О том, что ТСЖ обязано сообщать участникам и жильцам дома определенную информацию, сказано в законодательстве.

Внимание! Эти нормативные акты содержат стандарты, согласно которым должны раскрываться сведения.

Стандарты

Главный принцип, которым должно руководствоваться ТСЖ при распространении сведений, это ее достоверность. Кроме того, к стандартам раскрытия информации ТСЖ и ЖСК относится то, что жильцы имеют право знать:

  • общую информацию об организации, управляющей МКД;
  • хозяйственную и финансовую деятельность товарищества;
  • исполнение заключенных ТСЖ соглашений;
  • порядок оказания услуг;
  • стоимость предоставления услуг, тарифы за «коммуналку» и т. д.

Этот перечень считается открытым. Если говорить подробнее, то общая информация о юридическом лице включает следующее:

  1. название;
  2. адрес;
  3. реквизиты документа, удостоверяющего государственную информацию;
  4. график работы правления ТСЖ, включая прием всех желающих;
  5. данные о должностных лицах, входящих в состав руководства организации;
  6. другие подробности (объединение с несколькими ТСЖ и т. д.).

Информация о финансовой и прочей деятельности товарищества включает:

  • бухгалтерскую документацию;
  • отчеты о проведенных работах;
  • протоколы заседаний;
  • результаты различных проверок.

Важно! Сведения должны размещаться в печати или на соответствующих сайтах. Раскрытие информации жилищного комитета ТСЖ и ЖСК осуществляется путем размещения данных на собственный сайт.

Что касается услуг, то жильцы имеют право знать:

  1. уровень качества;
  2. соблюдение правил обслуживания;
  3. условия предоставления услуг;
  4. информацию о соглашения, которые ТСЖ заключает с поставщиками;
  5. сведения, содержащиеся отчетной документации.

Ознакомьтесь далее с некоторыми новыми стандартами в этой сфере:

Жильцы должны быть проинформированы о членских взносах, определенны Уставом ТСЖ, а также о наличии резервного фонда организации.

Речь идет и о фондах на капитальный или текущий ремонт здания. При этом обязательно должен быть указаны средства, аккумулируемые на счетах таких фондов.

Закрытые данные

Все сведения, которых нет в перечни открытой информации, не подлежат разглашению.

Это касается и личных данных, носящих конфиденциальный характер. Таким образом, ни при каких обстоятельствах не должно производиться раскрытие персональных данных в ТСЖ.

Ответственность за нераскрытие информации

Вышеперечисленные нормативные акты содержат нормы, регулирующие ответственность организаций, не предоставляющих открытую информацию. Но с ТСЖ не все так просто.

Дело в том, что соблюдение стандартов является условием лицензирования деятельности юридического лица. А ТСЖ выполняет свою деятельность без лицензии.

Поэтому требовать от такой организации соблюдения стандартов на общих основаниях (как, например, от управляющей компании) нельзя.

Но повлиять на объединение можно. Если жильцами были выявлены нарушения, прямо указывающие на сокрытие данных, можно обратиться в жилинспекцию.

В случае, если факт нарушения подтвердиться, на организацию будет наложен штраф, предусмотренный КоАП.

Запрос на предоставление

При необходимости жилец многоквартирного дома может направить в ТСЖ письмо с просьбой предоставить те или иные сведения. Запрос может быть составлен в письменном или электронном виде. В документе следует указать:

  • название организации;
  • свои личные данные;
  • описание требований;
  • способ получения нужных сведений.

После получения заявления ТСЖ обязано ответить отправителю в течение 10 дней. В письме должно быть отображено заявление жильца, требуемая информация, а также данные должностного лица, предоставившего информацию.

Если товарищество игнорирует письма собственников, те могут обратиться в любую вышестоящую инстанцию.

К примеру, в жилинспекцию или прокуратуру.

Нередко организация оправдывается тем, что в учредительных документах не указан срок рассмотрения писем. Заинтересованному лицу следует уточнить этот вопрос перед отправкой запроса.

В крайнем случае, собственники могут обратиться с исковым заявлением в суд.
Чаще всего это становится необходимым, если контролирующие органы по каким-то причинам не выявили нарушений со стороны ТСЖ.

Внимание! У истца обязательно должны быть доказательства, то организация не выполняет свои обязанности по предоставлению информации жильцам МКД.

Получить интересующие сведения от объединения достаточно просто, нужно лишь знать, что именно подлежит разглашению.

Чаще всего жильцов интересует порядок предоставления различных услуг, отчеты о выполненной работе и т. д. Если же ТСЖ скрывает такие сведения, есть вероятность мошеннических действий о стороны ее председателя и членов правления.

С 1 МАЯ 2015 г. ИЗМЕНИЛОСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАРУШЕНИЯХ ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ УО, ТСЖ, ЖСК. ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ПОЭТАПНЫМ ВВЕДЕНИЕМ ГИС ЖКХ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ САНКЦИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ, ПРЕДЛАГАЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В НОВЕЛЛАХ.

Кто и когда обязан вносить информацию в ГИС ЖКХ

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» упразднил ст. 7.23.1 КоАП РФ с 1 мая 2015 г. (п. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ). Вместо нее действует ст. 13.19.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность для УО, ТСЖ, ЖСК и индивидуальных предпринимателей за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение законного порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо неполное ее размещение или умышленное ее искажение. Обязанность организаций, управляющих МКД, обеспечить свободный доступ к информации об их деятельности посредством ее размещения в ГИС ЖКХ установлена ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, а также ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Здесь есть тонкость. Действие части 10.1 ст. 161 ЖК РФ начинается с 1 июля 2016 г. До этого времени все УО в соответствии с лицензионными требованиями должны раскрывать информацию на сайте www.reformagkh.ru и лишь ту часть, которая указана в ст. 198 ЖК РФ, размещать в ГИС ЖКХ. Это условие обязательно для всех УО с 1 августа 2015 г.

Однако в некоторых регионах субъектами РФ заключено соглашение об опытной эксплуатации системы с Минкомсвязью России, Минстроем России и оператором системы. На основании ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ на территории такого субъекта РФ организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ уже через четыре месяца после вступления в силу соглашения. Перечень регионов, подписавших соглашение, можно увидеть на сайте ГИС ЖКХ.

Таким образом, в общем случае ГИС ЖКХ вводится в эксплуатацию с 1 июня 2016 г. И, соответственно, положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ о размещении информации о финансово-хозяйственной деятельности и предоставляемых услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, применяются до 1 июня 2016 г. Далее будет действовать ч. 10.1 той же статьи (ч. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ).

До 1 июня 2016 г. УО, ТСЖ, ЖСК обязаны публиковать информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Лицензионные требования и информация УО

Однако УО расслабляться нельзя ни при каком случае. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ в число лицензионных требований входит соблюдение УО требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Аналогичное требование включено в перечень лицензионных требований в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Требование подтверждается письмом Минстроя России от 17.06.2015 № 18624-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с раскрытием информации организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УО обеспечивает беспрепятственный доступ к основным показателям ее финансово-хозяйственной деятельности, информации о ее услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Неразмещение информации – это нарушение лицензионных требований.

Предпринимательская деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований согласно ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. – 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – 250 тыс. – 300 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридические лица – 250 тыс. – 300 тыс. руб. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут такую же административную ответственность, как юридические лица.

Судебная практика по искам о нарушении лицензионных требований

Есть примеры судебной практики по статье о нарушении УО лицензионных требований. Приведем их, хотя они и не касаются вопроса размещения информации УО. Решение Октябрьского районного суда Новосибирска от 09.09.2015 по делу № 12-475/2015 подтвердило правомерность привлечения УО к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. Суд не выявил смягчающих обстоятельств для уменьшения суммы штрафа. Решением Коломенского городского суда Московской области от 17.08.2015 по делу № 12-215/2015 ООО «Департамент городского хозяйства» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125 тыс. руб. Суд счел возможным применить минимальный размер штрафа.

В решении Канавинского районного суда Нижнего Новгорода от 21.08.2015 по делу № 12-682/2015 суд определил, что УО допущены нарушения пп. 4.4.1 и 4.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя от № 170, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании, а также ч. 2.3 ЖК РФ.

Суд квалифицировал действия УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований и назначил штраф в размере половины минимального – 125 тыс. руб.

Подольский городской суд Московской области от 27.08.2015 по делу № 12-368/2015 снизил первоначально определенный мировым судьей штраф в связи с тем, что МКД внесен в план по Программе переселения из аварийного и ветхого жилья. Суд определил привлечение УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ изменить и снизить размер назначенного штрафа до 125 тыс. руб.

Кировский районный суд Самары от 29.09.2015 по делу № 12-454/2015 признал фактические обстоятельства дела соответствующими собранным доказательствам и квалифицировал действия директора УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Однако суд признал смягчающими обстоятельствами:

  • устранение нарушения на момент рассмотрения дела;
  • финансовое состояние директора УО, его средний заработок, наличие на иждивении сына.

На этом основании штраф назначен ниже низшего уровня с учетом требования ч 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 25 тыс. руб.

Также есть примеры прекращения производства по делам об административном правонарушении за малозначительностью в случае, когда УО незамедлительно исправила все нарушения (решение Приокского районного суда Нижнего Новгорода от 11.09.2015 по делу № 12-334/2015).

Требования к информации

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может быть объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон об информации).

Любое лицо может свободно пользоваться информацией и передавать ее другому лицу, если доступ к ней либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения не ограничены федеральными законами.

В правоприменительной практике (например, в определении Верховного Суда РФ от 02.12.2014 № 35-КГпр14-5, постановлениях ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1766/2014 по делу № А40-23492/13-138-219, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32-5215/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А27-8634/2011 и др.) в целом поддержана позиция законодателя об отнесении к информации любых сведений, в том числе запрещенных и конфиденциальных.

В научной доктрине сформировалось представление о том, что информация должна отвечать следующим основным требованиям:

  • надежность: распространяемая информация должна отражать реальное, достоверное состояние объекта;
  • актуальность: несмотря на то что чаще информация ориентирована на многократность использования, она должна быть своевременной и уместной;
  • понятность: содержание распространяемой информации должно быть понятно ее адресату, в противном случае цель ее распространения будет неоправданной.

Наиболее распространенным ограничением к доступу информации, определенной федеральным законодательством, следует указать общее правило ч. 6 ст. 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Если размещение открытой информации в ГИС ЖКХ может повлечь нарушение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, то такая публикация прекращается по судебному решению.

Пример:

Если открытые данные ГИС ЖКХ нарушают требования Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», то обладатель коммерческой тайны в судебном порядке может восстановить свои права.

Если же размещение открытой информации нарушает требования Федерального закона «О персональных данных», то оно должно быть приостановлено (прекращено) по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзора). В статье 3 Федерального закона «О персональных данных» обозначено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). То есть все сведения, касающиеся только одного человека, могут быть его персональными данными.

Статья Е.В. Шерешовец, директора компании «КИТ», члена Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, зав. кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ.