Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименование главы муниципального образования и сроки полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В различных субъектах Федерации при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:

  • 1) формируется представительным органом местного самоуправления;
  • 2) создается главой местного самоуправления самостоятельно;
  • 3) формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;
  • 4) главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные - главой местного самоуправления самостоятельно.

Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица.

Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями.

Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности (т. е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно- правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. Решения, принимаемые исполнительным органом в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми юридическими лицами и гражданами. Они действуют в пределах границ муниципального образования.

Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены:

  • 1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;
  • 2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • 3) охрана общественного порядка;
  • 4) комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;
  • 5) жилищно-коммунальный комплекс;
  • 6) муниципальное здравоохранение;
  • 7) муниципальное образование;
  • 8) пожарная безопасность;
  • 9) регулирование земельных отношений;
  • 10) охрана окружающей среды;
  • 11) муниципальные дороги и транспорт;
  • 12) муниципальные статистика и архивы;
  • 13) торговля, общественное питание и бытовое обслуживание;
  • 14) культура, физическая культура и спорт;
  • 15) социальная поддержка населения;
  • 16) муниципальные информационные системы, местные средства массовой информации.
Муниципальное право. Шпаргалки Ольшевская Наталья

41. Исполнительные органы местного самоуправления

В уставе муниципального образования помимо представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы и должностные лица местного самоуправления. Такие органы и должностные лица реализуют исполнительно-распорядительные или контрольные функции. Их наименования определяются в уставе муниципального образования и могут быть различными: местная администрация, комитет, комиссия, служба, отделение, подразделение, департамент, управление и т. д. Структура, компетенция, срок существования, порядок формирования, деятельности и привлечения к ответственности исполнительных органов местного самоуправления и их должностных лиц также определяются уставом муниципального образования.

Как правило, муниципальные образования идут по пути создания исполнительного органа (мэрия), глава которого одновременно является главой муниципального образования (мэр) на принципах единоначалия. А полномочия местной администрации (исполнительного органа местного самоуправления) являются производными от полномочий главы муниципального образования. Структура мэрии определяется мэром самостоятельно. Мэрия может совсем не обладать собственной компетенций и не являться юридическим лицом, а лишь служить для исполнения полномочий мэра.

Должностными лицами мэрии являются муниципальные служащие, выполняющие властные, организационно-распорядительные, управленческие функции по отношению к муниципальной собственности, муниципальным землям, работникам мэрии, муниципальным предприятиям и учреждениям.

В рамках исполнительного аппарата мэрии могут существовать следующие должности: первый заместитель, заместители мэра, руководители структурных подразделений мэрии, назначаемые мэром единолично. Должностные лица структурных подразделений мэрии издают приказы, распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории муниципального образования.

Из книги Земельный кодекс РФ автора Законы РФ

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Из книги Закон о милиции автора Законы РФ

Из книги Устав Патрульно-Постовой Службы автора Законы РФ

Статья 28.2. Гарантии сотрудникам милиции, избранным (назначенным) в законодательные (представительные) или исполнительные органы государственной власти либо органы местного самоуправления. Сотрудники милиции, избранные (назначенные) членами Совета Федерации

Из книги Земельный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 29. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 6. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА МЕСТНОГО

Из книги Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации автора Тихомиров М Ю

Статья 34. Органы местного самоуправления 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального

Из книги Система государственного управления автора Наумов Сергей Юрьевич

Статья 41. Органы местного самоуправления как юридические лица 1. От имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица

Из книги Административное право [Конспект лекций. 5-е издание] автора Макарейко Николай Владимирович

Статья 29 Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков Земельные участки из государственной или муниципальной собственности могут предоставляться гражданам и юридическим лицам.

Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

5.2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления: проблемы взаимодействия и перспективы В процессе осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления своей компетенции между ними неизбежно происходит взаимодействие.

Из книги Административное право автора Автор неизвестен

Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 8.1. Местное самоуправление: понятие и основыВ Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

46. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Органы местного самоуправления не входят в систему гос. власти, но могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении гос. функций и в этом качестве представляют собой государственно-властные

Из книги Муниципальное право России: курс лекций автора Писарев Александр Николаевич

Тема 6 Органы местного самоуправления Вопрос 1. Общие положения о местном самоуправленииСогласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон о местном самоуправлении)

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

86. Обращения граждан в органы местного самоуправления Важной формой участия населения в местном самоуправлении является право на обращение в органы власти и к их должностным лицам. Правовое регулирование обращений граждан в органы местного самоуправления находит

Из книги Права потребителей жилищно-коммунальных услуг автора Семенников Александр Григорьевич

Лекция 9 Органы местного самоуправления 9.1. Понятие, особенности правового положения, структура, принципы организации и деятельности органов местного

Из книги автора

86. Органы и должностные лица местного самоуправления Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган

Из книги автора

Органы местного самоуправления Орган местного самоуправления по требованию собственника помещения обязан предоставлять следующую информацию:- об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и

В законодательстве и в самой природе власти и управления коренятся основания для определения степени соотношения, а также разграничения деятельности между представительными органами - органами муниципальной власти, и их исполнительными органами - органами муниципального управления. Представительные органы не могут функционировать как органы власти без подчинённого им исполнительного аппарата. Это вытекает из их функционального предназначения.

Основное значение аппарата управления состоит в умении практически организовать необходимую населению муниципального образования деятельность. В этих целях на территории муниципального образования наряду с выборными представительными органами образуется аппарат муниципального управления.

Вопрос об исполнительном органе местного самоуправления и о системе органов, которые составляют в своей совокупности исполнительный аппарат муниципального управления, недостаточно изучен современной юридической наукой. Однако можно отметить, по крайней мере, два основных признака, характеризующие исполнительные органы как органы управления:

  • - их властность;
  • - специфичность формы деятельности по осуществлению функций местного самоуправления - её исполнительно-распорядительный характер.

В качестве исполнительного органа на муниципальном уровне выступает местная администрация. Местная администрация (от лат. administratio - управление) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит его глава на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования. По официальным данным, в 20092 муниципальных образованиях главой местной администрации является глава муниципального образования. В 3826 муниципальных образованиях (16% от общего количества) главы местных администраций назначаются по контракту.

Полномочия исполнительного органа местного самоуправления определяются статьёй 132 Конституции РФ. Как правило, к ведению исполнительных органов муниципальных образований отнесены:

  • 1) владение, пользование, распоряжение и управление муниципальной собственностью;
  • 2) формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
  • 3) охрана общественного порядка;
  • 4) комплексное социально-экономическое развитие на своей территории;
  • 5) жилищно-коммунальный комплекс;
  • 6) муниципальное здравоохранение;
  • 7) образование и т.д.

Помимо решения вопросов местного значения исполнительный орган также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ). Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности (т.е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно- правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Однако институт прекращения полномочий предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций. Согласно 131 Федеральному закону, полномочия главы местной администрации прекращаются досрочно в случае его смерти, отставки по собственному желанию, расторжения контракта, отрешения от должности и т.д.

Местные администрации во многих случаях не могут рассматриваться как органы местного самоуправления, так как решения принимаются не самой администрацией, а должностным лицом (главой муниципального образования, городским управляющим, мэром и т.п.), который и осуществляет функции местной исполнительной власти. Администрация же при этом - аппарат управления, обеспечивающий исполнение полномочий высшего должностного лица. Только в том случае, когда администрация принимает решения в коллегиальном порядке, есть основания отнести ее к исполнительным органам местного самоуправления.

Местная администрация обладает правами юридического лица. Её структура утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации, в чём явно проявляется взаимоотношение и взаимовлияние этих органов муниципальной власти. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. По мнению специалистов, структура местной администрации должна определяться с учётом определённых принципов, апробированных на практике. К ним относятся:

  • - ограничение номенклатуры возможных структурных подразделений и должностей;
  • - оптимальные с учётом функций размеры подразделений и число заместителей руководителя организации;
  • - оптимальное с учётом функций число работников структурных подразделений, при которых вводится должность заместителя начальника;
  • - целесообразное соотношение отдельных должностей муниципальных служащих, а также муниципальных служащих и иных работников;
  • - достижение главной цели органа управления - наиболее полное удовлетворение интересов населения на основе комплексного развития муниципального образования;
  • - обеспечение рационального разделения и кооперации труда;
  • - минимум уровней иерархии;
  • - соответствие количества подразделений объёму осуществляемых полномочий;
  • - специализация структурных подразделений на выполнение определённого круга функций;
  • - централизация выполнения однородных и взаимосвязанных функций;
  • - объединение структурных подразделений, деятельность которых направлена на удовлетворение определённых потребностей граждан и государства в целом;
  • - недопустимость существования подразделений, не создающих и не перерабатывающих информацию, а лишь транслирующих её сверху вниз, снизу вверх или по горизонтали.

Как правило, к числу наиболее распространённых просчётов при формировании структуры местной администрации относятся слабая проработка вопросов предпроектного обследования и неудовлетворительный анализ функционирующих организационных структур, их недооценка, связанная с некачественным выбором методов анализа, организационного обеспечения всей работы по совершенствованию структур. Это может быть недостаточная точность определения количественных характеристик организационной структуры, особенно их основополагающих значений: численности руководителей, специалистов и других работников, норм управляемости и другое.

Сохраняются методы формирования структур местных администраций без учёта комплекса факторов, влияющих на её экономичность и эффективность. Так, не учитывается определённая зависимость между показателями численности аппарата и показателями сложности управления территории, а также влияние на первый из них таких факторов, как: численность населения и площадь муниципального образования, объёмы промышленного производства и др. Эти серьёзные недостатки объясняются отсутствием примерных научно-обоснованных организационных структур органов местного самоуправления и часто неудовлетворительной методологией их формирования. Подразделения, занимающиеся совершенствованием организационной структуры конкретного органа муниципального управления, как правило, не предусматриваются.

Таким образом, представительный и исполнительный органы местного самоуправления являются основными органами местной власти. На их плечи возложена основная масса проблем и вопросов, требующих решения на местном уровне. Именно они, в первую очередь, ответственны за решение этих вопросов и за уровень благосостояния жителей муниципального образования. И такую серьёзную ответственность гораздо проще нести совместно, гораздо проще принимать совместные решения и реализовывать их на практике. Поэтому большое значение на местном уровне имеет не только наличие и функционирование представительного и исполнительного органа, но и их взаимоотношение и взаимодействие.

муниципальный образование самоуправление власть

В ст. 3 п. 1 «Европейской Хартии местного самоуправления» сказано, что «Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения». «Европейская Хартия местного самоуправления» 1.09.1998 г. ст. 3 п.1

Конституция ст.32 ч.1,2 гласит:

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В Конституции РФ нет прямого упоминания об исполнительных органах местного самоуправления. Но это не означает, что их не должно быть. Наряду с выборными органами местного самоуправления в ч. 2 ст. 130 Конституция РФ называет другие органы местного самоуправления, т.е. перечень органов местного самоуправления носит открытый характер. Если в специальных Федеральных Законах, регулирующих отношения в системе местного самоуправления, не упоминается вообще об исполнительных органах местного самоуправления, то в нормативных актах субъектов РФ они не только обозначаются, но и наделены значительными полномочиями по решению задач местного значения и осуществлению части государственных функций. Постовой Н. В. Муниципальное право России: Вопросы и ответы. - М.: Юриспруденция, 2009. С. 89-90

В разных субъектах Федерации и муниципальных образованиях в зависимости от того, является ли оно городским или сельским поселением, с учетом его особенностей, экономического развития, численности жителей и других факторов система органов, осуществляющих исполнительскую деятельность, их наименование и само содержание деятельности сильно различаются.

Исполнительные органы местного самоуправления состоят из главы муниципального образования или главы администрации и возглавляемой ими администрации. Ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» закрепила положения о Главе муниципального образования. Так, уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление. М., 2007. С.169. Согласно уставу муниципального образования избранный населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления.

Наименование главы муниципального образования и сроки полномочий определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования подотчетен населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

В различных субъектах Федерации при формировании местной администрации используются несколько механизмов. Местная администрация:

· формируется представительным органом местного самоуправления;

· создается главой местного самоуправления самостоятельно;

· формируется главой местного самоуправления с согласия представительного органа местного самоуправления;

· главные должностные лица назначаются с согласия представительного органа местного самоуправления, а остальные - главой местного самоуправления самостоятельно. Бондарь Н.С, Авсеенко В. И., Бочаров С. Н. Муниципальное право Российской Федерации. М. :ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008. С. 128

Для организации работы исполнительных органов (администрации) необходимо создание структурных подразделений. Ими могут быть различные подразделения отраслевого и функционального назначения: комитеты, департаменты, управления, отделы (образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, экономического прогнозирования и т.д.) и другие структурные подразделения. Кроме того, имеется, как правило, и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Перечень подразделений исполнительного органа (администрации) определяется либо главой администрации единолично, либо по согласованию с представительными органами местного самоуправления. Это делается в зависимости от того, какой порядок закреплен в законе о местном самоуправлении или в уставе муниципального образования. Структурные подразделения исполнительного органа находятся в подчинении его руководителя. Они создаются в соответствии со схемой управления данным муниципальным образованием, обладают полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, уставом муниципального образования, и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере местного самоуправления и состоят на местном бюджете (в соответствии со сметой расходов на управленческий аппарат), могут обладать правами юридического лица. Имущество этих органов входит в состав муниципальной собственности и закрепляется за ними на правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а также организация и порядок их деятельности определяются специальными положениями об этих органах, утвержденными в порядке, предусмотренном в уставе муниципального образования (либо главой администрации, либо по его представлению представительным органом местного самоуправления).

Вся деятельность исполнительного органа строится на основе принципов законности (т. е. все принимаемые решения и осуществляемые действия должны соответствовать Конституции РФ, законам и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъектов РФ, уставу муниципального образования, решениям представительного органа местного самоуправления) и гласности, а также на принципах коллегиальности или единоначалия Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник.- М.: Юристъ, 2007. С. 277. В законах о местном самоуправлении многих субъектов РФ содержатся нормы о подотчетности исполнительных органов представительным органам местного самоуправления. Исполнительный орган является постоянно действующим органом местного самоуправления. В законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований не предусмотрены нормы о возможности и порядке прекращения полномочий исполнительных органов местного самоуправления. Институт прекращения полномочия предусмотрен для должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. и глав администраций.

Муниципальная служба основана на принципах:

1) верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия;

3) самостоятельности органов местного самоуправления в пределах их полномочий;

4) профессионализма и компетентности муниципальных служащих;

5) ответственности муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

6) равного доступа граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

7) единства основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учета исторических и иных местных традиций;

8) правовой и социальной защищенности муниципальных служащих;

9) внепартийности муниципальной службы Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. М.: Юристъ, 2007. С.95.

Статья 6. ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» определяет источник финансирование муниципальной службы.

1. Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета.

2. Минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов Федеральный закон от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131 - ФЗ // СЗ РФ. 06.10.2003. № 40. Ст.3822..

Исполнительные органы местного самоуправления

Муниципальные образования в структуре органов местного самоуправления создают кроме представительного органа и иные органы. К иным органам относятся исполнительные органы местного самоуправления. Это соответствует положениям ст.3 Европейской Хартии местного самоуправления. Опираясь на федеральное законодательство и законы субъектов Федерации муниципальные образования самостоятельно выбирают и устанавливают организационную схему исполнительного органа.

В Законе об общих принципах организации местного самоуправления предлагаются возможные варианты образования исполнительных органов. Может предусматриваться должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, который возглавляет исполнительный орган местного самоуправления. Он может именоваться главой, мэром города, района и т.п. Руководство исполнительным органом он осуществляет на принципе единоначалия. Глава муниципального образования может избираться населением или представительным органом из числа его депутатов. Это высшее должностное лицо муниципального образования.

Другой возможный вариант организации руководства исполнительным органом местного самоуправления предусматривает учреждение должности главы администрации. В отличие от главы муниципального образования он не может возглавлять деятельность по осуществлению местного самоуправления, не входит в состав представительного органа и не может председательствовать на его заседаниях, а является только руководителем администрации муниципального образования и замещает эту должность на контрактной основе (трудового договора).

Структура исполнительного органа местного самоуправления включает различные подразделения отраслевого и функционального назначения: отделы, управления, комитеты. Имеется и вспомогательный аппарат: управление делами (канцелярия), бухгалтерия, юридическая служба, отдел кадров и др. Структурные подразделения в соответствии с уставом могут наделяться правами юридического лица.


45. Модели организации местной власти по Федеральному закону от 06.10.2003 г.№ 131–ФЗ.

В России распространены следующие модели организации местного самоуправления:

Модель 1. «Сильный мэр - Совет». Глава муниципального образования избирается населением. Представительный орган утверждает по представлению главы руководителей служб администрации муниципального образования, перечень которых закреплен уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления и одновременно представительного органа местного самоуправления.

Модель 2. «Слабый мэр - Совет». Население муниципального образования выбирает советников, из числа которых выбирается глава муниципального образования. Он является первым среди равных. Совет может переизбрать главу муниципального образования, это право закреплено Положением о МС.

Модель 3 . «Совет - управляющий». Совет не избирает главу муниципальной администрации, а нанимает для исполнения своих решений квалифицированного специалиста - управляющего, который является высшим должностным лицом исполнительного органа местного самоуправления. Управляющий может сам выбирать политику выполнения решений администрации муниципального образования, в том числе в подборе кадров аппарата администрации, но полностью подотчетен Совету и может быть мотивированно уволен по его решению. Эта модель редко используется в России и рассматривается лишь как долгосрочная перспектива.

Модель 4 «Мэр - комиссия» Избранные населением депутаты образуют комиссию, которая является одновременно и представительным и исполнительным ОМС. Решения принимаются депутатами совместно как коллегиальным органом МСУ. Каждый депутат возглавляет орган (отдел) административного управления. Глава муниципального образования - первое лицо МСУ - избирается депутатами из своего состава, имеет, как правило, председательские и представительские полномочия и чисто организационные функции внутри комиссии. Подобная модель отвечает немногочисленным по своему составу земским, в меньшей степени, муниципальным образованиям. Во всех вариантах должна предусматриваться процедура разрешения противоречий между муниципалитетом и мэром.

Модель 5 «Староста-сход» используется как правило в небольших муниципальных образованиях, эта модель является основной для общественного самоуправления (общины) Сход (собрание) избирает старосту (председателя), который является главой МСУ и обладает всеми исполнительными, отчасти распорядительными полномочиями. Полномочия представительного органа принадлежат сходу (собранию), решения которого обязательны для исполнения старостой (председателем) Через сходы граждане осуществляют свое право на непосредственное участие в местном самоуправлении.

Все рассмотренные модели являются более многовариантными, и на их базе возможно как построение смешанных моделей применительно к местным уровням, так и развитие их до полной структуры органов МСУ.

При выборе модели нужно руководствоваться следующими критериями:

Размеры поселений и наличие в них инфраструктуры, наращивания в результате использования муниципальной собственности, кадровый потенциал;

Разнообразие и характер форм хозяйственной деятельности на территории муниципальных образований;

Возможность разграничения полномочий и поэтапной передачи их.

За определением общей компетенции МСУ следует ключевая проблема разделения полномочий между представительными и исполнительными органами МСУ. Различное соотношение объемов полномочий этих органов даст широкий спектр возможностей выбора структуры органов МСУ. Исчерпывающий перечень полномочий представительных и исполнительных органов, главы администрации и (или) главы муниципального образования (МСУ) должен быть закреплен законом.

Добавления по новому закону:

При установлении системы органов местного самоуправления в новой редакции закона «Об общих принципах…» были предусмотрены два варианта устройства муниципальных районов. Представительный орган района может формироваться двумя способами: либо избираться населением, либо составляться из глав поселений и делегированных в него депутатов представительных органов поселений. Глава муниципального района может избираться либо на выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.

Если представительный орган формируется согласно второму варианту, глава муниципального района в любом случае становится председателем представительного органа местного самоуправления. Только при избрании на муниципальных выборах и представительного органа района, и главы муниципального образования, последний может возглавить местную администрацию. Во всех остальных случаях главой местной администрации является лицо, назначаемое на эту должность по контракту, заключаемому в результате конкурса на замещение указанной должности.



К достоинствам новой редакции закона следует отнести введение положений о контрольном органе муниципального образования, о необходимости опубликования (обнародования) результатов проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования.

Положительной оценки заслуживает введение законодательного регулирования системы муниципальных правовых актов.