Порядок получения приобретенных товаров (работ, услуг) заказчиком строго регламентирован 44-ФЗ (ст. 94) и гражданским законодательством (ст. 513 ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 94, организация должна не только принять товар, но также провести экспертизу (внутреннюю или с привлечением экспертов), в ходе которой будет установлено соответствии поставляемой продукции условиям государственного (муниципального) контракта. В том случае, если ТРУ приобретаются у единственного поставщика, организация-заказчик в обязательном порядке проводит экспертные процедуры.

Представители заказчика должны осмотреть и принять товары в сроки, установленные договорными отношениями. В контракте также может быть прописана обязанность создания приказа «Приемочная комиссия 44-ФЗ». Если организация-заказчик принимает ТРУ без надлежащей проверки, то в будущем он не сможет указывать на недостатки, обнаруженные в ходе обычного способа сдачи-приемки товаров, работ или услуг.

Таким образом, для проведения приемочной процедуры, соответствующей действующему законодательству, заказчику надлежит сформировать приемочную комиссию и организовать внутреннюю или внешнюю экспертизу.

В целях организации вышеуказанного процесса в учреждении разрабатываются следующие распоряжения:

  • приказ о приемке товара по 44-ФЗ;
  • указ о создании приемочной комиссии;
  • положение;
  • приказ о возложении обязанностей по приемке товаров, работ, услуг на определенное должностное лицо;
  • приказ-экспертиза 44-ФЗ;
  • указ руководителя о создании экспертной комиссии.

Процесс сдачи-приемки в первую очередь рекомендуется проводить при высокой стоимости поставляемых ТРУ, а также в случае сложных технических характеристик продукции, когда процедура оценки, выполняемая силами одного специалиста заказчика, затруднена. Согласно ч. 6 ст. 94 44-Ф3, приемочная комиссия должна состоять минимум из пяти человек.

Как составить приказ о приемочной комиссии

  1. В шапку распоряжения — наименование и реквизиты организации (ИНН, КПП, ОГРН, адрес).
  2. Название самого документа — «Приказ», а также его реквизиты (номер и дата) и цель создания.
  3. Нормативная база — ч. 6 ст. 94 44-ФЗ.
  4. В текстовой части по пунктам перечисляются указы руководителя — создание комиссии, утверждение председателя, состава и Положения.
  5. Дата вступления документа в силу и назначение ответственного лица.

Само распоряжение подписывается руководителем и заверяется печатью (при наличии). Также в распоряжении должны расписаться все члены ПК, тем самым подтверждая, что они ознакомлены с содержанием документа.

Образец приказа об утверждении правил приемки

Порядок принятия ТРУ прописывается сторонами в контракте. Заказчик после получения товара должен осмотреть его в установленный срок, проверить качественные и количественные характеристики и в случае выявления несоответствий сообщить об этом поставщику.

Для процедуры сдачи-приемки должна проводиться экспертиза по 44-ФЗ, образец приказов будет представлен далее в статье.

В том случае, если оценка осуществляется сторонней организацией, результатом такого анализа будет оформленное заключение уполномоченного эксперта.

Если проводится экспертиза внутренняя 44-ФЗ, приказ также составляется заказчиком.

В соответствии с ч. 3 ст. 94 44-ФЗ, проверка поставленных товаров, работ и услуг проводится заказчиком для подтверждения соответствия ТРУ требованиям контракта, качественным и количественным характеристикам, техническим регламентам, ГОСТам и ТУ.

Для осуществления такой проверки организации надлежит составить распоряжения об экспертизе при приемке товара (внутренней или с привлечением сторонней организации), а также о создании экспертной комиссии либо о назначении лица, ответственного за такую проверку. Экспертный орган по оценке также должен включать не менее 5 человек.

Форма указов также разрабатывается организацией-заказчиком самостоятельно при соблюдении базовых требований о локальных нормативных актах и распоряжениях.

Распорядительный документ об оценке при сдаче-приемке ТРУ должен включать:

  • сведения о заказчике — наименование, реквизиты;
  • данные о самом распоряжении — номер, дата, название документа;
  • нормативно-правовую базу, подтверждающую необходимость проверки ТРУ, а также порядок проведения оценки, — внутреннюю или при помощи сторонней организации;
  • содержательную часть — утверждение состава комиссии, положения, бланка экспертного заключения или акта;
  • дату вступления документа в силу и ответственное лицо.

Указ подписывается руководителем. Все члены ЭК также визируют документ в графе «Подпись/Ознакомлены».

Образец распоряжения о создании экспертной комиссии

О том, как создать приемочную комиссию в рамках 44-ФЗ, поговорим в статье.

Вопрос о необходимости создания приемочной комиссии внутри компании возникает на этапе приемки товаров, работ или услуг, закупленных в рамках контрактной системы. Итоговое заключение приемочной комиссии подтверждает или не подтверждает соответствие поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг условиям контракта.

Порядок формирования приемочной комиссии

Как оформить документ о приемке по 44-ФЗ

В № 44-ФЗ не прописано, нужно ли составлять отдельный документ о приемке товаров, работ или услуг или можно оформить типовой акт и накладную. Заказчик вполне может ограничиться и последними. Документ о приемке приемочная комиссия оформляет после завершения всех проверок. Заключение должны подписать заказчик и все пять члена комиссии. Документ должен утвердить и глава компании. Но речь идет о случаях, когда поставляемый товар, результаты работы или оказываемые услуги полностью соответствовали требованиям контракта.

Если приемочная комиссия обнаруживает недостатки, брак или другие несоответствия условиям контракта, подписывать никакие документы о приемке не нужно. Считается что услуга оказана не в полном объеме. В этом случае заказчик составляет протокол разногласий или акт расхождений, где четко указывает все выявленные недостатки.

Читайте самые актуальные комментарии по острым темам в сфере госзакупок в журнале «Госзакупки.ру»

Заказчики должны создавать комиссии для определения поставщиков. Они бывают аукционные, конкурсные, котировочные и другие, но также выделяют универсальные, получившие название единые комиссии. Функции её участников и все касающиеся этого органа правила заказчик прописывает в положении.

Что такое единая комиссия

Как следует из названия конкурсной, аукционной, котировочной, они создаются для определения поставщиков в ходе конкретных процедур. Единые же выполняют функции по проведению всех видов закупок. Как правило, их формируют для небольших закупок со стандартными требованиями и условиями. Для специфических торгов такой вид не подойдет.

До того как созданный орган начнет работу, заказчик должен определить ее состав, избрать председателя, издать приказ и принять положение о комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Требования

В ее составе должно быть минимум 5 человек. Кстати, столько же человек должно быть в конкурсной и аукционной. А вот для остальных видов это число меньше - 3 человека. Преимущественно она должна состоять из специалистов в сфере закупок. У людей должно быть специальное образование и/или профессиональные знания о предмете контракта.

Для отдельных закупок требования к членам комиссии повышаются. К примеру, если заказчик закупает услуги по созданию произведения литературы, искусства и т.д., не менее половины участников должны быть представителями творческих профессий и разбираться в той сфере, к которой относится закупка.

Нельзя включать в состав привлеченных экспертов, лиц, которые заинтересованы в том или ином исходе закупки, участников закупки, их родственников, должностных лиц контролирующих органов.

Образец 2019 года

Как такового типового образца положения о единой комиссии по закупкам по 44-ФЗ нет. Каждый заказчики на местах издают приказы о создании, приложениями к которым служат положения об их работе.

Часто документ состоит из следующих частей:

  • общие положения (для каких процедур создается, какими законами руководствуется);
  • цели и задачи органа;
  • функции;
  • порядок создания;
  • порядок работы;
  • правила проведения заседаний;
  • ответственность.

В качестве образца разберем приложение к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 23.07.2018 года № 586. Оно содержит следующие разделы:

  • общие положения (даются основные понятия и термины);
  • правовое регулирование (ссылки на кодексы и законы, которыми должны руководствоваться члены комиссии);
  • цели создания и принципы работы;
  • функции применительно к каждой процедуре выбора поставщика (порядок и сроки оценки заявок, критерии недопуска участников, порядок создания протокола и т.д.);
  • порядок создания и работы (ссылка на документ о создании, количество членов органа, ограничения, права участников созданного органа, порядок их ротации).

Все формулировки взяты из Закона 44-ФЗ. Но группировать их в положениях можно по-разному.

С введением новых электронных процедур пересмотрите комиссии по закупкам. Убедитесь, что положение о комиссии не устарело, с помощью обновленных шаблонов. Определиться с составом комиссии и числом участников поможет мастер, а ответы на спорные вопросы найдете в таблице.
Комиссию по закупкам создайте до начала процедуры. Сформируйте отдельный состав комиссии для каждой закупки, например для конкурсов или аукционов, либо одну комиссию для всех процедур. Чтобы организовать работу и не допустить ошибок, следуйте шагам из рекомендации.

Порядок работы единой комиссии по осуществлению закупок по 44-ФЗ

Отдельно рассмотрим порядок работы на примере того же положения. В частности, указывается состав комиссии: председатель, зампредседателя, секретарь и остальные члены.

Замена члена на другого возможна лишь по решению заказчика. Выполнять свои прямые обязанности могут только если присутствует не менее половины из общего числа.

У членов комиссии есть следующие права:

  • знакомиться с бумагами и информацией в заявках;
  • выступать на заседаниях;
  • проверять верность протоколов.

Не реже чем один раз в два года осуществляется ротация: замена не менее чем половины ее состава.

Также в разделе о правилах работы нужно указать алгоритм уведомления о грядущих заседаниях и функции председателя, его зама, секретаря и членов комиссии. Как быть с комиссией, если закупка совместная? Этот момент упомянут в ст. 25 Закона 44-ФЗ. В этом случае состав определяет организатор процедуры.

Практика

Должны ли члены закупочной комиссии иметь спецзнания о предмете закупки? Рассмотрим пример из практики - Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2018 по делу № А71-5996/2018.

Администрация г. Глазова проводила закупку работ по повышению энергетической эффективности использования энергетических ресурсов городских сетей уличного освещения. На аукцион пришли 2 заявки. Одному из участников отказали из-за несоответствия информации требованиям документации. В итоге заказчик заключил контракт с единственным участником аукциона. Полагая, что торги проведены с нарушением требований законодательства о контрактной системе, участник, чью заявку отклонили, подал в суд.

Участник сообщил, что в состав не включено лицо со спецзнаниями по объекту закупки. Он сослался на ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ, в которой говорится о профессиональных знаниях членов комиссии. Однако суд подчеркнул: 44-ФЗ не содержит требования о том, что члены закупочной комиссии, имеющие квалификацию в области госзакупок, дополнительно должны обладать какими-либо спецпознаниями (в частности, допобразованием в сфере, относящейся к объекту закупки). Об этом же говорится в Постановлении от 08.09.2015 № Ф06-25947/2015 Арбитражного суда Поволжского округа.

Суд проверил, есть ли у членов конкурсной комиссии свидетельства о профессиональной переподготовке и выяснил, что все они прошли повышение квалификации в этой области. В удовлетворении иска отказали.

Вложенные файлы

  • Положение о Единой комиссии.docx
  • Приказ о создании единой комиссии.docx

У каждого заказчика есть выбор: проводить приемку своими силами или привлечь сторонних экспертов. Второй вариант обязателен только в ограниченном числе случаев. Например, когда производится закупка произведений искусства, культурных ценностей. Если заказчик решает обойтись своими силами, он может поручить приемку контрактному управляющему или же создать приемочную комиссию. О втором способе поговорим в этой статье.

В каких случаях заказчик обязан создать приемочную комиссию

Создание приемочной комиссии - дело заказчика. Никто не может обязать его сформировать этот временный орган. Даже у ФАС нет таких полномочий. Порядок приемки (единоличная она или комиссионная) определяет только госзаказчик.

Состав приемочной комиссии по 44-ФЗ

Закон обязывает включать в состав приемочной комиссии 5 человек. Рекомендуем взять как минимум 8 человек. Это необходимо на случай вынужденного отсутствия кого-либо из них. Чтобы приемка не сорвалась, лучше перестраховаться.

Кто не может быть в составе комиссии? В Письме Минэкономразвития от 26.04.2016 № Д28и-1063) сказано, что Закон о контрактной системе не запрещает включать в нее должностных лиц заказчика, участвующих в экспертизе результатов исполнения контракта. Однако внимательно проверьте членов комиссии на наличие конфликта интересов с поставщиком.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Положение о приемочной комиссии по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе не регулирует создание и функционирование приемочной комиссии. Права и обязанности ее членов, порядок принятия решений, регламент голосования необходимо прописать в положении. Это ведомственный акт заказчика, который нужно издать вместе с приказом о создании комиссии.

Положение нужно для того, чтобы регламентировать деятельность комиссии. В нем указываются: ее состав, ФИО председателя, полномочия, обязанности. В числе обязанностей можно указать следующие:

  • знакомиться со всеми документами, представленными на рассмотрение поставщиком;
  • голосовать на заседаниях;
  • запрашивать дополнительные сведения;
  • принимать решения о соответствии или несоответствии товара требованиям.

Как составить приказ о приемочной комиссии

Приказ - это внутренний документ заказчика, в котором говорится о создании комиссии и назначении конкретных лиц на должности членов комиссии. Можно также включить в него перечень полномочий, чтобы у проверяющих не возникло впоследствии сомнений в том, имели ли право лица, чьи подписи стоят на акте, подписывать его.

Приказ составляйте в свободной форме на фирменном бланке организации со всеми подписями и печатью.

Акт приемочной комиссии по 44-ФЗ

Результатом приемки должен стать акт. Сначала его подписывают все члены приемочной комиссии. Только после этого документ должен заверить руководитель компании-заказчика.

В акт приемки включите: наименование товара, количество, стоимость за единицу, общую сумму, указание на то, есть ли претензии к поставщику (при наличии недочетов их также необходимо указать).

Если выявлены недостатки или расхождения с техзаданием, составьте отказ от приемки. Это документ включает:

  • номер контракта;
  • данные заказчика и поставщика;
  • список нарушений;
  • срок на исправление;
  • сумму неустойки;
  • подпись заказчика.

Зачастую возникает вопрос, заменяет ли акт о приемке накладную. Порядок оформления результатов процедуры заказчик устанавливает сам. Он может утвердить в качестве итогового документа как акт, так и накладную.

Приемочная комиссия по 223-ФЗ

О приемочной комиссии по 223-ФЗ в законе не говорится. Заказчик должен установить все требования, правила ее формирования и функционирования в своем положении. Помните, что с 2018 года заказчики, работающие по Закону о закупках отдельными видами юрлиц, должны создавать закупочные комиссии. Это правило действует только для конкурентных процедур. При закупках у едпоставщика комиссию создавать не нужно.

Работа комиссия по 223-ФЗ сводится к следующему:

  • участвовать в подготовке извещения и документации;
  • проверять поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечать на запросы разъяснений документации;
  • привлекать экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимать решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проведение переговоров с участниками;
  • выбирать победителя;
  • принимать решения об отказе от процедуры;
  • согласовывать изменения в договор с ответственным должностным лицом заказчика.

Вложенные файлы

  • Приказ о создании приемочной комиссии.doc
  • Положение о приемочной комиссии.docx
  • Акт приемочной комиссии.xls