МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОКУЗНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Курсовая работа

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

Студента 3 курса, группа Ю-11-2

Лень Дарьи

Научный руководитель Сметанников А.Е.

кандидат юридических наук, доцент

Новокузнецк, 2014 г.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях существования трех ветвей судебной власти в РФ проблемы разграничения подведомственности дел судам различной юрисдикции имеют не столько теоретическое, сколько важное практическое значение, поскольку от правильного определения подведомственности во многом зависит доступ к правосудию.

Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет подведомственность споров судам общей юрисдикции, перечисляя категории дел, которые рассматривают и разрешают суды общей юрисдикции, а также исключая из перечня те дела, которые подведомственны арбитражным судам.

Определение подведомственности является очень важным элементом, гарантирующим осуществление гражданских и иных прав, что говорит о несомненной актуальности темы настоящей курсовой работы.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с подведомственностью дел судам общей юрисдикции.

Предметом выступает система правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в сфере определения подведомственности дел судам общей юрисдикции.

Целью работы является рассмотрение и анализ подведомственности дел судам общей юрисдикции.

В связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:

) определить понятие и значение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции;

) выявить виды подведомственности;

3) рассмотреть критерии и правила определения подведомственности дел судам общей юрисдикции;

) определить коллизии подведомственности и порядок их разрешения.

Методологической основой данной работы послужили динамические и статистические методы.

Теоретической основой исследования явились научные труды ученых: Гурвич М.А., Треушников М.К., Шакарян М.С. Коршуновой Н.М., МареевойЮ.Л. и других.

Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения и списка нормативно-правовых актов и литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

1.1 Понятие и значение подведомственности гражданских дел судам общей юрисдикции

Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 Гражданского кодекса РФ).

Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.

Любое гражданское дело относится к одному из видов судопроизводства (исковому, особому, приказному и т.д.).

Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства применяются разные правила. Для неисковых дел в законе использован такой метод определения их подведомственности суду, как полное перечисление категорий дел, составляющих тот или иной вид неискового производства.

Судам подведомственны дела приказного производства по требованиям, основанным, например, на нотариально удостоверенной сделке, на сделке, совершенной в простой письменной форме, на протесте векселей в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, совершенном нотариусом, и т.д. (ст. 122 ГПК РФ).

Суды рассматривают и разрешают дела, возникающие из публичных правоотношений, например, по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и другие дела (ст. 245 ГПК РФ).

Судам подведомственны дела особого производства. Все категории этих дел перечислены в ст. 262 ГПК РФ, всего 11 разновидностей дел, например: дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об усыновлении (удочерении) ребенка и т.д. В законе содержится норма (ч. 2 ст. 262), в которой говорится, что к делам особого производства федеральным законом могут быть отнесены и иные дела.

К ведению судов общей юрисдикции относятся неисковые дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 47 ГПК РФ), дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ), дела, возникающие в связи с исполнением актов судов общей юрисдикции и актов иных органов (разд. VII ГПК РФ).

Для характеристики подведомственности исковых дел метод полного их перечисления по отдельным категориям не применяется. Это объясняется тем, что перечислить в одной или в нескольких статьях Гражданского процессуального кодекса все исковые дела, подведомственные суду, невозможно ввиду их количественного и качественного разнообразия.

Суды общей юрисдикции имеют право рассматривать исковые дела с участием организаций, например, споры между общественными объединениями или споры с участием органов местного самоуправления, в то же время и арбитражные суды рассматривают споры с участием граждан-предпринимателей.

Суды общей юрисдикции вправе рассматривать и разрешать споры, вытекающие из любых правоотношений, которые трудно перечислить в виде завершенного перечня. Суды могут рассматривать споры с участием двух сторон - организаций и без участия граждан, например, о ликвидации общественного объединения.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений (п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ).

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законом к ведению арбитражных судов (ст. ст. 27 - 33 Арбитражно - процессуального кодекса РФ).

Суды общей юрисдикции согласно ст. 22 ГПК РФ рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, иностранных лиц, международных организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений, которые не носят по общему правилу экономический характер, за изъятиями, установленными федеральным законом.

Кроме того, суды рассматривают и разрешают:

дела по указанным в ст. 122 ГПК РФ требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;

дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК РФ;

дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;

дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 и 47 ГПК РФ);

дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 45 ГПК РФ).

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

В то же время в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела из гражданских правоотношений, когда одной из сторон является гражданин, не имеющий статус индивидуального предпринимателя, дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражного суда (ст. 33 АПК РФ), например дела о несостоятельности.

Для определения, какой суд - общей юрисдикции или арбитражный - компетентен разрешить конкретный спор, необходимо выяснить, обладает ли участвующий в нем гражданин статусом индивидуального предпринимателя и связан ли возникший спор с предпринимательской деятельностью.

Первое обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а второе - путем выяснения цели, которую преследовал гражданин, вступая в гражданское правоотношение. Если им преследовалась цель систематического получения прибыли (п. 1 ст. 2 ГК РФ), спор следует считать связанным с предпринимательской деятельностью и, следовательно, подведомственным арбитражному суду.

Если же у гражданина - индивидуального предпринимателя такая цель отсутствовала, когда он в гражданском обороте выступал, например, как потребитель по договору купли-продажи, компетентным разрешить возникший спор следует признать суд общей юрисдикции.

Законодатель, последовательно проводя идею расширения судебной подведомственности гражданских дел, в ГК РФ устанавливает, что даже в тех сравнительно немногочисленных случаях, когда в соответствии с законом защита гражданских прав осуществляется в административном порядке, решение административного органа может быть обжаловано в суд (п. 2 ст. 11). В таких случаях вводится смешанная подведомственность.

В ст. 22 ГПК РФ определена подведомственность гражданских дел судам, которая, кроме того, делает отсылку к ст. 122 («Требования, по которым выдается судебный приказ»), ст. 245 («Дела, вытекающие из публичных правоотношений») и ст. 262 («Дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства»).

Ст. 22 ГПК РФ устанавливает предметную компетенцию судов общей юрисдикции в гражданском процессе и отграничивает тем самым их компетенцию от других органов, разрешающих юридические дела, а также от компетенции судов общей юрисдикции в сфере уголовного судопроизводства и производства в этих судах по делам об административных правоотношениях.

В итоге в настоящее время к подведомственности судов общей юрисдикции относятся, в частности, дела:

по спорам, возникающим из семейных и трудовых отношений;

по спорам, возникающим из гражданских, кооперативных, земельных отношений, отношений по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

возникающие из государственно-правовых, административно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на началах власти и подчинения, если одной из сторон является гражданин (кроме дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

об оспаривании гражданами решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, нарушающих права и свободы человека;

об оспаривании гражданами нормативных актов, кроме тех, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда;

об оспаривании прокурорами в пределах своей компетенции правовых актов, касающихся неопределенного круга лиц и нарушающих права и свободы граждан;

по спорам общественных и религиозных организаций (объединений) с органами государственной власти и должностными лицами, а также по спорам этих организаций между собой;

о защите деловой репутации и возмещении морального вреда;

об оспаривании отказов в регистрации средств массовой информации и в выдаче им лицензий, а также об оспаривании решений об аннулировании лицензий, выданных средствам массовой информации, о прекращении или приостановлении деятельности средств массовой информации;

об оспаривании отказов в регистрации общественных и религиозных организаций (объединений) и о прекращении или приостановлении их деятельности;

о признании незаконными решений и действий государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных лиц по назначению, организации и проведению референдумов, выборов в органы государственной власти и местного самоуправления, а также о признании недействительными результатов референдумов и выборов.

Таким образом, определяя подведомственность того или иного юридического дела, необходимо исходить из содержания и характера правоотношения (имеет ли спор экономический характер либо нет), состава сторон, наличия или отсутствия спора либо договора о подведомственности между сторонами, а также иметь в виду и исключения, установленные законом в изъятие из изложенных выше правил, а также иные дополнительные критерии

Правильное определение подведомственности имеет важное значение для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда. Подведомственность дела суду общей юрисдикции является необходимой предпосылкой для рассмотрения гражданских дел. Суды достаточно часто сталкиваются с проблемой подведомственности как одной из предпосылок права на предъявление иска, наличие или отсутствие которой ведет к принятию или к отказу в принятии искового заявления.

1.2 Виды подведомственности

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, альтернативной, условной или определяемой по связи требований.

Исключительная подведомственность. Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами. Такой вид называется исключительной подведомственностью. Это понятие означает, что для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность. Спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 80 Семейного кодекса РФ родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов). Оно заключается в письменной форме, подлежит нотариальному удостоверению и имеет силу исполнительного листа (ст. ст. 99 - 100 Семейного кодекса РФ). Родитель может избрать и судебный порядок взыскания алиментов, если соглашение не заключено.

Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам. Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Законом предусмотрены требования к форме соглашения о передаче спора третейскому суду. Оно должно быть заключено обязательно в письменной форме, в виде отдельного третейского соглашения либо в виде третейской оговорки в договоре.

Соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств связи, обеспечивающих фиксирование такого соглашения (ст. ст. 5, 7 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Стороны могут аннулировать соглашение о передаче спора третейскому суду только по взаимному согласию. Не допускается односторонний отказ от соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Условная подведомственность. Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Порядок образования комиссий по трудовым спорам, их компетенция, срок обращения в комиссию по трудовым спорам, порядок рассмотрения спора регламентируются Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. ст. 384 - 389). Порядок разрешения коллективных трудовых споров также состоит из ряда этапов (ст. 401 Трудового кодекса РФ).

Обязательный внесудебный порядок рассмотрения и разрешения споров установлен в случаях предъявления требования о возмещении вреда, причиненного здоровью, если в качестве стороны в обязательстве из причинения вреда выступает работодатель, который несет ответственность за вред, причиненный здоровью рабочих, служащих, членов колхозов и других кооперативов, гражданам, работающим по гражданско-правовым договорам подряда и поручения, трудовым увечьем, происшедшим как на территории работодателя, так и за ее пределами, а также во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Кодекса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

ГЛАВА 2. КРИТЕРИИ И ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ ДЕЛ СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ, А ТАК ЖЕ КОЛЛИЗИИ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОРЯДОК ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

2 Критерии и правила определения подведомственности дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел тем или иным органам устанавливается законами и иными правовыми актами, в которых закрепляются общие правила и отдельные исключения из них. С помощью этих правил разрешается в каждом случае вопрос о том, какой орган правомочен разрешить дело, т.е. разграничивается подведомственность дел судам общей юрисдикции, с одной стороны, и иным органам судебной, исполнительной власти, третейским судам, международным коммерческим арбитражам и другим имеющим соответствующие юрисдикционные полномочия.

В качестве критериев отнесения отдельных категорий юридических дел к ведению определенных органов можно выделить:

во-первых, характер спорного правоотношения (имея в виду его содержание - связано ли оно с предпринимательской и иной экономической деятельностью или нет);

во-вторых, субъектный состав (состав участников спора);

в-третьих, спорность либо бесспорность права;

в-четвертых, наличие договора между сторонами спора;

в-пятых, характер правового акта (носит ли он нормативный или ненормативный характер);

в-шестых, орган, которым принят нормативный акт (имея в виду всю иерархию и структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления).

Могут использоваться в законодательстве и иные критерии разграничения подведомственности.

Первый критерий подведомственности - характер спорного правоотношения - определяет подведомственность споров органам судебной власти. Согласно ч. 3 ст. 22 ГПК суды не рассматривают экономические споры и иные дела, отнесенные федеральными законами к ведению арбитражных судов.

В законодательстве понятие экономического спора прямо не определено, что затрудняет его толкование. На наш взгляд, экономический характер спора отражает содержание спорного правоотношения и характеризует суть взаимоотношений спорящих сторон - спор возник из предпринимательской и иной экономической деятельности. На такое понимание данного вопроса ориентировал в свое время п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», в котором подчеркивается необходимость исходить из существа взаимоотношений спорящих сторон.

Согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. При этом экономический характер спора проявляется не только в осуществлении предпринимательской деятельности, но и в доступе к этой деятельности, а также в предъявлении иных имущественных требований.

Экономическими являются споры как из гражданских, так и из публичных правоотношений. Характер правоотношения является оценочной категорией, и его выяснение связано с оценкой целой группы фактических обстоятельств. Внешним признаком отраслевой принадлежности правоотношения является местоположение регулирующих их правовых норм. Однако нередко источники той или иной отрасли права содержат правовые нормы, регулирующие отношения различной отраслевой принадлежности. Например, Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг» носят межотраслевой характер и содержат нормы как гражданского, так и административного, финансового, процессуального и иного права. Некоторые источники права вообще не имеют четко выраженной отраслевой принадлежности или являются комплексными. В таких случаях на помощь для определения подведомственности также приходит критерий характера (предмета) дела - его связь с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

Критерий субъектного состава участников спора позволяет дополнительно более точно разграничить подведомственность между двумя органами судебной власти: судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

При этом следует иметь в виду, что ст. 27 АПК РФ связывает подведомственность дел арбитражному суду по субъектному составу с правовым положением сторон спора. Арбитражные суды по общему правилу разрешают дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан - индивидуальных предпринимателей. Только в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами, арбитражные суды рассматривают дела с участием Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц. Поэтому по общему правилу, если спор с участием данных субъектов не носит экономического характера и не отнесен к исключительной компетенции арбитражных судов (ст. 33 АПК), то он будет подведомствен суду общей юрисдикции. Следует иметь в виду и правило ч. 4 ст. 27 АПК, согласно которому вступление в арбитражный процесс граждан, не имеющих статуса индивидуальных предпринимателей, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не изменяет подведомственности дела, которое должно быть рассмотрено арбитражным судом по существу.

Третий критерий - спорность либо бесспорность права - разграничивает подведомственность юридических дел между судами и органами исполнительной власти, осуществляющими регистрацию юридических фактов (например, органами загса), нотариусами. Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например, дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК РФ). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. ст. 18 - 23 СК РФ).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК РФ).

Аналогично разграничивается компетенция между нотариусами, с одной стороны, и судами общей юрисдикции, арбитражными судами, с другой стороны. Так, нотариус удостоверяет целый ряд юридических фактов бесспорного характера, при отсутствии спора вправе выдать свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, удостоверить соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Продление срока для принятия наследства осуществляется судом, но при согласии остальных наследников, принявших наследство, осуществляется в рамках нотариального производства.

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК РФ). Кроме того, для обращения взыскания на заложенное имущество по общему правилу необходимо решение суда. Вместе с тем удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного недвижимого имущества без обращения в суд допускается на основании нотариально удостоверенного соглашения залогодержателя с залогодателем, заключенного после возникновения оснований для обращения взыскания на предмет залога (п. 1 ст. 349 ГК). К сожалению, это положение ст. 349 ГК РФ практически сведено на нет Федеральным законом «Об исполнительном производстве», не включившим такие соглашения в число исполнительных документов.

Четвертый критерий - наличие договора между сторонами спора - разграничивает подведомственность между государственными органами судебной власти и третейскими судами, а также при определении сторонами нотариальной формы для совершения соответствующего юридического действия, когда для него законом не установлена обязательная нотариальная форма.

Следует иметь в виду, что в законодательстве могут применяться в отдельных случаях и иные дополнительные критерии разграничения подведомственности. Так, подведомственность дел об оспаривании актов государственных органов и органов местного самоуправления разграничивается между различными судами по органу, принявшему оспариваемый акт; характеру акта (нормативный или ненормативный по содержанию); субъекту обращения; по характеру нормативного правового акта, которому не соответствует оспариваемый нормативный правовой акт.

Например, при разграничении подведомственности дел по оспариванию правовых актов нормативного характера в качестве одного из критериев выступает уровень правового акта нормативного характера.

Так, Конституционному Суду РФ подведомственны дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов, перечисленных в ст. 125 Конституции РФ; конституционным (уставным) судам субъектов РФ; арбитражным судам - только по заявлениям организаций и граждан, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, в отношении нормативных актов, затрагивающих их права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и только при наличии специального указания в федеральном законе (ст. 29 АПК РФ). Судам общей юрисдикции подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов независимо от того, физическое или юридическое лицо обращается в суд, а также какие правоотношения регулирует оспариваемый нормативный правовой акт (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»). Поэтому в любом случае, если нормативный акт не может быть оспорен в Конституционный Суд РФ, конституционный (уставный) суд субъекта РФ, арбитражный суд, его проверка на предмет соответствия Конституции РФ и федеральным законам подведомственна судам общей юрисдикции.

Изложенное выше показывает необходимость четкого закрепления в нормах процессуального законодательства критериев подведомственности. Правила о подведомственности нуждаются в особо определенных дефинициях, поскольку вполне возможны случаи незаконного отказа в судебной защите за неподведомственностью.

2.2 Коллизии подведомственности и порядок их разрешения

Полностью избежать возникновения споров о подведомственности вряд ли возможно в силу динамизма развития частноправовых отношений, сложности самой юрисдикционной системы, что определяет неизбежность таких конфликтов. Поэтому следует создать правовой механизм устранения коллизий подведомственности между различными органами гражданской юрисдикции, исключения случаев пересечения компетенции различных органов либо, наоборот, исключения таких ситуаций, когда конкретное юридическое дело не подведомственно ни одному из судебных органов в связи с их отказом принять его к своему рассмотрению.

Разрешение спорных вопросов подведомственности возможно различными способами:

Оптимальным вариантом разрешения коллизий подведомственности является внесение изменений в соответствующие федеральные законы, ее регламентирующие. Именно эти цели преследовались принятием новых ГПК РФ и АПК РФ. Кроме того, Конституцию РФ и федеральные законы в части подведомственности вправе толковать Конституционный Суд РФ, к которому с запросами вправе обращаться суды общей юрисдикции.

При разграничении подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов следует исходить из понимания правовой природы арбитражного суда как органа судебной власти, разрешающего экономические споры, возникающие в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Имеется круг дел, которые исключительно подведомственны судам общей юрисдикции, например, об установлении отцовства, о лишении родительских прав, по которым не возникает в силу такого способа закрепления подведомственности каких-либо споров. Такой же круг дел, исключительно подведомственных арбитражным судам, перечислен в ст. 33 АПК РФ.

Посредством принятия совместных постановлений высших органов заинтересованных юрисдикционных органов, в частности Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, например постановления от 18 августа 1992 г. «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам», снявшего в тот период ряд коллизионных вопросов подведомственности дел этим органам.

С помощью специальных коллизионных норм можно выделить несколько таких нормативных положений. Так, согласно ч. 4 ст. 22 ГПК РФ при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Другим примером коллизионной нормы является ст. 165 ГК РФ, определяющая, что сделки бесспорного характера в случаях, указанных в законе, подлежат нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации. При возникновении же спора сделка признается действительной либо регистрация сделки производится на основании решения суда.

Путем установления правовых последствий неподведомственности дела судам. Так, полная неподведомственность дела суду, установленная при возбуждении дела, является основанием для отказа в принятии искового заявления, а в стадии судебного разбирательства - основанием для прекращения производства по делу. Неподведомственность дела суду, связанная с наличием соглашения сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, является основанием для оставления заявления без рассмотрения.

арбитражный суд спор отказ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

Понятие «подведомственность» в российском процессуальном праве означает предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других государственных или негосударственных органов и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы, относимость споров о праве или иных дел к ведению различных государственных либо негосударственных органов, полномочных разрешать эти споры и дела.

В рамках данного понятия определяются возможные правовые пути разрешения конфликтов или защиты юридических интересов, дается ответ на вопрос, какая ветвь судебной власти или иные органы государственной власти либо негосударственные учреждения могут рассмотреть соответствующее дело и принять по нему решение, подлежащее принудительному исполнению.

Правильное определение подведомственности имеет важное значение для решения вопроса о принятии искового заявления к производству суда. Подведомственность дела суду общей юрисдикции является необходимой предпосылкой для рассмотрения гражданских дел. Суды достаточно часто сталкиваются с проблемой подведомственности как одной из предпосылок права на предъявление иска, наличие или отсутствие которой ведет к принятию или к отказу в принятии искового заявления.

Анализ судебной практики свидетельствует, что суды довольно часто обращаются к предписаниям, позволяющим возвратить исковое заявление или прекратить производство по причине неподведомственности дела.

Правильное определение подведомственности - первый шаг, который необходимо сделать истцу (заявителю) в целях возбуждения соответствующего производства о рассмотрении дела по иску (заявлению, жалобе) по существу.

Неправильное определение подведомственности ведет к затягиванию восстановления нарушенных прав или охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, так как от момента подачи соответствующего иска (заявления, жалобы) до вынесения судом, арбитражным судом или иным государственным органом вердикта о том, что дело не подлежит рассмотрению в данном суде, арбитражном суде или государственном органе, может пройти месяц, а то и больше.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают следующие категории гражданских дел:

) исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;

) дела, разрешаемые в порядке приказного производства;

) дела, возникающие из публичных правоотношений;

) дела особого производства;

) дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;

) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции не рассматривают экономические споры и другие дела, отнесенные к ведению арбитражных судов.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., в ред. от 05.02.2014 г.] // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - №6. - Ст.548

.Российская Федерация. Законы. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 14 ноября 2002 г., ред. от 13.04.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №46. - Ст. 4532; Российская газета - 2014 - 04 апреля.

3.Российская Федерация. Законы. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 24 июля 2002 г., ред. от 02.11.2013 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №30. - Ст. 312; Российская газета - 2013 - 06 ноября.

4.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс. Часть первая [Текст]: [федеральный закон от 30 ноября 1994 г., ред. от 14.11.2013 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Российская газета 2013 - 06 ноября.

5.Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс [Текст]: [федеральный закон от 29 декабря 1995 г., ред. от 25.11.2013 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 16; Российская газета - 2013 - 27 ноября.

.Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс [Текст]: [федеральный закон от 30 декабря 2001 г., ред. от 02.04.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст. 3; Российская газета - 2014 - 04 апреля.

.Российская Федерация. Законы. О третейских судах [Текст]: [федеральный закон от 27 июля 2010 г., ред. от 02.04.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №30. - Ст. 3019; Российская газета - 2013 - 31 декабря.

.Российская Федерация. Законы. Об акционерных обществах [Текст]: [федеральный закон от 26 декабря 1995 г., ред. от 28.12.2013 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №1. - Ст. 1; Российская газета - 2013 - 04 декабря.

.Российская Федерация. Законы. О рынке ценных бумаг [Текст]: [федеральный закон от 22 апреля 1996 г., ред. от 28.12.2013 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №17. - Ст. 1918; Российская газета - 2013 - 30 декабря.

10.Российская Федерация. Верховный суд. Пленум. О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам [Текст]: пост.:[от 18 августа 1992 г.] // Хозяйство и право. - N 1 - 2003.

11.Российская Федерация. Верховный суд. Пленум. О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации [Текст]: пост.:[от 20 января 2003 г.] // Бюллетень Верховного Суда РФ. - №3 - 2003.

12.Гражданское процессуальное право: Учебник [Текст] / Под ред. М.С. Шакарян. - М.: Проспект, 2007. - 580 с.

13.Гражданский процесс: Учебник для вузов [Текст] / Под ред. Н.М. Коршунова, Ю.Л. Мареева. - М.: Норма, 2009. - 431 с.

14.Гражданский процесс. Учебное пособие [Текст] / Под ред. И.В. Решетниковой, В.В. Яркова. - М.: Норма, 2010. - 144 с.

.Гражданский процесс: Учебник [Текст] / под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. - М.: «ИНФРА-М», 2008. - 448 с.

.Гражданский процесс: Учебник [Текст] / Под ред. М.К. Треушникова. - М.: ООО «Городец-издат», 2011. - 672 с.

.Коваленко А.Г. Гражданский процесс: Учебник 2-е издание перераб. и доп. [Текст] / А.Г. Коваленко, А.А. Мохов, П.М. Филиппов. - М.: «ИНФРА-М», 2010. - 512 с.

Гражданские дела могут разрешаться различными органами.

Институт подведомственности призван дать ответ на вопрос о том, какой именно орган должен разрешить то или иное дело.

Под подведомственностью можно понимать определяемую законом относимость требующих властного разрешения дел к ведению органов, полномочных их рассматривать и разрешать.

Законодательством определены многочисленные органы, правомочные осуществлять защиту прав и интересов. Например, в ст. 11 ГК сказано, что защита гражданских прав возможна в судебном порядке, третейских судах , а в случаях, предусмотренных в законе, в административном порядке. А из ст. 382 ТК следует, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами. Различные формы защиты права определены и в других законодательных актах (ЖК, СК, ЗК и т. д.).

Обобщая, можно сказать, что разнообразные гражданские дела могут разрешаться: судебными органами (судами общей юрисдикции, арбитражными судами , КС РФ , конституционными (уставными) судами субъектов РФ ; общественными органами (например, третейскими судами, КТС и др.); административными органами.

Наличие различных форм защиты прав и интересов обусловливает существование нескольких видов подведомственности, с помощью которых определяются возможные варианты защиты.

Под условной (императивной) подведомственностью чаще всего понимают то, что условием для обращения в суд является необходимость соблюдения заинтересованным лицом определенного досудебного порядка урегулирования спора. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 138 НК практически все акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В ст. 797 ГК определено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Необходимо учитывать то, что и сами стороны договорного отношения могут предусмотреть в договоре претензионный (досудебный) порядок урегулирования спора.

Подведомственность гражданских дел судам

Среди всех других органов только государственные суды осуществляют правосудие . Именно они, по общему правилу, дают окончательный ответ на правовой вопрос. Однако доступность судебной защиты не исключает того, что в законе могут быть предусмотрены случаи, когда определенные дела изъяты из подведомственности судам . Например, в соответствии со ст. 19

СК только в органах ЗАГС производится расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей , если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

Разграничение подведомственности между различными судебными органами основано на правиле, согласно которому суды общей юрисдикции рассматривают любые гражданские дела, если в силу специального указания закона они не отнесены к подведомственности других судов (арбитражных судов , КС РФ и т. д.).

Общий перечень подведомственных судам общей юрисдикции гражданских дел закреплен в ст. 22 ГПК. К таким делам, в частности, относятся:

  • исковые дела с участием граждан , организаций, органов государственной власти , органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав , свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений ;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК), в которых происходит разрешение правовых вопросов, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти , органами местного самоуправления и должностными лицами своих властных полномочий;
  • дела особого производства (ст. 262 ГПК).

Кроме того, в судах общей юрисдикции также рассматривают дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Арбитражные суды — это суды, осуществляющие правосудие в сфере предпринимательской деятельности . Подведомственность гражданских дел этим судам зависит от наличия определенных в ст. 27 АПК критериев, как правило, применяемых в совокупности. Такими критериями являются:

1) предметный критерий. Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) субъектный критерий. Субъектами подведомственных арбитражному суду дел, по общему правилу, могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели .

Общий круг подведомственных арбитражным судам дел определен в ст. 28-33 АПК.

Однако в отношении некоторых дел, подведомственных АС критерий «субъектный состав» не действует. Это исключение из общего правила. Так, в ст. 33 АПК определены дела специальной подведомственности. К ним относятся, например, дела о несостоятельности (банкротстве); по корпоративным спорам и т. д.

Общим у всех этих дел является то, что они подлежат рассмотрению исключительно в арбитражных судах вне зависимости от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Если при связи нескольких требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, а другие — арбитражному суду, разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. Но если при обращении в суд общей юрисдикции обнаружится, что разделение требований возможно, суд выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду (ч. 4 ст. 22, п. 1 ст. 134.ГПК).

Следовательно, по общему правилу дела о соответствии Конституции РФ не указанных в ст. 125 Конституции РФ нормативных правовых актов, а также дела о соответствии одних нормативных правовых актов иным актам ниже уровня Конституции РФ, подведомственны судам общей юрисдикции или арбитражным судам в зависимости от разграничения подведомственности между ними.

2) КС РФ в соответствии с ч. 3 ст. 125 Конституции РФ разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

Споры о компетенции между органами могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д. Следовательно, эти дела судам общей юрисдикции не подведомственны.

Необходимо учитывать, что если речь идет о спорах о компетенции между не перечисленными в ч. 3. ст. 125 Конституции органами власти, то они подведомственны судам общей юрисдикции, а если в субъекте РФ создан конституционный (уставный) суд — такому суду, но только при условии, если его полномочия по рассмотрению таких споров закреплены в конституции (уставе) или специальном законе субъекта РФ.

Подсудность гражданских дел — следующий после подведомственности аспект, который должен быть определен субъектом, решившим обратиться в суд общей юрисдикции для защиты ущемленных интересов. Неправильное применение правил о подведомственности может повлечь отказ в принятии заявления, а на более поздних этапах — прекращение производства, несоблюдение же правил о подсудности приведет к возвращению заявления с указанием надлежащего суда.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

В отличие от подсудности гражданских дел подведомственность выступает механизмом установления юрисдикционного органа, обладающего компетенцией разрешить конкретный спор. Нормы указанного правового института позволяют распределить дела между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Законодатель в ст. 22 ГПК РФ фактически определяет круг споров, подлежащих разрешению судами общей юрисдикции, по остаточному принципу.

Несмотря на то что в п. 1 перечисляются отдельные категории дел, в п. 3 говорится об исключении из сферы ведения судов общей юрисдикции экономических и иных споров, названных законом в качестве компетенции арбитражных судов.

Таким образом, понять, какой спор должен быть рассмотрен судом общей юрисдикции, можно, только обратившись к нормам АПК РФ, устанавливающим критерии разрешаемых ими правовых конфликтов:

  1. Споры, по характеру являющиеся экономическими (понятие, не имеющее четкого определения);
  2. Споры между субъектами, круг которых ограничен АПК РФ, преимущественно ИП и юрлицами.

Также в АПК РФ следует обратить внимание на ст. 29 (перечень административных споров), ст. 225.1 (перечень корпоративных споров) и ст. 33 (об исключительной подведомственности).

Если обращение содержит несколько неразделимых требований, часть из которых относится к компетенции арбитражного суда, а другая — суда общей юрисдикции, преимущественную подведомственность имеет последний.

Предметная подсудность по ГПК РФ, компетенция мировых судей по гражданским делам, а также районных судов, судов субъектов, Верховного суда РФ

Институт подсудности гражданских дел предназначен для установления конкретного суда общей юрисдикции, в который подлежит направлению заявление субъекта. При этом ГПК подсудность дифференцирует на 2 подвида.

В качестве начального этапа выступает определение предметной (родовой) подсудности, то есть уровня судебных органов, которые рассмотрят спор в 1-й инстанции. Фактически это распределение дел по вертикали.

Ст. 23-27 ГПК РФ посвящены разграничению компетенции между мировыми судьями, районными судами, судами субъектов и ВС РФ.

Специфическими являются случаи предъявления лицом требований о возмещении морального вреда, когда требуется решить вопрос об отнесении спора к ведению мирового судьи либо районного суда.

Ст. 23 и 24 ГПК РФ прямо не называют соответствующую категорию дел, в связи с чем ВС РФ неоднократно, например в постановлении пленума от 29.01.2015 № 2, отмечал, что, когда компенсация морального вреда истребуется одновременно с разрешением имущественного спора (с имущественным требованием не более 50 000 руб.) и производна от него, ситуация подсудна мировому судье. Если же сумма имущественного требования выше либо моральный вред истребуется вне связи с ним, рассматривать спор будет районный суд.

В целом сфера деятельности районных судов обозначается по остаточному методу. Судам субъектов подсудны конфликты, связанные с нарушением гостайны, а также иные, отнесенные к их ведению законодательством. Компетенция ВС РФ определяется соответствующим ФКЗ.

Территориальная подсудность и ее виды, системное толкование ГК РФ и ГПК РФ для правильного определения

После того как определен уровень суда, компетентного разрешить спор, требуется определить орган, ориентируясь на пространственный критерий, по горизонтали. Иначе говоря, применить правило о 2-м виде подсудности — территориальной.

В рамках указанного вида выделяются отдельные группы правил, применимых в тех или иных категориях ситуаций:

  1. Положение об общей подсудности (содержится в ст. 28 ГПК РФ). В качестве критерия указывается место жительства или нахождения противоположной стороны спора. Однако установление надлежащего суда общей юрисдикции возможно только по результатам системного толкования норм ГПК и ГК РФ.

    Определить подсудность ГК РФ поможет посредством раскрытия понятий «место жительства» и «место нахождения». Местом жительства выступает то, где постоянно либо преимущественно проживает субъект. Однако, когда, к примеру, местом пребывания гражданина является общежитие либо тюрьма, возникает вопрос: подавать иск по месту жительства либо пребывания? С точки зрения целесообразности и удобства иски нередко предъявляются по последнему, при этом права ответчика не нарушаются.

  2. Правило об исключительной подсудности (ст. 30). Прежде всего, речь идет о спорах в отношении объектов недвижимости. В доктрине и практике не выработано единого мнения относительно характера споров, подпадающих под действие данных норм: они должны быть исключительно вещными либо также обязательственными?
  3. Договорная подсудность гражданских дел. Подразумевается определение сторонами надлежащего суда в соглашении с учетом запрета изменения родовой подсудности.
  4. Подсудность связанных дел. Относится к встречным искам.

Подсудность по выбору истца как специфический вид территориальной подсудности

Рассмотренные выше понятие и виды подсудности гражданских дел не включали такой подвид территориальной подсудности, как альтернативная, то есть специфические ситуации, в которых истцу предоставляется право выбрать один из нескольких судов общей юрисдикции, которым дело подсудно одновременно.

Перечень случаев, указанных в ст. 29 ГПК РФ, является исчерпывающим. К примеру, если место жительства нарушителя интересов неизвестно либо он проживает за границей, истец может направить заявление в 1 из следующих судебных органов:

  • по месту жительства в РФ, которое известно в качестве последнего;
  • по месту, где находится имущество ответчика.

Данная правовая возможность выступает в качестве процессуальной гарантии для истца, создающей для него наиболее удобные условия для обращения за судебной защитой.

Аналогично в остальных случаях рассматриваемый вид подсудности гражданских дел выравнивает положение сторон конфликта, учитывая ухудшенное материальное или социальное положение заявителя. Так, требования об алиментах могут направляться истцом не только по месту жительства должника, но и по собственному, как и иски о возмещении вреда, ставшего результатом увечья либо смерти кормильца.

Воспользоваться правом на подачу иска по месту своего жительства также можно, когда решается вопрос о расторжении брака и при этом родитель проживает с несовершеннолетним.

Недопустимость споров о подведомственности и подсудности в процессе

В случаях, когда суд принял спор к производству, однако в дальнейшем было выяснено, что при этом были подвергнуты нарушению правила подсудности гражданских дел , принимается решение о направлении дела в компетентный суд общей юрисдикции для дальнейшего разрешения, о чем выносится определение.

Обжалование определения возможно в течение 15 дней. Когда срок окончен, дело передается в иной суд, который обязан принять его в силу прямо предусмотренного в ч. 4 ст. 33 ГПК РФ запрета любых споров по предмету подсудности.

Если в аналогичных нормах АПК РФ прямо указывается, что правило о передаче дел функционирует только применительно к отношениям между судами 1-го уровня, то в ГПК РФ такого указания нет.

Каким образом разрешается ситуация, когда, например, мировой суд направляет дело в районный, который, в свою очередь, видит, что совершается ошибка и дело ему неподсудно, однако стороны не обжалуют соответствующее определение?

В доктрине есть позиция, согласно которой, поскольку ст. 47 Конституции РФ гарантирует субъектам разрешение дел именно компетентными органами, при нарушении такой передачей родовой подсудности возможно возвращение дела вышестоящим судом с целью исправления ошибки. Однако, когда дела передаются между одноуровневыми органами, споров о подсудности быть не может.

Формальный запрет относительно подведомственности в ГПК РФ обнаружить невозможно, однако практикой и доктриной выработана позиция, согласно которой такие споры тоже запрещаются (см., например, постановление президиума ВАС РФ от 26.03.2013 № 15480/12, применимое и к судам общей юрисдикции).

Проблемы судебной практики по вопросам подведомственности, подсудности

Вопрос о том, какой подсистеме судов подведомственно определенное разбирательство, в некоторых случаях решается нелогично. К примеру, некоторые суды признают определяющим для разграничения сфер ведения критерий субъектного состава спора, а его экономический характер — производным от этого свойством. Таким образом, любой спор, даже тот, в основе которого экономическая деятельность не лежит, передается в арбитражный суд, если его сторонами выступают юрлица.

В качестве примера может служить спор по результатам ДТП, в котором участвовали машины 2 некоммерческих организаций, то есть деликт. Деликт никак не может носить экономический характер, но по причине участия в конфликте юрлиц подобные споры зачастую рассматриваются арбитражными судами, хотя логичнее было бы включить их в компетенцию судов общей юрисдикции.

Аналогичные споры могут возникать, когда участником дела выступает ИП, но при этом неясно, действовал он в конкретной ситуации как гражданин либо как предприниматель. Например, ИП является стороной сделки по аренде кафе для празднования какого-либо события. Непонятно, как решить вопрос о подведомственности такого спора: направить его в суд общей юрисдикции или признать экономическим?

В целом практика в области применения норм о подведомственности и подсудности противоречива. Единообразные подходы пока находятся в процессе выработки.

Подведомственность и подсудность в гражданском процессе — 2 аспекта, без которых невозможна эффективная реализация конституционного права любого лица на защиту интересов законным судом.

Следует быть особенно внимательным, так как правовое регулирование в этой области нельзя назвать достаточно определенным, в силу чего возможно различное толкование неоднозначно сформулированных положений закона в судебной практике.

  • 24.Процессуальное соучастие: понятие, основания и виды. Процессуальные права и обязанности соучастников.
  • 25.Замена ненадлежащего ответчика: условия, порядок и последствия.
  • 26.Процессуальное правопреемство: понятие, основания, отличие от замены ненадлежащего ответчика.
  • 2. Основания процессуального правопреемства:
  • 27.Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора.
  • 28.Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
  • 29.Основания и формы участия прокурора в суде первой инстанции.
  • 30.Участие в гражданском процессе государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан, защищающих права, свободы и законные интересы других лиц.
  • 31.Представительство в суде: понятие, основания, виды, полномочия представителя.
  • 2. Задачи судебного представительства:
  • 32.Полномочия представителя в суде
  • 33.Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.
  • 34.Понятие подсудности и ее виды. Родовая подсудность.
  • 35.Территориальная подсудность и ее виды.
  • 36.Последствия несоблюдения правил подсудности. Порядок передачи дела в другой суд.
  • 37.Процессуальные сроки: понятие, значение, виды. Исчисление процессуальных сроков.
  • 38.Порядок продления, приостановления и восстановления процессуальных сроков.
  • 39.Понятие и виды судебных расходов.
  • 40.Освобождение от судебных расходов. Распределение судебных расходов.
  • 41.Судебные штрафы. Основания и порядок наложения штрафа; сложение или уменьшение штрафа.
  • 42.Понятие и цель судебного доказывания.
  • 43.Понятие судебных доказательств. Доказательственные факты.
  • 44.Предмет доказывания: понятие, состав образующих фактов, порядок их определения. Факты, не подлежащие доказыванию.
  • 45.Факты не подлежащие доказыванию.
  • 46.Распределение обязанности доказывания между сторонами.
  • 47.Доказательственные презумпции (понятие и значение).
  • 1. Процесс доказывания сводится к трем общим правилам:
  • 48.Относимость и допустимость доказательств.
  • 49. Оценка доказательств.
  • 50. Классификация доказательств.
  • 51.Объяснения сторон и третьих лиц. Утверждения и признания.
  • 52.Свидетельские показания. Понятие свидетеля, его процессуальные права и обязанности. Основания освобождения от дачи свидетельских показаний.
  • 53.Письменные доказательства, их виды. Аудио и видеозаписи.
  • 54. Аудио-видеозапись.
  • 55.Вещественные доказательства. Осмотр на месте.
  • 56.Экспертиза в гражданском процессе (основания, порядок назначения, виды). Права и обязанности эксперта. Заключение эксперта, его отличия от консультации специалиста.
  • 57.Роль специалиста в исследовании доказательств. Консультация специалиста.
  • 58.Обеспечение доказательств: понятие, способы, основания и порядок.
  • 59. Судебные поручения: основания, процессуальный порядок направления и исполнения.
  • 60. Понятие иска и его элементы.
  • 61. Виды исков.
  • 62. Право на иск и право на предъявление иска. Предпосылки права на предъявление иска и последствия их отсутствия.
  • 63.Соединение и разъединение исков.
  • 64.Изменение иска. Отказ от иска.
  • 65. Обеспечение иска.
  • 66. Средства защиты интересов ответчика Защита интересов ответчика. Встречный иск.
  • 67. Порядок предъяачения иска и последствия его несоблюдения.
  • 68. Исковое заявление и его реквизиты. Порядок исправления недостатков искового заявления.
  • 69. Отличие отказа в принятии заявления от возвращения заявления и оставления заявления без движения
  • 33.Понятие и виды подведомственности гражданских дел. Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

    1. Подведомственность - это отнесение спора о праве Или иного юридического дела к компетенции определенного органа. Каждый орган вправе рассматривать только те вопросы, кото­рые ему подведомственны.

    2. Правом рассматривать гражданские дела по законодательству РФ наделены:

    Суды (федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ);

    Органы исполнительной власти - в случаях, предусмотренных законом (например, налоговые органы, органы загса и др.);

    Органы, создаваемые, назначаемые или избираемые сторонами спора (например, третейские суды;" примирительные- комиссии и посредники по трудовым спорам).

    Гражданские дела могут разрешаться и другими органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, на­пример нотариусами.

    Кроме того, каждый гражданин в соответствии с международ­ными договорами РФ вправе обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Подведомственность гражданских дел определяется в основном законом и только в отдельных случаях - подзаконными актами.

    Виды подведомственности

    В зависимости от того, подведомственно ли разбирательство дела одному органу иди разным органам, подведомственность может быть единичной (исключительной) и множественной.

    Так, есть категории дел, которые могут разрешаться только су­дом (например, дела о лишении родительских прав). И в то же время определенные категории дел (например, имущественные споры между гражданами, между организациями) имеют мно­жественную подведомственность, так как могут разрешаться не только судебными, но и внесудебными органами.

    2. Множественная подведомственность подразделяется на договор­ную, императивную, условную, альтернативную и смешанную. Договорная подведомственность - это подведомственность, оп­ределяемая взаимным соглашением сторон. Императивная подведомственность - это подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению только в суде. Условной считается подведомственность, когда дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении предусмотренно­го законом условия. Альтернативной называется подведомственность, которую по своему выбору определяет лицо, ищущее защиты своих прав. При этом круг органов, куда это лицо может обратиться, ука­зан в законе.

    Если в порядке альтернативной подведомственности гражда­нин обращается за защитой своих прав в несудебный орган, то в дальнейшем он может обратиться за разрешением этого во­проса в суд.

    Смешанная подведомст венность сочетает в себе признаки, присущие другим видам подведомственности, чаще всего им­перативной и альтернативной.

    Подведомственность дел тем или иным органам устанавливает­ся законами или другими правовыми актами. В качестве критериев разграничения подведомственности служат:

    Характер спора;

    Субъектный состав;

    Наличие спора;

    Наличие договора между сторонами спора.

    Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции

    Статья 22 ГПК РФ определяет подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции. По смыслу ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

    Дела по спорам, вытекающим из семейных и трудовых право­отношений;

    Дела, возникающие из жилищных правоотношений;

    Деда по спорам, возникающим из гражданских, кооператив­ных, земельных отношений, отношений по использовании природных ресурсов и охране окружающей среды, если хотя бы одной из сторон является гражданин, кроме споров, возникающих в связи с осуществлением гражданами-предпринимателями предпринимательской деятельности, отнесенных к компетенции арбитражных судов;

    Дела, возникающие из государственно-правовых, администра­тивно-правовых, налоговых и других отношений, основанных на началах власти и подчинения, если одной из сторон является гражданин (кроме дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности);

    Дела по спорам, вытекающим из соответствующих междуна­родных договоров перевозки грузов в прямом международном ж/д и воздушном сообщении между теми или иными органи­зациями, отправляющими или принимающими груз, с одной стороны, и организациями ж/д или воздушного транспорта - с другой;

    Дела об оспаривании гражданами решений и действий (бездей­ствия) государственных органов, органов местного самоуправ­ления и должностных лиц, нарушающих права и свободы че­ловека и др.

    Судам подведомственны и другие дела, отнесенные законом к их компетенции.

    Суды также рассматривают дела, в которых участвуют ино­странные граждане, лица без гражданства, иностранные пред­приятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или со­глашением сторон.

    Здравствуйте, уважаемые читатели! На блоге был месячный застой, новые статьи не появлялись и никаких вестей от меня не было. Причина проста - был в отпуске. Решил взять небольшой тайм-аут и сейчас вновь берусь за дело.

    Сегодня поговорим о том, как определить подведомственность гражданских дел. Меня уже просили осветить тему подведомственности и подсудности. Выполняю просьбу. Хотел сперва в одной статье рассказать и о том, и о другом. Позже понял, что статья получится слишком объемной и запутанной. Поэтому предлагаю рассмотреть все по отдельности.

    В конце статьи вас ждет очень полезный материал для скачивания. Так что внимательно читайте статью до конца!

    Что такое подведомственность?

    В процессуальном законодательстве официального определения понятия «подведомственность» нет.

    Поэтому будем довольствоваться изысканиями юридической науки.

    Знаете, как расшифровывается слово «подведомственность»? Оно произошло от словосочетания «подвести под ведомство». Иными словами это означало отнести юридическое дело на рассмотрение определенного компетентного государственного органа или учреждения.

    Если совсем коротко, то подведомственность означает, что вопрос находится в ведении определенного органа или учреждения.

    В результате имеем следующее - каждый орган в системе государственной власти занимается делами, отнесенными к его компетенции. Любой орган от ГИБДД до Правительства РФ имеет свой круг задач, которые он решает, и полномочий, позволяющих решать эти задачи.

    Налоговые органы осуществляют надзор за своевременной и полной уплатой налогов. Нотариус совершает нотариальные действия, перечисленные в законе. Думаю, вы поняли и можете сами предложить другой пример.

    Но нас в большей степени интересует подведомственность судам гражданских дел. Здесь все не так просто, как хотелось бы. То и дело возникают проблемы - в какой именно суд обращаться за защитой своих прав? В суд общей юрисдикции или в арбитражный суд? А при оспаривании нормативных актов - обращаться нужно в Конституционный Суд РФ (КС РФ) или в Верховный Суд РФ (ВС РФ)?

    Сперва давайте вспомним как устроена наша российская судебная система.

    Судебная система в Российской Федерации

    Гораздо проще будет вместо длинного описания просто привести схему судебной системы (кликните на схему для увеличения).

    Итак, если идти снизу, то у нас есть суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Обе эти системы возглавляет с недавнего времени ВС РФ. Раньше, систему арбитражных судов возглавлял ВАС РФ, который был упразднен в 2015 году.

    Есть КС РФ - орган конституционного контроля. В некоторых регионах образованы конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

    Помимо государственных судов есть еще третейские.

    Если не ограничиваться рамками России, то есть международные суды (например, всем известный Европейский суд по правам человека - ЕСПЧ). Также случается, что спор может быть подведомственен суду иностранного государства. Чаще всего это споры по сделкам с иностранным элементом. Но не всегда.

    Теперь можно перейти непосредственно к критериям подведомственности.

    Общее правило определения подведомственности спора

    Для дальнейшего понимания вопроса необходимо кратко рассмотреть виды подведомственности:

    • альтернативная - спор уполномочен решать не только суд, но и иной несудебный орган или должностное лицо (например, нотариус, антимонопольная служба, комиссия по трудовым спорам и т. д.);
    • исключительная - спор может быть разрешен только судом (обычно именно здесь и возникает вопрос — какой именно суд?);
    • условная - перед обращением в суд необходимо соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования спора (в арбитражном процессе с 1 июня он станет такой порядок станет обязательным в силу закона);
    • подведомственность, определяемая по связи требований - если заявляется несколько требований, одни из которых подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, и их разделение невозможно, то спор подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

    Сейчас нас интересует исключительная подсудность, когда спор может быть разрешен только судом. И условная — если претензия не будет удовлетворена, то все-равно придется искать правду в суде...

    Возникает вопрос - каким судом в плане подведомственности? Чаще всего выбирать приходится между судом общей юрисдикции и арбитражным судом (дальше для удобства буду писать сокращенно СОЮ и АС соответственно). Как определить, в какой из них подавать исковое заявление?

    Для этого сперва нужно сам спор «пропустить» через систему двух вопросов.

    Первый вопрос - является ли спор экономическим или связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности?

    Если обратиться к ст. 22 ГПК РФ, то СОЮ рассматривают:

    1. исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
    2. дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
    3. дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК РФ;
    4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

    Но, например, исковые дела могут и АС рассматриваться. Поэтому дальше в ГПК РФ сделана оговорка — все перечисленные гражданские дела рассматриваются СОЮ, если они не являются экономическими спорами и делами, связанными с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности.

    Это следует также из содержания ч. 1 ст. 27 АПК РФ.

    Характер спора определяется исходя из сути отношений между сторонами. Он является экономическим, если, во-первых, разногласия возникли между субъектами предпринимательской деятельности и, во-вторых, по поводу этой деятельности.

    Не сразу бывает понятно, что такое «иная экономическая деятельность». Она не всегда напрямую связана с извлечением прибыли, как в случае с предпринимательской деятельностью, но все же влияет на экономические показатели компании. Например, сюда можно отнести споры по поводу управления коммерческой организацией. Оно не является напрямую экономической деятельностью, но связано с ней очень тесно. Различные управленческие решения могут привести компанию к разным результатам — к извлечению огромных прибылей, к ничем не примечательным результатам или вовсе к полному краху.

    Поэтому корпоративные споры рассматриваются, как правило, АС.

    Здесь мы подходим к следующему вопросу.

    Второй вопрос - являются ли стороны спора лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность? Цитирую ч. 2 ст. 27 АПК РФ:

    «Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее — организации и граждане)».

    Итак, в первую очередь нужно определить характер спора. Иногда ответ только на первый вопрос уже определенно может сказать, в какой суд идти. Если он не является экономическим, не вытекает из предпринимательской и иной экономической деятельности, то дело в подавляющем большинстве случаев будет рассматривать СОЮ. Даже если сторона спора осуществляет предпринимательскую деятельность, дело все-равно будет рассматривать СОЮ.

    Например, бракоразводный процесс, стороной которого является гражданин, являющийся ИП. Да, он осуществляет предпринимательскую деятельность, но спор с этой деятельностью никак не связан.

    Если спор экономический - ответить на второй вопрос нашей системы, касающийся статуса сторон, нужно обязательно. В этом случае определяющим признаком является уже статус сторон. Спор связан с экономической деятельностью и все стороны спора являются предпринимателями? Значит, дорога лежит в АС.

    А если одна из сторон не осуществляет предпринимательскую деятельность? Вот у меня было дело, касающееся понуждения к заключению договора найма жилого помещения. Мы — коммерческая организация. С другой стороны — физическое лицо, не обладающее статусом ИП.

    Куда мы пошли с иском? Мы пошли в СОЮ. Для нас этот спор связан с предпринимательской деятельностью. Юридическое лицо намерено извлекать прибыль за счет сдачи жилого помещения по договору найма. Но поскольку с другой стороны обычный «физик», то из этого следует подведомственность спора СОЮ.

    Кому интересно, это дело мы в конечном итоге выиграли. Суд первой инстанции нам в удовлетворении иска отказал, но апелляция отменила это решение и удовлетворила иск.

    Тем не менее статус лица, обращающегося в суд, не всегда является определяющим при определении подведомственности. Иногда гражданин хотя индивидуальным предпринимателем не является, но спор с его участием подлежит рассмотрению АС.

    Специальные правила подведомственности дел арбитражным судам

    Из ч. 2 ст. 27 АПК РФ следует, что дело может рассматриваться АС в случае, когда это предусмотрено самим Кодексом или иным законом. Хотя при анализе дела сквозь призму рассмотренной выше системы двух вопросов мы бы пришли к выводу, что дело должно рассматриваться судом общей юрисдикции.

    Однако исходя из специальных правил, установленных ст. 33 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают следующие дела:

    1. о несостоятельности (банкротстве), в т. ч. банкротстве граждан;
    2. многие виды корпоративных споров, но некоторые из них рассматривают суды общей юрисдикции;
    3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей — вроде бы юридического лица формально нет или лицо статусом ИП не обладает, однако все-равно спор рассматривается в арбитражном суде;
    4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
    5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
    6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
    7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
    8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

    Как вы уже догадываетесь, тут тоже есть свои тонкости. Например, не все корпоративные споры рассматриваются АС. Некоторые из них рассматривают СОЮ.

    Правила подведомственности очень трудно описывать, поскольку нет возможности дать универсальный алгоритм определения вопроса - подлежит ли дело рассмотрению АС или же дело уполномочен рассматривать СОЮ.

    Их немало — этих специальных правил и исключений. Иногда вопрос подведомственности вообще разрешается на уровне судебной практики.

    Я постарался выше доступно обозначить и объяснить общие правила по вопросу определения подведомственности. Но если станем углубляться и делать это в формате статьи, то рискуем запутаться.

    Поэтому я решил поступить по-другому - сделать справочник по подведомственности споров. Он выполнен в форме таблицы, в которой по порядку перечисляются споры, подведомственные СОЮ и АС.


    Следующая статья будет посвящена подсудности. Если справочник по подведомственности окажется востребованным, то сделаю подобный и по подсудности. Так что делитесь своим мнением в комментариях к статье.

    Уважаемые читатели! Буду благодарен, если вы поделитесь этой статьей в социальных сетях

    Если статья оказалась для вас полезной, оставьте, пожалуйста, свой отзыв или мнение ниже в комментариях.

    С уважением, Альберт Садыков

    Ваши данные не разглашаются и не передаются третьим лицам для коммерческого и некоммерческого использования