В современном обществе одной из актуальных является проблема, касающаяся поведения подростков. Не каждый из них осознает, какие их действия могут вызвать серьезные и трудно исправимые последствия.
Социальные риски
Для начала следует рассмотреть само понятие правонарушения. Оно представляет собой виновное поведение субъекта, противоречащее нормативным предписаниям, причиняющее вред окружающим и влечет юридическую ответственность. Правонарушения подразделяются на две категории: проступки и преступления. Первые могут быть дисциплинарными, гражданскими, административными. Преступлениями называют деяния, за совершение которых предусматривается наказание по УК. Все правонарушения представляют собой социальную опасность в той или иной степени.
Ответственность
Она различается в зависимости от категории правонарушения. Так, существует:
- Административная ответственность. Она применяется за деяния, предусмотренные в КоАП. К таким проступкам относят нарушения ПДД, правил противопожарной безопасности и пр. К административной ответственности субъект может привлекаться с 16 лет. В качестве наказания выступают денежное взыскание, исправительные работы, предупреждение.
- Дисциплинарная ответственность. Она наступает при совершении нарушений в области трудового права. Такими проступками могут быть прогул, опоздание и пр.
- Гражданско-правовая ответственность. Она предусмотрена при совершении деяний, влекущих имущественный ущерб. В качестве санкций применяют компенсацию вреда.
- Уголовная ответственность. Она наступает при совершении деяний, нарушающих положения УК. За некоторые преступления ответственность для субъектов наступает с 14 л.
Важность своевременного предупреждения кризисных ситуаций
Профилактическая работа с несовершеннолетними является одним из эффективных методов борьбы с молодежной преступностью. Она включает в себя различные мероприятия. В вопросе предупреждения преступности особая роль отводится образовательному учреждению. Раннее выявление детей, склонных к нарушению моральных и правовых норм, позволяет снизить социальные риски. Образовательное учреждение должно создавать условия, обеспечивающие нормальное развитие детей. Педагогическая деятельность состоит не только в непосредственном обучении, но и в выявлении индивидуальных особенностей каждого ребенка, обнаружении и анализе причин моральной деформации личности. На образовательном учреждении также лежит обязанность по своевременному выявлению кризисных ситуаций типичного характера, в которую попадает та или иная группа риска. Несомненно, к этому процессу должны привлекаться и родители.
Классификация поведения
Существует несколько стадий, которые проходят дети, с которыми взрослым сложно справиться:
- Неодобряемые действия. Они связаны с шалостями, непослушанием, упрямством, озорством, непоседливостью.
- Порицаемые поступки. Такие действия вызывают ту или иную степень осуждения у родителей, педагогов, других людей. К таким поступкам можно отнести нерегулярное нарушение дисциплины, эпизодические случаи дерзости, драчливости, нечестности, грубости.
- Девиантное поведение. Оно предполагает отрицательные в моральном плане действия, которые приняли привычный или систематический характер. К ним, например, относят лицемерие, лживость, воровство, агрессивность, конфликтность, притворство, эгоизм и пр.
- Предпреступные действия. В них обнаруживаются зачатки деструктивного и криминального поведения. К таким действиям относят умышленные эпизодические нарушения требований и норм, регулирующих общественные взаимоотношения, вымогательство, избиения, распитие спиртного, хулиганство, злостное несоблюдение дисциплины и пр.
- Преступное поведение. Оно проявляется в совершении различных незаконных поступков.
Признаки отклонений
Дети, с которыми взрослым сложно справиться, обладают рядом отличительных черт. Среди таких признаков следует отметить:
1. Уклонение от обучения в результате:
- неуспеваемости по большей части дисциплин;
- отставания по уровню интеллектуального развития;
- отсутствия познавательного интереса;
- ориентации на иные виды деятельности.
2. Низкую общественно-трудовую активность. Она проявляется в:
- отказе от выполнения поручений;
- пренебрежительном отношении к классным делам, общественной собственности и ее порче;
- демонстративном уклонении от участия в трудовой деятельности.
3. Отрицательные поступки:
- тягу к азартным играм;
- курение и распитие спиртного;
- употребление наркотиков и психотропных препаратов;
- нездоровые поступки сексуального характера.
4. Негативную оценку действительности.
5. Повышенную критичность по отношению к взрослым и педагогам. Она проявляется в:
При этом такие дети могут проявлять различное отношение к попыткам взрослых их воспитывать. Оно может быть равнодушным, агрессивным, скептическим, негативным.
Предпосылки
Профилактика девиантного поведения только тогда будет эффективной, когда будет предварительно выполнен анализ причин деформации личности. К основным предпосылкам, обуславливающим такие сбои в развитии, следует отнести:
Варианты решения проблем
Профилактика девиантного поведения является ключевой задачей для взрослых – родителей и педагогов. Образовательное учреждение должно стать тем местом, где будут проявляться возможности и инициатива ребенка. Профилактическая работа в школе предполагает формирование условий, не провоцирующих отклоняющихся поступков. Образовательное учреждение, наоборот, должно обеспечивать и расширять безопасное пространство для детей, в котором им будет спокойно и интересно. Наиболее эффективными в этом смысле являются учебные заведения с развитой системой внеурочной деятельности, в которой учитываются потребности различного возраста. Существующие виды профилактики (досуговая деятельность, беседы, спортивные, технические, художественные кружки и пр.) выступают в качестве мощного инструмента, позволяющего безболезненно воздействовать на детей, предупреждая развитие негативных склонностей. В учебном заведении, кроме прочего, должна быть сформирована система правил и норм, так как без них невозможно эффективно решить задачи не только педагогического, но и воспитательного характера. Все виды профилактики должны ориентироваться на:
- Создание уклада жизни в образовательном учреждении.
- Помощь детям в установлении взаимосвязи между личной свободой и ответственностью.
- Поддержку каждого ребенка при разрешении споров цивилизованными методами.
- Воспитание навыков правовой культуры.
Осуществляя профилактические мероприятия, главное – не упустить время. Именно на ранней стадии, по мнению А. Г. Аванесова, можно быстрее достичь успеха. Это обуславливается тем, что на этом этапе у личности еще не сформировались устойчивые привычки и взгляды. Если ранняя профилактическая работа окажется недостаточной, то она может быть восполнена мерами иного уровня, поскольку для этого есть определенный запас времени.
Основные задачи
Организация профилактической работы необходима для:
Ключевые направления
Проведение профилактических работ ориентировано на:
- Выявление неблагоприятных условий воспитания и жизни до того, как они отразились на действиях, процессе формирования взглядов конкретных детей.
- Обнаружение и устранение источников негативного влияния на подростков, способных склонить их к антиобщественным поступкам. Данное направление предусматривает:
I. Применение мер, ориентированных на оздоровление неблагоприятных условий домашней обстановки. В данном случае осуществляется профилактическая работа с семьей.
II. Изъятие детей из неблагоприятной обстановки.
III. Применение установленных законодательством мер к субъектам, вовлекающим несовершеннолетних в антиобщественную деятельность.
- Оказание корректирующего и сдерживающего влияния на детей с отклоняющимися поступками.
При этом может оказываться влияние на детей, у которых еще не укрепились антиобщественные взгляды, и они совершают малозначительные проступки. Социально-профилактическая работа в первую очередь направлена на предотвращение укрепления антиобщественных привычек и взглядов, пресечение возможности реализоваться противоправной и аморальной позиции ребенка в преступлении.
Конкретные меры
Профилактическая работа предполагает не только оказание помощи ребенку, который находится в неблагоприятных условиях воспитания и проживания. В рамках данной деятельности осуществляется изъятие из негативной среды и помещение в детдом, интернат и прочие специализированные заведения. Кроме этого, может осуществляться индивидуальная профилактическая работа. Она предполагает постановку на учет в ИДН, назначение общественного воспитателя, шефа и пр. К детям, из которых инспекторами формируется условная группа риска, могут применяться и меры гражданско-правового, административного, общественного воспитательного характера.
Структура деятельности
Профилактика правонарушений включает в себя:
Исходя из этого, можно выделить следующие аспекты профилактической работы:
- Диагностический.
- Психокоррекционный.
- Оздоровительный.
- Консультационный.
- Научно-методический.
- Общественно-аналитический.
- Просветительский.
- Учебно-воспитательный.
- Общественно-правовой.
На последние два направления необходимо сделать особый упор.
Учебно-воспитательный аспект
Профилактическая работа с подростками в рамках данного направления предполагает образование детей, имеющих затруднения при усвоении программ, связанных с неблагополучными жизненными условиями и особенностями психофизического развития, по ФГОС. В процессе данной деятельности создается надлежащая обстановка для личностно-ориентированной учебы. Она обеспечивает вариативный характер преподавания с постановкой задач коррекционно-развивающего типа. Целью деятельности является восстановление способности к обучению и повышение уровня воспитанности.
Общественно-правовой аспект
Профилактическая работа в рамках этого аспекта включает в себя оказание помощи детям при их адаптации в окружающей обстановке, в трудовом коллективе, при профориентации, получении специальности. Кроме этого, предусматривается обеспечение защиты прав и интересов каждого ребенка. В рамках общественно-правовой деятельности осуществляется консультирование детей и их родителей по юридическим вопросам, выполняются профилактические мероприятия, направленные на предупреждение беспризорности, бродяжничества, попыток суицида.
Диагностика
Профилактика правонарушений сопровождается анализом кризисных ситуаций и реакций на них детей. Диагностическая деятельность предполагает:
- Изучение степени воспитанности и уровня развития.
- Выявление детей в первом классе с отклонениями в поведении и своевременная коррекция.
- Наблюдение за учениками в разных ситуациях.
- Определение положения каждого ребенка в домашней обстановке и в классе.
- Выполнение социометрического анализа по установлению референтных категорий.
- Определение уровня самоконтроля, самооценки, навыков самовоспитания.
- Обнаружение недостатков и положительных качеств личности.
- Обнаружение и исследование склонностей и интересов.
- Изучение особенностей темперамента и характера каждого ребенка.
- Мониторинг состояния здоровья детей.
- Установление мотивов общения и поведения каждого ребенка.
- Наблюдение за взаимодействием детей и родителей (лиц, их заменяющих).
Коррекция
Она предполагает индивидуальный подход. Деятельность включает в себя:
Взаимодействие с родителями
Профилактическая работа должна осуществляться совместно со взрослыми и включать в себя:
- Исследование положения ребенка дома.
- Выступление преподавателей на собраниях с родителями.
- Посещение семей.
- Встречи с сотрудниками ИДН, следственных органов, прокуратуры.
- Привлечение специалистов для консультаций родителей.
- Проведение тематических собраний, творческих встреч.
Заключение
Во многих школах проводятся месячники профилактики. В них, как правило, участвуют сотрудники правоохранительных органов, психологи и прочие специалисты. В рамках такой работы проводятся беседы по ПДД, об обязанностях и правах, здоровье и пр. Планирование этих месячников позволяет задействовать всех участников педагогического и воспитательного процесса. Это, в свою очередь, оказывает положительное влияние на текущую ситуацию. Педагогический коллектив образовательного учреждения должен приложить все усилия для проведения эффективной профилактической работы.
Ключевая роль во взаимодействии учебного заведения и родителей принадлежит классным руководителям. От их деятельности будет зависеть, насколько хорошо семья понимает политику, которую проводит образовательное учреждение в рамках профилактической работы. Классные руководители, в свою очередь, должны понимать всю важность своей функции. Именно они обеспечивают организацию лекций, бесед, встреч со специалистами, осуществляют наблюдение, анализ, планируют профилактическую работу в классе. Педагоги должны установить взаимодействие с родителями. Это осуществляется не только в рамках собраний, но и в форме индивидуальной работы с каждой семьей. К ней, в частности, относят и консультирование родителей и детей на дому.
Система работы школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание должна сочетаться с системой национального воспитания и предусматривать целенаправленную, плановую, взаимосвязанную, управляемую деятельность составляющих ее частей — от директора до библиотеки и медперсонала.
Основное исполнительное звено в этой системе – учителя, классные руководители, школьные психологи, социальные педагоги. Важно, чтобы в этой работе обеспечивалась преемственность с 1-го по 11-й классы, необходимо способствовать более глубокому изучению личности, а значит, и отбору наиболее эффективных средств воздействия.
Классные руководители должны выявлять и учитывать учащихся, требующих особое педагогическое внимание.
На каждого из них классный руководитель заводит специальный дневник наблюдений, в который записывает прежде всего социально-психологическую характеристику учеников. В ней отмечает причины возникновения девиантности, в чем она проявляется, выделяет положительные и отрицательные качества личности, особенности семейного воспитания, намечает средства воспитательного воздействия на ученика. Раз в полгода делает вывод о достигнутых результатах воспитательной работы и намечает план дальнейшей работы с каждым из таких учеников.
В задачи классного руководителя входит изучение интересов, способностей, склонностей таких учащихся и привлечения их к работе кружков, спортакций как в школе, так и во внешкольных учреждениях.
Работа с родительским комитетом класса, семьями таких учащихся, неблагополучными семьями должна быть направлена на вооружение их педагогическими знаниями, оказание конкретной индивидуальной методической помощи.
В методической работе учителей следует уделять внимание и вопросам Преодоления и предотвращения неуспеваемости школьников , в частности: как работать над пробелами учеников, как развивать их мышление, внимание, память, формировать у отстающих учеников навыки рациональной организации учебной работы, индивидуальный подход к слабоуспевающим в процессе учебно-воспитательной работы.
Работа школы с учащимися, требующими особое педагогическое внимание
1. Администрация школы изучает особенности контингента учащихся школы, причины возникновения девиантного поведения, передовой опыт работы с такими учащимися определяет пути совершенствования работы с ними и их семьями.
2. Заместитель директора по воспитательной работе планирует воспитательную работу с детьми, требующими особое педагогическое внимание, неблагополучными семьями , координирует и согласовывает план школы с планами работы классных руководителей.
3. Педагоги и классные руководители обнаруживают и изучают интересы, способности, наклонности трудновоспитуемых учащихся, привлекают их к внеклассной, внешкольной деятельности.
4. Психолог осуществляет психологическую профилактику и коррекцию отклонений в поведении несовершеннолетних.
5. Учитель, воспитатель ГПД оказывают индивидуальную помощь в деятельности по сокращению пробелов в знаниях.
6. Педагог-организатор привлекает к работе в кружках, секциях, клубах, обществах по интересам в школе, во внешкольных учреждениях, по месту жительства.
7. Органы ученического самоуправления привлекают к различным видам общественно полезной деятельности, выполнению поручений, оказывают им шефскую помощь.
8. Родительский комитет сотрудничает с педагогическим коллективом в организации педагогического обучения родителей, заслушивает на своих заседаниях школьников и их родителей.
9. Библиотекарь планирует развитие читательских интересов школьников.
10. Медицинский персонал дает педагогам сведения о состоянии здоровья, предупреждает о нервно-психических отклонениях у несовершеннолетних.
В современных условиях осуществления воспитательного процесса педагог чаще всего сталкивается с термином «дети, требующие особое педагогическое внимание» в отношении к подросткам.
Дело здесь не в самом подростке, а в его психологических особенностях.
С одной стороны он хочет казаться взрослым, а с другой сохраняет детские черты. Не умеет самостоятельно действовать и принимать решения, предъявляет завышенные требования к родителям и учителям, проявляет повышенную критичность к окружающим и при этом не умеет владеть собой. Ребенку такого возраста присущ целый ряд противоречий. То есть это Кризис подросткового возраста .
Суть поведения подростка — это морально-эмоциональная атмосфера, сложившаяся в семье.
Разработка Prototype в разделе Классный час и опубликована 14th Июнь, 2015
Вы находитесь:
Анализ состояния профилактической работы в школе.
1. Профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности.
В течение года велась работа по профилактике правонарушений.
На внутришкольном учёте состоят 6 учеников, среди которых дети из неблагополучных семей, малообеспеченные, опекаемые, учащиеся, состоящие на учете в КДН. В течение года с ребятами велась регулярная профилактическая работа, они приглашались на заседания Административной комиссии, на беседу с инспектором КДН.
а) Заседания административной комиссии проводились регулярно согласно составленному плану. Велись дневники наблюдения за каждым трудным учеником, была организована встреча с участковым милиционером, «трудные» ребята были вовлечены в занятия секции по теннису и волейболу, для их родителей проводились психолого-педагогические консультации.
б) В течение 2010-2011 учебного года велось тесное сотрудничество с районной комиссией по делам несовершеннолетних. В школе 2 ученика, состоящих на учёте в КДН, ОДН. На внутришкольном учете – 6 человек.
В МОУ СОШ № 7 на заседании МО классных руководителей было принято решение о закреплении наставника за каждым «трудным» ребенком.
2.Прфилактика семейного неблагополучия.
Профилактика семейного неблагополучия в школе поставлена на должный уровень. Семьи, в которых возможны временные проявления неблагополучия, поставлены на внутришкольный учёт, с ними ведётся профилактическая работа согласно плану мероприятий по профилактике семейного неблагополучия. Осуществляется патронаж этих семей, с родителями и детьми работает психолог.
Были проведены заседания МО классных руководителей по теме «Работа классного руководителя с «трудными» детьми и асоциальными семьями».
3. Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей.
Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей является приоритетной в воспитательной работе школы. Согласно плану профилактической работы в школе были проведены следующие мероприятия: школа приняла участие в антинаркотической акции, которая предусматривала проведение классных часов, бесед, экскурсий, дискотеки «Мы за здоровый образ жизни», психологические тренинги с детьми, склонными к неадекватному поведению, конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», оформлен стенд «Школа без наркотиков», в помощь классному руководителю по профилактике наркомании, в рамках акции «Мы выбираем жизнь…» проведены конкурс газет «Жить здоровым – это здорово», заседание методического объединения классных руководителей «Школа без наркотиков».
В течение года в МОУ СОШ № 7 проводилась работа по пропаганде здорового образа жизни. В рамках этого направления педагогическим коллективом школы был проделан следующий ряд мероприятий:
1) беседы кл. руководителе и медсестры школы о гигиене организма человека, о
физиологии, о роли спортивных тренировок, о правильном и рациональном питании, о
закаливании организма;
2) выявление учащихся группы риска (кл. руководители 1-11 кл., воспитатель ГПД 1 кл.
Локтева Е.Н., соц. педагог Олейникова Л.И.)
3) изучение положения детей в семье , характера внимания семьи к воспитанию детей, пути
и способы оптимизации этого внимания (кл. руководит., соц. педагог)
4) обсуждение вопросов работы с учащимися «группы риска» на МО классных
руководителей, педсоветах, Совете профилактики;
5) принятие экстренных мер с учащимися, семьями, употребляющим спиртные напитки
через Совет профилактики, КДН, ОДН и администрацию сельсовета:
6) участие в рейдах общественности с целью выявления несовершеннолетних в нетрезвом
состоянии на вечерних дискотеках при ДК (освещение результатов рейдов на
родительских собраниях)
7) вовлечение учащихся «Группы риска» в кружки и спортивные секции по интересам.
8) ежедневный контроль за дисциплиной и посещаемостью занятий трудными
подростками.
9) проведение цикла бесед для учащихся 6-8 кл, 9-11 кл. «Об ответственности
несовершеннолетних за совершение правонарушений и преступлений».
10) участие учащихся школы в Акциях «Мы выступаем против наркомании»:
Выставка рисунков «Курить и пить – здоровью вредить»;
Оформление стенда «Наркомания и здоровье»;
Урок здоровья «Не курил бы дядя в детстве…»;
11) работа школьного библиотекаря по развитию читательских интересов у детей «группы риска».
Не менее эффективна профилактическая работа с родителям. Проведены родительские собрания о наркологической ситуации в районе, родителям выданы памятки, рекомендации, номера телефонов доверия.
В следующем учебном году необходимо работу по профилактике сделать ещё личностней.
4. Профилактика дорожно-транспортного травматизма.
Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма велась в течение года очень активно. В школе создан и активно работает отряд ЮИД под руководством Саликовой Е.С.
В октябре 2010 г. ребятами отряда ЮИД (руководитель кружка - Саликова Е.С.) была проведена игра «Поле чудес» среди учащихся 5-6 класса. В апреле «юидовцы» подготовили викторину для учеников младших классов «Знаешь ли ты дорожные знаки?», «Правила дорожного движения для пассажиров и пешеходов» и др. ЮИД способствует закреплению и проверке на практике (конкурсы, игры, беседы, пропаганда) полученных ребятами знаний Правил дорожного движения; воспи-тания у них чувства ответственности, коллективизма, привлечения детей к организации пропаганды правил безопасного поведения на улицах и дорогах среди дошкольников, сверстников и учащихся средних классов.
В 2010-2011 уч.году, в рамках месячников «Безопасность на дорогах» классные руководители 1-11 классов провели интересные мероприятия, направленные на безопасность учащихся на дорогах. Проведенная работа имела успешный результат: за весь год сотрудниками ГИБДД был выявлен лишь один учащийся нашей школы, нарушивший правил дорожного движения.
5. Профилактическая работа школы, направленная на обучение детей правилам поведения в ЧС.
Антитеррористическая защищённость школьников, профилактическая работа в этом направлении была приоритетной в истекшем учебном году. В сентябре был разработан план, организован пропускной режим в школу, который не всегда соблюдался в начале учебного года, установлена тревожная кнопка, регулярно проводились инструктажи с учениками и работниками школы по правилам антитеррористической безопасности, с учащимися изучены правила поведения заложников; беседы по профилактике правонарушений; проведены тренировочные эвакуации согласно плану (21.11.10 г. и 18.04.11 г.),в школьном коридоре оформлен «Уголок безопасности», оформлена папка с информационно-аналитическими материалами и нормативными актами. Работа по антитеррористической профилактике проводилась чётко в строго указанное время.
Результативность участия классов школы во внеклассной деятельности
Классными руководителями была разработана и реализуется социально-досуговая программа на 2010-2011 учебный год. Составлена программа деятельности классного руководителя на 2010-2011 учебный год. Были определены цели, задачи внеклассной деятельности.
Воспитательная работа в школе проводилась с целью поддержки учащихся на пути обретения им свободоспособности, развитие самосознания; приобщение к культурным ценностям; освоение социальной и культурной ценности.
Цель внеклассной деятельности: интеграция учащегося в общество, в различные типы социальных общностей; повышение уровня самореализации школьников, развитие их творческих, интеллектуальных, научных, художественных, технических, спортивных, коммуникативных способностей.
За 2010 – 2011 учебный год были организованы и проведены следующие внеклассные мероприятия : «День Знаний»; «Золотая осень»; «Коммаяку 90 лет»; «Внимание дети», Совет «Профилактики»; Сборы ученического актива «Содружество»; тематические классные часы, «День Учителя»; 4 ноября – День единения, «Лучшей маме на свете»; «Выборы президента школы»; День героя Отечества (16 декабря), «Новогодние утренники»; «Итоговые линейки»; «Акция Зимние каникулы», Совет «Профилактики», Встреча выпускников, 8 Марта, 23 февраля, Последний звонок, Выпускной вечер.
Каждое мероприятия подвергалось анализу и обсуждению, как на совещании педагогов, так и на сборе школьного актива. Где вносились предложения и замечания по поводу каждого мероприятия.
Работа с классными руководителями:
Методическая работа с классными руководителями строится по следующим параметрам:
Все классные руководители с 1 по 11 класс обеспечены основными нормативно – методическими рекомендациями, которые входят в «Папку классного руководителя школы».
Ежемесячно проводились совещания и собеседования заместителя директора по воспитательной работе школы с классными руководителями по организации, реализации различных мероприятий, методической деятельности классного руководителя и др.
Работа социально – психологической службы.
В МОУ СОШ № 7 п. Коммаяк соц.педагогом Олейниковой Л.И. и психологом Гуськовой М.В. регулярно ведется работа социально – психологической службы. В течение года ними проводилась работа по следующим направлениям:
1. «Дети улиц»;
2.Проведение акции «Защита»;
3. Посещение семей находящихся в социально – опасном положении (еженедельно);
4. Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса;
5.Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6.Проведение заседаний Совета профилактики (ежемесячно);
7.Проведены психологические исследования:
«Уровень готовности к школьному обучению» в 1-х классах;
«Уровень психического развития» в интегрированных классах;
«Уровень учебной мотивации и адаптации» уч-ся с 1 по 4 классы;
«Уровень мотивации старших школьников» уч-ся 10-х классов;
Индивидуальная психодиагностика по запросам родителей и педагогов;
Анкетирование, опросы в рамках проводимых акций.
8.Оказание психологической помощи ребенку, разобраться в вопросах самовоспитания и взаимоотношений с родителями, с учителями, со сверстниками;
9. Реализация программ: «Взаимодействие МОУ и семьи».
«Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».
«Программа педагогической поддержки одаренных детей».
«Программа профилактики табакокурения среди подростков».
«Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
«Программа формирование здорового образа жизни учащихся».
«Программа профилактики суицидального поведения подростков»
«Программа профессионального самоопределения учащихся».
«Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся во время итоговой аттестации».
По результатам работы были сделаны следующие выводы, что:
работа социально – психологических служб позволяет отследить социальную ситуацию развития в школе, выявить основные проблемы и определить причины их возникновения, пути и средства их разрешения;
оказывает помощь детям в определении своих возможностей, способностей, исходя из склонностей, интересов, состояния здоровья.
содействует педагогическим работникам, родителям в воспитании и обучении детей.
Работа школьного библиотекаря
Одной из задач работы является разработка библиотечных технологий и методики совместной деятельности педагогического коллектива и библиотекаря по развитию интересов и творческого развития учащихся. Реализация данной задачи началась с ряда воспитательных мероприятий:
Организованы:
1) Книжные выставки по различным тематикам.
2) Литературные игры.
3) Библиотечные уроки.
Хочется отметить положительную и эффективную работу школьного библиотекаря Мищенко Е.Г. Ею, в соответствии с планом работы библиотекаря школы, были проведены все заявленные мероприятия. В декабре 2010 г. на базе нашей школы, согласно плану ОО АКМР, проводился семинар библиотекарей. Анализ данных мероприятий показал высокую эффективность.
Работа школьного методического объединения классных руководителей за 2010-2011 учебный год.
В состав школьного методического объединения классных руководителей нашей школы входят девять педагогов 5–11-х классов. Все педагоги с высшим образованием. Шесть из них имеют первую квалификационную категорию, трое – высшую. Стаж работы в качестве классного руководителя многих из них составляет более двадцати пяти лет. В большинстве своем они принимают активное участие в работе методического объединения: выступают с сообщениями, делятся опытом практической работы, проводят открытые классные часы, осуществляют самооценку и оценку работы коллег.
Главными задачами деятельности методического объединения классных руководителей являются следующие:
совершенствование профессионального мастерства педагогов-воспитателей;
освоение современных концепций и педагогических технологий;
обобщение и распространение лучшего опыта воспитательной работы;
поощрение стремления классных руководителей к повышению профессионального мастерства путем самообразования.
В качестве основных форм работы для реализации данных задач определены тематические заседания методического объединения; участие в работе педсовета и совещаниях при директоре; рабочие совещания; районные семинары воспитателей и классных руководителей на базе Коммаякской школы, открытые воспитательные мероприятия; отчеты о работе; собеседование, знакомство с новинками методической литературы и другие.
Углублению знаний классных руководителей о методах воспитательной работы, совершенствованию их педагогического мастерства, распространению положительного опыта и созданию нового опыта по воспитанию учащихся способствует также работа по самообразованию, взаимопомощь, а также коллективные творческие дела в классах и в школе. Среди наиболее значимых коллективных творческих дел в 2010–2011 учебном году необходимо отметить работу по проведению мероприятий, посвящённых 66-й годовщине со дня Великой Победы. В 6-8 классах были проведены совместные открытые классные часы на темы: «Праздник со слезами на глазах», «Хатынь», «Ваш подвиг бессмертен в веках». Неповторимость и эмоциональность мероприятиям придало использование компьютерных презентаций, а также непосредственное участие детей в мероприятии. Большую работу по подготовке и проведению данного коллективного творческого дела проделали: Шилова А.Г. - классный руководитель 5-го класса; Сорокина Е. А - классный руководитель 7-го А класса, Галуцкая В.М. - классный руководитель 10 класса.
В течение года МО классных руководителей работало над проблемой внедрения в воспитательный процесс здоровьесберегающих технологий, создания единой системы функционирования классных руководителей с родителями, изучали пути взаимодействия школы и семьи.
Банк данных о кадровом составе:
Ф. И. О классного руководителя | Тема по самообразованию | Класс |
||
Шилова Александра Георгиевн | ||||
Твердохлебова Татьяна Владимировна | «Воспитание в детях доброго отношения к родителям» | |||
Сорокина Елена Александровна | ||||
Гуськова Марина Васильевна | «Организация работы с «трудными детьми» | |||
Палагина Таиса Ивановна | ||||
Дьяченко Евдокия Васильевна | «Воспитание как поддержка в жизненном и профессиональном самоопределении школьников» | |||
Цыбулькина Ирина Ивановна | «Технология создания ситуации успеха для ученика» | |||
Галуцкая Вера Михайловна | «Формирование у учащихся ценностного отношения к себе и другим» | |||
Рыжих Наталья Васильевна |
1. Количество классных руководителей:
Классные руководители работали по следующим направлениям:
Осуществление всеобуча;
организация классного коллектива;
организация общественно-полезного труда и внешкольные мероприятия;
идейно-нравственное воспитание;
помощь в учебе;
работа с родителями.
У каждого классного руководителя свой методический день. Он предназначен для углубления знаний по предмету и повышения своего профессионального уровня. Методическая работа проходила в форме заседаний методического объединения, состоящих из 2-х частей – теоретической и практической.
В период 2010-2011 уч. год прошли следующие заседания МО классных руководителей:
Сентябрь : 1) Корректировка и утверждение плана воспитательной работы школы,
методического объединения классных руководителей на 2010-2011
учебный год.
2) Планирование работы классного руководителя
Ноябрь : 1) “Классный час и его значение” (рекомендации)
Из федерального компонента базисного учебного плана . В начальных классах вводится учебный предмет Иностранный язык (по 2 часа...
Проект ingsat
Документ... знаний в распределенных ... коррекция нарушений липидного обмена с целью ... Учебное пособие по политологии. Для учащихся школ с углубленным изучением ... на 2006 год. М., 2005. 52 с.doc Программа и планы семинарских занятий по ... обучению школьным предметам . М., ...
План работы на 2012 – 2013 учебный год школы
ДокументДопустимого. Школьный компонент был распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на занятия по выбору учащихся с целью углубления и коррекции знаний учащихся . Образовательная программа школы и учебный
Организация профилактической работы в школе
Мурзина М.Н.,заместитель директора
По воспитательной работе МОУ «Средняя
Общеобразовательная татарско-русская
Школа №66» Московского района г.Казани
В настоящее время в России наиболее остро стоит проблема злоупотребления среди подростков алкоголем, табаком, наркотическими и токсическими веществами. В нашей школе профилактическая работа по злоупотреблению ПАВ ведется по трем основным направлениям:
Реализация профилактических антинаркотических программ;
Организация условий для развития навыков здорового образа жизни;
Индивидуальная работа с семьями и учащимися, требующими особого внимания.
В рамках реализации целевой программы профилактики наркотизации населения в Республике Татарстан на 2011 – 2015 годы работа проводится активная профилактическая работа по следующим программам: «Корабль», «Все цвета, кроме черного», «Здоровье и развитие школьников», «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе 1-11 классы», «Основы лидерства» и «Поддержка». Куратор по профилактике наркомании Г.Н.Хуснутдинова, являясь одновременно классным руководителем 8 А класса проводит работу с родителями по программе «Путь к успеху». Школьным психологом организуются занятия с волонтерами по программе «Основы лидерства» и обеспечивается методическая консультация для куратора по профилактике наркомании, классных руководителей учащихся и их родителей.
В школе пятый год работает кабинет по профилактике злоупотребления ПАВ, который располагается в отдельном кабинете. В 2007 году кабинет награжден грамотой Управления образования за победу в городском смотре кабинетов первичной профилактики ПАВ в номинации «Творческий подход в организации и проведении профилактической работы среди детей и подростков в учреждениях образования». В кабинете представлен богатый методический материал в виде книг, буклетов, методичек, плакатов, DVD и аудио – дисков. Здесь проводятся занятия с психологом, заседания Совета старшеклассников, штаба отряда профилактики «Школьный дозор», родительского комитета и МО классных руководителей. Кабинет используется также для проведения внеклассных мероприятий, связанных с профилактикой ПАВ и родительских собраний.
Для формирования устойчивых основ здорового образа жизни, положительных жизненных навыков и отрицательного отношения к употреблению ПАВ среди детей, подростков и молодежи в школе используются разнообразные формы работы. П режде всего, это ежедневные физкультминутки до начала занятий. В каждом классе выбраны члены спортивной комиссии, которые разрабатывают комплекс упражнений для класса вместе с учителем физической культуры и проводят сами физкультминутки. Традиционно в феврале в школе проводятся занятия Школы Здорового образа жизни. Ее сотрудники, через лекции и психологические тренинги, помогают формированию у детей позитивных жизненных навыков, позволяющих учащимся сопротивляться негативным явлениям. Ежегодно в ноябре проводится школьная научно-практическая конференция «Первые шаги», где работает секция «Экология и здоровье школьника». В газете «Школьный меридиан» есть рубрика «Пятилетка здоровья», отражающая ЗОЖ наших учеников, родителей и педагогов. Традиционно проводится конкурс фотографий «Мы за здоровый образ жизни!», лучшие фотографии размещаются в фойе школы и на школьном сайте. Учащиеся, посещающие школьный драмкружок, ежегодно принимают участие в районном конкурсе агитбригад «Анти-СПИД» и театров здоровья.
В рамках месячников по профилактике наркомании в ноябре и марте организуются родительские собрания, классные часы, тренинги, просмотр и обсуждение видеофильмов, игровые программы, акции, спортивные соревнования и турниры. Учащиеся готовят компьютерные презентации на тему: «Самый здоровый класс», плакаты "Мы за здоровый образ жизни", рисунки «Мир моих увлечений». В декабре традиционно проходит акция «Количество свечек зависит от тебя», в ходе которой выступает агитбригада старшеклассников. С 2010-2011 уч.года проводятся Интернет - уроки «Имею право знать». Учащиеся и их родители ознакомлены с адресами сайтов Федеральной службы РФ и РТ по контролю за оборотом наркотиков, а так же со специальным разделом на официальном сайте Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков и иными Интернет-ресурсами антинаркотической направленности.
На школьном сайте в электронном правительстве есть страничка по профилактике злоупотребления ПАВ, где выставлены планы, программы, фотографии и разработки некоторых мероприятий.
В школе проводится большая работа по профилактике законопослушного поведения учащихся с привлечением специалистов различных учреждений системы профилактики. С 2010-2011 учебного года школа сотрудничает с ТИН-клиник, клиникой, дружественной к молодежи, которая находится в микрорайоне Жилплощадка. Медицинские работники клиники оказывают подросткам и молодежи психологическую и медицинскую помощь, приходят в школу с лекциями. В 2011 году были организованы лекции с участием представителей «Always» и «Gillette». Старшеклассники по графику посещают видеолекторий в республиканском центре медицинской профилактики. В течение 2010-2011 учебного года на базе школы проводились занятия старшеклассников с координатором проекта «Неприкосновенный запас – дети Отечества» по Республике Татарстан Сибгатуллиной Венерой Шарифовной. Сегодня эти занятия проводятся в ДК «Юность».
В школе организована работа кружков и спортивных секций. В текущем учебном году общий охват допобразованием составляет 65,56% от общего числа учащихся школы. Школьный Совет по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди учащихся координирует деятельность педагогического коллектива и отслеживает результативность профилактической работы. На заседаниях, которые проходят не реже одного раза в месяц, своевременно выносятся текущие вопросы, принимаются решения об организации психолого-педагогической помощи семьям и детям.
В школе имеется план совместной работы с комиссией ПДН по выполнению районной программы «Подросток», на основании которого проводится постоянный учет детей, требующих повышенного педагогического внимания, организуются различные формы работы с ними. Ежегодно учащиеся 14-15-летнего возраста участвуют в профилактическом медицинском осмотре. Отказавшихся от осмотра не бывает.
Особое внимание в воспитательной работе школы уделяется физическому воспитанию учащихся. Уроки физической культуры проводятся на спортивной площадке, в спортзалах школы и на ледовой арене СК «Форвард». Учащиеся 1-2-х классов занимаются в спортивной секции по теннису в ДЮСШ «Смена». В течение 2010-2011 учебного года классные руководители по графику проводили «Олимпийские уроки».
За сотрудничество и поддержку детской инициативы по реализации PR – проекта «Апплодисменты» по профилактике наркомании и формированию здорового образа жизни детей и подростков, школа получила благодарственное письмо Управления образования г.Казани. В этом же году была разработана и введена в действие программа по профилактике суицидального поведения учащихся «Перекресток».
Профилактическую работу с правонарушениями в школе помогает вести правоохранительный отряд «Школьный дозор». Члены отряда активные помощники в организации различных мероприятий, дискотек, патрулей по внешнему виду и Парада мальчишей.
Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины - на своем первом рабочем месте. Известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними.