Новости и общество

Что характеризует общество как динамичную систему? Основы вопроса

26 июня 2014

Социология становится все более популярной наукой, как и раздел обществознания, изучаемый еще в школе. В чем секрет? Конечно же, в том, что общество становится все более современным и развивает науки, касающиеся социальной сферы. Информационные технологии ушли далеко вперед, но это никак не отменяет ценности гуманитарных дисциплин.

Общество

Что же мы имеем в виду, когда говорим слово "общество"? Есть столько значений, что можно написать целый словарь. Чаще всего мы называем обществом совокупность людей, которые нас окружают. Однако есть и более узкие смыслы этого понятия. Например, говоря об этапах развития всего человечества, мы называем рабовладельческое общество, подчеркивая тот тип строя, который существовал в то время. Национальная принадлежность также выражается через данное понятие. Поэтому говорят об английском обществе, отмечая его изысканность и чопорность. Кроме того, можно выразить и сословную принадлежность. Так, дворянское общество в прошлом веке считалось наиболее престижным. Цели группы людей выражаются через это понятие весьма ясно. Общество защиты животных отображает собой совокупность единомышленников.

Что характеризует общество как динамичную систему? И что есть общество? Если говорить более широко, то обществом можно назвать все человечество. В таком случае следует подчеркнуть, что данное понятие обязательно должно объединять в себе аспект связи с природой и людей друг с другом.

Признаки общества

Что характеризует общество как динамичную систему? Этот вопрос закономерен. И возникает он потому, что это связано со следующим аспектом в изучении обществознания. Для начала стоит уяснить, что обозначает термин "система". Это нечто сложное, обозначающее совокупность элементов. Они одновременно едины и взаимодействуют друг с другом.

Общество - очень сложная система. Почему? Все дело в количестве частей и связей между ними. Структурные подразделения здесь играют первичную роль. Система в социуме открыта, так как он взаимодействует с тем, что его окружает, без каких-либо видимых помех. Общество материально, потому что есть в действительности. И, наконец, социум динамичен. Общество как динамичную систему характеризует наличие перемен.

Видео по теме

Элементы

Как уже говорилось выше, социум сложен и состоит из различных элементов. Последние можно объединить в подсистемы. В жизни социума их можно выделить не одну, а четыре. Если общество как динамичную систему отличает признак изменчивости, то подсистемы равноценны сферам жизни. Экономическая сторона отражает прежде всего распределение, производство и потребление благ. Политическая сфера отвечает за связи между гражданами и государством, организацию партий и их взаимодействие. Духовная связана с религиозными и культурными изменениями, созданием новых предметов искусства. А социальная - в ответе за взаимоотношения классов, наций и сословий, а также граждан разных возрастов и профессий.

Социальный институт

Общество как динамичную систему характеризует его развитие. Кроме того, важную роль в этом играют институты. Социальные институты существуют во всех сферах жизни, характеризуя ту или иную ее сторону. Например, самый первый "пункт" социализации ребенка - это семья, ячейка, преобразующая его задатки и помогающая жить в обществе. Затем выделяется школа, где ребенок учится не только пониманию наук и развивает навыки, но и приучается к процессу взаимодействия с другими людьми. Высшую ступень в иерархии институтов будет занимать государство как гарант прав граждан и самая большая система.

Факторы

Что характеризует общество как динамичную систему? Если это перемены, то какие? Прежде всего, качественные. Если общество становится сложнее по характеру, значит, происходит его развитие. Оно может быть в разных случаях. Факторы, которые на это влияют, также бывают двух видов. Природный отражает изменения, которые произошли из-за смены климата, географического положения, катастрофы соответствующего характера и масштаба. Соцфактор подчеркивает, что изменения произошли по вине людей и общества, в котором они состоят. Перемены не обязательно несут положительный характер.

Пути развития

Отвечая на вопрос, что характеризует общество как динамичную систему, мы указали на его развитие. А как именно оно происходит? Существуют два пути. Первый называют эволюционным. Он означает, что перемены происходят не сразу, а с течением времени, иногда очень долгого. Постепенно общество меняется. Этот путь носит естественный характер, так как процесс обусловлен рядом причин. Другой путь - революционный. Он считается субъективным, потому что происходит внезапно. Не всегда знания, используемые для действия революционного развития, правильны. Зато скорость его явно превышает эволюцию.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

В соответствии с распространенной среди социологов точкой зрения, общество - это сложная динамичная система. Что означает это определение? Что характеризует общество как динамичную систему?

  • исследование термина «динамичная система»;
  • изучение практических примеров, отражающих правомерность рассматриваемого определения общества.

Изучим, таким образом, их подробнее.

Что означает термин «динамичная система»?

Динамичная, или динамическая система - это изначально математический термин. В соответствии с распространенной теорией в рамках данной точной науки, под ним принято понимать совокупность элементов, положение которых в фазовом пространстве меняется с течением времени.

В переводе на язык социологии это может означать, что общество как динамическая система - это совокупность субъектов (людей, сообществ, институтов), статус которых (вид деятельности) в социальном окружении меняется с течением времени. Насколько правомерно это утверждение?

В целом оно вполне отражает социальную действительность. Каждый человек с течением времени приобретает новые статусы - в ходе получения образования, социализации, в силу достижения правосубъектности, личных успехов в бизнесе и т. д.

Сообщества и институты также меняются, адаптируясь к социальной среде, в которой они развиваются. Так, государственная власть может характеризоваться большим или меньшим уровнем политической конкуренции в зависимости от конкретных условий развития страны.

В термине, о котором идет речь, присутствует слово «система». Он, прежде всего, предполагает, что соответствующие элементы, характеризующиеся динамическими особенностями, играют устойчивую роль. Так, человек в социуме имеет гражданские права и обязанности, а государство отвечает за решение задач «на макроуровне» - таких как защита границ, управление экономикой, разработка и исполнение законов и т. д.

Есть и иные важнейшие признаки системности. В частности, это самодостаточность, некий суверенитет. Касательно социума он способен выражаться в наличии всех необходимых для его функционирования институтов: права, государственной власти, религии, семьи, производства.

Система, как правило, характеризуется таким свойством, как самоуправляемость. Если говорить о социуме, это могут быть механизмы, обеспечивающие эффективное регулирование тех или иных социальных процессов. Их выработка осуществляется на уровне отмеченных институтов - собственно, это основная их роль.

Следующий показатель системности - взаимодействие одних ее составляющих элементов с другими. Человек, таким образом, осуществляет коммуникации с обществом, институтами, отдельными людьми. Если этого не происходит, то, значит, социум попросту не сформирован.

Можно сделать вывод, что общество как динамическую систему характеризуют следующие основные свойства:

  • наблюдается изменение статуса составляющих его элементов с течением времени;
  • присутствует суверенитет, реализуемый благодаря наличию сформировавшихся ключевых социальных институтов;
  • реализуется самоуправляемость, благодаря активностям социальных институтов;
  • осуществляется постоянное взаимодействие элементов, составляющих общество.

Рассмотрим теперь, каким образом динамизм социума можно проследить на практических примерах.

Динамизм общества: практические примеры

Выше мы отметили, что человек способен меняться, осваивая новые знания и навыки или, например, достигая успехов в бизнесе. Так, мы обозначили один из практических примеров динамизма в обществе. В данном случае соответствующим свойством характеризуется человек как элемент социума. Он становится динамическим субъектом. Аналогично мы привели в пример изменения, которые характеризуют активности государственной власти. Субъекты политического управления - также динамичны.

Меняться могут также и общественные институты. В числе самых показательных сфер, для которых свойственен очень интенсивный динамизм, - право. Законы постоянно корректируются, дополняются, отменяются, возвращаются. Казалось бы, столь консервативный институт, как семья, не должен сильно меняться - но это также происходит. Многоженство, существовавшее веками на Востоке, может испытывать значительное влияние западных моногамных традиций и становиться исключением из правил в тех странах, где оно традиционно воспринимается как часть культурного кода.

Суверенитет общества, как мы отметили выше, формируется по мере образования ключевых социальных институтов. Кроме того, как только они появились - динамизм начинает приобретать системность.

Человек получает возможность меняться, действуя независимо от людей, принадлежащих к другим социумам. Государство может корректировать механизмы организации политического управления, не советуясь, условно говоря, с метрополией и иными субъектами, способными оказать потенциальное влияние на принятие властями тех или иных решений. Правовая система страны может начать регулировать те или иные общественные отношения, исходя из их локальной специфики, а не под влиянием зарубежных трендов.

Одно дело - иметь суверенитет. Другое дело - эффективно им воспользоваться. Государственные, правовые, общественные институты должны корректно функционировать - только так суверенитет будет реальным, а не формальным. И только при этом условии социум как динамичная система приобретет полноценно системный характер.

Критерии качества работы соответствующих элементов общества могут быть самыми разными.

Так, что касается института права, то его должны характеризовать: актуальность (законам не следует отставать от текущих социальных процессов), общеобязательность (равенство граждан перед законодательными положениями), прозрачность (людям нужно понимать, как принимаются те или иные нормы, а по возможности - участвовать в процессе законотворчества).

Институт семьи должен функционировать в интересах, по крайней мере, большинства людей, составляющих общество, а в идеале - всех граждан. При этом если предполагается несхожесть тех или иных ориентиров - например, моногамности и многоженства, то иные социальные институты (право, государство) должны способствовать мирному совместному проживанию людей, считающих себя приверженцами соответствующих принципов.

И в этом прослеживается взаимное влияние элементов, формирующих общество. Многие из субъектов не могут играть свою роль в социуме без взаимодействия с другими. Ключевые общественные институты всегда связаны между собой. Государство и право - элементы, постоянно осуществляющие коммуникации.

Человек также выступает как социальный субъект. Хотя бы потому, что он общается с другими людьми. Даже если ему кажется, что он этого не делает, - будут использоваться некие производные от личных коммуникаций. Например, живя на необитаемом острове и читая книгу, человек, быть может, и не подозревая об этом, «общается» с ее автором, принимая его мысли и идеи - буквально либо через художественные образы.

Раздел 1. Обществознание. Общество. Человек – 18 часов.

Тема 1. Обществознание как совокупность знаний об обществе – 2 часа.

Общее определение понятия общества. Сущность общества. Характеристика общественных отношений. Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики. Основные социальные феномены жизни человека: общение, познание, труд. Общество как сложная динамическая система.

Общее определение понятия общества.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

Сущность общества состоит в том, что в процессе своей жизнедеятельности каждый человек взаимодействует с другими людьми. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Характеристика общественных отношений.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на три большие группы:

1. межличностные (социально-психологические), под которыми понимают отношения между отдельными индивидуумами. При этом индивидуумы, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидуумами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидуумами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

2. материальные (социально-экономические), которые возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него. Они подразделяются на производственные, экологические и отношения по делопроизводству.

3. духовные (или идеальные), которые формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их значимыми для них ценностями. Они подразделяются на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Основные социальные феномены жизнедеятельности человека:

1. Общение (в основном задействованы эмоции, приятно/неприятно, хочу);

2. Познание (в основном задействован интеллект, истинно/ложно, могу);

3. Труд (в основном задействована воля, надо/не надо, должен).

Человеческое общество (человек) и животный мир (животное): отличительные характеристики.

1. Сознание и самосознание. 2. Слово (2-я сигнальная система). 3. Религия.

Общество как сложная динамическая система.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социально-политическая, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом, проявляющихся в таких феноменах, как политика, государство, право, их соотношение и функционирование;

3) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

С1 . Назовите любые три характеристики общества как динамичной системы.

С2. Какие общественно-экономические формации выделяют марксисты?

СЗ. Назовите три исторических типа общества. По каким признакам они выделены?

С4 . Существует утверждение: «Все для человека. Нужно производить как можно больше товаров для него, а для этого приходится «втор­гаться» в природу, нарушая естественные законы ее развития. Либо человек, его благополучие, либо природа и ее благополучие. Третьего не дано».

Ваше отношение к этому суждению? Свой ответ обоснуйте, опираясь на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный опыт.

С5 . Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем человечества.

С6

Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную

склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятель­ности или прямого

насилия, идущих от религиозных, в частности хри­стианских, традиций... Так

цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все

возможные пути и средства - ми­грацию, колонизацию, завоевания, торговлю,

промышленное разви­тие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-

помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по

установленному ею образцу...

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее фи­лософии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно расту­щее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, же­лания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но да­же и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приоб­щиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздира­ют многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и ус­мирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле си­лой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не по­мышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдель­ных стран и регионов, а всего человечества в целом.

А. Печчеи

1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.

2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два пред­положения.

3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».

4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.

С7. Выберите одно из предложенных высказываний и изложите свои мыс­ли по поводу поднятой проблемы в виде краткого сочинения-эссе.

1. «Я - гражданин мира».

(Диоген Синопский)

2. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом».

(Ж. Волъфром)

3. «Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченно­сти. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание нико­гда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здоровое. Пред­ставлять цивилизацию творением элиты значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно различные вещи». (А. Камю)

С8 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можно определить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей дуг с другом и с природой…

Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людей в целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов…

Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми… Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.

Люди постоянно осуществляют процесс общественного производства своей жизни: производство материальных благ, производство людей кА общественных существ, производство соответствующего типа отношений между людьми, самой формы общения и производство идей. В обществе самым замысловатым образом переплетаются хозяйственные, экономические, государственные, семейные отношения, а также целый ряд явлений идеологического порядка…

Именно общество являет собой основное условие более или менее нормального бытия и развития людей…»

1) Найдите в тексте и выпишите два предложения, в которых автор перечисляет основные элементы общества.

2) Учёные называют общество динамичной системой. Найдите в тексте три других слова, которыми автор характеризует общество как систему.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три доказательства того, что в основе общества «в конечном счёте лежит человеческий труд».

С9 . Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне представляется, что сегодня, когда человечество вплотную подошло к экологической катастрофе, когда предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами, судьба гуманистического идеала связана с отказом от идеи овладения, подавления и господства. Новому пониманию отношения природы и человечества соответствует не идеал антропоцентризма, а развиваемая рядом современных мыслителей, в частности, известным нашим учёным Н.Н.Моисеевым идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге…

Это может и должно быть понято в более широком плане. Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится не как овладение и контроль, а как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики.

В этом случае свобода понимается не как выражение проективно-конструктивного отношения к миру, не как создание такого предметного мира, который контролируется и управляется, а как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня. (Важно подчеркнуть, что принятие не означает простого довольствования тем, что есть, а предполагает взаимодействие и взаимоизменение.) При этом речь идёт … о свободном принятии, основанном на понимании в результате коммуникации. В этом случае мы имеем дело с особого рода деятельностью. Это не деятельность по созданию предмета, в котором человек пытается запечатлеть и выразить самого себя, то есть такого предмета, который как бы принадлежит субъекту. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим и в результате которой оба они изменяются.

(В.А.Лекторский)

1) Какие две реалии современного общества требуют, по мнению автора, нового понимания гуманистического идеала? В чём он видит сущность этого нового понимания?

2) Приведите любые две фразы, в которых отражается авторское понимание свободы.

3) Объясните, почему гуманистическому идеалу на современном этапе перестал соответствовать антропоцентризм (идея овладения и господства). Приведите три объяснения с опорой на обществоведческие знания и факты общественной жизни.

4) Автор пишет о необходимости «установления равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека». Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, предположите, в чём могут состоять эти отношения с любыми тремя из названных автором партнёров. (Сначала назовите партнёра, с которым устанавливаются партнёрские отношения, а потом выскажите предположение.)

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ

Часть 2 Уровень В

№ задания ответ
естественная
регресс
АБВГ
В;А;Г;Б
В;Г;Ж
В;А;Б;Г
духовная
2,3,4
духовное
1,3,4,5,6
1,2,4,6
ручной
1,2,4,6
3,5,6
ВВАБГ
Общественными
БВА
3,4,2,1,5
Сферы, сферами
Общественный прогресс
Б;А;Г;В
1-а,б,д,з,к,л,о,п,т,ц,ю,я; 2-в,е,и,м,н,с,у,ф; 3-г,ж,р,ф,х,ч,ш,щ,э
Г;В;Б;Д;А
1)2,3,7,8,9,12; 2)4,6,8,11; 3)1,5,10
1,3,4.7,9
5,10,12,13,14
3,4,5,7,8,9

Часть 3. Уровень С

С1 .Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

Целостность;

Состоит из взаимосвязанных элементов;

Элементы изменяются с течением времени;

Меняется характер взаимосвязи между системами;

Меняется система в целом.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ:

Первобытную

Рабовладельческую

Феодальную

Капиталистическую (буржуазную)

Социалистическую (коммунистическую)

СЗ . Традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустри­альное.

Признаки:

Доиндустриальное общество: основа - сельское хозяйство;

Индустриальное общество: основа - крупная промышленность;

Постиндустриальное (технотронное, технологическое) общество: осно­ва - информация.

С4. Правильный ответ может содержать следующие позиции:

Общество и природа взаимосвязаны;

Природа - естественная среда обитания общества;

Цель производства - удовлетворение фундаментальных потребностей человека в пище, одежде;

Столетиями человек пользовался богатствами природы, загрязняя ат­мосферу, вырубая леса, добывая полезные ископаемые, заражая воду, уничтожая почву;

В результате возникла угроза глобальной экологической катастро­фы - необратимых изменений естественных условий жизни на Земле, грозящих деградацией и даже гибелью человека;

В нынешнем Уголовном кодексе РФ предусмотрена серьезная ответст­венность за такие экологические преступления, как нарушение пра­вил охраны окружающей среды при производстве работ, загрязнение вод, незаконная охота и т.д.

Могут быть приведены другие позиции.

С5 . Могут быть приведены любые три примера взаимосвязи глобальных проблем современности, например:

Угроза экологического кризиса отражается на экономике: развитые страны стремятся переводить «вредные» производства в страны «третьего мира», что обостряет проблему «Север - Юг»;

Угроза международного терроризма переплетается с проблемой угрозы ядерной войны в связи со стремлением террористов к доступу к техно­логиям производства оружия массового поражения;

Демографическая проблема в современном мире выступает прежде все­го как проблема бурного демографического роста стран третьего мира, который увеличивает разрыв в экономическом отношении с развиты­ми странами.

С6 . Содержание верных ответов на задания к тексту.

1) Выделены проблемы:
- ограниченность ресурсов;

Неравномерность развития (проблема «Север - Юг»);

Демографическая;

Последствия НТР.

2) Могут быть сделаны предположения:

Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальных преобразований создает угрозу самой жизни на Земле;

Формирование общества потребления делает скорость и комфорт при­оритетными ценностями.

Могут быть сделаны другие предположения, не искажающие смысла суждения.

3) Могут быть указаны, например:
коммунистические утопии;

Вера во всемогущество научно-технического прогресса;

Вера в идеалы свободы и справедливости в понимании деятелей Про­свещения.

Могут быть приведены другие примеры, не искажающие смысл сужде­ния.

4) Если дается отрицательный ответ, то приводятся аргументы:
демографическая ситуация в бедных странах усугубляет их отставание от богатых стран;

в результате - слабое участие в мировом разделении труда;

как следствие - однобокое развитие экономики и зависимость от бога­тых стран. Могут быть приведены другие аргументы.

С8 . Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) реалии современного общества:

- «человечество вплотную подошло к экологической катастрофе»;

- «предельно ясны все страшные последствия утопических претензий на тотальное управление социальными процессами»;

2) сущность нового понимания гуманистического идеала:

«идея коэволюции, совместной эволюции природы и человечества, что может быть истолковано как отношение равноправных партнёров, если угодно, собеседников в незапрограммированном диалоге».

Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по содержанию формулировках.

2) В ответе могут быть приведены следующие фразы:

1) «Свобода как неотъемлемая характеристика гуманистического идеала мыслится… как установление равноправно-партнёрских отношений с тем, что находится вне человека: с природными процессами, с другим человеком, с ценностями иной культуры, с социальными процессами, даже с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»;

2) «свобода понимается… как такое отношение, когда я принимаю другого, а другой принимает меня»;

3) «свободное принятие, основанное на понимании в результате коммуникации».

3) Могут быть приведены следующие объяснения:

1) Установка господства человека над природой привела к необратимым изменениям внешней среды.

2) Необратимые изменения внешней среды негативно воздействуют на здоровье человека, функционирование общества.

3) Существенно сократилось количество ресурсов, которые может использовать для своего развития стремительно растущее в численном отношении человечество.

4) Установка господства распространилась и на отношение человека к себе подобным, общественным интересам.

Могут быть приведены другие объяснения.

4) Правильный ответ может содержать следующие предположения:

1) «отношения с природными процессами»: использование человеком природосберегающих и ресурсосберегающих технологий, ограничение потребления;

2) «отношения с другим человеком»: признание безусловной ценности личности другого человека, уважение его свободы;

3) «отношения с ценностями иной культуры»: толерантное отношение к ценностям иной культуры и носителям этих ценностей;

4) «отношения с социальными процессами»: отказ от установки личного и группового эгоизма, потребительства, стремление к социальному миру;

5) «отношения с нерефлексируемыми и «непрозрачными» процессами моей собственной психики»: внимательное отношение к собственному психологическому состоянию, щадящая его корректировка в необходимых случаях, максимальное использование в деятельности собственных психических возможностей и состояний.

Могут быть высказаны другие предположения.

С9 .Текст.

1) Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

1) «люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за неё, политика и государство, совокупность различных институтов, утончённая сфера духа»;

2) «производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфера жизни общества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.».

2) Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

1) живая система;

2) целостная система;

3) самоорганизованная система.

3) Правильный ответ может содержать следующие аргументы:

1) только в отношениях с другими людьми человек может раскрыть и развить свои качества (социально значимые), отличающие его от животных;

2) общество выполняет многочисленные функции, обеспечивающие физическое выживание и относительно комфортное существование человека;

3) только в обществе удовлетворяются социальные и духовные потребности человека.

Возможны иные имеющие основание аргументы.

4) Правильный ответ может содержать, например, следующие объяснения:

в процессе труда

1) согласно теории эволюции, предки человека приобретали и развивали свои человеческие качества;

2) реализуются многие социальные и престижные потребности человека;

3) удовлетворяются материальные потребности общества;

4) формируется определённая социальная организация;

5) формируются духовные институты.