Не всегда маленькая зарплата является первопричиной ухода из профессии, и педагоги - не исключение. Почему молодые педагоги не хотят учить детей «разумному, доброму, вечному», а педагогические ВУЗы не могут «заманить» студентов даже низкими проходными баллами?

Источник фото: paidagogos.com

Через 10 лет в профессии осталось только 5 из 48

В этом году наш выпуск педагогического университета праздновал юбилей - 10 лет со дня окончания.

Когда мы, бывшие школьники, готовились к поступлению на бюджетное отделение филологического факультета, конкурс по специальности составлял почти четыре человека на место.

И большинство студентов, на самом деле, готовились стать учителями.


Источник фото: drrichswier.com

Через десять лет, собравшись и активно обсуждая прошедшие годы, подсчитав, обнаружили, что из 48 подготовленных специалистов в профессии остались только пятеро .

И хотя проблема маленькой заработной платы тоже звучала, но большая часть причин «не быть учителем» денег не касалась.

Марина, бывший учитель, стаж - 4 года

Сейчас ИП - готовит торты и пирожные на заказ.

Учитель звучит гордо - теперь это больше похоже на насмешку. В свое время, я очень хотела работать в образовании: было не только желание, но и знания, подтвержденные красным дипломом.

За четыре года преподавания я перестала ощущать гордость за свою профессию : родители учащихся могли устроить мне форменную истерику, встретив в торговом центре, требуя объяснить, почему их ребенку выходит плохая отметка за четверть.


Источник фото: escuelapedia.com

Некоторые мамы или папы, придя в школу, позволяли себе кричать и угрожать педагогу в присутствии детей.

Я стала чувствовать себя обслуживающим персоналом . Мне кажется, сейчас к официантам относятся уважительнее, чем к молодым учителям.

Татьяна, бывший учитель, стаж - 5 лет

Сейчас занимается агроэкотуризмом.

Унизительные поборы стали окончательной точкой в моем нежелании учить детей «разумному, доброму, вечному».

Источник фото: www.youphil.com

Необходимо было просить денег у родителей на все : кусочек линолеума возле дверей, покраска стен или поклейка обоев, шторы, новые современные пособия, деньги на ремонт в школе, необходимые для детей наглядные пособия в класс.

Сейчас для этого есть родительские комитеты, раньше «с протянутой рукой» ходил учитель.

В школе не было даже перфоратора, чтобы прибить этот несчастный линолеум, приходилось искать и просить вечнозанятых пап, объяснять, что именно его ребенок будет ходить по чистому новому покрытию.


Источник фото: 900igr.net

А сколько родителей возмущалось вымогательствами денег! Не объяснить каждому, что от меня «сверху» требуют соблюдать санитарные нормы и именно меня накажут лишением премии, если я не исправлю указанные ошибки.

Кристина, бывший учитель, стаж - 5 лет

Сейчас - офисный работник. После отработки распределения, вышла замуж, ушла в декретный отпуск, потом вернулась в профессию и все-таки ушла через три года.

Уходила, потому что выбрала сохранение своей семьи. Постоянно ругались с мужем из-за моих очередных неоплачиваемых «походов» с классом на выходных, на субботники, в музеи, из-за вечных задержек на работе, из-за ночных проверок тетрадей, моего постоянного контроля чужих детей.

Да, я обязана была знать, что делают мои школьники и даже их родители в выходные, праздничные дни, во время летних каникул, а иногда и проверять все это.У своего ребенка не успевала ни домашнее задание проверить, ни на утренник к нему сходить.


Апогеем стал выговор мне как классному руководителю и мои объяснительные директору школы за то, что мой ученик пьяным подрался вечером в субботу на дискотеке и попал в милицию - это же я не уследила.

Муж сказал, что больше не выдержит этого безумия и статуса отца-одиночки , и поставил перед выбором - я выбрала семью.

Светлана, бывший учитель, стаж -3 года

Сейчас ИП - фотограф.

В университете нам рассказывали, как проходит процесс обучения в других странах: функции классного руководителя выполняет один человек (что-то, вроде, мастера или воспитателя), обучает же педагог, которого никак не касаются все обязательные школьные мероприятия и рукописные отчеты-характеристики.

Я просто выгорела… Удивляюсь, как другим удается работать так долго?


Возможно, хотела бы вернуться, но при воспоминании о сборе денег на питание, субботниках, сборе детей на какие-то концерты, подготовка песен-танцев на эти же концерты, посещение неблагополучных семей, составление характеристик, каких-то постоянных бумаг в образование и все остальное, помимо моей непосредственной функции обучения - даже самое сильное желание быть учителем пропадает.

Екатерина, учитель, стаж - 10 лет

Осталась в профессии, можно сказать, вопреки всему.

Для того, чтобы работать в школе, необходимо научиться обозначать границы: это - моя личная жизнь, а вот это - моя работа, которая только часть моей жизни.

Большинство учителей не озлоблены, просто они научились «не касаться душой каждого ребенка», иначе, и правда, слишком быстро сгоришь или не останется сил ни на себя, ни на семью.

Я готовлю детей к поступлению и сдаче ЦТ, обсуждаю с ними повседневные дела, беседую с родителями, но не завожу себе среди них друзей или побратимов. Работа есть работа, и она мне нравится.


Источник фото: holidays.ru

Ольга, бывший учитель, стаж - 3 года

Сейчас - воспитатель в детском саду. Очень любит детей, поэтому осталась в образовании, только направление поменяла.

Я, конечно, и здесь всем «должна» и «обязана», особенно об этом любят говорить родители, но с малышами проще, они еще не так испорчены любящими мамами и папами .

Сейчас все принято валить на детей: «не хотят ничего делать, не учатся», а кто же их этому учит? Чему может научить мама, поднимающая голову от интернета в телефоне, только для того, чтобы требовательным голосом что-то спросить?


Источник фото: estet-portal.com

Во все века дети такие, какими их воспитывают родители. Как бы не пытались функцию воспитания молодого поколения полностью передать школе, все равно, все начинается из семьи.

А почему, на ваш взгляд, молодые учителя уходят из школы?

Если вы хотели бы рассказать о своем опыте преподавания, пишите - myhistory@сайт

Виктор ЛИСТОПАДОВ

Вступительная кампания в вузы в очередной раз показала: профессия учителя потеряла популярность и престиж. На педагогические специальности поступали, мягко говоря, не лучшие абитуриенты. Но брали почти всех желающих, поскольку в стране не хватает учителей.

По данным Белстата, за первую половину 2012 года число занятых в сфере образования в Беларуси сократилось на 15 тысяч человек: принято на работу 24 590, уволено 39 145. Почему так происходит, и кто будет учить белорусских детей в ближайшем будущем, выясняет «Завтра твоей страны».

В педвуз без конкурса

На педагогические специальности берут почти всех желающих. Студент на бюджетной форме образования – гарантия того, что будет, кого распределять. А студент-платник – чего греха таить, кормилец для вуза. Именно средства, поступающие на оплату обучения, во многом являются определяющими в формировании бюджетов вузов.

В Белорусском педагогическом университете имени М.Танка в этом году конкурс отсутствовал. То есть брали всех, получивших сертификаты по определенным ЦТ, на следующие специальности: «Математика. Информатика», «Физика. Математика», «Физика. Информатика», «Физика. Техническое творчество», «Русский язык и литература. Иностранный язык (итальянский)», «Русский язык и литература. Иностранный язык (китайский)». Отметим, что в университете по большинству названных специальностей не было конкурса и в прошлом, и позапрошлом году. На физический факультет в 2011 поступали даже те, кто набрал менее 100 баллов из 400 возможных. Понятно, что большинство вылетели из вуза после первой сессии.

Там же, где был конкурс, проходные баллы в этом году были очень невысокие . Например, на «Дошкольное образование» -- 153, «Биология. Химия» -- 210 (село) и 214 (город), «География. Биология» -- 185 (село) и 193 (город).

Как видим, в БГПУ имени М.Танка студенты не очень стремятся, даже, несмотря на обещание ректора предоставить всем иногородним первокурсникам место в общежитии.

В Мозырском педагогическом университете на « Физико-математический факультет» на специальность «Физика. Информатика» на бюджет поступили абитуриенты с баллами, начиная с 64. У абитуриента, зачисленного по целевому конкурсу, - 162 балла.

На специальность «Математика. Информатика» по целевому направлению поступил абитуриент с 151 баллом. Проходной балл составил 95 баллов.

Самые высокие проходные баллы в вузе были на с пециальность «Информатика. Иностранный язык (английский)» -- более 200.

Зарплата не прельщает

Преподаватель Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины Александр Вороненко отмечает, что в педагоги идут неохотно и в других вузах страны. Даже в некогда весьма престижном Минском лингвистическом университете. Многие из абитуриентов, не поступив на бюджетное отделение Переводческого факультета или Факультет межкультурных коммуникаций, с достаточно высокими баллами шли на платное отделение. Хотя могли бы запросто поступить на бюджет, если бы выбрали педагогическую специальность. Это хорошо показывает, что молодые люди не хотят связывать свою жизнь с преподаванием в школе.

Нелюбовь к учительскому труду подтверждает статистика. По данным Белстата, за половину 2012 года число занятых в сфере образования в Беларуси сократилось на 15 тысяч человек: принято на работу 24 590, уволено 39 145.

Почему так происходит? Одна из причин – низкий уровень оплаты труда учителей. В июне средняя начисленная зарплата в сфере образования составила 2 млн. 919 тысяч рублей. Учителя говорят, что если работать на полторы ставки 24 часа в неделю, иметь большой педагогический стаж и классное руководство, получать хорошую премию, можно заработать около 4 млн. рублей.

По поводу зарплаты министр образования Сергей Маскевич сказал во время онлайн-конференции в «Народной газете»:

У нас есть поручение Президента анализировать зарплату учителей и совершенствовать систему оплаты труда, повышать зарплату. Со следующего учебного года стартует эксперимент по внедрению нового экономического механизма, в рамках которого, я уверен, зарплата учителей будет опережать среднюю по республике. Уровень заработной платы учителя будет связан с результатами его труда, мы идем к большей дифференциации оплаты труда учителей в зависимости от их квалификации и достижений, результатов их работы. Я сказал бы, что зарплата учителя будет увеличиваться более быстрыми темпами, чем в среднем по республике. И многое будет зависеть от работы конкретного района, конкретного учреждения образования. То есть от того, с интересом ли будут идти в эту школу дети, и как будут оценивать результат работы педагогов родители.

Учителя не уважают

Однако практики говорят о том, что не только маленькая зарплата заставляет уходить из школы. Репетитор по русскому языку с 15-летним педагогическим стажем (восемь лет готовит абитуриентов к ЦТ) Анжелика Салонович вспоминает, что в середине 90-х в педагогические вузы был достаточно высокий проходной балл.

Я закончила педуниверситет в 1998 году. Вместе со мной училось много медалистов. И по приходу в школу было желание работать с детьми. Однако со временем все изменилось. И дело не только в том, что платят мало. Проблема в том, что учительская профессия потеряла престиж в течение последних лет. Учителя не уважают дети, администрация, родители.

Анжелика Салонович отмечает, что 15 лет назад она работала с детьми более свободно. Ходили в театр, кино, на каток. При этом никто не заставлял писать планы воспитательной работы, как теперь. Или составлять список детей, с которыми идешь в театр, визируя его у администрации.

Во мне, молодой учительнице, не убивали желание быть учителем. Сейчас нет уважения к учителю, думаю, потому что на него возложен ряд несвойственных педагогу функций. Мы должны водить детей в столовую, обеспечивая 100% посещаемость, на спортивные мероприятия. Дети приходят в школу есть или учиться? У нас же классный руководитель занимается посещением семей учеников, решением проблем трудных подростков и всем прочим. Классный руководитель в школе - это няня. Возможно, часть работы классного руководителя должна взять на себя все же социальная служба.

Жертвы режима

Что можно сделать, чтобы как-то улучшить жизнь учителя? Анжелика Салонович считает, что, прежде всего, освободить от пустой бумажной волокиты. Она отмечает, что теперь в школе все слишком заформализировано - начиная с того, как учитель должен составить календарно-тематическое планирование, заканчивая орфографическим режимом. Есть масса мелочей, с которыми учителя устают сталкиваться изо дня в день, которые раздражают. Например, если одно произведение изучается в течение нескольких уроков, значит, в журнале учителя должно быть прописано, например: «А.С.Пушкин. «Дубровский». Образ Владимира Дубровского». И так по количеству уроков, в данном случае шесть раз – обязательно автор, произведение и новая тема. Или еще пример - требование к учителю писать на форточке в классе «форточка для проветривания». Педагог недоумевает: кому нужен такой формализм, не влияющий на качество обучения, которое в школе падает:

Нет учебного процесса как такового, - говорит она. - Перехода от одной ступени образования на другую нет. У нас детский сад, начальная школа каждый сами по себе. В начальной школе массово завышают отметки. Где нужно ставить 6, ставят 8. Ребенок приходит в 5-ый класс, и испытывает страшный стресс. Мало того, что все меняется в организации обучения, он к тому же не может подтвердить отметки, которые ему поставили. Затем то же самое происходит у многих на ЦТ, которое не беспокоит школу. В результате многие не в состоянии подтвердить свои очень хорошие аттестаты. Когда ко мне как к репетиру приходят заниматься дети, случается, спрашиваешь, сколько по русскому, отвечают 8, а знания у него на 3. Я понимаю учителей: политика в школе не ставить плохих оценок, «2» за четверть вообще под запретом. Тех учителей, которые решается на это, администрация донимает посещением уроков, просьбами письменно объяснить такие низкие оценки.

Анжелика Салонович считает, что слишком много нечестного в системе образования. От этого система образования очень страдает. Что тут поделаешь, образование отражает проблемы нашего общества в целом. И если так пойдет дальше, учить детей будут плохие вчерашние ученики и студенты.

Анжелика Салонович школу не оставляет, хотя успешно занимается репетиторством.

Я каждый раз начинаю новый учебный год с надеждой на то, что вдруг что-то изменится. Хочу встретить в школе детей, которые хотят учиться. Но их становится все меньше, а проблем и обязанностей у учителей все больше, - отметила педагог.

Побег из школы Большинство учителей хотели бы сменить род своей деятельности

77% учителей готовы покинуть школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе! Эти устрашающие цифры особенно удивительны на фоне декларируемых властями повышений зарплат, роста престижа учительской профессии, всяких бонусов, типа льготной ипотеки и т.д. Почему же учителя бегут из школ, забыв о своем священном долге и благородном предназначении?

Вот результаты опроса, наглядно показывающие, насколько стремительно могут опустеть стулья за учительскими столами. На вопрос «ушли бы вы из школы, если бы появилась возможность?» 77,11% ныне работающих в школе не раздумывая ответили «да». Не выразили подобной готовности только 10,37% школьных наставников, а 12,53% над своим возможным уходом пока раздумывают и твердый ответ дать затрудняются.

«Работая в школе, я просто не замечаю жизнь, вижу только работу, чужих детей и их проблемы. Все дни проходят одинаково: работа, работа, работа. Нет времени ни на дом и семью, ни на книги, ни тем более на театры и выставки, творчество. Дни давно слились во что-то одно. Что от меня останется лет через десять?! Я понимаю, что нужно работать - вопреки всему! И задаю себе лежащий на поверхности мучительный вопрос: если я уйду, то кто же останется? И все-таки я больше не могу…» Это крик души учительницы, которой нет еще и тридцати, которая отдала школе уже пять лет и искренне любит свою работу. И подобных исповедей много. «Особенно тяжело первые пять-семь лет! Потом входишь в ритм этой жизни, а затем наступает синдром эмоционального выгорания, когда уже ничего не хочется - даже жить!» Такие вот драмы скрываются за внешне благополучным фасадом российской школы, который усердно штукатурят чиновники Минобра.

Однако истину не скроешь за лозунгами. На одном из сайтов учительского сообщества был проведен опрос с целью выяснить - насколько учителя держатся за свою работу? Результаты его способны неприятно удивить как родителей, так и чиновников от образования: 77% учителей моментально покинут школу, как только у них появится какая-то альтернатива нынешней работе, лишь 10% не готовы это сделать, и около 13% затрудняются с ответом! Почему большинство людей самой благородной из профессий, которая традиционно считается призванием, готовы не моргнув глазом бросить ее в любой момент?! Корреспондент «МК» пообщался с теми учителями, кто уже распрощался со школой, и с теми, кто только надеется это сделать.

Вот что рассказала 39-летняя Ольга, преподаватель русского языка, литературы и МХК из Заволжска:

Проработав в школе 16 лет, я нашла в себе силы уйти, пока не стало поздно. К мыслям об уходе привела не зарплата, а зависимость от работы. Помимо непосредственно уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей необходимо писать кучу отчетов, планов, бессмысленных бумаг, имитировать бурную деятельность, не связанную с детьми и учебой. Иначе нельзя - но это полностью уничтожает личную жизнь. Мне повезло: у меня полная семья, муж не только не ушел, но и уроки с детьми делал, и ужином кормил. Так везет очень немногим, поэтому среди учителей столь много матерей-одиночек. И никто из моих знакомых учителей не вернулся в школу после того, как ушел. Появились свобода и выбор. Проблема трудоустройства учителя вне школы существует, но кто хочет - всегда находит работу. Если говорить обо мне, то филологическое образование, природное чувство языка и творческая направленность сыграли свою роль: сегодня я сетевой журналист. Пишу тексты, наполняю сайты.

Те, кто уйти из школы пока не сумел, высказываются порой значительно резче и откровеннее, чем Ольга.

Ушла бы, да никто нигде не ждет - рассказывает Жанна, 52 года, учительница из Мурманской области. - Учителю приходится брать полторы-две ставки, чтобы тупо не протянуть ноги, а за ставку в 18 часов ты получишь копейки. У нас губернатор тоже отчиталась Путину, что средняя зарплата учителя в регионе 42 тысячи. Однако я работаю на полторы ставки, с первой категорией, с кучей надбавок за хорошую работу, и максимум выходит тридцать, а если бы работала на ставку - было бы 16… Я не понимаю тех коллег, кто пыжится, делая вид, что работать за копейки - это здорово! Порой гонишь от себя мысль, что школа - это сборище неудачников, которые не нашли себя в жизни…

Подобных примеров - масса. И у заинтересованной стороны, у родителей школьников, может возникнуть вопрос - а способны ли учителя искренне давать детям все, что необходимо, и серьезно относиться к своей работе ПОСЛЕ того, как они уже махнули на все рукой и сделали для себя вывод, что готовы уйти при первой возможности? И можно ли, скажем, родителям первоклассника, выбирающим первого учителя, как-то распознать того, кто уже «сидит на чемоданах»?

Сложившуюся ситуацию «МК» прокомментировал Александр Асмолов, зав. кафедрой психологии личности МГУ и директор Федерального института развития образования:

Эта ситуация для России является одной из самых драматичных. Большинство выпускников огромного количества педвузов не идут в профессию учителя, а те, кто пошли, пытаются ее покинуть рано или поздно. Причина этого в том, что даже при озвучиваемом росте заработной платы ценностный статус учителя сегодня ниже плинтуса… А для человека важно не только его материальное благополучие, но и отношение к нему в обществе, насколько он может реализовать себя как личность, насколько он востребован в своей стране.

Что касается тех учителей, которые «сидят на чемоданах», - распознать их непросто. При этом они могут вполне профессионально делать свою работу, продолжая мечтать о том будущем, которое для них желаемо и интересно. То есть прямой и жесткой корреляции между желанием и готовностью бросить профессию и качеством даваемых детям знаний нет. С другой стороны, образно выражаясь, если я стою на вокзале, жду поезда и в это время даю кому-то консультацию, то я продолжаю смотреть - не убежал ли поезд…

Томас Эдисон — это, наверное, самый известный и продуктивный изобретатель всех времен, имевший более чем 1000 патентов, выданных на его имя, включая электрическую лампу, фонограф, и кинокамеру. Он стал мультимиллионером и завоевал Золотую Медаль Конгресса. Эдисон поздно начал свое обучение после болезни, в результате чего его ум часто блуждал, и это побудило одного из его учителей называть его «абсолютным». Он выбыл из школы после всего трех месяцев формального образования. К счастью, его мать была школьной учительницей в Канаде и учила дома молодого Эдисона.

Бенджамин Франклин (Benjamin Franklin)

Бенджамин Франклин известен во многих ипостасях: политик, дипломат, автор, полиграфист, издатель, ученый, изобретатель, отец-основатель и соавтор Декларации Независимости. Единственное, кем он не был — это выпускником средней школы. Франклин был пятнадцатым ребенком и младшим сыном в семье из 20 человек. Он провел два года в Бостонской Латинской школе прежде, чем покинуть ее в возрасте десяти лет и отправиться работать на своего отца, а затем на его брата, как полиграфист

Билл Гейтс (Bill Gates)

Уильям Генри Гейтс III , известный как Билл Гейтс, в 1973 году поступил в Гарвардский университет и был отчислен спустя всего 2 года. После отчисления он занялся созданием программного обеспечения, создал компанию Microsoft, стал одним из богатейших людей в мире и постоянно оказывал безвозмездную финансовую и техническую помощь «родному» Гарвардскому университету. Учитывая его заслуги, через 32 года после отчисления, Биллу Гейтсу был вручен диплом выпускника Гарварда «задним числом».

Альберт Эйнштейн (Albert Einstein)

Хотя он был назван журналом Таймс, как «Человек Века», Альберт Эйнштейн был вовсе не «Эйнштейном» в школе. Нобелевский лауреат, физик-теоретик, известный своей теорией относительности, а так же вкладом в квантовую теорию и статистическую механику, бросил школу в возрасте 15 лет. Решив продолжить свое образование год спустя, Эйнштейн сдавал вступительные экзамены в престижный швейцарский федеральный технологический институт, но неудачно. Он вернулся в среднюю школу, получил диплом и потом все-таки поступил в университет, сдав вступительные экзамены со второй попытки.

Джон Д. Рокфеллер старший (John D. Rockefeller, Sr.)

За два месяца до церемонии вручения дипломов средней школы, первый зарегистрированный миллиардер в истории Джон Д. Рокфеллер старший, выбыл, чтобы поступить на деловые курсы в Фолсомском Коммерческом Колледже. Он основал Standard Oil Company в 1870, заработал миллиарды долларов, прежде чем его компания была раздроблена правительством с целью лишить ее монополии на рынке нефтепродуктов США и провел последние 40 лет жизни отдавая свое богатство, прежде всего проектам, связанным со здоровьем и образованием. Этот человек, без сожаления бросивший среднюю школу, помог миллионам людей получить хорошее образование.

Уолт Дисней (Walt Disney)

В 1918, в то время учащийся средней школы, будущий продюсер, лауреат «Оскара» и пионер парков развлечений, Уолт Дисней начал брать ночные курсы в Академии Искусств в Чикаго. Дисней ушел из средней школы в 16 лет, чтобы присоединиться к армии, но поскольку он был слишком молод, чтобы попасть в призыв, он присоединился к Красному Кресту с подделанным свидетельством о рождении. Диснея послали во Францию, куда он вел машину скорой помощи, которая была покрыта сверху донизу мультяшками, которые в конечном счете стали персонажами его фильмов. После того, как Дисней стал мультимиллионером, основателем Walt Disney Company и кавалером Президентской Медали Свободы, он получил почетное свидетельство об окончании средней школы в 58 лет.

Ричард Брэнсон (Richard Branson)

Британский сэр Ричард Брэнсон — владеющий миллиардным состоянием бизнесмен, самостоятельно добившийся успеха. Он основал Virgin Atlantic Airways, Virgin Records, Virgin Mobile и даже космическую туристическую компанию, организовывающую суборбитальные поездки в космос любому, кто пожелает. Страдая от дислексии, Брэнсон был бедным студентом. Ему пришлось бросить школу в 16 лет и переехать в Лондон, где он начал свою первую успешную предпринимательскую деятельность, издавая журнал Student.

Джордж Бернс (George Burns)

Джордж Бернс, урожденный Натан Бирнбаум, был успешным водевильным актером, ТВ и кинокомиком в течение почти девяти десятилетий. После смерти его отца, Бернс покинул школу в четвертом классе, чтобы найти работу чистильщиком обуви, выполняя поручения и продавая газеты. Во время работы в местном магазине леденцов, Бернс и его молодые коллеги решили войти в шоу-бизнес как Peewee Quartet. После того, как группа распалась, Бернс продолжал работать с партнером, обычно девушкой пока не встретил Грейси Аллен в 1923. Бернс и Аллен поженились, но не становились звездами, пока Джордж радикально не изменил представления, и не создал в них смешную роль и для Грейси. Они продолжали сотрудничать в водевиле, радио, телевидении и фильмах, пока Грейси не прекратила свои выступления в 1958 году. Бернс продолжал выступать почти до дня своей смерти в марте 1996.

Харлэнд Сандерс (Harland Sanders)

Полковник Харлэнд Сандерс преодолел свое отсутствие образования. Его отец умер, когда ему было шесть лет и так, как его мать работала, он был вынужден готовить еду для всей семьи. Он не смог закончить даже начальную школу. Сандерс сменил много рабочих мест, включая пожарного, рулевого на пароходе и страхового агента. Он позже получил степень в области юриспруденции с помощью заочной школы. Кулинарные навыки Сандерса и его деловой опыт помогли ему сделать миллионы как основателю империи жареных цыплят Kentucky Fried Chicken.

Чарльз Диккенс (Charles Dickens)

Чарльз Диккенс, автор многочисленной классики, включая «Оливера Твиста», «Повести о двух городах» и «Рождественской песни» учился в начальной школе, пока его жизнь круто не изменилась, когда его отец был заключен в тюрьму за долги. В 12 лет он покинул школу и начал работать по десять часов в день на очерняющей ботинки фабрике. Диккенс позже работал клерком и стенографистом в суде. В 22 года он стал журналистом, сообщая о парламентских дебатах и освещая избирательные кампании для газеты. Его первую коллекцию историй «Очерки Боза» (Boz было его прозвище) и его первый роман «Посмертные записки Пиквикского клуба», издали в 1836 году.

Элтон Джон (Elton John)

Родившийся Реджиналдом Кеннетом Дуайтом, участник Зала славы рок-н-ролла сэр Элтон Джон продал больше чем 250 миллионов записей и имеет более пятидесяти «Лучших 40 хитов», делающих его одним из самых успешных музыкантов всего времени. В 11 лет Элтон Джон принят в Королевскую Консерваторию Лондона по классу фортепьяно. Когда ему надоели классические произведения, Элтон предпочел рок-н-ролл, и после пяти лет он оставил школу, чтобы стать пианистом по выходным дням в местном пабе. В 17 лет он сформировал группу под названием Bluesology, и, к середине 1960-х, они совершали поездку с музыкантами Soul и R&B, такими как Isley Brothers, Patti LaBelle и Bluebelles. Альбом Элтона Джона был выпущен весной 1970, и после первого сингла «Your Song», попавшего в американский «Top Ten», Элтон был на пути к своей суперславе.

Рэй Крок (Ray Kroc)

Рэй Крок не создал McDonald`s, но он превратил его в крупнейшую в мире сеть ресторанов быстрого питания после покупки фирмы у Дика и Мака Макдональдсов в 1955 году. Крок заработал 500 миллионов долларов состояния еще ​​при жизни, и в 2000 году был включен журналом Тайм в список из 100 самых влиятельных производителей и титанов индустрии в XX веке. Во время Первой мировой войны, Крок покинул среднюю школу в возрасте 15 лет и лгал о своем возрасте, чтобы стать водителем скорой помощи Красного Креста, но война закончилась прежде, чем он был отправлен за границу.

Гарри Гудини (Harry Houdini)

Имя Гудини является синонимом волшебства. Прежде чем стать всемирно известным фокусником и мастером побегов по имени Гарри Гудини, Эрих Вайс бросил школу в возрасте 12 лет, работая на нескольких работах, в том числе учеником слесаря. В 17 лет он объединился с коллегами — энтузиастами магии, чтобы создать труппу Houdini Brothers, названную в честь Жана Эжена Роберта Гудина, самого известного мага той эпохи. В возрасте 24 лет, Гудини придумал трюк «Неподчинение Закону», предлагая уйти от любой пары наручников, предлагаемых аудиторией. «Неподчинение Закону» стал поворотным моментом для Гудини. С его успехом пришло развитие зрелищных побегов, которые превратили его в легенду.

Ринго Старр (Ringo Starr)

Ричард Старки более известен как Ринго Старр, барабанщик Битлз. Родился в Ливерпуле в 1940 году, Ринго перенес два серьезных заболевания в возрасте шести лет. Проведя в общей сложности три года в больнице, он значительно отставал в школе. Он ушел из школы после своего последнего визита в больницу в 15 лет, едва умея читать и писать. За время работы в инженерной фирме, 17-летний Старки присоединился к группе и сам научился играть на барабанах. Его отчим купил ему его первую настоящую барабанную установку, и Ринго играл с различными группами, в конечном счете присоединившись к Rory Storm and the Hurricanes. Он изменил свое имя на Ринго Старр, принял приглашение от Beatles в 1962 году, и сейчас является одним из самых известных барабанщиков в истории музыки.

Принцесса Диана (Diana Spencer, Princess of Wales)

Покойная Диана Спенсер, принцесса Уэльская, училась в школе West Heath Girls, где ее академическая успеваемость рассматривалась как ниже среднего, не сумев сдать все экзамены «нулевого уровня». В возрасте 16 лет, она оставила West Heath и недолго проучилась в выпускных классах в Швейцарии, прежде чем уйти и оттуда. Диана была талантливой певицей-любителем и стремилась стать балериной. Диана пошла работать неполный рабочий день помощником в детский сад, дающий основы начальной школы. Вопреки утверждениям, она была не воспитателем детского сада, так как у нее не было никакой образовательной квалификации, чтобы учить детей. В 1981 году, в возрасте 19 лет, Диана обручилась с принцем Чарльзом и ее рабочие дни закончились.