– одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

Богословское содержание слова Пасха раскрывает нам церковное песнопение Плотию уснув (эксапостиларий Пасхи), заканчивающееся словами Пасха нетления – мира спасение. Пасха – спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию (1 Кор 15:3-4). А святой апостол Павел прямо говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5:7).

Свидетельство апостола Павла о том, что Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос, умер за грехи наши и воскрес в третий день, по пророчествам, содержавшимся в Священных книгах Ветхого Завета, согласуется со свидетельством Самого Воскресшего Христа. На пути в Эммаус Воскресший Христос говорил двум скорбевшим после голгофских событий ученикам: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк 24:25-27).

И ближайшим ученикам Своим, явившись по Воскресении, Христос отверз ум к разумению Писаний: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (Лк 24:45,44). Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему (Лк 24:46-48).

Получив в день новозаветной Пятидесятницы языкоогнеобразную Святого Духа благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима (Деян 2:5) стали непрестанно проповедовать о великих делах Божиих (Деян 2:11), открывшихся миру Воскресением Христовым. Благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, Апостолы постоянно ссылались на Божественные обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета, которые предуказывали и предуготовляли Пасху Нового Завета – Воскресение Христово.

Воскресение Христово – Пасху Нового Завета – мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха. Читая или воспевая Символ Веры, мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием.

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:28). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! – поем мы в пасхальной песни «Воскресение Христово видевше».

Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась Богословская многозначимость слова Пасха . Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы.

В прежние же столетия, как свидетельствуют Богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу Богослужебному читались избранные места из лучших Богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме , которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также «Слово на Пасху» (45-е) . Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я (Авв 2:1), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум…

В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха . Древнееврейское слово Пасха , означавшее ‘прохождение’ или ‘перехождение’, по словам святителя Григория Богослова, в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему ‘страдание’. Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете – это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете – это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), это Сам Господь наш Иисус Христос, Пасха наша (1 Кор 5:7), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

Преобразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Преведе – это и есть наша Пасха! Воскресший Христос Бог наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального Богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению.

Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь – Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко Бог истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: «Наша Пасха – Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог – наречен совершенным».

Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко едино-летный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце. Переложение: «Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, – Он – наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды».

В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос – Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин 1:29), – свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении (Откр 13:8).

В завершении канона Воскресший Христос вновь именуется нашей Пасхой: О Пасха велия, и священнейшая Христе! О мудросте и Слове Божий и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего. И в первой стихире Пасхи поется: Пасха – Христос избавитель. Так преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает в своем Богодухновенном каноне учение святого апостола Павла: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос (Кор 5:7).

Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой?

Начало этого участия полагается во . Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим 6:3-4). Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (см. Кол 2:12). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Переложение: «Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем». Крещение – это смерть для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения (Рим 6:5).

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет (1 Кор 11:23-26).

Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54).

Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвостъ Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (2 Кор 4:10). В этом таинство Пасхи Божией, спасительной для всех уверовавших в Воскресение Христово.

Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так: «Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли».

Итак, Пасха Нового Завета – это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления – мира спасение! Наша Пасха – Спаситель Христос Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение. Потому и Церковь Христова непрестанно воспевает в пасхальные святые дни: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеса, Христос Бог нас преведе победную поющия.

«Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен» (Исаия, 53:7)

«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Иоанна, 3:17)

«Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1-е Коринфянам, 5:7)

Каждый год мы празднуем Пасху. Многие люди считают этот праздник особенным. Многие именно в этот день пойдут в церковь. Один или два раза в год они все же ходят в церковь. Они едят традиционные блюда, проводят время в кругу семьи - вот и вся их Пасха.Для других - это великий религиозный праздник. Они приходят в церковь с мыслями о Боге и о значении Пасхи. Они соблюдают множество религиозных традиций, приветствуют друг друга традиционным приветствием: «Христос воскрес!».

На самом деле из-за всех этих обычаев и традиций мы забываем об истинном библейском значении Пасхи и о том, что хотел нам сказать о Пасхе Бог.

Евpейское слово «пэсах» означает в Библии, с одной стороны, пpаздник Пасхи, а с дpугой — пpаздничную жеpтву или пасхального агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвоначально означавшего «хpомать», а затем получившего смысл «пеpескочить чеpез что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исход, 12:13). Об этом событии и должна была напоминать евреям ветхозаветная Пасха.

ПАСХА ИСХОДА

«Скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Книга Исход, 12:27).

Что же говорит нам о Пасхе Слово Божие? Ветхозаветная Пасха - это ягненок, которого ели евреи, празднуя освобождение. Народ ветхозаветного времени после длившегося 430 лет египетского рабства отправляется в путь через пустыню в землю обетованную. Перед исходом израильтян из Египта Бог устанавливает Пасху.

Но фаpаон Египта не желает отпускать поpабощенных изpаильтян для служения и поклонения Ему. Тогда Бог, чтобы сломить упорство фараона, насылает на египтян девять казней. Затем Моисей объявляет фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смеpти всех египетских первенцев (Исход, 11:4-6). Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны.

К этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновpеменно и испытание веpы (Евpеям, 11:28). Hачиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израильского года (Исход, 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце. Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была пpисоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным.

Агнца следовало забить 14 авива «под вечеp» (букв. «в сумеpках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (Левит, 23:5; Числа, 9:3,5,11; Втоpозаконие, 16:6). Пучком иссопа следовало помазать кpовью агнца двеpные косяки и поpог каждого еврейского дома, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь (Исход, 12:7,22).

Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутpенностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сыpым или в ваpеном виде (Втоpозаконие, 16:7 и 2 Паpалипоменон, 35:13). Готовить пасхального агнца следовало в доме.

Этот запеченный целиком ягненок был символом единства и целостности. Пасху следовало есть в одном доме пеpед Господом, Котоpый «Един есть» (Втоpозаконие, 6:4). Все остатки пищи следовало сжечь, и все участники тpапезы должны были быть готовы немедленно отпpавиться в путь.

Когда израильтяне совеpшали пасхальную тpапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех пеpвенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исход,12:29,30) за то, что египетский фараон не хотел отпускать израильский народ. Однако наpод Изpаиля был пощажен pади пасхальных агнцев, котоpые умеpли вместо пеpвенцев. Тем самым путь для выхода был открыт.

Что такое иссоп?

Иссоп, употребляемый для опрыскивания кровью, был символом очищения. Иссоп — это растение, которое в Палестине не встречается, поэтому, когда в Библии речь идет об иссопе, исследователи предполагают, что имеется в виду один из видов майорана. Этим растением и воспользовались стражники у Голгофского креста, чтобы закрепить губку, намоченную уксусом и подаваемую Иисусу (Иоанна, 19:29). Этот куст с мелкими листьями используется еще при совершении обрядов «кропления», а также как кисть при помазании кровью пасхального агнца (Исход, 12:22).

В состав пасхальной тpапезы входили, кpоме того, пpесный хлеб и гоpькие тpавы (Исход, 12:8).

Горькие травы

Горькие травы, которые должны были напоминать о горьком времени, проведенном в Египте. Так, желая приблизиться ко Христу и соединиться с Ним в одно целое, мы должны делать это с раскаянием в сердце, с осознанием того, что Он сделал для нас.

Употребление пресного хлеба также имело большое значение

Опpесноки (пpесные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втоpозаконие, 16:3). Позднее они снова и снова напоминали о спешке во время выхода из египетского рабства (Исход, 12:34,39).

Эти лепешки выпекли из бездрожжевого теста, которое можно было быстро приготовить.

Такое тесто приготовлялось из муки мелкого помола и растительного масла. Поэтому выпеченные из него лепешки назывались лепешки «на елее» или «с елеем». Выпекали лепешки в печах, на горячих камнях или в горячей золе. При выпечке лепешки необходимо было вовремя переворачивать.

Когда устанавливался праздник Пасхи, было ясно указано на то, чтобы никакой закваски не было в доме в это время, что строго соблюдалось всеми иудеями.

Так и те люди, кто желает принять от Христа жизнь и пищу, должны избавиться от закваски греха. Апостол Павел так писал Коринфской церкви: «Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом… ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1 Коринфянам, 5:7-8).

ПРЕДПИСАHИЯ ЗАКОHА О ПОВТОРЕHИИ ПАСХИ

В качестве постоянного напоминания об основополагающем спасительном действии Божьем, об освобождении израильского народа из египетского рабства, Закон, данный через Моисея, предписывал израильтянам ежегодно (Исход, 13:10), со времени завоевания земли обетованой (Исход, 12:25; 13:5), совершать Пасху, связывая ее с пpаздником Опpесноков (Исход, 12:14; Числа, 28:16,17; Втоpозаконие, 16:1-8, Иезекииля, 45:21-24).

Теперь пасхального агнца pазpешалось забивать и съедать только в особом священном месте (Втоpозаконие, 16:5-7), для чего все изpаильские мужчины должны были являться «пpед лицо Бога». Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл пpаздника (Исход, 13:8). Hикакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел пpава участвовать в этой общей тpапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исход, 12:43,45).

Только совеpшив обpезание, купленный pаб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в пpазднике. Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали пpаздновать Пасху в сpок, мог сделать это чеpез месяц (Числа, 9:10-12), во время так называемой малой Пасхи тот человек, кто пpенебpегал пpаздником из непослушания, подлежал смеpтной казни, ибо он сам исключал себя из иудейского общества.

Непосpедственно к Пасхе пpимыкал пpодолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исход, 12:18), котоpый, с одной стоpоны, также напоминал об исходе израильтян из египетского рабства (Втоpозаконие, 16:3; 26:1-11), а с дpугой, был пpаздником начала жатвы (Левит, 23:10-14). Пеpвый и последний день праздника были днями священных собpаний, когда pазpешалась только такая pабота, которая была связана с пpиготовлением пищи (Исход, 12:16; Левит, 23:7,8; Числа, 28:18,25).

ПРАЗДHИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О пpаздниках Пасхи подpобно рассказывается лишь несколько pаз: после празднования Пасхи на Синае сразу после выхода из Египта (Числа, 9:1-5) ее отмечали в следующий раз через 40 лет во время вступления в Ханаан (обетованную землю). Тогда изpаильтяне пpаздновали Пасху в Галгале и на следующий день ели опресноки и поджаpенные зеpна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Иисуса Навина, 5:10-12).

После стpоительства хpама Соломона Пасху стали отмечать pегуляpно (2 Паpалипоменон, 8:13).

ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДHЕГО ИУДАИЗМА

Поздняя иудейская тpадиция четко определяет, какие пpавила пpазднования Пасхи, обусловленные специфической ситуацией выхода евреев из Египта, потеряли свою актуальность в последствии: выбоp агнца в день 10 авива, помазание двеpей кpовью, запpет покидать дом, готовность участников тpапезы отправиться в путь.

Теперь жеpтвенных ягнят (число котоpых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, пpимерно с 15 час. дня, в Иерусалимском хpаме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поpучал это сделать. Священники собиpали кpовь в чаши, чаши вpучались одному из священников, котоpый выливал содеpжимое у подножия жеpтвенного алтаpя. Во вpемя убоя ягнят левиты пели Псалмы 112-117 (так называемые «халлель» ). Съедать ягнят следовало в пpеделах Иеpусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

Накануне празднования Пасхи «послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Евангелие от Луки, 22:8). Но почему Он праздновал Пасху? Потому что Пасха больше, чем просто библейский праздник. Иисус хотел сказать своим ученикам кое-что о Себе. Собрав их, он говорил о Пасхе не так, как это было принято у иудеев. Теперь Он говорил не о прошедшем выходе евреев из рабства, а о будущем: «И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Евангелие от Луки, 22:15-20).

Во время этой предпасхальной вечери со Своими учениками Он говорил о страданиях, которые Ему придется претерпеть на следующий день. Он говорил, что отдаст Свое Тело и Кровь за них. Написано, что ученики Его на понимали истинного значения Его слов.

Вернемся на минуту к Ветхому Завету. В книге Исход написано, что евреи должны были заколоть агнца и помазать его кровью косяки дверей своего дома. Бог повелел им сделать это, дабы они могли избежать Его суда в то время, когда Ангел губитель пойдет поражать всех первенцев.

Уже в древнейшие времена агнец считался жертвенным животным. Закон устанавливал принесение в жертву годовалых баранов во время Пасхи, в ежедневных, праздничных, а также особых жертвоприношениях. Агнец символизирует нуждающееся в помощи беззащитное существо.

На предпасхальной трапезе Иисус говорит о Себя, как о жертве. И то, что Иисус приносит в жертву Себя Самого, подчеркивается обозначение слова «Агнец». В Исаии 53:7 агнец называется «раб Божий», что указывает на Иисуса Христа, взявшего на Себя грех мира. Согласно Иоанна 19:30-31, Иисус умирает в тот момент, когда в храме иудеи закалывают пасхального агнца.

Поэтому в дальнейшем апостол Павел называет Иисуса «Пасха наша» (т.е. «наш пасхальный агнец» — 1 Коринфянам 5:7), ибо Он умер как праведная жертва за грехи мира (1-е Петра 1:19).

Но почему Иисус говорит о Себе, а не о ягненке, как о жертве? Потому что Он хотел, чтобы собравшиеся ученики поняли, что Он и есть истинная Пасха для человечества. Ветхозаветный ягненок и его пролитая кровь являются лишь прообразами Тела и Крови Самого Господа. В день празднования Пасхи евреи закалывали ягненка и выливали его кровь, празднуя освобождение из рабства. Теперь же Сам Бог явившись в Сыне Своем становится жертвой за грехи всего человечества. Теперь каждый грешник может получить прощение грехов, очистившись пролитой кровью Христа.

И чтобы спастись от суда Божьего, всякий человек должен принять пасхальную жертву, Иисуса Христа, в своё сердце, в противном случае Бог приговорит его к вечному наказанию.

Но на предпасхальной вечере в кругу учеников Иисус говорит о будущем. Потому что Его схватили, били и распяли только на следующий день.

Зная же, что с Ним должно произойти Он дает для Своих учеников, а в последствии и для всей Церкви завещание о «трапезе» или «вечере Господней»: «делайте так, доколе Я не приду»…

Что надлежало по завещанию Христа делать ученикам и церкви: есть Его тело и пить Его кровь в виде безквасного хлеба и вина (виноградного сока) в воспоминание о той жертве, которую Он собирается принести за каждого человека на кресте Голгофы.

ПАСХА НАША — ХРИСТОС

Согласно Евангелие от Иоанна, Иисус умер 14 числа месяца нисана, в канун Пасхи, как истинный жертвенный Агнец, у которого ни одна кость не была сломана. 13 числа месяца нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками. Его погребение произошло вечером 14 числа месяца нисана до наступления субботы, которая названа «великой», очевидно потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой. Апостол Павел свидетельствует, что Христос был заклан за нас как пасхальный агнец (1-е Коринфянам, 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1-е Коринфянам, 15:20, 23).

Апостол Павел свидетельствует, что Хpистос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Коpинфянам, 5:7) и воскрес как пеpвенец из умерших (1 Коpинфянам, 15:20,23). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавилонский Талмуд, котоpый также называет канун Пасхи днем смеpти Иисуса.

ПАСХА НОВОЗАВЕТНОГО БОЖЬЕГО НАРОДА

Сегодня наша Пасха - Христос. Он отдал Свою жизнь, чтобы суд Божий не пал на нас. Как мы знаем, что Он будучи пасхальным Агнцем, умер за грехи всех нас и воскрес на третий день для нашего оправдания.

Иоанн Креститель, однажды увидев Иисуса Христа, сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Евангелие от Иоанна, 1:29). А апостол Павел в своем Первом послании к Коринфянам, в 5 главе в 7 стихе сказал: «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас».

Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих Нового Завета. Христос – пасхальный Агнец Нового Завета, принесенный в жертву на праздник Пасхи. Вместе со своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь. Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха и спасает нас. Через эту жертвенную смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу. Принеся в жертву собственную жизнь, Иисус добился примирения между Богом и людьми. Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе.

Пасха - это не наши традиции или просто еще один праздник, Пасха - это Христос и Его спасение. Приходящие к Нему получают прощение и жизнь вечную, как дар: «…а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к Римлянам, 6:23). И истинное значение Пасхи - это спасение во Христе!

Подготовила Ирина Боярских

Почему необходимо учение о праздниках в Библии?

Оно необходимо для церкви с языческим прошлым, а мы – церковь с языческим прошлым.
Наше прошлое продолжает контролировать нас. Посмотрите на наше отношение к праздникам:

Главный праздник всех жителей СНГ – Новый Год. Раньше его никогда нигде не существовало, это придумка советских руководителей. Посмотрите сами: что мы празднуем ярче: Новый Год или Пасху?

Если по каким-то причинам мы не сможем отметить Пасху всей церковью, и не прозвучит никакого призыва отметить ее самостоятельно дома – кто будет отмечать ее в любом случае, как личный праздник? ..А Новый Год мы отмечаем без всяких напоминаний.

Наше языческое прошлое продолжает оказывать влияние на нас.
День рождения и день крещения – в каком случае мы получаем в церкви больше поздравлений, как правило? Хотя в Книге Екклесиаста сказано, что день смерти лучше дня рождения. Мы все понимаем, о какой смерти идет речь! В наш день рождения началась наша временная физическая жизнь, в день нашей смерти вместе со Христом в момент крещения началась наша духовная жизнь, чье продолжение – вечная жизнь на Небесах. Что лучше – день рождения или день крещения?

Единственный библейский праздник, который мы отмечаем – Пасху. А как же другие праздники в Библии? Хорошо еще если мы что-то знаем о них… Но современные праздники мы знаем намного лучше. Вот почему нужно учение о праздниках.

ЗАЧЕМ БОГ ВООБЩЕ ДАЛ СВОЕМУ НАРОДУ ПРАЗДНИКИ?

Исход 5:1 —

Наш Господь Бог – праздничный по сути, сама идея, само понятие «праздник» идет от Него.
Поэтому Небеса – вечный праздник,
поэтому любое наше организованное богослужение здесь, на земле – должно быть праздничным, т.е. чем-то очень серьезным и глубоким, и в то же время невероятно радостным по смыслу.

Любое мероприятие, совершаемое нами с целью поклонения Богу – это праздник для Бога и, следовательно, для нас.

ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ БЫЛИ ПРИЗВАНЫ НАПОМИНАТЬ НАРОДУ БОГА О 3-Х ВЕЩАХ:

1. О тех великих делах, которые Он сделал для их отцов в прошлом,
2. О Его постоянном присутствии рядом с ними в настоящем
3. О Его удивительных обещаниях, которые должны исполнится в будущем.

ПРАЗДНИКИ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ:

В установлении и организации еврейских праздников основанием служило число «семь»:

Бытие 2:2-3 —

Мысль очень простая – каждый из праздников Бога и вообще вся картина праздников в целом несла идею полноты и изобилия, сопровождающих Божье присутствие. Число семь всегда ассоциировалось для каждого иудея с понятием шалома – мира, избытка и совершенства.

от Иоанна 10:10 —

Каждый седьмой день у евреев считался праздничным днем.
Каждый седьмой год назывался субботним и считался священным. В этот год следовало простить все долги братьям своим, оставить все полевые работы и все самородное считать общим достоянием.
Еще более торжественным был юбилейный год — следующий за седьмым субботним годом (7х7=особенный праздник!). В этот год объявлялась свобода всем рабам, каждому израильтянину возвращались обратно его дом и его поле, если до этого он вынужден был продать их за долги.

Основными ежегодными праздниками были: Пасха, Пятидесятница, Праздник кущей.
На эти три праздника все взрослые мужчины должны были явиться к скинии (храму) и не с пустыми руками, «но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа».
Праздник опресноков, т.е. семь дней после Пасхи, и праздник кущей праздновались по семи дней.
Седьмой месяц также отмечался особенно торжественно, и на него приходилось три больших праздника (праздник труб, день очищения, праздник кущей).

Господь Бог любит праздновать. Это видно хотя бы по тому, что общее количество «красных» (нерабочих) дней в ветхозаветном календаре намного превышает их количестве в любом современном календаре.

I) ПАСХА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

Праздником Пасхи в Библии называется ежегодный праздник, цель которого – напоминать иудеям об их выходе на свободу из четырехсотлетнего плена у египтян. Пасху евреи отпраздновали в первый раз в ночь освобождения из плена. Устав Пасхи был дан Самим Господом Богом через пророка Моисея.

Исход 12:1-17 —

Основной частью праздника Пасха было жертвоприношение агнца, который затем жарился на огне и съедался в каждом еврейском семействе. Отсюда выражение «приготовить пасху », «есть пасху ».

Пасхой в Библии назван также и сам пасхальный агнец, и даже все праздничное служение названо пасхальной жертвой Господу — Исход 12:25-27 —

Пасху должен был совершать и всякий пришелец, живший среди евреев. Посмотрим, что было сказано в законе Моисея — книга Чисел 9:14 —

Уже самую первую Пасху отпраздновали не только одни евреи!

Исход 12:31-32 —

Исход 12:37-38 —

Миссия (обращение язычников) началась уже в тот момент, когда Господь Бог дал устав Пасхи – те египтяне, которые ушли вместе с иудеями из Египта, были первыми обращенными из язычников, это не были случайные люди – Бог не потерпел бы их среди своих избранных. Они вместе с иудеями «крестились в облаке и в море».

Эти первые «плоды благовестия» приняли участие в первой опресночной неделе и веселились вместе с народом Господа Бога Единого. Уже здесь можно увидеть, что праздники, данные Богом, должны были служить инструментом воздействия на окружающий мир, возможностью показать всем, кто захочет, характер и отношение Господа Бога через все, что люди увидят и услышат на этих праздничных служениях.

Первый раз евреи совершили Пасху в Египте, второй раз — в пустыне и в третий раз — перейдя Иордан, в Галгале, на Ханаанской земле. Во время книги Судей она, видимо, праздновалась довольно регулярно, но ПОЗДНЕЕ О ПАСХЕ УПОМИНАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ 2-Х ЦАРЯХ: при Езекии и при Иосии.

В книге 2 Паралипоменон 30:1, 10-11 о Езекии говорится:

А в книге 4 Царств 23:21-23 про Иосию сказано:

Судя по реакции людей на призыв Езекии отпраздновать Пасху (и ходили гонцы.. но над ними смеялись и издевались), праздником этим евреи уже долго пренебрегали. То есть 500 лет праздник Пасхи в Израиле был в забвении. Праздники Пятидесятницы и Кущей также были позабыты.

Отсюда можно сделать важный вывод – отношение к праздникам Господа Бога хорошо отражает отношение людей к самому Господу Богу. В конце Книги Судей люди попросили себе царя, чтобы не отличаться от остальных народов, быть «не хуже», чем они. Соответственно, были переняты обычаи и праздники неверных Господу соседей.

Иеремия 7:17-19 —

В дни Давида и Соломона Пасху не отмечали, зато приносить жертвы идолам на высотах было нормальным явлением. Это продолжалось и при последующих царях.

Я прочту выборочно отрывки из разных книг Царств:

3 Цар 3:2-3 —

3 Цар 22:42-43 —

4 Цар 12:2-3 —

4 Цар 15:1-4 —

Эти высоты проходят через все книги Царств, показывая, во что люди вкладывали свое время и надежды, где было их сердце, их сокровище. Люди на сотни лет забыли праздники, данные им Господом (и свое освобождение), но с удовольствием соблюдали языческие праздники, переняв их у окружающих неверных народов.

Все это закончилось суровым наказанием – вражеской оккупацией и пленом. Богу пришлось на 70 лет забрать у своего народа все – имущество, безопасность, свободу – чтобы они наконец что-то поняли об истинных ценностях и вспомнили настоящего Господа.

О том, что Господь Бог это сделает, Он предупредил свой народ еще тогда, когда дал им закон, и потом многократно напоминал через пророков.

В течение почти 500 лет евреи не отмечали праздничных субботних лет, заповеданных Господом Богом, в которые нельзя было ничего сеять, и земля должна была отдыхать.

5 столетий: 7 = 70 лет, которые они «задолжали» Богу, и именно на эти 70 лет они были отведены в плен в Вавилон, чтобы земля, по выражению Бога, «отдохнула».

Пророку Даниилу Господом Богом было открыто, что по истечении 70 лет, отведенных для наказания, народ будет отпущен обратно на родину, что и исполнилось при Кире.

Наказание подействовало — после вавилонского плена евреи взялись за ум, и в книге Ездры мы видим, что празднование Пасхи возобновляется:

Книга Ездры 6:19-22 —

Снова, как и в прежние времена, мы видим, что люди возобновили отношения с Небесным Отцом, и это видно в том, с каким рвением и желанием они отмечают Его праздники. И снова с ними вместе (далее в этой же главе) —


, чтобы прибегать к Господу Богу Израилеву», т.е. снова работает как инструмент обращения людей, тех, которые хотят узнать о живом Боге.

II) ПАСХА В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Сегодня во всем мире праздник Пасхи отмечают как исторически-культурную традицию, почти всегда без личного отношения к Господу Богу, и не имея для этого глубоких убеждений из Библии.

Пасху сегодня связывают с воскресением Господа Иисуса Христа, хотя прежде чем произошло воскресение, Христос был казнен на кресте в исполнение ветхозаветных пророчеств за грехи мира. Этот момент – Его смерть, ответственность каждого из нас за это, как и взаимосвязь этих событий со смыслом ветхозаветной Пасхи, – упускается из виду.

— Нужно ли нам сегодня отмечать праздник Пасхи?
— Является ли это обязательным и необходимым для спасения души?
— Можно ли сказать, что смысл праздника Пасхи, как и смысл многих ветхозаветных постановлений, уже не имеет существенного значения для нас сегодня?

Мы знаем из Библии, что иудеи, становясь учениками Иисуса Христа, продолжали соблюдать постановления Божьих Законов, в том числе и все ветхозаветные праздники, но обращенные из язычников не соблюдали этого всего, и попытки заставить их соблюдать весь Закон были справедливо раскритикованы с библейских позиций.

— Может быть, отмечать или не отмечать Пасху – это лишь наша добрая воля, плод нашего желания?

1-е послание Коринфянам 5:7 —

Если бы церковь в Коринфе состояла исключительно из крестившихся иудеев, продолжавших соблюдать постановления закона, все было бы понятно, но там были и обращенные язычники, причем можно сделать предположение, что число крестившихся язычников по отношению к крестившимся иудеям составляло в азийских и греческих церквях 10:1. На этот вывод наводит отрывок из пророчества Захарии 8:23 —

Обращаясь к основной массе учеников, состоявшей из язычников, Павел употребляет такие выражения, как «бесквасны», «очистить старую закваску», «опресноки чистоты и истины», и, наконец, называет Господа Христа «нашей Пасхой »!

Можно сделать важный вывод: празднование Пасхи в 1-м столетии не было одним из иудейских обычаев, которые не обязательно было исполнять для крестившихся язычников.

Еще в пророчестве Исайи участь грядущего Мессии сравнивалась с участью пасхального агнца:

Исаия 53:1-2,7 —

Эта же мысль звучит в последней книге Библии – в Откровении Иоанна Богослова — Откровения 5:5-9 —

Книга Деяний 8:32-35 —

от Иоанна 1:29 —

1-е послание Петра 1:17-19 —

Вспомним еще раз последнюю Пасху Иисуса Христа со Своими учениками перед Его арестом и смертью:

от Луки 22:14-20 —

В первый день Пасхи люди ели плоть агнца, а его кровь на косяках дверей спасала их от Божьего гнева и наказания. Слова Иисуса, произнесенные во время пасхальной трапезы, фактически означали:

«АГНЕЦ – ЭТО Я, ВЫ ЕДИТЕ МОЮ ПЛОТЬ, ВЫ СПАСАЕТЕСЬ МОЕЙ КРОВЬЮ».

Теперь, отмечая Пасху , мы можем приводить на память не только отрывки из Ветхого Завета, говорящие об ИЗБАВЛЕНИИ от смерти и плена с помощью жертвенной плоти и крови, но и пророчество Откровения, говорящее о нашей ПОБЕДЕ над грехом и смертью благодаря плоти и крови Агнца:

Книга Откровений 12:9-11 —

Сегодня для нас Пасха – это не только взгляд назад, но, что еще важнее, взгляд вперед с верой – на то, что нас всех ожидает в конце пути, если мы пройдем его с верой до конца.

Пусть наше пасхальное поклонение , как и каждое наше причащение, будет ярким проявлением этой веры – и в глазах Бога, и в глазах всех, кто захочет разделить его с нами.

Как противостоять «свидетелям Иеговы», утверждающим, что в Библии не говорится о том, что праздновать Пасху надо так, как это делают православные?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Прежде всего, надо решительно отвергнуть тот прием, которым постоянно пользуются представители сект и протестанты, утверждающие, что святая Библия является единственным источником в вопросах веры, богослужения и духовной жизни. Этот «принцип» ввели лютеране, чтобы отказаться от многовекового опыта Церкви, который расходится с их облегченным, реформированным христианством. Они искусственно сформулировали позицию: «только Писание». Однако парадоксальность их утверждений заключается в том, что в самом Писании нет такой мысли. Получается, что уже в своем главном, исходном положении они не соблюдают вводимое им правило, ибо нигде само Священное Писание не говорит, что Библия является единственным источником истины. И вопрос, который мы часто слышим: «Покажите, где об этом говорится в Библии?» - хочется обратить к ним.

В Священном Писании говорится, что оно богодухновенно (см.: 2 Тим 3: 16), но ни в одном месте не указано, что, кроме Писания, не может быть другого руководства в делах веры. Напротив, мы находим мысли, противоположные тому, что утверждают протестанты и сектанты. Апостолам было известно гораздо больше о Господе нашем Иисусе Христе, чем это запечатлено в четырех Евангелиях: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Ин. 21: 25). Спаситель открывал истины Своим ученикам не с помощью текстов, а в живом общении. Это и стало источником Священного Предания. Апостол Павел говорит коринфским христианам: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11: 2). Об этом же он говорит в послании к солунянам: «Итак, братия, стойте и держите предания , которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2: 15). Об опасности уклонения от Предания первоверховный апостол пишет в послании к своему ученику: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою» (1 Тим. 6: 20-21).

Нужно заметить, что ни протестанты, ни представители сект к себе этот принцип не применяют. Их учения, составленные, приспособленные к потребностям века сего, проверки Писанием не выдерживают. Самое главное их отступление заключается в том, что они оказались вне Церкви, которая, по слову апостола Павла, есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15). К более чем двумстам различным протестантским конфессиям, течениям, деноминациям и к более пятистам сектам, возникшим на почве протестантизма, совершенно невозможно отнести то, что Иисус Христос назвал Своей Церковью (см.: Мф. 16: 18). Новозаветная экклезиология предполагает иерархию (епископ, пресвитер, диакон). Епископа апостол Павел называет «Божиим домостроителем» (Тит. 1: 7). Апостольскую Церковь невозможно представить и без священства: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деян. 15: 6); «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17). Хочется спросить протестантов и сектантов: где в Библии сказано, что можно отменять апостольские установления?

Вопрос о Пасхе, заданный иеговистами, содержит нарочитую подмену. В Библии говорится о ветхозаветной Пасхе, а мы празднуем новозаветную. Иудейская Пасха совершалась в память освобождения евреев из египетского плена, когда были в каждой семье закланы агнцы и их кровью помазаны косяки и перекладины дверей в каждом жилище (см.: Исх. 12: 7, 22). Ангел Господень, поражавший первенцев египетских, прошел мимо домов евреев.

Праздник этот продолжался с вечера 14-го по 21-е число месяца авива (нисана), что соответствует последней половине нашего марта и первой половине апреля. В десятый день этого месяца глава каждого семейства должен был выбрать и отделить однолетнего агнца (из овец или коз), без порока, который должен был быть заклан вечером в 14-й день. Мясо агнца запекалось и полностью съедалось с горькими травами (в воспоминание рабства в Египте). Кости агнца не должны были дробиться. Заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа, а также вкушения тела и крови Его в таинстве евхаристии. Во время праздника употреблялся только пресный хлеб (опресноки), а не квасной (см.: Исх. 12: 15, 19). Опресноки должны были напоминать еврейскому народу о его призвании быть народом чистым, святым, свободным от порчи квасом египетским, то есть чуждым нравственного растления египетского. В таинственном смысле опресноки изображали чистоту духовной жизни во Христе: христиане через Пасху - Христа - будут очищены от ветхой закваски греха и должны праздновать новую Пасху «в бесквасии чистоты и истины» (1 Кор. 5: 7-8).

Господь наш Иисус Христос, пришедший не разорить закон, а исполнить, во время земной жизни совершал со Своими учениками ветхозаветную Пасху. Последняя такая Пасха была во время Тайной вечери, когда Он установил величайшее таинство - евхаристию.

Смерть Спасителя на Кресте и Его Воскресение - основание и начало христианской Пасхи. «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7). Православная Церковь празднуют Пасху в полном соответствии с учением апостолов: все наше пасхальное богослужение проникнуто радостью Воскресения. Что касается обрядовой стороны праздника, то об этом в священных новозаветных текстах ничего не рассказывается. Апостол Лука сообщает о молитвенной жизни первой христианской общины очень кратко: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2: 42). Содержание молитв до нас не дошло. Несомненно, что одной из них была молитва Господня («Отче наш…»), которая произносится на всех наших службах. Эту молитву памятник II века «Учение 12 апостолов» (Дидахе) предписывает произносить три раза в день (глава 3). Апостол Павел упоминает о трех видах песнопений, которые тогда были приняты у христиан: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями , во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3: 16). Псалмами в нашей Церкви во время пасхальных дней начинается вечерня, утреня и Божественная литургия:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся…» (Пс. 67); «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Пс. 117).

Что касается славословия Господа, то им проникнуто и им дышит все ликующее пасхальное богослужение.

Духовные песни, которые упоминает апостол Павел, до нас не дошли. Великий гимнограф святой Иоанн Дамаскин составил достойные значимости праздника умилительные стихиры Пасхи и пасхальный канон.

Обычай христосоваться (целовать друг друга) идет от апостольских времен. Это применение древнего лобзания мира и священной любви (см.: Рим. 16: 16).

Упреки в том, что мы печем куличи и другие яства, а о них нет упоминания в Библии, являются нелепыми и невежественными. Кто изучал историю, знает, что в любой религии обряды формируются на протяжении веков. Так, в книгах пророка Моисея содержатся основные предписания о совершении богослужения в скинии. Но это вовсе не значило, что к этим указаниям ничего нельзя было добавлять. Пять веков спустя пророк Давид написал несколько десятков псалмов, для исполнения которых он выделил из левитов 4000 певцов и музыкантов. На протяжении ветхозаветной истории возникали новые праздники, рождались и новые обычаи.

протоиерей Борис Пивоваров
Пасха в Библии. Воскресший Христос – наша Пасха и спасение

Пасха – одно из самых драгоценных слов христианина. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

«Пасха наша за ны пожрен бысть Христос» ()

Богословское содержание слова Пасха раскрывает нам церковное песнопение Плотию уснув (эксапостиларий Пасхи), заканчивающееся словами Пасха нетления – мира спасение . Пасха – спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день, по Писанию (). А святой апостол Павел прямо говорит: Пасха наша, Христос, заклан за нас ().

Свидетельство апостола Павла о том, что Спаситель мира, Господь наш , умер за грехи наши и воскрес в третий день, по пророчествам, содержавшимся в Священных книгах Ветхого Завета, согласуется со свидетельством Самого Воскресшего Христа. На пути в Эммаус Воскресший Христос говорил двум скорбевшим после голгофских событий ученикам: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании ().

И ближайшим ученикам Своим, явившись по Воскресении, Христос отверз ум к разумению Писаний: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах (). Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему ().

Получив в день новозаветной Пятидесятницы языкоогнеобразную Святого Духа благодать, ученики Христовы начиная с Иерусалима () стали непрестанно проповедовать о великих делах Божиих (), открывшихся миру Воскресением Христовым. Благовествуя о страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа, Апостолы постоянно ссылались на Божественные обетования, пророчества и прообразы Ветхого Завета, которые предуказывали и предуготовляли Пасху Нового Завета – Воскресение Христово.

Воскресение Христово – Пасху Нового Завета – мы всегда исповедуем и в Символе Веры, хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха . Читая или воспевая Символ Веры, мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием .

Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! – поем мы в пасхальной песни “Воскресение Христово видевше”.

Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась богословская многозначимость слова Пасха . Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы. В прежние же столетия, как свидетельствуют богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу богослужебному читались избранные места из лучших богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме Огласительного Слова Святителя Иоанна Златоуста , которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также “Слово на Пасху” (45-е) Святителя . Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я (), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум…

В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха . Древнееврейское слово Пасха , означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова , в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете – это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете – это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя мира (), это Сам Господь наш , Пасха наша (), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

Прообразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос нас преведе, победную поющия. Преведе – это и есть наша Пасха! Воскресший Христос наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению .

Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь – Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений.

Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: “Наша Пасха – Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог – наречен совершенным”.

Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце . Переложение: “Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, – Он – наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды”.

В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос – Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира . Вот Агнец Божий, Который берет на Себя мира (), – свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении ().

В завершении канона Воскресший Христос вновь именуется нашей Пасхой: О Пасха велия, и священнейшая Христе! О мудросте и Слове Божий и сило, подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего . И в первой стихире Пасхи поется: Пасха – Христос избавитель . Так преподобный Иоанн Дамаскин раскрывает в своем богодухновенном каноне учение святого апостола Павла: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос ().

Пасха Христова становится для нас спасительной только тогда, когда мы сами участвуем в ней. Как же человек может участвовать в Пасхе Христовой?

Начало этого участия полагается во Святом Крещении. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (). Крещением человек спогребается Христу и благодатно совоскресает со Христом силою Божиею (см. ). Об этом говорится во втором тропаре 3-й песни канона Пасхи: Вчера спогребохся Тебе, Христе, совосстаю днесь, воскресшу Тебе; сраспинахся Тебе вчера: Сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем. Переложение: “Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою Воскресшим; вчера я распинался с Тобою, прославь меня Сам Ты, Спаситель, в Царстве Твоем”. Крещение – это для греха и жизнь для Бога: если мы соединены с Ним (со Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения ().

Участие в Пасхе Христовой совершается и в Божественной Евхаристии. Об этом ясно свидетельствует святой апостол Павел: я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Так же и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, Господню возвещаете, доколе Он придет ().

Обетование о нашем воскресении в жизнь вечную со Христом также связано с Божественным Причащением: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день ().

Лишь участвуя в смерти Христовой (через покаяние, Крещение, добровольное крестоношение), мы становимся по благодати Божией участниками и жизни Христовой через Его Воскресение: Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем (). В этом таинство Пасхи Божией, спасительной для всех уверовавших в Воскресение Христово.

Святитель Григорий Богослов в Слове на Пасху об этом говорит так: “Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить. С Ним умерли мы, чтобы очиститься; с Ним воскресли, потому что с Ним умерли; с Ним прославились, потому что с Ним воскресли”.

Итак, Пасха Нового Завета – это Крест и Воскресение Христово, которые мы неразрывно почитаем и прославляем как основание нашего спасения. Пасха нетления – мира спасение! Наша Пасха – Спаситель Христос Бог, принесший Себя в жертву за наше спасение. Потому и Христова непрестанно воспевает в пасхальные святые дни: Воскресения день, просветимся людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос нас преведе победную поющия .