Маршруты важнейших путешествий ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ, условный термин, принятый главным образом в исторической литературе, обозначающий крупнейшие географические открытия европейских путешественников в 15 середине 17 веков. В зарубежной литературе период Великих географических открытий обычно ограничивается серединой 15 серединой 16 века. Великие географические открытия




Каравелла символ Великих географических открытий Великие географические открытия стали возможны благодаря успехам европейской науки и техники. К 15 веку были созданы достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (каравеллы), Великие географические открытия






Клык моржа Новые торговые пути заставили искать и турецкие завоевания, перекрывшие традиционные купеческие связи с Востоком через Средиземное море. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: драгоценные камни и металлы, экзотические товары и пряности, слоновую кость и моржовые бивни. Великие географические открытия


Герб Португалии Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом океане начали португальцы. Активность Португалии на море была предопределена ее географическим положением на крайнем западе Европы и историческими условиями, сложившимися после окончания португальской Реконкисты. Великие географические открытия




Генрих (Энрики) Мореплаватель Традиционно успехи Португалии на море связывают с именем принца Генриха Мореплавателя (). Он был не только организатором морских экспедиций, но и всерьез занимался освоением открытых земель.


Азорские острова В 1416 году португальский моряк Г. Велью, следуя на юг вдоль Африки, открыл Канарские острова, в 1419 году португальские дворяне Зарку и Ваш Тейшейра обнаружили острова Мадейру и Порту- Санту, в 1431 году В. Кабрал Азорские острова. Великие географические открытия


Диогу Кан в Конго В течение 15 века португальские каравеллы осваивали морской путь вдоль западного побережья Африки, достигая все более южных широт. В годах Диогу Кан (Cao) пересек экватор, открыл устье реки Конго и прошел вдоль побережья Африки до мыса Кросс. Кан обнаружил намибийские пустыни, тем самым опровергнув бытовавшую со времен Птолемея легенду о непроходимости тропиков. Великие географические открытия






ХРИСТОФОР КОЛУМБ, портрет неизвестного художника 16 в. В 1492 г. после взятия Гранады и завершения реконкисты испанские король Фердинанд и королева Изабелла приняли проект генуэзского мореплавателя Христофора Колумба () достичь берегов Индии, плывя на запад.


Монета 1 колон с профилем Колумба У проекта Колумба было немало противников, но он получил поддержку ученых Саламанского университета, самого известного в Испании, и, что не менее существенно, среди деловых людей Севильи.








Христофор Колумб (г.г.) От Канарских о-вов Колумб взял курс на запад. 12 октября 1492 г., после месячного плавания в открытом океане, флот подошел к небольшому о-ву из группы Багамских о-вов, названому затем Сан-Сальвадор.










Вторая экспедиция Впоследствии Колумб совершил еще три путешествия в Америку в гг., гг., во время которых были открыты часть Малых Антильских о-вов, Пуэрто-Рико, Ямайка, Тринидад и др.; была обследована часть Атлантического побережья Центральной и Южной Америки.








Колумб с якорем и своим дворянским гербом Колумбу за его великие открытия испанским монархом был пожалован дворянский герб, на котором «замок Кастилии и лев Леона соседствовали с изображениями открытых им островов, а также якорей символов адмиральского титула». Личный герб Колумба















Васко да Гама Вернувшись в Португалию в сентябре 1499 года, Васко да Гама был встречен с большим почётом, получил крупную денежную награду и титул «Адмирал Индийского Океана», а также титул Дон и города Синеш и Вила- Нова-де-Милфонтеш в вотчину. В 1519 получил титул графа Видигейра.


ПОРТРЕТ ВАСКО ДА ГАМЫ Позже ещё дважды был в Индии. Умер в Кочине (Индия) 24 декабря Прах был перевезён в Португалию и захоронен в небольшой церкви Quinta do Carmo в Алентежу. В 1880 прах был перенесён в Монастырь иеронимитов в Лиссабоне.


Джон Кабот В Испании и Португалии ежегодно снаряжались морские экспедиции, которые совершали заокеанские плавания и открывали новые земли. Заинтересовались заморскими странами и другие европейские государства. В годах Англия снаряжала экспедиции под руководством итальянского мореплавателя Джона Кабота, который достиг берегов Северной Америки в районе острова Ньюфаунленд. Великие географические открытия


Педру Алвареш Кабрал В 1500 году португальская эскадра под командованием Педру Кабрала, направлявшаяся в Индию, из- за экваториального течения сильно отклонилась и достигла Бразилии, которую Кабрал принял за остров. Затем он продолжил плавание, обогнул Африку и через Мозамбикский пролив проследовал в Индию. Как и предыдущие путешественники, Кабрал считал открытую им землю на западе частью Азии. Великие географические открытия


Алонсо де Охеда На гравюре XVIII века. Важное значение для понимания сути открытия Христофора Колумба имели путешествия мореплавателя Америго Веспуччи. В годах он совершил четыре путешествия к берегам Америки, сначала в составе испанской экспедиции под руководством Алонсо Охеды, а затем под португальским флагом. Великие географические открытия


Америго Веспуччи Сопоставив полученные данные, а испанские и португальские мореплаватели обнаружили все северное побережье Южной Америки и ее восточный берег до 25° южной широты, Веспуччи пришел к выводу, что открытые земли являются не Азией, а новым материком, и предложил назвать его «Новым Светом».








Исследования Джона Кабота в Северной Америке продолжил его сын Себастьян Кабот. В годах, руководя английскими экспедициями, он пытался найти так называемый Северо-западный проход в Индию и сумел выйти в Гудзонов залив. Не найдя короткого пути в Индию, Англия не проявила большого интереса к открытым землям за океаном. Гудзонов залив Великие географические открытия






Окончательно подтвердил различие между Америкой и Азией Фернан Магеллан, осуществивший первое кругосветное плавание (), ставшее практическим свидетельством шарообразности Земли. Фернан Магелан


Корабль из флота Магеллана. Изображение 1523 года Экспедиция под руководством Магеллана обследовала юго- восточную часть Южной Америки, открыла пролив между Атлантическим и Тихим океанами (Магелланов пролив) и совершила плавание через южную часть Тихого океана. Великие географические открытия










Кордова, башня Калаорра В годах испанские конкистадоры Х. Понсе де Леон, Ф. Кордова, Х. Грихальва открыли весь восточный берег Южной и Центральной Америки, побережье Мексиканского залива, полуостров Флориду. Великие географические открытия




Карта похода гг. Экспедиция в Мексику Великие географические открытия


Карта Калифорнии XVII в. Территория изображена как остров Поиски золота, мифической страны Эльдорадо, вели конкистадоров далеко вглубь Американского континента. В годах, перешедший на испанскую службу Себастьян Кабот, исследовал нижнее течение реки Парана и открыл нижнее течение реки Парагвай.




Франсиско Орельяна в 1542 году проплыл по Амазонке от Анд до устья. К 1552 году испанцы обследовали все тихоокеанское побережье Южной Америки, открыли крупнейшие реки континента (Амазонку, Ориноко, Парану, Парагвай), исследовали Анды от 10° северной широты до 40° южной широты. Франсиско де Орельяна, изображённый художником наших дней.


ЭРНАНДО ДЕ СОТО Во второй четверти 16 века существенных успехов достигли и французские мореплаватели. Дж. Веррацано (1524) и Ж. Картье () открыли восточный берег Северной Америки и реку Святого Лаврентия. В годах испанцы Э. Сото и Ф. Коронадо совершили путешествия в Южные Аппалачи и Южные Скалистые горы, в бассейны рек Колорадо и Миссисипи.


Русский землепроходец Семен Дежнев, открывший пролив между Азиатским материком и Америкой В 1617 вв. русские землепроходцы обследовали северное побережье Оби, Енисея и Лены и нанесли на карты контуры северного побережья Азии. В 1642 г. был основан Якутск, ставший базой экспедиций к Северному Ледовитому океану. Великие географические открытия


Русский землепроходец Семен Дежнев, открывший пролив между Азиатским материком и Америкой Великие географические открытия В 1648 г. Семен Иванович Дежнёв (ок) вышел с Колымы и обошел полуостров Чукотку, доказав, что Азиатский материк отделен от Америки проливом. Были уточнены и нанесены на карты очертания северо- восточного побережья Азии (1667, «Чертеж Сибирской земли»).


Мыс Дежнева Но донесение Дежнёва об открытии пролива 80 лет пролежало в якутском архиве и было опубликовано только в 1758 г. В 18 в. открытый Дежнёвым пролив назвали именем датского мореплавателя на русской службе Витуса Беринга, который в 1728 г. вторично открыл пролив. В 1898 г. в память о Дежнёве его именем был назван мыс северо-восточной оконечности Азии. Великие географические открытия




Генри Гудзон в годах совершил четыре экспедиции в Северную Америку. Он прошел проливом между Лабрадором и Баффиновой землей в обширный залив в глубине Северной Америки. Позднее и пролив и залив были названы именем Гудзона. Его именем названа и река на востоке Северной Америки, в устье которой позднее возник город Нью-Йорк. Судьба Гудзона завершилась трагично, весной 1611 года взбунтовавшийся экипаж его корабля высадил его вместе с сыном-подростком в шлюпке посреди океана, где они пропали без вести. ГЕНРИ ГУДЗОН


Джон Дейвис в годах провел три плавания в водах Северной Атлантики, открыл пролив между Гренландией и Америкой (Девисов пролив), исследовал побережье полуострова Лабрадор. Джон Дэвис Великие географические открытия


Портрет Уильяма Баффина работы Хендрика ван дер Борхта Уильям Баффин плавал в Арктических водах в годах: совершал экспедиции к берегам Шпицбергена, исследовал Гудзонов залив и море, впоследствии названное его именем, открыл ряд островов в Канадском Арктическом архипелаге, продвигаясь вдоль западного берега Гренландии достиг 78° северной широты. Самюель де Шамплен В первой четверти 17 в. европейцы начинают осваивать Северную Америку. На первых порах наибольших успехов в этом регионе добилась Франция. Первый губернатор Канады Самюэль Шамплен в гг. исследовал часть восточного побережья Северной Америки, совершил путешествия вглубь континента: открыл Северные Аппалачи, поднялся вверх по реке Святого Лаврентия к Великим озерам и дошел до озера Гурон. К 1648 г. французы открыли все пять Великих озер.


Тогда же, в начале 17 века, европейские мореплаватели проникли наиболее удаленную от Европы часть света районы, расположенные к югу от Юго-Восточной Азии. Испанец Луис Торрес в 1606 году открыл южный берег Новой Гвинеи и прошел проливом разделяющим Азию и Австралию (пролив Торреса). Карта Торресова пролива Великие географические открытия



Абел Янсзон Тасман В гг. голландец Абел Тасман открыл Тасманию, Новую Зеландию, Фиджи, часть побережья Северной и Западной Австралии. Тасман определил, что Австралия является единым массивом суши и назвал ее Новой Голландией. Но у Голландии не хватало ресурсов, для освоения нового континента и спустя столетие его пришлось открывать заново. Великие географические открытия

Основные даты. Имя путешественника. Его вклад в развитие географических знаний о территории России.
1.1620-1623 (путь на Восток)-к Чукотке и Камчатке. Пантелей Демидович Пенда. Первооткрыватель реки Лена. Пенда поднялся по Енисею от Туруханска до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался до Чечуйского волока, перейдя волок, плыл вниз по реке Лена до города Якутск, до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, через Енисейск прибыл в Туруханск.
2.1639-1640 гг. Иван Москвитин. Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин.
3.1628-1655 гг. Пётр Бекетов. Воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В 1628-1629 участвовал в походах по Ангаре. Много ходил по притокам Лены. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.
4.1641-1652 гг. Михаил Васильевич Стадухин. Русский землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири, одним из первых достиг рек Колымы, Анадыря, Пенжины и Гижиги и северной части Охотского моря. Он первый пересек Оймяконское плоскогорье. В начале лета 1643 Стадухин спустился по Индигирке к морю и направился на восток. В июле 1643 открыл устье Колымы и поднявшись по реке до среднего течения, выявил Колымскую низменность.
5.1630-1635 гг. Василий Ермолаевич Бугор. В 1630-1635 Василий Бугор открывал новые земли в Сибири и на Дальнем Востоке, выявил значительную часть бассейна Лены, проследил все (4400 км) ее течение, а также ряд притоков.
6.1633-1634 гг. Иван Ребров. В 1633-1634 землепроходцы во главе с Иваном Ребровым вышли по реке Лене к Ледовитому океану. Экспедиция Реброва первой спустилась до устья Лены , открыв Оленёкский залив с рекой Олёнок (1634 г.)
7.1643-1646 гг. Василий Поярков. Русский землепроходец, казак. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643-1646 г. руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.
8.1649-1653 гг. Ерофей Хабаров. В 1649-53 гг. совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения.
9.1648-1649 гг. Семён Дежнёв. Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску.
10.1648 г. Попов Федот Алексеевич. Русский торговец, организатор и участник экспедиции 1648 года, открывшей пролив (Берингов пролив) между Азией и Северной Америкой, из Северного Ледовитого океана в Тихий.
11.
1696-1697 гг. Владимир Атласов. Опытный полярник. Организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Атласов не был первооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел весь полуостров с севера на юг и с запада на восток. Он составил подробную карту своего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире. За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по решению правительства, был назначен туда приказчиком.

Ответ оставил Гость

Основные даты. Имя путешественника. Его вклад вразвитие географических знаний о территории России.
1.1620-1623 (путь на Восток)-кЧукотке и Камчатке. Пантелей Демидович Пенда. Первооткрыватель реки Лена.Пенда поднялся по Енисею от Туруханскадо Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался доЧечуйского волока, перейдя волок, плыл вниз по реке Лена до города Якутск, до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где,вступив на суда, через Енисейск прибыл в Туруханск.
2.1639-1640 гг. Иван Москвитин. Первым из европейцев вышел к Охотскому морю.Первым побывал на Сахалине. Было открыто и обследовано побережье Охотскогоморя на протяжении 1300 км,Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и островСахалин.
3.1628-1655 гг. Пётр Бекетов. Воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирскихгородов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В 1628-1629 участвовал впоходах по Ангаре. Много ходил попритокам Лены. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.
4.1641-1652 гг. Михаил Васильевич Стадухин. Русский землепроходец, исследователь Северо-Восточной Сибири, одним изпервых достиг рек Колымы, Анадыря, Пенжины и Гижиги и северной частиОхотского моря. Он первый пересек Оймяконское плоскогорье. В начале лета 1643 Стадухин спустился по Индигиркек морю и направился на восток. В июле 1643 открыл устье Колымы и поднявшись по реке до среднего течения, выявил Колымскую низменность.
5.1630-1635 гг. Василий Ермолаевич Бугор. В1630-1635 Василий Бугор открывал новыеземли в Сибири и на Дальнем Востоке, выявил значительную часть бассейна Лены,проследил все (4400 км)ее течение, а также ряд притоков.
6.1633-1634 гг. Иван Ребров. В 1633-1634 землепроходцы во главе с Иваном Ребровым вышли по реке Лене к Ледовитому океану. ЭкспедицияРеброва первой спустилась доустья Лены , открыв Оленёкский залив с рекой Олёнок (1634 г.)
7.1643-1646 гг. Василий Поярков. Русский землепроходец,казак. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643-1646 г. руководил отрядом,который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея,Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья.
8.1649-1653 гг. Ерофей Хабаров. В1649-53 гг. совершил поход по Амуру отвпадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедицииприамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовалсилой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения.
9.1648-1649 гг. Семён Дежнёв. Казачий атаман, землепроходец, путешественник,мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири. Участвовал в открытии Колымы в составеотряда Стадухина. Из Колымы на кочахпрошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет доВитуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив,разделяющий Чукотку и Аляску.
10.1648 г. Попов Федот Алексеевич. Русскийторговец, организатор и участник экспедиции 1648 года, открывшей пролив (Берингов пролив) между Азией и Северной Америкой, из Северного Ледовитого океана в Тихий.
11.
1696-1697 гг. Владимир Атласов. Опытный полярник. Организовалв начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Атласов не былпервооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел весь полуостров с севера на юг и с западана восток. Он составил подробную картусвоего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животноми растительном мире. За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, порешению правительства, был назначен туда приказчиком.

Управление образования Администрации

Зерноградского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей города Зернограда

Н.А.Езерская

СБОРНИК

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

ПО ГЕОГРАФИИ

(5-6 класс)

Методическая разработка

для учителей географии

2-е издание, исправленное

Ресурсный центр

2016

Езерская Н.А.

Сборник практических работ по географии, (5-6 класс): методическая разработка для учителей географии. – 2-е издание, исправленное. - Зерноград: ресурсный центр муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицей, 2016.- 26 с.

Рецензент: Овчаренко Елена Николаевна, кандидат педагогических наук

Методическая разработка рассмотрена на заседании районного методического объединения учителей географии, протокол от 14.10.2016г №2

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении, - и является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса. Программой и тематическим планированием предусмотрены практические работы. Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ для достижения планируемых результатов, тема которых записывается в журнал. При этом учитываются требования о нормализации учебной нагрузки, особенности образовательного учреждения, класса. Практические работы могут оцениваться как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Ресурсный центр

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

лицей г.Зернограда Ростовской области

2016

Введение…………………………………………………………………………4

Раздел 1 Практические работы по курсу «География. Введение в географию»

5 класс……………………………………………………... 7

Раздел 2 Практические работы по курсу «География. Начальный курс»

6 класс…………………………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...…25

Список литературы……………………………………………………………..26

Введение

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность обучающихся. В данный момент остро стоит вопрос о методических пособиях, помогающих организовать учебный процесс в этом направлении.

Концепция ФГОС актуализирует задачу реализации практической направленности обучения, что требует усиления внимания со стороны учителя географии к организации деятельности обучающихся по формированию умений и навыков, освоению ими учебных действий. В связи с чем, необходимо осуществить переход от объяснения нового знания к организации «открытия» его детьми.

Интерес к географическим знаниям необходимо прививать с первого года изучения географии, с первого знакомства с новым предметом. Поэтому учителю географии целесообразно продумывать приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, разнообразить формы проведения занятий. Это особенно важно при преподавании географии в 6 классе, учитывая сложность материала.

Отсюда возникает необходимость научить обучающихся применять теоретические знания на практике. С этой целью целесообразно проводить занятия с элементами занимательности.

Система практических работ заложена в программу изучения географии, но каждый учитель должен подойти к проведению практических работ творчески, используя весь арсенал методической литературы по этому вопросу и собственных наработок.

Практические работы по курсу « Физическая география» 6 класс и «Географии материков и океанов» 7 класс при условии их систематического выполнения готовят обучающихся к самостоятельной работе в 8-9 классах. Многие знания и практические умения будут конкретизированы при изучении своей страны, при изучении природы, населения и хозяйства своей области.

В процессе изучения курса обучающиеся осваивают новые карты: строение земной коры, почвенную, климатическую, комплексную. При выполнении некоторых работ у обучающихся формируются умения накладывать одну карту на другую, используя сразу несколько карт. Много практических работ данного курса формируют умения обучающихся сравнивать географические особенности отдельных территорий, материков в целом. Трудно переоценить значение подобных работ для развития мышления обучающихся. Впервые у школьников формируется умение показывать взаимосвязи, существующие между природными особенностями территорий, бытом населения, хозяйственной деятельностью.

При изучении курса «География России. Природа», «Население и хозяйство России» обучающиеся должны показать влияние природных особенностей на жизнь населения, его хозяйственную деятельность. Например, влияние взаимосвязей тектонического строения и рельефа, а также полезных ископаемых и отраслей промышленности. Определение суммарной радиации, коэффициента увлажнения, сопоставление этих показателей для различных районов страны важно увязать с различиями в характере растительности, с особенностями сельскохозяйственного производства. Выполнение практической работы по выявлению зависимости между компонентами природы в природной зоне также невозможно без внимания к экологическим проблемам.

Практические работы как бы связывают между собой природу и человека, вскрывая влияние природных условий на его работу и быт. Знание и умение использовать политико-административную карту, рассчитывать разницу в поясном времени, знание основных статистических показателей, характеризующих население своей страны, своей области, является обязательным для выпускника школы, изучившего географию своей страны.

Практические работы в старшем звене предусматривают самостоятельное использование обучающимися экономических карт атласа, самостоятельную работу со статистическими материалами из приложения учебника, работу с текстом. Часто при выполнении практических работ используется целый комплекс различных источников информации. Например, при характеристике транспортной магистрали необходимы физические и экономические карты, текстовая характеристика, статистика, периодические издания. Усложнять практические работы по курсу «Население и хозяйство России» нецелесообразно.

Предлагаемое пособие включает практические работы за весь курс изучения географии, причем практические работы для 5-6 класса составлены с учетом новых требований ФГОС.

Цель методической разработки - раскрытие опыта проведения практических работ по географии за курс 5-11 класс, оказание помощи учителям-предметникам в проведении оценочных практических работ.

Практические работы составлены таким образом, что обучающиеся смогут овладеть умениями и навыками данного курса, например:

Чтение анализ карт, графических (таблицы) и статистических материалов;

Умение самим составлять диаграммы, картосхемы, моделировать карты нового содержания;

Умение составлять географические описания, характеристики, давать оценку географическим явлениям и процессам.

В работе использованы данные из тематических литературных источников, нормативных документов, электронных источников информации; а также учтен опыт работы педагога.

Практические работы на географическом материале развивают и общеучебные умения – анализировать, сравнивать, сопоставлять, оценивать, делать выводы, высказывать собственное мнение и обосновывать его, свертывать информацию, представлять результаты работы в различных формах. Самое главное при выполнении практической работы - обучающиеся учатся применять полученные знания в жизни, отрабатывают различные способы получения важной информации. Эти навыки смогут пригодиться им в будущем.

РАЗДЕЛ 1

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО КУРСУ

«География. Введение в географию»

5 класс

Наука география

Практическая работа № 1

Тема работы: «Составление схемы наук о природе»

Цель работы: Научиться составлению простейших схем.

Источники информации: учебники география и биология за 5 класс; тетрадь для практических работ; линейка; карандаш; цветные карандаши (по желанию).

Задание: (работа выполняется в тетради для практических работ)

1. Прочитайте параграф 1 учебника географии и биологии.

2. Выясните, какие науки изучают природу.

3. Составьте схему. 4. Сделайте вывод.

    Внимательно прочитайте задание практической работы.

    Составьте план работы по выполнению практической работы.

    Определите перечень источников информации, необходимых для выполнения практической работы.

    Проанализируйте источники информации.

    Выберите из своего спектра информации ту, которая непосредственно относится к заданию практической работы.

    Преобразуйте информацию в вид, требуемый по условию задания.

Сдайте работу на проверку учителю . Примерный вариант выполнения работы:

Вывод: природу изучают разные науки и взаимодействуют между собой.

Земля и ее изображение

Практическая работа № 2

Тема работы: «Организация наблюдений за погодой».

Задание 1: в календаре ежедневно фиксируйте показатели изменений погоды. Для этого необходимо 3 раза в день примерно в одно и то же время отмечать температуру воздуха по наружному термометру. В результате будут установлены различия между наблюдаемой средней дневной и средней месячной температурами воздуха.

Итоги наблюдений:

    Самый теплый день ___________

    Самый холодный день _________

    Дней с осадками ______________

    Виды осадков ________________

    Изменения в живой природе ___________________________________

Задание 2: 20 сентября измерить длину тени в 12 часов от места высотой 1 м.

В конце месяца подвести итоги наблюдений.

Земля и ее изображение

Практическая работа № 3

Тема работы: «Сравнительная характеристика изображений земной поверхности».

Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.

Вывод:

Практическая работа № 4

Тема работы: «Определение с помощью компаса сторон горизонта».

Задание 1. На предложенной схеме обозначьте основные стороны горизонта линиями красного цвета, а промежуточные стороны горизонта – линиями синего цвета. Подпишите основные и промежуточные стороны горизонта соответствующими цветами.

С-З С-В

З В

Ю-З

Ю Ю-В

Задание 2. Расшифруйте перечисленные сокращения сторон горизонта. Результаты работы занесите в таблицу.

Задание 3. Рассмотрите изображения компасов, представленных на рисунке 18 учебника (стр.31). Определите черты их сходства и различий. По результатам работы заполните предложенную таблицу.

Задание 4. ( выполняется на улице, во время факультатива ) Проведите не небольшое исследование пришкольной территории, по следующему алгоритму.

Алгоритм работы:

    Выберите точку своего наблюдения.

    Приготовьте для работы компас, используя «Правила работы с компасом», приведенные в тексте учебника (стр.30-31).

    С помощью компаса определите направления по сторонам горизонта.

    Перечислите объекты, расположенные в направлении основных и промежуточных сторон горизонта.

    Полученные результаты оформите в таблице.

Практическая работа № 5

Тема работы: «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, обозначение географических объектов».

Задание 1. (§ 7). (рабочая тетрадь, стр. 21).

Задание 2. (§ 8). Проследите по карте путь плавания финикийцев вокруг Африки и назовите географические объекты, через которые он проходил. (рабочая тетрадь, стр. 23-24).

Задание 3 . (§ 9). Проследите по карте путь плавания викингов (норманнов) и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 26-27).

Задание 4. (§ 10). Проследите по карте маршрут путешествия Марко Поло и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 29-30).

Задание 5. (§ 11). Проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 32).

Задание 6. (§ 12). Проследите по карте путь плавания Васко да Гама и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 35).

Задание 7. (§ 13). С помощью карт атласа найдите географические названия, связанные и именем Христофора Колумба (рабочая тетрадь, стр. 37).

Задание 8. (§ 14). Проследите по карте путь экспедиции Ф. Магеллана и назовите географические объекты, через которые он проходил (рабочая тетрадь, стр. 40-41).

Задание 9 . (§ 15). Назовите показанные на карте географические объекты, с которыми связаны кругосветные путешествия Дж. Кука (рабочая тетрадь, стр. 43-44).

Задание 10 . (§ 16). Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечисленных географических объектов (рабочая тетрадь, стр. 46).

История географических открытий

Практическая работа № 6

Тема работы: «Имена русских путешественников на карте мира».

Задание 1. С помощью карт атласа и текста учебника выпишите в таблицу географические объекты, названные в честь русских первопроходцев и мореплавателей.

Витус Беринг

Семен Дежнев

И.Ф. Крузенштерн

Ю.Ф. Лисянский

Задание 2. Проследите по карте путь кругосветного плавания И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского и назовите географические объекты, через которые они проходили (рабочая тетрадь, стр. 50-51).

Путешествие по планете Земля

Практическая работа № 7

Тема работы: «Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли».

Задание 1. Вклейте контурную карту в тетрадь для практических работ.

Задание 2. Обозначьте на контурной карте материки и океаны Земли.

Материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.

Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Путешествие по планете Земля

Практическая работа № 8

Тема работы: «Обозначение на контурной карте крупнейших государств материка Евразия».

Задание 1. На контурные карты регионов Евразии нанесите государства, указанные цифрами. Занесите в таблицу названия и столицы обозначенных государств. Перечертите таблицу в тетрадь для практических работ. Укажите название части света, государства которые представлены на контурной карте

Алгоритм выполнения задания:

    найдите на политической карте мира данное государство;

    проведите границы государства на контурной карте (границы всех государств обозначаются линией одинаковой толщины и цвета);

    нанесите фоновую окраску, обозначив территорию данного государства (цветовое решение выбирается из расчета несовпадения цветов у соседних государств);

    подпишите название государства (название всех государств подписывают одинаковым шрифтом и цветом);

    подпишите столицу государства (пунсон обозначается одинаковым цветом у всех столиц государств, названия всех столиц государств подписываются одинаковым шрифтом и цветом).

Название части света: __________________________________

Природа Земли

Практическая работа № 9

Тема работы: «Организация фенологических наблюдений в природе».

Задание 1. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта. Выпишите в таблицу объекты живой и неживой природы, заполнив предложенную таблицу.

Ответь на вопросы .

    Выпишите объекты, упомянутые в тексте, но не записанные в таблицу.

    Почему им не нашлось места в таблице?

Задание 2. Прочитайте внимательно в тексте § 27 историю о прогулке по окрестностям населенного пункта, распределите объекты природы, упомянутые в тексте, по соответствующим колонкам таблицы.

Как вы думаете, какая из известных оболочек Земли самая главная? Свой ответ обоснуйте.

РАЗДЕЛ 2


ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ПО КУРСУ

«География. Начальный курс»

6 класс

Практические оценочные работы

название работы

1

Изображение здания школы в масштабе .

2

Определение направлений и азимутов по плану местности.

3

Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам

4

Описание форм рельефа

5

Составление описания внутренних вод.

6

Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.

7

Построение розы ветров.

8

Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным

9

Составление характеристики природного комплекса .

10

Наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом.

Практическая работа №1

Тема работы: «Изображение здания школы в масштабе».

Цель: научить обучающихся составлять план школы (лицея).

Оборудование: планшет, рулетка, карандаш, линейка, альбомные листы.

Задание: Изобразить здание лицея в масштабе.

Ход работы:

    Выбрать масштаб, в котором будут изображение здания лицея (рекомендуемый масштаб – 1:1000 или 1:2500).

    С помощью рулетки определить длину своего шага в сантиметрах, затем сантиметры перевести в метры.

    Измерять шагами длину каждой стены лицея в метрах.

    Перевести метры в сантиметры и изобразить здание лицея на планшете.

    Подписать численный и именованный масштаб.

Виды изображений поверхности Земли,

Практическая работа №2

Тема работы: « Определение направлений и азимутов по плану местности»

Цель: научиться определять направления и азимут по плану местности.

Планируемые результаты: ученик научится использовать компас для определения азимута и сторон горизонта на местности; измерять расстояние на местности шагами или дальномером; составлять простейший план местности ;

Оборудование : компас, планшет, карандаш, визирная линейка, дальномер;

Работа выполняется по вариантам по карточкам.

    Определить, какой край плана местности является северным.

    Карандашом отметить в центре листа свое местонахождение. В рабочую тетрадь выписать все объекты, которые расположены к западу, востоку, северу и югу.

    Выбрать любые объекты на плане и определить их взаиморасположение. Выписать в тетрадь свои примеры.

    Из точки в центре плана определить азимут на любые два объекта (с помощью транспортира).

    Оформить работу и сдать учителю.

Вариант 2:

План выполнения

1.По компасу определить направление на север, установить компас так, чтобы стрелка СЕВЕР совпадала с 0°, сориентировать план (стрелка компаса должна совпадать с направлением СЕВЕР на плане).

2. Отметить точку наблюдения в центре плана (листа бумаги, прикреплённого к планшету).

3. Определить расположение объектов по отношению к месту наблюдения (стороны горизонта на указанные объекты), данные занести в таблицу.

4. Определить азимуты объектов при помощи компаса и визирной линейки, данные занести в таблицу. На плане линиями обозначить направления на объекты.

5. Измерить шагами (2 шага= 1метр) или дальномером расстояния до объектов и с помощью масштаба отметить эти расстояния на плане.

6. Объекты изобразить с помощью условных знаков.

Возможно выполнение работы, когда на местности заполняется таблица, а план оформляется в классе, для определения азимутов в данном случае можно использовать транспортир.

Оценивается правильность определения сторон горизонта, азимутов, расстояний на местности (таблица); правильность перенесения направлений и расстояний на план; аккуратность выполнения работы.

Виды изображений поверхности Земли

Практическая работа №3

Тема работы: «Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам».

Цель: научиться определять географические координаты и объекты по их географическим координатам.

Задание №1. Определить по координатам названия географических объектов, определить координаты названых объектов:

Задание 2. Определите координаты высочайших точек всех материков Земли. Ответ запишите в таблицу.

Задание 3. Определить в каком направлении находится объект, используя

Задание 4. Можно ли совершить кругосветное путешествие не меняя направление, если двигаться только на А) запад, Б) северо-восток, В) юг. Почему?

Виды изображений поверхности Земли

Практическая работа №4

Тема работы: «Описание форм рельефа».

Цель: Умение пользоваться картой, отрабатывать навыки и умения описывать объекты, определять их высоту.

Оборудование: Учебник, атласы, тетради, ручки, карандаши.

Задание: Используя план описания формы рельефа научиться описывать равнины и горы России.

План описания равнин

План описания гор

Где находится.

В какой части материка.

Размеры.

В каком направлении тянутся.

Холмистая или плоская.

Размеры, возраст.

Различия по высоте.

Наибольшая высота.

Какие реки протекают.

Соседние объекты.

1 вариант – Русская равнина.

2 вариант – Западносибирская равнина.

1 вариант – Кавказ.

2 вариант – Урал.

Работа выполняется по вариантам с предварительной подготовкой.

Практическая работа №5

Тема работы: «Составление описания внутренних вод».

Цель: закрепить навыки работы с картой.

Оборудование: тетрадь, контурные карты Ростовской области, ручки, карандаши, атласы.

Задание 1: определить географическое положение реки Дон по плану:

    В какой части материка протекает.

    Где берет начало, куда впадает.

    В каком направлении течет.

    Характер течения.

    Источники питания.

    Режим реки.

    Использование реки человеком.

Задание 2: План характеристики озера

1. Географическое положение:

А) на каком материке и в какой его части располагается озеро;

Б) между какими параллелями и меридианами.

2. Как образовалось (тип котловины).

3. Наибольшая глубина.

4. Сточное или бессточное.

5. Тип берегов.

6. Использование человеком.

Работа по контурной карте: обозначить реку Дон, подписать соседние объекты, определить куда впадает.

Подведение итогов работы.

Сдать работу учителю.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №6

Тема работы: « Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры ».

Цель: научить строить график хода температуры и вычислять среднюю температуру воздуха.

Оборудование : карандаш, линейка, ручка, тетрадь.



Ход работы:

    По данным своего дневника наблюдений за погодой построить график месячного хода температуры воздуха.

Задание: освоение методики слежения за погодой, описание основных характеристик.

Результатом работы должен стать дневник наблюдения за погодой во втором полугодии. На основании данных за каждый день (январь-март) делают выводы с записью в тетради.

Обучающиеся отмечают моменты наступления весны, яркие признаки улучшения погоды, пытаются предсказывать ее с опорой на местные признаки.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №7

Тема работы: «Построение розы ветров».

Цель: научить строить и читать розу ветров.

Задание: построить розу ветров

Для этого: Проанализируйте данные за месяц и обобщите их в виде таблицы:

Показатели облачности:

Ясно

Облачно

Переменная облачность

Всего дней

Постройте розу ветров и диаграмму облачности, как это показано на рисунке, используя способ построения, данный в учебнике на с. 117 (Роза ветров для города Владивостока).

Вывод учащихся.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №8

Тема работы: « Построение диаграммы количества осадков

по многолетним данным ».

Цель: научить строить диаграмму количества осадков по многолетним данным.

Оборудование: линейка, планшет, карандаш, тетрадь, ручка.

Ход работы:

    Пользуясь источниками информации, приготовить данные о среднемесячном количестве осадков в своей местности.

    Построить диаграмму количества осадков для своей местности.

    Определить в какой сезон года осадков выпадает больше всего, в какой сезон года меньше всего.

Сделать вывод, сдать работу учителю.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №9

Тема работы: «Составление характеристики природного комплекса».

Цель: закрепить и повторить знания и умения работы на местности.

Оборудование: линейка, планшет, карандаш, компасы, тетрадь, ручка.

Задание: учащиеся работают в группах:

1 группа: Изучение реки:

1. Определите, в какой стороне от школы расположен водоем.

2. Какой он по происхождению: естественный или искусственный?

3. Определить температуру воды, прозрачность.

4. Проверьте воду на запах.

5. Загрязнение воды, ее охрана.

2 группа : Описание погоды на данный момент:

1. Измерьте температуру воздуха.

2. Определите с помощью барометра атмосферное давление.

3. определите с помощью гигрометра относительную влажность воздуха.

4. Определите с помощью флюгера направление и силу ветра.

5. Сделайте вывод о типе погоды.

3 группа: Описание природного комплекса луга:

1. Название природного комплекса и положение по отношению к школе.

2. Особенности компонентов луга.

3. Форма рельефа.

4. Горные породы.

5. Необходимые меры по охране природы луга.

4 группа: Описание склона оврага.

1. Где он расположен, в каком направлении от школы?

2. Какова его высота?

3. Из каких пород он состоит?

4. Определите крутизну склона и зарисуйте залегание горных пород.

5. Как можно использовать его в хозяйственных целях.

Сделайте выводы по своей работе.

Строение Земли. Земные оболочки

Практическая работа №10

Тема работы: « Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями; измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу ».

Наблюдения погоды и других явлений природы

Для наблюдений необходимо взять тетрадь в клетку и подписать «Дневник погоды за 20__ год»

    На первой странице нарисовать «Условные обозначения погоды». На развороте второй и третьей страниц начертить форму для ежедневных записей.

Дата

Часы

Температура, ˚С

Атмосферное давление, мм.рт. ст.

Ветер

Облачность

Виды облаков

Вид осадков

Вывод о погоде

за день

Другие явления в природе

Примечания

наблюю-

даемая

средняя

Направление

Сила в баллах

    Обязательные для всех наблюдения проводятся в течение месяца теплого и холодного времени года, а также во время изучения темы «Атмосфера».

    Наблюдения за погодой ведутся 3 раза в день, всегда в одни и те же часы: перед занятиями в школе (8 часов утра), после занятий (в 13 часов), вечером (19 часов). Можно пользоваться сообщениями о погоде из средств массовой информации.

    Состояние облачности наблюдается на открытой местности: осматривая весь небосвод, определить вид облаков и примерную часть неба, занятую облаками. Отмечают вид осадков, выпавших в течение дня.

    Графа 11 заполняется условным знаком, взятым с первой страницы тетради. Вывод о погоде за день может быть таким: погода для теплого времени года прохладная, облачность незначительная, без осадков, без ветра.

    В графе 12 записываются такие явления погоды, как первый заморозок, первый снег, установление устойчивого снежного покрова, начало листопада, замерзание реки.

Заключение .

В национальной президентской инициативе «Наша Новая школа», утверждённой Президентом РФ Д.А. Медведевым в феврале 2010 г., говорится о том, какой должна быть школа в 21 веке. Даются характеристики новой школы. Идёт речь и об учителях - «это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…».

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.

Практико-ориентированный подход в школьной географии, и в традиционной образовательной парадигме играл весьма заметную роль, в условиях ФГОС роль практико-ориентированных методов еще усиливается и становится одной из ключевых и современный учитель, безусловно, должен владеть ими в совершенстве.

Очевидно, что привитие практических навыков просматривается во всех курсах географии и от того, как будут учителем они организованы, зависит успешность усвоения как теоретических знаний по предмету, так и практических умений. Практика показывает, что обучающиеся всегда нуждаются в помощи учителя.

Список литературы

    Алексеев А.И. и др. География. Природа и люди. - М.: Просвещение, 2014.

    Долгорукова С.В.. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. М.: Глобус, 2015.

    Кондаков A . M . и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

    Котляков В.М. География в меняющемся мире. – М., 2016.

    Лернер И.Н. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.

    Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии 6 кл. - М.: Вако, 2015

    Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

    Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию// Интернет-журнал «Эйдос». – 20 15

Ресурсы Интернет:

Http://www.rusngo.ru

- w . national-geographic.ru

Http://www.eidos.ru

Http://geo.metodist.ru

Http://my-geography.ru

Http://nsportal.ru

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Пр. от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

Русские первопроходцы Сибири 17-го века

О самых первых землепроходцах XVII столетия сохранилось крайне мало документальных свидетельств. Но уже с середины этого «золотого века» русской колонизации Сибири «руководители экспедиций» составляли подробные «скаски» (то есть описания), своего рода отчеты о проделанных маршрутах, открытых землях и населяющих их народах. Благодаря этим «скаскам» страна знает своих героев и основные географические открытия, которые они совершили.

Хронологический перечень русских землепроходцев и их географических открытий в Сибири и на Дальнем Востоке

Федор Курбский

В нашем историческом сознании первым «покорителем» Сибири является, конечно, Ермак. Он стал символом прорыва русских на восточные просторы. Но, оказывается, Ермак был вовсе не первым. За 100 (!) лет до Ермака в эти же земли с войсками проникли московские воеводы Федор Курбский и Иван Салтыков-Травин. Они прошли путем, который был прекрасно известен Новгородским «гостям» и промышленникам.

Вообще, весь русский север, Приполярный Урал и низовья Оби считались новгородской вотчиной, откуда предприимчивые новгородцы веками «качали» драгоценную рухлядь. А местные народы формально считались новгородскими вассалами. Контроль за несметными богатствами Северных территорий был экономической подоплекой военного захвата Новгорода Москвой. После покорения Новгорода Иваном III в 1477 году к московскому княжеству отошел не только весь Север, но и так называемая Югорская земля.

Точками показан северный путь, по которому русские ходили до Ермака

Весной 1483 году рать князя Федора Курбского поднялась по Вишере, перешла Уральские горы, спустилась вниз по Тавде, где разбила войска Пелымского княжества - одного из крупнейших мансийских племенных объединений в бассейне реки Тавды. Пройдя дальше к Тоболу, Курбский оказался в «Сибирской земле» - так называлась тогда небольшая территория в низовьях Тобола, где издавна обитало угорское племя «сыпыр». Отсюда русское войско по Иртышу прошло на среднюю Обь, где успешно «воевало» угорских князей. Собрав большой ясак, московский отряд повернул назад, и 1 октября 1483 года дружина Курбского вернулась на родину, преодолев за время похода около 4,5 тысячи километров.

Результатами похода стало признание в 1484 году «князьями» Западной Сибири зависимости от Великого княжества Московского и ежегодная уплата дани. Поэтому начиная с Ивана III титулы великих князей Московских (позже перешедшие и в царский титул) включали в себя слова «великий князь Югорский, князь Удорский, Обдорский и Кондинский .

Василий Сук ин

Основал город Тюмень в 1586. По его инициативе был заложен и город Тобольск (1587). Иван Суки н не был первопроходцем. Он был высокопоставленный московский чин, воевода, посланный с военным отрядом на подмогу Ермакову войску для «добивания» хана Кучума. Положил начало капитальному обустройству русских в Сибири.

Казак Пенда

Первооткрыватель реки Лена. Мангазейский и Туруханский казак, легендарная личность. Выступил с отрядом в 40 человек из Мангазеи (укрепленный острог и важнейшая торговая точка русских в Северо-Западной Сибири (1600-1619) на реке Таз). Этот человек совершил небывалый по своей решительности поход за тысячи верст по совершенно диким местам. Легенды о Пенде передавались из уст в уста у Мангазейских и Туруханских казаков и промысловиков, и дошли до историков в почти первозданном виде.

Пенда с единомышленниками поднялся по Енисею от Туруханска до Нижней Тунгуски, потом три года шел до ее верховьев. Добрался до Чечуйского волока, где Лена почти вплотную подходит к Нижней Тунгуске. А дальше, перешед волок, плыл он рекою Леною вниз до того места, где после построен город Якутск: откуда продолжал он свой путь сею же рекою до устья Куленги, потом Бурятскою степью к Ангаре, где, вступив на суда, чрез Енисейск прибыл паки в Туруханск ».

Петр Бекетов

Государев служилый человек, воевода, исследователь Сибири. Основатель ряда сибирских городов, таких как Якутск, Чита, Нерчинск. В Сибирь приехал добровольно, (попросился в Енисейский острог, куда и был назначен стрелецким сотником в 1627). Уже в 1628-1629 участвовал в походах енисейских служилых людей вверх по Ангаре. Много ходил по притокам Лены, собирал ясак, приводил в подчинение Москвы местное население. Основал несколько государевых острогов на Енисее, Лене и в Забайкалье.

Иван Москвитин

Первым из европейцев вышел к Охотскому морю. Первым побывал на Сахалине. Москвитин начал службу в 1626 рядовым казаком Томского острога. Вероятно, участвовал в походах атамана Дмитрия Копылова на юг Сибири. Весной 1639 отправился из Якутска к Охотскому морю с отрядом из 39 служилых людей. Цель была обычной – «прииск новых землиц» и новых неясачных (то есть еще не обложенных данью) людей. Отряд Москвитина спустился по Алдану до реки Маи и по Мае вверх шли семь недель, от Маи до волока малой речкой шли шесть дней, волоком шли один день и вышли на реку Улью, по Улье шли вниз стругом восемь суток, затем сделав ладью до моря плыли пять суток .

Результаты похода: Было открыто и обследовано побережье Охотского моря на протяжении 1300 км, Удская губа, Сахалинский залив, Амурский лиман, устье Амура и остров Сахалин. Кроме того, привезли с собой в Якутск большую добычу в виде пушного ясака.

Иван Стадухин

Первооткрыватель реки Колыма. Основал Нижнеколымский острог. Исследовал Чукотский полуостров и первым заходил на север Камчатки. Прошел на кочах вдоль побережья и описал полторы тысячи километров северной части Охотского моря. Вел записи своего «кругового» путешествия описал и составил чертеж-карту мест Якутии и Чукотки, где побывал.

Семён Дежнёв

Казачий атаман, землепроходец, путешественник, мореход, исследователь Северной и Восточной Сибири, а также торговец пушниной. Участвовал в открытии Колымы в составе отряда Ивана Стадухина. Из Колымы на кочах прошел по Ледовитому океану вдоль северного берега Чукотки. За 80 лет до Витуса Беринга первым из европейцев в 1648 прошел (Берингов) пролив, разделяющий Чукотку и Аляску. (Примечательно, что самому В. Берингу не удалось пройти весь пролив целиком, а пришлось ограничиться только южной его частью!

Василий Поярков

русский землепроходец, казак, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Первооткрыватель Среднего и Нижнего Амура. В 1643 46 руководил отрядом, который первым из русских проник в бассейн реки Амур, открыл реку Зея, Зейскую равнину. Собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья

1649-1653

Ерофей Хабаров

Русский промышленник и предприниматель, торговал пушниной в Мангазее, потом перебрался в верховья Лены, где с 1632 занимался скупкой пушнины. В 1639 открыл на реке Кут соляные источники и построил варницу, а затем способствовал развитию там земледелия.

В 1649-53 с отрядом охочих людей совершил поход по Амуру от впадения в него реки Урки до самых низовий. В результате его экспедиции приамурское коренное население приняло русское подданство. Часто действовал силой, чем оставил по себе худую славу у коренного населения. Хабаров составил “Чертеж по реке Амуру”. Именем Хабарова названы основанные в 1858 военный пост Хабаровка, (с 1893 - город Хабаровск) и железнодорожная станция Ерофей Павлович (1909).

Владимир Атласов

Казачий пятидесятник, приказчик Анадырского острога, «опытный полярник», как сказали бы сейчас. Камчатка была, можно сказать, его целью и мечтой. О существовании этого полуострова русские уже знали, но на территорию Камчатки еще никто из них не проникал. Атласов, на заемные деньги, на свой риск организовал в начале 1697 года экспедицию по исследованию Камчатки. Взяв в отряд опытного казака Луку Морозко, который уже бывал на севере полуострова, выступил из Анадырского острога на юг. Цель похода была традиционная – пушнина и присоединение новых «неясачных» земель к русскому государству.

Атласов не был первооткрывателем Камчатки, но он был первым русским, который прошел практически весь полуостров с севера на юг и с запада на восток. Он составил подробную «скаску» и карту своего путешествия. В его отчете были подробные сведения о климате, животном и растительном мире, а также удивительных источниках полуострова. Ему удалось уговорить значительную часть местного населения перейти под власть московского царя.

За присоединение Камчатки к России Владимир Атласов, по решению правительства, был назначен туда приказчиком. Походы В. Атласова и Л. Морозко (1696-1699 гг.) имели большое практическое значение. Эти люди открыли и присоединили Камчатку к Русскому государству, положили начало ее освоению. Правительство страны в лице государя Петр Алексеевича уже тогда понимало стратегическую важность Камчатки для страны и принимало меры по ее освоению и закреплению на этих землях.

Русские путешественники и первопроходцы

Еще раз путешественники эпохи Великих Географических Открытий