    Пресечение осуществляется как в интересах общества, государства, так и в интересах самого нарушителя. Прежде всего властное прекращение антиобщественной деятельности позволяет предотвратить действия, события, которые усугубили бы ответственность виновного.

    В отличие от карательных санкций, меры пресечения могут нарушать и физическую неприкосновенность граждан. Если перечень первых четко установлен законом, то перечень пресекательных мер, содержащийся в нормативных актах, нельзя считать исчерпывающим. Их использование часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались исполнительная власть, ее представители. И вполне возможно, что представитель власти вынужден будет воспользоваться не названным прямо в законе средством, применить меры, которые диктуются экстремальной ситуацией.

    Меры пресечения во многих случаях применяются непосредственно на основе факта нарушения без издания письменных актов, так как необходимость срочно прервать противоправные действия исключает такую возможность. Юридическим фактом, влекущим принуждение, здесь является само нарушение, для прекращения которого должностное лицо предпринимает определенные действия.

    К сожалению, единого нормативного акта, регулирующего систему мер административного пресечения, основания и порядок их применения, нет. Пресекательная деятельность регламентируется многими законами и подзаконными актами.

    Система мер пресечения чрезвычайно разнообразна. Исходя из цели и способа воздействия можно различать общие, специальные и процессуальные меры пресечения. К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие – только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим. Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе: средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т. д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники. Особая цель применения процессуальных мер пресечения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов и др.

    При применении мер пресечения, как и во всей своей деятельности, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности, а также минимизации вреда: избирать такие средства, которые минимально необходимы для предотвращения вредных последствий. Во всех случаях должно соблюдаться необходимое соответствие между избранной мерой принуждения, характером нарушения и, конечно, требованием правовых норм.