> икона Сретение Господне

Икона Сретенье Господне (Встреча Во Храме)

Икона «Сретенье Господне» (или «Встреча Во Храме») имеет большое значение для христиан, отображая событие встречи Нового завета с Ветхим. Праздник Сретения входит в число важнейших двунадесятых христианских праздников.

На иконе «Сретения» изображается момент принесения Богородицей младенца Христа во храм, имеющий глубокий смысл. Сретение - это счастливое событие, символизирующее встречу всего человечества в лице праведного старца с Богом. Сама икона «Сретения» выглядит нарядно и празднично, в ее написании преобладают теплые оттенки, а присутствующий красные цвет символизирует торжественность происходящего момента.

Во время рождения Иисуса действовал закон Моисея, по которому родители обязаны были приносить сыновей-первенцев на сороковой от рождения день для посвящения Богу в храм. Именно исполняя данный закон, Иосиф и Мария принесли младенца Христа в храм Иерусалима. В храме Богомладенца принял трехсотлетний старец Симеон, названный позднее за это Богоприимцем.

На иконе «Сретения» изображены 5 фигур. В центре - дева Мария, передающая Иисуса, облаченного в коротенькую рубашку, не прикрывающую ножки, Симеону. Ее образ полон смирения, она покорно внимает словам предсказания старца, предрекающие ей страсти по сыну. Праведный старец принимает божественного младенца, благоговейно склонившись над ним. Младенец Иисус благословляет Симеона, отпуская его после долгих лет ожидания исполнения пророчества.

Позади Пресвятой Девы изображаются пророчица Анна и Иосиф. Благочестивая вдовица Анна узнала в младенце Спасителя и славила Бога. Иосиф же предстает на иконе держащим в руках голубиц, поскольку в те времена для очищения нужно было приносить в храм жертву. И, хотя Мария, являясь Приснодевой, не нуждается в очищении, святое семейство в точности исполняет Моисеев закон.

Икона «Сретенье Господне» обязательно присутствует в высоком иконостасе, увидеть ее можно практически в любом храме и церкви. Располагается она в третьем ряду среди прочих икон праздничного ряда. Также икона «Сретенье Господне» может присутствовать в домашнем иконостасе праведных христиан.

Самым древним изображением «Сретения», дошедшим до наших дней, является мозаика арки римской базилики Санта Мария Маджоре, написанная в период между 432 и 440 годами. В России самая древняя фреска «Сретенья Господня» находится в церкви Спаса на Нередице, выполнена она в 1199 году. Старинные фрески с изображением великого события Сретения можно увидеть в разных христианских соборах и церквях. Самая древняя икона «Сретенье Господне», датируемая XIV веком, хранится в Новгородском музее.

Перед иконой «Сретенье Господне» молятся, произнося кондак, величание и тропарь, те, которые читают во время праздничного богослужения. Молитва перед ней помогает верующим осознать величие события Сретения. Также пред иконой можно произносить молитву, именуемую «Песнь Симеона Богоприимца». Кроме того, перед иконой «Сретения» можно молиться о заключенных, опрощении их грехов и об их скорейшем отпущении.

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. Таковой является икона «Сретение Господне».

Праздник Сретения Господня, когда младенец был принесен в храм Пресвятой Девой на 40 день после рождения, является одним из главных праздников в православном мире. Это ключевое событие перевернуло ход истории всего человечества. Судьбоносная встреча младенца Иисуса и Богоприимца Симеона дает нам еще один повод познать силу и могущество Отца Небесного.

Смысл иконы «Сретение Господне»

На иконе «Сретение Господне» изображены пять человек. Центральное положение занимает Богородица, которая передает своего сына Богоприимцу Симеону. Он относится к Младенцу как к великой святыне и с величайшей осторожностью прикасается к нему. Позади изображены муж Девы Марии Иосиф, стоящей за ее спиной, и пророчица Анна, которая находится позади Симеона. Изображение на иконе разделено на две части, обозначающие Новый и Ветхий Заветы. Иисус посередине соединяет обе части.
Иосиф, муж Марии, является хранителем нового и при этом принадлежит ветхому. Его задача - оберегать Деву Марию и ее Младенца. Он сложил руки и указывает на ключевую фигуру, свою жену. Художник мастерски вписал его фигуру, как бы выводя за край полотна, и при этом дал понять, в какую сторону следует двигаться, рассматривая икону.
Богородица изображена в смиренном преклонении с закрытыми руками - она только что передала свою святую ношу старцу. Ее жест повторяется и Богоприимцем. Трижды повторенный, он удостоверяет факт принесения и принятия святыни - Иисуса Христа, раскрывая главный смысл написанного: мать связана с произносимым пророчеством и покорно внимает словам, смысл которых понятен каждому. Страсти по Иисусу Христу разгорятся нешуточные, и мать первая пострадает, желая смягчить злые сердца. Симеон преклоняется перед Ней, признавая величие Господа и святость женщины, непорочно зачавшей.
Фигуры старца и пророчицы Анны практически сливаются с фоном и выглядят зыбкими и эфемерными. Мария, муж ее и младенец, наоборот, написаны четко. Художник подчеркнул смену эпох и искусно показал нам, что будущее первых предопределено пророчеством, и им суждено покинуть грешный мир и вознестись на Небеса. Цветовое решение написанной иконы также привлекает к себе внимание. Она словно разделена на равные части, каждая из которых имеет особый смысл. Нижний треугольник написан темными тонами, резкими контрастами. Это говорит о том, что он воплощает земной мир. Верхний треугольник написан светлыми красками, будто говорящими о том, что Симеону и Анне предстоит покинуть Землю, оставляя на ней Иисуса с матерью. Последними словами старца было пророчество, заканчивающее его долгую праведную жизнь:
«Ныне отпускаешь Ты раба своего, Владыка, по слову своему и с миром»
Сама икона выглядит очень празднично, с преобладанием ярких цветов. Красный подчеркивает торжество происходящего и важность судьбоносной встречи, а золотые оттенки и цвета охры дают понять, что композиция, написанная искусной рукой мастера, стремится к свету и отображает Небесное Царство, в которое попадут в скором времени праведные Симеон и Анна.
Помните, что в светлый праздник Сретения, как и в другие православные праздники, существуют некоторые запреты, которые церковь возлагает на своих прихожан.

Множество икон посвящено святым и пророкам. Но помимо них есть иконы, которые были написаны в честь праздников и событий. Икона «Сретение» - одна из таких.

Сретение Господне — великий двунадесятый праздник , который очень важен для верующих. Его значение настолько велико, что было решено написать икону в честь праздника и сделать ее символом торжества еще в древности — примерно во втором-третьем веке нашей эры, в разгар борьбы христианства и язычества.

История и описание иконы

История иконы — это история праздника Сретения. Началось все с Рождества Христова, после которого прошло 40 дней. По традиции древних евреев, первого мальчика в семье нужно было посвящать в веру на сороковой день от рождения. Для этого проводился специальный ритуал с жертвоприношением, на который Дева Мария и Иосиф принесли двух голубей.

Иногда на иконе изображаются голубок и горлица, которые в католицизме стали особым символом добра и света. Почти всегда на иконе есть сама Дева Мария, Иосиф, Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, а также младенец Иисус. Образ отображает события того дня, когда Господь наш Иисус Христос принял древний обряд посвящения. Это был момент соединения двух величайших эпох. Именно с этой минуты и начался отсчет нашей эры. Это был горизонт, на котором встретились Ветхий и Новый Заветы. Это величайший момент в истории мира.

Принимал в веру и совершал обряд Симеон Богоприимец, который, по некоторым данным, прожил более двух столетий в ожидании младенца Христа, Мессии, который должен будет спасти мир. Пророчество исполнилось, как и было задумано Небесами и Отцом нашим Богом.

Сретение означает «встреча». Это величайшая встреча Бога в человеческом облике с миром. Эта икона полностью отражает суть праздника, его тайный смысл и всю мощь веры человеческой, поэтому многие священнослужители рекомендуют ее иметь в доме каждому христианину.

В чем помогает икона «Сретение Господне»

Образ «Сретение» — это уникальная икона, действие которой направлено на всестороннюю помощь верующему человеку. Это поистине чудотворный образ, наряду с другими иконами, посвященными двунадесятым праздникам. Она помогает практически во всем. Перед ней можно и даже нужно молиться каждый день. Она заменит любую другую икону такого типа. Ее можно повесить в любой комнате и использовать как молитвенную или оберегающую. Икона помогает людям видеть тайный смысл в любом событии, в любом действии других людей. Она наполняет душу верой и смыслом, ведь рядом с ней можно почувствовать некое божественное присутствие.

Молитва перед иконой

Читать можно любые молитвы, направленные к Богородице или Святой Троице, к Иисусу Христу. Это может быть «Отче наш» , «Живые помощи» , «Символ Веры» . Эти три самые главные молитвы — основа всему. Их должен знать каждый. Если вы хотите, то можете прочитать также специальную молитву ко дню Сретения:

«Господь наш, судьбу и замысел Отца Бога принявший, вечно будем мы рабами твоими недостойными, ибо не видим мы силы твоей без подсказок твоих. Дай нам знаний и мудрости, чтобы понять все, вокруг нас происходящее. Чтобы жизнь нашу направить по нужному пути, чтобы возлюбить твои заповеди и принять их за истину навеки. Заступница наша, Дева Мария, моли Бога о нас, о грешниках и о детях твоих непослушных. Не введи нас во искушение и помоги жизнь эту короткую прожить достойно, с улыбкой на лице, без скорби и уныния греховного. Да будет воля Божия на все времена, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь».

Где находится икона

Икона Сретения Господня есть во многих храмах. Этот образ наносится также на стены внутренние и внешние. Часто бывает так, что в храме есть икона Сретения. Встречается множество храмов, построенных в честь этого великого праздника, так что найти икону в каком-либо из них вам не составит труда.

День иконы «Сретение » — это непосредственно сам праздник 15 февраля. В этот день икона станет великолепным подарком близкому человеку или даже целой семье. Праздник этот является непереходящим, так что дата его не меняется. Иногда богослужение переносят на 14 число, но случается это крайне редко. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

15.02.2018 05:30

Сретение Господне - один из главных праздников православных христиан. В народе этот день всегда считался...

"Сретение".

Благовещенский собор Московского Кремля.

А потом Андрей напишет «Сретение». Этот праздник был известен уже в IV веке. В Риме, в церкви Марии Великой, сохранилось до наших дней древнейшее из дошедших изображений, относящееся к V веку. Сретение по смыслу тесно связано с Рождеством. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. На Руси в первые дни февраля, по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Стояла глубокая зима. Не начинались приготовления к весенним полевым и иным работам. Дни еще короткие. Тихое, располагающее к раздумьям время. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния. Рублевское «Сретение» получилось сложным, глубоким по смыслу и вместе с тем настолько законченным и цельным, что на первый взгляд могло показаться очень простым. Да, это и есть зрелый плод высокого творчества, та кажущаяся простота, за которой стоит столько мысли и знания, труда. Взглянет кто на икону, и первое впечатление, что изображен исполненный торжества и значительности обряд. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному. В самом храме их встречает, отсюда и название события «сретение» - встреча, старец Симеон, которому давно уже дано обетование, что он не вкусит смерти, пока не узрит и не примет на руки рожденного на земле Спасителя мира. И сейчас он узнает, ясно чувствует, что миг этот настал…

На иконе, мерно ступая, движутся навстречу Симеону на одинаковом расстоянии друг от друга мать с младенцем на руках, Анна, за ней обручник.

Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.

Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма.

А навстречу младенцу в глубоком, смиренном поклоне протягивает благоговейно покровенные одеждами руки ветхий служитель ветхозаветного храма. Сейчас он приемлет на руки… собственную свою смерть. Дело его на земле окончено: «Ныне отпущаеши раба твоего, владыко, по глаголу твоему с миром…» На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной. И ему, этому новому, - таков всеобщий и всеобъемлющий закон жизни - придется укорениться в мире только через жертву. Юное «отроча» ждет позор, поругание, крестная мука. В сдержанном настроении, в лицах, как бы подернутых дымкой печали, Рублев выразил это будущее, жертвенное, смертное. И с особой силой пережил это художник, когда писал лицо Богоматери. Для Андрея - и здесь он не расходился с традицией - ясно было, что Мария знает о судьбе сына, прозревает и собственное страдание, «оружие», которое «пройдет ее сердце». Трепетное это материнское чувство хорошо видно, но дано с редкой и благородной мерой сдержанности. Все, чему суждено свершиться, нужно для людей, для всего мира.

Безупречно цветовое построение иконы, сильные, мужественно и твердо соотнесенные сочетания сгармонизированы художником, смягчены точным и тонким ритмом их расположения на иконной плоскости. Язык, которым Рублев говорит здесь со зрителем, сдержан, но очень емок. Художник не спешит раскрыться, поразить внешним движением, взрывом чувств. Надо вживаться, всматриваться неторопливо и раздумчиво в эту икону, постигать, открывать, углубляться в мерцающие красками ее «образы и смыслы».

Валерий Сергеев. «Рублёв». Серия ЖЗЛ №618.

Икона "Сретение Христово" была писана на липовой рубленой доске. С обратной стороны имеются две позднейшие шпонки. Нижняя загнана с левой стороны, верхняя - с правой, причем верхняя почти сквозная, слева она загнана не до самого конца, и тонкая стенка доски в этом месте поломалась. Справа вверху у края на доске два углубления от сколотой части доски. Вверху над шпонкой имеются две продольные трещины. Кроме этих двух глубоких трещин на торце имеются еще 10 меньших коротких трещинок. Правая крупная трещина скреплена железной скобой. На верхнем торце около левого угла имеется небольшое углубление. Внизу есть одна глубокая трещина, скрепленная железной скобой, и 5 мелких трещинок. Места соединения досок, за исключением трещины над верхней шпонкой, едва заметны.
Над нижней шпонкой слева есть железная скоба с петлей на двух винтах. Обратная сторона иконы окрашена серой темной масляной краской. По торцам доски следы от мелких гвоздей, от басмы. Вверху бумажная наклейка с надписью выцветшими чернилами: «Сретение 7-я икона левой стороны 3-го яруса».
Живопись сохранности средней. Справа в верхнем и нижнем углах иконы большие утраты живописи вместе с левкасом, которые в древности, по-видимому в XVII в., заделаны были новым левкасом прекрасного качества и утраченное было вновь дописано. Приблизительный размер вставки вверху - 23 x 19 см, внизу - 19 x 22,5 см. Таким образом, дописанной оказалась верхняя часть архитектуры и кусок велума, а внизу часть подножия, на котором стоит Симеон. Эти заделки со временем обветшали и были вновь частично заменены более поздним грубым грязноватым левкасом - большая вставка на верхнем поле и весь угол на полях внизу, причем у края нижнего поля есть небольшая вставка из левкаса третьего вида - из белого крепкого, тонированного при реставрации желтой краской.
Утраты левкаса, обнажающие доску и частично тонкую паволоку, имеются: справа вверху и по краю правого поля, по краям внизу правого и нижнего полей. От киноварной опушки остались лишь незначительные следы слева на нижнем поле, на верхнем она сильно стерта. Одна крупная на левом поле и множество мелких заделок грубым темным левкасом имеются на всех полях иконы. Мелкие утраты левкаса и следы гвоздей от басмы пестрят поля и фон иконы, некогда бывшие золотыми. Теперь от позолоты остались лишь незначительные следы. Мелкие утраты левкаса и заделки новым грубым особенно многочисленны на фоне над головой Симеона и справа около крайней колонны кивория. Мелкая беспорядочная сеть кракелюр обезобразила поверхность полей и фон иконы, особенно в пространстве между колоннами кивория. Золото нимбов, как фона и полей, почти полностью утрачено. На них также имеются мелкие вставки левкаса и следы гвоздей от басмы.
Верхние слои жидких несколько мутноватых красок сильно утрачены. От пробелов на одеждах остались лишь следы у Симеона и Иосифа. От этого с особенной ясностью выступили темные линии рисунка складок, которым мастер пользовался особенно охотно. Например, свободный вверху, а внизу прихотливый рисунок складок на одежде старицы Анны ясно выделяется на бледно-зеленом и теплом охристо-желтом тонах.

По иконографическому изводу икона «Сретения» из троицкого иконостаса очень близка к «Сретению» из Успенского собора во Владимире 1408 г.
Судя по тексту Евангелия от Луки, сюжет «Сретения» был полон глубокого значения для художников средневековья, мы видим по праздникам из иконостасов Благовещенского, Успенского (во Владимире) и Троицкого соборов, как своеобразно было его толкование художниками.
«Сретение» - это посвящение младенца Христа богу и пророчество о нем, как спасителе двух благочестивых праведников преклонных лет, Симеона и пророчицы Анны, уже отрешенных от жизни и уходящих из нее в инобытие. «Дух святой был на нем», говорится в Евангелии о Симеоне. «Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» и «Пришел он по вдохновению в храм».

И коны иконостаса Троице-Сергиевого Монастыря:

1) Б лаговещение - стр 2 - стр 3
2) Р ождество Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
3) С ретение Христово - стр 2 - стр 3 - стр 4
4) Б огоявление - стр 2 - стр 3
5)