Цели:

познакомить с символикой Российского государства: флагом, гербом, гимном.

формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине

расширять кругозор учащихся, обогащать словарный запас детей

Основные понятия: герб, флаг, гимн.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран.

Аудиозаписи.

Электронная презентация

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Учитель: Сегодня мы будем говорить о нашей Родине.

Слайд №3.

А как вы понимаете слово «Родина»?

(ответы учеников)

Это и великая страна с великой историей

Это и тот клочок земли, где ты родился и рос

Тот клочок земли, где находятся могилы твоих предков

Где ты познал первые радости и неудачи.

Показ видеофильма.

Слайд № 4

Что мы Родиной зовём? Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растём Солнце в небе голубом

И березки у дороги, И душистый, золотистый хлеб

По которой мы идем. За праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И рубиновые звезды-

Звезды мира над Кремлем.

Слайд № 5

Учитель: Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина - это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

Ребята, как называется наша Родина? (ответы учеников)

Россия или Российская Федерация.

Стих.

Великую землю,

Любимую землю,

Где мы родились и живём.

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовём. (Слайд 6)

Учитель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы.

Стих читает ученик

Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.

Как вы понимаете слово символы?

(ответы учеников)

Символы - это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение:

Каждое государство имеет свои символы: Герб Флаг Гимн

Слайд № 7

Учитель: О каких символах России говорится в стихотворении? Давайте поподробнее расскажем.

Слайд № 8

Учитель: Слово “Флаг” - голландского происхождения и означает “корабельное знамя”.

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого, средняя - синего, нижняя - красного цвета. Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывали к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост. Назывался он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть к себе» воинов для защиты своей земли. Государственный флаг означает единство страны.
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин ярко-красного или тёмно-красного цвета прикрепляли к древку. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам. Затем на полотнищах стали изображать святых - «знамения». Так появилось слово «знамя». Знамёна тогда имели разные цвета - зелёный,красный, желтый, белый. Их украшали богатые узоры. Наш российский флаг - трёхцветный. Цвету придаётся особый
смысл. Что же означают цвета российского флага?

на Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду;

синий - небо, верность, веру;

красный - смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Практическая работа. Работа в группах:

Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

10 слайд

Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко... (красным)

А сейчас мы с вами изготовим свой флаг. Для этого вам потребуются цветные карандаши и шаблоны, которые лежат у вас на столе. (Дети, раскрашивая, повторяют значения цветов флага.)

Учитель: Что такое герб?

(ответы учеников)

Герб - это отличительный знак государства, города, рода, изображаемый

на флагах, монетах, печатях и других официальных документах.

Слово «герб» в переводе означает «наследство».

В нем отражена история. Давайте рассмотрим герб. Что на нём изображено?

. Учитель: Золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе - держава. Над головами орла мы видим короны. Скипетр - это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица - на солнце.
На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это - святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость. Победу добра над злом.
Георгий Победоносец почитался и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. Образ его часто изображали на иконах. В давние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам истории о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку. В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье, напал на него лютый змей-дракон. Поселился он в тёмной пещере на берегу моря. Огнём жёг он дома, землю. Взмолились жители того царства - государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым и вскоре не осталось ни у кого ни овец. Ни коров. Ни коз - всё съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на берег морской и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его.

Стих

Пусть крепнет от моря до моря

Двуглавого сила орла!

Пусть вечно на вольном просторе

Россия стоит, как скала!

Пусть высится гордо и смело…

Над нею трёхцветный наш флаг

Во благо славянского дела,

Врагам всем на зависть и страх!

(Слайд 13)
Учитель : Часто на праздниках, военных парадах мы слышим торжественную песню, называемую гимном. Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых, наиболее важных случаях.

Самая главная песня в стране! В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны.
И нету на свете лучше страны.

Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества! (Слайд 15)

Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров. Слова написал Сергей Владимирович Михалков

Звучит фонограмма гимна

Мы познакомились с государственными символами величия и могущества России. Они достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем - зависит только от нас.

Слайд № 13

На свете много разных стран, На свете много разных стран,

Но есть одна страна - Но есть одна страна -

От белых льдов до тёплых рек Её мы Родиной зовём,

Раскинулась она! И Родина - Одна!

Учитель: Ребята любите свою Родину и помните, что каждый из нас - её частичка!

Слайд Клип к песне «С чего начинается Родина?»

Слайд 18 Проверь себя

Итог:

  1. О чем шла речь на занятии? (О государственной символике)

    Что означает слово герб? Расскажите, где помещают герб страны.

    Из каких основных изображений состоит герб России?

    Какие цвета у Государственного флага России? Что они означают?

    О чем говорится в гимне?

Рефлексия

А теперь возьмите лепесточки (у каждого на столе лежат лепесточки -

белые, синие и красные). Наклейте лепесточек на поляну цветов.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 16

г. Таганрога Ростовской области

Классный час
в 5 – 9 классах

«Символы России»

подготовила

учитель химии и биологии

Лаврентьева Снежана Павловна

г. Таганрог

2009г.

Классный час «Символы России»

Цели:

    Выявить и расширить знания о государственной символике;

    Создать условия для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощение социокультурного контекста России;

    Сформировать чувство уважения к России;

    Развивать чувство патриотизма.

Методические рекомендации: предлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учитель использует мультимедийную презентацию, отражающей содержание темы.

Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление.

Так символом Парижа является Эйфелева башня;

Белый Дом, статуя Свободы – символы США,

Великая Китайская стена – символ Китая,

в Греции – это Акрополь,

в Англии – это Биг – Бен,

а в Италии – Колизей.

Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело – сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди …

М. Шереметьев

Герб России - знак государства, изображаемый на знаменах, печатях, монетах, ассигнациях. Цель герба – символически изобразить государство, народ, общественный строй.

Я хочу обратить ваше внимание на следующий слайд и познакомить вас с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах .

Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

Педагог: Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. С 30 ноября 1993г., согласно указу президента, у России герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.

Педагог: Давайте обратим внимание на герб нашего города. Герб г. Таганрога представляет собой щит четверочастный с сердцевым щитком. В первой серебряной части – два лазоревых пояса. Во второй пурпурной – вензелевой имя Петра 1 в виде инициала П и под ним надпись – 1698; все фигуры серебряные. В третьей лазоревой части – серебряный осетр в пояс. В четвертом, серебряном поле – золотой кадуций поверх двух положенных накрест золотых якорей с двумя лапами того же металла. В золотом серцевого щитка – червленый вписанный уширенный крест.

Педагог: У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Флаг - основной символ государства, описание которого устанавливается законом. Через цвета и изображения осмысливается место народа в мире и исторические задачи. Основная функция состоит в том, чтобы сплотить патриотической символикой государственное и общественное единство и отразить высокие идеалы. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства. Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.

Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.

1. Снежинки так прекрасны и легки,

Как совершенны у ромашки лепестки,

Как на доске строка написанная мелом,

Мы говорим сейчас о цвете … (белом)

2. Спокойны и чисты рек русских воды

Прозрачны и светлы как вечер зимний

И благородны и просторны неба своды

Художник их раскрасил в … (синий)

3. Россия много войн пережила

И наши деды умирали не напрасно

И верность Родине их к славе привела

Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

Педагог: Давайте попробуем расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.

(звучит фонограмма стихотворения «Российский флаг»)

Педагог: Флаг г. Таганрога представляет собой полотнище с соотношением сторон 1: 2, разделенное по горизонтали на пять равновеликих полос – поочередно три белых и две голубых; в центре, поверх полос, располагается желтая композиция в виде кадуция, наложенного на два соединенных накрест якоря.

Педагог: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.

Андреевский флаг является старым военно – морского флота России – еще со времен Петра 1. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.

Флаг СССР (1924 – 1991) . Это было красное (или алое) знамя с изображением вверху у древка золотых серпа и молота и пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой.

Знамя Победы – наследник того знамени, которое было водружено над Рейхстагом в 1945 г. в знак победы над фашисткой Германией. Знамя символизирует не только победу в Великой Отечественной войне, но и великое мужество и подвиг всего нашего народа, проявленные в этой войне. В своих правах он был восстановлен в 1992 году.

Педагог: Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.

Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.

Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования.

    до XVII в., Россия просуществовала без гимна

    при Петре 1 «Преображенский марш»

    При Николае I в 1883г. Официальный гимн Российской империи в 1833 – 1917 гг. «Боже царя храни»

    После Октября гимном Советского Союза (до 1 января 1944 г.) стал «Интернационал»

    С 1944 - 2000 гг. гимн «Союз нерушимый республик свободных…»

Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн на музыку Александрова был принят законом «О Государственном гимне Российской Федерации» от 8 декабря 2000 (одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000). За принятие этого закона проголосовало 377 депутатов Госдумы (83,8%), против - 53 депутата (11,8%). При этом результаты поименного голосования показывают, что гимн пользовался поддержкой фракций КПРФ, «Единство», «Отечество - Вся Россия», ЛДПР, депутатских групп «Народный депутат», «Регионы России», Агропромышленной депутатской группы. Против него выступали демократические фракции - СПС и «Яблоко». Я прошу вас встать под гимн России. (звучит фонограмма гимна)

Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.

Приложение 1 .

Гимн РФ.

Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава -

Твоё достоянье на все времена!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Используемая литература:

1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2008.

2. http://www.rusflag.ru (текст и музыка российского гимна)

4. фонограмма стихотворения (автор и источник заимствования неизвестен)

Классный час «Символы России»

Одной из актуальных тем классных часов являются темы связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения подобного классного часа.Цель: создание условий для осознания учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста РоссииПредлагаемая разработка ориентирована на средний школьный возраст (11-14 лет). Особенностью оформления данного классного часа является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты. Для сопровождения рассказа учителя целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.Педагог: Дорогие друзья, скорее всего вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины - России.Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас представление. Так символом Парижа является Эйфелева башня; небоскребы, статуя Свободы – символы США.Какие символы России вы можете назвать?

(учащиеся предлагают свои варианты)

Педагог : Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными?

(учащиеся высказывают свои мнения)

Педагог: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.Конечно, эти символы нам хорошо знакомы. Флаг России – бело –сине красный триколор; герб – двуглавый орел. Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны я расскажу вам что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.Я хочу обратить ваше внимание на то, что у вас на столах представлены документы, раскрывающие значения различных элементов гербов. Я предлагаю вам в течение 5 минут познакомиться с их значениями и на основе этой информации расшифровать значение герба нашей страны.Из опыта работы: Учащимся предлагаются карточки с интерпретацией значений наиболее распространенных символических изображений на гербах. Например: лев – «властная сила»; корона – власть, благородство; конный всадник – победа; орел – сила, власть, величие; меч – военная слава, могущество; символы царской власти – твердая центральная власть. Количество символов в гербе отражают особенности формы правления и государственного устройства.

(в течение 7 минут учащиеся выполняют задание)

Педагог: Давайте подведем итоги нашей работы. Взгляните на герб Российской Федерации, давайте вместе постараемся предположить, какое значение в нем заложено.

(учащиеся высказывают свои предположения)

Педагог: Давайте проверим верны ли наши предположения. Наш герб представляет собой золотого двуглавгого орла, размещенного на красном щите; над орлом три короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Всадник на щите – не только символ столицы России - Москвы, но и олицетворение победы добра над злом.У каждой страны есть не только герб, но и государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации - он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя –синего, нижняя – красного.Для того, чтобы понять что означают цвета нашего флага я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прочитайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.Из опыта работы: Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы. Например: Снежинки так прекрасны и легки, Как совершенны у ромашки лепестки, Как на доске строка написанная мелом, Мы говорим сейчас о цвете … (белом) Спокойны и чисты рек русских воды Прозрачны и светлы как вечер зимний И благородны и просторны неба своды Художник их раскрасил в … (синий) Россия много войн пережила И наши деды умирали не напрасно И верность Родине их к славе привела Под Знаменем Победы ярко.. (красным)

(на выполнение задания учащимся предлагается 5 минут)

Педагог: Давайте посмотрим что у нас получилось. Как мы смогли расшифровать цвета нашего флага.

(выступления учащихся с предположениями)

Педагог: Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение, так в нашем флаге красный цвет означал отвагу, мужество и героизм; белый и синий цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, благородство, белый – совершенство, чистота.Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.Часто на праздниках, демонстрациях, военных парадах мы слышим торжественную величественную песню, называемую гимном. Все люди встают, военные отдают честь, военные салютуют оружием. Все торжественно, красиво и строго.Кто из вас знает, что такое государственный гимн?

(учащиеся высказывают свое мнение)

Педагог: Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же как герб и флаг. Гимн прославляет могущество и единство нашей огромной страны.Поэтому к словам и музыке гимна предъявляются особые требования. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна?

(следуют ответы учащихся)

Педагог: Мелодия нашего гимна написана Александром Васильевичем Александровым. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. Этому соответствуют слова гимна, написанные Сергеем Владимировичем Михалковым. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Я прошу вас встать под гимн РоссииИз опыта работы: целесообразно сопроводить прослушивание гимна слайдами, отражающими славные страницы российской истории. Педагог: Пришло время подвести итог нашего классного часа. Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы - граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.Из опыта работы: возможно в завершение классного часа дать прослушать учащимся величественную музыку, под которую просмотреть слайды видов России.

Методическая разработка

классного часа

«Символы достоинства нации»

(история Государственного Герба России, Флага и Гимна)

Разработала учитель МБОУ СОШ № 1

г. Новошахтинска ХарченкоИ.В.

Форма проведения

внеклассного мероприятия: устный журнал

Цели проведения: 1. Воспитание чувства патриотизма.

2. Воспитание уважительного отношения к государственным символам страны.

Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения и значением государственных символов России.

2. Разъяснить значимость государственных символов.

3. Познакомить с назначением и работой геральдического совета.

Оснащение: 1. Аудиозапись с Гимном России.

2. Макет герба РФ.

3. Флаг РФ.

4. Плакаты с изображением символов СССР.

5. Мультимедийное оборудование

6. Призы победителям викторины.

Подготовка мероприятия:

    уточнение темы;

    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

    составление сценарного плана классного часа;

    распределение обязанностей по подготовке и проведению;

    проведение классного часа;

    анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Содержание устного журнала : 1 страница: «Государственные символы России »

2 страница: «История государственного герба, флага и гимна»

3 страница: Викторина «Символы нашей Родины».

I страница:

«Государственная символика России»

История, величие и честь государства воплощаются, прежде всего, в его символах. Они вызывают у граждан уважение к могуществу державы, заявляют о независимости страны.

Мы узнаем государство по его гербу, флагу и гимну. Это самые отличительные знаки страны. Самые важные знаки-символы, обозначающие такие дорогие для человека понятия, как Родина, идея, честь, слава, геройство…

За каждым из них стоит не только его значение, но и история. Иногда короткая, иногда очень длинная. Иногда простая, иногда великая.

Герб и флаг страны можно назвать «безмолвными» символами. Они часто располагаются на фасадах зданий. Для того чтобы их увидеть, нужно высоко поднять голову, обратить на них внимание, всмотреться. Признаемся: в суете будней у нас редко когда есть на это время. Получая документы или письма от официальных лиц, мы лишь скользим взглядом по главной фигуре российского герба – двуглавому орлу. Он кажется нам украшением, указанием на то, что это только первая страница послания, с которым следует ознакомиться. То же можно сказать о гимне, который мы чаще всего можем услышать в полночь: здесь начинается новый день, на далекой Камчатке уже утро. Гимн для россиян часто является моментом отсчета времени, обозначением начала или завершения какого-либо торжества, важного события.

Но в государственных гербе, флаге, гимне содержится нечто более весомое, значительное мощное. От них всегда исходит тот самый дух времени, в них – гулкое чувство, того необъятного исторического пространства, которое наполняют их. История человечества показывает, люди всегда признавали особое значение символам своей общности: племени, рода, княжества или государства. Даже те люди, которые не придавали особого значения княжескому гербу, висящему над воротами замка или в приемных покоях, могли с яростью наброситься на символы того человека или той власти, которая обидела своих сограждан. Те же люди, быть может, не помнившие или не знавшие прежде слов их общего гимна, в минуту торжества нации чувствует неловкость за незнание слов этой песни; они радостно поднимают герб князя, своего государства и крепят на зданиях, вооружают посреди площадей знамена, которые их прославили.

Что же происходит с этими людьми? Они ведь ранее и не думали о символах своего государства, не могли даже подробно описать их. Но в минуту высшего воодушевления людей, в то же время, когда в их душе клокочет гнев или её исполняет радость, они вспоминаю о своей чести. Веди честь и достоинство – ясное осознание свое предназначения в профессии, в семье и среди других людей; значимость и неповторимость своего жизненного опыта. Когда же наступают события, которые ущемляют эти человеческие достоинства, нарушают или, напротив, утверждают их права, тогда люди неосознанно обращаются к государственным символам. Ведь эти знаки власти воплощают собой договор между людьми о признании прав друг друга. Нарушение этого договора или его подтверждение влекут за собой свержение или почитание символов. Проявление наших чувств к этим символам – показатель нашего отношения к людям: к их правам, а значит, и к их чести.

Почтительное отношение человека к символам той страны, в которой ему выпала судьба родиться, - это спокойное и достойное принятие того божественного случая, который позволил ему оказаться именно в этой стране. Именно здесь, в этих краях, ему придется укреплять свой характер, искать применения своим способностям и талантам, создавать семью, строить города и защищать их.

Некоторые люди могут слепо поклоняться символам. Например, они видят в двуглавом орле только прошлое своей страны: царей и императоров, могучие армии и обширные завоевания, победы и славу предков. Таким отношением к символам они создают себе нового кумира, отождествляют его. НО тогда они отрываются от настоящего времени, от радостей и трудностей сегодняшнего дня и, таким образом, забывают о собственной чести и достоинстве.

Другие граждане, напротив, с презрением относятся к «царскому наследию», или к «рабоче-крестьянскому» серпу и молоту советского времени, считая их романтикой, фантазией. Но тогда они отказываются от жизненного непростого опыта предков, от памяти о них, от собственных корней, самонадеянно считая, что их нынешнего времени справедливее и правильнее, тем самым они покупаются на честь и достоинство своих предков.

Третьи, напротив, не находят в символах государства выдающихся художественных достоинств. Они говорят, что не надо обладать способностями художника, чтобы нарисовать на холсте три цветные полосы и назвать полотнище государственным флагом. Такие граждане не подозревают, что, сомневаясь в достоинстве предшествующих поколений, они и себя лишают чести – своего места в мире, которое дано свыше.

Есть в отношении к государственным символам еще нечто очень важное. Герб, флаг и гимн воплощают не только историю и настоящее время страны, достоинство граждан, но и саму государственную власть: местные управы муниципалитеты, законодательные собрания городов и областей, Государственную думу, суды и прокуратуру, министерства, Президента.

Наверное, самым правильным отношением к государственным символам было бы спокойствие, но уважительное: без излишнего восхваления или, напротив, неумеренной критики и выражения недоверия. Ведь знаки государства и страны – всего лишь символы. Но за ними – ошибки и успехи многих людей, поражения и победы наших отцов и дедов, заблуждения и открытия далеких предков, представительство и героизм людей. За ними – судьбы миллионов, круговерть исторических событий и потрясений. Люди, не верящие в государственные символы, отмахиваются от великого прошлого, от времени и пространства, в котором живут. Тем самым они и себя обрекают на забвение. Государственные символы и есть те самые пространственно-временные координаты, с которыми сверяется корабль державы и вся команда отважных его граждан, которая самоотверженно ведет его в бескрайнем океане истории.

Каждому человеку должны быть хорошо известны символы государства, в котором он живет: флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. Мы не всегда замечаем, но каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов.

Флаг, герб, гимн по праву относятся к знакам суверенитета любого государства. Для любой страны они существуют в триединстве. Сложившееся в настоящее время триединство государственных символов возникло во всех странах мира. Для понимания государственной символики нужно знать значение символов, уметь их «читать» и переводить.

В описаниях государственных символов использовано много специальных терминов, которые не часто встречаются в нашей жизни. Однако Государственный герб и Государственный флаг России составлены по строгим правилам, которые были выработаны в течение многих веков. Прежде чем приступить к знакомству с историей государственной символики, необходимо познакомиться с основными понятиями геральдики. Это - особая наука, которая помогает разобраться в разнообразных знаках, представляющих отдельного человека или его род, город, область или всё государство. Она изучает и объясняет уже созданные гербы и знаки, определяет правила составления новых.

Геральдика как наука о знаках общности людей и о наследовании их прав и как искусство создания гербов возникла ещё в средние века. Не потеряла значения геральдика и сейчас, когда всё больше людей осознают причастность своей судьбы к общемировой.

История Геральдической службы России тоже насчитывает уже почти 300 лет. 20 февраля 1992года постановлением Правительства Российской Федерации была создана Государственная Геральдическая служба Российской Федерации. Она продолжила традиции Геральдической конторы, созданной в 1722 году императором Петром I . С 1999 года Геральдическая служба преобразована в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, в состав которого входят историки, ведущие специалисты России в области геральдики, фалеристики, вексиллологии.

Геральдический совет как совещательный и консультативный орган в целях проведения единой государственной политики в области геральдики. В ведении совета – вопросы учреждения и использования официальных символов и отличительных знаков. Совет даёт заключения и консультации по вопросам геральдики и ведёт геральдический реестр Российской Федерации.

II страница:

«История государственного герба, флага, гимна».

Главный символ любого государства – его герб. В нем в образной форме выражена государственность страны.

Ещё в первобытные времена, когда люди жили родами и племенами, у них было стремление как-то выделить себя среди других родов. Показать своё отличие. Для этого служил тотем. Это, как правило, изображение какого-то животного или птицы: медведя, льва, орла. По верованиям первобытных людей тотем считался родоначальником племени. Род считал тотем своим покровителем и защитником.

С развитием общественной жизни и появлением государств возникли и более сложные символы. На Руси, в некоторых княжествах, в частности, в Московском, задолго до принятия христианства, символом был сражающийся всадник. Его называли «Ездец». Он сражался со змием – олицетворением зла. В образе Змия – Змея-Горыныча русских сказок наши предки представляли орды кочевников (печенегов, половцев), своими набегами терзавших русскую землю.

После крещения Руси, Ездец, стараниями церкви, превратился в святого Георгия Победоносца. На русских иконах Георгия изображали сражающимся: змий ещё не повержен окончательно, может, он ранен и поднимется? Это образное восприятие русской истории: многовековая борьба с многочисленными врагами!

Герб России – двуглавый орёл, на своих мощных крыльях взмывающий над страной, более четырёх столетий олицетворял нашу державу. Немного найдется в мире таких долговечных гербов!!!

Принятие этого герба связано с именем Ивана III Васильевича (1440-1505), а с 1462 года князя Московского.

Изображенный двуглавый орел как будто наполнен плотью и кровью; могучая грозная птица зорко смотрит на Запад и Восток. Но Иван III не расстался со старинным гербом Великого княжества Московского. Изображение исконно русского Святого Георгия Победоносца было помещено на грудь орла.

В 1917 году в результате революции и вооруженной борьбы Российское государство изменилось коренным образом. Российская империя перестала существовать. Молодое Советское государство не хотело использовать старые символы. Необходимо было создать новые, которые отразили бы главные ценности молодого государства: свободу и равенство. Одним из первых новое государство приняло закон, по которому уничтожались все звания, титулы, ордена и эмблемы Российской империи.

В течение нескольких месяцев был разработан проект нового герба. Рисунок включил перекрещенные серп и молот рукоятками книзу. Они располагались на красном фоне, который своими очертаниями напоминал гербовый щит с фигурными краями. Серп и молот – это орудия производства рабочего и крестьянина. Соединение этих двух символов было всем понятно. Оно наиболее полно и глубоко отражало революционные идеи и чувства трудового народа.

Эту эмблему понимали следующим образом: рабочие и крестьяне в тесном союзе одержали победу над царизмом и образовали своё государство. Лучи восходящего солнца – это рассвет, наступившая новая эра. Эмблему обрамляли снопы колосьев. По краю печати располагалась круговая надпись: «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика» - такое название получила Россия. Внизу под щитом располагалась надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - это девиз, призывающий к солидарности пролетариат (неимущих, трудовых людей) всего мира. Эти же изображения составили герб Советского государства, только полное название страны заменили буквами «Р.С.Ф.С.Р.» Герб РСФСР был красивым и абсолютно грамотным геральдически. Уровень геральдической культуры в России в начале XX века был очень высокий.

В конце 1922 года республики, которые создали народы бывшей Российской империи, образовали единое государство – Союз Советских Социалистических республик.

Герб союзного государства состоял из серпа и молота на фоне земного шара. Земной шар изображен так, что на нем видна вся территория СССР; он выглядит объемно, как бы летящим в пространстве. Считали, что изображение земного шара было знаком, который обращен к будущему. Это изображение должно быть понятно и на других планетах.

Земной шар изображен в лучах солнцах и обрамлен колосьями, перевитыми красной лентой. На ленте располагалась надпись « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках республик. Вверху герба – пятиконечная звезда.

Герб описывали так: «Серп и молот указывают, что СССР – государство рабочих и крестьян. Лучи солнца изображают наступающий рассвет, символизирующий новую эру, а земной шар – мир, над которым занимается новая заря». Герб воспринимали как символ нерушимого союза рабочих и крестьян, добровольного объединения равноправных союзных республик, солидарности народов СССР с трудящимися всех сторон.

С этими символами советские люди совершили немало подвигов во имя Отечества. 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила мягкую посадку и доставила на Луну вымпел и государственный герб СССР. Станция-лаборатория сфотографировала и передала на Землю круговую панораму лунной поверхности. В мае 1969 года советские автоматические межпланетные станции «Венера-5» и «Венера-6» совершили мягкую посадку на Венеру. Они доставили изображение герба СССР.

События конца 20 века ознаменовались для мировой истории уходом с исторической арены Союза Советских Социалистических Республик. На его месте возникло множество государств. Российская Федерация осталась крупнейшим на Евроазиатском континенте.

В 1993 году Указом Президента России новый герб страны перенял в незначительном виде основные элементы Малого Государственного герба Российской империи, автором Государственного герба стал народный художник России Ухнелев Е.И.

В декабре 2000 года сначала Государственная дума, а затем Совет Федерации приняли Федеральные законы о Государственном Гербе, Флаге и Гимне.

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал эти законы.20 столетие стало не столько временем отказа от традиций, от славного наследия предков, сколько искренним возвращением к ним, окончательным утверждением народа в том, что истинное богатство нации – в ее истоках, в ее уже достигнутых достижениях.

Государственный герб России – красный четырехугольный геральдический щит, нижние углы которого закруглены, а оконечность заострена. На щите – золотой двуглавый орел. Две головы Орла напоминают об исторической необходимости для России обороны от Запада и Востока. Крылья орла подняты вверх и расправлены. Голова орла увенчана коронами. В центре над ними корона. Короны соединены единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трех восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества. На груди Орла в красном центре – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне – изображение Георгия Победоносца – указывает на державную преемственность России, и на Москву, как собирательницу и защитницу земель русских. Под копытами коня – опрокинутый на спину черный дракон. В руке всадника – серебряное копье, которым он поражает дракона.

Герб России – один из самых красивых в мире он заслуживает поклонения, ибо в нем заключены в первую очередь наши честь, достоинство и слава.

Государственный флаг , как и герб, является символом государства.

Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и учреждениями, венчают дипломатические посольства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят, как святыню.

История российского флага насчитывает более трех столетий. Насколько раз флаг оказывался в центре важнейших событий российской истории. С самого начала российский флаг вошел в систему уже существующих символов европейских государств.

Слово «флаг» греческого происхождения, от слова «флаго», что означает сжигать, озарять, гореть». С глубокой древности восточные славяне - русы имели свои слова для обозначения флагов. Наиболее древнее – «стяг», оно сохраняется и в наше время.

Стяг у русских дружин был с языческих времен, он представлял собой длинный шест с куском яркой ткани, изображающей языческого бога.

С принятием христианства стяги изменяются: на полотнищах с двумя, а то и с темя концами изображаются русские святые. Это были уже иконы-хоругви. На поле Куликовом воинов вдохновляло знамя – икона – хоругвь с образом Спаса Нерукотворного. Его, по преданию, вручил князю Дмитрию Сергий Радонежский со словами: « Вот оружие нетленное! Да послужит оно вам вместо шлемов». Этот стяг-знамя было темно-багряного цвета.

Стяг – это знамя, которое есть в каждом полку современной армии. Потеря знамени – это ликвидация самого полка. Неслучайно поэтому во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. знамя было святыней, которую хранили как зеницу ока и за которую шли на смерть, лишь бы ни в коем случае не отдать врагу.

Отличительной особенностью любого флага является его цветовая гамма. Цвет флага никогда не выбирается случайно. Даже русские цари при утверждении флага должны были считаться с древними традициями народа, с их любимыми цветами. Но самое важное условие при создании флага и его цвета – это соответствие требованиям геральдики, о которой было сказано выше. Вот некоторые из этих требований:

Цвета, входящие в состав национального флага, непременно заимствуются из государственного герба;

Флаг должен выражать историю народа и обязательно согласовываться с древней символикой.

В соответствии с геральдическими символами и принципами в России право на существование имел черно-золото-белый флаг, потому что в нём заимствуются цвета государственного герба: черный цвет – державный орёл; золотой (желтый) – фон герба, принятого ещё Иваном III , белый - цвет одежд Святого Георгия Победоносца. Такой флаг существовал до Петровских времён. Тогда же появился бело-сине-красный флаг, но как флаг морской. В январе 1705 г. Пётр I издал специальный указ о даровании бело-сине-красного флага коммерческим судам. В 1724 году этот указ был подтвержден морским уставом. « Корабли торговые Российские повинны иметь флаг полосатый трех колеров: белый, синий, красный». Этот флаг в течение полутора веков верой и правдой служил морскому делу России, но никогда не утверждался как государственный. Длительное время два флага мирно сосуществовали. Баталии, то есть споры вокруг цветов флага России развернулись в середине 19 века. Славянофилы считали, что предпочтительнее флаг черно0золото-белый. Западники были на стороне бело-сине-красного. Споры и неопределенность с флагами приводили к нежелательным политическим инцидентам. С началом первой Мировой войны споры прекратились, а неопределенность осталась.

Особое значение приобретают флаги в бурные периоды исторических изменений. Во время революций и демократизаций флаги становятся способом выражения поддержки восстания.

У многих народов символом жизни, радости, праздников был красный цвет. В русском языке слово «красный» означает красивый, нарядный. Кроме того, за этим цветом закрепилось значение мужества, храбрости, борьбы.

В 1905 году революционный красный флаг развевался над баррикадами Красной Пресни в Москве. Накануне Великой Октябрьской Революции в любимой боевой песне революционеров были призывные слова:

И водрузим над Землею

Красное знамя труда!!!

Под красным флагом стоял на Неве легендарный крейсер «Аврора», чей выстрел в октябрьскую ночь 1917 года возвестил о начале новой эры.

8 апреля 1918 года был объявлен государственный флаг советского государства – РСФСР. Закон установил для флага полотнище красного цвета, в верхнем углу которого у размещались золотые (желтые) буквы: «РСФСР». Длина флага должна была составлять строго две ширины полотнища. После образования СССР в 1924 году Конституция СССР утвердила флаг – красное полотнище с эмблемой – серпом и молотом и пятиконечной звездой, обрамленной золотой звездой. Под этим флагом совершались трудовые и боевые подвиги. Например, в 1937 году советский красный флаг был водружен на Северном полюсе полярниками И.Д. Папаниным, П.П. Ширшовым, Е.К. Федоровым, Э.Т. Кренкелем.

В конце войны, 30 апреля 1945 года, советский красный флаг поднялся в небе над Берлином – столицей поверженной Германии. Это означало конец войне, начало мирной жизни. Радостные, триумфальные победы советских спортсменов на различных международных состязаний, Олимпийских Играх венчались подъемом красного Советского флага. И когда на глазах наших спортсменов, стоящих на верхней ступени пьедестала почета, появлялись слезы, это были слезы радости за нашу страну, честь и достоинство которой они поддерживали благодаря своим ярким победам!

19 августа 1991 года над зданием правительства Российской Федерации в Москве был поднят бело-сине-красный флаг. Он вернулся как многовековой символ России. Тем самым было заявлено о продолжении, преемственности символов обновленного государства от старинных знаков власти в России.

Государственный Гимн - торжественное музыкально-поэтическое произведение. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя. В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Гимн в переводе с греческого – торжественная песнь. Гимны бывают чрезвычайно разнообразными: государственные, военные, религиозные, в честь исторических героев или событий.

Гимн отличается образностью литературного текста, легко запоминающейся мелодией, чаще маршевыми ритмами, величавостью музыки.

Гимнами во время революций, национальных движений, внешней военной опасности становились боевые песни. Самый известный пример такой боевой революционной песни – «Марсельеза». Ее за одну ночь сочинил молодой офицер – сапер, капитан Руже де Лиль. Марсельеза стала гимном Франции в 1884 году.

Более 100 лет кубинскому гимну. Он родился из боевой песни во время за независимость Кубы.

Самый старый гимн – гимн Великобритании «Боже, храни короля!».

В России необходимость в высокопатриотической песне – гимне ощущалось обществом после1812-1815г. В качестве гимна использовался « Хор для кадрили», написанный композитором Козловским на слова Г. Державина:

Гром победы раздавайся!

Веселися, храбрый Росс!

Но произведение Козловского не устраивало ни высшее общество, ни Николая I . По инициативе императора в 1833 году композитор Львов написал музыку, Жуковский – стихи. Так появился официальный гимн Российской Империи «Боже, царя храни!» С этим гимном Россия дожила до революции 1917 года.

В советское время (с 1917 по 1943г) Государственным гимном был «Интернационал» - международный пролетарский гимн (текст Э. Потье, музыка Дегейтера).

Музыку для второго гимна СССР написал А.Александров на основе своей песни «Гимн партии большевиков»; авторами текстов были С.Михалков и Эль-Регистан. Впервые гимн прозвучал по радио 1 января 1944 года.

Десять лет (с 1991 по 2000 годы) в качестве гимна России использовалась музыка из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»

1 января 2001 года Государственным гимном вновь стало произведение А.Александрова на современный текст С.Михалкова. Текст гимна утвержден Государственной Думой и Президентом РФ.

III страница:

Викторина «Символы нашей Родины».

1. Что такое геральдика?

(гербоведение; наука, изучающая и создающая гербы. Геральдика поможет разобраться в разнообразных знаках, которые представляют отдельного человека, или его род, город, область, или государство).

2. Где изображались первые геральдические символы?

(Первоначально четкие и живописные символы писались на щитах, плащах, шлемах).

3. Что такое герб?

(условное изображение являющееся символам и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Герб отражает исторические традиции).

4. Когда появились первые гербы?

(герб восходит к древнейшим культовым символам – тотемам, которые использовались в первобытные времена).

5. Какие вы знаете составляющие герба?

(щит и изображения вокруг него: геральдические фигуры(кресты, круги, ромбы, квадраты); естественные фигуры (животные, растения, человек, звезда, луна); мифические фигуры (единорог, крылатый змей, дракон и др.); искусственные фигуры (оружие, с/х орудия).

6. Когда появился герб в московском государстве?

(после избавление от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государь всея Руси»).

7. Когда впервые появился герб с двуглавым орлом?

(во время царствования Ивана III ).

8. Когда на государственном гербе не было орла?

(в Советском Союзе)

9. Какое изображение орла принято в современной России?

(в качестве герба принято изображение времён Александра II с изменениями).

10. Почему надпись «Пролетарии всех стран, соединяйтесь», сделанная на красной ленте герба СССР, была на 15 языках?

(символ 15 республик).

11. Что может рассказать герб города или области?

(пример).

12. Что представляет собой Государственный флаг?

(полотнище прямоугольной формы определенной цветовой гаммы с символикой).

13. Когда началась история национального флага России?

(в 17 веке).

14. Как выглядел I Российский флаг?

(3 полосы: белая, синяя, красная).

15. Каким был флаг в нашей стране после 1917 года?

(красный с серпом и молотом).

16. Что символизировали серп и молот?

(союз рабочих и крестьян).

17. Какие разновидности флагов вы знаете?

(политические, религиозные, символические, национальные, боевые).

18. Где непременно должно быть зафиксировано описание флага?

(в Конституции).

19. Назовите дату появления нынешнего Государственного флага.

20. Что означают цвета Государственного флага РФ?

(белый – чистота и ясность,

Синий – величие, ясность,

Красный – храбрость, удаль, красоту).

21. Что такое Государственный гимн?

(торжественное музыкально-поэтическое произведение).

22. В каких случаях исполняется Государственный гимн?

(когда поднимают Государственный флаг; во время официальных торжественных мероприятий).

23. Чем было вызвано появление в России первого официального государственного гимна?

(победой над наполеоновской армией в войне 1812 года, когда наблюдался небывалый всплеск патриотизма).

24. Какая песня была гимном нашей страны до 1944 года?

(«Интернационал»).

25. Когда впервые был исполнен современный гимн России?

(в новогоднюю ночь 2001 года).

(музыка А.Александрова, слова С.Михалкова).

Список использованной литературы:

    Голованова Т.П. Шаргин В.С. Государственные символы России. – М., ООО « Росмэн - пресс», 2004.

    Вилинбахов Г.В. государственный герб России. 500 лет. – АО «Славия», С.-П., 1997.

    Медведев М. Московские всадники./ М. Медведев // Знание – сила. – 2008. - №9 – с. 54-57

    Иконников А. Флаг России. – 2006 - №24 – с.2 – Граждановедение.

    Соболева Н. Создание государственных гимнов Российской империи и Советского Союза./ Н.Соболева// Вопросы истории. – 2005. - №2. – с. 25-42.