зам. директора по УМР

МБОУ «СОШ №3»

п.Чернышевский

Формирование информационной культуры школьников, осваивающих ФГОС

В XXI веке информация становится основной культурной ценностью, т.к. потенциальная информация превращается в реальные сведения и индивидуальные знания. Вот почему на современном этапе развития общества информационная культура становится одним из основных показателей общей культуры личности. Именно ФГОС второго поколения призваны решить проблему формирования информационной культуры и её распространения в обществе.

Давайте разберемся в самом понятии «информационная культура». В узко научной и педагогической среде ещё не сформировалось точное определение этого термина. В общем смысле под «информационной культурой» понимают способность преодоления информационных барьеров и свободную ориентацию в информационной среде (т.е. это совокупность знаний, умений, правил и навыков, позволяющих находить и использовать информацию независимо от места ее нахождения). .

Разрабатывая образовательную программу своей школы, мы опирались на труды С.В. Михайлиди, который понятие "информационная культура" характеризует как одну из граней культуры , связанную с информационным аспектом жизни людей (т.е. не умаляет роль книги, живого слова) и выделяет в понятии три основных компонента: мировоззренческий, коммуникативный и алгоритмический.

Мировоззренческий компонент содержит в себе представления о роли компьютерных технологий в оптимизации производственного и интеллектуального труда, о сущности информации и информационных процессов

Коммуникативная составляющая: «общение» с компьютерной техникой, с символьной информацией, с людьми.

Алгоритмический компонент рассматривается как один из рациональных способов мыслительной деятельности. .

Другими словами, основными источниками информации школьников являются не только компьютер и информационные технологии, но и книга, живое слово, наблюдение и межличностное общение.

Формирование информационной культуры учащихся для нашего образовательного учреждения является одним из основных направлений образовательной программы. Для ее реализации мы имеем полноценное техническое оснащение всех учебных кабинетов. Общее количество ПК, задействованных в образовательном процессе равно 56, каждый из которых имеет выход в Интернет. 11 интерактивных досок способствуют образному восприятию различных видов информации. Каждый педагог с энтузиазмом и творчески подходит к овладению новыми информационными технологиями.

Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания. В противном случае ребенок не сможет адаптироваться к жизни в современных условиях. Уже в начальных классах наши педагоги задействуют учащихся в проектной, исследовательской, частично-поисковой деятельности. Со 2 класса введен курс «Информатика» в рамках внеурочной деятельности. Для эффективности освоения программы приобретён мобильный компьютерный класс из 13 планшетов. Тем самым уже к основной школе мы имеем фундамент ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ учащегося, который сформировался в процессе проектной деятельности через умение работать с различными источниками информации. Благодаря этому в 2015-2016 учебном году из 215 участников начальной школы в различных видах конкурсных и олимпиадных работ 74 победы, что составляет 34 %.

Очевидно, что соотношение и сочетание умения работать как с электронной, так и с печатной информацией формирует более высокий уровень знаний, умений и навыков школьников, поэтому мы работаем еще и над оснащением библиотечного фонда, создаем комфортные учебные места для учащихся.

Специфика организации обучения основам информационной культуры определяется возрастными и психофизиологическими особенностями обучающихся, что учитывается при переходе от начально к основному образованию. Вот она - преемственность нашей школы. Наши дети, прошедшие многоступенчатую систему формирования информационной культуры, все чаще выбирают предмет «Информатика» для ГИА, успешно сдают вступительные испытания в специализированные ВУЗы и СУЗы.

Несмотря на все это, бесспорно, есть и проблемы. Немаловажным нюансом для нас является внедрение нового современного оборудования, профессиональная подготовка кадров, освоение дистанционных форм обучения.

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. Но отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, занимают общеобразовательные организации.

Список использованной литературы

    Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы формирования. // Высшее образование в России, 1994, № 1 . С.82-88.

    Гендина Н.И. Основы информационной культуры // Основы информационной культуры: Сборник методических материалов. – Кемерово, 1999. – 238 с.

    Луканкин Г. Л., Сергеева Т. Ф. Информационная культура как составляющая часть математического образования младших школьников./ Начальная школа. 1999. - №11. с.84-86.

    Фарафуллина В. Х. //Развитие информационной культуры младших школьников: URL : http://festival.1september.ru/authors/102-622-032

Программа курса " Формирование информационной культуры у младших школьников "

Пояснительная записка

Наше время предъявляет к людям новые требования. Объем информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, растет изо дня в день. В период перехода к информационному обществу необходимо:

· подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации,

· обучить его современным средствам, методам и технологиям работы.

Средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которыми мы пользуемся (от справочников, телефона, стиральных машин до компьютеров), становятся все более сложными и требуют от нас больших знаний и умений для работы с ними. Поэтому особую актуальность сегодня приобретает информационная культура, многие элементы которой должны войти уже в начальное образование. Информационная культура – это система общих знаний, представлений, взглядов, установок, стереотипов поведения, позволяющих человеку правильно строить свое поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать ее нужным образом.

Для обучающихся начальных классов - умение пользоваться источниками информации – справочниками, словарями, энциклопедиями, расписанием поездов, программой телевизионных передач и др. К ней же можно отнести и умение вести телефонный разговор, и умение смотреть (и не смотреть) телевизор, и умение записать свой адрес и вести записную книжку.

Цель формирование молодого поколения, готового активно жить и действовать в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новейших информационных технологий.

1. Дать представление учащимся о совре­менных информационных технологиях.

2. Научить учащихся самостоятельно произ­водить поиск нужной им информации в различ­ных видах изданий (книгах, периодических из­даниях, энциклопедиях и др.), как внутри школь­ной библиотеки, так и вне ее.

3. Приобщать учащихся к научной, художест­венной, справочной и энциклопедической литературе.

4. Укреплять интерес к познанию окружаю­щего мира, к учебным предметам.

Механизмы:

Для реализации этой цели используются достижения целого ряда дисциплин: информатики, библиотековедения и библиографоведения, теории текста, логики, культуры чтения.

Типы занятий:

· объяснение нового материала,

· закрепление пройденного,

· проверка приобретенных знаний и умений,

· практические задания.

Формы и методы: беседы, лекции, диспуты, практические занятия, доклады, сообщения, игры, викторины, конференции, об­зоры, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

Контингент обучающихся:

Курс рассчитан на учащихся 1-4-х классов.

В соответствии с обязательным минимумом содержания образовательной программы по литературе ученик должен иметь опыт читательской деятельности и уметь работать с книгой:

Различать тип книги,

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

  • различать основные элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг; высказывания оценочных суждений о прочитанных произведениях;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в т.ч. на электронных носителях).

Из Стандартов основного общего образования (по информатике и ИКТ):

Изучение ИКТ направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации;
  • овладение умениями работать с различными видами информации;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности

Ожидаемые результаты:

Овладение рациональными приемами самостоятельного ведения поиска информации как традиционным (ручным), так и автоматизированным (электронным) способом;

освоение методами аналитико-синтетической переработки информации;

овладение традиционной и компьютерной технологией подготовки и оформления результатов своей самостоятельной познавательной деятельности.

1. Введение. Информационная культура - путь к последующей самообразовательной работе школьника (1 ч.).

Презентация клуба «Клик».

Викторина «Какой ты читатель?»

Результат: Привлечь детей к посещению клуба. Показать его актуальность.

2. Информационная среда школьной библиотеки (3 ч.).

  • Знакомство с историей книги от возникновения до наших дней, показав преемственность;
  • Знакомство с ресурсными возможностями школьной библиотеки, читальным залом, отделом хранилищ Медиатеки;
  • Знакомство со справочно-поисковым аппаратом школьной библиотеки (алфавитный и систематический каталоги, справочные издания, картотеки);
  • Получение навыка работы с документами.

3. Методы работы с книгой (8 ч.).

  • Информационные технологии в окружающем мире (например, телефон, справочники).
  • Словари. (2 часа)
  • Тематические энциклопедии (2 часа)
  • Универсальные энциклопедии (2 часа)
  • Формирование начальных навыков использования в своих написанных и произнесенных текстах мыслей других людей. Ссылки при цитировании.

4. Получение навыка поиска информации с помощью компьютера (20 часа)

· Обращение с компьютером. Техника безопасности, гигиена. (1ч)

· Навыки именования, поиска, открытия файлов. Организация рабочего пространства (компьютерный стол и обычная парта). Запуск приложений. Простейшие операции с информационными объектами. (3 ч)

· "Слепой" клавиатурный ввод. (1 ч - интеграция с уроками русского языка.)

· Знакомство с медиатекой. Использование компьютерных учебных и энциклопедических дисков для нахождения нужной информации. (4 часа)

· Выход в Интернет. Работа с поисковыми системами. Нахождение требуемой информации. (5 ч.)

· Простейшие операции с информационными объектами. Опыт создания информационных объектов (рисунок, текст, звук). Опыт фиксации (записи) информационных объектов, конструирования информационных (виртуальных и материальных) объектов. (6 ч)

5. Самостоятельная работа пользователя (ученика) при розыске документа и его переработка. (2 ч.).

  • Обучение самостоятельному поиску документа, развитие познавательного интереса и логического мышления.
  • Использование результатов информационного поиска в учебной и научно-исследовательской деятельности школьников

Список литературы

1. Государственный стандарт образования. Федеральный компонент.-2004 г.

2. Голубева Е.И. Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников// Школьная библиотека.- 2005.- № 6.- С. 45 – 50.

3. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека.- 2005.- № 8.- С. 40 – 46.

4. КузякинаН. Любите книгу и цените библиотеку. Методическое пособие для школьных библиотекарей. Часть 1.// Библиотека в школе.- 2004.- № 13.- с. 3 – 62.

5. Справочник школьного библиотекаря/ О.Р.Старовойтова, С.М.Плескачевская; Т.Д.Жукова; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448с.

6. Антипова В.Б. Нетрадиционные модели проведения библиотечных уроков// Ш/Б.- 2006.- №4.- С.38.

7. Сукиасян Э.Р. Организация знаний в структуре информационной культуры личности// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.7.

8. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Ш/Б.- 2006.- №1.- С.18.

Компоненты информационной культуры школьника

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Информационная культура является частью общей культуры личности и может быть представлена как совокупность трех составляющих.

Когнитивный компонент – это использование источников информации и знание принципа ее поиска.

Технологическая составляющая наполняется всевозможными информационными умениями – находить, систематизировать, анализировать, преобразовывать, представлять, передавать, сохранять сведения, в том числе при помощи компьютера.

Не менее важным является информационное мировоззрение, то есть эмоционально-ценностное отношение к информации, информационным процессам, позиционирование себя в информационном пространстве, определение своей жизненной позиции.

Современные образовательные технологии позволяют создать эффективную информационно-деятельностную среду, способствующую развитию информационной культуры школьника. В нашем образовательном учреждении отрабатывается модель управления развитием информационной культуры учащихся в процессе исследовательской деятельности. Принципами ее организации являются интегративность, непрерывность и преемственность, личностно-сообразное управление.

Принцип интегративности предполагает, что научный поиск может основываться на надпредметном уровне с учетом усвоения основных информационных умений, в рамках координации содержания образования различных областей знаний, а также в системе взаимодействия основного и дополнительного образования, детско-взрослых самоуправляющихся объединений (научное общество учащихся), когда учебная работа на уроках имеет свое логическое продолжение в деятельности разнообразных видов творческих групп.

Непрерывность и преемственность обязательны для образовательного учреждения, стремящегося в системе развивать способности детей, формировать их умения и эмоционально-ценностную сферу. Наша модель подразумевает определение и описание обязательного стандарта информационных навыков школьников.

На каждой ступени обучения действует внутренний стандарт освоения исследовательской деятельности, готовности к дальнейшему развитию в данном направлении. Принимая новых учеников, учитель должен иметь возможность опираться и актуализировать их опыт, ориентируясь на поэтапное формирование соответствующих качеств.

Научная работа может осуществляться в индивидуальной, коллективной и групповой формах, однако успешное управление ею зависит от реализации принципа личностно-сообразного подхода. Каждый должен иметь возможность приобрести опыт исследовательской деятельности, ощутить радость самостоятельно или в группе совершенного открытия, осознать собственный потенциал. Мониторинг сформированности информационных умений и педагогическое наблюдение позволяют наблюдать динамику развития детей, корректировать работу с отдельными учащимися.

Как сделать так, чтобы мир, окружающий человека, стал для него интересным, важным, манящим?

Какие условия необходимо создать, чтобы ребенок, школьник захотел потрогать этот мир, открыть его сокровища для себя?

Как сделать мир информации необходимым для современного школьника?

Как научить его отбирать и выбирать именно ту информацию, которая будет ему полезна?

В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в обществе. Наше время называют веком информации. Еще никогда в распоряжении людей не было столько разной информации одновременно.

Ежедневно на каждого из нас, взрослых, обрушивается поток информации, обработка которого отнимает у нас все больше времени, и поток этот постоянно возрастает. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям, еще более непросто детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И помочь ответить на эти вопросы может именно школа, именно ей под силу разъяснить ребенку непонятое, неизвестное в мире информации. Школа призвана научить ребенка пользоваться информацией так, чтобы она открывала ему мир.

Маленький человек появляется на свет. Он окружен заботой и вниманием, помощью и поддержкой. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. Родителей удивляет, что ребенок все чаще отвергает их помощь и пытается постичь тайны предметов и явлений самостоятельно.

По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными. Зачастую родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердят: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что еще не знает. Малыши-первоклассники, затаив дыхание, ждут встреч со своим учителем, который вводит их в мир неизведанной и непонятной им информации, в мир знаний. В этот мир войти помогают и родители, и воспитатели сообща только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательно-сти системно и ответственно.

Однако можно наблюдать довольно грустную картину: дети задают вопросы, ждут ответа, а взрослый, который призван по-мочь им найти ответ, отмахивается от них, злится, не считает это для себя важным делом. И постепенно интерес гаснет, дети уже не задают вопросы, только отвечают на них, при этом делают это без огонька, без задора, без радости.

➨ Проблема познавательной активности, способы, методы и приемы формирования познания ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных проблем педагогики. Однако в последнее время эти вопросы рассматриваются однобоко, исключительно с точки зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

Случается и так : пятиклассники, которые учились активно в начальной школе, с большим удовольствием и интересом приносят на уроки энциклопедии, словари, пытаясь дать учителю исчерпы-вающий ответ на вопросы, поставленные в учебнике. И хорошо, если педагог не только поощряет инициативу детей, но и направляет ее в нужное русло, обучает поиску информации, предлагает варианты ее поиска. Такой совместный творческий процесс дает свои результаты. Ребята не только ищут информацию, но и учатся отличать главное от второстепенного.

Когда же педагог не поддерживает учащихся, их интерес будет потерян. Тогда в 7-8 классе, когда учитель попросит найти допол-нительный материал по изучаемой теме, ребята его не услышат.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности. Однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельно-сти ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

✏ Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку постоянно пополнять запас своих знаний. Хорошо организуемый взрослыми процесс позна-ния способствует тому, что ребенок стремится приобретать знания не только с помощью взрослого, но и самостоятельно.

Иногда же сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое вообще. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школ е, продолжается на всех этапах взросления школьника.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний, период усвоения этих знаний по их преимущественному признаку: чем знания интересней, необычней, образней, тем больше у детей желания и интереса ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией. Именно на среднем этапе обучения необходимо создать для учащихся такие условия, чтобы максимально развить их информационное поле, способствовать формированию информационной культуры.

Информационная культура - это систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающих оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, научно- познавательной и иных видов деятельности.

Ведущая роль в формировании информационной культуры личности, возложена на образовательные учреждения.

Только образовательные учреждения в ряду других социальных институтов, в соответствии с существующим законодательством в образовательной сфере, способны оказывать ежедневное влияние на каждого учащегося, обеспечивая систематическую работу по его информационной подготовке.

В общеобразовательной школе информационную подготовку учащихся призваны осуществлять все учителя в рамках преподаваемых учебных дисциплин.

На практике, как показывает проведенный анализ, навыки работы с информацией формируются преимущественно в ходе изучения трех учебных дисциплин: русского языка, литературы и информатики, а также в ходе выполнения самостоятельной, научно-исследовательской работы учащихся: подготовки рефератов, докладов, конкурсных работ и т. п.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся является систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий.

Вместе с тем, высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с форми-рованием информационной культуры личности и включающей не только широкий спектр профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в неотвратимости вступления человечества в информационное общество и общество знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности.

Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

✏ Особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в ее решении особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Лишь фундаментальное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, воспользоваться информацией с толком и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых ин-формационных и документальных массивов. То, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, - ничтожно мало, если бесси-стемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все случайно попадающееся на глаза. Но и это малое может стать очень многим, если информация, которую получает школьник, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик Сергей Иванович Вавилов, говоря об информации: «.. .современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

Впервые понятие «информационная грамотность» был введён в США в 1977 г. и использовался в программе по реформированию высшего образования. В дальнейшем этот термин использовала Американская библиотечная ассоциация, в трактовке которой «информационно грамотным человеком может быть названа личность, способная выявить, разместить, оценить информацию и наиболее эффективно ее использовать». В дальнейшем этот термин получил широкое распространение не только в США, но и других англоязычных странах.

Связанные вместе две концепции информационной грамотности и образования в течение всей жизни в значительной степени должны способствовать:

 повышению качества и полезности образования;

 расширению спектра самостоятельного выбора;

 эффективному участию в общественной, культурной и политической жизни, определению и осуществлению профессиональных целей и замыслов.

Таким образом, информационная грамотность должна представлять собой комплекс навыков и умений, которые человек приобретает во время обучения. Также в Руководстве приведены стандарты по информационной грамотности, разработанные ИФЛА, которые сгруппированы по трём основным компонентам :

1. Получение информации – пользователь отбирает информацию рационально и эффективно.

2. Оценивание информации – пользователь оценивает информацию

критически и компетентно.

3. Использование информации – пользователь применяет информацию точно и творчески.

Критерии оценки информационной грамотности, перечисленные в данном стандарте, предназначены для организации обучения в этой области. Руководство предусматривает широкие возможности для адаптации и гибкого использования международного стандарта при разработке национальных стандартов, что позволит в дальнейшем развить и трансформировать понятие «информационная грамотность» с учётом российских государственных и культурных приоритетов.

На основе международной концепции информационной грамотности российские учёные разработали программу информационной культуры с учетом национальных и культурных образовательных традиций. Для большинства российских специалистов присуще понимание «информационной грамотности» как составной части более ёмкого и широкого понятия «информационная культура», которое позволяет не только приобретать определённые навыки, но и мировоззрение. Сопоставление понятий «информационная грамотность» и «информационная культура» говорит об их значительном сходстве, так как они характеризуют взаимодействие человека и информации.

Нам представляется наиболее полным следующее определение: «Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе».


Умение использовать информацию – залог успеха в обучении на протяжении всей жизни. Информационная культура связана с социальной природой человека и является продуктом разнообразных творческих способностей человека, таких как способность создавать собственные информационные продукты на основе самостоятельно найденной, критически оценённой и преобразованной информацией, умение вести информационный диалог и многое другое. Именно студенты наиболее часто работают с информацией, и от сформированности информационного мировоззрения зависит их дальнейшая успешная социализация. В студенческой аудитории информационная культура рассматривается как ключевая профессиональная компетенция.

Информационная культура студента состоит из следующих компонентов:

 коммуникативная культура (культура общения);

 лексическая культура (языковая);

 читательская культура (культура чтения);

 библиографическая культура (культура информационно-библиографического поиска);

 интеллектуальная культура (культура мышления).