Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Жертвоприноше́ние - форма религиозного культа, существующая в той или иной степени в большинстве религий; преследует цель установления или укрепления связи личности или общины с богами или другими сверхъестественными существами путём принесения им в дар предметов, обладающих реальной или символической ценностью для жертвователя.

Жертвоприношение - очень сложное явление, и корни его разнообразны. Одни связывают его возникновение с обычаем кормления умерших (Инферия), другие с традициями задабривания и умилостивления духов, совместных родовых трапез , с верой в колдовскую силу жертвенного животного и т. п. Широкое распространение жертвоприношения свидетельствует о том, что оно отвечало глубоким психологическим потребностям людей.

Разновидности

Снятие шкуры жертвенных животных во время праздника

В истории всех религий известны самые разнообразные формы жертвоприношения - от простейших и невинных (водокропление или возлияние в честь духов и богов перед едой и питьем) до кровавых и жестоких человеческих жертвоприношений у ряда древних народов и гекатомб (заклание 100 быков) в античном мире .

Древнейшие формы жертвоприношения: кормление покойников и кормление фетишей , умилостивительное и искупительное жертвоприношение, жертва первинок (обрядовое снятие табу , наложенного временно на продукты собирательства или земледелия, на приплод стад и др.).

Особо жестокими формами жертвоприношения были принесение в жертву богам детей (Древняя Финикия , Карфаген), религиозное самоубийство (Индия , Япония), самооскопление (культ Кибелы в Малой Азии , скопцы в России).

Формами жертвоприношения можно считать посвящение духам живых животных (Сибирь), монашество , религиозный аскетизм , посты и др. Смягчённые формы жертвоприношения - символические жертвы из бумаги (Китай), приношение вставных предметов и др. Пережитки жертвоприношения в той или иной форме сохранились во всех современных религиях: возжигание свечей и лампад, освящение пищи и тому подобное .

Жертвоприношение в иудаизме

Жертвоприношение в христианстве

Евхаристия - бескровное жертвоприношение

Однажды и навсегда принесённая Иисусом Христом роду человеческому крестная жертва предполагает как можно более частое личное соединение (приобщение) каждого христианина с Жертвой евхаристической - благодарственной, воспоминающей в обрядах Голгофскую жертву Христа, и являющейся её воспоминанием и переживанием . При этом в таинстве Евхаристии хлеб и вино таинственным образом пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христовы. Учением о Евхаристии (греч. благодарение ) как о жертве Католическая и Православная церкви отличаются от протестантов . Согласно учению последних, жертва за весь мир принесена однажды и навсегда самим Иисусом Христом, в его крестной смерти, после чего уже никакая новая жертва за мир не нужна и неуместна (Евр. ).

Названием бескровной жертвы Евхаристия противопоставляется жертвоприношениям животных, главным образом, в древнем иудаизме (см. Жертвоприношения в иудаизме). В отличие от современного иудаизма, в христианстве жертвоприношение является центральным элементом не только культа, но и всего учения: добровольное самопожертвование Иисуса Христа выступает в качестве искупительной жертвы за грехи всех людей всего мира. В преобразованной форме евхаристии (вкушения тела и крови Христовых) жертвоприношение остается главным таинством христианской церкви, являясь основой христианского богослужения.

Удхия

Удхия (араб. أضحية - жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца ) - обряд жертвоприношения, совершаемый во время празднования Курбан-байрама (араб. Ид аль-адха). Жертвой могут быть копытные животные: верблюды, коровы, овцы и другие животные, употребление в пищу которых не запрещено . Удхия является необязательным, но желательным деянием (сунной) для мусульман. Одному человеку дозволено принести в жертву одну овцу, а семерым - верблюда или корову. Мясо жертвенных животных обычно делят на три части. Одну часть оставляют для пищи, вторую раздают в качестве милостыни, а третью - в качестве дара. При заклании животного его кладут головой в направлении Мекки (кибла) и произносят слова «Бисмиллях» или «Аллаху Акбар», а затем перерезается горло.

Акика

Акика (араб. عقيقة - перерезание ) - жертвоприношение одного или двух баранов в знак благодарности Богу за рождение ребёнка. Акикой также называется животное, которое приносится в жертву при появлении на свет ребёнка. Арабы часто называют акикой волосы новорожденного. В доисламской Аравии арабы язычники совершали акику только в случае рождения мальчиков, и лишь с приходом ислама этот обычай изменился . За мальчика полагается два барана, каждый из которого должен отвечать условиям жертвенного животного (удхия). За девочку в жертву приносится один баран. Обычно заклание животного происходит на седьмой день после рождения ребёнка. В том случае, если не получается сделать это вовремя, мусульмане режут животное в любое другое время, как можно быстрее.

Назр курбан

Назр курбан (араб. نذر قربان - обетованная жертва ) - жертвоприношение, которое человек добровольно делает для себя обязательным (ваджибом). Если мусульманин связывает Назр курбан с каким-либо условием и, например, говорит: «Если выздоровеет больной, и я принесу жертву во Имя Аллаха», то после выздоровления больного сделать жертвоприношение становится для него обязательным. Если же мусульманин не связывает жертвоприношение с какими-либо условиями, то он волен сделать это жертвоприношение в любое время. Мясо жертвенного животного (назр) нельзя есть тому, кто принес его в жертву. Также это мясо нельзя есть его близким родственникам (жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам). Кроме того, мясо жертвенного животного нельзя давать тем, кто имеет достаток.

Ответ: Центральное событие всего Нового Завета - добровольная искупительная жертва Иисуса Христа, обеспечившая человечеству возможность прощения грехов и спасения. Но была ли этим актом снята сама проблема как таковая? В данной связи уместен вопрос об отношении христианства к человеческим жертвоприношениям вообще.

Несомненно, обычай приносить кровавые жертвы, в том числе человеческие, уходит у кочевых племен Ближнего Востока (как и у многих других) в седую древность.

Был таковой, по-видимому, и у древних евреев, со временем сменившись искупительной жертвой животных.

Кровавые жертвы Богу проходят через весь Ветхий Завет. В первую очередь, это касается животных. Яркий пример - жертвоприношение Моисея в день, когда евреи приняли Закон (Тору). Половина жертвенной крови пошла на окропление жертвенника, половина - на окропление народа со словами: «Вот кровь Завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» (Исх. 24:1-11). Но животными дело не ограничилось.

Невозможно иначе как жертву интерпретировать те чудовищные, необъяснимые по жестокости избиения, которые Израиль учинил семи народам, на территории которых он расселился в Земле Обетованной. Когда по прямому повелению Господа, данному через Моисея или Иисуса Навина59, в городах-государствах уничтожалось «все дышащее», включая не только стариков, женщин и детей, но и лошадей, верблюдов, мелких домашних животных. Так были уничтожены народы хеттеев, гергесеев, амор- реев, хананеев, ферезеев, евеев и иевусеев.

А разве не просматривается отчетливо ритуальный характер убийств пленных, учиненных «праведным» и «кротким» царем Давидом? Он поступал так: "Поразил моа- витян и смерил их веревкою, положив на землю; и отмерил две веревки на умерщвление, а одну веревку на оставление в живых" (2 Царств VIII:2). Или так: "И взял Давид венец царя их с головы его... и возложил... на свою голову, и добычи из города вынес очень много. А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами аммонитскими" (2 Царств XII:30-31).

Как видим, христианская традиция (как ветхо-, так и новозаветная) насчитывает немалый ряд примеров человеческих жертвоприношений, отношение к которым не только терпимое, но и одобрительное. Подтвердим это еще более выразительными примерами.

Во-первых, это всем известная история Авраама и Исаака. Перед нами, так сказать, первая проба, первая попытка Бога поднять вопрос о заклании Ему в жертву человека. Характерно, что Авраам воспринял просьбу Бога принести в жертву собственного сына, любимого, как вполне законную. Он не возмутился, не воспротивился и со своей стороны сделал все, как нужно. Это говорит о том, что, хотя, конечно же, отцовское сердце восставало против такой просьбы, сама по себе идея принести невинного отрока в жертву Богу была приемлема для сознания человека того времени. Она не поражала сверхъестественной жестокостью. Как мы знаем, в самый последний момент вместо мальчика Бог разрешил закласть овна, запутавшегося рогами в кустарнике. В этом символе, видимо, запечатлелся исторический момент принципиального отказа древних кочевников от человеческих жертв с их «равноценным» замещением. Отголосок этого события, некогда имевшего место, мы видим и в заповеди, данной Богом Моисею: «Все, разверзающее ложесна [то есть, впервые рождающееся естественным образом через половые органы особи женского пола], Мне, как и весь скот твой мужского пола, разверзающее ложесна, из волов и овец; первородное из ослов заменяй агнцем, а если не заменишь, то выкупи его; всех первенцев из сынов твоих выкупай» (Исход, XXXIV:19-20. - Выделено мной. - И. П.).

На сей раз дело, к счастью для людей, в нем участвовавших, окончилось только разговором; реально в жертву никто принесен не был. Жертва в облике человека оказалась отвергнута Богом. Но те, кто выводит отсюда заключение о неприемлемости или неугодности для Бога человеческих жертв вообще, глубоко неправы, как станет ясно из дальнейшего.

Во-вторых, следующий документально зафиксированный эпизод человеческого жертвоприношения (на сей раз состоявшегося, следовательно, принятого Богом как должное) - это случай с дочерью Иеффая. О нем редко кто знает, этот эпизод всеми всегда замалчивается, поэтому расскажем его подробно. Названный Иеффай был сыном блудницы, а стал со временем выдающимся полководцем своего времени и вождем жителей всего Галаада, победителем исконных врагов евреев - аммонитян. И вот, перед решающей битвой «дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь ам- монитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Книга Судей XI:29-31). Иеффай победил. Это значит, что жертва, о которой Господь Бог знал, конечно, наперед, оказалась Ему угодна, и условия обета оказались Им приняты.

Первой по приезде встретила Иеффая его любимая и единственная дочь, девственница (как то и положено для жертвы). «И он совершил над ней обет свой, который дал» (там же, 34-40). То есть, изжарил дочь целиком на жертвенном огне («всесожжение»), предварительно, как следует надеяться, выпустив из нее всю кровь.

В данном случае никакой замены жертвы и отмены жертвоприношения не произошло. Иеффай - не Авраам, и его дочь - не Исаак. Жертва была охотно принята Господом полностью и до конца. Так в Библии появился задокументированный прецедент, который не стал ни единственным, ни последним.

В-третьих, во Второй книге Царств рассказано о семи сыновьях из дома Саула, которых Давид - любимец Бога, праведный во всем, кроме поступка с Вирсавией и ее мужем Урией, - выдал гаваонитянам. «И они повесили их [на солнце] на горе перед Господом. И умилостивился Господь над страной после того» (II Царств, XXI:9, 14). Эпизод слишком красноречив и ясен по смыслу сам по себе, чтобы его комментировать. Подобного рода случаи имеются и еще, о некоторых из них скажем здесь же.

В книге Числ рассказывается о прямом приказании самого Бога: «И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Числа XXV:4). Что и было сделано. Сколько именно начальников народа пришлось повесить Моисею, Библия, обычно точная в цифрах, умалчивает, но явно не мало. Перед нами - типичное жертвоприношение, по схеме не отличающееся от того, которого Бог потребовал от Авраама. Хотя и по-другому закончившееся.

Иисус Навин посвятил Господу (то есть, принес ему в жертву) уже всех жителей города Гая, «а царя гайского повесил на дереве до вечера».

В-четвертых, как всем хорошо известно, узнав от волхвов о рождении некоего мистического Царя Иудейского, реальный иудейский царь Ирод «встревожился и весь Иерусалим с ним» (Мф. 2:1-3). Однако, поскольку волхвы лишь указали на город Вифлеем как место рождения Христа, но не вернулись к Ироду и не выдали, где именно живет Христос, то «встревоженный» Ирод принял радикальное решение: «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2:16. - Выделено мной. - И.П.). После чего Ирод счел дело сделанным и успокоился, решив, что у опасного соперника шансов уцелеть нет. Таким образом сотни, а может быть тысячи младенцев были убиты вместо одного Иисуса Христа, иными словами - за Него. Их жизнями, помимо воли, была выкуплена Его жизнь, ибо Ирод понадеялся на статистический результат и не стал доискиваться, к кому именно шли волхвы. А ведь мог бы предварительно провести расследование, и тогда младенцы бы уцелели, но Иисус - погиб. Невинные дети (и их родители) пострадали только за то, что родился Иисус Христос, их обрек на страшную гибель сам факт его рождения. Это самая колоссальная, жестокая и кровавая жертва, когда-либо принесенная за Бога и для Бога. Конечно же, Богу ничего не стоило сделать так, чтобы этой гибели множества еврейских младенцев, выкупивших своей безвинной смертью жизнь Иисуса Христа, вовсе не бы- ло. Но она была, и трактовать это можно лишь одним способом: как искупительную жертву мира, ответом на которую стала искупительная жертва самого Христа.

В-пятых. Теоретически самопожертвование Иисуса Христа должно было бы стать самой последней жертвой в иудейской и христианской традиции. На деле же - наоборот, с него-то и началась долгая и кровавая история жертвоприношений ради Бога и ради лично Христа. Начиная с мученических смертей апостолов и других последователей Бога-Слова, человеческие жертвоприношения выражались в дальнейшем в избиениях целых народов (например, в Латинской Америке), отказывавшихся христианизироваться, а также многих сотен тысяч т. н. еретиков (катаров, альбигойцев, гуситов, гугенотов и др.) и инаковерующих (Тридцатилетняя война, Варфоломеевская ночь и др.), а также в изжаривании на кострах сотен тысяч обвиненных в ереси, в колдовстве, в ведовстве, в пропаганде научных знаний, не совместимых с учением Церкви, и т. п. Жертвенный дым от этих костров, и довольно густой, поднимался веками, в то время как всесожжения жертвенных животных уже давным-давно, с разрушения Иерусалимского Храма, не наблюдалось. Таким образом можно сказать, что произошел процесс, обратный тому, что был в далекой древности: в кровавых жертвоприношениях люди успешно заменили собой животных, и эта жертва была принята Богом.

Все эти гекатомбы жертв, совершенных во имя истинной веры и во славу Бо- жию, конечно же, есть не что иное как древнейший священный обряд, известный людям, - обычай, меняющий лишь форму от эпохи к эпохе. Нет никаких оснований полагать, будто этот обычай должен исчезнуть. Предсказать сегодня его формы вряд ли возможно, но жертва, скорее всего, не будет отвергнута.

ВВЕДЕНИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ

По определению большинства словарей, "пожертвовать" - значит отказаться от чего-то важного и нужного ради кого-то или чего-то другого.

Теперь обратимся к Священному Писанию. Следующие термины используются в Библии для описания акта жертвоприношения:

1. Для описания не кровавой жертвы обычно употребляется Еврейское слово: "minha" , которое имеет следующие значения:

а) Дар, подарок (Бытие 32:13 "И ночевал там Иаков в ту ночь. И взял из того, что у него было, в подарок Исаву, брату своему ", также Бытие 32:18,20-21; Бытие 43:11);
б) Дань или подать (2 Царств 8:2,6; 4 Царств 17:4 "И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год "); или
в) Дары, приношения Богу (1 Паралипоменон 16:29 "…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его"; Исаия 1:13 "Не носите больше даров тщетных…"),


2. Нечто сближающее человека с Богом; пожертвование как символ завета между Богом и человеком (Еврейское слово: "qorban" ).

3. Кровавая жертва (Еврейское слово: "zebah" от "zabah" , "оставаться"), главной идеей является пролитие крови. Это понятие является абсолютно противоположным описанному в пункте №1- "minha" (Псалтирь 39:7) и в пункте №4 ""ola" - "всесожжения" (Исход 10:25 "Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему "; Исход 18:12 "И принес Иофор, тесть Моисеев, всесожжение и жертвы Богу ").

4. Всесожжения (Еврейское слово ""ola" ), жертва, пожираемая огнём (Левит 1:3 "Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; и возложит руку свою на голову жертвы всесожжения - и приобретет он благоволение, во очищение грехов его; и заколет тельца пред Господом; сыны же Аароновы, священники, принесут кровь и покропят кровью со всех сторон на жертвенник, который у входа скинии собрания; и снимет кожу с жертвы всесожжения и рассечет ее на части; сыны же Аароновы, священники, положат на жертвенник огонь и на огне разложат дрова; и разложат сыны Аароновы, священники, части, голову и тук на дровах, которые на огне, на жертвеннике; а внутренности жертвы и ноги ее вымоет он водою, и сожжет священник все на жертвеннике: это всесожжение , жертва, благоухание, приятное Господу ").

5. Греческое слово "thusia" одновременно описывает и жертву , и процесс жертвоприношения (будь то в прямом или в переносном смысле) - Ефесянам 5:2 "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное ".

6. Греческое слово "prosphora" - "дар" или "приношение". В Новом Завете это слово переводится как жертва или приношоение (Деяния 21:26; 24:17; Ефесянам 5:2 "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное "; Евреям 10:5 "Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне ");

7. Греческое слово "holokautoma" переводится как "всесожжения" (Евреям 10:6 "Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе "). Это то же самое понятие, которое описано в пункте №4.

I. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ДО ЗАКОНА

1. Адам и Ева
Бытие 3:21 "И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их "
А. Из чего были сделаны одежды для Адама и Евы?
Сказано, что это были кожаные одежды. Стало быть, они были сделаны из какого-то убитого зверя. Это первое упоминание о смерти животного, и вообще о смерти живого существа.

Б. Глагол "одел" - в оригинале "покрыл". В греческом языке этот глагол означает "скрывать" или "покрывать" и чаще всего переводится как "прощать", "покрывать грехи". Римлянам 4:7 "Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты ".
В 1 Коринфянах 13:4-7 описаны характеристики истинной любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает , всему верит, всего надеется, все переносит ". В 7-м стихе упоминается выражение "всё покрывает". Это та же идея покрытия и прощения.

В. Кто сделал Адаму и Еве одежды, кто покрыл их наготу?
Бог сделал кожаные одежды Адаму и Еве. Бог убил животного, вместо того, чтобы убить Адама и Еву за их грех. Таким образом Бог первым познакомил людей с идеей жертвоприношения: "Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения " (Евреям 9:22 ).

2. Каин и Авель (Бытие 4:1-15)
Жертвоприношение Авеля было принято Богом, потому что:
* Авель был праведным (1 Иоанна 3:11-12 "Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего . А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны "), а также
* Жертвоприношение Авеля было принесено Богу с верой (Евреям 11:4 "Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен , как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще ").

Здесь мы видим, что Авель принес жертву Богу от стада. Нужно отметить, что до потопа люди не ели мяса. Животные были убиваемы людьми только для того, чтобы принести жертву Богу.

3. Ной
Бытие 8:20-22 "И устроил Ной жертвенник Господу ; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся "

4. Иов
Иов 1:5 "Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все такие дни ".

5. Авраам (Бытие 22:1-19).
Бытие 12:8 "Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа ".
Бытие 13:18 "И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу ".
Как мы видим, жертвы Богу приносились как до Потопа, так после Потопа, задолго до того, как Бог дал закон Моисею и обществу Израилеву.

II. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

1. Заключение Завета
При Моисее Господь Бог вступил с обществом народа Израилева в Завет. Это был завет между Богом и Израилем. Это событие произошло у горы Синай и сопровождалось жертвоприношениями.
Однако фундаментальным принципом и условием этого Завета было послушание Богу, а не жертвоприношения .
Исход 19:4-8 "…вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе; итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой , то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым. И пришел Моисей и созвал старейшин народа и предложил им все сии слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: всё, что сказал Господь, исполним . И донес Моисей слова народа Господу ".

Даже в истории об Аврааме, который послушался Бога, когда Он повелел ему принести в жертву единственного своего сына Исаака, то Бытии 22:17-18 Бог сказал: "Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего ".

Таким образом, Господь этим заветом сместил фокус с жертвоприношений на послушание и верность Яхве. Жертвоприношения были второстепенными, и именно поэтому они не имели значения, если не сопровождались послушанием и богобоязненностью. Притчи 15:8 "Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему ". Притчи 21:3 "Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее ". Екклесиаст 4:17 "Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают ".
Даже отцам их Бог не давал заповедь о всесожжениях: Иеремия 7:21-23 "Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо; ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день , в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве ; но такую заповедь дал им: "слушайтесь гласа Моего , и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо" ".

2. Типы жертвоприношений
Приношение первых плодов : - Притчи 3:9 "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих ".

Мирная жертва : Притчи 7:14 "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои ". Левит 3; 7:11-21, 29-34.

Жертва за грех : Притчи 14:9 "Глупые смеются над грехом [над жертвой за грех], а посреди праведных - благоволение ". Исход 29:10-14 "И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца, и заколи тельца пред лицем Господним при входе в скинию собрания; возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь вылей у основания жертвенника; возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике; а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это - жертва за грех ". Так же: Левит 4-6:13; 9:7-11, 22-24; 12:6-8; 15:2, 14, 25-30; 14:19, 31; Числа. 6:10-14. В день Искупления эта жертва приносилась с ещё большей серьезностью и торжественностью (Левит 16:5, 11, 15 ).

Всесожжения : Исход 40:29 "…и жертвенник всесожжения поставил у входа в скинию собрания и принес на нем всесожжения и приношение хлебное, как повелел Господь Моисею ". Числа 28:11 .

Жертва возлияния : Числа 15:5 "…и вина для возлияния приноси четвертую часть гина при всесожжении, или при заколаемой жертве, на каждого агнца ", Осия 9:4 "Не будут возливать Господу вина ", Исход 29:41, 30:19 .

Курения благовонные : Исход 30:34-36 "И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас ".

Добровольные дар : Исход 35:29 "…и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу ". 2 Коринфянам 9:7 "Доброхотно дающего любит Бог ".

Каждое жертвоприношение базировалось на идее искупления в сочетании с идеей всесожжения, дым и курение от которого должны были подниматься к Богу и обоняться великим Иеговой (Левит 1:13 ). Порядок жертв по закону был таковым:

Жертва за грех à Всесожжения à Мирная жертва (Левит 8:14-22; 9:8-22; 12:8; 14:19-20). Духовная последовательность, в которой грешник нуждался, заключалась в следующем: (1) искупление жертвой за грех; (2) после чего он мог приносить другие жертвы и курения (Псалтирь 50:19), возносимые Богу и принимаемые Им, (3) радость общения и мир с Господом Богом, выражавшиеся в принесении мирной жертвы.

Таким образом, Закон показывал, что войти в присутствие и покой Бога можно было только после того, как человек избавился от греха.

III. ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА

1. Учение Иисуса о жертвоприношениях
С одной стороны, Иисус ничего против системы жертвоприношений не имел. Вспомните прокаженных, которых он исцелил и послал в храм, чтобы они показались священнику и принесли положенные жертвы за очищение (Матфея 8:4 ).
С другой стороны, Иисус учит, что Бог не примет жертву до тех пор, пока она не будет принесена с чистым сердцем: Матфея 5:23-24 "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой ". Этот стих иллюстрирует следующий принцип: Если ты пытаешься умилостивить Бога дарами, тогда как сам не проявляешь милости к ближнему, то это пустая трата времени. Посему Иисус и повелел сначала пойти и примириться с ближним, оказав ему милость, а потом уже приходить пред лицо Бога и просить милости у Него.
Таким образом, Иисус применяет пророческое высказывание Осии о том, что Богу больше угодна милость, чем жертва (Матфея 9:13; 12:7 ). Кроме того, Иисус одобрил высказывание одного из книжников, который сказал, что любовь к Богу и ближнему стоит выше всякого жертвоприношения (Марка12:33 ).

Более же всего нужно помнить ещё очень важное учение Иисуса Христа. Он учил, что Его кровь, "за многих изливаемая", является кровью Нового Завета (Марка 14:24; Матфея 26:28; Лука 22:20 ). Таким образом, Его жертва является высшей жертвой. И Его завет стоит выше прежнего Ветхого Завета.

2. Иисус - совершенная жертва
Смерть Иисуса на кресте является:

А. Жертвой Завета (Марка 14:24 "И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая ", Матфея 26:28, Лука22:20; Евреям 9:15 "И потому Он есть ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное ");

Б. Жертвой за грех (Римлянам 8:3 "Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти"; 2 Коринфянам 5:21 "Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех , чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом "; Евреям 13:11-12 "Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, - то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею , пострадал вне врат "; 1 Петра 3:18 "потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ");

В. Пасхальной жертвой (Пасхальный Агнец) - 1 Коринфянам 5:7 "Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос , заклан за нас "; как жертва, приносимая Израилем в День Искупления (Евреям 2:17 "Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа "; также в Евреям 9 главе ).

3. Новый Завет о жертвоприношениях и пожертвованиях.
А. Материальная жертва:
* Денежные пожертвования: 1 Коринфянам 16:1-4 "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим. А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут ".

* Благотворительность: Евреям 13:16 "Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ".

* Пожертвование (финансы, пища, одежда): Филипийцам 4:18 "Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу ".

Б. Духовная жертва:
Иоанна 4:24 "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ".
1 Петра 2:4-5 "Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы , благоприятные Богу Иисусом Христом ".

ЧТО ЭТО ЗА ДУХОВНЫЕ ЖЕРТВЫ???


· Дух сокрушенный: Псалтирь 50:19 "Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже".


· Наши тела: Римлянам 12:1 "Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего".
Римлянам 6:13 "…и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу , как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности".

· Наша жизнь: Галатам 2:20 "…и уже не я живу, но живет во мне Христос . А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня".
Филиппийцам 1:21 "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение".

· Жертва хвалы: Псалом 115:8 "Тебе принесу жертву хвалы , и имя Господне призову".
Евреям 13:15 "Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы , то есть плод уст , прославляющих имя Его". Псалтирь 49:14,23 "Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои ... Кто приносит в жертву хвалу , тот чтит Меня".
Псалтирь 68:31-32 буду славить имя Бога моего в песне , буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднее Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами".

Молитва: Псалтирь 140:2 "Да направится молитва моя, как фимиам , пред лице Твое, воздеяние рук моих - как жертва вечерняя". 1Тимофею 2:1-4 "Итак прежде всего прошу совершать молитвы , прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу , Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины". Исаия 56:7 "Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов".

· Жертва веры и служения Господу: Филиппийцам 2:17 "Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей , то радуюсь и сорадуюсь всем вам". Римлянам 15:16 "…быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать священнодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников , будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу".

· Милосердие и познание Бога: Осия 6:6 "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений". Михей 6:6-8 ""С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчётными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего - за грех души моей?" О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо , любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим".

· Любовь к Богу и ближнему: Марка 12:32-33 "…один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв".


Таким образом, вы видите, что Господь Бог всегда требовал от человека послушания. Оно всегда стояло на первом месте. И сегодня Господь Иисус предупреждает нас: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного " (Матфея 7:21)

А воля Бога состоит в том, чтобы мы верили в Единородного Сына Божия, умершего вместо нас на кресте и заплатившего Своей Святой кровью за все наши грехи.


Деяния 17:30-31 "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых ".


Деяния 2:38 "...покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа ".


Иисус пожертвовал Своей жизнью ради вас. А чем пожертвовали ради Него вы?

Христианство на Руси возникло с незапамятных времен, и до сих пор Православные христиане составляют большинство населения России. Христианство - это одно из направлений в религии которое в своей основе имеет заповеди Иисуса Христа.

Но настоящий христианин это не тот кто постоянно ходит в церковь и соблюдает все храмовые посты и праздники. Истинным наследником учителя может считаться лишь тот, кто в мирской жизни придерживается его заповедей.

Христианская церковь очень много сделала и...

Этот стих - ответ тем, кто сомневается в божественном происхождении Вед, в Бхагавад-гите это утверждается неоднократно - что Веды исходят из Господа непосредственно. Поэтому в Ведах нет ошибок. В Упанишадах также сказано, что четыре Веды - Риг-, Яджур-, Сама- и Атхарва-Веда - исходят из дыхания Верховной Личности Бога.

Высшая Истина абсолютна. Это значит, что Господь делает любой частью Своего тела любое действие. В Ведах сказано, что Он оплодотворяет взглядом, говорит дыханием или берет...

"В начале создания Господь всех творений указал поколениям людей и полубогов на жертвоприношение для Вишну, и благословил их, говоря: Будьте счастливы этой ягьей [жертвоприношением], потому что ее исполнение наградит Вас всем желаемым для счастливой жизни и достижения освобождения"

Выполняя ягьи, обусловленные души начинают постепенно осознавать Господа и во всех отношениях становиться благочестивыми. В Кали-йугу ведические писания рекомендуют санкиртана-ягью, воспевание имен Господа, и...

Изложение книги В.А.Кожевникова “Буддизм в сравнении с христианством”. Основные мысли труда В.А.Кожевникова “Буддизм в сравнении с христианством” (В 2 т. Пг., 1916) заслуживают широкого распространения. Препятствием этому являются, однако, размеры книги, в ней почти 1400 страниц, и то обстоятельство, что она появилась незадолго до большевистской революции, следовательно, не успев распространиться, исчезла, вероятно, на книжном рынке. Поэтому я счел полезным дать краткое изложение этой книги...

Вопреки всем убеждениям, у масонов главной задачей и целью является организация мирового правительства, и правление всей планетой. Хотя сами масоны это категорически отрицают, по их словам они ничего не имеют против Христианства.

Но это ложь и неправда, если они в открытую не разваливают Христианство это не значит, что они ничего не предпринимают для уничтожение Христианской веры. По мимо Христианской веры в их задачи входит уничтожение других религий мира, это Мусульманство и Буддизм...

Бог абсолютен, в Нем отсутствует двойственность. Все является или Им прямо или Его энергией, распространением. Бог - это абсолютная категория, к которой относится все. Он находится в Своей абсолютной обители и в то же время Он пребывает всюду.

Нам несколько трудно это понять, поскольку наше положение иное. Мы не являемся всем, мы очень малы, поэтому мы в двойственности. Например наше материальное тело - лишь обозначение, тело - одно, а "я" - другое. Так, вы видите две категории 1. тело, 2 - я...

В 30-х годах XIX в в США возникла секта адвентистов (от лат. „адвентус" - приход, пришествие). Основателем секты был В. Миллер (ум. в 1849), предсказывавший второе пришествие Иисуса Христа на землю в 1844 г. Вера в близкое пришествие Христа, который должен будет установить тысячелетнее царство и совершить над грешниками последний суд, является основой вероучения секты.

Адвентисты заявляют, что отрицают бессмертие души. Они считают, что после смерти душа человека как бы погружается в сон...

Наше время из-за отсутствие веры в людях, породило множество древних языческих практик и суеверий. Почти в каждой газете можно встретить объявление: "Сниму сглаз и порчу, приворожу любимого человека, сниму венец безбрачия, излечу от..." и т.д. и т.п. Иногда можно увидеть и такое заключение "православная матушка...".

Многие современные люди, считающие себя христианами, даже не знают о том, что Библия категорически запрещает обращаться к подобным людям. В книге Второзакония Господь говорит...

Бог требовал жертвоприношения животных для обеспечения временного прощения грехов и предзнаменования безупречной и полной жертвы Иисуса Христа (Левит 4:35; 5:10). Жертвоприношение животного является важной темой в Священном Писании, так как «без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Когда Адам и Ева согрешили, Бог убил животных, чтобы дать тем одежду (Бытие 3:21). Каин и Авель приносили жертвы Господу. Авель принес в жертву Господу из первородных животных своего стада (Бытие 4:4). После того, как потоп прошел, Ной принес Богу в жертву животных (Бытие 8:20-21).

Бог приказал еврейскому народу приносить многочисленные жертвы согласно с определенными процедурами, предписанными Им. Во-первых, животное должно было быть незапятнанным. Во-вторых, человек, приносивший жертву, должен был отождествляться с животным. В-третьих, человек должен был сам умертвить принесенное им животное. Совершаемая в вере, эта жертва обеспечивала прощение грехов. Другая жертва, приносимая в День искупления, согласно с описанием в книге Левит, главе 16, демонстрирует прощение и удаление грехов. Первосвященник должен был взять двух козлят для приношения за грехи. Одного козленка приносили в жертву за грехи народа (Левит 16:15), в то время как второго отпускали в пустыню (Левит 16:20-22). Жертва за грехи обеспечивала прощение, а другой козленок обеспечивал удаление грехов.

Почему мы, тогда, больше не приносим в жертву животных? Жертвоприношения животных завершились, так как Иисус Христос был наивысшей и самой безупречной Жертвой. Иоанн Креститель признал это, увидев Иисуса, пришедшего, чтобы креститься, и сказал: «Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоанна 1:29). Вы можете задаваться вопросом: «Почему животные? Что плохого они сделали?» В этом и все дело – так как животные ничего плохого не делали, они умирали вместо приносившего их в жертву. Иисус Христос также ничего плохого не совершал, но сознательно отдал Себя на смерть за грехи человечества (1 Тимофею 2:6). Иисус Христос взял на Себя наши грехи и умер вместо нас. Как говорится во 2 Послании к Коринфянам 5:21: «Ибо не знавшего греха (Иисуса) Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Поверив в то, что Иисус Христос совершил на кресте, мы можем обрести спасение.

Подведем итог. Жертвоприношения животных были учреждены Богом, чтобы человек мог получить прощение греха. Животное служило заместителем, то есть умирало вместо грешника, но это было временное решение, поэтому необходимо было приносить жертвы снова и снова. Жертвоприношения животных окончились со смертью Иисуса Христа. Он был наивысшим жертвенным заместителем на все времена (Евреям 7:27), а теперь – единственным посредником между Богом и человечеством (1 Тимофею 2:5). Жертвы животных предзнаменовали жертву Христа за нас. Единственным основанием, на котором жертва животного могла дать прощение грехов, был Христос. Он пожертвовал Собой за наши грехи, обеспечивая прощение, которое жертвоприношения животных могли лишь иллюстрировать и предвещать.

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта gotQuestions? org!

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.