Шри Шри Рави Шанкар прилетел в Иркутск из Казани. Визиту в столицу Татарстана предшествовала поездка в Петербург, а затем в Москву и Туапсе, организованная в рамках празднования Недели йоги в России. Программа пребывания в областном центре была расписана по минутам. Вечером в день прилёта в переполненном Дворце спорта «Труд» состоялась двухчасовая встреча с почитателями его таланта, которые съехались в Иркутск со всей Сибири и Дальнего Востока. На следующий день он пообщался с журналистами, после чего провёл для полутора тысяч желающих практическое занятие по йоге. И после обеда отправился на Байкал. По дороге в Листвянку живо интересовался происхождением заливов вдоль Ангарского водохранилища. А затем достал свой iPad (как оказалось, Рави Шанкару отлично удаётся совмещать аскетизм древних знаний и высокие технологии) и задремал под звуки ситар. После короткой паузы он рассказал, сколько лет ждал этой встречи с Иркутском.

– Прошло уже около 20 лет с тех пор, как первый инструктор «Искусства жизни» приехал сюда, в Сибирь, а затем многие сибиряки съездили в Индию. Всё это время я постоянно обещал, что приеду, приеду… Три раза добирался уже очень близко: был в Монголии. В последний раз приезжал в Монголию, чтобы получить почётную награду от монгольского правительства, и мне снова очень хотелось попасть на Байкал. Но в тот раз не получилось, а сейчас – да, так что это очень долгожданный визит. И пока я здесь, мне бы хотелось рассмотреть, как некоммерческие неправительственные организации, такие как «Искусство жизни», могут помочь росту благосостояния вашего общества и сделать его жизнь более насыщенной.

– Вы много путешествуете: на вашем официальном сайте сказано, что ежегодно вы посещаете около 45 стран. Есть места, где вы ещё не успели побывать?

– Пожалуй, не был только в ряде стран Африки и Южной Америки. При этом я много времени провожу в Европе, США, Канаде, на Ближнем Востоке и странах Центральной и Юго-Восточной Азии.

– А какие ваши впечатления от России?

– Отличные! Вы знаете, Россия такая большая, широкая страна. Меня тепло принимают во всех городах – куда бы я ни приехал, чувствую себя как дома. По моему мнению, общения между Россией и Индией должно быть больше. Наши страны очень близки. Во всём мире через всех людей тянется одна ниточка: это человечность, доброта, сострадание и чувство принадлежности. С другой стороны, всегда есть что сделать для общества. Люди постоянно испытывают беспокойство, напряжение, стресс, справиться с которыми помогают древние техники йоги.

– Как много последователей вашей программы в России?

– По моим данным, уже больше 100 тысяч человек прошли курсы «Искусства жизни» в России. Но ещё гораздо больше читали мои книги, слушали лекции и публичные выступления. Их примерно в пять-шесть раз больше, чем тех, кто прошёл курсы. Недавно я записал аудиокурс на русском. Так что вы даже сможете оценить моё произношение.

– На ваш взгляд, популярность йоги в нашей стране растёт?

– Йога уже и так достаточно популярна в России. Хотя в самом начале было много предрассудков. Молодым это нравилось, а люди старшего поколения сложно воспринимали новое знание. Я говорю в данном случае про йогу 20 лет назад, когда мы только начинали программу «Искусство жизни» в России и в мире. Сегодня предрассудков становится меньше.

– Существуют разные направления йоги. Это значит, что они также требуют разного подхода?

– Какую бы йогу вы ни практиковали, она должна выполняться просто и естественно. Не нужно доставлять своему телу неудобства. Будьте естественными и простыми. При занятиях хатха-йогой необходимо соблюдать меры предосторожности.

– А какую йогу практикуют в «Искусстве жизни»?

– Все виды йоги вместе образуют «Искусство жизни». Здесь есть хатха-йога, бхакти-йога, карма-йога, дхьяна-йога, раджа-йога.

Часто йогу понимают неверно. Йога вовсе не означает, что нужно запереться в комнате и практиковать асаны. Многие считают, что на занятиях йогой изучаются только асаны. Эти асаны очищают и укрепляют тело и излечивают болезни. Да, это так, но йога не ограничивается только этим. Основой йоги является сознание, способность удивляться. В сознание, наполненное удивлением, возвращается невинность.

Посмотрите на заходящее солнце или восходящую луну, на небо и звёзды – всё в природе наполнено удивлением. Наше тело – это такое чудо! Присмотритесь, как оно устроено и как функционирует. Вы будете очень удивлены. Необходимо взглянуть свежим взглядом на всё разнообразие окружающего нас мира, на различные предметы, животных, людей, насекомых, и увидеть всё это глазами, полными удивления. Наблюдайте за умом и удивляйтесь, тогда вы почувствуете счастье. В этот самый момент вы начинаете тонуть в своём собственном блаженстве. Ум может прийти к йоге через одно только удивление.

Человек из списка

По версии журнала Forbes India, Рави Шанкар входит в семёрку самых влиятельных людей в Индии. Впрочем, как ему удалось этого добиться, он не рассказывает, равно как и не считает это своим достижением. Про себя говорит: «В моей жизни не существует понятий «работа» и «отдых». Они для меня неразделимы. Я отдыхаю в общении с окружающими меня людьми и в созерцании окружающей меня природы».

После Иркутска гуру отправился в Монголию. Но обещал вернуться

– Вы являетесь инициатором и главным идеологом семинара «Этика в бизнесе», который ежегодно проходит в Европарламенте. Но насколько, на ваш взгляд, в современном мире возможно совмещать этику и бизнес? И что именно может дать ваша программа бизнесменам, руководителям крупных предприятий?

– Прежде всего, она даёт спокойствие ума. Сейчас весь крупный бизнес, мягко говоря, немного потрясён. Есть неопределённость, неуверенность в будущем. Но это поменяется. Большинство бизнесменов ощущают стресс. Наша программа освобождает их от этого стресса и возрождает утраченный командный дух. Сегодня очень важно вернуть доверие людей к бизнесу.

И ещё один принципиальный момент: очень легко думать о быстром росте, но без устойчивого развития быстро наступит спад. Это именно то, что теперь происходит во всём мире. Людям хотелось лёгкой прибыли, но в результате получился крах экономики. Поэтому нужно думать прежде всего об устойчивом развитии в бизнесе, а без применения этических норм это невозможно. Бизнес в соответствии с этическими принципами означает заботу о своих работниках. Не только выдавать им зарплату, но и смотреть, счастливы ли они, всё ли у них нормально, получается ли у них командная работа. Это очень важно. Команда единомышленников может вывести бизнес из любого кризиса.

– Могут ли ваши знания помочь избавиться от каких-то практических проблем – наркомании, алкоголизма?

– Да, и эти программы уже помогали. В Индии, в ряде африканских стран, в Марокко, даже в Дании, в такой развитой стране, у нас есть программа для заключённых, которая оказалась очень успешной. В Калькутте у нас работает реабилитационный центр для наркоманов. А в штате Пенджаб, в Индии, люди избавляются от алкоголизма. Эту программу мы осуществляем совместно с Всеиндийским научным институтом.

– Среди посетителей вашей лекции в Иркутске было довольно много молодых людей. У вас есть какие-то особенные методы работы с молодёжью?

– Да, сегодня две третьих наших участников – это молодёжь. Мне кажется, молодые люди избегают той духовности, которая для них слишком серьёзна и не отвечает их повседневным задачам. Думаю, наша программа помогает нам вдохновить их, чтобы посмотреть на жизнь с более широкой точки зрения, побороть стресс и страхи. Ведь что такое стресс? Это когда ум очень узко направлен, когда у него не хватает широкого видения перспективы жизни. Именно поэтому очень важно расширить горизонты ощущения себя и своей жизни, а для этого порой надо сначала просто расслабиться.

– Каким вам видится будущее мира?

– Сейчас быстрыми темпами развивается потребительство. Мы потребляем больше, чем планета может дать. Поэтому нужно заботиться об окружающей среде. Но подобно тому, как мы загрязняем землю и воду, мы загрязняем тонкую среду чувств и эмоций. Человек не управляет своим умом, он жертва общего напряжения в своей среде. Мы загрязняем мир через отрицательные эмоции. Я думаю, что в будущем введут правило, согласно которому любой, кто находится в депрессии, будет оштрафован!

Нужно обратить особое внимание на умственное, психическое здоровье людей. Надо возродить гордость ненасилия. Это самое срочное, что нужно сделать, иначе мы разрушим сами себя и планету. Когда я ходил в школу, гордость ассоциировалась с простотой и невозмутимостью. Когда вы невозмутимы, вы улыбаетесь и сострадаете. Сострадательный человек считался героем. Сегодня, к сожалению, гордость начала ассоциироваться с агрессией и насилием. Современные герои очень агрессивные. Поэтому, если студент колледжа проявляет себя как крутой парень и понукает всеми, то он становится героем, образцом для подражания. Эта перемена в образцах для подражания является проблемой по всему миру.

– Какой ваш рецепт победы над насилием?

– Если в своём уме вы чувствуете жестокость по отношению к человеку, совершившему дурной поступок, тогда вы не сильно отличаетесь от этого человека. Именно поэтому существует прощение. Прощение заслоняет и защищает ваш ум, ваш дух от того, чтобы ответить насилием на насилие. Лучше прощения только сострадание. Прощение приходит от недостатка понимания, вы не понимаете, что этот человек чувствует глубоко внутри себя. Но когда мы понимаем, что все ошибки вызваны недостатком осознанности, тогда мы чувствуем сострадание к другим людям. Каждый человек чист, но некоторые упали в грязь. Каждое человеческое существо подобно бриллианту. Тот факт, что бриллиант находится в грязи, не делает его грязью. Вы просто должны подобрать его и вымыть. И он снова засияет.

– Но как можно любить людей, которые совершают ужасные вещи?

– Не любите их. Просто примите их. Сначала примите, а потом посмотрите на них не как на преступников, а как на жертв. Внутри каждого преступника находится жертва, взывающая о помощи. Они поступали плохо в результате стечения обстоятельств. Если бы у них была мудрость, то они бы этого не делали.

На одном дыхании

Сам гуру производит впечатление абсолютно счастливого человека. Его личная формула счастья укладывается в три простых принципа: правильное дыхание, медитация и ежедневный прилежный труд. «Задумайтесь, мы всегда сомневаемся в чём-то хорошем. Действительно ли я счастлив? Любим? Но при этом мы никогда не сомневаемся в плохом: никто ведь не спрашивает себя, реальная ли это проблема или действительно ли у меня депрессия. Чтобы стать счастливее, людям просто чаще нужно сомневаться в плохом и верить в лучшее», – считает гуру.

– Ваши практики основаны на дыхательных техниках. Дыхание действительно может так сильно влиять на состояние организма человека?

– Да. Что мы делаем самое первое в жизни? Вдох. А что – последнее? Выдох. Мы вдыхаем и начинаем плакать. Мы выдыхаем, и плакать начинают другие. Между этими двумя событиями умещается жизнь. При этом мы игнорируем своё дыхание: обращаем внимание на чувства, память, ум, тело, а про то, что связывает всё воедино – дыхание, – забываем. В дыхании есть ритм, и этот ритм связан с мировым ритмом, с ритмом природы, с ритмом тела, с ритмом мыслей и ритмом эмоций.

Не думайте, что больны только те, кто лежит в больнице. Болен тот, кто несчастлив, тот, кто неспокоен и неустойчив. Любой, кто не знает, как справиться с собственным умом, с собственными мыслями или бурей эмоций, в каком-то смысле болен. И здесь на помощь приходит дыхание. Ум очень абстрактен, воздействовать непосредственно на ум невозможно. Если же мы обратим внимание на дыхание, то устраним перво-причину любой проблемы, стоящей перед умом. На санскрите слово «здоровье» означает «устойчивый в своём Я». Когда ум свободен от страха, от чувства вины, когда в нём нет гнева и он сосредоточен, он может вылечить организм от любого заболевания.

Дыхательная техника, которой обучают на курсе «Искусство жизни», называется Сударшан Крия. При её выполнении все клетки тела оживают, высвобождаются токсины и негативные эмоции. Эта техника очищает вас. Во время Сударшан Крии вы погружаетесь глубоко в себя и ощущаете своё внутреннее Я. Чувствуете физическое, эмоциональное и умственное обновление, духовный подъём, становитесь более сосредоточенным и свободным.

– Что может укрепить человека в намерениях заниматься йогой?

– Вы всегда чем-то занимаетесь по какой-то причине. Обязательно помните об этой причине. И это касается любой сферы деятельности: что бы вы ни делали, делайте это без слепой веры, помня о причине.

– Какой совет вы можете дать тем, кто совершенно упал духом?

– Иногда мы чувствуем себя очень разочарованными. В такое время не принимайте никаких решений. Вы можете в дальнейшем о них пожалеть. Сначала вернитесь к самому себе.

Мы много воображаем в своём уме, независимо от того, существует это в мире или нет. 75% всех проблем в жизни – плод фантазий. Если у вас нет счастья, то это потому, что вы сами создали для себя такой мир. Беспокоясь о прошлом и воображая будущее, мы лишаем свою жизнь энтузиазма и блаженства. И тогда приходит скука. По мере того, как человек становится старше, энтузиазма в нём становится меньше. И этот процесс потери энтузиазма мы называем жизнью!

– В чём, на ваш взгляд, цель человеческой жизни?

– Это то, что каждый должен найти для себя сам. Какова цель нашей жизни? Вы можете задать этот вопрос, но не принимайте ответ от любого. Тот, кто знает, не даст ответа, а тот, кто пытается дать ответ, тот не знает. Это является критерием. Сам по себе вопрос «В чём цель жизни?» очень ценен. Он для вас много значит. Если этот вопрос возник в вашем уме, то вы можете заслуженно похлопать себя по плечу, потому что этот вопрос может убрать хитросплетения из вашего ума, вашу запутанность. Он может убрать все эти ненужные вещи и возвращать вас на путь снова и снова. Не существует единого ответа. Это путь, по которому нам нужно пройти. «Кто я? Чего я хочу? Какова цель моей жизни?». Это будет продвигать вас вперёд. Поэтому похлопайте себя по плечу: «О, мне так повезло, что этот вопрос возник в моём уме!». В чём цель жизни? Знаете, многие люди даже не думают над этим вопросом. Они просто существуют. Они едят, спят, смотрят телевизор и потом умирают.

Шри Шри Рави Шанкар родился 13 мая 1956 года на юге Индии, в Тамил-Наду. В 1982 году Шри Шри Рави Шанкар основывает фонд «Искусство жизни» (Art of Living) – некоммерческую общественную благотворительную организацию, целью которой является проведение общественно значимых проектов для человеческого развития и социальной реабилитации. Кроме того, «Искусство жизни» оказывает помощь слаборазвитым странам (строит школы, больницы, обучает молодёжь профессиям), а также помогает пострадавшим в стихийных бедствиях и социальных конфликтах.
В 1986 году президент Индии присвоил Шри Шри титул «Йога Широмани» («Величайшая драгоценность йоги») – высшую награду в йоге.
В 1992 году вместе с Далай-ламой основывает международную ассоциацию «Общечеловеческие ценности» (International Association for Human Values), основной целью которой является обучение человеческим ценностям и реализация социальных проектов.
Основанные им неправительственные гуманитарные организации действуют в 162 странах мира.

Перевод статьи профессора политологии из Индии, об опасности проникновения лидеров культов в сферу публичного обсуждения экономических и политических вопросов, которые стоят на повестке дня в Индии. Фактов мало, но сама постановка вопроса, что средний класс является целью культов и опасность ухода Индии от демократии в ультранационализм интересен. Перевожу близко по смыслу и духу.

Jyotirmaya Sharma - преподает политику в университете Хайдарабаде (Индия), ведет лекции в вузах Австрии, Швеции и Германии, и является автором книг "A Restatement of Religion: Swami Vivekananda and the Making of Hindu Nationalism" и "Cosmic Love and Human Apathy: Swami Vivekananda and the Restatement of Religion".

Сейчас необходимо ослабить влияние гуру Нью-эйджа более, чем когда-либо. В противном случае, засилье религиозных культов в правительствах станет реальностью.

В марте 2001 года я написал короткую заметку в национальной ежедневной газете, где я утверждал, что нет никакой существенной разницы между уничтожением талибами в Бамианских (Bamiyan Buddha) статуй Будды и разрушением мечети Масджид Бабри (Babri masjid) в Индии. На каждого муллу Мухаммеда Омара в Афганистане, есть соответствующий Гирирадж Кишор (Giriraj Kishore) в Индии.

Вскоре после того, как заметка была опубликована, я получил приглашение от Шри Шри Рави Шанкара (Sri Sri Ravi Shankar), через его ученика, на беседу по теме этой заметки. Мне сказали, что популярный нью-эйдж гуру был расстроен и озадачен моим сравнением уничтожения статуй Бамиан Будды и мечети Масджид Бабри.

Я познакомился с ним в Дели, и мы проговорили почти час (в течении которого Шри Шри не прекращал есть из большой миски сухофрукты, не предлагая мне присоединиться). У нас были асимметричные взгляды на перспективы и мы не смогли согласиться с друг другом. Я не смог убедить его, что рабство в исторической памяти может привести к спирали взаимных обвинений и подпитывать желание свести счеты бесконечно. Оба этих акта, современные, но они рождаются из циничной политики и стремления разделить людей, править ими на основе такого разделения.

"Богочеловек" [Шри Шри] опирался на факт, что мечеть в Айодхье была построена после разрушения индуисткого храма и это относит его к другой категории, чем с Бамианскими статуями Будды. Для меня же импульс уничтожения статуй Будды в Бамиане и мечети Бабри проросли из того же семени нетерпимости и страха перед разнообразным и сложным миром, лишь с незначительной разницей.

Правительство Индии выделило грант на 2 млрд. рупий фонду Шри Шри Рави Шанкара "Искусство жизни" для проведения "Мирового культурного форума" на берегу реки Ямуна (недалеко от Дели).

Маскировка сектантских признаков

Конечно распространение новых возрастных индуистских гуру в последние годы, позволило им прикрываться малопонятным тегом "Новый век" (New Age) для скрытия своих очевидных сектантских признаков. Им удается спрятаться за расплывчатое понятие "мировые религии", которое освобождает их от немедленной идентификации с какой-либо узкой сектантской идеологией. Их акцент на пение, танцы и "ощущать себя счастливым", и доктринальный фаст-фуд в виде демонстрации "улыбок" и "любви" подкупает к их расцветающей идеологии "Я, я, сам" ("I, me, myself") средний класс в Индии, особенно в среде молодежи.

Избегание любого серьезного обсуждения их доктрины, помогает оправдать и легитимный гедонизм, и бессмысленное потребительство. Они помогают понять мир, где чья-то вина это последствие плохой кармы, а хорошей кармой является стремление к безудержному наслаждению, в том числе неуместной жажде "духовности".

Эти новые гуру "в возрасте" предлагают индусам упрощенную, без рисков и предварительно разжеванную доктрину, которая основана на своеобразной интерпретации философской системы Адвайта-веданты (advaita Vedanta), которая стала популярной в Индии с девятнадцатого века. Это как переспелый банан, который выглядит снаружи нормальным, но внутри он липкий и мягкий. Гуру начинает бесконечно болтать о единстве Вселенной и универсальности Брахмана (Бога-Абсолюта). Добавьте к этому йогу, медитацию и аюрведу, и картина будет завершена. Последние составляющие преподносятся как часть великого вечного и непреходящего наследия сектантской версии великой индусской цивилизации, дополнительно их популярность в других местах помогает интеграции с западной современностью и концепцией прогресса (современностью).

Что еще более важно, почти все из этих новых культов и гуру "в возрасте" являются вербовочными центрами для Раштрия Сваямсевак Сангха (the Rashtriya Swayamsevak Sangh) и паривар Сангха (the Sangh parivar). Иначе говоря, RSS передал вербовку в свои ряды на аутсорсинг этим новым культам. RSS и Паривар Сангх понимают, что никакое количество изменений не поможет исправить уже сложившийся негативный имидж.

О военной славе Индии, где истинное смирение лежит в силе,

О мечте об Индии как супердержаве, которая не может прийти к экономическому росту из-за коммунистов, секуляристов, мусульман, миссионерах других религий, альтернативного образа жизни (вне каст), неортодоксальных идей, творческой литературы, поэзии и современного искусства, которые все работают на очернение Индии (которая является центром Индуизма и духовного мира) и ее величия в глазах всего мира.

***

  • "Искусство жизни" - снова гуруизм? - Доктор Ден
  • О добре и зле, любви и справедливости. На основе моего опыта общения с "Искусством жизни" - Наталия Брель
  • Индия - страна язычества, религиозной нетерпимости, чудовищных обрядов и дичайших суеверий - раздел публикаций об агрессивной сущности прошлого и современного индийского язычества, его безумных суевериях и обрядах...

***

Губительная банальность

Основатель "Искусства Жизни" (Art of Living Foundation) Шри Шри Рави Шанкара обращается к предпринимателям на "Happening Haryana Global Investors Summit 2016" в Гургаоне

Не менее опасными являются банальности от культа, которые они предлагают изо дня в день. Наиболее популярные среди них: "тот же бог во всех нас" и "та же сущность пронизывает нас всех". С помощью них, они преуменьшают значимость других религий и их последователей до ничтожности и уничтожая их какую-либо культурную самобытность (самоидентификацию) не смотря на их значимость для людей, прикрываясь снисходительностью к этим конфессиям. Новые гуру "в возрсате" так управляют своими движениями, чтобы внушить своим последователям, что эта культовая доктрина является сутью индуизма, который очень толерантен, как и эта доктрина.

Противостоять этим пагубным учениям может политика ориентированная на демократию, либерализм с плюрализмом по своей сути и духу. Подлинная демократия является величайшим врагом этих регрессивных движений. Политики в последние годы искажают общественную сферу, давая публично выступать по общеполитическим вопросам различным "богочеловекам", которые напрямую относятся к работе политиков.

Причины подобных действий необходимо обсуждать в публичных дискуссиях, для понимания является ли это частной инициативой или политической, для избегания повторения подобных действий. Ни Шанкарачарья (Shankaracharya), ни новые гуру "в возрасте" не имеют никакого права вмешиваться в политические вопросы. Они не имеют легитимности, ни полномочий. Они не являются частью официального политического дискурса и должны быть отстранены от общественной жизни. Конечно, "боголюди" тоже являются гражданами этой страны, но они больше не являются единственными представителями своих вероисповеданий. Это как просить индуисткого националиста гуру Канчи Ачарью (Kanchi Acharya) вести переговоры об урегулировании спора о мечете Бабри-Рам, что явно несправедливо по отношению к тем индуистам, которые не смотрят на него, как на своего духовного лидера.

Новые гуру "в возрасте" представляют еще меньшее (но активное) количество людей, которые устроились в своих красивых анклавах, которые имеют мало общего с остальной частью Индии. Необходимо непосредственно сейчас, чем когда-либо, уменьшить культовое влияние. В противном случае, будет повторение конфликта как в Гуджарате в другом месте и "Засилье религиозных культов в правительстве" станет нынешней реальностью.

Существует много проблем в Индии, где "боголюди" реально могут помочь. Большинство из них делают это, но ограничивают эту помощь индоктринпцией будущих поколений молодых мужчин и женщин, чтобы сделать их менее гражданами Индии и больше индуистами, мусульманами или христианами. У них нет никакого "искусства жизни", но есть ошеломляющее множество возможностей, которые мы могли бы реализовать. Самый обычный индус инстинктивно понимает это до тех пор, пока он не становится жертвой распри идеологий или ограничительных идеологий культов. Одним из этих многих способов реализации и хорошей жизни заключается в том, чтобы наслаждаться шумом и хаосом демократии, что является для некоторых из нас более духовным и священным, чем священный текст, вера в "богочеловека", или идея паломничества.

В этой работе я хотел бы рассмотреть одну из сектантских групп, действующих за рубежом, и, с недавнего времени, в нашей стране. Это "Искусство жизни". К сожалению, имеется не так много информации о ней, поскольку любой пришедший на курс дает подписку о неразглашении (из анкеты при прохождении курсов: "Я согласен не рассказывать содержание программы и не обучать полученным на курсе техникам других людей, предварительно не пройдя курс для инструкторов" ). Однако кое-какие выводы сделать все-таки можно.

***

"Я преклоняюсь перед Вселенским Учителем, который есть Абсолютная Истина, Чистое Сознание и Блаженство, Который вне всяких различий, Который всегда обладает Полнотой, без атрибутов, Без формы, Который всепроникающь и всегда сцентрирован в Себе" (О гуру из материалов "Искусства жизни").

***

Основатель секты - "Его Божественная милость" Шри Шри Рави Шанкар. Интересно, что даже инструкторы, люди, проработавшие в "Искусство жизни" не один год, не знают его подробной биографии. Эта информация закрыта для всех, во всяком случае, российских, отделений. Существует так называемая официальная биография. Она содержит типичный для жизнеописаний неогуру набор штампов и сводится к следующему: Рави Шанкар родился в Бангалоре (Индия) и с самого рождения был необыкновенным ребенком. Он пребывал в глубоких медитациях, будучи еще совсем маленьким, в четыре года наизусть цитировал "Бхагавадгиту" и к 17 годам изучил не только духовную мудрость индийской религии и философии, но и получил классическое европейское образование, развернув также широкую благотворительную деятельность. В 1982 году он, выйдя из 10-дневного молчания, предложил человечеству "чудесный подарок" - сударшен крию (дыхательную практику), которая быстро завоевала широкое признание. Сударшен крия, по мнению последователей "Искусство жизни", является плодом не человеческого творчества, а Божественного откровения . В 1982 году он основал "Искусство жизни", "для того, чтобы дать людям возможность духовного и физического здоровья, самосовершенствования и расширения осознанности". Утверждается, что методы "Искусство жизни" удивительно просты и всеобъемлющи. Существует несколько этапов:

1. Базовый курс

Курс рассчитан на 18 часов и включает в себя основы учения группы, ряд физических упражнений на основе асан йоги, сударшен крию, групповое пение мантр, общие медитации. Основа курса - сударшен крия - дыхание в определенных ритмах (основанное на идее существования в мире и в человеке неких универсальных ритмов и необходимости достижения гармонии с ними). Практически это выглядит как групповое дыхание в следующем порядке: 4-5 кругов по 25-40 вдохов-выдохов, затем - несколько обычных вдохов-выдохов и быстрое дыхание до 150-200 вдохов-выдохов в минуту под ритм, задаваемый аудиозаписью голоса самого гуру. Впоследствии необходимо ежедневно совершать сударшен крию в домашних условиях (по всей видимости, также под запись). Далее всех прошедших базовый курс, стараются привлечь к еженедельным сатсангам - общим сборам группы, во время которых медитируют, прослушивают лекции гуру, распределяют обязанности, назначают ответственные за ту или иную работу. Стараются также организовать домашние сатсанги в другие дни. Сатсанг - не только сбор единомышленников, но и мистическая церемония, регулярно участвовать в которой крайне необходимо для адепта. Из рекламной листовки для прошедших базовый курс: "А самое главное это то, что домашний Сатсанг таинственным образом "очищает и облагораживает" атмосферу Вашего дома, заряжая её любовью радостью и успокоением!" .

2. Курс Сахадж Самадхи (то есть "быстрого просветления")

Второй этап пути адепта. На этом курсе, дополнительно к уже совершающейся практике, присовокупляется поклонение гуру, дается индивидуальная мантра и несколько более соответствующие действительности сведения об учении ИЖ.

3. Продолженный курс

Настоятельно рекомендуется проходить его не менее 1-2 раз в год. Курс проводится в основном в ашрамах ИЖ (в России пока 1 ашрам в п. Выдрино на Байкале). Включает в себя религиозные обряды поклонения гуру, практику молчания, углубленные медитации и сударшен крию.

4. Курс для инструкторов

Какой либо более или менее полной информации нет (инструкторам запрещается разглашение подробностей). Возможно, что на курсе проводится инициация самим гуру (с выездом адепта и проживанием в Бангалоре). Изучаются методы проведения семинаров, курсов, совершаются религиозные церемонии в духе индуизма.

5. Специализированные курсы

Это курс Art Excel для детей дошкольного возраста, включающий в себя и медитации и занятия сударшен крией (специальной "детской крией"). Курсы для больных СПИДом и другими заболеваниями, для заключенных и т.п. По сути, и методикам они не отличаются от базового курса.

Рекламная и маркетинговая позиция ИЖ строится на отрицании всякой религиозной природы своего учения или практики. "Человек любой конфессии, так же как и атеист в результате курса становится более осознающим, идет к корням того, что делает..." (3, с. 18). Методы ИЖ выдаются за абсолютно научные, их будто бы изучают в ряде университетов на западе, например, в Германии (правда, точного места, где проводятся исследования, вы в материалах не найдете). Регулярные занятия (каждый день + 1-2 раза в неделю в группе) сударшен крией, йогой и медитацией по методам ИЖ должны, согласно рекламе ИЖ, привести к очистке организма от ядов и токсинов, психики - от накопившихся стрессов и "расширить осознанность".

Вообще, нельзя не обратить внимания на удивительное (и, возможно, не случайное) сходство PR-позиции, учения, практики, внутренней структуры ИЖ и "Трансцендентальной медитации" (ТМ) (даже во время занятий в ИЖ вместо мантры, данной инструктором, вы можете использовать мантру ТМ) и "Братства Ананда" ("Крия-йоги"). И там и тут вам скажут, что это благотворительная общественная организация, использующая научно подтвержденные методы, преследующая общечеловеческие цели и т.п. "..."Искусство жизни" не выделяет ни одну религию или религиозную практику, но мы относимся с почитанием ко всему и руководствуемся теми истинами, которые лежат в сердце любой религии" . "Все религии подобны кожуре банана. Духовность - это сам плод. А люди выбросили плод и держатся за кожуру" . "На самом глубинном уровне все религии происходят из одного источника" .

Адептам преподносится знакомая ньюэйджерская идея, что каждая религия оттеняла актуальный для своего времени аспект Божественной природы, например, Ветхий Завет - Судия, Новый Завет - Отец, ислам - милосердие Божие, индуизм - Божественную красоту и т.д. Как и идея, что религии, актуальные для своего времени, теперь эту актуальность утратили и не подходят для современного человека. Актуальным для него является религиозный синкретизм. "Люди отождествляют себя с религией - "Я принадлежу к этой религии... Это ограниченность ума... Вся мудрость этого мира, все знания... Принадлежат вам..." .

Все это только кожура, когда-то бывшая пригодной для достижения состояния духовности. Теперь имеются куда более эффективные методики для достижения духовности, и, конечно, одна из самых "эффективных" - это методика "Искусство жизни". Здесь нужно отметить тотальную информационную закрытость "Искусство жизни": не практикуя, вы можете получить доступ только к самой общей, рекламной (и во многом искажающей действительное положение вещей) информации. Так, например, даже список информационной рассылки с материалами "Искусство жизни" вы можете получить, лишь пройдя базовый курс . Это делает изучение учения и практики "Искусство жизни" довольно сложным и вынуждает опираться лишь на обрывочные, косвенные сведения, доступные из литературы (в основном, брошюр Шри Шри Рави Шанкара) и почерпнутые из бесед с членами "Искусство жизни". Хотя утверждения о безрелигиозности учения и практики группы дезавуировать все-таки можно.

Религиозный характер учения "Искусство жизни" подтверждается следующим:

1. Наличие концепции Бога

В учении "Искусство жизни" имеется однозначное и не позволяющее никаких двойственных толкований понятие о Боге, в основном соответствующее идеям неоведанты и непримиримо противоречащее представлениям всех основных монотеистических религий. "Бог - это все существование. Бог - это сам смотрящий. Тот, кто смотрит - это и есть Бог. Бога вы можете найти в самой сердцевине себя" . "Осознайте, что Бог - это все пропитывающее сознание, то единственное, что существует, и ничего кроме него. ... Это пространство, в котором все существует, в котором все расцветает, вырастает и умирает, будет основной субстанцией этого творения - пусть это будет вашим пониманием Бога" . "По Вашей истинной природе, Вы - Бог. Когда вы невинны, когда вы сама покорность, вы - Бог" .

2. Вытекающая из теологии монизма идея отсутствия индивидуальной личности человека

"Самопознание состоит в том, чтобы воспринимать каждого, как тряпичную куклу… Никто не обладает какой-то фиксированной индивидуальностью…" . "Итак, истинная близость - это понимание, что другого лица не существует…" .

3. Учение о предсуществовании и переселении душ

"Вы существовали до Библии. Вы существовали до Вед. Вы из-за пределов пространства... Вы попали... В это маленькое тело, в маленькую семью. В определенную ситуацию. Вы играете в некую игру..." . Мы все встречались раньше. И в будущем мы тоже будем встречаться. Вы можете делать вид, будто вы не помните..." .

4. Учение о существовании мира, как результате Божественной игры (лилы)

На вопрос Божественном промысле: "...Он просто играет, нажимая на все ваши кнопки..." . "..Он говорит: не воспринимайте ничего всерьез, все это - игра. Все это подобно сну" . "Сделайте всю свою жизнь игрой. В ней нет ни назначения, ни цели - ничего нет" .

5. Учение о спасении как избавлении от кармы

"Любовь может уничтожить всю карму. И второе - дыхание. Работа дыхания уничтожит карму. Третье - это медитация. Это может уничтожить карму. Четвертое - служение. Любой вид служения..." . "Милосердие и знание могут избавить от кармической зависимости. А иначе ей нет конца. Хорошие кармы будут порождать хорошие кармы, плохие кармы будут порождать плохие..." .

6. Религиозная практика "Искусство жизни"

Совершение пуджи. Если во время прохождения базового курса вы с этим не столкнетесь (на базовом курса пуджа совершается не везде, если говорить о Российских отделениях "Искусство жизни"), то на втором этапе после базового курса (семинары по Сахадж Самадхи) вам придется совершить поклонение гуру Шри Шри Рави Шанкару. Это - традиционная индийская религиозная церемония.Здесь все также очень напоминает процедуру инициации в ТМ. Вас попросят принести определенный набор продуктов (фрукты, цветы, зерна). Ваше приношение предлагается перед портретом гуру ("Мастер - это тот, кто снимает с вас этот груз, который вы не можете сами нести, и зажигает в вас любовь преданного" ), зажигаются свечи, читаются определенные молитвы на санскрите, где гуру называется Богом, и, после этого инструктор сообщает вам вашу индивидуальную мантру (которую должны знать только вы). Тем самым вы, возможно и не подозревая об этом, совершили религиозное поклонение в языческом духе .

На базовом курсе практикуется групповое чтение или пение мантр, таких как "Шива Манас Пуджа (мантра для отсечения привязанностей, буквально - "заклинание Разума Шивы"), Бхаваньястакам (молитва Божественной Матери), Шивохам, Атмастакам, Лингастакам, Ом Намах Шивая (наиболее распространенная мантра шиваизма) и прочих. Все эти мантры имеют однозначно религиозное значение. Вообще, в учении "Искусство жизни" (в его подлинном, а не рекламном содержании) огромное значение имеет поклонение демонической супруге бога Шивы - богине Кали: "Лучшее, что можно сделать - это сдаться Матери Кали и любить Мать Кали. Итак, Кали - Мать, дарящая знание" .

Почитание Кали, наряду с использованием шиваистских мантр, редуцированной тантрической крия-йоги, свойственной шиваизму веданты недвойственности и рядом других черт, позволяет отнести группу к неоиндуистским сектам, созданным на основе тантрического шиваизма.

Почитание гуру. Ранее уже приводились некоторые примеры, показывающие роль гуру в группе. Ему поклоняются как живому богу, он считается проводником божественного откровения. Описываются его чудеса: "Когда мы делали крию, здесь [в Иркутске - авт.] Был Основатель программы [Шри Шри Рави Шанкар - авт.] В облаке света и наш инструктор плавал в волнах этого сияния. Я спросил: "А какой был запах?" Кеша: "Я его не знаю, но очень приятный". Запах чувствовал и один из повторно проходивших курс - запах сандаловой благовонной палочки" . Приведу только один отрывок из многочисленных восхвалений гуру адептами: "Чем больше я раскрываю Тебе свое сердце, тем больше жизнь раскрывается для меня. Чем больше жизнь раскрывается мне, тем я более свободен. Все, о чем я мечтаю - это Ты. Мое сердце - это Луна, звезды. Навсегда Твой" .

Конечной целью сударшен крии, медитации является не обретение душевного комфорта, психологического равновесия, здоровья, работоспособности, как об этом можно прочитать в материалах "Искусство жизни", но просветление как раскрытие в себе Божественного. В материалах "Искусство жизни" чаще используется более нейтральный термин "Высшее Сознание". Например: "Занятия сударшен крией приводят не только к обретению душевного и физического здоровья, но и к раскрытию в себе Высшего Сознания" . "Просветление… осознание Божественного в глубине своего существа... Это единственное, для чего стоит жить" . Однако классическая для индуизма идея мокши (освобождения от колеса перерождений) в учении группы не подчеркнута, напротив, судя по тем материалам, которые удалось изучить, перевоплощения понимаются как нечто положительное, что показывает ориентированность учения на европейское сознание.

Говоря о сотериологии (учении о спасении) "Искусство жизни", необходимо подчеркнуть одну из фундаментальных задач адепта - "умножить в себе преданность", что, похоже, соответствует концепции бхакти (преданности и сопричастности божеству в индуизме). Бхакти и обозначается как "путь преданности" (бхакти-марга). Объектом преданности в "Искусство жизни" выступает сам гуру.

Кроме того, многочисленные заявления представителей "Искусство жизни" о необходимости любви ко всем и каждому, основаны на идеях неоведанты о единстве всех людей, причастных единой божественной природе ("Все мое. Все это как мой собственный палец. Каждый часть меня" ), и о служении людям, как истинном богослужении. Правда, к сожалению, эти заявления имеют более декларативный характер и ориентированы на создание положительного имиджа для группы (на сайтах "Искусство жизни" вы найдете немало заявлений о помощи голодающим в Индонезии и иных отдаленных странах, которые не так просто проверить, но, практически, за все, что предлагается на семинарах необходимо платить звонкой монетой и, впоследствии, работой на группу).

Все вышесказанное позволяет отнести "Искусство жизни" к религиозным организациям нео - (или, скорее, псевдо) индуистского толка.

Вызывает тревогу ряд признаков учения и практики "Искусство жизни", свойственных религиозным организациям с тоталитарным контролем сознания (тоталитарным сектам) , это:

Наличие эзотерического разрыва (сознательное сокрытие истинной информации при вербовке) между истинным содержанием учения и практики и рекламной информацией. По сути, вам предлагают вступить в религиозную группу, имеющую вероучение и культовую практику и считающая учителя Божеством (автор сам видел религиозную церемонию на дому у адепта перед фото Шанкара в г. Москве), однако на этапе вербовки вы этого не узнаете. Любопытно, что сами вербовщики об этом противоречии прекрасно знают, мотивируется же это идеей лжи во благо.

Гуруизм (исключительный, божественный авторитет лидера). В литературе "Искусство жизни" постоянно присутствует учение о необходимости полного подчинения и поклонения гуру. Чтобы не быть голословным, приведу ряд примеров. Из выступления Шанкара: "Вера в Знание, в Мастера, в Божественное. Вера в Мастера даст то, к чему вы на самом деле стремитесь. Просто томление по Мастеру, по Божественному, все остальное будет течь автоматически . В ответ на вопрос о разнице между гуру и Богом: "Когда вы произносите эти два слова, вы уже сделали различие. Разве не так? Бог дает вам путь, а Гуру ведет вас домой. Вы можете различать таким образом" .

Также: "Разницы между ними [Богом и гуру - авт.] нет. Мастер просто отражает. Мастер несомненно вам скажет тоже самое…" . "Когда мы чувствуем, что принадлежим кому-то, страх уходит. Вы принадлежите Богу, вы принадлежите Мастеру, миру. Чувство принадлежания - и страх уходит. Я принадлежу Богу, моему Учителю, моему Мастеру, мой Учитель заботится обо мне. Божественное заботится обо мне" . "Когда вам трудно… тогда глубоко полюбите Мастера, и вы увидите, что очень скоро вы станете Большим умом…" . "Вопрос: Дорогой Гуруджи, пожалуйста, расскажи о милости Гуру и о нашей связи с Тобой, когда Ты покинешь нас завтра. С любовью. Ответ: Милость Гуру присутствует все время. Чем более вы благодарны, тем больше милости вы получаете. Благодарность - это способность получать милость. Милость присутствует все время, но если вы недовольны, неблагодарны, милость не течет. Когда вы благодарны, милость течет все больше и больше . И еще один пример: "Вопрос: Дорогой Гуруджи, если я дома пишу Тебе письмо и кладу его рядом с Твоей фотографией, Ты получишь его? Или надо отправить его по почте? Ответ: Пусть почта тоже выживает. Зачем экономить на марках? Я даю большой бизнес всем почтам" .

Наличие чудодейственного, подходящего всем и каждому и удивительно простого метода, обнимающего собой и превосходящего все прочие духовные практики (сударшен крии).

Наличие "бомбардировки любовью" (всеобщего внимания к вам, лести, желания помочь и решить ваши проблемы на первом этапе вашего общения в группе, не требующего никаких усилий с вашей стороны - еще один "прекрасный подарок") и "эффекта Барнума" (использование склонности людей принимать за чистую монету благожелательные оценки своей личности) - например "Что бы вы не делали, вы всегда чисты и Божественны…" . Кроме того, в учении "Искусство жизни" присутствует и моральная вседозволенность. Делать можно все, что вам нравится и хочется, надо лишь практиковать крию каждый день, и вы всегда будете чисты и невинны. "Вы - всегда Бог. Где бы вы ни были, кто бы вы ни были, вы - в Боге" .

Наличие собственной системы понятий. Так, например, "духовность" на языке "Искусство жизни" означает внутренний комфорт, удовлетворение, блаженство, покой и считается (на первом уровне информации - уровне базового курса) конечной целью всех религий и духовных практик. Цитата: "Одна верующая христианка [рекламный трюк, так как христианка крией заниматься не может и не будет - авт.] из Ангарска говорит: "В храм ходить удается не всегда, а тут [после сударшен крии - авт.] Такое ощущение чистоты, как после удачной молитвы, а это бывает не часто…" .

Стремление к контролю над жизнью адепта. Это и обязательное посещение сатсангов раз в неделю, где вас скоро привлекут к деятельности на благо "Искусство жизни" (так называемые Сева-проекты). Это и проведение курсов в ашраме. Это и ежедневное получение сутр (в "Искусство жизни" - коротких изречений) Мастера, над которыми вы должны размышлять (и заучивать наизусть каждый день). Это и ограничения в питании. Это и жесткий контроль за вашей жизнью со стороны инструктора. Например, на сайте для практикующих (www.esatsang.ru) четко регламентировано все, включая инструкции, как говорить с людьми, о чем умалчивать (!), как привлекать их, как составлять материалы.

Культивирование ощущения избранности, особенности практикующих. "Вопрос: Как мне перестать чувствовать злобу по отношению к тому, кто меня обидел (речь идет о внешних). Ответ: Не думайте о том человеке, как о человеке…воспринимайте обидчиков как манекены, как тряпичные куклы. Внутри них нет личностей…" .

Присутствие в практике психологических методик погружения в трансовое состояние (хотя некоторые методики, такие как пение мантр, медитация, имеются в ряде религий). Это:

а) Гипервентиляция.

Сударшен крия, как уже говорилось, заключается в глубоком дыхании, перемежающемся паузами остановки дыхания в соответствии с ритмом, задаваемом записью голоса гуру. Гипервентиляция приводит к измененному состоянию сознания. В медицине гипервентиляция используется в качестве метода провокации эпилептической активности мозга. У человека развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. О явлениях гуру ученикам в облаке света во время сударшен крии уже говорилось. Вот еще один пример. Присутствовавшая на занятиях женщина, которая за шесть дней до этого потеряла сына, так описывает свои впечатления: "Он у меня всегда перед глазами стоял, чуть справа. А во время крии собрался в такой дымный шарик и улетел. Причем с полным пониманием того, что для него это хорошо…" .

Эйфория, развивающаяся во время занятий крией, во многом является результатом плацебо-эффекта (внушенных ожиданий) и возникает у части практикующих, подверженных внушению в большей степени. У таких людей состояние блаженства, покоя, счастья, зрительных, слуховых и обонятельных галлюцинаций приводит к возникновению психологической зависимости от этих занятий (сродной наркотической зависимости).

б) Элементы гипнотического внушения, которые можно заметить на магнитофонных записях лекций.

Это, например, периодическое повторение ключевых (внушаемых) слов на фоне общего монотонного монолога в стиле НЛП, проигрывание трансовой музыки, использование методик погружения в гипнотическое состояние (например, на фоне лекции постоянно повторяется "вы устали… вы устаете… вы так устали", используется монотонный ритм и однообразный тембр голоса), периодическое повторение, особенно в начале лекции, общеизвестных истин с подтверждением их ("Не так ли? Вы согласны?"), с целью вызвать привычку соглашаться с лектором.

в) Медитации.

Необходимы для слушателя каждый день, в сочетании с сударшен крией. Используется метод многократного повторения мантры, которая была дана на курсе Сахадж Самадхи. По сути, речь идет о самостоятельном, или под руководством и по команде инструктора на курсе, погружении в гипнотическое состояние. Поток внешних впечатлений резко ограничивается, теряется ощущение тела. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастает внушаемость и самовнушаемость, появляются различные неуправляемые фантазии, психотические переживания.

г) Групповые трансовые практики

Это и долгое совместное пение мантр, практика молчания на продолженном курсе в ашраме, прослушивание медитативной музыки, совместные религиозные поклонения.

Говоря о внутренней организации "Искусство жизни", во многом повторяющей структуру ТМ, можно заметить, что она состоит как минимум из двух кругов. Первый круг - это периодически проходящие те или иные курсы и платящие деньги слушатели, не имеющие понятия об истинном учении и практике "Искусство жизни". Это те самые "бизнесмены, домохозяйки, президенты, дворники" ради которых и создается PR-позиция "Искусство жизни", заключающаяся в нехитрых заклинаниях типа: "Нет проблем: совершайте крию каждый день по 10-15 минут и вы обретете здоровье, успех в бизнесе, личное счастье". Или: "вы можете принадлежать к любой религии, и крия поможет вам прийти к глубинным истокам вашей веры". Второй круг - это люди, продолжающие практиковать, проходящие продолженный и инструкторский курсы, воспринимающие "Искусство жизни" как религиозное течение, совершающие сознательное религиозное поклонение гуру, работающие в "Искусство жизни" профессионально или время от времени. И таких большинство среди адептов. Это рабочее ядро группы. Возможно, существуют и другие круги (приближенных, например, но сведений об этом нет).

Сейчас "Искусство жизни" разворачивает активную деятельность в России. На сегодняшний день центры существуют примерно в 11 городах. К сожалению, деятельность эта как-то проходит мимо внимания соответствующих органов. Так, например в Красноярске, представители "Искусство жизни" активно работают с детьми (школы №11, №129, № 41, № 144), работают в КГУ (через профком), организовывали клуб смеха и программы "ДВЗ" (Дыхание, Вода, Звук) - не знаю, успешно ли - в центрах социальной защиты. Стоит ли говорить, что никакого разрешения на ведение по сути религиозной пропаганды среди детей и молодежи они не имеют, да и не могут иметь. Да и родителей, по видимому, никто в известность не ставит. В Москве организован клуб "Восточный Дом". В Восточной Сибири серьезные финансовые возможности местных организаций подтверждает ряд хвалебных публикаций в прессе и на ТВ - Перова Н. Йог, который любит пиццу // АИФ - Восточная Сибирь, № 42; Телерадиокомпания АС Байкал ТВ - Наталья Ветрова /19:41 03.10.2001; Иркутский видеоканал - Светлана Потапчук, 16-22 октября 2001, Иркутск.

Секта Шри Шри Рави Шанкара ("Искусство жизни") в Томске

Представители "Искусство жизни" любят ослеплять местных чиновников тем, что их организация признана ООН (обладает особым статусом консультационной организации) и Всемирной организацией здравоохранения. Однако никакого официального одобрения их деятельности со стороны ООН и ВОЗ не существует. Принципы их взаимоотношений такие же, как и с примерно 3 млн. самых разных неправительственных организаций по всему миру. Так что, нет никаких оснований утверждать особое положение "Искусство жизни". Любопытно высказывание в рекламных материалах, ориентированных на студентов: "А в Америке, Индии и ряде других стран она [практика "Искусство жизни" - авт.] вошла в моду и рассматривается как обязательная для получения диплома об образовании" - только один из примеров явного искажения реальной ситуации. Подобного, мягко выражаясь, лукавства немало в материалах "Искусство жизни". Так, например, в книгах и лекциях гуру смело оперирует "евангельскими" цитатами (которых в Евангелии нет, и которые полностью ему противоречат). Да это и не удивительно. Ведь сам гуру признается ученикам (в лекциях), что он ничего из книг не читает, а всю информацию получает непосредственным образом из Божественного откровения.

  • Родился 13 мая 1956 года на юге Индии;
  • В возрасте 4-х лет поразил учителей цитированием Бхагават Гиты, древнего текста, написанных на Санскрите;
  • Его первым учителем стал Пандит Судхакар Чатурдеви, близкий союзник Махатмы Ганди;
  • Шри Шри Рави Шанкар стал специалистом по Ведической литературе и в возрасте 17 лет получил степень по современной науке;
  • Почётная степень Доктора по Литературе, Университет Кувемпу, Карнатака, Индия, 2004 г.;
  • Почётная степень Доктора Философии (Холистическая Медицина), Открытый Международный Университет Дополнительной Медицины, Шри Ланка, 2006 г.;
  • Почётная степень Доктора Литературы, Университет Махараджи Сайаджирао, Индия, 2007 г.

Шри Шри Рави Шанкар является духовным и гуманитарным лидером, признанным во всем мире. Его видение общества, свободного от насилия и стресса через возрождение общечеловеческих ценностей, вдохновляет миллионы людей расширить сферы ответственности и работать над улучшением мира.

Шри Шри Рави Шанкар является социальным активистом, чьи инициативы включают программы, направленные на устранение конфликтов, а также последствий несчастий и травм, программы помощи бедным, вопросы равноправия полов, программы по реабилитации заключённых, образовательные программы, а также кампании, направленные против абортов и эксплуатации детского труда. Он вовлечён в мирные переговоры и консультирование в зонах мировых конфликтов. Широкое признание получили его заслуги в ходе мирных переговоров враждующих сторон в Шри-Ланке, Ираке, Камеруне, Кашмире и Бихаре.

В 1981 году Шри Шри Рави Шанкар основал образовательную гуманитарную, неправительственную организацию " Искусство Жизни " , обладающей особым консультационным статусом Совета ООН по Экономическим и Социальным вопросам. Присутствующая более чем в 140 странах, организация формулирует и реализует социальные и антистрессовые программы. В 1997 году Шри Шри основал Международную Ассоциацию за Развитие Человеческих Ценностей (IAHV) , направленную на обучение человеческим ценностям и реализацию социальных проектов.

В мире насчитывается около 300 миллионов людей, узнавших о Шри Шри Рави Шанкаре благодаря личным встречам с ним, его присутствию на значимых общественных мероприятиях, программам организации "Искусство Жизни", и гуманитарным инициативам Шри Шри Рави Шанкара . Со времён Махатмы Ганди в Индии не было другого такого человека, объединившего людей разных традиций и вер в одну организацию.

Шри Шри Рави Шанкар был удостоен многочисленных наград, таких как Орден "Полярной Звезды" (Высочайшая Государственная Награда Монголии), Орден "Петра Великого" (Российская Федерация), Награда "Шри Днянешвара" (Индия), и "Международная Гуманитарная Премия" (США).

Шри Шри Рави Шанкар выступал в качестве докладчика на таких престижных международных мероприятиях, как Всемирный Саммит Мира ООН (2000 г.) , Мировой Экономический Форум (2001, 2003 гг.) , а также на множестве сессий парламентов по всему миру.

Ежегодно Шри Шри Рави Шанкар посещает от 30 до 40 стран, иллюстрируя свой призыв к глобализации мудрости. Его послание гласит, что любовь и мудрость торжествуют над ненавистью и страданием.

"Ценности, которые вы отстаиваете, включая ненасилие, сострадание, и неприкосновенность человеческой жизни, являются сердцевиной того, что поддерживает ООН".

(Генеральный Секретарь ООН, Бан Ки-мун)

Одна мировая семья

Шри Шри Рави Шанкар занимается установлением отношений между религиозными, социальными, идеологическими и экономическими различиями, возрождая древний индийский идеал Васудхэйва Кутумбакам (Одна Мировая Семья). Он напоминает нам о том, что различные традиции и культуры берут своё начало от одних и тех же базовых ценностей: мира, сострадания, правды, сопричастности, и ненасилия. Организация "Искусство Жизни" служит обществу с целостным светским подходом, независимо от вероисповеданий.

В феврале 2006 г. в Бангалор, Индия, состоялось празднование 25-летия Фонда "Искусство Жизни". Около 2,5 миллионов человек из 110 стран собрались на праздник духа служения и духовного единения. Это историческое событие ознаменовалось присутствием 1000 лидеров десяти основных мировых религиозных традиций и 750 ключевых мировых политических фигур. В это же время была проведена самая многочисленная из зарегистрированных в истории медитаций мира.

В марте 2007 г. в Центре Искусств Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне, Округ Колумбия, Шри Шри Рави Шанкар представил Всемирную Декларацию Человеческих Ценностей. Этот документ в форме резолюции для генеральной ассамблеи ООН представляет новый подход Шри Шри Рави Шанкара к стимулированию понимания и гармоничного сосуществования различных людей и культур.

В январе 2005 г. на Первом Конгрессе Имамов и Раввинов за Мир, проведённом в Брюсселе, Шри Шри Рави Шанкар выступил с ключевым докладом.

Шри Шри Рави Шанкар выступал в качестве принимающей стороны и содействовал ряду диалогов и урегулирований между различными кастовыми группами в разных частях Индии. В 2002 г. в Международном Центре Организации "Искусство Жизни" в Бангалор, Шри Шри Рави Шанкар принимал трёхдневную конференцию, демонстрирующую вклад Далитов в богатое наследие Индии.

"Миссия Его Святейшества Шри Шри Рави Шанкара о прекрасном, безопасном, счастливом и мирном обществе для всех людей на нашей планете — это великая мечта", — Доктор А.П.Д. Абдул Калам, бывший Президент Индии.

Разрешение конфликтов

Будучи уважаемым в роли неоспоримой честной нейтральной стороны, Шри Шри Рави Шанкар вдохновляет многих использовать мирные средства разрешения конфликтов. Он вовлекал конфликтующие стороны в мирные процессы в таких регионах, как Шри-Ланка, Балканы, Ирак, Кашмир, Израиль, Ливан, Афганистан, и Кот-д"Ивуар. Реабилитационные программы проводятся в этих районах повсеместно для помощи людям в устранении таких негативных эмоций, как гнев, месть и разочарование, способных помешать мирному разрешению конфликтов.

Ирак

Добровольцы организации "Искусство Жизни" работали в Ираке на постоянной основе с сентября 2003 г., занимаясь поддержанием физического, интеллектуального, и эмоционального состояния иракцев. На сегодняшний день 5000 жителей Ирака стали участниками реабилитационных программ в Багдаде, Басре, Сулеймании и Карбале. В мае 2007 г. Шри Шри Рави Шанкар посетил страну с трёхдневной мирной миссией по приглашению Премьер-министра Ирака, Роури-аль-Малики. Премьер-министр попросил Шри Шри Рави Шанкара провести больше программ организации "Искусство Жизни" в других частях страны, а также в тюрьмах.

Во время своего визита Шри Шри Рави Шанкар убеждал иракских лидеров дать шанс ненасилию. Он провёл встречи с различными представителями иракского общества, включая ключевые политические фигуры, шиитских лидеров, глав племён, представителей гуманитарных организаций, женщин, солдат, и молодёжь. После визита Шри Шри Рави Шанкара правительство Ирака отправило 55 молодых людей в Международный центр организации "Искусство Жизни" для прохождения месячной обучающей программы. В результате, в Ираке появилось больше людей в деле мира.

Шри-Ланка

Начиная с 2004 г. Шри Шри Рави Шанкар был активно вовлечён в разрешение кризиса в Шри-Ланке. Он принимал участие в процессе формирования "Комитета Мира в Шри-Ланке", включающего Индуистских и Буддийских лидеров вместе с Далай-ламой.

Во время одного из своих визитов в страну в апреле 2006 г., Шри Шри Рави Шанкар провёл встречи с Президентом, лидерами оппозиции и представителями общества. В ходе визита он получил множество писем от людей, просящих его о помощи в деле восстановления мира в Шри-Ланке. В сентябре 2006 г. Шри Шри Рави Шанкар , не смотря на риск, посетил Килиноччи для мирных переговоров.

В 2006 г. для обсуждения кризиса в Шри-Ланке Шри Шри Рави Шанкара в Индии отдельно посещали бывший Премьер-министр Ранил Викрамасингх и две парламентские делегации: Объединённой Национальной Партии (UNP) и Тамильский Национальный Альянс (TNA).

С 2005 г. более 1000 тамильских молодых людей, в основном из Джаффны, прошли программу организации "Искусство Жизни", после которой отказались от насилия и занялись проектами поддержки сообществ.

"Через свою разнообразную деятельность Фонд "Искусство Жизни" внёс существенный вклад в распространение человеческих ценностей в мире"

(Доктор Манмохан Сингх, Премьер Министр Индии)

Джаму и Кашмир

Мирные инициативы Шри Шри Рави Шанкара в Джамму и Кашмире направлены на:

  • Излечение травм, возникших в результате десятилетий военных конфликтов;
  • Помощь в диалоге между людьми разных идеологических групп;
  • Улучшение условий в лагерях мигрантов;
  • Работа с заключёнными в тюрьмах;
  • Снятие напряжения у военных и сотрудников полиции;
  • Помощь введённой в заблуждение молодёжи в занятии конструктивной деятельностью.

Косово

В Косово организация "Искусство Жизни" успешно провела программы по активизации диалога между обеими сторонами конфликта, расширив таким образом круг человеческой сопричастности, который ранее базировался на этническом и национальном признаках.

Министерство Здравоохранения Косово напрямую поддерживает реабилитационные программы организации "Искусство Жизни", которые помогли тысячам людей, включая ветеранов войны, заключённых, медицинских работников, жертв военных преступлений, миротворцев ООН, и детей в Косово.

"Несомненно, необходимо начинать программы по возрождению человеческих ценностей в обществе и усиливать идеи гармонии в мире. Я ещё сильнее стал восхищаться и ценить вашу работу"

(Мистер Торбджорн Джагланд, Президент Национального Парламента, Норвегия)

Управление чрезвычайными ситуациями и облегчение страданий

Шри Шри Рави Шанкар возглавляет международное сообщество добровольцев для срочной помощи и долгосрочной реабилитации людей, пострадавшим в бедствиях. Организация "Искусство Жизни" провела инициативы, направленные на управление чрезвычайными ситуациями и облегчение страданий людей, в крупнейших бедствиях, включая произошедшие за последнее время:

  • Наводнения в Бихаре и Ассаме, Индия (2007 г.);
  • Расстрелы в Университетском городке в Вирджинии, США (апрель 2007 г.);
  • Самоубийства фермеров в Видарбхе, Индия (2007 г.);
  • Наводнение в Сурате, Индия (август, 2006 г.);
  • Война в Ливане (июль, 2006 г.);
  • Взрыв поезда в Мумбае, Индия (июнь, 2006 г.);
  • Землетрясение в Кашмире и Пакистане (октябрь, 2005 г.);
  • Ураган Катрина, США (август, 2005 г.);
  • Наводнение в Мумбае, Индия (июль, 2005 г.);
  • Наводнение в Гуджарате, Индия (июнь, 2005 г.);
  • Цунами в Индийском океане, Индия/ Шри-Ланка (декабрь, 2004 г.);
  • Взрывы в Лондонском метро, Англия (июль, 2005 г.).
  • Террористический акт в школе г. Беслан, Россия (сентябрь, 2004 г.).
  • Взрывы поездов в Мадриде, Испания (март, 2004 г.);
  • Война в Ираке (продолжается, 2003 г.);
  • Землетрясение, Иран (декабрь, 2003 г.);
  • Наводнения в Джакарте, Индонезия (февраль 2007 г., январь 2002 г.);
  • Разлив Эльбы, Германия (август, 2002 г.);
  • Мятежи в Гуджарате, Индия (2002 г.);
  • Конфликт в Косово (2002 г.);
  • Война в Афганистане (продолжается, октябрь 2001 г.);
  • Взрывы Башен-близнецов, США (сентябрь, 2001 г.);
  • Землетрясение в Гуджарате, Индия (январь, 2001 г.);
  • Циклон Орисса, Индия (октябрь, 1999 г.).

"В мире есть очень влиятельные люди, но они не способны объединять сердца и умы. Подобное под силу только духовному лидеру"

(Мистер Ноури-аль-Малики, Премьер-министр Ирака)

Поддерживая сообщества

Благодаря своим инициативам, организация "Искусство Жизни" помогает деревенским общинам объединяться в процессе устойчивого развития.

Программа "5Н"

Шри Шри Рави Шанкар начал программу "5Н" (тренинг по возрождению и поддержанию Общечеловеческих ценностей; Гармонии в разнообразии; Здоровья; Гигиены; Дома) в 1997 г. для управления социально-экономической трансформацией, которая искоренит бедность, нищету и болезни, позволит укрепить мир и гармонию среди общин. Программа "5Н" проводится подготовленными по программе организации "Искусство Жизни" молодыми людьми из сельских районов Индии. В настоящее время более 56 тысяч людей работают в 32 тысячах деревень. Проекты "5Н" проводится деревнях и трущобах Африки, Азии и Южной Америки.

Образование для беднейших слоёв общества

86 школ для бесплатного обучения 7500 детей ежегодно было образовано в деревенских и малонаселённых зонах Индии, в которых распространены эксплуатация детского труда и бедность.

Помощь во время самоубийств фермеров

Организация "Искусство Жизни" проводит доступную для понимания программу в регионе Видарбха штата Махараштра. Именно здесь происходили самоубийства фермеров в связи с неурожаями и растущими долгами. Согласно первоначальным статистическим данным каждые 8 часов совершалось 1 самоубийство. В 308 деревнях, где работали добровольцы организации "Искусство Жизни" не было зафиксировано ни одного случая самоубийства. Правительство штата Махараштра обратилось к Шри Шри Рави Шанкару с просьбой работать во всех проблемных регионах.

Программа Видарбха направлена на достижение следующих целей:

  • Построение системы взаимовыручки внутри общины;
  • Укрепление уверенности и энтузиазма;
  • Продвижение альтернативных технологий, таких как органическое фермерство, фермерство нулевого бюджета для повышения урожайности в долгосрочной перспективе;
  • Сбор дождевой воды;
  • Внедрение программы 5Н для абсолютной самодостаточности жителей деревень.

Программа поддержки женщин

Шри Шри Рави Шанкар стал вдохновителем ряда инициатив по поддержанию и созданию возможностей для развития женщин, особенно в сельских районах. Он организовал массовые кампании, направленные против абортов. Принимая во внимание низкий уровень образованности женщин в ряде стран, в школах организации "Искусство Жизни" родителям рекомендуют отправлять своих девочек учиться. Например, в одной школе на окраине Бангалор, Индия, 46% учащихся составляют девочки. Из года в год эта цифра продолжает расти.

Женщинам предоставляется возможность получить профессию, а также предоставляются дома. Образовательные программы для женщин подразумевают предоставление жилья на период учёбы. Оздоровительные программы для женщин включают в себя такие разделы, как питание, гигиена, предотвращение заболеваний. Проводятся специальные курсы по саморазвитию, что помогает женщинам увеличивать внутреннюю уверенность в себе.

"Я одобряю акцент на возрождение человеческих ценностей, выбранный Шри Шри Рави Шанкаром. Фонд "Искусство Жизни" — это понятная философия и легко выполнимая деятельность"

(Шри А.Б. Ваджпайи, Лидер оппозиции, бывший Премьер-министр Индии)

Поддерживая людей

"Свободное от болезней тело, свободный от стресса ум, свободное от насилия общество являются правами по рождению для каждого человека" — говорит Шри Шри Рави Шанкар . Он разработал множество программ саморазвития, помогающих избавиться от стрессов, создать чувство благополучия, возродить человеческие ценности, и вдохновлять людей из разных слоёв объединяться в духе служения и празднования.

Сударшан Крия

Сударшан Крия — это эффективная дыхательная техника, предложенная Шри Шри Рави Шанкаром , и являющаяся краеугольным камнем обширного списка программ саморазвития, предлагаемым всем слоям общества. Организация "Искусство Жизни" проводит курсы для руководителей, молодёжи, военных, детей, и жителей деревень. Специальные программы были разработаны также для заключённых и людей с алкогольной и наркотической зависимостью.

Независимые медицинские исследования институтов с высокой международной репутацией, таких как NIMHANS (Национальный Институт психического Здоровья и Нейроисследований) и AIIMS (Индийский Институт Медицинских Наук), задокументировали следующие преимущества Сударшан Крии :

  • Облегчение депрессивного состояния;
  • Улучшение понимания и мозговой активности;
  • Уменьшение уровня кортизола (гормона стресса);
  • Изменение уровня холестерина в крови с существенным падением LDL холестерина наряду с повышением HDL холестерина;
  • Укрепление иммунной системы.

Реабилитация заключённых

Начиная с 1990 г. более 200 тысячам заключённых в различных тюрьмах Индии, России, США, Южной Африки, Дании, Камеруна, Сербии и Аргентины дана возможность изменить себя, разорвав цикл насилия, вины и самобичевания благодаря программе организации "Искусство Жизни". В Дании национальная система правосудия признала эффективность курса и отправляет для его прохождения некоторых заключенных.

В Индии около 100 тысяч особо опасных преступников, включая террористов, получили возможность для реабилитации благодаря Фонду "Искусство Жизни". Для обеспечения более целостной реабилитации Шри Шри Рави Шанкар предложил использовать такие приёмы, как посещение театров, организацию музыкальных и танцевальных кружков, и профессиональное обучение. В ряде исправительных учреждений с разрешения руководства начали работать производственные цеха.

Освобождение от зависимости

Шри Шри Рави Шанкаром были начаты программы помощи людям для преодоления алкогольной и наркотической зависимости. Особенно высокий эффект был отмечен в США, Индии, Монголии и Бахрейне. В Индии центры избавления от зависимости работают в Западной Бенгалии, Пунджабе, Дели, Калькутте, Кашмире и Химачал Прадеше. Благодаря программе "5Н" тысячи жителей сельских районов полностью отказались от употребления алкоголя, а также от других вредных привычек.

"Искусство Жизни" — это путь, который Индия со своим опытом и храбростью выбрала, чтобы идти в будущее"

(Эдит Крессон, бывший Премьер-министр Франции)

За многие годы Шри Шри Рави Шанкар был удостоен множества различных национальных и международных наград. Краткий список включает следующие награды:

  • Почётные докторские степени от 4-х университетов;
  • Награда Национального Фонда Ветеранов, США, 2007 г.;
  • Премия Варшада Каннадига, Индия, 2007 г.;
  • Награда "За выдающиеся заслуги в деле укрепления мира и гармонии", Университет Амити, Индия, 2007 г.;
  • Приз за Мир имени Святого Шри Днянешвара, Индия, 2006 г.;
  • Орден "Полярной Звезды", Монголия, 2006 г.;
  • "Пламенная Всемирная Любовь Жизни", Тайвань, 2006 г.;
  • Орден "Петра Великого" Первой степени, Россия, 2006 г.;
  • Награда Премьер Министра Монголии, Монголия, 2006 г.;
  • Награда Махавир Махатма "За вклад в дело мира", Фонд Таймс, Индия, 2005 г.;
  • Национальная награда Дара Шикох "За гармонию", Нью Дели, Индия, 2005 г.;
  • Всемирная Гуманитарная Премия, Иллинойс, США, 2005 г.;
  • "Член Коллегии Стипендиатов Мартина Лютера", США, 2005 г.;
  • Премия "Барат Широмани", Индия, 2004 г.;
  • Награда "Прославленный гость", Буэнос-Айрес, Аргентина, 2004 г.;
  • Награда "Птица Феникс", Атланта, США, 2002 г.;
  • Награда "Гуру Махатмия", правительство штата Махараштра, Индия, 1997 г.;
  • Титул "Йога Широмани", Индия 1986 г.

"День Его Святейшества Шри Шри Рави Шанкара" был введён в следующих городах (неполный перечень):

  • Помона, Калифорния, США, 29 июля 2007 г.;
  • Вашингтон, Округ Колумбия, США, 28 марта 2007 г.;
  • Оттава, Канада, 13 сентября 2006 г.;
  • Эддингтон, Канада, 7 сентября 2006 г.;
  • Галифакс, Канада, 10 сентября 2006 г.;
  • Чикаго, Иллинойс, США, 28 июня 2002 г.;
  • Беверли Хиллз, Калифорния, США, 8 мая 2002 г.;
  • Атланта, Джорджия, США, 29 апреля 2002 г.;
  • Остин, Техас, США, 10 января 2002 г.;
  • Вашингтон, Округ Колумбия, США, 26 августа 2000 г.

"Общее будущее нашей Одной Мировой Семьи происходит из осознания того факта, что мы арендовали нашу мать-землю у будущих поколений. "Искусство Жизни" — это не конец, это начало для всех и для всего"

(Профессор Ранд Любберс, бывший Премьер-министр Нидерландов)

Офис Шри Шри Рави Шанкара

Международный Центр Организации "Искусство Жизни", st Km. Kanakapura Road, Bangalore 560082, India.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»