Значит, суд не может решать вопрос об отстранении, не рассмотрев прежде вопрос об удовлетворении жалобы 1.2 Из абзаца 3 п.Смена Конкурсного управляющего по инициативе конкурсного кредитора Ведь, когда заявителем по делу выступает должник, кандидатура назначается по предложению самого заявителя-должника. Таким образом, главной причиной для инициирования отстранения арбитражного управляющего является отсутствие объективности в его действиях. Процедура смены арбитражного управляющего является достаточно сложной и емкой процедурой, совмещающей в себе достаточный объективный комплект обстоятельств, для отстранения арбитражного.Как заменить арбитражного управляющего? Смена арбитражного управляющего Поэтому наиболее остро встает вопрос создания подобающих условий для реализации деятельности арбитражных управляющих, включая также их правовой статус.

Смена конкурсного управляющего в конкурсном производстве

Внимание

В отношении банкротства управляющий наделяется статусом субъекта права, таким образом, это дает возможность контроля над волей управляющего со стороны заинтересованных лиц. В этом проявляется общеправовая закономерность: с целью того, чтобы контролировать какое-либо явление, необходимо создать для него правовой статус и правовую форму деятельности.


Каждый арбитражный управляющий обладает правом: созывать собрание либо комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами предусмотренных законодательством о банкротстве, привлекать на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности из средств должника, созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, получать вознаграждение. Конференция ЮрКлуба 45, 127 и 144 ЗоБа они, в принципе, вправе обратиться в суд с ходатайством о замене СРО.

Ошибка 404

В случае перехода требования участника строительства, включенного конкурсным управляющим в реестр требований о передаче жилых помещений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, замена кредитора в реестре производится конкурсным управляющим (внешним управляющим) в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Статьи, комментарии, ответы на вопросы: «О рисках и спорах по кредитному договору»(Бычков А.И.)(«Инфотропик Медиа», 2016) Если же заемщик не располагал информацией о порядке погашения кредита, до его сведения не были доведены данные об актуальных реквизитах, он не отвечает за просрочку исполнения (Апелляционное определение Самарского областного суда от 17.06.2015 по делу N 33-5872/2015).

Замена арбитражного управляющего

Дело в том, что при принятии положительного решения собранием кредиторов об отстранении арбитражного управляющего и обращении с ходатайством собрания кредиторов об отстранении арбитражного управляющего в суд, собранию кредиторов достаточно доказать формальное неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей. Однако в случае если лицо, участвующее в деле самостоятельно обратиться в арбитражный суд с заявлением об отстранении арбитражного управляющего, первому придется доказывать совокупность следующих фактов: неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей арбитражного управляющего нарушило права или законные интересы лица участвующего в деле, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки должника или его кредиторов.

На практике доказать совокупность указанных фактов достаточно сложно. 2.

  • Правовые ресурсы
  • Подборки материалов
  • Замена конкурсного управляющего

Подборка наиболее важных документов по запросу Замена конкурсного управляющего (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Замена конкурсного управляющего Федеральный закон от 29.07.2017 N 218-ФЗ(ред.

от 29.12.2017)»О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в) в пункте 6 слова «арбитражного управляющего» заменить словами «конкурсного управляющего»; Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ(ред. от 23.04.2018)»О несостоятельности (банкротстве)» 12.

Замена конкурсного управляющего при процедуре банкротства, возможна ли?

Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела, представленные документы и выводы, суд жалобу кредитора удовлетворил, признал незаконными действия управляющего А., на основании чего отстранил арбитражного управляющего А. от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника Д. и утвердил конкурсным управляющим У., кандидатура которого была избрана на собрании кредиторов которым было принято решение об отстранении арбитражного управляющего А.В настоящее время конкурсное производство ведет конкурсный управляющий У., кандидатуру которого выдвинул кредитор. Таким образом, при наличии грамотного анализа действия (бездействия) арбитражного управляющего, можно добиться отстранения управляющего в деле о банкротстве.


Именно грамотно подобранное решение и правильная тактика профессиональных специалистов поможет найти выход в подобной сложной ситуации и разрешить возникший вопрос.

Смена конкурсного управляющего по инициативе конкурсного кредитора

Также был введен контроль за арбитражными управляющими со стороны суда, но контроль этот заключается в рассмотрении жалоб на действия (бездействие) арбитражных управляющих, основной контроль сосредоточен в саморегулируемых организациях. В рамках данного вопроса, рассмотрим материалы судебной практики.

По сведениям Арбитражного суда Челябинской области в 2010 г. увеличилось количество обращений и заявлений на бездействие арбитражных управляющих. Для сравнения, в 2009 г. было зафиксировано только 3 жалобы на действия арбитражных управляющий, а в 2010 г.
поступило 27 жалоб.


Согласно ст.

Замена конкурсного управляющего

Приведем примеры подобных компаний: Некоммерческое партнерство «Уральская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», Некоммерческое партнерство «Саморегулируемая Организация арбитражных управляющих » Альянс» и многие другие. По закону арбитражные управляющие иметь членство в СРО.
Уникальное профессиональное сообщество, которое объединяет ведущих специалистов в области юриспруденции, экономики и менеджмента, эффективно занимающихся антикризисным управлением, не является самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица, а должна быть облечена в одну из известных организационно-правовых форм, отвечающих определенным признакам. Это должна быть некоммерческая организация, которая, во-первых, основана на членстве, во-вторых, создана гражданами, в-третьих, целью деятельности имеет регулирование и обеспечение деятельности своих членов.

Замена управляющего

Арбитражный управляющий может быть отстранен арбитражным судом от исполнения своих обязанностей (далее также – отстранение арбитражного управляющего): а) в связи с ходатайством собрания кредиторов об отстранении арбитражного управляющего б) по заявлению лица, участвующие в деле о банкротстве; в) по заявлению (ходатайству) саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой является арбитражный управляющий. Сложность отстранения арбитражного управляющего ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязанностей зависит от способа его отстранения. В частности, лицу, участвующему в деле (должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган), в случае необходимости замены арбитражного управляющего, следует учитывать, что наиболее эффективным способом отстранения будет постановка вопроса об отстранении арбитражного управляющего на собрании кредиторов.

Например, ходатайство СРО о снятии лица с должности, наличие наказания в виде дисквалификации и т.д.Снятие управляющего с занимаемой должности может происходить одним из путей:

  • по личному заявлению управляющего;
  • согласно ходатайству СРО;
  • по решению кредиторской комиссии.

Стороны делопроизводства обязаны изложить свои претензии в письменном виде и направить в арбитраж. Суд на основании предъявленных документов берет дело на рассмотрение и при наличии веских причин принимает решение о смене конкурсного управляющего.

Стороны в свою очередь вправе предложить список претендентов на свое усмотрение, фигура назначается на должность путем совместно принятого решения.

Замена арбитражного управляющего

Одним из способов замены арбитражного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является добровольное сложение им полномочий и назначение судом нового управляющего. Ряд правил такой замены установлен статьями 24, 45, 60 в главе «Общие положения» Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Нормы, регулирующие данный вопрос, содержатся также в главах Закона «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство» (ст. ст. 83, 97, 144), а вот глава «Наблюдение» обходит его своим вниманием.

Регулирование замены арбитражного управляющего в Законе о банкротстве имеет определенные пробелы, что создает проблемы не только для процедуры наблюдения, но и других процедур банкротства. Об этих проблемах и возможных путях их разрешения и пойдет речь в данной статье.

Изучение ст. ст. 83, 97, 144 Закона показывает, что для финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства предусмотрены одинаковые правила освобождения арбитражного управляющего в случае его добровольной отставки, которые сводятся к следующему. Арбитражный управляющий подает в суд заявление об освобождении его от исполнения обязанностей. Своим определением суд может удовлетворить заявление управляющего. Такое определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Освобожденный от исполнения обязанностей арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. В отношении назначения нового управляющего ст. ст. 83, 97, 144 Закона о банкротстве содержат ссылку на ст. 45 «Порядок утверждения арбитражного управляющего».

Теперь перейдем к вопросам, возникающим по причине отсутствия в главе «Наблюдение» правил замены временного управляющего. Рассмотрим вопрос о самой возможности добровольной отставки временного управляющего. Основанием для сомнения служит то обстоятельство, что в главе «Наблюдение», в отличие от глав «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство», об этом не говорится ни слова.

Согласно ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Эта статья расположена в главе «Общие положения» и, значит, как имеющая общий характер, должна применяться во всех процедурах банкротства. Из этого следует, что принципиально Закон закрепляет возможность отставки временного управляющего по собственному желанию. Если такая возможность существует, то в каком порядке должно осуществляться освобождение? Отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в главе «Наблюдение» создает необходимость применения общих правил.

Статья 60 Закона устанавливает общие правила для рассмотрения любых заявлений, ходатайств арбитражных управляющих. Поэтому рассмотрение заявления арбитражного управляющего о добровольной отставке подлежит регулированию именно этой статьей с учетом специальных норы отдельных глав Закона, а также нормами АПК РФ, устанавливающими правила проведения судебного заседания (ст. 154,155 и др.):

а) рассмотрение заявления арбитражного управляющего осуществляется судьей единолично;

б) вопрос должен быть рассмотрен не позднее чем через месяц с даты получения заявления управляющего;

в) в судебном заседании ведется протокол;

г) по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего выносится определение.

Подробнее стоит остановиться на проблемах, вызванных тем, что добровольная отставка временного управляющего регулируется только нормами общих положений Закона в отличие от отставки других арбитражных управляющих.

1) В ст. 60 Закона не сказано о моменте исполнения определения суда. Зато согласно ст. ст. 83, 97, 144 определение об освобождении соответственно административного, внешнего, конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.

Отсутствие подобного указания в главе «Наблюдение» приводит к необходимости применения общего правила арбитражного процессуального законодательства. Такое правило установлено ст. 187 АПК РФ «Исполнение определения», определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом. Из этого можно заключить, что у суда есть возможность отложить исполнение определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего. Это абсолютно нелогично, так как смысл освобождения управляющего от исполнения обязанностей заключается в реальном исключении возможности управляющего реализовывать права и обязанности, закрепленные за ним Законом. Представляется, что в данном вопросе в процедуре наблюдения регулирование должно быть таким же, как при других процедурах банкротства.

2) В. ст. ст. 83, 97, 144 Закона установлено, что определение об освобождении административного, внешнего, конкурсного управляющего от исполнения обязанностей может быть обжаловано. Такое указание обязывает применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ, где установлено, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.

Таким образом, имеется возможность апелляционного обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей административного, внешнего, конкурсного управляющего со специальным, десятидневным сроком обжалования, а затем и обжалования в кассационном порядке.

Отсутствие в главе «Наблюдение» указания на возможность обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего приводит к необходимости применять общую норму абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона, где предусмотрено, что определение, вынесенное по заявление арбитражного управляющего, может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом.

Порядок пересмотра определений, вынесенных в деле о банкротстве, регулируется в общем виде ст. 61 Закона. Эта статья допускает только два варианта обжалования определений. Для определений, касающиеся установления размеров требований кредиторов, обжалование осуществляется в соответствии с АПК РФ (п. 2 ст. 61 Закона), то есть по ст. 223 АПК РФ. Для иных определений арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, обжалование осуществляется только в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия определения (п. 3 ст. 61 Закона).

Но тот факт, что Закон о банкротстве в п. 1 ст. 60 отсылает к другим нормам данного Закона и при этом таких норм не вводит, создает некоторую неопределенность в рассматриваемом вопросе.

Представляется, что в отношении определения об освобождении временного управляющего от исполнения обязанностей в связи с добровольной отставкой нужно применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ несмотря на указание ст. 60 Закона об обжаловании в порядке, предусмотренном самим Законом Обоснованием такого вывода служит следующее обстоятельство. Только закрепление в Законе порядка и сроков обжалования определения, вынесенного по ст. 60 Закона о банкротстве, можно признать установлением в Законе особенностей, которые исключали бы применение правил ч. 3 ст. 223 АПК РФ, - видь согласно п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. Таким образом, поскольку особенностей обжалования определения, вынесенного по ст. 60, Закон не установил, применению подлежит АПК РФ.

Существующая неопределенность была бы снята включением в главу «Наблюдение» нормы, аналогичной содержащемся в главах, которые регулируют другие процедуры банкротства, которая закрепляла бы возможность обжалования определения, что автоматически влекло бы применение ст. 223 АПК РФ.

3) Отсутствие в данной главе указания на обязанность освобожденного временного управляющего обеспечить передачу документации, печатей, ценностей вновь утвержденному управляющему может привести к соответствующим злоупотреблениям и серьезным неблагоприятным последствиям для процедуры банкротства предприятия в целом. Поэтому главу «Наблюдение», по моему мнению, необходимо дополнить нормой, аналогичной тем, что содержатся в статьях 83, 97, 144 Закона

Представляется, что в Законе о банкротстве недостаточно полно урегулировано добровольное сложение полномочий управляющим в других процедурах банкротства.

а) В ст. 60 Закона о банкротстве ничего не сказано о лицах, которые должны быть извещены о заседании по рассмотрению заявлений, ходатайств арбитражного управляющего. Нет и какой-либо иной статьи общего характера, которая определяла бы, какие Лица должны быть навещены о судебном заседании по делу о банкротстве.

В отсутствие специальных норм Закона должны применяться нормы АПК РФ (ч. 1 ст. 223) О любом судебном заседании извещаются лица, участвующие в деле (ч. 1 ст. 153) Следовательно, и о заседании по вопросу об освобождении арбитражного управляющего необходимо извещать лиц, участвующих в деле о банкротстве Данный вывод косвенно подтверждается также следующим. О судебном извещении Закон упоминает всего в шести статьях - ст. ст. 42, 48, 69, 88, 158, 165 Анализ этих статей показывает, что указание на необходимость судебного извещения связано, как правило, с ситуациями, когда в перечне лиц, подлежащих извещению, названы не только те, которые согласно ст. 34 Закона являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Следовательно, Закон умалчивает о том, какие лица должны быть извещены о заседании, именно тогда, когда извещаться должны только лица, участвующие в деле (ст. 34).

б) Нельзя не отметить пробелы в регулировании порядка назначения нового арбитражного управляющего. Статьи 83, 97, 144 Закона по этому вопросу дают лишь ссылку на ст. 45, устанавливающую общий порядок утверждения арбитражного управляющего. Глава «Наблюдение» и такой ссылки не содержит, но вопрос о том, применяется ли ст. 45 Закона для утверждений временного управляющего, не должен возникать, ибо статья эта имеет общий характер, соответственно применяется и в наблюдении. Чтобы снять возможные вопросы, желательно главу «Наблюдение» дополнить ссылкой на указанную статью.

Однако само по себе применение ст. 45 не решает всех проблем, поскольку эта статья, как, впрочем, и другие статьи, Закона, не определяет, возможно ли, временное, до назначения нового арбитражного управляющего, исполнение обязанностей освобожденные управляющим, нет упоминания и о срокам назначения нового управляющего.

Если попытаться ответить на поставленные вопросы, первое, на что следует обратить внимание, - отсутствие в Законе фигуры «временно действующего арбитражного управляющего» наподобие «временных исполнительных органов», которые предусмотрены ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах». Из этого можно сделать заключение об отсутствии законной возможности назначения временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего. Данный вывод подтверждается и рядом статей Закона. Так, содержание ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» и ст. 34 «Лица, участвующие в деле о банкротстве» позволяет сделать вывод о том, что проводить процедуры банкротства может только законно утвержденный судом арбитражный управляющий. Например, согласно п. 3 ст. 2 арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право созывать собрание кредиторов, комитет кредиторов и т.д. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона только утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. А утвержден арбитражный управляющий может быть только в порядке ст. 45 Закона.

Лишь в исчерпывающем перечне случаев Закон прямо говорит о временном исполнении обязанностей арбитражным управляющим, а именно в ст. ст. 75, 83, 123. И все эти ситуации связаны с переходом из одной процедуры банкротства в другую. Например, согласно п. 3 ст. 123 в случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего.

Но в отношении случаев освобождения арбитражных управляющих от исполнения обязанностей Закон не предусматривает возможности временно возложить исполнение обязанностей на освобожденного арбитражного управляющего или на какое-либо иное лицо. Следовательно, можно сделать вывод о том, что освобождение арбитражного управляющего предполагает одновременно его замену на нового управляющего.

Данный вывод подтверждается также следующим.

Во-первых, в соответствии со ст. ст. 83, 97, 144 Закона определение об освобождении арбитражного управляющего подлежит немедленном исполнению. Странно было бы при существовании такого требования признать основанной на законе возможность для арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей, продолжать работу на предприятии-должнике в качестве арбитражного управляющего. В процедуре финансового оздоровления это противоречило бы также п. 2 ст. 83 Закона, согласно которому административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

Во-вторых, согласно требованиям статей 83, 97, 144 Закона освобожденный арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему.

Если при освобождении арбитражного управляющего не происходит назначение нового, возникает вопрос, кому же должен передавать документацию освобожденный управляющий?

Логичным представляется следующий вывод: в заседании необходимо рассматривать два вопроса, одновременно: об освобождении арбитражного управляющего и о назначении нового. В таком случае следует предположить, что после принятия заявления арбитражного управляющего о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей суд должен направить запрос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о предоставлении списка кандидатов управляющих. Затем нужно назначить заседание по рассмотрению вопросов об освобождении действующего и назначении нового арбитражного управляющего. При определении даты заседания суду необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 45 Закона саморегулируемой организации предоставлен пятидневный срок для ответа на запрос суда. Потребуется также разумное время на получение списка этой организации должником и представителем собрания кредиторов и на то, чтобы как должник, так и представитель собраний кредиторов воспользовались своим правом на отвод одного из кандидатов, указанных в списке.

Если же на дату заседания отсутствует возможность рассмотрения обоих вопросов, заседание, полагаю, должно быть отложено. Косвенное подтверждение этому выводу также можно найти в Законе. В соответствии с п. 3 ст. 49 в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Данная статья Закона регулирует вопросы введения наблюдения. Разумность процитированного правила не вызывает сомнений: ясно, что при отсутствии лица, ответственного за вводимую процедуру, процедура не может быть введена по той простой причине, что ею некому заведовать.

Аналогичная логика, полагаю, применима при решении вопроса о замене управляющего. Как уже было отмечено. Закон исключает возможность продолжения работы арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей. Следовательно, если в момент вынесения соответствующего определения нет кандидата на назначение, отсутствует лицо, которое приступило бы к управлению на предприятии должника. Представляется, что данная ситуация аналогична описанной. Именно поэтому в случае отсутствия кандидата на должность нового арбитражного управляющего заседание по рассмотрению вопроса об освобождении действующего управляющего должно быть отложено.

Изложенный вывод основан исключительно на анализе норм действующего Закона о банкротстве и означает лишь то, что неправомерно назначение «временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего» в случае освобождения от исполнения обязанностей управляющего в связи с его добровольной отставкой.

По моему мнению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно было бы признать разумным временное возложение обязанностей арбитражного управляющего на освобожденного определением суда управляющего (в отличие от случая с отстранением арбитражного управляющего). Однако для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон.

Отсутствие в Законе статьи, устанавливающей порядок освобождения от исполнения обязанностей и назначении нового временного управляющего, а также статей общего характера, исчерпывающим, образом регулирующих порядок замены арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства, следует признать упущением законодателя. Думается, что данный пробел во избежание сложностей на практике необходимо как можно скорее восполнить .

1. При получении определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих, членом которой является выбранный арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд информацию о соответствии указанной кандидатуры требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона.

В случае получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом, в котором не указана кандидатура арбитражного управляющего, или протокола собрания кредиторов о выборе саморегулируемой организации заявленная саморегулируемая организация представляет кандидатуру арбитражного управляющего из числа своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве.

Заявленная саморегулируемая организация не вправе представлять кандидатуру арбитражного управляющего, не имеющего допуска к государственной тайне установленной формы, если наличие такого допуска является обязательным условием утверждения арбитражным судом арбитражного управляющего.

2. Должник и территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности соответственно в течение двух дней и семи дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом обязаны представить в арбитражный суд и заявленную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих информацию о форме допуска к государственной тайне руководителя должника и степени секретности сведений, которые обращаются на предприятии должника, либо об отсутствии такого допуска или таких сведений.

3. Заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего.

Решение о представлении кандидатуры арбитражного управляющего принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

4. Не позднее чем в течение девяти дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона, способом, обеспечивающим доставку в течение пяти дней с даты направления, либо представляет кандидатуру арбитражного управляющего, а также при необходимости информацию о наличии допуска арбитражного управляющего к государственной тайне.

Заявленная саморегулируемая организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений об арбитражных управляющих.

Замена кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации, указанных в заявлении о признании должника банкротом, допускается по ходатайству заявителя до даты направления в заявленную саморегулируемую организацию определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом или протокола собрания кредиторов о выборе кандидатуры арбитражного управляющего.

5. По результатам рассмотрения представленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 20 (в том числе требованиям, установленным саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней) и статьей 20.2 настоящего Федерального закона, или кандидатуры арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего, соответствующего таким требованиям.

В случае представления саморегулируемой организацией арбитражных управляющих информации о несоответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным статьей 20.2 настоящего Федерального закона, а также информации об отсутствии у арбитражного управляющего достаточной компетентности, добросовестности и независимости для проведения процедуры, применяемой в деле о банкротстве, арбитражный суд может принять решение об отказе в утверждении кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

В случае утверждения арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего, в отношении которого саморегулируемая организация арбитражных управляющих представила информацию, указанную в абзаце втором настоящего пункта, арбитражный управляющий обязан заключить дополнительный договор страхования ответственности арбитражного управляющего и представить данный договор в арбитражный суд и в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой он является, в срок не позднее чем в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом. Размер страховой суммы по дополнительному договору страхования ответственности арбитражного управляющего должен быть не менее чем размер компенсационного фонда саморегулируемой организации арбитражных управляющих на последнюю отчетную дату, предшествующую дате утверждения кандидатуры арбитражного управляющего.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если арбитражный управляющий освобожден или отстранен арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве и решение о выборе иного арбитражного управляющего или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих не представлено собранием кредиторов в арбитражный суд в течение десяти дней с даты освобождения или отстранения арбитражного управляющего, саморегулируемая организация, членом которой являлся такой арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд в порядке, установленном настоящей статьей, кандидатуру арбитражного управляющего для утверждения в деле о банкротстве.

Одновременно с ходатайством арбитражного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей в деле о банкротстве заявленная саморегулируемая организация, членом которой является арбитражный управляющий, представляет в арбитражный суд кандидатуру нового арбитражного управляющего в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев, если в саморегулируемой организации отсутствуют арбитражные управляющие, изъявившие согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве. О невозможности представления кандидатуры арбитражного управляющего в связи с отсутствием арбитражных управляющих, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в деле о банкротстве, саморегулируемая организация извещает арбитражный суд.

7. В случае непредставления заявленной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего или информации о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным и 20.2 настоящего Федерального закона, в течение четырнадцати дней с даты получения определения арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом либо протокола собрания кредиторов о выборе арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражный суд откладывает рассмотрение вопроса об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве на тридцать дней. В этом случае заявитель, а также иные лица, участвующие в деле о банкротстве, вправе обратиться с ходатайством об утверждении арбитражного управляющего в деле о банкротстве из числа членов другой саморегулируемой организации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если в течение установленного срока заявитель не обратился в арбитражный суд с ходатайством либо указанная в таком ходатайстве саморегулируемая организация не представила информацию о соответствии кандидатуры арбитражного управляющего требованиям, предусмотренным

Читайте в стенограмме видеолекции Д. Бухарина о том, как помешать назначению недобросовестного арбитражного управляющего и как добиться его отстранения.

Д. Бухарин:

В ходе дела о банкротстве любого должника особую роль занимает арбитражный управляющий, от действий которого прямо зависит, в каком объеме будут удовлетворены требования кредиторов. В связи с тем, что в большинстве случаев дело о банкротстве сводится к процедуре конкурсного производства, независимо от того, какая процедура была ранее, разберем вопрос непосредственно относимо к конкурсному производству, соответственно - к конкурсному управляющему.

Срочное сообщение для юриста! В офис пришла полиция

Обязанности арбитражного управляющего

Очень условно задача управляющего в процедуре банкротства в отношениях с кредитором сводится к добросовестному осуществлению следующих обязанностей:

Вероятность получения в процедуре банкротства денежных средств кредитором напрямую зависит от того, как тщательно контролирует действия управляющего тот или иной кредитор. Необходимо выявлять как уже совершившиеся нарушение, так и по возможности предотвращать возможные нарушения. Соответственно, контролировать действия управляющего возможно как на стадии предотвращения назначения недобросовестного управляющего, которого кредиторы считают заинтересованным либо неэффективным, и вторая стадия - отстранение уже назначенного управляющего.

Требования к арбитражному управляющему

Перейдем к случаю, когда требуется предотвратить назначение управляющего, в действиях которого могут появиться сомнения в осуществлении им процедуры наиболее эффективно. Бывают случаи, когда у кредитора имеется информация, о том, что предлагаемый для утверждения управляющий недобросовестен, либо заинтересован к должнику, либо к назначаемому конкурсному кредитору. В таком случае можно предотвратить его утверждение со ссылкой на следующий обстоятельства.

При назначении в качестве управляющего его кандидатура, в любом случае, должна соответствовать требованиям, которые предъявляются для вступления каждого из управляющих в СРО арбитражных управляющих. Общее условие, предусмотренное в ст. 20 , предполагает, что при назначении управляющего его кандидатура должна соответствовать следующим признакам:

  • наличие высшего образования,
  • наличие стажа руководящей работы на руководящих должностях не менее 1 года,
  • стажировка в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее 2 лет, а для управляющих, которые вступили в СРО до 1 сентября, этот срок составлял не менее 6 месяцев,
  • сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих,
  • отсутствие дисквалификации в виде права занимать определенные должности,
  • отсутствие судимости.

Кроме того, немаловажным для назначения является наличие у управляющего договора страхования ответственности арбитражного управляющего. Необходимо также принять во внимание, что в некоторых случаях, когда балансовая стоимость активов должника составляет сумму в конкретном случае более чем 100 млн руб., управляющему необходимо заключить договор дополнительного страхования ответственности. Причем незаключение такого договора управляющим после того, как он будет утвержден, будет являться самостоятельным основанием для его отстранения.

На практике все указанные документы с СРО арбитражных управляющих должны поступить к моменту рассмотрения судом заявления о его назначении и, соответственно, отсутствие какого-либо из перечисленных документов может стать самостоятельным препятствием для назначения арбитражного управляющего.

Кроме того, в некоторых случаях необходимо соблюдение специальных требований -например, допуск к государственной тайне - если у должника соответствующее требование имеется. Либо дополнительные требования могут быть установлены непосредственно конкурсным кредитором, который обращается с соответствующим заявлением о назначении управляющего и указывает требования. Допустим, это проведение какой-либо из процедур банкротство ранее, их количество, либо опыт работы в качестве управляющего, допустим, не менее 50 лет, когда требуется действительно опытный арбитражный управляющий, который провел множество процедур и у которого есть достаточные навыки и умения. Кроме того, дополнительным требованием может стать наличие какого-либо специального образования в какой-то конкретной сфере деятельности, в которой предполагается проведение процедуры банкротства.

Помимо этого, суд должен проверить кандидатуру управляющего на соответствие следующим требованиям:

  • отсутствие заинтересованности к должнику и кредиторам;
  • отсутствие не возмещенных убытков, причиненных должнику или кредиторам в рамках иных процедур банкротства, которые данный управляющий проводил;
  • отсутствие возбужденной в отношении данного управляющего процедуры банкротства, в данном случае, как физлица;
  • отсутствие судебного акта об отстранении от управляющего в других делах о банкротстве с его участием в связи с нарушениями, которые повлекли убытки должника либо кредиторов, вынесенные в течение 1 года до момента рассмотрения судом его назначения в качестве управляющего.

Может возникнуть ситуация, когда уже утвержденный управляющий перестает соответствовать указанным требованиям, и суд в данном случае может сам инициировать заседание по вопросу об отстранении данного управляющего и необходимости утверждения иного управляющего при выявлении данного несоответствия. Это может произойти при соответствующем ходатайстве, поступившем от какого-либо кредитора о том, что в отношении управляющего, допустим, введена процедура банкротства, либо в отношении управляющего в результате возбужденного уголовного дела вынесено решение о привлечении его к уголовной ответственности и т. д.

Суд может не назначить арбитражного управляющего, если будут сомнения в его квалификации

Кроме того, суд может и не назначить того или иного арбитражного управляющего при наличии у суда сомнений в способности управляющего осуществлять процедуру банкротства в связи с недостаточностью знаний либо навыков, это все только лишь по субъективному внутреннему убеждению суда. Данное основание появилось не так давно в п. 17 информационного письма ВАС РФ № 150 от 22.05.2012, оно в рамках данной темы является обязательным к изучению, поскольку содержит разъяснения ВАС по данному вопросу.

В данном пункте приводятся примеры неспособности управляющего осуществлять процедуру, такие как неопытность, недобросовестность, халатность, при этом учитывается факт нарушений, выявленных в т. ч. в ранее осуществляемых процедурах. В тоже время суды по данному основанию крайне редко отказывают в утверждении управляющего. Суды занимают позицию относимо того, что слишком частое применение данного пункта фактически ведет к запрету профессии для управляющего, поэтому редко можно встретить, когда суд только лишь по этому основанию кредитору не даст утвердить того или иного управляющего.

Документы при назначении арбитражного управляющего

Т. о., для анализа невозможности назначения управляющего необходимо, прежде всего, ознакомится с документами, представленными СРО, по поводу соответствия кандидатуры управляющего закону о банкротстве, убедиться в полноте необходимого количества информации об управляющем.

Также необходимо убедиться в наличии в деле неистекших справок из МВД об отсутствии судимости управляющего, убедиться, что в деле присутствует справка из налогового органа об отсутствии в отношении управляющего такой меры, как дисквалификация, проанализировать соответствие кандидатуры дополнительным требованиям, если они были предъявлены, проанализировать картотеку арбитражных дел на предмет наличия возбужденного в отношении управляющего дела о банкротстве либо имеющихся иных делах о банкротстве, в которых данный управляющий принимал участие, на предмет его отстранения в них, взыскания убытков с него в рамках иных дел о банкротстве. Все указанные обстоятельства могут способствовать наиболее глубокому анализу и вынесению объективного решения в вопросе об утверждении управляющего.

Отстранение арбитражного управляющего

Управляющий по общему правилу в деле о банкротстве в соотв. с п. 4 ст. 20.3 закона о банкротстве обязан действовать добросовестно, разумно, в интересах должника, кредитора и общества. Как всем понятно, указанная формулировка звучит очень расплывчато и позволяет использовать ее при анализе действий управляющего очень субъективно, как судам, так и кредиторам. Иногда одно действие управляющего в рамках одного дела о банкротстве может считаться добросовестным и разумным, а в другом деле, напротив, будет основанием для признания его действия незаконным. В рассматриваемой ситуации отстранение управляющего уже назначенного и осуществляющего свою деятельность в деле о банкротстве может быть на основании двух случаев:

  • в результате признания жалобы кредитора обоснований и, соответственно, отстранения данного управляющего
  • и в результате принятия решением собрания кредиторов, либо комитета кредиторов, решения об отстранении управляющего и выборе кандидатуры нового управляющего.

Для отстранения конкурсного управляющего в результате признания жалобы кредитора необходимо доказать два условия.

Первое условие: нарушение управляющим норм закона, которое влечет нарушение прав и законных интересов кредитора, который обратился с жалобой. При этом важно доказать, что то или иное нарушение закона о банкротстве, даже если оно было очевидно незаконным и носило злонамеренный характер, нарушает права конкретного кредитора, который обратился с конкретной жалобой. При этом, в принципе, может существовать ситуация, когда те действия, на которые ссылается кредитор, обратившийся с жалобой, нарушают интересы всех иных кредиторов, но не нарушает интересы заявителя жалобы. В данном случае это обстоятельство может послужить основанием для отказа в удовлетворении жалобы.

В качестве примера можно привести тот случай, когда управляющий не публикует сообщение в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве о проведении собрания кредиторов, что, безусловно, является его обязанностью, либо вообще не направляет конкретному кредитору уведомление о собрании кредиторов. Однако данный кредитор как-либо узнал о проведении будущего собрания, явился на него, зарегистрировался в журнале регистрации, проголосовал по всем вопросам, которые поставлены в повестке дня, но потом выясняется, что его, оказывается, формально не уведомили. Но данное формальное нарушение закона никак не может служить для удовлетворения жалобы, поскольку его права конкретным бездействием управляющего фактически никак нарушены не были.

Второе условие: необходимо доказать то, что формальное нарушение закона управляющим повлекло или могло повлечь за собой убытки для кредиторов либо должника. При этом непосредственно доказывать возможный размер убытков не обязательно. Необходимо доказать гипотетическую возможность образования убытков, которые выражаются либо в том, что управляющий как-либо в результате своих действий уменьшил конкурсную массу или не увеличил ее, либо продал имущество как-либо в обход закона о банкротстве.

Во втором случае в качестве примера можно привести ситуацию, когда управляющий, своевременно не предпринимая меры к взысканию дебиторской задолженности, пропускает срок исковой давности, в результате чего права требования фактически имеют нулевую стоимость на торгах, даже если они будут выявлены, в результате чего в конкурсную массу поступает меньше денежных средств.

На что обратить внимание собранию кредиторов при отстранении арбитражного управляющего

В случае, когда управляющий отстраняется решением собрания кредиторов, необходимо понимать следующее. Существенным отличием от первого случая является то, что при обращении собрания кредиторов об отстранении управляющего уже необходимо доказать только лишь одно основание: нарушение данным управляющим закона. Никаких условий об обязательном доказывании убытков, которые могут быть причинены в результате в результате таких незаконных действий, в законе о банкротстве нет.

Необходимо учесть, что собранию кредиторов, решившему принять решение об отстранении управляющего, важно также принять и решение об определении конкретного представителя собрания кредиторов, который будет обращаться с таким ходатайством об отстранении. Хорошо, если представитель собрания кредиторов был избран в результате ранее состоявшегося собрания, однако, если он избран не был, необходимо избрать такого представителя, который бы обратился с ходатайством в суд. Однако в указанном случае одно лишь формальное нарушение закона о банкротстве управляющим не может быть основанием для его отстранения, нарушение федеральных законов должно быть именно существенным, данное основание предусмотрено в п. 10 информационного письма № 150.

Кроме того, в указанном пункте разъяснено, что не может служить основанием для отстранения конкурсного управляющего нарушение, не приводящее к возникновению сомнений в дальнейшем надлежащем осуществлении полномочий данного управляющего. В том информационном письме приводится такой пример, когда управляющий в единичном случае с незначительной просрочкой направляет уведомление о предстоящем собрании кредиторов, и суд признает это нарушение незначительным.

При этом в качестве значительных нарушений в инф. письме указывается на следующие примеры. Это возмещение за счет конкурсной массы должника расходов на свой проезд к месту нахождения должника или его месту жительства. Эта ситуация актуальна, когда управляющий и должник находятся в разных регионах, при этом управляющий предварительно дает согласие на проведение такой процедуры, т. е. ему известно о нахождении должника, может быть, даже в значительно удаленном от него месте. И, в принципе, очень часто управляющий совершенно легко возмещает расходы на перелет, допустим, либо на бензин, если он передвигается на личном авто.

Для предотвращения таких случаев кредиторам необходимо анализировать отчеты о ходе конкурсного производства, куда управляющий обязан вносить сведения о расходовании конкурсной массы, подробно анализировать отчеты о движении денежных средств должника, где можно увидеть расходы с расчетного счета, отправленные непосредственно управляющим, где в назначении будет указано, что это именно возмещение транспортных расходов.

В качестве второго примера информационное письмо приводит проведение собраний кредиторов не по месту нахождения должника, а по месту нахождения своего управляющего, что, в принципе, актуально и в первом случае, когда управляющий назначает собрание кредиторов не там, где находится большинство кредиторов или сам должник, а по месту регистрации в его регионе.

Довольно частым основанием для отстранения управляющего является факт превышения лимитов, предусмотренных п. 3 ст. 20.7 закона о банкротстве на оплату привлеченных лиц. Расчет лимита подробно описан непосредственно в ст. 20.7, он соотносится с балансовой стоимостью активов должника. Соответственно, необходимо также следить, какое количество денежных средств потрачено управляющим на привлеченных специалистов. В случае, когда лимит превышен, и управляющий не обращается с обязательным в данном случае заявлением в суд об увеличении лимитов, то это может быть самостоятельным основанием для его отстранения.

В любом случае нужно учесть, что согласно п. 12 информационного письма № 150 суд вправе отказать в ходатайстве об отстранении управляющего, если конкурсное производство уже фактически завершено, т. е. все меры предприняты, сдан отчет управляющего о результатах процедуры, оснований для неутверждения данного отчета не имеется. Очевидно, что в данном случае, даже если все эти формальные нарушения были выявлены, и было выявлено, что они могли принести либо даже принесли убытки, сам по себе факт отстранения управляющего и назначение нового ни к чему другому, кроме как затягиванию процедуры банкротства, не приведет.

Однако само по себе представление отчета управляющим о результатах процедуры в дело о банкротстве не будет являться основанием для нерассмотрения данного заявления об отстранении, если будет выявлено, что управляющим не совершены необходимые действия, которые могут повлечь наполнение конкурсной массы, допустим, неистребованное имущество у третьих лиц либо если та же дебиторская задолженность еще не взыскана.

Жалоба на арбитражного управляющего в Росреестр

С целью противодействия недобросовестным действиям управляющего при наличии в его действиях очевидных нарушений закона о банкротстве эффективным является также обращение в органы, контролирующие деятельность как СРО арбитражных управляющих, так и непосредственно управляющих. В данном случае таким органом является управление Росреестра. С недавних пор Росреестр возбуждает административные дела о проведении проверок в действиях управляющего по жалобам любых лиц, до этого соответствующие жалобы могли быть направлены кредиторами либо лицами, участвующими в деле о банкротстве. При этом даже самые мелкие и несущественные нарушения законодательства, такие как пропуск срока на публикацию соответствующих сообщений Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, могут стать основанием для возбуждения дела и привлечения арбитражного управляющего к административной ответственности.

Штрафы за нарушение ст. 14.13 КоАП РФ, которое как раз будет являться основанием для привлечения управляющего к административной ответственности, возросли в 10 раз, минимальный штраф при этом составляет от 25 тыс. руб. до 50 тыс. руб.. А с декабря 2015 г. в указанную статью была внесена ч. 3.1, которая значительным образом ужесточила санкцию за повторное нарушение законодательства о банкротстве и предоставила возможность контролирующему органу обратиться с заявлением о дисквалификации управляющего сроком от 6 месяцев до 3 лет, что повлечет в принципе отстранение управляющего от всех процедур, в которых он осуществляет соответствующие обязанности.

Роль арбитражного/конкурсного управляющего (КУ) довольно значительна во всем процесса банкротства любого юридического лица. Именно на это лицо возлагается ответственность по наиболее оптимальной реализации прав и должника, и кредиторов. Кандидатура управляющего утверждается в судебном порядке:

  • на данную роль может быть указано конкретное лицо при подаче заявления о банкротстве (при это совершенно не важно, кто выступает в роли заявителя - само несостоятельное лицо, уполномоченные органы либо кто-то из кредиторов) - тогда суд проверяет предлагаемого управляющее на соответствие предъявляемым законодательством требований к личности управляющего;
  • если на роль управляющего никто не был предложен, то суд сам определяет, кого назначить.

Однако, утверждение конкретного лица на роль управляющего вовсе не значит, что за данным человеком на весь период процедуры банкротства закрепляются определенные права. В случае недовольства со стороны фирмы-должника или конкурсных кредиторов тем, как выполняются управляющим его обязательства, возможно отстранение его от данного дела. Инициатором отстранения может выступать также и сам судебный орган при наличии законных оснований, так и СРО, членом которой является КУ. Желание сменить управляющего кредиторы могут высказать на общем собрании и принять соответствующее решение, которое будет направлено в суд. Если же само юр.лицо желает произвести замену данной кандидатуры, то необходимо об этом ходатайствовать в арбитраже.

Ходатайство

Ходатайством называется документ с официальной просьбой, обращенный к официальному лицу или уполномоченному органу. При процедуре банкротства исходящие от участников процесса ходатайства обычно адресуются в арбитражный суд. Если должник или кредитор желают произвести замену арбитражного управляющего или СРО, то им следует составить письменное ходатайство с указанием:

  • наименования и места нахождения суда;
  • наименования и контактных данных всех участников процесса;
  • реквизитов судебного дела о финансовой несостоятельности;
  • обстоятельства, по которым заявитель просит отстранить действующего КУ (ФИО) и назначить нового (ФИО);
  • описания обстоятельств и подтверждающих их доказательств;
  • ссылка на законодательный акт, согласно которому производится замена КУ или СРО;
  • просьба о замене кандидатуры или организации;
  • перечень прилагаемых к ходатайству документов;
  • подпись заявителя с расшифровкой.

Копии ходатайства в обязательном порядке должны быть отправлены всем участникам процесса.

С этим шаблоном часто используют: