Великомученик Димитрий Солунский родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий Солунский достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий Солунский - христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий Солунский раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий Солунский сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.


В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения . В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Молитвы святому великомученику Димитрию Солунскому

Молитва первая

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию (или храм сей) и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Молитва вторая

Святый великомучениче Христов Димитрие! Предстоя со дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам, окаянным (имена) от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити приход (или дом) сей и храм наш. Испроси нам благодатное укрепление на дела благая, да благоугодное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами Твоими наследовати Царствие Небесное и тамо прославляти Его, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

Икона Дмитрия Солунского

Одним из самых любимых святых образов в христианстве считается божественное изображение Великомученика. Его приговорили к казни сразу как только он прилюдно сказал, что исповедует православную веру. В нашей статье вы можете ознакомиться с кратким житием Мученика, а еще узнать какую роль в христианстве играет икона Святого, и в каких случаях перед ней просят помощи.


Краткая история жизни

Божий Угодник появился на свет в солнечной Греции в маленьком городке Солуни, в годы правления язычников – богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Отец и мать его в течении долгого времени не могли зачать ребенка. Его родители были скрытыми сторонниками православия, и они непрерывно читали молитвы перед образом Всевышнего о послании им ребенка. Всевышний внял их мольбам и мать вскоре забеременела. Когда мальчик немного повзрослел, его мать и отец под покровом ночи привели в дом святого отца, чтобы провести обряд крещения.
В течении всего своего мирского жития родители учили своего сына христианству. Отец мальчика работал в промагистром. Когда он достиг совершеннолетия его отец скончался. Правитель Греции Максимиан издал указ, назначающий Дмитрия предводителем карателей православных верующих. По ходу своей деятельности Святой обязан был обеспечивать защиту Фессалонийского региона и истреблять христианских верующих. Но на самом деле Подвижник стал обращать язычников в православие.

Когда все это дошло до Максимиана, он приказал бросить его в темницу. Но пребывая в заточении Великомученик не отказался от своей приверженности к христианству, а вместо этого стал еще яростнее восхвалять Иисуса Христа. В годы правления императора Максимиана были распространены такие развлечения: как цирк и гладиаторские бои. Но во время одного поединка погибает любимый гладиатор императора, и Максимиан приходит в ярость, и отдает приказ убить победителя.

Но и это не удовлетворило императора, и он приказывает казнить Дмитрия. На рассвете двадцать шестого октября в 306 году солдаты пришли за заключенным дабы отвести Великомученика на казнь. Но зайдя в камеру застали Святого молящим Господу, и тогда воины немедленно его закололи.

Тело его выбросили на поедания зверям, но его сторонники забрали тело и схоронили. После чего слуга Святого Лупп забрал окровавленную одежду и кольцо и дарил исцеления от болезней всем немощным, за такую деятельность его также казнили.

Спустя тридцать два года после смерти Дмитрия над его местом погребения был возведен собор, в котором многие верующие обретали избавления от всех страданий. Через некоторое время нашли и святые останки Великомученика.


Предназначение иконы

Этот святой образ считается сильнейшим талисманом всех, кто имеет отношение к военному делу. Фигура Великомученика Солунского играла огромную роль в становлении христианства в Киевской Руси наравне со святым образом Дмитрия Донского. Эти две святыне считаются атрибутом мужественности и смелости. В летописях сохранилось упоминание о том, что при совершении Литургии перед ликом Праведника в храме был и царь.

После Куликовского сражения в честь всех бойцов, сложивших голову в этой битве с целью проведения совместной панихиды установили Дмитриевскую родительскую субботу. С того дня и стали восхвалять лик Великомученика в родительскую субботу и двадцать шестого октября, когда произошло обретение останков Святого. В первый раз такую службу провели двадцатого октября в конце тринадцатого века.


Как молиться

В современном мире части останков Святого Дмитрия хранятся во многих государств мира, так одна шестая часть мощей хранится в храмах Рима. Возле останков и перед образами Великомученика обычно просят об:
избавлении от глазных болезней,
избавлении от страшных недугов,
отваги,
выдержке,
храбрости.

Молитва

Святой и преславный великомученик Господний Димитрий, быстрый помощник и милосердный защитник с надежной к тебе обращаемся! Представ со смелостью перед Небесным Владыкой, умоли Его даровать прощение грехов наших и об избавлении от лукавых соблазнов, трусости, воды, пожара, войны и вечных страданий. Умоли Небесное Сиятельство, ниспослать благ на город этот, на этот монастырь и любую державу православную.

"Умоли Господа Нашего даровать победу православных христиан над врагами, всякой стране христианской лад, спокойствие, непоколебимую веру и преуспеяние в праведности; нам же, восхваляющим святое имя твое, попроси благословение на совершении дел благих и праведных, Спасителю нашему Иисусу Христу делами на земле совершаемые, удостоимся мольбами твоими наследовать Царствие Господнее для вечного восхваления Отца и Сына и Святого Духа. Аминь."


Разновидности икон Святого и их описание

Самой любимой иконой христиан является образ, на котором Великомученик Солунский запечатлен в седле. Данный образ изображает чудесное деяние, которое описывается в сказании Дмитрия Донского. Согласно преданию, в начале двенадцатого столетия войско, возглавляемое императором Калояном пытались захватить город Солунь. Но Праведник появился в лагере захватчиков и казнил царя:
На образе он закалывает захватчика, и он уходит под землю.
На воротах града изображаются воины и обычные люди, держащие в руках лик Подвижника
В небе появляется небесный посланник Господа, который возлагает на голову Праведника венец.
А слева с Небес Господь дарует свое благословение святому защитнику.

Еще одной довольно известной иконой считается лик Святого двенадцатого века, в наше время эта святыня хранится в Третьяковской галерее. Считается, что данный лик был написан в двенадцатом веке и хранился во граде Дмитрове в храме, но после окончании революции икону забрали и отдали в музей. В начале двадцатых годов иконописцы соскребли верхнее изображение, написанное поверх древнего. Иконописцы увидели лик, на котором Великомученик сидит на троне на голове корона, держащий в руках меч. Несомненно, в Небесном Царствии нет необходимости в защите, это атрибут того, что при мирском житие он был вооружен Святым Словом. Считается что это символ отваги и храбрости.

Народный защитник

Принято считать, что лик Великомученика исцеляет тех, кто мучается недугами главы и очей. Кроме того, Угодник является защитником военных. Останки Великомученика при нахождении излили большое количества ароматного масла, именно поэтому его назвали мироточивым. Христиане применяют благоуханное масло для избавления от всех хворей. В Киевской Руси Праведник пользовался таким почитание, что его считали русским по рождению. Даже царские вельможи очень часто нарекали своих сыновей честь Святого Воина, наверное, этим и объясняется распространённость его имени, которая сохранилась и в наши дни.

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции.

Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий - христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но вместо этого его казнили, как христианина.

По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

С VII века при раке святого Димитрия начало истекать благовонное и чудотворное миро, о чем писали современники. В XIV веке Димитрий Хризолог писал о нем: миро «по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ... Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом». По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Значение ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии

ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ

Димитрий Солунский - святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страданиях и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 числом месяца октября. О житиях святого Димитрия см. под тем же числом в месяцеслове архимандрита Сергия. Была попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению - славянин (см. "Чтения общества истории и древностей российских", 1846). В старинных русских стихах святой великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют "отечестволюбцем" славянских народов. В русских летописях имя святого Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нем упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам нашего летописца, свое поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя. Русские издревле старались приобретать хотя малейшие частички его мощей, одежды, миры или даже персти от гроба его. Этим объясняется, почему во всех древних монастырях и церквах, среди частиц мощей различных святых, почти непременно находится часть мощей или миры от святого Димитрия. В 1197 г. была принесена из Солуня во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 г., перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе. Особое почтение к памяти святого Димитрия видно, между прочим, из того, что наши князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I , Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В Древней Руси день святого великомученика Димитрия считался в числе больших праздников; службу совершал обыкновенно сам патриарх, в присутствии государя. Святой Димитрий был воин и правитель Солуни; сообразно с этим он изображается на древних иконах в военном облачении, с копьем и мечом. П. В.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Димитрий Солунский (+ ок. 306), великомученик Память 26 октября. …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    христианский святой,великомученик. Сын солунского воеводы, тайно исповедовавшего христианство. Был назначен языческим императором Максимианом на пост проконсула, активно способствовал распространению христианства. …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ
    св. великомуч., пострадавший во время импер. Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под 26 …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? святой великомученик, пострадавший во время императора Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование в нашей Минеи, под …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    Дим`итрий …
  • ДИМИТРИЙ СОЛУНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    дим`итрий …
  • ДИМИТРИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Demetrius, ?????????). 1) Димитрий Полиоркет. т. е. завоеватель городов, получивший это название за изобретенные им громадные осадные машины. Он был …
  • ДИМИТРИЙ
    Димитрий - царевич, сын царя Ивана Васильевича Грозного и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Феодоровны Нагой. Родился 19 …
  • ДИМИТРИЙ ЦАРЕВИЧ, СЫН ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА ГРОЗНОГО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    и его седьмой (пятой венчанной) жены, Марии Федоровны Нагой, род. 19 окт. 1581 г. По смерти отца и восшествии на …
  • ДИМИТРИЙ ИМЕНА МАКЕД. И СИРИЙСК. ЦАРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (?????????) — ?мя многих македонских и сирийских царей. 1) Д. Полиоркет, т. е. покоритель городов (337-283 до Р. Хр.), сын …
  • ДИМИТРИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Димитрий Солунский - св. великомуч., пострадавший во время импер.Диоклетиана. О жизни, страдании и чудесах его находится повествование внашей Минеи, под …
  • ДИМИТРИЙ
    ДИМ́ИТРИЙ РОСТОВСКИЙ (в миру Дан. Саввич Туптало) (1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский (с 1702), писатель. Поддерживал реформы Петра I, но …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ ПРИЛУЦКИЙ (?-1392), основатель и первый игумен Спасо-Прилуцкого мон. близ Вологды (с 1446). Канонизирован Рус. правосл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ I Пападопулос (1914-91), греч. церк. деятель, патриарх Константинопольский (Вселенский) с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дм. Ив. Самбикин) (1839- 1908), церк. деятель и историк, архиепископ Казанский и Свияжский с 1905. Автор иссл. …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Клим. Ив. Муретов) (1811-83), архиепископ Херсонский и Одесский (с 1860), богослов, проповедник. Проф. Киевской духовной академии (с …
  • ДИМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДИМ́ИТРИЙ (в миру Дан. Анд. Сеченов) (1709- 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий (с 1762), миссионер, просветитель. Будучи епископом Нижегородским и …
  • ДИМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    дмитрий, …
  • СОЛУНСКИЙ
    солунский (от Солунь); но: Димитрий Солунский, Солунские братья (о Кирилле и …
  • ДИМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Димитрий, (Димитриевич, …
  • СОЛУНСКИЙ в Орфографическом словаре:
    сол`унский (от сол`унь); но: дим`итрий сол`унский, сол`унские бр`атья (о кирилле и …
  • ДИМИТРИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Скепсийский (Геллеспонтский) (1 в.), князь, обращенный святым Корнилием Сотником, христианский мученик, пострадавший от язычников. Память в Православной церкви 11 (14) …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (ок. 1429 гг.) византийский богослов и церковный деятель, архиепископ Фессалоникийский с 1406 г. Возглавил оборону Фессалоник от турецкого нашествия …
  • ХРИСТОДУЛ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Христодул Солунский, Кассандрский (+ 1777), мученик. Память 27 июля. Родом из Балки в …
  • ФЛОРЕНТИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Флорентий Солунский (II в.), мученик. Память 13 октября. Святой мученик Флорентий был уроженцем …
  • ФЕОНА СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феона Солунский (XVI в.), митрополит, преподобный. Память 4 апреля Подвизался в XVI веке …
  • ФЕОДУЛ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодул Солунский (+ 303), чтец, мученик. Память 5 апреля. Мученически пострадал в …
  • ФАНТИН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фантин Солунский (+ 974 ), чудотворец, преподобный. Память 30 августа Родился в Калабрии …
  • СИМЕОН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Симеон Солунский (+ 1429), архиепископ, святитель. Память 15 сентября. Житие Будущий святитель …
  • ПАЛЛАДИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Палладий Солунский (VI - VII вв.), Александрийский, преподобный. Память 27 ноября. Родом из …
  • НЕСТОР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нестор Солунский (ок. 306), мученик. Память 27 октября Юноша Нестор был учеником святого Димитрия …
  • ИОСИФ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иосиф Студит (+ 830 или 833), архиепископ Солунский, святитель, исповедник. Память 26 января …
  • ИОАНН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Солунский (+ 820 - 850), преподобный. Память 11 апреля, 18 апреля. …
  • ЕВФИМИЙ НОВЫЙ, СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евфимий Новый, Солунский (+ 889), преподобный. Память 15 октября В миру Никита, был …
  • ДОМНИН СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Домнин Солунский (VI в.), мученик. Память 1 октября. Домнин был родом из Солуни …
  • ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Туптало) (1651 - 1709), митрополит Ростовский, церковный писатель, проповедник, святитель. Память …
  • ДИМИТРИЙ (СЕЧЕНОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Сеченов) (1709 - 1767), митрополит Новгородский и Великолуцкий. В миру Сеченов Даниил …
  • ДИМИТРИЙ (РОЙСТЕР) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Ройстер) (род. 1923), архиепископ б. Далласский и Южный (Православная Церковь в Америке). …
  • ДИМИТРИЙ (ДОБРОСЕРДОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (Добросердов) (1864 - 1937), архиепископ Можайский, священномученик. В миру Добросердов Иван …
  • ДИМИТРИЙ (АБАШИДЗЕ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Димитрий (князь Абашидзе) , в схиме Антоний (1867 - 1942), схиархиепископ б. Таврический и …
  • ДАВИД СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Давид Солунский (+ ок. 540), преподобный. Память 26 июня. Подвизался в монастыре святых …
  • ВАСИЛИЙ СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Василий Солунский (+ 896), архиепископ, исповедник, святитель. Память 1 февраля. Святитель …
  • АЛЕКСАНДР СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Солунский (нач. IV в.), мученик. Память 9 ноября. Святой мученик Александр Солунский был …
  • АГАФОПОД СОЛУНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Агафопод Солунский (+ 303), диакон, мученик. Память 5 апреля. Агафопод диакон и …
  • ДИМИТРИЙ ТУПТАЛО в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Туптало - святой, знаменитый митрополит ростовский, родился в 1651 г. в местечке Макарове, в 40 верстах от Киева. Отец …
  • ДИМИТРИЙ ИВАНОВИЧ (ДОНСКОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий Иванович (прозванный Донским) - великий князь владимирский и московский, старший сын великого князя Ивана Ивановича от 2-й супруги его …
  • ДИМИТРИЙ-ФОМА КОНСТАНТИНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Димитрий-Фома Константинович, сын великого князя нижегородского Константина Васильевича, князь суздальский, потом великий князь нижегородский (1323 - 1384). По смерти …