Классный час: «Опасность лесных пожаров»

Образовательные: ознакомить учащихся с значением леса, видами лесных пожаров, причинами их возникновения и их последствиями; подготовить детей к каникулярному сезону.

Развивающие: развивать умения у учащихся тушить пожары, умения соблюдать правила безопасности при выходе из него;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, храбрость и решительность при пожарах.

Ребята прошу внимания!

Важная тема нашего классного собрания.

Послушайте стихотворение и догадайтесь, какова тема нашей сегодняшней беседы?

С огнем не шути

Об этом нельзя говорить без волненья:

То дом загорелся, то клуб, то амбар…

Врывается вдруг в города и селенья

Короткое страшное слово: «Пожар!»

Но кто виноват, что беснуется пламя?

Виноваты мы сами!

Взлетает в прозрачное небо дымок –

Туристы в лесу разожгли костерок,

И песня с дымком пронеслась в высоту

Про искры, что гаснут порой на лету.

Туристы ушли – не потухли уголья.

Тут ветер повеял с соседнего поля,

Он искры раздул, загорелась трава.

И лес запылал, как сухие дрова.

А рядом деревни, стога возле хат,

За ними – детсад, под горой – нефтесклад.

Три долгих опасных мучительных дня

В лесу укрощали стихию огня.

Не выключат плитку беспечные лица,

И спички дадут карапузу «любя».

Жестоко тому довелось поплатиться,

Кто вызвал «случайно» огонь на себя.

Настало горючее долгое лето

Пожарам везде перекроем пути.

Беспечность, небрежность, халатность – к ответу!

С огнем не шутите! С огнем не шути!

Тема нашей сегодняшней беседы «Лесные пожары» .

Пожары – опасная чрезвычайная ситуация.

К этой теме не можем мы быть безучастными.

Огонь сметает все на своем пути –

Вовремя эту опасность предотврати!

Для этого нужны умения и знания,

Сегодня, ребята, мы поговорим о лесных пожарах, т. к. скоро наступит время наступления пика пожарной опасности, а для этого нам нужно обладать определенными знаниями.

Лес – это основа стабилизации экологической обстановки страны, это главный источник кислорода, естественный « живой» фильтр, очищающий атмосферу от диоксида углерода и вредных газов. Реки и озера он предохраняет от заиливания и осушения, а почву - от эрозии. Сберечь его- это задача всех.

Лесной пожар -самый страшный враг леса. Естественные пожары (вызванные молниями), отличаются от антропогенных (вызванных людьми) пожаров. Так, молнии, как правило, попадают в деревья на возвышенностях, и огонь, спускаясь по склону, продвигается медленно. При этом теряется сила пламени, и огонь редко распространяется на большие площади. Антропогенные же пожары чаще начинаются в низинах и распадках, что определяет более быстрое и опасное развитие.

Возникший вдруг огонь уничтожает всё живое.При обычном низовом пожаре повреждаются деревья, гибнет подрост и подлесок, напочвенный покров. Выгорает органическое вещество почвы. Лишённая гумуса земля сможет восстановить плодородие через многие десятилетия Повреждённые огнём деревья ослабевают, на них нападают насекомые-вредители, дереворазрушающие грибы, и дерево, которое могло жить десятки лет, через 3-4 года погибает. Но особенно опасны верховые пожары, когда горит весь древостой от почвенного покрова до крон деревьев.

Ежегодно каждой мы слышим от громадных лесных пожарах.В нашей области лесные пожары тоже не редкость.

Пик пожарной опасности приходится на апрель-май и на август-сентябрь. По статистике виновником пожара в 9 случаях из 10 является человек.А ведь чтобы не допускать пожаров достаточно соблюдать простые правила обращения с огнём в лесу.

Тушение пожара:

Небольшой пожар тушат при помощи веников из зеленых веток, мешковиной, брезентом или одеждой.Огонь надо захлестывать, сметать в сторону очага пожара, небольшие языки пламени затаптывать ногами.

  • Можно забрасывать кромку пожара землёй. Не надо лезть в гущу кустарника или хвойного подроста - всё равно не потушишь, а задохнуться можно;.
  • Прежде, чем бросить спичку или окурок на землю, его надо потушить;
  • Не разводить костёр в неположенном месте и потушить его при уходе;
  • Если есть лопата, кромку огня можно засыпать грунтом;
  • нельзя сразу оставлять место пожара,даже если очаг затушен, т. к. огонь может разгореться вновь.
  • Для тушения больших площадей привлекается население, кроме детей и подростков, а также больных людей. В основном тушением таких пожаров занимается государство.

При нахождении в зоне пожара рекомендуется, если это возможно, окунуться в одежде в ближайшем водоеме. Выйдя из него, обернуть голову мокрой рубашкой или чем-либо другим. Во избежание вдыхания горячего воздуха или дыма нужно дышать через мокрую ткань воздухом, прилегающим к земле, и двигаться под прямым углом к направлению распространения огня по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек

При подходе пожара к населенному пункту и когда нет сил с ним бороться – население эвакуируется. Личные вещи в этом случае можно спасти в каменных домах, подвалах или просто ямах, засыпав землей.

Давайте рассмотрим виды лесных пожаров:

1. Низовые;

2.Подземные (торфяные);

3.Верховые;

Низовые пожары (90%)- горят нижние части деревьев, трав, валежника, пни, корни. Скорость распространения - от 1 до 3 метров в минуту; высота пламени – от 0,5 до 1,5 метров.

Верховой беглый пожар возможен при сильном ветре. Скорость – от 5 до 100 метров в минуту.

Торфяные пожары движутся медленно- до нескольких метров в сутки. Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна и можно провалиться в прогоревший торф. Признак подземного пожара – земля горячая, из почвы идет дым.

Как вы думаете из-за чего возникают пожары?

Причины пожара:

а) брошенная горящая спичка или окурок;

б) охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

в) механизатор ремонтировал технику и оставил промасленный обтирочный материал,

затем бросил и окурок;

г) турист не погасил костер;

д) осколок стекла, брошенный на солнечном месте, как линза, сфокусировал лучи солнца;

е) хозяйственные работы в лесу.

Давайте соблюдать правила ПБ в лесу, чтобы сохранить наш лес.

-Не разжигай в лесу костер!

Огонь коварен и хитер,

Он уничтожит все кругом!

А лес – он для животных дом.

Стать может пеплом этот дом.

Не навреди игрой с огнем.

Вопросы для закрепления:

Рассказать о причинах возгорания лесов.

Рассказать о последствиях пожара.

Виды пожара.

Рассказать об особенностях горения торфа.

Что надо знать при тушении лесного пожара.

Давайте,ребята,вспомним пословицы и поговорки об огне.

  1. 1. Пословицы и поговорки

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет.

Дыма без огня не бывает.

Там не загорится, где огня нет.

И сырые дрова загораются.

Упустишь огонь – не потушишь.

- «Лень, отвори дверь: сгоришь!» - «Хоть сгорю, да не отворю».

Много дыму, да мало пылу.

Солома с огнём не дружит.

Огонь без дыму, а человек без ошибки не бывает.

На воре шапка горит.

Легко чужими руками жар загребать.

Из огня да в полымя.

Голова без ума, что фонарь без огня.

Словно в огне сгорел.

Горе что дым: глаза ест.

Правда да кривда, что огонь да вода.

Из искры возгорится пламя.

Москва от копеечной свечи сгорела

Спичка – невеличка, огонь – великан.

Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.

Огонь друг и враг человека.

Не топора бойся – огня

Где огонь, там и дым

А сейчас послушайте стихотворение о правилах, которые мы должны соблюдать.

Читает подготовленный ученик.

Много бед пожар наделал…

Кто виновник, кто всё сделал?

Мы в лесу костер зажгли,

Посидели и пошли,

А огонь не потушили:

Про него мы и забыли.

Ветром пламя разметало,

И вокруг как в печке стало.

До небес огонь поднялся

И за нами вслед погнался.

Чтоб не было пожаров,

Надо правила всем знать.

Их, конечно, очень много –

Выучим хотя бы пять.

Возле дома и сарая

Разжигать костер не смей!

Может быть беда большая

Для построек и людей.

И в лесу костер опасен –

Для деревьев, птиц, зверей.

Будет лес для всех прекрасен

Без пожаров и углей.

Чтоб огонь не убежал,

Чтоб он место свое знал,

Ты ему создай преграду:

Из камней, земли ограду.

Уходя, засыпь землей

Или всё залей водой.

Чтобы выросла пшеница,

Нужно много потрудиться –

Ты костер не разжигай

Там, где зреет урожай.

Вдруг одежда загорелась –

Сразу на пол ты вались,

Сразу по полу катайся,

В одеяло обернись.

Всем давно понять пора:

Детям спички не игра!

Пусть и взрослым будет ясно…

Что с огнем шутить опасно!

Чтобы в наш лес

Не пришла беда,

Будьте, ребята, с огнем

Осторожны всегда

Домой вы получите памятки и ёщё раз вместе с родителями повторите правила

поведения при лесном пожаре.

Памятка.

Действия населения при лесном пожаре.

Ввиду начала пожароопасного сезона обращаем внимание на меры пожарной безопасности. В лесу недопустимо

Пользоваться открытым огнем

Выжигать траву под деревьями, на лесных полянах, прогалинах, а также стерню на полях, в лесу;

Разводить костры в хвойных молодняках, на торфяниках, лесосеках, в местах с сухой травой, под кронами деревьев, а также на участках поврежденного леса

Употреблять на охоте пыжи из легковоспламеняющихся или тлеющих материалов

Оставлять промасленный или пропитанный горючими веществами обтирочный материал;

Заправлять горючим баки двигателей, использовать неисправные машины, курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых гор

Оставлять бутылки или осколки стекла, так как они способны сработать как зажигательные линз

Виновные в нарушении этих правил несут дисциплинарную,

административную или уголовную ответственность

Действия населения в зоне лесного пожар

Окунитесь в ближайший водоем или накройтесь мокрой одеждой;

Для преодоления нехватки кислорода дышите через мокрый платок или смоченную одежду, пригнитесь к земле;

Определите направление ветра и распространение огня

Выбрав маршрут выхода из леса в безопасное место, выходите только в наветренную сторону и вдоль фронта огня

Приняв решение о тушении небольшого пожара, пошлите за помощью в населенный пункт

При небольшом пожаре заливайте огонь водой из ближайшего водоема, сметайте пламя 1,5-2 м пучком из веток лиственных деревьев, мокрой одеждой, плотной тканью;

Небольшой огонь на земле затаптывайте, не давайте ему перекинуться на деревья, не уходите, пока не убедитесь, что огонь потух.

Телефоны службы спасения: 01, 112 (сотовая связь).

Разработала учитель начальных классов

Петрова Елена Николаевна

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (формирование основ безопасности) « Пожар в лесу»

старшая группа Курская Н.Л.

воспитатель I кв. категории

Цель: формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Программные задачи:

Расширять и углублять знания о причинах возникновения пожаров в лесу. -Познакомить с номером телефона пожарной спасательной службы. -Развивать познавательную активность, навыки коммуникативного общения. -Воспитывать бережное отношение к природе, желание прийти на помощь.

Словарная работа.

Обогащать речь детей существительными:самовозгорание,обитатели леса, загрязнение. -Развивать монологическую форму речи.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением причин пожара в лесу, карточки с номерами телефонов экстренных служб, «телевизор».

Предварительная работа: беседы: «От чего бывают пожары», «Берегите лес от пожара», чтение рассказа Э. Шима «Дым в лесу », рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Что пригодиться пожарному», просмотр презентации «Огонь друг или враг?».

Ход занятия

Вводная часть.

Дети получают письмо от обитателей леса. В письме говорится о том, что в лесу появились люди, которые разожгли костер в лесу. Животные и птицы обеспокоены тем, что огонь поползет по сухой траве и может случиться пожар. Лес в опасности! Помогите нам! Дети, как мы можем помочь обитателям леса? (Задача детей: организовать отряд помощи и предложить пути решения проблемы). Если вы не боитесь трудностей, то вам помогут внимательность, настойчивость. В добрый путь!

Основная часть.

Воспитатель загадывает детям загадку.

«Оставит страшные следы, Что встретит – пожирает. И если дать ему воды, Сам мигом погибает?» (Огонь)

Воспитатель: Что вы можете рассказать об огне? Давайте, назовем, когда огонь может быть добрым, а когда злым.

Игра - ТРИЗ «Огонь – друг, огонь-враг».

Воспитатель: При умелом обращении с огнем он приносит людям пользу, а при неосторожном – вред. И что тогда может случиться? Чем опасен пожар для леса? Пожар уничтожает лес. После него остаются только обгоревшие пеньки. В пожаре погибают птицы, животные, насекомые, грибы, растения. А как от лесных пожаров страдают люди? В пожаре могут погибнуть люди, оказавшиеся в лесу. Пожар также может уничтожить рядом расположенные деревни. Лесные пожары загрязняют воздух вредными веществами, которые приносят вред здоровью человека.

Дидактическая игра «Назови причину пожара» (ход игры: на магнитной доске расположены 6 рядов иллюстраций. В каждом ряду каждая четвертая картинка та, на которой изображена причина пожара в лесу).

  1. Разведение костров в лесу.
  2. Детские шалости со спичками в лесопарковой зоне.
  3. Сжигание мусора, сухой травы в непосредственной близости к лесу.
  4. Попадание молнии в дерево.
  5. Брошенный окурок.
  6. Случайное фокусирование солнечных лучей бутылочным стеклом.

Воспитатель: Большинство лесных пожаров возникает от не затушенных костров. От горящей спички летом загораются леса. От окурка, брошенного в сухую траву, оставленные бутылки, банки могут стать причиной пожара. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание (воспитатель предлагает детям среди названных причин пожара в лесу назвать ту, в которой не виноват человек (попадание молнии в дерево).

Воспитатель : Дети, если вы обнаружите очаг пожара в лесу, как вы поступите? (Сообщить о пожаре в пожарную спасательную службу). А сейчас я вас познакомлю с порядком правильного вызова пожарной службы.

1.Набрать номер пожарной службы – 01.

2.Назвать свое имя, фамилию.

3.Указать, что именно произошло.

4.Сообщить адрес происшествия.

(обыграть ситуацию с телефоном, закрепляя правильную последовательность при вызове пожарных).

Игра- эстафета «Кто быстрее сообщит о пожаре» (нужно добежать до стола, взять карточку с номером телефона спасательной пожарной службы и встать на место).

Просмотр мультфильма «Пожар в лесу»

Воспитатель: Дети, вы уже знаете, сколько неприятностей и горестей может принести лесной пожар. Поэтому мы должны стараться не допустить его возникновения, ведь часто основным виновником лесных пожаров является человек, его неосторожное обращение с огнем. Что мы можем сделать, чтобы все узнали, как не допустить пожара в лесу?

Экстренный выпуск новостей (воспитатель предлагает детям выступить «по телевизору» с обращением ко всем людям и рассказать о том, какие нужно соблюдать правила пожарной безопасности в лесу).

Не поджигать сухую траву.
Не раскидывать битые стекла, так как солнечные лучи нагревают сухую траву через стекло и происходит возгорание.
Разводить костер только на земле, убрав сухую траву возле кострища.
Не разрешать взрослым выбрасывать непотушенную сигарету.
Если видим небольшое возгорание на траве, немедленно его тушим. Если огонь распространился очень сильно, вызываем пожарную помощь.

Дети, как вы думаете, мы спасли лес от пожара?

Заключительная часть.

Вопросы к детям: Чем мы сегодня занимались? Как мы это делали? Важно ли то, что вы сегодня узнали? (защита лесов от пожара - это защита всего живого). Как эти знания вам могут пригодиться в жизни?

Воспитатель : Спасибо всем детям за умелые действия и правильные решения. Благодаря вашим знаниям, вы спасли лес от пожара. Соблюдайте правила пожарной безопасности в лесу.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Одной из главных задач в предупреждении возникновения и распространения лесных пожаров является работа по проведению лесопожарной профилактики и особенно лесопожарной пропаганды среди населения. Уже несколько лет подряд сотрудники лаборатории охраны и защиты лесов организуют проведение комплекса мероприятий по противопожарной пропаганде в школах города Бийска и Бийского района. Комплекс данных мероприятий носит характер проводимых декад, или своеобразных месячников и включает разные методы и приемы.

К одному из приемов можно отнести проведение бесед, как одного из главных звеньев массово-разъяснительной и воспитательной работы.

В данной статье представлен сценарий проведения одной из бесед, которую можно проводить не только, как внеклассное мероприятие, но и как форму проведения учебного занятия.

Тематика предлагаемой беседы рассчитана на школьников 8-11 классов. В качестве ведущих могут выступать как сами учащиеся, так и их педагоги.

Для повышения эффективности данного вида лесопожарной пропаганды ее желательно сопровождать демонстрацией слайдов, видеороликов, видеофильмов или их фрагментов. Мы практикуем использование студенческих видеоклипов и видеороликов, авторских видеофильмов. Применяем и профессиональные видеофильмы.

Если вблизи школы находится лесохозяйственное предприятие, то для проведения беседы можно пригласить сотрудников лесничества. В нашем случае к проведению беседы привлекались студенты и преподаватели Бийского лесхоза-техникума.

Сценарий беседы о профилактике лесных пожаров.

Тема: «Условия возникновения и развития лесных пожаров».

Цели и задачи беседы:

  • Сформировать представление о важности бережного отношения к природе.
  • Осознать опасность и последствия от лесных пожаров.
  • Предвидеть и предупредить возможность возникновения лесного пожара.

Ведущий (Педагог): Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем цикл бесед о лесных пожарах. Но прежде чем мы приступим к разговору, я предлагаю посмотреть небольшой видеосюжет о лесном пожаре в селе Николаевка, Михайловского района Алтайского края.

Демонстрируется видеосюжет из видеофильма «Огненный сентябрь».Просмотр видеосюжета создаст в аудитории проблемную ситуацию, повысит мотивацию.
После просмотра и обсуждения видеосюжета ведущий обращается к слушателям аудитории :

Можете ли вы ответить на вопрос: Как звали у древних славян бога молнии, огня и грома? (Древние славяне поклонялись богу - Перуну. От имени бога Перуна произошло название науки о пожарах -пирология.)

Как вы думаете, какое название получила наука, изучающая лесные пожары? (Наука, занимающаяся изучением лесных пожаров называется «Лесная пирология»).

Слайды 3-4

В разговоре дается четкое определение понятия лесного пожара «Лесной пожар – это неуправляемое (стихийное) распространение огня по лесной площади (территории)». При демонстрации слайда 4 обсуждаются причины возникновения лесных пожаров.

Все вы и на уроках физики и химии и в быту сталкивались с процессом горения. Можете ли вы объяснить, как происходит процесс горения, что для этого необходимо?
(После ответов) Верно. Горение представляет собой совокупность явлений, которыми сопровождается реакция, проходящая под воздействием высокой температуры, кислорода воздуха и горючих материалов.

Что нужно сделать, чтобы прекратить процесс горения, а значит предотвратить лесной пожар?» (Исключить один из элементов процесса горения: кислород, горючий материал, огонь).

Ведущий (Педагог): Скажите, какой из трёх элементов процесса горения можно условно отнести к инородному в лесу? (Источник огня) .

После ответов ведущий просит назвать источники огня в лесу (Варианты правильных ответов: горящие спички , непотушенные окурки, незатушенный костер и д.р.)

Ведущий (Педагог): В лес источники огня попадают с деятельностью человека. Но существуют и естественные источники огня, самым распространённым из них являются молнии, возникающие при сухих грозах. Что может загореться в лесу в первую очередь, при каких условиях?»

После ответов учащимся предлагается посмотреть на слайды 7, 8, где представлены пни, сухое дерево, растущее дерево, сухая и зеленая трава.

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, одинаково ли в процессе горения поведут себя эти горючие материалы?

Демонстрация слайдов 7, 8. По данным слайдам слушателям даётся возможность провести сравнение разных горючих материалов представленных на слайдах.
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что от характеристики состояния горючего материала (например: влажности, равномерности распределения по территории, времени года) зависит вид лесного пожара, особенность его распространения.

Ведущий (Педагог): Сейчас мы с вами поговорим о лесных горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

Слайды 9-10

Обычно с этой группы горючих материалов чаще всего и начинаются лесные пожары. Поэтому их называют проводниками огня. Почему это происходит? Влажность данного вида растительности изменчивая. Она непосредственно связана с влажностью воздуха, которая меняется в течение суток.
Травы и кустарнички самостоятельно гореть не могут,так как у них достаточно устойчивая (постоянная) влажность.Высыхает данная группа горючих материалов за счет присутствия в них лишайника,или мха.
Эта группа горючих материалов поддерживает процесс горения.

Слайды 11-14

Большой запас естественной захламленности в лесу усиливает процесс горения и даже способствует возникновению верхового пожара. Данную группу горючих материалов относят к проводникам огня. При горения пней, бурелома могут сохраняться очаги горения. Как вы думаете, почему это происходит?

(Идет обсуждение, в результате которого выясняется, что вода не сразу проникает в горящие толстые ветви, пни, бурелом. Для этого необходимо длительное время или наличие особых веществ в огнетушащих растворах)

Хвоя, охвоенные ветви и сучья в пологе древостоя горят лишь при верховых пожарах. (Слайд 15)
Стволы, ветви растущих деревьев сгорают при верховых пожарах редко.Данный горючий материал относят к группе поддерживающих процесс горения

Демонстрируя слайд №16 ведущий задает вопрос: «Как вы думаете почему сами деревья не включают ни в одну из групп горючих материалов?»

(При обсуждении данного вопроса учащиеся вспоминают о плотности древесины, о том что древесина живых деревьях насыщена влагой,что необходимо очень длительное время для ее высыхания).

Весь горючий материал специалисты - пирологии объединили в три класса.
Проводники горения - мхи и лишайники с мелким опадом; лесная подстилка и торф; валежник и пни;
Поддерживающие горение - травы и кустарнички; подрост и подлесок; хвоя, охвоенные ветви и мелкие сучья;
Задерживающие распространение горения некоторые кустарнички и травы (люпин многолетний, бадан), кустарники (сахалинская гречиха, серая ольха, многие виды спиреи) и деревья (липа, осина).

Ведущий (Педагог): Как вы думаете, для чего работникам лесного хозяйства, необходимо знать группы и классы лесных горючих материалов?

Обсуждая вопрос учащиеся приходят к выводу, что знание характеристики лесных горючих материалов позволит предсказать развитие лесного пожара, а значит вовремя предпринять меры по его ликвидации. Растения, относящиеся к классу горючих материалов задерживающих процесс горения, можно использовать для создания некоторых видов противопожарных барьеров, например противопожарных опушек.
Далее можно провести небольшое закрепление выданного материала.
На доске (или при помощи слайдов) ведущий предлагает : «Напишите слова: липа, лишайник, пни. Из предложенных объектов уберите лишний и обоснуйте свой ответ».
(Учащийся должен зачеркнуть лишний объект и пояснить, почему он его выбрал. Липа относится к классу задерживающих процесс горения, а два других объекта к проводникам огня).
Ведущий приглашает учащегося к доске и предлагает: «Напишите слова: лесная подстилка, подрост, древостой. Расставьте стрелками направление распространения огня и поясните свой выбор».
(Учащийся направляет стрелки от лесной подстилки к подросту, а от подроста к древостою, объясняя это тем, что возникший огонь по лесной подстилке может перейти на подрост, а затем при благоприятных условиях подняться в кроны деревьев. В результате может возникнуть и верховой пожар).

Ведущий (Педагог): Вот и подошел к концу наш разговор. Сегодня мы с вами познакомились с условиями, необходимыми для возникновения и распространения лесных пожаров, узнали о горючих материалах и их роли в развитии лесных пожаров.

На фоне слайда №22 ведущий задает вопрос: Ответьте пожалуйста на вопрос: «Для чего всё, о чем мы сегодня говорили необходимо знать?»
(После ответов)
Действительно, знание всех, рассмотренных нами вопросов необходимо для прогнозирования пожара. Это знание позволяет вовремя предупредить распространение пожара, подготовиться к борьбе, правильно разработать тактику тушения пожара.
Для разработки тактики тушения лесного пожара необходимо знать способы борьбы.Этому вопросу будет посвящена наша следующая встреча.
Для того, чтобы наша следующая беседа прошла успешно,подумайте дома над вопросом «Что общего между военными сражениями и сражениями с лесным пожаром?» (Слова сопровождаются слайдом №23)

До новой встречи!

Если осталось достаточно времени, можно продемонстрировать фрагменты видеофильма о лесных пожарах.
(В нашем случае демонстрировался видеофильм «Когда Перун сердится».)

Список используемой литературы:

1. Е.А. Щетинский «Охрана лесов» ВНИИЛМ 2001 г.
2. М.Г.Червонный «Охрана лесов» Москва «Лесная промышленность» 1981 год.
3. Интернет ресурсы: официальный сайт Рослесхоза www.rosleshoz.gov.ru , официальный сайт Авиолесоохрана

Цель:

1) Дать детям представление о роли леса в жизни человека;

2) Объяснить причины и последствия лесных пожаров;

3) Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара.

Ход беседы:

I. Сообщение темы.

Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения , о правилах вежливости .

Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова как «Сохранить природу – сохранить жизнь» - это и есть тема нашей беседы.

II .Основная часть.

Беседа:

- Попытайтесь ответить на вопросы: Что такое природа? Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям?

(Примерные ответы учащихся:

1.Лес – наше богатство, зелёный наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц.

2.Без леса, природы человек не может жить, всё взаимосвязано.

3.Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений).

-Лес – это дом многих живых существ. А можно ли навредить природе, всему живому? (Да) .

-Большой вред природе наносят пожары.

-Что является основной причиной возникновения лесных пожаров?

· брошена горящая спичка, окурок;

· механизатор оставил в лесу промасленный обтирочный материал, заправлял технику без соблюдения правил техники безопасности , курил рядом с заправляемой машиной и т. д.;

· люди разводили костер в местах с подсохшей травой, под кронами деревьев, в старых горельниках;

· люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

· осколок стекла, брошенного на солнечном месте, сфокусировал солнечные лучи как зажигательная линза;

· хозяйственные работы в лесу (корчевка взрывами, сжигание мусора, строительство дорог) велись людьми с нарушениями правил ТБ;

· охотник выстрелил, пыж начал тлеть или загорелся;

· такое явление природы, как молния;

· самовозгорание сухой растительности и торфа.

-Кто чаще всего виноват в возникновении лесных пожаров?

(Человек)

Учитель: И это действительно так. На сегодняшний день доля естественных пожаров (от молний) составляет около 7% - 8%, то есть возникновение большей части лесных пожаров связано с деятельностью человека.

Что такое пожар знает каждый. Но, уходя из леса, оставляя костры, бросая непогашенные сигареты, пустую стеклянную посуду, люди совсем не задумываются о том, к каким последствиям всё это может привести.

-Ребята, а что может произойти вследствие такой халатной деятельности человека?

(Лесные пожары уничтожают все живое. Если даже после них остаются живые ослабленные древостои, они зачастую заселяются вредителями леса. Такие леса перестают быть объектом отдыха; они требуют длительных лесоводственных мер по восстановлению. Также пожар наносит огромный вред и здоровью человека.)

-Как же нужно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе, уберечь от пожара?

(1.Никогда не поджигайте сухую траву на полях или полянах в лесу. Если вы увидите, как это делают другие, постарайтесь остановить их и объяснить, какую опасность это представляет;

2.Прежде чем развести костер, сгребите лесную подстилку с кострища и вокруг нее в радиусе одного метра;

3. Хорошо залейте костер перед уходом. После этого разгребите золу и убедитесь, что под ней нет тлеющих углей, если сохранились – залейте ещё раз.

4.Постарайтесь объяснить вашим друзьям и знакомым, что их неосторожность может послужить причиной пожаров)

-Как бы вы поступили, если б увидели зарождающийся пожар?

(Если очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник » из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» необходимо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб. Таковыми могут быть службы МЧС (телефон «01»), егеря, лесничие)

-А что нужно делать, если вы всё же оказались в опасной зоне пожара?

(Выходите из опасной зоны быстро, перпендикулярно направлению движения огня; если невозможно уйти от пожара, войдите в водоём или накройтесь мокрой одеждой; оказавшись на открытом пространстве или поляне, дышите, пригнувшись к земле, – там воздух менее задымлён, рот и нос при этом прикройте ватно-марлевой повязкой или тканью; после выхода из зоны пожара сообщите о его месте, размерах и характере в противопожарную службу, администрацию населённого пункта, лесничество)

Учитель: Вмешательство человека в жизнь леса нельзя остановить. Оно неизбежно будет продолжаться и дальше. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинять лесу наименьший вред, чтобы лес как можно меньше страдал от нашего вмешательства в его жизнь. Уничтожение леса вызывает уменьшение кислорода в воздухе, шумовое загрязнение, ухудшение микроклимата и ландшафта, уменьшение урожая, эрозию и потерю плодородия почв, обмеление и загрязнение рек, озер, болот, загрязнению атмосферы пылью и болезнетворными бактериями, ухудшение здоровья и сокращение продолжительности жизни человека. Народная мудрость гласит: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади!»

Я думаю, что на нашей планете жизнь без леса не возможна! Уважаемый человек, не руби и не сжигай дерево, на котором ты сидишь!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же – живая!

План проведения беседы со школьниками:

1. Лесные пожары как следствие неосторожного обращения с огнем, халатного отношения к лесу.

2. Примеры нарушения правил пожарной безопасности в лесах.

3. Причины загораний и лесных пожаров.

Основное внимание в беседе рекомендуется обратить на то, что 70-90 % лесных пожаров возникает от неосторожного, преступно-халатного обращения с огнем или в результате нарушения требований пожарной безопасности, а не от природных факторов (сухих гроз, самовозгорания лесного хлама и т.п.).

Уместно привести оценку леса, данную Д. И. Менделеевым более 100 лет назад: "...Лес как естественный продукт солнца и почвы, возобновляющийся с приложением малого количества труда, навсегда будет драгоценным пособием жизни людей, доставляющим, кроме прямых, много косвенных видов пользы, например, крепление берегам и сыпучим пескам, покров почве, охрану её влаге, защиту от ветров, тень при зное и ничем не заменимую красоту и оживление местности".

В то же время ученый с горечью отмечал, что народ, родившийся и живущий среди бескрайних лесов, привык смотреть на лес как на нечто даровое, годное для топлива, поэтому не привык беречь лес, охотно истребляет и мало заботится о его разведении.

В наше время массовыми становятся вспышки лесных пожаров в периоды, когда в лесу появляется черемша, грибы, ягоды, орехи и люди устремляются за дарами леса, при этом неблагодарно относятся к дарящему. В выходные дни количество загораний в лесу достигает 40 % от общего числа их за неделю, а в 10-километровой зоне вокруг населенных пунктов, наиболее посещаемой населением, возникает до 93 % всех загораний. Подавляющее большинство лесных пожаров возникает от костров, которые раскладываются для обогрева, приготовления пищи, отпугивания комаров, а иногда даже из баловства.

В излюбленных местах отдыха работники лесной охраны в выходные дни тушат множество брошенных без присмотра костров и загораний в лесу.

Многочисленной армией поджигателей стала в последние годы отдыхающая на природе молодежь, зачастую пускающая огонь просто ради удовольствия

По сведениям работников Апшеронского лесхоза, до 30 процентов нарушителей составляют компании молодежи, выехавшей порезвиться на природе.

Большое количество лесных пожаров возникает от сельхозпалов. Существует так называемая вековая народная мудрость, утверждающая, что после пала трава лучше растет. Безуспешная борьба с "мудростью" ведется уже на протяжении четырех веков, хотя наука давно доказала вредность последствия палов даже в том случае, если не возник лесной пожар. Гибнут от огня смена спелому древостою (подрост и всходы деревьев), грибница, семена и корневища ценных лесных растений (лилейных, бобовых), муравьи - санитары леса, бабочки - опылители цветов, черви и прочие необходимые для жизни леса организмы. Деревья заселяются вредителями, в составе трав начинают преобладать осоки, вейники, грубостебельные дудки. Огромный вред наносится глухарям, тетеревам, рябчикам, куропаткам, жаворонкам, откладывающим яйца прямо на земле.

В последнее время, в связи с бурным развитием садоводства, участились случаи загорания лесов по вине владельцев садовых участков.

Немало пожаров возникает по вине курильщиков, бросающих в лесу незатушенные спички и окурки. В стране ежегодно пылают тысячи лесных пожаров, поэтому трудно недооценить ущерб, который наносит лесу беспорядочное курение.

Лесные пожары могут возникнуть и от других причин, например, от тлеющего ружейного пыжа, выброшенных из окон поездов непотушенных окурков, от искр из выхлопных труб двигателей и т.п. Находясь в лесу, необходимо помнить, что вполне реальна опасность возникновения лесного пожара от незначительного источника огня, особенно в сухое, теплое, ветреное время.