Действующие лица:

1 посланец, 2 посланец, Берендей, Баба Яга, доктор Айболит.

1 посланец : Добры молодцы и красны девицы! Не по прихоти своей мы собрали вас, а собрали затем,чтобы слово молвить,да рассказать вам указ о празднике лесном.
2 посланец: Прослышал об этом празднике царь лесной- Берендей, и решил сам прийти посмотреть, как вы любите родную природу,все ли про неё знаете,никого не обижаете.А вот он и сам.
Берендей: Здравствуйте,друзья! Сколько вас много пришло на этот праздник. Спасибо вам, всем моим слугам верным,всем,кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие,чтобы жили в них птицы и звери, да букашки малые,чтобы в реках моих и озерах моих рыбы было в изобилии. Всем вам низкий поклон. Порадовали старика.

Появляется баба Яга

Баба Яга: Ой! Ой! Уж так и порадовали! Чем это, интересно? Прям они так и разбежались защищать ваших птиц и зверей. Уж больно они им нужны. Да если хотите знать - вон там мальчик сидит, так у него рогатка есть. Вот так!
Все вместе: Этого не может быть!
Берендей: А ну-ка покажи мне этого мальчика?
Баба Яга : Подумаешь, уж и пошутить нельзя. Если они умные и все про природу знают,то пусть мне подскажут, что за грибочки я насобирала в лесу? (ребята говорят название грибов, можно загадки о природе). Ну противные мальчишки и девчонки, а так же их родители! (уходит).
Берендей : Ну что за бабуля, нигде от неё покоя нет. Всем она старается напакостить. А ведь как не ей надо любить природу, ведь живет она всю жизнь в лесу. Да я смотрю кто-то еще к нам спешит на праздник. Ну конечно же это доктор Айболит!
Доктор Айболит: Здравствуйте, друзья мои! Я как раз травы в лесу собирал. посмотрите, вон их сколько у меня!
1 посланец: Много трав растет полезных
На земле страны родной.
Помогают от болезней-
Мята, пижма, зверобой.
Из даров лесного царства,
Люди делают лекарства.
2 посланец: Мы растения эти знаем,
Бережем о охраняем.
В книгу Красную они,
Уж давно занесены.
Соберем не на потеху,
Отнесем мы их в аптеку.
Доктор Айболит: А давайте попробуем вместе отгадать эти травы? (после каждого ответа доктор кратко рассказывает о пользе той или иной травы) Ну, что сказать, молодцы! Вижу, что вы можете и без таблеток поправить своё здоровье - с помощью трав. Только одно условие! Не вырывайте растения с корнем,а собирайте их бережно и осторожно.
1 посланец : Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я и ты
2 посланец: Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Доктор Айболит: Хорошо у вас на празднике, но мне надо спешить к больным.
Берендей: Спасибо вам, доктор. Много вы полезного и интересного рассказали. Теперь, я думаю, все будут знать о лекарственных травах.

Доктор уходит, появляется баба Яга

Баба Яга: Молодцы, хорошенькие, распригоженькие.Ох и расхвалил ты их, царь лесной. Да зачем они им нужны, ваши цветочки-василёчки.
Берендей: Да как ты можешь так говорить! Ведь природу надо любить!
Баба Яга: А я и люблю. Я её очень люблю! Я как веток молодых наломала, да как метёлочку себе новенькую сделала! А потом костерок побольше развела, бутылок туда понакидала. Вот это был салютик!
Берендей: Прекрати сейчас же! Гнать тебя из леса этой самой молодой метелкой!
Баба Яга : А что я? Что думаю, то и говорю. Свободу слова никто не отменял. (пятиться назад и наступает на осколок) Ой,мамочка Яга! Ой,как больно!
1 посланец : Вот что происходит с теми, кто плохо ведет себя на природе.
Баба Яга: Ой, больно! Ой,мамочка Ягушечка! Помогите кто-нибудь! Истекаю кровью в расцвете сил!
2 посланец : Давай-те, друзья, поможем ей. Подскажите, какой травой можно остановить кровь?

Ребята отвечают, помогают остановить кровь

Берендей: Ну,как,полегчало?
Баба Яга: Полегчало,ох как полегчало царь лесной. Спасибо, батюшка.
Берендей: Не меня благодари,а друзей леса.
Баба Яга: А ведь и правда, если бы не этот листок подорожника, истекла бы я кровью, умерла бы в рассвете сил и кому бы досталась моя новая метёлочка, веточка к веточке,прутик к прутику.
Берендей: Опять ты за своё! Нет с тобой сладу! Сгинь с глаз моих долой!
Баба Яга : Подумаешь,уж и сказать нечего нельзя. Ухожу, ухожу.
Берендей: Вот и настала пора нам проститься. Порадовали вы меня своими знаниями. Вижу,что любите вы природу. Пойдёмте, друзья, нам надо побывать еще на других праздниках и найти новых друзей природы.


Пожалуйста: при копировании сценария "В гостях у Берендея " с данного сайта, делайте ссылку на наш сайт или на автора (если имеется)

Цели:

Развивать интерес детей к природе, стремление к ее познанию;

Закреплять знания о правилах поведения в природе;

Воспитывать у детей стремление беречь и охранять родную природу; желание заботиться о своем здоровье.

Образовательная область : «Познание».

Интеграция: здоровье, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка.

Оборудование: рисунки с экологическими знаками, обручи для игры, вырезанные из бумаги цветы и « следы», записи песен и птичьих голосов, корзина с шишками.

Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Лекарственные растения Кузбасса», «Правила поведения в лесу», «Красная книга», составление памяток «Охрана животных и растений», изготовление кормушек из бросового материала, игры «Узнай птицу по описанию», «Что за зверь?», разгадывание загадок, заучивание песен и стихов о природе.

Оформление: если позволяют условия, праздник можно провести на лесной полянке, опушке. Если нет, то зал оформить, словно это лесная чаща.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В гостях у Берендея.

(Экологический праздник для детей подготовительной группы).

Цели:

Развивать интерес детей к природе, стремление к ее познанию;

Закреплять знания о правилах поведения в природе;

Воспитывать у детей стремление беречь и охранять родную природу; желание заботиться о своем здоровье.

Образовательная область : «Познание».

Интеграция: здоровье, коммуникация, художественная литература, физическая культура, музыка.

Оборудование: рисунки с экологическими знаками, обручи для игры, вырезанные из бумаги цветы и « следы», записи песен и птичьих голосов, корзина с шишками.

Предварительная работа: беседы с детьми на темы «Лекарственные растения Кузбасса», «Правила поведения в лесу», «Красная книга», составление памяток «Охрана животных и растений», изготовление кормушек из бросового материала, игры «Узнай птицу по описанию», «Что за зверь?», разгадывание загадок, заучивание песен и стихов о природе.

Оформление: если позволяют условия, праздник можно провести на лесной полянке, опушке. Если нет, то зал оформить, словно это лесная чаща.

Воспитатель заходит в группу с письмом в руке.

Воспитатель: Дети на адрес нашей группы пришло письмо. Давайте прочтем его и узнаем от кого оно и что в нем написано.

« Внимание! Всем моим слугам верным, всем, кто заботится о сохранении моих богатств: чтобы леса шумели могучие, чтобы в лесах жили звери всякие, чтобы в реках и озерах водилось видимо-невидимо рыбы. Всем вам низкий поклон и мое приглашение на веселый праздник к лесному царю.

Берендей»

Воспитатель . Ну что от приглашения отказываться нельзя. Отправляемся в лес.

Посланцы лесного царя. Добрые молодцы и красные девицы! Ждет вас царь Берендей на лесной опушке. Но попасть вам туда будет непросто – нужны знания. К Берендею ведут нелегкие пути-дорожки. Вот вам волшебный клубок. Он укажет вам путь.

Воспитатель бросает клубок в том направлении, где стоит макет избушки на курьих ножках.

Баба-Яга. Кто это мне почивать мешает? Уж, не к Берендею ли на праздник вы отправились? Без моей помощи долго плутать по лесу будете. Вот если выполните мои задания-испытания, то укажу вам дальше заветную тропиночку.

Баба-Яга. Перво-наперво отгадайте-ка мои лесные загадки.

Зимой и летом зелена,

В лесу живет она,

А на ней иголки

И коротки, и колки (ель).

Таежная ягодка

Черная, сладкая (черника).

Без рук, без топоренка

Построена избенка (гнездо).

Сам мал, незаметно хожу.

А ношу больше себя ношу (муравей).

Летом серый, а зимой белый (заяц).

Баба-Яга. Ну, меня не проведете, хоть и отгадали вы мои лесные загадки, а я вам еще задание дам. Ведь это только разминка была.

Прислушайтесь. Слышите, птички поют!

Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают.

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

А, ну-ка, назовите мне птиц, которые живут в нашей Кемеровской области?

Дети называют зимующих и перелетных птиц, говорят о том, как люди должны заботиться о них.

Баба-Яга . Хорошо! Молодцы! А вот мое последнее задание-испытание. Много тут по лесу всяких туристов ходит. Но вот правил поведения в лесу не знают. Видно в детский сад не ходили. Так и выросли неучами. Вот перед вами экологические знаки. Расскажите-ка мне, что они обозначают.

Баба-Яга показывает картинку с экологическим знаком. Дети рассказывают, какие правила поведения в лесу соответствуют данному знаку.

Баба-Яга . Молодцы, ребятки! Порадовали старушку! Укажу вам тропиночку, которая приведет вас в лечебницу доктора Айболита. Идите прямо и не сворачивайте.

Дети идут по тропинке, наступая след в след. Звучит музыка Ю. Чичкова «Это называется природа». Навстречу к детям выходит доктор Айболит.

Айболит. Рад видеть вас, ребята. Вовремя вы ко мне пришли. Я как раз травки полезные собрал.

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Помогают от болезней

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства.

А теперь отгадайте и мои загадки. Что это за растения и от каких болезней они помогают?

Ты растение не тронь,

Жжется больно, как огонь.

(Крапива. Останавливает кровь, отваром моют голову для укрепления и роста волос.)

Он у дороги к дому

Весь в пыли торчит,

И путнику больному,

Ранки заживит.

(Подорожник. Останавливает кровотечение, заживляет ранки, помогает от желудочных болезней.)

Дикой розой называют,

Как лекарство применяют.

(Шиповник. Сироп богат витамином С.)

Стоят в поле сестрички –

Желтый глазок, белые реснички.

(Ромашка аптечная. Полоскают горло при ангине, отвар пьют при воспалительных процессах, ополаскивают волосы.)

Назовите травы и растения, которыми можно вылечиться от простуды.

(Малина, клюква, мята, мать-и-мачеха, медуница)

Айболит. Молодцы, ребятки! Вы можете поправит свое здоровье и без таблеток, с помощью трав. Одна у меня будет к вам просьба: не вырывайте растение с корнем, а собирайте их очень бережно и на разных полянках. А теперь ваш путь лежит на цветочную поляну к Цветику-Семицветику.

Дети идут осторожно, чтобы не наступить на цветы. Звучит песня Ю.Антонова «Не рвите цветы».

Цветик-Семицветик. Здравствуйте, дети! Давно я вас поджидаю. Вот и игру для вас приготовил.

Дети из разрезанных отдельных частей картинки собирают разные цветы, называют их и читают стихи.

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы.

А ты?

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

На солнечной опушке

Фиалка расцвела,

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке.

Такие веселые

Эти ромашки –

Вот-вот заиграют,

Как дети, в пятнашки.

Цветик-Семицветик. Я рад был встрече с вами. Не забывайте следующее

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все, и я и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты!

Не рвите цветы охапками! Пусть они радуют нас своей красотой в живой природе.

Навстречу к детям выходит лесной царь.

Берендей. Ну, вот, ребята, и добрались вы до меня.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года –

Это все вокруг природа.

Все, что нужно, год от года

Нам дает сама природа,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Так давайте сбережем

Наш земной природный дом!

1-й ребенок

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2-й ребенок

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3-й ребенок

Берегите землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилике,

На тропинках солнечные блики,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите!

Берендей. Я увидел, что вы действительно любите родную природу. Вот вам подарок от меня. (Берендей дарит детям корзину с сосновым и еловыми шишками) Эти шишки собирали все мои лесные друзья. Я знаю, вам они пригодятся для изготовления всевозможных поделок.

Берендей. А теперь давайте хоровод водить и песню петь.

Дети поют песню «Хоровод в лесу», слова Н. Найденова, музыка М. Иорданского. Потом играют в подвижную игру «Белки, зайцы, мыши».

Берендей. А теперь пришла пора прощаться. До свидания, ребята!

Звучит песня «У дороги чибис». Дети возвращаются в группу.

Список литературы

  1. Бесова, М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе [Текст]: сценарии праздников/ М.А.Бесова – Ярославль, 2000. – С.196.
  2. Бердникова, О.В. Растения нашего края [Текст]/ О.В.Бердникова // Пед Совет – 1997, №12. – С.7-9
  3. Болдина, С.М.По лесным тропинкам [Текст]/ С.М. Болдина// Пед Совет – 1996,№2. – С.12-13
  4. Прописнова, Т.З. Круглый год нас праздник ждет [Текст]: сценарии утренников для дошкольников/ Т.З. Прописнова – Ярославль,2007. – С.143-177.
  5. Женило, М.Ю.Сценарии праздников [Текст]/ М.Ю.Женило – Ростов-на-Дону, 2001. – С.99-104.

Приложение

Игра Цветы»

Она напоминает игру «Пятнашки». Сначала по считалке определяют водящего. Каждый игрок выбирает себе название любимого цветка и произносит его вслух. Водящий называет цветок и старается запятнать его. Тот, в свою очередь, от него убегает. Если он чувствует, что водящий его догоняет, он может назвать другой цветок. Тот, чей цветок назвали, хлопает в ладоши, и тогда водящий бежит за ним. Игрок, который растеряется и не успеет назвать цветок, прежде чем до него дотронется водящий, встает на его место.

Правило. Нельзя называть цветок, который никем не был выбран, и называть два раза подряд один и тот же цветок, выбранный другими участниками игры.

Игра «Белки, зайцы, мышки»

Все участники игры делятся на равные группы игроков. Группам даются названия «белки», «зайцы», «мышки». По считалке выбирается водящий.

На расстоянии 5 метров друг от друга кладут 3 обруча. Это «домики» зверушек. Ведущий дает команду, допустим, «Белки-мышки!». Названные группы должны поменяться «домиками». Игрок, пойманный водящим, становится водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный.

Стихи о цветах

Ромашки

Возле леса, на опушке –

В белых платьицах подружки,

Спрятав солнышко в кармашке,

Смотрят на людей ромашки.

Незабудки

Вот уже вторые сутки

Я смотрю на незабудки,

И от этого такими

Глазки стали голубыми.

Ландыш

На исходе месяц май,

На пороге лето.

И земля уже давно

Солнышком согрета.

Вот свои ладошки смело

Ландыш раскрывает

И на тонкой ножке белой

Головой качает.

Наши птицы

Воробей

Воробышек-воробьишка

В пестром зипунишке

Тут и там мелькает,

Крошки собирает.

Подлетай скорей сюда,

Здесь отличная еда!

Синичка

Удивительная птичка –

Эта шустрая синичка,

В черненькой береточке,

В желтенькой жилеточке.

Дзинь- дзинь-дзинь!

Весной поет,

Будто разбивает лед.

Скворец

Ах! Какие молодцы –

Эти черные скворцы!

День-деньской летают,

Мошек собирают

Для своих птенцов-скворчат,

Что в скворечнике кричат:

Есть хотим!

Дятел

Дятел долбит: тук-тук-тук –

У березки гибнет сук,

В нем завелся короед…

Сук спасен. Ему ж – обед.

Звери

Медведь

Спит зимой медведь в берлоге.

Он не бродит по дороге.

Лапу, знай, себе сосет,

Ждет, когда весна придет.

Лиса

Распушила хвост лисица.

И замерзнуть не боится.

А чтоб не было беды,

Заметает им следы.

Лось

Бродит лось среди берез,

Он, хотя и не замерз,

Носит на рогах, как шапку,

Снега белого охапку.


Сценарий экологического праздника подготовила КОРОБКИНА Елена Ивановна, музыкальный рукодитель высшей квалификационной категории, МАДОО Детский сад № 29, г. Верхняя Пышма Свердловской области.

Праздник «День Земли с Берендеем» рассчитан на детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий

Дети стоят полукругом.

Ведущая:

— Придумано кем-то и просто, и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро
«Здравствуйте» скажем солнцу и птицам.
«Здравствуйте!», — милым улыбчивым лицам.

1 ребенок :

-«Здравствуй, наша планета Земля!».
Здесь знает каждый: ты и я —
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три!

Все: — Откроем праздник День Земли!

Ведущая: — Ребята, к нам в детский сад пришла телеграмма.

Читает: «Мальчики и девочки, приглашаю вас в свое лесное царство. Буду очень рад видеть вас. Царь Берендей».

Ведущая: — Хотите побывать в лесном царстве? Тогда в дорогу, но чтоб нам веселей было идти, споем веселую песенку.

ПЕСНЯ «ПЕСЕНКА-ЧУДЕСЕНКА».

Ведущая: — Вот мы и пришли! Где же Берендей?

Выходит Берендей.

Берендей: — Здравствуйте, ребята! Куда вы направляетесь?

Ведущая: — Здравствуй, дедушка! Нас с ребятами пригласил в гости царь Берендей. Ты не знаешь, как нам его найти?

Берендей:

— Я и есть царь Берендей – друг всех птиц и всех зверей!
По лесу весь день брожу, охраняю тишину.
И со всем лесным народом разговаривать могу.
Знаю лес и лес люблю, в гости вас к себе зову.
Я очень рад вас видеть у себя в гостях!

— Ребята, а вы природу любите? А какое сейчас время года? (Дети отвечают.) Сейчас весна – оживает земля. Что вы можете мне рассказать о весне?

Ведущая: — Мы тебе про весну расскажем стихи.

Берендей: — Ну, хорошо, сяду на пенек послушаю. (Садится на пенек.)

1 ребенок:

— Под звонкие капели
Птицы прилетели.
Зеленые косыночки
Березоньки надели.

2 ребенок:

— Скворцы спешат к скворечникам.
Всем стало не до сна.
А значит, к нам опять пришла
Красавица весна!

3 ребенок:

— Весну открывают птицы.
Вернулись с юга скворцы,
Звонче поют синицы —
Ранней весны певцы.

ТАНЕЦ ПТИЦ.

Берендей: — Ребята, какие вы молодцы! Порадовали меня! А я хочу вас спросить, как вы помогали зимой птицам? Как люди могут помочь птицам весной? Правильно! Делают для птиц домики. Ведь в скворечнике селятся не только скворцы, но и другие птицы, например, синички, воробьи. Давайте мы сейчас с вами поиграем в веселую игру.

ИГРА «ЗАЙМИ СКВОРЕЧНИК».

На полу раскладываются обручи по количеству на один меньше числа детей. Под музыку «птички» летают, с окончанием — занимают домик.

Берендей: — Молодцы! А сейчас я проверю, знаете ли вы правила поведения в лесу. Если то, что я скажу, верно – хлопайте в ладоши, если я ошибся – топайте.

Ветки не ломайте, листья зря не рвите.
Цветы срывайте, в венки вплетайте.
Шумите, кричите аукайте. Громкой песней лес баюкайте.
В лес возьми с собой топор: сможешь там разжечь костер.
Мусор в лесу не бросай, все за собой убирай.

— Молодцы, все правила знаете. А вы их выполняете? А вы знаете, что такие люди, которые не берегут чистоту леса, засоряют его.

Ведущая: — Нет, Берендей, наши ребята не такие. Они никогда не разбрасывают мусор в лесу.

Берендей: — Тогда помогите мне очистить лес.

ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ УБЕРЕТ МУСОР».

Берендей: — Как красиво стало у меня в лесу, нарядно.

Ведущая: — Царь Берендей, а ты любишь сказки? Мы хотим показать тебе одну лесную сказку.

СКАЗКА «ХВОСТЫ».

Берендей: — Какая замечательная история. Хорошо, что все закончилось удачно.

Ведущая: — Спасибо тебе, царь Берендей, нам очень понравилось у тебя в гостях. Ты нас многому научил.

Берендей: — А сейчас я вас хочу узнать, как вы запомнили все правила поведения в лесу. Я буду спрашивать, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
если ветку подвяжу, колышек поставлю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку накопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)

Берендей: — И на прощанье я вам дам мудрый совет. Но он спрятан в волшебных карточках. (Показывает одну букву и отдает команде.)

ИГРА НА ХОПАХ И КАРТОЧКИ «ЗЕМЛЯ — НАШ ДОМ!».

Дети разбиваются на три команды.

— Нужно сесть на волшебный мяч и добраться до волшебных карточек с буквами, взять одну и вернуться назад. И так должен сделать каждый из команды. После того как вы соберете все с буквами, вы из них соберете слово. У каждой команды свое слово. А потом мы вместе узнаем, какой мудрый совет я для вас приготовил.

Собирают предложение.

Ведущая: — Ребята, а мы как раз и песню такую знаем.

Ребенок:

— Есть одна планета — сад…

ПЕСНЯ «ЗЕМЛЯ — НАШ ОБЩИЙ ДОМ».

Берендей: — Спасибо вам, ребята, что вы пришли ко мне в гости и я хочу вас угостить.

Берендей угощает детей фруктами.

Ведущая: — Спасибо царь Берендей, мы к тебе еще обязательно придем! (Берендей уходит.)

— Славно мы повеселились,
Поиграли, потрудились.
А сейчас, детвора,
В детский сад возвращаться пора.

Дети вместе с воспитателем уходят в группу.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ермошихинская основная общеобразовательная школа»

Локтевского района Алтайского края

Экологическое мероприятие:

экскурсия в природу «В гостях у Берендея»

(для учащихся 5-6 классов).

учитель географии МКОУ

«Ермошихинская основная

общеобразовательная школа»

    Введение стр. 3

    Основная часть

(методическая разработка внеклассного мероприятия) стр. 4-12

    Заключение стр. 13

    Приложение стр. 14

Введение.

Алтайский край – один из самых экологически чистых регионов страны. Уникальные ландшафты, многочисленные водоёмы, редкие виды растений и животных, свежий воздух делают его природу по-настоящему неповторимой. Наш край – единственный в России регион, где располагаются реликтовые ленточные боры. Целиком всю их протяжённость видно лишь из космоса. Ежегодно Алтайский край участвует в общероссийских Днях защиты от экологической опасности. По результатам и масштабам мероприятия в 2010 и 2011 годах край занял второе место в России. Теперь курс взят на развитие экологической культуры у населения. Ведь природа наградила нас всем, что мы имеем, и было бы просто глупо уничтожать такие уникальные ресурсы.

2013 год Указом Президента РФ объявлен Годом охраны окружающей среды. Поэтому экологические мероприятия для школьников являются очень актуальными на сегодняшний день. Не обязательно быть экологом, надо просто заиметь привычку сознательно не наносить вреда окружающей среде.

Данная методическая разработка представляет собой экологическое мероприятие – экскурсию в природу «В гостях у Берендея» и предназначена для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: способствовать формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора.

Заочная экскурсия в загадочный мир Берендея представляет собой соревнование 2-х команд в смекалке, остроумии, находчивости, хитрости, ловкости, умении. Каждую станцию представляют «специалисты»: Старичок Лесовичок, Самоделкин, Доктор Айболит и др., роль которых (в соответствующих костюмах) играют учащиеся 7-9 классов. Учитель здесь исполняет роль ведущего и, в случае необходимости, консультанта. Задача обучающихся – пройти все станции и набрать наибольшее количество баллов. За каждый верный ответ – 1 балл, за каждый неверный – минус 1 балл. При отсутствии ответа – 0 баллов.

Ведущий:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они -

На планете мы останемся одни…

Станция 1. «С природой на Вы».

(правила поведения в лесу).

Все ли из вас знают правила поведения в природе? Назовите их. (Команды по очереди, не повторяясь, должны назвать правила.)

Например:

    Не собирать букеты цветущих растений, т.к. растения без цветков не образуют плодов и семян.

    Не повреждать ветви деревьев и кустарников, не снимать кору, т.к. при этом растения легко поражаются микробами и засыхают.

    Ходить только по тропинкам, чтобы не вытаптывать растения.

    Разводить костры в специально отведённых местах, использовать для этой цели лишь сушняк.

И т. д.

Станция 2. Поляна «Аленький цветочек».

Рассказать легенду или сказку о цветах, деревьях, травах.

(См. приложение №1)

Станция 3. «Царство Самоделкина».

Сделать поделку из природного материала.

Станция 4. Полянка «Соловушка».

Станция 5. «Айболит».

Вопросы задаёт Доктор Айболит.

Какие лекарственные растения произрастают в нашей местности? В нашем

крае?

Какое лекарство готовят из ландыша? (Ландышевые сердечные капли)

Какое растение заменяло партизанам вату? (Мох сфагнум)

Какое растение имеет самые большие цветы в нашей флоре? (Кувшинка)

Какой цветок зацветает первым и притом без листьев? (Мать-и-мачеха)

Станция 6. Поляна «У старого пня».

а) Не могли б ответить вы

Почему здесь нет травы?

А её так много рядом,

Не окинешь даже взглядом.

(после пожара)

б) Здесь идёт борьба за свет

У берёзы с юной елью.

Дайте правильный ответ –

Кто своей добьётся цели?

(ель)

в) Я имею кислый вкус

И для щей всегда гожусь.

Я люблю в тени таиться

И названье мне …

(кислица)

г) Почему мы дышим вольно

И судьбой своей довольны?

Хоть растём лишь вдоль дорог

И нас топчут сотни ног.

(подорожник; имеет упругие жилки)

д) Горный клевер имя нам.

Мы растём охотно там,

Где места других повыше.

Почему? Хотим услышать.

(клевер имеет длинные корни, способные достать

влагу)

е) Кто из вас подумать мог,

Что чужой мы тянем сок,

Что от роду племя злое,

Хоть и имя нам людское?

(Иван-да-Марья; имеет на корнях присоски для

вытягивания влаги из чужих корней)

ж) Разреши такой вопрос:

До сучков ты здесь дорос,

А пройдут 15-ть лет

Ты достанешь их иль нет?

(да, ведь деревья растут за счёт верхушки)

Станция 7. «Грибное лукошко».

Вопросы задаёт Старичок Мухомор.

Назовите съедобные грибы.

Назовите несъедобные грибы.

Какой гриб самый ядовитый?

(бледная поганка)

Какие грибы можно выращивать круглый год в теплице?

(шампиньоны)

Из предложенных муляжей грибов выберите и назовите известные вам.

Станция 8. «Подводный мир русалки».

Вопросы задает Русалочка.

Какая рыба носит имя человека?

(Карп)

Какая рыба имеет форму змеи?

(Угорь)

Какая рыба вынашивает детёнышей во рту?

(Африканская пресноводная рыба тиляпия)

Какая рыба не имеет чешуи?

(Сом)

Станция 9. «Рыбалка».

Проводится конкурс на лучшего рыбака. Фигурки рыб вырезаны из плотной бумаги, на каждой подписано количество очков, которые рыбак получает в случае её улова. На рыбалку отводится определённое время. Задача рыбака состоит в том, чтобы зацепить удочкой «рыбку» за скрепку на её спинном плавнике и подтянуть к себе.

Станция 10. «Станция старичка Лесовичка».

Назовите самое большое дерево на Земле.

(Эвкалипт имеет высоту более 100 м)

Сколько лет живёт брусника?

(300)

Почему дрожит осиновый лист?

(Он имеет длинный черешок)

Название какого цветка такое же, как конфета?

(Ирис)

Название какого цветка состоит из мужского и женского имени?

(Иван-да-Марья)

Название какого цветка состоит из мужского имени и напитка?

(Иван-чай)

Станция 11. «Мастерская дятла».

Назовите самую большую птицу.

(Страус)

Что птицам страшнее – холод или голод?

(Голод)

Какая птица может летать хвостом вперёд?

(Колибри)

Увези его в корзине

Из страны родной.

Он всегда найдёт тропинку

Что ведёт домой.

(Голубь)

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

(Воробей)

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие пушинки.

(Гусь)

На шестке – дворец,

Во дворце – певец.

Издалёка прилетел,

Песни нам свои пропел.

(Скворец)

У какой птицы хвост имеет форму музыкального инструмента?

(Лирохвост)

Какая птица носит фамилию известного русского писателя?

(Гоголь)

Какая птица носит название танца?

(Чечётка)

Птенцы какой птицы шипят из гнезда-дупла как змеи?

(Вертишейки)

Название какой птицы состоит из 40 букв?

(Сорока)

У каких птиц самки красные, а самцы – зелёные?

(У клеста)

Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке?

(В полёте, т.к. при взмахе крыла растягиваются

воздушные мешки и струя воздуха идёт в

Каково значение весёлки на хвосте ласточки?

(Придаёт вёрткость в полёте; делает повороты на

всём ходу)

Почему нельзя трогать яйца птиц?

(Птица оставит гнездо)

Станция 12. «Сторожка охотника».

У кого каждый день растут зубы?

(У грызуна)

Какую пользу приносят зимой сурки?

(Никакой, зимой они спят)

Есть на речке лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины.

(Бобры)

Летом по лесу гуляет,

зимой в берлоге отдыхает.

(Медведь)

Почему ласточки перед дождём низко летают?

(Они питаются насекомыми, которых в это время

холодный воздух прибивает к земле)

Как узнать о приближении дождя по муравейнику?

(Муравьи прячутся и закрывают вход)

Как определить стороны горизонта по одиноко стоящему дереву?

(С южной стороны больше веток)

Что готовят из цветов?

(Варенье из лепестков роз, салат из лепестков

хризантем)

Где мечет икру акула?

(Она живородящая)

У какого животного язык длиннее его тела?

(У хамелеона)

Станция 13. «Подземелье крота».

С завязанными глазами определить на ощупь, по запаху растения: мяту, полынь, крапиву и др.

Станция 14. «Аукцион песен».

Команды по очереди поют (или называют) строчки из песен, где есть упоминание о растениях или животных.

Станция 15. «Приз».

Подведение итогов, награждение победителей и наиболее активных участников.

Ведущий:

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

О, как природа-мать

Терпима и добра,

Но, чтоб её

Лихая участь не постигла,

Давайте сохраним

На стрежнях – осетра,

Касатку – в небесах,

В таёжных дебрях – тигра.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним,

Давайте-ка мы все

Навек объединимся.

Давайте

Наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся…

Чтец 1. Помните крепко, ребята:

Гнёзда нельзя разорять,

В птиц не стрелять из рогаток,

Травы, цветы не топтать.

Чтец 2. Аэродромы,

пирсы

и перроны,

леса без птиц

и земли без воды…

Всё меньше – окружающей природы.

Всё больше – окружающей среды.

Ведущий:

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье;

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике Природы.

Небо в звёздах, Океан и Сушу,

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево Надежд и Беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Сладость Жизни, Молока и Хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась.

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради.

Всё дарю! Всё доброе приемлю,

Только берегите эту Землю!

Заключение

Разработанное и проведённое мероприятие – одно из цикла внеклассных экологических мероприятий, посвящённых Году охраны окружающей среды. Экологическая экскурсия предназначена для учащихся 5-6 классов. В несколько сокращённом варианте может быть проведена и для учащихся 3-4 классов. Форма проведения также может быть изменена. Это может быть классный час или устный журнал, виртуальная экскурсия, слайдовая презентация (материал прилагается). В ходе мероприятия могут быть показаны экологические сказки, инсценированные отрывки из произведений писателей, сценки на тему охраны окружающей среды.

Экскурсия в природу «В гостях у Берендея» способствует формированию экологической культуры учащихся, воспитанию нравственного и эстетического отношения к родной природе, развитию познавательного интереса к окружающей среде, расширению кругозора. Подобные мероприятия воспитывают привычку сознательного отношения к природе, недопустимости причинения вреда окружающей среде, в которой ещё нам с ними жить…

Приложение № 1.

Германская легенда «Цветок» (о дурмане).

Берегла девочка шкатулку – подарок покойной матери. Отец девочки женился. Невзлюбила мачеха падчерицу. Увидела она однажды эту шкатулку, когда девочка спала, и решила её украсть и спрятать в саду. Долго плакала и горевала девочка о пропаже. А весной на том месте, где была зарыта шкатулка, выросли цветы. Никто и никогда не видел их здесь раньше. В них девочка узнала напёрстки из маминой шкатулки. Так и зовут в Германии этот цветок «наперстянка». А мы называем его дурманом, т.к. цветки его ядовиты и напоминают о злой мачехе. Сильный яд в цветах – её ненависть к девочке.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоандреевская основная общеобразовательная школа»

Разработала

Разработала: Порсин Татьяна

Владимировна

2014 год

Цели мероприятия:

    Содействовать развитию познавательных интересов учащихся.

    Способствовать формированию у детей младших классов экологического сознания.

    Познакомить учащихся с новыми подвижными играми.

Подготовка

    Подбираются иллюстрации, рисунки для демонстрации на станциях.

    Оформляются маршрутные листы и названия станций.

    Собираются реквизиты для выполнения заданий на станциях (разрезанные на части овощи, мяч, ветки растений с плодами, фрукты, игрушки-животные).

Игрой руководит ведущий. Игра проходит на поляне, в разных местах которой развешаны таблички с названиями станций и поставлены столики.

Ход игры

Ведущий: Давайте пройдёмся медленно по лугу и по лесу. И «здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать и срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать.

Ребята, сегодня мы пришли в гости к хозяину леса – Берендею. Здесь мы проведем игру-путешествие по станциям: Зоологическая, Ботаническая, Медицинская, Робинзония, Спортивная. Я думаю, что вы не только узнаете много нового и интересного, но и сами получите возможность показать свои знания о лесе и его жителях: животных и растений. Сейчас команды получат маршрутные листы и разойдутся по станциям.

Станция «Робинзония»

    Детям предлагается узнать разложенные на столе образцы растений: лебеду, крапиву, лопух, землянику, мяту, чистотел, лютик, папоротник, ель.

Из предложенного перечня нужно выбрать те растения, из которых делают:

Салаты (лебеда, крапива, одуванчик)

Чай (земляника, мята)

Супы (листья лопуха, крапивы).

Теперь следует назвать растения, по которым можно узнать о погоде на следующий день:

Чистотел (перед дождем венчики цветов поникают)

Лютик, одуванчик (перед дождем цветы закрываются)

Папоротник (перед хорошей погодой листья скручиваются)

Ель (перед дождем поднимаются нижние ветки).

2. Как в лесу разжечь костёр без спичек? (с помощью стекла).

3. Вы забыли зубную пасту. Чем можно пользоваться вместо неё? (Толчённым древесным углём с добавлением мяты).

Станция «Медицинская»

На этой станции ребята по картинкам – рисункам знакомятся с некоторыми ядовитыми растениями.

Ландыш майский растёт в тенистых уголках леса. Цветёт в мае –июне. Цветы похожи на белоснежные перламутровые шарики с нежным ароматом. Ландыш - ценное лекарственное сырьё, используется при лечении сердечных заболеваний, а также при приготовлении духов, кремов. Все части растения ядовиты, особенно оранжевые ягоды, которые вызывают отравления.

Ветреница дубравная – многолетнее растение. Растёт в лиственных лесах, по опушкам леса, на полянах, между кустарниками. Цветёт в конце апреля. Растение ядовитое.

Белена чёрная растёт по огородам, пустырям, вдоль дорог, по берегам рек. Стебель достигает высоты до одного метра. Цветы воронковидные, грязно-желтоватые с пурпурно-фиолетовыми прожилками, с неприятным запахом. Цветёт до поздней осени. Плод – кувшинообразная коробочка с крышечкой, содержащая семена, похожие на мак. Если семена попадут в организм человека, наступает отравление, которое проявляется возбуждением нервной системы, бредом, со смертельным исходом.

Пижма обыкновенная растёт у дорог, жилищ, в садах, редких лесах. Цветки желтые, собраны в небольшие корзинки, похожие на пуговицы или ягоды рябины. Название «дикая рябинка» пижма получила из-за сходства её листьев и цветков с листьями и ягодами рябины. Это растение используется как противоглистное, как средство, отгоняющее насекомых (мух, молей, гусениц). Растение ядовитое.

Вороний глаз растёт в тенистых лесах между кустарниками. Цветёт в мае-июне. На стебле один цветок с желтовато-зелёными лепестками с темно-фиолетовой серединой. Плод – чёрная ягода. Всё растение ядовитое.

Лютик едкий растёт по сырым лугам и полянам. Цветёт с мая по сентябрь желтыми блестящими цветами. Листья рассечены на мелкие доли. Стебли ветвистые, прямостоячие. Растение ядовитое, особенно в период цветения. При высыхании ядовитые вещества исчезают.


Вех ядовитый растёт по берегам стоячих вод, иногда в самой воде. Цветёт с июня по сентябрь. Цветки очень мелкие, белые, собраны в сложный зонтик. Всё растение, особенно корневище
, очень ядовито. Сок даже в маленьких дозах смертелен.

Белокрыльник болотный растёт по болотистым берегам рек, озёр, прудов, по болотам. Цветёт с конца мая по июль. Мелкие цветы собраны в соцветие рогаток, оно окружено зеленовато-белым листом. Листья большие, толстые, сердцевидные, на длинных черешках. Растение ядовитое.

Паслён сладко-горький растёт по сырым лугам, лесам, берегам прудов и рек. Цветёт с конца мая по сентябрь. Цветки фиолетовые, похожи на цветки картофеля. Стебель ветвистый, лазящий. Плоды – ярко-красные яйцевидные ягоды. Незрелые они горькие, созревшие – сладкие, за что растение получило своё название. Листья продолговатые, яйцевидные, заостренные. Всё растение ядовитое, применяется в медицине.

Игра «Цветочный магазин»

«Продавцу» нужно узнать, что за растение предлагает ему «покупатель», описывая, но не называя его. Если «продавец» не узнает растение, его место занимает тот из детей, кто угадал, какое растение описывал «покупатель». Выигрывает тот, кто больше «продал» или «купил» растений.

Станция «Ботаническая»

На этой станции проводится викторина.

    Назовите приметы осени.

    Определите растение по ветке с плодами. (Ольха, дуб, осина, ива, ясень, рябина, клен, берёза)

    Соберите целое растение из частей. (Свёкла, морковь, капуста, петрушка).

    Узнайте растение на ощупь.

    Найдите из набора овощей и одного яблока лишнее. Почему оно лишнее?

    На берёзе есть два больших сука, на каждом большом суку по два сучка поменьше, на каждом сучке висит по яблоку. Сколько всего плодов висит на дереве? (Яблоки на берёзе не растут).

Игра «Пойми меня»

Ведущий бросает детям мяч, называя овощи, фрукты, деревья, кусты, цветы. Если это съедобное – дети ловят мяч, если нет – пропускают.

Станция «Зоологическая»

Вступительное слово ведущего о многообразии животного мира, о животных, занесённых в Красную книгу.

Игра «Четвёртый лишний»

Дети должны назвать из предложенного перечня животных лишнее (лиса, лось, медведь, снежный барс).

Игра «Звери из мешка»

Дети, закрыв глаза, достают из мешка игрушки животных и на ощупь отгадывают, что это за животное, а затем рассказывают о нём то, что знают.

    Назовите перелётных птиц. Почему они улетают?

    Назовите зимующих птиц.

    Какие птицы не летают? (Пингвины, страусы)

    Какая птица возит птенцов на спине? (Чомга)

    Какая птица самая крупная? (Страус)

    Какая птица самая маленькая? (Колибри)

    Какая птица «поёт» хвостом? (Бекас)

    У какой птицы гнездо похоже на рукавичку? (Синица-ремез)

    Какая птица ползает по стволу дерева вниз головой? (Поползень).

    Какая птица прилетает последней, а улетает первой? Почему? (Ласточка)

Игра «Доскажи словечко»

    Трудится как…. (пчела)

    Поёт как …… (соловей)

    Хитрая как …. (лиса)

    Трусливый как… (заяц)

    Надоедливый как ….(муха)

    Неуклюжий как …… (медведь)

Игра «Летает – не летает»

Ведущий называет животных и птиц, дети машут руками, если летает. Побеждает самый внимательный. (слон, муха, паук, страус, волк, пингвин и др.)

Станция «Спортивная»

Игра «У медведя во бору»

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной стороне площадки. На противоположной стороне проводится линия – «опушка леса». За линией, в двух-трёх шагах от неё, находится «берлога медведя».

Играющие, двигаясь к «медвежьей берлоге», выполняют движения, имитирующие сбор ягод, грибов и все вместе говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из «берлоги» и старается кого-нибудь поймать. Игра заканчивается по сигналу. «Медведя» время от времени меняют.

Игра «Хитрая лиса»

«Зайцы» располагаются по кругу. Ведущий подаёт сигнал, по которому ребята приседают, закрывают глаза, в то время он, передвигаясь по кругу, выбирает «лису» (касанием). По сигналу ребята встают, открывают глаза и произносят: «Хитрая лиса, хитрая лиса, где ты?». После чего «лиса» вбегает в круг, поднимает руку вверх и громко говорит: «Я здесь». Все «зайцы» разбегаются, а «лиса» старается до сигнала успеть поймать как можно больше «зайцев», которые садятся на скамейку. После сигнала «лиса» подсчитывает свою добычу, а остальные ребята возвращаются в круг. Затем игра повторяется. «Лиса» выбирает новую «лису», а сама становится «зайцем». В конце игры определяется самая «хитрая лиса».

Игра «Шишки, жёлуди, орехи»

Играющие рассчитываются по три. Первые номера – «шишки, вторые -«желуди», третьи- «орехи». Каждая тройка берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки и произносит: «Желуди»! . Все «желуди» должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумел это сделать, то становится «желудем», а оставшийся без места - водящим. По команде «Орехи»! или «Шишки» меняются местами другие игроки. В разгар игры можно дать команду «Шишки! Желуди! Орехи!». Тогда все игроки должны поменяться местами.

Игра «Бездомный заяц»

Играющие берутся за руки (парами). Выбираются двое водящих – «волк» и «заяц». Все играющие составляют из рук «домики» и равномерно располагаются по площадке.

По сигналу «волк» начинает догонять «зайца». Спасаясь от преследования, «заяц» забегает в чей-нибудь «домик». Тот, к кому «заяц»встал спиной, превращается в «зайца». Нельзя пробегать через домик, нельзя мешать «зайцу» вбегать в домик. «Волк», догонявший «зайца», превращается в «зайца», а пойманный «заяц» становится «волком». Время от времени ребята-«домики» меняются ролями с «волком» и «зайцем».

После путешествия все собираются вместе. Подводятся итоги игры, победителям вручаются призы.

Ведущий: И я не раз ещё, наверно,

Природой буду изумлен.

Она, как песня, соразмерна,

Равна со всеми, как закон.

Пройди по ней лесами, лугом.

Пей чудеса, как из ведра,

И если сможешь, стань ей другом,

Не расточай её добра.