Территориальные основы местного самоуправления -это совокупность норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: состав территории, порядок установления и изменения границ муниципального образования.

Территориальные основы местного самоуправления находят закрепление на конституционном уровне. В ст. 131 Конституции РФ закреплены достаточно четкие критерии для их определения: местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Конституция РФ определила в качестве территориальной основы местного самоуправления, прежде всего, городские и сельские поселения, допуская возможность существования местного самоуправления и на других территориях. Развивая конституционные положения, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в ст. 10 конкретизировал содержание категории "другие территории", отнеся к ним районы и внутригородские территории городов федерального значения.

Принципы территориальной организации местного самоуправления - это законодательно установленные нормы и положения, в соответствии с которыми муниципальные образования создаются и преобразовываются, их границы устанавливаются и изменяются, определяется состав территории муниципальных образований. Основные принципы территориальной организации местного самоуправления в РФ закреплены во второй главе федерального закона № 131-ФЗ.

Подразделяются принципы на три группы:

Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований;
- принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований;
- принципы, определяющие состав территории муниципальных образований.

Первую группу принципов составляют следующие:

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в муниципальных образованиях;
- территорию муниципального образования (муниципальный район) могут составлять как территории поселений (городских, сельских) так и межселенные территории;
- в муниципальных районах применяется двухуровневая системы территориальной организации местного самоуправления;
- мнение населения, а также его численность учитывается при преобразовании муниципального образования.

Ко второй группе относятся такие принципы как:

Территория субъекта РФ разграничивается между поселениями;
- границы поселений и муниципальных районов, в состав которых входят несколько населенных пунктов, устанавливаются с учетом пешеходной и транспортной доступности соответственно;
- сохранение целостности населенного пункта при установлении границ;
- учет мнения населения при изменении границ муниципального образования.

Третья группа принципов включает следующие:

При определении состава территории муниципального образования учитываются исторические традиции землепользования населенных пунктов;
- в состав территории муниципального образования включаются территория населенного пункта, прилегающие к нему земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Все решения, связанные с образованием и преобразованием муниципальных образований, наделением муниципальных образований соответствующим статусом, установлением и изменением границ осуществляются субъектом РФ путем принятия соответствующего закона.

Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального представляет собой систему , регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относятся:

  1. формирование муниципального образования;
  2. состав территории муниципального образования;
  3. границы муниципального образования;
  4. изменение состава территории муниципального образования;
  5. упразднение муниципального образования.

В ст. 131 Конституции РФ сказано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других тер­риториях с учетом исторических и местных традиций. Эту норму можно считать территориальной основой местного самоуправления в наиболее общем виде.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ » от 6 октября 2003 г. в ст. 10 положение ст. 131 Конституции РФ более конкретизирова­но и выглядит следующим образом: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в городских, сельских поселениях, муници­пальных районах, городских округах и на внутригородских террито­риях городов федерального значения».

Таким образом, нормы Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" указывают, что муниципальными образованиями в РФ являются:

Федеральный закон не дает определения муниципального образования. Закон 2003 г. просто перечисляет возможные виды муниципальных образований, и при этом как бы отходят на второй план два основных критерия, в соответствии скоторыми с 1995 г. шел процесс создания муниципальных образований:

  1. организационный (наличие местного самоуправления, его выборных органов);
  2. материальный (наличие муниципальной собственности и местного бюджета).

Таким образом, Федеральный закон 2003 г. исчерпывающе называет виды муниципальных единиц. Предусмотренные им муниципальные образования можно различать как муниципальные единицы, образно говоря, низового и более высокого уровня (хотя этот Федеральный закон понятие "уровни" не использует) по двум критериям:

  • по характеру полномочий;
  • по месту в системе местного самоуправления.

Первый критерий - это характер полномочий. Муниципальные образования низового уровня - сельские поселения, городские поселения, внутригородские территории городов федерального значения по изначальной редакции Закона 2003 г. разрешают только вопросы местного значения (в редакции Закона от 29 декабря 2006 г. поселения получили право с 2008 г. на осуществление некоторых, указанных в Законе, государственных полномочий и в целом на реализацию иных государственных полномочий, если они не закреплены за конкретным государственным органом). Муниципальный район и городской округ имеют статус муниципальных образований более высокого уровня в силу того, что помимо разрешения вопросов местного значения могут осуществлять и отдельные государственные полномочия, передаваемые им федеральными законами или законами субъектов РФ.

Второй критерий - это место в системе местного самоуправления. Сельские поселения, городские поселения и внутригородские территории городов федерального значения могут быть названы муниципальными образованиями низового, или первичного, уровня, поскольку ниже их муниципальных образований не существует. В состав сельских поселений, городских поселений входят населенные пункты и прилегающие к ним земли, но они не являются муниципальными образованиями.

Муниципальный район в сельской местности - муниципальное образование более высокого, второго, уровня ("этажа"). В него и входят сельские поселения, городские поселения (как муниципальные образования). А городской округ - это муниципальное образование, которое корреспондирует уровню муниципального района. Иначе говоря, городским округом является территория, включающая город, прилегающие к нему иные населенные пункты и земли между ними, выделенная из муниципального района (муниципальных районов) и ставшая самостоятельным муниципальным образованием. По объему полномочий муниципальный район и городской округ почти не отличаются друг от друга . А поскольку городской округ - это, образно говоря, "вчерашнее" городское поселение, но получившее более высокий "ранг", его вопросы ведения и полномочия во многом родственны городскому поселению.

Для правильной ориентации в видах и структуре тех или иных муниципальных образований следует четко представлять структуру муниципального образования и его территории, а также понятие населенного пункта. Дело в том, что муниципальное образование может состоять из одного населенного пункта, а может включать в себя и несколько населенных пунктов. Кроме того, муниципальное образование может включать в себя помимо земель населенных пунктов и прилегающие к ним земли, а когда речь идет о муниципальном районе, в его состав включаются и так называемые межселенные территории, т.е. территории (населенные пункты или земли), не включаемые в состав низовых муниципальных образований - поселений.

С учетом сказанного Федеральный закон 2003 г. предлагает исходить из того, что границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии с рядом требований.

Прежде всего, территория субъекта РФ разграничивается между сельскими и городскими поселениями. Каких-то жестких требований средней численности муниципального образования Закон не содержит. Он предлагает учитывать низкую или высокую плотность населения, с учетом которой территории включаются в состав указанных выше первичных муниципальных образований, а в отдельных случаях могут входить напрямую в муниципальные образования верхнего уровня. В целом вопрос решается так: по общему правилу территории включаются в состав тех или иных первичных муниципальных образований - сельских поселений или городских поселений.

Однако территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений (надо полагать, сельских поселений), за исключением:

  • территорий исторически сложившихся земель населенных пунктов;
  • прилегающих к населенным пунктам земель общего пользования;
  • территорий традиционного природопользования населения соответствующего поселения;
  • рекреационных земель;
  • земель для развития поселения;

т.е. все перечисленные объекты должны быть оставлены в поселении.

Территории с низкой плотностью населения, не входящие в состав поселений, входят в муниципальный район - это межселенные территории.
В свою очередь, территории всех сельских и городских поселений, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории соответственно сельского или городского поселения. Территория поселения не может входить в состав территории другого поселения. Это означает, что входящие в состав муниципального района сельские и городские поселения организационно отделены друг от друга. При этом территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

К территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в РФ. В свою очередь, к территориям с высокой плотностью сельского населения относятся территории, где плотность сельского населения более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в РФ. Перечень субъектов РФ, отдельных муниципальных районов в субъектах РФ, территории которых относятся к территориям с низкой или высокой плотностью сельского населения, утверждается Правительством РФ, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов РФ, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

Принципы территориальной организации местного самоуправления

Закрепление границ муниципальных образований проводится в соответствии со следующими принципами:

  1. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией административно-территориальной единицы, его граница определяется по границам соответствующей административно-территориальной единицы;
  2. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, совпадающей с территорией нескольких административно-территориальных единиц, его граница определяется по несовпадающим границам соответствующих административно-территориальныхединиц;
  3. в случае если муниципальное образование наделяется территорией, частично или полностью не совпадающей с территорией административно-территориальных единиц, его граница определяется по границам административно-территориальных единиц в части их совпадения, а также по границам земельных участков, оформленных в установленном законом порядке и естественным границам.

Представляют собой совокупность муниципально-правовых норм , закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования , границы территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

Установление и изменение границ муниципальных образований отнесено Законом об общих принципах организации местного самоуправления к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 5). Границы и состав территории муниципального образования указываются в его уставе.

При этом предусмотрено, что установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе: а) населения; б) органов местного самоуправления ; в) органов государственной власти субъектов Федерации.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации , которые принимают данные законы, обязаны в оответствии со ст. 131 Конституции РФ и ст. 13 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотреть в них гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Установление или изменение границ территории внутригородских муниципальных образований решается представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с его уставом. При этом учитывается мнение населения соответствующей территории.

В состав территории муниципального образования входят все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения.

Территория муниципального образования охватывает земли, находящиеся в муниципальной, государственной, частной и других формах собственности . По своему целевому назначению земли, входящие в состав территории муниципального образования, подразделяются на следующие виды: а) земли городских, сельских поселений; б) прилегающие к ним земли общего пользования; в) земли сельскохозяйственного назначения; г) земли рекреационного назначения; д) земли, занятые лесами, и т. д.

В состав территории городских и сельских поселений согласно ст. 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны входить земли, необходимые для развития поселений.

Вопросы об установлении или изменении территорий внутригородских муниципальных образований решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.

В особом порядке устанавливаются и изменяются границы закрытого административно-территориального образования, на территории которого осуществляется местное самоуправление. Границы данного образования могут не совпадать с границами субъектов Федерации и районов, входящих в их состав. Предложения об определении границ и об отводе земель создаваемого образования вносятся Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории.

Территориальные основы местного самоуправления как институт муниципального права представляют собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих территориальную организацию местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границы территории муниципального образовать, порядок их установления и изменения. Там же, С. 291

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства. Такое подразделение территории государства именуется административно-территориальным делением: оно выступает неотъемлемой частью государственного устройства. В соответствии с административно-территориальным делением организуется государственная власть. Административно-территориальное деление имеет несколько уровней, что предопределяет иерархичность в построении единой централизованной системы государственных органов, соподчиненность государственных органов, действующих на разных территориальных уровнях государственного управления.

В субъектах Федерации предусмотрено формирование следующих видов муниципальных образований:

1. Городские и сельские поселения, территория которых входит в состав территории другого вида муниципального образования - муниципального района.

Сельское поселение как вид муниципального образования может представлять собой либо один сельский населенный пункт (село, деревня, аул и т. п.), либо несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение как вид муниципального образования может представлять собой город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется - населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

  • 2. Муниципальный район как вид муниципального образования представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий (т.е. территорий, находящихся вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
  • 3. Городской округ как вид муниципального образования представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения, которые Закон установил и для поселения, и для муниципального района.
  • 4. Внутригородские муниципальные образования городов федерального значения. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в соответствии с уставами данных субъектов Федерации местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородская территория - часть территории города федерального значения, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

Под муниципальным образованием следует понимать населенную территорию, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Принципы территориальной организации местного самоуправления - это законодательно установленные положения и требования, в соответствии с которыми определяются порядок образования и преобразования муниципальных образований, состав территории муниципальных образований, а также порядок установления и изменения их границ. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2006. С. 302.

Тема №4. Территориальные основы местного самоуправления.

Территориальные основы местного самоуправления – это самостоятельный институт муниципального права, представляющий собой совокупность муниципально-правовых норм, закрепляющих и регулирующих вопросы территориальной организации местного самоуправления, а именно:

1. Формирование и состав территории муниципального образования;

2. Границы территории муниципального образования (порядок их установления и изменения);

3. Вопросы муниципально-территориального процесса (т.е. порядок образования, преобразования и упразднения муниципальных образований).

Возможно 2 принципа территориальных основ местного самоуправления:

  1. Административно-территориальный принцип – его суть состоит в следующем: местное самоуправление осуществляется строго (чётко) в рамках существующего административно-территориального деления (устройства страны). Данный принцип был в частности закреплён в Законе РСФСР 1991 г. «О местном самоуправлении в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике» , ст. 2 которого гласила: «местное самоуправление осуществляется в границах районов, городов, районов в городах, посёлков, сельских советах и в сельских населённых пунктах» . Таким образом, Закон 1991 г. содержит исчерпывающий перечень административно территориальных единиц, в границах которых должно было действовать местное самоуправление. В результате можно говорить о том, что закон не допускал осуществления местного самоуправления на каких-либо иных территориях, кроме, выше названных;
  2. Поселенческий принцип – его суть состоит в следующем: территорией местного самоуправления являются, прежде всего, отдельные населённые пункты, а именно, городские и сельские поселения, причём единые и неделимые. Организация же местного самоуправления на других территориях возможна лишь на основе объединения отдельных городских и сельских поселений. Данный принцип был в частности закреплён в Положении «Об основах организации местного самоуправления на период поэтапной конституционной реформы» утверждённое Указом Президента РФ от 26.10.1993 г. (ныне утратило силу).

В настоящее время общие параметры территориальных основ местного самоуправления в РФ закреплены в ч. 1 ст. 131 Конституции РФ: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций …» . В основе формирования местного самоуправления лежит смешанный поселенческо-территориальный принцип. При этом, Конституция РФ не конкретизирует понятие «другие территории». Оно конкретизировано в ФЗ №131 (ч. 1 ст. 10): «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения » .



II. Основные направления территориальных основ местного самоуправления в РФ:

1. Местное самоуправление признаётся, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ, т.е. вся территория субъектов РФ должна быть охвачена муниципальными образованиями (за исключением территорий с низкой плотностью населения).

P.S.: однако ФЗ №131 допускает возможность ограничения (но не полной отмены) прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях, но только федеральным законом и только в целях защиты:

1) Основ конституционного строя;

2) Нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

3) Обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Речь идёт о следующих территориях: ЗАТО и приграничные территории.

2. Согласно ст. 2 ФЗ №131, муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, либо внутригородская территория города федерального значения. Следовательно, субъекты РФ не просто могут, а должны (обязаны) создавать свои муниципальные образования в указанных выше территориальных уровнях. Наделение муниципального образования соответствующим статусом (поселения, муниципального района, городского округа и т.д.) осуществляется законами субъектов РФ (ч. 2 ст. 11 ФЗ №131 в ред. 18.10.2007 г.).

3. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ , но в соответствии с требованиями предусмотренными ФЗ №131 (ст. 11 – 13).

P.S: так, в свердловской области образовано 93 муниципальных образования и по каждому из них принят отдельный областной закон, каждый из которых содержит 2 приложения:

1) Описание границ муниципального образования;

2) Схематичную карту его территории

В качестве примера можно привести: Закон Свердловской области от 12.10.2004 г. №95«Об установлении границ муниципального образования «Город Екатеринбург» и наделении его статусом городского округа» .

4. Любое муниципальное образование должно обладать 6 обязательными признаками (см. лекцию «Субъекты муниципально-правовых отношений»). При этом, территория любого муниципального образования должна быть единой и не может состоять из территориально не связанных друг с другом частей.

5. Согласно ч. 2 ст. 131 Конституции РФ, изменение границ территорий (не установление) в которых осуществляется местное самоуправление, допускается лишь с учётом мнения населения соответствующих территорий (это абсолютное правило).

P.S.: ФЗ №131 использует при этом 2 категории:

Учёт мнения населения (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ) Согласие населения.
Выражается всегда представительным органом муниципального образования (от имени населения). Высказывается на местном референдуме, либо сходе граждан.
Оба указанных выше режима находят своё применение в различных ситуациях:
  1. Изменение границ поселений (городских или сельских) или муниципальных районов, влекущее за собой отторжение (отделение) населённых пунктов принадлежащих этим муниципальных образованиям – требует согласия жителейтаких населённых пунктов на местных референдумах (сходах граждан) (об этом гласит ч. 2, 3 ст. 12 ФЗ №131);
  2. Напротив, трансформация (объединение) границ муниципальных образований не связанное с потерей отдельных территорий (например: объединение двух или более муниципальных районов не влекущее изменение границ иных муниципальных образований или разделение муниципального района) требует только учёта мнения населения, выраженного представительным органом муниципального образования.

6. Вопросы преобразования муниципального образования (т.е. объединение, разделение муниципального образования, обретение или утрата городским поселением статуса городского округа) – осуществляется также законами субъектов РФ , по инициативе:

1) Населения;

2) Органов местного самоуправления;

3) Органов государственной власти субъектов РФ;

4) Федеральных органов государственной власти.