В оплату задолженности Муниципальному Бюджетному Учреждению за оказанные услуги в январе 2014 года в рамках предпринимательской деятельности ООО предлагает инструмент. Может ли МБУ заключить договор бартерных сделок в данном случае в соответствии с новыми требованиями в сфере закупок товаров,работ и услуг.

Ответ

В соответствии с приведенным материалом бюджетное учреждение имеет право производить зачет взаимных требований с контрагентами. Для проведения зачета взаимных требований с ООО, учреждение должно заключить с ООО договор на приобретение инструмента, а не договор бартерных сделок. Однако заключить договор на приобретение инструмента с ООО (что бы можно было провести взаимозачет) как с единственным поставщиком можно только в том случае, если сумма договора будет составлять до 100 000 руб. и не более 5 процентов от общего годового объема закупок (и не более чем на 50 000 000 руб.).

Об ос нование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1. Статья: Бюджетное учреждение может проводить взаимозачет

Вправе ли бюджетное учреждение оформлять взаимозачеты с контрагентами?

Отвечает
В.Р. Захарьин,
эксперт по бюджетному учету и налогообложению

Бюджетное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с нормами гражданского законодательства. Общие правила взаимозачета регулируются нормами статьи 410 ГК РФ. Случаи, в которых взаимозачет недопустим, описаны в статье 411 ГК РФ. Ни ГК РФ, ни Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не содержат запрета на проведение зачета взаимных требований бюджетными учреждениями. Следовательно, бюджетное учреждение имеет право проводить взаимозачет и оформлять его в бухгалтерском учете на общих основаниях.

Разумеется, это не касается случаев, прямо прописанных в статье 411 ГК РФ. Если взаимозачет подпадает под определение крупной сделки или сделки, в которой имеется заинтересованность, он должен быть согласован с учредителем.*

2. Статья: Госзакупки в казенных учреждениях по новому закону

С 2014 года будет действовать новый закон в сфере закупок товаров для госнужд. Он коснется всех государственных и муниципальных заказчиков, в том числе казенных учреждений. Рассмотрим основные изменения в закупочной практике.*

Закупки у единственного поставщика

Законом о контрактной системе вводится 11 способов осуществления закупок: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставщика.

Заказчик всегда проводит закупку путем назначения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных самим законом. При этом он должен обосновать выбор способа определения поставщика, в том числе закупку у единственного источника, чего раньше почти никогда не требовалось.*

Казенное учреждение, осуществляющее закупки у единственного источника (ст. 93 Закона о контрактной системе), с 2014 года должно будет:*

  • обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • обосновать цену контракта и иные существенные условия контракта;
  • включить в заключаемый контракт расчет и обоснование цены контракта.*

Закупки малого объема

Одно из самых серьезных изменений закона - ограничение количества проводимых запросов котировок и закупок малого объема (до 100 000 руб.). Законодатель отказался от термина «одноименность».*

С 2014 года любой заказчик сможет покупать одну и ту же, сходную или различную продукцию и через запросы котировок, дробя при этом заказы по 100 000 руб. Но в такой ситуации надо соблюдать следующие ограничения:*

  • по запросам котировок может быть куплено не более 10 процентов от общего годового объема закупок и не более чем на 100 000 000 руб. (ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе);
  • по малым закупкам (до 100 000 руб.) может быть куплено не более 5 процентов и не более чем на 50 000 000 руб.* (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

А.В. Ермакова, руководитель экспертно-консультационного центра Института госзакупок, к. ю. н.

* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение.

С уважением,

Екатерина Самодурова эксперт «Системы Главбух»

Ответ утвержден:

Ольга Холина Ведущий эксперт «Системы Главбух»

Бартерные сделки и сделки с «условием»

Сделки «с условием», отличаются от традиционных сделок тем, что обычный участник биржевых торгов, продающий (или покупающий) «на условиях» ценные бумаги у специалиста, берет на себя обязательство по заключению «обратной» сделки - сделки по покупке (или продаже) этих же бумаг. Такую «обратную» сделку специалист должен исполнить по первому требованию ее второй стороны, однако в пределах одной торговой сессии. При этом цена «обратной» сделки может отличаться от цены «прямой» сделки.

Возможность заключения бартерной сделки привлекала клиентов в ситуации товарного дефицита, разрушенных хозяйственных связей и ослабленного рубля, поэтому биржи вводили у себя бартерные сделки. Прямое запрещение бартера в то время, когда принималось российское биржевое законодательство, сочли нецелесообразным. Однако еще более нецелесообразным было бы увековечить бартер в Законе, поэтому была принята компромиссная формулировка, где вместо слова «бартер» значилось «другие виды сделок».

Надо сказать, что «сделка с условием» все-таки несколько отличалась от обычной бартерной сделки. Основные отличия заключались в том, что заключение сделки идет в процессе гласного торга в операционном зале с участием маклера, учетно-расчетную функцию выполняли деньги и сделка заключалась с использованием биржевого информационного банка данных. Брокер должен был купить встречный товар в течение месяца, а в противном случае он лишался права на вознаграждение. Брокеры имели право отказаться от такой сделки.

Большинство бирж всячески старались сократить количество «сделок с условием», рассматривая их как своего рода атавизм, пережиток распределительной системы, несовместимый с биржей. Уже в 1992 году число бартерных сделок на биржах существенно сократилось.

Бартерная сделка, говорят предприниматели, может быть удобным инструментом во время кризиса. Но как ее оформить, ведь часто слышно, что подобные сделки запрещены. Разберемся в этом вопросе с точки зрения резидента РФ.

Что такое бартерная сделка

Бартерная сделка (по ЮНСИТРАЛ) - контракт, предусматривающий двусторонний обмен оговоренными товарами, при котором поставка товаров в одном направлении заменяет полностью или частично денежный платеж за поставку товаров в обратном направлении. В случае возникновения разницы в стоимости поставок товаров в двух направлениях такая разница может быть оплачена либо деньгами, либо другими экономическими ценностями.

ГК РФ ст. 567) – договор мены. Договор мены для целей регулирования и налогообложения рассматривается как два договора купли-продажи, при которых каждая из сторон является продавцом передаваемого имущества и покупателем получаемого. Иными словами, считается, что любой договор мены можно представить как два договора купли-продажи, добавив к отношениям сторон два тождественные друг другу обязательства, направленные друг против друга.

Внешнеторговая бартерная сделка (164-ФЗ РФ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности") - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Внешнеторговая деятельность – это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров.

Импорт товара - это ввоз товара в Российскую Федерацию без обязательства об обратном вывозе.

Экспорт товара - это вывоз товара из Российской Федерации без обязательства об обратном ввозе.

Как регулируются бартерные сделки в России

Внешнеторговые бартерные сделки регулируются Законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» . Функция контроля за возложена на Правительство РФ. Ранее регистрацией паспортов бартерных сделок занималось Министерство внешнеэкономических связей Российской Федерации (МВЭС России). Оно было упразднено в 1998 г., в новых нормативных документах правопреемника не закреплено. Все же с 1998 г. по декабрь 2012 г. сделки в России осуществлялись. Резиденты сначала открывали паспорт сделки на экспортный контракт в банке и отгружали товар, затем заключали с иностранным контрагентом дополнительное соглашение к экспортному контракту в части замены денежных расчетов на встречную поставку. В банки предоставляли справки о подтверждающих документах с кодом вида подтверждающего документа 13_3 (утв. Банком России 01.06.2004 N 258-П, отменено). Одни банки отказывали в принятии документов, ссылаясь на ст. 19 Закона N 173-ФЗ, ввиду того что за отгруженный товар должны прийти только денежные средства от нерезидента; другие принимали документы, но при этом фиксировали нарушение ст. 19. В 2012 году вышло постановление Правительства РФ от 22.11.2012№ 1207 - Правила осуществления контроля за внешнеторговыми бартерными сделками и их учета .

Несмотря на установленные в нем правила, неясно, кто и как контролирует бартерные сделки между Россией и Беларусью. В соответствии со ст 2 п. 6 Таможенного Кодекса под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕЭС помещению под таможенные процедуры. В свою очередь, ТК ЕЭС не предусмотрено помещение товаров Таможенного союза под таможенные процедуры в целях их перемещения в пределах Таможенного союза. Таким образом, нормами Правил не предусмотрено осуществлять контроль за исполнением внешнеторговой бартерной сделки между РБ и РФ. Таможенные органы не будут запрашивать у российской организации какие-либо документы в соответствии с требованиями Правил.

Разбираемся дальше. Валютный контроль в Российской Федерации (статья 22 Закона № 173-ФЗ) осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются:

  • Центральный банк Российской Федерации,
  • ранее Росфиннадзор, постановление Правительства РФ от 04.02.2014 №77, с 2016 года Таможенная служба и Налоговая служба (Росфиннадзор упразднен Указом Президента РФ от 02.02.2016 N 41)

Порядка сдачи отчетности или других документов резидентами РФ при осуществлении бартерных сделок в указанные органы не установлено. Агентами по валютному контролю являются банки, которые фиксируют нарушения и передают данные в ИФНС.

Как провести бартерную сделку

1. Порядок проведения обычной внешнеторговой бартерной сделки (не таможенный союз):

А, Резидент РФ выполняет контракт (ТТН, счет-фактуры, акты выполненных услуг), оформляет акт сверки расчетов,

Б. Таможенное оформление.

Б1.Таможня направляет декларацию на вывозимые товары по внешнеторговой бартерной сделке в уполномоченный таможенный орган.

Б2. Таможенный орган

Направляет запрос резиденту на представление необходимых документов (документ о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; документы, являющиеся основанием для осуществления внешнеторговых бартерных сделок; документы, подтверждающие исполнение обязательств по внешнеторговой бартерной сделке) для заполнения формы учета внешнеторговых бартерных сделок.

Оформляет документ учета внешнеторговых бартерных сделок на основании присланной ему информации из декларации на товары и присваивает данному документу учетный номер. После оформления документа уполномоченный таможенный орган направляет его в течение одного рабочего дня, следующего за днем оформления, обратно в Федеральную таможенную службу.

После получения запрашиваемых документов от резидента уполномоченный таможенный орган не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения документов, вносит в документ учета внешнеторговых бартерных сделок сведения об условиях контракта.

В. Банк оформляет паспорт сделки при движении денежных средств по контракту в случае превышения установленного размера.

Д. Резидент РФ в случае неравноценной мены по договору подает декларацию в налоговую инспекцию, платит налог.

2. Порядок учета внешнеторговой бартерной сделки (таможенный союз):

Напомним, что ТК ЕЭС не предусмотрено помещение товаров Таможенного союза под таможенные процедуры в целях их перемещения в пределах Таможенного союза.

Сделка может быть осуществлена, но дополнительно рекомендуем четко согласовать ее со своим обслуживающим банком. С точки зрения Гражданского и Налогового законодательства РФ передача имущества в счет погашения обязательств по договору мены является реализацией. Следовательно, с такой реализации общество обязано обеспечить репатриацию валютной выручки.

Репатриация валютной выручки – требование валютного законодательства, направленное на сокращение оттока капитала из России и предписывающее получать валютную выручку, возвращать ранее уплаченный аванс за неввезенные товары (работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности) из-за рубежа при расчетах с нерезидентами (ч. 1 и 2 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Однако, право на получение оплаты за товары или имущественные права у общества отсутствует, поскольку ему покрыто обязательство другой формой исполнения. Необходимости в оформлении паспорта сделки тоже нет. Денежные средства не перемещаются, банк сообщит - бартерная сделка не нуждается в контроле с его стороны. Предоставление документов в таможенный орган необходимо сделать только по запросу.

В результате от резидента РФ потребуется после заключения договора бартерной сделки:

А. Резидент РФ выполняет контракт (ТТН, счет-фактуры, акты выполненных услуг), оформляет акт сверки расчетов,

Б. Резидент РФ по запросу ТС предоставляет копии документов;

В. Резидент РФ сдает таможенную статистику (Правила ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, утв. постановлением Правительства РФ от 29 января 2011 г. № 40);

Г. Резидент РФ в случае неравноценной мены производит взаимный расчет, оформляет паспорт сделки в банке, сдает декларацию и платит налог.

Пытаясь глубже разобраться в ситуации, мы сделали ряд звонков в коммерческие банки и ЦБ с вопросом – «Как оформить бартерную сделку, кто является регулятором». Многие затруднились дать устный ответ, не говоря уж о письменном. Частенько нам сходу заявляли, что бартер запрещен без ссылок на законодательство.

Особенности составления бартерного договора (мены)

1. договор, по которому произведена передача товара в обмен на уступку права требования имущества от третьего лица, не может рассматриваться как договор мены;

2. с момента внесения в договор мены условия о замене исполнения встречного обязательства уплатой стоимости переданного товара отношения между сторонами должны регулироваться нормами о договоре купли-продажи;

3. изготовление продукции из материалов, полученных по договору мены, и передача ее в счет исполнения обязательства по данному договору не противоречат нормам, регулирующим отношения по договору мены.

4. указание цены договора мены в деньгах - это обязательное требование к данному виду гражданско-правовых договоров

5. двусторонние сделки, предусматривающие обмен товаров на такие же по стоимости услуги, к договору мены не относятся. Иными словами, объектами могут быть только однородные вещи. Например, товар обменивается только на товар;

6. при невозможности определить наименование или количество товара, подлежащего передаче одной из сторон, договор считается незаключенным;

7. налоговые органы вправе проверить цены по сделкам:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Наше экспертное мнение:

Прямых запретов в валютном законодательстве РФ при проведении бартерной сделки между резидентами Таможенного союза нет. А желающих запретить их проведение – достаточно: Таможенная служба, Налоговая служба…

Основные задачи, которые решают запреты:

Ограничить вывоз капитала;

Ограничить вывод имущества, фиктивное банкротство;

Контроль за правильностью исчисления налогов.

Поэтому контрактам бартера и взаимозачета контроллерами уделяется значительное внимание, могут приниматься решения «на всякий случай». Будьте готовы доказывать свою позицию. Организация бартерных операций остаётся сложным и трудоемким делом. Оцените выгоды и недостатки, когда решите оформить бартерную сделку.

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер , март 2015
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

На мой взгляд, товарообменные (бартерные) операции в бюджетной сфере невозможны, хотя прямо нормативно-правовые акты их не запрещают. Неправомерность бартерных сделок в бюджетных учреждениях в некотором роде определяется статусом подобных юридических лиц. Они в буквальном смысле слова не являются собственниками имущества, которым их наделяют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты. И отчуждать активы по своему усмотрению без согласия уполномоченного органа учреждения не могут.

Все средства, полученные из бюджета соответствующего уровня, могут использоваться только согласно бюджетному законодательству. Обратимся к нему.

Положения статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в установленном порядке. И при этом ни одна статья Бюджетного кодекса РФ не содержит упоминания о товарообменных операциях. Отсюда можно опять же сделать вывод об их неправомерности для бюджетников.

Косвенные доказательства позиции

Любые операции, выполняемые учреждениями, имеют четкий порядок и строго регламентированы соответствующими нормативными актами. Так, по оплате обязательств бюджетополучателей денежными средствами разработаны:
- приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств);
- приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н (им утвержден порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов).

Отсутствие установленных правил для товарообменных операций в учреждениях свидетельствует в пользу высказанной позиции.

Инструкция по бюджетному учету также не предусматривает отражения в учете операций по обмену товарами с контрагентами. Это можно считать дополнительным косвенным доказательством того, что в бюджетной сфере названные операции не разрешены.

Нужно различать два вида правоотношений

Не путайте товарообменные операции с внутриведомственным перемещением бюджетного имущества. В такой ситуации учреждения действуют по распоряжению собственника (России, субъекта РФ, муниципалитета). Активы перемещаются внутри бюджета. Сделкой двух лиц это считать нельзя.

Суть бартерных операций

Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано.

По сути, это сделка о натуральном товарообмене, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты. Такая торговая сделка осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре.

В основном товарообменные операции осуществляются на основании договоров мены. Эти правоотношения регламентированы главой 31 Гражданского кодекса РФ («Мена»). Объектом подобного соглашения может быть только товар, а вот имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.

№ 8/2009

Вопрос о том, насколько правомерны бартерные операции в бюджетной сфере, законодательно не урегулирован. Свое мнение об этом высказывает Станислав Сергеевич Бычков, начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита департамента бюджетной политики и методологии Минфина России.

Рассчитываться с поставщиками нужно деньгами

На мой взгляд, товарообменные (бартерные) операции в бюджетной сфере невозможны, хотя прямо нормативно-правовые акты их не запрещают. Неправомерность бартерных сделок в бюджетных учреждениях в некотором роде определяется статусом подобных юридических лиц. Они в буквальном смысле слова не являются собственниками имущества, которым их наделяют Российская Федерация, субъекты РФ, муниципалитеты. И отчуждать активы по своему усмотрению без согласия уполномоченного органа учреждения не могут.

Все средства, полученные из бюджета соответствующего уровня, могут использоваться только согласно бюджетному законодательству. Обратимся к нему.

Положения статьи 161 Бюджетного кодекса РФ определяют, что учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые им в установленном порядке. И при этом ни одна статья Бюджетного кодекса РФ не содержит упоминания о товарообменных операциях.

Отсюда можно опять же сделать вывод об их неправомерности для бюджетников.

Косвенные доказательства позиции

Любые операции, выполняемые учреждениями, имеют четкий порядок и строго регламентированы соответствующими нормативными актами. Так, по оплате обязательств бюджетополучателей денежными средствами разработаны:

Приказ Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (устанавливает порядок санкционирования оплаты денежных обязательств);

Приказ Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н (им утвержден порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов).

Отсутствие установленных правил для товарообменных операций в учреждениях свидетельствует в пользу высказанной позиции.

Инструкция по бюджетному учету также не предусматривает отражения в учете операций по обмену товарами с контрагентами. Это можно считать дополнительным косвенным доказательством того, что в бюджетной сфере названные операции не разрешены.

Нужно различать два вида правоотношений

Не путайте товарообменные операции с внутриведомственным перемещением бюджетного имущества. В такой ситуации учреждения действуют по распоряжению собственника (России, субъекта РФ, муниципалитета). Активы перемещаются внутри бюджета. Сделкой двух лиц это считать нельзя.

Суть бартерных операций

Несмотря на широкую практику применения термина «товарообменные (бартерные) операции», четкое определение им ни в одном нормативном акте не дано.

По сути, это сделка о натуральном товарообмене, при котором одна вещь меняется на другую, равную по стоимости, без денежной оплаты. Такая торговая сделка осуществляется по схеме «товар за товар». Пропорция обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре.

В основном товарообменные операции осуществляются на основании договоров мены. Эти правоотношения регламентированы главой 31 Гражданского кодекса РФ («Мена»). Объектом подобного соглашения может быть только товар, а вот имущественные права, работы и услуги не относятся к предмету таких отношений.