В августе 1998 года Россию постигла тяжелая финансовая катастрофа, оставившая без средств к существованию более одиннадцати миллионов российских граждан. Утех, кто сохранил за собой место работы, зарплата была урезана в среднем на две трети, со 160 до 55 долларов в месяц. За официальной чертой бедности оказались около 40 процентов граждан России.
Кризис был связан с масштабными спекуляциями, в основе которых лежали государственные краткосрочные облигации (ГКО) - ценные бумаги Министерства финансов Российской Федерации с определенным сроком их погашения и гарантированным процентом доходности. Выпуск подобных облигаций - общепринятый в мировой экономике механизм привлечения денежных средств. Полученные деньги пускаются в оборот, приносят прибыль - она идет на погашение стоимости и выплаты процентов, а также на нужды государства. Но Россия и на этот раз пошла своим путем.

Впервые ГКО появились на ММВБ 18 мая 1993 года, и вскоре эти ценные бумаги стали основой фондового рынка России и главным средством финансирования бюджетного дефицита. ГКО были абсолютно ликвидными облигациями со сроком обращения в 3, 6 и 12 месяцев и номиналом в миллион рублей. Наибольшей популярностью пользовались самые «короткие» ГКО. Банк России продавал облигации существенно ниже номинала, но Минфин выкупал их позднее по номиналу. Разница между ценой покупки и продажи составляла доход держателя ГКО.
При малом числе заявок государство могло снизить цены на облигации, чтобы стимулировать спрос. Когда спрос был велик, цена на облигации повышалась. Доход по ним составлял 30-50 процентов, а порой достигал немыслимых 250 процентов! Таким образом на фоне экономической разрухи в стране, неплатежеспособности половины производственных предприятий на российском финансовом рынке можно было не прилагая усилий получать 100 процентов прибыли, гарантированной государством.
Успех первых торгов побудил Министерство финансов расширить рынок краткосрочных облигаций. «Однако щедро расплачиваясь с держателями выходящих в тираж ГКО, государство отдавало им лишь часть денег, выручаемых от продажи все новых серий, - отмечает видный историк Рой Медведев. - Именно эти признаки - короткие сроки обращения, высокая прибыль при погашении облигаций, средства для которой черпались не из бюджета, а за счет притока все новых и новых покупателей, - придавали операциям по ГКО форму опрокинутой пирамиды. В сущности, это была классическая финансовая пирамида, которую строили не частные лица, а государство».
Уже в 1995 году ГКО появились тревожные симптомы, когда доходов от размещения новых серий не хватало на погашение вышедших в тираж. А между тем впереди были выборы в Государственную думу и на пост президента. Правительству срочно требовалось найти новые источники заимствования. Существовало лишь два пути - повысить доходность ГКО и разрешить участие в этой игре иностранцам.
В первые месяцы 1996 года доходность ГКО поднялась до 100 процентов. За месяц до президентских выборов она возросла до фантастических 250 процентов. При среднем сроке обращения ГКО в 134 дня владельцы облигаций могли удвоить свой капитал менее чем за четыре месяца! Это были сумасшедшие прибыли, и в игру на рынке ГКО втянулись не только крупные банки, но страховые и пенсионные фонды, предприятия и научные институты. Не удержалась и церковь: даже настоятели православных и мусульман охотно покупали ГКО.
В результате правительство добилось не поставленных, а прямо-противоположных целей: вместо того, чтобы финансировать развитие экономики, рынок ГКО, наоборот, вытягивал, словно пылесос, денежные средства из промышленного сектора, обескровливая его. Директора, не заботясь о нуждах своих предприятий, об их перспективах, направляли все средства на рынок ценных бумаг для сверхвыгодной «прокрутки».
Номинал в один миллион рублей мог отпугнуть только рядовых россиян, но не влиятельных людей. При расследовании, проведенном «Новой газетой» по поводу сверхвысоких доходов вице-премьера Анатолия Чубайса в 1996 году, была обнаружена весьма простая схема обогащения «особо важных персон»… Еще в начале 1996 года Чубайс получил от банка «СБС-АГРО» беспроцентный кредит в миллион долларов, на которые банк, по поручению Чубайса, приобрел несколько облигаций ГКО. Через три месяца облигации были погашены, и кредит банку возвращен. У Чубайса, однако, осталась прибыль в миллиард 700 миллионов неденоминированных рублей.
В 1996 году иностранные инвесторы вложили в ГКО около 6 миллиардов долларов. Прибыль оказалась столь велика, что на следующий год на фондовом рынке России начался бум. Эксперты международных финансовых корпораций отмечали, что российский фондовый рынок является лучшим в мире по доходности. Один из западных финансистов с удивлением говорил своим коллегам: «Мне кажется, что русские просто дарят мне миллионы долларов». Во многом благодаря иностранным инвесторам пирамида ГКО продолжала расти.
Когда в конце октября 1997 года накатила первая волна кризиса и упали цены на рынке ГКО, Центральный банк России какое-то время пытался одновременно поддерживать и рынок ГКО, и курс рубля. Центробанк покупал краткосрочные облигации, тем самым поддерживая рынок, а инвесторы с полученными от продажи ценных бумаг рублями тут же меняли их на доллары, вынуждая Центробанк продавать валюту. В итоге за ноябрь 1997 года уровень валютных резервов значительно сократился. В дальнейшем Центробанк перестал поддерживать рынок ГКО, что привело к падению цен на краткосрочные облигации и, как следствие, к росту процентных ставок по ГКО. Это привлекло новых инвесторов, но не в тех масштабах, которые необходимы для жизни финансовых пирамид.
В начале 1998 года около 40 процентов, находившихся в обращении ГКО, были частью активов Центробанка и Сбербанка. Выплаты по ГКО превысили доходы страны ровно вдвое. Валютные резервы Центробанка истощались, но полученные от сделок рубли Центробанк сам вкладывал в ГКО. Чиновники, от которых зависели все решения, и игроки в ГКО были одними и теми же персонажами…
Правительство какие-то меры все же принимало. Один из участников событий 1998 года - исполнительный директор Международного валютного фонда от России Алексей Можин рассказывал в интервью: «Последняя попытка выкрутиться состояла из трех элементов. Первый - это антикризисная программа российского правительства, в которой предусматривались меры по сокращению дефицита бюджета. Эта программа была подробно прописана в нашем соглашении с Международным валютным фондом (МВФ). Второй элемент - это крупномасштабный пакет международной финансовой помощи на сумму 22,6 млрд. долларов. Только от МВФ Россия рассчитывала получить до конца 1998 года 12,5 млрд. долларов, не считая кредитов Всемирного банка и двусторонних кредитов. Наконец, третий элемент, о котором многие забыли, - предложенный Минфином обмен ГКО на долларовые еврооблигации».
Процентные ставки по 7-летним и 20-летним еврооблигациям были установлены на уровне 13-15 процентов, то есть инвесторам предлагалось уйти с рынка ГКО с финансовыми потерями. Почти все держатели коротких бумаг остались на рублевом рынке, понадеявшись на то, что помощь МВФ и программа российского правительства позволят сохранить пирамиду по крайне мере еще на 3-4 месяца. В итоге инвесторы обменяли ГКО на еврооблигации всего лишь на сумму 4,5 млрд. долларов, что составляло немногим более 10 процентов общего объема рынка ГКО.
В мае 1998 года продажа ГКО приобрела массовый характер. Председатель Центробанка России Сергей Дубинин во время деловой поездки в Киев заявил, что процессы, происходящие на рынке ГКО, могут привести через 2-3 года к банкротству государства. Это заявление, растиражированное прессой, только усилило бегство инвесторов с рынка ГКО. В брошюре «Фондовый рынок», подписанной в печать в конце мая, профессор Эри предрекал: «Это учебное пособие выходит в свет в тот момент, когда терпит крах величайшее финансовое мошенничество всех времен. Крах пирамиды ГКО неизбежен. Искусственно вырытая стараниями кредиторов и постоянно увеличивающаяся долговая яма многократно превышает российскую денежную массу. В нее упадет Правительство. Всеобщая разруха и гражданская война становятся неизбежными. Это произойдет в ближайшие год-полтора».
Положение становилось критическим. Минфин попытался расширить продажу двухгодичных облигаций, а также ГКО с годичным сроком обращения. Однако денег на погашение вышедших из обращения облигаций не хватало. Полученные от МВФ 4,781 млрд. долларов были истрачены всего за одну неделю. По официальной версии, Центральный банк продал эти доллары российским и иностранным банкам для того, чтобы защитить курс рубля и тем самым избежать девальвации. Валютные резервы таяли на глазах, инвесторы начали крупномасштабный вывод капитала из страны. Каждую среду Минфин должен был погашать ГКО и размещать новые облигации, чтобы получить средства для погашения старых. Рынок ГКО по номиналу составлял в то время около 40 млрд. долларов.
Кредит МВФ был использован для вывода из-под удара влиятельных российских
игроков, которые сбрасывали крупные пакеты рублевых облигаций и тут же получали за них доллары по текущему курсу. Иностранные игроки на рынке ГКО также получили возможность обменять рублевые облигации на долларовые и, таким образом, дефолт их не коснулся.
Доктор экономических наук Сергей Глазьев прокомментировал историю с кредитом МВФ следующим образом: «С точки зрения морально-этической, в ситуации, когда рубль падает и никто доллары не продает и вдруг появляется 4,8 миллиарда, которые можно купить по 6 рублей за доллар, а больше нигде на рынке вы этого сделать не можете, ясно,
что это разновидность сговора с целью присвоения государственных денег, по сути дела, которые Россия взяла на себя по явно уже к тому времени завышенному курсу рубля.[...] А с точки зрения юридической была обычная процедура. Кому-то повезло - я так могу сказать. Конкретные банки - просто так случилось - оказались в нужное время в нужном месте и сумели получить по дешевке доллары».
Развязка приближалась, а все главные лица страны покинули Москву. Президент Ельцин улетел на Валдай ловить рыбу. Глава Центробанка Дубинин и руководитель президентской администрации Чубайс уехали отдыхать за границу. Кириенко отправился с визитом в Пермь и Казань, заявив, что устойчивости рубля ничто не грозит. Но все это не остановило развивавшейся паники на фондовом рынке. Всем лидерам пришлось срочно возвращаться в Москву.
Последнее слово было за премьером Кириенко, которому Ельцин дал полномочия для окончательного решения. 17 августа после бурного ночного заседания, завершившегося лишь в 4 часа утра, правительство России приняло решение объявить технический дефолт, то есть заморозить текущие выплаты по ГКО и переоформить все ГКО со сроками погашения до 31 декабря 1999 года в новые ценные бумаги, все выплаты по которым будут перенесены в XXI век.
Мнения экономистов разделились: одни считали это решение преступлением, другие - необходимым и своевременным. Характерен диапазон заголовков в российской прессе: от «Кто дал мальцу спички?» до «Мужество Кириенко». Размах и глубина последствий дефолта для российских финансов и банков, для населения и престижа России были столь велики, что Ельцин отправил Кириенко в отставку. Рубль упал в четыре раза. Тысячи предприятий оказались банкротами. Мигом обнищали миллионы людей. Крах получил соответствующую оценку мировой финансовой системы в опустившихся до африканского уровня кредитных рейтингах России. Российский ВВП всего за полгода сократился на две трети - с 422 до 132 млрд. долларов. И в то же время сотни чиновников свои капиталы приумножили. В этом - главный итог рухнувшей пирамиды ГКО.
Генеральный прокурор России Юрий Скуратов распорядился расследовать эту аферу. Его подчиненные провели выемку базы данных Межбанковской валютной биржи. Работа колоссальная - всего в реестре значилось 45 тысяч человек. Оказалось, что на рынке ГКО активно играли многие должностные лица. Скуратов назвал фамилии 780 крупных государственных чиновников. Среди них - первый вице-премьер правительства Анатолий Чубайс, вице-премьер Валерий Серов, министр иностранных дел Андрей Козырев (этот вкладывал в ГКО астрономические суммы), министр образования и науки Александр Тихонов, первый заместитель министра финансов Андрей Вавилов, заместитель председателя ЦБ Сергей Алексашенко. Не обошлось без Бориса Березовского и представителей Министерства обороны. В числе азартных игроков числились обе дочери президента - Татьяна Дьяченко и Елена Окулова. Факт этот задокументирован. Если к Окуловой особых претензий не было - она не госслужащая, то Дьяченко - советник президента, не имела права заниматься коммерческой деятельностью, «Там были криминальные авторитеты, олигархи. Вообще было подозрение, и я убежден, что работала гигантская «стиральная машина», где отмывались нетрудовые доходы, шла легализация «грязных» денег. Всегда можно было сказать: «Я их выиграл на рынке ГКО»», - рассказывает Юрий Скуратов.
В действиях чиновников следователи усматривали следующий состав преступлений. Во-первых, злоупотребление должностными полномочиями. Они использовали служебную информацию о ситуации на рынке ГКО в корыстных целях. Во-вторых, уклонение от уплаты налогов. В-третьих, незаконное участие в предпринимательской деятельности. Чиновники не могли не понимать, что пирамида рано или поздно рухнет. Но возможность получения гарантированных сверхприбылей была для них важнее интересов страны.
Расследование аферы шло полным ходом, когда в начале февраля 1999 года генеральный прокурор России Скуратов был вынужден уйти в отставку. Его преемник расследование приостановил. Премьер-министр Евгений Примаков пытался вскрыть истинные причины дефолта. «Следует, не откладывая, открывать уголовные дела, - написал он на справке МВД. - Ущерб, нанесенный государству, огромен». Но, как только он пообещал выделить сто тысяч камер для лиц, замешанных в экономических преступлениях, убрали самого Примакова, а дело замяли. Сама же пирамида ГКО вошла во все учебники экономической истории, как пример одной из величайших финансовых афер нового времени.

Проще говоря, когда процентные ставки растут, новые облигации будут платить инвесторам более высокие процентные ставки, чем старые, поэтому старые облигации, как правило, падают в цене. Падение процентных ставок, однако, означает, что более старые облигации платят более высокие процентные ставки, чем новые облигации, и поэтому более старые облигации, как правило, продаются с премиями на рынке.

На краткосрочной основе падение процентных ставок может повысить стоимость облигаций в портфеле, и рост ставок может повредить их стоимости. Однако в долгосрочной перспективе рост процентных ставок может фактически увеличить доходность портфеля облигаций, поскольку деньги со сроком погашения облигаций реинвестируются в облигации с более высокой доходностью. И наоборот, в условиях понижающейся процентной ставки деньги от погашающих облигаций, возможно, придется реинвестировать в новые облигации, которые платят более низкие ставки, что потенциально снижает долгосрочные доходы.

© Из книги 100 великих афер.

1.2.2. Государственные ценные бумаги

Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска облигаций, предложенный Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению. С целью привлечения средств используются государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные и специальные выпуски. Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 государственного долга, могут свободно продаваться и покупаться на рынке. В ряде случаев обращение ценных бумаг может быть ограниченным, и ценную бумагу нельзя продать никому, кроме того, кто ее выпустил, и только через обусловленный срок. Это так называемые нерыночные ценные бумаги, в частности, облигации государственных и местных займов.

Измерение риска связи: какая продолжительность?

Обратная связь между ценой и доходностью имеет решающее значение для понимания стоимости облигаций. Еще один ключ - знать, сколько будет стоить цена облигации при изменении процентных ставок. Чтобы оценить, насколько чувствительна цена конкретной облигации к движению процентных ставок, рынок облигаций использует меру, известную как. Продолжительность представляет собой средневзвешенное значение текущей стоимости денежных потоков по облигациям, которое включает в себя ряд регулярных купонных платежей, за которыми следует гораздо больший платеж в конце, когда облигация созревает, и номинальная стоимость погашается, как показано ниже.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют и обращаются государственные ценные бумаги, удостоверяющие о займе, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

Виды государственных ценных бумаг:

1) государственные краткосрочные облигации (ГКО), выпускаемые Минфином РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета;

Функционирование рынка ГКО

Продолжительность, как и срок погашения облигации, выражается в годах, но, как показывает иллюстрация, она обычно меньше срока погашения. На продолжительность будет влиять размер регулярных купонных платежей и номинальная стоимость облигации. Для облигации с нулевым купоном срок погашения и продолжительность равны, так как нет регулярных купонных платежей, и все денежные потоки происходят со сроком погашения. Из-за этой возможности облигации с нулевым купоном, как правило, обеспечивают наибольшее ценовое движение для данного изменения процентных ставок, что может сделать облигации с нулевым купоном привлекательными для инвесторов, ожидая снижения ставок.

2) облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

3) облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), выпускаемые Правительством РФ с 1995 г. для финансирования бюджетного дефицита;

4) казначейские обязательства (КО), эмитируемые Минфином РФ для урегулирования задолженностей предприятий и налоговых выплат;

Конечным результатом расчета продолжительности, который является уникальным для каждой облигации, является мера риска, которая позволяет инвесторам сравнивать облигации с разным сроком погашения, купонами и номинальными значениями на основе яблок. Продолжительность дает приблизительное изменение цены, которое любая данная облигация будет испытывать в случае изменения процентных ставок на 100 базисных пунктов. Например, предположим, что процентные ставки снижаются на 1%, в результате чего доходность каждой облигации на рынке падает на одну и ту же сумму.

5) облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ), выпускаемые Правительством РФ для выплаты валютных платежей по замороженным ранее валютным счетам физических и юридических лиц (первая выплата состоялась в мае 1995 г.);

6) золотые сертификаты, выпускаемые Министерством финансов с 1993 г.

В зависимости от своих характеристик ценные бумаги подразделяются на следующие виды:

В этом случае цена облигации сроком на два года возрастет на 2%, а цена облигации сроком на пять лет - на 5%. Средневзвешенная продолжительность также может быть рассчитана для всего портфеля облигаций, исходя из продолжительности отдельных облигаций в портфеле.

Роль облигаций в портфеле

Поскольку правительства начали чаще выпускать облигации в начале двадцатого века и породили современный рынок облигаций, инвесторы приобрели облигации по нескольким причинам: сохранение капитала, доходы, диверсификация и как потенциальная хеджирование от экономической слабости или дефляции. Сегодня инвесторы могут покупать облигации по любой или по всем этим причинам.

1) по способности обращаться на фондовом рынке:

а) рыночные государственные ценные бумаги. Могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, КО);

б) нерыночные государственные ценные бумаги. Не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу;

Государственные ценные бумаги

Сохранение капитала. В отличие от акций, облигации должны погашать основную сумму в указанную дату или срок погашения. Это делает облигации привлекательными для инвесторов, которые не хотят рисковать потерять капитал и тех, кто должен отвечать обязательства в определенное время в будущем. Облигации имеют дополнительную выгоду от процентной ставки по установленной ставке, которая часто выше, чем краткосрочные сбережения.

Доход: Большинство облигаций предоставляют инвестору «фиксированный» доход. По установленному графику, ежеквартально, два раза в год или ежегодно, эмитент облигаций отправляет держателю облигации процентный платеж, который может быть потрачен или реинвестирован в другие облигации. Акции также могут обеспечить доход посредством выплаты дивидендов, но дивиденды, как правило, меньше купонных платежей по облигациям, а компании выплачивают дивиденды по своему усмотрению, в то время как эмитенты облигаций обязаны совершать купонные выплаты.

2) по сроку обращения на фондовом рынке:

а) краткосрочные. Срок обращения до 1 года (ГКО, ОГЗС, золотые сертификаты);

б) среднесрочные. Срок обращения до 5 лет (ОФЗ, ОВВЗ со сроком обращения 1 год и 3 года);

в) долгосрочные. Срок обращения свыше 5 лет (ОВВЗ со сроком обращения 15 лет);

3) по эмитентам:

а) выпускаемые Правительством РФ;

Укрепление капитала: цены на облигации могут расти по нескольким причинам, включая снижение процентных ставок и улучшение кредитного статуса эмитента. Если облигация удерживается до погашения, любые ценовые выгоды в течение срока действия облигации не реализуются; вместо этого цена облигации обычно возвращается к номиналу, поскольку она приближается к погашению и погашению принципала. Однако, продавая облигации после того, как они подорожали - и до наступления срока погашения - инвесторы могут реализовать повышение цен, также известное как повышение стоимости капитала, по облигациям.

б) выпускаемые Министерством финансов РФ, агентом которого может выступать Центральный банк РФ;

4. по способу выплаты доходов. Известно несколько способов выплаты доходов по государственным ценным бумагам:

а) установление фиксированного процентного платежа. Применяется в условиях стабильной экономики при отсутствии высокой инфляции;

Захват увеличения капитала по облигациям увеличивает их общий доход, который представляет собой комбинацию доходов и прироста капитала. Инвестирование в общий доход стало одной из наиболее широко используемых стратегий облигаций за последние 40 лет. Диверсификация: включение облигаций в инвестиционный портфель может помочь диверсифицировать портфель. Многие инвесторы диверсифицируются среди самых разных активов: от акций и облигаций до альтернативных инвестиций, стремясь снизить риск низкой или даже отрицательной отдачи от своих портфелей.

б) применение ступенчатой процентной ставки;

в) использование плавающей ставки процентного дохода;

г) индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

д) реализация долговых обязательств со скидкой против их нарицательной цены;

е) проведение выигрышных займов.

Размещение государственных ценных бумаг является одним из источников покрытия бюджетного дефицита. Государственные расходы практически всегда превышают государственные доходы, поэтому, кроме традиционных источников (налогов, сборов, отчислений и т. п.), используются внешние и внутренние займы. Государство в этом случае выступает в качестве заемщика, а кредиторами могут быть физические лица, банки, предприятия, другие государства и т. д.

Потенциальная защита от экономического спада или дефляции: облигации могут помочь защитить инвесторов от экономического спада по нескольким причинам. Цена облигации зависит от того, насколько инвесторы ценят доход, предоставляемый облигацией. Большинство облигаций платят фиксированный доход, который не меняется. Когда цены на товары и услуги растут, экономическое состояние, известное как, фиксированный доход облигации становится менее привлекательным, поскольку этот доход покупает меньше товаров и услуг.

Инфляция обычно совпадает с быстрым ростом экономики, что увеличивает спрос на товары и услуги. С другой стороны, более медленный экономический рост обычно ведет к снижению инфляции, что делает доход облигаций более привлекательным. Экономический спад также типичен для корпоративных прибылей и доходности акций, что добавляет привлекательности доходности облигаций как источника прибыли.

Государственные займы использовались для следующих целей:

1) финансирования текущего бюджетного дефицита;

2) погашения ранее размещенных займов;

3) обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

4) сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

5) финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

Если замедление становится настолько плохим, что потребители перестают покупать вещи, а цены в экономике начинают падать - тяжелое экономическое состояние, известное как дефляция, то доход на облигации становится еще более привлекательным, поскольку держатели облигаций могут покупать больше товаров и услуг с одинаковым доходом. Поскольку спрос на облигации увеличивается, так и цены на облигации и возврат облигаций.

Множество различных видов облигаций

Поставки увеличились, и инвесторы узнали, что деньги должны быть сделаны путем покупки и продажи облигаций на вторичном рынке и реализации повышения цен. Однако до этого момента рынок облигаций был прежде всего местом, где правительства и крупные компании занимали деньги. Основными инвесторами в облигациях были страховые компании, пенсионные фонды и индивидуальные инвесторы, которые искали высококачественные инвестиции за деньги, которые понадобятся для какой-то конкретной будущей цели.

6) поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Этапы выпуска в обращение государственных ценных бумаг

В СССР до 1990 г. использовались государственные облигации внутреннего выигрышного займа, которые размещались по подписке среди населения либо свободно распространялись за наличный расчет со сроком до 20 лет.

Смотреть что такое "ГКО" в других словарях

Вообще говоря, государственные облигации и корпоративные облигации остаются крупнейшими секторами рынка облигаций, но другие типы облигаций, в том числе ценные бумаги с ипотечным покрытием, играют решающую роль в финансировании определенных секторов, таких как жилье, и удовлетворении конкретных инвестиционных потребностей.

Государственные облигации: сектор государственных облигаций - это широкая категория, которая включает «суверенный» долг, который выпускается и в целом поддерживается центральным правительством. Казначейские ценные бумаги, защищенные от инфляции. Но, в отличие от других облигаций, облигации, привязанные к инфляции, могут испытывать большие убытки, когда реальные процентные ставки движутся быстрее номинальных процентных ставок. Помимо суверенных облигаций, государственный сектор облигаций включает в себя подкомпоненты, такие как.

С 1990 г. среди населения началось распространение государственных облигаций целевого беспроцентного займа сроком на 3 года. Погашение их осуществлялось дефицитными в то время товарами.

Для покрытия бюджетного дефицита в 1990 г. были распространены среди населения государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем дохода 5%. Также была сделана неудачная попытка распространения казначейских обязательств среди юридических лиц (предприятий, организаций). Этот опыт не принес желаемого результата, ибо государство до сих не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Целевой, так называемый товарный, заем принес бюджету значительную прибыль.

Агентство и «квазигосударственные» облигации: центральные правительства преследуют различные цели - поддерживать доступное жилье или развитие малого бизнеса, например, через агентства, некоторые из которых выпускают облигации для поддержки своей деятельности. Некоторые агентские облигации гарантируются центральным правительством, а другие - нет. Рынок облигаций местных органов власти хорошо зарекомендовал себя в США, где эти облигации известны как муниципальные облигации. Корпоративные облигации: после государственного сектора корпоративные облигации исторически были крупнейшим сегментом рынка облигаций.

В 1990-е годы были выпущены облигации государственного республиканского займа, которые также в условиях высокой инфляции не нашли высокого распространения. В этот период получили распространение и другие виды государственных долговых обязательств:

а) государственные краткосрочные облигации (ГКО);

б) облигации федерального займа с переменными купонами (ОФЗ–ПК);

Корпорации заимствуют деньги на рынке облигаций для расширения операций или финансирования новых бизнес-проектов. Корпоративный сектор быстро развивается, особенно в Европе и во многих развивающихся странах. Корпоративные облигации делятся на две широкие категории: инвестиционные и спекулятивные облигации. Спекулятивные облигации выпускаются компаниями, которые, как считается, имеют более низкое кредитное качество и более высокий риск дефолта, чем более высоко оцененные, инвестиционно-рейтинговые компании.

В этих двух широких категориях корпоративные облигации имеют широкий диапазон рейтингов, что отражает тот факт, что финансовое состояние эмитентов может значительно различаться. Спекулятивные облигации, как правило, выпускаются более новыми компаниями, компаниями в особо конкурентных или нестабильных секторах или компаниями с тревожными основами. Хотя кредитный рейтинг спекулятивного уровня указывает на более высокую вероятность дефолта, более высокие купоны по этим облигациям направлены на то, чтобы компенсировать инвесторам более высокий риск.

в) облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

г) казначейские обязательства (КО).

д) облигации внутреннего валютного займа;

ж) золотые сертификаты Министерства финансов РФ.

А. Государственные краткосрочные облигации (ГКО) выпускаются Министерством финансов РФ для финансирования государственных расходов и покрытия дефицита федерального бюджета.

Первый аукцион по первичному размещению ГКО состоялся в 1993 г. Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров – Правительства РФ, Постановление Верховного Совета РФ и Приказ Центрального банка РФ, утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Основными участниками рынка ГКО являются дилеры и инвесторы.

Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, получившие специальную лицензию, дающую право на проведение операций с ГКО. Дилеры могут совершать сделки от своего имени и за свой счет, а могут выполнять функцию посредника.

Инвесторами могут быть любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.

Между дилером и инвестором заключается договор на покупку или продажу облигаций, в котором указываются основные права и обязанности сторон по распоряжению ценными бумагами.

ГКО выпускаются в безналичном виде, и их учет осуществляется по специальным лицевым счетам – счетам депо .

Каждому дилеру в депозитарии открываются два счета депо:

1)счет А (на нем учитываются облигации, принадлежащие самому дилеру);

2)счет В (суммарно учитываются все облигации, принадлежащие инвесторам, обслуживаемым данным дилером).

Кроме основных счетов А и В, в депозитарии дилеру открываются субсчета для операций на вторичном рынке. Каждый дилер один раз в неделю представляет в Центральный банк России отчет по своему субдепозитарию.

Местом проведения торговой сессии ГКО является Московская межбанковская валютная биржа.

Реализация ГКО осуществляется со скидкой сноминала. Цена устанавливается в процентах к номинальной стоимости. Так, доход инвестора складывается за счет разницы между ценой номинала и ценой покупки. Первичное размещение ГКО осуществляется на аукционе, на котором дилеры подают собранные от всех желающих заявки на приобретение облигаций, в которых указываются цена и количество приобретаемых ГКО. Эмитент, ориентируясь на суммарный спрос и объем выпуска, определяет цену отсечения. Заявки, которые поступают по данной цене ивыше, подлежат удовлетворению. Заявки, в которых указаны более низкие цены, не удовлетворяются.

На рынке ГКО Центральный банк России выполняет следующие функции:

а) агента Министерства финансов по обслуживанию выпуска облигаций;

б) дилера;

в) контролирующего органа.

Б. Облигации федерального займа (ОФЗ) – первые среднесрочные государственные ценные бумаги, появившиеся в Российской Федерации, введены в обращение в июне 1995 г. и выпускались сроком на 1 год и 2 недели, поскольку необходим был срок более года, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной. Таким образом, Министерство финансов пыталось удлинить сроки государственных заимствований. А начиная с августа 1997 г. Центральный банк приступил к продаже ОФЗ со сроком обращения более 4 лет.

Введение ОФЗ стало возможным главным образом из-за падения уровня инфляции.

Владельцами ценных бумаг могут быть как юридические, так и физические лица. Эмитентом является Министерство финансов РФ, которое утверждает условия всех выпусков:

Периодичность выпусков;

Объем и срок каждого выпуска;

Тип облигаций (именные или на предъявителя);

Порядок и формы выплаты доходов и погашения;

Порядок признания выпуска состоявшимся;

Ограничения на потенциальных владельцев;

Номинальную стоимость облигаций;

Размер, периодичность и порядок выплаты процентов;

Количество выпусков облигаций.

На выпуск оформляется глобальный сертификат, фиксирующий все его условия. Первый экземпляр глобального сертификата хранится в депозитарии, а другой – в Министерстве финансов. Все облигации учитываются при помощи записей по счетам депо в депозитариях и субдепозитариях.

Облигации федерального займа являются купонными, и доход по ним выплачивается один раз в квартал. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплат и объявляется по первому купону, но не позднее чем за 7 дней до начала выплаты дохода по предшествующему купону. Проценты по каждому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты и так вплоть до даты погашения облигации.

При заключении сделок с ОФЗ наряду с выставленной ценой и объемом заявки исчисляется и сумма накопленного дохода. Это является отличительной чертой среднесрочных облигаций. Сумма накопленного дохода рассчитывается как часть купонного дохода, пропорциональная времени, на протяжении которого облигация находилась во владении держателя. Поэтому при заключении сделок с ОФЗ покупатель, помимо номинальной стоимости облигации и курсовой надбавки, должен уплатить продавцу накопленный купонный доход.

ОФЗ могут быть размещены как на первичном, так и на вторичном рынках в течение всего срока обращения облигаций для обеспечения более высокого предложения на них. Поскольку между ГКО и ОФЗ немало общего (механизм эмиссии, обращения и расчетов), то рынки этих двух бумаг часто объединяются в один – рынок ГКО и ОФЗ.

В. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются в документальной форме, являются ценной бумагой на предъявителя и предоставляют их владельцам право ежеквартального получения дохода, превышающего уровень доходности по другим ценным бумагам.

Облигации выпускались с целью привлечь свободные средства населения для покрытия дефицита бюджета.

Первая серия ОГСЗ была выпущена в 1995 г. для привлечения большого количества населения и имела исключительно низкую номинальную стоимость в 100 и 500 тыс. руб.

ОГСЗ выпускаются в бумажной форме. Срок обращения облигаций составляет один год: Эмитентом ОГСЗ является Министерство финансов РФ.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации.

Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов (ОФЗ).

ОГСЗ размещаются на закрытых конкурсах. Минимальная заявка на покупку облигаций составляла 10 млрд руб. Конкурс выигрывали банк или финансовые организации, предложившие более высокую цену. При этом принять участие в конкурсах могут все коммерческие банки и финансовые организации, имеющие лицензию на право распространения облигаций.

При первом выпуске облигаций, включающем 10 серий, Министерство финансов соблюло все объявленные ранее правила обращения ценных бумаг, что привело к увеличению доверия населения к вложениям в ценные бумаги, а это обусловило повышение спроса на них. Так, объем заявок, например, в последнем, десятом аукционе в четыре раза превысил объем эмиссии. Средневзвешенная цена поднялась выше номинала, и Министерство финансов для удовлетворения спроса вынуждено было провести дополнительный выпуск облигаций в объеме 1 трлн руб.

ОГСЗ успешно выполнили возложенные на них ранее Министерством финансов функции. Они явились неинфляционным методом покрытия бюджетного дефицита, мобилизуя излишки денежных средств населения и обеспечивая массовому инвестору удобный способ хранения и приумножения своих средств.

Перед рассмотрением показателей доходности государственных ценных бумаг необходимо дать определения некоторых понятий.

Рыночная стоимость облигации – это средневзвешенная цена на первичном рынке или цена последней сделки на вторичных торгах за определенный день.

Курс облигаций покупная цена одной облигации в расчете на 100 денежных единиц номинала. Исчисляется по формуле:

где Р k – курс облигации;

P рыночная цена;

N – номинальная цена облигации.

В мировой практике существуют показатели текущей и полной доходности ценных бумаг.

Показатель текущей доходности показывает текущие поступления за год относительно сделанных инвестиций. Исчисляется по формуле:

где V c – текущая доходность облигаций;

Р – цена облигации;

J – сумма процентов.

Недостаток этого показателя состоит в том, что он не учитывает прибыль или убытки, полученные от разницы между текущей рыночной ценой облигации и ее стоимостью при погашении.

Показатель полной доходности используется для измерения общей ценности облигаций для инвестора. В зависимости от способов начисления процентов используются два варианта исчисления этого показателя:

а) простая доходность к погашению . Определяется по формуле:

(1.3)

где V ms – простая доходность к погашению;

T срок до погашения облигации.

Недостаток этого показателя состоит в том, что он не учитывает начисление сложных процентов;

б) эффективная доходность к погашению. Учитывает сложные проценты.

Для облигаций с периодической выплатой процентов (раз в год) и погашением ее номинала в конце срока эффективную доходность исчисляют по формулам:

где Р – рыночная цена;

N – номинальная цена;

J объявленная годовая норма доходности по облигации;

N – срок от момента приобретения до момента выпуска облигации;

I – ставка помещения;

а n; i – коэффициент приведения годовой постоянной ренты;

Р k – курс акции.

Г. Казначейские обязательства (КО) – вид размещаемых на добровольной основе среди населения государственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами.

Цель их выпуска состоит в безэмиссионном финансировании дефицита федерального бюджета, погашении государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращении неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т. п.

Эмитентом КО является Министерство финансов, которое выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют одинаковые даты выпуска, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Первыми держателями КО являются федеральные министерства и ведомства, которые распределяют их среди предприятий своей отрасли.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах депо в уполномоченных банках. Все расчеты с покупателями банк осуществляет из выписок со счетов депо, подтверждающих права собственности на КО.

Держатель счета депо может осуществлять следующие операции:

Погашать кредиторскую задолженность путем перевода КО на счета депо кредиторов;

Продавать КО юридическим или физическим лицам-резидентам;

Закладывать КО с целью получения кредитов;

Обменивать КО на налоговые освобождения;

Погашать КО с получением процентов.

Министерство финансов осуществляет выпуск КО сериями. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер, который состоит из семи разрядов. Первый разряд номера – буква русского алфавита, указывающая на отрасль народного хозяйства, четыре последующие цифры указывают дату выпуска (день и месяц) и последние – порядковый номер выпущенной серии. Каждая серия оформляется глобальным сертификатом, составленным в двух экземплярах, один из которых хранится в уполномоченном депозитарии, а второй – в Министерстве финансов России.

В нем фиксируются все параметры выпуска:

Объем выпуска;

Номинальная стоимость КО;

Дата выпуска;

Дата начала погашения;

Процентная ставка;

Ограничения на владельцев КО;

Максимальное число операций, в которых КО используется как средство погашения краткосрочной задолженности;

Срок обмена КО на налоговые освобождения;

Другие дополнительные данные о выпуске.

Погашение КО осуществляется Министерством финансов путем перевода на счета их последних держателей номинальной стоимости КО и оговоренных процентов. Срок погашения КО составляет один год.

Д). Облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ) впервые выпущены в 1993 г.В отличие от других государственных ценных бумаг выпуск ОВВЗ не был связан ни с финансированием экономики, ни с финансовым дефицитом бюджета. Они были выпущены в качестве гарантии возвращения юридическим и физическим лицам средств, замороженных при реорганизации Внешэкономбанка СССР с целью обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами.

Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ, валюта займа – доллары США. Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций – 1, 10 и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет.

К каждой облигации прилагается комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Последний купон предоставляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

ОВВЗ – первые валютные облигации нароссийском рынке ценных бумаг. Их выпуск был нацелен главным образом на иностранных инвесторов. У российских же покупателей эти облигации на первом этапе не пользовались активным спросом, что вызвано низким доверием покупателей к любому виду государственных ценных бумаг.

Иностранные инвесторы были настроены более оптимистично, поскольку ОВВЗ имеют ряд положительных для них факторов:

Валютные облигации Министерства финансов имеют бумажную форму выпуска;

ОВВЗ обладают высокой доходностью. Уровень доходности ОВВЗ значительно превышает уровень доходности на зарубежных фондовых рынках.

Однако существовали и отрицательные факторы:

Отдаленность срока погашения облигаций четвертого и пятого траншей, политическая неустойчивость;

Неустойчивое положение российской экономики.

Если изначально основными участниками торгов по ОВВЗ были отечественные компании, то к 1996 г.более половины участников составляли иностранные финансовые учреждения, привлеченные высокими процентами доходов и высокой надежностью гарантий Минфина РФ. Поскольку рынок ОВВЗ является международным, то на него влияют любые изменения экономической и политической конъюнктуры. Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств.

Е. Золотые сертификаты выпускаются Министерством финансов с 1993 г. с целью получения дополнительного дохода государством и покрытия дефицита бюджета.

Сертификаты являлись именными, оплачивались только в рублях и выпускались номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы.

Первичное размещение золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Министерство финансов, перечислить необходимые средства.

На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки перепродавали золотые сертификаты юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе.

Золотые сертификаты не пользовались популярностью из-за большой номинальной стоимости, недоступной многим юридическим лицам. Реализовать находящиеся в руках сертификаты было практически невозможно, и поэтому банкам разрешалось дробить их и продавать частями. Дробление сертификатов не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т. е. 100 г золота.

Продавались дробные доли сертификатов на фондовом рынке путем выпуска собственных облигаций, но они в отличие от золотого сертификата не являлись государственными ценными бумагами и не имели льгот по налогообложению. Так, за весь 1993 г.было продано только 10% всей суммы эмиссии.

Основными покупателями золотых сертификатов являлись крупные финансовые учреждения, такие как банки «Менатеп», «Российский кредит», «Промстройбанк», а также «АвтоВАЗ».

Начисление и выплата процентного дохода и погашение золотого сертификата производилось Министерством финансов в рублях по курсу Центрального банка или золотом.

По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка на совершение операций с драгоценными металлами.

В отличие от других видов государственных ценных бумаг вторичный рынок золотых сертификатов практически отсутствовал.

Наряду с государственными облигациями на рынке ценных бумаг обращаются и корпоративные ценные бумаги.

Предыдущая