Многие верующие люди, страдающие алкоголизмом, отказываются принимать некоторые виды помощи, такие как: гипносуггестивная психотерапия и кодирование. От многих пациентов приходилось слышать, что эти виды лечения от «дьявола», что некоторые священники в разговорах со своей паствой запрещают прибегать к такому лечению и считают, что надо укреплять веру, а болезнь сама пройдет. Мы считаем необходимым, дать разъяснения по этому поводу, чтобы больной человек, являющийся верующим, не отказывался от лечения, которое ему необходимо.

Отношение церковнослужителей к процедуре кодирования и гипнозу, на сегодняшний день является достаточно неоднозначным. Произошел своего рода раскол во взглядах на некоторые виды наркологического лечения, в результате которого, страдающие от алкогольной зависимости под давлением своих духовных наставников остаются без наркологической помощи. Такой подход со стороны некоторых священнослужителей, таит в себе огромную опасность для зависимого человека, так как алкоголизм является прогрессирующем заболеванием, очень важно не запускать его развитие, а начинать лечение, как можно раньше. Самое интересное, что никаких церковных указов о недопустимости «кодирования» от алкоголизма нет и в помине. Это всего лишь субъективный взгляд отдельных священников, в основе которого лежит недостаток образования в понимании такой глобальной проблемы, как алкоголизм.

Священнослужители, получившие образование в стенах семинарии, изучавшие основы психиатрии и психологии, имеющие разносторонние взгляды, прекрасно понимают, что алкоголизм требует лечения. Представители церкви, менее образованные, объясняющие все происходящее с человеком через призму мистического сознания, подводят все к «бесовскому» началу и соответственно, совершенно не разбираясь в проблеме, ратуют против любых психотерапевтических вмешательств.

Если мы вспомним историю, то увидим, что психиатрия вышла из монастырских стен, именно там находили приют психически нездоровые люди, и в первую очередь для уменьшения тяжести их состояния, применялось психотерапевтическое воздействие. Лечение больной души словом, существует на протяжении столетий. Медицина, в частности психотерапия, была неотъемлемой частью православной культуры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете не встречается осуждение или запрещение применения медицинских средств и техник, таких как кодирование и гипноз. Согласно Библии, врач всегда пользовался уважением. Вот короткий отрывок из Священного Писания, показывающий место врача в жизни человечества.

Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир 38, 1-15.)

Многие святые занимались врачеванием. Вот лишь некоторых из них: апостол и евангелист Лука, мученик Орест врач, великомученик и целитель Пантелеймон, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, бессребреники мученики Кир и Иоанн. В нашем Отечестве прославились преподобные Агапит Печерский, Ипатий Целебник, Евфимий Суздальский. Всем известно и житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) архиепикопа и выдающегося хирурга, а также известного психиатра игумена Анатолия Берестова. В истории Церкви мы видим огромное количество примеров, когда священники и епископы занимались врачеванием как телесных, так и духовных недугов. Опыт многих зарубежных стран показывает высокие результаты в исцелении человеческой психики при тесном сотрудничестве психиатров и представителей церкви. И только в России ведется конфронтация между представителями духовенства и психиатрами. Хотя в последнее время все чаще можно встретить представителей церкви, готовых идти на сотрудничество с представителями медицины, в борьбе за спасение человека.

И в заключении хочется добавить следующее: среди верующих распространено мнение, что пьянство это грех, а не заболевание. Хочется развеять это заблуждение. Мы не можем сказать больному диабетом или туберкулезом:

Укрепи веру свою и болезнь пройдет!

Понятно, что наряду с укреплением веры, человеку придется проходить еще и курс лечения..

Тоже самое касается и больного алкоголизмом, он нуждается в наркологической помощи.

ЛЕКАРСТВО ОТ АЛКОГОЛИЗМА — КЛУБ ТРЕЗВОСТИ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ХРАМЕ

В «Древнем патерике» есть такая притча. Некоему египетскому пустынножителю бес пообещал, что не будет беспокоить его никогда, если он совершит один из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. Пустынник подумал и выбрал пьянство. «Упиться один раз, кажется, не большой грех. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот вошел он в корчму и упился. После чего случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он совершил с ней грех. А когда пришел муж той женщины, то он начал драться с ним и убил его. Таким образом он совершил все три греха сразу и погубил многолетние свои труды.

Мораль сей притчи очевидна: алкоголизм, или, выражаясь языком церковным, страсть винопития, - источник многих зол и бедствий. И тем не менее люди пьют. Почему? Что так неудержимо, вопреки логике и здравому смыслу, влечет человека к бутылке? Что же такое алкоголизм: болезнь, страсть, образ жизни? И главное - можно ли избавить человека от алкогольной зависимости?

С этими вопросами я обратилась к о. Алексию Бабурину, настоятелю храма Св. Николая в подмосковном селе Ромашково, где с 1992 года действует первый в России клуб трезвости при православном приходе. О. Алексий - врач-психиатр по образованию, долгое время занимался проблемами алкоголизма, наркомании, табакокурения во Всесоюзном кардиологическом научном центре. Работал над диссертацией, которую закончить не успел - ушел служить в Церковь. Но, как он говорит, не для того, чтобы расставаться с врачеванием, а, напротив, чтобы заняться подлинным исцелением - духовным. Сейчас, в сане православного священника, о. Алексий участвует в международных съездах наркологов, пишет научные труды, работает над программой помощи людям с алкогольной зависимостью и их семьям.

О. Алексий, алкоголь - это зло. Почему же Православная Церковь разрешает употребление спиртных напитков, более того, использует вино в богослужебных целях?

Прежде всего, зло не в вине, а в неправильном, точнее, неумеренном его употреблении. В небольших дозах вино не вредно, даже оказывает некоторый терапевтический эффект. В одном из посланий апостола Павла Тимофею содержится совет последнему употреблять вино с водой ради больного желудка (1 Тим. 5, 23). К тому же вино - продукт созидательной творческой деятельности человека и поэтому используется в качестве богоугодной жертвы в таинстве Евхаристии. В таинстве брака испиваемая супругами общая чаша символизирует особое единение - в любви и согласии переносить все испытания будущей совместной жизни, и радости, и горе.

Как же получается, что чаша эта из символа любви превращается иной раз в источник страдания для всей семьи? Другими словами, в чем корни пьянства?

Причины кроются в гедонистической философии. Человек ищет наслаждений, сиюминутных удовольствий. Не случайно грех винопития по святоотеческой классификации грехов входит в страсть чревоугодия.

Батюшка, существует ли предрасположенность к алкоголизму? Пьют-то ведь многие, но не все становятся алкоголиками.

Действительно, по данным науки, из десяти регулярно употребляющих спиртное людей лишь шесть приобретают алкогольную зависимость. Дело в том, что в жизни человека большое значение имеет его родословная: грехи родителей часто сказываются на детях. Так что если в роду у человека были, скажем, бабушки, злоупотреблявшие спиртным, то уже есть основания для беспокойства.

- Раз уж мы заговорили о женском пьянстве… Почему на женщин алкоголь оказывает особенно сильное воздействие?

В самом деле, женский организм более раним по отношению к алкоголю. И это естественно. Сравните, что легче повредить: хрупкий цветок или грубое растение?

- Батюшка, существует такое выражение онапиться до чертиковп. Не следует ли понимать его буквально?

Напиваясь, человек открывает в свою душу доступ силам зла, становится седалищем темных сил. Он может даже общаться с ними в состоянии алкогольной горячки, видеть их.

- Как это - видеть?

Так, обычно… С рогами и прочими атрибутами. Впрочем, мне не хотелось бы об этом распространяться.

- Расскажите, пожалуйста, о том, как победить зеленого змия. Как излечиться от алкоголизма?

Алкоголизм практически неизлечим. Зависимость, если уж она сформировалась, останется у человека навсегда. - Как же так? Ведь существует столько способов, методов. Неужели все они безрезультатны?

Я объясню. Дело в том, что в организме человека, постоянно отравляющего себя алкоголем, возникают необратимые изменения на биохимическом уровне. В частности, перестает в нужном количестве вырабатываться специальный фермент, расщепляющий спирт - алкогольредуктаза. И это - на всю жизнь. Человек может месяцами, годами не прикасаться к бутылке и считать себя вполне здоровым, но стоит ему вновь потянуться к спиртному, как тут же, после первой рюмки, он впадает в состояние тяжелейшего запоя. Но выход есть. И очень простой. Нужно научиться жить без алкоголя. Ведь алкоголизм не только болезнь, это и образ жизни. И человек должен сам твердо решить избавиться от пагубного пристрастия и начать новую жизнь. В этом ему могут и должны помочь близкие люди, семья. Своей любовью, вниманием, терпением. К сожалению, так бывает редко. Знаете, как развиваются отношения в семье, где есть пьющий человек? Вначале ищутся всевозможные способы излечения, затем накапливается усталость, раздражение и, в конце концов, возникает желание избавиться от этого человека любой ценой. Редко кто несет свой крест до конца.

- Нести свой крест - это значит терпеть все выходки пьяного человека?

Нет. Я говорил о любви, но о любви деятельной. Той, которая помогает человеку преодолеть страсть. Прежде всего нужно избавиться от традиции так называемого культурного пития, вообще не держать в доме спиртного. В начале нашей беседы я говорил, что в ограниченных количествах спиртное не вредно. Но это высказывание справедливо только в отношении здоровых людей, тех, у кого не сформировалась алкогольная зависимость.

- Отец Алексий, сегодня, чтобы помочь человеку бросить пить, существуют такие методы, как гипноз, кодирование…

Пользы они не принесут, а навредить могут. Неприемлем и такой способ, когда человеку говорят, что найдено уникальное лекарство от его болезни, а вводят ему в кровяное русло, ну, скажем, хлористый кальций. Это самый настоящий обман. Подлинного исцеления он не принесет. Бог ждет от нас деятельного, активного участия в собственном спасении. Ждет покаяния. Бывает, человек приходит за помощью в храм Божий, покупает икону, свечу. Но все это без веры, без молитвы, без покаяния. Он ждет мгновенного исцеления без всяких усилий со своей стороны. И его ожидания не всегда оправдываются.

- Батюшка, при вашем приходе существует клуб трезвости. Расскажите, пожалуйста, о нем подробней.

Основоположник таких клубов - хорватский психиатр Владимир Худолин. Клуб - это сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, связанных с пьянством и алкоголизмом. Люди, решившие вести трезвый образ жизни, и их семьи собираются вместе и обсуждают волнующие их вопросы, делятся своим опытом. Основные лекарства здесь - любовь, дружба, взаимопонимание. Руководят клубами добровольцы, прошедшие специальную подготовку. Итальянский профессор Ренцо де Стефани, взяв за основу методику В. Худолина, развил и дополнил ее. И стал успешно внедрять ее в Италии, Испании, Польше. По благословению патриарха и мы стали сотрудничать с итальянскими специалистами, создавать подобные клубы здесь, в России. Организовали курсы подготовки руководителей клубов. Вначале все шло хорошо. Затем возникли серьезные проблемы. Дело в том, что программа Ренцо де Стефани никакого отношения к Православию не имеет. Сам он человек неверующий, гуманист. Присутствуя на заседании одного из московских клубов, он услышал, что люди за исцеление благодарят Бога. И был весьма удивлен: йА при чем тут Бог?к Ему не понравилось, что люди, пришедшие в клуб, стали приходить к вере. Не все, конечно, но многие. И он потребовал, чтобы в его методику не вносилось никаких изменений. Но, скажите, как же быть в этом случае людям верующим? Получается, что если они не откажутся от веры, то им доступ в клуб закрыт. Конечно, этого мы допустить не могли.

- Значит, с клубами трезвости покончено?

Нет. Ведь по сути это дело хорошее. И, между прочим, заимствованное из практики первых христианских общин. Вспомните завет апостола Павла: оДруг друга тяготы носите и так исполните закон Христовп. Так что создавать клубы мы будем. Но при православных приходах. Мне бы хотелось, чтобы при Православной Церкви возникла особая группа людей: архипастырей, пастырей, мирян, которая всерьез бы занялась проблемами алкоголизма и наркомании. Архиепископ Сергий Солнечногорский, я и мой сослужитель по приходу о. Валентин Жохов, врач-хирург по образованию, думаем над этим.

Бог в помощь!

Беседу вела Галина Семенова
Журнал «Мир Божий»

Распространенное заболевание в России, известное каждому – алкоголизм. Эта тяжелая болезнь влияет как на физическую, так и на психическую составляющую здоровья личности. Длительное злоупотребление спиртным меняет человека – он перестает контролировать себя и свою жизнь. Современная медицина может обеспечить эффективное лечение от многих зависимостей, в том числе от алкоголизма. Когда иные методы лечения не помогают, больные обращаются к радикальным способам. Узнайте о том, какие возможны последствия после кодирования от алкоголизма.

Как кодируют от алкоголя

Кодирование – обобщенное название группы методов, подразумевающих психотерапевтическое воздействие на больного, вследствие чего, как правило, снижается стремление к алкоголю, а его употребление становится опасным, ассоциируется со страхом смерти. По принципу действия кодирование от алкоголизма классифицируют на:

  • медикаментозное;
  • психотерапевтическое.

Медикаментозное и психологическое кодирование

Психологическое кодирование подразумевает использование различных психотерапевтических техник. Специалист вводит пациента в особое состояние и прививает ему отвращение к виду, запаху и вкусу алкоголя. Кроме того, психотерапевт внушает последствия нарушения запрета – пациент верит в то, что один глоток алкоголя приведет к плачевному исходу. Данный метод должен проводиться только профессионалом, так как происходит действие на психическое состояние человека, что может привести к негативным последствиям.

Влияния данного метода на организм могут быть разными. У одного человека самочувствие после психологического кодирования хорошее, у другого возможен летальный исход. Зафиксированы случаи, когда пациента схватывал паралич, проявлялась слепота. Есть риск, что человек, который решил закодироваться, но выпил спиртного, может умереть. Миновать негативные последствия при употреблении алкоголя после лечения кодированием можно, обратившись к специалисту, осуществлявшему гипноз.

При медикаментозном кодировании используют специальные алкоблокаторы, которые на определенное время вводятся в организм пациента. Такие препараты приводят к неприятной реакции во время контакта со спиртным и продуктами его распада. Действие лекарств может проявляться по-разному, в зависимости от способа введения, дозы, индивидуальных особенностей организма. В результате, употребление спиртного вызывает очень неприятные ощущения у больного, вследствие чего желание выпить угасает.

Вред кодирования с помощью медикаментов больше зависит от индивидуальных особенностей организма человека. Препараты, используемые для кодирования, могут вызывать побочные эффекты: утомляемость, сонливость, понижение давления, психозы, вредное воздействие на психику и др. К химическому кодированию обращаются в тех случаях, когда возможные негативные последствия кодирования от алкоголизма будут допустимы на фоне принесенной пользы.

Последствия кодировки от алкоголя для организма

Психологические и медикаментозные методы кодирования от алкоголизма, как и любые другие способы лечения, имеют свои последствия, осложнения. Медицинское обследование перед лечением может предотвратить появление некоторых из них, но в большей степени это зависит от индивидуальных особенностей организма больного. В большинстве случаев встречаются следующие побочные эффекты кодирования от алкоголизма:

  • Сердечно-сосудистая система: возможны понижение или повышение артериального давления, появление аритмии, стенокардии – все они увеличивают шанс возникновения инсульта или инфаркта. Чаще такие явления возникают, если перед кодировкой не был полностью выведен алкоголь из организма или у больного уже имелись заболевания сердечно-сосудистой системы.
  • Желудочно-кишечный тракт: характерны частые запоры или диарея, боли в желудке, тошнота, рвота, что вследствие приводит к снижению аппетита и истощению организма. У некоторых больных возникает обратный процесс – просыпается повышенный аппетит, который может привести к чрезмерной и резкой нагрузке на организм, что тоже негативно отразится на здоровье.
  • Нарушения нервной проводимости, приводящие к снижению чувствительности конечностей и тремору (непроизвольному сокращению мышц) рук.

Последствия кодирования от алкогольной зависимости для нервной системы

На данный момент не доказано, изменяет ли кодировка личность больного или это происходит само по себе, благодаря естественной реакции организма. В большинстве случаев введение медикаментов и гипноз, используемые при кодировании, вызывают следующие психические расстройства:

  • Депрессию - результат резкого изменения образа жизни. Человеку трудно привыкнуть к новой жизни без пьянства и трезвости. Побороть ее можно разными способами: обратиться к психотерапевту или в группу поддержки алкоголиков, найти новые занятия, которые будут интересны и полезны больному, принимать специальные препараты, успокаивающие нервы.
  • Повышенную возбудимость - возникает на основе беспочвенного психологического дискомфорта и ощущения, что происходит что-то странное, непривычное. Облегчить состояние больного можно с помощью транквилизаторов или нейролептиков. Они снимают тревогу, страх, агрессивность, но не менее важны в такой ситуации поддержка, забота и внимание близких, которые помогут сгладить это состояние.
  • Агрессивность, раздражительность – состояния, вызванные сменой обстановки и сложностями с адаптацией к трезвому образу жизни. Приводят зачастую к ссорам с близкими и друзьями. Для борьбы с данными симптомами применяют седативные средства, успокаивающие и снижающие эмоциональный эффект.

Противопоказания к кодировке

Есть определенные противопоказания, при которых от кодирования стоит отказаться. Во избежание риска нанести вред организму, не рекомендуется проходить данную процедуру пациентам с:

  • болезнями сердца и сосудов (инфаркт миокарда, гипертония, предынфарктное состояние, стенокардия);
  • нарушениями кровообращения головного мозга;
  • сахарным диабетом;
  • заболеваниями щитовидной железы или печени (цирроз, гепатит);
  • нарушениями психического состояния (шизофрения, психоз, психопатия);
  • неврологическими заболеваниями (эпилепсия);
  • состоянием алкогольного опьянения;
  • онкологическими заболеваниями;
  • инфекционными заболеваниями;
  • беременностью.

Видео

Здравствуйте! Пожалуйста, помогите в сложившейся ситуации. У моей матери родной брат, Валерий 55 лет, сейчас лечится в больнице после многолетнего употребления алкоголя. Лежал в реанимации, все органы "травмированны" алкоголем. Сейчас переведён в палату с улучшением. Бог даст скоро встанет вопрос о выписке, хотя он ещё очень слаб. Доктор говорит, что его бы закодировать медикаментозно. Но бывшая жена Валерия, говорит, что кодирование это бесовщина. Так ли это и что делать? С нетерпением жду ответа. Спасибо! Светлана.

Отвечает протоиерей Михаил Самохин:

Здравствуйте, Светлана! Собственно «кодированием» называется только психологическое воздействие на человека. Именно оно является опасным для психики и не одобряется Церковью. «Медикаментозным кодированием» называется введение в организм пациента некоторых химических препаратов, которые при взаимодействии с продуктами распада алкоголя вызывают негативные, а иногда и тяжелые следствия для организма. В данном методе нет ничего предосудительного с точки зрения общения с духами тьмы. В то же время метод основан на страхе, и нередко врачи сопровождают введение подобных препаратов дополнительным запугиванием пациента. Все это тоже негативно влияет на психику, однако в определенных случаях вполне допустимо.

С уважением, протоиерей Михаил Самохин.

Мнение врача-нарколога — православного священника Григория Григорьева. Священник Григорий Григорьев - преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, член коллегии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, заслуженный врач РФ, д.м.н., профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках Санкт-Петербургской митрополии, сопредседатель Александро-Невского общества трезвости, директор Международного института резервных возможностей человека.

— Какие методы вы применяете и есть ли методы, которые считаете недопустимыми?

— Методы, которые приводят человека к отрезвлению и воцерковлению, нельзя считать недопустимыми. Это мое глубокое убеждение. Не нужно анализировать, православны ли методики, доказавшие свою эффективность. Бессмысленно искать в секулярном обществе православные методы. Нет православной медицины, она, научная медицина, изначально физиологична и методологически атеистична. Но то, что приводит человека в Церковь, не может быть не от Бога. Неважно, какой дорогой приходит человек в храм, если в итоге приходит. Нужно воцерковлять программу «12 шагов» и другие эффективные методики. Главное, чтобы личность врача не заслоняла собой Бога. Суть у этих методик одна. Они все основаны на доверительной беседе, на контакте. Основная задача врача – объяснить человеку, что с ним происходит, что такое зависимость, что есть зависимость физическая, есть психическая, а есть духовная. Исцеление всегда начинается с понимания человеком, что он болен, а, стало быть, только своей волей без помощи врача и Бога зависимость преодолеть не может. Беда в том, что большинство зависимых больными себя не считают.

— Разве кодирование на беседе основано? Многие православные люди считают, что это бесовщина.

— Чушь собачья. Нет такой власти у бесов. На самом деле и кодирования в природе нет. Сегодня многие наркологи называют так любую врачебную манипуляцию. Это просто термин страха, на котором основаны многие современные методы лечения: химзащита, подшивка препарата «эспераль», вливание «торпедо», акупунктурное программирование и ряд других. Если бы была в природе сила, которая связывала волю человека и при этом вела к стопроцентному исцелению, открывший ее получил бы Нобелевскую премию. Если бы кто-то закодировал героинового наркомана, чтобы тот бросил принимать героин, ему бы памятник при жизни поставили. Но это невозможно. Кодирование – просто термин, за которым ничего не стоит. И неправда, что все закодированные не пьют – некоторые пьют. Стопроцентной эффективности нет ни в одной методике, и кодирование – не исключение. Но кому-то помогает протрезветь, и поэтому ничего богопротивного я в кодировании не вижу. А вот борьба с термином «кодирование» путает, смущает, разделяет людей, лишает их надежды на трезвость и уводит от Бога. Когда люди отрезвеют, кто-то придет в храм. А если не отрезвеют, никто не придет.

— И главный нарколог России Евгений Брюн говорит, что кодирование держит человека на страхе. Разве это допустимо?

— А вы вспомните, что сказал Господь, когда показывал Адаму райский сад: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт., 2, 16-17). Бессмертного и безгрешного человека пугал, говорил ему о смерти и грехе! Нам же, грешным, тем более необходимы и страх, и любовь. Страх исцелить не может, но может на время остановить. Разве это мало для человека, который из-за возлияний катится на дно, рискует потерять (или уже потерял) семью и работу? Вот когда он остановится, у него появится шанс исцелиться. А исцеляет только любовь.

— Но есть же и оккультные методы?

— Я не слышал, чтобы они применялись в официальной наркологии или чтобы кто-то бросил пить у оккультистов или колдунов. Не изгонит сатана сатану. Не могут темные силы восстанавливать тело – храм духа. Они способны только разрушать. Повторяю, среди методов, которые доказали свою эффективность, широко применяются и помогают какому-то проценту людей отрезветь, я не знаю ни одного, принципиально противоречащего христианству, отрицающего Христа как Бога.