Каменный уголь сегодня так же популярен, как соль техническая для котельных, и сфера его применения очень широка. Он является не только топливом. В химической промышленности это важнейшее сырье, из которого получают разные материалы: от полимеров до удобрений. Также уголь является основой для выработки прочих полезных ископаемых: молибдена, цинка и т.д.

Сегодня экспорт каменного угля в мире кардинально изменился. Причина этому увеличение спроса во многих развивающихся странах и изменение ситуации в сырьевой энергетической отрасли. В частности, для таких стран, как Китай и Индия уголь - надежный и доступный по цене источник электроэнергии. Именно он обеспечивает им существенный экономический рост.

Внешний экспорт угля из стран, ведущих его добычу, осуществляется в объеме не более трех процентов. Этот показатель могут позволить себе только те государства, в которых отмечаются большие залежи данного топлива. Остальной объем они используют для собственных нужд и внутренних продаж. На экспорт отправляются кокс, каменный и бурый уголь, антрацит, которые в нашей стране купить так же легко, как пескосоль в мешках.

Основные экспортеры каменного угля в мире - Индонезия, Англия, Франция, Германия, Польша, Россия, Австралия, США, Канада, ЮАР. Вклад других государств в мировой экспорт угля незначителен, в основном они являются потребителями. ЮАР, Австралия и Колумбия каждый год поставляют до 700 миллионов тонн, США и КНДР - до 400 миллионов и вместе обеспечивают до шестидесяти процентов ежегодной мировой добычи этого твердого топлива. Эксперты утверждают, что перспективными и прибыльным являются разработки залежей каменного угля в Индии и странах СНГ. Исследования показали, что эти страны обеспечены топливом на несколько сотен лет вперед.

Экспорт угля Кузбасс известен во всех странах. Постоянные поставки благодаря функционированию более пятидесяти рудников и тридцати шести разрезов открытой добыч угольной руды обеспечивает город Кемерово. Сегодня он является поставщиком более половины всего потребляемого угля в России.

В целом во всем мире запасы каменного угля еще долгое время будут вполне удовлетворительными. Сегодня уголь остается одним из самых используемых ресурсов в мире. Каждый год его добыча только увеличивается. Кроме того, активно ведется разработка новых угольных запасов. Поэтому экспорт угля в ближайшее время снижаться не будет. Список основных стран экспортеров угля уже сложился и в течение нескольких десятков лет вряд ли изменится.

Спрос на каменный уголь неуклонно растет. К 2020 году специалисты прогнозируют существенное повышение спроса на этот вид топлива. Это связано с тем, что его цена значительно ниже стоимости природного газа и нефти. К тому же запасы последних стремительно истощаются. Поэтому уголь является хорошей альтернативой. Его запасы равномерно расположены по всей планете, и многие страны ведут его активную добычу и разведывание новых месторождений.

Внимание!

Компания «VVS» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ТАМОЖЕННЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ ТОВАРОВ И НЕ КОНСУЛЬТИРУЕТ ПО ДАННЫМ ВОПРОСАМ.

Данная статьи носит исключительно информационный характер!

Мы предоставляем маркетинговые услуги по анализу импортных и экспортных потоков товаров, исследованию товарных рынков и т.д.

С полным перечнем наших услуг Вы можете ознакомиться .

Вконтакте

Одноклассники

Увеличив экспортные поставка, компании из России подстегнули увеличение добычи ресурсов и прибыли от их реализации. Мы подготовили статью о рынках, которые уже сейчас могут принять отечественные предприятия, где газ может вытеснить уголь и есть ли причины, по которым не стоит уходить от опасных методов угледобычи, но самое главное – что на данный момент представляет собой .

Экспорт угля из России в 2017 году

Экспертное мнение на данный момент таково, что цены на уголь в ближайшее время будут расти. Причина этого кроется как в оживлении мировой экономики, так и в увеличении спроса на недорогую угольную генерацию в африканских, ближневосточных и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

За период с 2011 по 2016 годы, когда наблюдалось затяжное падение цен на мировом рынке, очень много фирм (в первую очередь в Соединенных Штатах Америки) стали банкротами. До прошлого года на угольном рынке предложение было выше спроса, но потом все изменилось.

Когда спрос начал превышать предложение, международный рынок продемонстрировал рост котировок. Средняя цена FOB (англ. free on board – схема, когда товар после доставки в порт загружают на судно покупателя, после чего расходы и риски ложатся на него) на уголь из России на спотовом рынке в восточном направлении выросла с $52 в мае 2016-го до $91 за тонну в августе 2017-го, в Балтийских портах начальная цена ($46) выросла до $80.

Рост экспорта стал одним из ключевых факторов увеличения добычи угля в России (уже с 2000-х гг.). Сегодня доля экспорта угля из России – более 50 % (и это в ситуации упадка внутреннего рынка).

С чем это связано? За несколько прошедших лет уголь из России начал привлекать все больше внимания благодаря его высоким потребительским характеристикам, надежным поставкам и, хотя многие отмечают удаленность точек угледобычи, удобным географическим положением портовой инфраструктуры в России (маршруты морской доставки угля в основные страны-импортеры в атлантическом и в восточном направлениях считаются короткими).

Компании-поставщики угля из России стремятся максимально использовать упомянутые прерогативы. По данным 2016-го года экспорт угля из России первый раз за все время был выше объема поставок на внутренний рынок.

Исходя из данных ФТС, объем экспорта в Украину в 2016-м году был равен 9,9 млн тонн, что на 10,2 % превышает прошлогодний показатель. Если говорить об общих объемах экспорта угля из России, то экспорт в Украину – это 6 %. В текущем году поставки туда осуществляются в том же объеме, что и в 2016-м. Поскольку отечественным компаниям важно сохранить украинский рынок сбыта.

Направления, которые так же, как и рынок угля в Китае, являются приоритетными, – это быстрорастущие рынки сбыта в:

    Южной Корее;

  • Вьетнаме;

    Малайзии.

Доля экспорта угля из России в общем импорте перечисленных стран растет. Благоприятным фактором можно назвать и переориентацию индонезийского угля на внутренний рынок, это делает условия экспорта российского угля более простыми.

Не забудем, что африканские страны (Египет, Нигерия, Малави, Кения, Замбия, Конго, Гана, Гвинея, Сенегал и Танзания) не имеют возможности внедрять «чистые», но более дорогостоящие источники энергии, поэтому в энергетике они будут, как и раньше, ориентироваться на относительно недорогие угольные технологии.

Угольная генерация в России в последние годы

Из-за того, что в прошедшие несколько лет уголь начал конкурировать с газом и заметен намечающийся переход на новые коксозамещающие технологии доменной плавки, можно говорить о снижении спроса на уголь (внутренний рынок).

Сохранности доли угольной генерации будет благоприятствовать повышение качества угля, снижение себестоимости добычи и доставки, применение технологий, которые снижают выбросы ТЭС до предельно допустимых концентраций. При этом доля угля в генерации – это не самоцель: на данный параметр влияет огромное число факторов и нюансов.

Так, газовая генерация в европейской части России более приоритетна, чем угольная. Это объясняется тем, что газ, в условиях, когда цены на него регулируются государством, оказывается более конкурентоспособной генерацией. Если же говорить о Сибирском регионе, то далеко не везде есть альтернативы углю, который часто является единственным источником электроэнергии и тепла.

На данный момент инвестировать в отрасль начали в больших масштабах (сейчас инвестиции составляют 73,6 миллиарда рублей), в 2017-м ожидается увеличение еще на 22 % (до 90 миллиардов рублей).

В России добыча угля открытым способом составляет 73 %. Он отличается большей производительностью, низкозатратностью, безопасностью и перспективностью (если говорить о перспективах развития отечественной угольной промышленности). Однако полностью ликвидировать подземный метод добычи угля не представляется возможным, потому что именно в этих условиях залегает большое число ценных и дефицитных марок коксующихся углей.

Открытая добыча, в свою очередь, наносит больший экологический ущерб из-за значительного перемещения горной породы на земной поверхности. Сократить ущерб возможно, если угольные компании будут неукоснительно исполнять работы по рекультивации нарушенных земель и включать новейшие технологии добычи угля с минимальным нарушением земель.

Министерство энергетики России разрабатывает схемы для снижения вреда для окружающей среды: ведомства и угольные компании могут исключить из категории отходов вскрышные и вмещающие породы, чтобы использовать их в таких производственных нуждах (этот вариант находится на стадии проработки), как:

    закладка выработанного пространства;

    рекультивация нарушенных земель;

    засыпка провалов;

    строительство автодорог;

    производство строительных материалов.

По всему миру этот метод получил широкое распространение.

Минэнерго сегодня подчеркивает, что 20 шахт (из 58) в России имеют высокий риск возникновения аварий. Это зафиксировано в ходе комиссии по выявлению шахт, где добыча угля ведется в особо опасных горно-геологических условиях.

Чтобы максимально минимизировать риски, угольные компании сформировали специальные программы по каждой действующей шахте. Чтобы финансировать эти программы, нужно потратить 44,1 миллиарда рублей (с 2016 по 2020 гг.). Выполнение всех мероприятий приведет к тому, что в группе с высокими рисками возникновения аварий из 20 шахт останутся лишь четыре, а 16 оставшихся перейдут в группу со средней степенью рисков аварий.

Комиссия передала угольным компаниям и Ростехнадзору разработанные рекомендации, теперь Ростехнадзор будет отслеживать осуществление мероприятий каждой из спецпрограмм. Промежуточные итоги данной деятельности комиссия подведет по итогам работы шахт в 2017 году.

Экспорт угля из России в Китай

В первом полугодии (по сведениям Госкомитета по развитию и реформам (ГКРР) КНР) экспорт угля из России (каменный уголь) в КНР составил 13,14 миллионов тонн суммарно на $1,17 миллиардов. Экспорт угля из России в тоннах вырос на 53,8 %, а доход от экспорта угля– в 2,7 раза.

Сегодня Россия стоит на третьем месте в числе поставщиков угля в КНР (на первом месте Австралия: за январь-июнь поставила в Китай 38,47 млн тонн угля (+23,8 %); на втором месте Индонезия с 17,86 млн тонн (+16,9 %)).

Такой внезапный рост экспорта угля из России в КНР обусловлен среднесрочными планами руководства страны по сокращению собственной добычи на 800 млн тонн в 2016–2020 годах. В 2016-м году выработка угля в Китае сократилась на 290 млн тонн, а за первое полугодие 2017-го– на 111 млн тонн (74 % от заявленных показателей на этот год).

Помимо этого образовалась еще одна свободная ниша в виде приостановки Китаем импорта угля из КНДР (начиная с 19 февраля во исполнение резолюции 2321 Совета безопасности ООН, связанной с ядерными испытаниями со стороны Северной Кореи). За период с января по июнь поставки угля из КНДР в Китай сократились на 74,5 % – до 2,68 млн тонн.

Аналитики предсказывали существенный рост импорта угля Китаем уже давно, но велика вероятность того, что в ближайшее время благоприятная для угольщиков ситуация будет меняться. «Добыча угля в Китае сокращается пока в пользу импортеров, да и то, отчасти. Далее планируется, что все грядущие сокращения будут отталкиваться от изменений потребности китайской энергогенерации. Так что потенциальный срок успешного экспорта угля в Китай – года три. Если говорить о рынке полувагонов, то даже просто при стабилизации экспорта в Китай наступит полный обвал, и произойдет это – уже максимум через два года».

КНР (так решил госкомитет Китая по делам развития и реформ) намеренно приостанавливает развитие угольной генерации: пока заявлено, что до 2020 года (минимум) в Китае не будут строиться теплоэлектростанции на угле, чья мощность могла бы составить 150 ГВт. Такое решение основано на попытке справиться с экологическими проблемами. Также в КНР планируется выведение из эксплуатации устаревших угольных станций на 20 ГВт и модернизация угольных теплоэлектростанций на 1 ГВт. План заключается в том, чтобы к 2020 г. установленная мощность угольных электростанций в КНР не превышала 1,1 тыс. ГВт. Несмотря на этот факт, при котором, казалось бы, закономерным выходом из ситуации должен стать газ, эксперты подчеркивают, что не стоит на это особо рассчитывать.

Сейчас КНР – признанный лидер по производству угля во всем мире (объем годовой добычи – более 3,5 млрд тонн), но и самый крупный потребитель. Китай приобретает те марки угля, которых нет в стране или те объемы, что более выгодно привести на север Китая путем импорта (когда поставка с юга Китая оказывается нецелесообразной или невыгодной). При этом до 2018–2020 годов КНР хочет уменьшить производственные объемы на 700 млн тонн.

За прошлый год потребление энергии в КНР увеличилось на 1,3 % (ниже десятилетней средней в 5,3 %), а потребление угля снизилось на 1,6 % (добыча на 7,9 %), потребление газа же увеличилось на 7,7 %. Теперь доля угля в энергобалансе равна не 64 %, а 62 %.

По данным ТАСС (основанным на статистике китайской таможни), доля угля из России в общем импорте страны за первое полугодие составила порядка 14 % (более 13 млн тонн на сумму $1,17 млрд).

Если Пекин все-таки сократит генерацию угля, это (по ориентировочным прогнозам) спровоцирует уменьшение спроса примерно на 400 млн тонн в год. КНР стремится к тому, чтобы снабжать новое производство в основном за счет собственного угля. То есть с учетом планов по закрытию неэффективных мощностей в добыче угля (нужно закрыть еще 250 млн тонн), рынок потерял порядка 150 млн тонн потенциального спроса.

При этом угольщики России эту тему не комментируют.

Есть версия, что если все-таки Китай откажется от угля, то это спровоцирует развитие газовой генерации. На данный момент КНР потребляет примерно 200 млрд кубометров газа, спрос к 2020 году достигнет 340 млрд, а к 2030 году –540 млрд кубометров. По самым пессимистичным прогнозам, 38 млрд кубометров из этого числа КНР планирует импортировать из России по газопроводу «Газпрома» «Сила Сибири» уже с декабря 2019-го. Данный объем «Газпром» хочет увеличить в перспективе до 61 млрд кубометров.

Кем ведется продажа угля на экспорт из России

Фирмы из России заработали на экспорте угля за первый квартал 2017 года $3,1 миллиарда, это примерно вполовину больше, чем за это же время в 2016-м. За январь – март 2016-го прибыль от экспорта угля из России была больше $2 миллиардов.

Если говорить о физическом выражении, то экспорт угля из России за первый квартал составил порядка 1,7 миллиона тонн (всего на 5 % больше, чем за экспорт в первом квартале 2016-го).

В дальнее зарубежье за январь – март 2017-го из России было отправлено 39 миллионов тонн угля (на 2,9 миллиарда долларов), в СНГ – 2,69 миллиона тонн (на 249,5 миллиона долларов).

Контракты (на экспорт коксующегося угля) на январь – март 2017-го были подписаны по цене в $285 за тонну (рекорд!). Прогноз Morgan Stanley заключался в том, что стоимость угля на второй квартал 2017-го года упадет до $180 за тонну. Рост стоимости топлива спровоцировали циклон «Дебби», ливни и оползни в начале 2017 года в штате Квинсленд (Австралия): из-за этого значительно уменьшилась добыча угля в Австралии (а она – крупнейший экспортер). Были приостановлены поставки по одному из ключевых транспортных железнодорожных коридоров Квинсленда Goonyella.

Горно-металлургический холдинг «Мечел» по итогам 2016-го получил прибыль в размере более 7 миллиардов рублей. Выручка ГМК в 2016 году выросла на 9 % – до 276 миллиардов рублей. В 2015-м убытки ГМК равнялись 115 миллиардам рублей.

С 2011 года компания приносила только убытки, потому что ключевой продукцией ГМК были сталь и уголь, а мировые цены на них все увеличивались.

ГМК заключил соглашение о реструктуризации долга (по договору начало погашения основного долга было перенесено на 2020 год) с государственными банками-кредиторами: на них приходится 71 % долгового портфеля. Ставки по кредитам были пересмотрены и привязаны к ключевой ставке Центробанка.

Россия является шестым по величине производителем угля в мире (после Китая, США, Индии, Австралии, Индонезии). Несмотря на непростую экономическую ситуацию в 2015 году и падение цен на уголь, российская угольная промышленность не только выжила, но и показала рост производства. Общий объем производства угля в 2015 составил 373 млн тонн (в 2014 году - 358 млн тонн), из них 155 млн тонн (в 2014 году - аналогично) отправлено на экспорт.

По величине мировых запасов уголь превосходит все остальные виды ископаемого топлива. Коэффициент кратности запасов R/P (отношение оставшихся запасов к годовой добыче) для угля составляет более 122 лет, для нефти - 42 года, для газа - 60 лет. К тому же запасы угля распределены равномерно по всему земному шару, что исключает перебои в поставках данного топлива .

Россия обладает вторыми по величине запасами угля в мире: 173 млрд тонн (в США - 263 млрд тонн). Угольная индустрия объединяет более 240 угольных участков, в том числе 96 с подземным способом добычи и 150 с открытым. Основные запасы угля расположены в Кузнецком бассейне (52 %), Канско-Ачинском бассейне (12 %), Печорском бассейне (5%), Южно-Якутском бассейне (3 %). Доказанных запасов угля в России хватит на 800 лет использования .

Около 150 000 россиян работают в сфере добыче угля. По состоянию на конец 2015 года функционируют 192 предприятия, осуществляющие добычу (переработку) угля. Угольные предприятия являются градообразующими для более чем 30 городов и поселков общей численностью более 1,5 млн человек .

В таблице 1 приведены объемы производства основных угольных компаний РФ. Из таблицы видно, что в тройку крупнейших угольных компаний входит Сибирская угольная энергетическая компания (один из крупнейших в мире производителей угля), УК «Кузбассразрезуголь» (крупнейшая в России компания по добыче угля открытым способом) и Холдинговая компания «СДС-Уголь» (около 88 % добываемого угля поставляет на экспорт).

Таблица 1. Объемы производства основных угольных компаний РФ

В качестве характеристики российской угольной промышленности следует заметить, что крупнейшие угольные компании - частные, что является предпосылкой к их высокой конкурентоспособности. Угольная отрасль работает в условиях рыночного ценообразования, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств (около одной третьей общего объема инвестиций) .

Анализируя себестоимость российского угля, необходимо упомянуть, что важным фактором в составе затрат являются большие расходы на железнодорожные перевозки. Для сравнения, в других ведущих странах-производителях угля места добычи расположены близко к крупным морским портам, таким образом затраты на транспортировку являются минимальными. Основная масса угля внутри РФ доставляется из Кузбасса по железной дороге. Среднее расстояние перевозки по железной дороге от кузбасских месторождений до портов Балтийского и Черного морей составляет 4500-5000 км, до восточных портов - 6000 км. Для справки: цена фрахта из Австралии в Китай составляет ориентировочно $ 9/т угля, из Бразилии - $ 22/т, стоимость перевалки в портах - $ 2-4/т. Для сравнения, железнодорожный тариф на перевозку угля из Сибири до дальневосточных портов в 2014 году составлял больше $ 35/ т .

Отдельно следует упомянуть, что важным конкурентным преимуществом для российских предприятий-экспортеров угля в 2015 году стал «слабый» рубль. В долларовом выражении снизилась себестоимость производства и стоимость транспорта. Экспортировать становится выгодно, пока рублевая инфляция не покроет создавшуюся разницу .

Средняя структура себестоимости добычи угля в 2015 году приведена в таблице 2 . Из таблицы видно, что большую часть денежных производственных затрат составляют материальные затраты (в особенности на топливо и энергию) и расходы на оплату труда.

Таблица 2. Средняя структура себестоимости добычи угля

Анализируя мировой рынок, следует упомянуть, что уголь, поставляемый на экспорт, в основном представлен высококачественными коксующимися и энергетическими углями. Международная торговля бурым углем практически отсутствует.

Примерно 2/3 стали в мире, получают из чугуна, который выплавляется в доменных печах с использованием кокса, который производится из коксующегося угля. Коксующийся уголь характеризуется низким содержанием серы и фосфора. Поэтому такой тип угля является редким и дорогим .

На основе энергетического угля работают более 29 % мощностей электростанций в мире.Главными характеристиками энергетического угля являются теплотворная способность (калорийность) и содержание серы. Весь уголь, добываемый в Кузбассе, независимо от марок, отличается низким содержанием серы. В России преимущественно потребляется уголь калорийностью5100 ккал/кг. Для справки: в Китае и Южной Корее потребляется уголь с калорийностью 5500 ккал/кг, Япония и Западная Европа используют уголь калорийностью 6000 ккал/кг .

В мировом предложении угля и формировании мировых цен на уголь ключевую роль играют пять стран, которые обеспечивают 70-80% экспорта: Австралия, Индонезия, Россия, Китай и ЮАР. Спрос же на уголь определяют развивающиеся страны: в первую очередь, Китай и Индия. Основные потребители угольной продукции - Япония, Китай (включая Тайвань) и Южная Корея. Крупнейшими импортерами угля на азиатском рынке являются Япония, Южная Корея, Индия и Тайвань, а на европейском рынке Германия и Великобритания .

Основные сделки купли-продажи угля представлены в мире в виде долгосрочных контрактов, спотовых сделок и производных финансовых инструментов.

Долгосрочные контракты между производителями и потребителями угля, как правило, заключаются в случае возникновения договоренности о поставках угля определенного качества и состава, бесперебойные поставки которого может осуществлять именно данный производитель.

Наибольшее распространение на рынке угля получили сделки спот. Поставка угля при таких сделках производится в течение 90 дней, а оплата - по текущим рыночным ценам.

Фьючерсные, форвардные, опционные контракты и сделки типа своп с углем заключаются на ведущих мировых биржах. Такие сделки традиционно не предусматривают физическую поставку угля, а расчеты производятся только в денежной форме. Основными участниками рынка производных финансовых инструментов являются специалисты по управлению ценовыми рисками и спекулянты. Присутствие элемента спекуляции позволяет обеспечить высокую ликвидность рынка производных инструментов по углю .

Главными площадками по торговле угольными деривативами являются ICE (Intercontinental Exchange; Атланта, США) и NYMEX (New York Mercantile Exchange; Нью-Йорк, США) c долями торговли 32 % и 68 % соответственно.

Также были предприняты попытки организовать торговлю фьючерсами на уголь с физической поставкой на ASX (Australian Securities Exchange; Сидней, Австралия) в 2009 году, но из-за отсутствия ликвидности в 2010 году угольные деривативы были изъяты из листинга.

Аналогично неудачной оказалась попытка организовать торговлю деривативами на уголь на EEX (European Energy Exchange AG; Лейпциг, Германия) с денежными расчетами в евро. Листинг данных контрактов прекращен в феврале 2016. Тем не менее, на бирже остается активным листинг для контрактов с расчетами в долларах США .

Основными разновидностями цен на мировом рынке угля являются цены БОВи CIF. Цена FOB (free on board, франко-борт судна) - цена угля плюс расходы на внутреннюю транспортировку от шахты до терминала порта отгрузки в экспортирующей стране. Цена CIF (Cost, Insurance and Freight, стоимость, страхование и фрахт) - включает цену FOB плюс все затраты на международную транспортировку до терминала порта назначения в импортирующей стране.

Цены по всем видам сделок купли-продажи угля определяются с использованием индексов, определяемых международными ценовыми агентствами. Список ключевых индексов на уголь приведен в таблице 3 . Из таблицы видно, что мировой рынок угля делится на два крупнейших сегмента: азиатско-тихоокеанский и атлантический.

Таблица 3. Список ключевых ценовых индексов на уголь

Текущая ситуация на мировом рынке характеризуется превышением предложения угля над спросом, что привело к долговременному снижению цен, и негативному влиянию на предприятия-экспортеры. Для справки: поставки угля из Индонезии могут упасть на 17 % в течение 2016 года в связи с тем, что крупнейший поставщик угля в мире терпит убытки и сокращает добычу. Индонезия будет экспортировать менее 300 млн тонн в 2016 против 360 млн тонн в 2015. Денежные потоки около 60-70 % производителей индонезийского угля недостаточны для поддержания бизнеса .

Главным ориентиром угольных цен на мировом рынке являются цены на энергетический уголь, так как данный вид угля используется для производства электроэнергии и может конкурировать с нефтью и газом . В качестве иллюстрации энергетического характера угля на рисунке 1 представлена динамика цен фьючерсов на нефть и уголь (NYMEX) . Из рисунка видно, что графики цен на нефть и уголь показывают довольно схожую динамику.

Рис. 1. Динамика цен фьючерсов на нефть и уголь (NYMEX)

Для определения величины взаимосвязи изменений цен на нефть и уголь на рисунке 2 показаны величины изменения цен фьючерсов на уголь и нефть за одинаковые периоды времени по данным NYMEX за 2011-2015 годы . Коэффициент корреляции изменений цен равен 0,83. Таким образом, можно сделать вывод о высокой взаимосвязи цен фьючерсов на нефть и уголь. В будущем такая корреляция может продолжиться.

Рис.2. Изменения цен фьючерсов на уголь и нефть за одинаковые периоды времени (NYMEX)

Как считают некоторые эксперты, нижним пределом цен на нефть на мировом рынке является себестоимость добычи сланцевой нефти в США (в среднем $ 20-30 за баррель на начало 2016), а верхний потолок соответственно представлен ожиданием быстрого роста добычи из сланцев при росте цен. То есть, в ближайшем будущем цены будут формироваться преимущественно в коридоре $ 20-40 за баррель с корректировкой на текущую себестоимость добычи сланцевой нефти в США .

Возможным риском для развития угольной отрасли является вероятность промышленного освоения технологии плазменного разрыва пласта (гидроразрыв пласта не применим, так как сланцевые месторождения находятся в горной местности вдали от источников воды) в Китае и возникновения китайского сланцевого бума .

Кроме того известно, что при сжигании угля на электростанциях происходят значительные выбросы углекислого газа в атмосферу и появление парникового эффекта. Из ископаемого топлива уголь является наиболее проблематичным с точки зрения изменения климата, поскольку у него самое высокое содержание углерода.

В целях предотвращения глобального потепления в 2015 году ООН было принято климатическое соглашение, которое должно быть подписано минимум 55 странами из 196 в период с 22 апреля 2016 по 21 апреля 2017 года. Данное соглашение предусматривает ограничение сжигания ископаемого топлива и создание новых возобновляемых источников энергии в соответствии с базовым сценарием и сценарием «Мир - 2 по Цельсию» (недопущение перегрева планеты выше 2 градусов Цельсия (3,6 по Фаренгейту) по сравнению с доиндустриальным уровнем).

В связи с начатой борьбой с глобальным потеплением 15 января 2016 года Администрация Президента США объявила о прекращении выдачи новых займов для угольных предприятий на федеральных землях (40 % добычи угля в США).Предполагается, что в течение переходного периода (20 лет) угольная отрасль США будет существенно сокращаться.

Планы по сокращению выбросов CO2 также создают и другую угрозу для угля в развитых странах: место угольных компанийна рынке пытаются занять нефтяные компании (Бритиш Петролиум, Шелл, Эксон) путем предложения прогрессивной шкалы налогов на выбросы CO2 .

В качестве одного из вариантов по снижению выбросов CO2 на угольных электростанциях предложено улавливать и складировать углекислый газ посредством его инъекций в углеродные массы. Одним из таких проектов станет первый в истории завод по складированию углекислого газа в промышленном масштабе (Баундэри Дам, Канада), строительство которого запущено в октябре 2015 года. В качестве особенностей для предприятий такого типа необходимо отметить потребность в значительном количестве электрической энергии, опасность утечки складированного CO2 .

Анализируя российский рынок угля, следует упомянуть, что Россия является третьим по величине поставщиком угля на экспорт (после Австралии и Индонезии). Доли поставок в Европу и Азию приблизительно составляют 56 % и 44 % соответственно .

Важные направления экспорта: Южная Корея, Китай, Япония, Европа, Турция и Индия. Доля России на рынке угля Европы составляет 32 %, а на рынке Азии только 5 %.В Европу поставки российского угля идут преимущественно из западных портов: Мурманск, Усть-Луга (Ленинградская область), порт Риги. В Азию поставки идут преимущественно из восточных портов: Ванино (Хабаровский край), Восточный (Приморский край), порт Раджин (КНДР). Транспортировка угля по морю осуществляется балкерами.

Определением экспортных цен на российский уголь занимается международное Агентство «Аргус». Экспортные цены на российский уголь рассчитывается на основе цен на уголь в портах Северо-Западной Европы ^ШАРА) и в портах Южной Кореи (CIF Южная Корея), которые публикуются ежедневно в издании «Аргус Коал Дэйли Интернешнл».

Для торговли российским углем часто используется цена FCA . Цена FCA (freecarrier, франко-перевозчик) - товар доставляется основному перевозчику заказчика к указанному в договоре терминалу отправления, экспортные пошлины уплачивает продавец. Для расчетов цен FCA Кузбасс учитывается цена фрахта, стоимость работы стивидоров, стоимость железнодорожной перевозки из Кузбасса до морских портов и пограничных переходов, сопутствующие расходы .

На рисунке 3 показана динамика цен российского угля, отправляемого на экспорт на условиях ЕОВВосточный . Из рисунка видно, что с 2011 по 2015 годы цены на экспорт российского угля упали практически на 50 %.

Рис. 3. Динамика цен российского угля, отправляемого на экспорт на условиях FOB Восточный

На внутреннем рынке РФ основными потребителями угля являются тепло- и электрогенерирующие станции, предприятия жилищно-коммунального сектора и обогатительные фабрики. Большинство тепло- и электрогенерирующих станций с момента постройки были направлены на потребление бурого и каменного угля низкой и средней калорийности (около 5 100 ккал/кг), находящегося в непосредственной близости от таких станций, что является причиной низкого внутреннего спроса на высококалорийные марки угля и дает возможность отправлять высококалорийный уголь на экспорт. Однако в результате модернизации существующих мощностей и строительства новых высокоэффективных угольных электростанций в перспективе может увеличиться спрос на высококалорийный уголь .

Следует упомянуть, что в России есть потенциал для увеличения доли угля в энергетическом балансе страны за счет замены углем более дорогостоящего мазута. Кроме того существует потенциал для передачи дешевой электроэнергии из Сибири в зону Европы и Урала и возможность развития электросетевых связей между территориями страны .

Для определения внутренних цен на российский энергетический уголь используются индексы Металл Эксперт. Цены корректируются для каждого региона в зависимости от марки угля, его калорийности и стоимости доставки .

Также котировки цен на внутреннем рынке РФ публикует агентство «Аргус Медиа». «Аргус» котирует энергетический уголь: низколетучий марки Т (6000 ккал/кг.), высоколетучий широко распространенной марки Д (5100- 5400 ккал/кг), сортовой уголь ДПК (5 200-5 400 ккал/кг) и уголь марки СС (5700 ккал/кг.).Уголь марки Т используется некоторыми электростанциями в европейской части РФ, а также производителями цемента и предприятиями металлургии. Угли марки Д и ДПК повсеместно используются на электростанциях и предприятиях ЖКХ. Уголь марки СС используется некоторыми электростанциями совместно с другими марками для улучшения экономики электрогенерации .

Согласно большинству экспертных прогнозов мировой спрос на уголь, как ожидается, будет расти не менее чем на 0,8 % в год между 2015 и 2035. Потребление угля в странах, не входящих в ОЭСР, увеличится (ориентировочно на 1,1 млрд. тонн нефтяного эквивалента), что частично будет компенсировано снижением потребления угля в странах ОЭСР (–0,4 млрд. тонн нефтяного эквивалента). Темпы роста потребления угля самые высокие по сравнению с другими источниками энергии и уголь как дешевое и доступное топливо является стимулом быстрого экономического роста развивающихся стран. В 2040 году, ожидается, что страны азиатско-тихоокеанского региона будут потреблять 4/5 экспорта угля. И к 2030 их энергопотребление вырастет на 33 %. Сейчас уголь составляет 48 % энергетического баланса для данного региона. Прогноз динамики потребления угля по странам представлен на рисунке 4.Из рисунка видно, что страны ОЭСР будут существенно сокращать потребление угля после 2020 года, Индия и другие развивающиеся страны будут увеличивать потребление угля, для Китая ожидается рост потребления угля с выходом на постоянный уровень потребления после 2025 года.

Рис. 4. Прогноз динамики потребления угля по странам

Что касается динамики добычи угля в РФ - в Программе развития угольной отрасли России до 2030 года заложены два сценария: увеличение добычи к 2030 году до 480 млн тонн (технологическая модернизация) и 410 млн тонн (консервативный сценарий) .

В результате проведенного анализа установлено следующее:

  • уголь является стратегически важным сырьем для мировой энергетики и металлургической отрасли. Общий спрос на уголь в мире в ближайшие двадцать лет будет расти, в первую очередь, за счет увеличивающихся потребностей развивающихся стран в дешевой энергии;
  • в развитых странах наоборот наблюдается тенденция к снижению добычи и экспорта угля вследствие вызываемых данным топливом климатических проблем. Доля развитых стран на рынке будет освобождаться для других стран-экспортеров;
  • угольная отрасль в России обладает значительными запасами высококачественного угля и в условиях изменения конъюнктуры рынка у нее есть значительные возможности для роста, как в направлении экспорта, так и на внутреннем рынке. Большой вклад в развитие угольной отрасли будет внесен реализацией инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры, освоению новых месторождений, созданию углепромышленных кластеров в Сибири и на Дальнем Востоке. Рост экспорта российского угля ожидается преимущественно в направлении азиатскотихоокеанского региона.

Библиографический список

3. Формирование международных цен на уголь. Доклад секретариата Энергетической Хартии, 2010 (Брюссель, Бельгия).

4. Программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года.

Транспортировка угля

Как уже было отмечено ранее, рынок каменного угля является глобальной индустрией, в которой в коммерческих целях уголь добывается более чем в 50 странах и используется более чем в 70. Каменный уголь является доступным сырьем, которое имеет хорошо налаженную структуру поставок по всему миру. Каменный уголь может быть доставлен от продавца (экспортера) к покупателю (импортеру) быстро и безопасно кораблем или железнодорожным транспортом. Большое количество поставщиков активно участвуют в международном рынке каменного угля, обеспечивая конкурентоспособность и эффективность рынка.

Способ транспортировки угля зависит от удаленности заказчика. На коротких расстояниях, в основном, каменный уголь транспортируют по конвейерам или на грузовых автомобилях. Поезда и баржи используются для более длинных расстояний в пределах внутреннего рынка, но также, в качестве альтернативы, уголь может быть смешан с водой с образованием угольной суспензии, и таким образом уголь транспортируется по трубопроводу.

Корабли обычно используются для международных перевозок, которые в свою очередь классифицируются по размеру:

· Handysize судно - 40-45,000 тонн;

· Panamax судно - около 60-80,000 тонн;

· Capesize судно - около 80,000 тонн.

В последние 20 лет морские перевозки энергетического угля увеличивались в среднем на 7% каждый год, а коксующегося угля на 1,6% в год.

Общая международная торговля углем достигла 941 млн. тонн в 2010 году, в то же время это значительное количество угля является всего лишь 16% от общего количества потребляемого угля в мире. Большее количество угля используется той страной, в котором он был и произведен.

Транспортные расходы составляют значительную долю в структуре цены на уголь, поэтому международная торговля энергетическим углем эффективно разделилась на два региональных рынка:

· Атлантический рынок, состоящий из стран-импортеров в Западной Европе, в особенности, Великобритании, Германии и Испании;

· Тихоокеанский рынок, который состоит из развивающихся и азиатских импортеров, входящих в Организацию Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в частности Японии, Корея и Китайский Тайбэй. Тихоокеанский рынок в настоящее время составляет около 57% мировых морских перевозок энергетического угля.

Австралия является крупнейшим экспортером угля в мире. Она экспортировала более 259 млн. тонн каменного угля в 2009 году, из общего объема производства в 335 млн. тонн. США и Канада являются крупными экспортерами, и Индонезия становится важным поставщиком.

Форма торговли углем и ценообразование

Международная торговля углем осуществляется в рамках долгосрочных контрактов (большая ее часть) и по спотовым поставкам. В последнее десятилетие на рынке торговли углем стали также развиваться электронные торговые площадки, внебиржевые рынки производных финансовых инструментов и фьючерсных бирж.

Многие страны имеют достаточные собственные запасы угля, который обычно добывается для внутренних нужд. На международных биржах продается менее 20% мирового объема добычи угля. В основном это энергетический уголь (используется для выработки электроэнергии) и высококачественный коксующийся уголь (для производства стали). Международная торговля дешевым бурым углем практически отсутствует.

В настоящее время, по сути, существует два отдельных рынка - энергетического угля и коксующегося угля, хотя они и взаимодействуют друг с другом.

В связи с необходимостью крупных капиталовложений в создание транспортных инфраструктур (железные дороги, порты, суда) для транспортировки угля, для угольной отрасли характерно повсеместное использование долгосрочных контрактов. Как продавцы, так и покупатели вкладывают огромные средства в крупные проекты создания цепочки снабжения углем. При этом в большинстве случаев покупатели угля являются операторами электростанций, а продавцы - инвесторами, которые осуществляют капиталовложения в развитие угледобывающего предприятия.

В секторе переработки, хранения и транспортировки должна быть создана надежная транспортная инфраструктура для качественной доставки угля. Именно долгосрочные контракты позволяют обеспечить гарантии для финансирования таких проектов.

Еще одной причиной широкого использования долгосрочных контрактов является качество угля. Оно является одним из определяющих факторов в торговле, в частности, коксующимся углем, свойства которого очень важны для металлургических заводов.

Как правило, стандартные спецификации дают лишь приблизительную информацию о марке угля, что заставляет покупателей и потребителей проводить более обширные тесты для оценки марки угля, которые занимают обычно много времени. Зато после согласования марки, отношения между продавцом и покупателем, как правило, продолжаются в течение длительного времени.

В международной торговле углем понятие спотовых контрактов охватывает практически все сделки, которые не предусматривают долгосрочных отношений. Спотовый контракт может быть заключен на поставку одной партии товара, части партии или серии партий. Одни спотовые контракты используются мелкими поставщиками или покупателями, которые не могут строить постоянные отношения, другие спотовые контракты основываются на существующих долгосрочных отношениях между продавцами и покупателями.

Применение спотовых контрактов в последнее время значительно выросло, т. к. покупателям, которые стремятся снизить свои затраты, необходима гибкость в поставках в условиях неопределенности в сфере спроса. Также это происходит вследствие увеличения числа новых игроков на международном рынке торговли углем в результате роста спроса на энергетический уголь со стороны электростанций в странах с развивающейся экономикой и развитых странах.

В связи с увеличением объемов торговли, количества направлений экспорта и роста цен на уголь, а также с развитием электронной торговли и использованием производных финансовых инструментов, торговля углем претерпела значительные изменения. Помимо физических покупателей (электрических компаний) и продавцов (угледобывающих компаний), в операциях по торговле углем на финансовом рынке или рынке ценных бумаг участвуют банки и финансовые трейдеры, и объемы торговли на этих рынках растут. Все это изменило метод торговли и формирования цен на уголь. Так, независимо от отдельного существования в плане физических торговых потоков атлантического и азиатско-тихоокеанского рынков угля, различие цен между этими двумя рынками быстро исчезает.

В секторе угля сегодня начали появляться фьючерсные биржи , которые обеспечивают большую прозрачность, чем внебиржевые рынки. При этом ранее считалось, что фьючерсные рынки, на которых торгуются стандартизированные контракты, не подходят для торговли углем из-за наличия большого количества марок углей, различающихся по качеству, а также из-за тесных взаимоотношений между добывающими компаниями и конечными потребителями. Именно поэтому появление бирж фьючерсов на уголь произошло позже, чем других товарных бирж.

Пока еще рынки фьючерсных контрактов на уголь не достигли того же уровня развития, что и рынки фьючерсов на нефть. Сегодня расчеты по фьючерсам на уголь производятся наличными денежными средствами в соответствии с публикуемыми индексами цен на уголь. Такой смешанный механизм подтверждает, что текущая торговля углем все еще находится в стадии перехода от торговли, привязанной к спотовым рынкам, к торговле на рынках фьючерсных контрактов. Предполагается, что рынки фьючерсных контрактов на уголь по мере роста объемов торговли перейдут к расчетам по контрактам в рамках этих рынков.

Тем не менее, фьючерсные рынки уже начинают играть ту же роль в формировании цен на уголь, которую прежде играли двусторонние переговоры между крупными добывающими компаниями и конечными потребителями, и их влияние на угольные цены повышается.

Цены на уголь изменяются в зависимости от его качества, затрат на транспортировку и других условий. Цены на энергетический уголь обычно корректируются в соответствии с показателем теплотворной способности. Стандартный уровень теплотворной способности составляет 6500 ккал/кг.

Еще совсем недавно, в 90-х годах, определяющую роль в формировании цен на уголь играли котировки коксующегося угля, а стоимость энергетического угля зачастую устанавливалась методом дисконтирования цен на более дорогой коксующийся уголь. Однако в прошлом десятилетии цена на энергетический уголь на мировом рынке значительно повысилась в связи с возросшим спросом. В настоящее время основные спотовые и фьючерсные котировки угля - это цены на энергетический уголь . Ведь в отличие от энергетического, коксующийся уголь не сможет составить конкуренцию нефти, газу или другим источникам энергии.

Цены СИФ (стоимость, страхование и фрахт) используются в отношении импорта угля, а цены ФОБ (франко-бортсудна) - экспорта. Цена ФОБ - это цена самого угля, плюс расходы на внутреннюю транспортировку от шахты до терминала порта отгрузки в экспортирующей стране.

Однако использование данной системы ценообразования прекратилось в конце 90-х годов, когда в Японии произошло снижение степени регулирования сектора электроэнергетики, а электрические компании стали самостоятельно договариваться о поставках и диверсифицировать свои источники угля. В период с 1998 г. по 2002 г. здесь действовала «система справочных цен», в соответствии с которой отдельные электрические компании следовали условиям сделок компаний, ведущих переговоры. В настоящее время применяется целый ряд устоявшихся спотовых цен в соответствии со стандартными спецификациями, привязанными к различным регионам. Так, существует две основные спотовые цены, применяемые к экспорту угля. Это спотовая цена на условиях ФОБ Ричардс Бей (Южная Африка), которая определяется в отношении экспорта южноафриканского энергетического угля, и спотовая цена на условиях ФОБ Ньюкасл (Австралия) для экспорта австралийского энергетического угля. Основная цена для импортеров - это спотовая цена на условиях СИФ АРА (Амстердам-Роттердам-Антверпен) для Северно-Западной Европы. Для японского импорта спотовые цены на условиях СИФ часто представляют собой средневзвешенное значение цены на импорт угля по данным таможенной статистики страны. Есть ряд публикуемых спотовых цен по регионам США, такие как «Центральные Аппалачи», «Северные Аппалачи», «Иллинойский бассейн», «бассейн Паудер Ривер» и «бассейн Уинта».

Динамика мировых цен на уголь на основных торговых площадках: NYMEX, европейские цены и японские цены на коксующийся и энергетический уголь приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Цены на уголь на мировых площадках

Northwest Europe market price Европейская цена (долл. за тонну)

US Central Appalachian coal spot price index Американская цена (долл. за тонну) NYMEX

Japan coking coal (коксующийся уголь) import cif price Японская цена на коксующийся уголь (долл. за тонну)

Japan steam coal (энергетич. уголь) import cif price Японская цена на энергетический уголь (долл. за тонну)

Динамика экспорта и импорта каменного угля

Сперва обозначим крупнейших экспортеров каменного угля, которых определим, основываясь на статистических данных, предоставленных базой данной euromonitor.com.

Рассмотрим рис. 1.6. На данном графике отчетливо видно, что лидером в экспорте каменного угля является Австралия, хотя по объемам производства этого минерала занимает третье место, уступая Китаю и США. Так, в 2010 экспорт австралийского каменного угля составил $ 44024,1 млн., что в 2 раза больше экспорта индонезийского угля (Индонезия является вторым по величине в мире экспортером каменного угля по состоянию на 2010 г.). В данном рейтинге Россия занимает третье место с экспортом угля на $11275,6 млн. в 2010 г. Далее идут такие страны как Китай, США, Канада, Колумбия и Польша. Хотя Китай и занимает лидирующие позиции по производству каменного угля, в тройку крупнейших экспортеров он не входит. Такую особенность можно объяснить тем фактом, что большую часть произведенного угля Китай использует на внутреннем рынке.

Относительно динамики интересно отметить, что среди данной выборки стран крупнейших экспортеров угля (рис. 1.6), только Китай сократил объем экспорта, когда в других странах он только растет, пусть и не ускоренными темпами. В 2008 году Китай резко сократил экспорт каменного угля с отметки в $11075,7 млн. до $2573,9 млн. в 2009 г. Данный спад обусловлен падением спроса на каменный уголь. Аналогичная ситуация с падением экспорта произошла во всех странах данной выборки в 2008-2009 гг., но в гораздо меньших количествах, что не бросается так в глаза как в ситуации с Китаем. Энергетическое обеспечение народного хозяйства Китая в высокой степени зависит от угля, поэтому наряду с увеличением производства отмечается снижение экспорта. Это своего рода политика китайских компаний.

Также можно отметить Австралию. В этой стране также наблюдался довольно крупное уменьшение экспорта в 2008-2009 с $39544,3 млн. до $31054 млн. Но уже в 2010 году Австралия увеличила поставки угля на мировой рынок в объеме $ 44024,1 млн.

Рис. 1.6. Динамика экспорта каменного угля

Далее рассмотрим крупнейшие страны-импортеры каменного угля. Обратимся к рис. 1.7. Данный график показывает, что крупнейшим импортером каменного угля является Япония. Это легко объяснить хотя бы тем фактом, что Япония, к сожалению, бедна на какие-либо ресурсы. Вторым по величине импортером каменного угля является Южная Корея, которая в 2010 г. импортировала угля на сумму $13676,1 млн. Далее в выборку крупнейших стран-импортеров попали Германия, США, Бразилия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Франция.

Мировой финансово-экономический кризис также оставил свой след и на импорте каменного угля. Таким образом, в 2008 году спад наблюдается во всех странах.

К сожалению, статистическая база данных euromonitor.com не предоставляет статистику об экспорте и импорте угля по экономическим регионам.


Рис. 1.7. Динамика импорта каменного угля

Поэтому покажем только данные мирового экспорта и импорта, которые получим путем суммирования всех значений экспорта / импорта по годам. В результате получаем, что в 1990 году мировой экспорт угля равнялся $17161,6 США (в ценах FOB), а к 2010 году увеличился практически в 7 раз и равнялся $118883 США (в ценах FOB) (рис. 1.8).


Рис. 1.8. Динамика экспорта угля в мире, 1990-2010 гг.

Мировой импорт угля также имеет тенденцию к росту. Так в 1990 году мировой импорт угля составлял $21927,2 США (CIF), а к 2010 году вырос до $129401,1 США (CIF), что в ~6 раз больше значения 1990 года. По своему характеру графики 1.8 и 1.9 схожи, что не удивительно, поскольку все, что продано продавцом, куплено покупателем. Однако ввиду разности в ценах CIF и FOB, значения мирового экспорта и импорта не совпадают.

Рис. 1.9 Динамика импорта угля в мире, 1990-2010 гг.