Устройство

Пожарный крюк КП изготовлен из полосовой стали сечением 25х12 мм. Длина крюка 395 мм, ширина 226 мм. Верхний конец крюка имеет заточку на два конца, а нижний- заканчивается ушком для навязывания трехпрядной веревки диаметром 14-17 мм и длиной 1, 3 м. Другой конец веревки заканчивается петлей длиной 600 мм. Масса крюка 1,6 кг.

Рабочая часть крюка заострена на длине 60 мм и термически обработана. Необработанная часть крюка окрашивается в черный цвет.

Крюк подвергается испытаниям на прочность приложением вдоль оси статической нагрузки, равной 200 кгс, в течение 5.0 мин. При этом не допускается изменение формы крюка.

Спасательные веревки

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.



Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Электрозащитные средства

К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:

перчатки резиновые диэлектрические;

галоши (боты) резиновые диэлектрические;

коврики резиновые диэлектрические размерами не менее 50 x 50 см с рифленой поверхностью;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками (требования к указанным электрозащитным средствам определены ГОСТ);

переносные заземлители из гибких медных жил произвольной длины, сечением не менее 12 мм 2 для пожарных автомобилей, у которых основная система защиты - защитное заземление.

Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.

Сроки проведения испытаний:

перчатки резиновые диэлектрические - один раз в 6 месяцев;

галоши резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

боты резиновые диэлектрические - один раз в 3 года;

ножницы для резки электропроводов с изолированными ручками - один раз в год.

Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.

Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.

Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:

для ножниц - повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;

для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков - проколы, разрывы, наличие отверстий;

для переносного заземления - разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).

Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.

Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.

Переносные заземления применяются для защиты людей от ошибочно поданного или заведенного напряжения.

Переносные заземления состоят из проводов для заземления и закорачивания между собой токоведущих частей всех трех фаз установки, зажимов для закрепления заземляющих проводов на токоведущих частях и наконечника или струбцины для присоединения к заземляющим проводникам или конструкциям. Допускается применение отдельного переносного заземления для каждой фазы.

Переносные заземления должны удовлетворять следующим условиям:

Они должны быть выполнены из голого медного многожильного провода и иметь сечение, удовлетворяющее требованиям термической устойчивости при трехфазных коротких замыканиях, но не менее 16 мм2 в электроустановках до 1000 В.

Конструкция зажимов для присоединения закорачивающих проводов к шинам должна быть такой, чтобы при прохождении тока короткого замыкания переносное заземление не могло быть сорвано с места динамическими усилиями. Зажимы снабжаются приспособлением, допускающим их наложение, закрепление и снятие с шин при помощи штанги для наложения заземления. Гибкий медный провод должен присоединиться к зажиму непосредственно или при помощи надежно спрессованного медного наконечника. Для защиты провода от излома в местах присоединения рекомендуется заключать его в оболочки в виде пружин из гибкой стальной проволоки.

Наконечник на проводе для заземления должен выполняться в виде струбцины или соответствовать конструкции зажима (барашка), служащего для присоединения к заземляющему проводу или конструкции.

Соединения элементов переносного заземления выполняют прочно и надежно путем опрессовки, сварки или сболчивания с предварительным лужением контактных поверхностей. Применение пайки запрещается.

Места для присоединения заземлений должны иметь свободный и безопасный доступ. Переносные заземляющие устройства, применяемые для заземления проводов воздушных линий, могут присоединяться к конструкциям металлической опоры, заземляющему спуску на деревянных опорах или специальному временному заземлителю (штырю).

На каждом переносном заземлении должны быть обозначены его номер и сечение заземляющих проводов. Эти данные выбиваются на бирке, закрепленной на заземлении, либо на струбцине (наконечнике).

Каждое переносное заземление перед употреблением должно быть осмотрено. Переносные заземления осматривают также в тех случаях, если они подвергались воздействию тока короткого замыкания.

При разрушении контактных соединений, снижении механической прочности проводников, расплавлении их, обрыве более 10% жил и т. п. переносные заземления должны быть изъяты из употребления.

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведен в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кгс/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кгс/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Рукавные задержки

С пожаром шутки плохи. К пожарным спасательным веревкам, как и к другому оборудованию и инвентарю для тушения огня предъявляются самые высокие требования. Используют спасательные пожарные веревки строго по назначению - для выполнения аварийно-спасательных работ и для тушения пожаров.

Из чего их изготавливают

Изготавливают пожарную спасательную веревку из полиамида - прочного синтетического материала, износостойкого и термостойкого. На концах подобных веревок находятся термически усаживающиеся гильзы и металлические коуши.

Виды пожарных спасательных веревок

Существуют несколько видов подобных веревок, которые различаются по назначению. Среди них можно выделить два главных вида - веревка спасательная пожарная обычная (ВПС) и веревка ТПВ - термостойкая веревка для тушения пожаров.

  • ВПС является спасательной веревкой, которая применяется для тушения огня в помещениях и снаружи, при этом температура окружающей среды не должна превышать 50 градусов по Цельсию.
  • Веревка ТПВ может быть использована при температуре до 300-сот градусов. При этом нижняя граница температуры составляет минус 50 градусов.

Требования к хранению пожарных веревок

Подобные изделия должны отвечать требованиям технической документации заводов, на которых они изготавливаются. Веревки следует хранить в специальных сумках-чехлах, смотанных в клубок. Чехол и один конец веревки должны быть промаркированы - веревку обвязывают петлей и обшивают тесьмой белого цвета, на чехол крепят бирку. На тесьме и бирке указывают инвентарный номер веревки.

На спасательной пожарной веревке не должно быть дефектов и даже незначительных неровностей, утолщений.

Как проверяют пожарную спасательную веревку на прочность

То, что веревка не утратила своих свойств, должно быть подтверждено не реже, чем раз в 10 дней. Начальники караула и старшие пожарные регулярно проверяют состояние веревки. Как они это делают?

Веревку разматывают и закрепляют одним концом, на ней подтягиваются и зависают на несколько секунд сразу три человека. Если после проверки происходит удлинение веревки - подобная веревка считается непригодной.

Другое испытание проводится один раз в 6 месяцев. Веревку разматывают по всей длине, один конец закрепляют, на второй оказывают статическую нагрузку весом до 400-сот кг. Длительность воздействия - 3 минуты. После этого испытания на веревке не должно оставаться никаких следов - повреждений, разрывов отдельных нитей и пр.

У нас вы можете купить спасательные веревки, шнуры, шпагаты, канаты и веревки самого разного назначения - обращайтесь.

Управление по подготовке и сдаче нефти и газа

И Н С Т Р У К Ц И Я

(обозначение)

УТВЕРЖДАЮ:

Главный инженер УПСНиГ

В.А. Петров

«___»_______________2007г.

И Н С Т Р У К Ц И Я

по эксплуатации и испытанию страховочных поясов и веревок

(обозначение)

1. Общие требования

1.1. Предохранительные пояса и страховочные веревки применяются рабочими для предохранения падения при выполнении работ на высоте, а так же при выполнении работ в канализационных, водопроводных колодцах, резервуарах.

1.2. Исправность предохранительного пояса и страховочной веревки должны проверяться рабочим каждый раз перед их применением, а ответственным ИТР не реже 1 раза в декаду месяца.

1.3. На каждом поясе должна быть бирка с указанием номера и даты испытания, а также клеймо завода изготовителя, подтверждающее пригодность к работе и указывающую дату его изготовления.

1.4. У мастера должен быть журнал регистрации проверки поясов в котором записывается дата и результаты проверки после каждого осмотра.

2. Испытание предохранительных поясов и страховочных верёвок

Все предохранительные пояса и страховочные веревки перед применением должны испытываться на механическую прочность по методике ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) (ГОСТ 12.40.89-86.)

2.1. Статическому испытанию следует подвергать все пояса из полученной партии. При испытании статической нагрузкой пояс должен закрепляться на жесткой опоре и к карабину подвешивается груз весом 400Н(400кгс). Время испытания –5 минут.

2.2. Страховочная веревка испытывается на прочность не реже, чем 2раза в год статической нагрузкой,указанной в инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

2.3. Для испытания страховочную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 225кг. на 5 минут. После снятия нагрузки на страховочной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Страховочную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

2.4. Динамическому испытанию подвергается каждый десятый пояс из полученной партии.

Динамическому испытанию поясов на прочность производить согласно ГОСТ 12.4.034-2001 (ЕН 133-90) (ГОСТ 12.40.89-86.)

2.5. Пояса считаются выдержавшими испытание, если при осмотре после их испытания не будет обнаружено разрушений и остаточных деформаций элементов поясов.

2.6. В случае обнаружения дефекта при динамическом испытании вся партия поясов бракуется.

2.7. Пояса и страховочные веревки отбраковываются и снимаются с эксплуатации в случае:

¨ Наличие следов глубокой коррозии на металлических частях;

¨ Наличия порчи швов;

¨ Наличие выпавших пистонов.

¨ Разрывов или перетирания волокон страховой веревки более допустимого;

¨ Повреждение связок или карабинов;

¨ Разрывов и трещин в поясном ремне и других неисправностей, ослабляющих прочность пояса

¨ Конструкция замыкающего устройства не соответствует ГОСТ.

2.8. Испытание страховочных поясов и веревок производится под руководством ответственного лица назначенного приказом по предприятию.

2.9. Результаты технического освидетельствования страховочных поясов и веревок заносятся в эксплуатационный паспорт по следующей форме:

Дата освидетель-ствования

Результаты освидетельствования

Дата следующего освидетель-ствования

Должность, Подпись проверявшего

Примечание

3. Меры безопасности

3.1. Пользоваться поясом и страховочной веревкой по истечению срока испытания, а так же использовать их не по назначению- ЗАПРЕЩАЕТСЯ

3.2. Предохранительные пояса и страховочные веревки должны отвечать следующим требованиям:

¨ Предохранительный пояс должен быть надежным средством для предупреждения от падения при работе на высоте и отвечать требованиям ГОСТ или соответствующим нормам.

¨ Страховочная веревка должна отвечать следующим требованиям - не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются не более 15шт.на 200мм длины веревки.

¨ Материалы из которых изготовлены предохранительные пояса и страховочные веревки должны хорошо противостоять действию атмосферных осадков, солнечных лучей и перепаду температур.

¨ Запрещается проводить самостоятельный ремонт пояса или работать с поясом не прошедшим испытания на статическую нагрузку перед выдачей в эксплуатацию.

¨ Точка крепления страховочной веревки должна находиться выше центра тяжести человека.

Веревка пожарная спасательная — это веревка, предназначенная для вооружения подразделений ГПС, используемая для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Бирка на чехле

Периодичность проверок

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Форма журнала испытаний ПТВ

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Характеристика

Характеристика

Порядок испытаний

На прочность

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Схема испытания веревки на прочность

Статическое испытание

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Статическое испытание

Динамическое испытание

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Динамическое испытание

Требования правил по охране труда

Запрещается :

  • мокрые или имеющие большую влажность спасательные веревки;
  • спасательные веревки не состоящие в боевом расчете;
  • веревки предназначенные для других целей.

Спасание и самоспасание можно начинать только убедившись, что:

  • длина спасательной веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.);
  • спасательная петля надежно закреплена на спасаемом;
  • спасательная веревка закреплена за конструкцию здания и правильно намотана на поясной карабин пожарный.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Учебник для высших образовательных учреждений МЧС России М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко, Н.И. Ульянов, М.В. Алешков, А.В. Рожков, А.В. Плосконосов, С.А. Шкунов, В.М. Климовцов, С.П. Храмцов «Пожарная и аварийно-спасательная техника» Москва 2012;
  • Учебник М.Д. Безбородько «Пожарная техника». АГПС Москва 2004;
  • Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И., Кузнецов Л.M., и др. «Эксплуатация пожарной техники». — М.: Стройиздат, 1991 . — 415 с.

Больше информации по теме:

Ручные пожарные лестницы: назначение, устройство, виды и характеристики ГАСИ ЭКОНТ: назначение и технические характеристики

К средствам спасательным пожарным относятся:

1. Лестницы ручные пожарные:

Лестницы штурмовые

Лестницы-палки

Лестницы выдвижные

2. Устройства спасательные пожарные: предназначено для спасения людей из высотных зданий в условиях чрезвычайных ситуаций.

Устройства рукавные спасательные; для спасения людей, материальных ценностей – оборудование с высокой пропускной способностью

Устройства канатно-спускные спасательные; Устройство канатно-спускное пожарное- спасательная система, состоящая из каната (ленты) и тормозного устройства и предназначенная для спасания людей и самоспасания пожарных с высотных уровней объектов различного назначения в случаях угрозы их жизни, а также для решения оперативно-тактических задач при ведении боевых действий по тушению пожаров и проведению связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ .

Верёвки спасательные пожарные;

Маты пневматические, полотна спасательные. предназначены для гашения энергии падающих с высоты людей при пожарах и других аварийных ситуациях в зданиях и сооружениях ограниченной этажности в исключительных случаях при отсутствии или недостатке других спасательных средств.

3. Предметы снаряжения пожарных:

Пояса пожарные спасательные и подвесные системы;

Карабины пожарные;

Кобура для топора пожарного поясного.

5. Назначение спасательных веревок и их применение. Порядок и сроки испытания .

Веревка пожарная спасательная – веревка, предназначенная для вооружения подразделений ГПС, используемая для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Веревки могут быть обычного исполнения (ВПС) и термостойкие (ТПВ). Веревки изготовляют из высококачественного льна или из синтетических волокон. Длина спасательной веревки 30-50 м. Хранят веревки в чехлах из водонепроницаемой ткани.

Веревки должны храниться в закрытых помещениях (отсеках автомобиля) с влажностью не более 70 %, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина и других растворителей, на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

6. Меры безопасности при работе со спасательными средствами .