Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшими средствами регулирования являются социальные регуляторы: нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

— это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов.

Понятие права

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.

Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости.

Правовые формы

Обычно правовые нормы выражены в виде разрешений, предписаний, запретов и рекомендаций. Однако внешняя форма выражения еще не является основанием для ее неукоснительного выполнения. Чтобы она стала юридически обязывающей, необходимо придать ей определенную правовую форму. К правовым формам (иначе называемым источниками права) относят:

  • правовой обычаи - формируется стихийно, на протяжении многих поколений. Государство не создает правовой обычай, а просто признает его в своих официальных документах. Первые своды судебных норм — Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Законы двенадцати таблиц (V в. до н.э.), Русская Правда (XI-XII вв.) и т.д. — в основном включали в себя правовые обычаи;
  • прецедент — признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Суд в этом случае не просто применяет, но фактически создает правовые нормы. Прецедентное право распространено в Великобритании, США, Австралии и т.д.;
  • нормативный договор — соглашение субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. Сюда можно отнести договор между государствами, субъектами федерации, руководством предприятия и профсоюзом работников и т.д. Нормативный договор обычно применяется в международном, конституционном, трудовом праве;
  • нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.

Иерархия правовых актов (на примере Российской Федерации) представлена ниже (чем выше положение акта, тем большей юридической силой он обладает):

  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • ведомственные нормативные акты;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • внугриорганизационные акты (приказы, распоряжения).

В Российской Федерации высшей юридической силой обладают законы (в том числе Конституция) — нормативные акты, принятые высшей законодательной властью (парламентом) или на всенародном референдуме.

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, положительное или отрицательное значение его для общества, существование в качестве самостоятельного социального явления или в качестве элемента иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (А. Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (J1. Н. Толстой, В. С. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты. Проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только Божественное происхождение, но и Божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Фомы Аквинско- го — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность права принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершене- вич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным сторонам теории следует отнести вводимую ею искусственную отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение, — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором ее считают Г. Кель- зена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

  • право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
  • нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
  • нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
  • от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход:

  • позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;
  • обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
  • содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан;
  • обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;
  • позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативистского подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние имеют императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологических особенностей индивида.

Зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  • общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  • теория доказывает, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  • учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Выводы

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей.

Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность.

Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

В современной юридической науке термин «право» ис­пользуется в нескольких значениях.

1. Правом называют социально-правовые при­тязания людей, например, право человека на жизнь, праве народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обуслов­лены природой человека и общества и считаютсяестествен­ными правами.

2. Под правом понимается система юридичес­ких норм . Это –правов объективном смысле , ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдель­ных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.

Объективное право (или собственно право) - это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений. Объективное право - это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

3. Названным термином обозначают официаль­но признанные возможности , которыми располагает физи­ческое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и об­щественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о правев субъективном смысле , т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу –субъекту права.

Субъективное право - это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право –это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право –это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права. Они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства –признавать, соблюдать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренят­ся в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участ­ников общественных отношений.

4. Термин «право» используется для обозна­чения системы всех правовых явлений, включая естествен­ное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступаеттермин «правовая система». Например, существуют такие правовые системы, как анг­лосаксонское право, романо-германское право, нацио­нальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин «право» в каж­дом случае, следует решать исходя из контекста, что обыч­но не вызывает затруднений.

В настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: на естественное, позитивное и субъективное право .

Первый элемент –естественное пра­во , состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права –права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину.

Второй элемент –позитивное право . Это –законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп.

Третий элемент –субъективное право , то есть индивидуаль­ные возможности, возникающие на основе норм позитивно­го права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элемен­тов деформирует право, оно утрачивает свойство эффек­тивного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для чело­века, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-право­вых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-пра­вовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важ­нее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отож­дествлению его с позитивным правом и игнорированию ес­тественной права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника –формальный (нормы права, или позитив­ное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее ска­зать, иллюзию того, что субъективное право –«дар» госу­дарства, законодателя, благо, отпущенное сверху. Отдель­ный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.

Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притяза­ний в источниках права, то есть возведением естественного пра­ва в закон.

Системные связи права рассматриваются и в других ас­пектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законода­тельства.

В современной литературе выделяют два контрастирующих подхода к праву – государствоцентристский (с более широких позиций – социоцентристский, системоцентристский) ичеловекоцентристский (персоноцентристский или право в человеческом измерении). Именно в этих подходах наиболее рельефно просматриваются две кардинально противоположные традиции в правопонимании.

С точки зрения государствоцентристского подхода, право вместе с государством порождается классовым обществом как проявление социального отчуждения, межклассового антагонизма; оно – средство классовой борьбы, преодоления и подавления классовых противников. Существует примат государства над правом. А роль материальных условий жизни по отношению к праву можно назвать определяющей. Не существует различия между правом и законом. Не существует прав человека, не зависящих от признания их государственной властью и закрепления в законодательстве. Право обеспечивается государственным принуждением.

Человекоцентристскому подходу к праву присущи следующие характеристики. Возникновение права рассматривается как закономерный, естественноисторический процесс, связанный с переходом человечества от первобытного общества на новую более высокую ступень социального развития. После освобождения человека от родовых пут и вхождения в правовое пространство государственно организованного общества начинается процесс формирования свободной правовой личности и вся история человечества с этого момента есть история расширения юридического признания свободы личности. Главное в праве – права и свободы личности. Государство не может стоять над правом, быть выше права, господствовать над ним. Право не всегда совпадает с законом, не сводится к нему. Обеспечение права не сводится к государственно-принудительному воздействию.

По мнению В.М. Шафирова, человекоцентристский подход вполне совместим с многоаспектным видением права. Человеческое измерение права доказывает преимущество интегрированного правопонимания.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о понятии, сущности, признаках права, основных типах правопонимания, определили соотношение права и государства, права и закона.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Соотношение права и государства. Соотношение права и закона. Право в понимании современной юридической науки.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам : 1. Понятие и признаки права. 2. Функции права. 3. Основные типы правопонимания. 4. Право, мораль и религия как регулятивно-нормативные системы: сходство и отличия (источники, способы и формы регулирования общественных отношений, система поощрений и наказаний). 5. Взаимосвязь права, морали и религии.

Разработала

Заместитель начальника кафедры

кандидат юридических наук

майор внутренней службы Т.В. Жукова

«____» _______________ 20____ года

1 Соколов А.Н. Теория государства и права: Опорный конспект: Учеб. Пособие. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2002. С. 16.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. 2-е изд. М.: Омега – Л, 2005. С. 60.

Вместе с возникновением государства появляется право. Это было естественно, поскольку государство является организацией, которая объединяет уже не родственников, а население, проживающее на определенной территории. Для регуляции взаимоотношений между соседями оказываются недостаточными обычаи, традиции, нормы морали и религиозные верования, кровнородственные связи. Тогда и возникло право как регулятор взаимоотношений в обществе, где люди не равны в имущественном и социальном положениях.

Взаимосвязь государства и права подчеркивали уже античные ученые. Римский мыслитель Цицерон понимал под государством не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Однако многовековая история существования права не закрепила за ним однозначного понимания.

Право: понятие, признаки, функции

Значение термина "право"

В повседневной жизни мы сталкиваемся с различными толкованиями термина "право".

Во-первых, под правом понимаются социально-правовые притязания людей на определенные блага, удовлетворение которых позволяет им полноценно существовать. В основном они составляют естественные права человека, т.е. притязания, обусловленные его природой: право на жизнь, человеческие условия существования, право на свободу, собственность, счастье, честь, достоинство, сопротивление угнетению и т.п. В связи с этим мы часто произносим "я имею право", когда претендуем на получение каких-либо благ.

Цицерон связывал право с самой природой, с естественным состоянием человека. По его мнению, право - это "разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга"".

Правда, на практике эти притязания могут быть государством только провозглашены, по не гарантированы.

Во-вторых, в объективном смысле право понимается как мера допустимого поведения, зафиксированная в системе общеобязательных правит поведения, которая создается государством и действует независимо от воли и сознания отдельных лиц. Обязательность соблюдения и исполнения этих юридических норм каждым человеком обеспечивается государственным принуждением. В данном случае система юридических норм есть властное явление государства, закрепленное в системе законодательства (конституция, законы, указы, постановления). В этом значении право, по мнению Аристотеля, является регулирующей нормой политического общения и должно быть критерием справедливости.

По своему происхождению право связано с такими понятиями, как правда, справедливость (от лат. jus - справедливо, законно, justicia - законность, правосудие). В этой связи известный римский юрист Це,1ьс (I в. до и.э.) подчеркивал, что право есть наука о добром и справедливом.

Многие источники феодального права именовались правдами, например "Русская правда". Это понимание права сохранено в конституциях современных государств. Например. Конституция США устанавливалась в том числе для "утверждения правосудия", а одним из устремлений испанского парода по Конституции 1978 г. является желание "установить справедливость".

В-третьих, существует толкование термина "право" в субъективном смысле. В этом случае право выражает официально признанные возможности, которыми располагают люди, организации и которые гарантируются государством. Так, граждане имеют право па труд, отдых, охрану здоровья и т.п. Здесь социально-правовые притязания получают не только официальное закрепление в законодательных актах государства, но и обеспечиваются гарантиями их осуществления.

В - четвертых, предельно широкое понимание права, включающее в себя все правовые явления: субъективное и объективное право, правовую психологию, правовую культуру, правовое сознание, принципы права и т.п. В этом случае понятие "право" отождествляется с термином "правовая система", который объединяет всю совокупность правовых явлений, существующих в обществе: правовые идеи, источники права, институты права, отрасли права, правовые традиции, правосознание, правовую культуру, правопорядок, способы толкования норм права и т.п.

Однако понятие "правовая система" имеет особенность: оно раскрывает процесс образования права в конкретном обществе и его эволюцию. Различают романо-германскую (Германия, Франция, Италия и т.п.), англосаксонскую правовые системы (Великобритания, США, Австралия. Новая Зеландия и т.п.), систему мусульманского права (Индия, Пакистан, Бирма, Сингапур, Малайзия и т.п.).

Так, романо-германская правовая система возникла в результате заимствования и приспосабливания норм римского права к конкретным условиям европейских государств.

Основным источником (формой) права, т.е. актами государства, в которых закреплены нормы права, являются законы.

Из-за многозначности термина "право" при его употреблении всякий раз требуется уточнение, в каком смысле оно используется.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее пред­ставление, рассмотрим право в основных его проявлениях, т. е. основные его определения.

1. Право - это совокупность общеобязательных правил поведе­ния, установленных или санкционированных государством. За их на­рушение применяются различные меры государственного воздей­ствия. Таким образом, особенности правил поведения, которые образуют право, состоят в следующем:

Они устанавливаются или санкционируются государством;

Защищаются от нарушения государством;

Должны выражать интересы большинства населения, неза­висимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т. д.;

Они обязательны для всех.

Именно эти признаки отличают право от морали, традиций, обычаев.

2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных норматив­ных правовых актов (таких, как закон, указ, постановление и т.д.).

Нормативный правовой акт - документ органа власти или уп­ равления, содержащий нормы права или общеобязательные правила поведения. Он направлен на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоян­ ного или временного характера, рассчитанное на многократное при­ менение.

По юридической силе, т. е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты:

а) федеральные нормативные правовые акты:

- законы. Они регулируют наиболее важные вопросы государ­ственной жизни. Существуют следующие виды законов:

Конституция, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законо­дательства;

Закон о поправках к конституции;

Федеральный конституционный закон;

Федеральный закон;

- указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов;

- постановления Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ;

- приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Прези­дента РФ, постановлений Правительства России;

Постановление - нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

Приказ - это нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации. Инструкция - норматив­ный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо дея­тельность.

б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федера­ции:

- Конституция - основной закон республики, определяю­щий ее статус;

- уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения;

- закон субъекта РФ - региональный закон;

- постановления представительного органа субъекта РФ;

- указы Президента Республики. Издаются на основе и во ис­полнение Конституции РФ, Конституции республики и законов;

- постановления Правительства субъекта РФ;

- постановления главы администрации края, области, автоном­ной области, автономного округа, города федерального значения; " - приказы, инструкции, постановления министерств, ведомств субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного самоуправле­ ния: постановления, распоряжения, приказы;

г) нормативные правовые акты организаций. Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоря­жения в соответствии со своей компетенцией.

Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. № 511 (СЗ РФ, 2000, № 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, включающий следую­щие разделы:

Конституционный строй

Основы государственного управления

Гражданское право

Труд и занятость населения

Социальное обеспечение и социальное страхование

Финансы

Хозяйственная деятельность

Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

Информация и информатизация

Образование. Наука. Культура

Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

Оборона

Безопасность и охрана правопорядка

Уголовное право. Исполнение наказаний

Правосудие

Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

Международные отношения. Международное право

Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почет­ных и иных званий

3. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определен­ную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Современная наука права имеет 39 специальностей, которые составляют 13 групп:

I 1. Теория права и государства. VII 19. Уголовное право и крими-

2. История права и государства. нология.

3. История политических и 20. Уголовно-исполнительское

правовых учений. право.

II 4. Конституционное право. VIII 21. (Исключена ВАК РФ.)

5. Государственное IX 22. Уголовный процесс,

управление. 23. Криминалистика.

6. Административное право. 24. Теория оперативно-

7. Муниципальное право. розыскной деятельности.

III 8. Гражданское право. X 25. Международное право.

9. Семейное право. XI 26. Судопроизводство.

IV 10. Предпринимательское 27. Прокуратура,

право. 28. Адвокатура.

11. Арбитражный процесс. 29. Нотариат.

12. Гражданский процесс. XII 30. Финансовое право.

13. Международное частное 31. Бюджетное право,

право. 32. Налоговое право.

V 14. Трудовое право. 33. Банковское право.

15. Право социального обеспе- 34. Валютно-правовое

чения. регулирование.

16. Природоресурсное право 35. Правовое регулирование

17. Аграрное право. выпуска и обращения

18. Экологическое право. ценных бумаг.

36. Правовые основы аудиторской

Деятельности.

XIII 37. Управление в социальных

и экономических системах

(юридические аспекты).

38. Правовая информатика.

39. Применение математиче-

ских методов и вычисли-

тельной техники в юриди-

ческой деятельности.

Право изменяется, возникают новые специальности, напри­мер, образовательное право, международное образовательное пра­во, педагогическое право.

4. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это связь людей, которая состоит в том, что сто­роны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанно­стями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право ре­гулирует не все общественные отношения, а только самые суще­ственные. После того как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями.

Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений яв­ляются физические и юридические лица. Физические лица - это граждане как участники правоотношений. Их положение в право­отношении характеризуется двумя свойствами, которые называ­ются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества и т. д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отно­шениях и нести самостоятельно ответственность по своим обяза­тельствам.

Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов:

Правомерное поведение, при котором человек не превыша­ет своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе;

Правонарушение - неисполнение обязанности, установлен­ной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб друго­му человеку.

Правоспособность человека - способность иметь гражданские права и выполнять обязанности. Она признается в равной мереза всеми гражданами.

Какие права имеют граждане? Например, они могут иметь иму­щество на правах собственности; наследовать и завещать имуще­ство; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юри­дическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литера­туры и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имуществен­ные и личные неимущественные права.

Дееспособность - это способность гражданина своими действи­ ями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Например, в имуще­ственных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по дости­жении 18 лет.

Возникновение, изменение или прекращение правоотноше­ний связано с определенной причиной, которой являются юри­дические факты. В зависимости от правовых последствий они де­лятся на:

Правообразующие, которые влекут возникновение правоот­ношений;

Правоизменяющие, например приказ о переводе на другую работу;

Правопрекращающие, которые прекращают правоотноше­ния, например приказ об увольнении.

5. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это и представления каждого человека о праве, о его реализации. Индивидуальное правосознание делится на научное и обыденное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием дру­гих людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Научное правосознание - бо­лее точное представление о праве в отличие от обыденного пра­восознания.

Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является свобо­да личности. Право является формой выражения свободы челове­ка. Люди свободны тогда, когда они признаются равными.

Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т. е. ограни­чивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве - как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работор­говли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого че­ловека, что никто не должен содержаться в рабстве или подне­вольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, от­мечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидиро­ваны еще не во всем мире, не во всех частях света.

6. Право как справедливость. Право нередко понимают как спра­ведливость. По определению Аристотеля, справедливость есть ра­венство для равных людей. Справедливым считается и пропорци­ональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это справедливо.

Справедливость нередко разделяют на природную и установ­ленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый, несправедливый. На этом основано различие права и закона. Пра­во - это справедливый закон. Закон в этом отношении отличает­ся от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон ока­зывается формой произвола какой-то группы населения и стано­вится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нару­шает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор.

7. Право как свобода. Свобода неотделима от равенства. Право­вое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отли­чается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязаннос­тями, невзирая на естественные различия.

Право признает людей формально равными, поэтому они име­ют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доход, приобретать жилье и т. д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных резуль­татов и, следовательно, живут по-разному.

Социальное государство предполагает обеспечение каждого че­ловека минимальным набором благ, позволяющим человеку вес­ти достойную жизнь независимо от его особенностей: способнос­тей, возраста, состояния здоровья и т. д.



Понятие права

Право как один из видов регуляторов общественных отношений представляет собой особую категорию, в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что универсальное определение права не может быть дано и всегда зависит от конкретной правовой системы .

Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение П. указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе П., его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем .

Согласно либертарно-юридическому подходу, выражающему правопонимание одной из наиболее авторитетных философско-правовых школ России :

Право - единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости .

Согласно *Теории государства и права* .

Право - официальная мера свободы, устанавливаемая государством для отдельных индивидов, социальных объединении, общества в целом.

Право - это производная форма определяющая уровень свободы.

Право - это всегда ограничение свободы личности ради гарантий ее свободы.

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания , которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм , которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

В некоторых определениях или контекстах право может сливаться с системой права (объективным правом), либо правовой системой . При этом право как система права находит выражение в , а её правовое содержание составляется нормами права . Когда же говорится о праве как о правовой системе , помимо системы права будут подразумеваться и другие правовые явления: правовая культура и правореализация .

Право- узаконенная, охраняемая, обеспеченная государством возможность что-либо делать

Признаки права

В зависимости от правопонимания представления об основных признаках права сильно отличаются, однако, практически все теории признают следующие признаки права:

  • Является регулятором общественных отношений
  • Носит объективный характер
  • Неперсонифицированность и неоднократность действия нормы. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем (кроме преступлений, когда личность становится адресатом).
  • Справедливость содержания юридических норм. Выражает общую волю граждан.

Представления о праве и понятия права

Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права (правопонимание разных учёных) составляются классификации правопониманий и понятий, которые (понятия) создаются в рамках этих правопониманий.

Большая часть этих классификаций заключается в делении правопонимания на позитивистское и философско-правовое. В. А. Четвернин называет их как потестарное и непотестарное, О. Э. Лейст как правопонимание нормативистской и нравственной школы права, В. С. Нерсесянц как легистское и юридическое правопонимание.

Позитивистское правопонимание

Для позитивистов правом являются принудительные нормы , которые устанавливаются властью, имеющей возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание является сущностным признаком права по мнению позитивистов.

Для позитивистов пра́во - это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения , обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.

Так как согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения, право и закон (точнее, право и его источник, форма) для позитивистов - суть одно и то же.

С точки зрения позитивистов властная принудительность является единственной отличительной особенностью права. Показательным тут является высказывание Томаса Гоббса : «Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена». Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин, Ш. Амос, Г. Ф. Шершеневич .

Правопонимание философско-правовых школ

Для философско-правовых школ право обладает самостоятельной сущностью.

Школами, следующими философско-правовому правопониманию право рассматривается как форма общественного сознания.

Для таких правовых школ характерна та или иная версия различия права и закона (права и формы, источника права). При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола власти.

Концепции происхождения права

Правовая система

Правовой системой называют совокупность права (в первую очередь в позитивном смысле, смысле системы права), правосознания и правовой практики (правореализации). Понятие правовой системы часто используется, чтобы обозначить всё связанное с правом в определённой стране, охарактеризовать историко-правовые и культурные отличия права разных государств и народов.

Правовую систему не следует путать с системой права, которая является лишь частью правовой системы.

Система права

Система права - совокупность норм, институтов и отраслей права.

Норма права

Норма права регулирует конкретный вид общественных отношений, содержит установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные принудительной силой государства и отражённые в .

Признаки правовой нормы:

  • Норма права - правило общего характера, имеет неперсонифицированный характер, обращено ко всему населению или к группе лиц, объединенных одним признаком (например, пенсионерам).
  • Норма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.
  • Норма права имеет определенную внутреннюю структуру.

Структура правовой нормы:

  • Гипотеза (если… ) - элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).
  • Диспозиция (то… ) - элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).
  • Санкция (иначе… ) - элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя , мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

Все нормы права в совокупности составляют систему права, а регулирующие определённый круг общественных отношений - отрасль права . Внутри отраслей нормы также группируются в правовые институты.

Источники права

Как правило, под термином «источник права» понимается та внешняя форма, в которой выражается объективное право (совокупность всех норм права, система права). В этом смысле источниками права являются: правовой акт , правовой обычай , судебный прецедент , правовая доктрина , нормативный договор .

Правовой обычай

Нормативный договор может быть международным , либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами .

Правовая доктрина

Правовая доктрина, то есть научные работы на правовую тематику, может становится источником права, если санкционируется государством. Некоторое время правовая доктрина имела большое значение в качестве источника права в системе римского права .

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативно-правовой акт в России (а также во многих других правовых системах, относящихся к романо-германской семье права) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты принимаются только уполномоченными государственными органами, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму. В России и ряде других стран существенно деление нормативно-правовых актов на законы и подзаконные акты, при этом первые обычно принимаются законодательной ветвью власти, а вторые исполнительной.

Систематизация нормативных актов

Систематизация нормативных актов - деятельность по внутреннему и внешнему упорядочению нормативных актов. Её видами являются инкорпорация (объединение нормативных актов по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания), консолидация (унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства) и кодификация (создание нового, систематизирующего правового акта).

Кодексы широко распространены в странах романо-германской правовой семьи.

Отрасли права

Частное право и Публичное право

Частное право регулирует отношения, возникающие на началах равенства сторон, а Публичное право регулирует властные отношения на началах подчинения.

Материальное и процессуальное право

В системе права различают материальные и процессуальные отрасли права.

Гражданское право

В Викисловаре есть статья «ius civile »

Уголовное право

Уголовное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения , связанные с совершением преступных деяний , назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера , устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания .

В странах романо-германской правовой семьи преступлениями признаются только правонарушения , имеющие наибольшую общественную опасность.

Правовая культура

Правовая культура - система ценностей, правовых идей, убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной,этнической) и используемых для регулирования их деятельности. В рамках одного государства может существовать одновременно несколько П.к. Особенно это характерно для многонациональных и мультирелигиозных обществ. Так, в России существует русская, элементы мусульманской, обособленная П.к. у цыган и некоторых других этнических общностей. При этом можно говорить о П.к. как общности (общества) в целом, так и П.к. отдельной личности (индивидуума). В правовой теории существует оценочный подход к зрелости П.к.: говорят о "высокой" и "низкой" П.к., о необходимости повышения П.к. общества и личности, В то же время применительно к общностям (обществам) высказывается мнение о несопоставимости разных видов П.к., самоценности каждой из них.

Правовая практика

Правовая практика - процесс осуществления правовых предписаний, воплощения этих предписаний в жизнь, в поведение людей и конечный результат данного процесса.

Правовые институты

О правовых институтах можно говорить и как об элементах системы права, объединяющих правовые нормы, регулирующие общественные отношения определённого плана, и как о совокупности соответствующих отношений, развивающихся в соответствии с регулирующими их нормами.

Важнейшую роль в либеральных демократических государствах играют институты прав человека , разделения властей , правосудия и независимости суда, институт представительного законодательного органа, гражданского общества .

Права человека

Наиболее известной является классификация правовых систем французского учёного Рене Давида , в соответствии с которой выделяются: романо-германская правовая семья, англосаксонская правовая семья, религиозная правовая семья, социалистическая правовая семья, некоторые другие правовые семьи.

Англо-саксонская правовая семья

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады , США , Ямайки , Австралии . Прародительницей этой правовой семьи была Англия .

В основах этой правовой системы - принцип stare decisis (лат. стоять на решенном ), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту .

Религиозная правовая семья

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право (галаха).

Правовые системы по государствам

Римское право

Правовая система Российской Федерации

Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в России началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 22 ноября 1991 года в РСФСР была ратифицирована Декларация прав и свобод человека и гражданина. С распадом СССР в 1991 году образовалась Российская Федерация как суверенное государство.

Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры , акты органов конституционного контроля и признаваемые российским правом обычаи.

В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются законы о поправках к Конституции РФ (они были приняты в году).

Правовая система США


Международное право

Правовые науки

Правовые науки - группа общественных наук , изучающих право и все правовые явления.

Теоретические и философские правовые науки

Теория права и государства - юридическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, изменения и развития права и государства. В рамках теории права и государства вырабатывается общеюридическая терминология, изучается существо право, вырабатываются его понятия и доктринальные понимания, разрабатывается проблематика предмета и метода юриспруденции.

Иногда от теории права отделяют философию права - раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.