Дает возможность организации-заказчику отказаться от подписания госконтракта даже после завершения конкурсной процедуры, выявления победителя и размещения в ЕИС протокола с результатами закупки. Но это действие законно только лишь в ряде случаев, поэтому важно разобраться в нюансах.

Если обнаружились весомые причины для уклонения от подписания госконтракта с победителем, необходимо сформировать и разместить в ЕИС решение, направленное в адрес поставщика-победителя. Самое главное при этом — в трехдневный срок направить уведомление в территориальный орган ФАС. После чего специалисты управления Федеральной антимонопольной службы проверят правомерность отказа от заключения госконтракта и примут решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков победителя.

Когда УФАС приняла положительное решение, заказчик направляет проект контракта второму участнику торгов. Если же такой отсутствует или отказался от подписания, то торги признаются несостоявшимися. В этом случае учреждение вправе провести закупку у единственного поставщика на основании ч. 1 п. 25 ст. 93 44-ФЗ.

Не стоит путать отказ от заключения контракта 44-ФЗ с отказом от исполнения уже заключенного контракта. В соответствии с положениями ФЗ-44, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта недопустим. Однако он возможен, когда одна из сторон контрактных отношений существенно нарушила условия, прописанные в госконтракте. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашей статье про .

Основания, по которым можно отказаться

Случаи, когда заказчик вправе оказаться от подписания госконтракта, строго регламентированы. Выделяют следующие основания:

  1. Организация имеет право не подписывать договор, если при проведении конкурсных процедур победитель целенаправленно исказил информационные материалы о товаре, работе или услуге или же подал ложные сведения о соответствии техническим и документальным, а также отмеченным в извещении дополнительным требованиям, указанным в закупке (). Если такие действия обнаружились уже после размещения в ЕИС протокола подведения итогов закупки, то это будет условием для неподписания госконтракта.
  2. Если победитель проигнорировал подписание соглашения по результатам проведения конкурса в установленный десятидневный срок (), то заказчик имеет право обратиться в судебные органы для возмещения убытков, которые не покрываются величиной обеспечения контрактной заявки. В дальнейшем госконтракт заключается с участником, завершившим торги под № 2. При аналогичной ситуации по факту проведения аукциона, если подписание договорных отношений между победителем и заказчиком не происходит в установленный п. 9 ст. 70 44-ФЗ десятидневный срок, то победитель признается уклонившимся от заключения госконтракта (). Заказчик также вправе обратиться в суд с целью возмещения убытков, не покрытых суммой обеспечения. Исполнитель также не имеет права игнорировать подписание контракта ().
  3. Если победитель не предоставил требуемое обеспечение исполнения в срок, отведенный для подписания договора, то заказчик обязан отказать ему в заключении госконтракта. При этом победитель автоматически будет считаться уклонившимся (). Важно помнить, что если при проведении торгов цена снизилась на 25 % и более по отношению к НМЦК, то поставщик предоставляет ОИК, необходимую сопроводительную информацию (), а также расчетные данные сложившейся цены (ч. 9 ст. 37).

Как отказаться от заключения госконтракта

Для неподписания соглашения с будущим исполнителем инициатор закупки должен действовать так:

Шаг 1. В течение трех дней сформировать и передать информационные сведения в УФАС. При несоблюдении этого требования организации-заказчику грозят штрафные санкции в размере 15 000 рублей на должностное лицо, 100 000 рублей на юридическое лицо (ст. 19.7.2 КоАП).

Проиграли аукцион на ТО лифтов. В ходе аукциона поставщики сыграли на повышение цены (- 26000 руб.).Признали победителя в соответствии с ч.11 ст.69 44-ФЗ.Поставщик говорит что после уплаты нам этой суммы мы можем заключить контракт чуть ли не по НМЦК по согласованию сторон,законно ли это? Возможно ли заключение контракта по нулевой цене?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Напоминаем, что в соответствии с ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт . При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона о контрактной системе о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:

1) такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем сто миллионов рублей;

2) участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

3) размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта , указанной в извещении о проведении такого аукциона.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно ч. 11 ст. 69 Закона о контрактной системе, в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

На основании ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе следует, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в ч. 8 ст. 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В ч. 12 ст. 70 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, предусмотренном ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

Таким образом, в данном случае, по нашему мнению, заказчику следует указать в проекте контракта в качестве цены контракта, предложенной победителем, цену права заключения контракта .

Например: «Цена контракта в соответствии с ч. 23 ст. 68 Закона о контрактной системе равняется цене права заключения контракта - 28 000 рублей 00 копеек, которые Исполнитель вносит на счет Заказчика».

Если заказчик установит цену контракта равную нулю, то его действия могут быть успешно обжалованы, как нарушающие требования ч. 2 ст. 70 Закона о контрактной системе (Решение УФАС по Курганской области от 07.04.2014 № 05-02/52-14).

Дополнительно сообщаем об установлении в контракте на право заключить контракт размера неустойки в виде штрафа и пени, то согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее - Правила).

Проанализировав данные Правила можно сделать вывод, что размер штрафа и расчет пени осуществляется на основании цены контракта. В свою очередь, цена контракта, как было выше сказано, равна цене права заключения контракта.

Таким образом, при установлении в контракте условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, размер неустойки (штрафа, пени), по нашему мнению, следует рассчитывать от цены контракта (т.е. от цены права заключения контракта), согласно выше приведенного примера от 28 000 рублей 00 копеек.

Действия заказчика, если по итогам электронного аукциона цена снижена до нуля и после повышена до 5000 руб за право заключения контракта

В соответствии с частью 23 статьи 68 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта исходя из положений Закона № 44-ФЗ о порядке проведения такого аукциона с учетом следующих особенностей:

  1. Такой аукцион в соответствии с настоящей частью проводится до достижения цены контракта не более чем 100 млн руб.;
  2. Участник такого аукциона не вправе подавать предложения о цене контракта выше максимальной суммы сделки для этого участника, указанной в решении об одобрении или о совершении по результатам такого аукциона сделок от имени участника закупки, которое содержится в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;
  3. Размер обеспечения исполнения контракта рассчитывается исходя из начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона.

То есть, обязательным условием того, чтобы аукцион стал проводиться на право заключения контракта, цена контракта, предложенная участником электронного аукциона должна быть 0,5 процента от НМЦК или ниже (т.е. НМЦК должна быть снижена на 99,5 процентов и более).

Таким образом, участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт, необходимо предоставить обеспечение исполнения контракта, указанное в извещении о проведении такого аукциона, в том числе в соответствии со статьей 37 Закона № 44-ФЗ (с применением антидемпинговых мер), а также внести на счет заказчика денежные средства в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта.

Согласно части 11 статьи 69 Закона № 44-ФЗ, в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, победителем электронного аукциона признается его участник, который предложил наиболее высокую цену за право заключения контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

На основании части 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ следует, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона № 44-ФЗ протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В части 12 статьи 70 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ, контракт заключается только после внесения на счет, на котором в соответствии с законодательством России учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается, в том числе на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке и окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Таким образом, в данном случае, заказчику следует указать в проекте контракта в качестве цены контракта, предложенной победителем, цену права заключения контракта.

Если заказчик установит цену контракта равную нулю, то его действия могут быть успешно обжалованы, как нарушающие требования части 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ (Решение УФАС по Курганской области от 7 апреля 2014 г. № 05-02/52-14).

В данном случае, условия контракта остаются неизменными в силу требований ст. 70 Закона № 44-ФЗ, в качестве цены контракта указывается цена права заключения контракта, а не нулевая цена.

Обеспечение исполнения контракта предоставляется с учетом антидемпинговых мероприятий и рассчитывается от НМЦК.

После оплаты права заключения контракта и заключения такого контракта исполнитель будет проводить ТО лифтов за свой счет, несмотря на определенный в контракте порядок оплаты, т.к. стоимость работ была снижена победителем до нуля. Данный вывод основывается в т.ч. и на позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме от 14 октября 2015 года № Д28и-3071 и судебной практики по аналогичному вопросу Закона № 94-ФЗ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 11.07.2012 №№ ВАС-8214/12, А42-6532/2011)..

К сожалению, в данной закупке заказчик поставщику ничем не поможет, т.к. участник закупки самостоятельно пошел на снижение цены контракта до 0,5 % от НМЦК и продолжил повышающий аукцион на право заключения контракта.

В данном случае, заказчик может инициировать расторжение контракта по соглашению сторон . В этом случае победитель потеряет только размер платы за контракт.

При этом заказчику перед расторжением контракта необходимо прежде оценить риски признания его действий, как нарушающих принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок (ст. 12 Закона № 44-ФЗ).

Стали первым в конкурсе, аукционе, запросе предложений

Поставщик компьютерной техники Максим — новичок в закупках. Он пришел на аукцион просто посмотреть, как прикреплять заявку на ЭТП, как конкуренты ведут себя в аукционном зале и т.д. Он не планировал побеждать и исполнять контракт, так как у него нет нужной техники на складе. Максим отправил заявку, в нужное время пришел в аукционный зал на торговой площадке, но не подал ни одного ценового предложения.

В течение часа, после того как аукцион закончился, заказчик опубликовал протокол его итогов, а Максим продолжил искать подходящие ему закупки техники. Он очень удивился, когда через 3 дня заказчик прислал ему проект контракта на подпись. Максим по сути не участвовал в аукционе, у него нет свободных денег для обеспечения контракта и компьютеров нужной марки — можно ли в этой ситуации отказаться заключать контракт?

Нет, в аукционе, конкурсе и запросе предложений нельзя отказаться от контракта без плачевных последствий, если заявка:

  • единственная в закупке и соответствует всем требованиям,
  • единственная из всех присланных, которая соответствует требованиям.

Обязательно следите за итогами любой закупки, на которую прислали заявку:

  • Комиссия в рассматривает одновременно и заявку участника, и его соответствие требованиям закупки и закона.
  • проводят в два этапа, а итоги подводят после второго, когда участники первого этапа делают окончательные предложения. Если никто не подал окончательных предложений, победит тот, кто предложил меньшую цену на первом этапе.
  • А в победителя объявляют только после того, как рассмотрят вторые части заявок. Именно поэтому на публикации итогов аукциона участие в закупке не заканчивается — нужно дождаться, когда заказчик рассмотрит вторые части заявок участников.

Если бы Максим отказался от контракта, он с первой же закупки оказался бы в РНП и лишился обеспечения заявки, поэтому он решил подписать контракт. Плюс ситуации Максима в том, что он заключил контракт по начальной цене, без снижения. Минусы в том, что ему пришлось срочно оформлять банковскую гарантию и заплатить пени за просрочку поставки, так как на заказ нужной техники у дистрибьютора потребовалось время.

Стали первым или вторым в запросе котировок

Фирма Ирины поставляет продукты питания и приняла участие в запросе котировок на поставку колбасы и сосисок. Уже отправив заявку, Ирина поняла, что ошиблась в цене: в закупке требовались сосиски высшего сорта, а она посчитала цену, как для первого. Скрестив пальцы, Ирина дождалась итогов и обрадовалась, когда ее заявка оказалась второй, ведь она помнила, что обычно участник, который занял второе место, не обязан заключить контракт.

Когда заказчик предложил ей заключить контракт, от которого отказался победитель, Ирина отказалась, так как поставка ей была невыгодна. Тогда заказчик напомнил, что отказ влечет попадание в РНП. И был прав.

В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того занял второе место. Отказ грозит попаданием в РНП.

Ирине пришлось заключить контракт и поставить продукцию по предложенной цене, а заработать на закупке не удалось.

Победили, но передумали выполнять контракт

Игорь покупает в Германии расходные материалы для офтальмологии. Он выиграл очередную закупку, но через две недели, когда пора было подписывать контракт, курс евро вырос. Чтобы не поставлять товары себе в убыток, первым делом он предложил заказчику отменить результаты торгов и провести новую процедуру из-за форс-мажорных обстоятельств, но заказчик отказался. И был прав.

К сожалению, рост евро не является уважительной причиной для отказа от контракта по 44-ФЗ. Так же как и ситуации, когда:

  • вы обнаружили в закупке условия, которые не можете исполнить,
  • заказчик, с которым вы планируете работать, находится в стадии банкротства и т.д.

44-ФЗ в этом плане очень негибкий: нельзя менять цену и другие существенные условия контракта, менять объект закупки на более дешевый и т.д. Поэтому целесообразность участия, риски и условия из техзадания нужно проверять до подачи заявки. Если вы подписали контракт, значит согласились с его условиями и придется их исполнять.

Во всех случаях, описанных выше, единственным вариантом избежать РНП является договоренность с госзаказчиком заключить госконтракт и тут же его расторгнуть по соглашению сторон. Хотя госзаказчики редко бывают в этом заинтересованы, не желая проводить закупочную процедуру повторно.

Кроме того, к расторжению по обоюдному согласию могут придраться проверяющие органы, которые смотрят, насколько эффективно заказчик проводит свои закупки. Это возможно в ситуации, когда поставщик по каким-то причинам не хочет выполнять контракт, а заказчик соглашается на расторжение контракта по обоюдному согласию.

Можно отказаться

Стали вторым в конкурсе или аукционе, третьим в запросе котировок

Тут все просто: заключать контракт или нет, вы решаете сами. Заказчик не имеет права вас заставить и не будет передавать информацию о включении вас в РНП.

Может ли отказаться заказчик?

Заказчик по 44-ФЗ может отказаться заключать контракта только в определенных случаях:

    Если после подведения итогов, но до заключения контрактов обнаружил, что победитель не соответствует единым, дополнительным или факультативным требованиям.

    Предельная отпускная цена лекарств не зарегистрирована.

    Предельная цена на лекарства ниже той, что предложил участник, но он отказывается ее снижать.

    Поставщик не успел вовремя предоставить обеспечение контракта.

В первых трех случаях победитель просто лишается возможности заключить контракт, но в РНП не попадает. Обеспечение заявки возвращают в течение 5 дней после публикации протокола.

Если вы не успели предоставить обеспечение или сделали это неправильно, то можно договориться с заказчиком продлить срок подписания контракта и предоставить обеспечение. Если этого не удается сделать, заказчик передает сведения в ФАС. На заседании комиссия решает, считать вас уклонистом или нет.

Выводы

Старайтесь не допускать таких ситуаций, в которых приходится искать способ отказаться от контракта. Оценивайте свои силы, внимательно читайте контракт и документы, не забывайте про обеспечение.

  • Во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок, только победитель обязан заключить контракт. Для остальных участников это право.
  • В котировках обязанность заключить контракт есть не только у того, кто победил, но и у того, кто занял второе место.