18. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? С какой целью? Расскажите.

Прочитайте реплики из диалогов и описание сутации общения. Какая реплика и какая ситуация общения подходят к каждому из рисунков?

Какие иллюстрации можно нарисовать к остальным ситуациям?

19. Обсудите, какие слова надо употребить при обращении к учительнице, маме или бабушке, подруге? Используйте слова для выбора, приведите и свои примеры. Запишите их, подчеркните обращения.

К учительнице: здравствуйте, уважаемая.

К маме или бабушке: здравствуй, привет, дорогая, милая.

К подруге: здравствуй, привет, дорогая, милая.

20. Спишите предложения с обращением, расставьте знаки препинания.

21. Обратитесь к собеседнику с просьбой или вопросом, на которые можно дать такие ответы:

  1. Конечно, помогу, Вася.
  2. Обязательно позвоню. Не беспокойся, мама.
  3. Путешествуем по городам России.
  4. В Суздале, Владимире, Ярославле.

1) - Саша, ты нам поможешь?

2) - Не забудь, Алеша, мне позвонить, когда доедешь.

3) - А чем вы, друзья мои, занимаетесь в каникулы?

4) - Где ты, юный путешественник, уже побывал.

Как правильно ставить ударение в словах звонишь, позвонишь?

А ты посмотри в орфоэпическом словарике "Говори правильно" в конце учебника.

22. Прочиатйте строки из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.Пушкина и отрывок из народной сказки "Лисичка со скалочкой". Выпишите предложения, которые вам понравились. Обращения обведите. Что может рассказть о герое обращение, которое он использует в речи?

Выпишите выделенные слова, обозначьте в них орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова и запишите их.

23. Запишите несколько предложений с обращением к маме, папе, бабушке и дедушке, друзьям. Подчеркните обращения, верно расставьте знаки препинания.

Мама, расскажи сказку.

Бабушка, твои пирожки лучшие в мире!

Помоги мне починить велосипед, папа.

А ты, дедушка, тоже воевал?

Я, ребята, на каток сегодня не пойду.

24. Обсудите, будет ли отличаться деловая речь (например, общение между учителем и учеником, учеником и директором школы) от обычной разговорной речи. Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так, чтобы сначала участником диалога были учитель и ученик, а потом - два одноклассника.

  1. Просьба объяснить непонятное правило по русскому языку.
  2. Рассказ о том, как прошел выходной день.
  3. Описание самого интересного события.

Деловая речь более строгая (официальная). Ее цель - дать информацию. Поэтому в объявлении, инструкции, объяснительнйо записке эту информацию излагают четко, кратко, ясно.

25. Определите, какие их предложений могут быть употреблены в деловой речи, а какие - в речи разговорной.

1. Прошу предоставить мне отпуск с 1 июня 2011 года. 2. Как же я хочу, чтобы поскорее начались каникулы! 3. За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется выговор. 4. Директор интерната приобрел для учащихся восемь портфелей, одиннадцать учебников, двенадцать линеек, шщестнадцать альбомов и двадцать карандашей. 5. Я с удовольствием пришлю тебе все фотографии, которые сделала во время нашего чудесного путешествия. 6. По прогнозам метеобюро, в Подмосковье сохранится солнечная погода. 7. Малыши с наслаждением бегали по осеннему парку, собирали букеты из опавших листьев. 8. Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18:00.

Спишите предложения, которые употребляются в деловой речи.

Подчеркните орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите проверочные слоав, где это возможно.

26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал инфорамцию? Уместно ли использовал слова в обращении?

Объясните написание выделенных букв. Выпишите слова с непроверяемыми написнаиями.

27. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Каминского "Начинаю новую жизнь".

Можно ли план действий отнести к деловой речи? Помогает ли составление планов четко организовать работу? Выпишите выделенные млова. Обозначьте в них орфограммы.

28. Составьте и запишите один из планов: план проведения каникул, план рабочего дня, план проведения дня рождения.

В школе, например на уроках математики или русского языка, вы знакомитесь с терминами и правилами. Знаете ли вы, что для формулировки терминов и правил используется научная речь? Цель научной речи - четко, точно, ясно объяснить факты, сообщить научные сведения.

План проведения дня рождения.

1) Встретить гостей.

2) Пригласить всех в мою комнату.

3) Показать коллекцию марок, аквариум, рассказть о рыбках.

4) Пригласить к столу. Торжественно вынести пирог, который сам испек под руководством мамы.

5) Поблагодарить за подарки.

6) Пойти гулять в парк и на карусели.

29. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, а какой - к художественной речи?

Выпишите выделенные слова. Сделайте их звукобуквенный анализ.

30. Составьте два текста на одну из предложенных ниже тем так, чтобы один текст был научным, а другой - художественным.

"Ель и сосна". "Кошка". "Трактор".

Если вам трудно составить научный текст, обратитесь к энциклопедии.

31. Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них сравнение.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

З. Александрова.

Объясните, как предметы сравниваются друг с другом. ПО каким признакам они сравниваются? Понять это вам помогут рисунки.

Обратите внимание! В строчках "Как розовые яблоки, на ветках снегири" при сравнении используется слово как. Кроме него, при сравнениях используются слова как будто, словно, точно.

Спишите стихотворные строки, подчеркните орфограммы. Найдите имя прилагательное, выпишите его и разберите как часть речи.

32. Прочитайте загадку и попробуйте ее отгадать.

Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Какие слова используются в загадке для названия месяца? Сравните рисунки. Докажите, что сходство формы двух предметов позволяет перенести название одного предмета (краюшки хлеба) на другой предмет (месяц) и использовать одно название вместо другого.

33. Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова. Они называют один их сравниваемых предметов.

1) Чем ярче день, тем сладост ней в бору дышать сухим смолисты м ароматом, и весе ло мне было по утру бро дить по этим солнечны м палатам! 2) Под большим шатром го лубых небес - вижу - даль степей зеле неется. 3) Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней румяны й, светлы й хоровод толпится весе ло за ней.

Запишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

34. Прочитайте. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.

Сравнение : как вышки, что оконца.

Метафоры : блестят желтою резьбой, золотое решето, черных домиков, конь вороной, новая постель.

35. Прочитайте строки из стихотворения "Мужичок с ноготок" Н.Некрасова.

Попробуйте заменить выделенные слова синонимами из слов для выбора. Оюъясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов.

Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенный, солидный, важный.

36. Прочитайте текст К.Чуковского о стихотворении Н.Некрасова "Мужичок с ноготок".

В каком предложении из текста К.Чуковского выражена его главная мысль? Запишите это предложение.

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.

37. Прочитайте текст К.Паустовского. Определите его тему и главную мысль.

Составьте план текста. Перескажите текст по составленное плану. Выделенные предложения спишите и подчеркните в них главные члены предложения.

Тема : как приручали кота-беспризорника.

Главная мысль : чтобы кот не был вором, накормите, приласкайте и приютите его.

План :

1) Кот-ворюга.

2) Несчастный бродяга.

3) Попался!

4) Приручение кота.

К нам повадился какой-то кот.

Звали его за глаза Ворюгой.

Кот ел больше часа.

Правильно составленный документ, который объясняет причину ошибок в работе или нарушений трудовой дисциплины, позволяет работнику оправдать свои действия, а руководителю — определить степень вины подчиненного.

Как бы ни старались работники различных сфер, на производстве, в офисе, на стройке, в конторе или отделе, рано или поздно у каждого из них возникает ситуация, в которой приходится объяснить свои действия (или бездействие) работодателю, оформив мысли в письменной форме.

Документ, объясняющий причины какого-то происшествия, события или поступка работников, называется «объяснительная записка» (сокращенно – «объяснительная» ).

Наличие объяснительной позволяет выяснить все обстоятельства, при которых были совершены ошибки или проступки, определить виновность сотрудника в происшествии.

Причин, по которым руководитель может потребовать подчиненного описать происшествие в объяснительной, достаточно много. Среди самых распространенных:

  • опоздание
  • неявка
  • отсутствие на работе
  • самовольный уход до окончания рабочего дня (смены)
  • отказ от выполнения обязанностей
  • ошибки в работе
  • невыполнение должностных обязанностей
  • выявление нарушений комиссией, проверкой
  • нарушение трудовой дисциплины

Не стоит сразу воспринимать «в штыки» предложение руководителя написать объяснительную. Написанная объяснительная – изложение работником собственного видения ситуации. Этот документ не позволит начальству трактовать все по-своему и наказать невиновного подчиненного.

ВАЖНО: Уголовный Кодекс России предупреждает, что свидетельствовать против самого себя никто не обязан. Поэтому, если изложенные в объяснительной факты подтвердят виновность работника, писать ее он не обязан.

Если руководитель не получил объяснительную через 48 часов после того, как работника попросили ее предоставить, он имеет право применить дисциплинарное наказание.

ВАЖНО: Все объяснительные «подшиваются» к личному делу работника и хранятся 75 лет.



Узнать, на чье имя следует писать объяснительную записку, может каждый работник. Для этого достаточно заглянуть в «Правила внутреннего трудового распорядка». Там четко обозначены руководители, в чьем непосредственном подчинении находится работник. Объяснительная должна быть написана на имя одного из этих людей.

Если группа рабочих собрана из разных подразделений, то все эти люди на время выполнения трудового задания подчиняются руководителю группы. Следовательно, руководитель может требовать объяснительную записку, которая будет написана на его имя.



Как правильно начать, закончить объяснительную записку, что написать в пояснении: правила написания объяснительных записок, инструкция по написанию

Строгих правил оформления объяснительной не существует, форма документа относительно свободная. Но существует несколько условий, которые нужно соблюсти при написании:

  • Сверху в правом углу обозначают, кому и от кого предназначена записка (с указанием ФИО, должностей и названия предприятия).
  • Посередине строки: «Объяснительная».
  • Далее, с абзаца, сам текст в свободной форме с указанием точного времени, даты и обстоятельств происшествия (от первого лица).
  • После текста объяснительной работник вправе разместить приложения, в которых кратко собраны факты, подтверждающие его невиновность.
  • Ниже, начиная с левого угла: должность работника, далее – подпись и расшифровка.
  • Последней, в левом углу, ставится дата – день, когда составляется объяснительная.

ВАЖНО: Излагая в объяснительной причины происшествия, работнику желательно придерживаться официально-делового стиля, без использования ненормативной лексики. В то же время требовать от подчиненного определенного стиля или краткости текста некорректно.



Как написать объяснительную записку на работе по поводу отсутствия на рабочем месте: образец, шаблон, примеры

Избежать объяснений перед начальством по поводу отсутствия на рабочем месте не удастся. Руководство вполне правомерно потребует написать объяснительную записку, ведь невыход на работу без уважительной причины является нарушением трудовой дисциплины.

В объяснительной записке необходимо указать причину отсутствия. Желательно, если она окажется уважительной, а еще лучше – если работник сможет предоставить документы, подтверждающие отсутствие на рабочем месте. Это могут быть справки, чеки или другие официальные бумаги с датой и временем отсутствия работника, подтвержденные подписью и печатью.

ВАЖНО: Нельзя давать ложную информацию, указывать неверные факты, ведь работодатель может проверить полученные в объяснительной данные.

Наиболее часто причиной отсутствия на работе в объяснительных указывают:

  • болезнь или необходимость срочно посетить врача
  • авария, поломка автомобиля
  • погодные условия
  • необходимость срочно устранить последствия затопления в квартире

Образец объяснительной по поводу отсутствия на рабочем месте:

  1. ФИО руководителя в правом углу сверху (например: «Директору ООО «Южный берег» Самуилову Александру Алексеевичу».
  2. Строчкой ниже – свои данные: «от бухгалтера Силиной Натальи Тимофеевны».
  3. Ниже по центру: «Объяснительная».
  4. С абзаца следующей строки: «28.02.2018 года я отсутствовала на работе в связи с тем, что у соседа сверху прорвало трубу, и моя квартира оказалась затопленной. Обнаружила я это в 8.00. Сразу же вызвала ремонтную бригаду и пыталась спасти от порчи собственное имущество. Бригада рабочих приехала через полтора часа после моего звонка, а к работе по устранению течи они приступили около 10.00. Ремонт был закончен в 13.30. Так как мой рабочий день длится до 14.00, приехать на работу я не успела. К объяснительной прилагаю справку из ЖЭКа, подтверждающую прорыв отопительной трубы и факт проведения ее ремонта».
  5. Последняя строка: «1.03.2018г, подпись, Силина Н.Т.»


Как правильно написать объяснительную, разъяснительную записку, чтобы не наказали: советы

Избежать наказания за нарушение поможет правильно составленная объяснительная.

ВАЖНО: Существует мнение, что работник, который пишет «объяснительную» записку, уже соглашается с тем, что в дальнейшем его обвинят в произошедшем. Но если написать «пояснительную» или «разъяснительную» — он будет признан невиновным. Это заблуждение, поэтому не стоит придумывать новые названия для объяснительной записки, а лучше грамотно составить ее текст.

Успех объяснительной записки зависит от точности соблюдения таких правил:

  • Информация должна четко и кратко объяснять ситуацию.
  • Стиль записки должен быть деловым. Неуместны в тексте объяснительной витиеватые фразы, красноречивые обороты.
  • Ни в коем случае нельзя пытаться переложить свою вину на другого работника или скрыть значимые факты.
  • В конце повествования будут уместны извинения и обещания впредь быть внимательнее.
  • Следует использовать для написания объяснительной чистый лист, писать разборчиво и аккуратно.

ВАЖНО: Составляя текст объяснительной, лучше воздержаться от употребления слов, в правильности написания которых возникают сомнения. Необходимо убедиться, что при написании не допущены ошибки, либо заменить это слово синонимом.



Если работник допустил ошибку, ему придется написать объяснительную, независимо от того, что стало причиной его невнимательности. Большинство ошибок на работе происходят из-за усталости, стресса, невнимательности или нехватки опыта. Любую из этих причин можно указать в объяснительной. Главное, в конце записки пообещать впредь быть внимательнее, а в жизни приложить усилия к тому, чтобы подобное больше не повторилось.





Как написать объяснительную записку на работе по поводу жалобы: образец, шаблон, примеры



Объяснительная записка

Жалобу на работника могут оставить клиенты, недовольные уровнем обслуживания или качеством предоставляемых услуг. Объяснительную по поводу жалобы писать сложнее, чем объяснительную по любому другому поводу.

Текст записки должен раскрывать проблему, правдиво описывать сложившуюся ситуацию и оправдывать работника. С другой стороны, в объяснительных подобного рода обязательно должны присутствовать слова раскаяния и обещание впредь не допускать подобных ситуаций.

Но что писать, если инициатором конфликта стал именно клиент, а своей вины в случившемся работник не видит?

  • Следует хорошо обдумать свое объяснение либо посоветоваться с юристом.
  • Не нужно признаваться в том, что невозможно проверить и доказать.
  • В тексте можно упомянуть о добропорядочности и исполнительности работника, отсутствии у него дисциплинарных наказаний в прошлом.
  • Обратить внимание работодателя на имеющиеся смягчающие обстоятельства.
  • Сделать себе ксерокопию объяснительной.

ВАЖНО: Если в объяснительной будут описаны объективные обстоятельства, оправдывающие сотрудника в сложившейся ситуации, с большой вероятностью ему удастся избежать наказания.

Дисциплинарный проступок – неисполнение или недостаточное (ненадлежащее) исполнение трудовых обязанностей без уважительных на это причин. Наказание за совершение проступка предусмотрено в статье 192 ТК РФ:

  • замечание
  • выговор
  • увольнение

Для работников прокуратуры, таможни и госслужащих закон предусматривает более строгие наказания, среди которых лишение званий, понижение в чине, предупреждение о несоответствии и другие.

Но чтобы наказать работника за проступок, работодателю придется доказать:

  • неправомерность действий работника
  • сам факт совершения работником проступка
  • вину работника

Поэтому, при написании объяснительной, работнику нужно обдумать каждое свое слово. В противном случае, работодатель сможет использовать даже самую маленькую «зацепку», чтобы наказать подчиненного за проступок.

ВАЖНО: Нельзя привлечь работника к ответственности за проступок, если в документе ознакомления с положением, которое он нарушил, нет его подписи.



Происшествие на рабочем месте – непреднамеренная, внезапная остановка процесса, которая может повлечь за собой травму, смерть, потерю материальных средств или иной ущерб.

В зависимости от вида происшествия и вины в нем работника, последует наказание. В лучшем случае это будет выговор и лишение премии, а в худшем – увольнение.

В объяснительной следует правдиво описать происшествие, отметив свою в нем роль. При этом важно точно указывать время. В некоторых случаях текст лучше составлять вместе с юристом.



Если проверка на работе выявила нарушения, избежать объяснений в письменном виде не удастся. А вот остаться безнаказанным можно, только в том случае, если такие нарушения были обнаружены впервые, а сам работник пользуется доверием и уважением.

В любом случае, в объяснительной нужно покаяться и пообещать, что в будущем нарушения будут исправлены и больше никогда не повторятся.

Однако если нарушения были выявлены не впервые, надеяться не на что – заслуженное наказание не заставит себя долго ждать, независимо от того, что написано в записке.



Написать объяснительную записку совсем не сложно, тем более, что какая-то особая форма для нее не требуется. Но достоверность и краткость текста, искренность, аккуратность письма и отсутствие грамматических ошибок могут помочь избежать наказания либо смягчить его.

Видео: Как правильно и грамотно написать объяснительную записку на работе?

Привет постоянной аудитории и новым читателям! Хочу поднять тему, которая заинтересует всех, кто хотя бы раз допускал промахи в работе, - составление объяснительных. Каких только историй не услышать в ответ на вопрос о причине опоздания: прорыв канализации, встреча с толпой пожилых женщин, неспособных перейти через дорогу, пробки на каждой улице в городе… Звучит не очень убедительно, правда? Поэтому сегодня я открою секрет, как написать грамотно объяснительную, чтобы ваш шеф снял претензии.

Что представляет собой документ

Предоставить подобный документ просят, когда руководителю нужно сделать оценку ситуации и учесть мнение разных сторон. Обычно причинами для составления объяснительной становятся:

  • опоздание либо прогул;
  • полное или частичное невыполнение поручений;
  • срыв сроков;

Также объяснительная пишется при возникновении ситуаций с неоднозначным толкованием причин. Она выступает и дополнением к проектам или отчетам, проясняя их содержимое; в этом случае ее оформляют в виде приложения и передают на подпись руководителю предприятия.

Согласно ТК РФ (ст. 193) в случае дисциплинарного проступка работодатель должен предложить вам написать объяснительную. Вы имеете право отказаться, но в этом случае составляется соответствующий акт, и руководитель применяет взыскания, не учитывая ваше видение ситуации. Написание объяснительной становится шансом избежать наказания, поэтому излагайте мысли четко, убедительно и кратко.

Предоставленный документ позволяет лицу, проводящему внутреннее расследование, сделать правильные выводы.

Форма для составления

Как пишется объяснительная? Единой формы не существует, но желательно придерживаться следующего образца:

  1. В правом верхнем углу укажите должность и ФИО человека, которому адресован документ. Пример: «Директору ООО «Передовые ресурсы» Иванову Ивану Ивановичу».
  2. Ниже укажите свое ФИО, занимаемую должность, по необходимости и структурное подразделение: «от старшего инженера Петрова Петра Петровича». В некоторых случаях нужно написать телефон, факс и адрес электронной почты.
  3. Затем следует название документа («Объяснительная»); точка после него не ставится.
  4. В основной части перечислите причины, приведшие к возникновению спорной ситуации, по необходимости изложите свое видение событий. Воспользуйтесь образцом объяснительной записки об опоздании на работу:

    «20 сентября 2017 г. я явился на рабочее место на 2 часа позже положенного в связи с тем, что в моей квартире прорвало трубу. Перекрыть воду было технически невозможно. После вызова аварийных служб я старался свести к минимуму ущерб для имущества; отправиться на работу не мог, т. к. живу один. Аварийная бригада приехала через полчаса и приступила к ремонту в 8.30. Работы были завершены в 9.30, после чего я немедленно отправился в офис и прибыл в 10.00. О случившемся я сразу оповестил начальника отделения. Документы, подтверждающие вызов аварийной службы и ликвидацию поломки, прилагаю».

  5. В заключение поставьте дату и подпись.

Придерживайтесь этой схемы, и сэкономите и свое время, и время работодателя. Если вашей вины в случившемся нет, то дисциплинарные меры приниматься не будут.

Как написать объяснительную, когда вина на вас

Когда причины, приведшие к спорной ситуации, уважительны, изложить их легко. Но даже ответственные сотрудники иногда допускают промахи. Как поступить в этом случае? Последуйте совету Шейлы Драмис, исполнительного директора в компании HR Partners : она утверждает, что честность будет лучшей политикой. Ведь в идеале коллектив должен быть сплоченной командой; когда вы идете на обман, то подрываете доверие.

Также принесите извинения: руководителю нужно понимать, что вы осознаете промах и стараетесь не служить плохим примером для коллег. Укажите, какие шаги предприняли, чтобы спорная ситуация не повторилась, ведь конкретика стоит больше пустых обещаний. Придерживайтесь следующих правил:

  1. Если вы пытаетесь обмануть коллег или руководителя, вам придется в течение долгого времени помнить, что именно и кому сказали. Сам факт нечестности может наказываться строже, чем изначальный проступок.
  2. Не давайте слишком много информации: из-за обилия подробностей рассказ прозвучит неубедительно, даже будучи правдивым.
  3. Если вы опоздали на работу по причине, которую не можете назвать, продумайте формулировки. Например, когда вы задержались на собеседовании у фирмы-конкурента, пытающейся вас переманить, укажите, что пристуствовали на деловой встрече - это будет правдой!

Учитывайте, что причины по сути второстепенны, и решающую роль сыграет то, насколько систематически вы опаздываете. В случае разового промаха можете написать следующее:

«Я крайне сожалею об опоздании на встречу с представителем агентства The Star. Из-за моей оплошности фирма могла потерять ценного клиента. Я понимаю, что наша команда должна быть неизменно профессиональной и надежной, что подразумевает пунктуальность каждого сотрудника. Результаты моего опоздания могут отразиться на имидже всего предприятия.

Я принимаю меры, позволяющие всегда прибывать на встречи вовремя. Поскольку опоздание было обусловлено проблемами с транспортом, я выхожу с расчетом, чтобы форс-мажорные обстоятельства не помешали успеть к назначенному часу».

Узнайте также мнение юриста, как грамотно написать объяснительную:

Как написать объяснительную по поводу промахов во время работы

Поскольку нынешний темп ведения дел подразумевает оперативность, ошибок не избежать. Ведь бизнес требует все больше сообразительности, сил, соответствия высоким стандартам. Сотрудникам приходится приходится принимать ответственные решения, поэтому ошибки обходятся дороже. Чтобы сгладить неприятные последствия, узнайте, как писать объяснительные, если вы оплошали в ходе работы:

  1. Опишите ситуацию, чтобы руководитель получил четкое представление о случившемся. Эта часть должна быть объективной, поэтому не пускайтесь в извинения. Пишите по существу! Пример : «31 августа 2017 г. посетитель магазина попросил меня произвести обмен ранее купленного товара. Поскольку у него не было при себе чека, я, выполняя обязанности администратора торгового зала, сообщил о невозможности удовлетворить просьбу. Когда посетитель обвинил меня в непрофессионализме и потребовал позвать директора, я вспылил и ответил излишне грубо».
  2. Обязательно признайте ответственность за происшествие. Важно не перекладывать ее на коллег или клиентов, когда вы виноваты: вы продемонстрируете понимание того, что действия были неприемлемы. Пример : «Поскольку клиент выражал недовольство обслуживанием, я должен был обратиться к вышестоящему лицу. Кроме того, я упустил из виду, что в отдельных случаях разрешается возврат без чеков. В результате магазин, возможно, потерял постоянного покупателя; к тому же моя грубость не способствовала успешному разрешению ситуации».
  3. На следующем этапе принесите извинения. Это бывает неприятно, но зрелый и ответственный человек не считает унизительным попросить прощения за свои промахи. Пример : «Я глубоко сожалею, что не связался с вышестоящими лицами и был резок с покупателем».
  4. Кратко объясните причины, по которым возникла ситуация. Будьте сдержанны, не заискивайте, ведь ваша цель - показать, что промах непреднамерен. Пример : «Я взял на себя инициативу, чтобы не усложнять рабочий процесс вышестоящим лицам. Я решил, что справлюсь самостоятельно; к сожалению, в итоге допустил ошибку».
  5. Вместо стандартного «Приложу все силы, чтобы спорная ситуация не повторилась», опишите, какие именно действия следовало предпринять. Пример : «Я освежил в памяти политику компании, применяемую в подобных случаях, и поработал над своими коммуникативными навыками. В дальнейшем я буду тщательно сверяться с правилами магазина, а при малейших сомнениях - связываться с супервайзером для получения инструкций».

В заключение еще раз кратко извинитесь, но не заискивайте. Остается передать объяснительную начальству и ждать его решения. Если вы не допускаете промахов на постоянной основе, то с большой вероятностью босс закроет глаза на разовую оплошность

Как написать объяснительную ребенку в школу

Не только рабочие ситуации требуют написания объяснительных: если у вас есть ребенок-школьник, то умение составить этот документ пригодится при пропусках или опозданиях. Он не будет сильно отличаться:

  • в шапке вместо данных работодателя указывайте ФИО и должность классного руководителя или директора школы;
  • в основной части уточняйте, что объяснительная подается родителем ребенка.

Вы можете написать следующее:

«Я, Иванова Мария Сергеевна, мать ученика 5 «А» класса Иванова Сергея, относительно его пропуска занятий могу объяснить следующее. Утром 10 апреля 2017 г. сын пожаловался на плохое самочувствие. Мы обратились к врачу, рекомендовавшему ребенку покой. В связи с этим Сергей не присутствовал в тот день на занятиях. Медицинскую справку, подтверждающую мои слова, прилагаю».

Заключение

Если вы допустили промах на работе, то правильное составление объяснительной даст шанс оправдаться в глазах руководства. Будьте вежливы, выражайте раскаяние, но не лебезите: сосредоточьтесь на анализе причин и ваших действиях для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Когда я вижу, что сотрудник осознает промах и конструктивно подходит к делу, я стараюсь пойти навстречу. Уверен, и ваше начальство проявит понимание!

П исьменное предоставление объяснений становится обязательным только в ряде случаев. Самое распространенное - при оценке уважительности причин дисциплинарного проступка работника (нарушения работником трудовых, должностных обязанностей). Этого требует процедура наложения дисциплинарного взыскания по ст. 193 Трудового кодекса (далее - ТК РФ), которое может вылиться не только в замечание или выговор, но и в увольнение. Все зависит от обстоятельств, в которых и нужно разобраться. Объяснительная записка в этом случае документирует, доносит до руководства позицию работника, его видение ситуации, его аргументы.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Трудовой кодекс РФ. Статья 193 «Порядок применения дисциплинарных взысканий»

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Но объяснительные могут составляться и по другим причинам, хотя при этом сохраняется аспект «необходимости оправдаться» (ведь в остальных случаях используются служебные и докладные записки). Например, в ходе расследования обстоятельств причинения ущерба имуществу работодателя и определения его размера по ст. 247 ТК РФ.

См. также образец требования о даче письменных объяснений в статье «Подложные документы для приема на работу »

Затребование письменных объяснений

Итак, «до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение». Как видите, закон не указывает точно, должно ли требование объяснений происходить в устном или письменном виде. В особенно сложных случаях, когда и работник, и работодатель настроены очень серьезно и намерены идти, что называется, до победного конца, работодатель должен запросить у работника объяснения письменно, чтобы потом иметь возможность подтвердить соблюдение процедуры, предписанной для наложения дисциплинарных взысканий статьей 193 ТК РФ (Пример 1). Утвержденной формы этого кадрового документа никогда не существовало, потому в каждой организации его оформляют на свой лад. Даже вид документа для этого используют разный (уведомление, требование, письмо и др.), хотя корректнее называть его именно «требование », потому что в ч. 1 ст. 193 ТК РФ говорится о том, что . Уведомление по смыслу имеет другой оттенок - происходит информирование и нет требования что-либо сделать. Письмо - исходящий документ, который направляется в стороннюю организацию или физическому лицу, а работник не такой уж «чужой» человек.

Следует помнить, что «дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка» (ч. 3 ст. 193 ТК РФ). Факт его обнаружения подтверждается актом, а не требованием. Поэтому от даты обнаружения (которая в идеале должна совпасть с датой составления акта) и следует отсчитывать этот месяц, а не от даты затребования письменных объяснений.

От даты требования отсчитывается другой срок - 2 дня для дачи письменного объяснения (см. Пример 3). Поэтому важно не только оформить требование, но и доказать, что оно было вручено работнику либо он отказался от его получения. Для этого внизу листа можно сразу сделать соответствующие заготовки (помечены цифрами 1 и 2 в Примере 1): если не оформляется первая (подпись о получении требования), то оформляется вторая (свидетели подтверждают факт отказа работника получить этот документ, данная отметка избавляет от необходимости составлять отдельный акт по этому поводу).

Пример 1

Письменное требование объяснений у работника

Свернуть Показать

Пример 2

Текст требования объяснений у работника о причинах отсутствия на работе и подпись

Свернуть Показать

Пример 3

Расчет срока для дачи письменного объяснения причин дисциплинарного проступка

Свернуть Показать

Допустим, рабочий по халатности повредил имущество работодателя в понедельник 01.09.2014, тому были свидетели и в тот же день был оформлен акт. 02.09.2014 рабочему предъявили требование о даче письменных объяснений. Срок начинаем отсчитывать со следующего дня:

  • 03.09.2014 - 1-й день,
  • 04.09.2014 - 2-й день (когда представление объяснительной еще будет считаться своевременным),
  • 05.09.2014 уже можно актировать факт непредоставления объяснений.

Если бы требование о даче письменных объяснений предъявили работнику в пятницу 05.09.2014, а суббота и воскресенье у него - выходные дни (т.е. в расчете 2-дневного периода не участвуют), то срок своевременного представления объяснительной записки истечет только во вторник 09.09.2014.

Чтобы добросовестный работник не запутался в расчете данного срока, лучше сразу указывать в требовании конкретную дату, до которой объяснительная записка должна быть предоставлена. Сюда можно добавить и конкретное подразделение / должностное лицо, которому она должна быть отдана (см. второй абзац текста требования из Примера 1). Адресат объяснительной записки (на чье имя она составляется, например, генеральный директор) и лицо, которому ее следует передать (например, секретарь или начальник кадровой службы), скорее всего, будут разными людьми.

Если у работника действительно были уважительные причины поведения, которое не понравилось работодателю, и в целом они люди адекватные, то бояться объяснительной записки не стоит - она встанет на защиту «обвиняемого». Тогда и ждать письменного требования от работодателя не нужно. По его устному пожеланию лучше сразу составить объяснительную записку, приложив к ней максимум доказательств своей правоты. Подойдут не только официальные документы, сгодится даже распечатка с новостного сайта о перебоях в работе ветки метро, по которой добирается до работы опоздавший. Если имеет место конфликт между сотрудниками, то грамотно составленная объяснительная может даже «перетянуть» руководство на сторону ее автора.

На чье имя пишется объяснительная записка?

Чтобы точно ответить на этот вопрос, нужно заглянуть в Правила внутреннего трудового распорядка, которые должны действовать в каждой организации. Скорее всего, там написано, что работник подчиняется своему непосредственному начальнику и генеральному директору. Тогда и объяснительную в случае чего работник будет писать на имя или своего начальника, или генерального директора.

Локальными нормативными актами может быть установлена другая иерархия: например, члены рабочей группы подчиняются руководителю этой группы, несмотря на то, что представляют в ней разные подразделения. Руководитель группы может попросить письменные объяснения только в том случае, если проступок связан с работой группы.

Таким образом, служба безопасности, менеджер по корпоративной культуре, начальник управления по персоналу не вправе требовать объяснений от не подчиняющихся им работников других отделов, если это прямо не прописано в локальных нормативных актах организации. Правда, соответствующие полномочия этим и другим должностным лицам еще могут быть делегированы генеральным директором приказом (например, председателю комиссии по расследованию конкретного инцидента). См. подписи в Примерах 1 и 2, отмеченные восклицательным знаком.

От руки или на компьютере?

Закон не обязывает писать объяснительные записки от руки, их можно набирать на компьютере. Но опытные кадровики требуют от работников объяснений, написанных только собственноручно. В случае трудового спора это поможет работодателю защититься от неправомерных действий со стороны работника, который может заявить, что его «заставили» подписать уже составленный кем-то текст.

Минимально необходимый состав рукописных элементов, начертанный рукой работника на объяснительной записке, такой:

  • должность,
  • личный росчерк и
  • И.О. Фамилия.

Ограничиться лишь рукописным личным росчерком нельзя, т.к. некоторые подписи графологическая экспертиза не в состоянии однозначно идентифицировать как принадлежащие определенному лицу. А по целым словам (в должности и фамилии) это уже однозначно можно будет сделать.

Реквизиты объяснительной записки

Форма объяснительной записки относительно свободна. Никто не требует от работника досконального знания стандартов оформления документов, хватит и соблюдения необходимого минимума.

Сверху в правой части листа в столбик пишется информация о том, кому и кем адресована объяснительная записка . Работник должен указать свое структурное подразделение, должность, а также полные фамилию, имя и отчество. Наименование вида документа - объяснительная записка - пишется по центру, спустя несколько строк (обычно с большой буквы или только заглавными буквами, как показано в Примере 4). В Примере 5 продемонстрирован устаревший вариант, где наименование вида документа пишется полностью маленькими буквами и после ставится точка, т.е. вся «шапка» как бы могла быть прочтена единым предложением; такие варианты оформления раньше встречались и у заявлений.

Пример 4

«Шапка» объяснительной записки

Свернуть Показать

Пример 5

Устаревший вариант «шапки» объяснительной записки

Свернуть Показать

Обратите внимание: в Примере 5 устаревшей является строка с написанием вида документа (с маленькой буквы и точкой), а все, что выше - вполне корректно. Должность автора объяснительной записки может отступать от адресата (генерального директора, как в Примере 4), а может идти сразу на следующей строке (как в Примере 5). Предлог «от» может присутствовать или отсутствовать перед должностью автора.

За наименованием вида документа идет текст , который составляется в свободной форме. Единственные требования к нему:

  • корректность формулировок и использование по возможности официально-делового стиля изложения,
  • только точные даты, если нужно - время,
  • факты и причины сложившейся ситуации.

Обстоятельства бывают разными, и требовать от работника краткости в объяснительной некорректно. Записка может занимать несколько листов бумаги, содержать прямую речь и читаться как хороший детектив, а может состоять и из одной строки. Работодатель не вправе ограничивать сотрудника в таком «творчестве».

Никто не ждет от работника в объяснительной выводов и предложений, хотя и запретить ему включить их не получится.

Содержание объяснительной записки определяет только работник, которому нужно ее написать. Начальник не вправе диктовать текст, говорить фразы типа «это - не причина», требовать переписать и другими способами влиять на содержание документа. В некоторых организациях идут еще дальше и составляют типовые тексты объяснительных записок. Работник вправе решать, использовать ли их или писать объяснительную самостоятельно. В его интересах описать произошедшее так, как он считает правильным. Работодатель, в свою очередь, обязан ознакомиться с любыми объяснениями работника, нравятся они ему или нет.

Составление текста объяснительной записки очень часто вызывает затруднения. Повторим главное правило: события нужно изложить так, как они происходили.

Если вина работника очевидна (опоздал, нагрубил клиенту, забыл что-то сделать), то отрицать это и выдумывать какие-то оправдания бессмысленно. Придется писать так, как есть:

Пример 6

Текст объяснительной записки

Свернуть Показать

Пример 7

Текст объяснительной записки

Свернуть Показать

Поводов для опозданий или отсутствия на рабочем месте может быть много, и далеко не все они уважительны. Если работник не хочет озвучивать истинную причину своего опоздания, это его право. Здесь выручат универсальные формулировки «по семейным» или «по личным обстоятельствам» (см. Пример 8). Еще один выход - признать свою вину без описания причин (Пример 9). Однако никакого понимания и сочувствия руководства такие клише, конечно, не вызовут.

Пример 8

Текст объяснительной записки

Свернуть Показать

Пример 9

Текст объяснительной записки

Свернуть Показать

Работник может предполагать, что его «простят», потому что причина проступка уважительна, а сам он давно работает, раньше никогда такого не случалось, или по каким-то другим причинам. Тогда ему лучше написать об этом в своих объяснениях:

Пример 10

Фрагмент текста объяснительной записки

2013-06-21 16:08:53 - Лариса Алексеевна Тюлина
вот моя служебная записка по итогам прошлого года. Имена не указываю.
Директору гимназии имени А.С. Пушкина
Т.В. Калмыковой
учителя истории, обществознания и географии
Л.А. Тюлиной
служебная записка.
28 мая 2012 года состоялся ЕГЭ по истории. Из 20 учащихся, сдававших ЕГЭ не перешли минимальный порог 5 человек. Честно говоря, я ожидала, что не перейдут порог гораздо больше ребят, так как выбрали для сдачи ЕГЭ по истории очень слабые ученики. Подготовка к экзамену началась еще в 10 классе, по окончании изучения каждой темы проводилось тестирование в формате ЕГЭ, проводились работы над ошибками, на уроках давался структурированный материал. Учебная программа была выполнена в полном объеме, после изучения нового материала было организовано итоговое повторение. В зимнюю сессию в этом учебном году проводился репетиционный экзамен. Помимо классных руководителей курирующие завучи отслеживали посещаемость уроков учениками 11 классов, в том числе и уроков истории.
Однако с подготовкой в этом году возникли и объективные трудности. Был изменен формат многих заданий, однако демоверсия была вывешена на сайт ФИПИ только в конце декабря (фактически за полгода до ЕГЭ, а не за год, как по другим предметам!), более того разработчики КИМов не стали себя утруждать подготовкой нового сборника заданий для подготовки к ЕГЭ, в продаже были материалы, которые лишь частично могли помочь учителю и ученикам. Не были подготовлены и методические рекомендации по новым заданиям, а это примерно 1/4 работы! Кроме того, учителям истории не сообщается ни список дат, которые будут в КИМах, ни количество персоналий, ни список произведений авторов культуры. Поэтому, даже те ученики, которые ответственно готовились к ЕГЭ, не всегда могли ответить на вопросы. Примеры:
В каком году был первый советско чехословацкий полет? (это не предусмотрено не в одной программе по истории!)
Соотнести произведение и автора, где правильный ответ: А.Пушкин стихотворение Утопленник (насколько я знаю, даже при углубленном изучении литературы в нашей гимназии это стихотворение не изучается!)
Кроме того, не все ученики относились к подготовке ответственно и серьезно. Так ученица №1 решила сдавать историю только в феврале 2012 года. По состоянию здоровья она пропустила большое количество уроков в 10 классе, даже приняв решение о сдаче истории, на уроках она появлялась редко, проверочные работы игнорировала, на консультации так же не приходила. Я выходила на родительские собрания в 11 А класс, но с ее родителями встретиться не удалось.
Так же несерьезно отнеслась к подготовке и ученица №2. В гимназию она поступила в этом учебном году, несмотря на обещание сдать материал за 10 класс, этого сделано не было. Еще на собеседовании при поступлении в гимназию она сказала, что будет сдавать ЕГЭ по обществознанию, а не по истории. Передумала она так же во втором полугодии, при этом перестав посещать уроки истории. На педсовете по допуску я предлагала не допустить ее до экзамена, но было принято решение дать девочке шанс Увы, она им не воспользовалась!
Ожидаемые результаты показала и ученица №3. Из всех не сдавших ЕГЭ, она единственная попробовала свои силы на репетиционном ЕГЭ зимой. Сделала очень много ошибок, минимальный порог не перешла, более того не сдала репетиционный ЕГЭ и со второй попытки, еле-еле набрала минимальное количество баллов только с третьей попытки. Мы с ученицей и с ее папой обсуждали результаты этого ЕГЭ, однако, ситуация кардинально не изменилась. Первые уроки по понедельникам с завидной постоянностью она фактически не посещала, приходила за 10-15 минут до конца урока. Дополнительно не занималась.
Неприятный сюрприз преподнесла ученица №4. Она всегда показывала хорошие результаты по истории, регулярно посещала уроки, выполняла домашние задания, участвовала в школьном этапе Всероссийской олимпиады по истории, разных конкурсах по истории. Это была одна из немногих участниц ЕГЭ, за которую я была спокойна! И, увы, одна из немногих, которые не приступили к решению части С на экзамене. Даже, выйдя с экзамена, мне не сказала, что ничего писать не стала, наоборот, рассказала, как она ответила на вопросы этой части. Обман раскрылся только тогда, когда пришли результаты. Почему она не стала решать все задания, ученица объяснить не может. Такое ощущение, что не на экзамене была, а на репетиции к нему.
Ученица №5 единственная из всех несдавших, на экзамене находилась все положенное время, прорешала все задания. К экзамену она старательно готовилась, посещала все уроки и консультации, выполняла все домашние задания. Но девочка не смогла запомнить всю необходимую информацию. Очень обидно, что она не добрала два балла до минимального порога. Если бы она показала такой результат в прошлом учебном году, то она бы порог перешла!
К служебной записке прилагаю карты индивидуальной подготовки к ЕГЭ на тех учащихся, которые не перешли минимальный порог.
14.05.2012 .
Учитель истории, обществознания и географии /Л.А. Тюлина/