Милость Божией Матери изливается на землю посредством множества явленных икон. По слабости человеческой веры, в трудные времена или накануне потрясений Богородица посылает Свои образа, чтобы призвать людей к молитве и напомнить об ограниченности человеческих усилий без Бога. Так явилась в Россию икона «Избавительница от бед», история странствований и чудотворений которой показывает милость и любовь Божией Матери к человеческому роду, Её терпение и прощение людских грехов.

Первые чудеса от иконы в Греции

В 1822 г. иеромонах Феодул с Пелопоннеса (Южная Греция) передал в благословение своему ученику Мартиниану маленькую икону Богородицы «Избавительница от бед». Мартиниан вёл страннический образ жизни, переходя от селения в селение, временами останавливаясь в пустынных местах для молитвы. Дар учителя он носил на груди, соорудив небольшой футляр.

Спустя некоторое время Владычице изволилось прославить Свой образ чудесами. В 1844 г., когда крестьяне Спарты страдали от нашествия саранчи, Мартиниан призвал их к молитве Богородице.

Молитва перед иконой «Избавительница от бед»

Икона «Избавительница от бед» была установлена среди поля, все селения собрались на молебен. Едва закончили молиться, как тучи вредителей рассеялись, оставив лишь небольшое количество на деревьях. Отчаяние крестьян сменилось ликованием, когда налетевшая стая птиц поклевала оставшихся насекомых.

Слух о событии быстро распространился по деревням и вскоре к Мартиниану потянулись люди, неся Богоматери свои болезни и трудности. Помощь Пресвятой Девы была настолько щедра, что монаху не хватало времени на молитву, поскольку он постоянно принимал посетителей. Среди чудес того времени стали известны воскрешение умершего от болезни ребёнка и исцеление бесноватой женщины.

Мартиниан решил бежать от людской славы, спрятавшись в недоступной горной пустыне. Но Божия Матерь потребовала вернуться к страждущим.

Прибытие «Избавительницы» на Кавказ

Состарившись, Мартиниан поселился в русском Пантелеимоновом монастыре на г. Афон (Греция). В то время стало известно, что на кавказском берегу Черного моря строится русский монастырь, во всём подражающий св. горе Афон, Новоафонский. Некоторые иноки из Пантелеимонова монастыря отправились устраивать там монашескую жизнь. Проникнувшись любовью к новой кавказской братии, Мартиниан завещал после своей смерти отправить ей в дар чудотворную «Избавительницу».

В 1889 году икона, в сопровождении настоятеля Новоафонского монастыря архим. Иерона, прибыла на берег Абхазии, где Божией Матери устроили торжественную встречу.

О других русских монастырях:

  • Желтоводский Макарьевский женский монастырь в Нижегородской области

Икона Божией Матери «Избавительница»

В это время Россия была потрясена катастрофой, случившейся на станции Борки (возле Харькова), когда произошло крушение поезда с Императорской Семьёй . Чудом Божиим, никто из царственных особ не пострадал. Император Александр III возвращался после посещения Кавказа, где отдыхал и посещал Новоафонский монастырь.

В честь чудесного избавления Царственной Семьи от смерти, празднование прибывшей святыне установили 17 октября, день катастрофы. Едва в этот день была отслужена литургия, в море поднялся шторм, выбросивший на берег множество рыбы, из которой приготовили угощение для молящихся.

Исчезновение иконы после революции

Долгое время «Избавительница от бед» украшала построенный для неё храм в Новоафонском монастыре. Чудеса от образа не прекращались, их записывали, скрепляя подписями многих свидетелей, в т.ч. высоких чиновников. Записи были короткие: такой-то казак или крестьянин исцелён от образа, число и месяц. На Кавказ стекались люди со всей России.

После революции 1917 г. новоафонской братии долго удавалось удерживать монастырь от закрытия и разорения. Но в 1924 г. обитель была окончательно закрыта и иноки разошлись по горным трущобам, спасая святыни монастыря. Икону «Избавительница» забрал один из монахов, впоследствии ставший священником в Гудауте (Абхазия).

Крестный ход и с иконой Божьей Матери»Избавительница»

Интересно. После Великой Отечественной войны отношение к Церкви улучшилось, и в Гудауте был открыт храм, где «Избавительницу» поместили в украшенный киот и открыли для почитания прихожанам.

Но вскоре Божией Матери изволилось покинуть Кавказ.

Почаевская «Избавительница»

Внимание. Место нынешнего пребывания оригинала «Избавительницы» неизвестно. Есть предположения, что она была вывезена в Почаев (Украина).

В 1992 г. похожая на оригинал старинная икона небольшого размера (12 на 15 см) была передана престарелой монахиней Гавриилой в Лавру, где и находится поныне. Старица получила образ от священника той же Лавры в 1970 г. с поручением «пустить икону по течению Днепра». В те годы Почаевская Лавра находилась под угрозой разорения и таким образом он хотел спасти святыню. Но монахиня не решилась бросить образ в реку и сохраняла его в своём доме.

Почаевская Лавра

Через некоторое время образ Богородицы чудесным образом обновился и монахиня решила передать его в Лавру. Со времени пребывания чудотворной иконы в Крестовоздвиженской церкви зафиксированы случаи исцелений.

Явление «Избавительницы» в Ташле

Важно. Пресвятая Дева скрыла местонахождение подлинника Своей иконы, являясь в разных местах России Своим святым образом «Избавительницы». Этим Она показала, что благодать исходит не от конкретной вещи, а повсюду присутствует по воле Божией.

В 1917 г. произошло явление образа «Избавительницы от бед» в с. Ташла Самарской обл. Жительница неприметного селения Екатерина Чугунова не раз видела наяву двух Ангелов, опускающих в овраг образ Пресвятой Богородицы. Долготерпеливый Господь повторял явление, преодолевая недоверие Екатерины и её односельчан. Явные чудеса Божии происходили даже когда женщина уговорила соседей отправиться в указанный овраг с лопатами искать святую икону.

Ташла. Храм иконы Пресвятой Богородицы

Вырыв большую яму, заполнявшуюся водой, крестьяне наконец нашли в ней небольшой образ Богородицы, написанный на доске, в точности походившей на новоафонскую «Избавительницу». Был вызван местный священник, икону доставили в церковь и отслужили молебен. Тут же последовало исцеление жительницы Ташлы, болевшей до этого 32 года. На месте обретения «Избавительницы» забил родник, над ним построили часовню.

В послереволюционные годы церковь в Ташле, хранящая чудотворный образ, претерпела сильные притеснения. С «Избавительницы» содрали дорогую ризу, а саму икону пытались похитить и уничтожить, но Пресвятая Дева возвращала Свой образ на место. После закрытия храма в 1932 г. жители Ташлы хранили икону в домах, передавая друг другу. Церковь была вновь открыта после Великой Отечественной войны и «Избавительница» вернулась на место, где пребывает поныне.

Маровская икона

Еще один чудотворный список с «Избавительницы» был сделан в Иерусалиме, в конце XIX в. Его привезли в Нижегородскую губернию. Когда образ провозили мимо села Мары, икона вдруг стала так тяжела, что воз не мог сдвинуться с места. Понимая волю Пресвятой Девы, образ оставили в местном Крестовоздвиженском монастыре. После закрытия монастыря в 1927 г. святую икону сохраняли жители Мары. В настоящее время святыня вернулась в возрождающуюся обитель. Образ прославлен многими чудесами.

Церковь на месте Маровского монастыря

Изображения на иконах «Избавительницы» и их значение

Божия Матерь изображена в образе «Одигитрии» (Путеводительницы), по преданию, впервые написанной евангелистом Лукой. Богомладенец восседает на Её левой руке, держа в руке свернутый свиток. Богородица указывает правой рукой на Христа - единственный путь верующего (отсюда название «Путеводительница»). Художественные детали тоже имеют смысл:

  • Одежда Богоматери - голубой хитон и красный мафорий - символизируют девственную чистоту и царское величие.
  • Три звезды на мафории Божьей Матери означают Её нерушимое девство, при этом одна звезда закрыта фигурой Богомладенца. Это символизирует воплощение Христа из «девственного чрева».
  • Одежда Христа - белый цвет с позолотой - святость и благодать Божия
  • Свиток в руке Богомладенца - Ветхий Закон, действие которого завершилось с явлением Христа.
  • Золотистый оклад на иконе символизирует Божественный Свет, одевающий всё святое. Растительный орнамент на его углах - живоносная сила этого Света.

Образ «Избавительницы», находящийся ныне в Новоафонском монастыре, дополнен фигурами Апостола Симона Кананита и Целителя Пантелеимона. Великомученик Пантелеимон , покровитель русского монастыря на Афоне, как бы передаёт образ Симону Кананиту, покровителю Новоафонской обители. Доска с фигурами святых раньше являлась киотом для «Избавительницы», небольшой образ был вставлен в нишу, прорезанную между святыми.

Новоафонский монастырь

С утерей оригинала иконы изображение Вмч. Пантелеимона, Ап. Симона и образа Богородицы пишется как особый сюжет.

К сожалению православных паломников, монастырь в Новом Афоне сейчас находится в расколе с Русской Православной Церковью, что затрудняет молитву у образа Богородицы: посещение монастыря не рекомендовано священноначалием Московского Патриархата.

Интересно. Первоначальный образ «Избавительницы» вдохновил современных художников на написание различных вариантов иконы, где символизм и каноничность может не соблюдаться.

Паломничества к иконе и прошения к Божией Матери «Избавительнице»

Наиболее почитаемой иконой в России является Ташлинская. Как говорит само название образа, молитва перед ней избавляет от разных бед. К Богородице обращаются в болезнях, за избавлением от наркотической зависимости, в опасностях глобальных катастроф. Ташлинская икона БожиейМатери

Враг рода человеческого не дремлет: в прессе периодически появляются публикации об опасности ташлинского источника для здоровья, о «торговле» святой водой. Но Божия Матерь и вера преодолевают его происки и поток верующих в Ташлу не иссякает в течение десятков лет.

В 2013 г. волжское казачество, с благословения Патриарха, организовало всероссийский крестный ход со святой иконой. Владычица вновь отправилась по земле исцелять страждущих.

Посмотрите видео о чудотворной иконе Богородицы

Икона Богоматери, которую считают целебной, находится на Кавказе, в одном из монастырей. У этого образа длинная история, окутанная легендами и чудесами.

Местонахождение иконы

На данный момент икона Богородицы “Избавительница” располагается в Ново-Афонском Симоно-Кананитском соборе у подножия Афонской горы в Абхазии. Это мужской монастырь, основанный в 1875 году монахами храма святого Пантелеймона при участии русского императора Александра III.

С 2011 года он передан Абхазской православной церкви. Христианские паломники десятками и сотнями стараются, преодолев долгий путь, попасть в этот собор. Не сам он прельщает их, а чудесная икона, изображающая Деву Марию. Икона “Избавительница” была передана со святой горы Афон в Греции, где проживают старцы, которые постоянно молятся в церквях за спасение человеческого рода от разных напастей.

Святыню передал новому храму монах Мартиниан в 1884 году. Он жил в Монастыре святого Пантелеймона, который традиционно считается русским.

Мартиниану досталась икона “Избавительница” от Феодула, его подвижника. Однако в церковные записи попали только пересказы о чудодейственных деяниях образа в тот момент, когда им владел монах. Феодул не был наделен способностью пересказывать волю Девы Марии.

Легенда из Греции

Икона «Избавительница» создавала множество чудес, не раз доказывая, что молитвы могут быть услышаны. Ее первым чудом было спасение целого города.

Согласно легенде, изображение помогло жителям греческого города Спарта противостоять нападению саранчи. Ненастье пришло внезапно, когда горожане не были готовы. Большие стаи насекомых принялись истреблять урожай, и люди были обречены на голод и вымирание.

В их городе остановился Мартиниан с чудодейственной иконой. Он узнал о том, что люди в городе боятся неминуемой гибели, и убедил их начать неистово молиться Матери Божьей. Пять тысяч верующих людей последовали за пришедшим монахом на ближайшее поле и принялись молиться иконе, которую старец установил посредине.

И тогда свершилось чудо. Услышав молитвы прихожан, икона Божьей Матери “Избавительница” спасла те места от саранчи. Люди снова могли видеть солнце, которое ранее было скрыто за миллионами насекомых.

А ту саранчу, которая еще осталась, доела стая птиц, которая взялась неизвестно откуда.

Мальчик Анастасий и чудесное спасение

Так случилось, что там же и в то время был болен маленький мальчик, которого звали Анастасий. Родители тщетно боролись с неизлечимой болезнью. Когда она начала прогрессировать и надежд не оставалось, малыша попросили причастить. Но местный священник не успел прийти вовремя. Он пригласил с собой и Мартиниана. Вместе они пошли в дом к больному. Но не успели. Анастасий умер.

Священник не знал себе покоя из-за того, что опоздал к умирающему. Мартиниан принес с собой икону, и они вместе со священником начали молиться Божьей Матери, чтобы она помогла и воскресила ребенка. Икона “Избавительница от бед” находилась всегда у него на теле. Просили и священник, и старец, и родители умершего малыша.

После того как молитва была закончена, Мартиниан трижды окрестил иконой лицо Анастасия. Тут глаза мальчика открылись. После того как священник причастил его, ребенок вылечился и от своей прошлой болезни.

После таких невероятных чудес о старце узнали не только во всем городе, но и далеко за его пределами. К нему день ото дня приходили все новые люди и просили о помощи.

Уход Мартиниана

С каждым днем мысли старца становились все более тяжелыми. Ему не нравилось то, что люди, приходящие к нему за помощью, начинают почитать как саму икону, так и его.

Решил он, что пора покинуть людей. Когда Мартиниан нашел отдаленную пещеру у берега моря и уже хотел там обосноваться, пришла к нему в видении Богородица. Она сказала, чтобы он возвращался к страждущим и продолжал свершать добрые дела, излечивая других. Мартиниан послушался. К тому времени, как он вышел из пещеры, его ждали родственники некой девушки по имени Елена, которая была одержима бесом. Только икона “Избавительница от бед” смогла прогнать из Елены внутри находящегося дьявола.

Икона помогает в России

После долгих лет помощи людям старец должен был вернуться на Афон, куда он забрал и саму вратарницу. Отнес ее в Пантелеймонов монастырь. Там же икону было решено передать в Россию. Уже оттуда она продолжила лечить паломников.

В 1891 году в прессе появилась публикация о том, как трех страждущих в монастыре вылечила чудодейственная икона “Избавительница”.

Все дела, которое совершало изображение, заносились в списки Санкт-Петербурга, в церкви при Морском Госпитале. Оттуда можно узнать и о чудесном исцелении целого цеха рабочих во время эпидемии холеры в 1892 году. Там, где трудяги молились лику, не зафиксировано ни одного случая болезни. Другие цеха пострадали.

Икону часто носили на заводы, молясь о том, чтобы Пресвятая Дева помогла и защитила от болезней.

Перенесение праздника иконы

Первоначально праздник в честь образа был назначен на 4 апреля. Но в этот день 1866 года на императора Александра Второго было совершено нападение. Несмотря на то что стрелявшему попытка умертвить царя не удалась, праздник было решено перенести.

День иконы стали отмечать 17 октября, еще по старому стилю. Число было выбрано не случайно, а в честь того, что императору Александру Третьему удалось чудом уцелеть со всей его семьей во время того, как на станции Борки произошла авария поезда. Считалось, что икона Богородицы “Избавительница от бед” помогла им.

Стиль иконы

Икона Божьей Матери “Избавительница” принадлежит к особенному стилю под названием “Одигитрия”. Его можно расшифровать, как "Путеводительница". Для этого стиля характерно изображение Девы Марии только до пояса. В левой руке у нее лежит малыш Иисус. обращены к молящимся перед ними. Правая ладошка у младенца запечатлена в благословляющем жесте, а в левой у него свиток.

Свою свободную руку Божья Матерь расположила возле груди по направлению к своему сыну.

В древние времена на иконах с Девой Марией изображалась еще и пентаграмма - Она должна была символизировать верность и избранность. Но после того, как в конце 16 века масонские организации присвоили себе этот символ, а позже - и коммунисты, звезду прекратили рисовать на иконах.

Богоматерь часто изображали ранее и делают это до сих пор восседающей со своим сыном на небесном троне. Делается это для того, чтобы подчеркнуть царственное положение Девы Марии и Божьего сына. Их также рисуют с коронами, надетыми на головы.

Характерные особенности этой иконы

  • у Богоматери есть царская корона, а у ее сына нет;
  • икона Пресвятой Богородицы “Избавительница” очень немногими мелкими деталями отличается от изображения под названием “Скоропослушница”;
  • образ считался долгое время защитником монархической семьи, в частности царской семьи Романовых. Тем не менее икона не смогла защитить семью последнего императора Николая Второго от жестокой расправы;
  • существует еще одна версия лика. На нем изображены из Афона, и Симон Кананит. Оба поддерживают икону “Избавительница”. Поодаль от них стоит храм. А сверху над ними в облаке сидят за столом три ангела.

Икона “Избавительница от бед Ташлинская” считается привезённой из Афона в 1917 году в Самарскую область. По церковным записям, некой Чугуновой Екатерине, жительнице села Ташла, трижды в течении каждой ночи приходила во сне Дева Мария. Она настаивала на том, что в овраге зарыта недалеко от села ее икона. Когда же через три дня женщина шла возле того места, перед ней возник образ Божьей Матери. Лик несли два ангела и спускали его в этот овраг. Она рассказала про свой сон в церкви, и, поверив такому знамению, икону тут же достали из земли.

Там, где откопали реликвию, появился чудодейственный родник. Ее понесли в церковь Святой Троицы, где тут же отслужили молебен. В тот же день, когда появилась икона, некая Тролова Анна из того же села после 32 лет болезни чудесным образом исцелилась. Возле источника был построен колодец, к которому приходили верующие со своими просьбами об исцелении.

Пережив церковные гонения, икона в 2005 году снова вернулась в церковь, заново возведенную в честь нее. Засыпанный мусором колодец восстановили и увидели, что вода там продолжает течь.

Стиль изображения несколько отличается от иконы в Кавказском монастыре. Внутренние углы картины декорированы согласно новоафонскому стилю иконографии. В ней есть цветок с десятью лепестками, в то время как на Ташлинской Споручнице лепестков восемь, и Богородица смотрит на своего сына. У младенца на изображении ноги касаются практически нижнего края.

Кто молится перед иконой

Верующие, которые страдают от каких-либо проблем, приходят за помощью к Божьей Матери, обращаясь к ней через святой образ. Икона Пресвятой Богородицы “Избавительница”, согласно церковным верованиям, отвечает на молитвы чистых духом людей.

Чаще всего ей молятся те, кто:

  • одержимы какой-либо зависимостью: от алкоголя, игр, курения и так далее;
  • мучаются болезнями;
  • хотят избавиться от душевной печали;
  • просят помощи во время беды;
  • ищут совета в непростой ситуации.

Акафисты в честь Божьей Матери

Первый написанный акафист иконе “Избавительница” просит о том, чтобы Богородица забрала у врагов возможность влиять на них, а также научилать радости и песням во имя Пресвятой Девы, которая спасает от бед, от горя, от погибели.

Вторая песнь обращается к Божьей Матери как к защитнице людей и начальнице ангелов, посылающей их на помощь человечеству.

В третьем акафисте прославляют как саму Богородицу, так и ее сына.

В основе названия иконы лежит вера христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне ко Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3). Иногда образ называют «От бед страждущих».

Среди Богом отмеченных мест нашей земли одно из самых прославленных — небольшая деревушка Ташла, что в Самарской области. Здесь в октябре 1917 года, перед страшными испытаниями, Пресвятая Богородица явила Свою икону «Избавительница от бед», напомнила о Себе, о Своей милости к русской земле. К тому же оставила нам навсегда чудотворный источник, на котором давно уже потерян счет удивительным исцелениям.
Уроженке села Ташла, временно проживающей в соседних Мусорках, келейнице Кате 8 октября 1917 года во сне явилась Царица Небесная и указала место, куда нужно пойти и выкопать из земли Ее чудотворный образ. Девушка рассказала о видении своим подругам Фене Атяшевой и Паше Гавриленковой, в ту пору бывшей уже вдовицей. Втроем и пошли они к ташлинским оврагам. В дороге Кате снова было видение: впереди них Ангелы в белых одеждах проносили икону Пресвятой Богородицы. Вскоре Катя показала подругам то место, на которое ей во сне указала Сама Преблагая. Когда они начали копать землю, собрался народ. Многие недоверчиво смотрели на их «затею», даже смеялись. А что было дальше, лучше сказать словами безымянного автора, составившего «Стихотворную повесть о чудесном явлении иконы Божьей Матери «Избавительница от бед» 8-21 октября 1917 года»:

«И тут же они перестали копать,
За Пашей толпа наблюдала:
Та землю рукой начала разгребать,
Крестяся, икону достала.

Толпа загудела, увидевши Лик
Иконы — Царицы Небесной
И тут же из ямы пробился родник
Целительной влаги чудесной».

Священник церкви села Мусорки отец Василий Крылов отнес икону в ташлинскую Троицкую церковь.

Свято-Троицкий храм села Ташла.

А по дороге случилось первое исцеление: болевшая тридцать два года Анна Торлова приложилась к иконе и вдруг почувствовала прилив сил… Великая радость охватила людей! Икону положили на аналое посреди храма для поклонения.
Вскоре приехал ташлинский священник о. Димитрий Митекин. Но икона чудесным образом ушла из храма. Церковный сторож Троицкой церкви Ефим Куликов ночью увидел как бы блеск молнии, мелькнувшей от храма в сторону ташлинского оврага, где была явлена икона. Утром иконы в церкви уже не нашли.
Второе явление иконы Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» было в декабре 1917 года. Лик Богородицы и на этот раз появился в том роднике, что пробился на месте первого чудесного явления иконы. У родника собрались верующие. Но икона чудесным образом не давалась в руки отцу Димитрию Митекину. Тогда священник упал на колени и стал со слезами каяться в грехах, молил у Богородицы и у прихожан прощения… Тогда икона всплыла опять и ее взяла все та же Паша Гавриленкова. С тех пор святой образ уже не покидал село.

До 1925 года с чудотворной иконой Богородицы устраивались крестные ходы. Весть о случившемся в Ташле разнеслась по всему Поволжью. Люди шли и шли к иконе и к источнику. Место это стало одним из самых почитаемых в Поволжье. Вот почему новые власти, объявившие войну Православию, столько сил положили на то, чтобы уничтожить саму память о чуде. Церковь была закрыта, а икону спасли от поругания верующие — передавали ее втайне из избы в избу. Потом безбожники порешили покончить и с родником. Поставили возле него скотный двор, и святое место вскоре было завалено навозом. Но родник выжил, только пробился еще в одном месте, в нескольких шагах от прежнего — Богородичного.
В войну стало не до атеизма — церковь открыли вновь. В нее вернулась и чудотворная икона.
Икона Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед» по-прежнему находится в Троицкой церкви села Ташла, а в Самарском Покровском кафедральном соборе хранится копия с этой иконы. А в купальне, сделанной на месте явления иконы, по-прежнему во множестве происходят исцеления от различных недугов.
«Любовь безграничную страждущий люд
Питает к Царице Небесной.
В Ташлу и теперь богомольцы идут
Дорогой духовной чудесной».
Этими словами заканчивает свое бесхитростное повествование о ташлинском чуде безымянный автор поэтического «Сказания».

о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла со слов очевидцев

Эта икона найдена в земле в деревушке Ташла Ставропольского района Самарской области в октябре 1917 года. Ангелы небесные, Божии посланники, указали людям место, на дне оврага, где следовало искать чудотворную икону. Была выкопана яма глубиною с аршин, и искатели извлекли из земли совсем небольшую, с блокнотный листок, иконочку Пресвятой Богородицы «Избавительница от бед», которая лежала ликом кверху. И тут же в том месте появился источник родник — пробилась из глубины сильная струя воды. С иконой и источником связаны истории многих удивительных исцелений. Икона Божией Матери «Избавительница от бед» стала святыней самарской земли. На месте ее явления, на источнике, люди построили часовенку и колодезь, где часто служились молебны. Колодезь углубляли и очищали, а в засушливые 20-е годы он был почти единственным источником, снабжающим село водой. Небольшое самарское село Ташла стало местом паломничества верующих со всей России. Они поклоняются чудотворной иконе, купаются в святом источнике, набирают целительной воды для родных и близких — как великую святыню везут ее домой.

Явление иконы

По свидетельству очевидцев
Сообщение Атякшевой Феодосии Давидовны, уроженки села Мусорки Ставропольского района Куйбышевской области 1885 года, о явлении иконы Божией Матери, которое было 1917 году в воскресенье 8 октября (старого стиля) в селе Ташла.

«Я, Атякшева Феодосия Давидовна, проживала в отдельном домике, как в келье, и со мною проживала девица Чугунова Екатерина Никаноровна, уроженка села Ташла, 1885 год.

Я, Феодосия, перед Крестом и Евангелием заверяю, как было это явление: утром 21 октября (нового стиля), когда мы проснулись, мне Екатерина сказала, что она пойдет к обедне в храм с. Ташла, и ушла, а я решила пойти в свой храм с. Мусорки. Когда я вернулась их храма, пришла Екатерина и говорит: «В Ташле в храме службы не было, потому что батюшка уезжал в Самару и не возвратился; но вот что я тебе должна рассказать. Мне сегодня ночью во сне уже в третий раз явилась Божия Матерь и сказала строго, что если я не выполню Ея наказа, то буду наказана. Каждый раз, являясь мне во сне, Она говорила, что я должна выкопать из земли Ея икону в указанном месте. Сегодня утром, когда я проходила к селу Ташла, над оврагом увидела двух ангелов, несущих икону Божией Матери, озаренную ярким сиянием, и когда они опустились на дно оврага, это видение исчезло, а я упала в обморок. Когда очнулась, пошла к своим родственникам и рассказала им обо всем этом, а они мне сказали, что некоторые слышат там, в овраге, церковное пение. Прошу тебя, Феня, пойдем сейчас же вместе на то место, может быть и ты увидишь то, что видела я». Мы пошли вместе в Ташлу, и когда подошли к этому оврагу, Екатерина вскрикнула: «Смотри, смотри, вот опять ангелы несут икону в сиянии, направляются в то же место, и вот опять все исчезло…» После этих слов Екатерина упала без сознания. Я очень перепугалась, не зная, что с ней делать, так как место пустынное, никого не видать. Слава Богу, это продолжалось не долго.
Екатерина очнулась и спрашивает меня: видела ли я что-нибудь, но я ничего не видела. Мы пошли к проживающей недалеко от оврага Гавриленковой Параскеве и упросили ее пойти вместе с нами в овраг. Паша взяла косырь, и мы пошли. Когда мы подходили к оврагу, Екатерина опять закричала: «Смотрите, смотрите, вот опять ангелы несут икону и пропадают в том же самом месте», — а сама опять упала в обморок.
Очнувшись, Екатерина подошла к месту, где она трижды видела исчезновение видения, и показала, где нужно копать. Паша начала окапывать косырем это место, а стоявшего здесь мальчика Петю послали за лопатой. Вскоре Петя пришел вместе со своим отцом Захарием Кривойченковым, который и начал копать лопатой, но немного покопал и сказал: «Ну что она навыдумывала, чего тут напрасно-то копать».

Только успел выговорить эти слова Захарий, как тут же был отброшен в сторону, точно ветром, и некоторое время пролежал в обмороке, а когда очнулся, взял лопату и уже беспрекословно продолжал копать в указанном месте. Параскева же в этой ямке время от времени прокалывала косырем. И вот, когда ямка была глубиною с аршин, Параскева ощутила косырем что-то твердое, она стала руками разрывать землю и вынула из земли икону Божией Матери, небольшого формата, которая лежала ликом кверху.

Как только Параскева вынула из земли икону, в том месте появился родник воды. К этому времени народу уже собралось очень много, а Екатерина лежала в расслабленном состоянии, и ее отправили к сестре.
Решили послать в село Мусорку за священником, чтобы перенести явленную икону в храм села Ташла.
Из Мусорки приехал священник отец Василий Крылов. Взял икону и понес ее в храм.
При подходе к храму для встречи иконы, под перезвон колоколов, вышли к хоругвями и иконами. Из толпы слышались выкрики всем известной больной Анны Торловой (уроженки с. Ташла), которая кричала: «Идет, идет маленькая икона и выгонит нас…». Эта женщина исцелилась, а болела 32 года. Икону внесли в храм, вложили под стекло вместе с иконой Святой Троицы и на анолое поставили среди храма.
Священником о. Василием Крыловым был тут же отслужен молебен, и храм был всю ночь открыт для доступа к иконе. В это время был случай: одна ташлинская женщина не поверила явлению иконы и стала кричать: «Это все выдумки…». После своих слов выбежала из храма, спрыгнула с высокого крыльца, перемахнула через забор и убежала домой, а после этого заболела.
В понедельник 22 октября (нов. стиля) приехал из с. Мусорки священник о. Алексей Смоленский. Он отслужил Литургию и молебен в храме, а к вечеру приехал из Самары свой священник о. Димитрий Митекин. Он увидел, что в храме много народу, и узнал, что явилась икона Божией Матери «Избавительница от бед», и отслужил всенощную. Во вторник 23 октября была отслужена Литургия, а после Литургии пошли крестным ходом с иконой «Избавительница от бед» на место явления и там служили молебен.

В это время также наблюдалось много исцелений. Слух о явлении чудотворной иконы очень быстро распространился по окрестным местам, и целые толпы постоянно шли на поклонение иконе. На источнике были оборудованы колодезь и часовенка, где часто выходили из храма служить молебны.

Колодезь углубляли и очищали, и в засушливые 1920-1922 гг. он был почти единственным снабжающим водою село. С момента явления иконы все это время сопровождалось многими чудодейственными исцелениями больных; но несмотря на это в настоятеле храма Святой Троицы священнике о. Димитрии Митекине все время было какое-то сомнение, маловерие к явлению иконы.
И вот случилось чудо: в субботу 23 декабря (нов. стиля) отслужена была в храме Святой Троицы всенощная, во время которой икона «Избавительница от бед» находилась в храме, а утром 24 декабря в воскресенье обнаружили, что иконы в храме нет. Икона исчезла из запертого храма.
При этом церковный сторож Ефим Куликов сообщил батюшке о. Димитрию, что когда он утром шел в храм, то видел как бы молнию, блеснувшую от храма в сторону источника.

После Литургии пошли крестным ходом на источник и служили там молебен, но иконы нигде не казалось. До меня, Феодосии Атякшевой, в в тот же день 24 декабря дошел слух об исчезновении иконы, и я тут же, как пришла из храма, пошла в село Ташла. Когда я встретилась с Екатериной, она со слезами сообщила мне об исчезновении и упросила тут же пойти с ней на источник. Как только мы увидели часовню, Екатерина радостно воскрикнула: «Смотри, смотри, икона сияет над часовней». Мы вернулись в село, пришли к старосте храма Ивану Ефремовичу, у которого был ключ от часовни, он позвал еще некоторых старичков, и пошли на источник. Когда открыли часовню и творила колодца, нашим взорам представилось: лед в колодце немного подтаял, и в том месте плавает икона Божией Матери ликом вверх. Всех нас охватила величайшая радость, и один из присутствующих побежал за батюшкой о. Димитрием. Когда о. Димитрий прибыл, он с радостью почерпнул ведром из колодезя икону, взял ее в руки, приподнял перед собою и сказал, чтоб тут же шли в храм и с хоругвями и иконами шли на источник, а сам он стоял в том же положении с иконою до прихода крестного хода и молился. Под колокольный перезвон возвратился с иконою в храм.
Отец Димитрий Митекин отслужил отслужил тут же благодарственный молебен перед иконою Божией Матери «Избавительница от бед», и сам слезно молился и каялся в том, что это исчезновение иконы он принимает лично за свою вину, за свое сомнение и маловерие, проявленное к этому явлению иконы Божией Матери «Избавительница от бед».
Икона снова водрузилась в храме Святой Троицы села Ташла, и снова пошел поток молитвенников с разных мест, на поклонение иконе «Избавительница от бед», и множество притекающих с верою к Ней получали различные исцеления».
Подпись (Атякшева)

Все вышеизложенное о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Избавительница от бед» в селе Ташла подтверждаем и свидетельствуем, заверяя перед Крестом и Евангелием, матушка отца Василия Крылова: Анисия Дмитриевна Крылова, год рождения 1876, проживавшая в селе Мусорки Ставропольского района с 1900 по 1920 год.
Подпись (Крылова)

И Андрина Евдокия Романовна, год рождения 1896, уроженка и жительница села Ташла.
Подпись (Андрина)

Подписи указанных лиц заверяю.
Иоанн, Епископ Куйбышевский и Сызранский, 1981 г.

Чудотворная икона Божией Матери «Избавительница» была так названа на основании христианского верования, относящегося к способности Богородицы избавлять от бед каждого, кто обращается к ней с искренней молитвой. Даже молебный канон, посвящённый Царице Небесной, содержит следующий текст: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас». Другое название образа — «От бед страждущих».

Описание

По размеру икона совсем небольшая, примерно «с блокнотный листок» (14х13 см). Изображение нанесено на доску. Когда икону обнаружили на Афоне, поверхность доски была абсолютно тёмной. Однако лик был повешен на стену и перед ним молились с особым тщанием. Со временем поверхность иконы начала светлеть (словно её кто-то очищал), на ней появлялось отчётливое изображение Девы Марии с Богомладенцем. Удивлённые обитатели Святой горы внимательно рассмотрели покрытие дерева и поняли, что краски на нём практически нет, а видимое ими изображение словно бы находится прямо на доске.

Образ представляет собой Богоматерь «Одигитрию», удерживающую левой рукой Сына. У Младенца пальцы одной руки сложены в благословляющем жесте, а другая ладонь держит свиток, опущенный вниз. Для иконы Божией Матери «Избавительница» была изготовлена филигранная риза, а саму её поместили в покрытый золотом киот из меди.

В 19-м веке иконописцы Новоафонского монастыря создали свой вариант образа, в котором приведена его история, связывающая Старо- и Новоафонскую обители. Там имеется изображение собора Новоафонского монастыря, апостола Симона Кананита и великомученика Пантелеймона (оба святых словно бы удерживают с двух сторон образ Богоматери «Избавительницы»). В таком исполнении икона встречалась гораздо чаще, чем в своём изначальном виде.

История появления

Одно из первых упоминаний об иконе гласит, что в 1840-м году в Греции она помогла преодолеть нападение саранчи. Далее, вплоть до 1889 года, лик «Избавительницы» пребывал на Святой Горе Афон, но потом его передали в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь (Кавказ). Спустя почти три десятка лет лик Богородицы был утерян и вновь обретён уже совсем в другом месте.

Первое появление иконы «Избавительница от бед» в деревне Ташла (Самарская область) пришлось на октябрь 1917 года. Обнаружила её келейница Екатерина. Она на тот момент проживала в соседнем селении и, увидев во сне Богоматерь, указующую местонахождение иконы, девушка решила отправиться на поиски. Но перед этим она поведала о своём видении двум подругам, поэтому к ташлинским оврагам они шли втроём.

Во время пути Екатерину не оставляло видение ангелов в белых одеждах, несших перед ними икону Божьей Матери. Они достигли нужного места, и, под недоверчивые смешки собирающейся толпы, принялись копать. Наконец, найдя образ, девушки вытащили его, и в этот момент из места, которое закрывала икона, забил родник.

Местонахождение

Священником Василием Крыловым (он также жил в Мусорках) икона была отнесена в ташлинскую Троицкую церковь. По дороге туда сучилось первое чудо. Женщина, болевшая на протяжении тридцати двух лет, коснулась иконы и сразу же почувствовала себя гораздо лучше. Обрадованные люди поместили образ в центре храма на аналое для всеобщего поклонения.

Но, когда появился ташлинский священник Дмитрий Митенкин, икона неким чудесным образом исчезла. Второе её явление случилось уже в декабре того же года, на том же роднике. И вновь неясно как, но в руки отцу Дмитрию она так и не далась. Рухнувший на колени священник начал прилюдно плакать и каяться в своём неверии и сомнениях касавшихся найденного образа.

Только после этого икону удалось взять, и с тех пор, вплоть до сегодняшнего дня она не покидала Ташлу. Родник тоже действует, на нём установлена купальня, к которой во множестве приходят верующие, чтобы получить исцеление от своих недугов.

Один из списков с образа был сделан для Самарского Покровского кафедрального собора. Другая ранняя копия лика (скорее всего относящаяся к началу 20-го века) находится в соборе Новоафонского монастыря. Во времена советского союза её переправили в Майкоп, но после в 90-е годы (20-го века) она была возвращена на своё законное место.

О чём молиться

Многие православные христиане спешат просить богоматерь о помощи. И она помогает. Но прежде всего это касается людей чистых духом, не сомневающихся в своей вере. Чаще всего к «Избавительнице» обращаются:

  • за помощью в избавлении от зависимости;
  • за освобождением от страданий, причиняемых болезнью;
  • за помощью во время беды;
  • за избавлением от душевных печалей.

Но в любом случае нужно помнить об искренности своих намерений. Это позволит молитве быть услышанной.

День почитания

Празднование дня «Избавительницы» проходит 17 октября. Этот день соотносится со спасением Александра III, который путешествуя по железной дороге, попал в крушение. Молитвами к иконе Божией Матери «Избавительница» была спасена также и семья императора.