— Известно ли вам, как рядовые европейские граждане относятся к миграционной политике и в целом к тому, что сейчас происходит в Европе?

— Общественное мнение в Европе сильно политизировано. Мнения разные: кто-то мигрантов приветствует, кто-то считает, что происходит постепенный закат Европы в результате увеличения доли выходцев из неевропейских регионов. Однако сейчас мы отчетливо наблюдаем, что ксенофобские, расистские, антимигрантские настроения в Европе растут.

В результате антимигрантских настроений праворадикальные партии набирают популярность, а евроскептицизм становится все более сильным. И, судя по всему, ситуация будет усугубляться, так как неконтролируемая миграция продолжится в этом и следующем году.

Насколько сильно, на ваш взгляд, изменился облик Европы?

— На самом деле, ничего нового не произошло, и водораздела никакого нет, ведь в Европе и до 2014 года проживали десятки миллионов мигрантов. Во всех европейских странах, начиная с России и заканчивая Великобританией, значительный процент населения составляют мигранты. Только в XX и XIX веке миграция приобрела другие формы.

Проблемы возникают, когда миграция становится неконтролируемой. Причиной недовольства в Европе стала не сама миграция, а ее неконтролируемый и массовый характер.

Но все же нельзя отрицать, что многие европейцы воспринимают произошедшее, как трагедию? Может ли ситуация настолько усугубиться, что граждане европейских стран потребуют, чтобы некоторые политики ответили за свои действия?

— Это трагедия для тех, чья жизнь изменилась в негативную сторону. Это те люди, которые непосредственно сталкиваются с негативными сторонами миграции: преступностью и террористическими проявлениями. Но их не так много.

В Европе лагеря мигрантов не располагаются во всех городах и деревнях, во всех лесах и полях. Шесть европейских стран приняли 80% всех мигрантов, а остальных миграция почти не коснулась. Поэтому лучше не обобщать.

Количество мигрантов, например, в Ирландии, Великобритании, Финляндии или Португалии не представляет никакой угрозы для государства и общества. Но в странах, где сконцентрирована неконтролируемая миграция, безусловно, миграционные процессы влияют на обыденную жизнь людей, в том числе негативно.

Происходят точечные террористические акты, гибель людей — это всегда трагедия. Но европейская цивилизация выжила в двух мировых войнах. Поэтому сравнивать нынешнюю ситуацию с потенциальным крахом, перед которым Европа стояла в первой половине XX века, конечно, нет никаких оснований.

Вы считаете, что миграционная проблема в Европе преувеличена?

— Европа и сейчас, при всех уже случившихся трагедиях, остается одним из самых благополучных для проживания человека мест на земле. Да, жизнь Европы меняется не в лучшую сторону, но я бы не преувеличивал трагизм этой ситуации. Многое зависит от того, как в последующие несколько лет европейские государства справятся с этим вызовом.

Европа в состоянии выйти из миграционного кризиса? От каких факторов будет зависеть удачное разрешение сложившийся ситуации?

— Главная проблема — дестабилизация во многих странах вокруг Европы, откуда поступают беженцы. Но даже если ситуация в этих странах нормализуется, глобализация в любом случае ведет к увеличению диспропорций и социально-экономических диспаритетов.

Важно понять, что миграция в Европу нарастала бы в любом случае.

Другое дело, что миграция могла бы быть контролируемой и регулируемой, но случилось то, что случилось, и сейчас перед Евросоюзом стоит задача в 2017 году выйти на механизмы, которые возьмут миграцию под контроль.

Миграцию в целом остановить нельзя, потому что история человечества — это история миграции, которая всегда носила стихийный характер. Конечно, миграционные процессы можно регулировать, как Европа это делала всю вторую половину прошлого столетия. Но для этого необходима общая политика в сфере миграции.

Как вы считаете, европейские политики пожалели, что так охотно принимали беженцев?

— Изначально европейские политики опирались на общественное мнение. Была мощная общественная поддержка. Меркель объявила, что Германия справится с наплывом мигрантов, и граждане с большим перевесом ее поддержали. Сейчас Германия принимает мигрантов и помогает беженцам из гуманитарных соображений.

В каждой стране была своя мотивация. Германия, например, в общественном сознании до сих пор несет комплекс вины за события XX века. Безусловно, когда выпал шанс стать пристанищем для сотен тысяч людей, бегущих от войны, многие правозащитники и либерально настроенные граждане посчитали, что нельзя его упустить. Посчитали, что это шанс показать, насколько Германия изменилась.

Сейчас ситуация вышла из-под контроля, и, естественно, ставятся уже другие вопросы: не сколько еще людей мы можем принять, а что делать с теми, кого мы уже приняли, и как сделать так, чтобы минимизировать в текущем и следующем году приток новых беженцев или скрытых экономических мигрантов.

Давайте в завершении нашего разговора отвлечемся от сугубо европейской темы. Хотелось бы узнать ваше компетентное мнение о взаимоотношениях ЕС с Россией и другими постсоветскими государствами. Как они будут развиваться в долгосрочной перспективе?

— Отношения России и ЕС — процесс сложный, со взлетами и падениями, но нетрудно спрогнозировать, что рано или поздно нынешний период охлаждения будет пройден. Мы найдем решения проблем, если не всеохватывающие, то секторальные.

Россия и ЕС будут сосуществовать и в XXI веке, и после. Отношения будут развиваться так же, как развивались многие столетия — достаточно неоднозначно. Некоторые страны Европы продолжат заявлять о готовности к сотрудничеству, нормализовывать конфликты и решать вопросы в конструктивном плане. Другие страны продолжат занимать жесткие позиции вплоть до антироссийских.

Россия никуда не денется из Европы, и западные европейские страны также, учитывая, что Евросоюз не находится в преддверии своего краха или распада, и будет существовать все обозримое будущее.

Для России это один из самых значимых регионов планеты. Для России ЕС — крупнейший торговый партнер. Около 44% товарооборота РФ с зарубежными партнерами приходится на Евросоюз. Поэтому с уверенностью можно сказать, что отношения будут развиваться так же, как это происходило до сих пор.

В статье рассматривается проблема массовых миграций в условиях геополитического и социально-экономического кризиса; анализируются статистические данные о количестве мигрантов и беженцев в странах Европы; раскрываются причины и факторы. Миграция является одной из важнейших проблем народонаселения и рассматривается не только как простое механическое передвижение людей, а как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социальноэкономической жизни .

Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этнополитический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую суверенными государствами политику, а главное изменяет личностные характеристики тех, кто вынужден перемещаться на другие территории в поисках спокойной жизни и лучшего будущего . Миграционный кризис в Европе уже назвали «самым большим испытанием со времен Второй Мировой войны». В страны ЕС хлынул неконтролируемый поток мигрантов, количество которых в этом году составило не менее 350 тыс. человек. Из них около трети – беженцы из Сирии (120 тыс. человек).

Однако в реальности столько беженцев оказалось на территории только трех стран – Италии, Греции и Венгрии, так что в реальности приток людей гораздо больше. Согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов . Нелегальная перевозка мигрантов стала доходной статьей криминального бизнеса – перевозчики берут от нескольких сот до нескольких тысяч евро с человека, чтобы доставить беженцев в Европу. По данным ООН, этот бизнес уже принес контрабандистам до 10 миллиардов долларов. При этом часто мигрантов доставляют на утлых, переполненных судах, которые терпят бедствия, не доплыв до берега. По данным УВКБ ООН, в 2015 году в Средиземном море погибли около 2,5 тысячи мигрантов и беженцев. В 2014 г. погибло или пропало без вести 3,5 тыс. человек.

Восточный маршрут пролегает через Турцию в Грецию и на сегодняшний день является основным, по нему в ЕС, с начала года, попало около 310 тыс. или 70% вынужденных переселенцев, главным образом из Сирии, Афганистана, Пакистана и Ирака. В отличии от южного, восточный маршрут является относительно безопасным, с начала года при переправке на греческие острова утонуло 103 беженца. Наплыв беженцев из стран Африки и Ближнего Востока в Европу поставил под угрозу соглашение о свободном передвижении в пределах Шенгенской зоны. В связи с неконтролируемым потоком беженцев Германия, Чехия и Словакия ввели контроль на границах с Австрией, кроме того Австрия и Словакия приступили к контролю на своих границах с Венгрией, которая в свою очередь построила забор на границе с Сербией. Германия также ввела в частичный контроль на границе с Чехией.

Итак, к основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести: угроза территориальной целостности государств; угроза распространения терроризма; угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе; политическая нестабильность; рост экономической и социальной напряженности; деформация этнодемографической структуры населения; угроза распространения эпидемий и заболеваний . Одна из главных причин возникновения проблемы миграции – это противоправные действия США на Ближнем Востоке. По словам президента Сирии Башара Асада, если Европа хочет остановить поток мигрантов, она должна прекратить поддерживать террористов на Ближнем Востоке. Последние события в Ираке дали пищу для анализа мировым экспертам, многие из которых пришли к мнению, что не только в Ираке, но и в таких странах как Сирия, Афганистан, Пакистан, Ливия, Украина американские политики намеренно создают очаги напряженности, искусственный хаос, чтобы потом выступить «миротворцами» и закрепить позиции Вашингтона. Организация «Исламское государство Ирака и Леванта» до недавнего времени базировалась главным образом в северных и восточных провинциях Сирии.

Появившаяся в апреле 2013 года при активном участии Запада и монархических арабских режимов, эта организация вышла из недр созданной американцами террористической «Аль-Каиды» и была призвана развязать террор и произвол на сирийской территории. Выделим ряд основных причин увеличения числа беженцев в Европу: отсутствие перспектив: продолжающаяся гражданская война в Сирии, войны в Ираке и Афганистане и другие препятствовали возращению беженцев на родину, а отсутствие средств к существованию вынудили людей покинуть лагеря в направлении стран Европы, в надежде на высокий уровень жизни в этих странах; ухудшение финансирования лагерей для беженцев в Турции, Ливане и Иордании и как следствие сокращение рациона питания беженцев, введение платы за использование воды и электричества, отсутствие школ; расширение территорий, находящихся под контролем Исламского государства, что способствовало увеличению количества беженцев и переполнению и без того полных лагерей; вторая Гражданская война в Ливии, которая ранее являлась страной назначения для многих мигрантов и беженцев из стран Северной Африки, привела к росту числа беженцев, которые стали стремиться в страны ЕС; открытие беженцами более безопасного маршрута через Средиземное море – Грецию – Македонию, далее ЕС, вместо старого через Средиземное море – Ливию – Италию. Таким образом, в Европе сегодня не осталось стран, не затронутых миграционном кризисом. И, несмотря на значительный опыт, накопленный в ЕС и в мире в проведении миграционной политики, странам пока не удается найти решения остро стоящих проблем . Главы государств, признав необходимость совместной активизации мер по борьбе со сложившейся кризисной ситуацией, разработали программу финансирования в размере 2,4 млрд евро странам – членам ЕС.

Программа, рассчитанная до 2020г., предусматривает строительство новых центров по приему переселенцев, улучшение процедуры предоставления убежища, совершенствование методов интеграции, а также ускорение репатриации тех, кто не получит разрешение остаться в странах Европы. Дополнительные средства выделяются на улучшение пограничного контроля, систем наблюдения и обеспечения безопасности . Миграционный кризис в Европе несет риски геополитического ослабления ЕС вследствие внутренних противоречий, выявленных кризисом, и ухудшения общественной безопасности и экономической ситуации. И это станет важным уроком для мировой истории – в основе политики любого государства в первую очередь лежат национальные интересы, и только затем уже многочисленные обязательства в рамках международных договоров .

Библиографический список:

1. Понарина Н.Н. Философское значение глобальных проблем современности // Казанская наука. 2011. № 3. С. 82-85. 2. Bondarenko I.A. Diversification of household financial assets in the conditions of economic crisis // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2009. № 5 (32). С. 14-19. 3. Понарина Н.Н. Глобализация как составляющая общемирового процесса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. С. 49-51. 4. Федина Н.А., Ярмонова Е.Н., Вирясова Н.В., Кучева Т.В. Проблемы муниципальных выборов // В сборнике: Модернизация общественных наук в эпоху глобальных перемен: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты материалы международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2017. С. 92-94. 5. Понарина Н.Н., Хлыстова А.Г. Глобализация и социальные противоречия // Научнометодический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 14. С. 1-5. 6. Бондаренко И.А. Бедность как следствие недоиспользования ресурсного потенциала домохозяйств // Теория и практика общественного развития. 2011. № 5. С. 273-276. 7. Понарина Н.Н. Глобализация как системное социальное изменение: основные тенденции // научное издание / Н. Н. Понарина; М-во образования и науки РФ, Российский гос. социальный ун-т, Армавирский ин-т социального образования. Москва, 2010.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Основные причины, заставляющие людей отправляться в опасное путешествие - вооруженные конфликты и экономические неурядицы

Более миллиона мигрантов и беженцев пересекли границы Европы в 2015 году, став причиной кризиса в ряде стран, оказавшихся неспособными справиться с таким наплывом людей, а также спровоцировав раскол в ЕС по поводу того, как быть дальше с переселенцами.

Большая часть беженцев попала в Европу по морю, но некоторые проложили и сухопутный маршрут через Турцию и Албанию.

Даже зима не остановила людской поток. По данным агентства ООН по делам беженцев, с начала 2016 года морскими путями в Европу прибыли 82 636 человек.

1. Откуда прибывают мигранты?

Вооруженный конфликт в Сирии был и остается основной причиной, вынуждающей людей пускаться в дальнее путешествие. Но и продолжающееся насилие в Ираке и Афганистане, всеобщая воинская обязанность в Эритрее и бедность в Косово, бедность в Центральной Африке и Юго-Восточной Азии также заставляют жителей этих стран искать для себя лучшей доли далеко от дома.

2. Куда едут мигранты?

Не все прибывающие в Европу нелегальные мигранты подают документы на статус беженца, но многие. Германия получила наибольшее число прошений о статусе беженца в 2015 году - более 476 000.

Но в страну прибыло гораздо больше людей – Германия заявляет о цифре более миллиона человек. Их зарегистрировала система EASY, созданная для того, чтобы учитывать всех прибывших в страну еще до того, как они подают прошение о статусе беженцев.

Венгрия занимает второе место по количеству прошений об убежище, так как большинство нелегальных мигрантов проникает в Европу через Грецию и Балканские страны. На конец декабря Венгрия заявила о 177 133 поданных прошениях о предоставлении убежища.

3. Как мигранты попадают в Европу?

Международная организация по делам миграции заявила о более чем миллионе мигрантов, прибывших в Европу по морю и около 34 000 по суше.

Для сравнения: в 2014 году по морю и по суше в Европу прибыло 280 000 человек. Эта цифра не включает тех, кто приехал нелегально.

Пограничная служба Европейского союза Frontex, отслеживающая различные пути, которыми мигранты прибывают в Европу, говорит о числе в 1 млн 800 тыс. человек, прибывших к границе и пересекших ее в 2015 году.

Большинство из них совершили короткое путешествие из Турции до близлежащих греческих островов Кос, Хиос, Лесбос и Самос, часто на непрочных надувных или деревянных лодках.

4. Насколько опасно такое путешествие?

Международная организация по делам миграции говорит о том, что на миллион человек, благополучно пересекших Средиземное море и добравшихся до европейских берегов, приходится более 3 700 погибших, или 0,37%.

Большинство из них погибло, переправляясь из Северной Африки в Италию, более 800 человек погибли в Эгейском море, совершая путь из Турции в Грецию.

Большинство из них погибло в летние месяцы.

Наиболее смертоносным месяцем для мигрантов стал апрель, когда перевернулась лодка с 800 мигрантами на борту недалеко от побережья Ливии. Одной из причин несчастья стало то, что лодка была переполнена людьми.

5. Кто принимает больше всего прошений об убежище?

Несмотря на то, что Германия приняла больше всего мигрантов в 2015 году, страной с наибольшим числом прошений в пересчате на население страны остается Венгрия.

В октябре Венгрия закрыла границу с Хорватией, пытаясь остановить поток беженцев, однако в 2015 году прошения подали около 1800 человек на каждые 100 тыс. граждан страны.

Вслед за Венгрией границу закрыла Швеция, с 1667 прошениями на 100 тыс. человек.

Для сравнения: Германия приняла 587, а Великобритания - 55 прошений на каждые 100 тыс. населения. Средняя цифра по Европе составила 255 человек на 100 тыс.

6. Как Европа собирается ответить?

Напряженность растет и внутри ЕС, она связана с непропорциональным распределением мигрантов, с которым столкнулись страны, куда прибывают беженцы - это Греция, Италия и Венгрия.

Планировалось перевезти 54 тыс. человек из Венгрии, однако правительство Венгрии отклонило этот план, и было вынуждено принять план по квотам беженцев, которые прибудут в страну из Италии и Греции.

Великобритания отказалась принимать на себя обязательства по квотам, но, согласно данным МВД Британии, в 2015 году в стране были размещены более 1000 беженцев из Сирии. Дэвид Камерон сказал, что в ближайшие пять лет Великобритания примет еще 20 000 сирийцев.

7. Сколько прошений было одобрено?

Несмотря на то, что прошений было подано огромное количество, статус беженца был предоставлен гораздо меньшему числу людей.

В 2014 году европейские страны подтвердили статус 184 665 беженцам. В том же году более 570 тыс. мигрантов подавали прошение о статусе беженца. Надо учитывать, что процедура может длиться довольно долго, и получившие статус в этом году могли подавать прошение в прошлом.

До конца сентября Британия предоставила убежище или другую форму защиты 1868 сирийцам.

Многочисленные мигранты в Европе давно стали предметом обсуждения как учёных - социологов, экономистов, - так и обыкновенных людей. Почему в последние пять-шесть лет количество приезжих возросло в разы? Какие меры принимают власти государств, где пытаются разместиться беженцы и трудовые мигранты? Насколько актуальна проблема переселения народов для граждан РФ, и ищут ли сами россияне счастья за рубежом? Давайте ознакомимся с фактами и мнениями экспертов и попробуем представить, что будет происходить в мире в ближайшие годы, и почему люди так ищут куда проще мигрировать и где легче получить гражданство.

Причины массовых миграций в страны Европы

Во все времена причины миграции одни и те же. Во-первых, люди уезжают из отсталых государств в более развитые, стремясь получить доходное рабочее место, приобрести недвижимость, получить качественное образование и дать его своим детям.

Во-вторых, целые семьи ищут за рубежом политического убежища, эвакуируются из зон военных действий. Чтобы достоверно установить, помыслы какого рода в большей степени движут «путешественниками» на сегодняшний день, стоит сначала узнать, из каких стран уезжают десятки тысяч человек.

По свидетельству социологов и демографов, а также сотрудников правоохранительных органов, мигранты ЕС это чаще всего бывшие граждане:

  • Сомали;
  • Албании;
  • Нигерии;
  • Гамбии;
  • Ирана;
  • Пакистана;
  • Косово;
  • Мали;
  • Афганистана;
  • Эритреи;
  • Сирии;
  • многочисленных государств Чёрной Африки (более 30 стран, расположенных южнее пустыни Сахара).

Итак, кризис мигрантов в Европе возник потому, что на всех вышеперечисленных территориях сложились тяжёлые условия. Некоторые страны, такие, как Афганистан и Нигерия, во всех смыслах удалены друг от друга, поэтому люди уезжают оттуда по разным причинам. А вот Иран и Пакистан, например, замешаны в одном военном конфликте. Рассмотрим наиболее яркие примеры «неблагополучных» государств, откуда люди уезжают по разным причинам, даже в поисках

В этой стране начиная с 1988 года, не прекращаясь, идёт гражданская война. К тому же здесь орудуют печально известные группировки сомалийских пиратов - подобным промыслом у берегов занимается более 1 000 человек. Эти и некоторые другие факторы делают Сомали одним из самых опасных мест в мире.

Косово

В далёком 1999 году территория Косово подверглась бомбардировкам со стороны НАТО, и с тех пор порядок в стране так и не установили. Согласно данным фонда помощи «Мать Тереза», 46% взрослых граждан живёт в нищете, не имея возможности тратить более 1–1,4 € в сутки. В итоге из Косово стало ежемесячно выезжать порядка 30 000 человек.

Афганистан

Гамбия

Президент принимает всё более и более жёсткие законы, и обстановка накаляется - в 2015 году в стране произошла попытка государственного переворота. Население же работает в основном в аграрной сфере, не имея возможности получать образование. Как результат - высокий уровень преступности и массовые переезды.

Сколько мигрантов ищут новый дом в ЕС?

Согласно статистике, количество мигрантов в Европе в 2016 году превышает отметку в 1 800 000, и далеко не все из них остаются в развитых странах на законных правах. Так, годом раньше официальными соискателями статуса беженца были признаны 1 100 000 человек. Провести подсчёты сложно ещё и потому, что приезжие пытаются прорваться в Евросоюз разными путями.

И несмотря на то, что в 2015 году на границах государств вынужденно появились дополнительные заграждения, в том числе стены и заборы с колючей проволокой, самые хитроумные и находчивые из беженцев находят новые маршруты обхода. На данный момент выделяют восемь основных путей.

Маршрут Количество беженцев (на начало 2016 года)
Западно-Средиземноморский: из Северной Африки на Пиренейский полуостров 7164
Центрально-Средиземноморский: из Ливии к берегам Мальты 153946
Маршрут из Египта, Турции, Греции, Италии через Алупию и Калабрию Точных сведений нет
Албанско-греческий 8932
Западно-Балканский: из восточных стран (Пакистана, Алжира) к границам Турции с Болгарией и Грецией 764038
Восточно-Средиземноморский: из сирийских и афганских территорий и из Сомали к греческой, болгарской, турецкой границам 885386
Маршрут из бывших республик СССР к восточным границам Евросоюза 1920
Арктический: по северу России к Норвегии и Финляндии 6000

Вышеперечисленные данные описывают основные направления миграции из восточных и африканских стран, однако тысячи людей уезжают и из Российской Федерации. Согласно данным аналитической компании Stratfor, в 2015 г. были зафиксированы рекордные показатели: в поисках лучшей жизни страну покинуло порядка 350 000 человек. Для сравнения: с 1997 по 2013 г. за год из государства не уезжало более 250 000 россиян.

Вероятные сценарии развития событий

Даже не будучи экспертом, можно легко понять, что число мигрантов в Евросоюзе в ближайшем будущем не уменьшится. Поэтому вполне возможно, что в развитых странах наступит демографический кризис. Сейчас в Европе на одну семью приходится в среднем 1,7 ребёнка, зато эти дети в большинстве случаев хорошо обеспечены, получают отличное образование и готовы только на квалифицированный труд.

Мигранты же согласны взять на себя «грязную» работу, и, при условии, что этот труд будет хорошо оплачиваться, в Европе к 2020 году может разместиться до 40 миллионов иностранцев. Засилье беженцев приведёт к конфликтам на национальной почве, накалу обстановки и ещё большему снижению рождаемости среди коренного населения.

Недооценивать демографические проблемы нельзя, однако насколько успешно они решены, можно будет в полной мере судить только к 2040-м и даже 2050-м. А вот повышение уровня преступности - это актуальная проблема миграции в Европе в 2016 году.

По данным немецких СМИ, количество правонарушений, совершённых иностранными гражданами, выросло на 40% по сравнению с предыдущим полугодием (нынешними зимой и весной).

Вышеперечисленные факторы, естественно, вызывают недовольство граждан Евросоюза - и оно изливается на правительство. Так, большинство немцев уже высказалось против излишне либеральной политики Ангелы Меркель. Выходит, что беженцы - косвенная причина политических изменений и рокировок в развитых государствах.

Финансовая угроза: насколько всё серьёзно

Ещё одна проблема, связанная с кочевьем населения, - подрыв экономики. С одной стороны, мигранты согласны работать на низкооплачиваемых должностях, с другой - требуют уважительного отношения к своему труду. Так, в Германии приезжие, узнав, что коренному населению ежедневно выплачивают 360 € в качестве пособия по безработице, требуют социальной помощи и для своих семей.

И всё же, какими бы серьёзными ни были заявления экспертов, появление на континенте сотен тысяч беженцев вряд ли приведёт к масштабному дефолту. Некоторые политологи утверждают, что наплыв приезжих может даже поспособствовать развалу ЕС. Но тем, кто опасается за устойчивость Еврозоны, следует вспомнить о печальном опыте Греции.

Начавшись в 2010 году, долговой кризис государства затянулся до сего дня. Впрочем, эта масштабная «неисправность» хотя и подкосила экономику Евросоюза, но не привела ни к понижению уровня жизни в развитых странах, ни даже к выходу Греции из ЕС. Засилье мигрантов тем более не представляет такой серьёзной экономической и социальной угрозы, как банкротство развитого государства.

Кале – история крупнейшего лагеря нелегальных мигрантов в Европе: Видео

Полковник А. Маринин

Всего лишь десятилетие назад "безопасность" была синонимом обороны и измерялась в основном военной мощью и способностью вооруженных сил отстоять суверенитет и территориальную целостность страны. В настоящее время для большинства европейских государств угрозы безопасности приобрели иной характер. Среди таковых: некомпетентное управление, коррупция, организованная преступность, контрабанда (оружия, наркотиков, людей), этнические и религиозные конфликты, распространение оружия массового поражения, дефицит природных ресурсов, терроризм и, наконец, масштабная миграция в Европу с Ближнего Востока и из Африки, вызванная действиями США и Евросоюза по разжиганию конфликтов в этих регионах.

Таким образом, Запад создал условия для возникновения угроз собственной безопасности после уничтожения авторитарных, но стабильных режимов в Ираке и Ливии, ослабления режимов в Тунисе и Египте, развязывания гражданской войны в Сирии и появления экстремистского "Исламского государства" (ИГ).

В результате, согласно информации Агентства Евросоюза по безопасности внешних границ, с января по сентябрь 2015 года границы стран-участниц пересекли более 500 тыс. мигрантов. А по утверждению высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, миграционный кризис охватывает в целом около 12 млн человек. По оценкам экспертов ООН, общая численность беженцев в странах ЕС в 2015-2016 годах превысит 1,2 млн человек. В свою очередь, согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития, в текущем году страны ЕС могут получить более 1 млн обращений от иностранных граждан о предоставлении убежища.

Необходимо также отметить, что массовая миграция сопровождается гибелью беженцев. По информации Международной организации по миграции, число погибших в Средиземном море с начала нынешнего года при попытке добраться до Европы достигло по состоянию на 21 сентября 2 870 человек.

Обеспокоенность высокими темпами миграционных процессов выразил председатель комитета начальников штабов США генерал Мартин Демпси, который заявил, что неспособность Европы решить эту проблему будет порождать противоречия между Брюсселем и национальными правительствами, что "может повлиять на стабильность и мир на континенте". Кроме того, по прогнозам западных специалистов в области межнациональных и религиозных отношений, сделанным еще до массового наплыва беженцев, к середине столетия минимум до 40 % населения крупнейших европейских городов, таких как Париж, Лондон, Брюссель и других, будет мусульманским. При этом если контролируемая властями трудовая миграция способствует экономическому росту стран ЕС, то нелегальные массовые потоки беженцев, напротив, создают угрозу европейской безопасности в политической, экономической, социальной и демографической областях.

К основным угрозам, возможным вследствие неконтролируемой массовой миграции, следует отнести.

1. Угроза территориальной целостности государств. Механизм экспансии через изменение этнического состава населения является необратимой тенденцией глобализации мировой экономики. При этом смена этнического состава населения за сравнительно короткий период обычно приводит к росту межэтнических проблем и сепаратизму. Примерами могут служить отторжение Косово у Сербии, македоно-албанские межэтнические противоречия с требованиями албанцев, проживающих в Македонии, превратить западную часть страны в самостоятельную территорию.

2. Угроза распространения терроризма. Она возникает вследствие того, что мигранты часто выступают в роли перевозчиков "живого товара", наркотиков, оружия и различной контрабанды. Так, согласно заявлению министра высшего образования Ливана Ильяса Бу Сааба, около 2 % беженцев из Сирии, которые направляются в страны Евросоюза, являются членами террористической группировки "Исламское государство". Не исключено, что несколько тысяч боевиков этой организации целенаправленно едут в Европу для создания сети нелегальных резидентур и подготовки масштабных терактов на континенте. В свою очередь, угроза терроризма провоцирует социальные настроения ксенофобии, широкую общественную поддержку праворадикальных, националистических политических сил и движений.

По информации руководителя Федерального ведомства по защите Конституции ФРГ (контрразведка) Ханса-Георга Маасена, исламистские экстремисты активно вербуют в свои ряды беженцев, уже прибывших в Германию из стран Ближнего Востока. По его словам, многие приезжие беженцы являются суннитами и местные салафиты (сторонники крайне консервативного толкования ислама) рассматривают этот факт в качестве благоприятной почвы для реализации своих замыслов.

3. Угроза трансформации существующей системы международных отношений в Евросоюзе. В условиях массовой миграции ряд стран -участниц ЕС вопреки решениям Европарламента и Еврокомиссии предпринимают шаги по недопущению беженцев на собственную территорию. Так, и Словакия ввели в сентябре погранконтроль на своих границах с Венгрией, что нарушает один из базовых принципов Шенгенской системы - открытость и прозрачность внутренних границ. Польша заявила, что она не готова принять беженцев с Ближнего Востока в рамках установленных квот, так как ожидает беженцев из Украины.

В Венгрии 4 сентября вступил в силу пакет поправок, принятых парламентом страны, которые предусматривают ужесточение законодательства о миграции, участие вооруженных сил в блокировании границы с Сербией, уголовное преследование тех, кто нелегально пересекает ее, и ускоренную процедуру рассмотрения запросов о предоставлении убежища. По словам представителя Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев в этой стране Магдалены Майковски-Томкиной, новое законодательство противоречит международной конвенции ООН о статусе беженцев и законодательству ЕС в этой области.

Использовать вооруженные силы для сдерживания потоков беженцев готовы также Хорватия, Болгария (на границе с Турцией), Чехия, и Финляндия.

Таким образом, под угрозой оказалось само существование Евросоюза. Как заметил федеральный канцлер Вернер Файманн, "необходимы активные и скоординированные усилия для борьбы с проблемой беженцев, бездействие же грозит не только европейской идее, но и всему проекту под названием Европейский союз".

4. Политическая нестабильность. Неконтролируемая миграция оказывает влияние на политическую стабильность европейских стран, так как общественная и политическая активность мигрантов и этнический сепаратизм существенным образом ограничивают функциональность социальных, правовых и политических институтов. Политизация миграционных процессов выражается в стремлении переселенцев выдвигать и отстаивать собственные социально-экономические, политические и культурные интересы посредством создания политических партий и движений, в том числе и радикальных. Среди выдвигаемых ими требований - предоставление равных прав с коренным населением, в том числе права на самобытное этнокультурное развитие, участие в местных выборах, облегчение процедуры получения гражданства, и т. д.

Основные направления политической активности мигрантов в странах ЕС: организация протестных акций (митинги, пикеты, демонстрации), политическая деятельность мигрантских общин на муниципальном уровне, этнический лоббизм на высшем политическом уровне (транснациональная политика мигрантских общин), использование парламентских методов политической борьбы. Представители мусульманских ассоциаций лоббируют также интересы своих соотечественников в правительствах таких стран, как Франция, Германия, Великобритания и ряда других.

Результатами такой деятельности являются: облегчение процесса натурализации во многих европейских странах; предоставление права голоса на местных выборах; формирование совещательных органов, призванных оказывать поддержку мигрантам, в том числе и политическую; рост числа религиозных учреждений с перспективой исламизации континента.

Все большую актуальность приобретает проблема взаимоотношения европейских государств с мигрантами-мусульманами, которые являются самой многочисленной и наиболее активной частью населения мигрантов. При этом обращает внимание их религиозный фанатизм, применение насильственных методов утверждения своего религиозного мировоззрения и связь мигрантов-мусульман с террористическими организациями в Северной Африке и на Ближнем Востоке, что представляет прямую угрозу национальной безопасности стран Евросоюза. Например, сейчас в Великобритании открыто действуют семь радикальных исламистских организаций, насчитывающих, по разным оценкам, от 130 до 180 тыс. человек. По утверждению зарубежных специалистов, примерно 2/3 исламистских сайтов, содержащих призывы к религиозной нетерпимости, поддерживаются именно Соединенным Королевством.

Примером такого рода деятельности является Радикальная Европейская арабская лига (ЕАЛ), которая открыто выступает с требованием официального прекращения политики интеграции иммигрантов-мусульман в общество принимающей страны, настаивает на превращении арабов в "равноценный этнос", придании арабскому языку статуса государственного, а исламу - роли официальной религии, введении квот для мусульман в учебных заведениях и государственных учреждениях. Активисты ЕАЛ наравне с полицией патрулируют улицы населенных мусульманами кварталов г. Антверпен, наблюдая за "правильностью" действий местной полиции. По некоторым данным, по своей направленности лига близка к организации "Хезболлах" и ее целью является создание в Европе исламского государства.

В настоящее время в странах Западной Европы официально проживает более 16 млн мусульман. Лидером является Франция, где ислам исповедует 5,5 млн человек (около 7 % населения), второе место занимает Германия (4,3 млн, или около 5 %), третье - Великобритания (2,8 млн, или 4,5 %), четвертое - Италия (1,5 млн, или 2,5 %) и пятое - Испания (1 млн, или 2,2 % населения).

Население указанных стран пытается противостоять происходящим процессам. А там, где это возможно, выражает свое мнение посредством референдумов. Так, в Швейцарии на референдуме в феврале 2014 года большинство жителей страны высказались за ограничение иммиграции из ЕС и введение на нее соответствующих квот. О настроениях населения свидетельствуют также результаты социологических опросов. Например, согласно исследованиям центра "Мильворд Браун" (Millward Brown), 56 % жителей Польши выступают против размещения в республике беженцев из стран Ближнего Востока и Африки. Противоположной позиции придерживаются 38 % респондентов. Даже в наиболее лояльной к беженцам Германии 56 % населения полагает, что их массовый приток может существенно изменить политическую и социально-экономическую ситуацию в стране.

Рост миграции, формирование мигрантских общин и обособленное развитие этнических меньшинств приводят к росту ксенофобии и национализма среди коренного населения европейских государств, усилению активности ультраправых партий и организаций, призывающих к защите национальной идентичности, что, в свою очередь, порождает новые угрозы и вызовы национальной безопасности.

Все более популярными в странах-участницах становятся ультраправые политики (Й. Хайдер в , Ж.-М. Ле Пен во Франции, П. Кьярсгаард в Дании, Ф. Девинтер в Бельгии), в программах которых в обязательном порядке присутствует положение о запрете миграции и высылке иммигрантов. По мнению лидера французской партии "Национальный фронт" Марин Ле Пен, массовый приток мигрантов, с которым столкнулся сейчас Евросоюз, сопоставим с нашествием на Западную Европу варваров в IV веке и "если французский народ не предпримет никаких действий, миграционное вторжение, которое мы переживаем, будет ничуть не лучше чем то, что было в IV веке. И, вероятно, будет иметь такие же последствия".

Обращают на себя внимание и слова, произнесенные в свое время лидером Ливии М. Каддафи: "Мы видим признаки того, что Аллах дарует победу исламу в Европе без оружия и завоеваний. Нам не нужны террористы, нам не нужны смертники. Более чем 50-миллионная мусульманская община Европы сделает ее мусульманским континентом за считанные десятилетия".

Таким образом, политизация миграционных процессов в современной Европе несет в себе значительный конфликтный потенциал и угрожает европейской идентичности и стабильности на континенте.

5. Рост экономической и социальной напряженности. Массовое неконтролируемое переселение иностранных граждан в благополучные европейские государства зачастую ухудшает там социальную обстановку, способствует развитию "теневой" экономики, создает неконтролируемую ситуацию и угрозу национальному рынку труда. В силу своей природы нелегальная миграция вступает в тесные связи с нелегальным бизнесом, а следовательно, смыкается с организованной преступностью, которая, в свою очередь, заинтересована в потоке мигрантов как в источнике существенных доходов. Так, в связи с намерением Германии разместить у себя до 800 тыс. беженцев министр финансов ФРГ Вольфганг Шойбле планирует уже в этом году представить пакет мер экономии в связи с увеличением расходов на беженцев. Речь идет об экономии всеми федеральными министерствами в 2015 году около 500 млн евро. Кроме того, правительство этой страны намерено оказать в 2016 году единовременную помощь федеральным землям ФРГ в размере 4,1 млрд евро, которая пойдет на нужды, связанные с приемом и обустройством беженцев.

По утверждению премьер-министра Чешской Республики Богуслава Соболей, в настоящее время континент неспособен принять постоянно усиливающийся поток беженцев, в связи с чем если в ближайшие месяцы наплыв мигрантов не спадет, то почти все европейские государства могут пережить крах социальной системы.

6. Деформация этнодемографической структуры населения. В условиях интенсивной миграции кардинально меняется этнический состав населения многих стран и крупных городов. Наиболее яркий пример - Соединенные Штаты. Сегодня каждый четвертый американец - небелый. По данным Бюро переписи США, в 2000 году около 18 % населения страны не разговаривало дома на английском языке, а 4 % - просто не знают его или владеют им очень слабо. В 60 % случаев общение идет на испанском языке, что связано с ростом иммиграции из стран Латинской Америки.

Аналогичные процессы происходят и в Европе. Официально сейчас в странах ЕС проживают 18,4 млн иммигрантов, или всего около 5 % населения. Однако с учетом нелегальных мигрантов и натурализовавшихся иностранцев их, по оценкам западных специалистов, намного больше - от 25 до 29 млн человек. В Лондоне доля белого населения к середине столетия сократится (в %) с 72 до 45, африканцев - с 11 до 9, а доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10 до 26, китайцев - с 3 до 6, метисов - с 4 до 14. Получение же статуса беженца дает возможность на соединение членов семьи, что приводит к дальнейшему росту мигрантов в европейских странах.

Таким образом, изменение этнического состава населения крупных городов и стран - необратимая тенденция глобализации мировой экономики. Этот процесс приводит к росту межэтнических проблем. Так, косовский кризис, интерпретировавшийся в начале 80-х годов как внутриполитический и идеологический, быстро перерос в этнический конфликт между албанцами и сербами.

В целом национально-этнические конфликты, агрессивный национализм, принимающий вооруженные формы сепаратизм являются разрушительной силой для гражданского общества европейских стран.

7. Угроза распространения эпидемий и заболеваний. Население континента опасается эпидемий холеры и других заболеваний, которые беженцы могут принести с собой. Даже Международный Красный Крест не в состоянии сейчас определить, сколько среди них больных и каков полный список возможных заболеваний, переносимых мигрантами. Ведь плотный поток нелегалов не позволяет регистрировать больных, тщательно проводить их медосмотр, так как медики не успевают делать анализы. В больницы попадают лишь люди с явными признаками заболевания.

Проблема осложняется еще и тем, что с наступлением осени на Ближнем Востоке и, особенно, в Африке возникают эпидемии. Так, в сентябре в Ираке отмечена вспышка холеры, в связи с чем группа депутатов иракского парламента потребовала от правительства ввести в стране режим чрезвычайного положения. В Сирии из-за разрушенной системы водоснабжения ситуация также угрожающая. В Афганистане в августе началась эпидемия холеры - на северо-востоке страны уже заразились 1,5 тыс. ^человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в Йемене в медицинской помощи нуждается множество людей, более 300 тыс. из которых стали беженцами. Там же, согласно заявлению представителя ВОЗ К. Линдмайера, "число заразившихся лихорадкой Денге за последнее время увеличилось более чем в 3 раза. Остается риск других инфекционных заболеваний, таких как холера". Смертность от лихорадки Денге достигает 50 % Инкубационный период этой болезни составляет до двух недель, причем человек выглядит здоровым и может беспрепятственно добраться до Европы. Там об этой болезни не слышали с 30-х годов прошлого века. Теперь же ее вспышки зафиксированы во Франции и Хорватии.

По-прежнему не устранена угроза эпидемии лихорадки Эбола в Западной Африке. По данным ВОЗ, число ее жертв с февраля 2014-го по март текущего года превысило 10 тыс. человек.

Таким образом, в условиях геоэкономического кризиса фактор неконтролируемой нелегальной миграция остается серьезным вызовом европейской и международной безопасности. Он оказывает негативное влияние на экономическое и социальное благополучие стран Евросоюза, способствует росту контрабанды оружия, боеприпасов и ВВ, незаконному обороту наркотиков, террористическим и экстремистским проявлениям, росту преступности, расширению подпольного рынка труда, распространению опасных инфекционных заболеваний, деформации этнодемографической структуры обществ, оживлению сепаратистских настроений и нарастанию внутриполитической нестабильности.

Следует отметить, что конфликты на Ближнем Востоке должны быть делом прежде всего богатых арабских стран, Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации Исламского Сотрудничества. По словам официального представителя иракского МИД А. Джамаля, "арабские страны в настоящее время находятся в удручающем положении с гуманитарной точки зрения и свидетельством этого становятся сотни тысяч арабских беженцев из государств региона. Очень жаль, что ни одна из структур ЛАГ, в отличие, например, от Евросоюза, так и не разработала чрезвычайного плана, направленного на срочное решение проблемы беженцев". По мнению дипломата, такая бездеятельность говорит о "неуклонном снижении уровня межарабского сотрудничества и двойных стандартах в деятельности самой межарабской организации". В то же время, по утверждению представителей Саудовской Аравии, в королевстве уже находятся около 2,5 млн сирийцев, покинувших свою страну с 2011 года, когда начался конфликт между Дамаском и вооруженной оппозицией.

На этом фоне европейские политики предлагают различные способы решения неконтролируемой массовой миграции, в том числе проведение в Евросоюзе законодательных реформ, которые поставили бы заслон нелегальным мигрантам. Среди других путей премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон предлагает оказание помощи странам, из которых прибывают иммигранты, ограничение потока экономических иммигрантов при действительной поддержке беженцев, спасающихся от войны. Кроме того, королевство готово направить в международные воды между Северной Африкой и побережьем Италии военный корабль для борьбы с перевозчиками, незаконно осуществляющими переправку экономических мигрантов и беженцев в страны ЕС.

Аналогичной позиции придерживается Германия, правительство которой приняло в сентябре решение о расширении участия бундесвера в операции Евросоюза "Евронавфор - Средиземноморье" по борьбе с нелегальными перевозчиками беженцев в Средиземном море. В будущем в них планируется задействовать до 950 военнослужащих бундесвера, которые получат право останавливать и уничтожать суда нелегальных перевозчиков (до сих пор операции ЕС в Средиземном море ограничивались сбором информации и спасением беженцев с кораблей, потерпевших крушение).

Кроме того, руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, известный немецкий дипломат Вольфганг Ишингер призвал правительство ФРГ в свете миграционного кризиса созвать международную конференцию по Ближнему Востоку с участием России и Ирана с целью создания платформы для выстраивания новой архитектуры безопасности на Ближнем Востоке.
Сам президент США Б. Обама в ходе встречи в сентябре с испанским королем Филипе VI заявил, что Европа, Соединенные Штаты и весь остальной мир должны сотрудничать в решении проблемы миграционного кризиса. Он заявил даже о готовности Вашингтона в течение двух лет принять 15 тыс. сирийских беженцев - "весомый" американский вклад в решение проблемы, если учесть, что Сирию начиная с 2011 года покинули около 4 млн человек, то есть пятая часть населения страны.

Ряд других политиков усматривают причины крупнейшего после Второй мировой войны мигрантского кризиса в провокационных действиях США и ЕС на Ближнем Востоке, способствующих разжиганию региональных майданов, вооруженных конфликтов и созданию экстремистских террористических организаций. С учетом этого приходит понимание необходимости проведения политики, направленной на мирное урегулирование конфликтов и создание в странах региона приемлемых для населения социально-экономических условий, что исключило бы масштабные миграционные потоки беженцев. В противном случае велика вероятность превращения Европы в Еврабию, источник нестабильности и даже вооруженных конфликтов.

Первые шаги в этом направлении были предприняты на экстренном саммите ЕС 23 сентября, на котором главы государств и правительств утвердили основные предложения Еврокомиссии (ЕК) по урегулированию миграционного кризиса. На его преодоление Евросоюз готов израсходовать в ближайшие два года 9,2 млрд евро, из которых 1 млрд будет направлен Турции, 700 млн - Македонии, 100 млн экстренной помощи - странам Евросоюза, 200 млн Всемирной продовольственной программе, 300 млн - на оказание прямой гуманитарной помощи беженцам и 600 млн европейским агентствам "Фронтекс" и Европол в 2016 году. Странам Евросоюза придется также выделить из национальных бюджетов средства для финансирования решения проблемы беженцев.

Принято решение об открытии до конца ноября с. г. центров по приему и регистрации беженцев на внешних границах ЕС и об их усилении за счет значительного расширения ресурсов, имеющихся в распоряжении европейского агентства по контролю границ "Фронтекс", а также агентства по координации действий полицейских структур - Европола. В центрах по предоставлению убежища, так называемых "горячих точках", которые планируется создать в Греции и Италии, сотрудники и эксперты агентства "Фронтекс", Европейского офиса по вопросам убежища и Европола будут помогать идентифицировать, регистрировать и снимать отпечатки пальцев мигрантов при их въезде в ЕС. Эти меры должны быть подкреплены созданием действенной системы возврата мигрантов, не имеющих права на получение убежища. К концу года Еврокомиссия должна также представить проект создания эффективной системы охраны границ ЕС.

Кроме этого, участники саммита пришли к пониманию необходимости урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Так, в итоговом заявлении отмечается, что требуется "предпринять новые международные усилия" для стабилизации ситуации в Сирии, которая является одной из основных стран-источников миграции, и Ливии, превратившейся в ключевой транзитный пункт для беженцев из Северной и Экваториальной Африки, направляющихся в ЕС. При этом президент Франции Ф. Олланд и канцлер Германии А. Меркель подчеркнули, что Евросоюз должен сотрудничать с Россией, Ираном и странами Персидского залива для проведения новой мирной конференции в женевском формате для прекращения войны в регионе.

К обсуждению согласованных министрами внутренних дел стран ЕС квот на прием 120 тыс. мигрантов в дополнение к 40 тыс. беженцев, прием которых был согласован в июле, саммит не возвращался. Накануне министры внутренних дел 28 стран Евросоюза путем голосования одобрили на экстренном заседании в Брюсселе предложение Еврокомиссии о распределении между европейскими странами дополнительных 120 тыс. мигрантов из числа прибывших в Грецию, Италию. Против такой системы квот выступили Чехия, Словакия, Венгрия и Румыния, а Финляндия воздержалась. Однако такое решение по квотам, согласно европейским юридическим нормам, является обязательным и эти страны обязаны его выполнить. При этом Великобритания, Ирландия и Дания не обязаны участвовать в этой схеме и берут на себя добровольные обязательства по приему беженцев (эти государства при вступлении в Евросоюз поставили условием не участвовать в общей миграционной политике).

В то же время, как отметил председатель Европейского совета Д. Туск, принятые квоты о распределении 120 тыс. беженцев не разрешат миграционный кризис. Более того, в экстренных ситуациях страна ЕС может приостановить прием беженцев и уведомить Еврокомиссию о том, что она не в состоянии принимать участие в их приеме. Окончательную систему квот Еврокомиссия и Европарламент на законодательном уровне внесут на рассмотрение Евросоюза только в 2016 году. Кроме того, Еврокомиссия должна сформулировать в ближайшей перспективе предложения по долгосрочному выходу из миграционного кризиса.

Несмотря на видимое единство, в ЕС сохраняются противоречия между членами этой организации. Так, по утверждению премьер-министра Словакии Р. Фицо, его страна никогда не согласится с предложенным Брюсселем механизмом распределения беженцев, так как вовсе не Братислава бросала бомбы на ливийцев. Словакия будет действовать по двум направлениям: во-первых, подаст иск по этому поводу в суд ЕС в Люксембурге; во-вторых, не станет выполнять решение о квотах на беженцев, принятое министрами внутренних дел на экстренном Совете ЕС 22 сентября. В свою очередь, Франция заявила, что намерена разместить на своей территории не более 30 тыс. беженцев, а Венгрия планирует построить заграждение на границе с Хорватией. Становится очевидным, что Евросоюз не в состоянии принять всех беженцев из конфликтных регионов.

Таким образом, принятые на саммите Евросоюза решения способны только на время частично смягчить проблему неконтролируемых потоков беженцев и показывают неспособность этой организации самостоятельно решать ее в дальнейшем. Актуальным становится вопрос о совместных усилиях ЕС, России, стран Ближнего Востока и других заинтересованных государств в урегулировании ситуации в регионе и создании там нормальных социально-экономических условий, что позволит существенно уменьшить угрозу массовой миграции в Европу и стабилизировать ситуацию на континенте.