– Можем ли мы сказать ближним “живи как хочешь”?

– Господь говорит пророку Иезекиилю (Иез. 3, 18) “Когда Я скажу беззаконнику: «смертью умрешь!», а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.”

Таким образом мы видим, что мы не свободны от наших ближних. Мы не можем сказать им: «Живи как хочешь. Я тебя не осуждаю». Какая разница грешнику, если мы простим ему даже те согрешения, которые были совершены по отношению к нам. Это будет иметь значение только для нас. Господь обязательно взыщет даже то, что мы простили. «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам” – говорит Господь.

– Получается, что мы обязаны оценивать не только свои поступки, но и наших ближних? Мало того, эту оценку нужно как-то показать?

– Так уж устроил Господь, что любой человек, будь то грешник или праведник, живёт верою. Но для того, чтобы правильно веровать, нужны правильные знания, а не мнения прекраснодушной интуиции. Очень плохо, когда такая серьёзная задача, как вера в Бога, складывается в легкомысленной атмосфере. Я думаю, что только легкомысленность может запутать человека так, что он перестаёт различать свой внутренний мир, и мир, в котором происходят дела человеческие.

Мир человеческих дел неисправим. Все явления в нём непрозрачны и динамичны. Любое дело имеет как минимум две стороны. Если мы попытаемся расставить в нашей жизни все точки над «е», то у нас ничего не получится.

Мир побеждён Христом, но не исправлен. Кто хочет, не увидит ещё смерти, а уже увидит Царствие Небесное. Но всем тоже сказано, что в мире скорбны будете. Если бы мир был исцелён через закон, то мы бы смогли исправить всё то, что здесь не так. Мир спасён через веру, через праведность Божию, а не нашу. Поэтому область наших дел требует особого внимания, и труда.

Реализуем мы грех обычно глупо и вяло, ввиду нашего всеобщего скудоумия, лени и лукавства. Лень работать. Страх брать на себя ответственность, привычка быть непоследовательными. Трусость, легкомысленность. Это на самом деле то, что скрывается за нашим неосуждением. Самого же неосуждения нет и в помине. Почему же так? А потому, что прощение, неосуждение, любовь, относятся исключительно к внутреннему человеку, и уже потом проявляются в его делах.

О притворной благости и всепрощении

– Однако очень сложно судить о поступках другого человека и не скатиться при этом в тенденциозность, не впасть в грех осуждения. Может, есть какие-то обходные пути или альтернативы?

– Обличение ближнего необходимо, как воздух. Потому что «Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч. 9, 5) Господь обязательно отомстит нам за наше желание духовно прелюбодействовать. Потому что наша притворная благость и всепрощение обычно являются просто элементарной торговлей. Кровавым бизнесом, который отравляет нашу жизнь.

Проблема даже не в том, нужно ли обличать, проблема в том, что такое обличать. Когда мы собираемся это сделать, мы должны обязательно вспомнить, что наш внутренний мир находится в ненормальном состоянии. Наши поступки в большинстве своём бывают звериными, потому что современный человек существует на основе разрозненных стереотипов, которые разными путями попали в его голову. Эти стереотипы необходимо переоценивать по-новому, иначе это коллаж, состоящий из разрозненных картинок, которые не в состоянии сложиться в полноценное видение мира.

Есть ещё одна сложность по поводу обличения. И Священное Писание не умолчало о ней: «Поучающий кощунника наживёт себе бесславие, и обличающий нечестивого – пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее, научи правдивого, и он приумножит знание. » (Притч. 9, 7). И Спаситель говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7,6)

Христианин должен любить Свет

– Т.е. обличение далеко не всегда полезно обеим сторонам? Или это настолько тонкий процесс, что доступен лишь избранным?

– Милосердный Господь устроил наш мир именно для нас. Чтобы всё могло служить нашей пользе. И если мы согрешаем, на месте нашего греха образуется страсть. Этакий синяк. Или опухоль. В этом проявляется благость Божия. Если бы так не происходило, нам было бы некуда вернуться. А так мы как цепной пёс неотступно сидим на своей «блевотине». Именно поэтому я считаю иногда полезным, когда человек осуждает дела ближнего.

Невоспитанность в этом случае играет полезную роль. Такой человек выглядит глупцом перед ближними, становится в тягость самому себе. Исцеление, или точнее, отрезвление, случается в результате быстрее. Такое греховное поведение может оказаться гораздо продуктивнее, чем благодушная лживая поза «неосуждальщика». Человек набьет себе лоб, или получит подзатыльников от ближних, и таким образом может приобрести полезный опыт.

Такому человеку необходимо вернуться внутрь себя. И сделать хорошо там. Не наколдовать и представить, а сделать. А это легко тогда, когда человек знает одно важное правило: «идти туда, где больно». Боль указывает, где травма. И если намерение действительно исцелиться – всё получится и принесёт радость. Поэтому и обличение ближнего должно служить этой же цели и по той же схеме. Если люди не заключают между собой порочное соглашение молчать о боли, выясняется, что боль гораздо более здоровое переживание, чем глупость, и связанная с этим ложь.

Христианин должен любить Свет. Не надо притворяться, что «он режет глаза». За это глупое кокетство придётся дорого платить. Спасение человека находится слишком близко. Поэтому нам сложно его найти. Мы выдумываем слишком большие меры и вместилища для нашего спасения. Поэтому и сидим одинокие, как хулиган на могиле. Глупые, загадочные и с важным видом. Чтобы обратить внимание на себя. Человек сложное существо…

Ангелика Кауфман, “Нафан обличает Давида”, 1797 г.

“Чтобы человек слушал – нужно его согласие”

– И все-таки, что делать христианину, если он видит, что ближний поступает плохо?

– Так уж устроена наша жизнь, что все мы имеем абсолютно ничем не ограниченную свободу.

Вместо привычного нам «надо» Господь дал всем базовые потребности, из которых мы знаем «хочу», и оно нам служит вместо «надо». Всё это устроено для того, чтобы мы могли проявить намерение нашего сердца, показать Богу и себе, кто мы на самом деле.

Для того, чтобы человек вас слушал, нужно его согласие, а оно, как известно, есть продукт полного непротивления сторон. Как этого достичь, я не знаю. Наверное, действительно, молитесь. Что может быть лучше? Только молиться надо двоим: Господу, потому что только Он может решить нерешаемые вопросы, и самому обидчику, по слову Спасителя: «Если согрешит против тебя брат твой – запрети ему, и если покается – прости ему» (Лк. 17, 3).

– А как правильно поступать с людьми, которые всем указывают на их недостатки, режут правду-матку, делают окружающим больно своими словами?

– Всякое деяние исторически конкретно. Кто указывает, когда указывает, кому? Днём, ночью, в темноте, на свету? Без расспроса этого нельзя установить. Иногда такой человек прав. Это случается, если человек действительно хочет быть всегда прав, и каждое его мнение действительно является плодом его напряженной работы. Тогда уместен конструктивный диалог. И это хорошее явление.

Иногда, как в Апостоле: человек «ничего не делает, а суетится», иногда это бывает, когда человек старается хотя бы в чём-то разобраться, но делает это неорганизованно. И вообще, может быть бесконечное количество вариантов, и каждый отдельный случай требует внимательного рассмотрения. К этому нас обязывает любовь. Поскольку любовь есть сила познающая. Любовь заставляет человека пускать в свою душу любое «ядовитое насекомое» и находит ему правильное место в своей душе. И, таким образом, под видом «малых сих» приемлет Самого Христа. (Не путать «пускает в свою жизнь»). Мир внутренний и мир внешний связаны между собой, но их нужно различать.

Баптисты и многие православные любят отвергать библейское учение об обличении греха, не понимая, насколько серьезен хотя бы один грех, насколько свят Всевышний, и насколько строг Его Суд - ведь Адаму и Еве было достаточно сделать ОДИН грех, чтобы быть изгнанными из рая, понести на себе Божии проклятия (Бытие 3:16-19) и затем умереть за свой грех, "ибо возмездие за грех - смерть , а дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем." (Римлянам 6:23).

Поэтому ниже перечислены библейские заповеди, призывающие обличать грехи. Разумеется, следует понимать, что обличать грехи надо с умом, со Христовой любовью и с индивидуальным подходом - "к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждой, которая отквернена плотию." (Послание апостола Иуды 1:22-23). Кроме того, если человек обличает другого в том грехе, который делает сам, то за свое лицемерие он навлекает на себя суд Божий (Римлянам 2:1-3). Но это не означает, что не надо обличать вовсе - наоборот Иисус учил ВЫНУТЬ сначала бревно, а потом и сучок: "Лицемер! ВЫНЬ прежде бревно из твоего глаза и ТОГДА УВИДИШЬ, как ВЫНУТЬ сучок из глаза брата твоего." (Матфея 7:5). И надо признать, что наш Спаситель Иисус Христос не стеснялся в выражениях, изобличая фарисеев за то, что они гнали обличавших их пророков, и Он называл их "змии, порождения ехидны..., да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле" (Матфея 23:33-36). Посл. Иакова 5:19-20 Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов.

Иоанна 7:24 Не судите по наружности, но СУДИТЕ СУДОМ ПРАВЕДНЫМ.

1 Фесс. 5:11 увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

1 Тимофею 5:20 СОГРЕШАЮЩИХ ОБЛИЧАЙ ПЕРЕД ВСЕМИ, чтобы И ПРОЧИЕ СТРАХ ИМЕЛИ.

Ефесянам 5:11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и ОБЛИЧАЙТЕ .

Титу 1:13 ОБЛИЧАЙ их строго, дабы они были здравы в вере.

Левит 19:17-18 Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; ОБЛИЧИ ближнего твоего, и НЕ ПОНЕСЕШЬ ЗА НЕГО ГРЕХА. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но ЛЮБИ ближнего твоего, как самого себя. Я Господь.

Притчи 24:25 а ОБЛИЧАЮЩИЕ БУДУТ ЛЮБИМЫ, и на них придет благословение.

Притчи 27:5 Лучше ОТКРЫТОЕ ОБЛИЧЕНИЕ, нежели скрытая любовь.

Притчи 28:23 ОБЛИЧАЮЩИЙ человека найдет после БОЛЬШУЮ приязнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притчи 29:1 Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления.

Матфея 23:23 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры , что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд , милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

Титу 2:15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.

2 Тимофею 4:2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай , запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

1 Коринфянам 5:12-13 Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.

Евреям 3:12 Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого.

Евреям 12:15-16 Наблюдайте, ... чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие

Иуда 1:23 а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

Иезекииль 3:18 Когда Я скажу беззаконнику: "смертью умрешь!", а ты не будешь вразумлять его и говорить, чтобы остеречь беззаконника от беззаконного пути его, чтобы он жив был, то беззаконник тот умрет в беззаконии своем, и Я взыщу кровь его от рук твоих.

Иезекииль 33:8 Когда Я скажу беззаконнику: "беззаконник! ты смертью умрешь", а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, -то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей.

Исаия 58:1 Взывай ГРОМКО, НЕ УДЕРЖИВАЙСЯ; ВОЗВЫСЬ голос твой, подобно ТРУБЕ, и укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву - на грехи его.

"Громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе " - это громкое обличение в церкви! Если бы все христиане поступали именно так, как учит нас Библия, не отступали от Библии в угоду нечестивым (Иуда 4), то церкви были бы просто святы и непорочны! Притчи 1:7 Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление.

Притчи 1:23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

Притчи 3:11 Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;

Притчи 9:8 Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

Притчи 10:17 Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение-блуждает.

Притчи 12:1 Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.

Притчи 13:1 Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

Притчи 15:5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

Притчи 15:10 Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

Притчи 15:12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.

Притчи 15:32 Отвергающий наставление нерадеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Притчи 19:20 Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притчи 19:25 Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличи шь разумного, то он поймет наставление.

Притчи 25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха.

Притчи 30:6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличи л тебя, и ты не оказался лжецом.

Захария 8:16 Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно СУДИТЕ у ворот ваших.

Исаия 59:2-5,7,8,15 Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать. Ибо руки ваши осквернены кровью и персты ваши - беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину ; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство; высиживают змеиные яйца и ткут паутину; кто поест яиц их, - умрет, а если раздавит, - выползет ехидна. ... Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их -мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. ... И не стало истины, и удаляющийся от зла подвергается оскорблению. И Господь увидел это, и противно было очам Его, что нет суда . И это неудивительно, ведь Он заповедал судить судом праведным (Иоанна 7:24, Матф. 7:15-20; 12:33; 23:23). Но, к большому сожалению, вместо выполнения заповеди обличения во многих "церквях" процветает компромисс с грехом. Амос 5:10 А они ненавидят обличающего в воротах и гнушаются тем, кто говорит правду.

Второзаконие 1:16 выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его;

Псалтирь 140:5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои - против злодейств их.

Матфея 7:15-23 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их.

Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Матфея 12:33 Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.

В Иис. Навин 7 - только один грех Ахана среди Израиля остановил продвижение дела Божьего - Израиль не мог завоевать землю обетованную. Таким же образом только один нераскаянный грех среди церкви полностью останавливает продвижение дела Божьего - церковь не может спасать грешников. Она может сделать людей членами "церкви", но она полностью не может привести людей в послушание Христу (Иоанна 15:4-5; 2Кор. 10:3-6), ибо она сама непослушна Христу.

1 Иоанна 4:1 Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Притчи 27:5 Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.

Иеремия 6:16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим.

Этот старый добрый путь отражен в великом

свт.
  • прав.
  • архиепископ Иоанн
  • свмч.
  • cвщм. Ириней Лионский
  • архиеп. Иоанн Руставский и Марнеульский
  • свщм.
  • Обличе́ние – указание человеку (группе людей, народу) на совершение им греха и объяснение или акцентирование внимания на пагубности такой практики.

    Обличение должно быть связано с состраданием и любовью к человеку, обличению должна предшествовать молитва, целью обличения должно быть исправление греха самим грешником или предупреждение от подобного поведения окружающих.

    Священник Александр Любимов :
    Грань между обличением и осуждением проходит там, где разделяются грех и добродетель. Путаем мы обличение и осуждение по той причине, что, как правило, не знаем, что такое правильное обличение, и говорим обычно лишь об осуждении. Обличать должно с любовью… Делать это можно только конкретно, ответственно, обоснованно, и притом так, чтобы это вело к исправлению, и вообще имело благие последствия…
    Здравое обличение является абсолютной необходимостью для нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом. Осуждение же всегда является злом… Осуждая других людей, человек поступает по своей злобе и другим страстям. Если же он осуждает зло в себе – то это ведет его к покаянию и вере… Если мы, не обращая внимания на собственное зло, обличаем его в других – то свидетельствуем этим лишь о собственном лицемерии (). Именно оно и подменяет обличение осуждением. Собственно, осуждение людей и является мнимой борьбой с внешним злом, на которую подвигает человека его собственное внутреннее зло. Обличение же должно исходить из желания побеждать зло добром (). Однако прежде чем рассуждать об обличении других, каждому из нас надо задуматься о том, отношусь ли я сам к разумным , которые с благодарением принимают обличение, или к нечестивым , которые получают лишь раны, и не имеют в сердце ничего, кроме ропота и озлобления ()? Всех нас постоянно обличает сам Господь – через нашу совесть, и через те внешние скорби, которые попускаются нам праведными судами Божиими. Они попускаются как естественные последствия наших грехов, и являются, таким образом, обличением и вразумлением от Господа. Именно о том, чтобы нам самим иметь достаточно благочестия и мудрости, чтобы принимать праведное обличение от Господа, и с благодарением нести свой крест, мы и должны позаботиться в первую очередь. Без этого наши рассуждения об обличении других будут лишь свидетельством нашего лицемерия и злобы.

    Священник Александр Краснов:
    Осуждение и обличение – два понятия, между которыми очень часто ставится знак равенства, подразумевая, что они несут один нравственный смысл. Но так ли это? О грехе и пагубности осуждения знает каждый. Слова Христа: «Не судите, да не судимы будете…» () цитируют даже не открывавшие Евангелие. Гораздо реже мы вспоминаем другие слова Спасителя – об обличении согрешившего и о том, как это «делать не согрешая самому: вначале – один на один, потом при одном – двух свидетелях, а уж не послушает… скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник». (.). Так что это, противоречие? Отнюдь. Слово «суд» наиболее часто в писании используется в смысле определения, постановления, приговора (. . и т.д.). Следовательно, осуждение – есть вынесение этого определения или приговора. Обличение же является открытием, доказательством, и доказательством твердым и неоспоримым (). Несколько отвлеченно это можно представить себе так: один человек говорит: «На улице очень плохая погода, все грязно и мерзко от идущего дождя», а другой: «На улице идет дождь». Понятно. И если осуждение ближнего, как сугубо личное мнение, большей частью, ошибочное и глупое, как все не рожденное любовью и не согласное со Словом Божиим, является разрушителем бытия, то без обличения нормальное течение жизни невозможно. Приведу такой пример – с автодорог убраны знаки предупреждения о ямах, поворотах и т. п., результат такого действа не заставит себя ждать и понятен каждому. Исходя из важности обличения, Апостол Павел и говорит своим ученикам: «Увещевай и обличай со всякой властью» (; ; ). Но если о яме на дороге всякий может предупредить, то обличение в духовной жизни – вещь весьма не простая и даже опасная. Господь дал необходимое предупреждение: «Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». (). Побудительными мотивами могут быть только ревность к Славе Божией и любовь к ближнему. Поэтому, Апостол призывает обличать грехопадения людские только тех, чья святая жизнь во Христе ему была известна. Блаженный Феофилакт сравнивает обличение с хирургической операцией – с резанием () после которого требуется и мягкое врачевание пластырем молитвы. Называет Святитель и сугубые грехи, нуждающиеся в таком крайне сильном врачевании: «…прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство». (). Сами Апостолы обличали. (, , ). Обличали и Святые Отцы. Скажем, Святитель Николай и св. Спиридон Тримифундский обличали арианство. Папе Мартину (14 апреля) еретики-монофизиты и язык вырезали не вынеся обличений святаго мужа. Преп. (28 августа, 28 октября) всю жизнь боролся обличением с католицизмом и униатством. И эти примеры можно продолжать до бесконечности от мучеников первых веков до мучеников последних лет. Практически у всех православных богословов есть творения или часть их, имеющие обличительный характер.

    Обличение - это, что такое? У этого слова существует несколько значений, в числе которых имеется и современное, и устаревшее. Зачастую это понятие есть в характеристиках литературных и публицистических произведений, в которых присутствует обличение пороков, в церковных текстах. Более подробная информация о данном слове будет изложена в статье.

    Словарное значение

    Словарное определение изучаемого объекта гласит о том, что обличение - это:

    1. Действие, соответствующее по значение глаголу обличать (обличить) (Непрекращающееся сверкание черных глаз девушки грозило обличением ее тайной страсти к молодому человеку).
    2. Результат указанного действия, которым может быть статья, речь, стихотворение, другие виды высказываний, где происходит резкое обличение человеческих пороков или других негативных явлений (Как представляется, обличение собственных сердечных слабостей требует интимного окружения, а не публичного «раздевания»).

    Для лучшего понимания изучаемого слова рассмотрим значение глагола «обличить», на который дана ссылка в словаре.

    Высказать правду

    Значение глагола «обличить» выглядит следующим образом:

    1. Сделать чью-то виновность, преступные действия явными для окружающих; сказать правду о чьем-нибудь дурном поведении или поступке; осудить, разоблачить кого-то (Один из христианских богословов прямо обличил Достоевского в ереси).
    2. В устаревшем значении - довести до сведения широкой публики нечто, что до этого времени скрывалось (Архимандрит, будучи в курсе того, что вотчина является населенной людьми, и в случае ее передачи другому владельцу они попадут к нему в полную зависимость, грозился обличить обман).

    Рассмотрев, что это - обличение - согласно словарному толкованию, перейдем к происхождению слова.

    Этимология

    Слово «обличение» является то есть образованным от глагола «обличить», который, в свою очередь, происходит из древнерусского и церковнославянского «обличити». В его состав входят: приставка «об» и корень «лик» (лицо). В этих языках оно обозначало:

    • придать вид, форму, образ;
    • выявить;
    • открыть;
    • обнаружить;
    • обвинить;
    • оскорбить бранными словами;
    • выставить на общее обозрение (на позор).

    В эти два языка данная лексема перешла из праславянского в виде obličiti. Оттуда оно перекочевало также:

    • в болгарский - оличѭ (украсить);
    • в македонский - оличи (олицетворить, воплощать);
    • в сербохорватский - oblíčiti (обнародовать, объявить, обвинить, показать);
    • в словенский - oblíčiti (образовать, придать вид);
    • в чешский - obličiti (обвинить,

    Синонимы к существительному

    Чтобы лучше проникнуться пониманием, что это - обличение, рассмотрим синонимы к этому слову. К ним относятся, например:

    • Изобличение.
    • Разоблачение.
    • Обнаружение.
    • Изловление.
    • Уличение.
    • Брань.
    • Упрек.
    • Развенчивание.
    • Критика.
    • Тирада.
    • Памфлет.
    • Осмеяние.
    • Показывание.
    • Порицание.
    • Нарекание.
    • Бичевание.
    • Укор.
    • Обвинение.
    • Раскрытие.
    • Выявление.

    Синонимы к глаголу

    Не менее интересным будет рассмотреть синонимы к глаголу «обличать», имеющему непосредственное отношение к «обличению». В русском языке их также можно отыскать большое количество. Некоторые из них имеют вид устоявшихся словосочетаний. Рассмотрим их:

    • Выводить на чистую воду.
    • Приподнимать (приоткрывать, срывать) завесу.
    • Выводить на свет божий.
    • Выводить наружу.
    • Прижимать к стенке.
    • Снимать (срывать) личину.
    • Срывать покровы.
    • Снимать (срывать) маску.
    • Открывать глаза.
    • Уличать.
    • Демонстрировать.
    • Обвинять.
    • Разоблачать.
    • Показывать.
    • Изобличать.
    • Обнаруживать.
    • Являть.
    • Ловить.
    • Громить.

    Античные прообразы

    У изучаемого нами лингвистического объекта существуют также слова-синонимы, пришедшие к нам из древнегреческого и латинского языков, рассмотрим их.

    1. Филиппика. Употребляется в переносном смысле и обозначает гневное выступление, обличающее какую-либо персону. Этот термин происходит от названия, данного выступлениям афинского оратора Демосфена, который в 4 веке до н. э. произносил подобного рода речи, адресованные Филиппу II, царю Македонии. В подражание Демосфену филиппиками свои обличительные речи, посвященные разоблачению Марка Антония в 1 веке до н э., называл Цицерон.

    2. Диатриба. Так называется один из жанров античной литературы, который вырос из философских проповедей таких школ, как киники и стоики, носивших публичный характер. Его признаком является поднятие моральных тем, обличение зла, сочетание серьезности с насмешкой. Основатель этого жанра - Бион Борисфенит, кинический писатель, живший в 3 веке до н. э. Темы его диатриб - это бедность и богатство, жизнь и смерть, государство, религия. Диатрибы также имели популярность в Древнем Риме. С ними к народу обращались Гораций и Ювенал. А также диатрибы легли в основу христианских проповедей.

    3. Инвектива. Происходит от латинского слова, означающего «нападение». Это вид литературного произведения, представляющий собой одну из форм памфлета, в котором обличается или высмеивается какое-либо реальное лицо или группа людей. Инвектива появилась в античной литературе и отличалась резким обличением нелицеприятной действительности. Ее примером являются взаимные инвективы Цицерона и Саллюстия (1 век до н. э.). Отличием этого жанра от эпиграммы является необязательность стихотворной формы, а также отсутствие развлекательного юмористического аспекта. Однако обеим формам присуща сатирическая окраска.

    Другие литературные разоблачения

    Впервые в русской драматургии обличение крепостничества мы наблюдаем у Д.И. Фонвизина. В комедии «Недоросль» он показал неограниченный помещичий произвол, принявший самые уродливые формы в тот период, когда при Екатерине II наблюдалось усиление самодержавно-крепостнического строя.

    В числе прочих он красноречиво изобразил крепостницу Простакову, которая своих слуг не считает за людей, так как обращается с ними как с животными. Она называет их: «скот», «девка», «собачья дочь», «скверная харя». Простакова уверена в своей полной безнаказанности, являясь жестоким и властным деспотом. Она помыкает также и своим мужем, обращаясь к нему не иначе как к уроду и рохле.

    Обличение человеческих пороков в баснях можно проследить на примере произведений И.А. Крылова. В каждом из них как будто разыгрывается живая сценка из жизни. Поэт высмеивал такие людские недостатки, как зависть, лень, глупость, хвастливость, пустомельство, скупость, жестокость.

    Вот, к примеру, одна из его басен «Тришкина свита». В ней автор обрушивает поток сокрушительный критики на человека, что, будучи лишенным таланта, берется за дело, которое явно ему не под силу. В результате от свиты остаются одни рукава.

    В знаменитой басне «Волк и Ягненок», где первый уволок другого в лес, приводя в виде оправдательного аргумента исключительное свое желание («хочется мне кушать»), Крылов поднимает актуальную тему всесилия и хищнических устремлений людей, стоящих у власти, и бесправия простого народа.

    Несмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна. Этимологии слов: «Обличение» – значит, показать истинный облик оступка. «Осуждение» – значит вершить суд над человеком.

    Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. (Лев.19:17).

    Так же через пророка Бог сказал — Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, — то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей (Иез.33:8)

    Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете»

    Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7 . Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить. Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко. Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком. Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.

    ОБЪЕКТ СУЖДЕНИЯ

    Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18 ] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15 . Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.

    Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16 . Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.

    МОТИВЫ

    Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5 . Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.

    Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.

    Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15 . Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.

    Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17 . Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».

    Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.

    Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.

    Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9 . Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.