Есть один, роль и значение которого особенно важны. Иногда его называют Основным Законом, чаще – Конституцией.

Конституция – это Основной Закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан , герб, гимн и флаг государства, его столица и другие фундаментальные вопросы жизни страны.

Основным Законом конституция называется потому, что все остальные законы должны на нее ориентироваться, ей подчиняться, строго соответствовать ее нормам. Если закон противоречит конституции, он признается антиконституционным и должен быть отменен. Антиконституционным является также любое действующее вразрез с «духом и буквой» конституции. Конституцией занимается специальная отрасль права - конституционное право. Эта отрасль права, которое рассматривает отношения, регулируемые конституцией, и положение самой конституции, конституционных законов.

На пути к Конституции.

Первая в мире Конституция была принята в США в 1787 г. и просуществовала свыше 200 лет; вторая – во Франции в 1791 г. Характерно, что формирование первых в мире конституций было тесным образом связано с провозглашением деклараций прав человека и гражданина, которые по сути были конституционными актами.

В России отмечались многочисленные попытки создания и утверждения конституций, а затем их периодическая смена. Еще в 1825 г. участники декабрьского восстания (декабристы) готовили конституционные документы о замене монархического строя демократическим. Пользовалась популярностью и идея конституционной монархии.

В к. XIX в. в России появились такие элементы конституционализма, как земство и суды присяжных заседателей (реформы Александра II). В те же годы был создан первый в России законченный проект Конституции, подготовленный комиссией под руководством графа М. Лорис - Меликова. Однако, намерениям этим не суждено было сбыться. (убийство Александра II за несколько дней до подписания им указа о введении выборных представителей сословий)

Под воздействием революции 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», где «даровал» своим подданным политические и гражданские права и свободы, а также провозглашал создание нового законодательного органа – государственной думы , избираемого на основе народного представительства.

Смена многих конституций в России связана со становлением советской власти после Октябрьской революции 1917 г. В июле 1918 г. была провозглашена Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической республики (РСФСР), основанная на принципах диктатуры пролетариата, передаче власти советам рабочих и крестьянских депутатов, национализации средств производства, построении социализма. В январе 1924 г. (после создания в 1922 г. Советского Союза) была принята Конституция Союза Советских Социалистических республик, сохранившая основные черты Конституции РСФСР.

Пытаясь предать советскому строю видимость не присущей ему демократии, коммунистические власти страны приняли в декабре 1936 г. внешне либеральную, демократическую «сталинскую» конституцию, провозгласив «в интересах трудящихся и в целях укрепления социалистического строя», права и свободы, которые, однако, никогда не соблюдались.

Обновленная в 1977 г. «брежневская» конституция СССР немного расширяла гражданские права, но закрепляла роль Коммунистической партии как главной руководящей силы, не предусматривала прямого действия конституционных прав, не обеспечивала независимости судебной власти от государства.

Действующая ныне Конституция Российской Федерации была принята в результате всенародного референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. В референдуме приняли участие 54,8 % избирателей, большинство которых (58,4 %) высказались за принятие предложенного проекта. В отличие от предыдущих российских конституций, в ныне действующей, четко продекларированы принципы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, права регионов – субъектов Федерации; высшей ценностью признан человек, наделенный правами и свободами.

Трегубова И. К .

Зачем необходимо знать Конституцию?

Многие люди убеждены в том, что Конституция написана для юристов, органов государственной власти, судов разной инстанции, депутатов и других лиц, решающих судьбы страны, общества, рассматривающих конфликтные ситуации. Понимание того неоспоримого факта, что Конституция есть закон, узаконенные правила нашей жизни, существования каждой семьи, человека, личности, не дошло до сознания всех граждан России – одни все еще считают, что Конституция – это «парадная вывеска», политические лозунги, как это было во времена советской власти; другим содержание Конституции представляется сложным для восприятия, третьи просто ленятся читать и изучать Конституцию своей страны, находя более интересные занятия.

Молодежь должна (и даже обязана) знать Конституцию своей страны не только для сдачи экзаменов и зачетов, но и в целях культурного развития, усвоения гражданских прав и обязанностей, определения своих места и роли в обществе.

Знание Конституции страны необходимо ее гражданам, чтобы:

А) осознать свои права и свободы, предоставляемые Основным Законам;

Б) применять конституционно закрепленные права в собственных интересах и в интересах сограждан;

В) использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод.

Вопросы викторины:

«Конституция России»

1.Что такое Конституция?

2.Почему Конституцию называют Основным Законом страны?

3.Где и когда была принята 1-ая Конституция в мире?

4.Когда была принята 1-ая Конституция в нашей стране?

5.Почему так часто менялись Конституции в советское время?

6.Когда была принята ныне действующая Конституция?

7.Что называет Конституция высшей ценностью в России?

8.Какие права и свободы гарантирует гражданам нашей страны Конституция?

9.На основе какого принципа функционирует государственная власть в России?

10.Перечислите, какие органы осуществляют государственную власть в стране.

11.Какова форма государственного устройства нашей страны?

12.Перечислите государственные символы страны.

13.Зачем надо знать Конституцию своей страны?

Нынешнюю Российскую Конституцию, безусловно надо менять. И, безусловно, Президент России должен иметь более широкие права. На мой взгляд (исходя из Конституции СССР, -
Президенту надо предоставить право проводить референдум, принимать президентские Законы (по своему статусу они должны быть равны парламентским), иметь право "вето" на парламентские законы (как и парламент - на президентские) Механизмы преодоления "вето"должны быть прописаны в Конституции. Конечно же Президент должен формировать свое Правительство. без чьего-либо вмешательства. Изменять Конституцию же имеет право только народ, - на референдуме. Верховный судья и Генеральный Прокурор назначаются Парламентом по согласованию с Президентом. Законы же должны толковаться только юристами, в лице Министерства Юстиции. Международные договоры должен ратифицировать Парламент.
А идеология, безусловно нужна. Вопрос, - какая?..

Алексей Зотьев написал на КОНТе, " Нужна ли России новая Конституция?", -
http://cont.ws/post/203220

Дебаты, дебаты, дебаты… Иногда вчитываешься в те диспуты, которые ежедневно закипают на просторах интернета и прочих СМИ, и начинаешь понимать, что среди сотен и тысяч бестолковых споров есть темы, которые действительно крайне важно обсудить. Обсудить нам, населению. Обсудить, хотя бы для того, чтобы в дальнейшем, когда ситуация потребует нашего участия, иметь свою, взвешенную и мотивированную, точку зрения.

Несколько недель подряд я получаю тексты, которые призывают меня проникнуться идеей наделения президента РФ чрезвычайными полномочиями и рассказывают о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию. Наделение чрезвычайными полномочиями поддержу только в случае введения чрезвычайного положения, а вот вопрос внесения изменений в Конституцию меня интересует давно.

В запале борьбы с «советским наследием» мы не заметили как нам подсунули американский документ, отвечающий интересам своих создателей, забрав у нас основной закон, который, в принципе, всех устраивал и охватывал интересы всех слоев населения. Мы боролись с «диктатом», с «тоталитарным режимом». Нам крайне важно было добиться того, чтобы власть не была сосредоточенна в руках одного человека. И нам дали то, что мы хотели. Сегодня многие кричат о том, что подобный документ мог быть состряпан исключительно для страны, которой отведена роль колонии. Я не считаю Россию колонией, и уж тем более страной третьего мира, но согласен с тем, что действующая российская Конституция уже не отвечает современным реалиям. Лично мне не нравится тот факт, что Россия не может иметь государственную идеологию. Страна без идеологии это как дорога, которая ведет в никуда. Вроде и асфальт ровный, и горизонт видно, а куда приедешь - не знаешь. России нужна идеология. Емкая, понятная, охватывающая интересы всех слоев населения. Патриотизм, как это было заявлено, не может быть идеологией. Патриотизм - это основная движущая сила на пути претворения идеологии в жизнь. Не более.

Действующая конституция ограничивает президента РФ практически во всем. Вся полнота власти сконцентрирована в парламенте, палаты которого наделены функцией принятия окончательных решений, тогда как президент вынужден серьезно ограничивать свои волеизъявления. Принятие законов, назначение судей Верховного Суда и Генерального Прокурора, проведение референдума, формирование правительства и внесение изменений в действующую Конституцию - все это прерогатива парламента, которому президент может только представлять кандидатуры и законы, рожденные в стенах которого, он обязан подписывать.

Данный документ, Конституция, рожденный в пытливых умах американских юристов, создавался с одной целью - сделать фигуру президента России сугубо номинальной и подконтрольной парламенту, который формировался при непосредственном участии третьей, незримой, силы, присматривающей за Россией издалека. Сегодня, с учетом того, что Россия вновь пытается заявить о своих геополитических интересах, данный документ может стать серьезным препятствием на пути реализации многих инициатив. Учитывая что не за горами выборы в Государственную Думу, Западу, для того чтобы ограничить дееспособность президента, нужно просто максимально провести в парламент своих ставленников. Что они в ближайшее время и попытаются сделать. Для этого есть все ресурсы - люди, деньги и карманные СМИ. Если президент и партия власти не получит в парламенте большинство, то многие инициативы президента будут попросту блокироваться, что крайне негативно скажется на работе правительства в целом.

Конституция Советского Союза, во всех ее редакциях, наделяла главу государства такими полномочиями, которые позволяли ему самостоятельно решать основные вопросы и не опасаться раскола в ЦК и Верховном Совете народных депутатов. Сегодня некоторые политики настаивают на том, что конституцию нужно менять, и менять по примеру конституции СССР. С одной стороны, вся полнота власти, сосредоточенная в одних руках, это не плохо. Разумеется, если президент является патриотом своей страны и гарантированно не скатиться к банальной диктатуре. Но президент - величина не постоянная, так как люди, к сожалению, не бессмертны. И на смену одному, придет другой, который может по своему распорядится подобной безграничной властью. Лично я считаю этот вопрос, вопрос наделения президента России столь широкими полномочиями, крайне щепетильным и требующим широких обсуждений.

Учитывая что меня читают исключительно неравнодушные люди, так как я не пишу про шопинг, фитнес, отношения мужчины и женщины, и не рассказываю о том что надо валить в Европу, где хорошо и местами даже прекрасно, делая уклон на внутреннюю политику, хочу узнать мнение своих читателей. Как Вы считаете, стоит ли менять Конституцию, в плане расширения полномочий президента, или лучше все оставить так как есть, понадеявшись на то, что в парламенте рано или поздно окажутся исключительно лучшие представители своего народа? Ах, да! Забыл! Нужна ли России идеология? С нетерпением жду Ваших комментариев!

Депутат Госдумы Евгений Федоров организовал рабочую группу, которая в данный момент занимается сбором различных предложений и проектов по редактированию Конституции страны.

По утверждениям экспертов, действующая Конституция 1993-го года уже не позволяет России найти решения для ряда ключевых проблем и, более того, серьезно ограничивает развитие страны. Поэтому специалисты указывают на тот факт, что в настоящий момент назрела необходимость, как минимум, внесения существенных изменений в Конституцию, как максимум - принятия принципиально нового документа.

Дело в том, что многие вопросы в России не решаются в качественном плане в силу конституционных ограничений для решения этих проблем. Например, предусмотренная конституцией независимость Центрального банка и его отказ от поддержки национальной экономики - в отличие от Центральных банков других стран - приводит к очень большим потерям российского бюджета и экономики, - пояснил Life News единоросс Федоров.

При этом парламентарий подчеркнул, что это лишь один из многих примеров тех проблем, которые остаются нерешенными из-за несовременности конституции.

Есть, конечно, и более глобальные проблемы, например, действующая сейчас Конституция не предусматривает стратегического управления страной. Да и сама политическая система, политические понятия, закрепленные в этом законе, противоречат историческим и культурным особенностям страны, - уверен Федоров.

В данный момент на рассмотрении группы, в состав которой, помимо парламентариев, вошли социологи, политологи, юристы и прочие эксперты, представлен один полный проект новой Конституции России. Его автором стал Степан Сулакшин, генеральный директор Центра проблемного анализа и депутат первых двух созывов нижней палаты парламента.

Новый документ состоит из 240 статей, в то время как действующая Конституция содержит "всего" 137 пунктов. Изменениям в новой версии Главного закона подвергнутся почти все статьи: так или иначе понятия, сдержащиеся в них, будут уточнены и проработаны более подробно, чтобы не носить, как подчеркивает Сулакшин, "сугубо декларативную функцию".

При этом Федоров подчеркивает, что, хотя он готов рассмотреть Конституцию Сулакшина, как наиболее систематизированное из представленных предложений, скорее всего, ее текст будет существенно изменен.

После просмотра всех предложений и изменений, в том числе, после исследования Конституции Сулакшина, мы вместе с экспертами напишем один проработанный до мелочей документ, но это долгая работа, - рассказал Life News Федоров.

По его словам, новый Главный закон страны может быть принят уже в ближайшие 3-4 года послеактивной

Работы по его разработке, к которому в скором времени подключатся и остальные депутаты Госдумы.

Интересно, что один из самых известных оппозиционеров, депутат от фракции "Справедливая Россия" Дмитрий Гудков, в принципе, поддержал инициативу единоросса, хотя и с некоторыми оговорками.

Конституцию нужно менять, но количество страниц не является показателем качества, потому что можно внести поправки, которые наделят президента дополнительными полномочиями в ущерб парламенту или судебной системе, - считает Гудков-младший. - Я бы предложил переписать Конституцию, существенно ограничив полномочия президента, передав большую их часть в парламент. Я сторонник парламентской республики, но нужно прописать хотя бы смешанную модель.

В целом все предложения эсера по изменению Конституции связаны с наделением парламента большим количеством функций и с изменением порядка выбора представителей власти и госчиновников.

Нам нужна конституция с четко прописанным механизмом разделения властей: независимую судебную, сильную парламентскую. И вообще необходимо прописать модель парламентской демократии в нашей стране. Однозначно сократить сроки полномочий и парламента, и президента: сделать как было, по 4 года, - продолжает рассуждать справедливоросс. - Я бы частично прописал процедуру выборности судей. Добавил бы полномочий парламентариям, точнее более подробно бы их прописал, а то нынешние нормы трактуют как хотят.

В свою очередь, представители фракции КПРФ не удивились стремлению "Единой России" внести измнения в главный закон страны. Коммунисты, хотя и признают в тот факт, что действующая Конституция не идеальна, считают, что партия власти пытается изменить ее в угоду своим интересам.

В идеале

они вообще бы вернули 6-ю статью, в которой бы закрепили то, что именно "Единая Россия" является направляющей силой для государства, - считает зампредседателя комитета Госдумы по конституционному строительству Вадим Соловьев. - Действующая Конституция для нынешнего режима - кость в горле.

Коммунист уверен, что "Единая Россия" идет по пути изменения Главного закона страны, чтобы утвердить свою власть и для того, чтобы принимаемые этой партией ужесточающие законы не входили в противоречие с Конституцией.

Все законопроекты ЕР направлены на ужесточение: это и закон о митингах, и закон о клевете, и другие. И они действительно иногда противоречат Конституции, что недопустимо. Поэтому партия власти инициирует "ползучий конституционный переворот", - считает Соловьев.

В свою очередь, ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов уверен, что конституция, как рамочный документ государства, должна быть краткой и понятной.

В ней не должны быть подробно прописаны статьи, потому что этим непосредственно занимаются «подконституционные» акты – уголовный, административный и другие кодексы, а также отдельные законопроекты, - пояснил свою позицию политолог. - Смысл конституции в том, что она должна быть базовой и очень простой, минимально изменяемой, она обеспечивает единое правовое поле.

Эксперт отметил, что конкретика в главном законе страны и так есть, в ней четко прописано количество субъектов РФ, функционал органов власти и другие основополагающие пункты.

Собирать политологов и экспертов, чтобы переделать конституцию, с учетом того, что действующий президент не стал ее изменять в свое время, это попытка укрепить позиции действующего депутата, - заявил Абзалов.

От редакции "РН": Доклад директора Центра научно-политической мысли и идеологии профессора С.С.Сулакшина на научно-экспертной сессии "Либеральная конституция России 1993 года: проблема смены ", прошедшей 6 декабря 2013 года.

ЗАЧЕМ НУЖНА КОНСТИТУЦИЯ, ИЛИ К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ МЕТОДОЛОГИИ, АНАЛИЗА, ДИАГНОСТИКИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ

Есть два типа Конституций. Первый тип вот в этой колонке, так называемый "юридизированный". Ее предмет ограничивается правами и порядками, административно-государственным, административно-территориальным предписанием. Возникает проблема ценностного умолчания, о котором только что говорилось, и возникают значимые поля умолчания и произвола, которые и приводят к тому, что Конституция не программирует даже самоисполнение.

Но есть второй тип Конституций, который мы называем "жизнеобустраивающим", и он апеллирует не только к государству как к машине и как к институту, он еще занимается вопросами народонаселения, территории и всем шлейфом очень обширного проблемного дерева обеспечения успешности страны.

Конституция — это не просто основной закон, это, как говорят сейчас, "3 в 1". Во-первых, это действительно нормативно-правовой акт, который устанавливает основание, фундамент пирамиды права , юрисдикции и порядка , но это еще и нормативно-политический, ценностный, мобилизующий, манифестационный документ, который кучу людей делает народом, какие-то разбросанные географические пространства делает территорией, делает государством, и делает еще и Родиной для этих людей.

И, наконец, Конституция, — что очень важно, и что игнорируется в либеральном подходе, и неслучайно, — это государственно-управленческий документ, который выстраивает сложнейшую социальную систему с ее иерархией вертикальной и государственной связи, механизмы управления. И вы понимаете, что если этого нет, то возникает слишком большой произвол и риски в развитии.

Это прямая проекция в проблему типа государства, и мы сейчас внутри дискурса относительно либеральной модели государства, как машины для оказания услуг за плату в виде налогов, которые, конечно, нужно оптимизировать по законам бизнеса, минимизировать. И, желательно, вообще свести к исключительной юрисдикции собственника, то есть — клуба бенефициаров, — так мы уже в политологическом словаре это обозначили, — которые неявным образом приватизируют власть и приватизируют государство, соответственно, обслуживают только свои собственные интересы.

Но ведь государство — это еще и ценности, это цели развития, это контроль развития, это обратные связи, оценка обществом дееспособности власти и так далее, кроме того что это машина для услуг.

И возникает удивительное обнаружение в нашей практике. Вы прекрасно уже сейчас акцентируете, что высшей ценностью в Конституции 1993 года объявлена одна-единственная, вот в номинации "высшая ценность" одна-единственная — права и свободы человека.

Но цитата из Президента России Медведева 2010 года, дословная и точная: "Бедный не может быть свободным". Так кому эти права и свободы предназначены в нашей стране? Возникает вот такая инверсия ценностей. Это важнейшая проблема для действующей Конституции, когда замечательные даже номинации прав и свобод превращаются в свою противоположность. Это явление, которое мы квалифицируем как "ценностный реверс", и благие намерения в данном случае ведут вовсе не туда, куда казалось бы, а ведут в совершенно противоположную сторону, что мы и констатируем.

Конституция не может выпадать из глобального мирового человеческого эволюционного тренда, в котором человек и человечество становятся все более "очеловеченным", а не обратным образом "расчеловеченным" и нацеленным на меркантилизм,

нацеленным на материальное удовлетворение и на самые низменные потребности, что программируется в нашей российской действительности действующей Конституцией, самоустранившейся от ценностей, таких как нравственность, таких как "социальная справедливость", таких как "Родина" и "государство" и еще целого ряда важнейших вещей.

И если посмотреть на тоже мегаэволюционный ряд эволюции государства как важнейшего явления социальной природы человечества, то можно увидеть, что от силовых проблем управляемости, права, от материальных проблем распределения, конечно же, человеческое сообщество свою социальную оболочку — государство — нацеливает, ожидает и проектирует, предвосхищает в виде нравственного государства, в котором доминировать начинает духовное, высокое, ценностное, делающее человека человеком.

И на этой исторической траектории Российская Конституция нас заворачивает прямо в противоположную сторону, как я только что иллюстрировал — в сторону социал-дарвинизма.

И эта Конституция не просто тормозит развитие страны, она отбрасывает страну на тупиковый путь развития.

КОНСТИТУЦИЯ КАК АКТ ЖИЗНЕОБУСТРОЙСТВА СТРАНЫ И ЕЕ УСПЕШНОСТИ

Итак, Конституция — это гарант жизнеустройства и успешности страны.

Понятие "успешность" нетривиально и принципиально важно. Оно измеримо, оно формируемо, оно управляемо. Кто — оно? Понятие "успешность". Успешность страны как успешность для каждого из нас — вещь, интуитивно очень хорошо понимаемая.

А если мы посмотрим на вот такой качественный график успешности для нашей страны и на точки нулевой успешности — распада государственности в 1917 году, в 1991 году,

мы понимаем, что существует вызов обустройства страны в промежутке времени ее жизни с точки зрения максимума успешности, формализации этого обстоятельства, увязки его с теми государственно-управленческими формулами, форматом института и механизмами, которые порождает Конституция.

И вызов сегодняшнего момента диагностики Конституции как раз заключается в том, какое направление движения она программирует в нашей стране — в направлении неуспешности или в направлении успешности:

Много раз проверено на общественно-экспертном мнении, на уровне 90-95% такого консенсусного мнения, что страна движется в сторону неуспешности. Почему, и что сделать, чтобы это могло быть изменено? Вывод, который будет сделан в докладе, я его предвосхищаю: Действующая Конституция программирует деградацию и неуспешность страны, ее аварийность. Она должна быть сменена в целом. Конституция, которая может программировать иной путь — к успешности, возможна. Можно не верить такого рода оценкам, но они, повторяю, невкусовые.

Здесь показан индекс успешности с 1980 года по современность на основе статистических данных:

Здесь нет ни одного опросного социологического показателя. Все, что выше единицы, и, в частности, черная кривая — это и есть индекс успешности, это успешное развитие страны. И мы видим, насколько чувствителен и правдив этот показатель. СССР развивался, и развивался успешно, ровно до момента горбачевского предательства. Вот это историческая точка слома хода успешности страны. С точностью до квартала этот индекс показывает с распадом СССР, сменой модели, сменой Конституции через 2 года — переход в другое пространство — пространство неуспешности, в котором мы до сих пор находимся. И последний прогноз на 2013 год показывает, что мы вновь падаем с той же интенсивностью, с которой падали в 2008 году в кризис.

Чтобы поверить окончательно, что это не выдумки и не беллетристика, посмотрим на индекс успешности Китая, США. Вот чувствительность индекса на примере рецессии 2008 года Японии, многих других государств. Дело серьезно:

Коэффициент успешности, который на историческом максимуме СССР был сброшен до порога распада государства благодаря беспрецедентному политическому предательству, на сегодня форматируется собственным устроением нашей страны, а именно ее Конституцией.

И вот здесь вы видите детальную прорисовку траектории последних лет:

Поворот произошел при избрании Медведева Президентом. Но этот тренд идет вниз, и мы понимаем, что порог устойчивости государства уже недалек.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ (УСПЕШНОСТЬ) СТРАНЫ?

Возможно ли формализовать и найти не на основе политического заказа, вкусовых групповых эгоистических соображений формулы построения Конституции, гарантирующей успешность страны? Да, возможно.

Потому что, если Конституция не либеральная, умалчивающая ценностные государственно-управленческие достаточно детализированные форматы, чтобы не допускать произвола вашингтонского обкома (я имею в виду внешнее несуверенное управление страной ), произвола эгоистических интересов групп богатых людей, административно уполномоченных людей на приватизацию и управление страной, то тогда форматы экономического устройства, регионального, гуманитарного, социального, внутриполитического, избирательного, внешнеполитического по этой схеме, как ручейки, стекаясь, обеспечат потенциал успешности нашей страны. И это есть государственно-управленческая задача, такая же, как направлять ракету, например, на Марс.

Вот такие связи совершенно реальные между выбором управленческим, или, точнее, нормативно-правовым госуправленческим и ценностным в Конституции, когда они не умалчиваются, они показывают, что можно получить вот такой максимум успешности страны.

Итак, Конституция — это чертеж страны, это программа ее успешности либо неуспешности. И на пути перехода в логическом и алгоритмическом, от первого к последнему, мы видим обязательное присутствие ценностей как характеристик целеполагания,

требований к национальному законодательству, к государственному управлению, к формированию обратных связей и прямых связей через институт высших ценностей:

Конституция не может быть программой успешности, если она не содержит в себе, в каждой своей статье, нормы и ценности, порождающей цели и программу успешности:

Разве не важны вот эти ценностные целевые полагания? Наша страна, как Родина — ценность для всех нас, наша историческая уникальность, идентичность, нравственность, народосбережение, справедливость, труд, нестяжание, терпимость — но ничего этого в Конституции 1993 года нет, поэтому неудивительно, что и на дворе этого нет.

Конституция 1993 года, как мы сейчас выяснили, запрограммировала одну формулу: "Бедный не может быть свободным". Свободным может быть только богатый. Богатые — это меньшинство населения. Богатые — это транснациональные интересы и позиционирование. Богатые — это уничтожение суверенитета страны. Богатые — это растаскивание природных ресурсов и других богатств страны, все то, о чем очень ярко первый доклад нам повествовал. И это дает нам совершенно конкретный механизм для анализа действующей Конституции и алгоритм для ее обращения, разработки Конституции иного типа.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИИ 1993 ГОДА

Итак, какие конкретно юридические, государственно-управленческие, манифестационно-политические проблемы имеют место в действующей Конституции? Они перечислены не все, их многие десятки.

Скажу абсолютно обоснованно, что каждая статья Конституции, за редчайшим исключением, содержит в себе некую программу. Эту программу можно обозначить как программу "АнтиРоссия" — снижение геополитических потенциалов страны, направленное к уничтожению ее субъектности на карте мира.

Какую бы позицию мы ни взяли — ценностную умолчания, государственный космополитизм и подавление суверенности, мы видим, что на деле получаем соответствующие результаты: долговая зависимость от мира, зависимость от экспорта и импорта, зависимость от вывода капитала, сворачивание геополитического потенциала России, и научного, и технологического потенциала уже на уровень кондиций даже не просто региональной державы, а ниже малого и среднего государства.

Мы видим, что отсутствие апелляций к цивилизационной идентичности и фактическая русофобия приводят к поразительному эффекту, который мы вынуждены квалифицировать, конечно, сдерживая себя и не употребляя такие формулы как "этнический этноцид" или "русский геноцид". Но то, что мы имеем в стране этноизбирательный демографический кризис по признаку этнической "русскости", и начинается это с цивилизационной, мы видим на статистиках.

Мы видим, что русский народ, который составляет большинство населения, в демографическом отношении самый ущербный в своей собственной стране, которая называется Russia уже многие сотни лет:

Если мы возьмем другие позиции, я надеюсь, вы можете прочитать, например, полное отсутствие правового института политической ответственности государства, государственных должностных лиц, лидеров страны, потому что все, что им приписано, это иметь в ведении вопросы, касающиеся развития страны.

Они не отвечают за результаты развития страны.

И вновь мы имеем право и обязаны посмотреть на результаты развития. Они не отвечают за результаты, они переназначают себя до пенсии, до конца своей жизни. Возникает монополизация власти, возникают гонения на дискурс политической оппозиции. Этого института нет в действующей Конституции, и поэтому неудивительно, что уважение, авторитет нашей страны, ее влиятельность в мире падает, а нелюбовь, неуважение до ненависти системно растет:

Такого рода проблема сопоставлений и результат по каждой из перечисленных проблем и вызовов.

Что касается и асоциальных формул собственности, и устранения государства от социальной справедливости — такого института там нет. Но посмотрите на функцию распределения по доходам России — у нас богатые богатеют, а бедные беднеют.

Посмотрите на то, что Россия меньше любого сопоставимого государства в мире вмешивается в перераспределение добавочной стоимости в стране, поскольку бедный-то не может быть свободным. Свободны только богатые, а им нужно уменьшать и уменьшать долю государственных расходов в ВВП страны. Но если эта доля станет ноль или близка к нулю, то не будет Российского государства. Вот это и есть программа действующей Конституции.

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, ГЕНЕРИРУЕМЫХ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ КОНСТИТУЦИЕЙ 1993 ГОДА

Как выйти из этой ловушки, как построить новые конструкты иной Конституции, которая не вытекает из политического оппонирования? Вот нам не нравится Путин, нам не нравятся либералы.

Да, нам свобода нравится гораздо больше, чем им, но мы говорим, что в Конституции, в которой отсутствует обязанность кого бы то ни было обеспечить права и свободы любого человека, эти права обращаются в право денег. А мы требуем, чтобы в Конституции был механизм гарантии права,

и право было бы не правом на право, а правом на реализацию этого права. И это юридически, государственно-управленчески, политически возможно, если иначе относиться к государству — не как к институту, а как к Родине и оболочке жизнеобустройства нашей страны.

Если помнить про уникальные ключи успешности и специфичности: производство, распределение, потребление культуры и жизни в нашей стране, связанной с цивилизационной "русскостью", не только этнической, в чем нас обвиняют, обвиняя националистами, нет, Russian — это цивилизационно русский, это гражданско-российский, но еще Russian — это 80% нас, русских, которые тоже полагают, что про нас не следует забывать:

Это и нравственность — как примат духовных и высоких очеловеченных ценностей:

Свобода, еще раз хочу подчеркнуть, это не возможность купить все, что хочу, как думает Дмитрий Медведев. Это, прежде всего, ограничение самого себя наложением обязанности обеспечивать свободу своего соседа. Это главный принцип социальности, кооперативности социума.

И вульгарное прочтение этой важнейшей категории — это лукавство, которое свободу превращает в рабство для 90%, и в свободу, действительно, "что хочу, то ворочу" для 10%:

Справедливость, реальная демократия, которая на сегодня свелась, опять-таки, к праву денег и административного ресурса. Труд, который сегодня растаптывается, а рента, спекуляция, виртуальная экономика доминируют. К чему это ведет, любому понятно по той жирной черной кривой:

Понятие народного достояния, прежде всего право на ликвидные масштабные природные ресурсы, вопросы защиты от низменных соблазнов, искушений, вопросы нравственной цензуры, вопросы баланса ветвей власти, которые по нынешней Конституции абсолютно реверсированы и превратились в монополию власти:

Вопросы политической ответственности, политической соревновательности института оппозиции и гарантии оппозиции - все эти перечисленные проблемы укладываются для их решения в четкий и жесткий алгоритм.

Но на сегодня начало этого алгоритма в действующей Конституции запрещено, поэтому всего остального просто нет.

НУЖНА ЛИ, МОЖЕТ ЛИ, И БУДЕТ ЛИ ПРИНЯТА НОВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ?

Вардан Эрнестович уже показывал — частотное распределение, средний срок жизни Конституции 15-20 лет.

Это обычное нормальное дело. Жизнь меняется, и общество, страны, народы и государства подстраивают свои основные чертежи под новое осмысление реалий.

Вот хронотоп, хронограф российских конституционных уложений:

Мы уже, знаете ли, перезреваем, уже пора уважать закон этого шага обновления Российской Конституции.

И, наконец, если этого не произойдет, если так как сегодня руководство страны настаивает: "Продолжаем идти тем же путем", — то прогноз по многим разным методам говорит о том, что жесточайший кризис стране предстоит, на уровне, вероятно, той же политической трагедии, напряжения, как в 1905-м, 1917-м, 1991-м году, и произойдет это в ближайшие годы. И все это уже далеко не шутка:

ВЫВОДЫ

Итак, вывод: либеральная Конституция 1993 года программирует деградацию и аварийность страны. Она должна быть изменена на системной основе, консенсусной основе, которая, я уверен, в нашем народе и в нашей стране может быть найдена, должна быть заменена полностью, и Россия должна обрести иной облик и иную дорогу в будущее .

Спасибо за внимание.

Возможна ли жизнь государства без закона, который будет для него основным? Что будут делать граждане страны в различных ситуациях, и будет ли сама страна, если власть в ней не регулируется?

Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества.

Зачем она нужна?

Это нормативно-правовой акт. То есть, с помощью его определяются высшие органы государства и порядок их формирования, регулируются взаимоотношения различных инстанций и положение гражданина по отношению к власти. Для чего, собственно, она и используется.

Специалисты в области права подразделяют конституции на Писаные и Неписаные. Под термином «Писаные» подразумевается свод конституционных законов или единый нормативно-правовой акт. «Неписаные» — законы, содержащиеся в основном, в конституционных обычаях.

История возникновения

От других законов конституция отличается тем, что только она закрепляет государственный строй, обладает высшей юридической силой, относительно стабильна, является базой для современного законодательства.

Читайте далее: