Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов. Добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан и их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Федеральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, которые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с письмами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.



Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности; отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградации среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан.

10. Право на достоверную информацию о состоянии окружаю­щей среды. Источники экологической информации.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды может быть представлено в широком и узком смыслах. В первом случае речь идет о праве на получение правдивой и не вводящей в заблуждение информации об объективном состоянии отдельных мест в России, где природные явления неблагоприятны для человека по причине его собственной деятельности (загрязнение водоемов нефтью) и в силу стихийных природных катаклизмов (землетрясение, наводнение, сель и т.д.).

В узком смысле данное право может рассматриваться как субъективное право конкретных лиц располагать сведениями о неблагоприятном состоянии природы на территории их проживания (например, для получения права на компенсации и льготы жителям мест, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы). В этом же смысле право на получение достоверной информации может принадлежать и лицам, чьи родственники проживают в неблагоприятной окружающей среде, а также гражданам, направляемым туда на работу или в командировку.

Право требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей среды и мерах ее охраны для граждан, общественных объединений, юридических лиц предусмотрено в ст. 11 и 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 18 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", ст. 67 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ст. 47 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире", ст. 14 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и др.

Предоставление права на достоверную информацию о ее состоянии является важным моментом в конституционном закреплении права на благоприятную окружающую среду. Исключение составляют лишь сведения, содержащие государственную тайну.

В Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" сказано, что сведения, касающиеся чрезвычайных происшествий и катастроф, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствий; стихийных бедствий, их официальных прогнозов и последствий, а также состояния экологии, здравоохранения, санитарии и демографии не могут быть засекречены*(206). Определенное правовое регулирование получила и деятельность коммерческих структур по засекречиванию сведений, относящихся к коммерческой тайне. Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", коммерческую тайну на предприятиях не могут составлять "сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом"*(207). Здесь же следует сказать, что Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещает ограничивать доступ к информации о состоянии окружающей среды*(208).

Таким образом, граждане могут требовать от государственных и коммерческих предприятий предоставления полных сведений о состоянии окружающей среды.

Однако здесь возникают проблемы. По причине отсутствия в российском законодательстве специального определения понятия экологической информации формулировки о ее доступности (открытости) несколько уязвимы с точки зрения защиты прав граждан, поскольку они прямо не называют информацию о факторах воздействия.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О государственной тайне" под государственной тайной понимаются "защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации". Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержден самим Законом РФ. В этом Перечне есть ряд категорий, в которых так или иначе могут содержаться сведения экологического свойства.

11. Права общественных формирований в области охраны окру­жающей среды.

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в ст. 13 Закона «Об охране окружающей природной среды».

Экологические и иные общественные объединения, выполняющие экологические функции, имеют право:

а) разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранительной деятельности;

б) за счет своих средств и добровольного трудового участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов и улучшению окружающей природной среды, оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства, создавать общественные фонды по охране окружающей природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

в) рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, об ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

г) требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении окружающей природной среды, мерах ее охраны;

д) организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

е) требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

ж) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

В этой статье мы поговорим о праве на благоприятную окружающую среду. Рассмотрим этот вопрос комплексно, со всех сторон, а также коснемся правовых аспектов. Конституция гарантирует человеку это право с момента его рождения.

Введение

В разделе экологических прав человека право на благоприятную окружающую среду является ключевым. Юридическое оформление это право получило сравнительно недавно. Впервые оно было провозглашено в испанской конституции в 1978 году, но широкое распространение экологического права пришлось на начало 1990-х годов. Встречалось оно в основном в правовых документах постсоциалистических стран. Данное право обязывает всех юридических и физических лиц, а также государственные органы к приложению максимума усилий для сохранения условий окружающей среды. Российское законодательство дополняет это право пунктом о том, что каждый человек имеет право знать об экологической обстановке того места, в котором он проживает. Также возможно возмещение ущерба в том случае, если было совершено экологическое правонарушение.

Экологическая безопасность населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.

Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.

Требования

Защита прав на благоприятную окружающую среду должна проводиться четко. Реализуется она при помощи разработки нормативов предельно допустимых норм вредных веществ, выбора методов их определения. Утверждается это все уполномоченными государственными органами и санитарно-эпидемиологическим надзором. Экологическое законодательство динамично, оно корректируется и изменяется с развитием науки и техники. Если требования к надлежащему качеству окружающей среды нарушаются, происходят несанкционированные выбросы вредных веществ или осуществляются другие виды негативного воздействия, деятельность субъектов может быть приостановлена, ограничена или прекращена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, Федеральной службой лесного хозяйства или другими уполномоченными государственными органами.

Способы защиты населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду поддерживается обязательным и добровольным страхованием учреждений, организаций, предприятий, граждан, их доходов и собственности. Это делается на случай возможного стихийного или экологического бедствия, для ликвидации возможных последствий. Областные, краевые, местные, республиканские и государственные фонды объединяет единая внебюджетная система - Федеральный экологический фонд. Денежные средства в таких фондах формируются за счет средств, которые поступают от физических и юридических лиц, от платежей за размещение и сброс отходов, платежей за другие виды загрязнения окружающей среды, средства, полученные от конфискованных предметов для рыболовства и охоты.

Участие граждан

Право на благоприятную окружающую среды подкрепляется широкими возможностями самих граждан для реализации своих свобод. Граждане могут создавать различные фонды или общественные организации для охраны природы. Люди могут добровольно вступать или не вступать в такие организации, вносить в них свои денежные средства, принимать участие в сборах, принятии решений, митингах, шествиях и референдумах. Кроме того, каждый гражданин, вне зависимости от того, состоит он в какой-либо экологической организации или нет, может обращаться к уполномоченным органам государственной власти с письмами, петициями требовать рассмотрения своих претензий. Также есть право, согласно которому граждане могут требовать отмены строительства, проектирования, эксплуатации объектов, загрязняющих окружающую среду, в судебном или административном порядке. Можно говорить о привлечении к ответственности физических или юридических лиц в случае нарушения ими норм экологического права. Гражданские и должностные лица поддаются гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, уголовной ответственности, а учреждения, организации и предприятия - гражданско-правовой и административной ответственности.

Правовая сторона вопроса

Почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к общечеловеческим ценностям, понятно из того, что главная и высшая ценность - человеческая жизнь. А ведь экология может оказывать как оздоравливающее, так и пагубное воздействие на здоровье человека, вплоть до смертельного исхода. Однако это не та область, о которой мы ведем речь. Как насчет правового регулирования? Право человека на благоприятную окружающую среду было впервые закреплено в Декларации прав и свобод от 1991 года, которая была принята на Съезде нардепов СССР. Позже это же право появилось в Конституции 1993 года. Право на жизнь, определение которому дано в 20 ст. Конституции России, неразрывно связано с экологическим правом, ведь жизнь человека не должна уменьшаться из-за влияния пагубных факторов окружающей среды. Субъекты экологического права — это не только граждане России, но иностранные граждане, которые находятся на ее территории.

Реализация прав

Почему право на благоприятную окружающую среду может реализовываться разными способами? Дело в том, что граждане могут не только требовать соблюдения экологических законов, но и прекращения негативного воздействия на среду и даже привлекать нарушителя к ответственности. Экологические организации могут не только собираться и принимать какие-либо решения, но и пропагандировать свою программу, защищать и рассказывать о правах другим гражданам, развивать свое направление, выполнять ряд работ по защите окружающей среды, оказывать посильную помощь органам государственной власти, организовывать мероприятия за свой счет, рекомендовать представителей своих организаций для участия в экологической экспертизе, проводить ее самостоятельно. Кроме того, любой человек или организация могут требовать проведения дополнительной экспертизы, которая приобретает юридическую силу после утверждения компетентными органами. Более того, в ст. 13 Закона о защите окружающей среды говорится о том, что государственные органы и уполномоченные лица должны оказывать общественным организациям всевозможную помощь, стараться максимально удовлетворить их требования.

Привлечение к ответственности

Способы защиты права на благоприятную окружающую среду закрепляются ответственностью, которая неизбежна вследствие нарушения норм. Граждане или их объединения имеют полное право требовать соответствующих подтверждений от гидрометеорологических органов, предоставления достоверной, полной и своевременной информации. Увиливание от выполнения своих обязанностей, предоставление ненужной информации или ее искажение несет за собой законодательную ответственность.

Наказание

Штраф накладывается на граждан, предприятия, организации и должностных лиц в том случае, если они имеют отношение к несвоевременной подаче информации, ее утаиванию или искажению. Граждане подвергаются штрафу в размере 10-кратной минимальной зарплаты, а должностные лица - 20-кратной минимальной зарплаты. Если отдельные граждане, организации или учреждения своей деятельностью навредили здоровью или имуществу человека, то нанесенный урон должен быть возмещен в полном размере.

Право на благоприятную окружающую среду - экологическое право, которое при его нарушении подлежит возмещению, о чем нарушители очень часто забывают. Но при этом стоит сказать, что в любом случае учитывается степень вреда, таким образом государство защищает и права нарушителя, который не обязан выплачивать огромные штрафы при минимальном уроне. К примеру, если человек теряет работоспособность в результате негативного воздействия окружающей среды, то учитывается степень ее потери. При этом нарушитель должен оплатить восстановление и лечение человека, взять на себя затраты по уходу за больным и компенсировать ему те профессиональные возможности, которые он упускает из-за временной потери трудоспособности. В некоторых случаях дополнительно компенсируются затраты, связанные с необходимостью сменить место жительства, невозможностью иметь детей и т.д. Поводом для возмещения становится решение суда. Заявление может подать не только сам пострадавший, но и члены его семьи, уполномоченные органы или общественные организации. Если нарушитель не может компенсировать в полной мере ущерб, денежные средства взыскиваются с государственных экологических фондов.

Сохранение среды

У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, но ее сохранение требует от контролирующих и исполнительных органов учета трех составляющих, из которых и складывается благоприятная экологическая обстановка:

  • компоненты природы, такие как почва, воздух, растительный и животный мир, космическое пространство, окружающее землю, которые в совокупности обеспечивают положительную экологическую ситуацию;
  • состояние природных объектов и комплексов, которые взаимозависимы;
  • состояние природно-антропогенных объектов.

Для того чтобы окружающая среда всего мира была благоприятной, важно соблюдение баланса между этими тремя составляющими.

Понятие “окружающая среда” охватывает все компоненты природной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибрация и пр.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно связано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окру­жающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую ин­формацию, право на возмещение ущерба.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами РФ, сани­тарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства природных ресурсов РФ, иных специально уполномоченных государст­венных органов.

Единая система внебюджетных государственных экологических фондов объединяет Фе­деральный экологический фонд, республиканские, областные, краевые и местные фонды, кото­рые образуются из средств, поступающих от юридических и физических лиц, включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие виды загрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства.

Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в такие объединения и фонды, делать взносы; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды; обращаться с пись­мами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном по­рядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, экс­плуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должност­ные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность.

Согласно ст.13 Закона РФ об охране окружающей среды от 19 декабря 1991 г. (с дополнениями и изменениями от 10.07.2001 г.) государ­ственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие обществен­ным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, прини­мать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, пре­пятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответствен­ности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объедине­ния граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в не­своевременной или искаженной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикрат­ного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного раз­мера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возвращению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятель­ностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

Возмещение вреда здоровью граждан производиться на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с того, кто причинил вред, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или ар­битражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здо­ровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банков­скими учреждениями.

Арсаева Шовдан

Обращение ко всему МИРУ.

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Грозного

Чеченской Республики

Директор МБОУ «СОШ№10» г. Грозного

Астамиров Тамерлан Хасамбекович

Эссе на тему:

«Право человека на благоприятную окружающую среду»

Арсаева Шовдан (11класс)

Чеченская Республика город Грозный Старопромысловский район

Индекс: 364001 городок Маяковского дом №76 кв. 8

Телефон: (моб 89280872658), электронный адрес:[email protected]

Руководитель: Джамилханова Джамиля Алиевна тьютор школы и классный руководитель 11 класса

Телефон: (моб 89289434677)

Грозный, 2017 год.

Право человека на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции России) Впервые провозглашено в Конституции Испании 1978 году. Окружающая среда включает в себя совокупность компонентов природной среды - землю, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия существования жизни на Земле.

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Право человека на благоприятную окружающую среду корреспондирует обязанность всех физических и юридических лиц, а также гос. органов принимать все возможные меры для сохранения окружающей среды. Конституция РФ, закрепляя в ст. 42 Право на благоприятную окружающую среду, подкрепляет и дополняет его другими экологическими правами: правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и правом на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу лица экологическим правонарушением.
Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживания в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологических решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. При нарушении требований к качеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействия на среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписанию органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, Федеральной службы лесного хозяйства России, иных специально уполномоченных государственных органов.

За экологические правонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную гражданско-правовую ответственность.

Право человека на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

Мир от преступлений изнемог. Так что же мы натворили с природой? С нашей Землей? Ведь как сказал известный французский писатель, «…все мы, живущие на нашей планете, всего лишь пассажиры одного космического корабля, плывущего по безбрежному океану – Вселенной». И Земля не так велика, как нам кажется. Но она прекрасна с ее прозрачными ручейками и мощными потоками океанов и морей, с ее зелеными лесами и птицами в поднебесье. Те, кому удалось увидеть нашу планету с высот космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.

Наше поколение стало свидетелем драматических событий, которые изменили природу отношений человека с окружающей его средой. Стремительный рост народонаселения Земли, а также научно-технический прогресс способствуют усилению воздействия человека на окружающую среду. Человечество должно осознать, что взаимосвязь его и Земли резко изменила свой характер, что разрушение окружающей среды может иметь глобальные последствия, а единственный выход из создавшегося положения – это невоздействие на окружающую среду, а взаимодействие с ней. Сможет ли человек безгранично долго пользоваться «завоёванными» правами? (Человек в ближайшем будущем не сможет воспользоваться завоёванными правами, т. к. само развитие человеческого общества ставит выживание человека под реальную серьёзную угрозу.) Сегодня всё чаще мы слышим такие слова как международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, международное экологическое право. Что же стоит за этими словами, каким смыслом наполнены эти выражения, почему и зачем возникла потребность развития отдельной отрасли – международного экологического права?

Экологические проблемы человечества:

- усиление парникового эффекта;

Разрушение озонового слоя;

Загрязнение Мирового океана;

Сокращение площади тропических лесов;

Опустынивание плодородных земель;

Загрязнение пресных вод, рост радиоактивных отходов ;

Экозависимые заболевания:

- новообразования,

Заболевания эндокринной системы,

Органов пищеварения,

Дыхания.

Способы защиты экологических прав:

  • Создавать общественные объединения для охраны окружающей среды
  • Обращаться в органы власти с жалобами, заявлениями, предложениями
  • Принимать участие в собраниях, митингах, акциях
  • Предъявлять иски о возмещении вреда
  • Обращаться в Европейский суд по правам человека

Виды экологических правонарушений:

  • Несанкционированные свалки
  • Истощение
  • Порча
  • Браконьерство
  • Лесные пожары
  • Загрязнение
  • Незаконная порубка леса
  • Строительство объектов в природоохранной зоне

Признаки правонарушения:

  • Нарушение норм законодательства
  • Виновное действие или бездействие
  • Причинение вреда окружающей среде или здоровью
  • Общественная опасность

Забота о поддержании стабильности экосистем составляет круг жизненных интересов человека. С этим правом связан комплекс иных основополагающих прав, обеспечивающих жизнедеятельность человека, его благополучие. К таковым относится право на жизнь и охрану здоровья. Под влиянием права на благоприятную окружающую среду обновляется содержание других прав. Так, равноправие достигнет максимального воплощения только в экологически ориентированном обществе, обеспечивая равный вклад граждан в дело охраны природы и одновременно равные права на окружающую среду.

В области семейного права предполагается регулирование демографической проблемы. Расширяется право, на труд, так как без здоровой окружающей среды невозможно улучшение условий труда, развитие творческих видов деятельности. Рассматриваемое право связано с правом на развитие, которое должно охватывать не только материальный аспект, но и управление ресурсами личности и природы. Право человека на благоприятную окружающую среду имеет непосредственную связь с политическими правами. Право на достоверную информацию о состоянии окружающее среды соотносится с правом на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими интересы человека, и право на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом. Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением, сопряжено с правом на социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности при экологически обусловленных заболеваниях. Право человека на благоприятную окружающую среду означает, что качество природной среды должно способствовать нормальному развитию человека, нации, народа, общества. Это право означает право людей на здоровую, деятельную жизнь и развитие в гармонии с природой.

Обращение ко всему МИРУ.

Люди помните, что Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик. Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – зависит от нас.

Я, обращаясь ко всему МИРУ:

1.Я хочу сделать все, чтобы не загрязнять воздух, ведь без чистого воздуха человек не сможет выжить.

2.Я хочу сделать все, чтобы вода оставалась чистой, ведь вода – это источник жизни.

5. Я хочу сделать все, чтобы защищать животных, ведь они наши меньшие братья.

6. Я хочу сделать все, чтобы поддерживать выращивание и продажу полезных для здоровья продуктов питания, ведь мы за здоровую нацию.

7. Я хочу сделать все, чтобы было как меньше отходов, ведь они загрязняют нашу планету.

8. Я хочу сделать все, чтобы стать потребителями с разумным отношением к окружающей среде, так как мы хотим оставить эту красоту последующим поколениям.

Люди, берегите Землю!

1

1. Абайдельдинов Е.М. Некоторые вопросы реализации норм международного экологического права в Республике Казахстан.

2. Электронный: www. zakon. kz.

3. Лавров С.Б., Глобальные проблемы современности. Ч.1, 2. – СПб., 1993.

4. Данилов-Данилян В.И., Экология охрана природы и экологическая безопасность. – М.: МНЭПУ, 1997.

5. Возняк В.Я., Файтельман Н.Г., Арбатов А.А. и др., Экологическое оздоровление экономики. – М.: Наука, 1994.

Осознание обществом необходимости юридического регулирования отношений, возникающих в сфере реализации естественного права человека на жизнь в благоприятной окружающей среде. Право на благоприятную окружающую среду, стоящее в центре системы экологических прав, предметно и содержательно связано с правом на благоприятную среду обитания и правом на благоприятную среду жизнедеятельности, в связи с чем в юридической защите общественных экологических интересов широко применяются нормы санитарного и градостроительного законодательства.

Право человека на экологически чистую окружающую среду тесно связано с естественными правами человека на жизнь, отсюда ряд международно-правовых документов в сфере прав человека можно рассматривать как основополагающую часть экологического права. Среди основных международно-правовых документов необходимо указать в первую очередь Всеобщую декларацию о правах человека, принятую Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., затем - Международные Пакты о правах человека 1966 г. Всеобщая декларация всем своим содержанием закрепила права людей на благоприятные жизненные условия, которые позднее были закреплены и развиты в ряде международных документов, в том числе и в специальных, которые были посвящены правам человека на благоприятную окружающую среду .

Важное значение для сохранения окружающей среды имеет Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды ООН, проходившая в Орхусе - Дания, 25 июня 1998 года , в которой были подтверждены принципы ранее принятых международно-правовых документов по проблемам окружающей среды, подтверждена необходимость защищать и сохранять окружающую среду, улучшать ее состояние и обеспечивать устойчивое и экологически безопасное развитие. В целях содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, Орхусская конвенция гарантирует права на доступ к информации, на участие общественности в процессе принятия решений и на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в соответствии с положениями настоящей Конвенции.

Природы - много не бывает, но не известно, что на этот счет думают все жители планеты, их влияние на природу ощущается практически везде. За годы сосуществования с природой, запасы природных ресурсов заметно сократились. Одно в жизни человека осталось неизменным - положить продукты по полкам шкафов, холодильников, собрать в складах и базах, и все это взято из окружающей среды. Человек изменился до неузнаваемости и весь ритм жизни человечества, как в прошедшие эпохи, так и сегодня, определялся одним - возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам. Правда, сама природа позаботилась о том, чтобы обеспечить человека, в том числе и практически неисчерпаемой ресурсной базой.

Проблемы загрязнения окружающей среды, это относится в широком смысле все условия существования. В последние годы мы часто слышим и употребляем слово - экология. Экология развивалась как одна из биологических наук, изучающая не отдельные организмы, а структуру и функционирование биологических систем. Экология - это понятие, первоначально было довольно узкое, в дальнейшем расширялось и это уже самостоятельная наука об окружающей среде, которые уже далеко вышло за рамки и ее взаимодействий с живыми организмами и, прежде всего с людьми. Ее питает не только биология, но и почти все науки о Земле. Расширения содержания экологии и смещения в нем акцентов потребовал стремительный количественный рост человечества, которое начало осознавать опасности, угрожающие всей планете, а имена ядерная катастрофа, губительные побочные воздействия неразумной хозяйственной деятельности на окружающую среду. Одна из причин гибели экологии во многих регионах мира кислотные дожди, главными виновниками которых являются электростанции.

В последние годы люди начали осознавать единство и конечность биосферы и всей окружающей среды, ответственность человечества за свою собственную судьбу, судьбу биосферы, судьбу всей планеты. Возрастающим экологическим проблемам люди продолжают создавать все новые трудности, которые неизбежно придется преодолевать, затрачивая большие усилия и средства. Изменения климата, естественные или вызванные деятельностью человека, происходят сравнительно медленно, они охватывают огромные регионы и потому могут представлять серьезную проблему для человечества.

Появления человека на Земле, многие ученные называют одной из крупнейших экологических катастроф. Формирование и становление человека завершилось в течение считанных тысячелетий и это событие вызвало экологические последствия. Никогда - за миллионы, миллиарды лет - ни один вид не имел такого распространения.

Как известно, суша в настоящее время составляет ту часть планеты, на которой и обитает человек. Охрана почв от человека является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.

За эти тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Атмосферные осадки, солнечная радиация и выделение тепла в связи с поверхностными, подземными пожарами, возгораниями, способствуют протеканию на полигонах не предсказуемых физико-химических и биохимических процессов, продуктами которых являются многочисленные токсичные химические соединения в жидком, твердом и газообразном состояниях.

Природоохранное законодательство странах мира, различные международные соглашения или система Международная «Красная книга» список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений - в настоящий момент включает множество томов материалов. Кроме того, существуют национальные и даже региональные «Красные книги». В числе важнейших путей решения экологических проблем большинство исследователей также выделяет внедрение экологически чистых, малой безотходных технологий, строительство очистных сооружений, рациональное размещение производства и использование природных ресурсов.

Основные экологические проблемы, это глобальный экологический кризис, которое зашел уже так далеко, что катастрофические последствия его практически неизбежны. Возможных путей решения проблемы можно отнести возникновение и деятельность разного рода - зеленых движений и организаций. Несмотря на то, что обсуждавшихся глобальных проблем имеет свои варианты частичного или более полного решения, существует некий набор общих подходов к решению проблем окружающий среды. Необходима комплексная, по возможности исчерпывающая оценка всех параметров воздействия отходов на все жизнеобеспечивающие природные среды, позволяющая выяснить пути и механизмы проникновения загрязняющих веществ в пищевую цепь и организм человека. Говоря о возможных вариантах развития экологической ситуации на планете, самым благодарным и, само собой, наиболее осмысленным, кажется разговор о некоторых из существующих сегодня направлениях природоохранной деятельности. За последнее столетие человечество разработало ряд оригинальных способов борьбы с собственными, губящими природу недостатками .

Большая часть людей, не осознают, что человечеству грозит экологическая катастрофа. Как правило, люди отмахиваются - в процессе развития человечества, мол, неоднократно вставали серьезные проблемы, но когда приходило время, их успешно решали.

Планета земля должен стать чистой и зеленой, со свежим воздухом и прозрачной водой. Промышленные отходы и радиация больше не должно проникать в наши дома и сады. Наши дети и дети наших детей должный жить полноценной жизнью в здоровых условиях. Жить и дышать чистым воздухом, пить чистую воду, есть пищу без нитратов - это все зависит от нас самих, и все в наших руках.

Библиографическая ссылка

Алменов Б.А. Соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 3. – С. 133-134;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=31465 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»