Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Общие понятия о безопасности жизнедеятельности

Жизнедеятельность - это биологический процесс, происходящий в организме человека, обеспечивающий его жизнь, работоспособность и сохранение здоровья. Под здоровьем понимают условия физического, психического и социального благополучия человека. Обязательным условием протекания биологического процесса является деятельность, которая представляет собой процесс создания человеком условий для своего существования посредством преобразования природной и социальной реальности. Формы деятельности человека охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы.

Деятельность - это все процессы жизнеобеспечения человека в быту, все формы труда, передвижение человека, игры детей, спорт, учеба, военные действия и др.

Человек в процессе деятельности взаимодействует с окружающей средой, оказывая на нее воздействие и испытывая обратное действие среды (рис. 1.1), которое может быть как полезным, так и вредным для него.

Рис. 1.1. Модель процесса деятельности человека

Под окружающей средой понимается природная, техногенная, бытовая и социальная сферы, под влиянием которых постоянно находится человек. Человечество по мере развития расширяло область своего обитания. Занимая наиболее благоприятные для жизни районы Земли в древние времена, человек с помощью технических средств осваивал биосферу Земли и стал проникать в околоземное и космическое пространство.

Для функционирования человека как живого организма необходимо наличие следующих факторов жизнеобеспечения: атмосферного воздуха, солнечного излучения, воды, пищи (растительный и животный мир Земли). К природным факторам среды обитания, действующим на человека, относятся также климатические условия, магнитные поля, радиоактивные излучения.

При действии различных природных факторов человек адаптируется к условиям среды. Однако в случае их действия с интенсивностью, превышающей адаптационные возможности организма человека, может возникнуть опасность для его здоровья и жизни.

Таким образом, природные компоненты окружающей среды, обеспечивая жизнедеятельность человека, могут оказывать на него как благоприятное, так и негативное воздействие.

Особую опасность для человека представляют чрезвычайные ситуации (ЧС), которые могут возникать в результате катастрофических явлений во всех сферах окружающей среды. В природной сфере - это стихийные бедствия; в атмосфере - ураганы, бури, смерчи, циклоны, разряды атмосферного электричества; в гидросфере - штормы, наводнения; в литосфере - землетрясения, сели, оползни, лавины.

В результате деятельности человека природа испытывает антропогенное воздействие, которое при неразумном природопользовании является не только негативным для природной сферы (экологические катастрофы), но и оборачивается отрицательной стороной для человека, так как при этом ухудшаются факторы жизнеобеспечения и возможно воздействие на человека вредных и ядовитых веществ.

Стремление человеческого общества обеспечить свою жизнедеятельность и создать комфортные условия жизни ведет к широкому развитию производства и созданию новых технических средств. Однако при этом возрастает количество опасностей и увеличивается вероятность их действия. Техногенная сфера является объектом повышенной опасности для человека еще и потому, что в технических системах невозможно обеспечить 100% надежность и устойчивость их работы, а эго ведет к возникновению техногенных аварий и катастроф.

Бóльшую опасность для человека представляют социальные конфликты криминогенного характера, а также национальные, политические и межгосударственные конфликты, которые разрешаются с применением современных средств поражения.

Кроме окружающей среды опасность для человека представляет внутренняя среда организма, а также и собственно сам человек, безопасность которого в значительной степени зависит от его образования, культуры, обученности, тренированности, психологического статуса и психического состояния.

На протяжении своего развития человеческое общество постоянно занимается своей безопасностью.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) человека - это система знаний, изучающая опасности, угрожающие человеку, их влияние на его здоровье, и разрабатывающая методы и средства безопасности.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Когда возникла наука БЖД?

Безопасность – это


а) оперативная сигнализация

б) визуальная сигнализация

в) аварийная сигнализация

Подержание нормальных метеорологических условий в помещении – это

а) отопление б) контроль в) аэрация

Происшествие, связанное со стихийными явлениями, повлекшее за собой гибель людей

а) стихийное бедствие б) авария в) катастрофа

7. Комплекс мероприятий по организационному выводу населения из зоны ЧС:

а) рассредоточение

б) размещение населения

в) эвакуация

8. Территория, в пределах которой распространены или привнесены опасные химические вещества:

а) чрезвычайная ситуация

б) зона заражения

в) санитарно-защитная зона

9. Крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы в значительных размерах:

а) катастрофа

б) эпифитотия

в) эпидемия

Выходить из зоны химического заражения следует

а) навстречу потоку ветра

б) по направлению ветра

в) перпендикулярно направлению ветра

Какие опасности относятся к техногенным?

а) наводнение

б) производственные аварии в больших масштабах

в) загрязнение воздуха

г) природные катаклизмы

12. Известно, что огонь возникает, если имеются сразу три условия - так называемый "треугольник огня". Укажите эти три условия.



а) наличие горючего материала;

б) источник тепла;

в) источник воды;

г) наличие кислорода в окружающей среде.

На вас загорелась одежда. Укажите правильные действия.

а) начинайте кричать и бегать, привлекая к себе внимание;

б) быстро снимите горящую одежду;

в) падайте на землю и катайтесь, пытаясь сбить пламя;

г) ничего не делайте, ждите когда вам помогут;

д) прыгайте в воду или в снежный сугроб.

Укажите техногенные факторы, оказывающие неблагоприятные действия на окружающую среду.

а) Снег, дождь

б) Ураганы, штормы

в) Аварии, катастрофы

г) Загрязнение воды, почвы, воздуха

д) Военные конфликты

е) Национальные противоречия

ж) Религиозные проблемы

з) Стрессы от общения с людьми

и) Радиационное заражение местности

к) Наводнения, землетрясения

15. От чего защищают противогаз и ватно-марлевая повязка в зоне радиоактивного заражения:

а) от радиационных ожогов кожи лица

б) от облучения

в) попадания в организм радиоактивной пыли путём вдыхания

Вариант 2 (Буквы фамилии от К до Я)

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы:

1. Что такое индивидуальный и социальный риск? Дайте определение понятию «опасность».

2. Какие ЧС угрожают человеку из космоса? Приведите примеры.

Задание 2.Ответьте на тестовые задания, выбрав правильный вариант ответа с пояснением.

Целью БЖД является

а) сформировать у человека сознательность и ответственность в отношении к личной безопасности и безопасности окружающих

б) защита человека от опасностей на работе и за её пределами

в) научить человека оказывать самопомощь и взаимопомощь

г) научить оперативно ликвидировать последствия ЧС

Разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития – это

а) жизнедеятельность б) опасность в) деятельность г) безопасность



Тест 2 по курсу: «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант 2

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Безопасность жизнедеятельности»

Вариант 1 (Буквы фамилии от А до И)

Задание 1. Дайте развернутый ответ на вопросы:

1.Что такое «чрезвычайная ситуация»? Назовите основные признаки классификации ЧС.

2. Каковы причины возникновения ЧС? Какие аварии относятся к ЧС, сопровождающимися выбросом опасных вредных веществ в окружающую среду?

Задание 2.Ответьте на тестовые задания, выбрав правильный вариант ответа с пояснением.

Когда возникла наука БЖД?

а) 30-е годы 20-го века б) 70-е годы 20-го века в) в 21 веке

Как называется процесс создания человеком условий для своего существования и развития?

а) опасность б) жизнедеятельность в) безопасность г) деятельность

Безопасность – это

а) состояние деятельности, при которой с определённой долей вероятности исключается проявление опасности

б) разносторонний процесс создания человеком условий для своего существования и развития

в) сложный биологический процесс, который происходит в организме человека и позволяет сохранить здоровье и работоспособность

г) центральное понятие БЖД, которое объединяет явления, процессы, объекты, способные в определённых условиях принести вред здоровью человека

4. Предупреждает о возникновении аварийной ситуации и о необходимости выполнения противоаварийных мероприятий:
а) оперативная сигнализация

б) визуальная сигнализация

в) аварийная сигнализация

Страница 2 из 4

1.2. Концепция обеспечения безопасности

Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.
В системе «человек - среда обитания - машина» происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.
Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.
Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона.
Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.
Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.
Безопасность - это цель, а БЖД - это средства, пути и методы ее достижения.
Труд, природная среда, общая культура субъектов как элемент среды обитания человека в отдельности являются объектом исследования многих естественных и общественных наук: политэкономии, философии, гигиены труда, эргономики, социологии, инженерной психологии и др. Отличаются эти науки друг от друга предметом изучения, целью и задачами.
БЖД решает три взаимосвязанные задачи:
- идентификация опасностей, т.е. распознавание вида опасности с указанием ее количественных характеристик и координат опасности;
- защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
- ликвидация возможных опасностей (исходя из концепции остаточного риска).
Цель БЖД - достижение безопасности человека в среде обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевания человека и снижающих его работоспособность.
БЖД - система знаний, направленных на обеспечение безопасности в производственной и непроизводственной среде с учетом влияния человека на среду обитания.
Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить две группы задач:
- научные (математические модели в системах «человек- машина»; среда обитания-человек-опасные (вредные) производственные факторы; человек-ПК и т.д.);
- практические (обеспечение безопасных условий труда при обслуживании оборудования). Принципы БЖД:
- ориентирующитй (общее направление поиска);
- организующий (организация рабочего дня);
- управленческий (контроль над соблюдением норм, ответственность);
- технический (направлен на реализацию защитных средств технических устройств). К ориентирующим принципам можно отнести учет человеческого фактора, принцип нормирования, системный подход.
К управленческим принципам - стимулирование, принцип ответственности, обратных связей и другие.
К организационным принципам - принцип рациональной организации труда, зонирования территорий, принцип защиты временем (ограничение пребывания людей в условиях, когда уровень вредных воздействий находится на грани допустимого).
К техническим принципам - принципы, которые предполагают использование конкретных технических решений для повышения безопасности:
- принцип защиты количеством (например, максимальное снижение вредных выбросов);
- принцип защиты расстоянием (воздействие вредного фактора снижается вследствие увеличения расстояния), защитное заземление, изоляция, ограждения, экранирование, герметизация;
- принцип слабого звена (использование его в системах, работающих под давлением: разрывные мембраны, скороварки и т.д.). Все эти принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Методы обеспечения БЖД:
А-методы - разделение гомосферы и ноксосферы (работа с радиоактивными веществами, испытание авиадвигателей);
Б-методы - нормализация ноксосферы (снижение уровня негативных воздействий;
В-методы - приведение характеристик человека в соответствие с характеристиками ноксосферы (приспособление человека, профессиональный отбор, тренировка, обучение, снабжение человека эффективными средствами защиты);
Г-методы - комбинирование А,Б,В методов.
Средства обеспечения БЖД:
- средства коллективной защиты (СКЗ);
- средства индивидуальной защиты (СИЗ).
СКЗ классифицируются в зависимости от опасных и вредных факторов, от которых они защищают (от вибрации, шума, ионизирующих излучений).
СИЗ - в зависимости от защищаемых органов человека (скафандры, противогазы, респираторы, шлемы, маски, рукавицы, резиновые коврики и т.д.) применяются тогда, когда нет других средств защиты. Приспособления для организации безопасности: лестницы, трапы, леса, люки.
Аксиомы БЖД:
- всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна; -для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности;
- все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском;
- остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу;
- безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
- экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия;
- допустимые значения негативных техногенных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим система, технологиям, а также применением систем экобиозащиты (экобиозащитной техники);
- системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы;
- безопасная и экологичная эксплуатация технических средств и производств реализуется при соответствии квалификации и психофизических характеристик оператора требованиям разработчика технической системы и при соблюдении оператором норм и требований безопасности и экологичности.
Одной из основных задач БЖД является определение количественных характеристик опасности (идентификация). Только зная эти характеристики, можно на базе общих методов разработать эффективные частные методы обеспечения безопасности и оценивать существующие технические системы и объекты с точки зрения их безопасности для человека.
При анализе технических систем широко используется понятие надежности.
Надежность - свойство объекта выполнять и сохранять во времени заданные ему функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки.
Надежность является внутренним свойством объекта. Оно проявляется во взаимодействии этого объекта с другими объектами внутри технической системы, а также с внешней средой, являющейся объектом, с которым взаимодействует сама техническая система в соответствии с ее назначением. Это свойство определяет эффективность функционирования технической системы во времени через свои показатели. Являясь комплексным свойством, надежность объекта (в зависимости от его назначения и условий эксплуатации) оценивается через показатели частных свойств - безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохранности - в отдельности или определенном сочетании.
При анализе безопасности технической системы, характеристики ее надежности не дают исчерпывающей информации. Необходимо провести анализ возможных последствий отказов технической системы в смысле ущерба, наносимого оборудованию и последствий для людей, находящихся вблизи него. Таким образом, расширение анализа надежности, включение в него рассмотрения последствий, ожидаемую частоту их появления, а также ущерб, вызываемый потерями оборудования и человеческими жертвами, и является оценкой риска. Таким образом, можно дать следующее определение риска: риск - частота реализации опасностей. Количественная оценка риска - это отношение числа тех или иных неблагоприятных последствий к их возможному числу за определенный период.
Методика изучения риска
Изучение риска проводится в три стадии. Первая стадия: предварительный анализ опасности.
Риск чаще всего связан с бесконтрольным освобождением энергии или утечками токсических веществ (факторы мгновенного действия). Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие, для того чтобы выявить такие участки производства или его компоненты, которые являются вероятными источниками бесконтрольных утечек. Поэтому первым шагом будет:
- выявление источников опасности (например, возможность утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т. д.);
- определение частей системы (подсистем), которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, емкости и хранилища, энергетические установки и др.).
Средствами к достижению понимания опасностей в системе являются инженерный анализ и детальное рассмотрение окружающей среды, процесса работы и самого оборудования. При этом очень важно знание степени токсичности, правил безопасности, взрывоопасных условий, прохождения реакций, коррозионных процессов, условий возгораемости и т.д.
Обычно необходимы определенные ограничения на анализ технических систем и окружающей среды. Например, нерационально в деталях изучать параметры риска, связанного с разрушением механизма или устройства в результате авиакатастрофы, т.к. это редкое явление, однако нужно предусматривать защиту от таких редких явлений при анализе ядерных электростанций, т.к. это влечет за собой большое количество жертв. Поэтому необходим следующий шаг.
Введение ограничений на анализ риска (например, нужно решить, будет ли он включать детальное изучение риска в результате диверсий, войны, ошибок людей, поражения молнией, землетрясений и т.д.).
Таким образом, целью первой стадии анализа риска является определение системы и выявление в общих чертах потенциальных опасностей.
Опасности, после их выявления, характеризуются в соответствии с вызываемыми ими последствиями.
Характеристика производится в соответствии с категориями критичности:
1 класс - пренебрежимые эффекты;
2 класс - граничные эффекты;
3 класс - критические ситуации;
4 класс - катастрофические последствия.
В дальнейшем необходимо наметить предупредительные меры (если такое возможно) для исключения опасностей 4-го класса (3-го, 2-го) или понижения класса опасности. Возможные решения, которые следует рассмотреть, представляются в виде алгоритма, называемого деревом решений для анализа опасностей.
После этого можно принять необходимые решения по внесению исправлений в проект в целом или изменить конструкцию оборудования, изменить цели и функции и внести нештатные действия с использованием предохранительных и предупредительных устройств.
Качественная оценка потенциальных последствий для каждого опасного состояния в соответствии со следующими критериями:
класс 1 - безопасный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), не приводит к существенным нарушениям и не вызывает повреждений оборудования и несчастных случаев с людьми;
класс 2 - граничный (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к нарушениям в работе, может быть компенсировано или взято под контроль без повреждений оборудования или несчастных случаев с персоналом;
класс 3 - критический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к существенным нарушениям в работе, повреждению оборудования и создает опасную ситуацию, требующую немедленных мер по спасению персонала и оборудования;
класс 4 - катастрофический (состояние, связанное с ошибками персонала, недостатками конструкции или ее несоответствием проекту, а также неправильной работой), приводит к последующей потере оборудования и (или) гибели или массовому травмированию персонала. Рекомендуемые защитные меры для исключения или ограничения выявленных опасных состояний и (или) потенциальных аварий должны включать требования к элементам конструкции, введение защитных приспособлений, изменение конструкций, введение специальных процедур и инструкций для персонала.
Следует регистрировать введенные превентивные мероприятия и следить за составом остальных действующих превентивных мероприятий.
Таким образом, предварительный анализ опасности представляет собой первую попытку выявить оборудование технической системы и отдельные события, которые могут привести к возникновению опасностей, и выполняется на начальном этапе разработки системы.