Память мучеников Маккавеев стоит в ряду церковных исключений. Она касается личностей Ветхозаветных. А кого еще мы торжественно и всецерковно чтим из деятелей времен от Моисея до Мессии? Пожалуй, только Илию. Еще - праотцев в неделю, предшествующую Рождеству. Но там обилие имен поминается вместе, и нет возможности обсудить, осветить, передать слушателям сущностные моменты жизни Адама, Ноя, Авраама, Давида… Каждый из них достоин долгой беседы, да и не одной. Но нет этих бесед. Не звучат они.

О, Иисусе, когда же это будет так, чтобы пастыри и там и здесь, всюду по храмам часто собирали народ, «велели рассадить всех отделениями» (См. Мк. 6:39) и беседовали с ними пространно «о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и других пророках» (Евр. 11:32). Будет ли это, или подобные явления навсегда превратились в «святую древность» и прерогативу Церкви Первенствующей?

При этом заметьте: знаковые личности Ветхого Завета имеют в нашем служебном календаре особые дни памяти. Есть день памяти у Исайи, у Иезекииля, у праотца Авраама (отец всех верующих!), у Моисея (посредник при даровании Закона!) и у прочих. Но скажите мне, разве мы в эти дни собираемся на молитву в храмы? Разве мы прилежим чтению содержащихся в Библии писаний этих мужей? Разве сама память наша церковная и молитвенная реагирует на имена Авраама, Давида, Моисея, Елисея? Почему Илию мы выделяем, и мучеников Маккавеев к нему присоединяем, а прочих оставляем незаслуженно за скобками молитвенного мышления? Может мышление наше не молитвенное вовсе?

«Новый Завет скрыт в Ветхом, а Ветхий Завет раскрыт в новом», - говорил блаженный Августин. Формула эта кристальна и достойна благоговейного удивления. Таковы математические формулы, соединяющие для понимающих людей истину с краткостью и красотой. Люди Нового Завета уже потому должны «изучать Писание» и любить книги Ветхого Завета, что в них «скрыт» Новый Завет.

Было бы неплохо, если бы пастыри постоянно просили своих пасомых: «Читайте Писание. Прошу вас, читайте Писание. Запоминайте, выписывайте, учите наизусть, чтобы поучаться в Законе Господнем «день и ночь!»

Такие речи приходится слышать не очень часто. Они - редкость, при всей необходимости в них. Но даже при том, что просьбы читать Писание незаслуженно редки, думается, что пора звучать иным речам. Пора говорить людям, наполняющим храмы: «Не смейте не читать Священное Писание! Даже не думайте прожить день, ничего не вспомнив или не прочитав из Божественных книг Ветхого и Нового Заветов! Это что еще за мода, считаться христианином и ничего не читать из Библии каждый день?! Есть то вы, небось, не забываете регулярно?!»

Вот какие речи востребованы сегодня поистине.

Прошло, поверьте - навеки прошло то время, когда человек, не читающий Писание и не молящийся на всякий день и час, мог традиционно причислять себя к людям православным. Люди долго были неграмотны. Люди знали только то, что хранила их память. Научат - хорошо, не научат - и так сойдет. Люди относились к вере, как к наследству, полученному вместе с рождением. Сегодня все не так. Человек свободен и человек ищет веру. Все, доставшееся в наследство, он склонен не только любить - не любить, но и подвергать сомнению. Если у этого человека, заверченного в информационный вихрь, будет вера, то она должна будет отличаться осознанностью и серьезностью. К тому же все грамотны.

Мы ежедневно прочитываем изрядное количество текстов. Реклама, объявления, телеафиши, поваренные рецепты… Даже не читая собственно книг, мы все равно многое читаем на протяжении дня. Так почему же крещеные люди, умеющие читать, не читают ежедневно Писание? Я этим хочу сказать о том, что у нас нет оправдания. Наше невежество в Законе Господнем, наша временами совершенная отчужденность от жизни в Завете есть плод только нашей вины и нашего неразумия.

Правда, никто особо не акцентировал внимание широких церковных масс на вдумчивое чтение Писаний. Мы как-то все склонны «спасаться в простоте». И дела нам нет, что иная простота - хуже воровства, и что от глупой простоты до адовой бездны - один сантиметр. Посему, пользуясь случаем, от памяти ветхозаветных мучеников, позвольте мне лишний раз сказать нечто.

А именно: «Знающий грамоте и не читающий Святое Писание крещеный человек христианином считаться может лишь с большой натяжкой. Зане Господа презрел и слов Его не любит, а значит и заповедей не творит.

Кто читает охотно все, что угодно, кроме слова Божия, явно доказывает, что любит все что угодно больше, чем Самого Господа. Таковой - либо отступник от веры, либор полный невер, какой бы сан или чин не носил.

Книга Святая, молча, говорит о вещах великих, и кто голос сей услышать не потрудился, тот услышит голос Божий грозно и страшно в Последний День»

Эти речи можно продлить, и все они обличительны для нас - христиан дня сегодняшнего.

Не время ли проснуться и обратить внимание на главное - на вечные слова Вечного Бога? В противном случае овцы церковного стада рискуют оказаться козлищами, а пастыри - волками.

Помянем Маккавеев - почитаем книги Маккавейские. Придет память Иеремии - найдем в Библии его книгу. И Литургию празднично отслужим в день памяти Авраама, Амоса, Захарии…

Такова необходимость. Таков вызов дней, которыми мы окутаны.

39 Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.
40 Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.
(Иоан.5:39,40)

Они свидетельствуют о Мне

«Исследуйте» в данном тексте это перевод греческого слова ereunate , формы второго лица, множественного числа, настоящего времени от глагола ereunao . Подлежащее, относящееся к глаголу, не приводится, но оно подразумевается («вы»). Ряд исследователей соглашается с тем, что ereunate в данном отрывке представляет собой форму изъявительного наклонения, а не повелительного.

Контекст наглядно показывает, что Иисус не требовал от иудеев изучения Писания (повелительное наклонение); напротив, Он сказал, что они сами исследовали (изъявительное наклонение) их.

«Вы исследуете Писания» (ПК).

Слово ereunate подразумевает старательное, усердное изучение.

«Вы прилежно изучаете Писания» (НЗПГ).

Однако в случае с иудеями прилежное изучение проводили люди, закрывшие свой разум к восприятию, потому что они не видели Мессию в ветхозаветных текстах таким, каким Он был представлен.

Сатана настолько извратил мышление иудеев, что они, даже веруя в пришествие Мессии, или Христа, не узнали Его, когда Он пришел.

Добрая жизнь, чудеса, учения Иисуса и исполнение в Нем ветхозаветных пророчеств должны были бы убедить отвергнувших Его людей, что Он действительно был Мессией.

Иисус упрекнул иудеев, исследовавших Писание.

Почему? Они думали, что в Священном писании была вечная жизнь.

«Писания» в данном отрывке, несомненно, относится к Ветхому Завету. Ветхозаветные писания указывали на пришествие Христа, поэтому в данном смысле в Ветхом Завете была вечная жизнь.

Хотя иудеи полагали, что в Ветхом Завете была вечная жизнь, они не обращали внимание на то, что, как было сказано о Иисусе, а Писание свидетельствовало о Нем.

Вильям Барклей сказал об этих иудеях: «Они не предавали себя на смиренное изучение богословия в Писании; они использовали Писание для того, чтобы оправдывать богословие, которое создали сами.

По-прежнему существует большая опасность того, что мы будем использовать Библию для доказательства своих воззрений, а не для того, чтобы испытывать наши воззрения».

Но вы не хотите придти ко Мне

Иудеи, отвергнувшие Христа, могли бы принять Его, потому что Бог изначально предопределил возможность спасения для каждого человека. Иисус сказал им: «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь».

Если человек отвергает Иисуса и умирает именно с таким расположением к Спасителю, его ждет вечность во мраке и страданиях.

Упрекнув иудеев за то, что они не приходят к Нему, Иисус сказал:

41 Не принимаю славы от человеков,
42 но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу.
43 Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
44 Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?
45 Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете.
46 Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.
47 Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?
(Иоан.5:41-47)

Иисус говорил этим иудеям, что, хотя они исследовали ветхозаветные писания так, как будто они верили в них, на самом деле они не верили, что их написал Моисей, ведь Моисей писал об Иисусе, а они не верили в то, что Моисей писал об Иисусе.

Один из отрывков, посвященных непосредственно Иисусу в произведениях Моисея, это Книга Второзакония 18:15-18 (Деян. 3:22).

15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, — Его слушайте, —
16 так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть.
17 И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили.
18 Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему;
(Втор.18:15-18)

22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;
(Деян.3:22)

Иисус сказал этим иудеям, чтобы они не думали, будто Он обвиняет их, так как Моисей уже обвинил их!

Греческие слова, переведенные как «обвинять» и «обвинитель» в Евангелии от Иоанна 5:45, происходят от инфинитива kategoreo (kata – «вниз»; «против»; ageiro – «вести за собой»). Именно он подарил нам такое слово, как «категория».

Иудеи искали возможность обвинить Иисуса.

7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
(Лук.6:7)

«Обвинение» в данном тексте это kategoria .

10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
(Откр.12:10)

«Клеветник» и «клеветавший» в Книге Откровения 12:10 это kategor и kategoron соответственно.

В "Нашем царственном служении" за сентябрь 2007 года, сказано, что верный и благоразумный раб, "не одобряет издание публикаций, организацию встреч и создание веб-сайтов не под его руководством" . Кроме того, там сказано, что "по всей земле народ Иеговы в изобилии получает духовное наставление и освежение на встречах собрания, на конгрессах и через публикации, издаваемые Организацией Иеговы. С помощью святого духа и Слова истины Иегова предоставляет всё необходимое... Использовать свои мыслительные способности, чтобы поддерживать благую весть, похвально. Однако никакие личные изыскания не должны отвлекать от того, что в наши дни Иисус Христос осуществляет на земле через собрание" .


Написано замечательно, не правда ли? Всё это написано как ответ на такой вопрос: "Одобряет ли "верный и благоразумный раб" отдельные группы Свидетелей, которые проводят независимые исследования Писания и библейские дискуссии? (Матфея 24:45,47)".


Начнём с самого понятия "независимое исследование" как это принято у Свидетелей Иеговы. Можно сказать, что само по себе, исследование, всегда является личным и независимым, а если иначе, то это называется - изучением. Например, изучение какого-то учебника, какой-то публикации, хотя бы того же журнала Сторожевая башня. Вот это и есть изучение. А исследование - это когда какой-то вопрос изучается, но уже не по готовой программе, а по иным алгоритмам, т.к. принятые, не удовлетворяют потребностям той или иной личности. Вот это и есть исследование, т.е. когда берётся какая-то литература и в ней ищется ответ на интересующий кого-то вопрос или информация, могущая помочь этот вопрос осмыслить.

Ответьте теперь на вопрос: "Может ли такое исследование быть зависимым от кого-то или оно всегда только независимое?". Ответ очевиден - оно всегда независимое. А значит Общество ставит вопрос так: "Одобряет ли "верный и благоразумный раб" отдельные группы Свидетелей, которые исследуют Писания и проводят библейские дискуссии? (Матфея 24:45,47)". Вот такая незавуалированная постановка вопроса уже вызывала бы определённое негодование, ибо "исследовать Писания" каждый Свидетель призывается каждый день, а тут вдруг ставится вопрос о нецелесообразности такого исследования. Это, согласитесь, звучало бы крайне удивительно, убери Общество Сторожевой Башни всего одно слово в своём вопросе.

Ну, да это и понятно - у Свидетелей Иеговы вообще нет "жизни" вне публикаций Общества, вся остальная "духовная пища" - от Дьявола, а чтение её - предательство. Вот только вдруг многие стали интересоваться Интернетом, писать статьи и книги в защиту учений верного и благоразумного раба, а "верному и благоразумному" это не нравится, да и кому понравится, когда у него отбирают его "хлеб", да ещё себя вдруг начинают мнить чуть ли не писателями, равными ему. Нехорошо это! Не уважительно, а главное в том, что вдруг все поймут, что никакого "верного и благоразумного" и не надо!? И, о ужас! - и без него можно обойтись?! Вот почему, во-первых, появилась эта статья, с якобы, заданным кем-то вопросом. Ну, а во-вторых, напрашивается вывод о том, что руководство Свидетелей Иеговы считает, что думать Свидетелям Иеговы вредно, потому что, а вдруг, они догадаются, что многие учение Раба не правильные? Вдруг они поймут, что всё это слегка смахивает на "бред сивой кобылы в глухой подворотне", и перестанут питаться его "духовной пищей?" Вдруг они, независимо исследуя, прозреют зависимо от полученных знаний и скажут: "А, великий то и страшный, это просто мошенник!"

Ну, а если говорить серьёзно, давайте исследуем эту статью на предмет истинности приведённых там мест Писания, ибо всё дело в их правильности, а не в наших рассуждениях. Если библейская аргументация верна, то какие могут быть возражения против запрета независимых исследований? Итак, для подтверждения своей правоты НЦС приводит некоторые места Писания, там говорится:

"Использовать свои мыслительные способности, чтобы поддерживать благую весть, похвально. Однако никакие личные изыскания не должны отвлекать от того, что в наши дни Иисус Христос осуществляет на земле через собрание. В первом веке апостол Павел предостерегал о том, чтобы не тратить время впустую на обсуждение разных тем, например «родословных, которые ни к чему не приводят, только порождают вопросы, требующие исследований, вместо того чтобы способствовать распространению Божьего, связанного с верой» (1 Тим. 1:3—7). Всем христианам следует внимать словам Павла: «От глупых же расспросов, и родо­ словных, и раздоров, и распрей по поводу Закона держись в стороне, ибо они бесполезны и суетны» (Титу 3:9)".

Итак, давайте разбираться. Видим, что в НЦС приводятся 1 Тимофею 1:1-3 и Титу 3:9. Посмотрим, что говорится в этих местах Писания:

"1 Павел, апостол Христа Иисуса по велению Бога, Спасителя нашего, и Христа Иисуса, надежды нашей, 2 Тимофею, истинному сыну в вере: Милость, милосердие, мир от Бога, Отца, и Христа Иисуса, Господа нашего.3 Как я поощрял тебя оставаться в Эфесе, когда отправлялся в Македонию, так поощряю и теперь, чтобы ты повелел некоторым не учить чему-то иному 4 и не обращать внимания на басни и родословные, которые ни к чему не приводят, а только порождают вопросы, требующие исследований, вместо того чтобы способствовать распространению Божьего, связанного с верой. 5 Цель же этого повеления - любовь от чистого сердца, и чистой совести, и нелицемерной веры. 6 Отступив от этого, некоторые уклонились к пустословию, 7 желая быть законоучителями, но не понимая ни того, что говорят, ни того, что настойчиво утверждают" (1 Тимофею 1:1-7).
"9 От глупых же расспросов, и родословных, и раздоров, и распрей по поводу Закона держись в стороне, ибо они бесполезны и суетны" (Титу 3:8-10).

Итак, по сути дела, нам надо выяснить всего один вопрос: "Имеются ли библейские основания запрещать самостоятельное исследования Божьего Слова?" Чтобы выяснить этот и без того понятный вопрос, нам надо рассмотреть два момента:

  1. Позволяет ли историческая ситуация на момент написания посланий 1 Тимофею и Титу говорить об адекватности применения упомянутых в этих посланиях принципах в современных условиях. Или короче говоря: можно ли вообще сопоставлять, как похожие, ситуации того и настоящим времени?
  2. К чему, конкретно, относятся упомянутые в 1 Тимофею 1:1-7 и Титу 3:9 "родословные", "басни" и т.д.? К исследованию библейского текста или к исследованию совершенно других текстов, не имеющих отношение к богодухновенным Греческим Писаниям?

Итак, вначале обратимся к истории. В это время, т.е. примерно в 61-64 г., по признанию самой же Организации, Христианские Греческие Писания ещё не были закончены - не были написаны ни письма Иоанна, ни его Откровение, ни его евангелие, не было и писем Петра и Иуды, а так же, возможно, и евангелия от Марка. Имеющиеся Греческие Писания ещё не были собраны воедино и собрания, вероятно, не имели их отдельные копии в полном объёме. Поэтому о каких "исследованиях" здесь можно говорить? Вряд ли это так, ибо в то время информацию об учениях Иисуса Христа узнавали, в основном, из устных преданий, которые передавались из уст в уста, от очевидцев тех событий и учеников Иисуса. На это указывает и Лука, который около 56-58 гг. писал:

"1 Между тем как многие взялись составлять описание событий, в которых мы полностью удостоверились, 2 как это передали нам люди, бывшие от начала очевидцами и служителями вести, 3 решил и я, с точностью проследив всё с самого начала, по порядку написать о них тебе, высокочтимый Феофил, 4 чтобы ты познал достоверность того, в чем был наставлен устно" (Луки 1:1-4).

Т.е. видим, что примерно за 5 лет до написания посланий Тимофею и Титу в среде христиан обучение и наставление происходило, в основном, устно! Поэтому на момент написания посланий Тимофею и Титу историческая ситуация была совершенна отличная от современной, т.к. в то время просто ещё не могло существовать возможности систематически изучать написанное Слово Божье, т.к. написание и составление Христианских Греческих писаний только началось, и учениками Иисуса Христа становились на основании устных преданий очевидцев и проповеди учеников Господа Иисуса. В настоящий же момент мы имеем законченные Христианские Греческие Писания, которые предоставлены Богом Иеговой и Иисусом Христом для "обучения, для обличения, для исправления, для вразумления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью приготовлен ко всякому доброму делу" , как апостол Павел писал через пару лет во 2 Тимофею 3:15-16, указывая на будущее и напоминая о трепетом отношении к Ветхозаветным Писаниям. Это указание должно быть определяющим для христианина при выборе решения в отношении частоты и самостоятельности исследования Писаний. Оно, это решение, должно быть в согласии с этими словами и должно способствовать всеобемлющему и разностороннему изучению Библии. Т.е. чем чаще, и чем личностнее, христианин изучает Слово Бога, - тем лучше!

Перейдём к выяснению значений слов "родословия", "басни" и других упомянутых в этих местах Писания. Посмотрим значение некоторых слов на языке оригинала. Давайте обратим внимание, что греческое слово genealogi/a -родословие (относится к генеалогии), как говорится в Греческой лексикографии Стронга, означает именно родословные свитки, но совсем не свитки с Писаниями апостолов или учеников Иисуса Христа. Слова "басни", "распроcы" и "раздоры" вообще никоим образом не относятся к библейским изысканиям, а означают только то что означают. Например, "распри по поводу Закона" конкретно указывает на противоречия, которые, естественно, возникали среди христиан из евреев по поводу исполнения ими Моиссева закона. Споры эти не затихали десятилетиями.

Но как это можно применить к нашему времени, как это конкретно может указывать на то, что не допустимо самостоятельно исследовать Писания? Да, никак! Нужно очень сильно "напрягаться", чтобы уловить здесь хотя бы малейший намёк на исследование Священного Писания. Поэтому можно заключить, что Общество Сторожевой Башни постепенно скатывается к реакционной позиции запрета на свободное чтение и исследование Библии, подобно средневековой инквизиции, имевшей место в католической церкви, которую они так страстно осуждали на протяжении всей своей сто тридцатилетней истории.

Итак, мы выяснили, что:

  1. Историческая ситуация была такова, что апостол Павел просто не имел нужды писать что-то о частоте или методике чтения и исследования Христианских Греческих Писаний, так как это тогда было совершенно не актуально.
  2. Тексты приведённые в статье "Ящик вопросов" НЦС за сентябрь 2007 года не могут ни коим образом иметь в себе предостережение против исследования и обсуждения Писания, т.к. эти тексты относятся совершенно к другому аспекту жизни христиан, особенно - из евреев в 1 веке, а именно к спорам в отношении родословных свитков и распрей из-за Моисеева Закона среди христиан их евреев.

Ну, а если говорить об актуальности, то она всё-таки присутствует в отношении всё тех же "родословных", потому что "родословные" то, оказывается, остались! Всё дело в том, что Свидетели Иеговы в настоящий момент являются самыми успешными продолжателями фарисейской теории о выполнении Закона по букве и установления различных ограничений на основании своего толкования библейских стихов и истин. И так как "родословные" были "порождениями" Моиссева Закона, то сейчас именно Свидетели Иеговы являются продолжателями этой традиции - традиции установления мелочных запретов, якобы, на основании того, что сказано в Писании. Они действительно спорят в отношении бесконечных "родословных", и этому спору, или напрасному выискиванию всё новых и новых правил, не видно конца. Поэтому, если уж не заниматься "родословными", то именно "родословными" Общества Сторожевой Башни, содержащимися в их многочисленных публикациях, при этом регулярно, самостоятельно и лично исследуя священное Писание.

Итак, вопрос обсуждён, каковы же последствия этой инквизиционной политики Организации? Палка оказалась "о двух концах", вместо того, чтобы приструнить рядовых Свидетелей Иеговы, этот НЦС вызвал волну негодования и ответных действий по созданию своих сайтов, для выражения своего мнения, ибо инквизиторская диктатура Общества давит, гнетёт и подавляет простой человеческий ум, хотя бы в малейшей степени ориентированный на человечность, искренность и открытость. (Конечно, если это не свойственно уму, но влечёт к противоположному, тогда дорога в ОСБ вымощена такому индивидууму цветами, регалиями и почестями под духовые оркестр лицемерия, ханжества и лицеприятия).

И кроме этого, данное НЦС сыграло злую шутку с теми "ратоборцами" за имидж Общества Сторожевой Башни, которые в последнее время заполонили "эфир Интернета" всевозможными закрытыми и секретными форумами, сайтами в оправданиях Общества, лояльными статьями на своих личных сайтах и безмерным возмущением в адрес подлых "отступников", которые звучали увесистым дифирамбом на всех свободных форумах для Свидетелей Иеговы. Шутка действительно, была наиподлейшая, потому что ребята то старались, показывали свою преданность, "виляли хвостом" очень даже рьяно, но им сказали: "Свободны! Мы в вас не нуждаемся! Знайте своё собачье место и не высовывайтесь, ибо всё это будет делать за вас, избранный и более высокостоящий, "верный раб"! Вот ребятам и пришлось "поджав хвосты" ретироваться с поля боя, прикрываясь неумовразумительными рассуждениями о нецелесообразности обсуждения библейских вопросов в Интернете, как будто мы не читаем НЦС, как будто мы слабы умом для понимания столь примитивной реакции на окрик "из Центра". Естественно, всё ясно и другого не ожидалось.

Но, наверное, самое печальное во всей этой истории это то, что Общество Сторожевой Башни на наших глазах неуклонно, неотвратимо и целеустремлённо становится самой реакционной организацией, подавляющей на корню любую свободу мысли и слова. Свидетели Иеговы всё больше и больше скатываются на позиции средневековой инквизиции, ввергая своих последователей в тьму библейской необразованности, прикрытой элементарными и упрощёнными понятиями своего богословия. Когда-то славная Организация Исследователей Библии, старавшаяся брать всё самое библейское из учений различных христианских организаций, превратилась в оплот мракобесия и подавления инакомыслия.

Ин.5:39–40. Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь.

Чтобы не быть обидимым, не надобно обижать; чтобы не терпеть зла, не надобно делать зла, – хотя это может показаться загадкой людям обыкновенным и не желающим любомудрствовать. Итак, зная это, будем считать несчастными и оплакивать не обижаемых и оскорбляемых, а делающих другим обиды и оскорбления. Эти-то люди наиболее страдают, потому что они вооружают против себя Бога, отверзают уста тысяче обвинителей, приобретают худую славу в этой жизни и навлекают на себя великую казнь в будущем веке. Напротив, обижаемые и все великодушно переносящие преклоняют и Бога к милосердию и всех людей к состраданию им, к похвалам и благорасположению. Такие люди, представляя величайшее доказательство своего любомудрия, и в этой жизни приобретают великую славу, и в будущей получат вечные блага, которых да сможем достигнуть и все мы, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Историчность Библии

Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека – век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.

Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему - спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она ни казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие .

Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысл Божий.

Канон (официальный реестр) книг Священного Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях святых Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии . Однако для того, чтобы практически отличать книги подлинные и духоносные от всевозможных апокрифов, составлялись списки книг Священного Писания. Православная традиция, как и римско-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2-ю книгу Ездры и две книги Маккавейские (в католичестве они получили название второканонических).

Священное Писание в ряду прочих церковных книг

Именно в Священном Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Священному Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.

Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом жизни (иноки - наставления инокам, миряне - святых Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) - так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце - смущение, а в поведении - неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его .

Весьма полезны книги нравственного порядка - о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели - т. е. о практической жизни во Христе .

Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к поучениям святых Отцов и тем более к Священному Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию .

Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т. к. они производят ненужные споры (), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличествующее христианину (). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.

Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.

Богодухновенность Священного Писания

Исключительное положение, которое занимает Священное Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.

По-разному понималось, в каком смысле Священное Писание боговдохновенно. Некоторые думали, что в нем все, от первой до последней строчки, продиктовано Богом, и потому оно не может содержать ошибки. Это не совсем так, хотя бы в свете . Понималась богодухновенность и как побуждение к письму независимо от содержания. Православный подход подразумевает, что Откровением признается в Библии то, что Бог хотел открыть о Себе и о Своем отношении к миру людям: Слово Божие учит нас не тому, как устроено небо, а как взойти на небо. Эти спасительные истины стали нам доступны благодаря свободному сотрудничеству Бога и священных авторов в деле написания Библии.

Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Священном Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).

Истина в Священном Писании

Истиной в Священном Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение постольку, поскольку они значимы для истории нашего спасения.

Часто неверующие люди выискивают исторические противоречия в Священном Писании. Уместно спросить себя: стоит ли вступать с ними в прения, ведь еще апостол Павел предупреждал, что «злые люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (). Для себя же хорошо прочесть одно из популярных введений в Священном Писание, чтобы увидеть: история библейских исследований ХХ века наглядно продемонстрировала: то, что критическая наука ХIХ века считала вымыслом и исторической фальшивкой, нашло свое подтверждение.

Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Священное Писание - выдумка и миф.

Библия и жизнь в Церкви

До сих пор мы рассматривали Священное Писание изолированно, но нужно четко понимать, что Священное Писание - одна из составляющих Священного Предания Церкви: «Я не веровал бы Писанию, - говорит , - если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». Для православных верующих источником веры служит и богослужение, и святоотеческое наследие, и, конечно, живые носители православной христианской веры, их опыт хождения в Боге. Монашеская традиция постоянно подчеркивает, что именно живой пример является лучшим средством для возрастания в совершенстве . Это вполне соответствует Священному Писанию, которое говорит: «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия» (, под «слышанием» можно понимать вообще опытное научение). Впрочем, именно Священным Писанием проверяется соответствие того или иного материала Преданию Церкви.

Уделяя должное внимание Священному Писанию, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырех составляющих жизни Церкви, наравне с общением верующих между собой, Причастием и молитвой ().

Молитва и чтение

Вообще Священное Писание - это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие - все единогласно свидетельствуют, что, читая Священное Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели (например, блаженный Иероним) рассматривают чтение Священного Писания как таинство, наравне с Евхаристией.

Словом Божиим, которое может просветить, исцелить и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве - общественной и личной.

Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия; 2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным; 3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.

Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы, которые читаются перед изучением Священного Писания и в которых содержится поистине целостное учение о чтении Слова Божия, например:

«Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, - просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный».

Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Священного Писания. По образному выражению одного опытного ведущего, Слово Божие звучало до сотворения мира и продолжает звучать. Цель нашей молитвы перед чтением - войти в состояние слушания, настроиться на это звучание, на эту волну: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» (). И результат чтения тоже должен выражаться прежде всего в молитве. При этом недостаточно лишь сборника молитвенных текстов, ибо чтение Священного Писания должно найти личный отклик в душе каждого верующего.

Цель чтения

Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.

Цель чтения Библии - является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Священное Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот - Сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название «чтения в христологическом ключе»).

При совместном чтении Священного Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца. И если мы внимательны, то увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания - один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.

Условия чтения

Первое условие - любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.

Отсюда чистота души - второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей , поскольку в чистом человеке обитает Святой дух (), просвещающий человека в Слове Божием ().

Необходимо понимать, что главным истолкователем Священного Писания должен быть Дух Святой (). Именно Дух Святой посредством Священного Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе .

Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, - вот четвертое условие приступающему к чтению Евангелия (). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод ().

Помощь комментариев

Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого называет святыми. Оставаясь открытыми для непосредственного действования Духа Божия в нас, нужно ориентироваться именно на их понимание Священного Писания, ведь через них, по свидетельству Церкви, говорит Святой Дух.

Человек, только пришедший к вере, должен сначала изучить православную церковную традицию, поэтому комментарии иных конфессий не для всех полезны, лишь духовно опытные люди могут пользоваться ими, отделяя истину от заблуждений; вообще, хорошо при выборе литературы на первых порах руководствоваться советом духовника.

Относительность научного знания принуждает к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. К сожалению, далеко не все ученые являются верующими людьми.

Некоторые технические моменты чтения Слова Божия.

Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами. Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием () . Впрочем, очень важно соблюдать тишину - прежде всего, внутреннюю, - ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра (). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири .

Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными традициями. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения - можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.

Важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Священного Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием .

И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто - для самооправдания). Это неверно с точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия - это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (так называемом «широком контексте»).

Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.

Один из самых верных способов чтения Священного Писания - в связке с житиями святых. Подражая подвигам святых в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.

Путь изучения Слова Божия

Святоотеческая традиция чтения Священного Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозят иногда стать самодостаточными, а интеллектуальная работа может подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам» (). Когда же происходит встреча, уже не нужен рассудок, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы получили то, к чему стремились - вошли в Присутствие Господне, где говорить может только Он. Эта традиция получила название lectio divina.

В эпоху схоластики в употребление вошел метод lectio cursiva, при котором чтение становится более интеллектуальным: ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, но мало что может дать для духовной жизни.

Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Священного Писания.

Разные формы чтения Священного Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.

Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве (применяется в основном метод lectio divina).

Изучение Священного Писания в библейских группах призван научить правильному чтению Священного Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов для того, чтобы каждый участник мог вынести для себя какое-либо назидание (частично используется метод lectio cursiva).

При написании комментариев применяются особые формы работы с оригинальным текстом, по преимуществу используется метод lectio cursiva.

Чтение Священного Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого прихожанина и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).

История церковного толкования Священного Писания

Остановимся несколько подробнее на методах толкования Священного Писания.

Разница в толковании Священного Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы - семьдесят лиц , т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).

Именно неисчерпаемая глубина смыслов Священного Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Слова Божия.

Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.

Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой - или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют святители , и другие.

Новое понимание Писаний пришло во времена Спасителя. Особенность толкований нашего Господа заключалась в том, что Он умел выделять существенное и учил руководствоваться не правилами в применении библейских норм морали, но духом любви. Священное Писание Господь наш изъяснил (истолковал) своей жизнью (). Именно опыт праведной жизни во Христе лучше всего помогает понять нам смысл Писания.

Для первых христиан было важно найти пророчества, которые подкрепляли бы нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна - Евхаристию, в повествовании об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т. д. Этот метод назывался теорией и был очень популярен среди толкователей.

Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.

Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием (святой ). Этот метод получил название анагогии.